96689

Пути и методы решения проблемы бездомности

Курсовая

Социология, социальная работа и статистика

Чтобы проникнуть в суть данного вопроса необходимо рассмотреть саму историю развития такого явления как бездомность и основные аспекты социальной работы в прошлом. Поэтому корни социальной работы с этой категорией людей - лицами без определенного места жительства - уходят во времена древности когда уже были известны простейшие формы благотворительности.

Русский

2015-10-08

228.5 KB

7 чел.

Введение

Актуальность. Тема данной курсовой работы особенно актуальна в сегодняшних условиях нестабильной и постоянно меняющейся жизни. Чтобы проникнуть в суть данного вопроса необходимо рассмотреть саму историю развития такого явления как бездомность и основные аспекты социальной работы в прошлом.

Аббревиатура «бомж» вошла в наш обиход не так давно. Но это вовсе не значит, что до этого бродяг не существовало. На самом деле они были еще в глубокой древности, только назывались иначе. Поэтому корни социальной работы с этой категорией людей - лицами без определенного места жительства, - уходят во времена древности, когда уже были известны простейшие формы благотворительности.

Неслучайно проблема бездомности во многих странах мира сейчас оценивается как фактор, создающий общенациональную угрозу.

Бездомность является угрозой будущему Казахстана, так как перспективы развития государства непосредственно зависят от физического здоровья, нравственного воспитания и образования общества. 

Проблема бездомности создает угрозу правильному формированию личности, условия для появления и укоренения социально негативных навыков.

Поэтому поиск путей и методов для решения проблемы бездомности является одной из самых актуальных и социально значимых задач, стоящих перед обществом. Одной из этих задач сегодня является разработка эффективной системы профилактики бездомности среди разных категорий населения, комплекса мер по предупреждению правонарушений среди бездомных и бродячих.

Бездомность является одной из самых острых социальных проблем, однако она все еще не получила достаточного научного освещения и, к сожалению, не входит в число приоритетных направлений социальной политики государства. До сих пор не изучены реальные масштабы бездомности в стране и отдельных регионах, политические, правовые, экономические, культурные и социально-психологические предпосылки проблемы, ее сравнительные особенности в разных регионах и типах поселений, эффективные практики решения этих проблем и т.д.

Этим определяется актуальность темы курсовой работы.

Основной причиной возникновения и роста бездомности является разрушение государственной инфраструктуры социализации и общественного воспитания без формирования новой эффективной структуры социализации и досуга в условиях рыночных отношений.

Другой причиной бездомности является кризис семей: рост бедности, ухудшение условий жизнедеятельности и разрушение нравственных ценностей и воспитательного потенциала семей.

Среди бездомных и бродячих распространены различные формы девиантного, правонарушающего поведения: пьянство, наркомания, токсикомания, алкоголизм и т.д.. Не имея средств к существованию, они занимаются попрошайничеством, воровством, нередко вовлекаются в организованные группы, где становятся объектом сексуальной, криминальной и других видов эксплуатации. Распространенность бездомности в той или иной степени связывается с социальными явлениями различного уровня и, прежде всего, процессами, которые меняют традиционный уклад жизни значительного слоя населения, увеличивают напряженность, повышают уровень дезадаптации.

В результате негативных процессов в экономике, и как следствие поспешного реформирования всей социальной системы, получили развитие такие явления, как бродяжничество и бездомность. Появилось большое количество людей без определенного места жительства. Сотрудники только что возникшей к этому времени службы социальной защиты помимо других проблем столкнулись и с проблемами работы с этой категорией граждан.

В данной работе, посвященной проблемам социальной работы с лицами без определенного места жительства, затронуты причины возникновения этой категории граждан, рассмотрен их социальный и возрастной состав, отмечено, откуда можно ожидать пополнения этого контингента. Сложность в решении проблем социальной работы с «бомжами» не может быть устранена даже при преодолении системного кризиса в стране, при проведении приемлемой социальной политики, направленной на улучшение условий жизни малообеспеченных слоев населения. Психологический аспект работы с этими людьми так же является приоритетным и требует от работников службы социальной защиты знания психологии.

Актуальность данной темы определяется еще и тем, что Казахстан находится в системном кризисе и переживает переломный период общественного развития, когда прежние представления об обществе оказываются несостоятельными, а новые еще только создаются. Реформирование общества на основе либерально-демократических принципов приводит к серьёзным сдвигам в системе ценностных ориентации населения, а растущее имущественное расслоение серьёзно изменило социальную структуру общества, сделав безработными миллионы людей, а десятки миллионов, живущими на средства ниже минимального порога бедности, о чём свидетельствует официальная статистика. Достаточно одной, самой маленькой и даже незначительной причины, чтобы этот слой людей опустился на «дно».

В связи с этим, все технологии социальной работы должны быть нацелены на создание системы мер и мероприятий, направленных на устранение причин бездомности и ее предотвращение, а также немаловажен аспект избежания возникновения связанных с отсутствием жилья негативных общественных последствий.

Гипотеза: если в нашей стране  повсеместно будут созданы специальные социально-воспитательные специализированные учреждения для лиц без определенного места жительства которые будут оказывать им социальную, психологическую и иную помощь, то это будет способствовать снижению роста бездомности и бродяжничества.

Проблема: отсутствие гарантий социальной защиты граждан, в том числе бездомных, и реальных социально-экономических условий и правовых основ для улучшения их социального статуса.

Объект: лица без определенного места жительства (лица бомж).

Предмет: пути и методы решения проблемы бездомности.

Цель курсовой работы: исследовать пути и методы решения проблемы бездомности.

Задачи курсовой работы:

- изучить теоретические основы по проблеме бездомности;

- выявить причины и факторы развития этого социально опасного явления;             

- исследовать пути и методы решения проблемы бездомности;

- провести  анализ появления и состояния бездомности в Казахстане.

Ключевые слова: бомж, бездомные, адаптация бездомных, бездомность, профилактика бездомности, ресоциализация бездомных.

  1.   Бездомность  как социальная  проблема

1.1 Понятие бездомности как социальной проблемы

Бездомные это социальная группа общества, характеризующаяся отсутствием жилья, дома. Это люди, не имеющие ни собственного жилья, ни служебного жилья, ни арендованного жилья или жилья, предоставленного родственниками, друзьями и знакомыми. Но само по себе отсутствие у человека постоянного жилья, еще не делает его бездомным. Например, цыгане не рассматриваются в обществе в качестве бездомных. Хотя эти люди довольно часто не имеют постоянного жилья. То же самое можно сказать о тех приезжих, чьи профессиональные навыки востребованы на рынке (представители творческих профессий, квалифицированные рабочие редких специальностей). В отличие от категории бездомных, они принадлежат к своему сообществу, которое служит их эмоциональным прибежищем, дает им возможность чувствовать себя востребованными. Они «вписаны» в систему, которая определяет и закрепляет за ними определенный общественный статус. Отсутствие постоянного жилья становится решающим фактором в определении бездомного лишь тогда, когда у него нет социально приемлемой роли ни в системе общественной занятости, ни в семье, ни в общине. Именно это характеризует бездомность и именно в этом случае жизнь «на улице» приводит к необратимым последствиям.

Типичным признаком бездомных людей является разрыв прежних родственных и дружеских отношений. Это означает, что бездомные не просто лишены жилья, они отторгнуты от своих прежних первичных социальных групп, «выпадают» из общепринятых социальных иерархий, теряя присущие им характеристики и роли. Человек, оказавшийся за пределами первичной социальной группы и не имеющий жилья, приобретает специфические черты поведения, характерного для бездомных, он воспринимает нормы и ценности, принятые среди этой категории людей, которые отличаются от ценностей, которые доминируют в обществе.

Так, в «Словаре русского языка» С. И. Ожегова бездомный трактуется как «человек, не имеющий жилья, приюта». Словарь синонимов проводит параллель между термином «бездомный» и термином «беспризорный, лишенный (или не имеющий) крова или крыши над головой».

Согласно американской «Энциклопедии социальной работы», бездомным считается человек, «не имеющий постоянного жилища, не ведущий оседлого образа жизни».

Бездомность трактуется и как отсутствие укрытия, проживание в убежищах без права на владение ими и под угрозой немедленного выселения; и как проживание в общежитиях, ночлежках; и как проживание в домах на снос; и как проживание на площади друга.

Итак, в Казахстане к числу бездомных можно отнести тех, кто ютится на чердаках и в подвалах; кто проживает в общежитиях, ночлежках и домах, предназначенных на снос; проживающих у друзей.

Значительную долю бездомных составляют так называемые бомжи, т.е. лица без определенного места жительства. В последние годы их число в Казахстане резко увеличилось. Главное место их пребывания вокзалы больших городов. Значительная часть бомжей в зимний период сосредоточивается  в южных городах Казахстана.

Оставшиеся без крыши над головой в силу обстоятельств или личных склонностей, пристрастий, бомжи представляют собой реальную и потенциальную угрозу обществу, окружающим. Нередко и само общество толкает их к этому. Невозможность получить жилье, устроиться на работу побуждает часть таких людей на преступления (случайные заработки и попрошайничество не выход из положения). Ситуация особенно усугубляется в кризисных условиях.

