96707

Профессиональная подготовка кадров на производстве

Курсовая

Менеджмент, консалтинг и предпринимательство

Отношения по профессиональной подготовке кадров как вид трудовых отношений. Виды трудовых отношений. Понятие профессиональной подготовки и повышение квалификации. Повышение квалификации по собственному желанию. Повышение квалификации по требованию работодателя. Повышение квалификации по закону.

Русский

2015-10-09

150.5 KB

5 чел.

Министерство образования Московской области

государственное автономное образовательное учреждение среднего

профессионального образования Московской области

«Колледж «Угреша»

Курсовая работа

по дисциплине Трудовое право

Тема: «Профессиональная подготовка кадров на производстве»

Выполнила:

студентка группы №138

специальность 030912 «Право и организация

социального обеспечения»

Ганиева С.А.

Руководитель:

Кирьянова В.В.

Оценка___________________

__________________________

(подпись)

Дзержинский 2015

Оглавление

Введение………………………………………………………………….

3

Глава 1. Отношения по профессиональной подготовке кадров как вид трудовых отношений…………………………………………...

5

1.1 Виды трудовых отношений……………………………………….

6

  1.2 Понятие профессиональной подготовки и повышение квалификации……………………………………………………………

8

       1.2.1 Повышение квалификации по собственному желанию……

10

       1.2.2 Повышение квалификации по требованию работодателя………………………………………………………………

11

       1.2.3 Повышение квалификации по закону……………………….

13

Глава 2. Правоотношения по профессиональной подготовке кадров непосредственно на производстве………………………………

15

   2.1 Правовое регулирование ученичества……………………………

16

   2.2 Правоотношения по повышению квалификации, переподготовке кадров…………………………………………………..

18

   2.3 Правоотношения по руководству обучением……………………

19

Заключение……………………………………………………………….

21

Список литературы……………………………………………………….

23

Список использованных источников……………………………………

24

Введение

Переход к рыночной экономике выдвигает принципиально новые требования к работникам - руководителям, специалистам, рабочим, к организациии содержанию их профессиональной подготовки и переподготовки.

Предприятия переходят на новую технологию, выпускают новую продукцию, меняют производственный профиль деятельности. Многие работники высвобождаются со своих рабочих мест по этим причинам либо в связи с ликвидацией организаций, сокращением численности или штата в них.

Каждое из этих обстоятельств серьезно влияет на структуру потребностей в кадрах, в зависимости от их профессиональной подготовленности к работе, которую они могут или смогут выполнить.

Образование (в смысле обучение) кадров – важнейший фактор экономического роста в стране, следовательно, от внутриорганизационного обучения выигрывает общество и государство в целом, получая более квалифицированных членов и более высокую производительность общественного труда без дополнительных затрат.

Таким образом, профессиональное развитие персонала приобретает особое значение и становится неотъемлемым условием успешного функционирования любой организации. Учитывая специфику российского рынка, особенностью которого являются быстрые и частые изменения как внешних условий функционирования предприятия, так и внутренних, можно констатировать, что развитие системы профессионального обучения в организации определяет не только успешность ее развития, но и выживаемость. Ускоренное развитие научно-технического прогресса и быстрое устаревание профессиональных знаний и навыков являются не единственными факторами, определяющими значительно возросшую роль профессионального обучения – оно помогает фирме соответствовать ужесточившимся требованиям рынка.

Актуальность подготовки кадров в современной России в системе профессионального образования обусловлена двумя главными обстоятельствами. Во-первых, уровень подготовки кадров не соответствует структуре потребностей рынка труда. Во-вторых, осуществляется модернизация содержания и структуры профессионального образования. Основные факторы обновления профессионального образования: запросы развития экономики, социальной сферы, на- уки, техники, технологий, рынка труда, перспективные потребности его развития; необходимость обеспечить конкурентоспособность отечественного профессионального образования на мировом рынке образовательных услуг.

Целью работы является комплексное исследование правового регулирования отношений по профессиональной переподготовке обеспечения права на труд и права на образование, постановка и решение теоретических и практических вопросов и разработка на этой основе предложений по совершенствованию нормативно-правовой базы в обозначенной сфере.

Глава 1. Отношения по профессиональной подготовке кадров как вид трудовых отношений

Наличие хорошо организованной системы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, отвечающей современным требованиям научно-технического прогресса, является необходимым условием достижения высоких результатов во всех отраслях экономики, стабильности трудовых отношений, удовлетворения потребностей личности в самореализации и развитии творческих способностей, обеспечения конституционного права человека на образование.

