96549

Хозяйственной механизм и экономическая среда функционирования торговли

Лекция

Экономическая теория и математическое моделирование

Хозяйственной механизм и экономическая среда функционирования торговли Понятие и основные элементы хозяйственного механизма Эффективность функционирования любой торговой организации определяется механизмом хозяйствования. Поэтому каждой организации необходим поиск и взаимоувязка как административных так и экономических методов с учетом...

Русский

2015-10-07

38.35 KB

0 чел.

Тема 4. Хозяйственной механизм и экономическая среда функционирования торговли

  1.  Понятие и основные элементы хозяйственного механизма

Эффективность функционирования любой торговой организации определяется механизмом хозяйствования. Именно через этот механизм происходит сочетание интересов работников,

Механизм хозяйствования торговли представляет собой совокупность взаимосвязанных форм и методов управления, используемых для целенаправленного воздействия на торговую деятельность. ХМ сознательно создается и планомерно используется людьми.

Все многообразие форм и методов можно разделить на 2 группы:

  1.  Административные методы основаны на авторитете власти и по своей природе носят директивный характер. При использовании этих методов руководитель воздействует на подчиненные звенья, группы работников либо отдельных работников. Инструментами реализации такого механизма являются приказы, распоряжения, инструкции.
  2.  Экономические методы базируются на использовании материальных интересов. Инструментами являются экономические рычаги и стимулы: зарплата, премии, прибыль, экономические нормативы.

Эти 2 группы методов не исключают друг друга, поскольку слишком детальная регламентация и отдельных работников коллектива с помощью административно-распорядительных методов ограничивает и мотивации. Однако действие только через экономические стимулы без регламентации может привести к снижению целеустремленности. Поэтому каждой организации необходим поиск и взаимоувязка как административных, так и экономических методов с учетом специфики среды функционирования организации.

Основными требованиями, предъявляемые к механизму хозяйствования:

  1.  Научная обоснованность и ориентация всех его элементов на повышение эффективности
  2.  Наличие прямых и обратных связей между элементами механизма
  3.  Комплексность взаимосвязей, обеспечивающих его целостность
  4.  Непрерывность функционирования
  5.  Гибкость, способность к оперативному изменению форм и методов хозяйствования при изменении среды.

Хозяйственный механизм – это сложное и многоплановое понятие – система хозяйствования, основными структурными элементами которой являются:

  1.  Хозрасчетные отношения
  2.  Планирование хозяйственной деятельности  
  3.  Стимулирование к повышению эффективности деятельности
  4.  Организационная структура управления.

Хозрасчет непосредственно связан с экономическим интересом и предусматривает обоснование экономической целесообразности осуществления деятельности.

Хозрасчет рассматривают в 2 аспектах:

  1.  Хозрасчет как экономическая категория выражает возможность экономного ведения хозяйства с использованием денежных отношений и материальной заинтересованности работником. Он выражает экономическое отношение, складывающееся между субъектами хозяйствования.
  2.  Хозрасчет как метод ведения хозяйства основан на действии закона стоимости и предполагает соизмерение затрат с результатами хозяйственной деятельности.

Хозрасчет создает заинтересованность у коллектива предприятия в рациональном использовании ресурсов, недопущении непроизводительных расходов, то есть выступает как средство режима экономии. В данном случае позволяет задействовать принцип материальной заинтересованности коллектива.

Ключевые принципы хозрасчета:

  1.  Самоокупаемость, самофинансирование – это осуществление деятельности за счет собственных средств
  2.  Материальная заинтересованность работников в результатах труда. Она обеспечивается за счет стимулов: цены, надбавки, скидки, доходы, прибыль, зарплата.
  3.  Материальная ответственность за результаты ХД  
  4.  Преимущественное использование экономических рычагов и стимулов по отношению к административным.

Планирование – это центральный и наиболее сложный элемент ХМ, с помощью которого реализуется стратегия развития организации, используются экономические рычаги и стимулы, а также задействуются все остальные элементы ХМ: формы, организация, принципы и методы планирования, структура, показатели, порядок разработки и утверждение плана, и другие компоненты планирования.

Стимулирование базируется на использовании экономических интересов. На уровне торгового бизнеса стимулирование направлено на рост производительности труда, повышение качества обслуживания, снижение затрат на осуществление деятельности, увеличение прибыли и других показателей. Экономическое стимулирование реализуется через систему оплаты труда, механизм распределения прибыли. Моральное стимулирование осуществляется посредством выражения благодарности, почетной грамоты и званий.

