9663

Лицензирование. Государственная регистрация субъектов предпринимательства

Реферат

Политология и государственное регулирование

Лицензирование. Эффективным средством воздействия государственных органов и органов местного самоуправления на предпринимательство является государственная регистрация субъектов предпринимательства и лицензирование отдельных видов деятельности. Отеч...

Русский

2013-03-14

49.5 KB

7 чел.

Лицензирование.

Эффективным средством воздействия государственных органов и органов местного самоуправления на предпринимательство является государственная регистрация субъектов предпринимательства и лицензирование отдельных видов деятельности. Отечественный законодатель, как следует из ст. 2 Гражданского кодекса РФ исходит из того, что все лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, должны быть зарегистрированы в таком качестве органами юстиции. Государственная регистрация преследует следующие цели: проверка законности создания организаций; проведение налогообложения; осуществления государственного контроля за хозяйственной деятельностью и получение информации о хозяйствующих субъектах. На основании актов проводимой регистрации формируется государственный реестр предприятий, представляющий собой списки, содержащие основные сведения о действующих, вновь созданных, реорганизованных предприятий всех организационно-правовых форм на территории Российской Федерации.

Лицензирование коммерческой деятельности – это выдача государством юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю разрешения (лицензии) на осуществление определенного вида деятельности при соблюдении условий ведения такой деятельности, установленных соответствующим законом. Лицензирование включает в себя ряд мероприятий связанных с предоставлением лицензий, их аннулированием, оформлением пакета документов на подтверждение лицензии, контролем со стороны лицензирующих органов. Виды деятельности, подлежащие лицензированию, перечислены в ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и других отраслевых законах.

Лицензия – специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, которое выдается лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

Лицензируемый вид деятельности – вид деятельности, на осуществление которого на территории РФ требуется получение лицензии.

Лицензионные требования и условия – совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых обязательно.

Лицензирующие органы – федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие лицензирование в соответствии с настоящим Федеральным законом (МВД России, ФМС России, МЧС России, ФСБ России, Роспотребнадзор, Роспром, Минфин России).

Лицензиат – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие лицензию на осуществление конкретного вида деятельности.

Реестр лицензий – совокупность данных о предоставлении лицензий, переоформлении документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлении и возобновлении действия лицензий, а также об аннулировании лицензий.

Президент РФ подписал новый Федеральный закон от 8 августа 2001 года № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (с последними изменениями от 06.12.2007 № 334-ФЗ), согласно которому, лицензируемые виды деятельности были сокращены примерно в 5 раз. Закон провозгласил основные принципы осуществления лицензирования:

  1.  обеспечение единства экономического пространства на территории РФ;
  2.  установление единого перечня лицензируемых видов деятельности;
  3.  установление единого порядка лицензирования на территории РФ;
  4.  установление лицензионных требований и условий положениями о лицензировании конкретных видов деятельности;
  5.  гласность и открытость лицензирования;
  6.  соблюдение законности при осуществлении лицензирования.

Под лицензией понимается разрешение на осуществление соответствующего вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу. На каждый лицензируемый вид деятельности должна быть получена отдельная лицензия. Деятельность, на осуществление которой лицензия выдана федеральными органами власти, может осуществляться на всей территории Российской Федерации. Соответственно, деятельность, на осуществление которой лицензия выдана лицензирующим органом субъекта РФ, может осуществляться только на территории данного субъекта РФ. Срок действия лицензии не может быть менее чем три года, хотя по заявлению потенциального лицензиата она может быть выдана и на меньший срок. Если за время действия лицензии не было зафиксировано нарушения лицензионных условий и требований и, если иное не предусмотрено порядком о лицензировании конкретного вида деятельности, то лицензия может быть продлена по желанию ее обладателя.

Применительно к лицензированию одним из наиболее важных является вопрос об основаниях признания того или иного вида деятельности подлежащим лицензированию. В Законе о лицензировании критерием, в частности, являются возможность нанесения ущерба правам, законным интересам, нравственности и здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства, а также если регулирование соответствующей деятельности не может осуществляться иными методами, кроме лицензирования. Представляется, что такие признаки не являются достаточными, так как, если по отношению к первому из них возможна дальнейшая конкретизация посредством указания на конкретные виды деятельности, то второй выглядит недоказуемым в принципе. Отсюда, не совсем обоснованным выглядит лицензирование отдельных видов деятельности, например, реставрационной и издательской. Проще было бы предоставить возможность оценивать качество полиграфии и реставрационных работ потребителям и заказчикам соответственно. Поэтому, в качестве основного критерия для признания того или иного вида деятельности лицензируемым, следует рассматривать наличие в отношении него государственного (публичного) интереса. Причины такого интереса могут быть следующими: деятельность вовлекает неограниченный круг участников (банковская деятельность, инвестиционная, производственная); такая деятельность является высокодоходной и подлежит повышенному налогообложению (производство и продажа алкогольной продукции, индустрия развлечений); деятельность представляет повышенную опасность, в том числе и для лиц, не участвующих в ее осуществлении (взрывные работы и т.д.).

В системе лицензирования можно выделить два вида лицензионных объектов: собственно хозяйственная деятельность которая носит длящийся характер и прямо не ограничена количественными критериями (перевозка, строительство); отдельные хозяйственные операции, имеющие количественные признаки и являющиеся однократными (перевод капитала из РФ, экспорт и импорт сырья, лов рыбы и т.д.). Соответственно, по-разному следует формулировать цели правового регулирования, порядок осуществления контроля за той или иной деятельностью. Так, применительно к первой группе основной целью является стратегическое обеспечение публичных интересов, то в отношении второй группы цели имеют скорее тактический характер и могут меняться в зависимости от конъюнктуры рынка и потребностей государства.

