96592

Финансы предприятий малого бизнеса, и государственная поддержка его развития

Курсовая

Финансы и кредитные отношения

Роль финансов в малом бизнесе. Финансы малых предприятий. Особенности финансов малого бизнеса. Малый бизнес в России и его поддержка со стороны государства. Субъекты малого бизнеса. Характеристика экономической деятельности малого предприятия. Взаимосвязь государства и малого бизнеса в системе экономических отношений.

Русский

2015-10-07

157 KB

4 чел.

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

САРАТОВСКИЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

РЭУ ИМ. Г.В. ПЛЕХАНОВА

Кафедра финансов

КУРСОВАЯ РАБОТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ: «Финансы организаций (предприятий)»

На тему: «Финансы предприятий малого бизнеса, и государственная поддержка его развития».

Выполнила:

Студентка 3 курса

заочной формы обучения

Профиль:

Финансы и кредит

Баринова О.В.

Проверил: доцент, к.э.н. Вяльцев Н.Е.

                                        Саратов 2015

Содержание

Введение………………………………………………………...........……..........

1. Роль финансов в малом бизнесе……………………………………………….

1.1. Финансы малых предприятий……………………………………...……….

1.2. Особенности финансов малого бизнеса…………………………………….

2. Малый  бизнес  в России и его поддержка со стороны государства………

2.1. Субъекты малого бизнеса. Характеристика экономической деятельности малого предприятия……………………………………………………………….

2.2. Взаимосвязь государства и малого бизнеса в системе экономических отношений………………………………………………………………………….

2.3. Типы взаимодействия государства и малого бизнеса…………………….

2.4. Государственная программа поддержки малого бизнеса………………...

Заключение………………………………………………………………………...

Список использованной литературы…………………………………………….

3

5

5

7

15

15

18

24

26

32

34

Введение

В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года одним из основных направлений перехода к инновационному социально ориентированному типу экономического развития является развитие человеческого потенциала России. С одной стороны, это предполагает создание благоприятных условий для развития способностей каждого человека, улучшение условий жизни российских граждан и качества социальной среды, с другой - повышение конкурентоспособности человеческого капитала и обеспечивающих его социальных секторов экономики.

Необходимость дальнейшего совершенствования теории и практики взаимодействия государства и организации малого бизнеса обуславливает актуальность данной работы.

Объектом курсового проектирования является малый бизнес.

Предметом курсового проектирования являются финансы малого бизнеса.

Целью курсового проекта являются финансы предприятий малого бизнеса, и государственная поддержка его развития.

Данная цель определила структурное построение курсового проекта, которое в итоге включает в себя следующие задачи:

1) рассмотреть роль финансов в малом бизнесе;

2) изучить этапы развития малого бизнеса в России и его поддержку со стороны государства;

Теоретико-методологическую основу и информационную базу курсового проекта составляют научные труды российских и зарубежных авторов в области экономической теории, логистики, экономики предприятия: Туревский И.С., Самуэльсон П.А., Нордхаус В.Д., А. С. Булатов, Щербаков А. И. Азрилиян А.Н., Азрилиян О.М., Калашникова Е.В., Квардакова О.В. Литвинюк А.С., Алексеева А.И., Васильев Ю.В., Шеремет А.Д., М.Н. Чепурина, Е.А. Кисилева, Коротков Э., Солдатова И., Чернышев М., Крепкий Л.М., Кувалин Д.Б.,Маркова В.Д., Кузнецов С.А., Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф.,Муратов А.С., Никольская Э.В., Дмитриева О.В. и др., сведения из специальных журналов, данные интернет-ресурсов.

Курсовой проект состоит из введения, двух разделов, заключения, списка использованной литературы.

1 Роль финансов в малом бизнесе

1.1 Финансы малых предприятий

Малый бизнес сегодня — это ведущий сектор в экономике, определяющий темпы роста и принимающий активное участие в создании валового национального продукта, поэтому экономически развитые страны всячески поощряют развитие малого бизнеса.

Благодаря своей предприимчивости, владельцы малого бизнеса являются важным сегментом жизнедеятельности государства.

В результате влияния экономического кризиса малый бизнес снижает темпы развития, однако часть предприятий, занимающаяся производством дешевой продукции, чувствуют себя достаточно уверенно.

Финансы малых предприятий состоят из сравнительно небольших капиталовложений, и, чтобы стабильно развивать предприятие, владелец должен грамотно вкладывать средства, как правило, полученные под залог собственного имущества, что является одной из особенностей финансов предприятий этого сегмента1.

Финансы предприятий малого бизнеса включают прибыль и амортизационные отчисления. Механизм финансовой деятельности предприятия направлен на получение максимального дохода.

Принципы финансов предприятия включают контроль, планирование и регулирование финансовых потоков – операции чреваты определенными рисками, поэтому руководитель малого предприятия должен обладать достаточной квалификацией для ведения отчетности и управления финансовыми потоками наилучшим для себя образом.

В плане отчетности малые предприятия имеют возможность выбрать упрощенную систему, что способствует экономии времени предпринимателей.

Определенными особенностями обладают автоматизированные процессы – внедрение программного обеспечения доступной стоимости вполне по силам даже малому предприятию, необходимости в дорогостоящем программном оборудовании у малых предприятий нет.

Основой организации финансов организаций всех форм собственности является наличие финансовых ресурсов в размерах необходимых для осуществления организационной, хозяйственной, коммерческой деятельности предприятия.

Первоначальное формирование этих ресурсов производится в период создания предприятия путем образования уставного фонда, состоящего из основных и оборотных средств, осуществления финансовой деятельности предприятия основано на реализации следующих основных принципов полного хозяйственного расчета.

Экономическая сущность финансов заключается в исследовании — за счет каких статей доходов государство получает финансовые ресурсы и в чьих интересах использует эти средства.

К функция финансов относятся : обеспечение предприятия денежными средствами; 1) распределительная; 2) контрольная. Эти функции взаимосвязаны между собой.

