96697

Общетеоретические и методические основы развития выносливости

Курсовая

Физкультура и спорт

Цель исследования: проанализировать теоретические и методические особенности развития выносливости. Изучить литературу по теме исследования. Рассмотреть общетеоретические аспекты проявления выносливости. Выявить методические особенности развития выносливости.

Русский

2015-10-08

128 KB

0 чел.

Министерство образования и науки

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

«Российский государственный профессионально-педагогический университет»

Факультет физической культуры

Кафедра теории и методики физической культуры

К ЗАЩИТЕ ДОПУСКАЮ:

Зав. кафедрой ТМФК

___________________Т.В. Андрюхина

Курсовая работа

«Общетеоретические и методические основы развития выносливости»

Исполнитель:

ст. группы ФК-211 Сухих Александр Сергеевич

Руководитель:

Ст. преподаватель кафедры ТМФК

Балмашев Вадим Сергеевич

Екатеринбург 2015

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

ГЛАВА I. ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОЯВЛЕНИЯ ВЫНОСЛИВОСТИ…………..............................................................................5

1.1. Виды выносливости……………………………………………....................5

1.2. Выносливость как качество………………………………………................7

ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБЩЕЙ ВЫНОСЛИВОСТИ……………………...............................................................12

2.1. Средства развития общей и специальной выносливости……………....…12

2.2. Методы развития общей и специальной выносливости……….………….15

2.3. Методика развития выносливости………………………………………….21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...25

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………..26

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования: Проблема воспитания выносливости широко обсуждается в спортивно-педагогической литературе.

Хороший уровень выносливости необходим практически во всех видах спорта в целях обеспечения высокого уровня работоспособности, хорошего состояния здоровья, быстрого восстановления от тренировочных и соревновательных нагрузок.

Выносливость - это способность противостоять физическому утомлению в процессе мышечной деятельности. Мерилом выносливости является время, в течение которого осуществляется мышечная деятельность определенного характера и интенсивности.

Развитие выносливости зависит от возможностей нервно-мышечного аппарата, быстроты расходования ресурсов внутримышечных источников энергии, от техники владения двигательными действиями и от уровня развития других двигательных способностей.

Главная задача при развитии выносливости у детей школьного возраста состоит в создании условий для неуклонного повышения общей аэробной выносливости на основе различных видов двигательной деятельности, предусмотренных для освоения в обязательных программах физического воспитания.

Оптимальный возраст для развития выносливости – 15–17 лет.

Проблема: отсутствие методик и недостаточная развитость этой темы.

Объект исследования: процесс развития выносливости.

Предмет исследования: общетеоретические и методические основы развития выносливости.

Цель исследования: проанализировать теоретические и методические особенности развития выносливости.

Задачи исследования: 

  1.  Изучить литературу по теме исследования.
  2.  Рассмотреть общетеоретические аспекты проявления выносливости.
  3.  Выявить методические особенности развития выносливости.

ГЛАВА I. ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ВЫНОСЛИВОСТИ

1.1. Виды выносливости

Выносливость подразделяют на общую и специальную.

Общая выносливость. Под общей выносливостью понимают совокупность функциональных свойств организма, составляющих неспецифическую основу проявления выносливости в различных видах деятельности. Общей выносливостью в узком смысле чаще всего называют выносливость, проявляемую в относительно длительной работе при функционировании всех основных мышечных групп, которая совершается в режиме аэробного обмена. Учитывая, что выносливость такого типа в большей мере определяется аэробными возможностями организма, ее называют также «общей аэробной».

Термин «общая» и в данном случае оправдан, хотя бы потому, что выносливость рассматриваемого типа особенно часто проявляется в жизненной практике. Большинство двигательных действий в быту и в сфере физического труда протекает преимущественно в аэробном режиме. Развитие общей аэробной выносливости играет существенную роль в оптимизации жизнедеятельности и здоровья человека. Вместе с тем увеличение аэробных возможностей служит предпосылкой развития специальной выносливости различного типа.

Специальная выносливость – это выносливость по отношению к определенной двигательной деятельности. В различных видах деятельности факторы выносливости используются в неодинаковой степени, в своеобразном сочетании и в особом соотношении с различными другими двигательными качествами соответственно особенностям конкретной деятельности и ее условиям. Специальная выносливость зависит от возможностей нервно-мышечного аппарата, быстроты расходования ресурсов внутримышечных источников энергии, от техники владения двигательным действием и уровня развития других двигательных способностей. Различные виды выносливости независимы или мало зависят друг от друга. Например, можно обладать высокой силовой выносливостью, но недостаточной скоростной или низкой координационной выносливостью. Термин «специальная выносливость» означает способность противостоять утомлению в условиях специфических нагрузок, особенно при максимальной мобилизации функциональных возможностей организма для достижений в избранном виде деятельности.

Скоростная выносливость (выносливость в легкоатлетическом спринте, в спринтерской велогонке и т.п.) проявляется как способность наращивать до максимума и поддерживать на этом уровне мощность работы в условиях возможно кратковременного преодоления соревновательной дистанции. С энергетической точки зрения этот тип выносливости обусловлен мощностью, «емкостью» и эффективностью анаэробных процессов превращения и использования энергии в организме, включая обе фазы этих процессов – креатинфосфатную и гликолитическую. Спринтерские упражнения требуют предельной концентрации волевых усилий и способности обеспечить граничную частоту нервной импульсации наряду с устойчивостью форм координации движений. Вместе с тем, образующийся кислородный долг (до 20 литров) и другие связанные с ним сдвиги в организме предъявляют высокие требования к вегетативным системам.

