96581

Гражданство как один из важнейших институтов конституционного права России

Курсовая

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

История развития института гражданства в российском государстве. Российское подданство и его правовая регламентация. Регулирование вопросов гражданства в законодательстве СССР и Российской Федерации. Международно-правовое регулирование вопросов гражданства. Гражданство как один из важнейших институтов конституционного права России.

Русский

2015-10-07

179.5 KB

2 чел.

PAGE   \* MERGEFORMAT 2

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3

Глава 1 История развития института гражданства в российском госу-дарстве................................................................................................................6

  1.  Российское подданство и его правовая регламентация……………….6
    1.  Регулирование вопросов гражданства в законодательстве СССР и Российской Федерации…………………………………………………………13
    2.  Международно-правовое регулирование вопросов  гражданства…20

Глава 2 Гражданство как один из важнейших институтов конституцион -

ного права России……………………………………………………………….25

2.1 Понятие и принципы гражданства Российской Федерации………25

2.2 Институт двойного гражданства и безгражданства…………………28

2.3 Правовая регламентация приобретения гражданства Российской Федерации……………………………………………………………………......31

2.4 Правовая регламентация прекращения гражданства Российской Федерации………………………………………………………………….…….36

Заключение………………………………………………………………………38

Список использованной литературы…………………………………………..40

Введение

Правовое положение лица, проживающего в стране, зависит от того, является ли оно гражданином (в некоторых монархических государствах - подданным) данной страны. В любой стране, наряду с гражданами, составляющими  подавляющее большинство ее населения, проживают или временно пребывают и неграждане – иностранцы (граждане другого государства), лишь без гражданства (апатриды, аполиды), беженцы (лица, не имеющие гражданства страны пребывания). Только граждане данной страны обладают возможностью в полном объеме реализовать права и свободы личности и в то же время ее гражданские обязанности. Среди основных всеобщих и неотъемлемых прав человека содержится и право на гражданство.  

 Статья 15 Всеобщей декларации прав человека устанавливает, что каждый человек имеет право на гражданство; никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство. Проблема взаимоотношений государства с его гражданами — ключевой вопрос демократизма и гуманизма общественного и государственного строя любой страны.

Основы гражданства чаще всего закрепляются в конституциях; другие, более частные вопросы гражданства регулируются специальными законами о гражданстве, а процессуальные вопросы признания, приобретения, изменения и утраты гражданства и другие — соответствующими подзаконными актами.1

Актуальность данной работы состоит в том, что в Российской Федерации вопросы гражданства в последние годы привлекают особое внимание. После распада СССР собственное гражданство РФ, существовавшее ранее чисто символически, превратилось в одну из важных характеристик суверенного государства. Миллионы россиян для всего мира теперь стали гражданами РФ как субъекта международного права.

Проблемы гражданства возникают также и вследствие миграции. С одной стороны, россияне любят путешествовать, многие на продолжительные сроки поселяются в иных государствах, находят там применение своим способностям, частыми стали браки с иностранцами. С другой стороны, к нам прибывают из-за рубежа на жительство или на работу как граждане РФ, так и граждане других стран, многие из которых желают остаться в России. Также ввиду сложившейся ситуации на Украине стали актуальны такие понятия как «вынужденные переселенцы», «беженцы».

 Целью настоящей работы является изучение исторических аспектов развития института гражданства в российском государстве, определение понятия института гражданства.

 Для раскрытия курсовой работы по теме  «Гражданство Российской Федерации» можно поставить следующие задачи:

  1.  рассмотреть историю развития института гражданства в российском государстве;
  2.  дать понятие гражданства Российской Федерации, определить  его принципы;
  3.  изучить понятие двойного гражданства и безгражданства;
  4.  определить основания приобретения и прекращения гражданства;
  5.  изучить нормативно-правовые акты, регламентирующие гражданство Российской Федерации.

Объектом исследования является совокупность общественных отношений, возникающих в связи с гражданством Российской Федерации, его приобретением и прекращением.

  Предмет исследования составляют нормативно - правовые акты, регулирующие вопросы гражданства РФ, а также теоретические положения, регулирующие вопросы получения и лишения гражданства РФ.

 Исследованию гражданства посвящены научные труды таких выдающихся российских ученых-юристов, как С.А. Авакьян, Л.Д. Воеводин, О.Е. Кутафин, А.Н. Кокотов и других государствоведов.

Методами исследования в данной работы выступают формально - юридические, системный, метод анализа.

Курсовая работа включает в себя введение, две главы, содержащие семь параграфов, заключение, библиографический список.

Глава 1 История развития института гражданства в российском государстве

  1.  Российское подданство и его правовая регламентация

 Необходимым условием глубокого познания действующего законодательства о гражданстве является анализ его содержания в историческом аспекте. Для этого важно проследить динамику развития правового регулирования различных сторон отношений гражданства.

В царской России существовало подданство, а не гражданство. Причем законодательство о подданстве сохраняло черты средневековых, феодальных начал, не основывалось, в отличие от законодательства демократических государств того времени, на юридическом равенстве подданных.

В Российской империи подданные подразделялись на несколько разрядов с особым правовым статусом:

1) природные подданные, в составе которых, в свою очередь, выделялись: а) дворяне (потомственные и личные); б) духовные лица (делились по вероисповеданиям); в) городские обыватели (разбивались на группы: почетные граждане, купцы, мещане и цеховые); г) сельские обыватели;

2) инородцы (евреи и восточные народы);

3) финляндские обыватели.

Кроме того, четыре группы природных подданных законодательство делило на лиц податного и неподатного состояния. Лица неподатного состояния (дворяне и почетные граждане) пользовались свободой передвижения и получали бессрочные паспорта для проживания на всей территории империи; лица податного состояния (мещане и крестьяне) не обладали этими правами. С принадлежностью к той или иной категории подданных законодательство связывало весьма существенные различия в правах и обязанностях.

 Русское право XVI и XVII вв. не содержало норм, которые бы четко определяли, кто является русским подданным и кто - иностранцем. Таких норм и не могло быть, поскольку само понятие подданства в тот период имело бытовой, а не юридический характер.

В представлении русских людей быть подданным значило быть православным, а стать подданным - означало креститься в православную веру.

Натурализация русскому праву той эпохи была неизвестна. Как некогда в Византии, и в России тех времен принятие православия являлось для иностранца единственным средством вступления в русское подданство, а принадлежность к русской церкви отождествлялась с принадлежностью к русскому государству.

Указ 1700 г. (без месяца и числа) отождествлял "крещение Православныя Христианския веры" с "выездом на имя Великаго Государя в вечное холопство"2.

Таким образом, по своим юридическим последствиям крещение в XVI и XVII вв. ничем не отличалось от натурализации.

"Вполне очевидно, что, при таких условиях, - указывал В.М. Гессен (российский государственный и политический деятель, юрист и публицист), - господство в Московской Руси территориального начала при определении подданства фактом рождения является, по самому существу своему, невозможным. Дети, рожденные на территории московского государства от иноземцев, остаются иноземцами до тех пор, пока они остаются иноверцами. Место рождения никакого значения не имеет". На некрещеных иностранцев в тот период распространялся ряд ограничений в правах. Им запрещалось, например, приобретение поместий и вотчин, вступление в брак с православными. Приобретаемое крещением подданство прекращалось со смертью.

Совершенно иначе ставятся и решаются эти вопросы в XVIII в. Так, указ Петра I 1721 г. предусматривал возможность приобретения иностранцами поместий и вотчин не в результате крещения, а путем принесения присяги на "вечное подданство Российскому Государю".