Ряды бездомных пополняют бывшие заключенные, убегающие от родителей дети, инвалиды, наркоманы и алкоголики, беженцы, военнослужащие, возвращающиеся из других стран.

Большинство бездомных одинокие мужчины. Женщины среди бездомных составляют около 10 %. Это алкоголички, женщины, вернувшиеся из мест заключения и т.д.

В Казахстане растет и число бездомных детей. В основном это дети-сироты, дети, оставшиеся без попечительства родителей.

Положение детей-бездомных особенно тягостно. В частности, положение детей-бомжей, нередко выброшенных на улицу своими родителями - алкоголиками, душевнобольными, имеющими другие асоциальные отклонения. Многие дети покидают прежде всего конфликтные семьи. Бегут из дома от побоев, угроз, оскорблений. Они ютятся на вокзалах, в метро. Оставлять их там небезопасно как для них самих, так и для окружающих.

Для них создаются различного рода приюты, ночлежки, центры реабилитации и т.д.

За последние восемь лет по республике в Центры временной изоляции, адаптации и реабилитации несовершеннолетних помещены за безнадзорность и беспризорность более 70 тысяч несовершеннолетних, из них 10796 оформлены в детские дома и школы-интернаты.

В Казахстане, по официальным данным УВД Республики Казахстан, более 75 тысяч детей - сирот и сотни тысяч беспризорных. Каждый пятый из них преступает закон, каждый десятый кончает жизнь самоубийством или умирает от передозировки. Страшные цифры, с которыми непросто мириться.

Но дело не только и не столько в цифрах, а в том, что речь идет, по мнению «Независимой комиссии по международным гуманитарным вопросам, о «социальной проблеме», глубоко затрагивающей суть отношений в обществе, а также правительственную политику». «Проблеме» имеющей общечеловеческое значение.

Таким образом, «бездомные» (в официальном языке лица без определенного места жительства или лица бомж) социальная группа, сформировавшаяся в результате отсутствия у граждан жилых помещений и регистрации по месту жительства или по месту пребывания .

Экономически бомжи поддерживают себя сбором и сдачей тары, пригодной для вторичной переработки (стеклянные бутылки, алюминиевые банки, картон), реже попрошайничеством или грабежами. Как правило, они объединены в локальные сообщества, внутри которых существует определенная иерархия и разделение труда.

Для многих благополучных жителей страны бездомные ассоциируются с опустившимися на самое дно, не желающими работать и вести нормальный образ жизни, попрошайками, тунеядцами, потерявшими человеческий облик людьми. В роли таковых и в самом деле часто выступают алкоголики обоих полов. На бомжей смотрят с отвращением и презрением, как на грязных, никогда не моющихся существ, от контактов с которыми стараются всячески уклоняться из-за явных опасений «подцепить» какую-нибудь заразу, инфекцию, а то и болезнь. Кличка «бомж» настолько закрепилась в нашем лексиконе, что стала использоваться даже на официальном уровне, аккумулируя в себе не только факт отсутствия у человека места постоянного проживания, но и самого низкого социального статуса и экономического положения, связанного с падением на дно жизни, криминальным поведением и прямо-таки животным состоянием.

Однако правозащитники и члены гуманитарных организаций расценивают понятие «бомж», как порочащее честь и достоинство человека. По их мнению, именно общество и государство толкают этих людей на дно, точно так же, как невозможность получить жилье и устроиться на работу вынуждает совершать противоправные деяния и даже преступления. Бомжам априори приписывают отрицательные, дискредитирующие атрибуты, снижающие жизненные шансы и косвенно подавляющие права.

Истинное положение людей, оказавшихся без жилья, отражает не понятие «бомж» и даже не такое его полное изложение, как «лицо без определенного места жительства», а именно «бездомный»: обездоленный, депривированный, т.е. лишенный гражданских прав, жилья, работы, медицинского обслуживания, страхования жизни, ютящийся на чердаках и в подвалах, проживающий в общежитиях, ночлежках, домах престарелых и домах, предназначенных на снос, у друзей

Вопросы бездомности особенно актуальны в современных условиях нестабильной и постоянно меняющейся жизни. Сегодня бомж стал человеком-невидимкой, и не потому, что его действительно не видно – просто общество, государство не хотят замечать бомжей, обращать внимание на проблемы этой категории людей, наших с вами сограждан. Между тем количество бездомных устойчиво растет.

1.2 Причины и факторы возникновения бездомности и бродяжничеств

Бездомность явление, присущее человечеству на всем протяжении его существования. Но особенно широко оно распространяется в периоды социальных потрясений и стихийных бедствий: войн, голода, наводнений, землетрясений, кризисных процессов в тех или иных странах. Ныне оно присуще как развитым, так и слаборазвитым странам. Не является исключением и Казахстан.

Граждане переходят в эту категорию в силу разных причин. Это потеря родственных связей, жилья, пьянство, привлечение к уголовной ответственности и т.д. Бомжи, не имеющие крыши над головой, стремятся туда, где легче выжить и прокормиться. Самая большая концентрация бездомных в больших городах, привлекающих иногородних шансами получить работу, а также - в территориях с благоприятными климатическими или экономическими условиями (Северный Казахстан, Южные регионы страны и т.д.).

Причины появления этого социально опасного явления можно разделить на объективные и субъективные.

К субъективным можно отнести генетические и биологические особенности некоторых людей, их склонность к бродяжничеству, нежелание трудиться. Эти люди – потенциальные бомжи, и при возникновении определенных условий они ими становятся.

Среди объективных причин – обострение экономической ситуации (стагнация производства, инфляция, рост цен, падение жизненного уровня), политическая нестабильность, потеря нравственных ценностей и ориентиров.

Условно бомжей можно классифицировать на 3 основные группы:

- 1 группа - лица, вставшие на путь бродяжничества под влиянием жизненных и семейных обстоятельств (невозможность проживания в семье, болезни, одиночество, старческое слабоумие), как правило, нетрудоспособного возраста;

- 2 группа - лица, утратившие жилье в связи с пребыванием в местах лишения свободы или с обманом при обмене или купле-продаже жилья, утратившие документы и не имеющие сил и средств выйти из создавшейся жизненной ситуации;

- 3 группа - лица, как правило, трудоспособного возраста, принципиально не желающие трудиться, подверженные алкоголизму, продавшие свое жилье или утратившие его по иным причинам.

Следовательно, к представителям каждой из названных групп целесообразно применять различные подходы. Решение социальных проблем первой группы лиц возможно путём определения их в дома ночного пребывания, социальные гостиницы и Центры социальной адаптации с дальнейшим оформлением в специальные отделения домов-интернатов.

Вторую группу лиц можно разделить на две подгруппы:

- лица, утратившие жильё в связи с пребыванием в местах лишения свободы – для них, в настоящее время определён порядок постановки на учёт для получения жилья и предоставления жилой площади;

- лица, утратившие жильё в связи с обманом при обмене или купле-продаже жилья. Думается, что решение проблем данной категории граждан возможно путем создания социального жилого дома гостиничного типа с предоставлением жилья на основании договоров безвозмездного пользования.

Эффективная работа с представителями 3-й группы будет возможна только с принятием на государственном уровне соответствующих законодательных актов.

А каковы причины роста лиц «бомж»? Одной из основных причин являются резкое ухудшение социально-экономического положения в стране, трудности или невозможности адаптации части ее населения к новым условиям жизнедеятельности. У бездомных это проявляется в отсутствии стремления к самостоятельному принятию решений, в неспособности к активной деятельности, нежелании трудиться, причем сами они в этом не признаются (неадекватная самооценка), а считают, что своим бедственным положением они «обязаны» различным привходящим обстоятельствам.

Особенно трудно проходит адаптирование у людей находившихся в местах лишения свободы, которые нередко потеряли свое жилье, связь с родственниками. Находясь в заключении, они утрачивают элементарные социальные навыки, необходимые для успешной адаптации.

Утверждение о том, что причины бездомности связаны с психологическими особенностями индивида, склонностью к пороку, отсутствием стимулов к занятиям рутинной работой, тяги к криминальной романтике, ложной свободе, не лишено смысла. Но тот факт, что у большинства преобладают внешние, не зависящие от воли человека обстоятельства и что развитие так называемого социального дна, его рост и усиление агрессивности обусловлены политикой реформ в стране, не позволяет мерить всех на один аршин.

Свидетельство тому огромное количество представителей социабельных слоев и разных профессиональных, трудоспособных групп среди бездомных. К ним относятся одинокие пожилые люди, учителя, инженерно-технические и квалифицированные рабочие, инвалиды, многодетные, безработные матери-одиночки и т.д.

Факторов, когда человек становится бомжем, много. Например, прописка, причем административное регулирование места жительства существует только в нашей стране. По причине судимости нельзя прописаться домой и освободившиеся скапливаются на вокзалах, т.е. мы сами, не оказывая им поддержки, провоцируем рецидивную преступность. На вокзалах же скапливаются и студенты, отчисленные и выписанные из общежитий, и подростки, которые проходят здесь школу жизни. Проблема не только в том, что люди эти бесправны и нуждаются в помощи , а еще и в том, что граждане, оказавшиеся на дне, являются потенциальным источником преступлений.

Факторы, определяющие численность бездомных.