Финансовый механизм распределительных отношений, тесно связанный с функцией обеспечения предприятия денежными средствами, прежде всего, включает в себя1:

- зависимость заработной платы от сбыта производимой продукции и поступления за нее платежей, экономии от снижения себестоимости продукции;

- эффективное ведение хозяйства;

- обоснованность нормативов распределения прибыли между предприятием и бюджетом;

- обоснованность отчислений на экономическое стимулирование;

- эффективное использование средств на научно-исследовательские работы, реконструкцию и техническое перевооружение, подготовку кадров.

Таким образом, сущность финансов содержится в совокупности денежных отношений, организованных государством, в процессе которых осуществляется формирование и использование фондов денежных средств. Финансы являются одним из важнейших орудий косвенного воздействия на воспроизводство материальных благ, рабочей силы и производственных отношений.

1.2 Особенности финансов малого бизнеса

Масштабы, цели, формы и виды деятельности предприятий оказывают существенное влияние на выбор источников финансирования и их структуру, показатели рентабельности, финансовые взаимоотношения с контрагентами и т. п. Развитию малого бизнеса способствовал процесс приватизации.

Малые предприятия традиционно ориентированы на текущую прибыль, способны быстро реагировать на спрос и предложение, оперативно удовлетворять потребности в товарах, работах и услугах. Они формируют своеобразную инфраструктуру рынка, создают конкурентную среду. Существует группа отраслей, где малый бизнес может быть преобладающей формой организации труда, — прежде всего это обслуживание населения.

Для предпринимательства в незначительных масштабах не нужны большие накопления не только потому, что не требуются дорогостоящие производственные фонды, но и из-за относительно высокой оборачиваемости капитала. Но в период становления малых предприятий им, как правило, необходима государственная поддержка. Она обусловлена во многом тем, что малые предприятия ориентированы в основном на массового потребителя в социально-ориентированных сферах.

Малые предприятия не способны самостоятельно выступать инициаторами наукоемких, фондоемких, энергоемких, ресурсоемких и трудоемких производств, поэтому их значение в экономике нельзя переоценивать. Они могут эффективно обслуживать крупные производства на условиях подряда, что широко применяется в Японии и других странах. Получая конкретные и четко сформулированные задания, необходимые материально-технические ресурсы, малые предприятия быстро перестраиваются и налаживают производство на выпуск новой продукции, товаров и услуг. Однако это производство не становится массовым и серийным. Крупные компании, в том числе и холдинговые, имеют то неоспоримое преимущество, что могут финансировать новые перспективные разработки, выступать в роли заказчиков и кредиторов.

Объединение усилий крупного и мелкого бизнеса обеспечивается через систему субконтрактов, передачу технологий, повышение гибкости и оперативности. Направление промышленного и финансового капитала на ускорение развития ведущих отраслей экономики, поддержка социального и жилищного секторов, создание нормальных условий для конкуренции имеют первостепенное значение для роста производительности труда и экономического подъема1.

В соответствии с действующим законодательством к малым предприятиям относятся коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней: в промышленности, строительстве и на транспорте — 100 человек; в сельском хозяйстве и научно-технической сфере — 60 человек; в оптовой торговле — 50 человек; в розничной торговле и бытовом обслуживании населения — 30 человек; в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности — 50 человек.

К субъектам малого предпринимательства относятся также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности, так называемые многопрофильные, принадлежат к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли.

Субъект малого предпринимательства получает соответствующий статус с момента его государственной регистрации в органах исполнительной власти. Данное положение относится и к малым предприятиям — учредителям других малых предприятий, и к вновь создаваемым малым предприятиям.

Предприятия, созданные в соответствии с законодательством РФ и отвечающие критериям отнесения к субъектам малого предпринимательства, учредителями которых являются физические лица — граждане иностранных государств, рассматриваются как малые предприятия.

Средняя за отчетный период численность работников малого предприятия определяется с учетом всех его работников, в том числе работающих по договорам гражданско-правового характера и по совместительству с учетом реально отработанного времени, а также работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанного юридического лица.

Малое предприятие, превысившее установленную численность, лишается льгот на период, в котором допускалось указанное превышение, и на последующие три месяца.

Государственные и местные органы власти имеют возможность вовлекать в предпринимательскую деятельность свободные земли и ресурсы, нежилой муниципальный фонд, воздействовать на инвестиционную политику малых предприятий, главным образом через субсидии и налоговые льготы.

Малые предприятия наиболее подвержены конкуренции и банкротству, и эта тенденция должна учитываться. Многие малые предприятия разоряются. Норма прибыли, получаемая от различных видов предпринимательской деятельности, существенно колеблется, что отражается на финансовой устойчивости малого бизнеса. Только добросовестная конкуренция повышает эффективность производства, стимулирует снижение цен на товары, повышает ответственность производителей перед потребителями, расширяет сферы обслуживания населения.

Главным преимуществом малого предприятия в условиях современного рынка является намного более гибкая, чем у крупных предприятий, реакция на быстро меняющийся спрос: умение "уловить" возникающую потребность и отреагировать немедленной мобилизацией своих ресурсов и возможностей.

 Эта маневренность вытекает из краткого упоминания особенностей малого предприятия: оно не связано обширной производственной программой,  разработанной на перспективу; не обременено многочисленным персоналом, требующим сложных навыков управления; не отягощено финансовыми обязательствами перед акционерами, ожидающими дивидендов от вложенного капитала; ему проще перестроить свою рыночную стратегию, как только найдена новая "ниша", и манипулировать ценами на свою продукцию; перед ними вряд ли встанет проблема организованного противодействия  наемных работников, отстаивающих с по мощью профсоюза свои рабочие места или уровень заработной платы1.

 Кроме того, малое производство, как правило, более экономично. У малого предприятия, по сравнению с крупным, короче сроки капитального строительства, для их создания нужен относительно меньший стартовый капитал. Оборачиваемость средств у них в 2-2,5 раза выше, что обеспечивает достаточно высокую норму прибыли. Эти предприятия обычно лучше используют свой капитал, оборудование и производственные площади, не держат крупных запасов. Они успешнее экономят на административно-управленческих расходах благодаря простоте и гибкости процедуры управления.

 Преимущества маневренности и экономичности становятся особенно важными, когда предприятие достигает высокого уровня специализации.

 Наиболее жизнеспособные малые предприятия, как правило, узко специализированы и, именно в таком качестве полноправно участвуют в производственном процессе как его неотъемлемый компонент, в существовании которого крайне заинтересован крупный бизнес.