Организационная структура управления является организованной формой разделения труда и полномочий между подразделениями и работниками организации. Она реализуется через решение комплекса вопросов, схем и алгоритмов управления, определением функций, прав, взаимоотношений, ответственности органов управления, совершенствованиями стилей и норм управления, а также расстановкой кадров.

ХМ торговой организации постоянно динамичен. Он развивается и совершенствуется. Изменяется уровень производительных сил, потребности населения, что обуславливает необходимость постоянного механизма хозяйствования. Критерии эффективности этого процесса – рост прибыльности торгового бизнеса

  1.  Внешняя и внутренняя среда функционирования торговли

Торговое предприятие представляет систему. Ни одна экономическая система  не находится в дифференцированной среде. Экономисты среду окружения предприятия характеризуют широтой и частотой воздействия. С этих позиций среду можно разделить на среду ближайшего окружения или отдаленную среду.

Все силы отдаленной среды по своему функциональному признаку делят на социальные, экономические, политические и технологические.

Социальная среда включает рассмотрение и анализ факторов и аспектов: населения, демографический состав, половозрастная структура, стиль жизни, привычки и ценности, этические  и религиозные основы общества.

Политическая среда делится на правовую и государственную. Политическую среда включает взаимоотношения организации как с поставщиком товаров, а также регулирующим и руководящим звеном.

Технологическая среда может создавать как дополнительные преимущества, так и ограничения. В соответствии с изменениями в технологии изменяется численность и качественный состав рабочей силы.

Экономическая среда подобно другим не находится в состоянии покоя и оказывает особое влияние из-за своих динамических изменений. Обладание знаниями в области экономики не является гарантией в успехе, но позволяет отлеживать тенденции в изменении экономической среды, а также прогнозировать возможные ее состояния. Сюда входят: ВВП, ПБ, ЭР, ЭКС, ИМП.

Есть традиционная точка зрения, в соответствии с которой можно разделить на внешнюю и внутреннюю. Среда не бывает стабильной. Она постоянно изменяется и необходимо уметь реагировать на эти изменения  и приспосабливаться к негативным и позитивным изменениям.

Под внешней средой понимаются все условия и факторы, возникающие независимо от организации, но оказывающие влияние на ее состояние.

Основные факторы внешней среды:

К факторам прямого воздействия относят:

  1.  Характер и состояние рыночных отношений
  2.  состояние спроса и предложения
  3.  Уровень требований потребителей к товарам
  4.  Наличие и деятельность предприятия конкурента
  5.  Характер отношений торговых организаций с поставщиками
  6.  Условие взаимоотношений с финансовыми институтами.

К факторам косвенного воздействия относят:

  1.  Стабильность государственной экономической и социальной политик
  2.  Финансово-кредитная и налоговая политика
  3.  Рост покупательной способности населения
  4.  Развитие отраслей промышленности по производству торгово-технологического оборудования
  5.  Обеспеченность организаций средствами коммуникации
  6.  Развитие внешнеэкономических связей.

Внутренняя среда. Под ней понимаются конкретные решения, состоит из различных компонентов. Внутренняя среда может быть представлена функциональными областями: кадровая, финансы и бух учет, обеспечение поставками, исследования развития и изобретения, распределения продукции и доведение товаров до потребителя, производственная, маркетинг. Микросреда создает условия для выкладки решения в области деятельности в зависимости от влияния внешних сил. Генераторами являются поставщики, конкуренты и потребители.

В группу контактных аудиторий можно включить: инвесторы, СМИ, государственные учреждения, занимающиеся контролем и регулированием торговой деятельности, общественные организации, местные контактные аудитории, собственные служащие.

В качестве основных показателей внешней среды: объем производства предметов потребления, численность и состав населения, денежные доходы и расходы, сведения о составе семей, структуре их доходов и расходов, объем и структура оборота и материально-техническая база конкурирующих систем, информация о местных ресурсах.

Показатели внутренней среды: розничный и оптовый оборот, материально-техническая база, труд и зарплата, доходы торговой организации, расходы, прибыль и рентабельность.

  1.  Показатели оценки результатов торговой деятельности

В процессе анализа и планирования используется целая система показателей.

Выделяют натуральные и стоимостные, абсолютные и относительные, количественные и качественные, расчетные и утверждаемые.

