96558

МЕЖДУНАРОДНАЯ МИГРАЦИЯ РАБОЧЕЙ СИЛЫ

Лекция

Международные отношения

Международная миграция рабочей силы - это перемещение трудоспособного населения из одной страны в другую со сменой постоянного места жительства в поисках работы и лучших условий жизни. Международная миграция рабочей силы имеет многовековую историю. По существу международная миграция рабочей силы представляет экспорт и импорт трудовых ресурсов.

Русский

2015-10-07

87.5 KB

1 чел.

МЕЖДУНАРОДНАЯ МИГРАЦИЯ РАБОЧЕЙ СИЛЫ

Сущность и основные формы международной миграции рабочей силы

В последние годы весьма характерной для мирового сообщества стала миграция рабочей силы. Количество мигрантов постоянно увеличивается. Ежегодно в среднем более 30 млн. рабочих-мигрантов переезжают из одной страны в другую. С учетом членов их семей, сезонных и нелегальных рабочих масштабы миграции возрастают в 3-5 раз.

Международная миграция рабочей силы - это перемещение трудоспособного населения из одной страны в другую со сменой постоянного места жительства в поисках работы и лучших условий жизни.

Международная миграция рабочей силы имеет многовековую историю. Во многих странах, особенно в таких, как США, Канада, Австралия, экономическая и политическая системы, культурные традиции сформировались за счет массовой иммиграции из стран Европы и Азии в конце XVIII - начале XX вв. Все перемещение населения из одной страны в другую складывается из эмиграционных и иммиграционных потоков. Иммиграция - въезд трудоспособного населения в данную страну из-за ее пределов; эмиграция - выезд трудоспособного населения из данной страны за ее пределы. По существу, международная миграция рабочей силы представляет экспорт и импорт трудовых ресурсов. Одновременно существуют специфические формы международной миграции - реэмиграция, т. е. возврат на родину эмигрировавшего ранее населения, и «утечка умов» - международная миграция высококвалифицированных кадров.

В мировой практике сложилась следующая классификация форм миграции рабочей силы:

1. По направлениям:

- миграция из развивающихся стран в промышленно развитые страны;

- миграция из стран с переходной экономикой в промышленно развитые страны;

- миграция в рамках промышленно развитых стран;

- миграция между развивающимися странами;

- миграция высококвалифицированной рабочей силы из промышленно развитых стран в развивающиеся страны и страны с переходной экономикой.

2. По функциональному содержанию:

- экономическая миграция, связанная с обустройством районов освоения, комплектованием кадров для ввода новых мощностей;

- специальная, обусловленная переездом по семейным обстоятельствам по состоянию здоровья, на учебу и т. д.

3. По территориальному охвату:

- внутриконтинентальная;

- межконтинентальная.

4. По времени:

- постоянная, или безвозвратная - переселение на постоянное место жительства;

- временная или циклическая - перемещение на определенный срок;

- сезонная, связанная с поездками в определенный период времени на заработки;

- маятниковая или челночная - регулярные еженедельные поездки на селения на работу или учебу из одной страны в другую.

5. По степени законности:

- легальная;

- нелегальная.

6. По уровню управляемости:

- регулируемая:

- нерегулируемая.

Потоки мигрантов ежегодно возрастают. В мировом хозяйстве выделяют определенные географические регионы, которые являются местам наиболее массового привлечения иностранных граждан, такие регионы называют центрами притяжения рабочей силы. Выделяют старые, или традиционные центры, сложившиеся в ХУШ-Х1Х вв., и новые. К традиционным центрам притяжения рабочей силы относят:

1. Соединенные Штаты Америки. Исторически сложилось так, что первоначально международная миграция труда в больших масштабах осуществлялась из Европы в США, где бурно развивающейся промышленности требовались рабочие руки, а местные трудовые ресурсы были ограничены. Первоначально это были квалифицированные кадры. С конца XIX в. основными эмигрантами стала менее квалифицированная рабочая сила из стран Азии, Африки, Южной Америки. В настоящее время поток мигрантов в США не прекращается. Особенно сложной проблемой становится нелегальная миграция, количественную оценку которой дать практически невозможно. По различным оценкам число нелегальных иммигрантов ежегодно колеблется в пределах от 3 до 12 млн. человек. Одна из главных особенностей такого явления - возможность предпринимателям использовать очень дешевую рабочую силу и получать при этом огромные прибыли.

