96711

Учет готовой продукции и ее продажи на предприятии – ООО «Труженик»

Курсовая

Бухгалтерский учет и финансовый аудит

В результате стоимость готовой продукции работ услуг переходит из сферы производства в сферу обращения. Чтобы правильно и своевременно осуществлять учет результатов производственной деятельности предприятие должно выбрать и закрепить в своей учетной политике ряд основополагающих принципов и методов по учету готовой продукции...

Русский

2015-10-09

259 KB

10 чел.

Введение

         Актуальность и значимость рассмотрения учета готовой продукции и ее продажи заключается в том, что результатом деятельности любого производственного предприятия или организации является выпуск готовой продукции, выполнение работ или предоставление услуг. В результате, стоимость готовой продукции, работ, услуг переходит из сферы производства в сферу обращения.

       Для успешного выполнения бухгалтерией своих учетных задач, связанных с готовой продукцией и ее продажей, необходима ритмичная работа предприятия, правильная организация складского хозяйства, своевременное оформление хозяйственных операций. Чтобы правильно и своевременно осуществлять учет результатов производственной деятельности предприятие должно выбрать и закрепить в своей учетной политике ряд основополагающих принципов и методов по учету готовой продукции, варианты которых изложены и закреплены в законодательных актах и рекомендациях Министерства Финансов Российской Федерации.

        Объем выпуска и продажи готовой продукции является основным показателем, характеризующим деятельность предприятия. Объем продаж крайне важен для установления различных нормированных статей затрат, например, таких как расходы на рекламу, представительские расходы, а также для исчисления целого ряда налогов.

         В настоящих условиях основное значение придается объему продаж продукции как важнейшему экономическому показателю работы, определяющему эффективность, целесообразность и стабильность деятельности предприятия на долгосрочную перспективу. Так как по своему экономическому содержанию объем проданной продукции характеризует конечный финансовый результат работы предприятия, выполнения своих обязательств перед потребителями, степень участия в насыщении рынка товарами. В объем проданной продукции на предприятии включается вся отгруженная и отпущенная продукция, независимо от того, оплачена она или нет. Готовая продукция может быть оплачена безналичным путем, либо путем розничных продаж через сеть собственных магазинов за наличный расчет.

         Таким образом, процесс продажи завершает кругооборот хозяйственных средств предприятия, что позволяет ему выполнять свои обязательства перед кредиторами (перед поставщиками за сырье и материалы для хозяйственных нужд; перед бюджетом и внебюджетными фондами по налогам и другим обязательным платежам; перед персоналом по оплате труда; перед прочими кредиторами и т.п.) и возмещать различные производственные затраты.

         Целью данной курсовой работы является рассмотрение порядка учета готовой продукции и ее продажи на конкретном предприятии – ООО "Труженик" и выявление путей усовершенствования учета.

         Предмет изучения – бухгалтерский учет и контроль готовой продукции, а также ее продажа на примере ООО "Труженик".

         Реализация данной цели требует постановки следующих задач:

- изучить и систематизировать информацию по теме работы, полученную из различных источников (научная и учебная литература, законодательная база, СМИ и т.п.);

- рассмотреть порядок отражения операций по учету готовой продукции и ее продажи в теоретическом и практическом аспектах;

- рассмотреть организацию бухгалтерской службы на ООО "Труженик"  ;

- рассмотреть пути совершенствования учета готовой продукции

        Объектом исследования является – ООО "Труженик"  на примере деятельности которого рассматривается бухгалтерский учет операций, связанных с выпуском и учетом готовой продукции.

        Методологическими основами исследования в работе являются нормативные и законодательные акты по бухгалтерскому учету готовой продукции и ее продажи, а также труды ученых по заданной теме исследования.

        Информационной базой исследования является нормативная документация по финансово-хозяйственной деятельности предприятия и его внутренняя документация (регистры синтетического и аналитического учета, бухгалтерская и оперативная отчетность) по учету готовой продукции и ее продажи, включая форму № 1 "Бухгалтерский баланс", форму № 2 "Отчет о прибылях и убытках".