Скоростная выносливость имеет конкретные видовые различия, зависящие от уровня интенсивности и других особенностей деятельности. Так скоростную выносливость спринтерского типа с полным правом можно назвать анаэробно-алактатной. Существенно иные черты характеризуют выносливость, проявляемую в беге на средние дистанции и аналогичных видах спорта, где интенсивность соревновательных упражнений отличается субмаксимальной мощностью – плавание 200-400 м, гребля 1 км и т.п. Выносливость, проявляемую в беге на средние дистанции, называют анаэробно-гликолитической. Доля бескислородных, преимущественно гликолитических процессов в общем энергообеспечении работы во время состязаний на средние дистанции превышает долю аэробных процессов либо приблизительно ей равна. Чтобы добиться высоких результатов в этих условиях спортсмен должен быть способен продолжать состязание, несмотря на кислородный долг, возрастающий до предельных величин (20 литров и более), увеличение концентрации молочной кислоты (до 25 мМ/л) и другие затрудняющие сдвиги во внутренней среде организма. Психологически она характеризуется способностью терпеть, преодолевать негативные ощущения и эмоции, вызываемые столь резкими сдвигами в организме по ходу работы. Данный вид выносливости сильно взаимосвязан со скоростными и силовыми способностями спортсмена, однако превосходство в абсолютных показателях быстроты и силы еще не гарантирует превосходство в специальной выносливости и спортивном результате.

Выносливость аэробного характера проявляется в беге на длинные дистанции и в других видах движений циклического характера, которым свойственна аналогичная по длительности работа. Стайерская и марафонская выносливость больше, чем другие типы выносливости, зависит от факторов функциональной устойчивости экономизации, во многом обусловлена величиной МПК, В психологическом отношении эти типы выносливости характеризуются наиболее длительными, непрерывными волевыми напряжениями.

Скоростная выносливость во многих случаях тесно связана с силовой выносливостью. В целом же силовая выносливость представляет собой способность противостоять утомлению в мышечной работе с выраженными моментами силовых напряжений. Двигательная деятельность в зависимости от степени силовых напряжений, объема и других ее черт требует различных проявлений силовой выносливости. При неоднократных около предельных и предельных мышечных усилиях, как при поднимании штанги предельного и близкого к нему веса, силовая выносливость определяется преимущественно уровнем развития собственно-силовых способностей; когда же степень мышечных усилий в каждый данный момент выполнения действия относительно невелика, решающую роль в проявлении выносливости играют вегетативные факторы, наряду, разумеется, с личностно-психическими факторами, роль которых во всех случаях остается ведущей. Наиболее распространенным в практике внешним показателем силовой выносливости является число возможных повторений контрольного упражнения, выполняемого серийно «до отказа» с определенным внешним отягощением (не менее 30 % от индивидуально максимального).

Одним из типов специфической выносливости можно считать и координационно-двигательную выносливость, которая проявляется в двигательной деятельности, предъявляющей повышенные требования к координационным способностям. Такая выносливость демонстрируется, например, в процессе многоактных состязаний по гимнастическому многоборью, при выполнении многочисленных координационно сложных технико-тактических действий в спортивных играх, цирковыми жонглерами.

Определенные виды специфической выносливости наряду с общей выносливостью являются в процессе физического воспитания и особенно в спорте объектом направленного воздействия. При углубленной специализации в какой-либо деятельности воспитание выносливости, отвечающей особенностям данной деятельности, приводит к специфическим адаптационным перестройкам в организме. Развивающуюся в результате такой специализации специфическую выносливость принято называть «специальной». Таким образом, термины «специфическая выносливость» и «специальная выносливость» — частич­ные синонимы; последний относится к тем видам специфи­ческой выносливости, которые развиты в ре­зультате спортивной или иной специализации.

Особенности выносливости, проявляемой в спортивных играх и единоборствах, характеризуются комплексным выражением всех типов выносливости. Соревновательные действия характеризуются крайней вариативностью, нестандартностью, тем самым требуют определенного запаса выносливости. Многочисленные эпизоды с максимально интенсивными движениями обуславливают тот факт, что спортивные игры и единоборства предъявляют значительные требования к системам анаэробного энергообеспечения. В то же время большой объем двигательной активности, чередуемый с паузами относительного отдыха, требует достаточно высокой аэробной производительности организма. Спортивные игры и единоборства предъявляют вместе с тем повышенные требования к устойчивости против сенсорного и эмоционального утомления.

В качестве одного из типов специальной выносливости следует выделить многоборную выносливость, которая в каждом конкретном случае имеет свои особенности, зависящие от специфики многоборья. Внешне этот тип выносливости проявляется в том, что результаты, достигнутые спортсменом в каждом отдельном упражнении из числа входящих в многоборье, получают возможно полную реализацию при выступлении по программе многоборья в целом, когда уплотненный режим соревновательной нагрузки и взаимовлияние различных видов работы затрудняют показ достижений в отдельных упражнениях. Чем труднее сочетать высокие достижения в различных разделах многоборья, тем большую роль в подготовке многоборца приобретает воспитание специальной многоборной выносливости.

Некоторые другие градации выносливости. Кроме всего прочего, характер выносливости, проявляемой в двигательной деятельности, зависит от числа мышечных групп, принимающих активное участие в работе. По этому признаку выносливость подразделяют на тотальную (проявляемую тогда, когда в работе активно участвует свыше 2/3 всех мышечных групп, как, например, в беге на лыжах или при многократном поднимании штанги значительного веса), региональную (когда активно функционируют от 1/3 до 2/3 мышечных групп, как, например, при многократном сгибании-разгибании туловища в положении сидя) и локальную (когда активно функционирует менее 1/3 общего числа мышечных групп, как при многократном повторении двигательных действий, выполняемых одними руками и т. п.).

Из приведенной характеристики общей выносливости ясно, что она всегда является в рассматриваемом отношении тотальной. Специфическая же выносливость различного типа может быть как тотальной, так и региональной, так и локальной. Для практики физического воспитания весьма существенно то обстоятельство, что развитие тотальной выносливости, как правило, ведет к повышению уровня проявления региональной и локальной выносливости в ряде видов двигательной деятельности, в том числе в производственной; обратной же зависимости обычно не наблюдается (можно, например, приобрести высокоразвитую выносливость в ручных операциях и быть совсем не выносливым в беге и других упражнениях, требующих активного участия большинства мышечных групп). Это объясняется в значительной мере тем, что локальная работа сравнительно мало активизирует функции сердечно-сосудистой и других вегетативных систем.

