96555

Юридические лица

Лекция

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Юридические лица как субъекты римского частного права Виды юридических лиц: корпорации муниципии фиски благотворительные учреждения Порядок образования и прекращения деятельности юридических лиц. Исходя из этого все юридические лица делились на: Корпорации совокупность лиц объединившихся для достижения общей цели...

Русский

2015-10-07

31.15 KB

1 чел.

Тема 5. Юридические лица

  1.  Юридические лица как субъекты римского частного права
  2.  Виды юридических лиц: корпорации, муниципии, фиски, благотворительные учреждения
  3.  Порядок образования и прекращения деятельности юридических лиц

1. Юридические лица как субъекты римского частного права

Субъектами права в Риме были не только отдельные физические лица, но и их объединения (universitates). Подобные образования имели широкое распространение во все периоды римской истории, однако детальной регламентации их статуса римское право не выработало; не существовало даже единого родового термина для обозначения подобных субъектов права, каковым в современном праве является термин юридическое лицо. Тем не менее, именно римскому праву принадлежит заслуга придания объединениям юридических черт субъекта права.

Universitates – это совокупность лиц или вещей, понимавшаяся как особая юридическая единица с некоторыми чертами современного юридического лица, если такая совокупность имеет также самостоятельное юридическое существование, не зависящее от отдельных компонентов. Обычно отличались от существования лиц или вещей, из которых они состояли.

Целями создания юридических лиц (universitates) были хозяйственная и нехозяйственная цель. Исходя из этого, все юридические лица делились на:

  1.  Корпорации – совокупность лиц, объединившихся для достижения общей цели;
  2.  Фонды – совокупность имущества, объединенного постоянным предназначением одной цели.

В том, что касалось ее внутренней организации, корпорация могла иметь свой особый устав-статут, но это не было обязательным. Необходимыми правовыми элементами были: наличие имущества корпорации, кассы (или казны) и доверенного лица, действующего от имени корпорации.

Высшим органом считалось общее собрание всех членов объединения, на котором решения принимались простым большинством голосов. В некоторых случаях высшим органом юридического лица являлся директор.

Корпорация-объединение представляла абстрактную общность: она сохраняла свое качество независимо от перемен в персональном составе ее членов.

Корпорация обладала имуществом, отдельным от имущества своих членов, и члены ее не могли иметь никаких претензий на это имущество.

Вместе с тем корпорация не отвечала по общему принципу за обязательства или за правонарушения своих сочленов. Ответственность наступала только в том случае, если корпорация обогатилась в результате неправомерных действий признанного виновным своего сочлена и только в пределах размера этого неправового обогащения. В рецепированном римском праве признавалось, что корпорации ответственны за неправомерные действия своих законных представителей.

Вторую существенную особенность понимания римским правом категории условного юридического лица составило признание полной имущественной обособленности юридического лица от прав своих учредителей.

Сравнительная характеристика

collegium (корпорации) и societas (товарищества)

права и обязанности принадлежат целой организации

права и обязанности принадлежат группам физических лиц

продолжает действовать независимо от смерти (выхода) отдельного члена

распадается после смерти (выхода) отдельного члена, и потом образуется новое

присоединение нового члена никак не влияет на деятельность корпорации

присоединение нового члена способствует образованию нового товарищества

Границы правоспособности юридических лиц определялись целью создания: лечение граждан, организация общественных работ, взимание налогов и др.

Правоспособность юридических лиц по В.В. Пиляевой

могли приобретать имущество

могли отчуждать имущество

могли вступать в сделки

могли получать наследство по завещанию и даже по закону

Юридическое лицо (корпорация) не обладало дееспособностью. Для совершения любых, признаваемых правом действий, необходим был законный представитель – actor. Только он имел право выступать от имени корпорации, предъявлять иски, совершать сделки, причем во всех этих случаях его положение и права были наравне и идентичны с правами частного лица. Корпорация не могла выступать в гражданском процессе самостоятельно.

Таким образом, римляне сформулировали важные положения данного субъекта права:

  1.  Организация как единое целое и нераздельное в сфере частного права рассматривается как частное лицо;
  2.  Юридическое существование организации не прекращается и не нарушается выходом отдельных членов из ее состава;
  3.  Имущество организации обособлено от имущества ее членов, оно принадлежит организации как целому, как особому субъекту права;
  4.  Организация как юридическое лицо вступает в правовые отношения с другими лицами при посредстве физических лиц, уполномоченных на совершение определенных действий.