Малый бизнес чутко реагирует на растущую зависимость потребительского спроса от колебаний моды, успевая удовлетворять все новые, нередко индивидуальные запросы покупателей (работа на заказ). Во многом его развитие предопределено глубокими изменениями, происходящими в современной культурной среде. Если несколько десятилетий назад залогом успешного сбыта товаров было его соответствие рыночным стандартам, то теперь   новизна, оригинальность внешнего облика. Аналогичные тенденции присущи сфере услуг, в которой спрос все более определяется качеством  и разнообразием сервиса.

 Развитию малого бизнеса способствует и региональная дифференциация производства и потребления. Значительная часть малых предприятий создается для освоения ресурсов сырья, имеющих местное значение, с целью избежать повышения транспортных тарифов, а также там, где велики сезонные колебания условий производства или спроса.

 Простота организационной структуры, личное участие и заинтересованность руководителя во всех делах фирмы   одни из наиболее ярких отличий российского малого предприятия от крупного.

 Специфика менеджмента малой фирмы заключается в том, что руководитель может и вынужден принять на себя решение большинства проблем. Возможность концентрации власти определяется самим масштабом бизнеса: рынки локальны, номенклатура мала, объем производства невелик, число партнеров ограничено, небольшой штат сотрудников позволяет всех держать в поле зрения. Наряду с этим малому предприятию не свойственно, да и не нужно, принимать нестандартные управленческие решения, кардинально меняющие ситуацию внутри фирмы и вне ее. Следовательно, и нет потребности в управленцах   специалистах высокого класса. Для руководства малой фирмой достаточно средней квалификации в сочетании с доступностью информации, консультационных услуг.

 Руководитель малого предприятия должен принять на себя всю полноту ответственности, так как услуги, профессионалов управленцев стоят дорого.

 Выгода, которую может дать постоянно работающий профессионал, как правило, несоизмерима с затратами на его содержание.

 Управление финансовыми потоками в малом предприятии имеет свои отличительные особенности. В отличие от крупных компаний, владелец малого бизнеса, как правило, самостоятельно ведет все финансовые операции.

Одной из основных особенностей финансов малого бизнеса является небольшой капитал, которым необходимо эффективно распорядиться для развития предприятия. Руководитель малого бизнеса должен быстро и, в то же время, взвешено принимать решения о перенаправлении финансовых потоков, которые необходимы для организации производства, рекламной компании или выплаты зарплаты сотрудникам. 

 Еще одной особенностью финансов в малом бизнесе является то, что деньги, которые  вкладываются в развитие предприятия, являются личными средствами владельца  или средствами, которые были получены под залог личного имущества, что также предполагает определенные ограничения на использование финансов.

Взаимодействие малого бизнеса и кредитных организаций также имеет свои особенности. Банки в последнее время не особенно любят выдавать кредиты малым предприятиям, а страховые компании – страховать малый бизнес. В настоящее  время нет единого рецепта по взаимодействию с банками или страховыми компаниями, так как каждая компания  выдвигает свои требования к частному предприятию.

 Особенности финансов малого бизнеса можно рассматривать также относительно системы налогообложения, которая несколько отличается от налогообложения крупных предприятий.

 Автоматизация бизнес-процессов в малом бизнесе также имеет свои особенности.  Как правило, многие частные предприятия используют недорогое программное обеспечение, которое позволяет  выполнять только ограниченный набор функций. С другой стороны, особенности финансовых потоков в малом бизнесе таковы, что осуществлять полную автоматизацию всех процессов нет необходимости.

Субъекты малого и среднего предпринимательства - хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными Федеральным законом «О Развитии Малого И Среднего Предпринимательства В Российской Федерации», к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям.

К субъектам малого предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лиц, крестьянские (фермерские) хозяйства.

Средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек.

Выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышатьпредельные значения, (установлены Правительством Российской Федерации) - микропредприятия - 60 млн. рублей; малые предприятия - 400 млн. рублей.

Число малых предприятий – число действующих на конец отчетного года юридических лиц – субъектов малого предпринимательства (включая временно приостановивших хозяйственную деятельность сроком не более 2 лет), средняя численность работников  которых до ста человек включительно, предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год  без учета НДС  должны составлять не более 400 млн. Рублей.

2 Малый бизнес  в России и его поддержка со стороны государства

2.1  Субъекты малого бизнеса. Характеристика экономической деятельности малого предприятия

Как уже отмечалось ранее, субъектом малого бизнеса является малое предприятие. Законодательство о малом предпринимательстве должно регулировать общие вопросы деятельности малых предприятий независимо от их организационно-правовой формы, в которое входят критерии малых и средних предприятий, вопросы государственной поддержки малого бизнеса, налогообложения и некоторые другие.

У малых предприятий есть несколько слабых мест, в том числе в условиях их функционирования в рыночной экономике. Эти слабые места определяются как раз тем, что этот бизнес является малым.

Первое среди них – низкая возможность накопления капитала. Как правило, в расширение производства владельцы малого бизнеса могут выделить незначительную часть капитала. Существенные сложности они испытывают, занимая капитал на стороне. Во-первых, эти сложности вызываются стремлением малого бизнеса к независимости (важнейшее его преимущество), которая существенно ограничивает возможности займа. Во-вторых, ограничения связаны и с условиями займа. У малого бизнеса не может быть достаточно средств для выплаты высокого процента, особенно, если предприниматель только начинает свою деятельность, велика и возможность риска.

Второе из слабых мест малого бизнеса, его проигрыш в управленческих возможностях по сравнению с крупными предприятиями. Неадекватные управленческие возможности означают, что владелец-управленец, как правило, проигрывает в сравнении с менеджером-профессионалом (хотя, в данном случае возможны исключения), так же как и с возможностями капитализации малого бизнеса.

Третья  слабая позиция малого бизнеса, несмотря на всю его изворотливость, близость к потребителю, поставщикам, творчество в организации производства, огромную роль в финансировании и поддержании конкурентной среды в экономике – именно в конкурентной борьбе. Относительно скромные масштабы производства и ограниченные ресурсы, ставят в невыгодное положение представителя малого бизнеса, делают его неспособным на равных конкурировать с крупным производством.

