96551

Торговля в период перехода к рыночной экономике

Лекция

Экономическая теория и математическое моделирование

Стратегические задачи для реализации устойчивого развития: максимизация стоимости организаций в соответствии с имеющимся ресурсным потенциалом и рыночной конъюнктурой достижение оптимальной пропорциональности между продажами прибылью рисками достижение инновационной активности торговых систем высокое качество...

Русский

2015-10-07

89.32 KB

0 чел.

Тема 2. Торговля в период перехода к рыночной экономике

  1.  Необходимость, цели и задачи реформирования торговли

Существующая экономическая ситуация характеризуется высокой степенью неопределенности, которая связана с тем, что уже не существует административно-командной экономики, но еще в полной мере не сформировалась рыночная система хозяйствования, рыночная инфраструктура, достаточно высокие темпы инфляции, сохраняется определенный уровень дефицитности.

В этих условиях организации важно видеть цели своего развития,  уметь их количественно выразить, умело адаптироваться к изменениям внешнего весьма мобильного окружения. Организации и предприятию необходима новая система планирования и хозяйствования и новая система показателей. В таких условиях многие предприятия ориентированы на выживание и соответственно они планируют показатели, которые характеризуют тот или иной уровень выживания.

Однако это приводит:

  1.  потери перспективы деятельности
  2.  нерациональное использование производственного потенциала
  3.  нацеленность на ценовые факторы
  4.  борьба за удержание определенного сегмента рынка
  5.  сохранение тенденции монополизма
  6.  недостаточно изучений и применений на практике рыночных возможностей.

В развитии потребительского рынка остается много нерешенных проблем:  

  1.  не преодолена резкая дифференциация денежных доходов
  2.  более 4/5 в общей структуре населения составляют денежные расходы на покупку товаров и оплату услуг, причем более половины на приобретение продуктов питания
  3.  доля накоплений во вкладах незначительна
  4.  на отдельных товарных рынках имеет место ассортиментно-качественная несбалансированность товарного предложения и спроса
  5.  продолжается рост запасов готовой продукции
  6.  нарастание дебиторской задолженности
  7.  система квотирования для воздействия на торговлю не эффективна
  8.  сертификация происхождения товаров
  9.  регистрация торговых субъектов осуществляется без учета тенденции
  10.  экономический рост не сопровождается экономическим развитием
  11.  при значительных темпах роста товарооборота финансовое положение организации нельзя назвать удовлетворительным
  12.  техническое и технологическое развитие торговли не соответствует мировым тенденциям
  13.  высокие процентные ставки по кредитам
  14.  устарела инфраструктура
  15.  недостаточность информации о конъюнктуре рынка затрудняет принятие управленческих решений
  16.  Серьезным барьером является низкая предпринимательская культура.

Организация экономики в целом является одной из актуальных проблем белорусской экономики.

Стратегия многопланова и содержит:

  1.  конкурентная среда
  2.  стратегия роста
  3.  маркетинговая и ценовая стратегия

Для построения программы устойчивого развития немаловажна оценка удовлетворенности спроса и обслуживания покупателей, которую можно проанализировать при помощи:

  1.  индекс физического объема товарооборота
  2.  степень удовлетворения спроса
  3.  степень оседания товаров в запасах
  4.  степень обновления ассортимента товаров
  5.  коэффициент устойчивости ассортимента
  6.  коэффициент дополнительного обслуживания
  7.  коэффициент социальной эффективности

Достижению развитию способствует решение задач:

  1.  Обеспечение доступности потребительского рынка в цивилизованных формах его организации для абсолютного большинства населения
  2.  Обеспечение прав граждан на безопасность товаров
  3.  Формирование развитой системы товародвижения, создающей благоприятные возможности для отечественных товаропроизводителей и способствующей оптимизации на рынке соотношению импортных и отечественных товаров
  4.  Существенное ограничение для теневого оборота
  5.  Достижение оптимального отношения внемагазинного и магазинного форм
  6.  Обеспечение приоритетов корпоративного управления в развитии торговой сети
  7.  Укрепление нормативной базы
  8.  Создание единой информационной системы внутренней торговли.

Средствами решения данных задач:

  1.  Целенаправленные структурные изменения на потребительском рынке, способные обеспечить приоритетное развитие отдельных звеньев торговой системы при общем соблюдении принципов рыночного разнообразия субъектов торговой деятельности
  2.  Стимулирование развития интеграционных процессов в торговле
  3.  Совершенствование системы госконтроля, безопасности и качества товаров и услуг на принципах обеспечения единства прав и ответственности производителей, поставщиков и продавцов
  4.  Рационализация системы государственного регулирования торговой деятельности
  5.  Стимулирование на переход корпоративного управления субъектами торговой деятельности.

Для успешной реализации стратегии развития торговли на уровне государства необходимо разработать систему внешних и внутренних индикаторов, на основе которых должна осуществляться оценка динамики развития отрасли.

В качестве внешних индикаторов можно использовать:

  1.  котировка акций
  2.  изменение балансовой стоимости организации
  3.  торговая маржа
  4.  оборачиваемость торговых средств
  5.  объем инвестиции на одного работника
  6.  инвестиции на один рубль товарооборота
  7.  соотношение темпов роста производительности труда и зарплаты
  8.  уровень морально и физически изношенного оборудования.

В качестве внутренних индикаторов можно использовать:

  1.  индексы и темпы роста товарооборота
  2.  индекс изменения цен
  3.  объем товарных ресурсов
  4.  оборачиваемость товарных запасов
  5.  рентабельность продаж и текущих затрат
  6.  платежеспособность
  7.  ликвидность
  8.  соотношение дебиторской и кредиторской задолженности
  9.  доля продовольственных и непродовольственных товаров в общем объеме товарооборота
  10.  доля торговой площади в общей площади
  11.  доля работников с высшим образованием
  12.  доля товаров отечественного производства в общем объеме товарооборота.

Целевыми установками торговых организации в условиях демонополизации должны стать:

  1.  рост прибыли и рентабельности
  2.  учет спроса и поведения потребителей
  3.  обеспечение конкурентоспособности
  4.  увеличение доли рынка
  5.  возрастание стоимости активов торговой организации.

Стратегические задачи для реализации устойчивого развития:

  1.  максимизация стоимости организаций в соответствии с имеющимся ресурсным потенциалом и рыночной конъюнктурой
  2.  достижение оптимальной пропорциональности между продажами, прибылью, рисками
  3.  достижение инновационной активности торговых систем
  4.  высокое качество обслуживания и культура торговли
  5.  заинтересованность собственников в устойчивом длительном развитии
  6.  накопление достаточного объема финансовых ресурсов
  7.  устойчивое постоянное возрастание стоимости организации
  8.  разработка эффективных программ участия сотрудников в конечных результатах деятельности в любой торговой организации.

Стратегия развития существенно трансформируется в зависимости от стадии жизненного цикла торговой организации. Поскольку каждой задаче соответствуют цели и интересы. Это отражается на тактике поведения организации на рынке.

