96698

Особенности и содержание детяльности федеральных библиотек

Курсовая

Литература и библиотековедение

Федеральные библиотеки обслуживающие особые группы пользователей. Общая характеристика библиотечного обслуживание детей, как особой группой пользователей. Обслуживание в библиотеках пользователей с ограниченными возможностями. Особенности и содержание детяльности федеральных библиотек.

Русский

2015-10-08

219 KB

1 чел.

Министерство  культуры   челябинской  области

Государственное  бюджетное  образовательное   учреждение

Высшего  профессионального   образования     Южно- Уральский   государственный институт   искусств   им  П.И.  Чайковского

Факультет  социокультурной   деятельности

Оценка___________________

Подпись_____________

«____»___________2015    год

Курсовая    работа

Федеральные   библиотеки

 По  мдк   «Библиотековедение»

Пм  «  технологическая  детяльность»

Мосина  Данила   Дмитриевича

Студента  группы  3Б  ДФО (ДЗО)

Специальность

«Библиотековеденье»

Руководитель:  Хусаинова Е.И.  

Зав.   отделением  «Библиотековеденьнье      

Челябинск, 2015

         

Оглавление

Введение

 Глава1      Федеральные библиотеки обслуживающие  особые группы  пользователей.

1.1 Общая  характеристика  библиотечного  обслуживание детей,  как особой   группой пользователей.

1.2 обслуживание в библиотеках  пользователей  с ограниченными  возможностями.

1.3  Закон о библиотечном деле.

Глава 2.Особенности и  содержание детяльности федеральных библиотек.

2. 1. Федеральная электронная медицинская библиотека.

2. 2 Государственная публичная историческая библиотека Россиии.

2. 3 Государственная педагогическая библиотека им К.Д.Ушинского.

Заключение

Список литературы и документов

Приложение

              

Введение

глава 1. Федеральные библиотеки  обслуживающие  особые  группы пользователей

1.1Общая  характеристика   библиотечного обслуживание особых  групп  пользователей  федеральных библиотеках.

В  федеральном законе «О библиотечном  деле» среди  особых    групп пользователей  названы  слепые и слабовидящие,  которые имеют право на библиотечное обслуживание и получение документов на специальных носителях информации в специальных государственных библиотеках и других общедоступных библиотеках. А также пользователи библиотек детского и юношеского возраста, которые имеют право на библиотечное обслуживание в общедоступных библиотеках, специализированных государственных детских и юношеских библиотеках, а также в библиотеках образовательных учреждений в соответствии с их уставами.( фзобд)

Дети – особая категория населения, наименее экономически, соци-

ально и психологически защищенная и поэтому нуждающаяся в особом

внимании, которое им могут оказать только люди, знающие их психоло-

гические и возрастные особенности, умеющие и желающие налаживать

контакты с детьми разных возрастов, организовывать среду, наиболее

благоприятную для развития растущей личности. Для этого и создаются

различные детские учреждения. В основном они относятся к сфере об-

разования, спорта, культуры, в их числе и детские библиотеки, специ-

ально созданные обществом и государством еще в XIX в.

Характеризуя состояние современного библиотечного обслуживания

формации, образование, приобщение к культуре, расширение кругозора.

Проблема занятости детей, организации содержательного досуга, осо-

бенно во время каникул, становится наиболее актуальной и в последую-

щие десятилетия.

.

Детские библио-теки и библиотеки, обслуживающие детей, пока еще находятся на

чине информатизации и, следовательно, не могут в полной мере

обеспечить свободный доступ к информации своим пользователям, осо-

бенно нуждающимся в пропорциональном сочетании традиционных и

нетрадиционных носителей.

Одними из самых стабильных источников получения детьми и юно-

шеством необходимой им информации и документов были и пока еще

остаются библиотеки.

Библиотечное обслуживание детей в в

недостаточных количествах.

только ведомства культуры.

дети могут пользоваться услугами всех общедо-

ступных библиотек Согласно Федеральному закону «О библио-

течном деле», публичные библиотеки обязаны обслуживать всех граждан

страны без ограничения возраста, социального положения, националь-

ности, вероисповедания и т. д..

Наиболее активные пользователи сельских библиотек – дети и юноше-

ство (40–60% от общего количества читателей).

В 2003 г. в общедоступные библиотеки было записано 18,260 млн чи-тателей-детей, что составляло 54% от всего детского населения и 35,4% от

совокупного количества пользователей. В 2006 г., несмотря на огромный

спад численности детей в общей структуре населения, количество чита-

телей уменьшилось не намного – 17,441 млн, а вот процент охвата дет-

ского населения вырос до 78%. Таким образом, миф о невостребованно-

сти библиотек, раздуваемый средствами массовой информации, успешно

Одними из самых стабильных источников получения детьми и юно-

шеством необходимой им информации и документов были и пока еще

остаются библиотеки.

 Библиотечное обслуживание детей в России осуществляют библио-

теки двух ведомств – образования и культуры. До начала перестройки им

помогали профсоюзные библиотеки, которые практически полностью

исчезли. Сеть школьных библиотек – самая большая в стране (c 2003 г. –

63,0 тыс.). Основная цель этих библиотек – обеспечение учебно-воспи-

тательного процесса в школе. Однако за последнее время состояние фи-

нансирования школьных библиотек резко ухудшилось, сегодня они

получают практически только учебно-методическую литературу, и то в

недостаточных количествах. Дефицит даже программной литературы

приводит к тому, что школьники вынуждены все больше обращаться в

другие библиотеки в поисках необходимой для получения образования

литературы.

 Аналогичная ситуация долгое время наблюдалась и в биб-

лиотеках высших учебных заведений. Поскольку официальная стати-

стика по учебным библиотекам сильно отличается от принятой в отрасли

культуры и практически недоступна, в данной статье мы будем рассма-

тривать состояние библиотечного обслуживания детей в библиотеках

но изменилась

структура их чтения, и мотивация обращения в библиотеку, однако, как

показывает практика, библиотека пока еще остается главным источни-

ком получения информации и документов в образовательных, культур-

ных и досуговых целях.

 Причем, чем дальше от крупных городов, где

все-таки еще остался какой-то выбор источников информации и форм

проведения свободного времени, тем больше востребована библиотека

именно как очаг культуры.

 Причем известно, что читатель

(пользователь) должен пройти в своем развитии определенные стадии, и

то, что недополучено им, особенно в детстве, – практически утеряно.

Одна из самых главных задач детской библиотеки – приобщение к чте-

нию, помощь в плавном прохождении всех этапов развития.

 

Выполнить все эти задачи детская библиотека может только при

чии качественного фонда документов и новейших носителей информации.

Очень важно научить детей пользоваться различными источниками

формации, для чего в библиотеке должны быть созданы все необходимые

условия: фонд, грамотный библиотекарь-педагог, современная техническая

база.

Каковы же ресурсы детских библиотек России, как они изменились

Основу работы любой библиотеки составляют фонды документов.

Причем, наряду с печатными изданиями, все большим спросом поль-

зуются аудио-, видеоматериалы, информация на электронных носителях

(CD, DVD и т. п.). От того, насколько фонд отвечает потребностям и за-

просам читателей, зависит их отношение к библиотеке, ее востребован-

ность. Потребности детей только формируются, поэтому больше всего

им необходима новая литература, причем эстетически оформленная.

Особенность детского запроса состоит в том, что детям нужны материалы

здесь и сейчас.

 Они не могут и не хотят ждать. Их запросы определяются

либо школьным заданием, либо сиюминутным интересом. Отсюда глав-

ное требование к фонду детской библиотеки – достаточность, современ-

ность и эстетика документов.

  В соответствии с Международным и

Модельным стандартами публичных библиотек доля фонда документов,

предназначенных для выдачи детям, должна составлять не менее 30% от

фонда взрослых библиотек. Эти нормы в России не выдерживаются.

Важнейшим показателем качества библиотечного обслуживания

является количество поступлений новой литературы. Согласно между-

народным нормам, в фонды ежегодно должно вливаться не менее 5%

новых изданий. Освоение Интернета, появление электронной почты намного облег-

чило возможность профессионального общения, позволило детским биб-

лиотекам не только обмениваться информацией в регионах, но и стать

активными участниками общероссийского и мирового информацион-

ного пространства.

Однако даже крупнейшие детские библиотеки регионов все еще не

могут предоставить своим пользователям весь необходимый спектр услуг,

связанных с автоматизацией процессов поиска и усвоения информации

.

только констатировать, что процессы обслуживания детей финанси-

руются в самую последнюю очередь – после решения вопросов «взрос-

лых» библиотек.

   Но это типичное отношение государства к проблемам

детства в целом.