Этим же указом были впервые признаны допустимыми смешанные браки при условии вступления иностранца в вечное подданство России. Это условие было подтверждено указом от 26 августа 1833 г.

В XVIII в. бытовое понятие подданства постепенно утрачивалось, однако правовое понятие подданства к этому времени еще не сложилось. Поэтому и в тот период русской истории трудно было ответить на вопрос о том, кто является русским подданным и кто - иностранцем.

Истории русского права известен только один акт, признающий за рождением на русской территории определенное влияние на подданство. Так, согласно ст.61 главы I Регламента об управлении Адмиралтейства и Верфи от 5 апреля 1722 г. "кто из иностранцев и их детей пожелают учиться в Адмиралтействе какого мастерства, те должны прежде присягу учинить в вечное фазальство, а без того их не принимать. Иноземцы считаются те, которые приехали из иных государств и вступили в службу. А которые породились в России и приняли службу, те, яко россияне, почтены имеют быть". Этот текст полностью воспроизводит и Регламент об управлении Адмиралтейств и Флотов от 24 августа 1765 г.

Текст этих документов свидетельствует о том, что не само по себе рождение в России, а поступление иностранца на государственную службу влекло за собой приобретение русского подданства.

С постепенным ослаблением значения вероисповедального момента иностранцы в России незаметно становятся подданными путем фактической ассимиляции их с окружающей социальной и политической средой.

Наряду с фактическим укоренением уже в первой половине XVIII в. в законодательстве начинает применяться юридический способ вступления в русское подданство, именуемый натурализацией и связанный с принесением присяги на подданство.

Впервые присяга на подданство как способ натурализации получает правовое закрепление в манифесте 1721 г., призывавшем пленных шведов к вступлению в русское подданство. Вступление в подданство должно было быть добровольным, причем вступающий должен был показать, "чем он честно пропитать себя чает". В тексте присяги не было прямого указания на вечный характер подданства. Однако уже Сенатский указ от 27 августа 1747 г. "О клятвенном обещании иностранцев, желающих присягать на вечное подданство России"вводил момент вечности в самый текст присяги: "Аз нижепоименованный, бывший поданный, обещаюсь и клянусь Всемогущему Богу, что я Всепресветлейшей... Государыне... хощу верным, добрым и послушным рабом и вечно подданным с моею фамилией быть и никуда... за границу не отъезжать и в чужестранную службу не вступать".

Текст этот оставался неизменным и в последующих указах: от 8 марта 1762 г. и 6 июля 1793 г. В соответствии с указами от 12 декабря 1796 г. и 18 апреля 1801 г. присягающий, не называя себя рабом, обещал тем не менее "верным, добрым, послушным и вечно подданным с моею фамилией быть". Текст этот перешел, в конечном счете, и в Свод законов.

Как способ натурализации, присяга на подданство существенным образом меняет свое значение в XIX в. "С прекращением колонизаторской деятельности русского правительства, - указывал В.М. Гессен, - разрывается та связь, какая в предшествующую эпоху существует между присягой на подданство и водворением. С этого времени присяга на подданство становится для иностранцев средством освобождения от тех правоограничений, которые устанавливаются для них в интересах коренного населения. В частности, со времени издания Манифеста 1 января 1807 г., воспрещающего иностранцам, не присягнувшим на вечное подданство, вступление в гильдии, - натурализация, т.е. присяга на подданство, становится для иностранцев единственным средством приобретения в России торговых прав, присвоенных гильдейскому купечеству. Само правительство на вступление в подданство смотрит, как на особую форму вступления в гильдии; в официальных законодательных актах "вечно подданные иностранцы" так и называются "иностранцами, присягнувшими вступать в гильдии".

Ничего нет удивительного в том, что при подобном взгляде на натурализацию наше законодательство обнаруживает постоянную тенденцию к возможному облегчению и упрощению порядка принесения присяги".

В справедливости этого утверждения нетрудно убедиться, сравнив два правовых акта того периода.

Закон 27 мая 1807 г. устанавливал довольно сложный порядок принесения присяги. Согласно этому закону иностранцы, желавшие вступить в гильдии, если они находились в столице, должны были явиться в Министерство коммерции и подать объявление о желании вступить в вечное подданство. Министерство после изучения сведений о поведении и занятиях иностранцев представляло Сенату заключение о допущении их к присяге, которая приносилась в Губернском правлении. В других местностях упомянутые обязанности Министерства возлагались на губернаторов, которые были обязаны представить свои заключения Сенату. Таким образом, принятие в подданство законом 1807г. ставилось под контроль Правительствующего Сената.

Законом от 6 февраля 1826г. этот порядок был существенно упрощен. Отныне приведение к присяге всех иностранцев, желающих вступить в гильдии, мещанство или в цех, осуществлялось распоряжением Губернских правлений после получения у них необходимых сведений об их поведении. Причем привидение к присяге должно было осуществляться в присутствии представителя Губернских правлений. Впоследствии губернатору было предоставлено право разрешать иностранцам принятие присяги в полиции, в городской думе или ином ближайшем присутственном месте.

Предоставление права принятия в подданство иностранцев Губернским правлениям означало, что государство не считало необходимым осуществление централизованного руководства и надзора делом натурализации иностранцев. Практически каждый "неопороченный по суду" иностранец имел право на вступление в русское подданство.

Это объяснялось отчасти тем, что, рассматривая натурализацию как способ приобретения определенных, преимущественно служебных и торговых прав, законодательство вплоть до 1864г. не считало натурализованного иностранца действительным подданным, таким же подданным, как подданный по рождению. В результате между подданством, приобретаемым натурализацией, и прирожденным подданством существовало коренное и принципиальное различие: натурализованный иностранец оставался иностранцем, хотя и привилегированным. Как таковой, он обладал правами, которых был лишен прирожденный подданный, и был лишен тех прав, которыми обладал подданный прирожденный.

Действительное уравнение натурализованных иностранцев в правах с прирожденными подданными было осуществлено законом от 10 февраля 1864 г. "О правилах относительно принятия и оставления иностранцами русского подданства".3

Образованное после Февральской революции 1917 г. Временное правительство не внесло сколько-нибудь существенных изменений в царское законодательство о подданстве. Единственный законодательный акт, принятый Временным правительством, который имел отношение к правовому положению граждан, - постановление от 20 марта 1917 г. "Об отмене вероисповедных и национальных ограничений"4. В нем указывалось, что поскольку в свободной стране все граждане должны быть равны перед законом и что совесть народа не может мириться с ограничениями прав отдельных граждан в зависимости от их веры и происхождения, все установленные действующими узаконениями ограничения в правах российских граждан, обусловленные принадлежностью к тому или иному вероисповеданию, вероучению или национальности, отменяются.

В соответствии с этим постановлением отменялись все узаконения, действовавшие на всем пространстве России и устанавливавшие, в зависимости от принадлежности российских граждан к тому или иному вероисповеданию, вероучению или национальности, какие-либо ограничения в отношении: водворения, жительства и передвижения; приобретения права собственности; всякого рода занятия ремеслами, торговлей и промышленностью; поступления на государственную службу, как гражданскую, так и военную, участия в выборах в учреждения местного самоуправления и иные всякого рода общественные учреждения, занятия всякого рода должностей по правительственным и общественным установлениям; поступления в учебные заведения всякого рода, как частные и общественные, так и правительственные, прохождения в них курса и пользования стипендиями, а равно занятия преподаванием и воспитанием; исполнения обязанностей опекунов, попечителей и присяжных заседателей; употребления иных, кроме русского, языков и наречий в делопроизводстве частных обществ, при преподавании в частных учебных заведениях всякого рода и при ведении торговых книг.