2. Страны Западной Европы. После Второй мировой войны особенности развития многих западноевропейских стран обусловили их заинтересованность в массовом привлечении неквалифицированной рабочей силы из других стран. Среди стран-экспортеров рабочей силы в данный регион выделяют страны Ближнего Востока и Северной Африки, а также так называемые страны европейской периферии (Турция, Италия). По оценке Международной организации труда в настоящее время здесь трудится более четверти иностранной рабочей силы мира. Средний ежегодный приток иностранной рабочей силы составляет около 600 тыс. человек, а вместе с членами семей не менее 1,3 млн. человек. В странах Западной Европы многие отрасли экономики находятся в зависимости от импорта рабочей силы. Например, во Франции эмигранты составляют 1/4 занятых в строительстве, 1/3 в автомобилестроении, в Бельгии 1/2 горняков, в Швейцарии - 2/5 всех строительных рабочих. После создания Европейского Союза в Западной Европе был создан Единый рынок труда, поэтому здесь около 40% составляют мигранты из стран-членов ЕС. Однако принятые правительствами стран Западной Европы регулирующие меры в отношении иммигрантов привели к тому, что в последние годы Европа стала терять свою притягательную силу для переселенцев. Многие иммигранты покидают сейчас европейские государства.

3. Австралия. В стране используется около 200 тыс. иностранных рабочих. С 1982 г. Австралия проводит миграционную политику, на основе которой в первую очередь в страну принимаются иммигранты, осуществляющие инвестиции в экономику страны. Только в 90-е годы XX в. дополнительные инвестиции в экономику Австралии составили 1,2 млрд. долл. США. Основными странами-экспортерами являются страны Восточной и Центральной Европы, Юго-Восточной Азии.

В конце 60-х - начале 70-х годов XX в. в мировой экономике стали появляться новые центры притяжения рабочей силы. К ним относят:

1. Нефтедобывающие страны Ближнего Востока - Катар, Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты, Саудовскую Аравию и др. Главными экспортерами рабочей силы являются Египет, страны Юго-Восточной Азии (Индия, Пакистан, Филиппины и др.). К началу 90-х годов XX в. в нефтедобывающие страны переехало более 5 млн. иностранных рабочих, в то время как численность местных рабочих - около 2 млн. человек. По существу, в этих странах в нефтедобывающих отраслях нет местных рабочих. Так, в Объединенных Арабских Эмиратах удельный вес иностранной рабочей силы в общей численности рабочих отрасли составляет 97%, в Катаре - 95,6, в Кувейте - 86,5%.

2. Страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Здесь в 70-е годы XX в. началось ускоренное развитие промышленности и интернационализация хозяйственной жизни стран этого бромного региона. Одновременно начали свою деятельность транснациональные корпорации американского, японского, южнокорейского, тайваньского капитала. Основными поставщиками рабочей силы являются Китай, Вьетнам, Лаос и другие соседние с ними государства.

3. Страны Латинской Америки, особенно Аргентина, Бразилия, Венесуэла. На территории этих стран действуют такие транснациональные корпорации, как «Дженерал Моторс», «Фольксваген», «Форд Моторс», «Фиат», «Нестле» и другие. Они создали крупные предприятия, высокими темпами стало развиваться также сельскохозяйственное производство. Наиболее распространенной формой является сезонная сельская миграция, а также приток низкоквалифицированной рабочей силы. Однако в последние годы в странах Латинской Америки ощущается значительная потребность в квалифицированных кадрах - врачи, инженеры, специалисты сельского хозяйства. В эти страны прибывают рабочие из других стран Латинской Америки, из азиатских и некоторых африканских стран. Специалисты иммигрируют из промышленно развитых стран - США и Западной Европы.

4. Страны Африки. Активное проникновение в Южную Африку международных корпораций из промышленно развитых стран сделало устойчивую миграцию африканских рабочих в такие страны, как Южно-Африканская Республика, Намибия и др. Здесь иностранные рабочие заняты прежде всего в тяжелых отраслях - алмазодобыча, золотодобыча, добыча урана.

Причины и последствия международной миграции рабочей силы 

На уровень миграции оказывают влияние различные факторы, которые можно объединить в две группы: неэкономические и экономические. Среди неэкономических факторов следует выделить политические, демографические, национальные, религиозные, культурные, семейные и др.

