96686

Алфавитный указатель студентов

Курсовая

Информатика, кибернетика и программирование

Целью данной курсовой работы является – применение алфавитной организации данных для базы данных студентов. Поставленная цель раскрывается через следующие задачи: Определить информацию, которую будет содержать БД о студентах. Определить какая информация будет выводиться при запросе.

Русский

2015-10-08

383.5 KB

0 чел.

Министерство образования нижегородской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Нижегородский экономико-правовой колледж

имени Героя Советского Союза Бориса Павловича Трифонова»

Методическая комиссия «Информатика и вычислительная техника»

Допущен к защите:

преподаватель

_____________Н. А. Белова

«___»________2015 г.

«Алфавитный указатель студентов»

КУРСОВАЯ РАБОТА

по МДК 02.02 «Технология разработки и защиты баз данных»

Студент:_____________Е. А. Макунин      ?.05.2015

      (подпись)

Специальность, группа: 230115, 22П

Нижний Новгород

2015

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………….…………………….3

  1.  Общая часть…………………………………………..………………………стр.
    1.  Тенденции развития ИС и ИТ……………………………………………стр.
    2.  Постановка задачи………………………………………………………..стр.
  2.  Проектирование структуры ИС……………………………………………..стр.
    1.  Проектирование логической структуры БД……………………………стр.
    2.  Проектирование модели приложения…………………………………..стр.
  3.  Разработка приложения………………………………………………………стр.
    1.  Выбор системы программирования…………………………………….стр.
    2.  Технология автоматизированного решения задачи……………………стр.
    3.  Инструкция для пользователя по работе с приложением…….………..стр.

Список литературы………………………………………………..………………...стр.

Приложения………………………………………………………………………….стр.


Введение

В век огромного количества информации понадобились и способы организации этой информации. База данных и есть та самая организованная информация. Точнее база данных – это один или несколько специальным образом организованных файлов, хранящих систематизированную информацию, для доступа к которой используются программные средства системы управления базой данных (СУБД). Система управления базой данных (СУБД) – комплекс программ и языковых средств, предназначенных для создания, ведения и использования баз данных. СУБД дает программистам возможность разрабатывать новые, более совершенные средства обработки данных, а пользователям – возможность непосредственно управлять хранящимися в базе данными.

Базы данных классифицируются по разным признакам но меня интересует структура организации данных БД она делятся на реляционная, иерархическая, сетевая. В данной работе будет рассматриваться один из способов организации реляционной модели. Алфавитная организация данных, данный способ уже давно используется в различных сферах нашей жизни и неоднократно доказывает свою эффективность. Хорошо знакомые нам словари организованны именно таким способом, они на практике доказали своё удобство.

Тема «Алфавитный указатель студентов» имеет очень больше значение, потому что сегодня открыто множество учебных заведений и каждое ведёт свою базу данных студентов. Алфавитный указатель сильно упростит поиск и ориентацию в подобных базах данных.

Целью данной курсовой работы является – применение алфавитной организации данных для базы данных студентов.

Поставленная цель раскрывается через следующие задачи:

  1.  Определить информацию, которую будет содержать БД о студентах.
  2.  Определить какая информация будет выводиться при запросе.

  1.  Общая часть

1.1 Тенденции развития ИС и ИТ

Информационная система (ИС) - взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала, используемых для сбора, хранения, обработки и выдачи информации в интересах достижения поставленной цели. Компьютеры, оснащенные специализированными программными средствами, служат технической базой и инструментом для информационных систем. Т.е. современная информационная система - человеко-компьютерная.

Структура информационной системы - это взаимосвязанная совокупность ее частей, называемых обеспечивающими подсистемами. Среди них обычно выделяют информационное, техническое, математическое, программное, организационное и правовое обеспечение.

Информационное обеспечение - совокупность единой классификации и кодирования информации, унифицированных систем документации, схем информационных потоков.

Техническое обеспечение - комплекс технических средств, предназначенных для работы информационной системы, а также соответствующая документация на эти средства и технологические процессы.

Математическое и программное обеспечение- совокупность математических методов, моделей, алгоритмов и программ для реализации целей и задач информационной системы, а также нормального функционирования комплекса технических средств.

Организационное обеспечение- совокупность методов и средств, регламентирующих взаимодействие работников с техническими средствами и между собой в процессе разработки и эксплуатации информационной системы.

Правовое обеспечение- совокупность правовых норм, определяющих создание, юридический статус и функционирование информационных систем, регламентирующих порядок получения, преобразования и использования информации.

