96666

Парламент: понятие мировой и российский опыт

Курсовая

Политология и государственное регулирование

Теоретико-методические аспекты изучения законодательной власти и парламента. Понятие, формирование и развитие института парламента в западных странах. Основы и специфика деятельности современного института парламента. Из истории Российского парламента. Федеральное собрание Российской Федерации: основа, сущность, деятельность.

Русский

2015-10-08

251.5 KB

5 чел.

Минобрнауки России

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ

БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Вятский государственный гуманитарный университет»

Факультет экономики и управления

Кафедра государственного и муниципального управления

и менеджмента

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по дисциплине «______________________»

название дисциплины

на тему «Парламент: понятие мировой и российский опыт»

Выполнил ______________

(ф.и.о. студента)

                                                                             группа _______

                                                                             специальность___________

    Руководитель:

(ф.и.о. преподавателя)

Киров

2014

Всего 45 страниц максимум. Не менее 35 страниц.

Содержание

Введение

  1.  Теоретико-методические аспекты изучения законодательной власти и парламента
    1.  Понятие, формирование и развитие института парламента в западных странах

2. Основы и специфика деятельности современного института парламента  

3. Из истории Российского парламента  

  1.  Федеральное собрание Российской Федерации: основа, сущность, деятельность
    1.  Правовая основа и структура Парламента Российской Федерации
    2.  Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации
    3.  Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации

Заключение

Библиографический список

6 разделов по 5 минимум учебников


Введение

В рамках рассмотрения «Основы государственного управления» дисциплина позволяет получить адекватное представление об особенностях функционирования государственного аппарата и методах осуществляемой им политики.

Государственное управление – деятельность органов государственной власти и их должностных лиц по практическому воплощению выработанного на основе соответствующих процедур политического курса.

В соответствии с Конституцией РФ государственная власть в России осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.

Законодательную власть на высшем, федеральном , уровне представляет Федеральное собрание Российской Федерации (парламент).

Парламенты – как органы осуществляющие одновременно и функции представительства общества и одновременно законотворческие функции – созданы в подавляющем большинстве государств современного мира независимо от формы правления и политического режима: не только в конституционных, но и абсолютных монархиях; не только при демографических, но и чрезвычайных, военных и революционных режимах.

Актуальность выбранной темы курсовой работы обусловлена тем, что парламентаризм – это единственное средство, которое обеспечивает эволюционное развитие общества, приводя общественное устройство в соответствие с меняющимися условиями жизни, а парламент – наиболее демократический институт власти. Для многих людей выборы в парламент – единственное средство воздействия на власть, а значит, и на собственные жизненные перспективы. 

Проблема курсовой работы – как функционирует механизм парламентаризма в России и за рубежом.

Цель работы -

Законодательные органы олицетворяют демократические начала государства, выступают гарантами демократии. Этим обусловлен набор их властных полномочий, роль и значимость в системе органов государственной власти. Законодательные органы влияют на развитие Российской Федерации как демократического федеративного правового государства, создают условия для идеологического многообразия и многопартийности, определяют компетенции других государственных органов, способствуют развитию политической и правовой активности граждан. Они участвуют в обеспечении территориальной целостности Российской Федерации, определении правового статуса ее субъектов.


1. Теоретико-методические аспекты изучения законодательной власти и парламента

  1.  Понятие, формирование и развитие института парламента в западных странах

Одним из наиболее значимых институтов представительства интересов выступает парламент. Парламент как институт политической власти впервые появился в Англии в XIII в. Первоначально он имел сословно-представительный характер. Аналогичные органы власти возникали во многих европейских странах (например, Генеральные штаты — во Франции или кортесы — в Испании). С периода Нового времени во многих европейских странах постепенно начинается превращение сословно-представительных органов власти в институт представительной демократии. (Тургаев, Хренова, политология 2005)

Термин «парламент» происходит от фр. «парле» – говорить. Парламент – это общенациональное представительное учреждение общества, носитель верховной законодательной власти.(Сизько)

Сегодня, в большинстве стран мира понятие «парламент» понимается и принимается. То есть, оно стало универсальным понятием, как и другие термины, характеризующие институты государства: «глава государства», «правительство», «глава правительства», «судебная власть» и др. В современных государствах название, а главное статус этого института, может быть различным. Компетенция и функции парламента определяются писаной и неписаной конституцией, конституционными традициями, конституционными соглашениями или конституционными практиками.

Наряду с понятием «парламент» в современной политической науке используется термин «парламентаризм». Парламент и парламентаризм являются взаимосвязанными, но не равнозначными понятиями. Парламентаризм не существует без выборной верховной представительной власти. Основой парламентаризма является сильный и полновластный парламент.

Под парламентаризмом следует понимать такую взаимосвязь между государственными институтами и народом, при которой парламент играет существенную политическую роль и при которой он выступает в качестве субъекта и объекта политической борьбы, в виде органа государственной власти, способного принимать те или иные политические решения. В государствах, в которых парламент не имеет такого веса в системе власти, используется другое понятие — «ограниченный парламентаризм». Таким образом, парламентаризм — это не столько форма власти парламента, сколько содержание его деятельности, а также способ или метод реализации государственной власти, режим взаимозависимости и взаимной ответственности законодательной власти и правительства в системе представительной демократии.(Макарин, Стребков – теория и история политических институтов)

Парламент как собственно наименование для обозначения представительного учреждения применяется в большинстве развитых стран. В США и странах Латинской Америки он называется конгрессом, в Швеции – ригсдагом, в Финляндии – сеймом, в Норвегии – стортингом, в России – Федеральным собранием и т.д. (Жукова: общая и прикладная политология)

Порядок формирования парламентов находится в прямой зависимости от их структуры (одно- или двухпалатный парламент).(2006)

Нижние или единственные палаты часто именуются Национальное собрание или Национальная ассамблея (Франция, Вьетнам, большинство стран Африки), Национальный совет (Австрия, Швейцария, Словакия), Палата депутатов (Италия, Бразилия, Румыния, Чехия), Палата представителей (США, Япония, Хорватия, Бельгия). Верхние палаты, пожалуй, в большинстве стран, где они существуют, именуются без лишних мудрствований Сенатами, а в некоторых федерациях названия верхних палат отражают либо данную форму политико-территориального устройства, либо названия субъектов данной федерации, представленных в верхней палате. Так, в Австрии, Германии верхняя палата именуется Федеральный (или Союзный) совет (именно так переводится «Бундесрат»), в Швейцарии – Совет кантонов (по-немецки, впрочем: Stдnderat – буквально Совет сословий, поскольку термин Stand, обозначающий обычно сословие, в немецкоязычной Швейцарии значит кантон), в Индии – Совет штатов. Подобно этому в Хорватии, хотя она и унитарное государство, верхняя палата парламента именуется Палата жупаний (по названию территориальной единицы высшего уровня).(http://tvoidiplom.com/allreferats/referat/konstitutsionnoe-pravo-zarubegnih-stran)

Нижние палаты парламентов демократических стран, так же как и однопалатные парламенты, почти всегда формируются посредством прямых выборов. Верхние же палаты формируются следующим образом:

1. Формирование верхних палат посредством непрямых (многостепенных) выборов, например, в Норвегии, Франции и Индии. Так, двухстепенные выборы применяются при формировании верхней палаты норвежского парламента – Стортинга. Избиратели избирают по пропорциональной системе депутатов парламента без подразделения их по палатам. Избранные депутаты Стортинга избирают четвертую часть своих членов, которые образуют верхнюю палату – Лагтинг. Остальные 3/4 членов Стортинга составляют нижнюю палату – Одельстинг. В то же время Сенат Французской Республики формируется посредством трехстепенных выборов.

