9663

Лицензирование. Государственная регистрация субъектов предпринимательства

Реферат

Политология и государственное регулирование

Лицензирование. Эффективным средством воздействия государственных органов и органов местного самоуправления на предпринимательство является государственная регистрация субъектов предпринимательства и лицензирование отдельных видов деятельности. Отеч...

Русский

2013-03-14

49.5 KB

6 чел.

Лицензирование.

Эффективным средством воздействия государственных органов и органов местного самоуправления на предпринимательство является государственная регистрация субъектов предпринимательства и лицензирование отдельных видов деятельности. Отечественный законодатель, как следует из ст. 2 Гражданского кодекса РФ исходит из того, что все лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, должны быть зарегистрированы в таком качестве органами юстиции. Государственная регистрация преследует следующие цели: проверка законности создания организаций; проведение налогообложения; осуществления государственного контроля за хозяйственной деятельностью и получение информации о хозяйствующих субъектах. На основании актов проводимой регистрации формируется государственный реестр предприятий, представляющий собой списки, содержащие основные сведения о действующих, вновь созданных, реорганизованных предприятий всех организационно-правовых форм на территории Российской Федерации.

Лицензирование коммерческой деятельности – это выдача государством юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю разрешения (лицензии) на осуществление определенного вида деятельности при соблюдении условий ведения такой деятельности, установленных соответствующим законом. Лицензирование включает в себя ряд мероприятий связанных с предоставлением лицензий, их аннулированием, оформлением пакета документов на подтверждение лицензии, контролем со стороны лицензирующих органов. Виды деятельности, подлежащие лицензированию, перечислены в ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и других отраслевых законах.

Лицензия – специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, которое выдается лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

Лицензируемый вид деятельности – вид деятельности, на осуществление которого на территории РФ требуется получение лицензии.

Лицензионные требования и условия – совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых обязательно.

Лицензирующие органы – федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие лицензирование в соответствии с настоящим Федеральным законом (МВД России, ФМС России, МЧС России, ФСБ России, Роспотребнадзор, Роспром, Минфин России).

Лицензиат – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие лицензию на осуществление конкретного вида деятельности.

Реестр лицензий – совокупность данных о предоставлении лицензий, переоформлении документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлении и возобновлении действия лицензий, а также об аннулировании лицензий.

Президент РФ подписал новый Федеральный закон от 8 августа 2001 года № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (с последними изменениями от 06.12.2007 № 334-ФЗ), согласно которому, лицензируемые виды деятельности были сокращены примерно в 5 раз. Закон провозгласил основные принципы осуществления лицензирования:

  1.  обеспечение единства экономического пространства на территории РФ;
  2.  установление единого перечня лицензируемых видов деятельности;
  3.  установление единого порядка лицензирования на территории РФ;
  4.  установление лицензионных требований и условий положениями о лицензировании конкретных видов деятельности;
  5.  гласность и открытость лицензирования;
  6.  соблюдение законности при осуществлении лицензирования.

Под лицензией понимается разрешение на осуществление соответствующего вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу. На каждый лицензируемый вид деятельности должна быть получена отдельная лицензия. Деятельность, на осуществление которой лицензия выдана федеральными органами власти, может осуществляться на всей территории Российской Федерации. Соответственно, деятельность, на осуществление которой лицензия выдана лицензирующим органом субъекта РФ, может осуществляться только на территории данного субъекта РФ. Срок действия лицензии не может быть менее чем три года, хотя по заявлению потенциального лицензиата она может быть выдана и на меньший срок. Если за время действия лицензии не было зафиксировано нарушения лицензионных условий и требований и, если иное не предусмотрено порядком о лицензировании конкретного вида деятельности, то лицензия может быть продлена по желанию ее обладателя.

Применительно к лицензированию одним из наиболее важных является вопрос об основаниях признания того или иного вида деятельности подлежащим лицензированию. В Законе о лицензировании критерием, в частности, являются возможность нанесения ущерба правам, законным интересам, нравственности и здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства, а также если регулирование соответствующей деятельности не может осуществляться иными методами, кроме лицензирования. Представляется, что такие признаки не являются достаточными, так как, если по отношению к первому из них возможна дальнейшая конкретизация посредством указания на конкретные виды деятельности, то второй выглядит недоказуемым в принципе. Отсюда, не совсем обоснованным выглядит лицензирование отдельных видов деятельности, например, реставрационной и издательской. Проще было бы предоставить возможность оценивать качество полиграфии и реставрационных работ потребителям и заказчикам соответственно. Поэтому, в качестве основного критерия для признания того или иного вида деятельности лицензируемым, следует рассматривать наличие в отношении него государственного (публичного) интереса. Причины такого интереса могут быть следующими: деятельность вовлекает неограниченный круг участников (банковская деятельность, инвестиционная, производственная); такая деятельность является высокодоходной и подлежит повышенному налогообложению (производство и продажа алкогольной продукции, индустрия развлечений); деятельность представляет повышенную опасность, в том числе и для лиц, не участвующих в ее осуществлении (взрывные работы и т.д.).