Различают три типа задач, для которых создаются информационные системы: структурированные (формализуемые), неструктурированные (неформализуемые) и частично структурированные.

Структурированная (формализуемая) задача - в которой известны все ее элементы и взаимосвязи между ними. В такой задаче удается выразить ее содержание в форме математической модели, имеющей точный алгоритм решения. Подобные задачи обычно приходится решать многократно и они носят рутинный характер. Использование информационной системы для решения структурированных задач обеспечивает полную автоматизацию их решения.

Неструктурированная (неформализуемая)задача - в которой невозможно выделить элементы и установить связи между ними. Решение этих задач связано с большими трудностями из-за невозможности создания математического описания и разработки алгоритма. Возможности использования информационной системы невелики.

Решение в таких случаях принимается человеком на основе своего опыта (из эвристических соображений) и косвенной информации из разных источников.

На практике сравнительно немного полностью структурированных или совершенно неструктурированных задач. В большинстве задач известна лишь часть их элементов и связей между ними. Такие задачи называются частично структурированными. В этих условиях можно создать информационную систему. Получаемая в ней информация анализируется человеком, который играет определяющую роль. Такие информационные системы являются автоматизированными, т.к. в их функционировании принимает участие человек.

Информационные системы, используемые для решения частично структурированных задач, подразделяются на два вида:

- создающие управленческие отчеты и ориентированные главным образом на обработку данных (поиск, сортировку, агрегатирование, фильтрацию);

- разрабатывающие возможные альтернативы решения.

Тип информационной системы зависит от того, чьи интересы она обслуживает и на каком уровне управления. Информационные системы специалистов помогают в работе с данными, повышают продуктивность и производительность работы. Задача подобных ИС - интеграция новых сведений и помощь в обработке документов. По функциональному назначению для различных категорий специалистов выделяют: ИС офисной автоматизации; ИС менеджеров среднего звена; управленческие ИС; ИС поддержки принятия решений.

ИС офисной автоматизации вследствие своей простоты и много профильности активно используются работниками любого организационного уровня. Наиболее часто их применяют работники средней квалификации. Основная цель - обработка данных, повышение эффективности их работы и упрощение канцелярского труда. ИС офисной автоматизации в основном охватывают управление документацией, коммуникации и т.п.

ИС менеджеров среднего звена - для мониторинга (постоянного слежения), контроля, принятия решений и администрирования. Некоторые ИС обеспечивают принятие нетривиальных решений. В случае, когда требования к информационному обеспечению определены не строго, они способны отвечать на вопрос: "что будет, если ...?" На этом уровне выделяют два типа ИС: управленческие (для менеджмента) и системы поддержки принятия решений.

Управленческие ИС имеют небольшие аналитические возможности. Они полезны для ежедневной (еженедельной и т.д.) информации о состоянии дел и периодического составления сводных типовых отчетов.

Системы поддержки принятия решений обслуживают частично структурированные задачи, результаты которых трудно спрогнозировать заранее. Они имеют более мощный аналитический аппарат с несколькими моделями. Эти системы полезны всем, кто принимает решения.

По характеру использования информации различают информационно-поисковые и информационно-решающие системы.

 Информационно-поисковые системы вводят, систематизируют, хранят, выдают информацию по запросам пользователя без сложных преобразований данных.

 

Информационно-решающие системы осуществляют все операции переработки информации по определенному алгоритму. Среди них проводят классификацию по степени воздействия выработанной информации на процесс принятия решений и выделяют два класса: управляющие и советующие.

Управляющие ИС вырабатывают информацию, на основании которой человек принимает решение. Для этих систем характерны задачи расчетного характера и обработка больших объемов данных.

Советующие ИС вырабатывают информацию, которая принимается человеком к сведению и не превращается немедленно в серию конкретных действий. Эти системы обладают более высокой степенью интеллекта, для них характерна обработка знаний, а не данных.

Эволюция информационных технологии настолько тесно связана с развитием новых моделей корпоративного бизнеса, что эти процессы нередко воспринимаются как единое целое. Стремление компаний повысить эффективность ИС стимулирует появление более совершенных аппаратных и программных средств, которые, в свою очередь, подталкивают пользователей к дальнейшей модернизации ИС. Разумеется, эта "кольцевая гонка" не является самоцелью: благодаря ей предприниматели могут более адекватно реагировать на изменение рыночной конъюнктуры и извлекать максимум прибыли при минимальном риске.

Различают несколько поколений ИС:

Первое поколение ИС (1960-1970 гг.) строилось на базе центральных ЭВМ по принципу "одно предприятие - один центр обработки", а в качестве стандартной среды выполнения приложений (функциональных задач) служила операционная система фирмы IBM - MVS.