Четвертая слабая позиция малого бизнеса – особенности его кредитования, ограниченность возможностей получить кредит, поскольку частные финансовые институты редко решаются кредитовать малый бизнес. Действительно, объем каждой сделки мал, экономическая нестабильность самих предприятий малого бизнеса, а также необходимость содержать специальные службы по проверке кредитоспособности предприятий малого бизнеса, отличные от обычных, поскольку такие проверки чрезвычайно сложно осуществить (требуется разработка специальных методик и т.п.), делают кредитование малого бизнеса невыгодным.

Пятая слабая позиция малого бизнеса – начало его деятельности. Дело не только в том, что нужен первоначальный капитал, а его нет, но и в том, что малый бизнес – это часто новые рабочие места, в том числе и для безработных, не всегда обладающих соответствующими навыками, у которых эффективным бизнес становится далеко не сразу, а иногда и не с первого раза.

Можно назвать еще целый ряд слабостей. Это и тот случай, когда малое предприятие – акционерное общество и ему трудно пробиться на рынке ценных бумаг, это и необходимость оплаты консультаций при организации, и ведении дела. Это и частая необходимость обучения самого бизнесмена, и необходимость анализа ситуации на рынке, ведения бухгалтерского учета, трудности привлечения высококвалифицированных специалистов (у крупных компаний в этом случае шансов больше – престиж, более высокая оплата), часто сверхурочная работа персонала, трудности получения крупного заказа, недогрузка основных фондов, большие трудности с организацией национального экспорта и т.д. и т.п1.

Для того чтобы малый бизнес, стал действительно жизнеспособным, смог выполнить все задачи, для решения которых он предназначен, для того, чтобы он мог в полном объеме реализовать заложенный в нем потенциал и использовать все свои преимущества, необходимы условия со стороны государства по его поддержке. Эти усилия должны быть всеохватывающими, осуществляться достаточно длительное время и быть направленными на получение эффективных результатов, прежде всего в самом малом бизнесе, а уже затем, опосредованно это отразится на всем народном хозяйстве, на всей экономике. Именно эти основополагающие принципы лежат в основе отношения государства к малому бизнесу и его регулированию в современных развитых странах. Поддержка государством предприятий малого бизнеса во всех странах ведется комплексно по нескольким направлениям, идентичным для развития малого бизнеса в принципе. Хотя, конечно, имеются особенности в этой поддержке, связанные с социально-экономической, геополитической, национальной и т.п. спецификой той или иной страны.

Таким образом, малые предприятия можно образовывать, во-первых, выделением структурных единиц из состава объединений и предприятий, цехов, производств, других подразделений; вовторых, на акционерных началах. Второй способ в современных условиях и создания рыночной инфраструктуры является оптимальным.

Источниками формирования финансовых ресурсов предприятия в зависимости от его организационно-правовой формы являются прибыль, амортизационные отчисления, средства, полученные от продажи ценных бумаг, паевые и иные взносы членов трудового коллектива, а также кредиты и другие поступления, не противоречащие закону.

Для хранения денежных средств и осуществления всех видов расчетных, кредитных и кассовых операций предприятие открывает расчетный и другие счета в любом банке. Банк или его отделения по месту регистрации предприятия обязаны открыть расчетный счет по требованию предприятия.

Предприятие несет полную ответственность за соблюдение кредитных договоров и расчетной дисциплины. Предприятие, не выполняющее свои обязательства по расчетам, может быть в судебном порядке объявлено неплатежеспособным (банкротом) в соответствии с Законом Российской Федерации

Малое предприятие может заключать на общих основаниях договоры с иностранными партнерами и открывать инвалютные счета. При условии соблюдения установленных правил, малые предприятия могут самостоятельно выходить на международный рынок, зарабатывать валюту, а также приобретать ее, в том числе и на аукционах.

Законом предусмотрено, что предприятие обязано обеспечить своим работникам безопасные условия труда, и несет ответственность в установленном порядке за ущерб, причиненный их здоровью и трудоспособности1.

2.2 Взаимосвязь государства и малого бизнеса в системе экономических отношений

Вопросы, касающиеся взаимосвязи и взаимодействия государства и организаций, характеризуются многогранностью и многоаспектностью. Поэтому перед исследователем встает непростая проблема определения той логической последовательности, в которой следует рассматривать те или иные аспекты, характеризующие каждый из этих феноменов.

Применительно к теме курсовой представляется целесообразным логико-методологический подход, предполагающий последовательное уяснение смысла и содержания терминов «государство» и «малый бизнес», с последующим выделением и анализом наиболее значимых принципов, положенных в основу взаимосвязи государства и организации, раскрытием характерных особенностей этой взаимосвязи в рамках основных теоретических моделей, сложившихся в государствоведении.

Государство как социальный институт представляет собой неоднозначную по своему смыслу категорию. Несмотря на множество подходов к пониманию феномена «государство», сложившихся в зарубежной и отечественной литературе, можно выделить несколько наиболее значимых подходов к пониманию сущности государства.

В рамках первого подхода, который с определенной долей условности может быть назван социогеографическим, государство представляет собой пространственную сферу социальной деятельности, основополагающим параметром которой является территория государства, в пределах которой данная деятельность осуществляется. При этом территория выступает не только как государственная территория, т.е. как общественная, юридическая категория, но и как естественная географическая среда, в которой существует данное человеческое общество.

Второй подход, который можно обозначить как «собственно социальный», связывает понимание сущности государства с так называемым «человеческим фактором». В соответствие с этим подходом государство представляет собой социальную организацию — сообщество, членов которого объединяет сам факт их взаимосвязи с государством (гражданство, подданство). При таком подходе государство выступает в качестве наиболее крупной, обособленной и устойчивой формы социального, единства, позволяющей решать широкий круг задач связанных с осуществлением регулятивно-охранителъ-ных функций .

Третий подход - социополитический, предполагает характеристику государства как механизма публичной политической власти и, одновременно в качестве инструмента посредством которого обеспечивается принятие и реализация властных предписаний, а также привлечение к ответственности и осуществление наказания в отношении представителей социума (индивидов и корпораций) нарушающих порядок исполнения властных требований, либо выполняющих эти требования с нарушением установленной процедуры .