Несмотря на все трудности и явную недостаточность ресурсной базы,

большинство детских библиотек приспособились к рыночным условиям,

оставаясь при этом бесплатными детскими учреждениями. Это десятиле-

тие стало не только и не столько временем выживания, сколько периодом

развития библиотечного обслуживания детей. Именно в 1990-е гг. начались

поиски новых форм организации комфортной среды для развития лично-

сти в условиях детской библиотеки. Традиционные формы организации

фонда документов, справочно-библиографического аппарата, рекреацион-

ных мест во многих библиотеках претерпели значительные изменения и те-

перь более соответствуют возрастным особенностям различных групп детей.

 Появились отдельные службы для наиболее полного раскрытия личност-

ных и творческих способностей детей, Интернет-классы, разнообразные

клубы по интересам и т. д.

Значительно усилилась работа с самыми ма-

ленькими читателями и их родителями.

 Школы раннего развития, приоб-

щения к чтению, различные программы по привлечению малышей в биб-

лиотеки, работе с семьей, с будущими мамами и папами существуют прак-

тически во всех детских библиотеках, начиная с РГДБ и кончая детскими

 Одна из главных задач детской библиотеки – сохранение и поддер-

жание субкультуры детства. Она значительно изменилась под влиянием

аудио- и видеосредств, компьютеров. Упрощенно говоря, современную

субкультуру детства можно выразить приблизительно следующей фор-

мулой: видеть – слышать – читать – играть – общаться – создавать соб-

ственную культуру (фольклор, игры, пресса, рисунки, рукописные

книжки, компьютерные программы и т. п.).

 Наши библиотеки имеют ин-

тересный опыт в плане сбора и систематизации некоторых элементов дет-

ской субкультуры, создания и стимулирования творчества читателей.

 Детские библиотеки неплохо освоили программно-целевой метод ор-

ганизации деятельности.

   В них создается огромное количество программ

по привлечению к чтению, экологическому, патриотическому, интеллекту-

альному развитию детей.

 Многие из них получили гранты Министерства

культуры РФ, фонда «Пушкинская библиотека», других благотворительных

фондов, спонсоров.

 Детские библиотеки научились работать в координа-

ции со всеми заинтересованными учреждениями и организациями, при-

влекать внебюджетные средства для улучшения обслуживания детей.

1.2 Обслуживание в библиотеках  пользователей  с ограниченными  возможностями.

  В 2006 — 2007 годах в Российской Федерации было проведено исследование «Обслуживание читателей — инвалидов в публичных библиотеках России».

 

Его организаторами являются представители двух секций Российской библиотечной ассоциации — Российская государственная библиотека для слепых (штаб-квартира Секции библиотек, обслуживающих инвалидов), и Публичная библиотека Новоуральского городского округа (штаб-квартира Секции публичных библиотек).

Чем обусловлено обращение к названной теме?
В последние годы идеи интегрированного библиотечного обслуживания активно продвигаются в отечественном библиотековедении и находят все более широкую поддержку.

  В частности, в «Модельном стандарте публичной библиотеки» , основывающемся на принципе общедоступности, отмечается, что библиотека предоставляет услуги и материалы в доступной форме тем, кто по каким-либо причинам не может посещать ее в обычном режиме, и вносит свой вклад в социокультурную реабилитацию особых групп населения.

 Многие библиотеки страны имеют опыт обслуживания инвалидов, включающий предоставление справочной информации и изданий, организацию массовых мероприятий, различных акций, способствующих самореализации, развитию творческих способностей и др. 

  В ряде мест создаются даже специальные структурные подразделения по работе с инвалидами, разрабатываются целевые программы, устанавливаются партнерские отношения с заинтересованными учреждениями.

 Сегодня публичные библиотеки принимают ответственность за доведение книги до инвалидов в зоне своего обслуживания, но в то же время сталкиваются и с рядом проблем.

Основная часть библиотек не располагает специальными изданиями и тифлотехническими устройствами для обслуживания незрячих пользователей, здания не приспособлены к посещению людей, имеющих ограничения здоровья, не хватает средств для организации особых услуг.

Сотрудники, как правило, не имеют подготовки для работы с инвалидами разных категорий, а иногда просто боятся взять на себя дополнительные обязательства, им не хватает теоретической и методической поддержки.

И что еще очень существенно — зачастую не хватает четкого понимания своей роли в этой работе, убежденности в ее значимости и социальной востребованности.

Исследование было проведено с целью изучить современное состояние и перспективы информационно-библиотечного обслуживания инвалидов в публичных библиотеках России.

В его задачи входило выявление основных тенденций в деятельности публичных библиотек по обслуживанию пользователей с ограниченными физическими возможностями, эффективных организационных и содержательных форм работы, наиболее характерных проблем, с которыми сталкиваются библиотеки, определение степени готовности персонала к такой работе, и другие.

 Основной массив эмпирической информации был получен на основе заочного анкетирования руководителей и сотрудников публичных библиотек России. Распространение опросных листов осуществлялось по электронной почте (в адрес членов секции публичных библиотек), путем публикации в Информационном бюллетене

 «Публичная библиотека». В обработку было включено 175 анкет, возвращенных теми, кто пожелал участвовать в опросе. Среди них — представители 166 муниципальных библиотек (94,85%), в том числе, 22 детских, и 9 региональных библиотек (5,14%), в том числе, 2 детских.
В опросе приняли участие библиотеки из 8 республик, 5 краев, 29 областей (в т. ч., 2 автономных округа), городов Москвы, Санкт-Петербурга, Байконура.

 Представлены фактически все регионы России, в том числе, находящиеся в разных физических, экономических и географических условиях: наибольшее число анкет было получено из Сибирского Федерального округа (22%), Северо-Западного (18%), Приволжского (17%).

 Несколько меньше — из Уральского (14,5%), Южного (11,5%), Центрального (10%) и Дальне-Восточного (7% анкет) Федеральных округов. Самыми активными оказались библиотеки Республики Карелия, Нижегородской, Ростовской, Свердловской, Челябинской областей.

  Среди респондентов — сотрудники общедоступных библиотек разных уровней (ОУНБ, ЦГБ, ЦРБ, ДБ, филиалы). Благодаря их подробным и неформальным ответам мы получили развернутую картину библиотечного обслуживания инвалидов в масштабах страны.

Характеристика организации библиотечного обслуживания инвалидов.
Как свидетельствует анализ печатных источников и неопубликованных документов (материалов конференций, совещаний, ежегодных отчетов библиотек и др.) работа с читателями, имеющими те или иные ограничения здоровья, проводится публичными библиотеками в течение многих лет.

В частности, среди участников нашего исследования ведут ее:

  •  более 15 лет — 36,0 %
  •  10 — 15 лет — 21,7 %
  •  от 4 — до 9 лет — 29,1 %
  •  менее трех лет — 10,3 %
  •  первый год — 1,1 %.

При этом респонденты, давшие последний вариант ответа, отметили, что люди с ограниченными возможностями давно пользуются их библиотекой, но лишь последний год можно считать началом целенаправленной работы.
Таким образом, за последние три года, не смотря на значительные усилия СБС, к интегрированному обслуживанию присоединилось небольшое число библиотек, и этот процесс не расширился, как ожидалось, а наоборот, начал сужаться.

  Следовательно, нужно принимать активные меры — в первую очередь, специальным библиотекам для слепых — по вовлечению в него возможно большего числа библиотечных и информационных учреждений, распространению знаний об особенностях работы с инвалидами разных категорий, налаживанию просветительской работы в профессиональной среде и в обществе.

 Конечно, мы понимаем, что не все библиотеки откликнулись на наше приглашение принять участие в опросе, сочтя свой опыт еще незначительным или по другим причинам, и на самом деле круг библиотек, обслуживающих людей с ограничениями в жизнедеятельности, гораздо шире, тем не менее, полагаем, что он должен увеличиться в разы.

 Для организации работы с инвалидами в большинстве библиотек, принявших участие в опросе (62,3%), выделен специальный сотрудник, причем, чаще всего об этом сообщали библиотеки, которые ведут такую работу от 4 до 9 лет и более 15 лет. В остальных — в той или иной мере задействованы все сотрудники. Т.е. с годами, по мере развития указанной деятельности, приходит понимание того, что ее успешное осуществление в значительной степени связано с наличием ответственного лица.

 В ряде мест организованы специальные структуры для работы с инвалидами — кафедры выдачи литературы, отделы, службы и даже филиалы.

Свою работу с особыми категориями пользователей библиотеки строят на основе различных документов: манифестов как международного, так и российского масштаба, нормативно-правовых актов, рекомендательных стандартов, методических рекомендаций, а также документов локального характера, принятых непосредственно в библиотеках.