Второе поколение ИС (1970-1980 гг.): первые шаги к децентрализации ИС, в процессе которой пользователи стали продвигать информационные технологии в офисы и отделения компаний, используя мини-компьютеры типа DEC VAX. Параллельно началось активное внедрение высокопроизводительных СУБД типа DB2 и пакетов коммерческих прикладных программ. Таким образом, кардинальным новшеством ИС этого поколения стала двух- и трехуровневая модель организации системы обработки данных (центральная ЭВМ - мини-компьютеры отделений и офисов) с информационным фундаментом на основе децентрализованной базы данных и прикладных пакетов.

Третье поколение ИС (1980-начало 1990-х гг.): бум распределенной сетевой обработки, главной движущей силой которого был массовый переход на персональные компьютеры (ПК). Логика корпоративного бизнеса потребовала объединения разрозненных рабочих мест в единую ИС - появились вычислительные сети и распределенная обработка. Однако очень скоро в одноранговых сетях стали обнаруживаться первые признаки иерархичности - сначала в виде выделенных файл-серверов, серверов печати и телекоммуникационных серверов, а затем и серверов приложений. Поэтому рынок серверов стал одним из самых динамичных секторов компьютерной индустрии.

Четвертое поколение ИС находится в стадии зарождения, но уже понятно, что отличительные черты современных ИС, прежде всего иерархическая организация, в которой централизованная обработка и единое управление ресурсами ИС на верхнем уровне сочетается с распределенной обработкой на нижнем, определяются синтезом решений, апробированных в системах предыдущих поколений. Информационные системы четвертого поколения аккумулируют следующие основные особенности:

· полное использование потенциала настольных компьютеров и среды распределенной обработки;

· модульное построение системы, предполагающее существование множества различных типов архитектурных решений в рамках единого комплекса;

· экономия ресурсов системы (в самом широком понимании этого термина) за счет централизации хранения и обработки данных на верхних уровнях иерархии ИС;

· наличие эффективных централизованных средств сетевого и системного администрирования;

· резкое снижение так называемых "скрытых затрат" - эксплуатационных расходов на содержание ИС, включающих затраты, трудно выделяемые в явном виде, которые непросто предусмотреть в бюджете организации.

1.2 Постановка задачи

Рассмотрим в качестве предметной области алфавитный указатель студентов.

Он должен содержать в себе ФИО студента, адрес, специальность на которую обучается студент, год рождения, год поступления и год отчисления, а также форму обучения. Алфавитный указатель должен предоставлять списки студентов в алфавитном порядке. Иметь удобную форму для просмотра информации о студенте.

В ходе логического проектирования предметной области выяснилось, что данные можно хранить в 2 таблицах: Анкета и Обучение


2. Проектирование структуры ИС

2.1 Проектирование логической структуры БД

Процесс преобразования базы данных к виду, отвечающему нормальным формам, называется нормализацией. Нормализация позволяет обезопасить базу данных от логических и структурных проблем, называемых аномалиями данных. К примеру, когда существует несколько одинаковых записей в таблице, существует риск нарушения целостности данных при обновлении таблицы. Таблица, прошедшая нормализацию, менее подвержена таким проблемам, т.к. ее структура предполагает определение связей между данными, что исключает необходимость в существовании записей с повторяющейся информацией.

После определения какие данные должна содержать база данных была создана данная таблица.

Рис.1 Таблица

Первая нормальная форма.

Таблица находится в первой нормальной форме, если каждый её атрибут атомарен.

Каждый из атрибутов данной таблицы атомарен. Следовательно, вышеуказанная таблица уже имеет 1 НФ.

Вторая нормальная форма.

Определение второй нормальной формы: отношение находится во 2НФ, если оно находится в 1НФ и каждый не ключевой атрибут функционально полно зависит от ключа. Таблица на Рис.1 находится и во 2 НФ.

Третья нормальная форма.

Таблица находится в третьей нормальной форме, если она находится во второй нормальной форме, и при этом любой её не ключевой атрибут функционально зависит только от первичного ключа. Для приведения к 3 НФ потребовалось разделить таблицу. В первой таблице с названием «Анкета» содержится номер студента, ФИО, адрес, дата рождения.  Во второй таблице с названием «Обучение» содержится номер студента, специальность, год поступления, год отчисления и форма обучения. Первичным ключом является номер студента.

Рис. 2 Таблица «Анкета».

Рис. 3 Таблица «Обучение».