С точки зрения конституционно-правового исследования в качестве своеобразной «точки отсчета» целесообразно остановиться на понимании государства как аппарата публичной политической власти, наделенного право-установителъной и правообеспечителъной функциями. Рассмотрение взаимодействия государства и экономики предполагает понимание государства и в контексте представлений о нем как о форме социально-политического устройства данного общества, как о порядке, закрепляющим и обеспечивающим баланс интересов триады: во-первых, государственной власти, во-вторых, образующих социум корпораций и, наконец, в-третьих, отдельных индивидов, выступающих в качестве первичных элементов любой социальной системы.

Предприятие малого бизнеса в системе экономических отношений - это не механическое соединение отраслей, производств и хозяйствующих субъектов, а целостный социально-экономический организм, развивающийся гармонично в масштабах страны».

Представляется, что в основу всех без исключения правил, регламентирующих общественные отношения в сфере экономики, положены рыночные закономерности. Рынок - система экономических отношений между продавцами и покупателями, основными элементами которой являются спрос, предложение и цена. Рынок предполагает возможность и эквивалентность обмена, признаваемую добровольно, на основе прав участников обмена совершать его. Цена на рынке товаров и услуг регулируется соотношением спроса и предложения, однако при этом все собственники должны быть свободны в своем праве самостоятельно решать, что производить, в каком количестве, по какой цене продавать. Таким образом, свобода является необходимым условием и предпосылкой формирования и развития экономики.

Современная экономическая теория подчеркивает роль государства и права в стратегических и тактических решениях хозяйствующих субъектов, которые с помощью установленных и гарантированных государством правовых норм выбирают те или иные стратегии поведения. В рыночном хозяйстве предприятия и граждане соблюдают устанавливаемые государством правила (нормы) в силу целого ряда серьезных причин.

Во-первых, хозяйствующий субъект остро нуждается в устойчивой системе правил поведения для оптимизации своего выбора; при этом центральное место принадлежит так называемому «предсказательному эффекту» устойчивых норм.

Во-вторых, индивид (предприятие), естественно, стремится избежать наказания за нарушение установленных от имени государства стандартов допустимого и должного поведения. Соблюдая нормы, экономические игроки одновременно поддерживают их в актуальном состоянии, в обществе складываются стереотипы поведения, соответствующие юридическим законам. Иными словами, речь идет о воздействии государства через механизм правового регулирования на мотивацию поведения хозяйствующих субъектов.

В практической работе законодателя очень важным является вопрос о соотношении экономических законов и юридических законов, которые, безусловно, необходимо отличать друг от друга . Экономические законы - это необходимые, устойчиво повторяющиеся, причинно обусловленные связи и взаимодействия экономических явлений в процессе производства, распределения, обмена и потребления товаров, работ и услуг.

Экономические законы носят объективный характер, не зависящий от воли и сознания человека. Однако в отличие от законов природы экономические законы проявляют себя через производственную деятельность членов общества только в условиях, когда участники рыночных отношений независимы друг от друга и по своему усмотрению используют находящиеся в их собственности средства производства. Экономические законы существуют независимо от общественного сознания и предваряют его, юридические законы следуют за ним, определяются степенью осознания обществом экономических законов. Обстоятельствами, обусловливающими появление права, выступают экономические отношения, интересы и потребности, приводящие в движение большие массы людей, которое требует организованности, правил и норм. В этих условиях и законодательные акты не могут не соответствовать требованиям экономических законов.

Юридические законы создаются, изменяются и отменяются людьми (выступающими от имени государства и наделенными государством определенной компетенцией) в установленном порядке и на основе понимания их роли в практической жизни. И с этой точки зрения их возникновение субъективно, хотя содержание юридических норм объективно обусловлено реальным уровнем экономического и политического развития общества. Экономические законы «регулируют» лишь общую направленность функционирования и развития экономики, дают хозяйствующим субъектам возможность выбора такого варианта действий, который обеспечивает наилучший экономический результат. Юридические законы регулируют деятельность людей через их интересы, чтобы человек имел возможность удовлетворить свои потребности.

Невыполнение требований экономических законов ведет к неполучению тех результатов, к которым стремился хозяйствующий субъект, независимо от его воли и сознания. Невыполнение требований юридических законов влечет за собой применение государством тех мер, включая принуждение, которые предписываются законом в качестве санкций за его нарушение.

Характер и формы взаимодействия государства и "экономики малого бизнеса» реально обусловливаются самыми различными факторами , но одним из самых существенных модифицирующих условий является тип социально-экономической системы. В свободной рыночной экономике рассматриваемое взаимодействие выражается одним способом, тогда как в административно-командной существенно иным. Поэтому прежде чем перейти к более частным вопросам.

Общая схема соотношения государства и экономики в условиях социальной системы этатистского типа выглядела следующим образом: государство представляет собой аппарат публичной политической власти, определяющий основные направления политики и обеспечивающий воплощение этих направлений в реальной жизни. В свою очередь политика есть не что иное как концентрированное выражение экономики. Следовательно, государство определяя политику и, подчиняя ее целевым установками публичного характера (в основу которых положены принципы «государственной целесообразности»), одновременно оказывает управляющее воздействие на основания политики, к числу которых относиться и экономика.

Таким образом, особенности соотношения государства и организаций в разных социальных системах выражаются в доминировании тех или иных средств, методов, режимов. Для обществ с административно-командной экономикой, прежде всего, характерно централизованное регулирование, осуществляемое государством на императивных началах. Для обществ с рыночной экономикой, прежде всего, свойственен метод децентрализованного регулирования, при котором юридически значимым является поведение самих хозяйствующих субъектов, а функции государства сводятся к функциям «ночного сторожа» обеспечивающего упорядоченность экономических отношений путем издания общезначимых правил и охраняющих эти отношения от различного рода посягательств. Для обществ со смешанной экономикой характерна комбинация первого и второго метода, соотношение между которыми имеет своеобразие применительно к каждой конкретной стране. При этом очень важной особенностью является такое соотношение государства и экономики, при котором на практике обеспечивается достижение и поддержание баланса между объективными экономическими законами, определяющими сущность и содержание экономических отношений в различных сферах жизнедеятельности общества, и издаваемыми государством законодательными актами, посредством которых объективированные нормы получают свое формально-юридическое закрепление и практическое воплощение в конкретных правоотношениях.