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕТА ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ

1.1 Теоретическая сущность и задачи учета готовой продукции

        Готовая продукция – часть материально – производственных запасов, предназначенных для продажи. Она является конечным результатом производственного цикла, в результате которого создаются активы, законченные обработкой, технические и качественные характеристики которых соответствуют условиям договора или требованиям иных документов, в случаях, установленных законодательством.

        Продукты, изделия, не прошедшие полной технологической обработки в данной организации и не сданные на склад, не включаются в состав готовой продукции и учитываются в составе незавершенного производства.

        Измерителями готовой продукции в целях ведения бухгалтерского учета могут быть:

- натуральные измерители, представляющие ее количество, объем, вес в соответствии с ее физико – химическими свойствами (кг, шт, м и др.);

- условно – натуральные, используемые для определения обобщающих показателей по однородной продукции ( тонно – километры и пр.);

- стоимостные.

       Стоимостные показатели, используемые как измерители готовой продукции, необходимы для ведения аналитического и синтетического учета. Такими показателями являются стоимость выпущенной продукции за отчетный период, стоимость проданной продукции ( выручка от продаж) за отчетный период и стоимость товарной  продукции за отчетный период.

        Для упорядочения учета готовой продукции в организации может разрабатываться номенклатура-ценник, где указывается вид изготовляемой продукции; признаки, позволяющие идентифицировать продукцию определенного вида (сорт, марку, размер и др.); код вида продукции; присвоенный номенклатурный номер вида продукции; учетная цена его единицы.

       Оценка готовой продукции, работ, услуг производится в соответствии с нормами:

- ПБУ 5/01 «Учет материально – производственных запасов»;

 - «Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов».

        Готовая продукция учитывается по фактическим затратам связанным с ее изготовлением, представляющим фактическую производственную себестоимость.

        Остатки готовой продукции на складах или иных местах хранения на начало и конец отчетного периода в аналитическом и синтетическом учете могут оцениваться:

-  по фактической производственной себестоимости, а также при выпуске массовой продукции небольшой номенклатуры;

- по нормативной себестоимости, включающей полную совокупность затрат на производство (расходы по использованию основных средств, сырья, материалов, топлива, энергии, трудовых ресурсов и др.). Она характерна для оценки готовой продукции в отраслях массового и серийного производства с большой номенклатурной готовой продукции;

- по нормативной себестоимости, включающей расходы прямых статей затрат;

- по договорным ценам, что характерно для условий стабильности цен на готовую продукцию;

- по другим видам цен.

        Независимо от цен, принятых для оценки готовой продукции в соответствии с приказом руководителя организации об учетной политики, общая стоимость готовой продукции за отчетный период должна быть равна фактической производственной себестоимости готовой продукции.

        Готовая продукция, выпущенная из производства, переходит из сферы (этапа) производства и поступает в сферу обращения.

Задачами учета готовой продукции являются:

  •  постоянный контроль за выпуском готовой продукции  по объему, ассортименту и качеству;
  •  полный и достоверный учет готовой продукции на складе, систематический контроль за ее сохранностью и состоянием запасов;
  •  своевременный и правильный учет отгруженной и реализованной продукции, четкая организация расчетов с покупателями;
  •  контроль за выполнением плана по отгрузке и реализации продукции, произведенных работ и оказанных услуг в соответствии с заключенными договорами;
  •  учет и контроль соблюдения сметы коммерческих и других расходов, связанных с отгрузкой и реализацией продукции;
  •  своевременное и достоверное определение результатов от реализации продукции и их учет.

         Для успешного выполнения этих задач необходима ритмичная работа предприятия, правильная организация складского хозяйства и сбыта, своевременное документальное оформление хозяйственных операций.

1.2 Нормативно-правовое регулирование учёта готовой продукции и её реализации

         Ведение бухгалтерского учета готовой продукции осуществляется в соответствии с нормативными документами, имеющими разный статус. Одни из них обязательны к применению (Закон «О бухгалтерском учете», положения по бухгалтерскому учету), другие носят рекомендательный характер (План счетов, методические указания, комментарии).

         Основными нормативными документами, используемыми при учёте готовой продукции  и её реализации являются следующие:

1. Федеральный закон о бухгалтерском учёте от 21.11.96г. №129-ФЗ.