2.2 Проектирование модели приложения


3. Разработка приложения

3.1 Выбор системы программирования

В настоящее время для построения информационных систем применяются различные системы управления базами данных (СУБД), различающиеся как своими возможностями, так и требованиями к вычислительным ресурсам. Рассмотрим dBASE, MS Access и Visual FoxPro.

dBASE - это интегрированная среда для создания и манипулирования табличными БД, поддерживающая реляционную модель данных.
Помимо самой среды, данная система содержит дополнительные программы, например администратор доступа к сетевым файлам, предкомпилятор, модуль для выполнения Run-Time.
dBASE - это, по сути, семейство СУБД, которое на сегодняшний день считается самым популярным в мире. Это обусловлено отчасти историческим фактором, поскольку эта система на рынке была одной из первых программ такого профиля.
В не меньшей мере популярность ее объясняется успешно заложенным командным языком и основами конструкции СУБД.

Access имеет достаточно высокие скоростные характеристики и входит в состав чрезвычайно популярного в нашей стране и за рубежом пакета Microsoft Office. 
Набор команд и функций, предлагаемых разработчикам программных продуктов в среде Access, по мощи и гибкости отвечает любым современным требованиям к представлению и обработке данных. 
В Access поддерживаются разнообразные всплывающие и многоуровневые меню, работа с окнами и мышью, реализованы функции низкоуровневого доступа к файлам, управление цветами, настройка
принтера, данные могут быть представлены в виде электронных таблиц и т. п. 
Система также обладает средствами быстрой генерации экранов, отчетов и меню, поддерживает язык управления запросами SQL, имеет встроенный язык Visual Basic for Applications (VBA), хорошо работает в сети.
СУБД Access позволяет использовать другие компоненты пакета Microsoft Office, такие, как текстовый процессор Word for Windows, электронные таблицы Excel и т. д.
Все перечисленные факторы определили выбор СУБД Access в качестве среды для практического изучения и реализации вопросов проектирования баз данных.

Visual FoxPro снабжено мощным набором мастеров, которые позволяют новичку достаточно быстро создать мощное работоспособное приложение, однако не могу рекомендовать использовать эту возможность людям, желающим, создать рациональное приложение, т.к. мастера используют навороченные библиотеки и не рационально используют память. Программы, созданные с помощью мастеров очень громоздки. FoxPro сильно интегрирован с SQL, позволяет вставлять блоки SQL-команд непосредственно в тело основного кода и использовать в SQL-запросах собственные функции. Что позволяет быстро и эффективно обрабатывать большие базы, даже если таблицы не индексированы. Кроме того, FoxPro обладает собственными, очень мощными, и главное, удобными средствами работы с БД.

Недостатки VFoxPro. Все вышесказанное относится к VFoxPro как средству разработки баз данных, однако на нем не представляется интересным создавать приложения не связанные с БД, хотя сам FoxPro является языком самодостаточным. Это связано с тем, что с VFoxPro поставляется очень убогий класс для работы с визуальными компонентами, а исходник этого класса закрыт. Поэтому разработчик ограничен в возможностях "украшать" свою программу. Следующее, в FoxPro не происходит объявления типа переменных, это лишает возможности контролировать правильность обращения к переменной и, главное, под переменную отводится максимальное кол-во памяти, поэтому программы написанные на VFoxPro очень ресурсоемкие. Большой недостаток VFoxPro - это крайне слабый конструктор отчетов, крайне осложняющий разработку приложения. Для работы программы, созданной на VFoxPro, необходимы библиотеки поддержки, что увеличивает размер поставляемой программы еще, примерно, на 4 Mb.

Так как мы собираемся работать с локальной базой данных было решено использовать Visual FoxPro 9.0. Ну а вообще у меня не было выбора. Мне сказали делай в этой устарелой непонятной фигне вот я и делал.

3.2 Технология автоматизированного решения задачи

Создание проекта приложения

Создание базы данных проекта. Для сосредоточения файлов в одном месте была создана папка «Алфавитный указатель студентов». В ней хранится данный проект и все файлы, связанные с ним. В программе Visual FoxPro 9.0 создаём новый проект с именем «алфавитный указатель» и сохраняем в ранее созданную папку. В окне проекта выбираем «» и создаём таблицу с названием «Анкета». В ней содержатся поля: «номер» с типом данных «», «Ф» с типом данных «», «И» с типом данных «», «О» с типом данных «», «Адрес»