2. Виды юридических лиц: корпорации, муниципии, фиски, благотворительные учреждения

В Законах 12 Таблиц упоминается о религиозных и профессиональных союзах, за которыми признавался особый статус субъекта права. В период республики выступали корпорации служителей при магистратах, корпорации взаимопомощи (похоронные корпорации), объединения предпринимателей, государственная казна (фиск). В период империи к указанным особым субъектам права добавляются учреждения: церковные, благочестивые, почтенные образования. В позднем праве за муниципиями признается гражданско-процессуальная правоспособность, то есть способность выступать в качестве ответчика и истца в судопроизводстве.

С.Ю. Седаков выделял следующие виды юридических лиц: государство; политические союзы – цивитас, муниципии, колонии, республики; военные подразделения – легионы; союзы жрецов, жриц – коллегии понтификов, авгуров; союзы должностных лиц (писцов, счетоводов и др.); производственные союзы – цехи ремесленников (булочников, прачечников).

О.А. Кудинов выделяет следующие виды юридических лиц: казна (республиканская – aerarium и императорская – fiscus), муниципии, различные союзы лиц одной профессии (булочников, мясников, ремесленников и др.), decuriae apparitorum (союз низших государственных служащих), благотворительные учреждения и др.

Виды юридических лиц по В.В. Пиляевой

Городские и местные общины

Учреждения с благотворительными целями

Церковные учреждения

Корпорации

Союзы ремеслен

ников

Похоронные корпорации

Религиозные союзы

По своему статусу и предполагавшимся полномочиям О.А. Омельченко разделяет три основных вида юридических лиц: государство; общины и близкие к ним общественные объединения; учреждения.

Государство (Populus Romanus) ранее всего было субъектом политической власти и связанных с ней публично-правовых отношений. Вместе с тем считалось, что государство обладает самостоятельной имущественной правоспособностью, никак не связанной с частными правами своих граждан; государство ни в коем случае не могло быть имущественно ответственным по обязательствам своих подданных или сограждан. Предполагалось, что римский народ (государство) может вступать в абстрактном виде в частноправовые по своему содержанию действия: отчуждать или приобретать имущества, получать наследство, дары и т.п. Наряду с этим государственная казна не считалась самостоятельным субъектом: все споры частных лиц по поводу финансовых операций, налоговых и т.п. сборов разбирались в обычном частноправовом порядке путем исков к конкретным физическим лицам.

Наряду с государством рано стали пользоваться самостоятельной правоспособностью городские общины – муниципии. Это были те присоединенные к Риму латинские, этрусские, греческие, кельтские общины, за которыми было сохранено право внутреннего самоуправления.

По-видимому, достаточно рано потребовалась иная правовая модель участия общин в гражданском обороте. Это и понятно: общины обладали имуществом, необходимым для ведения городского хозяйства, вступали в многочисленные сделки с подрядчиками, поставщиками и пр. Возникавшие в связи с этим споры должны были рассматриваться в обычном порядке, но квиритское право допускало в качестве истца или ответчика только отдельного гражданина; следовательно, община в целом не могла отстаивать свои интересы в судебном порядке.

Этот недостаток был устранен претором, который стал предоставлять иски общинам (в лице назначенных представителей – actores) и против них. Практика применения этих исков выработала такие правовые нормы, которые свидетельствуют о признании общины (муниципии) в качестве единого и самостоятельного субъекта права.

Предоставив общине (и против нее) иск, претор вполне легализовал участие в обороте особого субъекта права – объединение физических лиц, которое действует вполне самостоятельно и независимо от тех людей, которые его образуют. Такой субъект сам, то есть на свое имя, приобретает права, самостоятельно исполняет обязанности и несет ответственность по долгам; естественно, для этих целей объединение должно располагать собственным имуществом, на которое никто другой, в том числе члены объединения, прав не имеют.