2 Гражданский кодекс Российской Федерации. Части 1 и 2. – М.: Проспект, 1998.

3. Положение по ведению бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности в Российской Федерации. Утверждено приказом Минфина РФ от 29.07.98г. № 34н (в ред. приказа Минфина РФ от 24.03.2000г. №31н.)

4. План счетов бухгалтерского учёта финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкция по его применению. Утверждены приказом Минфина РФ от 31.10.2000г. №94н. (в ред. Приказов Минфина РФ от 07.05.2003 N 38н, от 18.09.2006 N 115н)

5. Положение по бухгалтерскому учёту "Доходы организации". ПБУ 9/99. Утверждено приказом Минфина РФ от 06.05.99г. № 32н. (в ред. Приказов Минфина РФ от 30.12.1999 N 107н, от 30.03.2001 N 27н, от 18.09.2006 N 116н, от 27.11.2006 N 156н)

6. "О формах бухгалтерской отчётности организаций". Приказ Минфина РФ от 13.01.2000г. №4н. (в ред. Приказов Минфина РФ от 31.12.2004 N 135н, от 18.09.2006 N 115н)

7. Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств. Утверждены приказом Минфина РФ от 13.06.95г. №49.

8. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 2. Федеральный закон от 05.08.2000г. №117-ФЗ (в ред. Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ, от 05.12.2006 N 208-ФЗ).

9. Методические рекомендации по применению главы 22 "Акцизы" (подакцизные товары) части второй Налогового кодекса РФ. Утверждены приказом Министерства РФ по налогам и сборам от 18.12.2000г. № БГ-3-03/440(в ред. Приказов МНС РФ от 29.06.2001 N БГ-3-03/198, от 06.08.2002 N БГ-3-03/417, от 21.05.2003 N БГ-3-03/257).

10. Положение по бухгалтерскому учету "учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/01от 9 июня 2001 г. N 44н (в ред. Приказа Минфина РФ от 27.11.2006 N 156н).

11. Положение по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99 от 6 мая 1999 г. N 33н (в ред. Приказов Минфина РФ от 30.12.1999 N 107н, от 30.03.2001 N 27н, от 18.09.2006 N 116н,  от  27.11.2006 N 156н).

       1.3 Современные подходы к вопросам учета готовой продукции

         На страницах экономической печати теме готовая продукция уделяется большое внимание. Например, в своей книге, Бондина Н.Н. пишет, что для упорядочения учета готовой продукции в организации может разрабатываться номенклатура – ценник, где указывается вид изготовляемой продукции; признаки, позволяющие идентифицировать продукцию определенного вида (сорт, марку, размер и др.); код вида продукции; присвоенный номенклатурный номер вида продукции; учетная цена его единицы.

        Оценка готовой продукции, работ, услуг производится в соответствии с нормами:

  - ПБУ 5/01 «Учет материально – производственных запасов»;

  -«Методических указаний по бухгалтерскому учету материально – производственных запасов».

        Готовая продукция учитывается по фактическим затратам, связанным с ее изготовлением, представляющим фактическую производственную себестоимость.

        Кондраков Н.П. отмечает, что поступление из производства готовой продукции оформляется накладными, спецификациями, приемными актами и другими первичными документами.

        Отпуск готовой продукции покупателям оформляется, как правило, накладными. В качестве типовой формы накладной можно использовать ф. № М-15 «Накладная на отпуск материалов на сторону».

         В зависимости от отраслевой специфики организации могут применять специализированные формы накладных и других первичных документов с указанием в них обязательных реквизитов.

         Основанием для выписки накладных являются распоряжения руководителя организации или уполномоченного им лица, а также договор с покупателем (заказчиком).

         Методическими рекомендациями по учету МПЗ рекомендуется следующий порядок учета отпуска готовой продукции.

           Накладные выписываются на складе или в отделе сбыта в четырех экземплярах и передаются в бухгалтерию для регистрации в журнале регистрации накладных на отпуск готовой продукции и подписи их главным бухгалтером или лицом, им уполномоченным.