1.2. Выносливость как качество

Выносливость – это наиболее важное физическое качество, которое проявляется в профессиональной, спортивной деятельности и в повседневной жизни людей. Она выражает общий уровень работоспособности человека.

Являясь многофункциональным свойством человеческого организма, выносливость сочетает в себе большое количество процессов, происходящих на различных уровнях: от клеточного и до целостного организма. Однако, как показывают результаты современных научных исследований, в преобладающем большинстве случаев ведущую роль в проявлениях выносливости играют факторы энергетического обмена и вегетативные системы его обеспечения - сердечнососудистой и дыхательной, а также центральной нервной системе.

В теории и методике физической культуры выносливость определяют как способность поддерживать заданную, необходимую для обеспечения профессиональной деятельности, мощность нагрузки и противостоять утомлению, возникающему в процессе выполнения работы. Поэтому, выносливость проявляется в двух основных формах:

1. В продолжительности работы на заданном уровне мощности до появления первых признаков выраженного утомления.

2. В скорости снижения работоспособности при наступлении утомления.

Приступая к тренировке, важно учесть задачи, последовательно решая которые, можно развивать и поддерживать свою профессиональную работоспособность. Эти задачи заключаются в целенаправленном воздействии средствами физической подготовки на всю совокупность факторов, которые обеспечивают необходимый уровень развития работоспособности и имеющих специфические особенности в каждом виде профессиональной деятельности. Решаются они в процессе специальной и общефизической подготовки.

Проявление выносливости в различны видах двигательной деятельности зависит от многих факторов: физиологических (биоэнергетических, функциональной и биохимической экономизации, функциональной устойчивости), личностно-психических, наследственности, среды и другие.

Биоэнергетические факторы сочетают объем энергетических ресурсов, которыми располагает организм, и возможности его систем (дыхательной, сердечнососудистой, выделения и др.), обеспечивающих обмен, продуцирование и восстановление энергии в процессе работы.

Образование энергии, необходимой для работы на выносливость, происходит в результате химических процессов. Основными источниками энергообразования являются аэробные, анаэробные гликолитические и анаэробные алактатные реакции, которые характеризуются скоростью высвобождения энергии, объемом допустимых для использования жиров, углеводов, гликогена, АТФ, КТФ изменений, кроме этого допустимым объемом метаболических изменений в организме.

Особенности функциональных сдвигов организма при выполнении различных видов физической работы в различных зонах мощности определяет спортивный результат. Так, например, основной характерной чертой работы в зоне максимальной мощности является то, что деятельность мышц протекает в анаэробных условиях. Мощность работы настолько велика, что организм не в состоянии увеличить ее совершение за счет аэробных процессов, чтобы такая мощность достигалась за счет кислородных реакций, системы дыхания и кровообращения должны были обеспечить доставку мышцам свыше 40 литров кислорода в 1 минуту. Но даже у тренированного спортсмена при полном усилении функции дыхания и кровообращения потребление кислорода не достигает этой цифры. В течение первых же 10–20 секунд работы потребление кислорода в пересчете на 1 минуту достигает лишь 1–2 литров.

Время развертывания аэробного процесса составляет 3 – 4 минуты (у тренированных 1 минута), поэтому в это время важную роль в поддержании работоспособности в упражнениях максимальной интенсивности играют анаэробные источники энергии, первые 15–20 секунд – креатинфосфокиназные, алактатные. Анаэробные гликолитические источники являются главными в процессе энергообеспечения работы, продолжающейся от 20 секунд до 5 – 6 минут.

Длительная деятельность мышцы возможна при достаточном поступлении кислорода, так как содержание веществ, способных отдавать энергию, в анаэробных условиях постепенно падает, при этом накапливается молочная кислота, сдвиг реакции в кислую сторону нарушает ферментативные реакции, что может привести к угнетению и нарушению обмена веществ и снижению работоспособности мышц. Поэтому работа сильной мощности выполняется "в долг", который ликвидируется после окончания мышечной деятельности.

Физиологической основой выносливости являются аэробные возможности организма, которые обеспечивают определенную долю энергии в процессе работы и способствуют быстрому восстановлению работоспособности организма после работы любой продолжительности и мощности, обеспечивая быстрейшее удаление продуктов метаболического обмена. Аэробный процесс в 20 раз эффективнее анаэробного энергообразования.

Факторы функциональной устойчивости позволяют сохранить активность функциональных систем организма при неблагоприятных сдвигах в его внутренней среде, вызываемых работой (нарастание кислородного долга, увеличение концентрации молочной кислоты в крови и т.д.). От функциональной устойчивости зависит способность человека сохранять заданные технические и тактические параметры деятельности, несмотря на нарастающее утомление.

Соотношение результата выполнения упражнения и затрат на его достижение определяют факторы функциональной и биохимической экономизации. Обычно экономичность связывают с энергообеспечением организма во время работы, а так как энергоресурсы в организме практически всегда ограничены или за счет их небольшого объема, или за счет факторов, затрудняющих их расход, то организм человека стремится выполнить работу за счет минимума энергозатрат. При этом, чем выше тренированность спортсмена, особенно в видах спорта, которые требуют проявления выносливости, тем выше экономичность выполняемой им работы.

Экономизация имеет две стороны: механическую (или биомеханическую), которая зависит от уровня владения техникой или рациональной тактики двигательной деятельности; физиолого-биохимическую (или функциональную), которая определяется тем, какая доля работы выполняется за счет энергии окислительной системы без накопления молочной кислоты, а если рассматривать этот процесс еще глубже – то за счет какой доли использования жиров в качестве субстрата окисления.

