9664

Сертификация продукции и услуг

Доклад

Менеджмент, консалтинг и предпринимательство

Сертификация продукции и услуг. Сертификация - это деятельность специальных органов исполнительной власти, прошедших государственную регистрацию в качестве системы сертификации в порядке, установленном Госстандартом России. Сертификация устанавливае...

Русский

2013-03-14

52 KB

16 чел.

Сертификация продукции и услуг.

Сертификация - это деятельность специальных органов исполнительной власти, прошедших государственную регистрацию в качестве системы сертификации в порядке, установленном Госстандартом России.

Сертификация устанавливается в случаях, предусмотренных законом. Обязательной сертификации подлежит продукция, связанная с жизнью, здоровьем, окружающей средой, технической информацией. Перечень товаров, работ и услуг, подлежащих сертификации, утверждается органами исполнительной власти в пределах их компетенции.

Как правило, в субъектах РФ этим занимаются специальные испытательные лаборатории, центры, институты.

Органы сертификации по заявке продавца, исполнителя выдают сертификаты и лицензии на применение знака соответствия действующему законодательству, приостанавливают либо отменяют действие выданных ими сертификатов.

На насыщенном рынке центральной фигурой становится потребитель, который уже не довольствуется, как ранее, заявлениями изготовителей и продавцов о соответствии качества товаров требованиям стандартов. Потребителю необходимо гарантированное независимой стороной подтверждение соответствия товара определенному уровню качества. Такое подтверждение может быть дано в виде особого документа - сертификата.

Сертификат соответствия - документ, выданный по правилам системы сертификации для подтверждения соответствия сертифицированной продукции установленным требованиям.

Сертификация соответствия - это действие третьей стороны, доказывающее, что обеспечивается необходимая уверенность в том, что должным образом идентифицированная продукция, процесс или услуга соответствует конкретному стандарту или другому нормативному документу.

В Законе РФ “О сертификации продукции и услуг” и в Российской системе сертификации ГОСТ Р дано более упрощенное определение термина: “Сертификация продукции - это деятельность по подтверждению соответствия продукции установленным требованиям”.

Таким образом, сертификация - это прогрессивное направление развития стандартизации, важнейший механизм управления качеством продукции.

Цели и задачи сертификации

Основные цели Российской Системы сертификации ГОСТ Р определены в Законе РФ “О сертификации продукции и услуг”. Сертификация направлена на достижение следующих целей:

  1.  создание условий для деятельности предприятий, учреждений, организаций и предпринимателей на едином товарном рынке Российской Федерации, а также для участия в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве и международной торговле;
  2.  содействие потребителям в компонентном выборе продукции;
  3.  содействие экспорту и повышение конкурентоспособности продукции;
  4.  защита потребителя от недобросовестности изготовителя (продавца, исполнителя);
  5.  контроль безопасности для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;
  6.  подтверждение показателей качества продукции, заявленных изготовителями.

Задачи, которые необходимо решить для достижения этих целей:

  1.  создание систем сертификации однородной продукции путем установления правил сертификации продукции с учетом ее производства, поставки, требований международных систем и соответствующих соглашений;
  2.  определение номенклатуры обязательных показателей: безопасности для потребителя и окружающей среды, совместимости и взаимозаменяемости, введение их в стандарты и другие виды нормативных документов;
  3.  поэтапное внедрение обязательной сертификации;
  4.  аккредитация действующих испытательных лабораторий, а также создание и аккредитация новых;
  5.  подготовка и аккредитация экспертов;
  6.  разработка требований к стандартам и другим нормативным документам, применяемым для сертификации продукции, процессов и услуг;
  7.  модернизация стандартизированных методов испытаний, в том числе экспресс-методов, отвечающих требованиям международных стандартов;
  8.  установление порядка проведения обязательной и добровольной сертификации;
  9.  международное и региональное сотрудничество в области сертификации, заключение двусторонних соглашений о взаимном признании результатов сертификации.

Принципы сертификации

Система сертификации ГОСТ Р функционирует на основании определенных принципов:

  1.  соответствие с действующими международными нормами и правилами, взаимодействие с международными, региональными и национальными системами сертификации других стран;
  2.  компетентность и независимость органов по сертификации, обеспечивающие объективность и достоверность подтверждения соответствия продукции установленным в нормативных документах требованиям;
  3.  добровольность заявителя при выборе органа по сертификации, если функционирует несколько органов по сертификации одной и той же продукции;
  4.  открытость Системы ГОСТ Р для участия в ней предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, признающих и выполняющих ее правила;
  5.  делегирование полномочий органам по сертификации и испытательным лабораториям на основе их аккредитации по установленным в Системе правилам;
  6.  информирование изготовителей, потребителей, общественных организаций, органов по сертификации, испытательных лабораторий, других заинтересованных субъектов о правилах, результатах аккредитации и сертификации, участниках сертификации, при этом предусматривается сохранение конфиденциальности информации, составляющей коммерческую тайну.