2. Формирование верхних палат посредством прямых выборов, хотя и с некоторыми отличиями от той системы, которая применяется при формировании нижних палат. Так, верхняя палата конгресса США – Сенат – избирается непосредственно населением, но не по территориальным избирательным округам, как члены палаты представителей, а от каждого штата по два сенатора. Определение результатов голосования осуществляется по мажоритарной избирательной системе относительного большинства.

3. Чисто феодальный способ формирования верхней палаты применяется в Великобритании. Здесь на протяжении 5-ти столетий существует традиционная система замещения мест в палате лордов. В настоящее время в состав палаты лордов входит около 1200 пэров1, которые подразделяются на следующие основные группы: 1) наследственные пэры, имеющие право передавать свой титул по наследству; 2) пожизненные пэры, не имеющие права передачи титула по наследству; 3) ирландские и шотландские пэры (в настоящее время их в палате лордов нет); 4) пэры по апелляции; 5) духовные пэры (епископы и архиепископы английской церкви).

4. Формирование верхней палаты посредством назначения применяется в ФРГ. Здесь верхняя палата парламента – Бундесрат – состоит из членов, назначаемых правительствами земель из своего состава. В другую палату – Бундестаг – половина депутатов избирается в одномандатных избирательных округах, охватывающих территорию всей страны, а вторая половина избирается по германским землям в многомандатных избирательных округах, выдвинутых политическими партиями.

5. Верхние палаты парламентов некоторых стран (Сенат Бельгии, Сенат Ирландии) формируются смешанным путем, при котором сочетаются элементы выборности, назначения и наследственности. Как показывает опыт деятельности верхних палат, самые сильные, влиятельные из них – сформированные посредством выборов (в США, Италии, Японии). Слабыми по своему влиянию на политическую жизнь в обществе являются верхние палаты, сформированные без участия избирательного корпуса (например, Палата Лордов, Совет штатов Индии, Бундесрат).(2006)

В обычных условиях парламент прекращает ϲʙᴏю деятельность с истечением срока его полномочий, избранием нового состава парламента и началом его работы. Но парламент может быть досрочно распущен, хотя ϶ᴛᴏ допускается не во всех странах и чаще всего исключительно при определенных условиях. При ϶ᴛᴏм иногда (например, в Италии) допускается роспуск обеих палат, но чаще всего речь идет о роспуске однопалатного парламента или исключительно нижней палаты. Право роспуска парламента (палаты) принадлежит главе государства (хотя в Венгрии допускается и самороспуск парламента), но в большинстве случаев оно ограничено определенными условиями. Так, обычно парламент не может быть распущен в условиях чрезвычайного, особого или военного положения, в определенный период (чаще всего в течение нескольких месяцев) до окончания срока его полномочий и после начала работы нового состава парламента, а также до окончания срока полномочий президента. Иногда допускается исключительно определенное число роспусков парламента за указанный период (например, в Румынии), предусматривается предварительное проведение референдума (например, в Египте) и т.д.(конституционное право – енгибарян. тадевосянhttp://зачётка.рф/book/5128/227048/§%202.%20Формирование%20и%20роспуск%20парламента.%20Статуспарламентариев.html)

Роспуск парламента осуществляется по различным основаниям: при выражении недоверия правительству по инициативе парламента; при отказе в доверии, когда этот вопрос ставится правительством; если парламент не может сформировать правительство в определенный срок (21 день в Польше) или начать пленарные заседания (в течение 30 дней на Украине); если парламент не принимает государственный бюджет в течение определенного срока; если он неоднократно лишал доверия правительство в течение установленного срока. В перечисленных случаях глава государства может распустить парламент, но не обязан делать это. Он может, например, уволить в отставка правительство или при неутверждении бюджета ввести в действие бюджет прошлого года.(http://sci-book.com/pravo-ukrainyi-konstitutsionnoe/sovremennyiy-parlament.html. Конституционное право 2010)

Таким образом, парламент - это высший выборный законодательный орган власти, осуществляющий представительство основных социально и политически активных групп населения. Легитимность парламента обеспечивается общенародным избранием. Такое обоснование власти придает представительному органу верховный характер, право на законодательство и осуществление контроля за исполнительными органами, аппаратом государственного управления.

  1.  Основы и специфика деятельности современного института парламента

Современный парламент – это институт власти, имеющий множество функций, особую внутреннюю структуру и организационную структуру.(Жукова, Краснова. политология)

Основная функция парламента – правотворческая, законодательная. Именно для этого и создаются парламенты.( http://studopedia.net/14_163570_funktsii-parlamentov.html)

Законодательная функция заключается в том, что парламент обладает исключительным правом издавать законы, то есть нормативные акты, обладающие высшей юридической силой после конституции. Никакой другой орган таким правом не обладает. Это право носит универсальный характер: закон может быть принят по любому вопросу в пределах полномочий государства или его субъекта. Это должен быть действительно закон, а не такой акт, который подменяет управленческое решение, поскольку закон – это акт, содержащий наиболее общие правила, регулирующие ту или иную сферу общественных отношений. Законотворческая функция парламента проистекает из его представительной природы, что дает основание именовать законодательный процесс представительным законодательным процессом. (http://vestnik.uapa.ru/ru/issue/2012/01/43/)

Законодательные полномочия парламент осуществляет в соответствии с процедурой, предусмотренной регламентами палат. Первой стадией законодательного процесса является внесение законопроекта. Парламент обязан принять законопроект к рассмотрению только при том условии, что он внесен в соответствии с установленными правилами лицом или органом, обладающим правом законодательной инициативы. Сообразно субъектам этого права различают: 1) правительственную инициативу; 2) парламентскую инициативу; 3) народную инициативу; 4) специальную инициативу (внесение законодательств органами, которые указаны в конституции). Наибольшую значимость имеют правительственная и парламентская инициативы.

Вторая функция парламента — представительская. Это означает, что избранные в парламент депутаты должны представлять и защищать интересы своих избирателей. Правда, следует признать, что в реальной жизни мнение граждан не оказывает существенного влияния на деятельность законодателей. Происходит это по разным причинам. Одна из них — абсентеизм (от лат. absens отсутствующий, равнодушное отношение граждан к политической жизни, уклонение от участия в ней, в частности в голосовании на выборах). Кроме того, несовершенство законодательства приводит в ряде случаев к нарушению принципа представительства национально-этнических, социальных групп. Так, в Израиле, считающемся одним из самых демократических государств, нарушаются права арабского населения, ибо в кнессете оно имеет малое представительство, хотя и составляет значительную часть населения страны.

С представительской тесно связана третья функция — функция обратной связи, без которой органы государственной власти не могут обеспечить социальную поддержку проводимому курсу. Обратная связь осуществляется посредством контактов депутатов с избирателями письма, брифинги, "круглые столы". В США практикуются званые обеды и ужины, правда, для рядового гражданина они недоступны, ибо входной билет на них стоит до тысячи долларов. (http://uchebnik-besplatno.com/uchebnik-teoriya-politiki/osnovnyie-funktsii-parlamenta.html)

Важной функцией современных парламентов, значение которой постоянно растет, является идеологическая. С одной стороны, депутаты убеждают своих избирателей, весь народ в ценности тех или иных идей, подходов, позиций, идеалов и т.д., тех взглядов, с которыми они пришли в парламент. Кроме того, идеологическое информирование населения, целенаправленное воздействие на общественное мнение производится в каждом конкретном случае, когда необходимо производить существенные социально–политические изменения и закреплять их при помощи законов или подзаконных актов. Идеологическим целям служат многочисленные встречи депутатов со своими избирателями, их выступления в средствах массовой информации, в трудовых коллективах и регионах.