Одна из важнейших политических причин миграции - соблюдение прав человека. И здесь необходимо подчеркнуть два момента. Во-первых, окончание холодной войны, расширение экономических отношений, открытость национальных экономик во многом сняли различные ограничения на свободное перемещение населения, в большей мере стали соблюдаться права человека. Все это усилило движение рабочей силы. Другой момент - во многих странах бывшего Советского Союза стали нарушаться права человека, особенно некоренного населения. Эта проблема достаточно остро стоит в Прибалтийских и некоторых других странах СНГ. Все это приводит к вынужденной миграции населения.

Вторая важная политическая проблема - различные военные конфликты в некоторых странах мира приводят к большим потокам переселенцев.

Важным фактором, порождающим миграцию, является национальная политика, когда усиливается поток беженцев, например русских из некоторых стран СНГ.

Причины экономического характера зависят, в первую очередь, от различного экономического уровня развития отдельных стран, отличий в размерах заработной платы. Люди в поисках лучшей жизни переезжают в индустриальные страны, где уровень заработной платы значительно выше. Как правило, по этим причинам происходит отток рабочей силы из развивающихся стран, из стран с переходной экономикой. Например, оплата 1 часа труда рабочего в промышленности Германии составляет 20,3 долл. США, в Великобритании - 13,6, в Португалии -5,2, в Мексике - 1,5, в России - 1,2, в Республике Беларусь -1,3 долл. США.

В условиях рыночной экономики характерным является несоответствие спроса и предложения рабочей силы. При интенсивном внедрении достижений научно-технического прогресса снижается спрос на низкоквалифицированную рабочую силу, но предложение ее растет. По расчетам специалистов дальнейшая электронизация труда приведет к сокращению в США к 2005 г. около 5 млн. рабочих мест. Одновременно идет рост спроса на высококвалифицированных специалистов в США, Западной Европе, в ряде государств Азиатско-Тихоокеанского региона.

Одним из факторов международной трудовой миграции является вывоз капитала, функционирование транснациональных корпораций, которые способствуют соединению рабочей силы с капиталом.

Важный фактор миграции - рост безработицы, не только в развивающихся, но и в промышленно развитых странах. Одной из проблем в мировой экономике является проблема внедрения достижений научно-технического прогресса, которая приводит к росту безработицы. Механизация и автоматизация, внедрение роботов и манипуляторов вытесняют труд человека. Особенно это ощутимо в индустриальных странах. Так, в среднем за минувшее десятилетие в странах ОЭСР не имели работы примерно 28 млн. человек, что на 2 млн. больше, чем в 1970-е годы. Этот процесс продолжается. В 1996 г. в этих странах число безработных составило около 30 млн. человек. Наиболее высок уровень безработицы в Испании, Франции и др. странах. По расчетам специалистов дальнейшее ускорение научно-технического прогресса приведет в странах Западной Европы к уровню безработицы свыше 16% трудоспособного населения. Уже в 2002 г. она составила здесь 8,1%. Возрастает структурная и циклическая безработицы в странах с переходной экономикой.

Причиной миграции рабочей силы является также создание международного рынка рабочей силы, стремление многих предприятий достичь максимальной прибыли за счет снижения издержек на рабочую силу.

Миграция рабочей силы оказывает положительное влияние на экономику импортирующих и экспортирующих стран.

Страны, импортирующие рабочую силу, т. е. принимающие рабочую силу, получают следующие преимущества:

- обеспечение ряда отраслей, инфраструктурных служб необходимыми работниками. Например, во Франции и Швейцарии эмигранты составляют более одной третьей части всех занятых в строительстве, в Бельгии они составляют половину всех шахтеров;

- за счет привлечения высококвалифицированных специалистов многие страны экономят в сфере образования. Политика «переманивания умов» приносит большие выгоды промышленно развитым странам. Так, США за счет привлечения иностранных специалистов сэкономили только в сфере образования и научной деятельности за последние 25 лет не менее 5 млрд. долл.;

- за счет привлечения более дешевой силы снижаются издержки производства, что повышает конкурентоспособность производимой страной продукции;

- предъявляя дополнительный спрос на товары и услуги, иностранные рабочие стимулируют рост производства и дополнительную занятость в стране пребывания;