17 апреля 1917 г. Временное правительство подтвердило, что вопрос о принятии иностранцев в русское подданство на время войны разрешается Министерством внутренних дел.

27 июня 1917 г. Временное правительство предоставило право повсеместного жительства в России полякам, австрийским и германским подданным, имевшим удостоверение от Центрального отделения помощи военнопленным и военнообязанным, а 1 августа 1917 г. такие же права были предоставлены чехословакам.

  1.  Регулирование вопросов гражданства в законодательстве СССР и Российской Федерации

Наиболее существенные изменения института гражданства в России связаны с установлением в ней советской власти. Именно эта власть окончательно упразднила понятие "подданный" и заменила его понятием "гражданин".

 В ст. 7 Конституции СССР 1924 г. закреплялось единое союзное гражданство для граждан союзных республик.

29 октября 1924 г. было утверждено Положение о союзном гражданстве. В соответствии с ним правом принятия в союзное гражданство обладали ЦИК союзных республик. Трудящихся иностранцев могли принимать в гражданство исполкомы губернских, областных съездов Советов или ЦИК АССР. Утратившими советское гражданство считались лица, лишенные его на основании декретов, принятых до Конституции СССР 1924 г.; не возвратившиеся из-за границы; лишенные гражданства по приговору суда. Положение регламентировало вопрос о гражданстве детей в случае изменения гражданства родителей.

Новое Положение о гражданстве СССР было утверждено ЦИК и СНК СССР 13 июня 1930 г. В этом же году 23 ноября постановлением ЦИК и СНК СССР был введен упрощенный порядок приема в гражданство СССР и выхода из него, что и было закреплено в Положении о гражданстве Союза ССР 1931 г.

Это Положение, исходя из конституционного принципа единого союзного гражданства, полно урегулировало вопросы, связанные с признанием лица гражданином СССР, с порядком принятия в гражданство и выхода из него, с гражданством детей. Каждое лицо, находившееся на территории СССР, признавалось гражданином Союза ССР, поскольку не доказана его принадлежность к гражданству иностранного государства. Положение закрепило, что гражданин СССР является гражданином той союзной республики, в пределах которой постоянно проживает. Если же он по национальности или по происхождению считает себя связанным с другой союзной республикой, то может избрать гражданство этой республики.

В соответствии с Положением 1931 г. принятие иностранных граждан в гражданство одной из союзных республик и тем самым в гражданство СССР осуществлялось Постановлением Президиума ЦИК СССР или Президиума ЦИК той союзной республики, в которой они проживали. Президиумы ЦИК союзных республик могли принимать в гражданство СССР иностранных граждан, проживающих за границей, если от них поступали заявления в эти органы.

Выход из гражданства СССР разрешался не только Президиумом ЦИК СССР, но и президиумами ЦИК союзных республик (если лицо, ходатайствующее о выходе, проживало в пределах СССР).

Лишение гражданства СССР осуществлялось в аналогичном порядке. Согласно Положению 1931 г., иностранные граждане - рабочие и крестьяне, проживающие в пределах СССР для трудовых занятий, пользовались всеми политическими правами граждан СССР.

Положение устанавливало упрощенный порядок приобретения гражданства СССР и выхода из него в отношении: а) иностранцев - рабочих и крестьян, проживающих в пределах СССР для трудовых занятий, а также иностранцев, пользующихся правом политического убежища вследствие преследования их за революционно-освободительную деятельность; б) лиц, меняющих гражданство в связи с вступлением в брак.

В этих случаях приобретение гражданства и выход из него осуществлялись по постановлению краевого (областного) исполнительного комитета, ЦИК АССР или исполнительного комитета автономной области, если заявитель проживал на территории СССР (если же он проживал за границей, вопрос решался постановлением полномочного представителя СССР).

Конституция СССР 1936 г., как и предшествующая, закрепила принцип единого союзного гражданства. Она сохранила отнесение к ведению СССР законодательства о союзном гражданстве и о правах иностранцев.

В соответствии с Конституцией СССР 1936 г. Верховным Советом 19 августа 1938 г. был принят Закон о гражданстве СССР. Сохраняя сложившиеся принципы гражданства, Закон закрепил ряд новых положений. Он установил, что гражданами СССР являются: а) все лица, состоявшие к 7 ноября 1917 г. в подданстве бывшей Российской империи и не утратившие советского гражданства; б) лица, которые приобрели гражданство СССР в установленном законом порядке.

Лица, не отвечающие данным условиям и проживающие в СССР, признавались лицами без гражданства (апатридами). Закон изменил и порядок решения вопросов о выходе из гражданства и о его лишении. Данные вопросы были отнесены к исключительной компетенции Президиума Верховного Совета СССР. Это отражало развивающиеся процессы усиления централизма советского союзного государства.

В последующие годы принимались многочисленные акты, связанные с решением отдельных вопросов приобретения гражданства СССР и восстановления в гражданстве. К ним относятся указы Президиума Верховного Совета СССР "О порядке приобретения гражданства СССР гражданами Литовской, Латвийской и Эстонской Советских Социалистических Республик" (1940 г.), "О восстановлении в гражданстве СССР жителей Бессарабии и о приобретении советского гражданства жителями Северной Буковины" (1941 г.), "О восстановлении в гражданстве СССР подданных бывшей Российской империи, а также лиц, утративших советское гражданство, проживающих на территории Маньчжурии" (1945 г.) и ряд других актов, аналогичных последнему, в отношении лиц, проживающих на территории Франции, Югославии, Болгарии, Японии, Чехословакии, Бельгии.

Конституция СССР 1977 г. более широко урегулировала сферу отношений, связанных с гражданством СССР. Получил конституционное выражение важный принцип гражданства: граждане СССР за границей пользуются защитой и покровительством советского государства.

Согласно Конституции 1977 г., принятие в гражданство СССР, решение вопросов о выходе из гражданства и о его лишении входило в компетенцию Президиума Верховного Совета СССР.

В соответствии с конституциями союзных республик 1978 г. право принимать в гражданство СССР закреплялось и за Президиумами Верховных Советов союзных республик.

На основании ст. 33 Конституции СССР 1 декабря 1978 г. был принят новый Закон о гражданстве СССР, что вызывалось необходимостью совершенствования законодательного регулирования отношений, связанных с гражданством.

Закон по-иному сформулировал условие принадлежности к гражданству СССР, применив так называемый нулевой вариант.

Исходным началом в определении принадлежности лица к гражданству СССР признавалось его состояние в гражданстве Союза на день вступления в силу настоящего Закона (а не в подданстве бывшей Российской империи). Такое изменение было закономерным, ибо за прошедшее время выросло несколько поколений людей, родившихся после октября 1917 года. Число лиц, бывших ранее подданными Российской империи, составляло незначительный процент населения.

Новый этап развития государства, охарактеризованный как перестройка, учреждение поста Президента СССР вызвали необходимость изменений союзного законодательства о гражданстве. 23 мая 1990 г. был принят Закон о гражданстве СССР, знаменовавший некоторые шаги вперед по пути демократизации правового регулирования отношений гражданства.

В нем появились разделы об органах, принимающих решения по вопросам гражданства, о производстве по рассмотрению заявлений и представлений по этим вопросам, об исполнении и обжаловании решений. Тем самым Закон восполнил некоторые пробелы, имевшиеся в прежнем законодательстве и оставлявшие широкий простор для произвольного применения правовых установлений.