Другой реальной возможностью влияния парламентов на формирование и становление идеологии является законодательное создание необходимых объективных и субъективных условий, способствующих формированию новых идей, ценностей, взглядов, моделей поведения. В качестве основных факторов формирования идеологии можно выделить следующее:

● совершенствование социальных отношений и политической системы общества на основе формирования гражданского общества, совершенствования демократии, усиления самоуправления широких народных масс, утверждения во всех сферах общественной жизни принципов социальной справедливости и социальной защиты, повышения социально–политической активности различных слоев белорусского общества;

● обогащение духовной жизни граждан республики, их политической, нравственной, профессиональной, художественной культуры на основе дальнейшего развития образования, культуры, науки, искусства, литературы, утверждения принципов нравственности и морали всех социальных групп страны:

● развитие производства, повышение благосостояния людей, участие граждан в совершенствовании производственных отношений, развитие всех форм собственности и так далее.

Финансово–бюджетная функция парламента. Восновных законах большинства стран мира записано, что парламент принимает бюджет, утверждает статьи доходов и расходов государства. Рассмотрение и принятие бюджета является важным направлением всей парламентской деятельности. Законодательство в бюджетно–финансовой сфере является важнейшим, системообразующим. От него зависят практически все стороны жизни современного государства. Недаром день принятия бюджета – праздничный для британских парламентариев. В этот день, единственный в году, в барах Палаты представителей подают виски, а в другие дни это категорически запрещено.

Парламенты не ограничиваются принятием бюджета на тот или иной период. Постоянно идет формирование налогового, банковского законодательства, практикуется финансовое обоснование для любого «затратного» закона. Парламенты всех государств мира имеют надежные рычаги влияния на финансово–экономическую политику государства.

Важной функцией практических всех представительных органов является контроль за деятельностью исполнительной власти, Это делается прежде всего при помощи постоянного контроля за исполнением бюджета, отчетов членов правительства депутатскому корпусу, дачей разрешения на назначения тех или иных руководящих лиц. Причем деятельность законодательных органов, хотя по форме она направлена против исполнительной власти, служит интересам государства и общества, препятствует неправильному расходованию бюджетных средств, содействует правильности и эффективности реализации принятых законов, формированию государственной идеологии. Выражение недоверия правительству, проверка исполнения законов, парламентские расследования служат важными рычагами обеспечения действенного парламентского контроля.

Кроме того, парламенты наделены в одних случаях исключительным (привлечение к ответу президента страны), в других – особыми (выражение недоверия правительству), в третьих – специальными (лишение депутата права на неприкосновенность, отстранение от обязанностей и т.д.) полномочиями.

В президентских формах правления допускается отстранение президентов от должности до истечения установленного срока, в случае, если удастся доказать их виновность в совершении серьезного преступления (обычно уголовного). Процедура импичмента, как правило, включает в себя следующие элементы:

1.Преступление, влекущее импичмент, позиционируется как представляющее серьезную угрозу безопасности и общественному благополучию.

2. Наказание – отрешение от должности и уголовная ответственность – может быть наложено после отстранения виновного от должности и лишения его иммунитета.

3. Решение об импичменте принимается квалифицированным большинством парламентариев, после чего обычно требуется соответствующее судебное заключение.

Основным плюсом импичмента является мобилизация политической власти при возникновении угрозы конституционному строю либо правопорядку. Но импичмент может играть и деструктивную роль в системе власти, когда исполнительная и законодательная ветви контролируются партиями, враждебными по отношению друг к другу. Тогда импичмент может быть употреблен в целях политических технологий. Для предотвращения такое злоупотребление, процедура импичмента технологически усложнена, а конституционные требования для признания лица виновным крайне высоки. Поэтому основным инструментом политической ответственности должностных лиц является не вотум недоверия или импичмент, а конкурентные периодически проводимые политические выборы, в ходе которых народные избранники должны подтвердить свои мандаты. Выборы являются важнейшим средством самоконтроля парламентариев.

Контрольная функция парламента проявляется в разных странах далеко не одинаково, что отражает специфику государственного устройства каждого конкретного государства.

Функция политической гласности. Современный парламент – важный форум политической гласности, политический институт, где представители различных слоев общества, политических партий, правительство, депутаты открыто заявляют о своих задачах и намерениях, профессионально и политически аргументируют их. Если этого не происходит, то принятие любого законопроекта оказывается под угрозой.

Таким образом, реальный вес парламента в национальной политической системе определяется множеством факторов, основными из которых являются: исторические традиции народного представительства, специфика формы правления и территориального устройства государства, тип политического режима.

  1.  Из истории российского парламента

Впервые попытка создания постоянно действующего представительного органа в России была предпринята Сперанским в начале XIX века. По его проекту предполагалось создание двухпалатного парламента, верхней палатой которого должен был стать Государственный совет, нижней - Государственная дума. Государственный совет должен был формироваться Российским Императором, а Государственная дума - путем народного голосования, причем по проекту Сперанского избирательное право могло быть предоставлено только лицам мужского пола, имеющим недвижимое имущество. Однако данный проект реформ был слишком либеральным для своего времени, и был воплощен в жизнь лишь частично; в той части, где предполагалось создание Государственного совета. Государственный совет был сформирован в 1810 году и стал законодательно-совещательным органом при Царе.

Затем уже в начале XX века во время революции 1905-1907 года, в качестве уступки народу под руководством министра внутренних дел Булыгина стал разрабатываться проект создания законосовещательной Государственной думы, 6 августа 1905 г. были опубликованы манифест об учреждении Государственной думы, Закон об учреждении Государственной думы и Положение о выборах в Думу. Однако эта уступка опоздала. Подъем общественного движения оказался настолько велик, что совещательная дума удовлетворить требования оппозиции уже не могла. (http://duma.ucoz.ru/index/0-4)

Начало российскому парламентаризму положил знаменитый Манифест от 17 октября 1905 г., написанный С.Ю.Витте и подписанный Николаем II. Этот Манифест можно считать своеобразной октроированной конституцией, в котором наряду с наличием дарованных политических свобод, и обещавшим «незыблемые основы гражданской свободы», было положение о созыве Государственной думы, как представительного законодательного учреждения с ограниченными правами. (http://uchebnikfree.com/russia-history/zarojdenie-rossiyskogo-parlamentarizma.html) Также должен был быть реформирован Государственный Совет, который становился второй палатой парламента(20 февраля 1906 г.) В соответствии с этим указом формироваться он стал путем назначения только наполовину, а другой половиной были избранные представители от земства, православного духовенства, дворянства, науки, торговли и промышленности. В делах законодательства Госсовет и Дума пользовались равными правами. (http://duma.ucoz.ru/index/0-4)

11 декабря 1905 г., в разгар московского вооруженного восстания, был издан закон о выборах в Государственную думу. (http://uchebnikfree.com/russia-history/zarojdenie-rossiyskogo-parlamentarizma.html). Он установил сложную избирательную систему, основанную на многопартийности, сословности и имущественном цензе. Избирательные права получили мужчины с 25-летнего возраста. Не могли участвовать в выборах военнослужащие, полицейские, студенты, кочевники, лица, состоявшие под следствием. (http://azbook.net/book/424-istoriya-rossii-xx-vek/6-pervyj-opyt-rossijskogo-parlamentarizma.html)

Дума первого созыва (1906 г.) считала основной своей задачей принятие лишь одного закона, радикально решающего аграрный вопрос, и не хотела заниматься кропотливой законотворческой деятельностью. Основным поводом для ее роспуска послужило то, что большинство депутатов отказалось осудить революционный террор. Более того, 180 депутатов, которые не согласились с роспуском Думы первого созыва, собрались в Выборге и обратились с воззванием к гражданам не платить налоги, за что и были заключены в тюрьмы. Состав и поведение второй Думы были схожи с ее предшественницей. Лишь с созывом III Госдумы в России началась истинная законотворческая деятельность парламента. По отзывам современников, госдумы того времени не несли в себе конструктивного, созидательного для российской государственности потенциала, не могли стать поддержкой важнейших и сложнейших политических и административных реформ, проводимых правительством империи. (КУРИС)

Октябрьская революция и последовавшая за ней кардинальная ломка всего государственного устройства выдвинули новый тип народного представительства - Советы, провозглашенные полновластными и единовластными органами народного представительства.( http://gduma.ru/parlamentarizm_1.htm). По конституции РСФСР 1918 г. высшим органом государственной власти становиться Всероссийский Съезд советов. После образования СССР формируется Всесоюзный съезд советов, который до принятия Конституции СССР 1936 являлся высшим органом государственной власти. По Конституции СССР 1936 г. Высшим органом государственной власти стал Верховный Совет СССР. Он имел двухпалатную структуру и состоял из Совета Союза и Совета национальностей; c 1990 по 1993 – из Совета республики и Совета национальностей.