Большое влияние на проявление выносливости, особенно в сложных условиях, оказывают личностно-психические факторы. К ним относят такие волевые качества, как целеустремленность, настойчивость, выдержка и умение терпеть неблагоприятные сдвиги во внутренней среде организма, упорство, а также мотивацию на достижение высоких результатов, устойчивость установки на процесс и результаты длительной деятельности.

Генетический фактор существенно воздействует на развитие аэробных и анаэробных возможностей организма. Общая выносливость средне сильно обусловлена влиянием наследственных факторов, статическая выносливость больше зависит от наследственности; для динамической силовой выносливости влияния наследственности и среды примерно одинаковы.

На уровень выносливости влияют и условия внешней среды, в которой производится работа: температура и влажность воздуха, барометрическое давление, сила ветра, либо, если это помещение, то наличие вентиляции и т.д.

ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБЩЕЙ ВЫНОСЛИВОСТИ

2.1. Средства развития общей и специальной выносливости

Средства развития общей выносливости

Средствами развития общей выносливости являются упражнения, вызывающие максимальную производительность сердечнососудистой и дыхательной систем. Мышечная работа обеспечивается за счет преимущественно аэробного источника; интенсивность работы может быть умеренной, большой, переменной; суммарная длительность выполнения упражнений составляет от нескольких до десятков минут. В практике физического воспитания применяют самые разнообразные по форме физические упражнения циклического и ациклического характера, например продолжительный бег, бег по пересеченной местности (кросс), передвижения на лыжах, бег на коньках, езда на велосипеде, плавание, игры и игровые упражнения, упражнения, выполняемые по методу круговой тренировки (включая в круг 7—8 и более упражнений, выполняемых в среднем темпе) и др. Основные требования, предъявляемые к ним, следующие: упражнения должны выполняться в зонах умеренной и большой мощности работ; их продолжительность от нескольких минут до 60—90 минут; работа осуществляется при глобальном функционировании мышц.

Для развития общей выносливости наиболее широко применяются циклические упражнения продолжительностью не менее 15—20 минут, выполняемые в аэробном режиме.

Они выполняются в режиме стандартной непрерывной, переменной непрерывной и интервальной нагрузки. При этом придерживаются следующих правил.

1. Доступность. Суть правила заключается в том, что нагрузочные требования должны соответствовать возможностям занимающихся. Учитываются возраст, пол и уровень общей физической подготовленности. В процессе занятий после определенного времени в организме человека произойдут изменения физиологического состояния, т.е. организм адаптируется к нагрузкам. Следовательно, необходимо пересмотреть доступность нагрузки в сторону ее усложнения. Таким образом, доступность нагрузки обозначает такую трудность требований, которая создает оптимальные предпосылки воздействия ее на организм занимающегося без ущерба для здоровья.

2. Систематичность. Эффективность физических упражнений, т.е. влияние их на организм человека, во многом определяется системой и последовательностью воздействий нагрузочных требований. Добиться положительных сдвигов в воспитании общей выносливости возможно в том случае, если будет соблюдаться строгая систематичность нагрузочных требований и отдыха, а также непрерывность процесса занятий. В работе с новичками дни занятий физическими упражнениями по воспитанию выносливости должны сочетаться с днями отдыха. В случае использования бега он должен сочетаться с ходьбой, т.е. ходьба здесь выступает как отдых перед очередным бегом.

3. Постепенность. Это правило выражает общую тенденцию систематического повышения нагрузочных требований. Значительных функциональных перестроек в сердечнососудистой и дыхательной системах можно добиться, если нагрузка будет постепенно повышаться. Следовательно, необходимо найти меру повышения нагрузок и меру длительности закрепления достигнутых перестроек в различных системах организма. Используя метод равномерного упражнения, необходимо, прежде всего, определить интенсивность и продолжительность нагрузки. Работа осуществляется на пульсе 140—150 ударов в минуту. Для школьников в возрасте 8—9 лет продолжительность работы 10 — 15 минут; 11 — 12 лет — 15—20 минут; 14 — 15 лет — 20—30 минут.

Средства развития специальной выносливости

Основными средствами развития специальной выносливости являются специально-подготовительные упражнения, тренировочные формы соревновательных упражнений и собственно соревновательные упражнения.

Интенсивность выполняемых упражнений планируется близкой к соревновательной. Широко применяются упражнения с интенсивностью, несколько превышающую соревновательную.

Если длительность упражнений невелика (до 1-2 минут), то интервалы отдыха между повторениями могут быть неполными или сокращёнными. Они должны обеспечивать выполнение следующего упражнения на фоне утомления после предыдущего (развитие скоростно-силовой выносливости).

При более продолжительных упражнениях (3-4 минуты и более), перерывы между упражнениями могут быть полными или даже удлиненными, так как в этом случае тренирующее воздействие оказывают сдвиги, происходящие во время выполнения каждого отдельного упражнения, а не в результате суммированного воздействия всего комплекса упражнений.

Если перерывы между упражнениями непродолжительны (неполные или сокращённые) их не следует заполнять какой-либо деятельностью, отдых должен быть пассивным. В полных или удлиненных интервалах отдыха рекомендуется заниматься малоинтенсивной работой и проводить восстановительные процедуры. При развитии специальной выносливости необходимо в той или иной степени моделировать соревновательную деятельность в избранном виде спорта, и придерживаться следующих принципов: перерывы между повторениями должны быть непродолжительными, общее время серии должно быть близким к тому, которое занимает соревновательная дистанция, а скорость должна быть близка к соревновательной или превышать её. Аналогичным образом может быть определён режим работы в сложно координационных видах спорта, спортивных играх и единоборствах.

Для повышения аэробных возможностей в видах спорта циклического характера, связанных с длинными дистанциями используют непрерывный и интервальный методы, где тренировочная работа может выполняться с равномерной или переменной скоростью.

2.2. Методы развития общей и специальной выносливости

Методы развития общей выносливости

Основными методами развития общей выносливости являются: равномерный, переменный, интервальный, круговой тренировки, игровой, соревновательный.