Экономические условия торговой деятельности характеризуются критериями  и показателями:

  1.  Торгово-производственная деятельность (объем товарооборота, ПВ, торговая площадь, складская площадь, количество посадочных мест), режим работы, состояние и структура торговой сети, товарное обеспечение (объемы закупок и поступлений), расходы на реализацию, доходы от реализации, прибыль и рентабельность
  2.  Финансовая: объем и структура капитала, объем и структура инвестиций, ликвидность и платежеспособность, оборачиваемость активов и капитала.
  3.  Кадровая: укомплектованность штата, зарплата, производительность труда
  4.  Ком деятельность: ассортиментная политика, организация хозяйственных связей, характер сделок и их эффективность, ценовая политика, конкурентоспособность
  5.  Организация и управления деятельностью: система планирования, рациональность организационной структуры, информационное обеспечение.

  1.  Экономические цели организации

Деятельность торговой организации на рынке направлена на достижение определенных стратегических целей и решение тактических задач, которые позволяют обеспечить эффективность предприятию его конкурентоспособность на рынке.

Классификация целей торговой организации:

  1.  Жизненно необходимые
  2.  В зависимости от фактора времени: перспективные и текущие
  3.  От отношения главной цели: конечные и промежуточные

Главной целью является получение прибыли, достижение и укрепление устойчивого положения на рынке. В качестве промежуточных: расширение ассортимента, вовлечение в оборот новых видов ресурсов, введение новшеств и технологий. Если цель – получение прибыли, то цель государства – обеспечение удовлетворения спроса населения.

Достижение цели предприятием при нормальной экономической и политической ситуации, поскольку получение прибыли возможно в том случае, когда реализуемая продукция соответствует предъявляемому спросу.

Выбор приоритетных целей зависит от жизненного цикла организации.

  1.  На стадии создания организации является выживание на рынке. Задача - выход на рынок.
  2.  На стадии становления выступает ускоренный рост уровня продаж и прибыли, завоевание ниши на рынке.
  3.  На стадии зрелости выступает формирование имиджа организации, а основной задачей – укрепление на освоенном рынке, на стадии старения – сохранение достигнутых позиций.
  4.  На стадии возрождения – оживление, поиск импульсов и стимулов для деятельности, задачи – перевооружение, внедрение новых технологий.

Требования: определяется не одна, а несколько целей на основе комплексного анализа, связанным с функционированием организации и обеспечивается механизм взаимосвязи межу этими целями, цели реальные и выполнимые. Цели должны быть избирательными. Цель формируется на кратко и долгосрочный период.

  1.  Стратегические как условие достижения экономических целей

Стратегия – это долгосрочное качественно определённое направление развития организации , касающейся сферы, средств и формы её деятельности. Системы взаимоотношений внутри организации, а также позиции организации в окружающей среде, приводящее организацию к её целям.

Стратегии выбираются с учётом:

  1.  Конкурентные позиции фирмы в данной стратегической зоне хозяйствования.
  2.  Перспектив развития самой стратегической зоны хозяйствования.
  3.  В некоторых случаях с учётом технологии, которыми располагает фирма.

Реализация стратегий является критическим процессом, так как именно он в случае успешного осуществления приводит организацию к достижению поставленных целей. Реализация стратегии осуществляется через разработку программ бюджетов и процедур, которые можно рассматривать как средне срочные и краткосрочные планы реализации стратегий.

Основные составляющие успешного выполнения стратегий:

  1.   Цели стратегии и планы доводятся до работников с тем, чтобы достичь с их стороны понимания того к чему стремится организация. И вовлечь в процесс организации стратегии.
  2.   Руководство своевременно обеспечивает поступление всех необходимых реализаций стратегий в ресурсах. Реформирует план для реализации стратегии.
  3.   В процессе реализации стратегии каждый уровень руководства решает свои задачи и осуществляет закреплённые за ним функции.

Оценка выбранной стратегии заключается в ответе на вопрос: приведёт ли она к достижению фирмой своих целей?.  Если стратегия соответствует целям фирмы, то дальнейшая её оценка проводится по следующим направлениям:

  1.  Соответствие выбранной стратегии состоянию и требованиям окружения.
  2.  Соответствие выбранной стратегии потенциалу и возможностям фирмы.
  3.  Приемлемость риска заложенного в стратегии.

Результаты реализации стратегии оцениваются и с помощью системы обратной связи осуществляется контроль деятельности организации в ходе которого может происходить корректировка предыдущих этапов.

Принципы стратегического контроля.