          Из бухгалтерии подписанные накладные возвращаются в отдел сбыта (или другое аналогичное подразделение организации). Один экземпляр накладной передается кладовщику (или другому материально ответственному лицу), второй служит основанием для выписки счета-фактуры, третий и четвертый передаются получателю готовой продукции. На всех экземплярах накладной получатель обязан расписаться в получении продукции.

          При вывозе продукции через пропускной пункт один экземпляр накладной (четвертый) остается у службы охраны, а третий экземпляр передается получателю в качестве сопроводительного документа на груз.

          Служба охраны записывает накладные в журнал регистрации грузов и затем передает их в бухгалтерию по описи, где делают отметки о вывозе в журнале регистрации накладных на вывоз (продажу) готовой продукции.

           Карташова И. В. пишет, что наличие и движение готовой продукции, отгруженных товаров, выполненных работ и оказанных услуг, реализация продукции, работ, услуг отражаются на нескольких счетах.

           На счете 43 «Готовая продукция» готовая продукция может учитываться как по фактической производственной себестоимости, так и по нормативной (плановой) себестоимости.

           Счет 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» используется в случае оценки готовой продукции по нормативной (плановой) себестоимости. Данный счет предназначен для обобщения информации о выпущенной продукции, сданных заказчикам работах и оказанных услугах за отчетный период, а также для выявления отклонений фактической производственной себестоимости этих продукции, работ, услуг от нормативной (плановой) себестоимости.

          Учет реализации продукции ведется на операционном активно-пассивном оценочно-результатном счете 90 «Продажи».

          Керимов В.Э. пишет, что реализация продукции является важнейшим показателем объема деятельности производственного предприятия.                       

          Реализацией готовой продукции завершается кругооборот средств, авансированных на производство. Она необходима для возобновления цикла производства.

          Продукция реализуется по заключенным с покупателями (заказчиками) договорам или путем свободной продажи через розничную торговлю. В договорах указывается ассортимент, сроки отгрузки, количество и качество продукции, цена, форма расчетов, санкции за невыполнение договорных обязательств и др.

          Моментом реализации считается или дата зачисления на расчетный счет платежа от покупателя, или дата отгрузки (отпуска) продукции и предъявления покупателем платежно-расчетных документов. При расчетах в порядке плановых платежей моментом реализации является дата отгрузки продукции потребителю. Конкретный вариант учета реализации предприятие определяет самостоятельно, в соответствии со своей учетной политикой.

                      2 УЧЕТ ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ

             2.1 Краткая экономическая характеристика хозяйства

          ООО «Труженик» находится в западной части Мокшанского района в Пензенской области и представляет собой земельный массив общей площадью 6918 га, из них сельхозугодий 6711 га. Основные климатические факторы, определяющие условия роста и развития сельскохозяйственных культур по данным метеостанции г. Пензы, характеризуются жарким летом и сравнительно холодной зимой. Самым жарким месяцем является июль, а самым холодным – январь.

Большой вред сельскохозяйственным культурам наносят засухи и суховеи. Влагообеспеченность озимых культур составляет 80 %, а ранних яровых культур – 65 – 70 % от оптимальной. Среднегодовая наибольшая высота снежного покрова 35 см. Однако, снежный покров по годам сильно колеблется, в отдельные годы он образуется поздно, бывает неустойчивым, что в сочетании с сильными морозами вызывает гибель озимых.

Рельеф территории хозяйства представляет собой широко-волнистую равнину, расчлененную овражно-балочной сетью на ряд узких водоразделов и имеет общий уклон на северо-запад. Почвенный покров территории однороден и на преобладающей части представлен выщелоченными и оподзоленными черноземами.

Основная продукция предприятия (зерно, молоко и мясо) реализуется по договорным ценам сбытовым организациям и предприятиям переработки. Связь с административным центром и пунктами сдачи сельскохозяйственной продукции осуществляется по дорогам с твердым покрытием районного и областного значений.

Основным видом деятельности предприятия является: производство, переработка и реализация продукции сельского хозяйства. В отрасли растениеводства оно занимается производством зерна, подсолнечника и кормов. Отрасль животноводства представлена молочно-мясным скотоводством, овцеводством, птицеводством, коневодством.  Направление хозяйства – молочно – зерновое.