Для Советского государства был характерен принцип верховенства представительных органов («верховенства Советов»). Они имели право принять к своему рассмотрению любой вопрос, отнесённый к ведению государства. Другие государственные органы в подавляющем большинстве формируются представительными органами и подотчётны им. После Октябрьской революции и до 90-х гг. эта модель была конституционной основой нашей представительной и в целом государственной системы. В советском государстве возобладала концепция «Советов, как работающих корпораций» По этой модели: во-первых, Советы соединяли в себе функции и представительных, и в немалой степени исполнительных органов; во-вторых, депутаты Советов сами должны принимать решения и проводить их в жизнь, и контролировать исполнение. А для этого они должны не отрываться от народа, сочетать депутатские функции с производственной деятельностью, т.е. не порывать с основным местом работы. Ещё одной особенностью представительных органов СССР было то – что они созывали один или два раза в год на очень короткий срок в несколько дней.( http://duma.ucoz.ru/index/0-4)

Политическая эволюция советской формы народного представительства предопределила переход к парламентской форме, основанной на принципе разделения властей. В ходе конституционной реформы 1988 - 90 - х гг. была учреждена "двухэтажная" парламентская система: избираемый всенародно Съезд народных депутатов и формируемый им постоянно действующий двухпалатный Верховный Совет. Выборы Съезда народных депутатов СССР (1989 г.) и Съезда народных депутатов РСФСР (1990 г.) проходили, хотя и не без некоторых архаичных ограничений, но вполне демократично, на альтернативной основе, и стали важным шагом в развитии системы народного представительства. Первый Съезд народных депутатов РСФСР, собравшийся 16 марта 1990 г., провозгласил разделение законодательной, исполнительной и судебной властей "важнейшим принципом функционирования РСФСР как правового государства" и принял новую редакцию ст. 6 Конституции РСФСР, устранив из нее упоминание о руководящей роли коммунистической партии. После выборов Президента РСФСР, состоявшихся 12 июня 1991 г., шестой Съезд народных депутатов постановлением от 21 апреля 1992 г. закрепил в Конституции РФ разделение властей как основополагающий принцип организации государственной власти. (http://gduma.ru/parlamentarizm_1.htm)

Данная система представительных органов с незначительными изменениями «дожила» до распада СССР в 1991 г. Т.к. система представительных органов РСФСР была в целом сходна с системой представительных органов СССР, то она с рядом изменений «дожила» до 12 декабря 1993. Принятие новой Конституции ознаменовало новую веху в развитии российской государственности.

Таким образом, понятие «Федеральное Собрание» впервые было употреблено в проекте Конституции РФ, подготовленном Конституционной комиссией, созданной I Съездом народных депутатов, где под Федеральным Собранием понималась одна из палат обновленного парламента. Обновленный Верховный Совет должен был состоять из двух палат: Государственной Думы и Федерального собрания. Юридическая основа для реального, практического создания Федерального Собрания как высшего представительного учреждения, общенационального парламента страны была создана Указом Президента РФ от 21 сентября 1993 г. «О поэтапной конституционной реформе в РФ».


  1.  Федеральное Собрание Российской Федерации: основа, сущность, деятельность.

  1.  Правовая основа и структура Парламент Российской Федерации

Согласно Конституции Российской Федерации «Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации – является представительным и законодательным органом Российской Федерации». [1]

Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы (Рис.1). Такая структура проистекает из федеративного государственного устройства, когда одна из палат является палатой общенародного представительства, а в другой палате реализуется представительство субъектов Федерации. Почти все федерации в мире имеют двухпалатную структуру парламентов. Роль палаты Федерального Собрания, выражающей интересы субъектов РФ, принадлежит Совету Федерации. Вторая палата Федерального Собрания - Государственная Дума - призвана представлять интересы населения РФ в целом. (Бархатова Е.Ю. Комментарий к Конституции Российской Федерации. - "Проспект", 2010 г.)

Представитель от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации назначается высшим должностным лицом субъекта Федерации (например, президентом республики, губернатором, главой администрации) на срок его полномочий. Согласно Федеральному закону от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", срок исполнения обязанностей глав субъектов Федерации не может быть более пяти лет.

В качестве способа формирования Федерального Собрания РФ Конституция РФ позиционирует избрание по отношению к Государственной Думе и собственно - формирование по отношению к Совету Федерации.

Сама же процедура формирования урегулирована в настоящее время двумя федеральными законами: Федеральным законом от 18 мая 2005 г. N 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" и Федеральным законом от 5 августа 2000 г. N 113-ФЗ "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации".

Федеральный закон от 5 августа 2000 N 113-ФЗ был внесен Президентом РФ В.В. Путиным в рамках программы по углублению конституционной реформы в Российской Федерации. Согласно данному Федеральному закону член Совета Федерации - представитель законодательного (представительного) органа государственной власти избирается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации на срок полномочий этого органа (в двухпалатных органах - на срок полномочий палаты). Член Совета Федерации - представитель исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, назначается высшим должностным лицом (руководителем исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации, однако указ о назначении может быть отменен соответствующим законодательным (представительным) органом государственной власти (не менее чем 2/3 голосов депутатов).

В  Федеральном законе от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях", в соответствии с которыми политические партии зафиксированы в качестве единственного вида общественного объединения, обладающего правом выдвигать кандидатов (списки кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти. 18 мая 2005 г. был принят Федеральный закон N 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", который вступил в силу 7 декабря 2006 г. Основной новацией данного нормативно-правового акта является переход от смешанной системы выборов в Государственную Думу к полностью пропорциональной избирательной системе, т.е. по партийным спискам в едином общефедеральном избирательном округе. Избирательный барьер поднимается с 5% до 7%.

Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах.

Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей. [1] Полный объем неприкосновенности членов Совета Федерации в целом традиционен для большинства парламентариев других стран мира и базируется на трех важнейших составляющих, определяемых Федеральным законом от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации" как невозможность в отношении парламентария без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания:

а) привлекать его к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке;

б) задерживать, арестовывать, подвергать обыску (кроме случаев за держания на месте преступления) или допросу;

в) подвергать личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.

 Федеральный закон от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации", по существу, ограничился воспроизведением в ч. 2 ст. 19 Конституции РФ положения о возможности личного досмотра. Определение конкретных случаев, когда досмотр необходим, Федеральный закон оставил на усмотрение органов исполнительной власти.

Федеральное Собрание является постоянно действующим органом власти. При этом члены совета Федерации и депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе, однако организуются и функционируют по-разному.

