96691

Анализ рынка лизинговых услуг

Курсовая

Маркетинг и реклама

Преимущественное право выбора имущества и его изготовителя (продавца) принадлежит пользователю; родавец имущества знает, что имущество специально приобретается для сдачи его в лизинг; имущество непосредственно поставляется пользователю, минуя собственника, и принимается в эксплуатацию пользователем...

Русский

2015-10-08

764.5 KB

9 чел.

ЧОУ ВО «МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ РЫНКА»

ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ И МЕНЕДЖМЕНТА

ОТДЕЛЕНИЕ  СПО «БАНКОВСКОЕ ДЕЛО»

организация кредитной работы

КУРСОВая работа

на тему:

Анализ рынка лизинговых услуг

        

Выполнила    Петрова Д.О.

Группа БД 21

Проверила       Старикова Т.Е.

«____»________________2013г

______________________________

                        оценка

______________________________

                       подпись

САМАРА-2014

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………………………………………

3

Глава 1. Теоретические и законодательные основы осуществления лизинга…………………………………………………………………………………………………………

5

1.1. Сущность лизинговой деятельности ……………………………………………………

7

1.2. Субъекты и объекты лизинговых отношений ………………………………………

9

1.3.Виды лизинговых сделок………………………………………………………………………..

Глава 2. Особенности развития лизинговых операций в России……………..

13

2.1. Текущее состояние рынка лизинговых услуг ………………………………………

18

2.2. Перспективы развития рынка лизинговых услуг …………………………………

23

Заключение……………………………………………………………………................................

33

Список использованной литературы………………………………………………………….

35

Глава1.Теоретические и законодательные основы осуществления лизинга.

1.1   Сущность лизинговой деятельности.

Лизинг - это комплекс имущественных и экономических отношений, возникающих в связи с приобретением в собственность имущества и последующей сдачей его во временное пользование за определенную плату.
Классический лизинг носит трехсторонний характер взаимоотношений: лизингодатель, лизингополучатель, продавец (поставщик) имущества, а лизинговая операция осуществляется по следующей схеме. Будущий лизингодатель нуждается в некотором имуществе, для приобретения которого у него нет свободных финансовых средств. Тогда он находит лизинговую компанию, которая располагает достаточными финансовыми средствами, и обращается к ней с деловым предложением о заключении лизинговой сделки. Согласно этой сделке, лизингополучатель выбирает продавца, располагающего требуемым имуществом, а лизингодатель приобретает его в собственность и передает лизингополучателю во временное пользование за оговоренную в договоре лизинга плату. По окончании договора в зависимости от его условий имущество возвращается лизингодателю или переходит в собственность лизингополучателя. В случае реализации дорогостоящего проекта число участников сделки увеличивается. Это, как правило, происходит за счет привлечения лизингодателем к сделке новых источников финансовых средств (банков, страховых компаний, инвестиционных фондов и т.п.). С точки зрения имущественных отношений лизинговая сделка состоит из двух взаимосвязанных составляющих: отношений по купле-продаже и отношений, связанных с временным использованием имущества. С точки зрения обязательственного права эти отношения могут быть реализованы с помощью двух видов договора: купли-продажи и лизинга (передачи имущества во временное пользование). В случае если в договоре лизинга предусмотрена продажа имущества после окончания срока договора, то отношения по временному использованию переходят в отношения купли-продажи, только теперь между лизингодателем и пользователем имущества. Все этапы лизингового процесса тесно связаны между собой. Так, отношения по временному использованию имущества (договор лизинга) возникают только после реализации договора купли-продажи. Можно сказать, что в лизинговой сделке исполнение одного договора дает толчок к возникновению следующей сделки, а участники лизингового процесса тесно взаимодействуют между собой на разных этапах. На первом этапе изготовитель оборудования и лизингодатель, заключая договор купли-продажи, выступают как продавец и покупатель. При этом пользователь имущества, юридически не участвуя в договоре купли-продажи, является активным участником этой сделки, выбирая оборудование и конкретного поставщика. Все технические вопросы реализации договора о купли-продажи (комплектность, сроки и место поставки, гарантийные обязательства, порядок приемки и т.п.) решаются между изготовителем и лизингополучателем, на лизингодателя ложится обязанность финансового обеспечения сделки. На втором этапе покупатель имущества сдает его во временное пользование, выступая как лизингодатель. Однако отношения по второму договору не замыкаются между пользователем и лизингодателем. Продавец имущества, хотя и заключает договор купли-продажи с лизингодателем, несет ответственность за качество оборудования перед пользователем. Если оценивать важность и главенствующую роль отдельных составляющих комплекса лизинговых отношений, то определяющими, конечно же, являются отношения по передаче имущества во временное пользование. Отношениям по купле-продаже отводится второстепенная роль.

Основные черты и особенности, присущие лизингу, состоят в следующем:
       1. преимущественное право выбора имущества и его изготовителя (продавца) принадлежит пользователю;

2. продавец имущества знает, что имущество специально приобретается для сдачи его в лизинг;

3.имущество непосредственно поставляется пользователю, минуя собственника, и принимается в эксплуатацию пользователем;
         4.пользователь имущества в случае обнаружения дефектов направляет свои претензии не собственнику, а непосредственно продавцу, с которым никакими отношения минесвязан;

5.лизингодатель приобретает имущество не для собственного использования, а специально для передачи его во временное пользование;
          6.весь срок договора лизинга имущество остается собственностью лизингодателя;
          7.собственник имущества за передачу его во временное пользование получает вознаграждение;
          8.пользователь имущества досрочно или после окончания срока договора имеет право на приобретение его в собственность.