- иностранные рабочие часто рассматриваются как определенный амортизатор в случае кризисов и безработицы. Они первыми могут быть уволены;

- иностранные рабочие не обеспечиваются пенсиями и не учитываются при реализации разного рода социальных программ;

- иммигранты улучшают демографическую ситуацию в развитых странах, страдающих старением. Так, во Франции, Германии, Швеции 10% всех новорожденных появляются в семьях переселенцев. Значительные преимущества имеют и страны, экспортирующие рабочую силу:

- экспорт рабочей силы является важным источником поступления валюты в страну. По данным МВФ средняя норма прибыли при экспорте товаров составляет 20%, услуг - 50%, а от экспорта рабочей силы она значительно выше.

Например, в конце 80-х годов XX в. эксплуатация Суэцкого канала приносила прибыль Египту в размере 970 млн. долл. США в год, туризм - 600 млн. долл. США, а переводы эмигрантов более 3 млрд. долл. США;

- экспорт рабочей силы сокращает безработицу, уменьшает избыток трудовых ресурсов в стране, а следовательно, социальную напряженность;

- бесплатное для страны-экспортера обучение рабочей силы новым профессиям, знакомство с передовыми технологиями производства и организацией труда.

Однако миграция рабочей силы имеет и отрицательные моменты. Импорт рабочей силы приводит к возникновению социальной напряженности в обществе, межнациональной неприязни и т. д. Страны-экспортеры сталкиваются с проблемой «утечки умов» - главное отток квалифицированных, научных кадров.

Регулирование миграции рабочей силы 

Как видим, международная миграция рабочей силы оказывает как положительное влияние на экономику страны, так и отрицательное. Для усиления положительного эффекта и для нейтрализации отрицательных последствий проводится регулирование миграции трудовых ресурсов. Международные потоки рабочей силы в настоящее время регулируются как на национальном уровне, так и на уровне межгосударственных отношений.

На национальном уровне каждое государство проводит свою миграционную политику. Миграционная политика - это определенная целенаправленная деятельность государства по регулированию процессов перемещения рабочей силы в данную страну или из нее. Необходимо отметить, что в основе регулирования миграции рабочей силы лежат две противоположные тенденции. Во-первых, в условиях открытой экономики каждая страна должна соблюдать принцип свободного перемещения населения. Всеобщая декларация прав человека, принятая Организацией Объединенных Наций 10 декабря 1948г. и ратифицированная почти всеми странами мира, провозглашает свободный выбор места жительства и работы, как основополагающее право человека. Но с другой стороны, в целях защиты от негативных последствий миграции на экономику страны государство вынуждено принимать различные законодательные и организационные меры, позволяющие регулировать въезд в страну и выезд из нее.

Миграционная политика государства подразделяется на два вида: эмиграционную и иммиграционную.

Эмиграционная политика стран-экспортеров рабочей силы включает прямые и косвенные методы регулирования.

Прямые методы:

- запрет на выезд отдельных категорий работников;

- введение эмиграционных квот;

- имитирование выдачи заграничных паспортов;

- установление сроков обязательной работы в стране после завершения образования за государственный счет;

- определенные требования к субъектам трудовой миграции (фирмам-посредникам, трудящимся-мигрантам).

Косвенные методы:

- использование эмиграции в целях обеспечения валютными ресурсами экономики страны. С этой целью в национальных банках эмигрантам открывают валютные счета по более высоким процентам по депозитам по сравнению с внутренними вкладами, создают льготные условия по почтовым и телеграфным переводам, создают им выгодные условия использования своих валютных средств для приобретения товаров. Многие государства прямо обязывают рабочих-эмигрантов переводить в свою страну определенную часть полученной за границей заработной платы;

- таможенная политика, предусматривающая определенные таможенные льготы по ввозу определенных товаров возвращающихся трудящихся-эмигрантов;

- меры, способствующие как защите государственных интересов, так и прав и свобод трудящихся мигрантов.

Иммиграционная государственная политика направлена на защиту национального рынка труда от притока мигрантов, на обеспечение рационального труда иммигрантов.