Даже при той колоссальной стигматизации, которая характерна для положения лиц «бомж» в Казахстане, они не являются изолированной (замкнутой) социальной группой. Численность бомжей постоянно изменяется и определяется, прежде всего, тремя основными факторами:

- скоростью (массовостью) пополнения этой социальной группы за счет притока в нее представителей других социальных групп;

- скоростью (массовостью) оттока бездомных в другие социальные группы и, в первую очередь, скоростью (массовостью) ресоциализации бездомных в обществе, превращения их в рядовых обывателей, имеющих жилье на праве собственности или ином вещном праве;

- смертностью.

Репродукция внутри этого сообщества, разумеется, тоже играет определенную роль, но она не существенна по сравнению с определяющими факторами, указанными выше.

Причины, по которым в Казахстане, и во многих других странах, люди становятся и остаются бездомными, являются производными множества взаимосвязанных факторов, основными из которых являются политика, экономика и кризис института семьи.

Комплексный анализ причин бездомности и численности бездомных показывает, что уровень бездомности и длительность бездомного существования являются показателем того, насколько права человека, его свободы и интересы находятся в фокусе политики государства; того, какое место в системе ценностей элит, определяющих политику государства, занимает человек.

Формирование бездомности в масштабах и с особенностями, которые присущи ей сегодня, свидетельствует о том, что в стране отсутствует продуманная государственная политика профилактики бездомности, ресоциализации, социально-трудовой реабилитации, что эти вопросы не являются значимыми для властей.

Невыполнение семьей своего предназначения также приводит к различным негативным последствиям, в том числе к бездомности. В условиях явной недостаточности государственных и общественных механизмов защиты прав и свобод человека значение семейного фактора в каждом конкретном случае становится решающим как в вопросах профилактики бездомности, так и в вопросах ресоциализации бездомного.

Остальные причины бездомности, по сути, являются лишь частными проявлениями совместного действия этих двух причин, и их скорее можно характеризовать как механизмы развития проблемы бездомности.

Помимо общих причин, отмеченных выше, наиболее характерными причинами, усугубляющими проблему бездомности, для многих стран в настоящее время являются:

- недостаточное количество жилищ, нехватка дешевого жилья;

- безработица, обусловливающая отсутствие средств для оплаты жилья;

- малодоходность многих семей и отдельных граждан;

- социальное здоровье общества (наличие душевнобольных, лиц с отклоняющимся поведением, наркоманов, алкоголиков; нездоровые отношения в семье; положение лиц, вышедших из мест заключения);

- слабые возможности реализации социальных программ, нацеленных на оказание материальной и другой помощи малообеспеченным семьям, группам риска и т.д.

Бродяжничество – это социальное явление, характеризующееся скитанием лиц без определенного места жительства в течение длительного времени по территории страны либо в пределах населенного пункта или города. Бездомность - это отсутствие постоянного жилища у индивидов или семей, что делает невозможным как ведение оседлого образа жизни, так и полноценное социальное функционирование. Как бродяжничество, так и бездомность явления, присущие человечеству на всем протяжении его существования. Но особенно широко они распространяется в периоды социальных потрясений и стихийных бедствий, а именно: войн, голода, наводнений, землетрясений, кризисных процессов в тех или иных странах.

Причины существования бездомных и бродячих различные. Однако существует единое мнение в отношении социально-экономических причин, порождающих бездомность во многих странах мира, в том числе и Казахстане. К ним относятся: спад производства и расширение безработицы; нехватка дешевого жилья; попытки властей уменьшить число людей, получающих те или иные сложившиеся виды социальной поддержки, например в выделении социального жилья и субсидий на компенсацию затрат по содержанию жилья. Для Казахстана особое значение приобрело распространение фактической бездомности для кадровых военнослужащих.

Такая причина бездомности, как безработица, обусловлена прежде всего исчезновением у человека устойчивого дохода за счет заработка. Социальное и психологическое воздействие безработицы зачастую оказывается разрушающим. Безработица является причиной внутреннего напряжения и приводит к социальному хаосу. Влияние спада производства на людей, в результате которого массово высвобождаются люди, и они, в силу сложившихся обстоятельств, вынуждены бороться за выживание, еще не оценено в полной мере. Эти люди лишаются не только работы, но и реальных возможностей на достаточное питание, медицинские и иные социальные услуги для себя и членов своих семей, а также средств для оплаты жилья. Многие из них вынуждены искать более дешевое жилье. Однако нехватка дешевого жилья является проблемой многих стран. В Казахстане нехватка жилья давно стала болевым местом. И эта проблема коснулась не только тех, кто потерял работу, но и тех, кто её имеет, но чьи доходы позволяют содержать только дешевое жильё. При модернизации городских районов старые дешевые квартиры, частные жилые постройки вытесняются значительно меньшим числом более дорогих жилых помещений. В результате ежегодно часть людей выживается из своих домов. Эти люди, по существу, жертвы проектов по обновлению и экономическому развитию жилого фонда, а также роста стоимости жилья. Этот процесс затронул также и сельскохозяйственные районы. В то же время и в городе, и на селе ежегодно число дешевого жилья теряется из-за ветхости, пожаров, в том числе из-за поджогов, и разрушения.

Бездомные семьи являются наиболее быстро растущей частью, не имеющего жилья населения. В большинстве своем члены этих семей и pанее не имели постоянной работы и не владели жильем. Скорее, эти семьи уже находились в крайней ситуации, как, например, неполные семьи, которые зачастую не в состоянии заплатить за снимаемое ими жилье. По некоторым исследовательским данным, члены таких семей составляют 21% общего числа бездомных.

Бездомная молодежь также пополняет ряды бездомных. Возросшее число бездомной молодежи отражает уменьшение возможностей или желания родителей тратить свое время и силы на то, чтобы растить детей.

В Казахстане, как уже отмечалось, наблюдается рост числа бездомных подростков, чья бездомность становится вследствие общей ситуации в семье. Это уже не импульсивная реакция, когда подросток, сбегая из дома, таким образом пытается обратить внимание взрослых на себя. Обычно в таком случае имеют место патологические семейные отношения, и вся семья находится в кризисной ситуации. Например, в течение длительного времени подросток, возможно, жил в невыносимых условиях, подвергался физическому или сексуальному посягательству или словесным оскорблениям. Существует немаловажная связь между алкоголизмом и отсутствием родительского внимания и жестоким обращением с детьми.

В связи с этим особо нужно выделить алкоголизм, как усугубляющий  фактор. Одним из основных аспектов проблемы работы с людьми без определенного места жительства является алкоголизм. С одной стороны это источник пополнения данной категории населения («пропил» квартиру и т.п.), а с другой это еще и фактор, который усложняет и усугубляет существующее положение дел. Негативное влияние сказывается на жизни людей, пристрастившихся к алкоголю различными способами, но наиболее распространенным из них является так называемое «перераспределение доходов». Т.е. когда человек с алкогольной зависимостью даже свои мизерные доходы тратит не на обеспечение жизненно важных потребностей организма, а на удовлетворение пагубной тяги к «зеленому змию».

Важным моментом в работе практикующего социального работника является профилактика алкоголизма. К сожалению, сейчас нельзя говорить о более-менее доступных средствах профилактики алкоголизма именно среди бездомных, однако при помощи широкой антиалкогольной пропаганды можно оказать некоторое влияние на сложившуюся ситуацию в целом.Профилактика алкоголизма в конечном счете сводится к вопросу о воспитании, формировании и функционировании здоровой, гармоничной личности.

Разрешение проблем кроется в изменении социального статуса людей без определенного места жительства, в ликвидации такой прослойки современного общества как бездомные.

1.3 Генезис развития бездомности в Казахстане

Проблема уличных людей возникла не вчера, но в различных условиях она развивалась по-разному. Не существует единого объяснения тому, что вынудило некоторых людей работать или же жить на улицах. Однако существуют взаимосвязанные факторы, которые объясняют, почему всё больше и больше людей избирают этот ненадежный и часто опасный образ жизни. Феномен уличных людей является симптомом чрезвычайного социального и экономического неблагополучия общества.

На протяжении последнего десятилетия бездомность стала заметным явлением в Казахстане. Попрошайничество, нищенство, бездомность определенной части людей вызывают тревогу в обществе.

Судить о границах распространенности бездомности в Казахстане сложно. В настоящее время ни одна официальная служба не располагает точными данными о количестве беспризорных, так как полный статистический учет беспризорных детей не налажен. Официальная статистика фиксирует только тех бездомных, которые задерживаются полицией либо попадают в специальные социальные учреждения.

В Законе «О специальных социальных услугах» бездомность обозначена в качестве основания, по которому лицо (семья) может быть признано находящимся в трудной жизненной ситуации.

Бездомными называются люди без определенного места жительства (бомжи). Общество к бомжам относится по-разному. Одни винят самих бомжей, другие понимают, что объективные обстоятельства (сгорел дом, выгнали родственники и т.п.) заставляют человека идти на улицу доживать свой век.

Согласно пункту 1 статьи 1Конституции Республики Казахстан высшей ценностью нашего государства является человек.

Следует отметить важнейший момент. В данной норме нет оговорок типа «за исключением бомжей» или «если человек имеет гражданство и документы». Государство признаёт высшей ценностью любого человека и точка.

На деле оказывается все наоборот.