1.2 Субъекты и объекты лизинговых отношений.

Объектами лизинга в Российской Федерации могут выступать любые не потребляемые вещи, в том числе предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства н другое движимое и недвижимое имущество. которое может использоваться в предпринимательской деятельности. Таким образом, первым требованием к предметам лизинга является использование их исключительно для предпринимательских целей. Это исключает предоставление имущества по договору лизинга физическим лицам в личных целях, а также общественным, некоммерческим организациям. Другим важным критерием определения предмета лизинга является не- потребляемость вещей в производственном процессе. Под НСПО- потребляемостью предмета лизинга понимается возможность сохранения ими своих натуральных свойств в процессе использования. Предметами лизинга не могут быть земельные участки и другие природные объекты, а также имущество, которое федеральными законами запрещено для свободного обращения или для которого установлен особый порядок обращения.

В составе предметов лизинга можно выделить здания и помещения. передаточные устройства, силовые машины, рабочие машины, оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, лабораторное оборудование, вычислительную технику. транспортные средства, прочие машины и оборудование.

Субъектами лизинговых отношении являются три основных лица: лизингодатель, лизингополучатель н продавец предмета лизинга.

Лизингодатель  —  физическое или юридическое лицо, которое за счет привлеченных или собственных средств приобретает в ходе реализации лизинговой сделки в собственность имущество и предоставляет его в качестве предмета лизинга лизингополучателю за определенную плату на определенный срок и на определенных условиях во временное владение н пользование с переходом или без перехода лизингополучателю права собственности на предмет лизинга.

В качестве лизингодателей выступают, как правило. лизинговые компании, относящиеся к одной из следующих групп лизингодателей:

  •  лизинговые компании — дочерние компании крупных банков;
  •  лизинговые компании, созданные но отраслевому или производственному признаку;
  •  лизинговые компании, созданные в рамках объединений предприятий корпораций, финансово-промышленных групп;
  •  лизинговые компании, созданные при участии государственных или муниципальных органов;
  •  иностранные лизинговые компании;
  •  независимые лизинговые компании, не имеющие связи с банковскими, промышленными, государственными ресурсами.

Лизингополучатель — физическое или юридическое лицо, которое в соответствии с договором лизинга обязано принять предмет лизинга за определенную плату на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и пользование в соответствии с договором лизинга. 3.

Продавец — физическое или юридическое лицо, которое в соответствии с договором купли-продажи с лизингодателем продает лизингодателю в обусловленный срок имущество, являющееся предметом лизинга.

Любой из субъектов лизинга может быть как резидентом, так н нерезидентом Российской Федерации.

Лизингодатель, лизингополучатель и продавец являются прямыми (непосредственными) участниками лизинговых отношений. Косвенными же участниками лизинговой сделки являются банки, страховые компании, посреднические организации, лизинговые брокеры.

В лизинговой сделке заинтересованы все три субъекта лизинговых отношений. Среди экономических преимуществ, которые дает лизинг участникам сделки, можно выделить следующие:

Для продавцов предметов лизинга:

  •  возможность с помощью лизинга расширить каналы сбыта продукции и размеры возможных продаж, что представляется немаловажным фактором в условиях жесткой конкурентной борьбы:
  •  возможность снижения запасов готовой продукции, ускорения оборачиваемости капитала:
  •  поддержка платежеспособного спроса на продукцию.

Для лизингодателей:

  •  экономические выгоды за счет налоговых, амортизационных льгот:
  •  снижение риска невозврата инвестированных средств, так как инвестиции производятся в конкретные элементы основных средств и предмет лизинга в течение всего времени действия договора остается собственностью лизингодателя.

Для лизингополучателей:

  •  экономические выгоды за счет налоговых, амортизационных льгот;
  •  снижение стартовой финансовой нагрузки, поскольку лизинг не требует немедленного и значительного объема платежей;
  •  гибкость расчетов за счет выбора способа, размеров, периодичности уплаты лизинговых платежей. Условия договора лизинга по-своему более вариабельны, чем кредитные отношения, так как позволяют участникам выработать удобную для них схему выплат:
  •  для вновь создаваемых компаний, еще не имеющих достаточных активов для обеспечения залога, лизинг может быть единственным источником средств.

1.3Виды лизинговых сделок.

Современный рынок лизинговых услуг характеризуется многообразием форм лизинга, моделей лизинговых контрактов и юридических норм, регулирующих лизинговые операции. Существующие формы лизинга можно объединить в два основных вида - оперативный и финансовый лизинги.

1. Оперативный лизинг - это арендные отношения, при которых расходы лизингодателя, связанные с приобретением и содержанием сдаваемых в аренду предметов, не покрываются арендными платежами в течение одного лизингового контракта.

Для оперативного лизинга характерны следующие основные признаки:

  •  лизингодатель не рассчитывает возместить все свои затраты за счет поступления лизинговых платежей от одного лизингополучателя;
  •  лизинговый договор заключается, как правило, на 2 - 5 лет, что значительно меньше сроков физического износа оборудования, и может быть расторгнут лизингополучателем в любое время;
  •  риск порчи или утери объекта лежит в основном на лизингодателе. В лизинговом договоре может предусматриваться определенная ответственность лизингополучателя за порчу переданного ему имущества, но ее размер значительно меньше первоначальной цены имущества;
  •  ставка лизинговых платежей обычно выше, чем при финансовом лизинге. Это вызвано тем, что лизингодатель, не имея полной гарантии окупаемости затрат, вынужден учитывать различные коммерческие риски (риск не найти арендатора на весь объем имеющегося оборудования, риск поломки объекта сделки, риск досрочного расторжения договора) путем повышения цены на свои услуги;
  •  объектом сделки являются наиболее популярные виды машин и оборудования.