Согласно рекомендаций Международной организации по миграции (МОМ), мигрантов подразделяют на три категории:

1) семейная эмиграция (супругов, родителей, детей, братьев и сестер, престарелых родственников, жениха или невесты) предполагает обязательное наличие родственника гражданина страны, который может дать поручительство;

2) экономическая эмиграция предполагает наличие квалификации, особых способностей, опыта частной предпринимательской деятельности, которые могут оказаться полезными в экономическом развитии страны. Выделяют четыре разновидности категорий эмигрантов:

а) частнопредпринимательская эмиграция (имеется опыт и намерения основать предприятие, а также достаточный для этого капитал);

б) эмиграция лиц молодого возраста с хорошим образованием и квалификаций, а также со способностью найти работу;

в) эмиграция по приглашению на работу работодателем;

г) эмиграция лиц, достигших больших успехов международного значения в сферах творчества, спорта и др.;

3) гуманитарная эмиграция предполагает признание статуса беженца и др.

Различают три основных типа иммиграционных политик, которые могут применяться одновременно в зависимости от категорий мигрантов:

1. Политика, базирующаяся на ограничении пребывания иммигрантов в стране (по количеству и срокам).

2. Политика, разрешающая проживание без определенного срока с правом въезда членов семьи.

3. Политика,   разрешающая   постоянное   проживание   иммигрантов   и предполагающая право на получение гражданства. Основными инструментами иммиграционной политики являются:

- прямое ограничение въезда иммигрантов путем введения квоты, которая ежегодно рассматривается и утверждается в стране-импортере. По действующим в США иммиграционным законам ежегодно из других стран можно принимать 270 тыс. человек, причем для отдельных стран предел установлен в 20 тыс. человек;

- качественные требования к иностранной рабочей силе. В первую очередь наличие сертификата об образовании, определенный стаж работы по специальности;

- возрастной ценз, как правило, возрастает до 40 лет;

- состояние здоровья;

- ограничения личностного характера. Во многих странах отказывают во въезде ранее судимым иностранцам;

- временные ограничения, когда разрешается въезд в страну только на определенный срок;

- финансовые ограничения, когда иммигранты должны вносить определенную плату за трудоустройство.

Во многих странах стимулируется добровольное переселение (репатриация) рабочих-иммигрантов. Чтобы побудить к выезду из страны иностранных рабочих, находящихся в стране на законном основании, им предлагаются репатриационное пособие плюс оплата расходов, связанных с возвращением на родину. В Германии такое пособие составляет 30 тыс. марок.

На международном уровне действуют различные организации, которые занимаются проблемами миграции рабочей силы. В составе ООН созданы различные комиссии. Так, Комиссия ООН по народонаселению располагает соответствующим денежным фондом, значительная часть которого используется на субсидирование национальных программ в области миграции населения.

Верховный комиссариат ООН по делам беженцев решает вопросы их защиты, реализует долгосрочные решения и, в первую очередь, проблемы репатриации.

Во многих международных организациях есть специальные подразделения или службы, занимающиеся вопросами миграции: в Совете Европы - Отдел по вопросам населения, занятости и миграции; в рамках ОЭСР - специальная служба СОПЕМИ - система постоянного наблюдения за миграцией, которая координирует деятельность национальных иммиграционных управлений; в ЕС - Комитет гражданских свобод и внутренних дел Европейского парламента.

Ведущими организациями по регулированию международной миграции рабочей силы являются Международная организация по миграции (МОМ) и Международная организация труда (МОТ).

Международная организация по миграции (МОМ). Образована в 1949 г. как Международная организация по делам беженцев (МОБ), позже ее полномочия были расширены, и с 1989 г. она была переименована. В МОМ входит 81 государство, из которых 46 - ее члены, 35 - наблюдатели. В рамках этой организации осуществляется разработка долгосрочных программ в области регулирования миграционных потоков, оказания помощи в вопросах организации миграции, технического сотрудничества, предотвращения «утечки умов», реэмиграции, предоставления экспертных услуг и т. д. Основными функциями МОМ на данный момент, согласно Уставу, являются:

- осуществление упорядоченной и запланированной миграции граждан;

- перемещение квалифицированной рабочей силы, включая членов семьи, которые могут содействовать развитию принимающих стран;

- организация передвижения беженцев;

- предоставление государствам форума для обмена мнениями, опытом

и сотрудничества.

В настоящее время МОМ в большей степени регулирует не количественную сторону миграции, а качественную (например, вербовка квалифицированных кадров, возвращение талантливых специалистов па родину).