ООО «Труженик» является юридическим лицом, имеет расчетный счет и другие счета, а также имеет свою круглую печать и отдельный баланс.

ООО «Труженик» является коммерческой организацией, так как основной целью является извлечение прибыли от результатов своей деятельности. Организация имеет в собственности обособленное имущество, отраженное на его самостоятельном балансе, включая имущество, переданное ему участниками предприятия в счет оплаты вкладов в складочный капитал.

Организационно-производственная структура ООО «Труженик» представлена двумя тракторно-полеводческими бригадами, молочным комплексом. Весь производственный процесс осуществляется силами хозяйства. На производственные результаты работы организации оказывает влияние большое количество разнообразных факторов, в том числе погодные условия; производственная деятельность; трудовые ресурсы и их использование, занятость и производительность труда; внутри- и межпроизводственные связи; сбытовая деятельность.

Одним из показателей размера и развития организации принято считать объем производства реализованной продукции, зависящий от размера и качества сельскохозяйственных угодий, поголовья скота, объема производственных фондов, трудовых ресурсов и рационального их применения.

Результаты хозяйственной деятельности зависят от уровня специализации производства, анализ которого позволяет определить производственную направленность организации. Основным его показателем является структура реализованной продукции. Современная специализация хозяйства определяется структурой проданной продукции, представленной в таблице 1.

      Таблица 1 –Проданная  продукция и ее структура

Отрасли производства и виды продукции

2011 г.

2012 г.

2013 г.

В среднем за 2011-2013 гг.

тыс. руб.

в % к итогу

тыс. руб.

в % к итогу

тыс. руб.

в % к итогу

тыс. руб.

в % к итогу

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Продукция растениеводства - всего

33098

56,53

24015

44,24

23861

42,18

26991

47,80

в том числе:

 

 

 

 

 

 

 

 

зерновые и зернобобовые

32710

55,87

18738

34,52

19501

34,47

23650

41,88

подсолнечник

386

0,66

4147

7,64

1069

1,89

1867

3,31

прочая продукция растениеводства

7

0,01

1130

2,08

3291

5,82

1476

2,61

Продукция животноводства - всего

23741

40,55

28515

52,53

32711

57,82

28322

50,16

в том числе:

крупный рогатый скот в живой массе

2616

4,47

7345

13,53

8726

15,42

6229

11,03

молоко

19210

32,81

18381

33,86

20859

36,87

19483

34,50

продукция животноводства собственного производства, реализованная в переработанном виде

1900

3,25

41

0,08

3101

5,48

1681

2,98

Всего по организации

58549

100,00

54286

100,00

56572

100,00

56469

100,00

Данные таблицы 1 показывают, что объем реализованной продукции находится на уровне 54-58 млн.. Так, в 2012 году цепной темп роста выручки составил 92,7 %, а в 2013 г. – 104% . Совокупный объем реализованной продукции за отчетный год составил в ООО «Труженик»56,5 млн. руб. В организации примерно одинаково распределяется удельный вес выручки на продукцию растениеводства и животноводства. В том числе на долю зерна приходится более 40% всех доходов организации, на молоко – 34,5 %

Специализация – это форма общественного разделения труда. Исходя из выше приведенных данных, ООО «Труженик»имеет зерно-молочное направление. Дополнительной отраслью является откорм крупного рогатого скота.

Размеры хозяйственной деятельности и динамика развития организации за 2011-2013 годы представлены в таблице 2.

Таблица 2 – Состояние производственно-экономического потенциала и результативности финансово-хозяйственной деятельности

Наименование показателей

2011 г.

2012 г.

2013 г.

Отклонение 2013 г. от 2011 г.

1

2

3

4

5

Показатели объема производства и реализации продукции

Объем реализованной продукции, тыс. руб.

58549

54286

56572

-1977

Производство в натуральном выражении, ц

0

зерно

62855

34403

52238

-10617

подсолнечник

3202

2137

3752

550

молоко

15178

14366

14053

-1125

прирост живой массы крупного рогатого скота

976

1453

1128

152

Показатели производственной деятельности и экономического потенциала 

Среднегодовая численность работников, чел

116

119

102

-14,0

Фонд заработной платы, тыс. руб.