При оперативном лизинге лизинговая компания приобретает оборудование заранее, не зная конкретного арендатора. Поэтому фирмы, занимающиеся оперативным лизингом, должны хорошо знать конъюнктуру рынка инвестиционных товаров как новых, так и бывших уже в употреблении. Лизинговые компании при этом виде лизинга сами страхуют имущество, сдаваемое в аренду, и обеспечивают его техобслуживание и ремонт.

По окончании срока лизингового договора лизингополучатель имеет право:

  •  продлить срок договора на более выгодных условиях;
  •  вернуть оборудование лизингодателю;
  •  купить оборудование у лизингодателя при наличии соглашения на покупку по справедливой рыночной стоимости. Поскольку при заключении договора заранее нельзя достаточно точно определить остаточную рыночную стоимость объекта сделки, то это положение требует от лизинговых фирм хорошего знания конъюнктуры рынка подержанного оборудования.

Лизингополучатель при помощи оперативного лизинга стремится избежать рисков, связанных с владением имуществом, например, с моральным старением, снижением рентабельности в связи с изменением спроса на производимую продукцию, поломкой оборудования, увеличением прямых и косвенных непроизводительных затрат, вызванных ремонтом и простоем оборудования, и т.д. Поэтому лизингополучатель предпочитает оперативный лизинг в случаях, когда:

  •  предполагаемые доходы от использования арендованного оборудования не окупают его первоначальной цены;
  •  оборудование требуется на небольшой срок (сезонные работы или разовое использование);
  •  для оборудования необходимо специальное техобслуживание;
  •  объектом сделки выступает новое, непроверенное оборудование.

Перечисленные особенности оперативного лизинга определили его распространение в таких отраслях, как сельское хозяйство, транспорт, горнодобывающая промышленность, строительство, электронная обработка информации.

Оперативный лизинг.

Этот вид лизинга применяется при небольших сроках аренды оборудования, при котором продолжительность жизненного цикла изделия значительно больше контрактного срока аренды. При оперативном лизинге оборудование не полностью амортизируется за время аренды, и может быть вновь сдано в аренду или возвращено арендодателю. На практике сделки оперативного лизинга не превышают трехгодичного периода. Арендатор в данных сделках сохраняет за собой право аннулировать контракт при условии предварительного уведомления арендодателя. Эта форма лизинга предусматривает большую ответственность арендатора за сохранность объекта аренды. Арендатор берет на себя обязательство самостоятельно заключать контракты с фирмой-поставщиком на ремонт и техническое обслуживание оборудования.

Для оперативного лизинга характерны следующие признаки:

  •  срок договора лизинга значительно меньше нормативного срока службы имущества, вследствие чего лизингодатель не рассчитывает возместить стоимость имущества за счет поступлений от одного договора; имущество в лизинг сдается многократно; в лизинг сдается не специально приобретаемое по заявке лизингополучателя имущество, а имеющееся в лизинговой компании. Иными словами, лизинговая компания, приобретая имущество, не знает его конкретного пользователя. В связи с этим лизинговые компании, специализирующиеся на оперативном лизинге, должны хорошо знать конъюнктуру рынка лизингового имущества - как нового, так и бывшего в употреблении;
  •  обязанности по техническому обслуживанию, ремонту, страхованию лежат на лизинговой компании;
  •  лизингополучатель может расторгнуть договор, если имущество в силу непредвиденных обстоятельств окажется в состоянии, непригодном для использования;
  •  риск случайной гибели, утраты, порчи лизингового имущества лежит на лизингодателе;
  •  размеры лизинговых платежей при оперативном лизинге выше, чем при финансовом лизинге, поскольку лизингодатель должен учитывать дополнительные риски, связанные, например, с отсутствием клиентов для повторной сдачи имущества, возможной порчей или гибелью имущества;
  •  по окончании срока договора имущество, как правило, возвращается лизингодателю.

По желанию лизингополучатель имеет право продлить договор на новых условиях и даже приобрести его в собственность. Если финансовый лизинг по своей экономической сущности можно сравнить с долгосрочным финансированием капитальных вложений, то при оперативном лизинге арендные платежи сравнимы с текущими оперативными расходами.

Формирование и развитие данного вида лизинга становится возможным с появлением вторичного рынка лизингуемого оборудования, поскольку у арендодателя появляется проблема реализации имущества по окончании срока лизинга. Эта новая проблема вызывает необходимость работы в области управления имуществом и перепродажи имущества, вернувшегося к лизингодателю.

Лизингодатель вынужден сдавать лизингуемое оборудование во временное пользование несколько раз и для него возрастает риск по возмещению остаточной стоимости объекта лизинга при отсутствии спроса на него. Риск, связанный с управлением имуществом, не ограничивается проблемой, что делать с имуществом по окончании срока лизинга - при оперативной аренде срок договора редко бывает соизмерим со сроком "жизни" имущества. Рост рынка оперативной аренды вызван тем, что арендодатели ищут новых возможностей в области вне балансового финансирования, защиты против рисков, связанных с остаточной стоимостью и уменьшением периодических платежей. Арендодатели под давлением конкуренции вынуждены рассчитывать объемы платежей на базе прибыли после налогообложения и переносить налоговые льготы владения имуществом на арендатора в форме уменьшения лизинговых платежей. Имущество, сдаваемое в оперативную аренду, разнообразно: от автомобилей (именно этот вид имущества в первую очередь диктует необходимость создания "вторичного" рынка) до компьютеров, с которыми связан риск технологического устаревания.

