96595

Влияние ценностных ориентаций старшеклассников на профессиональное самоопределение

Курсовая

Психология и эзотерика

Задачи исследования: проанализировать теоретические подходы к проблеме формирования ценностных ориентации личности в психологической и педагогической литературе; выявить особенности ценностных ориентации старшеклассников и факторы влияющие на их формирование; сравнить ценностные ориентации старшеклассников с особенностями...

Русский

2015-10-07

172.5 KB

12 чел.

Федеральное агентство по образованию

Государственное общеобразовательное учреждение

высшего профессионального образования

Вятский государственный гуманитарный университет

Социально-гуманитарный факультет

Кафедра социальной работы

КУРСОВАЯ РАБОТА

«Влияние ценностных ориентаций старшеклассников на профессиональное самоопределение».

 Выполнил: студент II курса СГФ,

                    Организация работы с молодежью

                                  Юферев Д. Н.

                Научный руководитель:

  кандидат псих. наук, доц.

                            Ершова Н. Н.

г. Киров, 2009

ОГЛАВЛЕНИЕ

[1]
Введение

[2] ГЛАВА 1. Влияние ценностных ориентаций старшеклассников на профессиональное самоопределение.

[2.1] 1.1. Возрастные особенности старшеклассников

[2.2]  1.2. Профессиональное самоопределение и самосознание

[3] ГЛАВА 2. Экспериментальное исследование влияние ценностных ориентаций старшеклассников на профессиональное самоопределение

[3.1] 2.1. Методологический аппарат

[3.1.1] Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича

[3.2] 2.2. Анализ результатов

[4] Заключение

[5] Приложение

[5.0.0.1] Приложение 1

[5.0.0.2] Стимульный материал к методике «Ценностные ориентации»


Введение

Принято считать, что внутренняя мотивация индивида играет ведущую роль в процессе его психического развития.

В рамках профессионального развития, эта мотивация представлена, прежде всего, стремлением в общество на основе идентификации с социальными, в том числе профессионально специфическими, группами. Это стремление выражается в ориентациях, во-первых, на разные квалификационные уровни, связанные с различным объемом и качеством общего и профессионального образования и, во-вторых, на разные профессиональные занятия, имеющие особый предмет труда и специфический операциональной состав. При этом ориентация на образовательный и квалификационный уровень действует прежде всего на основе достиженческой мотивации, а в ориентации на специфические предметные занятия наиболее существенную роль играют профессиональные интересы, характеризующиеся таким феноменологическим признаком, как переживание состояния «заинтересованности», «зачарованности», «поглощенности», каким-либо процессом.

Не всегда эти две ориентации согласованы друг с другом, и очень часто индивид – в силу того, что выраженность и направленность его интересов во всей полноте остаются от него скрытыми, - в осуществлении своей карьеры делает тот или иной выбор не потому, что профессия может доставлять удовлетворение сама по себе, а потому, что представители данной профессии позитивно оцениваются (через деньги, почет, власть и пр.).

Это заставляет снова и снова обращаться к проблеме психодиагностики профессиональных интересов, профессиональных ценностей.

Проблема профессиональных ценностей, профессионального самоопределения в целом наиболее актуальна в старшем школьном возрасте.

Проблемой выбора профессии в старшем школьном возрасте в психологии занимались Е. И. Головаха, И. С. Кон, А. В. Мудрик, И. В. Дубровина, П. А. Шавир и др.

Целью исследования является изучить влияние ценностных ориентаций старшеклассников на профессиональное самоопределение.

Объект исследования: Старшеклассники (11 класс средней школы).

Предмет исследования: ценностные ориентации старшеклассников и их влияние на профессиональное самоопределение.

Гипотеза исследования: профессиональное самоопределение будет эффективным, если ценностные ориентации старшеклассников будут совпадать с их интересами.

Задачи исследования:

1)проанализировать теоретические подходы к проблеме формирования ценностных ориентации личности в психологической и педагогической литературе;

2)выявить особенности ценностных ориентации старшеклассников и факторы, влияющие на их формирование;

3)сравнить ценностные ориентации старшеклассников с особенностями их профессионального самоопределения.

ГЛАВА 1. Влияние ценностных ориентаций старшеклассников на профессиональное самоопределение.

1.1. Возрастные особенности старшеклассников

Рассматривая профессиональное самоопределение старшеклассников необходимо рассмотреть возрастные особенности подросткового и юношеского периодов, т. е. с 14 до 17 лет.

Подростковый возраст  –  трудный  период  психологического  взросления  и  полового  созревания  ребёнка.  В   самосознании   происходят   значительные изменения: появляется чувство взрослости – возникает страстное желание  быть или хотя бы казаться и  считаться  взрослым.  Отстаивая  свои  новые  права, подросток ограждает многие сферы своей жизни от контроля родителей  и  часто идёт  на  конфликты  с  ними.  В  этот  период  подростку  присуща   сильная потребность в  общении  со  сверстниками.  Возникают  сменяющие  друг  друга увлечения.

Личная  нестабильность  порождает  противоречивые  желания  и   поступки: подростки во всём  стремятся  походить  на  сверстников,  пытаясь  при  этом выделиться в группе; хотят заслужить уважение,  но  бравируют  недостатками; требуют верности, но часто меняют друзей.

Анна Фрейд писала: «Подростки исключительно эгоистичны, считают себя  центром Вселенной и единственным предметом, достойным интереса, и в то же время ни в один из последующих периодов своей жизни они  не способны на такую преданность и самопожертвование. С одной стороны,  они  с  энтузиазмом  включаются  в  жизнь сообщества, а с другой  стороны  –  они  охвачены  страстью  к одиночеству.   Они   колеблются   между   слепым   подчинением избранному ими лидеру  и  вызывающим  бунтом  против  любой  и всяческой власти. Они эгоистичны и материалистичны, и в то  же время преисполнены возвышенного идеализма. Они  аскетичны,  но             внезапно  погружаются  в  распущенность  самого   примитивного             характера. Иногда их поведение по  отношению  к  другим  людям              грубо и бесцеремонно, хотя  сами  они  неимоверно  ранимы.  Их             настроение колеблется между сияющим оптимизмом и самым мрачным             пессимизмом. Иногда  они  трудятся  с  энтузиазмом,  а  иногда             медлительны и апатичны».

Становление личности есть  процесс  социализации  человека, который состоит в  освоении  им  своей  родовой,  общественной сущности. Становление личности связано с  принятием  индивидом выработанных в обществе социальных функций и ролей, социальных норм  и  правил  поведения,  с  формированием  умений  строить отношения с другими людьми.

Среди  многих  личностных   особенностей,   присущих   подростку,   особо выделяются формирующиеся у него чувство взрослости и «Я-концепция». У  подростка   складываются   разнообразные   образы   «Я»,  первоначально изменчивые,  подверженные  внешним  влияниям.  К концу периода они интегрируются в  единое  целое,  образуя  на границе ранней юности  «Я-концепцию»,  которую  можно  считать центральным новообразованием всего периода.

Чувство взрослости – это отношение подростка к себе,  как  к  взрослому, ощущение  себя  в  какой-то  мере  взрослым  человеком.  Чувство  взрослости проявляется в желании, чтобы все – и взрослые, и сверстники –  относились  к нему не как к маленькому, а как к взрослому. Он претендует на равноправие  в отношениях  со  старшими  и  идёт  на  конфликты,  отстаивая  свою  взрослую позицию.