В соответствии с Федеральным законом от 5 августа 2000 г. N 113-ФЗ "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти субъекта Российской Федерации. Член Совета Федерации - представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, избирается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации на срок полномочий этого органа, а при формировании законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации путем ротации - на срок полномочий однократно избранных депутатов этого органа. Представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации назначается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на срок его полномочий. В том же порядке, в каком он назначен, член Совета Федерации может быть отозван. Таким образом, в Совете Федерации идет непрерывное изменение состава, вызываемое избранием (назначением) его новых членов. При этом Конституция РФ не предусматривает случаев роспуска или приостановления деятельности Совета Федерации.

Рисунок 1 – Структура Федерального Собрания Российской Федерации

Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно. Заседания Совета Федерации и Государственной Думы являются открытыми.  Федеральным законом от 13 января 1995 г. N 7-ФЗ "О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации" предусмотрена обязанность государственных федеральных аудиовизуальных средств массовой информации обеспечивать распространение обращений и заявлений Совета Федерации и Государственной Думы, открытия первого заседания Совета Федерации, открытия первого заседания Государственной Думы в теле- и радиопрограммах в полном объеме не менее чем по одному общероссийскому телеканалу и одному общероссийскому радиоканалу в удобное для телезрителей и радиослушателей время, но не позднее чем через 24 часа с момента совершения событий.

Совет Федерации избирает из своего состава Председателя Совета Федерации и его заместителей. Государственная Дума избирает из своего состава Председателя Государственной Думы и его заместителей. Председатель Совета Федерации и его заместители, Председатель Государственной Думы и его заместители ведут заседания и ведают внутренним распорядком палаты. Совет Федерации и Государственная Дума образуют комитеты и комиссии, проводят по вопросам своего ведения парламентские слушания. Каждая из палат принимает свой регламент и решает вопросы внутреннего распорядка своей деятельности.

Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяются Федеральным законом от 11 января 1995 г. "О Счетной палате Российской Федерации".

В статье 102 Конституции РФ закреплены полномочия Совета Федерации. Они определяются и другими статьями Конституции РФ, федеральными законами, постановлением Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 30 января 2002 г. N 33-СФ "О Регламенте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" (далее - Регламент Совета Федерации). Так, например, полномочия одобрять федеральные законы, принятые Госдумой, принимать Регламент Совета Федерации, решать вопросы внутреннего распорядка своей деятельности содержатся в ст. 105 и 101 Конституции РФ. Федеральный закон от 17 января 1992 г. N 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации" (с посл. изм. и доп.) установил, что, кроме Генерального прокурора Российской Федерации, Совет Федерации назначает и освобождает от должности его первого заместителя и заместителей. Федеральный закон от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ "Об обороне" дополнил полномочие Совета Федерации об утверждении указа Президента РФ о введении военного и чрезвычайного положения правом утверждать указы о привлечении Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов с использованием вооружения к выполнению задач не по их предназначению. Регламентом Совета Федерации добавлено его полномочие по назначению на должность судей Экономического суда Содружества Независимых Государств.

В статье 103 Конституции РФ определяются вопросы исключительного ведения Госдумы, которые не относятся к законодательной компетенции парламента, а связаны с реализацией принципа разделения властей, выполнением контрольной функции нижней палаты парламента.

Данный перечень не является исчерпывающим. Полномочия Госдумы определяются и другими статьями Конституции РФ, федеральными законами, постановлением Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 22 января 1998 г. N 2134-II ГД "О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (далее - Регламент Госдумы). Так, например, полномочия принимать федеральные законы, Регламент Госдумы, решать вопросы внутреннего распорядка своей деятельности содержатся в ст. 105 и 101 Конституции РФ. Федеральный закон от 30 января 2002 г. N 1-ФКЗ "О военном положении" конкретизировал полномочие Госдумы о принятии федеральных законов правом принимать такие законы по вопросам обеспечения режима военного положения и по вопросам прекращения или приостановления действия международных договоров Российской Федерации с иностранным государством (группой государств), совершившим (совершивших) акт агрессии против Российской Федерации, и государствами, союзными с ним (ними)*(558). Регламентом Госдумы добавлены полномочия по утверждению планов международных связей Госдумы с парламентами других государств, рассмотрению внешнеполитических вопросов, участию в консультациях при назначении и отзыве Президентом РФ дипломатических представителей в иностранных государствах и международных организациях, внесению запроса в Конституционный Суд РФ и направление представителей Госдумы в него и др.

Правом законодательной инициативы обладают:

1) Президент РФ;

2) Совет Федерации;

3) члены совета Федерации;

4) депутаты Госдумы РФ;

5) Правительство РФ;

6) законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ;

7) Конституционный, Верховный Суды РФ - по вопросам их ведения.

Федеральные законы принимаются Государственной Думой. Федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иное не предусмотрено Конституцией Российской Федерации. Принятые Государственной Думой федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой. В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.

Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования. Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней подписывает федеральный закон и обнародует его.

Если Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией Российской Федерации порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом Российской Федерации в течение семи дней и обнародованию.

В части 3 ст. 15 Конституции РФ установлено, что законы подлежат официальному опубликованию и что неопубликованные законы не имеют юридической силы. При этом официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона, акта палаты Федерального Собрания считается первая публикация его полного текста в "Парламентской газете", "Российской газете" или "Собрании законодательства Российской Федерации"*. Кроме того, в Федеральном законе "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" сказано, что федеральные законы направляются для официального опубликования Президентом Российской Федерации.

Государственная Дума может быть распущена Президентом Российской Федерации

В случае роспуска Государственной Думы Президент Российской Федерации назначает дату выборов с тем, чтобы вновь избранная Государственная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска.

Государственная Дума не может быть распущена в течение года после ее избрания. Государственная Дума не может быть распущена с момента выдвижения ею обвинения против Президента Российской Федерации до принятия соответствующего решения Советом Федерации.

5. Государственная Дума не может быть распущена в период действия на всей территории Российской Федерации военного или чрезвычайного положения, а также в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента Российской Федерации. Для сохранения стабильности демократических институтов в период действия на всей территории Российской Федерации военного или чрезвычайного положения устанавливается запрет на роспуск Госдумы, что продолжает перечень гарантий, направленных на недопущение произвольного ее роспуска. Военное или чрезвычайное положение вводится Федеральными конституционными законами от 30 мая 2001 г. N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении" и от 30 января 2002 г. N 1-ФКЗ "О военном положении"*(615). Меры эти являются временными, применяемыми исключительно для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя Российской Федерации по всей стране или в отдельных ее местностях.

Таким образом, необходимо отметить, что Совет Федерации выражает федеративный характер государственного устройства России, соединяет в единое целое интересы федерального центра и регионов. Одновременно Совет Федерации - это орган, обеспечивающий в структуре Федерального Собрания РФ внутреннее равновесие палат.

2.2 Совет Федерации Федерального Собрания РФ

Совет Федерации является «верхней» палатой Федерального Собрания — парламента Российской Федерации.

Совет Федерации является постоянно действующим органом. Его заседания проводятся по мере необходимости, но не реже двух раз в месяц. Заседания Совета Федерации являются основной формой работы палаты. Они проходят раздельно от заседаний Государственной Думы. Палаты могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента Российской Федерации, посланий Конституционного Суда Российской Федерации, выступлений руководителей иностранных государств. Члены Совета Федерации осуществляют свои полномочия на постоянной основе.

Заседания Совета Федерации проводятся в городе Москве, как правило, в период с 25 января по 15 июля и с 16 сентября по 31 декабря, и являются открытыми. По решению Совета Федерации место проведения заседаний может быть изменено, а также может быть проведено закрытое заседание.

Совет Федерации избирает из своего состава Председателя Совета Федерации, его первого заместителя и заместителей, которые ведут заседания и ведают внутренним распорядком палаты.