Несмотря на то, что уже появилась практика оперативного лизинга, остаются сомнения относительно соответствия этого понятия российской нормативно-правовой базе. По мнению многих экспертов, согласно ст. ст. 665-670 ГК РФ, лизинговая сделка может быть заключена в отношении того или иного оборудования только один раз - в момент его приобретения лизингодателем для лизингополучателя. В случае, когда предмет оперативного лизинга возвращается арендодателем (либо затребуется им до истечения срока окончания договора финансового лизинга), этот предмет, вновь переданный в аренду, будет являться предметом текущей аренды. При этом происходит превращение лизинговых отношений в отношения по поводу текущей аренды. Таким образом, оперативный лизинг есть хорошо известная всем аренда.

2. Финансовый лизинг - это соглашение, предусматривающее в течение периода своего действия выплату лизинговых платежей, покрывающих полную стоимость амортизации оборудования или большую его часть, дополнительные издержки и прибыль лизингодателя.

Глава 2. Особенности развития лизинговых операций в России.

2.1 Текущее состояние рынка лизинговых услуг.

Рынок лизинга в 1 полугодии 2013 года сократился на 17% - в первую очередь, из-за сжатия ж/д-сегмента в 2 раза. Падение могло быть вдвое больше – смягчил его авиа лизинг, увеличившийся в 7 раз. Крупнейшие компании пытаются переориентироваться на розничные сегменты, выстраивая «лизинговые фабрики». Опереться при этом на «розничные конвейеры» материнских банков в полной мере не получается, приходится выстраивать собственные каналы продаж. Запуск лидерами рынка «лизинговых фабрик» повысит доступность инструмента лизинга для клиентов - МСБ, но усилит конкуренцию. В рисунке 5 по итогам 2013 года рынок лизинга вырос на 6% при оптимистичном сценарии, и сократился  на 10% при пессимистичном.

В рисунке 1 представлено замедление рынка лизинга, начавшееся в 2014г., переросло в падение – объем новых сделок сократился на 17% в 1 полугодии 2013г. Объем нового бизнеса за январь-июнь 2013 года составил 594 млрд. руб., что меньше и по отношению к 2012 году, и к 2011. Причиной снижения объемов рынка стало сокращение сделок в железнодорожном сегменте в 2 раза. При этом смягчил падение авиа лизинг – сделки в нем выросли за год в 7 раз, а без его учета падение рынка составило бы около 32%. В результате авиа лизинг стал вторым по объему нового бизнеса. Сокращение рынка, очищенного и от сделок ж/д, и от авиа лизинга, составляет 11%.

Ведущие лизинговые компании сделали акцент на работу с МСБ и «розничные» сегменты рынка.  В таблице 3 представлено начало работы в сегментах и запуске «фабрик» лизинговых сделок объявили ВЭБ-Лизинг, Сбербанк Лизинг и ВТБ Лизинг. За последние два года число реализованных сделок на рынке выросло в полтора раза (с 44 тыс. в 1П2014 до 67 тыс. в 1П2013), а средние темпы прироста количества сделок у топ-15 компаний по этому показателю составили 165%. Кроме того, в 2 раза (с 50 до почти 100 тысяч) выросло и число действующих лизингополучателей на рынке.

Многие банки уже выстроили свои розничные «кредитные фабрики», однако мечты их лизинговых «дочек» воспользоваться готовой сетью продаж пока не сбываются. Мешает этому борьба двух продуктов в сознании продающего (банковского) менеджера, а также сложность выстраивания системы мотивации таким образом, чтобы эффективно продавался и кредит, и лизинг. В результате лизингодателям зачастую приходится выстраивать отдельную лизинговую «фабрику» и опираться на собственные каналы продаж. Доминирующую роль в них по-прежнему играют прямые продажи (в 1 пол. 2013 их доля составила 95%).

Выход крупнейших компаний в сегмент «розницы» снизит волатильность рынка и повысит доступность лизинговой услуги для клиентов-МСБ. В то же время он значительно усилит конкуренцию и заставит небольших лизингодателей искать новые пути развития. Начало активной работы лидеров рынка в сегментах небольших сделок позволит им повысить диверсификацию портфеля и направить ресурсы в сегменты, где спрос просел не так сильно. К примеру, в 1 полугодии 2013 новые сделки в сегменте МСБ сократились на 11,6%, в то время как в крупном бизнесе – на 18,7%. При этом вышедшим в сегменты «розницы» компаниям важно обеспечить высокое качество лизинговой услуги, чтобы не дискредитировать данный инструмент в глазах новых клиентов.

Развитие поточных лизинговых сделок меняет подход к фондированию лизингодателей – российские банки, традиционно привыкшие финансировать отдельные крупные контракты, постепенно осваивают и выдачу лимитов под будущий пул сделок. Это снижает потребность лизингодателей в поиске иностранного фондирования. К тому же международные рынки капитала весьма прохладно относятся сегодня к эмитентам 2-3-го эшелона с развивающихся рынков.

Таблица 1 - Индикаторы развития рынка лизинга

Показатели

2012г

2013г

Объем нового бизнеса, млрд.руб.

1 320.0

1 300.0

Темпы прироста, %

1.5

-1.5

Объем полученных лизинговых платежей, млрд.руб.

560.0

650.0

Темпы прироста, %

3.7

16.1

Объем профинансированных средств, млрд.руб.