Чувство   взрослости    проявляется    в    стремлении    к самостоятельности, желания  оградить  какие-то  стороны  своей жизни   от   вмешательства   родителей.   Чувство   взрослости становится центральным новообразованием младшего подросткового возраста, а к концу периода, примерно в 15 лет, ребёнок делает ещё один ша в своём личностном развитии. После  поисков  себя, личной  нестабильности  у  него  формируется  «Я-концепция»  - система внутренне согласованных представлений о себе,  образов «Я».

В    подростковом    возрасте    продолжает     развивать теоретическое рефлексивное мышление. Приобретённые  в  младшем школьном возрасте  операции  становятся  формально-логическими операциями.   Подросток,   абстрагируясь    от    конкретного, наглядного материала, рассуждает в чисто словесном  плане.  На основе общих посылок он строит гипотезы и проверяет  их,  т.е. рассуждает гипотетико-дедуктивно [1].

Особенности теоретического рефлексивного мышления позволяют             подросткам анализировать абстрактные  идеи,  искать  ошибки  и             логические   противоречия   в   суждениях.   Подросток   умеет оперировать  гипотезами,  решая  интеллектуальные  задачи.  Он способен на  системный  поиск  решений.  Сталкиваясь  с  новой   задачей, он старается отыскать разные возможные подходы  к  её решению, проверяя логическую  эффективность  каждого  из  них.

Находит способы  применения  абстрактных  правил  для  решения целого  класса  задач.   Развиваются   такие   операции,   как классификация, аналогия, обобщение.

Без высокого уровня развития интеллекта был  бы  невозможен характерный  для  этого   возраста   интерес   к   абстрактным философским, религиозным,  политическим  и  прочим  проблемам.

Подростки рассуждают об идеалах,  о  будущем,  иногда  создают собственные  теории,  приобретают  новый,  более  глубокий   и обобщённый взгляд на  мир.  Становление  основ  мировоззрения,  начинающееся в этот период, тесно связано  с  интеллектуальным  развитием.

Благодаря    интенсивному    интеллектуальному     развитию появляется  склонность  к  самоанализу,  становится  возможным самовоспитание.

Подростки  приобретают  взрослую  логику  мышления.  В  этот  же   период происходит дальнейшая  интеллектуализация  таких  психических  функций,  как память и восприятие. Этот  процесс  зависит  от  усложняющегося  обучения  в средних классах. Для развития памяти важно то, что усложнение и значительное увеличение   объёма   изучаемого    материала    приводит    к  окончательному  отказу  от  дословного  заучивания  с  помощью повторений. В процессе понимания дети трансформируют текст  и, запоминая  его,  воспроизводят  основной  смысл  прочитанного. Активно осваиваются мнемонические приёмы;  если  же  они  были сформированы  в  начальной  школе,  теперь   автоматизируются,     становятся стилем деятельности [5].

С  общим  интеллектуальным  развитием   связано   развитие   воображения. Сближение воображения с теоретическим мышлением побуждает к творчеству: подростки  начинают  писать   стихи   и   пьесы,   серьёзно заниматься  разными  видами  конструирования,  изобразительным искусством и т.д.

Воображение  подростка  ещё  пока  менее  продуктивно,  чем   воображение взрослого человека, но  оно  богаче  фантазии  ребёнка.  Но  далеко  не  все подростки стремятся к достижению творческого результата, но все   они   используют   возможности   своего   творческого воображения,  получая  удовлетворение   от   самого   процесса фантазирования.

Потребности,   чувства,   переполняющие   подростка,   выплёскиваются   в  воображаемой  ситуации.  Невозможные  в   реальной   жизни   желания   легко  исполняются в мире фантазий: замкнутый   подросток,   которому   трудно   общаться    со  сверстниками,  становится  героем  и  ему  рукоплещет   толпа; невзрачная девочка превращается в первую красавицу на балу и в неё сразу  же  влюбляется  то  ли  принц,  то  ли  мальчик  из  соседнего класса.

Вообще  фантазирует  не  счастливый,  а   неудовлетворённый  человек, поскольку в подростковом возрасте много острых личных проблем, воображение в это время становится на  службу  бурной  эмоциональной жизни. В свой мир фантазий подросток  никого  не допускает,  он  может  поделиться  этой  интимной  информацией  только с близким другом.

14-16 лет переходной период между подростковым и юношеским  возрастом.  В этом возрасте решается вопрос о дальнейшей жизни: продолжить ли  обучение  в школе или пойти в училище, а может  быть  и  работать?  При  этом  подросток должен  разобраться  в  собственных  способностях   и   склонностях,   иметь представление  о  будущей  профессии  и  о  конкретных  способах  достижения профессионального мастерства в избранной области  деятельности.  Это  крайне сложная задача. Ещё более  она  усложняется  в  наше  время,  когда  рушатся выработанные предыдущими поколениями стереотипы, представления о  значимости образования и престижности той или иной профессии.

Далеко не все старшие подростки к  концу  IX  класса  могут  выбрать профессию и связанный с ней дальнейший путь  обучения. Многие из них тревожны, эмоционально напряжены и боятся любого  выбора. Поэтому они склонны продолжить обучение  в  школе.  На это решение  влияет  и  усиливающаяся  привязанность  к  своей  школе,  сложившиеся  дружеские  отношения  с  одноклассниками, привычные  отношения  с  учителями. Часть   девятиклассников, неудовлетворённых своей невысокой успеваемостью и положением в классе, напротив, стремится скорее окончить школу. Но им  тоже не вполне ясно, что их  ждёт  впереди,  и  это  неопределенное будущее вызывает у них опасения.

В это время усиливается значимость собственных ценностей.

В связи с развитием самосознания  усложняется  отношение  к себе, возрастает тревожность, связанная с самооценкой.  Подростки чаще воспринимают нейтральные ситуации, как содержащие  угрозу их представлениям о  себе  и  из-за  этого  переживают  страх, сильное волнение. Повышение  уровня  такого  рода  тревожности  вызвано, главным образом, предстоящими впереди  экзаменами,  и возможно, началом нового жизненного пути.

В  переходный  период   притупляется   острота   восприятия сверстников. Большой  интерес  вызывают  взрослые,  чей  опыт, знания  помогают  ориентироваться  в  вопросах,  связанных   с   будущей жизнью [2].

Для ранней юности характерна устремлённость в будущее. При благоприятных условиях развития юноша стремится в  будущее  не потому, что ему плохо в настоящем, а  потому,  что  впереди  будет ещё лучше.

Самооценка  в  ранней  юности  выше,  чем  в   подростковом  возрасте. Вообще юность – период стабилизации личности. В  это  время складывается устойчивых взглядов на мир и своё  место  в  нём  –  мировоззрение.  Центральным  новообразованием  периода  становится  самоопределение:  профессиональное  и  личностное.

Старшеклассник решает, кем быть и каким быть в  своей  будущей жизни.

Осознание перспективы и построение жизненных планов требуют уверенности в себе, в своих силах и возможностях. В  российских  школах  была  выявлена  интересная  динамика   развития самооценки: после 15 лет самоуважение возрастает,  не  только  компенсируя  «потери»  подросткового  периода,  но   и    превосходя уровень самоуважения  младших  школьников.  Типично    юношеские    особенности     характерны     для     самооценки десятиклассников  –  она   относительно   устойчива,   высока,   адекватна и сравнительно бесконфликтна. Подростки именно в это время  отличаются  оптимистичным  взглядом   на   себя,   свои   возможности и не слишком тревожны. Всё это, безусловно  связано  с   формированием     «Я-концепции»     и     необходимостью    самоопределения.