Полномочия принятия решений по вопросам гражданства, которые прежде возлагались на Президиум Верховного Совета СССР, перешли к Президенту СССР.

Распад СССР чрезвычайно усложнил процессы идентификации гражданства жителей его бывших республик, степень и способы использования ими гражданских прав. В этих условиях на первом плане оказались проблемы гражданства, обострились проблемы гражданства русского населения, рассеянного вне пределов России5

Принятие Декларации о государственном суверенитете России предопределило необходимость принятия Закона о гражданстве Российской Федерации (1991 г.). Он впервые обстоятельно урегулировал все отношения, связанные с российским гражданством.6

Новый Закон о гражданстве устанавливал общие основы, которые определяли сущностные черты отношений гражданства. В нем устанавливалось, что гражданство Российской Федерации является равным независимо от оснований его приобретения. Он не выделял никаких особенностей в правовом статусе лиц, ставших гражданами Российской Федерации по различным основаниям: по рождению, в связи с принятием в гражданство. Не имело правового значения и время приобретения гражданства.

Отныне гражданство Российской Федерации носило открытый и свободный характер. Это выражалось в том, что каждый человек имеет право на гражданство, а также право изменить свое гражданство, которого никто не может быть лишен. Насильственное, принудительное удержание человека в гражданстве ущемляло бы его свободу.

Закон 1991 г. устанавливал, что гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства. Содержащийся в нем запрет на лишение человека гражданства вытекал из права человека на гражданство, двустороннего характера связи между человеком и государством, что предполагает расторжение этой связи как с той, так и с другой стороной только по взаимному согласию.

12 декабря 1993 г. в Российской Федерации была принята новая Конституция, которая внесла существенные изменения в институт российского гражданства. В ней получил дальнейшее развитие принцип единого гражданства. Закрепив гражданство Российской Федерации в качестве одной из основ конституционного строя, Конституция определила, что оно является единым и равным независимо от оснований приобретения (п.1 ст.6). В ней нет упоминания о федеративном характере гражданства, а сами принципы федерации и гражданства изложены в разных статьях Конституции и составляют самостоятельные основы конституционного строя. Более того, закрепляя перечень субъектов Федерации и устанавливая важнейшие критерии их правосубъективности (ст.5), Конституция не упоминает собственное гражданство среди атрибутов государственности республик в составе Российской Федерации, не говоря уже о других субъектах.

Таким образом, с момента принятия Конституции РФ 1993 г. в Российской Федерации устанавливалось только одно гражданство - гражданство Российской Федерации, а решение всех вопросов, связанных с гражданством в Российской Федерации, было отнесено к исключительному ведению Российской Федерации (п. "в" ст.71).

19 апреля 2002 г. Государственная Дума приняла Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации", законопроект которого был внесен Президентом РФ.15 мая 2002 г. он был одобрен Советом Федерации, а 31 мая 2002 г. подписан Президентом РФ и 1 июля 2002 г. вступил в силу.

В Федеральном законе о гражданстве содержатся принципы гражданства Российской Федерации и правила, регулирующие отношения, связанные с гражданством Российской Федерации, определены основания, условия и порядок приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации. В соответствии с ним (ст.2) вопросы гражданства Российской Федерации регулируются Конституцией РФ, международными договорами Российской Федерации, Федеральным законом "О гражданстве Российской Федерации", а также принимаемыми в соответствии с ним другими нормативными правовыми актами РФ.

Если же оценивать развитие российского законодательства о гражданстве в целом, то можно сказать, что каждый этап его развития отражал исторически сложившуюся политическую позицию государства, при этом каждый следующий нормативный правовой акт сохранял историческую преемственность по отношению к предыдущему.7

  1.  Международно-правовое регулирование вопросов гражданства

Вопросы гражданства относятся преимущественно к области внутригосударственного права. Поэтому гражданство является, прежде всего, институтом конституционного права каждого государства. Вместе с тем, это и институт международного права, поскольку вопросы гражданства регламентируются государствами не только на основе внутреннего, но и международного права.8 

Значение гражданства в международном праве изменялось на протяжении истории. Развитие международно-правового регулирования института гражданства, как и других норм международного права, касающихся статуса личности, происходило вместе с развитием межгосударственных отношений, с ростом всемирной миграции населения, что, в свою очередь, увеличивало вероятность споров между государствами, касающихся правового положения конкретных лиц или определенных групп населения.

Хотя и раньше международно-правовое регулирование вопросов гражданства было ведущим, после признания приоритета правил международных договоров над правилами, установленными отечественным законодательством на уровне конституционной нормы, значение международно-правового регулирования вопросов гражданства в нашей стране особенно возросло.

До второй мировой войны преобладало убеждение, что отношения между государством и человеком -  внутреннее дело государства и должны регулироваться только внутригосударственным правом, хотя уже в XIX веке принимались международные акты, направленные на защиту прав человека (запрещение работорговли, защита жертв военных конфликтов и др.).

Тягчайшие преступления против человечества, совершенные фашистскими и другими тоталитарными режимами, окончательно убедили мировое общественное мнение в необходимости широкой международной защиты прав человека. Это нашло отражение в Уставе ООН 1945 г., Всеобщей декларации прав человека 1948 г., Международных пактах о правах человека 1966 г. и целом ряде глобальных и региональных международных конвенций и рекомендаций, касающихся разных сторон этой проблемы.9 

Вопросы гражданства урегулированы и в целом ряде других международных правовых актов. Основные проблемы, связанные с институтом гражданства, как в зеркале отражаются в процессе создания международных документов о гражданстве. Первым многосторонним соглашением по вопросам гражданства является Конвенция о статусе натурализованных лиц, восстанавливающих свое постоянное место жительства в государстве происхождения, принятия в Рио-де-Жанейро в 1906 г. Участниками Конвенции стали 11 американских государств. Она установила правило о том, что возвращение натурализованного лица в государство прежнего гражданства имеет следствием утрату натурализации и реинтеграцию в первичном государстве.10 

Первая попытка универсальной кодификации вопросов гражданства на международном уровне была предпринята на Гаагской конференции в 1930 г. Конвенция 1930 г. подтвердила суверенное право каждой страны определять круг своих граждан и обязала другие государства уважать это право в той мере, в какой оно соответствует действующему международному праву и его общепризнанным принципам, а также сложившимся в этих государствах обычаям.11 Конвенция также закрепила принципы равноправия гражданств различных государств и отрицания двойного гражданства; отвергла правомерность международной защиты бипатридов от одного из государств, гражданством которого данное лицо обладает.

В 1936 г. в Гааге была заключена новая многосторонняя Конвенция по вопросам коллизий законов о гражданстве, преамбула которой начинается с декларативного заявления о том, что каждое лицо должно иметь только одно гражданство. Эта конвенция содержала ряд статей, заимствованных из Гаагской конвенции 1930 г., и положение, основанное на отрицании двойного гражданства, дающее право государству гражданства лица осуществлять защиту бипатрида против государств, гражданством которого данное лицо также обладает. Конвенция вступила в силу в 1937 г.

Основополагающим международным актом о гражданстве, закрепившим право каждого человека на гражданство, является Всеобщая декларация прав человека, принятая и провозглашенная Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. В ней изложены положения, касающиеся гражданства: никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство (ст. 15); каждый человек имеет право искать убежище от преследования в других странах и пользоваться этим убежищем (ст. 14); каждый имеет право свободно передвигаться и выбирать себе местожительство в пределах каждого государства, а также покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою страну (ст. 13).

Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. сформулировала положение, согласно которому пользование правами и свободами должно быть обеспечено без какой-либо дискриминации по признаку пола, расы, цвета кожи, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, принадлежности к национальным меньшинствам, имущественного положения, рождения или любым иным обстоятельствам (ст. 14).

В послевоенном мире неотложной была также задача дать гражданство тем, кто остался вследствие военных действий без родины. Сокращение безгражданства было фактически сформулировано в принятой в 1954 г. Конвенции о статусе апартидов.12 

Нормам международного права в равной мере не противоречит как прямое запрещение двойного гражданства (если при этом не возникает состояние безгражданства), так и безусловное признание двойного гражданства. Допущение двойного гражданства для своих граждан лишь в виде исключения или по международному договору в целом соответствует стремлению к преодолению двойного гражданства.

В 1963 г. была открыта для подписания Конвенция о сокращении случаев множественного гражданства и об исполнении воинской обязанности в случаях множественного гражданства.

В декабре 1992 г. Комитет экспертов по множественному гражданству, впоследствии переименованный в Комитет экспертов по гражданству, предложил провести исследование возможности подготовки новой, всеобъемлющей конвенции, которая решала бы на современном уровне вопросы, касающиеся гражданства, приемлемым для всех европейских государств образом. В результате проделанной работы Европейский комитет по правовому сотрудничеству подготовил окончательный текст проекта конвенции, который был принят Комитетом министров 14 мая 1997 г. Конвенция была открыта для подписания 6 ноября 1997г.

Если Конвенция 1963 г. затрагивала лишь вопросы множественного гражданства, то Конвенция 1997 г. касается всех основных аспектов проблемы: принципов гражданства, его приобретения, сохранения, утраты, восстановления, процессуальных прав, множественного гражданства, гражданства в контексте правопреемства государств, воинской обязанности и сотрудничества между государствами-участниками. Россия подписала Конвенцию 6 ноября 1997 г.

Конвенция 1997 г. закрепила практику решения проблем гражданства на основе соглашений между государствами, и возложила на государства обязательство обеспечения соответствия таких соглашений принципам и нормам, установленным в Конвенции 1997 г. 13 

 Анализ международных правовых актов показывает, что в настоящее время создана и существует система международно-правового регулирования вопросов гражданства. Указанная система представлена международными конвенциями, региональными соглашениями, двусторонними международными соглашениями. По мере возникновения новых идей, подходов, принципов регулирования вопросов гражданства международное законодательство менялось, и в настоящее время существует унифицированный акт - Конвенция 1997 г.

Глава 2 Гражданство как один из важнейших институтов конституционного права  России

2.1 Понятие и принципы гражданства

       Гражданство – это устойчивая правовая связь человека с государством, выраженная в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности и основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека14.

Гражданство относится к атрибутивным признакам государства. В соответствии с Федеральным законом от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», Гражданство Российской Федерации — устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.

Гражданство как важный государственно-правовой институт сроится на системе принципов, позволяющих отразить общую позицию государства в отношении своих граждан. Так, Конституция России устанавливает следующие принципы:

-  принцип единого гражданства (ч. 1 ст. 6), означающий, что в и   межгосударственных отношениях значимо исключительно федеральное гражданство, несмотря на то, что 21 республике в составе РФ,  определенной в ч. 2 ст. 5 Конституции России в качестве государства, не запрещено устанавливать свое гражданство;

-  принцип равенства (ч. 1 ст. 6), т.е. каждый из российских граждан обладает одинаковым правовым статусом, независимо от оснований приобретения гражданства РФ и «давности лет» его  приобретения;

-  устойчивый характер гражданства, что характеризует гражданство как независимое от территориально- географических факторов, т.е. пересечение государственной границы не влечет за собой прекращение отношений гражданства;

- неотчуждаемость гражданства относится к весомым гарантиям  статуса личности, означающая недопустимость лишения российского гражданства (ч. 3 ст. 6) по инициативе государства и его органов, что предопределено упразднением определяющей политической характеристики отношений гражданства;

- недопустимость выдачи российских граждан иностранному   государству (ч. 1 ст. 61);

- недопустимость высылки граждан РФ за ее пределы (ч. 1 ст. 61) в качестве административного, уголовного, любого иного наказания;

- недопустимость автоматического изменения гражданства при заключении или расторжении брака;

- принцип двойного гражданства (ч. 1 ст. 62) означает, что гражданин РФ может иметь гражданство иностранного государства; следует особо обратить внимание, что одновременное наличие гражданства

 России и гражданства республики в составе РФ не может называться двойным. Для данной ситуации уместнее характеризовать гражданство как «двуединое» или «совмещенное»;

- принцип покровительства и защиты российских граждан за   границей (ч. 2 ст. 61), что характеризует транстерриториальность   связи между гражданином и государством гражданства.

 Покровительство и защита могут рассматриваться в качестве статичной и динамичной правовой модели обязанности государства обеспечивать своим гражданам, находящимся за границей, возможности для самореализации. Если покровительство   представляет собой материальное право, то защита —   процессуальное. Покровительство выражается в наличии   национальных нормативно-правовых актов, межгосударственных   договоров, регулирующих отношения в означенной сфере;

- добровольность гражданства, означающая право каждого человека  на гражданство и на его изменение (ч. 3 ст. 6). В соответствии со статьей 15 Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948 г., «каждый человек имеет право на гражданство». Речь идет о том, что если человек имеет гражданство, то тем самым его право реализовано. Если он не имеет гражданства, то может его получить по своему ходатайству. Гражданин, не желающий оставаться в гражданстве, имеет право его прекратить Названные акты исходят из того, что в сфере любых правоотношений, в том числе связанных с гражданством, личность выступает не как объект государственной деятельности, а как полноправный субъект, что обязывает государство обеспечить уважение достоинства личности при реализации права на гражданство.

Перечисленные конституционные принципы получили конкретизацию в Федеральном законе РФ «О гражданстве Российской Федерации (ст. 4, 6-8). Система принципов этого важного конституционно-правового института обусловливает стабильность статуса российского гражданина, его защищенность от незаконных действий чиновников, реализующих государственно-властные полномочия в сфере гражданства.15

2.2 Институт двойного гражданства и безгражданства

Российская Федерация, как и большинство государств мира, следуя принципу исключительности гражданства, в целом отрицательно относится к институту двойного гражданства (по общему правилу человек должен иметь устойчивую правовую связь только с одним государством). Вместе с тем и Конституция РФ и Закон о гражданстве допускают возможность для гражданина России иметь одновременно и гражданство другого государства. Обладание российским гражданином одновременно гражданством другого государства возможно в силу международного договора (договор этот должен быть, как правило, двусторонним, с конкретным государством) или прямого указания закона (договоры о двойном гражданстве заключены Российской Федерацией лишь с Таджикистаном и Туркменистаном. Кроме того, гражданин РФ может получить гражданство иностранного государства, если национальное законодательство этого государства предусматривает предоставление своего гражданства без обязательной утраты гражданства другого государства (в частности, России)16.

Именно в силу последнего основания имеют двойное гражданство большинство «российских бипатридов».

   Лица с двойным гражданством (бипатриды) рассматриваются российским государством только как граждане России, с соответствующим набором прав и обязанностей, изъятия из этого правила возможны лишь на основании закона (в частности, в соответствии с Федеральным законом от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» граждане РФ, прошедшие военную службу в иностранном государстве, освобождаются от военной службы в России) или международного договора (например, в силу межгосударственных соглашений об освобождении от двойного налогообложения).