Российская Федерация должна выполнять обязательства, возложенные на нее Конвенцией N142 "О профессиональной ориентации и профессиональной подготовке в области развития людских ресурсов" (1975 г.). В соответствии с ней Россия разрабатывает и совершенствует системы общего и профессионально-технического образования, школьной и профессиональной ориентации. Одной из важнейших национальных задач в данной области является обеспечение непрерывности профессиональной подготовки на всех уровнях квалификации.

Прямая заинтересованность работодателя в квалифицированных кадрах согласуется с правом работника на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации, которое он может реализовать и независимо от воли работодателя. В частности, в большинстве случаев работник самостоятельно выбирает вид и форму профессиональной подготовки, учебное заведение, а работодатель лишь обязан создать условия, необходимые для совмещения работы с обучением, т.е. предоставить ему установленные нормативными актами гарантии (учебные отпуска, свободные от работы дни и т.п.)[3].

Вместе с тем в 90-е гг. прошлого века получила распространение практика договорной подготовки работников. ТК называет такие договоры ученическими договорами. Обучение работников организации проводится на основе перспективных планов ее развития с учетом новых направлений деятельности, создания новых рабочих мест и т.п. Условия профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников устанавливаются коллективным договором, локальными нормативными актами, индивидуальными трудовыми договорами и ученическими договорами.

Перечень профессий и специальностей, по которым проводится профессиональное обучение на производстве, конкретные формы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, а также виды образовательных учреждений, где она осуществляется, определяются работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

1.1 Виды трудовых отношений

Трудовые отношения - это отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату определенной трудовой функции, на условии подчинения правилам внутреннего трудового распорядка и обеспечения работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

Поскольку в основе трудовых отношений лежит определенная форма организации, трудовые отношения подразделяются на родовые и видовые группы и подгруппы: отношения на государственных и муниципальных предприятиях, на частных производствах, отношения на арендных производствах и т.п., отношения в организациях с разной формой собственности.

Виды трудовых отношений:

  1.  Организационно-управленческие отношения коллектива работников с работодателем, его администрацией. После трудоустройства и заключения индивидуального трудового договора работник становится частью единого коллектива и с этих позиций у него возникаю уже отношения коллективного характера с работодателем по поводу заключения коллективного договора по вопросам управления и организации труда на данном производстве.
  2.  Организационно-управленческие отношения профсоюзного органа на производстве или другого органа уполномоченного работниками с работодателями, его администрацией по вопросам улучшения условий труда, применения норм трудового права, принятия и применения локальных норм трудового права и защиты прав трудящихся.
  3.  Охранительные отношения по надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства и охраны труда между государственными трудовыми инспекциями, специализированными инспекциями, профсоюзными органами с одной стороны и администрацией , работодателем-с другой. Эти отношения возникают одновременно с основными трудовыми отношениями работника.
  4.  Социально-партнерские отношения представителей работников, работодателей и органов исполнительной власти федерального, отраслевого, регионального, территориального и иных уровней по ведению переговоров и заключению соглашений  по социально-трудовым отношениям, условиям труда и его оплаты. Участниками этих отношений являются представители трех социальных партнеров: работников, работодателей и государство.
  5.  Отношения по профессиональной подготовке, переподготовке и повышении квалификации непосредственно у данного работодателя. Эти отношения состоят из трех видов связей: ученические, повышение квалификации и руководство обучением. Сторонами в данных отношениях являются: работник-ученик, обучающий и работодатель.
  6.  Отношения связанные с материальной ответственностью работодателей и работников в сфере труда, которые являются охранительными по своему характеру, являются особыми отношениями, потому, то возникают только в случае противоправных действий сторон и наступления вредных последствий.
  7.  Разрешение трудовых споров, как отношения возникающие между спорящими сторонами и органами, управомоченными рассматривать индивидуальные и коллективные споры. Трудовые споры могут возникать на стадии предшествующей трудовым отношениям, до заключения трудового договора, в процессе трудовых отношений, а так же возникать после прекращения трудовых отношений. Трудовые споры могут носить индивидуальный и коллективный характер.
  8.  Отношения по содействию занятости и трудоустройству:
  •  Гражданина с государственным органом службы занятости или другим органам трудоустройства по поиску работы и напрвлению на нее;
  •  Отношения гражданина с работодателем по приему на работу по направлению органа занятости;
  •  Между работодателем и органом службы занятости.

1.2. Понятие профессиональной подготовки и повышение квалификации

Трудовой кодекс Российской Федерации
Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ (извлечение)
с последними изменениями, внесенными
 Федеральным законом от 29 декабря 2010г. N437-ФЗ. Глава 31. Общие положения.

Необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяет работодатель. Согласно ч. 2 ст. 196 ТК РФ он проводит профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации работников, обучение их вторым профессиям в организации, а при необходимости — в образовательных учреждениях начального, среднего, высшего профессионального и дополнительного образования на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

Профессиональная подготовка-это процесс обучения навыкам, необходимым для выполнения определенной работы, группы работ.

Формы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, перечень необходимых профессий и специальностей определяются работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

Повышение квалификации -это процесс углубления профессиональных знаний и навыков, успешное завершение которого дает возможность выполнять более сложные работы в пределах определенной профессии, специальности или должности.

Правовые основы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников заложены ТК, Законом об образовании, Законом о профессиональном образовании и др. Их положения конкретизируются нормативными правовыми актами органов исполнительной власти, прежде всего постановлениями Правительства РФ. Однако до сих пор нет комплексного нормативного акта, который регулировал бы все аспекты процесса профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников.

Отношения по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников входят в группу отношений, непосредственно связанных с трудовыми отношениями.

В случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности. Работникам, проходящим профессиональную подготовку, работодатель должен создавать необходимые условия для совмещения работы с обучением, предоставлять гарантии, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

В соответствии со ст. 197 ТК РФ работники имеют право на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации, включая обучение новым профессиям и специальностям. Указанное право реализуется путем заключения дополнительного договора между работником и работодателем.

1.2.1 Повышение квалификации по собственному желанию

Повышение квалификации - это обучение сотрудника с целью углубления и усовершенствования уже имеющихся у него профессиональных знаний, необходимых для определенного вида деятельности.

Побудительными причинами повышения квалификации, как указывает В.Р.Веснин, могут быть: «стремление сохранить работу, занимаемую должность, желание получить повышение или занять новую должность, заинтересованность в повышении заработной платы, интерес к новым знаниям, к овладению новыми навыками, желание расширить деловые контакты».

Иногда под повышением квалификации подразумевают только то обучение, которое организованно на рабочем месте или в рамках специальных учебных заведений. На самом деле этот процесс гораздо шире. В повышение квалификации необходимо включать и обмен опытом, и самообучение, и посещение выставок, чтение специальной литературы.

Особенность повышения квалификации состоит в том, что обучающиеся могут критически относиться к материалу, так как работник уже обладает определенными практическими и теоретическими знаниями выполнения работ. Повышение квалификации по имеющейся у работника профессии направлено на последовательное совершенствование навыков, умения и профессиональных знаний, а так же рост мастерства.

Значение повышения квалификации для работника:

  •  рост квалификации, компетентности;
  •  более высокая удовлетворенность своей работой;
  •  расширение карьерных перспектив как внутри, так и вне компании;
  •  рост самооценки.

1.2.2 Повышение квалификации по требованию работодателя

В период повышения квалификации без отрыва от работы работник не только может, но и должен исполнять свои трудовые обязанности и за отработанное время ему должна быть выплачена заработная плата в соответствии с условиями трудового договора.

Если работник направлен на повышение квалификации с отрывом от работы, то за этот период ему выплачивается средняя заработная плата, а выполняемая им по собственной инициативе работа в этот период оплачиваться не должна.

В соответствии со ст. 187 ТК РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым для повышения квалификации с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки. Как видно, нормы, которые касаются командировок, применяются при повышении квалификации только в части, касающейся размеров и порядка оплаты расходов. Оформлять повышение квалификации в том же порядке, что и командировки не требуется. Следовательно, работодатель не обязан, но вправе издать приказ о направлении для повышения квалификации.

В рассматриваемой ситуации работодатель оформляет направление работников на курсы повышения квалификации как служебную командировку. Полагаем, что это не вполне отвечает буквальному толкованию ст. 187 ТК РФ. Ведь, находясь на курсах повышения квалификации, работник никакой работы не выполняет, а занят обновлением своих профессиональных знаний. Следовательно, направление на обучение командировкой не является.

Необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяет работодатель (часть первая ст. 196 ТК РФ). В случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности (часть четвертая ст. 196 ТК РФ). Как видно, решение о направлении работника для повышения квалификации работодатель принимает самостоятельно. В то же время работодатель должен принять решение о направлении работника для повышения квалификации, если это прямо предусмотрено нормативными правовыми актами.