В выпускном классе ситуация становится более напряжённой. Часть    старшеклассников    сохраняет    «оптимистическую»    самооценку.  Она  не  слишком   высока,   в   ней   гармонично    соотносятся   желания,   притязания   и   оценка    собственных  возможностей.  У  других  самооценка  высока  и  глобальна   –  охватывает все стороны жизни; смешивается желаемое  и  реально  достижимое. Ещё одна группа детей отличается неуверенностью  в     себе,  переживанием  того   разрыва  между   притязаниями   и   возможностями, который  ими  ясно  осознаётся.  Их  самооценка низка, конфликтна. Повышается тревожность.

Несмотря на различия в уровнях самооценки и  тревожности  разнообразие вариантов личностного развития, происходит  общая  стабилизация  личности  в этот период.

Интенсивно развивается саморегуляция,  повышается  контроль над своим поведением, проявлением эмоций. Настроение  в  ранней юности становится более устойчивым и осознанным.

В это же время начинает развиваться и нравственная устойчивость личности. В своём поведении юноша всё больше  ориентируется  на  собственные  взгляды, убеждения, которые формируются  на  основе  приобретённых  знаний  и  своего жизненного опыта. Знания об окружающем мире и нормах  морали  объединяются  в  его сознании в единую картину.  Благодаря  этому  нравственная саморегуляция становится более полной и осмысленной.

Самоопределение,  стабилизация  личности  в  ранней  юности   связаны   с  выработкой мировоззрения. В подростковом возрасте ребёнок  открывает  для  себя  свой  внутренний мир. В это же время он достигает уровня  формально-логического  мышления. Интеллектуальное      развитие, сопровождающееся накоплением и систематизацией знаний о  мире, и интерес к личности, рефлексия, оказываются той  основой,  на  которой в ранней юности  строятся  мировоззренческие  взгляды. Картина  мира  при  этом  может  быть  материалистической  или идеалистической,   или   создаваться   на   базе   религиозных  представлений и т.д.

Сам  процесс  познания  окружающего  мира имеет свою специфику в разные  возрастные  периоды.  Подросток идёт к познанию действительности во многом  «от  себя»,  через   свои переживания. Юноша, наоборот, познавая окружающее, возвращается к себе и задаётся мировоззренческими вопросами: «Какой Я?»,  «А  что  я значу в этом мире?», «Какое место я занимаю в  нём?»,  «Каковы мои возможности?». Он ищет чётких, определенных  ответов  и  в  своих  взглядах  категоричен,  недостаточно   гибок.   Недаром   говорят о юношеском максимализме.

Однако мировоззренческие проблемы не решаются  один  раз  в  жизни,  раз  и  навсегда.  Последующие  кризисы,   осложнения,  повороты жизни приведут к пересмотру юношеских позиций.

Ещё  один  момент,  связанный  с  самоопределением,   изменение   учебной мотивации: юноши, ведущую деятельность которых обычно называют учебно-профессиональной,   начинают    рассматривать    учёбу,    как   необходимую   базу,   предпосылку   будущей   профессиональной деятельности. Их интересуют,  главным  образом,  те  предметы,  которые  им  будут  нужны  в  дальнейшем,  их  снова  начинает  волновать успеваемость.  Отсюда  и  недостаточное  внимание  к   «ненужным» учебным дисциплинам, часто гуманитарным, и отказ от  того  подчёркнуто  пренебрежительного  отношения  к  отметкам, которое  было  принято  среди  подростков.  Именно  в  старшем  школьном возрасте появляется сознательное отношение к учению.

Старшеклассник прощается с детством, со  старой,  привычной жизнью. Оказавшись на  пороге  истинной  взрослости,  он  весь  устремлён в будущее, которое притягивает и тревожит  его.  Без достаточной уверенности в себе, принятия  себя  он  не  сможет   сделать нужный шаг, определить свой дальнейший путь [3].

Исследования показывают, что для старшего школьного возраста важной задачей является выбор профессии или профессиональное самоопределение.

Таким образом, период юности является наиболее важным для формирования профессиональной направленности.

Для ранней юности характерна устремлённость в будущее. При благоприятных условиях развития юноша стремится в  будущее  не потому, что ему плохо в настоящем, а  потому,  что  впереди  будет ещё лучше.  Центральным  новообразованием  периода  становится  самоопределение:  профессиональное  и  личностное. Старшеклассник решает, кем быть и каким быть в  своей  будущей жизни.

 1.2. Профессиональное самоопределение и самосознание

Процесс профессионального самоопределения включает развитие самосознания, формирование системы ценностных ориентации, моделирование своего будущего, построение эталонов в виде идеального образа профессионала. Личностное самоопределение человека происходит на основе освоения общественно выработанных представлений об идеалах, нормах поведения и деятельности. В настоящее время социальная ориентация во многом определяет профессиональное самосознание человека, его профессиональное самоопределение и профессиональный выбор.

Специфические моменты самосознания, формирование Я-концепции, включающей образ «Я - профессионала», зависят от степени согласованности идеального и реального «образа – Я» и идеального и реального образа профессии. Соотношение «Я - реального» и «Я - идеального» определяет требование человека к себе.

Потребности в удовлетворении собственного «Я» (самоуважении, собственной значимости и компетентности) должна реализоваться в самоутверждении и самовыражении человека  в его стремлении проявить себя.

Не только познание, но и осуществление себя формирует самосознание человека, его «внутреннее - Я», его мотивацию.

Осуществление себя в профессии включает формирование образа профессии, особенно на этапе выбора сферы профессиональной деятельности.

Образ будущей профессии достаточно сложное образование, включающее эмоциональные и когнитивные компоненты. Соответствие эмоционально-оценочных компонентов существенным содержательным компонентам профессии делает выбор обоснованным и реальным. Для обоснованности профессионального выбора необходимо также, чтобы требования со стороны профессии соответствовали возможностям человека. В противном случае в самосознании человека накапливается отрицательный жизненный опыт, формируются своеобразные способы решения встающих перед ним задач — уход от проблем, их игнорирование и т.д.

Цели  профориентации  продиктованы  обществом,   его   задачами, потребностями. Ведущей целью  в  деятельности  учителя  является  подготовка школьников   к   сознательному   выбору   профессии.   На    основе    общей стратегической цели и главных  задач  профориентации  учитель  ставит  перед собой  задачу  и  более  близкие,  конкретные  цели:  вооружение  учащихся определёнными  знаниями,  формирование  умений  и  навыков,   раскрытие творческих возможностей и потребностей, воспитание  эстетического  сознания,  нравственности  и  т.д.  В  результате  это  определит  уровень  развития личностных качеств  школьников.  В  зависимости  от  степени   воспитанности учеников  их  цели  могут  быть  направлены  на  решение  близких   и  более отдалённых, как социально значимых,  так  и  личных  целей.  Деятельность, ограниченная постановкой и реализацией эгоистических   целей,  приобретает потребительский характер,  а  не  созидательный,  тем  самым  ограничивая развитие полноценной личности.

Своеобразными  оказываются  результаты   деятельности   педагогов   и воспитанников  в  процессе  профориентации.  Продукт  деятельности  педагога воплощается в психическом облике школьников –  в  их  знаниях,  умениях, навыках, чертах личности, мировоззрении, духовных потребностях.  Создание ценностей предметного и идеального характера, осознание собственного роста (интеллектуального, нравственного, эстетического, творческого и  т.д.), стремление  к  более  сложной  и  совершенной   деятельности   –   результат деятельности ребенка.