   Население любого государства составляют не только граждане данного государства, но и все люди, проживающие в нем, включая иностранных граждан и лиц без гражданства (апатридов). В некоторых государствах Ближнего Востока, например, иностранцы и лица без гражданства, приезжающие на заработки, составляют около половины населения. Статус иностранцев и лиц без гражданства в России регулируется Федеральным законом от 25.07.2002 № 118-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и большим количеством подзаконных актов и зависит в том числе и от того, проживает такой человек в России постоянно (режим постоянного проживания) или находится здесь временно (режимы временного пребывания и временного проживания).

   Специальному регулированию в Российской Федерации подвержен статус беженцев – лиц, не имеющих российского гражданства, прибывших или имеющих намерение прибыть на территорию российского государства в силу вынужденных обстоятельств, вследствие насилия или преследования по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений (Закон РФ от 19.02.1993 № 4528-1 «О беженцах»). Беженцев следует отличать от вынужденных переселенцев, которые хотя и покинули место своего постоянного жительства по аналогичным причинам, что и беженцы, но являются гражданами России; кроме того, они могут вынужденно перемещаться не только из-за границы РФ, но и внутри Российской Федерации из одного региона в другой. Статус вынужденных переселенцев во многом схож со статусом беженцев и регулируется он Законом РФ от 19.02.1993 № 4530-1 «О вынужденных переселенцах» с изменениями  и дополнениями.

   Если иностранные граждане и лица без гражданства вынуждены покинуть территорию другого государства в силу преследования за убеждения (по идеологическим мотивам), им в соответствии с признанными международными нормами может быть предоставлено политическое убежище. Предоставление убежища в России отнесено к компетенции Президента РФ17 (п. «а» ст. 89 Конституции РФ) и осуществляется в соответствии с утвержденным его указом Положением.

   В соответствии с ч. 3 ст. 62 Конституции РФ иностранцы и лица без гражданства пользуются в России в целом одинаковыми с ее гражданами правами и обязанностями, т. е. на них распространяется национальный режим. Исключения здесь могут быть установлены только законом и касаются главным образом политических прав и свобод.

2.3 Правовая регламентация приобретения гражданства Российской Федерации

        Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» установил основания приобретения гражданства в главе II ст. 11 – 17. Гражданство России приобретается: по рождению (филиация), в результате приема в гражданство(натурализация), в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации, путем выбора гражданства по иным основаниям.

Наиболее распространенным способом приобретения гражданства является филиация (по рождению). Ребенок приобретает гражданство Российской Федерации по рождению, если на день рождения ребенка:

  •  оба его родителя или единственный его родитель имеют гражданство Российской Федерации (независимо от места рождения ребенка);
  •  один из его родителей имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является лицом без гражданства, или признан безвестно отсутствующим, или место его нахождения неизвестно (независимо от места рождения ребенка);
  •  один из его родителей имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является иностранным гражданином, при условии, что ребенок родился на территории Российской Федерации либо если в ином случае он станет лицом без гражданства;
  •  оба его родителя или единственный его родитель, проживающие на территории Российской Федерации, являются иностранными гражданами или лицами без гражданства, при условии, что ребенок родился на территории Российской Федерации, а государство, гражданами которого являются его родители или единственный его родители, не представляют ему свое гражданство;

Ребенок, который находится на территории Российской Федерации и родители которого неизвестны, становится гражданином Российской Федерации в случае, если родители не объявятся в течение шести месяцев со дня его обнаружения.

Распространенным способом приобретения гражданства является натурализация (прием в гражданство). Федеральный закон о гражданстве устанавливает прием в гражданство в общем (ст. 13) и упрощенном порядке (ст. 14).

Так, иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста восемнадцати лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в общем порядке при условии, если указанные граждане и лица:

а) проживают на территории Российской Федерации со дня получения вида на жительство и до дня обращения с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в течение пяти лет непрерывно, за исключением случаев, предусмотренных частью второй настоящей статьи. Срок проживания на территории Российской Федерации считается непрерывным, если лицо выезжало за пределы Российской Федерации не более чем на три месяца в течение одного года. Срок проживания на территории Российской Федерации для лиц, прибывших в Российскую Федерацию до 1 июля 2002 года и не имеющих вида на жительство, исчисляется со дня регистрации по месту жительства;

б) обязуются соблюдать Конституцию Российской Федерации и законодательство Российской Федерации;

в) имеют законный источник средств к существованию;

г) обратились в полномочный орган иностранного государства с заявлениями об отказе от имеющегося у них иного гражданства. Отказ от иного гражданства не требуется, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации или Федеральным законом о гражданстве либо если отказ от иного гражданства невозможен в силу не зависящих от лица причин;

д) владеют русским языком; порядок определения уровня знаний русского языка устанавливается положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации.

Срок проживания на территории Российской Федерации, установленный п. «а» ч. 1 ст. 13 Федерального закона о гражданстве, сокращается до одного года при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

а) наличие у лица высоких достижений в области науки, техники и культуры; обладание лицом профессией либо квалификацией, представляющими интерес для Российской Федерации;

б) предоставление лицу политического убежища на территории Российской Федерации;

в) признание лица беженцем в порядке, установленном федеральным законом.

Установлено, что лицо, имеющее особые заслуги перед Российской Федерацией, может быть принято в гражданство Российской Федерации без соблюдения условий, предусмотренных ч. 1 ст. 13 Федерального закона о гражданстве.

Иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста восемнадцати лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктом «а» ч. 1 ст. 13 Федерального закона о гражданстве, если указанные граждане и лица:

а) имеют хотя бы одного родителя, имеющего гражданство Российской Федерации и проживающего на территории Российской Федерации;

б) имели гражданство СССР, проживали и проживают в государствах, входивших в состав СССР, не получили гражданства этих государств и остаются в результате этого лицами без гражданства;

в) являются гражданами государств, входивших в состав СССР, получили среднее профессиональное или высшее профессиональное образование в образовательных учреждениях Российской Федерации после 1 июля 2002 года.

В гражданство Российской Федерации принимаются в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных ч. 1 ст. 13 Федерального закона о гражданстве, ребенок и недееспособное лицо, являющиеся иностранными гражданами или лицами без гражданства:

а) ребенок, один из родителей которого имеет гражданство Российской Федерации, - по заявлению этого родителя и при наличии согласия другого родителя на приобретение ребенком гражданства Российской Федерации. Такое согласие не требуется, если ребенок проживает на территории Российской Федерации;

б) ребенок, единственный родитель которого имеет гражданство Российской Федерации, - по заявлению этого родителя;

в) ребенок или недееспособное лицо, над которыми установлены опека или попечительство, - по заявлению опекуна или попечителя, имеющих гражданство Российской Федерации.

Установив льготный режим получения гражданства России, федеральный закон, во избежание усмотрения чиновников, определяет четкий перечень оснований отклонения ходатайств о приеме в гражданство России (ст. 16).

Отклоняются заявления о приеме в гражданство Российской Федерации и о восстановлении в гражданстве Российской Федерации, поданные лицами, которые:

- выступают за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации или иными действиями создают угрозу безопасности Российской Федерации;

- в течение пяти лет, предшествовавших дню обращения с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации или о восстановлении в гражданстве Российской Федерации, выдворялись за пределы Российской Федерации в соответствии с федеральным законом;

- использовали подложные документы или сообщили заведомо ложные сведения;

- состоят на военной службе, на службе в органах безопасности или в правоохранительных органах иностранного государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

- имеют неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленных преступлений на территории Российской Федерации или за ее пределами, признаваемых таковыми в соответствии с федеральным законом;

- преследуются в уголовном порядке компетентными органами Российской Федерации или компетентными органами иностранных государств за преступления, признаваемые таковыми в соответствии с федеральным законом (до вынесения приговора суда или принятия решения по делу);

- осуждены и отбывают наказание в виде лишения свободы за действия, преследуемые в соответствии с федеральным законом (до истечения срока наказания).