Преторский эдикт распространялся не только на муниципии, но и на другие объединения, обладавшие такими же свойствами самостоятельности и устойчивости. Это понятно, так как в республиканский период корпоративная жизнь процветала: наряду с древними жреческими коллегиями, существовали многочисленные профессиональные и торговые объединения (цехи кондитеров, медников и пр., союзы торговцев хлебом, вином, общества откупщиков и т.п., корпорации мореплавателей, погребальные (похоронные) общества, союзы писателей и актёров; корпорации низших служителей магистратов). Естественно, что регулирование их участия в обороте осуществлялось по модели, выработанной для муниципий.

В начале периода принципата к муниципиям и различным союзам корпорациям в качестве особого субъекта оборота добавляется императорская казна – фиск (fiscus). Начало этому было положено разделением провинций на провинции сената (provincia senatoria) и провинции принцепса (provincia Caesaris). Наряду с бывшей республиканской казной (эрарий, aerarium) образовалась императорская казна (fiscus), куда стали стекаться доходы с провинций и иные поступления исключительно принцепсу. Постепенно фиск превратился в гигантскую совокупность имуществ (плантаций, сооружений, рабов, мастерских – как правило, военного назначения, рудников и пр.). Участие фиска в гражданском обороте регулировалось на тех же принципах, что и участие муниципий и корпораций. Таким образом, возник своеобразный субъект права – не объединение физических лиц, но – совокупность имуществ.

Долгое время в обороте действовали такие объединения (корпорации), целью которых было доставление прибыли участникам посредством осуществления какого-либо предприятия или спекуляции. Таких объединений, которые занимались бы общеполезной деятельностью, не существовало. С распространением в стране христианской религии, реализация идей милосердия, пожертвования имуществ нуждающимся или обществу, потребовали формирования таких объединений, целью которых было бы предоставление материальных и духовных благ третьим лицам. Само укрепление церкви, накопление ею богатств, потребовали признания за нею прав субъекта оборота для того, чтобы предоставить возможность совершать сделки, приобретать имущества по завещаниям.

Так возник особый вид объединений, которые в отличие от коммерческих корпораций в последующем получил общее обозначение учреждения. С утверждение христианства (в особенности после Миланского собора 313 г.) возникает множество учреждений: убежища для бедных, больницы, приюты для странников, для престарелых, сиротские дома.

3. Порядок образования и прекращения деятельности юридических лиц

Для того чтобы считаться образовавшимся, объединение-корпорация должно было насчитывать не менее трех членов – полноправных римских граждан.

По Законам 12 Таблиц допускалась почти полная свобода образования юридических лиц. В древнейшую эпоху не предполагалось никаких предварительных условий для организации объединений граждан, но их цель не должна быть вредной «публичным делам» с точки зрения законов. Этот порядок свободной организованной коллегии, по словам Гая, заимствован из законодательства Солона. Он просуществовал до конца республики.

С началом монархического строя свободное образование коллегий стало возбуждать подозрение со стороны принцепсов и оказалось политически неприемлемым. Еще Юлий Цезарь распустил все корпорации, кроме возникших в древнейшую эпоху. Позже Август издал специальный закон, по которому ни одна корпорация, кроме религиозных и некоторых привилегированных, например похоронных товариществ) не могла возникнуть (с юридическим ее признанием) без предварительного разрешения Сената и санкции императора. Таким образом, сформировался характерный для римского права разрешительный порядок образования корпораций.

Римским правом также предусматривалось и приостановление деятельности юридических лиц. Приостановление деятельности юридического лица могло быть:

  1.  по решению собрания;
  2.  по достижении целей, для которых оно было создано;
  3.  с потерей имущества; с полным прекращением членства;
  4.  по решению государственного органа, если его существование противоречило предписаниям и существующему порядку.

Прекращались объединения-корпорации:

  1.  выбытием ее членов (классические юристы признавали в качестве минимального числа членов – три);
  2.  запретом на ее деятельность, наложенным государством или судом;
  3.  истечением срока, либо выполнением поставленных целей, которые предусматривались при образовании корпорации;
  4.  собственным решением сочленов, принятым или единогласно, или большинством голосов.

По мнению О.А. Омельченко, судьба имущества и обязательств (если такие были) корпорации римским правом отрегулированы не были.