Субъекты, или участники, сертификации

В качестве участников могут выступать изготовители продукции, исполнители услуг, заказчики-продавцы, а также третья сторона, независимая от первой или второй сторон.

Продавец как получатель продукции (товара) может выступить как вторая сторона, а при реализации товара потребителю - как первая сторона. Первая и вторая стороны участвуют в деятельности по сертификации как заявители. Заявитель - предприятие, организация, обратившаяся с заявкой на проведение аккредитации или сертификации.

Изготовители (продавцы, исполнители) продукции в соответствии с Правилами проведения сертификации ГОСТ Р:

  1.  направляют заявку на проведение сертификации, в соответствии с правилами системы представляют продукцию, нормативную, техническую и другую документацию, необходимую для проведения сертификации;
  2.  обеспечивают соответствие реализуемой продукции требованиям нормативных документов, по которым проведена сертификация, а также маркирование ее знаком соответствия;
  3.  приостанавливают или прекращают реализацию продукции, подлежащей обязательной сертификации, если она не отвечает требованиям соответствующих нормативных документов, по истечении срока действия сертификата, в случае приостановки его действия или отмены решением органа по сертификации;
  4.  применяют сертификат и знак соответствия, руководствуясь законодательными актами РФ и правилами системы;
  5.  извещают орган по сертификации об изменениях, внесенных в техническую документацию и в технический процесс сертифицированной продукции, если эти изменения влияют на характеристики, проверяемые при сертификации.

Третья сторона - это лицо или орган, признаваемые независимыми от сторон, участвующих в рассматриваемом вопросе.

В качестве третьей стороны могут выступать органы по сертификации: национальный (Госстандарт), центральные и территориальные; испытательные лаборатории, эксперты-аудиторы, а также юридические лица, взявшие на себя функцию органа по добровольной сертификации.

Орган по сертификации - орган, проводящий сертификацию соответствия. Если орган по сертификации выполняет и функции испытательной лаборатории, то можно использовать термин “сертифицированный центр”.

Центральный орган по сертификации - орган, возглавляющий систему сертификации однородной продукции.

Испытательная лаборатория (испытательный центр) - лаборатория (центр), которая проводит испытания (отдельные виды испытаний) определенной продукции.

Различия между органами по сертификации и испытательными лабораториями заключается в их функциях, определяющих конечные результаты сертификации.

Важнейшей функцией органов по сертификации является проведение сертификационных испытаний и/или выдача сертификата, причем сертификат может быть выдан на основании протокола испытаний испытательной лаборатории. Кроме того, орган по сертификации осуществляет инспекционный контроль за сертифицированной продукцией, приостанавливает или отменяет действия выданных им сертификатов.

Испытательная лаборатория, аккредитованная в Российской Системе сертификации, производит сертификационные испытания конкретной продукции по показателям, определяемым соответствующими “Правилами сертификации однородной продукции” и выдает протокол испытаний.

Протокол испытаний - это документ, содержащий результаты испытаний и другую информацию, относящуюся к испытаниям. Этот протокол служит основанием для выдачи сертификата соответствия органом по сертификации. Испытательные лаборатории не имеют права выдавать сертификаты.

Система сертификации Российской Федерации предусматривает следующее распределение ответственности между участниками сертификации:

  1.  изготовитель (исполнитель, продавец) несет ответственность за соответствие реализуемой продукции требованиям нормативных документов, которые контролируются при сертификации, и за маркирование знаком соответствия в установленном порядке;
  2.  испытательная лаборатория (центр) - за соответствие проведенных ею сертификационных испытаний требованиям нормативных документов, а также достоверность и объективность их результатов;
  3.  орган по сертификации - за обоснованность и правильность выдачи сертификата соответствия.

Знак соответствия

Знак соответствия при обязательной сертификации, применяемый в системе сертификации ГОСТ Р, установлен в ГОСТ 50460 — 92 «Знак соответствия при обязательной сертификации».

Форма и размеры знака соответствия государственным стандартам:

1 - графическое изображение знака соответствия при обязательной сертификации по ГОСТ Р 50460-92;

2- овал (эллипс);

3 - центр овала (эллипса);

4- расстояние между центром эллипса и его вершиной по большой оси (базовый размер, не менее 4 мм).

Шведские экологи требуют отозвать лесной сертификат у ООО "Сведвуд Карелия"

Лесопромышленная компания "Сведвуд Карелия" оказалась в центре международного скандала, вызванного вырубкой первозданной тайги на севере Карелии.