13091

11457

10807

-2284,0

Среднегодовая заработная плата на одного работающего, руб.

112853,4

96277,31

105951

-6902,5

Среднегодовая стоимость основных средств, тыс. руб.

32115

31482

29985

-2130,0

Доля основных средств в общей сумме активов, %

40,4

37,4

33,7

-6,7

Коэффициент износа основных средств, %

47,2

48,7

54,4

7,2

Себестоимость  товаров, продукции, работ, услуг, тыс. руб.

45594

42198

52102

6508,0

Затраты на 1 руб. товарной продукции., руб.

0,78

0,78

0,92

0,1

Величина собственных средств, тыс.  руб.

53508,5

58527,5

61986,5

8478,0

их доля в общей сумме источников. %

67,3

69,5

69,6

2,3

Величина заемных средств, тыс. руб.

25978

25646

27084

1106,0

их доля в общей сумме источников, ;%

32,68

30,47

30,41

-2,3

                                                                                 Продолжение таблицы 2

1

2

3

4

5

Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) по балансу, тыс. руб.

56000

59103

62918

6918,0

Показатели результативности производственной и финансовой деятельности 

Прибыль (убыток) от  продаж, тыс. руб.

8587

-798

-2720

-11307,0

Уровень рентабельности производства продукции, %

18,83

-1,89

-5,22

-24,1

Прибыль (убыток) до налогообложения, тыс. руб.

6985

3163

3875

-3110,0

Рентабельность всей деятельности, %

13,5

4,8

5,8

-7,7

Рентабельность собственного капитала, %

13,1

5,4

6,3

-6,8

Важным результативным показателем является выручка. Положительная динамика ресурсного потенциала не обеспечила роста результативного показателя. Так, выручка от продажи продукции снизилась в 2013 г. по сравнению с 2011 г. почти на 2 млн. руб., что связано с динамикой цен на сельскохозяйственную продукцию и колебаниями объема реализации.

Анализ динамики объемов производства основных видов продукции свидетельствует о резком (более чем в 2 раза) снижении валовых сборов зерна и подсолнечника в 2012 г.  Если в 2011 году был получен урожай 62855 ц зерна, то в 2012 г . – 34403 ц. В отчетном 2013 г. объемы производства зерна составили 83 % от уровня 2011 г, подсолнечника – 117,18 %. На динамику оказывают влияние колебания урожайности культур из-за погодных условий и изменение структуры посевных площадей.

Если рассматривать динамику отрасли скотоводства, то здесь, наблюдаем сокращение объемов производства молока на 7,5% и увеличение прироста – на 15,57 %.

Анализ таблицы 2 показал, что динамика ресурсных показателей в целом положительна, так как среднегодовая стоимость активов и собственного капитала увеличилась в 2013 г. по сравнению с 2011 г. на 12,1 % и 15,8 % соответственно.

По сравнению с 2011 г. в 2013 г. стоимость основных средств возросла  за счет приобретения машин и оборудования, а так же транспортных средств на 8705 тыс. руб.;  поголовье крупного рогатого  скота сократилось на 8%.  В соответствии с ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» ООО «Труженик»  является малым предприятием, так как среднегодовая численность работников немного превысила 100 человек. Площадь сельскохозяйственных угодий по годам осталась на прежнем уровне.

Необходимым элементом анализа эффективности работы предприятия является анализ себестоимости продукции (таблица 4). Себестоимость является денежным выражением издержек на производство продукции. Себестоимость продукции показывает, во что обходится предприятию производство того или иного вида продукции, что позволяет судить о том, насколько это выгодно в конкретных экономических условиях хозяйствования. В ней находят свое отражение условия производства и результаты деятельности предприятия, техническая вооруженность, организация и производительность труда, прогрессивность применяемой технологии, уровень использования основных и оборотных фондов и т. д.

Таблица 3 - Себестоимость 1ц основных видов сельскохозяйственной продукции, руб.

Виды продукции

2011 г.

2012 г.

2013 г.