Согласно части второй ст. 196 ТК РФ работодатель проводит повышение квалификации работников в образовательных учреждениях дополнительного образования на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором. Формы повышения квалификации работников определяются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном ст. 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов (часть третья ст. 196 ТК РФ). Такое право работодателя косвенно подтверждается ст. 187 ТК РФ. Как видно из ст. 196 ТК РФ, стороны трудового договора самостоятельно вправе определять условия и порядок повышения квалификации, что согласуется со ст.ст. 8 и 9 ТК РФ. Также следует иметь в виду, что приказом Минздрав соцразвития России от 03.08.2012 N 66 утвержден Порядок совершенствования профессиональных знаний медицинских и фармацевтических работников (далее - Порядок). Представляется, что договорные положения и нормы локального регулирования о порядке и условиях повышения квалификации должны учитывать требования этого Порядка. Согласно п. 4 Порядка повышение квалификации специалистов проводится главным образом с отрывом от работы, с частичным отрывом от работы и по индивидуальным формам обучения. Повышение квалификации без отрыва от работы также не запрещено нормативными актами. Сроки, формы, содержание и технология обучения определяются образовательным учреждением, реализующим соответствующую образовательную программу, самостоятельно в соответствии с потребностями заказчика (п. 5 Порядка). При этом следует учесть, что работникам, проходящим профессиональную подготовку, работодатель должен создавать необходимые условия для совмещения работы с обучением (часть пятая ст. 196 ТК РФ).

1.2.3 Повышение квалификации по закону

В ст. 1 ТК РФ отношения по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации непосредственно у данного работодателя включены в предмет трудового права. Данные отношения также являются сопутствующими трудовым. Следовательно, работник, состоящий в трудовых отношениях, может проходить подготовку, переподготовку и повышение квалификации.

Основанием возникновения отношений по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации являются волеизъявление работника и работодателя на прохождение данных видов обучения, а также органов и организаций, выполняющих на основании договора с работодателем функцию по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работника, состоящего с работодателем в трудовых отношениях.

Следовательно, возникновение рассматриваемых отношений зависит не только от усмотрения работника и работодателя, но и наличия у работодателя возможности обеспечить прохождение работником профессиональной подготовки, переподготовки или повышение квалификации. Очевидно, что решение о необходимости прохождения перечисленных видов профессионального обучения принимает работодатель. Данное правило закреплено в ч. 1 ст. 196 ТК РФ. Однако для направления работника для прохождения данных видов обучения требуется его согласие. Выражение такого согласия является правом, а не обязанностью работника. Поэтому возникновение рассматриваемых отношений зависит от усмотрения работодателя и работника, которое оформляется в письменной форме. После заключения соответствующего договора работник принимает на себя обязанность пройти один из видов профессионального обучения. В свою очередь работодатель может требовать исполнения данной обязанност.

Основаниями изменения отношений по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации являются волеизъявление работодателя и работника об изменении содержания обучения, переход работника с согласия работодателя в другое учебное заведение.

В частности, работник, не выполнивший обязанности перед работодателем, может быть привлечен к ответственности в виде взыскания средств, затраченных работодателем на его обучение. В свою очередь и работник вправе требовать выполнения работодателем своих обязательств по договору, например, оплаты полного курса обучения, предоставления места работы в соответствии с полученной квалификацией.

Глава 2. Правоотношения по профессиональной подготовке кадров непосредственно на производстве

Интересы развития и технического оснащения организаций требуют постоянной заботы администрации о профессиональной подготовке кадров. В процессе организации и осуществления такой подготовки складываются три группы правоотношений: по ученичеству, повышению квалификации кадров, руководству обучением.

Правоотношения по ученичеству возникают в результате заключения особого договора между гражданином и работодателем (ст.198 ТК РФ), по которому работодатель обязуется организовывать индивидуальное, бригадное или курсовое обучение гражданина новой для него специальности, а гражданин – освоить специальность в установленные сроки и в дальнейшем работать по ней в данной организации. Этот договор может быть заключен как с лицом, впервые поступающим на предприятие в целях приобретения специальности, так и с работающим трудящимся. Статья 198 ТК РФ рассматривает ученический договор с лицом, ищущим работу, как гражданско-правовой, а с работающим – как дополнительный к трудовому, регулируемый трудовым правом.

Как правило, правоотношения по ученичеству предшествуют трудовым. Исключение составляют случаи, когда уже работающее лицо по договоренности с администрацией переходит на обучение новой специальности. Но и здесь правоотношения по профессиональному обучению предшествуют самостоятельной работе по новой специальности.

Правоотношения по профессиональной подготовке кадров могут складываться и в связи с повышением их квалификации. Они во многом сходны с правоотношениями по ученичеству. Оба она базируются на осуществлении гражданами права на профессиональное образование и носят срочный характер. Однако правоотношения по повышению квалификации в отличие от правоотношений по ученичеству не имеют самостоятельности, а существуют постольку, поскольку есть трудовые правоотношения. Иначе говоря, эти правоотношения существуют как спутники трудовых правоотношений. Возникновение правоотношений по повышению квалификации связывается с соответствующим договором, заключаемым между работником и организацией, с которой он состоит в трудовых правоотношениях.