640.0

780.0

Темпы прироста, %

13.2

21.9

Совокупный лизинговый портфель, млрд.руб.

2 530.0

2 900.0

Темпы прироста, %

36.0

14.6

Номинальный ВВП России, млрд.руб.(по данным Росстата)

62 356.9

66 689.1

Доля лизинга в ВВП, %

2.1

1.9

Концентрация новых сделок на топ-10 компаний

63%

65%

Индекс розничности

28%

35%

Стоимость предметов лизинга по новым заключенным сделкам за 2013г. без НДС, млрд.руб.

770

783

Темпы прироста, %

3,9%

1,7%

Пессимистичные ожидания участников рынка на 2013 год оправдались: второй год подряд темпы прироста сделок на рынке лизинга близки к нулю. За прошедший год номинальный объем нового бизнеса не подвергся серьезной коррекции, но с учетом инфляции можно говорить о сокращении рынка в реальном выражении.

Таблица 2 - ТОП-30 по количеству заключенных сделок в 2013 году

                  Компания

Количество заключенных сделок за 2013г., штук

1

Europlan

29 996

2

"ВЭБ-лизинг"

26 971

3

CARCADE Лизинг

14 010

4

ВТБ Лизинг

10 531

5

Балтийский лизинг (ГК)

7 505

6

ОЛК "РЕСО-Лизинг"

6 693

7

"Элемент Лизинг"

5 587

8

Лизинговая компания УРАЛСИБ

4 299

9

"Фольксваген Груп Финанц"

3 450

10

СТОУН-XXI (ГК)

3 228

В данной таблице первое место занимает компания «Europlan» количество заключённых сделок составляет 29 996 штук, второе место занимает компания "ВЭБ-лизинг" количество его сделок составляет 26 971 штука.

Таблица 3 - рэнкинг  лизинговых компаний  по итогам 1 полугодия 2013-2014 года

Место по новому бизнесу

Наименование ЛК

Объем нового бизнеса за 1 пол. 2014 г (сумма стоимости предметов лизинга по новым сделкам, без НДС)млн.руб.

Темпы прироста нового бизнеса 1П14/1П13

Сумма новых договоров лизинга за 1 пол.2014.,млн.руб.

Темпы прироста суммы новых договоров 1П14/1П13

1.07.14

1.07.13

1

2

"ВЭБ-лизинг"

68 646,6

51,8%

95 669,0

-0,8%

2

3

ВТБ Лизинг

49 165,4

139,9%

70 493,4

111,2%

3

-

Europlan

21 578,0

-

32 227,0

17,0%

4

4

"ТрансФин-М"

17 658,8

12,9%

35 202,9

-41,4%

5

1

"СБЕРБАНК ЛИЗИНГ" (ГК)

13 896,6

-73,1%

21 844,2

-72,9%

6

5

Газпромбанк Лизинг (ГК)

11 630,0

-12,8%

19 487,0

-11,1%

7

-

"РЕЙЛ1520" (ГК)

11 383,0

-

7 909,0

-

8

7

"Государственная транспортная лизинговая компания"

10 439,7

4,5%

17 192,3

-19,0%

9

8

"Балтийский лизинг" (ГК)

10 341,4

14,4%

15 333,6

14,8%

10

9

CARCADE ЛИЗИНГ

8 384,3

2,2%

12 426,7

-2,0%

Согласно предварительным данным, новый бизнес (стоимость имущества) за 1 полугодие 2014 года составил около 344 млрд руб. (сокращение по отношению к 1 полугодию 2013 года составило около 2,5%), а сумма новых лизинговых договоров – 505 млрд руб. (сокращение на 15%).

В предварительном анкетировании приняли участие лизинговые компании, на которых в совокупности приходится не менее 90% лизингового рынка. По объему нового бизнеса за 1 полугодие 2014 года вошли «ВЭБ-Лизинг» и ВТБ Лизинг, поднявшиеся на 1-е и 2-е место соответственно. Третье место заняла компания Europlan. В совокупности на тройку лидеров приходится около 40% всего объема нового бизнеса (за 1П13 год – 33%).

Рисунок 1 – Динамика рынка лизинга за 1П2013 и 1П2014  

Российский рынок лизинга продолжил снижение: новый бизнес (стоимость имущества) за 2014 года составил около 344 млрд.руб. (сокращение по отношению к 1П2013г. - около 2,5%), а сумма новых лизинговых договоров – 505 млрд.руб. (сокращение на 15%). Стоит заметить, что новый бизнес (стоимость имущества) менее волатильный показатель, чем сумма новых договоров. Так в 1П2012 его темп прироста составил 20%, а по сумме новых договоров около 34%, в 1П2013 новый бизнес сократился на 9%, а сумма новых договоров почти на 17%.

Рисунок 2 – Источники финансирования деятельности ЛК в 2013 году с учетом и без крупных лизинговых компаний

В структуре финансирования, без учета крупных сделок, банковские кредиты продолжают играть ключевую роль в фондировании сделок, как и в целом по рынку, однако все более востребованными для лизингодателей становятся собственные средства (увеличение доли +3,3 п.п.) и авансы (увеличение доли +5,7 п.п.).

Рисунок 3 – Переключение госкомпаний на розницу сказалось на увеличении их доли в новых сделках

В совокупности на тройку лидеров приходится около 40% всего объема нового бизнеса (за 1П13 год – 33%, за 1П12 год – 37%, за 1П11 год – 43%). Концентрация рынка в 1П2014г. продолжает расти: на крупнейшего лизингодателя приходится 20% новых сделок (в 1П2013г. – 14,6%, в 1П2012г. – 30,2%).