Лицензирование хозяйственной деятельности предполагает последующий контроль за соблюдением лицензионных условий. Надзор осуществляется государственными контрольными органами и лицензирующими органами в пределах их компетенции. При выявлении нарушений лицензионных требований и условий, лицензирующие органы вправе приостановить действие лицензии, а в особых случаях (при грубом нарушении лицензиатом лицензионных требований) - аннулировать ее.

Существуют проблемы и в плане ответственности за правонарушения в сфере лицензирования хозяйственной деятельности. Законодателю необходимо больше внимания уделить формированию общих правил об ответственности в данной области. Формирование соответствующих институтов требует разрешения ряда вопросов. Во-первых, следует уяснить соотношение лицензирования и государственной регистрации предпринимателей и юридических лиц. Принято считать обоснованным мнение о том, что лицензирование должно приравниваться к государственной регистрации по последствиям ее несоблюдения. Особо следует отметить, что осуществление деятельности без соответствующей лицензии предполагает применение к юридическому лицу различных санкций. Так, в соответствии с п. 2 ст. 61 ГК юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии). Сделки, совершенные юридическим лицом, не имеющим лицензии на занятие соответствующей деятельностью, могут быть признаны судом недействительными (3). Не исключается также применение мер административной и уголовной ответственности за осуществление деятельности без лицензии или с нарушением условий лицензирования (4).

Несомненно, деятельность, осуществляемая без лицензии, должна быть прекращена, а все доходы от нее - взысканы в доход государства. Но при этом не совсем оправданно ставить вопрос о прекращении деятельности хозяйствующего субъекта в целом, поскольку он может осуществлять и иные виды деятельности. Что касается наступления мер гражданско-правовой ответственности, то достаточно очевидно, что все сделки должны быть признаны недействительными с последующим возмещением ущерба в случае добросовестного поведения контрагента.

Существует и проблема ответственности предпринимателя и контролирующего органа в процессе осуществления лицензионного предпринимательства. Она заключается в том, что по некоторым видам деятельности федеральными и территориальными нормативными актами установлены разные меры воздействия на правонарушителя в сфере предпринимательской деятельности - от штрафов до уголовного наказания. Кроме того, законодательство не предусматривает ответственность должностных лиц органов государственного контроля и не регламентирует возможности их вмешательства в предпринимательскую деятельность.

Таким образом, лицензирование - это правовой регулятор предпринимательских отношений, имеющий целью обеспечение нормального соотношения частных интересов предпринимателей и юридических лиц с публичными интересами государства и общества в целом. Возникающие при лицензировании отношения между коммерческой организацией и лицензирующим государственным органом являются административными правоотношениями, которые складываются в порядке государственного регулирования экономики.

 Предприятие ЖКХ в Лоухском районе работало без лицензии.

Прокуратура Лахденпохского района Карелии провела проверку исполнения лицензионного и жилищного законодательства.

В ходе надзорных мероприятий было установлено, что 4 предприятия ЖКХ без соответствующей лицензии осуществляют предпринимательскую деятельность по вывозу твердых бытовых отходов 1-4 класса опасности, что является грубым нарушением Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" и прав человека на охрану здоровья.

В отношении указанных предприятий прокурором района были возбуждены дела об административных правонарушения.

Лицензирование в Карелии.

Северо-Западный Федеральный Лицензионный Центр, Отделение По РК

Варламова ул., 21, г. Петрозаводск, Республика Карелия, 185005

Администрация Кемского Муниципального Района, Отдел потребительского рынка и лицензирования

Пролетарский пр., 30, г. Кемь, Республика Карелия, 186610

PAGE  5


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

56385. Ароматические углеводороды 49.5 KB
  Учитель садится за рабочий стол открывает классный журнал и отмечает присутствующих на уроке называя фамилии учеников по алфавиту 1 ученик пропустил занятие по причине болезни. 57 минута Учитель просит сдать учеников тетради с домашним заданием по предыдущей теме.
56386. Новелла «Тонио Крегер» Т. Манна 16.8 KB
  Новелла «Тонио Крегер» (1903) —выдающееся произведение раннего Т. Манна. В ней полнее всего отражается комплекс раздумий молодого писателя о судьбах цивилизации и искусства, о будущем человеческой культуры
56387. Критический реализм 15.43 KB
  Новый тип реализма складывается в 19 веке. Это критический реализм. Он существенно отличается и от ренессансного, и от просветительского. Расцвет его на Западе связан с именами Стендаля...
56388. Творчество Э. и Ж. Гонкуров 17.38 KB
  В 1834 братья потеряли отца, в 1848 — мать, оставившую скромное состояние, которое позволило им целиком посвятить свою жизнь творчеству. Сначала они решили испытать силы в качестве художников или драматургов, но все их попытки реализовать себя в живописи или на сцене окончились неудачно.
56390. «Ругон-Маккары» Э. Золя 20.45 KB
  Главным этапом в творчестве писателя стала серия «Ругон-Маккары». Грандиозный замысел романа-хроники о семье Ругон-Маккаров сразу же поставил Э. С 1868 по 1893 годы, за четверть века, Золя создал 20 томов естественной и социальной истории семьи во Второй империи
56391. Темперамент. Визначення типу темпераменту 163 KB
  Мета уроку: познайомити учнів з типами вищої нервової дiяльностi навчити встановлювати причинно-наслiдковi звязки між властивостями нервових процесів та типами темпераменту; продовжувати формувати уявлення...