2.3 Типы взаимодействия государства и малого бизнеса

Для того чтобы охарактеризовать типы такого взаимодействия, мы воспользуемся метафорическими образами А. Шляйфера и его соавторов. Они предложили модели государства, выступающего в качестве:

-  “невидимой руки”;

- “помогающей руки”;

- “грабящей руки”.

Модель “невидимой руки” (invisible hand) является исходной точкой либеральных построений. Ее авторство приписывается еще Адаму Смиту, у которого действительно в его труде “Богатство народов” упоминается данный образ (который, правда, вменяется рынку). Государство здесь пытается формировать общую рыночную среду так,“чтобы его действия были как можно менее заметны, а решающую роль отводит стихийным рыночным силам. Государство уподобляется хорошему официанту, которого ценят именно за то, что его услуги оказываются быстро, незаметно и в строго определенном объеме. Такого государства не следует опасаться, но от него не стоит и ожидать особой помощи (например, если у клиента не хватит денег, чтобы расплатиться за обед).

Вторая модель “помогающей руки” (helping hand) тоже связана с тем, что государство формирует общие условия функционирования рынков, но при этом также пытается стимулировать деятельность его участников. Государство так устанавливает правила и манипулирует имеющимися средствами, чтобы способствовать их продвижению вперед. Оно не мешает участникам рынка, если все идет гладко, но способно протянуть им руку помощи в тяжелые кризисные периоды.

Наконец, третья модель “грабящей руки” (grabbing hand) выглядит наименее привлекательной. Здесь речь идет о том, что представители государства, вместо заботы об общих интересах, удовлетворяют свои частные интересы за счет хозяйственных агентов, т.е. занимаются откровенным вымогательством.

Нам представляется, что к приведенной типологии можно добавить еще одну форму — “владеющей руки” (possessing hand). В данном случае речь идет не о простом вымогательстве, а о стремлении чиновников поставить частный бизнес под свой личный или групповой контроль, завладеть долей в этом бизнесе, не просто получить “откупные”, но иметь постоянную долю от деятельности подконтрольных предприятий. Чиновники здесь не ограничиваются “платой за вход” в сферу бизнеса, а продолжают собирать свою административную ренту и в ходе деятельности предприятий.

Действие “грабящей” или “владеющей руки” часто сопровождает процесс коммерциализации государства. Он означает обслуживание государственными структурами интересов частных хозяйственных структур за соответствующее вознаграждение. Такое обслуживание может выражаться в простой продаже привилегий и льгот (пассивном использовании монопольного положения), но также в активном позиционировании государственных структур на том или ином рынке и предоставлении рыночных услуг хозяйственным агентам (например, предоставление частному бизнесу услуг по охране и безопасности на коммерческой основе). Во многих случаях государственные органы оказываются конкурентоспособны, потому что они имеют возможность переложить значительную часть издержек на государственную казну, приватизируя основную часть получаемых доходов.

Если “помогающая рука” является типичной характеристикой государства развития, то “грабящая” и “владеющая рука” отличают так называемые хищнические государства (predatory states), многие из которых основаны на военных режимах. Эти государства захватывают крупнейшие и наиболее прибыльные предприятия, ставят их под свой контроль, но заботятся не столько об их развитии, сколько об административной ренте, что приводит к истощению ресурсной базы этих предприятий.

Как реагируют участники рынка на вмешательство представителей государственной власти? У них в распоряжении несколько стратегий. Первые три из них, следуя А. Хиршману, можно определить как стратегии “лояльности” (loyalty), “голоса” (voice) и “выхода” (exit). В нашем случае стратегия лояльности означает покорное следование установленным государством формальным правилам и навязываемым чиновниками неформальным нормам. Она зачастую связана с довольно высокими издержками. Стратегия голоса означает публичное оспаривание сложившихся правил. Она предполагает наличие независимой судебной власти и развитой системы политического представительства интересов. В отличие от двух предыдущих стратегий, стратегия выхода связана с уходом от контроля, скрытым невыполнением формальных правил. Мы добавим к этой типологии важный четвертый элемент — стратегию “договора ” (bargain). Не имея возможности не только оспорить претензии публично, но и ускользнуть в спасительную “тень”, участники рынка вынуждены вступать в переговоры и достигать институциональных компромиссов — такого смягчения условий выполнения формальных правил, которое оказывается приемлемым для контролирующей и контролируемой сторон.

2.4 Государственная программа поддержки малого бизнеса

Многие компании из-за кризиса оказались без оборотных средств и не могут работать в нормальном режиме. Причиной подобной проблемы стала агрессивная политика развития многих предприятий, которая была связана с покупкой активов за границей и слиянием российский предприятий с предприятиями бывшего союза.

Многие компании нуждались в поддержке и такая государственная поддержка малого бизнесапозволила многим предприятиям выстоять в это непростое время. В связи с неопределенностью на фондовом рынке многие нерезиденты начали сбрасывать акции, которые купил Внешэкономбанк. Этот ход оказался полезным для стабилизации экономики.

Государственная поддержка малого бизнеса, получение рефинансирования Российскими банками – все это положительно сказывается на развитии малого бизнеса. Однако ещё не совсем понятно когда закончится экономический спад, несмотря на то, что страны уже вышли из рецессии.

Многие предприятия стараются вести осторожную политику и не спешат думать об увеличении производства, потому что ещё помнят о вынужденных остановках производства. Для этого и нужна государственная программа поддержки малого бизнеса, которая должна стимулировать развитие малых предприятий.

Государственная поддержка малого предпринимательства осуществляется по следующим направлениям:

-      формирование инфраструктуры поддержки и развития;

-      создание льготных условий использования государственных финансовых, материально–технических и информационных ресурсов, а также научно–технических и информационных ресурсов, разработок и технологий;

-      установление упрощенного порядка регистрации, лицензирования деятельности, сертификации продукции, представления государственной статистической и бухгалтерской отчетности;

-      поддержка внешнеэкономической деятельности, включая содействие развитию торговых, научно–технических, производственных, информационных связей с зарубежными государствами.