  1.  Приватизация и разгосударствление как предпосылка для развития предпринимательства и торгового бизнеса

Согласно закону РБ о разгосударствлении и приватизации:

Разгосударствление – это передача собственности физическим лицам полностью или частично функции управления хозяйствующими субъектами.

Приватизация – это приобретение физическими и юридическими лицами права собственности на объекты, принадлежащие государству.

Разгосударствление – это весьма сложный процесс.

В широком смысле понимают процесс диверсификации прав собственности, переход от монополии одной форм монополии к их многообразию, смены форм хозяйствования, внутреннего преобразования самой государственной собственности.

Это также

  1.  процесс превращения работников в непосредственных субъектов присвоения
  2.  процесс экономического отделения государственных предприятий от государства и перехода экономической ответственности
  3.  децентрализация управления и освобождение государства от функции непосредственного хозяйственного управления.

В узком смысле: это сокращение доли государственной собственности во всех секторах экономики.

Приватизация означает переход собственности в руки частного владельца, однако буквальный перевод в настоящее время не отражает всю сферу применения данного понятия.

Можно выделить две основные группы факторов на успех приватизации:

  1.  внешние факторы, которые определяются внешней и внутренней политикой, наличием правовой базы, соответствующей налоговой и финансовой политикой, организационной структурой
  2.  факторы, определяющие готовность населения к предпринимательству и наличие реальной возможности заниматься им.

Эти факторы затрагивают формирование иного поведения человека, которое характеризуется самостоятельностью, ответственностью и работой в  режиме риска.

Процесс приватизации должен осуществляться только на добровольной основе. Государственная и частная собственность должна быть в соотношении, которое обеспечило бы наибольшую эффективность и динамизм народного хозяйства.

Доля государственной собственности не может сведена к нулю, поскольку рыночная экономика и рыночного типа предполагают роль государства как субъекта предпринимательской деятельности. В этом случае разгосударствление – это глубокое изменение роли и функции государства, а также уход от диктата и монополии государства.

Разгосударствление в 2 направлениях:

  1.  ограничение вмешательства государства в хозяйственную жизнь предприятия
  2.  создания новых, основанных на негосударственной форме собственности, а также основе приватизации уже действующих предприятий.

Объектами приватизации могут быть государственные организации, а также государственное имущество в виде материальных и нематериальных активов.

Субъектами являются граждане РБ, юридические лица, деятельность которых основана на негосударственной форме собственности, трудовые коллективы государственных предприятий, иностранные инвесторы.

Не подлежат приватизации:

  1.  предприятия, имеющие важное значение в укреплении обороноспособности и безопасности государства
  2.  предприятия, на которые распространяется монополия государства
  3.  госпредприятия, обеспечивающие решения макроэкономических задач и выполнение госорганами своих прямых функций,
  4.  госпредприятия, состояние которых не в состоянии обеспечить эффективное состояние объекта.

В качестве принципов приватизации можно выделить:

  1.  сочетание возмездного и безвозмездного при приоритете платных форм
  2.  право каждого гражданина на безвозмездное получение части имущества через приватизационные чеки имущества
  3.  дифференциация форм методов приватизации, применительно к отдельным объектам с учетом их местоположения, технического состояния, значимости, конкурентоспособности
  4.  предоставление социальные гарантии членам трудового коллектива
  5.  постепенность, поэтапность, широкая гласность проводимых процессов и контроль со стороны государства.

Преобразование предприятий в ОАО и выкуп арендованными предприятиями осуществлялись на основе предложения трудовых коллективов. При отсутствии их инициатором могут быть соответствующие исполнительные и распорядительные органы.

При продаже государственных объектов на аукционах и по конкурсу оплата осуществлялась только за денежные средства. В период проведения безвозмездной приватизации до 50% принадлежащих государству акции ОАО, созданных в процессе приватизации, и арендных обменивалось на именные приватизационные чеками имущества.

Членам трудовых коллективов обмен осуществлялся в первоочередном порядке и по цене на 20% ниже от номинальной стоимости. При приватизации арендных предприятий 50% могло быть оплачено именными чеками. Остальная часть приобретаемого имущества оплачивалась денежными средствами на 20% ниже стоимости.

Арендное предприятие имело право выплачивать стоимость в рассрочку в течении 3 лет с учетом индексации платежей. Акции, приобретенные гражданами РБ у государства за денежные средства на льготных условиях и на обмен на чеки не могут быть отчуждены в течение периода в безвозмездной приватизации (период хождения чеков имущества).

Сегодня в РБ более 460 правовых актов регулируют вопросы разгосударствления. Для того, чтобы грамотно провести этот процесс необходимо быть квалифицированным специалистом.

  1.  Механизм и способы приватизации и разгосударствления

В экономике исторически рассматривалось 4 подхода к приватизации. Первые два предполагают бесплатную, 3 – продажа, 4 различные.

Сторонники первого подхода исходят из безвозмездной передачи трудовым коллективам.

Второй подход базируется на том, что каждый гражданин является совладельцем всего госимущества и может претендовать на свою долю. В качестве критериев предлагались: общие, стаж работы, сумма полученного заработка.

Третий подход предполагает прямую продажу госсобственности через аукцион.

При первом подходе процесс приватизации шел бы достаточно  быстро – одно преимущество. Недостаток - работники технически хорошо оснащенных стали бы обладателями значительной части собственности, другие получили бы небольшие или устаревшие фонды, а учителя и врачи вообще не участвовали в приватизации.

При втором подходе достаточно трудно найти устраивающие всех критерии раздела собственности.

Оба похода не стимулируют повышение ответственности и повышения деятельности приватизированных предприятий, положительного мирового опыта передачи собственности пока нет. Ввиду этого реальная возможность осуществления третьего пути приватизации с точки зрения объективности, однако бедность населения и предприятий, отсутствие первоначального накопления капитала не давали использование этого подхода.

В РБ был принят четвертый подход, сочетающий в себе как продажу имущества с предоставлением существенных льгот трудовым коллективам, так и передачу бесплатно:

  1.  выкуп арендованного имущества арендным предприятием
  2.  преобразование арендного предприятия в ОАО
  3.  продажа объектов госсобственности на аукционе.

В настоящее время приватизация осуществляется на аукционе или по конкурсу.

Источниками выкупа имущества могут выступать:

  1.  чистая прибыль,
  2.  амортизационные отчисления,
  3.  средства, привлеченные от выпуска ценных бумаг
  4.  личные средства трудового коллектива.
  5.  средства иностранных субъектов и иные средства не в собственности государства.

С 1998 в качестве кредита и займа исключены. В настоящее время убраны амортизационные отчисления и безвозмездные взносы. Одним из важнейших условий обеспечения эффективности госсобственности и создание необходимых условий для нормальной деятельности уже приватизированных предприятий является экономически обоснованная стоимость приватизированных.

Методы:

  1.  имущественный,
  2.  метод капитализации прибыли,
  3.  смешанный,
  4.  оценка предприятия как имущественного комплекса.

Первые три метода преобладали на первых этапах проведения приватизации. Четвертый метод получил распространение на современном этапе.