Стандартная ситуация: жители, пожалевшие валяющегося на земле бомжа, вызывают полицейский патруль. Но полицейские забирать его отказываются (грязь, неприятный запах и риск заразиться чем-нибудь), вызывают «скорую». И уже врач «неотложки», воздев руки к небесам, стонет: «Куда мне его девать? В больницу таких не берут!».

Вывод: на бумаге у нас все полноправные члены общества, а по факту бомжи никому не нужны. Периодически подкармливая, мы лишь продлеваем их мучительную жизнь. Эта ситуация недопустима для государства, которое провозгласило себя правовым, демократическим и социальным. Для решения этой проблемы нужны коренные изменения.

Мною предпринимались попытки анализа статистики, но количество бомжей оказалось недоступной информацией. На сайте Агентства Республики Казахстан по статистике не удалось найти соответствующие данные.

Лишь в разрозненных публикациях можно найти некоторые неофициальные данные. Так, например, только в Алматы более 10 тыс. бомжей.

В некоторых городах республики предоставляются приюты для бездомных, где они могут провести день или ночь, но они зачастую недостаточны для обеспечения жильем всех нуждающихся. Некоторые из этих убежищ предоставляют только место для ночлега, а некоторые кормят посетителей. Во многих случаях такие заведения небезопасны для посетителей по причине недостаточного количества охранников, что приводит к нападениям одних посетителей на других, поэтому бездомные нередко предпочитают ночевать в более безопасных жилищах, несмотря на холод.

Как правило, пребывание в убежище ограничено по времени. Некоторые убежища дают приют только ночью, в таком случае бездомные часто собираются неподалеку от него в дневное время, что вызывает протесты у граждан, живущих или работающих вблизи приюта. Иногда убежище предоставляет бездомным возможность жить там неделями, после чего клиента выселяют на определенный срок. Такая практика зачастую приводит к созданию нелегальных «палаточных городков» где-нибудь в районе приюта, где бездомные пережидают срок до вселения обратно в приют.

Наиболее важные причины существования бездомных:

1) развод, разлука с близким человеком;

2) безработица и болезни;

3) алкоголизм или наркомания;

4) отсутствие процедуры реабилитации после тюремного заключения;

5) психические расстройства.

Анализ опыта социальной работы, а также государственной социальной политики показал, что практика помощи лицам в трудной жизненной ситуации различна, но имеет общие черты: как правило, помощь бездомным ограничивается периодическим кормлением на улице и предоставлением одежды. В рыночных условиях государству полноценно заботиться о бомжах не выгодно. При такой постановке вопроса лучше уж о матерях-одиночках заботиться. Но факт остается фактом бомжи тоже люди и они должны признаваться высшей ценностью, как это декларируется в пункте 1 статьи 1 Конституции Казахстана.

По моему глубокому убеждению, коль в цивилизованном обществе и преступников кормят, одевают и обучают в колониях, то и о людях, оказавшихся на улице, обязаны заботиться соответствующим образом.

В Казахстане, к сожалению, имеются лишь единичные инициативы неравнодушных людей. Так, 15 января 2012 года в городе Балхаше открылся приют «Жанашыр» , который помог уже десяткам бездомных сохранить свои жизни, но это не решает проблему комплексно.

Основные причины наличия бездомных в нашем обществе:

1) отсутствие у бездомных людей возможности самостоятельно выйти на нормальный уровень жизни;

2) центры социальной адаптации создаются для временного пребывания лиц, не имеющих определенного места жительства, занятий и средств существования, нуждающихся в социальной, медицинской и иной помощи, социально-трудовой адаптации;

3) после выхода из Центров бездомные вновь оказываются на улице (замкнутый круг).

Что можно поменять в законодательстве Казахстана и какие  принять меры?

1) принять постановление Правительства «О домах возрождения», где предусмотреть:

- создание «Домов возрождения» на базе и вместо Центров социальной адаптации (даже смена наименования подобных учреждений позволит постепенно изменить в сознании людей позицию иждивенца на активную гражданскую позицию);

- финансирование «Домов возрождения» за счет местных бюджетов и добровольных взносов (все желающие смогут помочь людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, непосредственно в рамках волонтерской деятельности или перечислив деньги на расчетный счет такого Дома);

-постоянную прописку людей в «Домах возрождения»;

2) создать фонды помощи лицам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, с обеспечением государственного и общественного контроля (одним из источников фонда могут стать денежные средства от оплаты штрафов за правонарушения в сфере общественного порядка и нравственности);

3) сформировать мобильные группы по поиску лиц, нуждающихся в помощи;

4) организовать регулярное информирование населения страны о наличии Домов возрождения и о возможности оказать помощь нуждающимся.

Почему и что это даст нашей стране?

Подобный подход к людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, позволит:

1) создать минимальные условия для социальной адаптации;

2) устранить основные причины бедственного положения людей, оказавшихся за «бортом» жизни: отсутствие стартовой материальной основы (жилье, работа и т.д.); заниженное чувство социальной полезности;

3) таким лицам частично обеспечивать себя, выращивая продукты, создавая свой быт, осваивая профессии;

4) осуществлять профилактику правонарушений со стороны лиц, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

5) предупреждать правонарушения в отношении таких лиц;

6) повысить уровень общественной безопасности;

7) оздоровить общество, защитить граждан от опасных заболеваний;

8) снизить дискриминационное отношение общества к лицам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;

9) минимизировать риск социальных конфликтов;

10) точно знать, где и в каких условиях находятся нуждающиеся в заботе люди;

11) упростить поиск родственников;

12) прекратить споры полицейских и врачей о том, чьими «клиентами» являются бомжи;

13) аккумулировать благотворительные взносы в одном фонде;

14) решать проблемы беспомощных и бездомных людей системно и последовательно до полного возвращения в нормальную жизнь;

15) воспитать в подрастающем поколении уважение к любому человеку, независимо от места на «социальной лестнице»;

16) повысить правосознание и правовую культуру населения;

17) объединить людей в деле профилактики правонарушений и других асоциальных явлений;

18) обеспечить нулевую терпимость граждан к беспорядку (люди будут точно знать, как помочь человеку в трудной ситуации и куда позвонить для этого);

19) повысить рейтинг Казахстана в сфере защиты прав человека.

После создания адекватных условий для возвращения людей к нормальной жизни можно поднимать вопрос о возможной ответственности таких лиц за бродяжничество, попрошайничество и другое асоциальное поведение.

Я верю, что мудрость казахстанского общества позволит направить силы государства, волонтеров и филантропов на решение этой непростой задачи.

2 Пути и методы решения проблемы бездомности

2.1 Пути и методы решения проблемы бездомности

К сожалению, проблема бездомности не решена ни в одном обществе. Исследования разных стран свидетельствуют, что и при сравнительно высоком уровне жизни имеется определенный слой граждан, бегущих от трудностей жизни, от самих себя. Но дело в том, что в нашей стране этот процесс принял уродливые формы, где практически любой человек может попасть в экстремальные условия.

Опыт показал, что без конструктивного изменения отношения общества и властных структур к проблеме бездомности ситуация будет только ухудшаться. Для того чтобы остановить рост бездомности в современном Казахстане изменения в отношении к этой проблеме должны произойти на разных уровнях: от государственного правительства и администраций городов до милиции и неправительственных организаций.

Проблема бездомности для Казахстана  не являются новым социальным явлением. Исследования по этой проблеме возникли в 30-е года прошлого века, когда начались процессы массовой миграции и среди них выявилось большое количество бездомных.

На разных этапах различно было отношение власти и обывателей к этой проблеме и к людям, которые в нее погружены. Соответственно предлагались разные пути решения. Но неизменным оставалось одно: тяжелейшее социально-экономическое положение и бесправие бездомных.

Напряженность проблем, связанных с бездомностью, также зависит от региона и величины территории, их инфраструктуры и экономических возможностей.

Проблемы лиц без определенного места жительства должны решаться на межведомственном уровне. В первую очередь, необходимо определить статус бомжа, разработать комплексную программу социальной защиты бездомных и определить источники ее финансирования.

Проблема адаптации в обществе бомжей – не столько правоохранительная, сколько социальная. Пожалуй, судьбоносную роль в жизни скитальцев играет паспортизация. Ведь без документа и прописки человек оказывается лишенным по сути всех прав, даже права на жизнь. Так что проблема социальной адаптации бомжей стоит сегодня остро.

Как вернуть к нормальной жизни тех, кто не находит в себе силы расстаться со свободой от всех и вся? Какую помощь здесь могут оказать государство, общественность страны? Кто должен заниматься трудоустройством бомжей и может ли вообще быть решен вопрос трудоустройства бездомных? Но его необходимо решать, создавая систему трудоустройства данных лиц, пусть и на непопулярные виды работы: благоустройство территорий, работа на стройках, уборка и сортировка мусора.

Многие проведенные анализы существующих технологий социально-трудовой адаптации с бездомными гражданами показали, что ни одна из технологий социальной работы в отдельности не может полноценно и продуктивно содействовать решению проблемы бездомности. Только комплексный подход, возможность создания новых инновационных разработок в этой области позволят в нынешних условиях начать решение этой проблемы. Но без продуманной государственной политики ситуация будет только ухудшаться.