Государственная поддержка малого предпринимательства осуществляется в соответствии с федеральной программой государственной поддержки малого предпринимательства, региональными (межрегиональными), отраслевыми (межотраслевыми) и муниципальными программами развития и поддержки малого предпринимательства, разрабатываемыми соответственно Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления.

Государственные и муниципальные программы поддержки малого предпринимательства включают:

1)   меры по формированию инфраструктуры развития и поддержки на федеральном, региональном и местном уровнях;

2)   перспективные направления развития и приоритетные виды деятельности;

3)   меры, принимаемые для реализации основных направлений и развития форм поддержки;

4)   меры по вовлечению в предпринимательскую деятельность социально незащищенных слоев населения, в том числе инвалидов, женщин, молодежи, уволенных в запас (отставку) военнослужащих, безработных, беженцев и вынужденных переселенцев, лиц, вернувшихся из мест заключения;

5)   предложения по установлению налоговых льгот и ежегодному выделению средств из соответствующих бюджетов на поддержку малого предпринимательства;

6)   меры по обеспечению передачи субъектам малого предпринимательства результатов научно–исследовательских, опытно–конструкторских и технологических работ, а также инновационных программ;

7)   меры по обеспечению передачи субъектам малого предпринимательства не завершенных строительством и пустующих объектов, нерентабельных и убыточных предприятий на льготных условиях;

8)   меры по обеспечению субъектам малого предпринимательства возможности для первоочередного выкупа арендуемых ими объектов недвижимости с учетом вложенных в указанные объекты средств.

В каждом регионе России действуют собственные программы поддержки малого бизнеса. Как правило, за их реализацию отвечает региональное министерство (департамент) экономического развития.

Большая часть средств обычно направлена на финансовую поддержку малого бизнеса. Это возмещение части расходов по кредитным и лизинговым договорам, льготные микрозаймы, гранты на открытие бизнеса.

В большинстве регионов действуют гарантийные фонды, предоставляющие поручительства по банковским кредитам, которые заменяют часть залогового обеспечения.

Одним из наиболее интересных и выгодных для начинающего предпринимателя видов финансирования бизнеса, является получение государственной поддержки в виде безвозмездных и безвозвратных субсидий. Действует эта программа в рамках долгосрочной федеральной программы «Поддержки и развития малого и среднего предпринимательства». Программа делегируется областными властями, в лице Комитет по развитию малого и среднего предпринимательства определенного субъекта Российской Федерации, и местными властями, в лице муниципалитетов. Программы финансируются из различных бюджетов: часть из федерального бюджета, часть из областного и часть из городского. Каждый субъект федерации самостоятельно устанавливает и определяет объемы таких субсидий. Общепринятая сумма составляет 300 000 рублей. Есть, конечно, некоторые субъекты РФ, где сумма установлена выше, вплоть до 600 000 рублей. В 2011 году эту сумму несколько уменьшили, теперь стандартная сумма составляет 200 000 рублей.

Официально программа имеет название «Программа предоставления субсидий вновь созданным субъектам малого и среднего предпринимательства в целях возмещения затрат на приобретение основных средств».

В предпринимательской среде такие субсидии имеют название гранта, да и сами чиновники для простоты и чтобы было понятнее, также величают эти субсидии: «грант на поддержку малого бизнеса».

Данная программа поддержки малого бизнеса существенно отличается от программы самозанятости населения. Отличается и суммой, и условиями предоставления: предприятие или ИП уже должно существовать не менее и не более года, а также условиями: эта субсидия конкурсная. Т.е. получить ее могут не все желающие и проходящие по требованиям как в программе самозанятости населения, а только те предприниматели, которые смогут победить в конкурсном отборе.

Проводятся такие программы, как правило, два раза в год: весной и осенью. Если предприниматель не успел попасть в участие этой программы в своем не областном городе, он может попытаться попасть участвовать в областную программу. Если же  предприниматель  зарегистрирован в областном городе, то подать заявку на участие в конкурсе он сможет только у себя в областном городе. Программа предполагает всего лишь единовременное участие. Т.е. если  предприниматель  выиграл в такой программе грант (субсидию), то в дальнейшем он уже не сможет принять участие в этой программе.

Данная программа помощи малому бизнесу имеет свои нюансы. Они выражаются в ограниченности тех целей, на которые начинающий предприниматель сможет направить, получаемые средства.

  • Субсидии можно будет потратить только на возмещение затрат на приобретение основных средств (за исключением объектов недвижимости, легковых автомобилей, бытовой техники, программного обеспечения), используемых для предпринимательской деятельности, в размере 85% фактически понесенных затратпредпринимателем, но не более суммы выигранной субсидии.
  • Следующим обязательным условием предоставления данной субсидии является организация дополнительных рабочих мест: от одного до трех, и сохранение этих рабочих мест на период не менее 12 месяцев.

Поддержка и создание благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса – приоритетное направление деятельности Правительства Российской Федерации. Основная цель поддержки малого бизнеса – повышение его конкурентоспособности, что послужит дополнительным ресурсом для развития производственного комплекса страны и, как следствие, создания новых рабочих мест.

Заключение

Малый бизнес имеет огромное значение для экономики любого государства. Но на сегодняшний день, когда последствия мирового экономического кризиса всё ещё оказывают существенное влияние практически на все сферы экономики и жизни в целом, малый бизнес имеет тенденцию к снижению темпов развития. С другой стороны, кризис малого бизнеса оказывает негативное влияние на экономику государства в целом, поэтому развивать его просто необходимо.

Несомненно, существуют сферы деятельности, где малые предприятия даже в сложных экономических условиях чувствует себя достаточно уверенно, а финансы малого бизнеса не терпят серьёзных убытков. К таким предприятиям можно отнести те, которые производят дешёвую продукцию для массового потребления или кто предоставляет доступные по цене и достаточно необходимые услуги для населения. Также неплохо себя могут чувствовать предприятия, которые имеют хорошо налаженные взаимоотношения с банками, способными в трудный момент предоставить кредит, или же те предприятия, которые имеют поддержку в административном секторе, выполняя государственные заказы.