Равномерный метод. Характеризуется непрерывным продолжительным режимом работы с равномерной скоростью или усилиями. Продолжительность работы в зависимости от уровня подготовленности занимающихся составляет от 10-15 минут до 60-90 минут. Работа менее 4-5 минут малоэффективна, так как не успевают развернуться дыхательные процессы и вывести кислородно-транспортную систему (сердце, сосуды, дыхание) на максимальный уровень потребления кислорода.

Интенсивность упражнений должна повышаться постепенно: от невысоких значений ЧСС (120-130 уд/мин) к оптимальным (140-170 уд/мин). Такая постепенность необходима для адаптации сердечнососудистой, дыхательной, мышечной, эндокринной и других систем организма. Низкоинтенсивная работа не способствует активизации аэробного обмена, поэтому она малопродуктивна.

По мере увеличения функциональных возможностей организма занимающихся длительность непрерывной работы и ее интенсивность постепенно возрастают.

Переменный метод. Отличается от равномерного последовательным варьированием нагрузки в ходе непрерывного упражнения (например, бега) путем направленного изменения скорости, темпа, амплитуды движений, величины усилий и т.п. Его часто называют «фартлек» (игра скоростей). Он предполагает увеличение и снижение интенсивности через определенные отрезки времени. ЧСС к концу интенсивного участка работы увеличивается до 170-175 уд/мин, а к концу низкоинтенсивного участка снижается до 140-145 уд/мин.

Интервальный метод. Для него характерно выполнение работы в виде высокоинтенсивных, но кратковременных повторений, разделенных строго дозированными интервалами отдыха между нагрузками. Продолжительность работы для повышения аэробной производительности составляет 1-2 минуты. Меньшее время не позволяет активизировать работу сердечнососудистой и дыхательной систем, а большее - вызывает снижение интенсивности работы. Интенсивность работы должна способствовать росту ЧСС до 160-170 уд/мин. Как правило, интервалы отдыха между упражнениями составляют 1-3 мин. Характер отдыха должен быть активным в виде малоинтенсивной двигательной деятельности (например, медленной ходьбы), одновременно ускоряющей восстановление организма и поддерживающей его повышенное функционирование.

Число повторений упражнения зависит от индивидуальных возможностей занимающегося осуществлять работу в условиях значительного потребления кислорода. Рекомендуется начинать с трех-четырех повторений за одно занятие и постепенно повышать до десяти и более повторений.

Тренирующее воздействие при использовании данного метода происходит не столько в момент выполнения упражнения, сколько в период отдыха. В течение первой минуты отдыха после нагрузки потребление кислорода увеличивается, повышается также систолический объем крови. Если очередная нагрузка выполняется в момент, когда эти показатели достаточно высоки, то от повторения к повторению будет постепенно увеличиваться потребление кислорода.

Важно знать, что интервальный метод на начальном этапе развития общей выносливости желательно не применять, так как он предъявляет серьезные требования к сердечнососудистой и дыхательной системам.

Метод круговой тренировки. Предусматривает последовательное выполнение специально подобранных упражнений, воздействующих на различные мышечные группы и функциональные системы по типу непрерывной или интервальной работы. В определенных местах зала, пришкольной площадки или стадиона по кругу располагаются несколько «станций» (чаще всего от 6 до 12). На каждой станции занимающийся выполняет одно из упражнений и проходит круг от одного до трех раз

Для круговой тренировки подбираются такие упражнения, которые можно повторять значительное число раз (не менее 20-30). ЧСС при выполнении упражнений колеблется от 140 до 175 уд/мин, а в паузах (во время отдыха) снижается до 110 уд/мин. Общая продолжительность времени выполнения упражнений круговым методом составляет 25-35 мин.

Игровой метод. Суть его заключается в том, что двигательная деятельность занимающихся организуется на основе содержания, условий и правил игры. Он предусматривает выполнение разнообразных двигательных действий в условиях проведения спортивных и подвижных игр, требующих проявления выносливости.

Этот метод позволяет обеспечить повышенную заинтересованность занимающихся в двигательной деятельности и меньшую психическую утомляемость по сравнению с упражнениями монотонного характера (например, продолжительный бег в равномерном темпе).

Нагрузку в игре можно повышать за счет:

1) уменьшения количества игроков при сохранении размеров игровой площадки;

2) усложнения приемов игры и правил, при которых игроки не покидают поле, а остаются на площадке;

3) Продолжительность нагрузки при игровом методе должна составлять не менее 5-10 мин (без отдыха).

Соревновательный метод. Это способ выполнения упражнений на выносливость в форме различных соревнований и соревновательных заданий, предусматривающих элементы соперничества. Он стимулирует максимальную мобилизацию физических и связанных с ними психических сил и способностей занимающихся.

Обязательным условием соревновательного метода является подготовленность занимающихся к выполнению тех упражнений, в которых они должны соревноваться.

Выбор методов в значительной степени определяется уровнем подготовленности занимающихся. Важным требованием к применяемым методам развития выносливости является нахождение оптимального сочетания продолжительности и интенсивности нагрузки. На уроках физической культуры основным методом развития выносливости является равномерный метод как достаточно простой, доступный и позволяющий точно дозировать индивидуальную нагрузку.

Методы развития специальной выносливости

Развитие выносливости во многом определяется методами тренировки, из них можно выделить три основных:

A) непрерывного длительного бега как равномерного, так и переменного;

Б) прерывного (интервального);

B) соревновательного.

К основным средствам первого метода относятся: разминочный, восстановительный и медленный кроссовый бег, длинный и длительный кросс в переменном темпе. Эти средства развивают главным образом аэробные возможности спортсменов. Однако в темповом кроссовом беге, кроссе и групповом беге на местности в переменном темпе частично могут совершенствоваться и анаэробные возможности бегунов в связи со смешанным аэробно-анаэробным энергообеспечением.

Основные средства второго метода - интервального: повторный бег, повторно-переменными сериями и интервальный. При этом совершенствуются как аэробные, так и анаэробные возможности спортсменов. Прерывный метод включает следующие пять компонентов, изменение которых образует большое число вариантов данного метода:

A. Длина отрезков.

Б. Скорость проодоления отрезков.