Потеря нравственных ориентиров, социальная дезорганизация общества и отсутствие действующего социального законодательства по решению проблем, ведет к масштабному распространению бездомности в Казахстане. Вызывает опасение то, что бездомность в стране молодеет. Не решение данной проблемы ведет к нарушению социальной безопасности в нашей стране. Задачи государства и общественных институтов остановить «эпидемию» бездомности и помочь опустившимся людям вернуть себя обществу.

В качестве источников информации был использован зарубежный и отечественный опыт социальной работы с бездомными людьми.

Для решения проблемы беженцев необходимо принимать меры глобального, стратегического характера. Их реализация зависит от уровня развития общества, морали, духовной жизни в целом, политической культуры, степени развития социальной сферы, а также от состояния его экономики.

Социальная работа с бездомными в нашей стране коренным образом отличается от социальной работы в высокоразвитых зарубежных странах.

В стране не только отсутствует нормативно-правовая база в отношении бездомных и статистический учет, но и нет четких определений понятиям «бездомность», «бездомные». Также отсутствует системная социальная работа с бездомными людьми.

Значительную долю бездомных составляют так называемые бомжи, то есть лица без определенного места жительства.

Ряды бездомных пополняют бывшие заключенные, убегающие из семьи дети, инвалиды, психически больные люди, наркоманы, алкоголики, беженцы. Большинство бездомных - мужчины, но за последние пять лет увеличилось количество бездомных детей, подростков, бежавших из дома, и женщин. Их доля составляет 18 % от всех бездомных.

В ряде регионов Казахстана администрациями и органами социальной защиты населения сформированы и реализуются программы социальной поддержки и помощи бездомным, в том числе путем организации для них бесплатного питания, выдачи одежды и оказания финансовой поддержки.

Сейчас в Казахстане сложились четыре типа социальных учреждений, оказывающих помощь лицам бомж:

а) дом ночного пребывания;

б) специальные дома-интернаты для инвалидов и престарелых;

в) центры социальной адаптации и реабилитации;

г) социальные гостиницы и приюты.

Кроме намечаемых и решаемых задач перспективного, глобального характера, в Казахстане уже сейчас, сегодня оказывают бездомным конкретную помощь, как-то: открывают дома ночного пребывания, приюты, дома-интернаты, временно расселяют беженцев в домах отдыха и пансионатах, в общежитиях предприятий и организаций, создаются центры социальной адаптации для лиц, не имеющих определенного места жительства и т.д. Кое-где для бродяг и бомжей действует специальный «телефон доверия».

Порядок оказания специальных социальных услуг лицам без определенного места жительства регламентирован Стандартом оказания специальных социальных услуг в области социальной защиты населения в условиях временного пребывания (утвержденным постановлением Правительства РК от 28.10. 2011 г. № 1222).

Согласно вышеуказанному стандарту к социально-бытовым услугам, оказываемым в центрах социальной адаптации, относятся предоставление койко-места, мебели, обеспечение постельными принадлежностями, предметами личной гигиены и нижнего белья. При этом норма жилой площади на одного человека не предусмотрена.

Финансирование Центров осуществляется за счет средств местных бюджетов и иных источников, не запрещенных законодательством Республики Казахстан. Общее управление Центрами осуществляют акимы областей, городов Астана, Алматы.

Лица, не имеющего определенного места жительства, занятий и средств к существованию, в том числе лица, освободившиеся из мест лишения свободы из указанной категории принимаются в Центр круглосуточно по личному обращению или направлению уполномоченных органов.

В центре лица, не имеющие документов, лично написав письменное заявление в орган юстиции по месту нахождения Центра или обратившись к директору Центра могут оформить документы, удостоверяющие личность. 
Каждый поступающий в Центр обязательно проходит медицинский осмотр и санитарную обработку, дезинфекцию одежды и личных вещей. На каждого поступающего в Центр составляется социальная карта, помогающая определить наиболее возможный вариант реабилитации, личные дела.

Центром оказываются социальная, медицинская помощь и трудовая реабилитация. В Центрах предоставляются бесплатно, как и предоставление возможности бытового самообслуживания (стирка и утюжка личного белья, одежды, чистка обуви и др. услуги). В центре также можно получить содействие в оформлении пенсий, пособий, при наличии показаний - в установлении группы инвалидности, определении в дома-интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические, в получении через благотворительные фонды, спонсоров материальной помощи, выделение талонов на питание в закрепленной столовой (или столовой при Центре). Также оказывается бесплатно первичная медико - социальная помощь, медицинский осмотр, санитарная обработка. Работники Центра могут оказать содействие лицам не имеющим определенного места жительства, занятий и средств к существованию в оказании экстренной медицинской помощи в организациях здравоохранения.

Всего в Республике Казахстан функционирует 21 Центр.

Во время адаптации бездомных временно прописывают в Центре. После того, как опекаемый покидает Центр, он подлежит выписке. Поскольку без прописки граждане не могут получить пособие, пенсии, не могут трудоустроиться, то они вновь начинают заниматься попрошайничеством и бродяжничеством. В этой связи остро стоит вопрос обеспечения людей временным дешевым социальным жильем.
С лицами, не имеющими определенного места жительства, занятий и средств к существованию, в том числе освободившимися из мест лишения свободы в Центрах должны работать психологи и социальные службы.
Анализ состояния вопросов по организации помощи лицам, содержащимся в Центрах, позволяет говорить о наметившейся положительной тенденции по решению проблем в условиях данных центров. 
Однако, существуют ряд проблем, связанных с функционированием Центров, решение которых положительно повлияет на их дальнейшую работу:
      1) нехватка койко-мест в городах с большим количеством населения; 
       2) удаленность некоторых Центров от населенных пунктов, затрудняющих доступ к ним людей без определенного места жительства; 
      3) отсутствие новых рабочих мест для обитателей Центров; 
      4) все еще присутствующая недобросовестность сотрудников Центров к своим непосредственным обязанностям; 
      5) отсутствие обеспеченности людей выписываемых из Центров дешевым социальным жильем, что в свою очередь влечет проблемы с пропиской; 
      6) недостаток профессиональных психологов и социальных работников, имеющих опыт работы с категорией граждан находящихся в Центрах. 

В Казахстане одним из направлений развития системы оказания социальной поддержки лиц «бомж» является их трудовая реабилитация и создание нормальных условий для общественно-полезного труда.

Основными мероприятиями по профилактике бездомности и оказанию социально-трудовой поддержки лицам без определенного места жительства являются:

1) создание различных учреждений социально-трудовой адаптации бомжей;

2) привлечение трудоспособных граждан указанной категории к общественным и временным работам на предприятия городов, в том числе на вакантные штатные должности в самих учреждениях социальной помощи;

3) проведение сотрудниками территориальных органов службы занятости консультаций с выездом в приемники-распределители и социальные учреждения для лиц без определённого места жительства по вопросам их прав в области занятости;

4) распространение информация о предприятиях города, предоставляющих рабочие места для трудоустройства лиц без определенного места жительства в местах их нахождения, регулярная публикация этих сведений в газетах, типа «Биржа труда» и распространение их в учреждениях социальной помощи, в которых организованы также и постоянные консультации по вопросам трудоустройства;

5) проведение службой занятости мероприятий, способствующие трудоустройству лиц, освободившихся из мест лишения свободы.

Проблема социально-трудовой адаптации этой группы лиц заключается в том, что данная категория граждан не всегда обращается в службу занятости, предпочитая либо вообще не заниматься общественно-полезным трудом, либо решать проблему трудоустройства, не прибегая к помощи данной службы. Понятно, что от кратковременного пребывания бомжа в центрах реабилитации вряд ли следует ожидать максимальных результатов, но зато с помощью социальных работников, призванных оказывать им посреднические услуги по трудоустройству и восстановлению утраченных документов, ситуацию можно хотя бы сдвинуть с «мертвой точки». Как показывает медленно, но все же складывающаяся практика, экстремальная ситуация может стабилизироваться в течение шести месяцев, а иногда и быстрее. Но, к сожалению, в эти сроки, как правило, не решается самая насущная проблема дальнейшее жизнеустройство.

Считаясь с тем, что процесс вхождения в общество в Казахстане  начинается только с момента прописки «регистрации» и получения удостоверения личности, необходимо создавать условия для беспрепятственного решения подобных задач. Когда человек постоянно где-то живет (пусть даже на вокзале, чердаке, в брошенном железнодорожном вагоне или на теплотрассе), «регистрировать» его нужно по фактическому месту. Тем самым, худо-бедно вписываясь в социальный контекст, он сможет получать тот минимум прав, который позволит пользоваться ему и биржей труда.

Несмотря на активную работу центров по социальной и трудовой адаптации бомжей во многих регионах республики, следует отметить, что это направление сейчас не относится к числу приоритетных и объясняется двумя важными обстоятельствами.

Первое из них заключается в том, что бюджетные ресурсы, которые выделяются государством на проведение социальной политики ограниченны и расходуются только на финансирование государственных социальных гарантий населению, предоставленных государственным  законодательством и субъектов РК. Направление этих средств на реализацию каких-либо иных мероприятий социальной политики (в т.ч. трудовой адаптации бомжей), которые не оговорены в них, невозможно по определению.