В системе лицензирования можно выделить два вида лицензионных объектов: собственно хозяйственная деятельность которая носит длящийся характер и прямо не ограничена количественными критериями (перевозка, строительство); отдельные хозяйственные операции, имеющие количественные признаки и являющиеся однократными (перевод капитала из РФ, экспорт и импорт сырья, лов рыбы и т.д.). Соответственно, по-разному следует формулировать цели правового регулирования, порядок осуществления контроля за той или иной деятельностью. Так, применительно к первой группе основной целью является стратегическое обеспечение публичных интересов, то в отношении второй группы цели имеют скорее тактический характер и могут меняться в зависимости от конъюнктуры рынка и потребностей государства.

Лицензирование хозяйственной деятельности предполагает последующий контроль за соблюдением лицензионных условий. Надзор осуществляется государственными контрольными органами и лицензирующими органами в пределах их компетенции. При выявлении нарушений лицензионных требований и условий, лицензирующие органы вправе приостановить действие лицензии, а в особых случаях (при грубом нарушении лицензиатом лицензионных требований) - аннулировать ее.

Существуют проблемы и в плане ответственности за правонарушения в сфере лицензирования хозяйственной деятельности. Законодателю необходимо больше внимания уделить формированию общих правил об ответственности в данной области. Формирование соответствующих институтов требует разрешения ряда вопросов. Во-первых, следует уяснить соотношение лицензирования и государственной регистрации предпринимателей и юридических лиц. Принято считать обоснованным мнение о том, что лицензирование должно приравниваться к государственной регистрации по последствиям ее несоблюдения. Особо следует отметить, что осуществление деятельности без соответствующей лицензии предполагает применение к юридическому лицу различных санкций. Так, в соответствии с п. 2 ст. 61 ГК юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии). Сделки, совершенные юридическим лицом, не имеющим лицензии на занятие соответствующей деятельностью, могут быть признаны судом недействительными (3). Не исключается также применение мер административной и уголовной ответственности за осуществление деятельности без лицензии или с нарушением условий лицензирования (4).

Несомненно, деятельность, осуществляемая без лицензии, должна быть прекращена, а все доходы от нее - взысканы в доход государства. Но при этом не совсем оправданно ставить вопрос о прекращении деятельности хозяйствующего субъекта в целом, поскольку он может осуществлять и иные виды деятельности. Что касается наступления мер гражданско-правовой ответственности, то достаточно очевидно, что все сделки должны быть признаны недействительными с последующим возмещением ущерба в случае добросовестного поведения контрагента.

Существует и проблема ответственности предпринимателя и контролирующего органа в процессе осуществления лицензионного предпринимательства. Она заключается в том, что по некоторым видам деятельности федеральными и территориальными нормативными актами установлены разные меры воздействия на правонарушителя в сфере предпринимательской деятельности - от штрафов до уголовного наказания. Кроме того, законодательство не предусматривает ответственность должностных лиц органов государственного контроля и не регламентирует возможности их вмешательства в предпринимательскую деятельность.

Таким образом, лицензирование - это правовой регулятор предпринимательских отношений, имеющий целью обеспечение нормального соотношения частных интересов предпринимателей и юридических лиц с публичными интересами государства и общества в целом. Возникающие при лицензировании отношения между коммерческой организацией и лицензирующим государственным органом являются административными правоотношениями, которые складываются в порядке государственного регулирования экономики.

 Предприятие ЖКХ в Лоухском районе работало без лицензии.

Прокуратура Лахденпохского района Карелии провела проверку исполнения лицензионного и жилищного законодательства.

В ходе надзорных мероприятий было установлено, что 4 предприятия ЖКХ без соответствующей лицензии осуществляют предпринимательскую деятельность по вывозу твердых бытовых отходов 1-4 класса опасности, что является грубым нарушением Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" и прав человека на охрану здоровья.

В отношении указанных предприятий прокурором района были возбуждены дела об административных правонарушения.

Лицензирование в Карелии.