Шведское отделение влиятельной экологической организации Friends Of The Earth ("Друзья Земли") потребовало от Лесного Попечительского совета (FSC) незамедлительно приостановить действие сертификата на лесоуправление, выданного карельской "дочке" концерна Swedwood, который входит в группу IKEA. По мнению экологов, уничтожение старовозрастных лесов в Карелии, имеющих высокую природную ценность, противоречит как российским, так и международным стандартам лесной сертификации FSC.

Представители шведского отделения "Друзей Земли" обследовали в сентябре нынешнего года арендуемые ООО "Сведвуд Карелия" участки лесфонда в Калевальском районе и окрестностях города Костомукши и выявили сплошные рубки вековых таежных лесов. На местах рубок экологами были также обнаружены местообитания редких видов, занесенных в Красную книгу России и подлежащих сохранению. Кроме того, "Друзья Земли" выразили обеспокоенность использованием "Сведвуд Карелия" плантационных методов лесовосстановления, которые могут привести к вытеснению естественных лесов монокультурами и создают угрозу биоразнообразию.

 

Напомним, ранее с требованием отозвать лесной сертификат у ООО "Сведвуд Карелия" выступила другая шведская природоохранная организация - Protect The Forest ("Защити лес").  Как заявило руководство Protect The Forest, концерн Swedwood и его владелец IKEA вводят в заблуждение потребителей своей продукции, утверждая, что их лесной бизнес является экологически, социально и экономически устойчивым. Шведские экологи также выразили надежду, что развитие лесной промышленности в России и Карелии пойдет по пути более эффективного использования вторичных лесов, а не уничтожения сохранившихся участков первозданной тайги.

PAGE  3


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

82451. Сепир и Уорф «Об отражении в языке национально-культурных особенностей его носителей» 24.24 KB
  Бенджамин ли Уорф 18971941 – ученик Эдуарда Сэпира.ли Уорф стремился обосновать свою гипотезу о влиянии языка не только на восприятие мира людей но и на их поведение. ли Уорф изучал языки американских индейцев.
82452. Практическая значимость знания и владения межкультурной коммуникации 32.55 KB
  Но в некоторых странах не принято пожимать руку женщинам а потому подождите пока женщина сама протянет вам руку. Во Франции и странах Средиземноморья распространены поцелуи в щеку в Латинской Америке объятия. Во многих странах религия оказывает влияние на деловую жизнь в том числе на распорядок дня и рабочие месяцы и дни. В других странах они могут иметь совсем иное не всегда приличное значение.
82453. Теория лингвистической относительности 30.4 KB
  Гипотеза Сепира Уорфа гипотеза лингвистической относительности концепция разработанная в 30х годах 20в.Уорф Мы расчленяем природу в направлении подсказанном нашим родным языком таким образом мы сталкиваемся с новым принципом относительности который гласит что сходные физические явления позволяют создать сходную картину вселенной только при сходстве или по крайней мере при соотносительности языковых...
82455. Определение и содержание языковой картины мира 32.11 KB
  ЯКМ – видение восприятие окружающего мира через посредство лексической и грамматической системы родного языка. ЯКМ – своеобразная сетка которую наш родной язык набрасывает на наше восприятие мира его оценку. Уорф стремился обосновать свою гипотезу о влиянии языка не только на восприятие мира людей но и на их поведение: Пустой бак в котором ранее был бензин.
82456. Внутренняя форма фразеологизма 31.02 KB
  Фразеологизмы – устойчивые сочетания. Фразеологизмы характеризуются двумя свойствами: Воспроизводимость в неизменном виде Также фразеологизмы делятся на несколько категорий. Есть фразеологизмы которые содержат один и тот же образ сравнения имеют одну и ту же внутреннюю форму.
82457. Концептуальная и языковая картины мира 30.79 KB
  Различают языковую картину мира и концептуальную картину мира. Концептуальная картина мира у всех народов одна и та же поскольку человеческое мышление основано на одних и тех же законах. Отражение мира в сознании представления человека о мире информация о среде и человеке это концептуальная картина мира.
82458. Механизм рынка совершенной конкуренции. Равновесие фирмы в долгосрочном периоде 36.6 KB
  Совершенная конкуренция – когда на рынке: мнво покупателей и продавцов высокая мобильность факторов производства отсутствие барьеров на пути вступления на рынок или выхода из него доходность продаваемой продукции 5равный доступ всех участников рыночных отношений к инфи Совершенно конкурентные фирмы не имеют контроля над ценами т. объем их производства по сравнению с размерами рынка ничтожно мал будет ли она производить продукции больше или меньше – цены не изменятся. В одной и той же отрасли действуют разные фирмы с разным...