3.3 Инструкция для пользователя по работе с приложением

Пользователю необходимо открыть данный проект. Далее если пользователь собирается лишь просмотреть данные, для удобства была создано меню проекта. Открываем его из «». В первом пункте меню с названием «Формы» находится форма под именем «Анкета», содержащая сразу всю информацию об одном студенте на одном листе. Во втором пункте с названием «Отчёты» находятся… В третьем пункте С названием «Запросы» находятся запросы на каждую букву алфавита. Каждый запрос отображает студентов чья фамилия начинается с выбранной буквы. О студентах выводится следующая информация: «Номер», «Фамилия», «Имя», «специальность», «год поступления». Справка – там содержится информация о создателе проекта. «Отчистка»… «Закрыть всё» закрывает все ранее открытые окна. «Стандартное меню» возвращает пользователя в стандартному меню VFoxPro. «Выход» закрывает проект.

Заключение

Список использованной литературы

Основные источники:

  1.  Хомоненко А.Д., Цыганков В.М., Мальцев М.Г. - Базы данных. Учебник для высших учебных заведений. - Издательство: КОРОНА-Век, 2009
  2.  Голицына О. Л, Максимов Н. В., Попов И. И. Базы данных: Учеб. пособие – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2011
  3.  Угринович Н. Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: Учеб. для 11 кл. – 4-е изд. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
  4.  Юлюшечкин В. М. Основы использования баз данных: Учеб. пособие/В. М. Илюшечкин – М:. Юрайт-Издат, 2011

Интернет – ресурсы:

  1.  Образовательный портал: http\\www.edu.sety.ru
  2.  Учебная мастерская:  http\\www.edu.BPwin -- Мастерская Dr_dimdim.ru
  3.  Образовательный портал: http\\www.edu.bd.ru



 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

3063. Расчет редуктора цилиндрического двухступенчатого 421.5 KB
  Расчет цилиндрических зубчатых передач. Выбор электродвигателя Определение силовых и кинематических параметров привода Выбор материала Расчет межосевого расстояния аw   Определение м...
3064. Металлорежущие станки (МРС) 1.08 MB
  Эволюция металлорежущих станков (МРС). Задачи отечественного станкостроения. Металлорежущий станок – это технологическая машина предназначенная для резания заготовок, главным образом снятием стружки режущим инструментом. 1–я стадия...
3065. Система національних рахунків та валовий внутрішній продукт 570.5 KB
  Система національних рахунків: сутність та основні методологічні принципи її побудови. Система національних рахунків (СНР) ― це система взаємопов’язаних економічних показників, які відображають загальні та найбільш важливі аспекти економічного розвитку, пов’язані з виробництвом і споживанням продуктів і послуг...
3066. Система обобщающих показателей эффективности хозяйственной деятельности предприятия 180 KB
  Система обобщающих показателей эффективности хозяйственной деятельности предприятия Показатели Характеристика Способ расчета I. Производительность труда 1. Выработка Отражает количество продукции, произведенной в единицу рабочего времени или приходящего
3067. Геологическое строение района 60.83 KB
  Цель курсовой работы состоит в закреплении и углублении знаний, полученных при изучении теоретической части курса и в процессе выполнения практических заданий, а также в приобретении и развитии навыков самостоятельного анализа геологических карт, со...
3068. Привод конвейера 4.11 MB
  СОДЕРЖАНИЕ СХЕМА ПРИВОДА ЧАСТЬ. КИНЕМАТИЧЕСКИЙ РАСЧЕТ ПРИВОДА Выбор электродвигателя Определение придаточных чисел привода Механические параметры на валах привода ЧАСТЬ РАСЧЕТ ЗУБЧАТОЙ ПЕРЕДАЧИ  Выбор...
3069. Исследование влияния электромагнитных волн миллиметрового диапазона на организм человека 5 MB
  Исследование влияния электромагнитных волн миллиметрового диапазона на организм человека Человек, как любой живой организм, характеризуется параметрами вещественной составляющей – температурой тела, составом крови, давлением и т. д., а также эл...
3070. Исследование свободных процессов в линейных цепях 3.46 MB
  Исследование свободных процессов в линейных цепях Цель работы: изучение связи между видом свободного процесса в цепи и расположением собственных частот (корней характеристического уравнения) на комплексной плоскости; приближенная оценка собственных ...
3071. Грузовые автомобильные перевозки 12.75 MB
  Изложены вопросы классических и современных подходов к технологии, организации работы и управлению грузового автомобильного транспорта. Рассмотрена роль грузового автомобильного транспорта как заключительного этапа производства товарной продукции отраслей материального производства. В основу учебника положен системный, логистический подход к функционированию хозяйственной деятельности вообще, роли и месте грузового автомобильного транспорта в этой деятельности в частности