Из-за неопределённости и неточности подсчётов стратегический проект может легко превратится в пустую затею. Допускать этого нельзя. В отличии от обычной практики производственного контроля внимание должно быть сконцентрировано на окупаемости расходов. В каждой контрольной точке необходимо делать оценку окупаемости расходов, в течении жизненного цикла нового товара. До тех пор пока окупаемость улучшает контрольный уровень реализацию проекта следует продолжать. Когда она окажется ниже этого уровня следует рассмотреть и другие возможности в том числе прекращение проекта. Ключевую роль в решения стратегических задач организации играет стратегическое планирование под которым понимается процесс соблюдения равновесия между целями и возможностями организации в изменяющихся условиях.

Цели стратегического планирования:

  1.  Оценить наиболее перспективные области деятельности организации, обеспечивающие рост и процветание.

Стратегическое планирование – это набор действий и решений, которые ведут  к разработке специфических решений, которые помогут предприятию достичь своих целей.

Процесс стратегического планирования  - это совокупность последовательных этапов по формированию целей и действий предприятия, с учётом динамичной среды.

Процесс стратегического планирования может быть представлен в виде следующего алгоритма, который включает 8 этапов:

  1.  Стратегический анализ включает в себя диагностику внешней и внутренней среды предприятия.
  2.  Выбор конкретных позиций для стратегических зон хозяйствования.
  3.  Оценка возможностей стратегических позиций. ( уровень привлекательности и конкурентноспособности).
  4.  Планирование по функциям и технико-экономическое планирование.
  5.  Финансовый план предприятия.
  6.  Разработка основных показателей стратегического плана.
  7.  Контроль или корректировка плана

В процессе стратегического планирования решается 4 задачи:

  1.  Распределение ресурсов.
  2.  Адаптация к внешней среде.
  3.  Внутреннее равновесие.
  4.  Организационно стратегическое предвидение.

Процесс планирования является первым этапом общей деятельности фирмы. Стратегия – это направление деятельности предприятия. Стратегия – неотъемлемая часть функционирования организации в рыночных условиях, классификация стратегии зависит от уровня управления на котором она рассматривается, на предприятии существует тесная взаимосвязь тактического и стратегического планирования. На основе выбранных стратегий разрабатывается тактическая деятельность организации.

  1.  Понятие стратегического потенциала организации. Показатели и факторы его характеризующие

Стратегический потенциал – это мера способности и готовности организации выполнить задачи, обеспечивающие достижение поставленной стратегической цели. На основе совместного рассмотрения стратегического потенциала и стратегического климата определяется стратегическая позиция.

Требования, которые ставит перед организацией внешняя среда, определяют главное направление потенциала организации и её стратегическую линию поведения. Под стратегическим потенциалом любой организации понимается совокупность имеющихся ресурсов и возможностей нужных для реализации стратегии организации

Потенциал (1980) этимологическое значение – скрытые возможности, мощность, силу. Широкая его трактовка определяет его как источник возможностей, средств, запаса, которые могут быть приведены в действие, использованные для решения какой-либо задачи или достижения какой-либо цели. А также возможности отдельного лица в определённой области. Также это обобщённая характеристика ресурсов привязанная к месту и времени.

  1.  Потенциал – это совокупность необходимых для развития системы различных ресурсов, связанных с функционированием производства и ускорением НТП.
  2.  Потенциал – система материальных и трудовых факторов обеспечивающих достижение цели.
  3.  Потенциал – способность комплекса ресурсов решать поставленные задачи.  

Потенциал имеет синергетический эффект. На этой основе делается вывод о том, что чем удачнее сложилась структура объекта чем в большем соответствии находятся его структурные и функциональные элементы, тем выше его потенциал и эффективность.

Необходимо различать потенциал и резервы.

Резерв – это запас. Различия между этими понятиями в том, что потенциал содержит как сущее так и потенциальное. А резервы только потенциальное и неиспользуемое. Функции резервов гораздо шире, чем сглаживание стихийных бедствий.

Важнейшая их функция – это предотвращение нарушений хода производства в следствии ускорения НТП. Потенциал концентрирует в себе одновременно три уровня связей и отношений: отражает прошлое, характеризует настоящее с точки зрения практического применения и использования наличных способностей, потенциал ориентирован на развитие и будущее. Потенциал содержит в себе в качестве потенции элементы будущего развития.

Объемы и структура торговой деятельности, технический уровень развития отрасли, а также накопленные материальные и духовные ценности в совокупности формируют потенциал отрасли торговли. Он характеризуется максимально возможной способностью отрасли рационально использовать и гармонично сочетать все располагаемые ресурсы в целях повышения национального дохода, повышение уровня благосостояния населения и безопасности страны.