Положение об оценке объекта госсобственности опиралась на имущественный метод оценки. Лишь для определения величины уставного капитала предприятия с участием иностранного капитала допускалось проводить оценку методом капитализации прибыли, а также на основании зарубежных аналогов.

Имущественный метод предполагал имущественную стоимость объекта по результатам инвентаризации. В состав оцениваемого имущества включались все активы по балансу и оценка проводилась в порядке:

  1.  инвентаризация и оценка основных средств (остаточная стоимость основных средств корректировалась на индекс изменения их стоимости с учетом местоположения объекта и других критериев)
  2.  инвентаризация и оценка оборудования к установке (по балансовой стоимости)
  3.  инвентаризация и оценка незавершенных капитальных вложений (по балансовой стоимости)
  4.  инвентаризация и оценка запасов и затрат (по балансовой стоимости)
  5.  инвентаризация и оценка нематериальных активов
  6.  оценка финансовых активов (по балансовой стоимости)
  7.  оценка статей пассива баланса, исключаемых из оценочной стоимости приватизируемых объектов
  8.  определение оценочной стоимости объекта госсобственности (1+2+3+4+5+6-7)
  9.  учет ставок ссудного процента.

Расчет оценочной стоимости объекта, подлежащего приватизации.

П/Р, П - прибыль за год (на 5 лет), Р – ставка по депозитам на 5 лет.

Вырученная сумма, помещенная на долгосрочный банковский депозит должна обеспечивать доход, равновеликий доходу государства как собственника от производственно-хозяйственной деятельности предприятия.

Если оценочная стоимость по имущественному методу не превышала оценочную стоимость по капитализации прибыли более 20%, то окончательная стоимость определялась как средняя величина.

ИМ+2*Кап/2.

В зарубежной практике использовались методы оценки:

  1.  метод будущих денежных поступлений (дисконтная ставка)
  2.  метод восстановительной стоимости
  3.  метод стоимости активов нетто
  4.  рыночной ликвидационной стоимости
  5.  множитель прибыли
  6.  сравнительная оценка.

Эффективность собственности оценивается по 3 критериям:

  1.  внутренняя эффективность
  2.  внешняя эффективность
  3.  социальная эффективность.

Для того, чтобы определить необходимость приватизации необходимо рассчитать 3 критерия до и после приватизации. Период не должен ограничиваться 1 годом, а охватывать больший временной отрезок.

  1.  Предпринимательская деятельность: понятие, формы, принципы, субъекты и объекты

Бизнес – это предпринимательская деятельность граждан и их коллективных обществ, направленная на получение прибыли. Такая деятельность осуществляется под своим именем, и под свою ответственность и риск.

Известна с древних времен. Ввел банкир Ричард Кантелеон. Он рассматривал бизнес как экономический процесс формирования спроса и предложения в условиях риска.

За ним содержание бизнеса исследовал француз Жан батист СЭЙ как творческий процесс, соединяющий в себе труд и капитал в условиях риска.

Австрийский ученый Юзеф Шомпетер утверждал, что главным фактором развития бизнеса является инновации.

Характерные черты:

  1.  обмен деятельностью между субъектами рынка и стремление каждого реализовать свои интересы
  2.  инициатива в процессе сделки
  3.  способность и готовность идти на личный и коллективный риск ради сделки на выгодных условиях
  4.  способность предпринимать шаги с целью достижения
  5.  определять приоритеты в своей деятельности и подчинять им всю логику делового общения.

Коммерция намного уже категории бизнеса.

Коммерция – это торговая деятельность, направленная на получение прибыли.

Современный бизнес включает:

  1.  коммерция (торговля)
  2.  аренда
  3.  залог
  4.  страхование
  5.  банковские операции
  6.  биржевые операции

Основные цели: получение прибыли.

Задачи:  

  1.  изучение спроса на предлагаемый продукт и рыночных условий для их продажи
  2.  организация работы по удовлетворению покупательского спроса
  3.  использование нововведений и инноваций
  4.  изучение и правильная оценка действий своих конкурентов
  5.  прогнозирование рыночной ситуации
  6.  оценка предпринимательского риска.

Предпринимательская деятельность – самостоятельная инициативная деятельность граждан, направленная на получение прибыли и осуществляемая от своего имени, на свой риск и под свою ответственность.

Эволюция терминологической и содержательной деятельности предпринимательства связано с историей обмена, распределения товаров и услуг.

Одним из первых исследовал А. Смит «исследование о природе причинах богатства народа». В данном исследовании указывал на 4 свойства человеческой природы:

  1.  склонность человека к торговле и обмену
  2.  рациональный характер действий человека
  3.  утилитарность действий человека (подчиненность его интересов извлекать пользу из системы разделения труда)
  4.  бережливость.

Торговая деятельность связана с перемещением товара с рынка на рынок, а источником дохода была разница в ценах. В этот период предпринимательство играло подчиненную роль, а его функциональное ограничивалось поиском прибыльного вложения капитала. В этих условиях признаками предпринимательства были: высока степень риска, стремление к максимизации прибыли. А предпринимательская функция являлась монополией собственников. Первоначальный импульс был связан с расширением рынков в связи с ростом населения и развитием внутренней и внешней торговли. Это привело к подъему купечества и устранению феодальных ограничений личной свободы частной собственности.

Расширение торговли повышало свободу экономических агентов и подрывало основы произвольного вмешательства властей. Внешняя торговля была более свободна от регулирования правительства. Создавались институты, благоприятные для развития коммерции. Дальнейшее развитие товарооборота привело к становлению инструментов: страхование, вексель, договоры о продаже, соглашение о товариществе, патенты. Развивалось налогообложение и различные механизмы госрегулирования. Появились предприятия нового типа. Этому способствовало изобретение двойной записи, которое из проверки ошибок превратилось в механизм, закрепивший отделение трансакции предприятия от человека. Собственность предприятия начала существовать отдельно от собственности семьи. Развитие рыночного хозяйства явилось катализатором изменения развития предпринимательства: организационные формы, функции, масштабы использования и сферы применения.

Появилось корпоративное предпринимательство, которое отличается от классического тем, что если в эпоху традиционного капитализма владелец капитала был основной фигурой, то в рамках корпоративного держатель акции отстранен от управления техно структурой. При этом власть в эффективно функционирующей корпорации не принадлежит одному человеку. Потребности управления корпорацией требует распределение власти между большим числом менеджеров.

В новых экономических условиях мы наблюдаем рассредоточение предпринимательской функции в процессе развития производства и ее усложнение.

Выделяют 4 сферы предпринимательства:

  1.  производственная
  2.  коммерческая
  3.  финансовая
  4.  сфера потребления.

Содержание предпринимательства и границы его осуществления связаны с формами и видами предпринимательской деятельности.