Продукт деятельности школьников  –  конкретный  выбор  профессии,  в котором реализуются их знания, умения,  познавательные  возможности.  Они должны осознавать вместе с учителем, что выполняемая трудовая подготовка  в школе   должна   быть   не   имитационной    вне   личностного   участия   и заинтересованности, не  формальной,  а  именно  общественно-  полезной, воспитывающей нравственно, физически и духовно здорового человека.

Необходимо помочь  школьнику  выбрать  именно  ту  профессию,  чтобы требования, которые  она  предъявляет  к  работающему,  совпадали  с  его личностными  качествами   и  возможностями.   Неоценимую   помощь   человеку ответить на важнейшие вопросы: кто я? чего я хочу? что я могу? -  окажет психодиагностика – одно из самых молодых направлений в психологии.

В современном обществе актуально и остро встает проблема конкретной психологической помощи людям в их профессиональном самоопределении. Задача психолога в этой ситуации состоит в том, чтобы дать человеку психологические средства разрешения его личностных проблем, связанных с профессиональным самоопределением. Психологи могут на основе диагностики этих психологических проблем помочь человеку в совершении профессионального выбора, или обеспечить предпосылки к совершению этого выбора в будущем.

Для решения психологических проблем в профессиональном самоопределении личности недостаточно дать рекомендации о том, какая профессия подходит, а какая не подходит индивиду. Психолог-консультант должен обеспечить условия, стимулирующие рост человека, в результате чего консультируемый сам мог бы взять на себя ответственность за тот или иной профессиональный выбор.

Психологическое консультирование, прежде всего, помогает человеку увидеть и осознать свои проблемы, стимулирует развитие личности, очерчивает зону возможных действий для разрешения проблем, высвечивает сильные и слабые стороны индивидуальности, намечает реальные шаги к успеху. Важнейшим моментом профессионального консультирования является поиск индивидуального воздействия, адекватного конкретной психологической проблеме каждого человека. Определение зоны ближайшего профессионального развития является психологическим основанием для выбора способов и методов. Прежде всего, необходимо определить, насколько запрос консультируемого (т.е. то, и чем он видит свою проблему) соответствует реальной проблеме профессионального самоопределения человека, а затем подвести его к этой реальности.

Можно выделить ряд типичных психологических проблем, связанных с профессиональным самоопределением личности. К ним, прежде всего, относятся:

1. Рассогласование идеального и реального образа выбираемой профессии.

2. Представления о своих личных ценностных ориентациях не соответствуют  своим представлениям о ценностях, обеспечивающих успех в профессиональной деятельности в новых экономических и социальных структурах.

3. Рассогласование реальной и идеальной мотивации профессионального  выбора.

4. Неадекватная самооценка.

Решение любых психологических проблем связано, прежде всего, с осознанием и принятием этих проблем, с развитием самосознания человека. Люди, стоящие на пороге профессионального выбора, обладают особым психологическим настроем к самопознанию. Для них характерны: стремление разобраться в себе, оценка своих возможностей в современном мире, в том числе и в профессиональном, стремление оценить, какие условия могут способствовать, а какие мешать вхождению в мир профессии. Наибольшей сенситивностью в развитии профессионального самосознания обладают люди старшего школьного и юношеского возраста, для которых проблема профессионального и личностного самоопределения является насущной и актуальной.

 В условиях профессионального консультирования, наряду с использованием классических методик, направленных на изучение личностных особенностей, интересов, склонностей и способностей, особое внимание следует уделить методикам, исследующим самосознание и самооценку человека. Знания наиболее значимых и актуальных параметров самосознания и самооценки позволяют в определенной мере определить способы психологического воздействия.

Коррекция идеального образа профессии и идеального образа «Я» связана с осознанием профессиональных ценностей и образованием новых ценностных ориентации. Коррекция реального «Я» связана с осознанием своих возможностей, с опытом новых переживаний и новых отношений человека с окружающим миром и с собой.

Сегодняшний деловой и профессиональный мир остро нуждается в профессионально мобильных людях, готовых грамотно принимать самостоятельные решения и нести ответственность за их проведение в жизнь, способных успешно и эффективно находить и реализовывать себя в изменяющихся социально – экономических условиях в связи с поиском, планированием, выбором и устройством своей профессиональной карьеры. Даже бывалого взрослого человека такие вопросы и требования могут поставить в тупиковое, казалось бы, безвыходное положение. Это тем более справедливо для подростков, заканчивающих школу, и только вступающих о самостоятельную трудовую жизнь молодых людей. Именно поэтому на педагогах, школьных психологах, наставниках подрастающего поколения и, прежде всего, на самих учащихся, входящих в жизнь молодых людях, лежит огромная ответственность.

Нередко у молодых людей, выпускников школ, бытует мнение, что приобщение к профессии выступает всего лишь как «передача—прием» профессиональных знаний, умений и навыков. Однако в действительности дело обстоит далеко не так просто. Профессиональное становление представляет собой достаточно сложный, длительный, весьма подвижный, многоплановый и подчас противоречивый процесс, в котором отчетливо выделяются четыре стадии (по Т. В. Кудрявцеву).

Первая стадия профессионального становления личности связана с зарождением и формированием профессиональных намерений под влиянием общего развития личности и первоначальной ориентировки в различных сферах трудовой деятельности, в мире труда и мире профессий.

Психологическим критерием успешности прохождения этой стадии является соответствующий потребностям рынка труда и потребностям самой личности выбор профессии или специальности.

Вторая стадия — это период профессионального обучения и воспитания, то есть целенаправленной подготовки по избранной профессиональной деятельности и овладения всеми тонкостями профессионального мастерства.

Психологическим критерием успешного прохождения этой стадии является профессиональное самоопределение личности, то есть формирование отношения к себе как к субъекту избранной деятельности и профессиональной направленности, в которой достаточно четко отражаются установки на развитие профессионально значимых качеств.

Третья стадия — активное вхождение в профессиональную среду, отражающее переход учащегося к новому типу деятельности — к профессиональному труду в разных его формах в условиях реального производства, выполнение служебных обязанностей и т. п.

Психологическим критерием успешного прохождения данной стадии служит активное овладение профессией в условиях реального трудового процесса и производственных отношении, нахождение себя в системе трудовых коллективов.

Четвертая стадия предполагает полную или частичную реализацию профессиональных устремлений и возможностей личности в самостоятельном труде.

Психологический критерий успешного прохождения этой стадии — степень овладения операциональной стороной профессиональной деятельности, уровень сформированности профессионально значимых качеств личности, отношения к труду, мера мастерства и творчества.

При этом выяснилось, что практически на всем протяжении процесса профессионального становления и развития переход от одной стадии к другой часто может сопровождаться возникновением у человека тех или иных трудностей и противоречий, а нередко и кризисных ситуаций. Существенным при этом является то, что смена одних стадий процесса профессионального становления другими не всегда бывает жестко привязана к определенному возрастному этапу, биографическому периоду. Она отражает психологический возраст профессионально-личностного становления, развития и зрелости человека. Например, один учащийся, будучи, скажем, только в пятом или седьмом классе, может под влиянием родителей или в результате взаимодействия с представителями увлекшей его профессии, чтения специальной литературы, самообучения или саморазвития оказаться на второй стадии процесса профессионального становления. Другой же, даже окончив профессиональное учебное заведение, может не удовлетворять психологическим критериям первой стадии.