  Естественно, никто из респондентов не привел абсолютно полный перечень регламентирующих документов, которые лежат (могут лежать) в основе работы с инвалидами.

Но составленный общими усилиями список включает практически все документы, которые должны знать и использовать в своей работе библиотеки. Среди них:

Всеобщая декларация прав человека, Декларация о правах инвалидов, Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов (ООН), Руководство ИФЛА /ЮНЕСКО/ по развитию службы публичных библиотек, Конституция РФ, Федеральные законы — «О социальной защите инвалидов в РФ», «О библиотечном деле», «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», Указы Президента РФ — «О мерах по обеспечению государственной поддержки инвалидов», «О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности», Манифест РБА о публичной библиотеке (эти и многие другие документы назвала треть респондентов), региональные законы, в том числе, о развитии библиотечного дела в регионе, и целевые программы (18,3% респондентов), а также различные внутрибиблиотечные правила, приказы, положения, как общего характера, касающиеся деятельности всего учреждения (Устав, Положение о библиотеке), так и частного, о конкретных направлениях работы (Положение о сервисной службе, Положение о досуговых услугах лицам с ограничениями в жизнедеятельности и др.) (58,9%). Как оказалось, вопрос о документах, регламентирующих работу с инвалидами, вызвал затруднения у многих наших коллег — почти 40% респондентов оставили его без конкретного ответа. Следовательно, распространение знаний о них — одна из задач на будущее.

 Публичные библиотеки включают в сферу своего внимания людей, страдающих самыми разными заболеваниями. Анализ анкет показал, что активнее всего библиотеки работают с инвалидами:

  •  с нарушениями опорно-двигательного аппарата — 125 респондентов (71,4%)
  •  с ограничениями по зрению — 89 (51,0 %)
  •  с нервно-психическими заболеваниями — 87 (49,7 %)
  •  по общему заболеванию — 34 (19,4 %)
  •  глухими и слабослышащими — 22 (12,6 %)
  •  а так же других категорий — 56 (32,0 %).

Как известно, слепота относится к наиболее тяжелым формам инвалидности, поскольку влечет за собой самые серьезные ограничения в жизнедеятельности.

Слепые и слабовидящие люди нуждаются в изданиях специальных форматов, в специальных технических средствах, в особых услугах, способах предоставления информации и т.д.

  Именно этим в свое время было обусловлено создание сети специальных библиотек, предназначенных для организации информационно-библиотечного обслуживания инвалидов по зрению.

  Библиотеки других видов, как правило, эту категорию пользователей не обслуживали, переадресовывая их в СБС, поскольку не имели ни соответствующих ресурсов, ни возможностей.

  Тем отраднее для нас было обнаружить, что половина библиотек, заполнивших анкету, обслуживает слепых и слабовидящих, причем, 68,6% из них — более 10 лет.

Среди читателей-инвалидов, пользующихся публичными библиотеками, есть представители всех возрастных категорий.

Нужно заметить, что, как правило, библиотеки оказывают услуги людям с ограничениями по здоровью, руководствуясь их выбором удобного для посещения учреждения: так, детские библиотеки берут на себя при необходимости обслуживание инвалидов — взрослых, а взрослые — детей. В результате количество библиотек, работающих с разными возрастными категориями, распределяется по группам практически равномерно, но с наблюдающейся тенденцией роста их числа по мере увеличения возраста читателей.

 Это вполне закономерно, ибо, чем старше становятся люди, тем больше проблем со здоровьем они испытывают.

 По роду занятий большинство читателей публичных библиотек — инвалидов — не работающие и пенсионеры (почти в 75% библиотек): эти читатели получают пенсию по инвалидности в силу сложности своих заболеваний.

  Как видим, публичные библиотеки берут на себя обязательства по обеспечению книгами, в первую очередь, тех людей, которые не могут самостоятельно приходить в библиотеку.

 Кроме того, обслуживаются: учащиеся (в 56,0% библиотек), служащие (24,0%), студенты (26,9%), рабочие (23,4%), надомные работники (21,7%), дошкольники (16,0%).

Как показывают материалы исследования, в адрес инвалидов ведется большая, насыщенная и полезная работа.

Используются и традиционные, проверенные временем, формы, и инновационные, основанные на применении современных приемов и технологий.

Обслуживание организуется как в самой библиотеке, так и вне ее стен. Эта тема очень обширна и ей посвящен отдельный доклад (М.В.Криворучко).

Ресурсы.
Чаще всего для обслуживания людей с ограниченными физическими возможностями привлекаются традиционные библиотечные ресурсы:

  •  книги — 168 библиотек (96,0%)
  •  периодические издания — 159 (90,9%)
  •  аудио-визуальные материалы — 113 (64,6%).

Это естественно, т.к. они соответствуют потребностям основной части инвалидов и вполне подходят для их обслуживания. Используются и относительно новые для библиотек ресурсы — мультимедийные (24,6% библиотек, принявших участие в опросе)

Наряду с этим получают распространение и специальные форматы, предназначенные для незрячих и слабовидящих, в том числе:

  •  «говорящие» книги — (30,3%), которые являются одним из доступных видов изданий и могут использоваться в работе не только с инвалидами по зрению, но и другими категориями инвалидов, испытывающих трудности при чтении обычных текстов (как это уже делают 5 библиотек — участниц исследования),
  •  крупношрифтовые издания — (22,3%), также доступные для всех групп читателей, как детей, так и взрослых; к сожалению, пока они представлены только в библиотеках, включающих в сферу своего обслуживания лиц с проблемами по зрению,
  •  рельефно-точечные издания — (16,6%), как правило, их используют библиотеки, которые сотрудничают с региональной спецбиблиотекой,
  •  специализированные информационные ресурсы — (8,0%).

Встречались также единичные упоминания тактильных рукодельных книг и рельефной графики. Среди других ресурсов, используемых в работе, были названы Справочно-правовые системы (4,6%), ресурсы Интернет (2,3%), настольные игры и дидактические материалы (2,3%).
Интересно было выявить источники комплектования библиотек специализированными изданиями. 34 библиотеки (19,4%) получают их из региональных специальных библиотек для слепых, 5 библиотек (3,0%) — от благотворительных некоммерческих фондов, 4 библиотеки (2,3%) — в отделениях ВОС, одна библиотека — пользуется открытыми ресурсами Интернета, а еще одна создает аудио — материалы собственными средствами. Многие библиотеки (24,6%) наладили партнерские связи с различными издательствами, в том числе с такими, как:

 Издательство «Вира-М», ИПТК «ЛОГОС» ВОС, Издательско-полиграфическое объединение «Чтение» ВОС, Издательство «Репро» и другие.
Не комплектуются специальными изданиями 23 библиотеки (13,1%), еще 23 не знают о таковых и 70 (40%) — на вопрос не ответили. Таким образом, две трети респондентов не владеют информацией об альтернативных видах изданий и способах их приобретения.

  Наиболее информированные в этом плане — библиотеки, работающие с инвалидами по зрению, хотя тоже далеко не все: из них 53% используют для обслуживания инвалидов «говорящие» книги, 34% — издания укрупненного шрифта, 33% — издания РТШ.

Что же предпринимают библиотеки для того, чтобы сделать свои ресурсы доступными для людей с ограниченными физическими возможностями?
Прежде всего, они организуют обслуживание этой категории читателей на дому (74,9% респондентов) и практикуют нестационарные формы работы (52,6%), т.е. приближают книгу к инвалидам. 122 респондента (69,7%) ответили, что важным фактором, обеспечивающим максимальную доступность информационных ресурсов, особенно для незрячих и слабослышащих посетителей, являются технические средства — различная тифлотехника, аудио и видео магнитофоны, диктофоны, телевизоры, компьютеры.
 61 респондент (34,9%) отметил, что важно использование особых форм обслуживания.

  Среди перечисленных — привлечение добровольных помощников, создание особых служб (например, «Бюро добрых услуг»), формирование библиографических картотек («Полезная социальная информация»), информдосье («Пенсионеры, ветераны, инвалиды: правовые проблемы»), дайджестов («Пенсионная реформа»), экспресс-информации («Реабилитация молодых инвалидов») и другие.

 Кроме того, в некоторых библиотеках (30,3%) создается специальная библиотечная среда.

  Под этим подразумевается выделение отдельного помещения для работы с особыми пользователями, устройство пандусов, ликвидация ступенек и порогов в помещениях, организация рабочих мест для инвалидов, запуск лифтов, оформление фонда и пространства библиотеки, облегчающее поиск информации.

  Организация партнерства в обслуживании инвалидов.
Участникам исследования было предложено высказать свое мнение о том, кто должен нести ответственность за привлечение инвалидов к книге и чтению?