Классификация: 

  1.  по сфере деятельности,
  2.  по организационно-правовому статусу: без юр лица, фермерское хозяйство, ООО, малое предприятие, ЗАО, ОАО, СП.
  3.  по отношению к собственности: индивидуальная, частная и государственная
  4.  по количеству собственников: индивидуальная, семейная, коллективная, смешанная или совместная
  5.  по масштабам производства и численности работников: микро, малые, средние, большие
  6.  по территориальному признаку: сельская, районная, городская, областная, региональная, областная, и
  7.  по отраслевой принадлежности

Согласно гражданского кодекса, под предпринимательской деятельностью понимается самостоятельные действия юридических и физических лиц под свою личную ответственность, от своего имени, под свой риск  и под свою имущественную ответственность, и направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи вещей, произведенных, переработанных или приобретенных указанными лицами для продажи, а также от выполнения работ или оказания услуг, если эти работы или услуги предназначаются для реализации другим лицам и не используются для собственного потребления.

Предпринимательская деятельность может осуществляться в виде индивидуальной трудовой деятельности, а также в различных организационно-правовых формах.

Субъектами предпринимательства являются физические лица, не ограниченные в правах, определяемых законами РБ, и лицами без гражданства в пределах прав и обязанностей; группы граждан, которые образованы в виде коллективов предпринимателей.

Не допускается занятие предпринимательством, работающим в органах государственной власти и правления, прокуратуры и суда.

Предприниматель имеет право 

  1.  заниматься любой хозяйственной деятельностью, не запрещенной законодательством РБ,
  2.  создавать любые предприятия по законодательству
  3.  привлекать на договорных началах для ведения деятельности имущество, денежные средства и отдельные имущественные права других граждан
  4.  участвовать в деятельности других субъектов
  5.  самостоятельно формировать программу хозяйственной деятельности
  6.  выбирать поставщиков и потребителей своей продукции
  7.  устанавливать свои цены
  8.  самостоятельно увольнять и нанимать работников
  9.  устанавливать формы системы оплаты труда
  10.  открывать счета в банках
  11.  свободно распоряжаться прибылью, остающейся после уплаты налогов
  12.  получать любой личный доход
  13.  пользоваться государственной системой социального обеспечения и социального страхования,
  14.  выступать истцом и ответчиком в  суде,
  15.  приобретать иностранную валюту и осуществлять внешнеэкономическую деятельность.

Предприниматель обязан:

  1.  выполнять все обязательства, вытекающие из действующего законодательства
  2.  заключать договоры и контракты с наемными работниками
  3.  оплачивать обязательные страховые взносы
  4.  предусматривать в трудовых договорах оплату труда работников не ниже установленного минимального уровня
  5.  осуществлять меры по обеспечению экологической безопасности, охраны труда, гигиены и санитарии
  6.  производить расчеты со всеми работниками на работе
  7.  соблюдать права и интересы потребителей
  8.  получать в установленном порядке лицензию на деятельность.

Объектами являются:

  1.  производственная деятельность
  2.  коммерческая деятельность
  3.  финансовая деятельность
  4.  сфера потребления

В РБ допускаются формы предпринимательской деятельности:

  1.  частное предпринимательство, осуществляемое на основе своей собственности или на основе имущества, полученного и  используемого на законном основании
  2.  коллективное предпринимательство, осуществляемое на основе коллективной собственности или на основе имущества, полученного и используемого на законном основании

Основные принципы осуществления:

  1.  умение организовать и вести свой бизнес
  2.  коммерческая направленность должна быть связана с реализацией товаров, работ и услуг
  3.  нацеленность на получение дохода и прибыли через учет и удовлетворение спроса на конкретные виды товаров и услуг
  4.  полная самостоятельность в принятии хозяйственных решений
  5.  риск и имущественная ответственность за результаты

  1.  Малый бизнес и его особенности в РБ

В большинстве стран с рыночной экономикой ИП численно входят в категорию микро предприятий. Границы зависят от законодательно установленных госорганами критериев и показателей сущности этого понятия.

В зарубежной практике малое и среднее предпринимательство рассматривается как единое явление и поэтому к его объектам и употребляется термин малое и среднее предприятие.

При оценке развития предпринимательства часто используется метод аналогии, однако возникает проблема сопоставимости. Анализ документов и статистических материалов показал, что в страновом разрезе нет единого подхода к определению критериев отнесения предприятий к малым и средним.

  1.  В Албании и Армении в малым и средним относят с численностью от 5 занятых
  2.  в Америке до 500,
  3.  в Никарагуа 30 - крупное,
  4.  в Мексике 100 - малое.

Выработка единого определения понятия малого и среднего бизнеса затруднена вследствие многообразия задач, для решения которых может применяться это понятие:

  1.  статистическое наблюдение
  2.  разработка государственных программ
  3.  налогообложение
  4.  образование.

В большинстве развитых стран система статистического учета основывается на возможности получения результатов деятельности хозяйствующих субъектов в зависимости от деятельности. Статистические наблюдения позволяют вести наблюдение за каждой размерной группой, разрабатывать для них дифференцированную политику и отслеживать эффективность принятых решений. При этом критерии отнесения предприятия могут меняться, но организация учета, основанная на дифференцированном подходе позволяет обеспечить сопоставимость данных. Основой классификационных характеристик служит численность работников и объем его оборотов.

В настоящее в экономической литературе прослеживается 2 подхода: качественный и количественный. Сторонники качественного подхода отнесения предприятий рассматривают субъективные суждение  и опыт. При этом делается акцент на интуитивно известные и присущие компаниям того или иного размера. В основе качественных подходов заложено рассмотрение связей между размерами бизнеса и его влиянием на характере деятельности. Примером качественного подхода является методика, разработанная ВИЛУ, в основе которого положено исследование процессов развития организации.

Качественные параметры определения размеров фирмы по Вилу

Параметры

Малый бизнес

Малый и средний

Средний и крупный

Крупный бизнес

Цель

Цель определяется рынком интуитивно и с импровизацией

Корректируется рынком, разрабатываются специальные стратегии, использование интуиции

Цели корректируются рынком и стратегии, присуще изобретательство

Доминирование на рынке систематически и стратегически

Менеджмент

В виде единоличного, прямого и авторитарного

Использует единоличный, консультации с ключевыми партнерами и специалистами

Единоличный, небольшую команду специалистов, привлечение внешних экспертов

Командный менеджмент, большая команда специалистов, функциональная организационная структура, широкое применение консультаций

Продукт

Отсутствует планирование и маркетинговое исследование

Краткосрочное планирование без маркетинговых исследований

Краткосрочное планирование, нерегулярное планирование, несистематические маркетинговые исследования

Все виды планирования, регулярное маркетинговое исследование

Персонал

Личные отношения по принципу большая семья, высокая мотивация, слабое влияние профсоюзов

Личные отношения наниматель-коллектив сотрудников, незначительная степень вовлеченности, небольшое влияние профсоюзов, но отсутствие совета трудового коллектива

Отношения сотрудничества, некоторая степень мотивации, имеется организационная среда, более сильное влияние профсоюзов и наличие совета трудового коллектива

Строгая иерархия отношений, сотрудничество в коллективе, отсутствие вовлеченности, характерны трудности в использовании мотивации, сильное влияние профсоюзов, имеется совет трудового коллектива

Финансы

Финансы семьи, привлечение кредитов

-

Семейный и банковский  капитал, выпуск акций

Банковский и акционерный капитал

Использованием качественного подхода является составление теоретической базы, определяющей границы изменения количественных показателей по оценке малого и среднего бизнеса.