По мнению О.А. Кудинова, имущество юридического лица, прекратившего деятельность, переходило в собственность государства или нового лица либо делилось между бывшими членами на основании уплаченных взносов.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

43381. Формирование местного бюджета на примере муниципального образования полюстрово 755 KB
  Бюджетная система представляет собой регулируемую нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и бюджетов органов местного самоуправления.
43382. Организация работы электротехнического цеха АТП г. Москва 1.25 MB
  Коэффициент механизации снижающий трудоемкость ЕО рассчитывается по формуле: где снижения трудоемкости за счёт применения моечной установки принимается 55 снижения трудоемкости путем замены обтирочных работ обдувом воздуха принимается 15 Трудоёмкость ТО1 tто1 = tн то1 K2 K5 = 311115 = 356 чел. ч tн то1 = 31 чел.
43383. Завдання та система органів державного управління безпекою України 187 KB
  Метою даного дослідження є проведення комплексного аналізу завдань, функцій системи органів державного управління безпекою України, а також розгляд існуючих проблем та перспектив розвитку, які повязані з їх практичним виконанням.
43384. УЧЕТ ЗАТРАТ В НЕЗАВЕРШЕННОМ ПРОИЗВОДСТВЕ РАСПРЕДЕЛЯЕМЫХ РАСХОДОВ И ПРОЧИХ ЗАТРАТ В РАСТЕНИЕВОДСТВЕ В ООО «ЛУЗИНСКОЕ ЗЕРНО» 268.5 KB
  В первой части работы мы рассматриваем теоретические аспекты организации бухгалтерского учета затрат в незавершенном производстве. Здесь указываются нормативное регулирование по учету затрат; объекты и статьи учета затрат в растениеводстве; представлены понятия затрат, издержек и расходов; признание расходов в бухгалтерском учете.
43385. Розробка інфологічної та даталогічної моделі 662 KB
  Для підприємств розроблена спеціальна база даних котра формує список співробітників за допомогою додавання їх в базу користувачем.4 Опис основних процедур перетворення даних 1. Для додавання розроблена відповідна форма в котрій забезпечено введення даних а саме: П. Табельний номер Дата прийому на роботу Оклад Після введення даних вони через компонент Tble котрий призначений для роботи з нашою базою даних bd1.
43386. Задачи статистического изучения загрязнения окружающей среды 315 KB
  Проблема защиты окружающей среды и природных ресурсов настолько важна что нет практически в мире государства которое бы в той или иной мере не пыталось ее решить. Существует множество концепций и методов анализа воздействия экономической деятельности на природную среду и обратного влияния природной среды на экономическую деятельность а также оценки ущерба от загрязнения окружающей среды и эффективности природоохранных мероприятий. Потери рабочего времени в результате повышенной заболеваемости; населения изза загрязнения окружающей среды...
43387. Информационный менеджмент, стратегия и политика организации 108.5 KB
  В круг задач информационного менеджмента входят также разработка внедрение эксплуатация и развитие автоматизированных информационных систем и сетей обеспечивающих деятельность предприятия организации. Деятельность любого предприятия зависит от степени воздействия на него внешней среды представляющей сферу прямого и косвенного воздействия АТП которые серьезно...
43388. Определение реакций опор твердого тела 2.53 MB
  Составим уравнения моментов сил относительно точки С и А.3 Составим уравнение равновесия для тела CD: ∑ Fkx = 0 отсюда RD = 0 Для всей конструкции: ∑ Fkx = 0; Q P1∙cos60 XB P2 = 0 откуда XB = 2 кН Составим уравнение моментов сил относительно точки А: ∑ MА= 0 Q∙2 M P1∙sin60∙2 P1∙cos60∙4 P2∙2 RD∙7 YB∙4 = 0 откуда YB = 7196 кН Подставляя найденные значения ХB и YB в уравнение 1 найдем: Итак при шарнирном соединении в точке С модуль реакции B меньше чем при соединении скользящей заделкой. Составим уравнение моментов...
43389. История развития социальной помощи в России 208 KB
  Это было выражено в более расширенной системе помощи которая охватывала и устоявшиеся группы населения и новые формы призрения и воспитания детей предупреждения обнищания населения. В России до начала XVIII века вообще не существовало какойлибо узаконенной формы общественного призрения детей. Первым проявил инициативу митрополит Иов организовавший в 1707 году на собственные средства в Холмовской Успенской обители заведение для призрения сирот и зазорнорожденных незаконнорожденных детей. После смерти Петра I за...