В качестве основных целей международной миграции МОМ признает следующие: найм на работу; воссоединение семей; получение образования; краткие туристические, семейные, деловые визиты (срок до 3 месяцев); поиск политического убежища (по Женевской Конвенции); возвращение граждан на родину, к своим этическим корням; выезд на постоянное жительство.

МОМ - это единственная организация, имеющая глобальные полномочия, при этом она не входит в учреждения ООН, но тесно с ними сотрудничает.

Международная организация труда (МОТ). Была создана в 1919 г., а в 1946 г. МОТ стала специализированным" учреждением ООН. Задачами МОТ являются:

- содействие обеспечению социальной справедливости для трудящихся;

- разработка международной политики и программ, направленных на улучшение условий труда и жизни;

- выработка международных трудовых стандартов, призванных служить в качестве руководящих принципов для национальных властей при проведении этой политики;

- регламентация набора рабочей силы;

- борьба с безработицей:

- гарантии заработной платы, обеспечивающей нормальный уровень жизни;

- защита от профессиональных заболеваний и от несчастных случаев;

- регламентация вопросов социального страхования и обеспечения;

- организация профессионально-технического обучения.

Для реализации этих целей в составе МОТ функционируют Международный институт трудовых проблем в Женеве (Швейцария) и Международный центр по технической и профессиональной подготовке повышенного типа в Турине (Италия).

В структуру МОТ входят:

- Международная конференция труда - высший орган МОТ, выполняющий законодательные функции;

- Административный совет - руководит работой различных комитетов и комиссий при МОТ;

- Международное бюро труда - информационный и консультативный орган.

МОТ является уникальной среди всемирных организаций в том отношении, что при разработке ее политики представители предпринимателей и трудящихся обладают равным количеством голосов с представителями правительств. Одной из ее наиболее важных функций является принятие конвенций и рекомендаций, устанавливающих международные трудовые стандарты в таких областях, как заработная плата, продолжительность рабочего дня и условия труда, вознаграждение трудящихся за труд, социальное обеспечение, оплачиваемый отпуск, охрана труда.

10.5. Миграционная политика Республики Беларусь

Современная Беларусь характеризуется постоянно протекающими миграционными процессами, которые затрагивают многие стороны социально-экономической жизни.

Миграция в Республике Беларусь определяется конкретными факторами, среди которых можно выделить: значительный уровень безработицы наряду с  недостаточно высоким уровнем заработной платы в стране; отсутствие необходимой материально-технической базы для осуществления трудовой деятельности специалистов с высокой квалификацией; стремление заработать первоначальный капитал для организации собственного дела. Кроме того, часть населения связывает с заграницей возможность реализовать свои деловые и профессиональные качества. А так же необходимость оплачивать учебу, и желание изучить язык и познакомиться с культурой страны-реципиента.

Большинство трудящихся-мигрантов за границей выполняют работы, связанные с применением физического труда независимо от уровня образования.

Основными центрами притяжения трудовых мигрантов  из Беларуси являются США, Германия и Российская Федерация.

Весьма значительна численность потоков интеллектуальной миграции. Согласно данным официальной статистики доля лиц с высшим образованием в общей численности эмигрировавших из Республики Беларусь составила в 2003 году – 27,6% (2,3 тыс. человек), в 2005 году – 27,2% (2,1 тыс. человек). По результатам официальных исследований в 2002 году из регионов эмигрировали 42 научных и научно-педагогических работника, а в 2003 году из нашей страны эмигрировали или остались за границей после временного пребывания 64 научных работника и вузовских преподавателя.  И хотя в Республике Беларусь доля эмигрировавших ученых составляет всего 0,4% общего числа научных работников (по мировым оценкам нормальным является уровень в 1%), «утечка умов» достигла значительного для страны уровня.

Важной особенностью предложения белорусской рабочей силы на различных сегментах мирового рынка труда является и то, что значительная его часть осуществляется нелегально. Безусловно, реальные масштабы трудовой миграции  в десятки раз превышают данные официальной статистики. Так, по оценкам специалистов, объем экспорта белорусской рабочей силы на начало 2004 года составляет 150-200 тысяч человек.

Миграционная политика Республики Беларусь направлена на оптимизацию структуры экспорта и импорта  рабочей силы.