Главным достоинством количественного подхода является удобство их использования. Основными недостатками являются их абсолютность, отсутствие обоснованного выбора того или иного показателя и границ его изменения, количественный подход измерения применяется в целях статистического учета, показатели которого являются ориентиром при разработке государственных программ, применения спец режимов налогообложения и льготирования.

При количественном подходе используют критерии:

  1.  число занятых
  2.  объем продаж,
  3.  балансовая стоимость активов.

Принятые в ЕС с 2005 г классификация предприятий предполагает использование всех критериев.

Критерии отнесения предприятия к микро малым и средним в ЕС

Тип предприятия

Количество занятых, не более

Коммерческий оборот, не более, млн евро

Стоимость основных активов, не более млн. евро

Микро

10

2

2

Малое

50

10

10

Среднее

249

До 50

До 43

Помимо этого в ЕС внутри самой категории они еще подразделяются независимые, партнерские и связанные. Выделение данного вида предприятий преследует цель не дать предприятиям безосновательно получать льготы путем искусственного дробления на малые.

В качестве принципов отнесения определено внешнее участие в капитале инвестора или владение капиталом другого предприятия. Предприятие будет независимым, если эта величина не более 25%, партнерским 25-50%, связанные более 50%.

В США два критерия отнесения: численность наемных работников (до 500, оборот до 6.5 млн. долл).

В РФ к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся юр лица и ИП  со средней численностью работников за предшествующий календарный год до 15 человек включительно. Для малых предприятии от 15, от 101-500 средних. Для юридических лиц также предусмотрены ограничения по суммарной доле в участии в капитале внешних инвесторов ( не более 25%). С 1 января 2010 в РФ предусмотрена установление числового ограничения отнесения субъектов к малым и средним в денежной форме (выручка от реализации) или по балансовой стоимости активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов).

Законодательная база основывается на конституции, гражданском кодексе, законе о предпринимательстве, о поддержке малого и среднего предпринимательства (от 1 июля 2010).

К субъектам малого предпринимательства относят ИП, микро организации (до 15 включительно), малые организации (от 16 до 100 включительно).

К средним относятся с численностью 100-250.

Средняя численность работников за календарный год определяется:

  1.  списочная численность работников в среднем за год (за исключением работников, находящихся в отпусках по беременности и родам, и до 3 лет)
  2.  средняя численность работающих по совместительству
  3.  средняя численность лиц, выполнявших работы по гражданско-правовым договорам.

Численность работников определяется в целом по юридическим лицам, включая филиалы, представительства и другие подразделения.

В качестве основных целей политики в целях поддержки:

  1.  создание благоприятных условий для развития предпринимательства и конкуренции
  2.  оказание содействия субъектам в продвижении производимых ими товаров на рынки РБ и иностранных государств
  3.  увеличение количества субъектов
  4.  увеличение доли производимых товаров в общем объеме ВВП.

Основные принципы государственной политики в сфере поддержки предпринимательства:

  1.  обеспечение равного доступа субъектов малого и среднего предпринимательства в получении поддержки в соответствии с условиями ее оказания, а также гласности и комплексного подхода при ее предоставлении
  2.  участие представителей субъектов малого и среднего предпринимательства в формировании государственной политики и подготовки проектов нормативно-правовых актов.

В общем плане в качестве основных можно выделить 3 типа:

  1.  единоличные владения (ИП, негосударственные УП)
  2.  партнерство (полное коммандитное товарищество, ООО, ОДО
  3.  корпорации (ОАО, ЗАО).

Сектор малого бизнеса не однороден, и по способу взаимодействия можно разделить на 2 группы:

  1.  предприятия, которые прямо или косвенно связаны с крупным бизнесом, оставаясь при этом юридически самостоятельными (дополняющие или субподряды).

Заинтересованность крупного бизнеса по причинам:

  1.  малые и средние предприятия специализируются на производстве ограниченного вида деталей и узлов, что освобождает крупного от затрат на производство
  2.  гибкость малых производств способствует быстрой смене технического оснащения
  3.  более низкая себестоимость производства
  4.  научно-технический прогресс постоянным появлением новых отраслей и новых видов товаров и здесь малые предприятия выступают как экспериментаторы для крупных фирм, как фирмы, обслуживающие новые товары.

  1.  Вторую группу составляют предприятия юридически и экономически самостоятельные, которые конкурируют с крупным бизнесом. Предпосылками являются:
  2.  способность быстро реагировать и удовлетворять дифференцированный спрос потребителя
  3.  значительно меньший стартовый капитал и его быстрая оборачиваемость, которая позволяет выдерживать конкуренцию
  4.  близость к потребителю и стремление заполнить сегменты, которые не выгодны крупному бизнесу
  5.  ценовая политика самих крупных фирм

  1.  Риски в торговом бизнесе

Хозяйственная деятельность любого субъекта хозяйствования направлена на принятие решений. Выбор того или иного решения во многом зависит от структуры и объективных характеристик, в которой оно принимается.

Ситуация – это конкретный набор условий, обстоятельств, которые сильно влияют на состояние и поведение субъектов рынка в данное конкретное время.

Эти условия обладают характеристиками:

  1.  сложность, которая определяется присутствием множества факторов, которые значимым образом влияют на хозяйственную деятельность
  2.  взаимосвязанность факторов, она характеризуется силой, с которой изменение одного фактора воздействует на другие
  3.  подвижность, она определяется относительной скоростью изменения среды

Процесс принятия решений основан на отражении ситуаций в сознании субъекта. Сложный и динамичный характер среды не позволяет субъекту отразить в своем сознании складывающуюся ситуацию с относительной степенью достоверности. Кроме того на способность адекватно воспринимать действительность значительное влияние оказывают личные характеристики самого субъекта.

В зависимости от степени осведомленности субъекта об условиях функционирования предприятия различают 2 типа:

  1.  ситуация определенности
  2.  ситуация неопределенности.

В ситуации определенности, когда все параметры экономической среды заданы и это позволяет с определенной точностью предсказать будущее. Ситуация определенности характерна для статичной экономики. В условиях определенности выбор конкретного плана действий из множества возможностей всегда приводит к точному и известному  результату.

Ситуация неопределенности характерна для динамичной экономической среды, где все параметры постоянно меняются и точно судить о результатах деятельность невозможно.

В теории принятия решений 2 подтипа:

  1.  ситуация риска
  2.  ситуация полной неопределенности.

Ситуация риска имеет место, когда выбор конкретного плана действий может привести к любому результату, но при этом для каждого плана известны вероятности достижения результата.

Ситуация полной неопределенности имеет место, когда величину и вероятность достижения результата по каждому из вариантов действий определить не представляется возможным.

Таким образом, неопределенность экономической среды – это есть функция количества информации, которой располагает субъект хозяйствования по поводу всех значимых факторов среды, а также функция его уверенности в этой информации.