Правоотношения по руководству обучением возникает в связи с заключением особого договора, по которому обучающиеся лица берут на себя обязательство подготовить учеников к самостоятельной работе по определенной специальности либо содействовать повышению квалификации того или иного работника либо группы работников. Эти правоотношения являются разновидностью трудовых правоотношений, а договор о руководстве обучением – разновидностью трудового договора.

Таким образом, правоотношения по руководству обучением – дополнительные трудовые правоотношения , их содержание сводится к установлению дополнительных прав и обязанностей к предусмотренным трудовым договором. Они всегда ограничены временем прохождения ученичества или повышения квалификации, поэтому являются спутниками правоотношений по ученичеству и повышению квалификации кадров.

2.1 Правовое регулирование ученичества

В повышении квалификации, росте своего профессионального мастерства нуждаются, прежде всего, специалисты, менеджеры, руководители предприятий, государственные служащие. По данным Центра трудовых исследований Высшей школы экономики, численность чиновников в нашей стране ниже, чем в других странах, но они в своей основной массе некомпетентны. Это обстоятельство пытается учесть принятый 27 июля 2004 г. Федеральный закон "О государственной гражданской службе в Российской Федерации", устанавливая для участников служебно-трудовых отношений обязательное правило: повышение квалификации и стажировку гражданский служащий должен осуществлять в течение всего периода прохождения гражданской службы (ст. 62).

Особую актуальность приобретает проблема профессионализма персонала среднего звена. Специалисты в области управления относят к нему работников, готовящих проекты законов, постановлений, управленческих решений, составляющих отчеты и служебные записки, анализирующих показатели и данные, разрабатывающих мероприятия по выполнению поручений, работающих с персоналом низшего звена и рядовыми исполнителями. Эти кадры в своем подавляющем большинстве нуждаются в серьезной теоретической подготовке и правовой поддержке. Правовая поддержка, например, может включать разработку на предприятиях планов повышения квалификации и иного роста профессионального мастерства, создание условий для обучения работников в вузах, получения второй специальности в интересах выполняемой работы, поощрения работников путем продвижения по работе и проч. Все это находится в русле общегосударственной задачи формирования и укрепления среднего звена российских граждан в социально-политической структуре общества.

Действующее трудовое законодательство заметно отстает от правового обеспечения поставленных задач в области производственного образования вообще, а в такой его форме, как повышение квалификации работников, в частности. Основная причина, на наш взгляд, - отсталость его теоретической базы, которая в вопросах обеспечения производства кадрами еще не освободилась от политических целей, а потому присущие ей концепции правового регулирования рассматриваемых отношений неизбежно вступают в противоречие с экономической целесообразностью, требованиями современного рынка труда. Науку трудового права трудно заподозрить в активном участии в исследовании и разработке гибких подходов к правовому обеспечению взаимоотношений участников рынка труда: при спросе на труд, предложении труда, определении стоимости и цены наемного труда.

Раздел IX Трудового кодекса РФ отводит повышению квалификации (включая обучение новым профессиям) одну статью, где право работника на повышение квалификации закрепляется в системе его основных прав и обязанностей. Ключевое место в названном разделе Кодекса занимает глава 32 об ученическом договоре, который, на наш взгляд, мало подходит к правовой регламентации профессионального роста таких "учеников", как руководители предприятий, менеджеры, специалисты, государственные служащие. В этом нас убеждает не только его содержание, сохраняющее в своей основе дух и терминологию статей 184 - 186 КЗоТ РСФСР 1971 г. о профессиональном обучении на производстве, но и целевое назначение ученического договора - правовая регламентация начальной подготовки кадров, главным образом рабочих профессий.

2.2 Правоотношения по повышению квалификации, переподготовке кадров

Правоотношения по повышению квалификации кадров во многом сходны с правоотношениями по ученичеству: они базируются на осуществлении гражданами права на профессиональное образование и носят срочный характер. Однако правоотношения по повышению квалификации не имеют относительной самостоятельности, а существуют постольку, поскольку есть трудовое правоотношение, т.е. они существуют как спутники трудовых правоотношений. Возникновение правоотношений по повышению квалификации связывается с соответствующим договором, заключаемым между работником и организацией, с которой он состоит в трудовых правоотношениях.

Основанием возникновения такого сопутствующего трудовому правоотношения является направление работника по соглашению с работодателем на данную форму обучения — повышение квалификации на определенный срок.