Во-вторых, в настоящее время отсутствует четкая, выделенная в самостоятельный нормативно-правовая база, связанная с установлением социальных обязательств перед рассматриваемой целевой группой населения бомжами.

Следовательно, разработка государственного законодательства, регламентирующего область трудовой адаптации лиц «бомж» представляется достаточно значимой задачей.

Исследователи сходятся в том, что основным признаком бездомности является отсутствие жилья.

Поэтому, многое, конечно, зависит от решения жилищной проблемы. Для решения жилищной проблемы казахстанские  экономисты считают возможным и необходимым привлекать денежные средства населения. Здесь три пути:

1) введение новой системы оплаты квартир, повышение квартплаты в целом и тесная ее увязка с размером и качеством занимаемой площади, расположением жилья (тип застройки, развитость сферы услуг, близость центра, ландшафтно-экологические условия);

2) расширение жилищно-строительной кооперации;

3) содействие индивидуальному жилищному строительству.

Поскольку бездомность обусловлена всей совокупностью различных средовых и личностных факторов, она требует комплексного подхода. Факторы, обусловливающие бездомность, чрезвычайно разнообразны, поэтому для их целостного представления необходимо изучать их как единую систему. Поэтому актуально комплексное изучение проблемы бездомности, которое предполагает выявление факторов, обусловливающих тяжелое положение бездомных и препятствующих решению проблем бездомных, и, следовательно, разработка на этой основе эффективной технологии профилактики бездомности.

В связи с этим представляется актуальным в поиске решений проблем бездомных опираться не только на ресурсы, предоставляемые средой, но и на ресурсы личности бездомных. На основании ресурсов личности бездомных требуется, в частности, повышать уровень их социальной компетентности. Это позволит активизировать самих бездомных к поиску решений проблем, связанных с бездомностью, соответственно на преодоление связанных с этим трудностей.

Необходимость создания эффективной технологии профилактики бездомности в Казахстане  стоит перед государством и обществом уже с начала 90-х гг. прошлого века, когда бездомность была признана острой социальной проблемой. Ряд технологий помощи бездомным уже, конечно, сложился в нашей стране.

СМИ играют важную роль в воспитании толерантности казахстанского общества по отношению к бездомным. На сегодняшний день СМИ в основном распространяют и закрепляют стереотипы отношения к бездомным, питающие предрассудки и страхи. Очень плохо пока обстоят дела с социальной рекламой, что говорит о недостаточной компетентности властей, гражданского общества и бизнеса – ее заказчиков. Необходимы общественные мероприятия и акции, привлекающие внимание к проблеме бездомности и бедности, распространение информации, дискуссии о возможных путях решения проблемы.

Должен быть разработан комплексный подход к решению проблем бездомности, который бы сочетал развитие социальных услуг и государственные программы, включающие людей без регистрации в действующие социальные институты и предотвращающие маргинализацию бездомных. Нельзя ограничиваться только предоставлением социальных услуг (в виде ночлега и материальной помощи) – следует принимать меры по возвращению бездомных к обычной жизни, помогать им заново обрести социальный статус, проводить профилактику бездомности, устраняя ее причины, оказывать бездомным психологическую помощь.

Необходимо наладить систему обеспечения бездомных документами, удостоверяющими личность лиц без гражданства и не имеющих места жительства, или ввести и для них облегченную процедуру получения паспортов. В ряде казахстанских регионов введены в оборот документы об альтернативной регистрации. Это различного рода справки, выдаваемые государственными учреждениями и действующие только в том регионе, где они выданы. Документ не имеет официального статуса, но все же частично заменяет удостоверение личности, дает (по согласованию с городскими властями) ее обладателю возможность получить некоторые виды помощи (например, медицинской).

Очевидно, что система местной альтернативной регистрации позволяет решить только часть проблем. Институт регистрации должен измениться на государственном уровне. Необходимым представляется введение третьей формы регистрации – по месту фактического проживания на территории муниципального образования. Человек должен иметь возможность зарегистрироваться, арендуя комнату, живя у знакомых, в социальных учреждениях или ночуя в парке, как это практикуется в большинстве европейских стран.

Бездомный это человек, лишенный порой не только крова, но и других элементарных условий жизни: медицинского обслуживания (нет прописки), постоянного места работы (нет паспорта или трудовой книжки, нет работы или не берут на работу) и т.д. Не говоря уже о душевном комфорте, нормальном самочувствии.

К бездомным требуется особый подход. Не каждый (даже социальный работник) может работать с ними (особенно с некоторыми категориями, такими, как люди, опустившиеся на «дно»). От социального работника требуется ярко выраженная коммуникабельность. Нужно уметь найти контакт с такими людьми, не унижая и не отталкивая их, дать им возможность почувствовать человеческое отношение к себе, не обидеть, предлагая элементарные услуги: ночлег, питание, медицинскую помощь.

В решении разнообразных проблем бездомности большую роль играют социальные работники, особенно те из них, кто трудится в соответствующих учреждениях: приютах, центрах социальной реабилитации, детских домах и т.д.

Самое же главное в решении рассматриваемой проблемы это преодолеть системный кризис в стране, проводить такую социальную политику, которая была бы нацелена на обеспечение нормальных условий жизни большинства населения, особенно так называемых слабозащищенных слоев.

Как показывает статистика, с каждым годом бездомных в нашей стране становится все больше и больше. И причины этого социального феномена отличаются прогрессирующим разнообразием.

За годы своего существования социальная работа как вид деятельности выработала достаточное количество технологий работы с лицами бомж.

Для того, чтобы разработка и применение технологий с лицами бомж были эффективными, необходимо учитывать индивидуальные особенности лиц бомж, а также причины, которые привели клиента к сложившейся ситуации.

Основными принципами теоретической модели необходимо считать комплексность и принудительность, поскольку, именно комплексное сочетание различных методов и средств социальной работы – социально-медицинских, социально-психологических, социально-педагогических, юридических и т.д. –позволит достичь максимально эффективного результата по возвращению бездомного к социально одобряемой жизнедеятельности, с учетом того, что на начальном этапе этой комплексной работы клиент будет избавлен от пагубных привычек. Реализация данных принципов видится необходимым для достижения эффективности функционирования модели.

В рамках данного направления социальная работа с лицами бомж  должна включать следующие методы:

1) социальная диагностика (процесс исследования бездомности с целью выяснения причин, а также выяснение особенностей каждой отдельной личности бездомного);

2) социальная реабилитация (процесс восстановления бездомного в правах, социальном статусе, путем восстановления документов, а также трудовая реабилитация);

3) психологическое консультирование (оказание социальной помощи путем целенаправленного, информационного воздействия на бездомного по поводу преодоления его жизненных проблем);

4) социально-медицинская помощь (лечение алкоголизма, хронических заболеваний, содействие в получение группы инвалидности);

5) социальная профилактика (совокупность мероприятий, направленных на предупреждение, устранение или нейтрализацию причин, вызывающих возникновение бездомности как асоциального явления).

Данная модель позволяет произвести отбор самых эффективных форм и методов из многочисленных существующих в работе с лицами бомж и систематизировать их для успешного решения как каждого отдельного случая, так и всей проблемы в целом.

Также в Казахстане существует достаточно много организаций по обслуживанию и помощи лицам бомж. Но среди них очень мало тех, чья деятельность является действительно эффективной и направлена на коренное решение проблемы бездомности.

2.2 Особенности медико-социальной работы с контингентом «бомж» 

Предметом особой заботы любого цивилизованного общества являются его охрана и укрепление здоровья, борьба с такими негативными социальными явлениями, проявляющимися в их среде, как пьянство, наркомания, проституция, преступность, которые зачастую являются  следствиями бездомности и бродяжничества.

Бездомный это человек, лишенный порой не только крова, но и других элементарных условий жизни: медицинского обслуживания (нет прописки); постоянного места работы (нет паспорта или трудовой книжки; нет работы или не берут на работу) и т.д. Не говоря уже о душевном комфорте, нормальном самочувствии. С лицами, без определенного места жительства необходимо проводить также медико-социальную работу. Целью медико-социальной работы является достижение максимально возможного уровня здоровья, функционирования и адаптации лиц с физической и психической патологией, а также социальным неблагополучием.

Как правило, такие люди оказываются в трудной жизненной ситуации. Трудная жизненная ситуация объективно нарушающая жизнедеятельность человека: инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с болезнью, преклонным возрастом, безнадзорность, сиротство, конфликты и жесткое обращение в семье, отсутствие определенного места жительства, безработица.

Объектом медико-социальной работы являются различные контингенты лиц, имеющие выраженные медицинские и социальные проблемы, которые взаимно потенциируют друг друга и решение которых затруднительно в рамках односторонних профессиональных мероприятии. Работа с такими контингентами одинаково тяжела и малоэффективна как для медицинских работников, так и для специалистов социальных служб, поскольку они неизбежно оказываются перед кругом проблем, выходящих за рамки их профессиональной компетенции и препятствующих успешной узкопрофессиональной деятельности.

К таким контингентам относятся длительно, часто и тяжело болеющие, социально дезадаптированные лица, инвалиды, одинокие престарелые, дети-сироты, юные матери, многодетные и асоциальные семьи, пострадавшие от стихийных бедствий, больные СПИДом и др. Численность таких контингентов устойчиво возрастает па протяжении последних лет. Необходимо подчеркнуть, что одной из причин этого является низкая эффективность существующих форм и методов работы с ними, а также отсутствие должной сети специально ориентированных на такого рода деятельность служб.