Если информации мало или  есть сомнения в ее точности, то среда становится более неопределенной. Неопределенность экономических процессов рассматривается на различных уровнях управления экономикой: народно-хозяйственном, отраслевом, на уровне предприятия. При этом неопределенность каждого уровня зависит от неопределенности других уровней, однако объекты более высокого управления проявляют большую устойчивость к колебаниям внешней среды.

Наибольший объем проявляется на уровне предприятия, а эффективность его хозяйственной деятельности зависит от факторов макро и микро среды.

Любой субъект действует на рынке неизолированно от других субъектов. Он связан с другими контрагентами, которые преследуют свои цели и осуществляют хозяйственную деятельность в соответствии со своими представлениями о наиболее рациональных способах достижения этих целей.

Поэтому в деятельности каждой экономической системы различают 2 вида неопределенности:

  1.  неопределенность условий. Она проявляется как следствие, отсутствие и недостаточность информации в тех условиях, в которых осуществляется деятельность
  2.  неопределенность действий, которая связана с множеством допустимых вариантов деятельности конкретных субъектов хозяйствования.

Именно отсутствие точных, достоверных знаний о будущем состоянии среды предприятия,  а также о поведении в ней других лиц, которые преследуют свои цели, формируют в сознании субъекта ожидание риска, связанного с достижением собственной цели.

Подходы к определению риска:

  1.  отдельные экономисты понимают риск, как отклонение от цели, ради которой принималось решение, т.е. для них риск – это ожидание колебаний целевых показателей
  2.  большинство экономистов рассматривают риск через призму вероятных потерь прибыли, дохода, других целевых показателей деятельности, т.е. они связывают риск с ожиданием ухудшения результата деятельности
  3.  риск – это деятельность по преодолению неопределенности в ситуации выбора, когда есть возможность оценить вероятность достижения предполагаемого результата.

Риск формируется в нашем сознании еще на этапе прогнозирования деятельности, которую мы можем оценить еще до начала активных действий.

Возникновение риска всегда сопутствует возникновению 3 условий:

  1.  наличие у субъекта потребности, которая имеет для него определенную ценность и требует своего удовлетворения
  2.  целесообразная активность субъекта, направленная на реализацию данной потребности
  3.  объективно складывающаяся возможность наступления события, представляющего опасность для реализации потребности.

Диалектическое единство формирует риск как неотъемлемое свойство жизнедеятельности субъекта, которая содержательно проявляется в форме возможности полной или частично утраты имеющейся ценности, полного или частичного недостижения преследуемых интересов, ухудшение условий реализации интереса.

Поскольку деятельность субъектов может осуществляться в различных целях, выделяют различные виды риска:

  1.  Хозяйственный риск – это риск, связанный с деятельностью по разработке, производству продукции, их реализации с товарно-денежными и финансовыми операциями, осуществлением социально-экономических и научно-технических процессов, обслуживающих эти виды деятельности.

Хозяйственный риск объединяет:

  1.  собственно хозяйственный риск – это риск, определяемый объективными процессами экономической жизни;
  2.  риск, связанный с личностью предпринимателя, его активностью и склонностью к творчеству, быстротой реакции, умением неординарно мыслить;
  3.  риск, обусловленный стихийными явлениями. Как правило, подлежит страхованию и рассматривается как форс-мажорные обстоятельства.

Присутствие первой составляющей в деятельности предприятий определяется воздействием множества факторов среды.

К внешним факторам относятся:

  1.  экономические
  2.  политические
  3.  правовые
  4.  социальные
  5.  международные
  6.  научно-технические.

Внутренние факторы с выполнением функции и задач, которые выполняет предприятие на рынке, определяются отраслевой принадлежностью и особенностями деятельности.

В  торговле: факторы, связанные  с управлением товарными ресурсами, трудовыми ресурсами, финансовыми ресурсами, информационными потоками, материально-технической базой организации и торгово-технологическими.

Риск выполняет 3 функции:

  1.  информационная (опасность понести ущерб в процессе реализации поставленных целей),
  2.  стимулирующая (осознание риска активизирует поиск нетрадиционных способов решения проблемы),
  3.  морально-психологическая (стремление способствует наиболее полному раскрытию творческой активности человека).

Чтобы достичь поставленной цели в ситуации риска, необходим комплекс решений и действий.

Появление рискологии связано с возрастающей потребностью со стороны компаний и фирм, а также политических и деловых кругов в специально подготовленных и обладающих навыками грамотной оценки рисков экспертов и менеджеров по риску.

Рискология решает проблемы:

  1.  выработка представлений о риске тех или иных процессов и принимаемых решений в бизнесе
  2.  выявление пределов допустимого и приемлемого рисков
  3.  разработка методов анализа и управления рисками.

Управление объектом всегда полагается на его анализ.

Классификация риска:

  1.  По видам хозяйственной деятельности: предпринимательский, инновационный, имущественный, социальный
  2.  В зависимости от уровня общественной системы: риск мега уровня, макро уровня, мезо уровень, микро уровень
  3.  В зависимости от источников возникновения опасности: риск, обусловленный воздействием внешних (конъюнктурный, политический, инфляционный), внутренних
  4.  По характеру носителей: собственника, работника, конкурента, партнера
  5.  По содержанию ключевой ценности: риск утраты ресурсов, риск недостижения показателей деятельности
  6.  По масштабу ожидаемых негативных последствий: приемлемый означает, что результат наступления риска находятся в пределах, отвечающим представлениям субъекта о целесообразности предпринимаемых решений; неприемлемый означает приближение к величине целесообразности решения, катастрофический означает, что ущерб может нести необратимый характер
  7.  По степени управляемости: несистематический (управляемый) риск, систематический (неуправляемый) риск
  8.  В зависимости от степени обоснованности оценки: обоснованный и необоснованный риск

Различают противников риска, нейтрального к риску и склонных к риску. Противник риска предпочтет гарантированный результат. Поведение противников риска объясняется убывающей предельной полезностью. Нейтральный к риску – это человек, который при данном ожидаемом доходе безразличен между гарантированным. Для него рост дохода вызывает линейный рост полезности. Склонный к риску при данном доходе предпочтет риск к гарантированному результату. Склонные к риску на психологическом уровне получает удовольствие от азартной игры.

Коммерческий риск – предпринимательский риск, который возникает в сфере товарного обращения и связан с доведением товаров от поставщика до потребителя.

В экономической жизни торговая деятельность реализуется через совокупность отдельных коммерческих сделок, взаимосвязанных и соподчиненных между собой.

При анализе 2 составляющие:

  1.  риск коммерческой деятельности в целом – риск, связанный с разработкой  и эффективной  коммерческой политики предприятия на целевых рыках,
  2.  риск коммерческой сделки определяется возможностями осуществления конкретных коммерческих решений и оценивается вероятностью получения прогнозирования результата в рамках временного интервала.

К внешним факторам риска коммерческой деятельности относят:

  1.  динамизм потребительского спроса
  2.  поведение партнеров по бизнесу
  3.  состояние и развитие конкурентной среды.