Рисунок 4 - Географическое распределение новых договоров лизинга в 1П2013г.

В территориальном распределении лизинговых сделок за 1П2014г. по сравнению с 1П2013г. произошел рост новых сделок за пределами РФ. По административно-территориальным единицам распределение не претерпело значительных изменений: доля Москвы увеличилась примерно на 5 п.п., а доля Санкт-Петербурга снизилась на 7,1 п.п., что объясняется крупными разовыми авиа сделками в прошлом году.

Рисунок 5 – Сегменты авто лизинга и строительной техники за 1П2013 и 1П2014

Доля ж/д техники в сумме новых договоров продолжает стремительно снижаться: если в 1П2013г. она достигала 34%, то в 1П2014г. – уже 22,3%. Авиа сегмент после рекордного роста в прошлом году (доля его выросла с 2% до 19,8%) также продемонстрировал отрицательную динамику (доля сегмента снизилась до 17,2%). Грузовой и легковой автотранспорт показали высокие темпы прироста новых договоров (16% и 23% соответственно). Компания ВТБ Лизинг значительно нарастила объем новых договоров в сегменте строительной и дорожно-строительной техники, что положительно сказалось на доле сегмента (рост с 7,6% до 10,5%) в сумме новых договоров. Без учета ВТБ Лизинг сегмент строительной и дорожно-строительной техники в 1П2014г. сократился бы на 13%. Среди них - машиностроительное, металлообрабатывающее и металлургическое оборудование, недвижимость, суда и пр. Но с учетом того, что эти сегменты имеют слабую корреляцию, а их доля в общем объеме рынка около 21% - они не смогли переломить сложившуюся тенденцию сокращения  лизингового рынка России.

Рисунок 6 – Географическое распределение объема новых сделок в 2013 году

В 2013 году территориальное распределение новых сделок претерпело заметные изменения: доля Санкт-Петербурга выросла с 7,4% до 12,7% (см. графики 6 и 7), что объясняется крупными авиа сделками.

           

Рисунок 7- Географическое распределение объема новых сделок в 2012 году

В географическом распределении сделок уменьшилась доля Уральского ФО (с 13,3% до 10,1%) и Сибирского ФО (с 9,5% до 7,2%). На Москву и Центральный ФО совокупно приходится почти половина новых сделок (49,6% в 2013 году, годом ранее - 51,9%).

Рисунок 8-Распределение нового бизнеса  в 2013 году без учета крупных сделок

Распределение новых сделок по регионам без учета крупных сделок показывает, что на Москву приходится уже не половина, а четвертая часть всего объема нового бизнеса в 2013 году. Концентрация оставшейся части сделок по ФО возросла: на Приволжский ФО приходится 14,1% (9,4% с крупными сделками), на Центральный ФО – 12,6% (7,3% с крупными сделками), а на Уральский ФО и Санкт-Петербург - по 12,1%.  

2.2 Перспективы развития рынка лизинговых услуг.

В настоящее время в российской экономике активно идут процессы появления формирования новых , не существовавших раннее рынков. Одним из ярких примеров таких рынков может служить рынок лизинговых услуг.

Развитие рынка лизинговых услуг сталкивается с рядом серьезных ограничений объективного и субъективного характера (недостаточная развитость фондового рынка, неготовность участников к восприятию лизинговой парадигмы и др.). Потенциал лизинга пока используется далеко не полностью. Однако рынок развивается достаточно динамично.

Непосредственное решение об обращении к лизинговым формам финансирования, как уже отмечалось, принимает пользователь. Однако особенности рынка формируются в основном поведением лизингодателей. Эта свойство наблюдается и в развитых странах, и в России. Точно определить количество лизинговых компаний, действующих в настоящее время на российском рынке, довольно сложно. Однако многие из компаний, получавших лицензию, реально не функционировали. Кроме того, часть лизинговых фирм являлась (и является) государственно ориентированными, их нельзя в полной мере считать субъектами рынка, скорее это «квазисубъекты». После отмены лицензирования лизинговой деятельности оценивать количество и состав участников рынка стало еще сложнее. В то же время уже сформировалось множество лизинговых фирм (и частных, и с участием государства), которые демонстрируют образцы рыночного поведения, т. е. в выборе и реализации стратегии поведения руководствуются рыночными нормами. Количество таких компаний поддается оценке, они охотно размещают информацию о себе в различных справочных изданиях, предоставляют сведения для опросов, участвуют в анкетировании. Именно эти компании определяют ситуацию на современном рынке лизинговых услуг, влияют на его структуру.

К характеристикам формирующейся структуры рынка лизинговых услуг относятся:

  •  высокие темпы роста объемов лизинговых услуг возросли в 3 раза. Рынок лизинговых услуг является одним из самых динамичных, что отражает и состояние институциональной среды, и особенности его субъектов (в первую очередь лизингодателей и лизингополучателей);
  •  среди российских лизингополучателей доминируют пока средние и малые фирмы, крупные предприятия либо используют собственные средства, либо обращаются к банковскому кредиту. Это отражает существующую парадигму безусловного предпочтения собственности другим формам получения актива. Следует отметить, что в других странах эта особенность не наблюдается;
  •  расширяются пространственные границы рынка. При сохраняющемся  доминировании столичных лизинговых компаний возрастает количество лизинговых фирм в регионах (рост идет как за счет «экспансии» столичных фирм, так и за счет появления новых региональных), выделяется несколько локальных рынков (например, на территории Сибири), которые имеют свои специфические особенности;
  •  высокая концентрация рынка, проявляющаяся в наличии нескольких явных лидеров на рынке лизинговых услуг;
  •  нестабильность лидирующего положения, с одной стороны, и его формирующаяся устойчивость — с другой;
  •  зарождающаяся конкуренция между лизинговыми фирмами.