B. Длительность интервалов отдыха.

Г. Форма отдыха (пассивный: сидя, стоя, активный: ходьба, бег трусцой и т.п.).

Д. Количество повторений.

Третий метод – соревновательный, включает контрольный бег, подводящие соревнования и собственно сами соревнования. Характерной чертой этого метода являются максимальные требования, которые предъявляются к организму спортсмена при беге со скоростью 95 - 100% от личного достижения на любой дистанции.

Все три метода тесно связаны между собой, но их соотношение в течение сезона несколько меняется. Основные средства непрерывного метода составляют в общем объеме годовой тренировки (около 90%). В подготовительном периоде их процент еще выше, а в соревновательном несколько повышается объем средств прерывного и соревновательного методов.

Краткая характеристика перечисленных специальных упражнений:

А) Основные тренировочные средства непрерывного метода:

Аэробной направленности:

Разминочный, восстановительный или медленный кроссовый бег длительностью от 20 минут до 1 часа. Скорость относительно постоянная, пульс - 130-140 уд/мин. Применяется круглогодично после напряженных тренировок.

Длительный кроссовый бег от 45 минут до 1,5 часов (возможно и до 2 часов 1 раз в месяц). Скорость также относительно постоянная, пульс -150-170 уд/мин. Применяется круглогодично. Наибольший объем - в подготовительном периоде.

Аэробно-анаэробной направленности:

Темповый кроссовый бег длительностью от 20 минут до 1 часа. Скорость постоянная, пульс - 170-175 уд/мин. Применяется круглогодично. В подготовительном периоде - до 2 раз в неделю, в соревновательном -1 раз в 1 -2 недели.

Длительный кроссовый бег в переменном темпе от  30 минут до часа с рывками на отрезках 800-3000 метров. Уровень пульса в рывках - 175- 185 уд/мин. Число рывков - от 3 до 8 в зависимости от длины отрезка. Применяется в подготовительном периоде 1 - 2 раза в неделю, а со спринтерскими ускорениями и в соревновательном периоде 1 раз в неделю. Близким по своему воздействию является групповой бег на местности в переменном темпе с произвольными скоростью и длиной ускорений, а также с интервалами тихого бега между ними.

Б) Основные тренировочные средства интервального метода.

Аэробно-анаэробной направленности:

Повторный бег на отрезках 1-4 км. В подготовительном периоде скорость до 85% от максимальной при пульсе 170-190 уд/мин, в соревновательном периоде скорость 85-90%. Интервал отдыха - 5-6 минут. Может применяться в виде соревновательного метода для развития работоспособности и максимального потребления кислорода.

Повторный бег на отрезках - 100-800 метров со скоростью до 80% от максимальной, т.е. личного рекорда на отрезке, отдых - в виде бега трусцой 50-400 метров, пульс - до 180 уд/мин в конце отрезка, после бега трусцой - 120-140 уд/мин. Применяется в конце подготовительного и в начале соревновательного периода.

Экстенсивный интервальный бег на отрезках 200-400 метров со скоростью 70 - 80% от максимальной и интервалом отдыха до 90 секунд - бег трусцой. Пульс при беге - до 180 уд/ мин. Число повторений - 10-30.

Повторный и интервальный бег для повышения аэробной работоспособности менее эффективен, чем длительный и темповый кроссовый бег.

Анаэробной направленности:

Интенсивный интервальный бег на отрезках 200-800 метров со скоростью 85- 95% от максимальной на данном отрезке. Интервал отдыха - бег трусцой от 90 секунд до 5 мин. Применяется в конце подготовительного и в соревновательном периоде 2-3 раза в неделю. Объем бега в одном занятии у средневиков в 2-3 раза больше основной дистанции, у стайеров - 3-6 км.

Интервальный бег на отрезках 50-200 метров с максимальной или около максимальной скоростью. Применяется в соревновательном периоде раз в неделю. Во время отдыха - бег трусцой на таком же отрезке.

В) Основные средства соревновательного метода:

Подводящий или контрольный бег проводится как на основной дистанции, так и на более коротких и более длинных за 1,5 - 2 недели до важных соревнований.

Соревнования по кроссу используются в подготовительном периоде 2-4 раза. Соревнования проводятся на более короткой и более длинной дистанциях.

2.3. Методика развития выносливости

Методика развития общей выносливости

Уровень развития выносливости зависит от функциональных возможностей всех органов и систем организма, особенно центральной нервной системы, сердечнососудистой системы, дыхательной и эндокринной систем, а также состояния обмена веществ и нервно-мышечного аппарата. Некоторые виды выносливости могут не взаимодействовать друг с другом. Можно обладать высокой выносливостью в динамической работе и малой в статической. Это обусловлено различиями в биохимических механизмах обеспечения работ и в особенностях развития торможения в центральной нервной системе. Чем больше интенсивность, тем меньше выносливость.  В процессе развития общей выносливости необходимо обеспечить тренировочные воздействия на факторы, которые ограничивают ее проявление. Это требует последовательного решения следующих задач:

1. Развитие мощности функциональных систем аэробного энергообеспечения. Общим показателем является максимальное потребление кислорода.

2. Развитие емкости аэробного источника энергообеспечения. Характеризуется способностью человека по возможности дольше выполнять определенную работу на максимальном для нее уровне потребления кислорода.

3.   Совершенствование подвижности функциональных систем аэробного энергообеспечения. Характеризуется уменьшением времени на развертывание работы систем аэробного энергообеспечения к максимальной их мощности.

4. Улучшение функциональной и технической экономичности. Характеризуется уменьшением затрат энергии на единицу стандартной работы.

5.   Повышение мощности и емкости буферных систем организма и его реализационных возможностей. Характеризуется способностью человека переносить изменения во внутренней среде организма (возрастание температуры тела, накопление молочной кислоты, тяжесть или даже боль в отдельных звеньях тела и т.п.).