К внутренним факторам относят:

  1.  способность руководства обосновать выбор стратегии
  2.  взаимно использовать все выбранные ресурсы
  3.  достигать целей стратегии.

Любая стратегия коммерческой организации направлена на получение прибыли. Приобретая товар у поставщиков, коммерсант признает их общественную значимость до окончания реализации. Формирование ассортимента требует факторы: индивидуальность, соотношение цен, особенности доставки, хранения и реализации.

Эффективность коммерческой деятельности во многом объясняется тем, насколько рискует коммерсант, учитывая сильные и слабые стороны предприятия, возможность изменения ситуации в будущем.

Любая коммерческая сделка представляет собой двуединый процесс поиска и построения взаимоотношений предприятия с поставщиками, покупателями и другой риск, связанный с реализацией любой сделки преследует конечной целью получение экономического эффекта.

Ограниченность трудовых, финансовых ресурсов, информации ставит коммерсанта перед выбором тех сделок, которые при существующих параметрах среды обеспечат ему максимальный уровень эффективности и приблизят к достижению целей.

При заключении сделок необходимо учитывать ряд факторов:

  1.  характер поставщика товара и прочность установленных коммерческих связей с ним
  2.  размещение партнера
  3.  характер госрегулирования и цен на товары
  4.  необходимость и условия кредитования
  5.  базисные условия поставки.

При заключении сделки необходимо в своей внутренней политике учитывать все эти факторы и добиться такой сбалансированности, чтобы товар был продан в сроки, была обеспечена наибольшая эффективность сделки, была обеспечена возможность получения экономической прибыли.

Все коммерческие сделки классифицируют:

  1.  Надежная сделка: представлены подлинные документы, цена приобретения товаров сопоставима с рыночной, имеет место неудовлетворенный спрос на данный товар и реальный рынок его реализации
  2.  Реальная: представлены подлинные документы, условия сопоставимы с рыночными, спрос ограничен
  3.  Сомнительная: представлены подлинные документы, условия сделки и возможности реализации товара требуют дополнительной экспертизы
  4.  Нереальная: представлены копии документов, необходима экспертиза их подлинности и оценка возможности реализации сделки

Для коммерческой сделки риски:

  1.  Риск, связанный с надежностью и положением на рынке партнеров по сделке
  2.  Риск,  связанный с составлением договоров
  3.  Риск, связанный с реализацией товаров (время продажи, цена)
  4.  Риск, связанный с перевозкой товаров
  5.  Риск, связанный с платежеспособностью покупателя
  6.  Риск, связанный с колебаниями валютного курса
  7.  Риск, связанный с хранением товара
  8.  Риск, связанный с организацией работы предприятия и отношения работников к сделке

В качестве управленческих мер, направленных на снижение негативных последствий, выделяют:

  1.  оптимизация собственных и заемных средств
  2.  обеспечение постоянной платежеспособности и ликвидности
  3.  синхронизация периодов повышенных рисков по одной сделке в период наибольшей стабильности
  4.  ограничение в договоре поставки перечня форс-мажорных обстоятельств, освобождающих партнеров от ответственности
  5.  разработка системы штрафных санкций
  6.  проведение юридической экспертизы договора
  7.  совместное проведение рекламных компаний
  8.  обеспечение работы оборудования, гарантирующего сохранность товара
  9.  организация контроля условий хранения.

  1.  Социальная ответственность бизнеса

Общепринятого определения не выработано.

Под социальной ответственностью бизнеса понимается благотворительность, корпоративная ответственность, спонсорство.

СОБ – ответственность субъектов бизнеса за соблюдение норм и правил не явно определенных или неопределенных законодательством, влияющих на качество жизни отдельных социальных групп и общества в целом.

Это влияние бизнеса на общество и ответственность тех, кто принимает бизнес решения, на кого они влияют. Ответственность наступает в результате игнорирования или недостаточного внимания субъектов бизнеса к требованиям и запросам общества и проявляется в замедлении производства трудовых ресурсов на территориях, являющихся ресурсной базой для данного вида бизнеса.

Выше приведенное определение СОБ является скорее идеальным и не может быть полностью реализовано в действительности. Однако СОБ сегодня не является правилом, а всего лишь этическим принципом, который предполагается быть задействованным в в процессе принятия решения.

На практике СОБ реализуется в постулате добровольного вклада бизнеса в развитие общества в социальной, экономической и экологической сферах, напрямую связанный с основной деятельностью компании и выходящий за рамки определенного законом минимума.

СОБ выделяют 3 уровня:

  1.  Базовый уровень предполагает выполнение обязательств: своевременная  оплата налогов, зарплаты, по возможности предоставление новых рабочих мест
  2.  Предполагает обеспечение работников благоприятными условиями работы и жизни: повышение уровня квалификации, лечение, развитие социальной сферы, строительство жилья
  3.  Высший уровень предполагает благотворительную и спонсорскую деятельность

Выделяют внутреннюю и внешнюю СОБ.

К внешней можно отнести 

  1.  спонсорство и корпоративная благотворительность
  2.  содействие охране окружающей среды
  3.  взаимодействие с местным сообществом и властью
  4.  готовность участвовать в решении кризисных ситуации
  5.  ответственность перед потребителями.

К внутренним можно отнести:

  1.  оплата труда
  2.  стабильность зарплаты
  3.  поддержание на социальном уровне
  4.  социальное страхование сотрудников
  5.  развитие трудовых ресурсов через обучающие программы
  6.  оказание помощи работникам в критических ситуациях.

Типология социальных программ:

  1.  Собственные программы организаций
  2.  Программы партнерства с местными, региональными и федеральными органами государственного управления
  3.  Программы сотрудничества с некоммерческими организациями
  4.  Программы сотрудничества с профессиональными объединениями
  5.  Программы информационного сотрудничества со СМИ

Основные направление развития социальных программ:

  1.  Добровольная деловая практика – это направление социальных программ организации, которая имеет целью содействовать принятию и распространению добросовестной деловой практики между поставщиками, бизнес партнерами и клиентами организации
  2.  Природоохранная деятельность и ресурсосбережение – это направления социальных программ организации, которое осуществляется с целью сокращения вредного воздействия на ОС (программы по экономному потреблению природных ресурсов, программы по повторному использованию и утилизации отходов, организация безопасного производственного процесса, программа по экономии электро и тепло энергии)
  3.  Развитие местного общества – это направление СП организации, которое осуществляется на добровольной основе и призвано внести вклад в развитие местного общества (акция поддержки соц незащищенных слоев населения, программа поддержки объектов культурно-исторического назначения, спонсирование местных культурных и спортивных организаций, участие в благотворительности)
  4.  Развитие персонала – направление СП, которое проводится в рамках стратегии развития персонала с целью привлечения и удержания талантливых сотрудников (обучение и развитие, предоставление социального пакета, создание условий для отдыха, развитие внутренних коммуникаций)
  5.  Социально-ответственная реструктуризация – это направление СП организации, которое призвано обеспечить проведение реструктуризации в интересах персонала
  6.  Социально-ответственное инвестирование, заключающееся в реализации социальных целей путем инвестирования в организацию, действующую с соблюдением этических норм