При организации медико-социальной работы необходимо придерживаться основных принципов, которые позволили бы обеспечить профессиональный целостный подход в этом виде деятельности.

Таковыми являются:

- Экосистемность – учет всей системы взаимоотношений человека и окружающей его среды в данной проблемной парадигме системный анализ взаимосвязей между всеми элементами конкретной проблемной жизненной ситуации и определение на его основе совокупности социально-функциональных позиций и действий.

- Солидарность – согласованное организационное взаимодействие в процессе медико-социальной работы государственных учреждений, действующих в любой сфере, и учреждении, входящих в структуры организаций с разной формой собственности.

- Конструктивная стимуляция – отказ социальных служб от исключительно патерналистских форм помощи и опеки, порождающих у их субъектов пассивное иждивенчество.

При соблюдении в социальной работе с «бомжами» всех вышеперечисленных принципов деятельности социальных работников в комплексе возможны положительные результаты.

2.3 Требования к социальным работникам при работе с людьми без определенного места жительства

В решении разнообразных проблем бездомности большую роль играют социальные работники, особенно те из них, кто трудится в соответствующих учреждениях: приютах, центрах социальной реабилитации, детских домах и т.д.

В успешности социальной работы важным критерием является духовность и психологические качества самого работника. В процессе своей эволюции социальная работа прагматизировалась, отходя от своих истоков духовности, но тем не менее ее определение сейчас представляется как милосердие и умение. Не всякий человек сможет работать социальным работником, тем более на таком неблагодарном участке, как работа с «бомжами». Какие же качества более всего необходимы такому социальному работнику?

Во-первых, милосердие. Именно милосердие как состояние души человека социального работника является основой и связующим звеном между социальной работой и духовностью. Под духовностью психологами понимается внутренняя устремленность к добру, потребность отдавать свои душевные силы ближнему, творить добро, выполняя свою миссию на этой земле.

Поэтому социальная работа была и остается одной из самых трудных, но благородных и одухотворенных видов деятельности.

Ценностные установки профессиональной социальной работы во всех ее разновидностях сводятся к общечеловеческим ценностям, уважению чести и достоинства человека, уникальности его личности.

Стиль поведения социального работника, обусловленный совокупностью его личностных качеств, его ценностными ориентациями и интересами, оказывает решающее воздействие на систему отношений, которую он формирует. Значит, роль его личностных качеств очень велика в профессиональной деятельности и выборе профессии.

Нравственный человек осознает необходимость действия с учетом критериев, выверенных человеческим опытом. Безнравственный человек находится в подчинении у собственных интересов, стремлений, желаний, его путь - вседозволенность. Обществу нужен нравственно-надежный социальный работник, озабоченный духовным самосовершенствованием. Предметом его особого внимания должны быть человековедческие знания.

Второе – профессионализм и компетентность. Любой специалист, работающий с людьми, должен быть талантливой личностью. Тем более это касается социального работника.

В социальной работе, как нигде, необходим профессионализм и компетентность. Она требует динамизма, индивидуальности, быстрой адаптации к изменившейся ситуации.

Третьим слагаемым выделяется гуманитарная образованность социальных работников. У Ф. М. Достоевского есть высказывание, суть которого состоит в том, что гуманитарная развитость облегчает человеку освоение любой профессии. О верности этого утверждения свидетельствуют многие факты, примеры из жизни великих людей. Гуманистические ценности должны составлять основу его мировоззренческих позиций. Кредо социального работника это:

- бережное сохранение и воспроизводство духовных ценностей;

- социальная защищенность;

- забота о здоровье людей;

- экологическая безопасность.

Наша система образования не всегда правильно готовила специалистов мировоззренчески. В ее основе должно лежать благоговение перед личностью, признание бесценности каждой жизни, уникальность каждого человека на этой земле.

Благодаря гуманитарным знаниям, человек приобретает возможность вбирать в себя различную информацию, подвергать ее чувственной и рациональной обработке. Эти знания выступают важнейшими условиями деятельности социального работника.

Следующее важное слагаемое для формирования имиджа заключается в том, что каждый социальный работник должен быть психотехнологом. Психотехнология это наука о практическом использовании психологических техник управления людьми. Психотехнология реализуется в общении и представляет собой систему взаимосвязанных, внутренне мотивированных психотехник, которая опирается на анализ общения и личностного совершенствования.

В особых, трудных или экстремальных, условиях, когда внешние или внутренние факторы вызывают нарушение нормальной деятельности функциональных систем, возникает естественная потребность восстановить равновесие, сбалансировать психические процессы, очистить душу. В результате осознания ситуации появляется мотив того или иного действия в целях приспособления к нестандартной обстановке, происходит активизация системы психической саморегуляции, человек ощущает необходимость «собраться», «отмобилизоваться», перестроиться. Это и есть начало рефлексии, когда чаще всего запускается механизм общения с собой, механизм анализа и оценки, выработки и принятия решений.

Использование различных психотехник, перешедших из архаических слоев прошлого, ритуальных процедур в рациональные механизмы управления внутренним состоянием, поведением людей, поможет социальному работнику обрести навыки самоорганизации саморегуляции, духовного очищения, формирования имиджа для успешного профессионального оказания помощи нуждающимся людям.

Заключение

В данной курсовой работе была изучена  социальная проблема бездомности  и рассмотрены пути и методы решения проблемы бездомности.

Для решения первой задачи в ходе работы были изучены  теоретические основы по проблеме бездомности.

Бездомные это социальная группа общества, характеризующаяся отсутствием жилья, дома. Это люди, не имеющие ни собственного жилья, ни служебного жилья, ни арендованного жилья или жилья предоставленного родственниками, друзьями и знакомыми. бездомные не просто лишены жилья, они отторгнуты от своих прежних первичных социальных групп, «выпадают» из общепринятых социальных иерархий, теряя присущие им характеристики и роли. Человек, оказавшийся за пределами первичной социальной группы и не имеющий жилья, приобретает специфические черты поведения, характерного для бездомных, он воспринимает нормы и ценности, принятые среди этой категории людей, которые отличаются от ценностей, которые доминируют в обществе.

Так, в «Словаре русского языка» С. И. Ожегова бездомный трактуется как «человек, не имеющий жилья, приюта». Словарь синонимов проводит параллель между термином «бездомный» и термином «беспризорный, лишенный (или не имеющий) крова или крыши над головой».

Согласно американской «Энциклопедии социальной работы», бездомным считается человек, «не имеющий постоянного жилища, не ведущий оседлого образа жизни».

Бездомность трактуется и как отсутствие укрытия, проживание в убежищах без права на владение ими и под угрозой немедленного выселения; и как проживание в общежитиях, ночлежках; и как проживание в домах на снос; и как проживание на площади друга.

Для решения второй задачи выявлены  причины и факторы развития этого социально опасного явления. Бездомность явление, присущее человечеству на всем протяжении его существования. Но особенно широко оно распространяется в периоды социальных потрясений и стихийных бедствий: войн, голода, наводнений, землетрясений, кризисных процессов в тех или иных странах.

Ныне оно присуще как развитым, так и слаборазвитым странам. Не является исключением и Казахстан.

Причины появления этого социально опасного явления можно разделить на объективные и субъективные.

К субъективным можно отнести генетические и биологические особенности некоторых людей, их склонность к бродяжничеству, нежелание трудиться. Эти люди – потенциальные бомжи, и при возникновении определенных условий они ими становятся.

Среди объективных причин – обострение экономической ситуации (стагнация производства, инфляция, рост цен, падение жизненного уровня), политическая нестабильность, потеря нравственных ценностей и ориентиров.

Помимо общих причин, отмеченных выше, наиболее характерными причинами, усугубляющими проблему бездомности, для многих стран в настоящее время являются:

- недостаточное количество жилищ, нехватка дешевого жилья;

- безработица, обусловливающая отсутствие средств для оплаты жилья;

- малодоходность многих семей и отдельных граждан;

- социальное здоровье общества (наличие душевнобольных, лиц с отклоняющимся поведением, наркоманов, алкоголиков; нездоровые отношения в семье; положение лиц, вышедших из мест заключения);

- слабые возможности реализации социальных программ, нацеленных на оказание материальной и другой помощи малообеспеченным семьям, группам риска и т.д.

Для решения третьей задачи был проведен  анализ появления и состояния бездомности в Казахстане.

Судить о границах распространенности бездомности в Казахстане сложно. В настоящее время ни одна официальная служба не располагает точными данными о количестве беспризорных, так как полный статистический учет беспризорных детей не налажен. Официальная статистика фиксирует только тех бездомных и бродячих, которые задерживаются полицией либо попадают в специальные социальные учреждения.

На протяжении последнего десятилетия бездомность стала заметным явлением в Казахстане. Попрошайничество, нищенство, бездомность определенной части людей вызывают тревогу в обществе.