Сходные проблемы и кризисы могут, как, оказалось, возникать и часто реально возникают не только при переходе от одной стадии процесса профессионального становления к другой, но и внутри отдельных стадий этого процесса. Как показывают наблюдения, анализ опыта организации профессиональной подготовки, в практике учебно-воспитательной работы профессиональных учебных заведений разных типов нередки случаи, когда уже к концу первого, а особенно часто на втором или третьем (в зависимости от типа учебного заведения) году обучения, у учащегося может измениться отношение к процессу овладения профессией. Это так называемый отрицательный синдром 2-го — 3-го года профподготовки. Они разочаровываются в своем профессиональном выборе, а иногда даже задумываются о смене учебного заведения и перемене специальности. При этом существенно то, что все это может иметь место при неплохих в целом показателях (учебных оценках) успешности обучения и выполнения заданий во время прохождения практики. Это означает, что дело здесь не в способностях. В психологическом плане в подобных случаях складывается своего рода парадоксальная ситуация: учащийся, объективно находясь в стенах профессионального учебного заведения, то есть на второй стадии процесса профессионального становления, субъективно, т.е. психологически, вновь оказывается на пороге лишь первой стадии этого процесса, а может быть даже лишь на подступах к ней. Говоря иначе, в процессе профессионального становления возможно и обратное, регрессивное движение. Возможность появления таких ситуаций обратного движения в процессе профессионального становления и развития личности требует к ним особенно пристального внимания со стороны педагогов, школьных психологов и самих учащихся. Знание индивидуальной динамики и хода процесса профессионального становления и развития каждого конкретного учащегося, осознание каждым из них своих собственных личностных особенностей является непременным психологическим условием своевременного оказания психологической помощи в преодолении возникающих здесь проблем и затруднений.

Среди этапов профессионального развития, этап выбора профессии имеет наибольшее значение.

Существует много психологических исследований, посвященных ситуации выбора профессии.

Чебышева В.В. и Галкина О.И. выделяют 2 возможные ситуации выбора профессии:

- выбор профессии как осуществление в плане решений достаточно сформированных способностей и интересов;

- выбор профессии как возможность проверить свои силы, накопить трудовой опыт, чтобы потом сделать более обоснованный профессиональный выбор.

Аналогичный подход реализован в исследованиях В. Джайде. Он выделяет следующие типы профессионального выбора:

- характеризуется повышенной зависимостью подростка от обстоятельств жизни, неопределенностью собственных желаний и их непостоянством, в целом – пассивностью.

- при достаточной решительности и самостоятельности имеются лишь мало дифференцированные склонности.

- подросток в состоянии сам сделать выбор профессии, который       соответствовал бы его достаточно выраженным склонностям и         способностям.

Похожие основания усматриваются в  подходе,  который  осуществляют  Ф. Седлак, Х Бройер. Б. Зовинец, которые дают следующие  характеристики  разным типам подростков, выбирающих профессию:

первый тип — безразличный, меркантильный;

второй — нерешительный, фантазирующий;

третий — послушный, безответственный;

четвертый —  целеустремленный, уверенный.

Ряд исследователей придерживаются распространенной точки зрения на выбор профессии как на выбор деятельности. В этом случае предметами исследования выступают, с одной стороны, характеристики человека как субъекта деятельности, а с другой – характер, содержание, виды деятельности и ее объект. Профессиональное самоопределение понимается здесь как процесс развития субъекта труда. Следовательно, выбор профессии сделан правильно, если психофизиологические данные личности будут соответствовать требованиям профессии, трудовой деятельности. Однако этот взгляд недооценивает активного начала личности выбирающего.

В контексте понимания выбора профессии как выбора деятельности распространена также точка зрения, что основной детерминантой правильного выбора является профессиональный интерес или профессиональная направленность. Несомненно, этот подход более продуктивен, так как утверждает активность самого субъекта выбора профессии.

Существует еще один взгляд на подход к выбору профессии как к одному из важнейших событий в целостном жизнеопределении человека. Выбор профессии связан с прошлым опытом личности, и процесс профессионального самоопределения простирается далеко в будущее, участвуя в формировании общего образа «Я» определяя, в конечном счете,  течение жизни. Этот подход требует учета широкого спектра факторов, влияющих на выбор профессии, кроме того, он позволяет сделать акцент на временном аспекте, на прошлом опыте личности и на ее представлениях о будущем. В качестве факторов выбора профессии должны быть учтены жизненные планы личности в других областях, например, в личной жизни.

Если процесс самоопределения составляет основное содержание развития личности в годы ранней юности, то  формирование профессиональной направленности образует основное содержание самоопределения. Соответственно очевидно, что первое необходимое условие формирования профессиональной направленности состоит в том возникновении избирательно-положительного отношения человека к профессии или к отдельной ее стороне. Речь идет о возникновении субъективного отношения, а не о тех объективных связях, которые могут иметь место между человеком и профессией (в том числе ее отражение в искусстве, литературе, содержании учебного материала и т. д.).

Таким образом, процесс профессионального самоопределения включает развитие самосознания, формирование системы ценностных ориентации, моделирование своего будущего, построение эталонов в виде идеального образа профессионала. Личностное самоопределение человека происходит на основе освоения общественно выработанных представлений об идеалах, нормах поведения и деятельности.

Цели  профориентации  продиктованы  обществом,   его   задачами, потребностями. Ведущей целью  в  деятельности  учителя  является  подготовка школьников   к   сознательному   выбору   профессии.   На    основе    общей стратегической цели и главных  задач  профориентации  учитель  ставит  перед собой  задачу  и  более  близкие,  конкретные  цели:  вооружение  учащихся определёнными  знаниями,  формирование  умений  и  навыков,   раскрытие творческих возможностей и потребностей, воспитание  эстетического  сознания,  нравственности  и  т.д.  В  результате  это  определит  уровень  развития личностных качеств  школьников.  В  зависимости  от  степени   воспитанности учеников  их  цели  могут  быть  направлены  на  решение  близких   и  более отдалённых, как социально значимых,  так  и  личных  целей.

1.3. Ценностные ориентации

Ценностные ориентации – это отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров.

Понятие ценностных ориентаций было введено в послевоенной социальной психологии как аналог философского понятия ценностей, однако четкое концептуальное разграничение между этими понятиями отсутствует. Но различия были либо по параметру «Общее - индивидуальное», либо по параметру «реально действующее - рефлекторно сознаваемое» в зависимости от того, признавалось ли наличие индивидуально-психологических форм существования ценностей, отличных от их присутствия в сознании [18].

Ценностные ориентации, являясь одним из центральных личностных новообразований, выражают сознательное отношение человека к социальной действительности и в этом своем качестве определяют широкую мотивацию его поведения и оказывают существенное влияние на все стороны его действительности. Особое значение приобретает связь ценностных ориентаций с направленностью личности. Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее взглядов на окружающий мир, к другим людям, к себе сомой, основу мировоззрения, ядро мотивации и «философию жизни». Ценностные ориентации – способ дифференциации объектов действительности по их значимости (положительной или отрицательной).

Направленность личности выражает одну из самых существенных ее характеристик, определяющую социальную и нравственную ценность личности. Содержание направленности – это, прежде всего доминирующие, социально обусловленные отношения личности к окружающей действительности. Именно через направленность личности ее ценностные ориентации находят свое реальное выражение в активной деятельности человека, то есть должны стать устойчивыми мотивами деятельности и превратиться в убеждения.

Ценностные ориентации формируются на основе высших социальных потребностей, и их реализация происходит в общесоциальных, социально-классовых условиях деятельности. Они являются составными элементами сознания, частью его структуры. В связи с этим они подчиняются принципу единства сознания и сознания и деятельности.

Ценности охватывают жизнь Человека и человечества в целом во всех его проявлениях и сторонах, а это значит, что они охватывают познавательную сферу человека, его поведение и эмоционально-чувственную сферу.