Мотивы социальной ответственности бизнеса:

  1.  Развитие собственного персонала позволяет избежать не только текучести кадров, но и привлекать лучших специалистов
  2.  Рост эффективности и производительности труда
  3.  Улучшения имиджа и репутации организации
  4.  Реклама товара или услуги
  5.  Освещение деятельности компании в СМИ
  6.  Стабильность и устойчивость организации в долгосрочной перспективе
  7.  Возможность привлечения инвестиционного капитала
  8.  Сохранение социальной стабильности в обществе
  9.  Налоговые льготы

Инструменты реализации программ:

  1.  Пожертвование и благотворительная помощь – это форма адресной помощи, выделяемой организацией для проведения социальных программ как в денежной, так и в натуральной форме. Спонсорство – это осуществление лицом вклада в деятельность другого лица на условиях распространения рекламы или достижения  других целей
  2.  Добровольное вовлечение сотрудников в социальные программы – это добровольное вовлечение сотрудников организации в социальные программы внешней направленности через безвозмездное получение знаний, навыков, информации, контактов и связей сотрудников
  3.  Корпоративное спонсорство – это предоставление организацией ресурсов для сооружения объектов. Поддержки организации или мероприятий, носящих публичный характер в целях рекламы
  4.  Корпоративный фонд – это фонд, создаваемый организацией в целях организации ее социальной деятельности
  5.  Денежные гранты – это форма адресной помощи, выделяемой организацией на программы в области образования и для проведения прикладных исследований
  6.  Социальные инвестиции – это форма социальной помощи, выделяемой организацией на основании долгосрочных и партнерских программ, направленных на снижение социального напряжения в регионах присутствия организации и повышения уровня жизни различных слоев
  7.  Социальный маркетинг, который заключается в направлении процента продаж на проведение социальных программ

Корпоративная социальная ответственность (КСО), когда организация учитывает интересы общества за влияние деятельности поставщиков, работников, акционеров, местные сообщества, на окружающую среду.

Основные преимущества:

  1.  привлечение и сохранение персонала
  2.  управление рисками
  3.  дифференциация марки товара
  4.  ограничение вмешательства госорганов в деятельность организации через добровольное принятие ею стандартов по труду и воздействию на ОС.

Основные проблемы и спорные моменты КСО:

1) КСО противоречит природе. Целью корпорации является максимизация доходов акционеров и поэтому считается, что только люди могут нести социальную ответственность, корпорация отвечает перед своими работниками и акционерами, а не перед обществом

2) КСО используется многими компаниями для отвлечения внимания общественности от этических вопросов, связанных с их основной деятельностью. Корпорации проводят все мероприятия ради коммерческих преимуществ, которые они получают в глазах общественности и правительства.

Корпорация все же принимает решение о применении КСО под влиянием факторов и стимулов:

  1.  Глобализация рыночной сферы
  2.  Осведомленность общества и повышение уровня образования
  3.  Подготовка населения в области этики и культуры
  4.  Законодательство и регулирование деятельности
  5.  Кризисы и их последствия


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

83467. Форми визнання 36.2 KB
  Найбільш поширеним є визнання dejure яке є офіційним повним та остаточним. Воно передбачає встановлення між суб’єктами міжнародного права міжнародних відносин у повному обсязі та супроводжується як правило заявою про офіційне визнання та встановленням дипломатичних відносин. Визнання деюре носить безумовний характер та як правило не може буди відкликане.
83468. Визнання урядів 35.44 KB
  Значення і правові наслідки визнання нового уряду відрізняються від визнання нової держави. Визнання уряду надає йому можливість репрезентувати державу в міжнародних відносинах. Питання визнання уряду виникає лише в тому випадку коли уряд здобуває владу іншим аніж визначено в національному законодавстві шляхом. В міжнародному праві існують такі доктрини щодо визнання урядів: 1.
83469. Доктрини визнання урядів 35.14 KB
  Історії міжнародного права відомі спеціальні доктрини про визнання урядів, названі іменами міністрів закордонних справ Еквадору Карлоса Тобара (доктрина Тобара) і Мексики Хенаро Естради (доктрина Естради), що сформувалися на початку XX століття в практиці держав американського континенту.
83471. Інститут правонаступництва держав в міжнародному праві. Джерела міжнародного правонаступництва 35.98 KB
  Джерела міжнародного правонаступництва Для стабільності міжнародних відносин важливе значення має послідовне виконання суб’єктами міжнародного права укладених ними міжнародних договорів їх міжнародних зобов’язань щодо території власності членства у міжнародних організаціях тощо. Інститут правонаступництва у міжнародному праві є міжгалузевим інститутом: його норми містяться в праві міжнародних договорів праві міжнародних організацій міжнародному економічному праві та ін. Тривалий час основу інституту правонаступництва складали звичаєві...
83472. Поняття правонаступництва в міжнародному праві. Види і форми правонаступництва. Підстави правонаступництва 37.07 KB
  Види і форми правонаступництва. Підстави правонаступництва. Таким чином правонаступництво являє собою правовідносини у яких беруть участь дві сторони: державапопередниця яка була змінена іншою державою в процесі правонаступництва; державаспадкоємниця яка замінила іншу державу в процесі правонаступництва.
83473. Міжнародне правонаступництво держав щодо міжнародних договорів 38.6 KB
  Відносно усних договорів і договорів між державами й іншими суб’єктами міжнародного права діють звичаєві норми міжнародного права. встановлює наступні правила правонаступництва щодо міжнародних договорів: а у разі створення в результаті деколонізації нової незалежної держави діє принцип tbul rs чистої дошки: нова держава не зв’язана договорами укладеними колишніми державамиметрополіями і не зобов’язана зберігати чинність будьякого договору або ставати його учасницею в силу виключно того факту...
83474. Міжнародно-правове регулювання правонаступництва держав відносно міжнародних договорів, державної власності, державних архівів та боргів 37.84 KB
  Однією з найважливіших проблем правонаступництва щодо державної власності є проблема компенсації за власність що переходить до державинаступниці. передбачається що в принципі такий перехід власності повинен відбуватися без компенсації якщо інше не узгоджено зацікавленими державам або не передано на вирішення відповідного міжнародного органу Державапопередниця зобов’язана вжити всі заходи для запобігання пошкодження або знищення власності що переходить до державинаступниці. Правонаступництво не стосується власності яка знаходиться на...
83475. Правонаступництво України в зв’язку з розпадом СРСР 39.9 KB
  Правонаступництво України щодо Союзу PCP регулюється комплексом домовленостей з питань правонаступництва що були досягнуті між країнами які увійшли після розпаду СРСР у Співдружність Незалежних Держав серед них: Меморандум про взаємопорозуміння з питань правонаступництва щодо договорів колишнього Союзу PCP що становлять взаємний інтерес 1992 p. Україна є правонаступницею прав і обов’язків СРСР які не суперечать Конституції України. було закріплено що кожна держава СНД має право підтвердити чинність для себе міжнародних договорів СРСР.