Наиболее эффективно указанные задачи могут быть решены методами строго регламентированного и соревновательного упражнения. При определении продолжительности тренировочных заданий по развитию общей выносливости необходимо учитывать время и пути образования энергообеспечения мышечной работы. В процессе работы над повышением аэробных возможностей возникает необходимость совершенствования мощности аэробного процесса, выражаемая величинами максимального потребления кислорода и емкости аэробного процесса, проявляющаяся в способности к длительному удержанию высоких показателей аэробной производительности, определяемой по продолжительности удержания максимально доступных для данной работы величин потребления кислорода.

Методика развития специальной выносливости

Можно выделить два основных методических подхода к развитию специальной выносливости:

1. Аналитический, основанный на избирательно направленном воздействии на каждый из факторов, от которых зависит уровень её проявления в избранном виде спорта. Это связано с тем, что в одних видах спорта выносливость определяет достигаемый результат (ходьба, бег на разные дистанции и т.д.), в других - она позволяет лучшим образом выполнить определённые тактические действия (бокс, спортивные игры и т.д.).

2. Целостный подход, основанный на сочетании воздействий на различные факторы специальной выносливости.  

Начиная работу по развитию и совершенствованию выносливости, необходимо придерживаться определенной логики построения тренировки, так как нерациональное сочетание в занятиях нагрузок различной физиологической направленности может привести к снижению тренированности.  

На начальном этапе необходимо сосредоточить внимание на развитие аэробных возможностей, одновременно с совершенствованием функций сердечнососудистой и дыхательной систем, укреплением опорно-двигательного аппарата, т.е. на развитии общей выносливости. Эта задача методически не трудная, но требует для своего решения определённых волевых усилий, постепенности усложнения требований, последовательности применения средств и систематичности тренировок.  

На втором этапе необходимо увеличить объем нагрузки в смешанном аэробно-анаэробном режиме энергообеспечения, применяя для этого непрерывную равномерную работу в форме темпового бега, кросса, плавания и т.д. в широком диапазоне скоростей до субкритической включительно, а также различную непрерывную переменную работу, в том числе, и в форме круговой тренировки.  

На третьем этапе, в случаях, когда предъявляются повышенные требования к профессионально-прикладной физической подготовке, необходимо увеличить объёмы тренировочных нагрузок за счёт применения более интенсивных упражнений, выполняемых методами интервальной и повторной работы в смешанном аэробно-анаэробном и анаэробном режимах, и избирательно воздействуя на отдельные компоненты специальной выносливости. Если же повышенные требования к уровню развития выносливости условиями профессиональной деятельности не предъявляются, то необходимо лишь поддерживать достигнутый ее уровень освоенными объемами тренировочных нагрузок.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Главной целью данной курсовой работы является рассмотрение и исследование теоретических и методических особенностей развития выносливости.

В ходе анализа литературы по теме исследования было выявлено, что выносливость как качество необходимо всем спортсменам без исключения, во всех видах спорта как для участия во всеразличных соревнованиях, так и для выполнения большого объема тренировочной работы, являясь базисом, платформой, на которой можно строить процесс развития других, не менее важных физических качеств.

Были рассмотрены общетеоретические аспекты проявления выносливости и выявлены методические развития выносливости, в результате чего было выявлено, что развитие общей выносливости является предпосылкой к развитию специальной выносливости. Их развитие протекает практически одинаково, но все же есть определенные различия в их воспитании, в силу определенной специфики и направленности специальной выносливости.

Цель исследования была достигнута, а задачи исследования выполнены.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абдулова A.M., Орлова Р.В., Теннова В.П., Иена Е.Б., Шенкмана С.Б., Болотников П.Г. Книга легкоатлета. - М., Физкультура и спорт, 2001г.

2. Бойко А.Ф. Основы лёгкой атлетики. - М., Физкультура и спорт, 1976 г. - 142 с.

3. Вайцеховский С.М. "Книга тренера". М., Физкультура и спорт, 1971г. -205с.

4. Валик Б.В. Тренерам юных легкоатлетов. - М., Физкультура и спорт, 1974. - 168 с.

5. Выдрин В.М. Спорт в современном обществе .- М.:., Физкульту­ра и спорт, 1980 г. с. 80.

6. Годик М.А. Спортивная метрология : учеб. для ин-тов физ. куль­туры / М.А.Годик. - М.: Физкультура и спорт, 1988. - 192 с.

7. Дедковский С.М. Скорость или выносливость - М.: Физкультура и спорт, 1973. -208с.

8. Егер К., Оелыплегель Г. Юным спортсменам о тренировке. - М., Физкультура и спорт, 1975г. -159 с.

9. Жевновата Ж.Д., Заярин Г.А., Короткова Т.П., Рыбковский А.Г. Методика обучения видам лёгкой атлетике. Донецк, ДонГУ, 1989г.

10. Зимкина Н.В. Физиологическая характеристика и методы опреде­ления выносливости в спорте - М.: Физкультура и спорт, 2002г.

11. Кузнецов С. П., Курбанов О. Г. // Физиология человека. 1987.  № 13, 6. – С. 976–986.

12. Коц Я. М. Физиологические основы выносливости. Спортивная физиология: Учебн. для ИФК. – М., 1986, с. 70-98.

13. Кулик Н. Г. Влияние продолжительности вольных схваток на развитие работоспособности борцов / Н. Г. Кулик, С. В. Елисеев // Теория и практика физической культуры. 1999. № 2. – С. 52.

14. Ломан В. Бег, прыжки, метания. - М., Физкультура и спорт, 1974г.

15. Лях В.И. Физическая культура. 5-9 классы. Тестовый контроль - М.: 2009. -144 с.

16. Макаров А. Н. Бег на средние и длинные дистанции. - М., Физ­культура и спорт, 1966г.