В Федеральном законе о гражданстве закреплены такие основания приобретения гражданства, как оптация, восстановление в гражданстве. Следует отметить, что Федеральный закон о гражданстве подробно описывает каждое основание и порядок приобретения гражданства Российской Федерации, которые неоднократно проверялись на соответствие Конституции Российской Федерации Конституционным Судом РФ. В своих определениях Конституционный Суд констатировал отсутствие в Федеральном законе о гражданстве положений нарушающих прав и свобод, гарантированных нормами Конституции Российской Федерации18.

 

2.4 Правовая регламентация прекращения гражданства Российской Федерации

         Отношения гражданство могут не только устанавливаться, но и прекращаться. В соответствии с Конституцией Российской Федерации российский гражданин не может быть лишен своего гражданства.

Глава III Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» посвящена вопросам прекращения гражданства Российской Федерации. Гражданство Российской Федерации прекращается: а) вследствие выхода из гражданства Российской Федерации; б) по иным основаниям, предусмотренным данным Федеральным законом или международным договором Российской Федерации (ст. 18).

В соответствии со ст.19 Федерального закона выход из гражданства Российской Федерации лица, проживающего на территории Российской Федерации, осуществляется на основании добровольного волеизъявления такого лица в общем порядке, за исключением случаев, предусмотренных ст. 20 Федерального закона. Выход из гражданства Российской Федерации лица, проживающего на территории иностранного государства, осуществляется на основании добровольного волеизъявления такого лица в упрощенном порядке, за исключением случаев, предусмотренных ст. 20 Федерального закона. Выход из гражданства Российской Федерации ребенка, один из родителей которого имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является иностранным гражданином либо единственный родитель которого является иностранным гражданином, осуществляется в упрощенном порядке по заявлению обоих родителей либо по заявлению единственного родителя.

Федеральный закон устанавливает основания отказа в выходе из гражданства Российской Федерации (ст. 20). Выход из гражданства РФ не допускается, если гражданин Российской Федерации:

а) имеет не выполненное перед Российской Федерацией обязательство, установленное федеральным законом;

б) привлечен компетентными органами Российской Федерации в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении его имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда;

в) не имеет иного гражданства и гарантий его приобретения.

Последняя позиция связана с выполнением Международной конвенции о сокращении безгражданства19.

Перечисленные основания отказа в выходе из гражданства не умаляют права гражданина изменить свое гражданство. Как видно из списка, основания отказа в выходе из российского гражданства минимальны и соответствуют общепринятым международным стандартам. Кроме того, они носят временный характер и по истечении определенного периода могут потерять свою актуальность в отношении конкретного гражданина, желающего прекратить правовую связь с Российским государством.

Полномочными органами, ведающими делами гражданства Российской Федерации, являются: Федеральная миграционная служба, Министерство иностранных дел, дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации. Их полномочия определены федеральным законом.

Особо следует отметить, что принятие наиболее важных, принципиально значимых для правового статуса личности решений, связанных с гражданством Российской Федерации, находится в исключительной компетенции главы государства. Решение о вступлении в российское гражданство либо о его прекращении, принятое в общем порядке, оформляется «именным» указом Президентом РФ. Это призвано показать чрезвычайную значимость института гражданства в Российской Федерации.

Заключение

Таким образом, в данной курсовой работе определили, что гражданство Российской Федерации – это устойчивая правовая политическая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.

Рассмотрели историю возникновения понятия российского гражданства, она начинается с падения Российской империи, и замены понятия подданства на понятие гражданства. Теория существования гражданства в древние времена, несмотря на высокую культуру развития общества, не раскрывает сущность понятия гражданства в современном понимании.

Гражданство является одним из важнейших элементов правового статуса личности, а также главной предпосылкой обязанности государства защищать права и свободы личности.

Поэтому важнейшие нормы о гражданстве содержатся в Конституции РФ. На основании статьи 6 Конституции вопросы гражданства должны разрешаться федеральным законом. В июле 2002 года вступил в силу Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации". Закон конкретизирует и развивает закрепленные в Конституции принципы и нормы, став основным регулятором норм о гражданстве. Его принятие это решительная мера по преодолению основных недостатков в области российского гражданства и важный шаг на пути к формированию гражданского общества.

Право на гражданство Российской Федерации относится к основным базовым правам, закрепленным в международно-правовых документах, Конституции Российской Федерации и других законодательных и подзаконных актах. Проживающие на территории России лица, не обладающие российским гражданством, преимущественно имеют права и свободы, присущие им от природы (права человека), но не имеют большинства политических, многих социально-экономических прав и свобод.

Конституция Российской Федерации, различая права человека и гражданина, наделяет гражданина Российской Федерации не только естественными, данными человеку от рождения правами и свободами (основными правами), но и правами, вытекающими из его устойчивой правовой связи с Российской Федерацией (основными правами собственно российских граждан). От обладания российским гражданством напрямую зависит реализация гражданами жилищных, трудовых, экономических, пенсионных и других прав.

Государство существует для того, чтобы обеспечивать реализацию интересов человека, защищать его права и свободы, в то же время для обеспечения исполнения своих функций государство требует неукоснительного соблюдения установленных правил поведения и исполнения обязанностей. Юридически данная взаимосвязь человека и государства оформляется гражданством или подданством. Обладание гражданством для человека служит гарантией полного распространения на него юрисдикции данного государства, обеспечения возможности реализации им своих прав и законных интересов, а также защиты остальных граждан от неправомерных действий какого-либо лица. Таким образом, институт гражданства выполняет двоякую социально-юридическую функцию: являясь средством и способом защиты прав человека, он вместе с тем выступает институтом защиты интересов государства.

Список использованной литературы

Нормативно-правовые акты

  1.  Конституция Российской Федерации
  2.  Федеральный закон «О гражданстве РФ» от
  3.  Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» № 118-ФЗ от 25.07.2002
  4.  Закон РФ «О беженцах» от 19.02.1993г. № 4528-1
  5.  Закон РФ «О вынужденных переселенцах» № 4530-1 от 19.02.1993 г.
  6.  Определение Конституционного Суда РФ от 24.05.2005 № 235-О, определение Конституционного Суда РФ от 26.01.2007 № 25-О.