Совет Федерации образует комитеты из числа членов палаты. Комитеты Совета Федерации являются постоянно действующими органами палаты. В Совете Федерации всего 10 комитетов (например, комитет по конституционному законодательству и государственному строительству, комитет по международным делам, комитет по бюджету и финансовым рынкам, комитет по экономической политике и др.).

Совет Федерации может создавать временные комиссии из числа членов палаты. Временная комиссия создается Советом Федерации на определенный срок для решения конкретной задачи. Создание временной комиссии согласовывается с комитетом Совета Федерации, в вопросы ведения которого входит вопрос ведения этой временной комиссии. На сегодняшний день их 5 (например, временная комиссия по мониторингу участия РФ во всемирной торговой организации и Европейском экономическом союзе, временная комиссия по развитию информационного общества и др.).

К ведению Совета Федерации относятся:

а) утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;

б) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения;

в) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;

г) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;

д) назначение выборов Президента Российской Федерации;

е) отрешение Президента Российской Федерации от должности;

ж) назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации;

з) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации;

и) назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

Рисунок 2 – Структура Совета Федерации Федерального Собрания и его полномочия в области назначения и освобождения от должности

Основной функцией палаты является осуществление законодательных полномочий. Порядок рассмотрения Советом Федерации федеральных конституционных законов и федеральных законов, соответственно одобренных или принятых Государственной Думой, определяется Конституцией Российской Федерации и Регламентом Совета Федерации.

Организация законодательной работы в Совете Федерации осуществляется по двум основным направлениям:

  •  Совет Федерации совместно с Государственной Думой участвует в разработке законопроектов, рассмотрении законов и принятии решений по ним;
  •  в порядке реализации права законодательной инициативы Совет Федерации самостоятельно разрабатывает проекты федеральных законов и федеральных конституционных законов.

Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам: федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации; статуса и защиты государственной границы Российской Федерации; войны и мира.

Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов палаты, а федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов. Кроме того, федеральный закон, не подлежащий обязательному рассмотрению, считается одобренным, если в течение четырнадцати дней Совет Федерации его не рассмотрел. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой и Советом Федерации.

Например, законодательные инициативы Совета Федерации, внесенных в Государственную Думу, работа над которыми завершена в 2010-2015 годах:

  1.  "О внесении изменений в статью 24 Земельного кодекса Российской Федерации, в статью 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и в статью 10 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (в части предоставления находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков в безвозмездное срочное пользование лицам, относящимся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока и их общинам) было принято: Советом Государственной Думы 23.04.2015 законопроект возвращен субъекту права законодательной инициативы в связи с тем, что законопроект предусматривает внесение изменений в законодательные акты Российской Федерации или их отдельные положения, срок действия которых истек, либо которые являются утратившими силу.
  2.  "О внесении изменений в Федеральный закон "О Счетной палате Российской Федерации" (о наделении Счетной палаты Российской Федерации правом рассмотрения дел об административных правонарушениях) было принято решение: Советом Гос. Думы 10.06.2013 законопроект снят с рассмотрения в связи с его отзывом субъектом права законодательной инициативы.
  3.  О внесении изменения в статью 20 Федерального закона "Об опеке и попечительстве" было принято решение: Гос. Думой22.04.2014 принят закон 29.04.2014одобрен Советом Федерации Подписан Президентом РФ 05.05.2014 № 118-ФЗ.

Законопроекты, внесенные в Государственную Думу членами Совета Федерации,  работа над которыми завершена в 2010-2015 годах:

  1.  «О внесении изменений в главу 16 Уголовного кодекса Российской Федерации» было принято решение: Советом Государственной Думы 20.04.2015 решено вернуть законопроект субъекту права законодательной инициативы в связи с несоблюдением требований Регламента Государственной Думы.
  2.  «О внесении изменения в статью 323 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» было принято решение: Государственной Думой 24.03.2015 принят закон, 01.04.2015 одобрен Советом Федерации. Подписан Президентом РФ 06.04.2014 № 72-ФЗ
  3.  О внесении изменений в статью 80 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (по вопросу государственного регулирования цен на имплантируемые в организм человека медицинские изделия) было принято решение: Государственной  Думой 20.02.2015 принят закон, 25.02.2015 одобрен Советом Федерации. Подписан Президентом РФ 08.03.2014 № 33-ФЗ.

Международная деятельность Совета Федерации велась в соответствии с утвержденным Советом палаты Планом межпарламентского сотрудничества Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

В 2013 году состоялось 13 официальных визитов Председателя Совета Федерации В.И.Матвиенко (в Республику Индия, Исламскую Республику Пакистан, Чешскую Республику, Федеративную Республику Германия и др.)

Члены Совета Федерации приняли участие в заседаниях межпарламентских комиссий по сотрудничеству Федерального Собрания Российской Федерации и Национального Собрания Республики Армения, Жогорку Кенеша Киргизской Республики, межпарламентских комиссий по сотрудничеству Совета Федерации и Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, Сената Парламента Республики Казахстан, Народного Собрания  Парламента Республики Абхазия, Парламента Республики Южная Осетия, Милли Меджлиса Азербайджанской Республики.

В 2013 году были подписаны следующие документы о сотрудничестве:

 Меморандум о межпарламентском сотрудничестве между Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Парламентом Республики Сингапур (г. Москва, 24 апреля 2013 г.);

 Соглашение о сотрудничестве между Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Палатой сенаторов Генерального конгресса Мексиканских Соединенных Штатов (г. Мехико, 15 мая 2013 г.);

 Соглашение о сотрудничестве между Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Национальной ассамблеей народной власти Республики Куба (г. Гавана,17 мая 2013 г.);

 Меморандум о понимании между Председателем Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Лорд-спикером Палаты лордов Парламента Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии (г. Лондон,12 июня 2013 г.);

 Соглашение о сотрудничестве между Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Государственным советом Республики Словении (г. Любляна, 27 июля 2013 г.);

 Соглашение о сотрудничестве между Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Национальным собранием Республики Корея (г. Москва, 3 октября 2013 г.);

 Меморандум о межпарламентском сотрудничестве между Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Советом кантонов Федерального Собрания Швейцарской Конфедерации (г. Женева, 7 октября 2013 г.);

 Соглашение о сотрудничестве между Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Национальным собранием Лаосской Народно-Демократической Республики (г. Москва, 9 октября 2013 г.);

 Соглашение о сотрудничестве между Федеральным Собранием Российской Федерации и Латиноамериканским парламентом (г. Москва, 14 ноября 2013 г.),

 Протокол о взаимодействии между Группой по сотрудничеству Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации с Парламентом Финляндской Республики и Группой дружбы с Россией Парламента Финляндской Республики (г. Хельсинки, 4 декабря 2013 г.).

В 2014 году состоялось 11 визитов Председателя Совета Федерации В.И.Матвиенко за рубеж, из них 8 официальных визитов: в Республику Таджикистан; Алжирскую Народную Демократическую Республику, Монголию, Лаосскую Народно-Демократическую Республику, Китайскую Народную Республику, Киргизскую Республику, Республику Филиппины, Республику Индонезия и 3 рабочих визита в Республику Беларусь, а также в Азербайджанскую Республику.

В 2014 г. члены Совета Федерации принимали участие в составе следующих миссий международных наблюдателей в мониторинге за проведением президентских и парламентских выборов:

- миссии международных наблюдателей за выборами в Парламент Республики Южная Осетия (Цхинвал, 8 июня);

- миссии международных наблюдателей за выборами Президента Республики Абхазия (Сухум, 24 августа);

- миссии наблюдателей от МПА и Исполкома СНГ на выборах депутатов Сената Парламента Республики Казахстан (Астана, 1 октября);

 миссии наблюдателей МПА СНГ на выборы в Парламент Республики Молдова (Кишинев, 30 ноября).