17. Матвеев Л.П., Новиков А.Д. Теория и методика физического вос­питании. - М., Физкультура и спорт, 1976г. 29

18. Озолин Н.Г., Воронкина В.И., Примакова Ю.Н. Лёгкая атлетика. - М., Физкультура и спорт, 1989г.

19. Полунин А.И. Школа бега - М.: Советский спорт, 2003г.

20. Рузиев А. А. Проблемы повышения специальной выносливости высококвалифицированных борцов // Теория и практика физической культуры, 2001, № 8. – С. 37-38.

21. Сокунова С. Ф. Контроль за уровнем развития выносливости спортсменов // Теория и практика физической культуры. 2002. № 8. – С. 56–59.

22. Сорванов В. А., Алексеева Ю. П. Поиск способов измерения специальной выносливости // Теория и практика физической культуры. 2005. № 3. – С. 49-53.

23. Спортивная медицина: Учеб. для ин-тов физ. культ. / Под ред. В. Л. Карпмана. – М.: Физкультура и спорт, 1980. – 349 с.

24. Фарфель B.C., Коц Я.М. Физиология человека (с основами био- химиии). ФиС, 1970.

25. Филин В.П. Возрастные основы физического воспитания - М.: Физкультура и спорт, 1972г.

26. Харре Д. Учение о тренировке. - М., Физкультура и спорт, 1971 г.

27. Холодов Ж.К., Кузнецов B.C. Теория и методика физического воспитания с спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский цент "Академия", 2000. - 480 с.

28. Хоменкова Л.С. Учебник тренера по лёгкой атлетике. - М., Физ­культура и спорт, 1974г.

29. Шенкман С.М. Наш друг - бег - М.: Физкультура и спорт, 1976г.

30. Юшкевич Т.П., Васюк В.Е., Буланов В.А. Тренажеры в спорте - М.: Физкультура и спорт, 1999.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

30849. Сила мышц 26.5 KB
  Сила мышц Сила мышцы определяется по максимальному грузу который мышца способна переместить или удержать. Абсолютная сила мышцы это максимальное напряжение мышечных волокон на единицу поперечного сечения в один квадратный сантиметр. Сила сокращения мышц зависит от 1.Количества ДЕ участвующих в сокращении чем больше ДЕ тем больше сила и наоборот 2.
30850. Функциональная характеристика неисчерченных (гладких) мышц 21.5 KB
  Это позволяет быстро охватить возбуждением все миоциты данной гладкой мышцы. Гладкие мышцы сокращаются медленно так как расщепление АТФ в них идет в 1001000 раз меньше чем в скелетных мышцах по этому гладкие мышцы приспособлены к длительному тоническому сокращению без развития утомления при этом их энергозатраты крайне невелики. Гладкие мышцы подразделяются: 1 Мышцы обладающие спонтанной активностью автоматией 2 Мышцы не обладающие спонтанной активностью Спонтанная активность зависит от интенсивности обмена веществ в миоцитах от...
30851. Современная теория мышечного сокращения 26.5 KB
  Между двумя нитями актина лежит одна толстая нить миозина между двумя Zмембранами и она взаимодействует с двумя нитями актина. На нитях миозина есть выросты ножки на концах выростов имеются головки миозина 150 молекул миозина. Головки ножек миозина обладают АТФазной активностью. Так как именно головки миозина именно эта АТФаза катализирует АТФ и высвобождающаяся при этом энергия обеспечивает мышечные сокращения при взаимодействии актина и миозина.
30852. Физиологическая регуляция функций 44 KB
  Каждая из этих регуляторных систем действует на своём уровне регуляции. Кроме того системы регуляции взаимно подчинены друг другу т. Итак существует взаимосвязь между нервной регуляцией и гуморальной и поэтому когда говорят о регуляции органа то говорят о нейрогуморальной регуляции единой. Уровни нейрогуморальной регуляции I уровень: местная и локальная регуляция происходит на минимальном пространстве касается ограниченного числа клеток единицы десятки.
30853. Системные регуляторные реакции и процессы 24.5 KB
  Адаптация приспособление механизмы которые обеспечивают приспособление организма к действию раздражителей. Адаптация бывает двух видов: а срочная адаптация б долговременная адаптация Срочная адаптация очень энергозатратна. При умеренных раздражителях тоже возникает срочная адаптация но явных признаков стресса нет. Но если раздражитель действует повторно многократно то возникает долговременная адаптация.
30854. Функциональные системы 23 KB
  Функциональные системы Функциональная система это временная динамическая саморегулирующаяся организация все составные компоненты которой взаимодействуя обеспечивают достижение полезных приспособительных результатов. В функциональной системе есть периферические и центральные составляющие: Периферические составляющие: А Исполнительные соматические вегетативные и эндокринные компоненты в том числе и поведенческие включающие механизмы формирование результата. Б Полезный приспособительный результат. В Рецепторы...
30855. Рефлекторная регуляция 34.5 KB
  Передача возбуждения в синапсе . иррадиация возникшего возбужденияраспространение возбуждения на рядом лежащие нейроны. концентрация возбуждениястягивание возбуждения на один или несколько нейронов. Индукция бывает: положительная когда наводится процесс возбуждения отрицательная когда наводится процесс торможения.
30856. Рефлексы 31 KB
  Рефлексы Рефлексы делятся на безусловные и условные. Безусловные рефлексы Это врожденные рефлексы которые не требуют предварительной выработки при действии раздражителя реализуются однотипно без особых предварительных условий. Безусловные рефлексы являются видовыми т. Рефлексы направленные на сохранение вида.
30857. Вегетативная нервная система 35.5 KB
  Очаговое представительство нервных центров СНС и ПСНС в ЦНС и. СНС боковые рога тораколюмбального отдела спинного мозга. ПСНС три зоны где лежат её центры:а мезенцефальный отдел ветви в составе глазодвигательного нерва зрачок некоторые слюнные железы;б бульбарный отдел лицевой языкоглоточный нерв и n. ВНС представлена двумя отделами: а симпатическая нервная система СНС б парасимпатическая нервная система ПСНС.