В современных условиях рыночных отношений необходимо учитывать перспективу использования инновационных идей для повышения эффективности работы предприятия.

Транспортное предприятие – особая часть транспортно - логистической системы, цель функционирования которой заключается в организации доставки, перемещении товарно-материальных ценностей из одной точки в другую по оптимальному маршруту.

В зависимости от специфики предоставляемой услуги предприятия сферы оказания транспортных услуг, можно разделить на следующие группы:

  •  транспортные - оказывают транспортные услуги потребителям;
  •  экспедиционные - посреднические организации, оказывающие услуги по подготовке и осуществлению перевозок грузов любыми видами транспорта и оформлению перевозочных документов, документов для таможенных целей и других видов документации;
  •  информационно-посреднические - диспетчерские организации, которые осуществляют поиск грузов для перевозчиков или перевозчиков для грузоотправителей, но не несут ответственности за организацию и выполнение самой доставки;
  •  логистические - оказывают комплекс услуг, начиная с транспортировки и хранения и заканчивая полным управлением движением и хранением сырья и готовой продукции;
  •  сервисные - специализируются на одном из видов сервисных услуг.

На более раннем этапе развития рынка лизинговых услуг его участники практически не обращались к операциям с недвижимостью, однако по мере появления конкуренции, с одной стороны, и определенных благоприятных внешних тенденций, с другой, недвижимость становится одним из объектов лизинга.

В современной экономической ситуации в России наибольший удельный вес имеют организации смешанного типа - транспортно-экспедиционные, которые располагают парком собственных транспортных средств и оказывают посреднические услуги по транспортировке грузов.

По мнению экспертов, в настоящее время автомобильные перевозки грузов становятся самым динамично развивающимся сегментом транспортной отрасли.

Это вызвано, в первую очередь, тем, что внедряемые в настоящее время технологии позволяют обеспечить эффективную работу всех видов транспорта посредством обновление основных фондов.

Расширить собственный парк транспортных средств можно несколькими способами: приобрести автотранспортное средство в собственность, взять его в аренду с правом выкупа (лизинг), арендовать автомобиль, по техническим параметрам и внешнему виду соответствующего потребностям транспортно-экспедиционной компании и корпоративным стандартам, у ее владельца (с оплатой услуг последнего в качестве водителя).

Приобретение транспорта в собственность предполагает высокие первоначальные инвестиции и необходимость управления множеством сложных бизнес-процессов, связанных с содержанием и техническим обслуживанием транспортных средств. В то же время наличие собственного автомобиля обеспечивает высокий уровень управляемости процессом перевозки и полный контроль над техническим состоянием автомобильного парка. Отрицательной стороной такого подхода являются значительные первоначальные затраты на приобретение и страховку транспортных средств, расходы на аренду или покупку мест стоянки автотранспорта, помещений для хранения расходных материалов, запчастей и т.д., а также необходимость регулярного технического обслуживания. Компании с небольшим парком транспортных средств, как правило, прибегают к услугам сервисных фирм. При этом необходимо постоянно контролировать качество предоставляемых услуг, поэтому крупные и средние транспортные компании стремятся организовать собственный автосервис, который в первую очередь будет обслуживать корпоративный парк, а в свободное время оказывать услуги внешним заказчикам. Тем самым решается не только проблема бесперебойного качественного сервисного обслуживания, но и изыскиваются возможности привлечения дополнительных финансовых средств в доходную часть бюджета автотранспортного предприятия.

Кроме того, нововведения могут быть связаны с принятием новых отраслевых решений – от транспортно-экспедиторского обслуживания до программного обеспечения и оборудования, изменением количества рабочих мест, повышением уровня образования и квалификации рабочих, рациональным использованием материальных, финансовых и кадровых ресурсов, оптимизацией затрат, повышением требований охраны труда, а также с улучшением качественных показателей работы и степени надежности технических средств транспорта. Помимо прочего, необходимым условием успешного функционирования транспортной компании является высокая конкурентоспособность услуг, предоставляемых клиентам. Все инновационные идеи в совокупности определяют инновационную стратегию развития автотранспортного предприятия.

Процесс выбора инновационной стратегии развития предприятия предполагает оценку всех аспектов его инновационной деятельности, проявляющейся в нововведениях различного типа. В зависимости от конкретных условий микро- и макро- среды субъект деятельности может выбрать адаптационную либо творческую инновационную стратегию.

Адаптационная стратегия состоит в проведении автотранспортным предприятием лишь частичных изменений, которые позволяют ему усовершенствовать ранее освоенные виды услуг в рамках сложившихся в нем организационных структур и тенденций деятельности. Именно поэтому инновации такой хозяйственной структуры выступают как вынужденная ответная реакция на изменения внешней среды предприятия, чтобы не потерять завоеванные ранее рыночные позиции. В условиях нестабильности рыночных отношений адаптационная стратегия малоэффективна.

Экономическая категория инновации - искусство стратегии развития, отрицающее старое; творческая деятельность с ярко проявленной экономической стороной эффекта. Исходя из принципа свободного рынка, явление инновации представляет собой создание и сохранение в течение продолжительного срока конкурентоспособного технического и технологического преимущества. В дальнейшем использование этого преимущества при оказании услуг, в том числе автотранспортных, может увеличить экономическую прибыль. При этом обязательно условие оказания качественных услуг с минимальными издержками, которое является традиционным признаком успеха на рынке. Действительно, общепринятым критерием оценки эффективности процесса оказания услуг является соотношение доходной и расходной частей. Однако транспортно-экспедиционные предприятия имеют ряд существенных особенностей.