 По мнению большинства (62,3%), эту задачу на уровне региона, в первую очередь, должны решать библиотеки, в том числе, 11% респондентов назвали именно специальные библиотеки. 43,4% считают, что это — задача общественных организаций, в первую очередь, обществ инвалидов. Социальные службы и Учреждения социальной защиты населения назвали 75 респондентов (42,9%), образовательные учреждения — 34 респондента (19,42%) — представители детских библиотек.

 Некоторые возлагают ответственность на администрации муниципалитетов и других территориальных образований, на дома-интернаты для инвалидов, реабилитационные центры, геронтологические центры, органы страхования, учреждения культуры и т.п.

Безусловно, взаимодействие с различными структурами в процессе работы для библиотек очень важно, но ни социальные службы, ни реабилитационные центры, ни тем более общественные организации не могут принять на себя заботу о привлечении инвалидов к книге, они выполняют другие функции и не располагают для этого никакими ресурсами.

Обеспечение книгами представителей разных слоев населения — задача, всегда стоявшая перед библиотеками.
 

Свою роль в привлечении инвалидов к чтению и книге библиотеки оценивают по разному, но многие считают ее «самой важной» или «одной из ведущих» (19,42%). Хочется сделать акцент на важной мысли, приведенной в одной из анкет: «-нет необходимости привлекать к книге инвалидов в „резервации“ отдельно от остального сообщества.

 Деятельность по продвижению книги и распространению чтения нужно вести вне зависимости от физических и интеллектуальных особенностей читателей».

То есть, библиотека должна осуществлять работу по привлечению к чтению всех жителей своего региона (зоны обслуживания), не зависимо от их особенностей и имеющихся ограничений.
28% респондентов считают, что библиотека должна выполнять информационную функцию, 21,7% видят основную задачу библиотек в организации досуга людей с ограниченными физическими возможностями.

Далее ответы распределились следующим образом:

  •  Выполнение социально-реабилитационной функции — 11,4 %
  •  Обеспечение инвалидов литературой — 10,9%
  •  Координация действий в союзе организаций, обслуживающих инвалидов — 5,7 %
  •  Воспитательно-образовательная роль — 5,1 %
  •  Методическая роль — 5,1 %
  •  Центр общения — 4,6%
  •  Привлечение внимания общественности к проблемам инвалидов — 2,9 %
  •  не ответили на вопрос — 13,7 % респондентов

  Важность консолидации усилий различных учреждений при организации библиотечного обслуживания инвалидов очевидна для всех наших коллег. И, как показывает практика, они развивают партнерские отношения с широким кругом заинтересованных структур.
Практически все участники исследования (за исключением двоих) указали, что они работают с различными общественными организациями. Из них: 72 (41,1%) работают с обществами инвалидов, 44 (25,1%) — с обществами слепых, 21 (12,0%) — с советами ветеранов ВОВ. Были названы Детский Орден Милосердия, общественная организация «Без барьеров», Региональная общественная организация «Перспектива», Общество детей с ограниченными возможностями «Надежда», общественная организация «Поможем детям» и другие.

76,0% респондентов взаимодействуют с государственными структурами, в том числе с Управлениями социальной защиты.

  

Так же были названы Службы занятости населения, Центр социального обслуживания, Городской комитет по работе с общественностью и молодежной политике, Управление культуры, Департамент образования и др. 
34,3% — перечислили образовательные учреждения, такие как детские сады, школы, средние специальные и высшие учебные заведения.
33,7% респондентов отметили тесное взаимодействие с учреждениями культуры, в том числе, с региональными библиотеками для незрячих и слабовидящих, РГБС, музеями, театрами, библиотеками, ДК и пр. 20,6% — с детскими домами, домами престарелых, приютами, интернатами.
20 респондентов (11,4%) указали на сотрудничество с учреждениями здравоохранения: управления здравоохранения, геронтологическими и реабилитационными центрами.

Несколько меньше (9,1%) — с благотворительными фондами. В частности с благотворительным фондом «Развитие», некоммерческим фондом «Павел-перевозчик», РОФССПИ «Невский берег», международной общественной организацией Ротари и др. Работу со СМИ в данном направлении отметили 5 респондентов (2,9%).
Были также названы: церковь, политические партии, литературные объединения, дворовые клубы, аппарат Уполномоченного по правам человека в регионе и т.п. 1 респондент написал, что в работе с инвалидами опирается только на свои силы, и 9 респондентов (5,1%) на вопрос не ответили.

 Взаимодействие публичных библиотек со специальными региональными библиотеками.

Представители публичных библиотек большое значение придают взаимодействию со специальными библиотеками регионов, хотя далеко не все участники исследования смогли показать, что связи эти налажены.        В настоящее время взаимодействие между специальными и публичными библиотеками складывается по следующим направлениям:

  •  Обслуживание читателей публичных библиотек через межбиблиотечный абонемент — 17,1% респондентов
  •  Помощь в комплектовании фондов публичных библиотек — 9,7%
  •  Проведение профессиональных встреч, в которых принимают участие публичные библиотеки: конференции, семинары, круглые столы — 12,6%
  •  Участие специальных библиотек в проведении мероприятий на базе публичных библиотек — 9,7%
  •  Методическое руководство — 5,7%
  •  Выполнение информационных запросов повышенной сложности — 3,4%
  •  Консультационная помощь библиотекарям по различным вопросам обслуживания людей с ограниченными физическими возможностями — 2,9%
  •  Предоставление специальными библиотеками технических средств на договорной основе — 1,7%
  •  Участие в клубной работе библиотек — 1,1%
  •  Создание и реализация совместных проектов в области обслуживания людей с ограничениями посредством традиционных и инновационных библиотечных технологий — 1,1%
  •  Обобщение работы региона по обслуживанию читателей-инвалидов — 1,1%
  •  Предоставление библиографических и информационных изданий — 0,6%
  •  Помощь в разработке (или предоставление) нормативных документов — 0,6%

35 респондентов (20%) отметили, что взаимодействия со специальными библиотеками у них нет. 67 респондентов (38,3%) на вопрос не ответили.
Подавляющее большинство библиотек, принимавших участие в опросе (74,3%), не используют в своей работе методик специальных библиотек для слепых. 34 респондента (19,4%) их применяют.

  В том числе, 20 отметили, что они адаптируют эти методики применительно к условиям своей библиотеки. Как правило, им приходится

  •  учитывать возрастной, образовательный уровень читателей и степень их элементарной реабилитации
  •  учитывать характер заболевания и категории инвалидности
  •  адаптировать к информационным, техническим и кадровым ресурсам своей библиотеки

Обобщение и распространение опыта работы библиотек с людьми, имеющими ограниченные возможности
Приобретая практический опыт, библиотекари, как правило, охотно делятся им с коллегами — 108 респондентов (61,7%). Но многие этого и не делают. Чаще всего обмен опытом происходит на различных профессиональных встречах (83,4%). Были названы: семинары, конференции, практикумы, курсы, стажировки и т.п. 30 респондентов (17,1%) указали, что профессиональная пресса и издание методических сборников — хорошая возможность для распространения опыта.

  Среди примеров изданий: сборник Департамента культуры, обобщающий опыт Нижневартовской сервисной службы «Милосердие», «Библиотечный вестник Карелии», информационный бюллетень «Крылья», журнал МУ «БИС» «Моя библиотека», дайджест «Поверь в себя» и др. В качестве новых возможностей по передаче своего опыта и поиска новых идей участники исследования отметили Интернет и электронную почту.

Некоторые передают свой опыт в процессе личных контактов и консультаций, выступают в СМИ, участвуют в конкурсах, в партнерских проектах, направляют отчеты в специальную библиотеку и т.п.
Оценивая количество публикаций, посвященных работе с людьми с ограниченными физическими возможностями, в профессиональной печати, треть респондентов сочла их достаточным.

   Они отметили рост их качества, и в то же время повторяемость многих мероприятий.
54 респондента (30,9%) не согласились с этим мнением. При этом они указывают, что недостаточно, к примеру, публикаций о работе с детьми-инвалидами, о взаимодействии организаций инвалидов с администрациями. Отмечалась невысокая информативность статей, потребность в практических, методических материалах, причем, адресованных именно публичным библиотекам.

Проведенный нами анализ потока печатных документов о работе с читателями — инвалидами за 2001 — 2006 годы показал, что общее количество публикаций приближается к 500.

Большинство из них освещают работу специальных библиотек для слепых, но многие — и публичных. Из публикаций видно, какая большая работа ведется в библиотеках. К сожалению, о ней известно не так широко, как хотелось бы — далеко не все популяризируют ее. 