Прекращается это дополнительное правоотношение окончанием срока обучения работника. Научно-технический прогресс требует и заставляет каждого работника систематически повышать свою квалификацию. Поэтому каждые 3—5 лет у многих специалистов появляются дополнительные к трудовому правоотношения по повышению квалификации.

2.3 Правоотношения по руководству обучением

Правоотношение по руководству обучением на производстве возникает между обучающим лицом и работодателем. Как правило, таким обучающим лицом является высококвалифицированный работник данной организации, к которому прикрепляют для обучения (индивидуально или бригаду) учеников. Поэтому для обучающего данное правоотношение возникает также как дополнительное к его трудовому правоотношению с момента такого прикрепления и оканчивается сдачей учеником (учениками) квалификационных экзаменов. Но данное правоотношение по обучению может возникнуть у обучающего лица и как разновидность трудового правоотношения, если он занят только обучением учеников.

Правоотношения по руководству обучением возникают в связи с заключением особого договора, по которому обучающие лица (обычно квалифицированные работники данной организации) берут на себя обязательство подготовить учеников к самостоятельной работе по определенной специальности либо содействовать повышению квалификации того или иного работника, группы работников. Они выступают как разновидность трудовых правоотношений, а договор о руководстве обучением является разновидностью трудового договора.

Правоотношения по руководству обучением предполагают установление дополнительной трудовой обязанности по теоретическому и практическому обучению учеников, а также работников той организации, с которой они состоят в трудовых правоотношениях.

Правоотношения по руководству обучением — это дополнительные трудовые правоотношения, их содержание сводится к установлению дополнительных прав и обязанностей к предусмотренным трудовым договором при поступлении на работу.

Заключение

Подводя итоги по теме курсовой работы, необходимо заметить следующее. Рассмотрение вопроса о правовых основах подготовки и переподготовки кадров позволило выявить значительный объем актов международного права, затрагивающих вопросы профессиональной подготовки и переподготовки, профессиональной ориентации кадров.

Российское законодательство, регулирующее отношения в области профессиональной подготовки, переподготовки кадров и повышения квалификации работников, включает в себя Трудовой кодекс РФ, а так же большое число иных нормативных правовых актов. Основополагающим нормативным актом является Трудовой кодекс РФ, содержащий отдельный раздел, посвященный профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников.

В курсовой работе мною был дан анализ правового регулирования подготовки и переподготовки кадров. Раскрыто понятие профессионального обучения, видами которого, в частности, и являются профессиональная подготовка и переподготовка. В работе обосновывается идея, что целью организации профессионального обучения кадров на производстве должно стать создание системы непрерывного образования персонала на основе оптимального сочетания различных форм подготовки.

Так же в работе были исследованы права и обязанности работника и работодателя, связанные с профессиональным обучением. Работодатель сам определяет необходимость профессиональной подготовки (переподготовки) кадров для собственных нужд, но в отдельных случаях законодательством предусмотрена его обязанность проводить профессиональную подготовку на предприятии, следовательно, в установленных законом случаях работник обязан пройти обучение для выполнения им своих трудовых обязанностей. Так же работникам, проходящим профессиональную подготовку (переподготовку, повышение квалификации), работодатель должен создать необходимые условия для совмещения работы с обучением и предоставить гарантии, установленные трудовым законодательством или иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями, трудовыми договорами.

При исследовании недоработок законодательства о профессиональном обучении был сделан вывод, что, несмотря на увеличение объема правового регулирования отношений по профессиональному обучению, законодателю предстоит решить еще многие вопросы с тем, чтобы добиться эффективной правовой регламентации обозначенной сферы отношений. В работе были сформулированы предложения по устранению некоторых из существующих ныне недостатков правового регулирования подготовки и переподготовки кадров.

Список использованной литературы:

  1.  Профессиональная подготовка кадров.- А.Н.Аверин М.: Издательство «Альфа-Пресс», 2008;
  2.  Трудовое право: С.В.Харитонова.- М.: Издательский центр «Академия», 2013;
  3.  Трудовое право: учебник / Н.А.Бриллиантова; под редакцией О.В.Смирнова, И.О.Снигиревой.- М.: Проспект, 2009;
  4.  Трудовое право России: В.И.Миронов.- М.: Издательство ООО «Журнал «Управление персоналом», 2004;
  5.  Трудовое право Российской Федерации: М.Б. Смоленский, Е.Е. Тонков, М.В. Мархгейм, И.А. Грабовский- М.: Ростов-на-Дону «Феникс» 2011;
  6.  Трудовое право: учебник для академического бакалавриата Ю.П.Орловский.- М.: ООО Издательство «Юрайт» 2014;
  7.  Трудовое право России: учебник / Д.Л. Кузнецов, А.Ф. Нуртдинова, Ю.П. Орловский и др.; отв. ред. Ю.П. Орловский, А.Ф. Нуртдинова. – 3-е изд. – М.: КОНТРАКТ, ИНФРА-М, 2010;
  8.  Невская Марина Александровна  Трудовое право : учебное пособие / М. А. Невская, М. А. Шалагина Москва: Омега-Л, 2012;
  9.  Абалдуев Владимир Александрович, сост. Трудовое право Российской Федерации: учебно-методическое пособие / М-во образования и науки Российской Федерации, 2011;
  10.   Трудовое право России: Ершова Е.А., М.: Издательство «Статут», 2007;
  11.   Трудовое право России: Гусов К.Н., Толкунова В.Н., М.: ТК «Велби», издательство «Проспект», 2003;
  12.   Трудовое право России: Буянова М.О., М.: Издателство «Проспект», 2009;
  13.   Все о трудовых отношениях: Михайлова Н.П., М.: Издательство «Новый свет», 2010;
  14.   Трудовое право: Лищук В.В., М.: «Московская финансово-промышленная академия», 2004;
  15.   Трудовое право: Коваленко С.П., Буркин С.В., Чащихина И.А., М.: Издательство «ВолГу», 2000.

Список использованных источников:

  1.  Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. (в ред. От 21.07.2014 г. № 11-ФКЗ) Опубликован в «Российской газете» от 25.12.1993 г. № 237;
  2.  Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями от 6 апреля 2016 г. № 68-ФЗ);
  3.  Конвенция «О профессиональной ориентации и профессиональной подготовке в области развития людских ресурсов» № 142 Принята в 1975 г. Ратифицирована в СССР в 1979 г. (Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1957 - 1990. Т. II. Женева. Международное бюро труда. 1991. С. 1751 – 1754 гг.);
  4.  Кодекс законов о труде Российской Федерации (КЗоТ РФ) (утв. ВС РСФСР 09.12.1971 г. (в ред. от 10.07.2001 г., с изм. от 24.01.2002 г.) (Утратил силу с 01.02.2002 г.);
  5.  Приказ Министерства здравоохранения РФ от 3 августа 2012 г. N 66н "Об утверждении Порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях" (без изменений и дополнений);
  6.  Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 31 декабря 2014 г.);
  7.  Приказ «Об утверждении порядка организации подготовки кадров» от 31 марта 2015 г. № 385;
  8.  Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников. Комментарий к разделу IX Трудового кодекса Российской Федерации;
  9.  Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ (извлечение)
    с последними изменениями, внесенными Федеральным законом от 29 декабря 2010 г. N 437-ФЗ;
  10.  Постановление Минтруда РФ от 12 августа 1998 г. N 33 "О внесении изменений и дополнений в Тарифно-квалификационные характеристики по общеотраслевым профессиям рабочих" (опубликован в Бюллетене Министерства труда и социального развития Российской Федерации, 1998 г., N 9);
  11.  Постановление Минтруда РФ от 21.08.98 N 37 (ред. от 17.09.2007)  «Об утверждении квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих»;

Министерство образования Московской области

государственное автономное образовательное учреждение среднего

профессионального образования Московской области

«Колледж «Угреша»

Задание

На курсовую работу по дисциплине     Трудовое право

Студентке Ганиевой Светлане Абдугафуровне

(фамилия, имя, отчество)

138 группы, 2 курса

Специальность:030912 «Право и организация социального обеспечения»

Тема работы: «Профессиональная подготовка кадров на производстве»

Курсовая работа на указанную тему выполняется студентам в следующем объеме

Содержание работы

Срок исполнения

1

Введение

20.02.2015

2

Глава 1 Отношения по профессиональной подготовке кадров как вид трудовых отношений

01.03.2015

31.03.2015

1.1 Виды трудовых отношений

  1.2 Понятие профессиональной подготовки и повышение квалификации

1.2.1 Повышение квалификации по собственному желанию

1.2.2 Повышение квалификации по требованию работодателя

1.2.3 Повышение квалификации по закону

3

Глава 2. Правоотношения по профессиональной подготовке кадров непосредственно на производстве

01.04.2015

30.04.2015

2.1 Правовое регулирование ученичества

2.2 Правоотношения по повышению квалификации, переподготовке кадров

2.3 Правоотношения по руководству обучением

4

Заключение

05.05.2015

5

Список используемой литературы

12.02.2015-

14.04.2015

6

Список использованных источников

Дата выдачи                       12.02.2015 г.