По мере развития матерально-технической базы и появления опыта торговая организация наращивает свой ресурсный, кадровый и производственный потенциал. И одновременно достигает пика своих возможностей на данном сегменте рынка.  Поэтому каждой торговой организации важно грамотно оценивать свой потенциал.

Выделяют базовый или исходный уровень стратегического потенциала. И отдалённый по  времени. Потенциал может быть положительным и отрицательным.

Сравнение базового и требуемого уровня стратегического потенциала позволяет выявить резервы организации либо дополнительные потребности в ресурсах. Основная проблема руководителя – это адаптация организации к внешней среде.

Если мы определим стратегический потенциал организации как совокупность средств , возможности и ресурсов ля осуществления текущей деятельности развития организации, то информацию о потенциале предприятия можно в дальнейшем использовать как инструмент для повышения его конкурентноспособности.

Есть несколько потенциалов организации:

  1.  Финансовый потенциал. Возможность собственного капитала, а также возможность привлечения средств.
  2.  Производственный потенциал – это совокупность возможностей машин, оборудования и зданий для осуществления экономической деятельности организацией.
  3.  Потенциал системы управления – это комплекс возможностей предоставляемый организационной структурой.
  4.  Интеллектуальный потенциал.

Стратегический потенциал организации можно представить как функцию. Зная ресурсы которыми обладает организация можно вычислить её потенциал.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

58047. Додавання, віднімання, порівняння та округлення десяткових дробів 61.5 KB
  Мета: Повторити основні поняття з теми: «Десяткові дроби. Додавання, віднімання, порівняння та округлення десяткових дробів» при розв’язанні задач; Звернути увагу на практичний вміст математичних задач; Сприяти розвитку творчих здібностей учнів та їх естетичного сприйняття.
58048. Стихійні явища природи. Екологічні проблеми. Природоохоронні території Африки 63.5 KB
  Мета. Формувати в учнів знання про основні види стихійних явищ, екологічні проблеми та природоохоронні території Африки, сприяючи розвиткові комплексного світосприйняття шляхом екологічного виховання; розвивати навики роботи з картою, просторово-логічне мислення, память; виховувати культуру спілкування.
58049. Узагальнення і систематизація знань учнів по темі «Нерівності» 297.5 KB
  Розвивати логічне мислення. Розвивати почуття краси в математиці. Я думаю що на цьому уроці ми розкриємо красу математичних закономірностей покажемо творчість і досконалість математичної мови при повторенні питань даної теми: Розв’язування нерівностей...
58050. Графічний метод розв’язування рівнянь, нерівностей та їх систем 1.09 MB
  Мета: удосконалення вмінь та навичок учнів при розв’язуванні рівнянь, нерівностей та їх систем графічним методом; розвиток творчих здібностей засобами розв’язування нестандартних завдань; виховання культури математичного мовлення, графічної культури; стимулювання творчої активності, формування комунікативної компетентності...
58051. Построение сечений многогранников 24.86 MB
  Образовательные: ввести понятие сечения многогранника; рассмотреть способы решения задач на построение сечений многогранников на основе аксиоматики. Развивающие: развивать пространственное воображение обучающихся; формировать умения чётко и ясно излагать свои мысли; совершенствовать графическую культуру.
58052. У світі синусоїдів. Урок дослідження. (Методом проектів) 724 KB
  Доведено що будьяке періодичне коливання можна зобразити як суму синусоїдальних коливань. Частоти цих синусоїдальних коливань називають спектром складного коливання. Розкладання складного коливання на суму синусоїдальних коливань називають спектральним аналізом коливання. Спектральним аналізом коливань користуються для розрахунку різних конструкцій.
58053. Урок навчання грамоти. Читання 80 KB
  МЕТА: повторити вивчені букви, формувати навички читання слів і речень з вивченими буквами; вдосконалювати навички побудови звуко-складових моделей; розвивати мовлення учнів, мислення; виховувати інтерес до уроку читання.
58054. Види трикутників. Рівнобедрений трикутник 88 KB
  Навчальна мета: ознайомити з видами трикутників, їх властивостями, ознайомити з історією розвитку поняття «трикутника» та розглянути використання властивостей трикутників в житті; закріплювати основні поняття теми «Трикутники»...
58055. Сучасний урок – це дзеркало загальної і педагогічної культури вчителя 251 KB
  Чітке формулювання освітніх завдань у цілому та його складових, їх звязок із розвивальними та виховними завданнями; Визначення місця в загальній системі уроків; Визначення оптимального змісту уроку відповідно до вимог навчальної програми та мети уроку...