Так, только 23,4% респондентов указали на наличие публикаций о своем опыте, остальные (70,0%) ответили, что не описывали опыт в силу разных причин, либо затруднились с ответом. Наиболее распространенные причины: небольшой опыт работы по этому направлению — 21 респондент (12%), не считают свой опыт уникальным — 13 (7,4%), не хватает времени для систематизации опыта — 3 (1,7%)

 Среди тех, кто печатает статьи в профессиональной или региональной прессе, наиболее активны библиотеки, обслуживающие инвалидов более 15 лет (36,6%) и от 4 до 9 лет (31,7%).

  Совершенствование работы с людьми, имеющими ограничения здоровья
Совершенствование деятельности в том или ином направлении предполагает освоение новых способов и приемов, основанное на знании потребностей той группы потребителей, которой адресована эта деятельность.

   Как выяснилось, изучением читательских интересов и потребностей лиц с ограничениями в жизнедеятельности занимаются 40,6% участников нашего исследования. Библиотеки проводят опросы (устные и письменные), интервью, анализируют документы и т.п.

Так, анкетирование проводилось по темам: «Мы хотим жить» (Социальная библиотека Липецка), «Книга в жизни пожилого человека» (Дубровская ЦБС), «Что для вас значит специальная библиотека?» (Специальная библиотека для незрячих и слабовидящих г. Рубцовска), «Комфортная библиотека глазами пользователей» (Сахалинская областная универсальная научная библиотека).
Есть опыт осуществления социологических исследований, среди них:

  •  «Эффективность библиотечного обслуживания людей с ограниченными возможностями» (Великолукская центральная районная библиотека)
  •  «Изучение потребностей слабовидящих пользователей на материалы периодических изданий» (Централизованная библиотечная система г. Мурома)
  •  «Изучение потребностей людей с ограниченными возможности в библиотечно-информационном обслуживании» (Городская библиотека г. Медвежьегорска)
  •  «Библиотека в жизни детей с ограниченными физическими возможностями» (ЦГБ им. Н. К. Крупской г. Тамбова)
  •  «Роль новых технологий в получении информации инвалидами по зрению» (Межпоселенческая центральная библиотека г. Унеча)

   

Результаты такой работы находят воплощение в улучшении практики библиотечного обслуживания инвалидов, в частности, во внедрении наиболее востребованных форм и способов. В последние годы библиотеки страны активно заимствуют технологии из других областей деятельности. На вопрос о том, какие из них используются в работе с инвалидами, ответы распределились следующим образом.

  •  новые информационные технологии — 154 респондента (88%)
    Здесь подразумевается использование аудио-, видео-, оргтехники, а также компьютерной техники. Это — создание электронных каталогов, использование новых возможностей при проведении мероприятий, организация обучения пользователей с инвалидностью работе на ПК, работа в Интернете и т.д.
  •  образовательные — 72 (41,1%)
    Библиотеки организуют обучающие курсы, лекции, мастер-классы, уроки чтения; предоставляют электронные учебники и пособия; проводят беседы, викторины и т.п.
  •  волонтёрство — 56 (32%)
  •  Волонтеров библиотеки привлекают, прежде всего, для обслуживания инвалидов на дому (книгоношество), для проведения различных акций. В этом качестве выступают студенты учебных заведений, школьники, а так же специалисты для проведения дней информации, консультаций и т.п.
  •  
  •  PR -технологии — 48 (27,4%)
    Это, в первую очередь, публикации и реклама в СМИ, а также опосредованный PR — через общественные организации, издание рекламной продукции.
  •  другие — 50 (28,6%) Среди других вариантов были названы познавательные, традиционные, просветительные, культурно-массовые, развлекательные технологии и т.п.
  •  не используют — 1 (0,6%)
  •  нет ответа- 48 респондентов (27,4 %).

Оценка готовности кадров публичных библиотек к работе с людьми, имеющими ограниченные возможности здоровья
К специалисту, работающему с людьми с ограниченными физическими возможностями, предъявляются высокие требования.

Как считают респонденты, помимо знания библиотечных и адаптивных технологий, библиотекарю необходимо владеть навыками социальной и педагогической работы, иметь базовые знания в области медицины и психологии. Большую роль в работе с инвалидами играют такие качества, как: такт, желание помочь, терпение, внимание, коммуникабельность, отзывчивость.

Для эффективной работы с детьми-инвалидами, отмечали респонденты, библиотекарь должен иметь элементарные знания физиологии и патофизиологии, патопсихологии, логопедии, сурдопедагогики, тифлопедагогики, олигофренопедагогики.

Таким образом, все перечисленные респондентами качества разделились на профессиональные и личностные.
Насколько библиотечные специалисты соответствуют этим качествам?
Высоко оценили готовность персонала своих библиотек — 92 респондента (52,6%). Они написали, что их коллеги не раз на деле подтверждали свой высокий профессионализм и заслужили признательность и благодарность читателей.

 Считают, что библиотекари недостаточно готовы, нуждаются в специальном обучении — 40 респондентов (22,9%). При этом они также делают поправку на то, что библиотеке не хватает технических и финансовых средств, специальной литературы.

 Полагают, что персонал не готов к работе с инвалидами — 15 респондентов (8,6%). Имеющиеся уже навыки, считают они, бессистемны, нет необходимой теоретической базы, методического сопровождения, знаний в области психологии и социальной педагогики, а также моральной готовности.

Не ответили — 28 (16,0%).
Библиотекари заинтересованы в повышении своей квалификации. Респонденты показали, что такая работа уже ведется, и намечены большие планы на будущее. Так, 27,4% из них планируют принять участие в профессиональных встречах, причем, в качестве не только слушателей, но и организаторов, а также с выступлениями о своей работе: 20,6% наметили обучение на курсах повышения квалификации. Изучение публикаций об опыте работы других библиотек запланировали 12,6% респондентов. Организацию консультаций, встреч с психологами, библиотекарями из специализированных библиотек — 8,6%. Командировки и стажировки считают необходимыми 7,4%, самообразование в целом — 4,0%.
6 респондентов (3,4%) отметили необходимость широкого внедрения в работу новых информационных технологий, и, соответственно, составление комплексных программ и проведение занятий с участием специалистов. 3 респондента (1,7%) важным стимулом считают программное планирование, столько же — составление различных видов отчетов, позволяющих проанализировать эффективности работы по этому направлению. По 1 респонденту отметили проведение аттестации и различных акций как фактор повышения квалификации.
Лишь три респондента не видят необходимости в повышении квалификации специалистов, работающих с инвалидами. 29,7% — на вопрос не ответили.

Выводы и предложения
Подводя итоги, следует отметить актуальность и своевременность проведенного исследования. Оно помогло выявить основные тенденции в работе публичных библиотек с особыми категориями пользователей, показать красочную палитру используемых ими организационных и содержательных форм и методов, оригинальных приемов и находок, доказавших свою эффективность и заслуживающих распространения.

В то же время подтвердились и наши гипотезы о наиболее характерных проблемах и трудностях, с которыми сталкивается большинство коллег (среди которых — комплектование специальными изданиями и обеспечение их доступности, теоретическая и методологическая поддержка работы, подготовка кадров и т.д.).

Материалы исследования позволили нам сделать следующие выводы и предложения по организации дальнейшей работы.
Необходимо наладить широкую просветительскую работу — как в среде профессионалов, так и в обществе в целом.

Очень важно, чтобы библиотекари, не зависимо от места работы, осознавали не только социальную значимость обслуживания инвалидов, но и свою органичную причастность к этому процессу, не рассматривали его как некую дополнительную обязанность, сверх-нагрузку.

На начальном этапе зачастую возникают опасения в том, что с такой работой трудно справиться, однако, как показывает практика, она вполне реальна и все трудности преодолимы.

Многие библиотеки успешно работают с инвалидами, причем, не только страдающими нарушениями опорно-двигательного аппарата или общими заболеваниями, но и с такими сложными категориями, как незрячие и слабовидящие, с нарушениями психического развития. Важно сформировать и в обществе адекватное отношение к инвалидам, понимание проблем инвалидности.

 Интеграция инвалидов в социальную жизнь, их реабилитация во многом зависят от готовности общества принять их как равноправных членов, имеющих специфические потребности.

Важно организовать систематическое распространение лучшего опыта.
В последние годы, с ростом внимания к проблемам инвалидов в стране, стало появляться все больше публикаций и о библиотечной работе в их адрес. Однако, число их еще не очень велико.

 

 В результате большая многообразная работа остается неизвестной профессиональному сообществу.
Необходимо наладить регулярную подготовку публикаций о деятельности библиотек, обслуживающих инвалидов, готовить обзоры, использовать различные профессиональные мероприятия для распространения соответствующей информации.