Большое количество представительств в регионах позволяет транспортно-экспедиционным компаниям наладить более тесные взаимоотношения с клиентами, что существенно ускоряет документооборот.

Возможность снижения влияние сезонности за счет увеличения производственных мощностей (привлечение ресурсов перевозчиков) с целью недопущения простоя транспорта.

Небольшой горизонт планирования: редки случаи предварительной подачи заявок клиентами на перевозки. В этом случае необходимо применение отработанных технологий быстрого поиска сторонних перевозчиков, работающих в различных направлениях по заявкам. Собственный транспорт, как страховочный, используется в случае увеличения объемов перевозок.

Неритмичность отгрузок, осуществляемых по заявкам заказчиков, уравновешивается наличием достаточного количества представительств, что позволяет перераспределить транспорт в период планируемых всплесков или снижений активности клиентов.

Наличие представительств транспортной компании в разных регионах с большими объемами заказов, позволяет своевременно находить возможные варианты обратных загрузок («закольцовок») как собственного, так и привлеченного автотранспорта, что помогает снизить расходы, связанные с холостым пробегом - возвратом и простоем автотранспортного парка.

В то же время, финансовый успех зависит не только от грамотного использования сложившейся финансово-хозяйственной картины, но и от изучения сбытовой ситуации реализуемой продукции в настоящий момент времени и прогнозного анализа их перспективной динамики в будущем. с пополнениями технической базы, основанной на новых изобретениях, с изучением конкретных рынков сбыта, предполагающая удовлетворение не спроса вообще, а спроса с учетом индивидуальных потребностей. Более 90% американских фирм имеют сегодня специальные службы сбыта и изучения рынка, т.е. маркетинговые службы. На эти цели ежегодно расходуется свыше 60 млрд. долл. Иными словами, прежние звенья «научная лаборатория - завод» дополняются звеном «конкретный потребитель». Последний элемент - важнейший фактор в современной рыночной конкуренции, стимул к повышению качества продукции.

Зарубежный опыт свидетельствует: возможность реализации новой технологии растет, если ее разработка происходит параллельно с исследованием ее рыночного потенциала. Большинство экспертов считают, что в современных условиях успех новой продукции на 70 - 90% зависит от точности соответствия ее потребительским предпочтениям.

В связи с этим возникает необходимость разработать и реализовать ряд инновационных идей в области своевременного мониторинга спроса. В противном случае предприятие может лишиться доли финансового влияния на рынке.

Исследования перспектив внедрения инновационных идей на автотранспорте касаются вопросов совершенствования учета эксплуатационных затрат как издержек транспортного предприятия, непосредственно связанных с осуществлением транспортных перевозок. Планируемые инновационные преобразования обязательно должны быть проектными и предусматривать определенную последовательность в выборе и реализации инновационной стратегии: от постановки конечной цели до ее реализации в части разработки оптимизированного подхода к организации учетно-аналитической системы и ее отдельных элементов для ускорения роста ожидаемых доходов.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

59481. Cценарій. Свято осені 580.5 KB
  Хлібомсіллю Вас вітаєм і здоров’я Вам бажаєм. В народі хліб мов матір поважають. І дорогих гостей завжди стрічають З хлібиною в барвистих рушниках. І тому завжди в пошані Хліб і в нашому селі Запашний пухкий рум’яний Він лежить на рушничку.
59482. Невтомні сіячі освітянської ниви (День вчителя) 55.5 KB
  Ведуча: Це не тільки професійне свято вчителів. Ведуча: Це він шкільний учитель навчав нас і першої літери і вміння розуміти прекрасне і палко любити Україну. Ведуча: Учитель це птах Що у небо зліта Без кінця На крилах пера Й олівця.
59483. Гумор і сатира у нашому житті 490 KB
  Учитель: Про Гаврила і чорнило. Учитель звертає увагу дітей на записані слова епіграф на дошці. на дошці учитель прикріплює назву дії Лунає дзвінок на урок. Учитель захворів.
59484. Электрификация коровника на 200 голов с разработкой кормораздачи в ЗАО Овощевод 1.67 MB
  С-х присущи некоторые особенности, которые необходимо учитывать для успешной предпринимательской деятельности: главное средство производства – земля, специфические – живые организмы; с-х ведется во всех климатических условиях, что важно учитывать при механизации, мелиорации, химизации процессов
59485. Спортивне свято у садочку: В гостях у Котигорошка 33 KB
  Мета: Поглиблювати знання дітей про козацькі забави, уміння і навички. Розвивати руховий апарат. Привчати дітей до систематичних занять з фізичної культури і спорту. Враховувати почуття дружби, колективізму, взаємовиручки.
59487. Подорож козацькими стежками 124.5 KB
  Тож сьогодні ми з вами загадаємо як зародилась Січ як козаки боронили рідну землю про славних гетьманів. Козаки казали: Січ мати а Великий Луг батько€. То хто ж вони козаки Це вільні люди. На сцену виходять козаки.
59488. Сценарій відкритого уроку: Чорнобильська трагедія 89.5 KB
  Мета. Ознайомити учнів з однією із трагічних сторінок України, розкрити наслідки трагедії, ознайомити з тими заходами, які приймає уряд України з метою запобігання подібного лиха.