Основные причины наличия бездомных в нашем обществе:

1) отсутствие у бездомных людей возможности самостоятельно выйти на нормальный уровень жизни;

2) центры социальной адаптации создаются для временного пребывания лиц, не имеющих определенного места жительства, занятий и средств существования, нуждающихся в социальной, медицинской и иной помощи, социально-трудовой адаптации;

3) после выхода из Центров бездомные вновь оказываются на улице (замкнутый круг).

Для решения четвертой задачи в результате изучения проблемы бездомности были рассмотрены  пути и методы решения проблемы бездомности.

К сожалению, проблема бездомности не решена ни в одном обществе.

Опыт показал, что без конструктивного изменения отношения общества и властных структур к проблеме бездомности ситуация будет только ухудшаться. Для того чтобы остановить рост бездомности в современном Казахстане изменения в отношении к этой проблеме должны произойти на разных уровнях, от государственного правительства и администраций городов до милиции и неправительственных организаций.

Напряженность проблем, связанных с бездомностью, также зависит от региона и величины территории, их инфраструктуры и экономических возможностей.

Проблемы лиц без определенного места жительства должны решаться на межведомственном уровне. В первую очередь, необходимо определить статус бомжа, разработать комплексную программу социальной защиты бездомных и определить источники ее финансирования.

В ряде регионов Казахстана администрациями и органами социальной защиты населения сформированы и реализуются программы социальной поддержки и помощи бездомным, в том числе путем организации для них бесплатного питания, выдачи одежды и оказания финансовой поддержки.

Кроме намечаемых и решаемых задач перспективного, глобального характера, в Казахстане уже сейчас, сегодня оказывают бездомным конкретную помощь, как-то: открывают дома ночного пребывания, приюты, дома-интернаты, временно расселяют беженцев в домах отдыха и пансионатах, в общежитиях предприятий и организаций, создаются центры социальной адаптации для лиц, не имеющих определенного места жительства и т.д. Кое-где для бродяг и бомжей действует специальный «телефон доверия».

В то же время, нельзя ограничиваться только предоставлением социальных услуг (в виде ночлега и материальной помощи) следует принимать меры по возвращению бездомных к обычной жизни, помогать им заново обрести социальный статус, проводить профилактику бездомности, устраняя ее причины, оказывать бездомным психологическую помощь.

К бездомным требуется особый подход. Не каждый (даже социальный работник) может работать с ними (особенно с некоторыми категориями, такими, как люди, опустившиеся на «дно»). В решении разнообразных проблем бездомности большую роль играют социальные работники, особенно те из них, кто трудится в соответствующих учреждениях: приютах, центрах социальной реабилитации, детских домах и т.д.

Самое же главное в решении рассматриваемой проблемы это преодолеть системный кризис в стране, проводить такую социальную политику, которая была бы нацелена на обеспечение нормальных условий жизни большинства населения, особенно так называемых слабозащищенных слоев.

Государство должно осуществлять меры по ограничению роста числа бездомных. Для этого необходимо предоставить бездомным ночлег, медицинскую помощь, бесплатные юридические консультации и, главное, помощь в трудоустройстве.Значительная часть усилий по устранению причин бездомности должна быть связана с принятием законов, защищающих их права и интересы.

Универсальных рецептов в решении социально значимых проблем бомжей нет и быть не может. Но ясно одно: они должны быть под такой же защитой государства и органов социальной защиты, а значит, закона, как и остальные группы риска.

Полностью победить бездомность невозможно, но снизить ее до социально терпимого, приемлемого уровня вполне реально, нужна лишь политическая воля. Именно социальный, а не милицейский подход к бездомным должен стать основой для новой идеологии помощи и социально-трудовой адаптации этой категории населения. Я верю, что мудрость казахстанского общества позволит направить силы государства, волонтеров и филантропов на решение этой непростой задачи.


Список использованных источников

1 Алексеева Л. С. Бездомные как объект социальной дискредитации // Социоциологические исследования. - М., 2000. – 590 с.

  1.  Жуков В. И. Личность и общество // Личность - семья - общество: социальные проблемы, тенденции, прогнозы. – М., 1994. 194 с.
  2.  Интернет источники:

http://mvd.kz/

http://adilet.zan.kz/

http://www.zakon.kz/

http://i-news.kz/ 

4 Кодекс Республики Казахстан от 13.12.1997 N 208-I «Уголовно-исполнительный кодекс Республики Казахстан».

5 Климова Т. В. Социология миграции; этапы становления и развития. Алматы, 2001. – 195 с.

6 Макишева А. Н. Портрет беспризорности «южной столицы» // Новости Алматы, № 39, 30.10.2005 Менеджмент социальной работы / под ред. Е. И. Комарова и А. И. Войтенко. М., 1999. – 330 с.

7 Никифоров А. Н., Гутов Р.Н. Бездомность: тенденции развития и возможные подходы к решению проблемы. – М., 2001. – 302 с.

8 Нуркенов К. Беспризорность как проблема воспитания // Голос Экибастуза, № 17, от 26.04.2002. – 3537 с.

9 О работе с лицами без определенного места жительства. По материалам Комитета социальной защиты населения. – М., 2002. – 19 с.

10 Осинский И. И., Хабаева И. М., Балдаева И. Б. Бездомные социальное дно общества. - М., 2003. – 208 с.

11 Павленок П. Д. Основы социальной работы: учебник. отв. ред.

П. Д. Павленок. – М. : ИНФРА-М, 1999. 368 с.

12 Семья как социальный институт и проблемы маргинализации населения. – М., 1998. – 98 с.

13 Сидоренко С. А. Бездомность: создание социального дна (обзор) // Социальные и гуманитарные науки. Социология. – М., 1995. – 206 с.

14. Словарь-справочник по социальной работе / под ред. Е. И.Холостовой. - М., 1997. – 320 с. 

15 Технологии социальной работы: Учебник / под общ. ред. проф. Е. И. Холостовой. М., 2001. 360 с.

16 Холостова Е. И.  Теория социальной работы: учебник / под. ред. проф.

Е. И. Холостовой. – М.: Юристь, 2001. 334 с.

17 Ярошенко О. Ю. Дети и улица // Алматинский вестник, № 15 от 03.03.2004 г.

PAGE   \* MERGEFORMAT 3


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

84453. Загальне поняття про іменник. Іменники,що означають назви істот та назви неістот 42.5 KB
  Мета: розширити знання про іменник;вдосконалювати вміння виділяти його серед інших частин мови через правильно поставлене запитання; ознайомити з термінами назви істот і назви неістот; розвивати словниковий запас учніввиховувати навички грамотного письма.
84454. Узагальнення вивченого про частини мови 33.5 KB
  Розвивати навички відрізняти частини мови за їх лексичним значенням. Сьогодні на аукціоні незвичайний товар На моєму столі лежать картки з написаними назвами частин мови. Довірена особа від кожної групи розповідає про частину мови іменник.
84455. Складання розповіді за власним спостереженням «Жовте листячко летить, під ногами шелестить» 49.5 KB
  В жовтий лист пофарбувала Урожай з полів зібрала Золотила вербам коси Чарівна цариця Осінь Такце осінь вхід під музику дівчинки-осені Читання вірша: А я ішла по жовтим килимам По золотим червоним і багряним. Я –- осінь. Я –- осінь золота з легким туманом. Таке високе Як не милуватись...
84456. Слова з прямим і переносним значенням 38 KB
  Мета: формувати в учнів поняття про пряме і переносне значення слів; виробляти вміння визначати значення слова в тексті самостійно вживати слова в переносному значенні; розвивати мовне чуття навчити учнів зв’язно висловлювати свої думки.
84457. Зміна прикметників за зразком «один-багато» 147.5 KB
  Мета: активізувати знання учнів про прикметник. Формувати поняття про прикметник на основі істотних ознак (питання, значення, роль у реченні). Розвивати фонематичний слух, орфографічну грамотність. Виховувати любов до рідного краю, спадщини предків, пошани до народних традицій.
84458. Перевірка мовних знань і вмінь з теми «Іменник» 71 KB
  Послухайте вірш і зловіть зимові іменники хлопками. Чим цікаві виписані іменники пов’язані з зимовою порою Як вони називаються близькі за значенням 2 вручення сніжинки з буквою о Наступне завдання яке пропонує сніговичок це Робота в групах Гра Проціди крізь сито Розписати слова у 3 колонки.
84459. Закріплення знань про слова, які вказують на предмети 47 KB
  Мета. Закріпити знання учнів про слова, які означають назву предмета. Вчити розпізнавати іменники в тексті, будувати з ними речення. Формувати навички правильного написання словникових слів. Розвивати логічне мислення, творчу уяву, самостійність під час сприймання матеріалу.
84460. Поняття про фразеологізми та їх лексичне значення 55.5 KB
  Мета: дати учням загальні відомості про фразеологізми; вчити пояснювати значення фразеологізмів правильно використовувати їх у мовленні; ознайомити із фразеологічним словником української мови; розвивати культуру мовлення образне мислення; виховувати бажання здобути знання.
84461. Апостроф. Литовська народна казка «Чому кіт умивається після сніданку?» 840 KB
  Мета: вчити дітей правильно вимовляти та писати слова з апострофом; формувати вміння ставити апостроф у словах; розвивати зв;язне мовлення навички свідомого виразного читання вміння спостерігати порівнювати; поповнювати словниковий запас; прищеплювати інтерес до усної народної творчості...