Сложная экономическая ситуация провоцирует часть малых предприятий временно или полностью прекратить хозяйственную деятельность и уйти с рынка. Оказавшись в неблагоприятных обстоятельствах, бизнесмен, занятый в секторе малого предпринимательства, должен особое внимание уделять проблемам финансов малого бизнеса. Обычно владельцы малых предприятий сами ведут свои финансовые дела. И здесь очень важно правильно распорядиться небольшим капиталом, направив его на реальное развитие предприятия. Предприниматель должен оперативно и, вместе с тем, рассудительно принимать решения о направлении денежных потоков в необходимую область деятельности, будь-то организация и улучшение производства, привлечение дополнительных сотрудников и услуг или же продуманная рекламная компания.

Выделять средства на всё необходимое, и при этом действовать безошибочно, довольно непросто, особенно если учитывать снижение количества финансов малого бизнеса и уменьшение инвестиций, наблюдаемое нынче повсеместно.

Для малого бизнеса также характерно использование личных или взятых под залог денежных средств, которые направляются на приобретение основных фондов малого предприятия и увеличение оборотных средств. Это, естественным образом, несколько ограничивает их использование. Малый бизнес и финансовые организации – это вообще отдельная история. Банки на сегодняшний день совсем не стремятся укреплять финансы малого бизнеса, так как придерживаются стратегии диверсификации собственных рисков, в связи со сложившейся трудно прогнозируемой экономической и политической ситуацией не только в России, но и в остальном мире. Страховые компании в свою очередь также не торопятся страховать малый бизнес и тоже по причине повышенного риска.

Система налогообложения малого бизнеса также вносит свою лепту в процесс управления финансами. Предприниматель обязан чётко знать необходимую налоговую информацию и регулярно отслеживать изменения в законах и нормах налогообложения, касающихся финансов малого бизнеса.

Таким образом, Малые предприятия способствуют быстрому насыщению рынка товарами, создают рабочие места, способствуют быстрому обновлению товарного ассортимента.

Во всех странах малые предприятия пользуются поддержкой государства, имеют льготные кредиты, низкие налоги и т. п.

Список использованной литературы

1. «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 03.12.2011) // «Собрание законодательства РФ», № 31, 03.08.1998, ст. 3824.

2. «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 06.12.2011, с изм. от 07.12.2011) // «Собрание законодательства РФ», 07.08.2000, № 32, ст. 3340.

  1.  Приказ Минфина РФ от 02.07.2010 № 66н (ред. от 05.10.2011) «О формах бухгалтерской отчетности организаций» // «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», № 35, 30.08.2010.
    1.  Болотин А.А. Управление валовой прибылью современного производственного предприятия как неотъемлемое условие управления корпоративной прибылью // Экономический анализ: теория и практика. – 2011. - № 48. – С. 45-50.
      1.  Бухвалова В.В. Определение оптимальных объемов производства в условиях информационной неопределенности спроса // Экономика и математические методы. – 2011. - № 2. – С. 3 – 23.
      2.  Гаврилова А.Н., Попов А.А. Финансы организаций (предприятий). – М.: Кнорус, 2010. – 606 с.
      3.  Галицкая С.В. Финансовый менеджмент. Финансовый анализ. Финансы предприятия. – М.: Эксмо, 2008. – 652 с.
      4.  Кириллова Л.Н. Виды прибыли в системе управления прибылью // Экономический журнал. - 2009. - № 16. - С. 57 – 76.
      5.  Кривда С. Экономическая прибыль предприятия // Предпринимательство. – 2010. - № 5. – С. 94 – 99.
      6.  Лапуста М.Г., Мазурина Т.Ю. Финансы предприятий. – М.: Альфа-Пресс, 2009. – 640 с.
      7.  Маркарьян Э.А., Герасименко Г.П., Маркарьян С.Э. Экономический анализ хозяйственной деятельности. – М.: Кнорус, 2008. – 552 с.
      8.  Маркин Ю.П. Экономический анализ. – М.: Омега-Л, 2009. – 450 с.
      9.  Мицель А.А. Оценка влияния показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятия на выручку от реализации продукции // Экономический анализ: теория и практика. – 2011. - № 27. – С. 57 – 64.
      10.  Попова Р.Г., Самонова И.Н., Добросердова И.И. Финансы предприятий. – СПб.: Питер, 2010. – 208 с.
      11.  Савчук В.П. Управление финансами предприятия. – М.: Бином, 2010. – 480 с.
      12.  Фридман А.М. Финансы организации (предприятия). – М.: Дашков и Ко, 2011. – 488 с.
      13.  Шуляк П.Н. Финансы предприятий. – М.: Дашков и Ко, 2012. – 620 с.
      14.  Экономика и финансы предприятия / Под ред. Т.С. Новашиной. – М.: Маркет ДС, 2010. – 344 с.

1 Попова Р.Г., Самонова И.Н., Добросердова И.И. Финансы предприятий. – СПб.: Питер, 2010. – 208 с.

1 Экономика и финансы предприятия / Под ред. Т.С. Новашиной. – М.: Маркет ДС, 2010. – 344 с.

1 Гаврилова А.Н., Попов А.А. Финансы организаций (предприятий). – М.: Кнорус, 2010. – 606 с.

1 Гаврилова А.Н., Попов А.А. Финансы организаций (предприятий). – М.: Кнорус, 2010. – 606 с.

1 Бухвалова В.В. Определение оптимальных объемов производства в условиях информационной неопределенности спроса // Экономика и математические методы. – 2011. - № 2. – С. 3 – 23.

1 Бухвалова В.В. Определение оптимальных объемов производства в условиях информационной неопределенности спроса // Экономика и математические методы. – 2011. - № 2. – С. 3 – 23.

PAGE   \* MERGEFORMAT35


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

62163. Lorelei 28.35 KB
  Задачи урока: формировать и развить навыки и умения иноязычной речевой деятельности: аудирования говорения монологической диалогической речи чтения письма; ориентировать учащихся на овладение аспектами языка произношением лексикой грамматикой.
62171. «Планета заболела!» (Я и Украина) 22.71 KB
  Учитель в начале урока даёт установку на предстоящую деятельность. Учитель говорит вступительное слово и тем самым приковывает к себе всё внимание детей. Учитель умеет распределять своё внимание на уроке.