 Заслуживает внимания зарубежный опыт, основывающийся на принципе mainstream — обслуживание всех посетителей «в едином потоке».
Систематически повышать квалификацию библиотечных работников.
Библиотекарям необходимы специальные знания для обслуживания инвалидов разных категорий, которых сегодня они не получают в рамках основного образования.

 

Даже среди тех, кто имеет многолетний опыт, только чуть более половины считают, что их сотрудники готовы к такой работе. Необходимо ввести специальные курсы в вузах культуры, а также в системе дополнительного профессионального образования, рассматривать обозначенную проблему в рамках региональных мероприятий по повышению квалификации. К проведению занятий нужно привлекать специалистов библиотек для слепых или проводить их на базе этих библиотек. Повышению квалификации будет способствовать и проведение научно-практических конференций, семинаров, курсов, экскурсий в специализированных учреждениях, стажировок на базе СБС.

 

Организационно оформлять данное направление, в частности, выделять в штате публичных библиотек сотрудников, ответственных за работу с инвалидами.
Эта работа требует особого внимания, систематичности, а также, как указывалось выше, специальных знаний и умений, поэтому целесообразно иметь сотрудника (сотрудников), который нес бы ответственность за ее выполнение. При наличии достаточно большого количества читателей, нуждающихся в особых ресурсах и услугах, имеет смысл создавать специализированные подразделения, как это уже сделано в ряде библиотек. Возможно выделение кафедры на абонементе, отдела или сектора специальных видов изданий, специализированного филиала.
Внедрять в практику работы публичных и других общедоступных библиотек формы и приемы работы, используемые в специальных библиотеках для слепых.

 Как показывает практика, в деятельности публичных библиотек, наряду с традиционными библиотечными формами, вполне применимы те же способы и формы доведения книг до инвалидов, которые используют специализированные учреждения.

 К ним относятся: предоставление во временное пользование изданий альтернативных форматов и тифлотехнических средств, предоставление возможности самостоятельной работы на компьютере, организация надомного и нестационарного обслуживания, адаптация библиотечной среды к нуждам и возможностям инвалидов.

Активно использовать в работе с читателями — инвалидами специальные виды изданий, а также новые технологии, обеспечивающие доступность информационных ресурсов для всех категорий пользователей.
Издания специальных форматов, предназначенные для инвалидов по зрению, имеют высокий потенциал использования в работе с другими категориями инвалидов; особенно это касается крупношрифтовых и озвученных книг.

За неимением возможности сформировать собственный фонд таких изданий, стоит активно использовать межбиблиотечный абонемент.

Сегодня публичные библиотеки развиваются как современные информационные центры, предоставляющие своим пользователям широкие возможности работы в компьютерной среде. И, несмотря на все сложности, связанные с приобретением и освоением адаптивных технологий и тифлотехнических средств, они должны проявить заботу о тех, кто нуждается в специальной поддержке.

Развивать взаимодействие публичных и специальных библиотек.
Региональные специальные библиотеки имеют большой опыт по организации информационно-библиотечного обслуживания инвалидов, который может быть использован другими библиотеками. В настоящее время они выполняют функции методических центров по работе с инвалидами для библиотек региона, а во многих местах и для других учреждений и организаций, включенных в эту деятельность.

 Сотрудничество со специальной библиотекой позволит не только наладить систему повышения квалификации, но и непосредственную работу по привлечению, изучению, обеспечению информационных запросов людей с ограничениями в жизнедеятельности.

 Оно может предусматривать взаимное использование ресурсов, т. е. обмен специальными изданиями, прокат тифлотехнических средств, открытие совместных пунктов выдачи литературы, организацию мероприятий и другие формы.

Вести разработку региональных программ и проектов, нацеленных на оказание информационно-библиотечной поддержки людям с ограничениями в жизнедеятельности.
Разработка долгосрочных программ обеспечивает переход от разовых мероприятий к систематической, планомерной работе, а также позволяет привлечь к социокультурной реабилитации инвалидов широкий круг партнеров — учреждения культуры и искусства, учебные заведения, общественные организации, властные структуры и других.

 Немаловажно, что долговременная профессиональная деятельность помогает повысить престиж и создать доброе имя многим социально ориентированным публичным библиотекам.

Целенаправленно формировать систему интегрированного библиотечного обслуживания инвалидов в условиях региона и в масштабах страны.
Основа названной системы — гармоничное сочетание интегрированного и специализированного обслуживания, при котором каждый человек, не зависимо от характера и степени физических ограничений, может получить информационно-библиотечные документы и услуги там, где ему удобно — по месту жительства, учебы, работы, отдыха и т.д.

При этом основная часть общедоступных учреждений предоставляет необходимый минимум услуг, а специализированные — максимум специальных услуг, документов, информации в доступном для восприятия виде. Одним из важных условий является формирование единых подходов и принципов библиотечного обслуживания инвалидов, выработка единых стандартов для библиотек всех типов.

Нужно подготовить методические рекомендации в адрес публичных библиотек по организации работы с людьми, имеющими ограничения в жизнедеятельности,

 Методические материалы такого рода в предыдущие годы были подготовлены РГБС и другими спецбиблиотеками и не потеряли методологического значения. Однако реалии настоящего времени позволяют их развить и дополнить актуальным содержанием.

 
В целях развития сотрудничества двух секций РБА — публичных библиотек и библиотек, обслуживающих инвалидов, — предлагается включить в планы совместной работы:

  •  проведение Всероссийского семинара по вопросам библиотечного обслуживания инвалидов (с распространением этого опыта на регионы),
  •  проведение Всероссийского конкурса среди муниципальных библиотек по продвижению книги и чтения в среду инвалидов.

Закон   о библиотечном   деле

2. В соответствии с порядком учреждения и формами собственности выделяются следующие основные виды библиотек:

1) государственные библиотеки, учрежденные органами государственной власти, в том числе:

федеральные библиотеки;

библиотеки субъектов Российской Федерации;

библиотеки министерств и иных федеральных органов исполнительной власти;

2) муниципальные библиотеки, учрежденные органами местного самоуправления;

3) библиотеки Российской академии наук, других академий, научно-исследовательских институтов, образовательных организаций;
(
Подпункт в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2013 года Федеральным законом от 2 июля 2013 года N 185-ФЗ.

4) библиотеки предприятий, учреждений, организаций;

5) библиотеки общественных объединений;

6) частные библиотеки;

7) библиотеки, учрежденные иностранными юридическими и физическими лицами, а также международными организациями в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Статья 8. Права особых групп пользователей библиотек

1. Национальные меньшинства имеют право на получение документов на родном языке через систему государственных библиотек.

2. Слепые и слабовидящие имеют право на библиотечное обслуживание и получение документов на специальных носителях информации в специальных государственных библиотеках и других общедоступных библиотеках.

3. Пользователи библиотек, которые не могут посещать библиотеку в силу преклонного возраста и физических недостатков, имеют право получать документы из фондов общедоступных библиотек через заочные или внестационарные формы обслуживания, обеспечиваемые финансированием за счет средств соответствующих бюджетов и средств федеральных программ.

4. Пользователи библиотек детского и юношеского возраста имеют право на библиотечное обслуживание в общедоступных библиотеках, специализированных государственных детских и юношеских библиотеках, а также в библиотеках образовательных учреждений в соответствии с их уставами.

Статья 9. Ответственность пользователей библиотек

Пользователи библиотек обязаны соблюдать правила пользования библиотеками.

Пользователи библиотек, нарушившие правила пользования библиотеками и причинившие библиотекам ущерб, компенсируют его в размере, установленном правилами пользования библиотеками, а также несут иную ответственность в случаях, пре Миссия библиотеки, придающей значение обслуживанию юношества состоит в том, чтобы помочь личности успешно перейти от детства к взрослости, создавая как доступ к ресурсам, так и среду, отвечающую специфическим потребностям юношества для интеллектуального, эмоционального и социального развития.

Цели библиотечного обслуживания юношества

Библиотечное обслуживание юношества должно быть основано на особых потребностях юношества и способствовать переходу от детского обслуживания к взрослому.

Юношеству необходимо, и оно достойны специализированного обслуживания в соответствии со своими образовательными, информационными, культурными и досуговыми потребностями.

Библиотечное обслуживание юношество должно содействовать развитию функциональной грамотности, непрерывному образованию, информационной грамотности и чтению для удовольствия.

Эти 10 целей определяют рамочный стандарт для библиотек, следуя которому они могут развивать обслуживание юношества:

1. Библиотека установила ясную политику открытого доступа юношества к библиотечным и информационным ресурсам и уважения прав юношества выбирать материалы в соответствии со своими потребностями без ограничений.

2. Программа библиотеки для юношества эффективно управляется в соответствии с лучшими примерами из практики.

3. Существует равномерное распределение ресурсов в поддержку программ и услуг для юношества.