Северо-Западный Федеральный Лицензионный Центр, Отделение По РК

Варламова ул., 21, г. Петрозаводск, Республика Карелия, 185005

Администрация Кемского Муниципального Района, Отдел потребительского рынка и лицензирования

Пролетарский пр., 30, г. Кемь, Республика Карелия, 186610

PAGE  5


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

25174. Критика соціальних теорій Гегеля і Маркса за працею К.Поппера “Відкрите суспільство та його вороги” 22.5 KB
  Найголовніший пункт критики – ідея історичної закономірності розвитку людської спільноти. Поппер відкидає поняття закону історії і каже що історичні факти можна пояснити після того як вони відбулися але шукати в них закономірності немає сенсу. Закономірності вивчає соціологія історія ж аналізує окремі події. Він вважав хибною дихотомію природничонаукового та соціального знання через те що й там і там діє принцип фальсифікації заперечував існування обєктивних законів історії стверджував відсутність жорсткого детермінізму в природі і...
25175. К.Леві-Стросс – один з найвизначніших представників структуралізму 29.5 KB
  Подібні спроби вчинялися до нього Проппом при аналізі казки але саме ЛевіСтросс вкорінив інваріантні форми структуру не у емпіричній реальності а у самій людині в несвідомих структурах розуму. – нова дисципліна яка виникає як результат об’єднання ЛевіСтросом соціальної антропології і етнологічної дисципліни. Недоліки вчення ЛевіСтросса: поглинання свободи індивіда об’єктивними закономірностями переоцінка ролі позасвідомого недооцінка ролі історії.
25176. Взаємовплив науки і філософії 27.5 KB
  Співвідношення філософії і науки можна показати на прикладі міркувань Патнема. тобто тут висловлюється думка сама про взаємовплив науки і філософії. Філософія створює для науки ціннісно нормативну сферу і в свою чергу беручи за цінності результати отримані наукою.
25177. «ПОВСТАННЯ МАС» як проблема історії ХХ ст.. (Х. Ортега-і-Гассет) 24.5 KB
  Маса за ОртегоюіГасеттом це середня людина без обличчя загальний тип. Маса – це кожен хто сприймає себе як усіх інших тобто маса поглинає особистість тому залишається посередність. Маса завжди має жагу до відновлення переходить до насилля це є одичавінням процес розпаду у розумінні ортегаіГассета тому маса переходить до прямих форм дії губить духовні форми. Маса ненавидить тих хто до неї не входить.
25178. Філософія позитивізму та неопозитивізму 29.5 KB
  Філософія позитивізму та неопозитивізму 1. Класичний позитивізм Конт Спенсер Міль 1й позитивізм Наука не пояснює а описує явища. позитивізм переживає кризу викликану прогресом природничонаукового знання. Адже прогрес науки заперечував і знецінював ті синтетичні€ узагальнення що розглядалися позитивізмом як вічні і незаперечні істини.
25179. «Ідеологія і утопія» (К. Манхейм) 26 KB
  Манхейм Системна спроба дослідження ідеології була зроблена К. Марксу надмірно широке розуміння ідеології. Подруге німецький соціолог виокремив таку важливу характеристику ідеології як систематизованість саме тому ідеологія претендувала на науковість. За цими ознаками виокремлюють два основні різновиди – відкриті і тоталітарні ідеології.
25180. Предмет історико-філософської думки 88 KB
  Пригадайте ще років 1520 тому історії філософії відводили місце на крайній периферії у табелі про ранги філософських дисциплін. Головними вважали дослідження з діамату істмату філософських проблем природознавства етики та естетики а історія філософії розташовувалася десь за ними. Приблизно такий самий статус зберігався і в системі викладання: справа зводилася до короткого історикофілософського вступу якому присвячували двітри лекції і на тому історію філософії забували. Є підстави констатувати докорінну зміну статусу історії...
25181. Києво-Могилянська Академія та її роль у формуванні української філософії 25.5 KB
  КиєвоМогилянська Академія та її роль у формуванні української філософії Заснована Петром Могилою у 1632 р. В академії вперше для східних слов'ян почалося систематичне викладання філософії. Викладання філософії передбачало: діалектику логіку фізику математику та метафізику. Про це свідчить хоча б те що кожен професор філософії повинен був виробити собі свій оригінальний курс.
25182. Cимволізм культури. Сутність символу 28 KB
  Зміст поняття символу розкривається через суміжні до нього поняття знаку і образу. Усвідомлення сутності символу неможливе без співвіднесення його з образом. Образ не є уявленням він скоріше предмет уявлення. Будьякий смисл є образом і будьякий образ є хоча б певною мірою символом.