Ценностные ориентации формируются в определенных социально-психологических условиях, конкретных ситуациях, которые детерминируют поведение человека, задают ему определенный «горизонт видения», и являются важнейшей характеристикой его личности, поскольку определяют его отношения и особенности взаимодействия с окружающими людьми, детерминируют и регулируют поведение человека.

Осознавая собственные ценностные ориентации, человек имеет свое место в мире, размышляет над смыслом и целью жизнедеятельности.

В современной науке понятие «ценностных ориентаций» соотнесено, с другой стороны, с ценностными стандартами группы, класса, нации, социальной системы, с другой стороны с мотивационными ориентациями личности.

Общечеловеческие ценности, свобода, совесть, счастье характеризуют итоговые представления человека о достойной жизни. Персональная иерархия ценностей невоспроизводима и строго индивидуальна. Комбинация сочетания взаимоотношений и взаимосвязей ценностных выборов бесконечна. Прослеживание социального развития личности производится через динамику его конкретных и частных отношений к общечеловеческим ценностям, аккумулирующим в себе достижения культуры.

Условно когда мы говорим ценности, мы подразумеваем культурологические ценности, выработанные человечеством за историю его существования и вознесения на этап современной культуры. Понятно, что один человек в число своих ценностей включает еду, деньги, вещи и иных не признает, а другой считает еду, вещи, деньги условиями существования, а ценностями избирает любовь, труд, прекрасное, природу, познание.

Педагоги, как представители человеческой культуры, направляют старшеклассников на высшие ценности, ставя перед собой задачу, сформировать предпочтительное отношение к ним, хотя они и понимают, что рынок делает свое черное дело и втягивает подростков и поток лжеценностей.

Ценностное отношение – это устойчивая избирательная предпочтительная связь субъекта с объектом окружающего мира. Когда этот объект, выступая во всем своем социальном значении, приобретает для субъекта личный смысл, расценивается как нечто значимое для жизни общества и отдельного человека. Сам объект не всегда осознает личностную иерархию ценностей, меру значимости их для своей жизни. Столь же трудно это сделать и педагогам, старающихся прослеживать духовное становление подростков. Принято считать что экстремальная ситуация выявляет истинные предпочтения и ориентир. Но если учитывать, что в таких ситуациях часто нарушается психоравновесие человека, то они (экстремальные ситуации), пожалуй, не могут служить окончательной проверкой. Углублению понимания сущности ценностных отношений поможет сопоставление категорий «ценность» и «цена», разведем эти понятия я на разные полюсные точки; рассмотрим ценность в противоположность цене. Цена – это стоимость чего-либо, выраженная в денежных единицах. Поэтому она материальна, вполне определена и имеет предметную, доступную ощущениям (то, что можно потрогать, понюхать, увидеть и так далее) субстанцию. Ценность то, что значимо для жизни человека, тот предпочтительный объект, присутствие которого оказывает влияние на содержательный ход жизни. Ценности духовны, не имеют предметной субстанции, ощущениями ее не обнаружить. Пушкинское: «Не продается вдохновение, но можно рукопись продать» - предельно точно очерчивает границы цены и ценности. Для цены – сфера рынка, для ценности – душа. Ценность составляет содержание жизни человека: переживания, раздумья, действия, поступки. Взаимоотношения ценностные и лишены цены. Купить за определенную цену можно товар, но не человеческое чувство.

Понятие «ценность» широко используется в современных общественных науках (философии, психологии, социологии), где оно обычно трактуется как субъективное отражение в сознании индивида некоторых специфических свойств предметов и явлений окружающей действительности. Отнесение того или иного объекта окружающей действительности к ценности выражается в его способности удовлетворять потребности, интересы и цели человека.

Смысловые образования предельного обобщения превращаются в ценности, и человек сознает собственные ценности, только относясь к миру как целому. Поэтому когда говорят о человеке, то естественно приходят к понятию «ценность». Это понятие рассматривается в разных науках: аксиология, философии, социологии, биологии, психологии. В ценностях сконденсированы опыт и результата познания прошлых поколений людей, воплощающие устремленность культуры в будущие ценности рассматриваются как важнейшие элементы культуры, придающие ей единство и целостность.

Ценность внутренне освещает всю жизнь человека, наполняет ее простотой и гармонией, что ведет к подлинной свободе – свободе от колебаний и страхов, свободе творческих возможностей. Ценности не являются неизменными, раз и навсегда упорядоченными, их перестройка возможна.

Подытоживая разведенные понятия, мы можем утверждать: цена – мир не свободы, борьбы за выживание, мир призрачного счастья, постоянное беспокойство за его потерю; ценности – мир свободы, творчества, игры, человеческих сил, автономии и независимости от случая, мир постоянного духовного обогащения. Достаточно удивительно то, что столь разительные различия тесно переплетаются в практической жизни, но еще большего удивления заслуживает то, что люди часто выбирают мир цены, несмотря на все преимущества ценностей. От чего это происходит. Найдем общее у этих двух разительно отличных явлений.

Чтобы реализовать ценностные предпочтения человек нуждается в предмете, имеющем цену. Не смотря на то, что существует большое количество отличий между двумя этими понятиями, цена и ценность накрепко связаны средствами реализации и средствами укрепления ценностного отношения. Например, нельзя признать добрым того, кто ни разу ни с кем не разделил кусок хлеба.

Таким образом, развитие ценностных ориентаций тесно связано с развитием направленности личности. У каждого может существовать своя система ценностей, и в этой системе ценностей ценности выстраиваются в определенный иерархической взаимосвязи. Конечно, эти системы индивидуальны лишь постольку, поскольку индивидуальное сознание отражает сознание общественное. С этих позиций в процессе выявления ценностных ориентаций учащихся, как показателя определенного уровня развития их личности необходимо учитывать два основных параметра: степень сформированности иерархической структуры ценностных ориентаций и содержание ценностных ориентаций (их направленность), которое характеризуется конкретными ценностями, входящими в структуру. Первый параметр очень важен для оценки уровня личностной зрелости школьника. Дело в том, что интериоризация ценностей как осознанный процесс происходит лишь при условии наличия способности выделить из множества явлений те, которые представляют для него некоторую ценность, а затем превратить их в определенную структуру в зависимости от условий, близких и далеких целей всей своей жизни, возможности их реализации и тому подобное. Не трудно заметить, что такая способность может осуществиться лишь при высоком уровне личностного развития, включающего определенную степень сформированности высших психических функций сознания и социально-психологической зрелости. Второй параметр, характеризующий особенности функционирования ценностных ориентаций дает возможность квалифицировать содержательную сторону направленности личности находящейся на том или ином уровне развития. В зависимости от того, какие конкретные ценности входят в структуру ценностных ориентаций личности, каковы сочетание этих ценностей и степень большего или меньшего предпочтения их относительно других и тому подобное, можно определить, на какие цели жизни направлена деятельность человека. Анализ содержательной стороны иерархической структуры ценностных ориентаций может также показать, в какой степени, выявленные ценностные ориентации учащихся соответствуют общественному эталону, насколько они адекватны цели воспитания [19].

Жизненные ценности в настоящее время складываются  в основном стихийно, под влиянием самых различных факторов. Роль ценностного влияния на их формирование минимальна. Существуют разные точки зрения на соответствие целей воспитания жизненным ориентациям (установкам). Например, есть мнение, что желательным является соответствия целей воспитания реально функционирующей в обществе системе ценностей. Воспитание человека в их духе и есть правильное решение проблемы. Возможно, такая ситуация и устроила бы, если бы формирующиеся стихийно жизненные ценности благотворно влияли на гармоничное развитие подростков, и на общественный прогресс в целом. Но, к сожалению, такой картины пока не наблюдается.