4. Сотрудники библиотеки осведомлены в области возрастных особенностей юношества и ресурсов для юношества, включая юношей со специальными потребностями.

5. Библиотека предлагает широкий спектр современных материалов, представляющих интерес для юношества, стимулирующих непрерывное образование, мотивацию чтения, формирование читательской культуры.

6. Библиотека предлагает ресурсы в поддержку образовательной деятельности юношества.

7. Библиотека помогает юношеству в овладении навыками эффективного использования всех ресурсов библиотеки и получении информационной и компьютерной грамотности.

8. Библиотека стимулирует развитие личности, давая возможность юношеству участвовать в планировании и развитии библиотечных программ и услуг для них и в качестве волонтеров помогать другим.

9. Библиотека создает специальное пространство для юношества, привлекательное и соответствующее их стилю жизни.

10. Библиотека работает в партнерстве с другими общественными организациями в поддержку всех аспектов здорового, успешного развития юношества.

ЧАСТЬ 2
Определение фокусной группы

Фокусная группа (юношество) может быть определена как группа людей между детским и взрослым возрастами. Каждая библиотека может определить свои возрастные границы, внутри которых она определяет юношество, которые могут варьироваться в зависимости от культурных традиций и национальных особенностей. Обычно возраст от двенадцати до восемнадцати лет определяется, как юношеский, которому адресованы формы библиотечного обслуживания юношества. Этот интервал можно расширить. Целевая группа включает всех людей вне зависимости от расы, религии, культурных традиций, интеллектуальных и физических возможностей.

Потребности фокусной группы

Культурные потребности:

Библиотека должна быть открыта всем и уважать различные культурные потребности.

Культурные потребности имеют свои корни, как в устной, так и в письменной традиции, в общественных изменениях и общественной стабильности, в культурном разнообразии и в личном видении будущего.

Потребности в развитии:

Обслуживание юношества должно строиться в сотрудничестве с представителями фокусной группы. Юноши должны активно вовлекаться в планирование, развитие ресурсов, услуг и программ. К ним нужно относиться с уважением, позитивно. С готовностью удовлетворить потребности, даже если они отличаются от того, что традиционно предлагает библиотека.

Библиотеки, которые строят свои программы и услуги в контексте модели развития юношества, основанной на исследованиях, могут способствовать успешному переходу от детства к взрослости.

Материалы

Юношиособая группа, чьи интересы, потребности и возможности отличаются существенно. Таким образом, библиотеки должны предлагать разнообразные материалы в соответствии с этими потребностями. Особое внимание должно быть уделено юношам с особыми потребностями, а также представителям общественных и языковых меньшинств.

Предоставление возможности юношам участвовать в отборе и расположении библиотечных ресурсов для данной возрастной группы может привести к позитивным сдвигам в организации услуг и формировании ресурсов и может помочь увеличить количество пользователей и посещаемость библиотеки.

Рекомендуются разнообразные форматы документов. В том числе комиксы, научная фантастика, любовные романы, фэнтази, современная популярная музыка.

Печатные материалы могут включать:

Книги

Журналы

Брошюры

Постеры

Комиксы

Графику

Материалы на других языках, включая Брейль и язык жестов

Непечатные материалы могут включать:

Аудиокниги

Музыку

Мультмедиа (CD-ROM/ CDI)

Компьютерные программы

Видеокассеты и DVD

Настольные и электронные игры

Электронные сетевые продукты и ресурсные базы

Эти форматы должны дополняться и пересматриваться регулярно, по мере появления новых технологий.

Должно предоставляться необходимое оборудование, позволяющее использовать эти ресурсы (например, игровые приставки).

дусмотренных действующим.

 Глава  2  Особенности   и содержание  детяльности  библиотек;

1.2  Нау Научная педагогическая библиотека им. К. Д. Ушинского (НПБ им. К.Д. Ушинского) Российской академии образования (РАО) ведет свое происхождение от справочной библиотеки при информационном отделе Народного комиссариата просвещения РСФСР, образованной в 1925 году.

В 1939 году распоряжением наркома просвещения библиотека получила статус Государственной библиотеки по народному образованию. С 1942 года расположена по адресу Б. Толмачевский пер., д. 3. Комплекс зданий, в которых размещается библиотека, является памятником архитектуры.

В 1944 году библиотека включена в состав созданной годом ранее Академии педагогических наук РСФСР. С 1945 года ей присвоено имя русского педагога К. Д. Ушинского.

В 1966 г. библиотека переименована в Научную библиотеку по народному образованию им. К. Д. Ушинского, в 1970 г. — в Государственную научную педагогическую библиотеку им. К. Д. Ушинского.

Под нынешним названием библиотека существует с 2008 года и является уникальной отраслевой (педагогической) библиотекой, хранилищем педагогической литературы, информационно-библиографическим центром в области педагогики и образования, научно-методическим центром для библиотек образовательных учреждений.

Основной фонд библиотеки насчитывает около 1,7 млн единиц хранения и включает литературу исторического, теоретического и практического характера по педагогике, образованию, психологии, дефектологии и смежным наукам на русском языке, а также на 39 языках народов мира. В журнальном фонде библиотеки представлены около 300 названий дореволюционных журналов и около 200 наименований периодики советского и постсоветского периода. Фонд авторефератов диссертаций включает около 78 тыс. названий. Библиотека имеет уникальное собрание редких книг (около 7 тыс. единиц хранения).

Ежегодно в фонды библиотеки поступает около 10 тысяч названий книг и 200 журналов.

К фондам библиотеки имеется справочный аппарат: карточные и электронные каталоги.

К услугам пользователей читальные залы на 160 мест, сектор справочно-библиографического обслуживания, персональный и межбиблиотечный абонементы.

Структурным подразделением библиотеки является Отдел исторических документов с Научным архивом РАО. Архив является одним из крупнейших в России тематических хранилищ документов по истории народного образования в педагогики. Он включает более 130 фондов общим объемом свыше 100 тыс. дел за период с конца ХVII века по 1990-е годы. В архиве представлены личные фонды педагогов, методистов, психологов, физиологов и дефектологов, фонды некоторых учреждений Наркомпроса (1920—30-е гг.) и фонды учреждений РАО (с 1944 г.).

Одно из главных направлений деятельности библиотеки сегодняоцифровка своих фондов и представление их в электронной форме с помощью сетевых технологий. В рамках этого направления была создана и постоянно пополняется Научная педагогическая электронная библиотекаВ ближайшее время планируется открытие системы «Электронный архив», в которой будут накапливаться архивные материалы (в первую очередь материалы Научного архива РАО).

При библиотеке постоянно действуют советы: Научно-технический, Научный совет по развитию информационных ресурсов сферы образования и Научный совет по проблемам чтения.

В библиотеке традиционно ведется справочно-библиографическая работа. В рамках этой деятельности специалистами библиотеки были подготовлены десятки рекомендательных и биобиблиографических указателей, а ныне постоянно пополняется раздел «Справочники» на сайте библиотеки.

Библиотека внесла большой вклад в развитие ретроспективной педагогической библиографии, подготовив четыре тома «Педагогической библиографии» (включают литературу на русском языке за 1924—1949 гг.). Продолжением свода педагогической библиографии является ежеквартальный указатель «Литература по педагогическим наукам и народному образованию», информирующий о педагогической литературе, изданной в России на русском языке. Указатель издается с 1950 года (с 2010 гвыходит только в электронной форме).

В течение 2010—2012 гг. специалисты библиотеки принимали участие в исследовательской работе «Азбуки, буквари и книги для чтения». Одним из результатов этой работы стала библиография азбук, букварей и книг для чтения, изданных в 1900—1940 гг. Часть изданий из фондов библиотеки была оцифрована.

В 2010 г. библиотека учредила научно-информационный журнал «Проблемы современного образования». В журнале публикуются статьи по вопросам модернизации российского образования, по теории и истории образования, рецензии на наиболее интересные выходящие книги.

Наряду с другими крупными библиотеками НПБ им. К.Д. Ушинского входит в Ассоциацию пользователей CDS/ISIS (ныне ЭБНИТ), участвует в осуществлении программы «Создание общероссийской информационно-библиотечной компьютерной сети» (ЛИБНЕТ).

 

чная  педагогическая  биьлиотека  им  Ушинского:

1.2  Историческая  библиотека  России;

(ГПИБ России) — крупнейшая научная специализированная в области истории библиотека страны.

ГПИБ России является государственным хранилищем литературы по истории, историческим наукам и смежным дисциплинам. Фонд библиотеки — околомлн экз., в том числе книг около 2,5 млн экз. Включает издания на русском языке, языках народов Российской Федерации и иностранных языках.