В 2014 году члены Совета Федерации участвовали в различных форумах и конференциях, проводившихся в странах СНГ (Пятый российско-азербайджанский форум "Межрегиональное сотрудничество: новые возможности роста", Астанинский международный экономический форум, форум «Евразийская экономическая перспектива», Третья консультативная встреча представителей парламентов стран Организации Исламского сотрудничества (ОИС) и России в рамках форума «Казань-саммит-2014, в мероприятиях, приуроченных к 70-летию проведения Ясско-Кишиневской операции и др.).

Несмотря на сложную обстановку в связи с событиями на Украине и антироссийскими санкциями, продолжалась активная работа членов Совета Федерации в ходе зарубежных поездок как в рамках двустороннего обмена делегациями, так и по линии участия в мероприятиях международных парламентских организаций.

Осуществлено 178  поездок членов Совета Федерации в      69  стран мира. Из них: 99 поездки в рамках двустороннего сотрудничества и 79 - по линии международных парламентских организаций. Наибольшее количество визитов приходилось на европейские государства - 74. В страны ближнего зарубежья было осуществлено 46 визитов, в государства Азии - 22, в Африку - 3, на Ближний Восток - 13, Латинскую Америку - 9, Северную Америку - 3 визита.

В зарубежных поездках приняли участие 122 члена Совета Федерации.

Таким образом, Совет Федерации - участник системы отношений опосредованного народного представительства, в которой палата выполняет роль выразителя уже согласованных, прошедших стадию обсуждения в региональных органах власти, аккумулированных им интересов. Совет Федерации и сам может быть инициатором, тогда вопросы будут обсуждаться на федеральном уровне (например, при осуществлении Советом Федерации права законодательной инициативы) либо будет проведено их обсуждение в субъектах Российской Федерации. Совет Федерации предстает в виде внутриструктурного подразделения Федерального Собрания Российской Федерации, осуществляющего установленные  Конституцией  России  представительские, законодательные и контрольные функции.

2.3 Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации

Государственная Дума РФ в соответствии с теорией разделения властей представляет собой общегосударственный представительный орган, главной функцией которого является осуществление законодательной власти. Государственная Дума представляет интересы всего населения России, обладающего избирательным правом, являясь его законным представителем.

Для организационного руководства своими заседаниями депутаты Государственной Думы РФ избирают Председателя и его заместителей. Председатель, первый заместитель Председателя и его заместители избираются тайным голосованием на заседании палаты. Кандидатов на должности заместителей Председателя могут выдвигать депутатские объединения и депутаты.

В соответствии с Конституцией РФ Государственная Дума образует из числа депутатов палаты комитеты и комиссии. Они формируются, как правило, на основе принципа пропорционального представительства депутатских объединений. Численный состав каждого комитета и каждой комиссии определяется Государственной Думой, но не может быть, менее 12 и более 35 депутатов палаты. Каждый депутат Государственной Думы, за исключением Председателя Государственной Думы, его заместителей, руководителей депутатских объединений, обязан состоять в одном из комитетов Государственной Думы. Депутат Государственной Думы может быть членом только одного ее комитета. В соответствии с регламентом Государственной Думы Государственная Дума учредила 30 комитетов (например, комитет по аграрным вопросам, комитет по бюджету и налогам, комитет по вопросам собственности, комитет по культуре, комитет по образованию  и др.) и 6 комиссий (например, комиссия по вопросам депутатской этики, счетная комиссия Государственной Думы и др.). Так же созданы депутатские объединения – это депутатские фракции, которые образуются по принципу партийной принадлежности. Четыре партии сформировали свои фракции: «Единая Россия» (238 чел.), КПРФ (91 чел.), ЛДПР (56 чел.), «Справедливая Россия» (64 чел.).

К ведению Государственной Думы относятся (Рис.2):

а) дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации;

б) решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;

в) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;

г) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;

д) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;

е) объявление амнистии;

ж) выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.

Рисунок 3 – Полномочия Государственной Думы РФ в области назначения и освобождения от должности

Государственная Дума принимает постановления по вопросам, отнесенным к ее ведению Конституцией Российской Федерации. Постановления Государственной Думы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации.

Государственная Дума может быть досрочно распущена:

1) после трёхкратного отклонения кандидатуры Председателя Правительства РФ, предложенной Президентом РФ;

2) если в течение трёх месяцев дважды по собственной инициативе выразит недоверие Правительству РФ;

3) если отказывает Правительству РФ в доверии.

В первом случае роспуск Государственной Думы неизбежен, в двух других решение принимается на альтернативной основе (Президент РФ либо отправляет в отставку Правительство РФ, либо распускает Государственную Думу).

Государственная Дума не может быть распущена:

1) в течение года после её избрания;

2) с момента выдвижения обвинения против Президента РФ и до принятия решения Советом Федерации;

3) в период действия на территории РФ военного или чрезвычайного положения;

4) в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента РФ.

В России воспользоваться правом законодательной инициативы могут: Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, Государственная Дума, депутаты Государственной Думы, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы государственной власти субъекта РФ.

Государственная Дума РФ участвует в законотворческой деятельности парламента. Законопроекты вносятся в Государственную Думу. Федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иное не предусмотрено Конституцией РФ. Принятые Государственной Думой федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты, либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой. В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования. Президент РФ в течение четырнадцати дней подписывает федеральный закон и обнародует его. Если Президент РФ в течение четырнадцати дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией РФ порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом РФ в течение семи дней и обнародованию. Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией. Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом РФ и обнародованию.

Таблица 1 – Статистика законодательного процесса за 2013-2015 годы

2012

2013

2014

2015 (май)

Всего внесено в ГД

1202

1513

1688

533

Принято ГД

337

451

555

130

Отклонено Президентом или ФС

5

9

5

0

Подписано Президентом

334

448

505

107

Согласно статистике количество законопроектов, внесенных в Государственную думу за текущий период увеличилось на 40%. По сравнению с 2012 годом Государственной Думой было одобрено на 64%  законопроектов больше в 2014 году. Благодаря чему и подписано Президентом на 51% больше.

Постоновлением Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 19.12.2014 № 5809-6 ГД был утвержден «Правительственный час».ХЪ. «Правительственный час» предусмотренное Регламентом Государственной Думы время для ответов членов Правительства РФ, других должностных лиц государства на вопросы депутатов палаты. Согласно Регламенту палаты, он проводится каждую пятницу на заседании Государственной Думы для ответов Председателя Правительства РФ, других членов Правительства, Генерального прокурора РФ, Председателя Центрального банка РФ, Председателя ЦИК РФ, руководителей иных федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, а также председателя Пенсионного фонда РФ, председателя Государственного фонда занятости населения РФ, председателя Фонда социального страхования РФ, председателя Федерального фонда обязательного медицинского страхования РФ. При этом заслушиваются не более двух приглашенных. Всего было проведено 15 «Правительственного часа».

Государственная Дума является активным участником практически всех международных и региональных парламентских структур со своим особым местом в международном парламентском клубе.

Обширная программа деловых международных контактов и связей Государственной Думы сегодня четко вписана в общую канву внешнеполитического курса России и позволяет достойно отстаивать интересы Российской Федерации за рубежом как по линии двусторонних контактов, так и в деятельности международных парламентских структур.

Делегации Государственной Думы, сформированные на основе равного или пропорционального фракционного представительства, активно участвуют в деятельности международных парламентских организаций. Депутаты и Комитеты Государственной Думы, межпарламентские комиссии по сотрудничеству с парламентами государств ближнего и дальнего зарубежья, депутатские группы по связям с парламентами зарубежных стран осуществляют свою деятельность на постоянной основе.