Иммиграционные процессы в стране регулируются законами – «О национальных меньшинствах в Республике Беларусь», «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь», «О беженцах», «Об иммиграции». Данные нормативные акты регламентируют права и обязанности иностранных граждан и лиц без гражданства (иностранцев). Так, закон «Об иммиграции» определяет правовые основы иммиграции в Беларусь, а также процедуру депортации. Закон определяет понятия иммигранта, иммиграции, в том числе незаконной, и устанавливает правовой статус иммигранта. Законом предусматривается ответственность за нарушение иммиграционного законодательства.

Законодательная база, касающаяся вопросов  эмиграции и внешней трудовой миграции, представлена законами «О порядке выезда из Республики Беларусь и въезда в Республику Беларусь граждан Республики Беларусь», «О демографической безопасности Республики Беларусь», «О внешней трудовой миграции», «О занятости населения Республики Беларусь», а также рядом постановлений Совета Министров Республики Беларусь, регламентирующих внешние миграционные процессы.

Названные документы разработаны в соответствии с национальным законодательством и общепризнанными нормами международного права.

Для управления процессами трудовой миграции в Республике Беларусь действует ряд государственных органов: Комитет по миграции при Министерстве труда и социальной защиты населения, Министерство иностранных дел Республики Беларусь, Министерство внутренних дел Республики Беларусь, а также территориальные органы по миграции.

На Комитет по миграции возложены функции регулирования и контроля над миграционными процессами. Комитетом по миграции проводится работа по защите внутреннего рынка труда и регулированию использования труда иностранцев.

Министерство иностранных дел Республики Беларусь выдает иностранцам визы "на работу" на основе лицензий на привлечение иностранной рабочей силы.

Министерство внутренних дел Республики Беларусь осуществляет регистрацию трудовых иммигрантов. Также МВД РБ было определено в качестве основного органа по борьбе с нелегальной миграцией.

В вопросах регулирования миграционных  процессов Республика Беларусь достаточно активно взаимодействует с различными международными организациями. Так, с 1994 года Республика Беларусь входит в МОМ в качестве наблюдателя, а в декабре 1996 года было открыто Минское бюро МОМ. Одним из основных направлений деятельности МОМ в Беларуси является взаимодействие с правительственными органами и оказание им содействия в вопросах  формировании миграционной политики. В 1995 году в Республике Беларусь было открыто представительство УВКБ ООН.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

50671. Изучение законов динамики вращательного движения твёрдого тела вокруг неподвижной оси на маятнике Овербека 292.5 KB
  В этой модели считается что трение в оси неподвижного блока отсутствует этот блок невесом а момент сил трения в оси блока с крестовиной не зависит от угловой скорости вращения В этих условиях ускорение груза массой m постоянно на всём отрезке движения H. Тогда рассмотрим систему состоящую из блока 1 с моментом инерции который может вращаться вокруг неподвижной горизонтальной оси и блока 2 с моментом инерции вращающегося вокруг оси . Запишем основное уравнение динамики вращательного движения для каждого блока учитывая что...
50673. Изучение метода последовательного анализа при испытании на надежность элементов и устройств информационной техники 71.5 KB
  В результате исследования процесса возникновения отказов в аппаратуре ИИС убедимся в простоте метода последовательного анализа при испытаниях на надежность который опираясь на данных о границах надежности и рисках потребителя и изготовителя позволяет принять решение о принадлежности партии изделий к принимаемой или бракуемой группе.
50675. Функции системы MATLAB 108 KB
  Изучение основных функций системы MATLAB. Создание новых функций и построение их графиков в среде MATLAB. Решение систем линейных уравнений. Изучение генератора базовой случайной величины.
50676. Изучение методов структурного резервирования 95.5 KB
  Требуется с помощью различных видов резервирования обеспечить надежность системы в течении T = 1000 часов c вероятностью безотказной работы не менее Pдоп = 0.95 задавая кратность резервирования определяя её стоимость. Необходимо определить какой тип резервирования наиболее эффективен.
50678. Определение теплоёмкости металлов методом охлаждения 91 KB
  В данной работе мы измеряли теплоёмкость трёх элементов: меди алюминия и стали. Изначально мы предполагали что максимальная теплоёмкость у стали а минимальная у алюминия моё предположение основывалось на зависимости теплоёмкости от плотности это оказалось не верно. После проведения эксперимента выяснилось что максимальная теплоёмкость у алюминия091001 Дж гК а минимальная у меди ССu = 0.