Таким образом, ценностные ориентации, усваиваемые в процессе развития, зависят от того, в какую деятельности включена личность. В старшешкольном возрасте в процессе общения с окружающими, человек постоянно попадает в ситуации, требующие от него принятия того или иного решения. Принятие решения означает выбор из возможных вариантов. Возникает необходимость рассмотреть и оценить возможные альтернативы – главным образом в сфере определения своих ценностных ориентаций, своих жизненных позиций. Однако ценности еще не устоялись и испытываются практикой собственного поведения и поступков окружающих.

ГЛАВА 2. Экспериментальное исследование влияние ценностных ориентаций старшеклассников на профессиональное самоопределение

Целью исследования является изучить влияние ценностных ориентаций старшеклассников на профессиональное самоопределение.

Гипотеза исследования: профессиональное самоопределение будет эфективным, если ценностные ориентации старшеклассников будут совпадать с их интересами.

Предмет исследования: ценностные ориентации старшеклассников и их влияние на профессиональное самоопределение.

Объект исследования: 11 класс средней школы. Общий объем выборки составил 19 человек.

2.1. Методологический аппарат

Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича

Тест личности, направленный на изучение ценностно-мотивационной сферы человека. Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции и "философии жизни".

Разработанная М. Рокичем методика, основана на прямом ранжировании списка ценностей. М. Рокич различает два класса ценностей:

  1.  Терминальные - убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться. Стимульный материал представлен набором из 18 ценностей.
  2.  Инструментальные - убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации. Стимульный материал также представлен набором из 18 ценностей.

Это деление соответствует традиционному делению на ценности - цели и ценности-средства.

При анализе полученного списка ценностей  обращают внимание на их группировку испытуемым в содержательные блоки по разным основаниям. Так, например, можно выделить "конкретные" и "абстрактные" ценности, ценности профессиональной самореализации личной жизни и т.д. Инструментальные ценности могут группироваться в этические ценности, ценности общения, ценности дела; индивидуалистические и конформистские ценности, альтруистические ценности; ценности самоутверждения и ценности принятия других и т.д. Психолог должен попытаться уловить индивидуальную закономерность. Если не удается выявить ни одной закономерности, можно предположить несформированность у респондента системы ценностей или неискренность ответов в ходе обследования.

Достоинством методики является универсальность, удобство и экономичность в проведении обследования и обработке результатов, гибкость - возможность варьировать как стимульный материал (списки ценностей), так и инструкции. Существенным ее недостатком является влияние социальной желательности, возможность неискренности.

Респонденту предъявляются два списка ценностей (по 18 в каждом), либо на листах бумаги в алфавитном порядке, либо на карточках. В списках испытуемый присваивает каждой ценности ранговый номер, а карточки раскладывает по порядку значимости. Последняя форма подачи материала дает более надежные результаты. Вначале предъявляется набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей.

Инструкция, предлагаемая испытуемым:

"Сейчас Вам будет предъявлен набор из 18 карточек с обозначением ценностей. Ваша задача - разложить их по порядку значимости для Вас как принципов, которыми Вы руководствуетесь в Вашей жизни.

Внимательно изучите ценности и, выбрав ту, которая для Вас наиболее значима, поставьте ее на первое место. Затем выберите вторую по значимости ценность и поместите ее вслед за первой. Затем проделайте то же со всеми оставшимися карточками. Наименее важная останется последней и займет 18 место.

Работайте не спеша, вдумчиво. Если в процессе работы Вы измените свое мнение, то можете исправить свои ответы, поменяв ранг ценностей. Конечный результат должен отражать Вашу истинную позицию".

Стимульный материал к методике «Ценностные ориентации» представлен в Приложении 1.

Также для исследования профессиональных предпочтений испытуемых, нами используется «Анкета профессиональных интересов», которая представлена в Приложении 2.

2.2. Анализ результатов

Рассмотрим результаты, полученные при исследовании ценностных ориентаций старшеклассников.

Шесть испытуемых из 19 на первое место ставят такую терминальную ценность как «здоровье», пять испытуемых на второе место ставят «любовь». На первое место из инструментальных ценностей 6 испытуемых выбирают «независимость». А на второе место 5 испытуемых из 19 ставят «честность».

Как показывают результаты по терминальным ценностям, здесь преобладают ценности профессиональной самореализации – продуктивная жизнь, материальная обеспеченность, интересная работа, а также ценности личной  жизни – здоровье, любовь, друзья. Фактически жизненными целями старшеклассников являются индивидуалистические цели-ценности.

Из результатов значимых инструментальных ценностей видно, что основными выступают такие, как воспитанность, смелость, образованность, жизнерадостность, ответственность, исполнительность. То есть, все то, что необходимо для профессиональной деятельности.

В анкете были также представлены вопросы на выявление интересов старшеклассников.

Больше всего интересуют старшеклассников гуманитарные и точные науки, чем искусство и общественно научная область знаний.

Установлено, что 17 человек определились с выбором дальнейшей деятельности, и двое еще не определились. В качестве выбираемых профессий испытуемые заявляли: экономист (3 человека), юрист, журналист, штукатур (2), архитектор (2), психолог, прораб, парикмахер, туристический агент.

Больше всего старшеклассников в выбираемой профессии привлекают процесс труда, высокая зарплата, самостоятельность, контакты с людьми, творческая деятельность, полезность результатов, перспективность.

Заключение

Возраст старшеклассника наиболее благоприятен для формирования ценностных ориентации. Согласно психолого - педагогичесческим исследованиям, этот период развития личности характеризуется становлением мировоззрения, самосознания «работа которого проявляется в стремлении юноши подойти к себе с позиций декларируемых и фактически господствующих в обществе ценностей» [11]. Открытие собственного целостного и неповторимого "Я", потребность определить свою позицию и свое место в обществе, исходя из внутренних мотивов и возможностей, интенсивность формирования «Я — концепции» - все это процессы, работающие на новообразование в виде психологической готовности к самоопределению старшеклассника.

На   современном   этапе   определены    основные   требования   к общеобразовательной  школе.   Это   развитие   индивидуальных   способностей учащихся,  расширение  дифференцированного  обучения  в  соответствии  с  их запросами и склонностями, развитие сети специализированных школ  и  классов с  углубленным  изучением  различных  предметов,  обеспечение   соответствия уровня среднего образования требованиям научно-технического прогресса.

Реализация современных требований, предъявляемых к общеобразовательной школе, значительно активизировала разработку научных  и практических  проблем  профориентации.

Из результатов исследования получается, что для того, чтобы реализовать свои индивидуалистические цели-ценности старшеклассники используют такие средства-ценности как профессиональная самореализация. Следовательно, для старшеклассников профессиональная самореализация выступает не как цель, а как средство для достижения более значимых целей.

Нами было также выявлено, что только 2 из 19 испытуемых еще не определились в выборе профессии. Возможно, они находятся в поиске себя, как будущего профессионала.

В целом поставленная нами гипотеза подтвердилась частично, т.к. у части испытуемых интересы влияют на их профессиональное самоопределение, а у некоторых испытуемых ценностные ориентации, так же влияют на профессиональное самоопределение.

Библиографический список

1. (14) Абраменко В. И. Особенности развития характера школьников подросткового возраста: Автореф. докт. дис. – Л., 1974.

2. (18) Алексеев В.Г. Ценностные ориентации личности и проблема их формирования. М., 1979.