Срок выполнения работы  14.05.2015 г.

Задание принял ________/____________

Преподаватель ____________/ Кирьянова В.В

PAGE   \* MERGEFORMAT 1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

42436. ИЗУЧЕНИЕ ПЕРЕХОДНЫХ ПРОЦЕССОВ ПРИ ЗАРЯДКЕ И РАЗРЯДКЕ КОНДЕНСАТОРА В ЭЛЕКТРИЧЕСКОМ «R – C» КОНТУРЕ 559 KB
  Расчёт общего вида зависимости напряжения на конденсаторе от времени 5 2. Ветвью называется участок цепи в котором ток в любой данный момент времени имеет одинаковую величину. Расчёт электрических процессов в любой цепи требует умения вычислять зависимости от времени токов в ветвях и напряжения на элементах входящих в...
42437. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЯВЛЕНИЯ ВЗАИМНОЙ ИНДУКЦИИ 272 KB
  Если контур в котором индуцируется ЭДС состоит не изодного витка а из N витков например представляет собойсоленоид то поскольку витки соединяются последовательно будет равна сумме ЭДС индуцированных в каждом витке в отдельности: Величину называют потокосцеплением или полным магнитным потоком. Если поток пронизывающий каждый из витков одинаков то ЭДС индуцируемая в сложном контуре определяется формулой:...
42438. ГИСТЕРЕЗИС ФЕРРОМАГНЕТИКОВ 291.5 KB
  Зависимость намагниченности а также индукции от напряжённости поля нелинейна см. отставание индукции В в веществе от напряжённости Н намагничивающего поля. Если вначале он полностью размагничен то при монотонном увеличении напряжённости Н от нуля изменение индукции В происходит по начальной основной кривой намагничивания ОА см.
42439. Исследование механического движения при скатывании тел по отвесным нитям на установке Максвелла 237.51 KB
  Установка Максвелла представляет собой однородный диск, насаженный на цилиндрический вал, центры масс диска и вала лежат на оси вращения, на диск может насаживаться съёмное кольцо (в дальнейшем будем обозначать это устройство в целом «Диском Максвелла», а входящий в него отдельный элемент «диском».
42440. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЛОТНОСТИ ТВЁРДОГО ТЕЛА ПРАВИЛЬНОЙ ГЕОМЕТРИЧЕСКОЙ ФОРМЫ 207 KB
  Для измерения линейных величин пользуются различными приборами. Измерения длины производят также масштабными линейками. Если измерения длины выполняют с точностью до долей миллиметра то пользуются вспомогательной шкалой измерительного прибора нониусом.
42441. Electronics Workbench фирмы Interactive Image Technologies Ltd 517.61 KB
  Моделирующие программы широко используются в процессе проектирования радиоаппаратуры предприятиями, производящими современную электронную технику. Наибольшее распространение в мире получила программа PSpice фирмы MicroSim, ставшая де-факто стандартом профессиональной моделирующей программы для ПЭВМ.
42442. Параллельные интерфейсы: CENTRONICS 69 KB
  Параллельные интерфейсы как правило используют логические уровни ТТЛ транзисторнотранзисторной логики что ограничивает длину кабеля изза невысокой помехозащищенности ТТЛинтерфейса. Для подключения принтера по интерфейсу Centronics в PC был введен порт параллельного интерфейса так возникло название LPTпорт Line PrinTer построчный принтер.При высоком уровне принтер не воспринимает остальные сигналы интерфейса GND Общий провод интерфейса Традиционный порт SPP Stndrd Prllel Port является однонаправленным портом через...
42443. Последовательный интерфейс: RS-232C 686.5 KB
  Предварительные сведения Последовательный интерфейс: RS232C Последовательный интерфейс для передачи данных использует одну сигнальную линию по которой информационные биты передаются друг за другом последовательно. При асинхронной передаче каждому байту предшествует стартбит сигнализирующий приемнику о начале посылки за которым следуют биты данных и возможно бит паритета четности. Завершает посылку стопбит гарантирующий паузу между посылками рис. Стартбит следующего байта посылается в любой момент после стопбита...
42444. Устройство инфракрасного интерфейса IrDA 230 KB
  Предварительные сведения Как работает IrD IrD относится к категории wireless беспроводных внешних интерфейсов однако в отличие от радиоинтерфейсов канал передачи информации создается с помощью оптических устройств. Протокол IrD Infr red Dt ssotition позволяет соединяться с периферийным оборудованием без кабеля при помощи ИКизлучения с длиной волны 880nm. Порт IrD позволяет устанавливать связь на коротком расстоянии до 1 метра в режиме точкаточка.