Научная и учебная литература

  1.  Авакьян С.А. Российское гражданство: опыт и проблемы /С.А. Авакьян // Законодательство, 1997,  №5-6.
  2.  Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. - 3-е изд., изм. и доп. - М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА • М), 2002. - 800 с.
  3.   Варлен-Бевз М.В. Сравнительный анализ законодательства о гражданстве стран Содружества Независимых Государств. Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. М., 1999. С. 8.
  4.   Васильев В. Гражданство после распада СССР// Народный депутат.1992. №18.,с. 55-60
  5.   Гессен В.М. Подданство, его установление и прекращение. С. 203
  6.  Действующее международное право: Учеб. пособие / Сост. Ю.М. Колосов, Э.С. Кривчикова; Моск. гос. ин-т междунар. отношений (ун-т); МИД РФ. Т. 2. - М.: Международные отношения, 2002. - С. 112  
  7.  Европейская конвенция о гражданстве: проблемы, положения, комментарии // www.mirprava.ru
  8.   Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности "Юриспруденция". -Изд. 3-е, перераб. и доп. - Москва : Юристъ, 2004. - 587 с
  9.  Конвенция о статусе апатридов (Нью-Йорк, 28 сентября 1954 г.) / Действующее международное право. Т. 1. - М.: Московский независимый институт международного права, 1996
  10.  Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Общая часть: Учеб. /Под ред. Б.А. Страшун. - 4-е изд., обновлен. и доп. - М.: Норма, 2005. - С. 145.
  11.    Кутафин О.Е. Российское гражданство / О.Е. Кутафин. - М.: Юристъ, 2004. - С. 79.
  12.   Международное публичное право. Сборник документов. Т. 1.- М.: БЕК, 1996. - С. 516 - 521
  13.   О. Е. Кутафин Российское гражданство. — Юрист, 2004.
  14.   Р.В. Енгибарян, Э.В. Тадевосян,  Конституционное право. Учебник для вузов, М.: - Юристъ, 2000. – 492 с.
  15.   Сборник указов и постановлений Временного правительства. Вып. 1., 1917.
  16.   Сергеев С.Г. Конституционное право России: учебник. – М., 2008. – С. 110.
  17.   Смоленский М.Б. Конституционное право Российской Федерации: учебник/ М.Б. Смоленский, М.В. Мархгейм. – Ростов н/Д:Феникс, 2007. – 445с.

1 Р.В. Енгибарян, Э.В. Тадевосян,  Конституционное право. Учебник для вузов, М.: - Юристъ, 2000. – 492 с.

2 Гессен В.М. Подданство, его установление и прекращение. С. 203.

3 О. Е. Кутафин Российское гражданство. — Юрист, 2004.

4 Сборник указов и постановлений Временного правительства. Вып. 1., 1917.

5 Васильев В. Гражданство после распада СССР// Народный депутат.1992. №18.,с. 55-60

6 Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности "Юриспруденция". -Изд. 3-е, перераб. и доп. - Москва : Юристъ, 2004. - 587 с

7 Варлен-Бевз М.В. Сравнительный анализ законодательства о гражданстве стран Содружества Независимых Государств. Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. М., 1999. С. 8.

8 Авакьян С.А. Российское гражданство: опыт и проблемы /С.А. Авакьян // Законодательство, 1997,  №5-6.

9 Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Общая часть: Учеб. /Под ред. Б.А. Страшун. - 4-е изд., обновлен. и доп. - М.: Норма, 2005. - С. 145.

10  Кутафин О.Е. Российское гражданство / О.Е. Кутафин. - М.: Юристъ, 2004. - С. 79.

11 Действующее международное право: Учеб. пособие / Сост. Ю.М. Колосов, Э.С. Кривчикова; Моск. гос. ин-т междунар. отношений (ун-т); МИД РФ. Т. 2. - М.: Международные отношения, 2002. - С. 112

12 Конвенция о статусе апатридов (Нью-Йорк, 28 сентября 1954 г.) / Действующее международное право. Т. 1. - М.: Московский независимый институт международного права, 1996

13 Европейская конвенция о гражданстве: проблемы, положения, комментарии // www.mirprava.ru

14 Сергеев С.Г. Конституционное право России: учебник. – М., 2008. – С. 110.

15 Смоленский М.Б. Конституционное право Российской Федерации: учебник/ М.Б. Смоленский, М.В. Мархгейм. – Ростов н/Д:Феникс, 2007. – 445с.

16 Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. - 3-е изд., изм. и доп. - М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА • М), 2002. - 800 с.

17 Конституция Российской Федерации, 1993 г

18 Определение Конституционного Суда РФ от 24.05.2005 № 235-О, определение Конституционного Суда РФ от 26.01.2007 № 25-О.

19 Международное публичное право. Сборник документов. Т. 1.- М.: БЕК, 1996. - С. 516 - 521.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

81789. Эмпирический и теоретический уровни научного знания, критерии их различия 30.8 KB
  Эмпирический уровень научного познания включает в себя наблюдение эксперимент группировку классификацию и описание результатов наблюдения и эксперимента моделирование. Теоретический уровень научного познания включает в себя выдвижение построение и разработку научных гипотез и теорий; формулирование законов; выведение логических следствий из законов; сопоставление друг с другом различных гипотез и теорий теоретическое моделирование а также процедуры объяснения предсказания и обобщения. Соотношение эмпирического и теоретического...
81790. Структура эмпирического знания. Эмпирический факт 32.87 KB
  Вторым более высоким уровнем эмпирического знания являются факты. Научные факты представляют собой индуктивные обобщения протоколов это – обязательно общие утверждения статистического или универсального характера. Понятие факт имеет следующие основные значения: 1 Некоторый фрагмент действительности объективные события результаты относящиеся либо к объективной реальности факты действительности либо к сфере сознания и познания факты сознания . Эйнштейн считал предрассудком убеждение в том будто факты сами по себе без свободного...
81791. Специфика теоретического познания. Структура и функции научной теории 42.94 KB
  Структура и функции научной теории. Гипотеза является необходимым элементом естественнонаучного познания которое обязательно включает в себя: а собирание описание систематизацию и изучение фактов; б составление гипотезы или предположения о причинной связи явлений; в опытную проверку логических следствий из гипотез; г превращение гипотез в достоверные теории или отбрасывание ранее принятой гипотезы и выдвижение новой. В результате этой проверки гипотеза либо переходит в ранг научной теории или опровергается сходит в научной сцены . В...
81792. Основания науки и их структура. Идеалы и нормы исследования 29.55 KB
  Под основаниями науки понимают систему различных регулятивов детерминирующих цель и способы получения научного познания представление и понимание изучаемой реальности а также формы и степень обоснованности научного знания и его включения в человеческую культуру. В данной дефиниции ясно видна и структура оснований науки: цель и способы научного познания определяются идеалами нормами и критериями обобщенное представление и понимание исследуемой реальности воплощается в научной картине мира формы и степень обоснованности научного знания и...
81793. Научная картина мира, ее исторические формы и функции 36.34 KB
  В познании структуры и свойств универсума большое значение имеет научная картина мира являющаяся формой систематизации и обобщения научных знаний. Научная картина мира НКМ – система общих представлений о фундаментальных свойствах и закономерностях универсума возникающая и развивающаяся на основе обобщения и синтеза основных научных фактов понятий и принципов. Современная научная картина мира состоит из трех относительно самостоятельных блоков – естественнонаучного технического и социальногуманитарного единство которых обеспечивают...
81794. Философские основания науки. Роль философских идей и принципов в обосновании научного знания 32.6 KB
  Социальное познание исторически первоначально развивалось в рамках философии истории раздела философии связанного с интерпретацией исторического процесса и исторического познания. Термин философия истории используется в настоящее время в следующих основных значениях: а учение об исторической реальности в ее целостности и развитии общая теория исторического процесса как единства прошлого настоящего и будущего; б часть философии науки исследующая историческое познание рациональными средствами и методами т. Это философская версия...
81796. Динамика научного знания: Модели роста 39.09 KB
  Важнейшей характеристикой знания является его динамика т. Дело в том что для логического позитивизма в целом были характерны: а абсолютизация формальнологической и языковой проблематики; б гипертрофия искусственно сконструированных формализованных языков в ущерб естественным; в концентрация исследовательских усилий на структуре готового ставшего знания без учета его генезиса и эволюции; г сведение философии к частнонаучному знанию а последнего к формальному анализу языка науки; д игнорирование социокультурного контекста анализа...