В ГПИБ достаточно полно собрана дореволюционная и почти с исчерпывающей полнотой советская литература по истории России (СССР) и всеобщей истории, специальным и вспомогательным историческим дисциплинам: археологии, этнографии, нумизматике, геральдике, архивному делу и др., несколько выборочно по другим общественным наукам, сопредельным с историей. Хорошо представлена также литература по истории науки, русской, советской и зарубежной литературе, искусству.

В целом фонды ГПИБ представляют большую научную и культурную ценность и во многом уникальны.

1.3 Федиральная  элекроная  библиотека

Объем ФЭМБ:

- Первая очередь: на 15 декабря 2012 года опубликовано в открытом доступе 2023 документа.

- Вторая очередь: на 13 ноября 2014 года опубликовано в открытом доступе 18003 документа.

Всего в ФЭМБ опубликовано в открытом доступе 20026 документов.

Размещение документов в ФЭМБ осуществлено в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об авторском праве и смежных правах.

ФЭМБ создается на базе фондов Центральной научной медицинской библиотеки (ЦНМБ) Первого Московского государственного медицинского университета им. И.М.Сеченова.

Федеральная электронная медицинская библиотека (ФЭМБ) должна обеспечить коренную модернизацию информационного обеспечения медицины и здравоохранения, в результате которой наиболее важная информация в цифровой форме будет доступна во всех образовательных, научных и лечебно-профилактических учреждениях через сеть Интернет с соблюдением требований авторского права.

С помощью центрального сводного каталога медицинских библиотек должна быть обеспечена интеграция в единое информационное пространство распределенных цифровых ресурсов медицинских библиотек. В каждом учреждении здравоохранения, медицинском образовательном учреждении, должен быть обеспечен доступ к любым документам Федеральной электронной медицинской библиотеки и всех медицинских библиотек-участников проекта, а через связь со Сводным каталогом библиотек России и к документам других крупнейших библиотек страны, включая Российскую государственную библиотеку, Российскую национальную библиотеку и Президентскую библиотеку им. Б.Н.Ельцина.

ФЭМБ является распределенной информационной системой, включающей депозитарный и пользовательский фонды, каталог электронных документов, пользовательский интерфейс и комплекс аппаратно-программных средств, поддерживающих стабильное функционирование системы и дающих возможность оперативного пополнения, регистрации, долговременного хранения фондов ФЭМБ, многоаспектного поиска и распределенного многопользовательского сетевого доступа к ее ресурсам.

ФЭМБ формируется как библиотечный комплекс, состоящий из распределенного фонда электронных документов и распределенного каталога объединенных общей архитектурой, конвенциональными протоколами и стандартами.

ФЭМБ имеет следующую структуру информационных ресурсов:

  •  Медицинские образовательные ресурсы 
    •  Довузовское медицинское образование (в разрезе предметов подготовки)
    •  Вузовское додипломное образование (в разрезе специальностей, дисциплин, тем и видов учебных материалов)
    •  Последипломное образование (в разрезе специальностей)
    •  Архив образовательных ресурсов (интегрированный ресурс)
  •  Российская медицина с возможностью поиска по МеПР 
    •  Интегрированный ресурс, содержащий все виды и типы информации, в том числе, электронные медицинские публикации, электронные справочники лекарственных средств и заболеваний, стандарты оказания медицинской помощи, протоколы лечения, иную нормативно-справочную информацию
    •  Книги
    •  Диссертации/авторефераты
    •  Журналы и статьи из журналов и сборников
    •  Научное наследие России
    •  Тезаурус медицинские предметные рубрики (расширенный русско-английский тезаурус MeSH)
    •  Авторитетный файл имен лиц (здравоохранение)
    •  Авторитетный файл наименование организаций (здравоохранение)
  •  Медицинская информация для населения (свободный доступ) 
    •  Болезни
    •  Лекарства
    •  Наглядная информация

В ФЭМБ включаются как электронные аналоги печатных изданий, так и самостоятельные оригинальные электронные издания, не имеющие аналогов, зафиксированных на иных носителях.

К ним относятся:

  •  текстовые аналоги печатных изданий книг, журналов и др., когда предполагается, что содержащаяся в них информация представлена в форме, допускающей посимвольную обработку (отдельные фрагменты в таких аналогах изданий могут быть представлены как целостные графические образы)
  •  графические аналоги печатных изданий образы печатных или рукописных материалов, элементы которых (например, страницы, рисунки, фотографии и т.д.) представляются как целостные графические образы
  •  традиционные виды изданий в электронной форме
  •  мультимедийные издания, содержащие аналогичную, зафиксированную на других носителях, информацию
  •  самостоятельные мультимедийные издания, не имеющие аналогов, зафиксированных в ином виде
  •  другие электронные документы, оформленные как издания и отвечающие требованиям, предъявляемым к объектам библиотечного хранения

 ФЭМБ формируется усилиями всех организаций-участников на основе добровольной кооперации, соблюдения конвенциональных стандартов и ответственности участников за долговременное хранение и сохранность созданных или взятых на архивное хранение электронных документов.

Формирование ФЭМБ основано на принципах профильности и координации участников, максимальной полноты (в рамках Профиля комплектования) и вечности хранения электронных документов (только для ЦНМБ).

Источниками формирования фонда являются:

  •  оцифровка изданий, хранящихся в фондах участников
  •  сбор/закупка электронных документов от издательств
  •  сбор электронных изданий, свободно размещенных в Интернет
  •  сбор изданий на переносимых машиночитаемых носителях (CD-ROM и др.)
  •  поступления электронных документов от авторов / правообладателей (покупка или пол

                                    Список  использованной     литературы

1 Бубекина   

2 Федеральный  закон  о библиотечном  деле

3 Руководство  ифла

4 Статьи  о библиотеках  федеральных

5  интернет  книги    о  библиотеках

 
                                                   заключение;

в  своей   курсовой  я   раскрыл  то   что  я  рассказал   о  всех   федеральных   библиотеках   но я  рассказал   не  о всех  федеральных    библиотеках     можно   бесконечно  говорить    о  библиотеках    много   чего  можно  говорить   о том  что  все   сказанное.   Вот  и все  спосибо  за  внимание.         


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

67122. Журналистика США XIX века 32.5 KB
  Общественно-политическая, экономическая и социокультурная ситуация Политическое устройство: избрание в 1829 президентом Эндрю Джэксона обозначило конец эры патрицианского президентства в США. США – «плавильный котел» Экономика имела преимущественно аграрный характер (независимые фермеры).
67123. Третий период творчества Шекспира (1607 – 1612) – «трагический» 43 KB
  Особенностью этого периода является то что Шекспир ищет опору в фантазии обращается к жанру философской притчи и сказке. оптимистический период комедии Шекспира. Большинство написаны в первый период творчества они отражают жизнерадостный светлый мир ренессанса основной темой является любовь ее зарождение в юных сердцах...
67124. Мифологизм советской тоталитарной культуры 38 KB
  Все эти меры нужны были чтобы в сознании каждого человека и массы укрепить новую мифологию советскую социально-историческую мифологию. Исходя из всего этого в новом мире все должно быть новым поэтому все силы советской идеологии бросили на создание нового человека за счет образования и воспитания.
67126. Мертвые души, Ревизор, Петербургские повести, 3-4 рассказа из духовной прозы, Тарас Бульба 42.5 KB
  Замысел произведения возник в 1835 году. В плане замысла ему помогает А. С. Пушкин, он подсказывает Гоголю сюжет. Тогда же Гоголем были сделаны первые наброски авантюрно-сатирического романа, в котором автор пытался показать хотя бы с одного бока, но всю Русь.
67127. Воздействие опасности на человека и техносферу 18.58 KB
  Повышение привычных уровней потоков сопровождается негативными воздействиями на человека и или природную среду. Результат взаимодействия человека со средой обитания может изменяться в широких пределах от позитивного до катастрофического сопровождающегося гибелью людей и разрушением компонентов среды обитания.
67128. Информационное общество и информационная культура 38 KB
  Информационное общество – термин введен американским экономистом Машлуп. Работа вышла в 1962 году – «Производство и распространение знаний в США». Начинает рассматривать информационную концепцию. Он делал акцент на степени развития информационных технологий...
67129. ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА 147 KB
  Категория формы государства показывает особенности внутренней организации государства порядок образования и структуру органов государственной власти специфику их территориальной обособленности характер взаимоотношения друг с другом и населением а также те методы которые используются...
67130. ОСТАНОВКА КРОВОТЕЧЕНИЯ. ОСТРАЯ КРОВОПОТЕРЯ 308.5 KB
  Кровотечением называется вытекание крови из кровеносных сосудов при нарушении целостности их стенки в ткани полости организма во внешнюю среду. В силу большого давления крови кровотечение самостоятельно не останавливается.