3.  (17)  Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л., 1968.

4.  (8)  Андреевская В. В. Возрастные особенности учебной деятельности старшеклассников на уроках иностранного языка // ИЯШ. – 1987. – №6.

5.  (9)  Ачкасова Н. Г. Совершенствование устной речи учащихся старших классов средней школы. – Л., 1997.

6.  (10)  Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968.

7.   (4)  Выготский Л. С. Педология подростка. - Москва, 1984 г.

8.   (2) Дубровина   И. В.   Формирование   личности   в   переходный   период   от подросткового к юношескому возрасту. – М., 1987 г.

9.    (11)  Кон И. С. Социология личности. – М., 1976.

10.  (12)  Кон И. С. Психология старшеклассника. – М., 1980.

11. (16) Крутецкий В. А., Лукин Н. С. очерки психологии старшего школьника. М., 1963.

12.   (3)  Кулагина И. Ю. Возрастная психология. – М., 1998 г.

13.   (1)  Немов Р. С. Психология развития. – М., 1998 г.

14. (5) Петровский  А. В.  Проблема  развития  личности   с   позиций   социальной психологии. – М., 1984 г.

15.  (7)  Психология личности. / Под ред. В. М. Николаенко. - Новосибирск, 1998 г. Рыбалко Е. Ф. Возрастная и дифференциальная психология: Учеб. пособие. – Л., 1990.

16.  (13) Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - М., 1946.

17. (15) Рыбалко Е. Ф. Становление личности // Социальная психология личности  / Научн. ред. А. А. Бодалев. Л., 1974.

18.  (6)  Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы. - М., 1993 г.

19. (19) Шафранский К.Д., Суханова Т.Г. К вопросу о ценностных ориентациях личности // Личность и деятельность. Л., 1982

Приложение

Приложение 1

Стимульный материал к методике «Ценностные ориентации»

Список А (терминальные ценности):

  1.  активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни);
  2.  жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом);
  3.  здоровье (физическое и психическое);
  4.  интересная работа;
  5.  красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве);
  6.  любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком);
  7.  материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений);
  8.  наличие хороших и верных друзей;
  9.  общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе);
  10.  познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие);
  11.  продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей);
  12.  развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование);
  13.  развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей);
  14.  свобода (самостоятельность, независимость в суждениях поступках);
  15.  счастливая семейная жизнь;
  16.  счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом);
  17.  творчество (возможность творческой деятельности);
  18.  уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений).

Список Б (инструментальные ценности):

  1.  аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах;
  2.  воспитанность (хорошие манеры);
  3.  высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания);
  4.  жизнерадостность (чувство юмора);
  5.  исполнительность (дисциплинированность);
  6.  независимость (способность действовать самостоятельно, решительно);
  7.  непримиримость к недостаткам в себе и других;
  8.  образованность (широта знаний, высокая общая культура);
  9.  ответственность (чувство долга, умение держать свое слово);
  10.  рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения);
  11.  самоконтроль (сдержанность, самодисциплина);
  12.  смелость в отстаиваниях своего мнения, взглядов;
  13.  твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями);
  14.  терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения);
  15.  широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки);
  16.  честность (правдивость, искренность);
  17.  эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе);
  18.  чуткость (заботливость).

Приложение 2

Анкета профессиональных интересов.

  1.  Какая область деятельности или знаний Вас больше всего интересует:
  •  естественнонаучная (химия, биология, медицина, геология, сельское хозяйство);
  •  точные науки (математика, физика);
  •  общественно-научная (история, философия, экономика, право);
  •  гуманитарная (литература, журналистика, лингвистика);
  •  искусство (музыкальное, театральное).
    1.  Какую профессию Вы решили выбрать?
    2.  Наметили ли Вы пути ее получения?
    3.  Что привлекает Вас в избранной профессии:
  •  условия труда,
  •  сам процесс труда,
  •  высокая материальная обеспеченность,
  •  подвижная работа и возможность получения новых впечатлений,
  •  спокойная работа,
  •  высокая степень ответственности,
  •  самостоятельное принятие решений,
  •  возникновение сложных ситуаций,
  •  контакты с людьми,
  •  возможность творить,
  •  частые командировки,
  •  создавать что-то своими руками,
  •  романтичность,
  •  работа на свежем воздухе,
  •  независимость,
  •  перспективность
  •  ___________________.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

35316. Основи трудового права України. Підстави розірвання трудового договору 83 KB
  Трудовий договір укладається у письмовій або усній формах прийняття на роботу оформлюється наказом (розпорядженням) роботодавця.
35317. Основи цивільного та сімейного права України. Особисті немайнові права та обов’язки подружжя 96.5 KB
  Сімейне право - це галузь права, що врегульовує сімейно-шлюбні та прирівняні до них відносини. Сімейні відносини регулюються Сімейним кодексом (СКУ) та іншими нормативно-правовими актами.
35318. Основи аудиту, конспект лекцій 718.5 KB
  Аудиторська діяльність - підприємницька діяльність, яка включає в себе організаційне і методичне забезпечення аудиту, практичне виконання аудиторських перевірок (аудит) та надання інших аудиторських послуг.
35319. Тема. Знаходження розв’язку системи лінійних рівнянь методом Зейделя Мета. 46.5 KB
  Знаходження розв’язку системи лінійних рівнянь методом Зейделя Мета. Навчитися вирішувати систему лінійних рівнянь методом Зейделя с заданою точністю; скласти програму. Методом Зейделя вирішити систему лінійних рівнянь з точністю до 0001. У чому суть методу Зейделя Які формули метода Зейделя У якому випадку ітерації по методу Зейделя зходяться Як оцінити похибку наближень коренів системи лінійних рівнянь по методу Зейделя У чому відмінність розрахунків наближеного рішення системи лінійних рівнянь по методу ітерацій і по методу...
35320. Тема: Керування папками файлами та ярликами. 263.5 KB
  Відкрити вікно диска D: і створити в ній папку NEW літери латинські 2.Перейменувати папку NEW у папку НОВА літери кирилиці.З папки диска D: скопіювати в папку НОВА будь який файл або папку 4. З папки диска D: перемістити в папку НОВА будь який файл або папку 5.
35321. Тема: Робота з контролюючими і діагностичними програмами. 466 KB
  Призначення: оволодіння засобами виконання основних операцій з дисками дозволить раціонально використовувати диски у повсякденній роботі а в деяких випадках врятувати дані на пошкодженому диску чи просто зробити його знову придатним для роботи.Індивідуальне завдання Виконати перевірку жорсткого диска С: Пуск – Программы – Стандартные – Служебные – Проверка диска . Виконайте стандартну перевірку диска С одержте звіт про виконання. Виконайте повну перевірку диска А одержте звіт про виконання.
35322. Информационные технологии в корпоративных сетях 3.32 MB
  Сменим, для удобства, их имена на IP адреса и сеть к которой они будут принадлежать. В данном случае это сеть VLAN10. Затем поместим на стенд один switches – generic. Его имя мы менять не будем — незачем, и так ясно, что он первый.
35324. MS Excel. Структура таблиці. Типи даних. Консолідація да 325.5 KB
  Структура таблиці. Мета:Уміти налаштовувати параметри робочого аркуша вводити текстові числові дані і формули в таблицю редагувати дані форматувати дані і таблиці копіювати формули і таблиці. Яка сума буде на його рахунку через 10 років Відобразити щорічні зміни на рахунку у вигляді таблиці рис. Форматування таблиці.