Международное сотрудничество Государственной Думы имеет большое практическое значение. На основе согласованных модельных законов совершенствуется правовая база сотрудничества между государствами, решаются вопросы гармонизации законодательства, осуществляется законодательная поддержка принимаемых государствами консолидированных решений. Обеспечение международных связей Государственной Думы возложено на Управление международного сотрудничества.

Таким образом, деятельность Государственной Думы Федерального Собрания России осуществляется в рамках ее предметов ведения путем реализации предоставленных ей полномочий. Предметами ведения Государственной Думой являются все сферы ведения РФ, в рамках которых осуществляется законодательное регулирование, а так же расстановка руководящих кадров федерального уровня.


Заключение

Существование современного демократического государства немыслимо без парламента, являющегося высшим представительным и законодательным органом в государстве. Он призван выражать волю народа, регулировать важнейшие общественные отношения, главным образом путем принятия законов, осуществлять контроль над деятельностью органов исполнительной власти и высших должностных лиц.

Парламент - это обобщенное название учреждения, занимающего верховное место в государственной структуре. Развитие этого учреждения имеет многовековую историю. Первые парламенты (в Англии, Испании и др.) стали возникать в XII-XIII вв., но как современное учреждение оформились в Европе в борьбе с абсолютизмом лишь после буржуазных революций в XVIII-XIX вв. От слова "парламент" возникло производное понятие "парламентаризм" как особая система государственного управления (понимая термин "управление" в широком смысле), основанная на разделении властей и контроле парламента в отношении правительства.

Реальный вес парламента в национальной политической системе определяется множеством факторов, основными из которых являются: исторические традиции народного представительства, специфика формы правления и территориального устройства государства, тип политического режима. Парламенты различаются как по своим функциям, так и по структуре. Так, различают одно- и двухпалатные парламенты. Каждая из палат различается как полномочиями, так и принципами формирования.

История российского парламентаризма формально-юридически начинается в апреле 1906 г., с созыва первой Государственной Думы императором Николаем II.

Российский парламент – Федеральное Собрание Российской Федерации – является одним из органов государственной власти. Поскольку этот статус парламента закреплен в главе «Основы конституционного строя Российской Федерации», изменить его возможно только, пересмотрев базовые принципы организации современной демократической государственности России. Конституция России определяет статус российского парламента в качестве представительного и законодательного органа власти Российской Федерации.  Парламент России состоит двух палат. Структура палат парламента России представлена их руководством (председателем и его заместителями), Советом палат, а также комитетами и комиссиями.

1 Пэры (Франция) — члены высшего дворянства, пользующиеся особыми политическими привилегиями.

PAGE   \* MERGEFORMAT 1


Федеральное Собрание Российской Федерации

Совет Федерации – по два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. Совет Федерации избирает из своего состава Председателя и его заместителей.

Государственная Дума  состоит из 450 депутатов. Государственная Дума избирает из своего состава Председателя и его заместителей.

бразуют комитеты и комиссии

Образуют комитеты и комиссии

Совет Федерации Федерального Собрания РФ

Председатель

Члены Совета

Судья Верховного суда РФ

Генеральный прокурор

Заместитель председателя Счетной палаты

Судья Конституционного суда РФ

Государственная Дума Федерального Собрания РФ

Председатель

Депутаты

Председатель счетной палаты

Председатель Центрального банка РФ

Уполномоченный по правам человека


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

40381. РЕАКТИВНЫЕ СОСТОЯНИЯ И ПСИХОЗЫ 49 KB
  Реактивные состояния легче возникают у психопатических личностей а также у лиц ослабленных инфекциями тяжелыми соматиче скими заболеваниями интоксикациями черепномозговыми травмами сосудистыми заболеваниями длительной бессонницей тяжелыми авита минозами и др. Реактивные состояния и психозы подразделяются на: 1 аффективношоковые психогенные реакции; 2 депрессивные психогенные реакции реактивная депрессия; 3 реактивные пси хогенные бредовые психозы; 4 истерические психотические реакции или истерические психозы. В большинстве...
40383. СИНДРОМ СВЕРХЦЕННЫХ ИДЕЙ 23 KB
  Сверхценные идеи сопровождаются выраженным аффективным напряжением. Сверхценные идеи отличаются от бреда толкования интерпретативного тем что в их основе реальные факты и события а источники интерпретативного бреда целиком ошибочные неправильные умозаключения. Сверхценные идеи с течением времени при определенных условиях блекнут и исчезают а бредовые имеют тенденцию к дальнейшему развитию. Сверхценные идеи нередко сопутствуют депрессиям и бывают при этом тесно связаны с бредом самообвинения.
40384. Психические нарушения при сосудистых поражениях головного мозга. Расстройства возраста обратного развития 51 KB
  Все психические нарушения при сосудистых поражениях головного мозга не выходят за рамки психоорганического синдрома. сосудистая амнестический синдром органический бредовый синдром органический галлюциноз органическое кататоническое расстройство нарушения настроения органической природы синдром тревоги органического характера органические диссоциативные расстройства астенические расстройства расстройства личности вследствие органического поражения мозга и другие более редко встречаемые нарушения. Каждому этапу развития заболевания...
40385. Судебная психиатрия 57 KB
  поэтому при проведении судебнопсихиатрической экспертизы нередко привлекаются специалисты узких областей психиатрии. О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании ; Инструкция о производстве судебнопсихиатрической экспертизы № 1091 1470 утверждена Министерством здравоохранения СССР и согласована с Прокуратурой СССР Верховным судом СССР Министерством внутренних дел СССР 03. Правовые и организационные аспекты судебнопсихиатрической экспертизы Вопросы судебнопсихиатрической экспертизы регламентированы уголовным и...
40386. АФФЕКТИВНЫЕ СИНДРОМЫ 49 KB
  До настоящего времени многочисленные исследования посвященные поиску предикторов суицидального поведения както психопатологических личностных социальнодемографических соматических и прочих не позволили выдвинуть достаточно надежных для практики критериев предсказания суицида. Наиболее весомые клинические критерии имели прямую корреляцию выше 05 лишь со степенью серьезности суицидального намерения что говорит об опосредованном значении психопатологических критериев. Результаты подобных исследований в области предсказания суицидального...
40387. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЛЕГИРУЮЩИХ ПРИМЕСЕЙ В СТАЛИ МЕТОДОМ ЭМИССИОННОГО АТОМНОГО СПЕКТРАЛЬНОГО АНАЛИЗА 47.72 KB
  Изучить основы метода определения химического состава сплавов методом эмиссионного спектрального анализа. Провести качественный и полуколичественный анализ легированных сталей по элементам Cr, Mn, Ni с помощью стилоскопа СЛП-1
40388. Труксал (хлорпротиксен) при лечении больных в общесоматической сети 47 KB
  Сеченова Потребность в нейролептиках у больных общесоматического стационара достаточно велика. Смулевич свидетельствуют что около 6 больных госпитализированных в крупную многопрофильную больницу нуждаются в назначении нейролептических медикаментозных средств. Предпочтительны нейролептические средства и при широком круге психических расстройств у больных с явлениями зависимости от психоактивных веществ алкоголизм наркомании и т.
40389. Умственная отсталость 64 KB
  Дать представление об основных методах медикопедагогической коррекции и профилактике олигофрении. В результате изучения темы студент должен: иметь представление об этиологии олигофрении наследственных факторах патофизиологических биохимических и морфологических основах распространенности олигофрении. знать клинические проявления олигофрении особенности течения и коррекции олигофрении при разных этиологических факторах основные принципы лечения и медикопсихологической коррекции проведения экспертизы при олигофрении.