Объем произ-водства, ц 2013 г.

Затраты на фактический объем производства, тыс. руб. по себестоимости:

2011 г.

2012 г.

2013 г.

Зерно

379

502,5

526,2

5223

19798

26250

27488

Подсолнечник

362

458,1

646,5

3752

1358

1719

2426

Молоко

934,97

894,1

1416,9

14053

13139

12566

19912

Прирост живой массы крупного рогатого скота

11506,2

7180,3

9827,1

1128

12979

8099

11085

Из приведенных данных таблицы 4 видно, что, в результате  значительного падения урожайности зерновых в 2012 г. в ООО «Труженик», себестоимость 1 ц зерна увеличилась  в 1,3 раза и составила 502,5 руб. за 1 ц. Повышение себестоимости наблюдаем и по семенам подсолнечника. В целом за 3 года произошло удорожание производства 1 ц подсолнечника на 178,6 %.

В молочном животноводстве, в результате снижения  продуктивности животных,  наблюдается тенденция роста себестоимости. Темп роста себестоимости молока  за 2011-2013 гг. 151,5 %.

Следовательно, в качестве причин роста себестоимости можно отметить негативное влияние внешних факторов на деятельность предприятий аграрного комплекса: рост затрат на материальные ресурсы – топливо, запчасти, электроэнергию и т. д.

Финансовые результаты и рентабельность являются показателями, характеризующими эффективность работы предприятия. Уровень рентабельности показывает, сколько прибыли (или убытка) получено на 1 руб. затрат. Рассмотрим данные показатели по ООО «Труженик» в таблице 5.

Таблица 4 – Состав и динамика прибыли ( убытка), тыс. руб.

Показатели

2011 г.

2012 г.

2013 г.

отклонение (+/-), от

2011 г.

2012 г.

1

2

3

4

5

6

Доходы и расходы по обычным видам деятельности

Выручка от продажи продукции, товаров, работ, услуг

58549

54286

56572

-1977

2286

Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг

45594

42198

52102

6508

9904

Валовая прибыль

12955

12088

4470

-8485

-7618

Коммерческие расходы

0

0

Управленческие расходы

4368

12886

7190

2822

-5696

Прибыль (убыток) от продаж

8587

-798

-2720

-11307

-1922

Прочие доходы и расходы

Проценты к получению

Проценты к уплате

2347

1895

1437

-910

-458

Прочие доходы

1608

15236

14751

13143

-485

Прочие расходы

863

9380

6719

5856

-2661

                                                                 Продолжение таблицы 4

1

2

3

4

5

6

Прибыль (убыток) до налогообложения

6985

3163

3875

-3110

712

Текущий налог на прибыль

Иные обязательные платежи из прибыли

116

60

60

-56

0

Чистая прибыль (убыток) отчетного года, тыс. руб.

6869

3103

3815

-3054

712

Данные таблицы 4 свидетельствуют о том, что производство продукции сельского хозяйства в ООО «Труженик» становится убыточным в 2012 г. , когда убыток составил 798 тыс. руб., при уровне убыточности 1,4%., в 2013 г. размер убытка увеличился до 2720 тыс. руб., при уровне убыточности 4,6 %. Следует отметить так же, что основные виды продукции в организации (зерно и молоко) дают положительный результат. До 2012 г. подсолнечник также приносил прибыль предприятию, но в 2013 г. от реализации получен убыток в размере 543 тыс. руб. , а уровень убыточности составил 33,7 %.

На протяжении всего анализируемого периода являются убыточными такие виды продукции как крупный рогатый скот в живой массе и продукция животноводства собственного производства, реализованная в переработанном виде.

В организации ведут отдельный учет управленческих расходов, поэтому сумма валовой прибыли и прибыли о  продаж отличаются на их величину. В 2012 г. происходи существенное увеличение управленческих расходов, размер которых составил более 12 млн. руб. За счет положительного сальдо прочих доходов и расходов организация получает в качестве финансового результата прибыль до налогообложения, размер которой в 2013 г. составил 3875 тыс. руб.

Налог на прибыль ООО «Труженик» не выплачивает, так как пользуется упрощенной системой налогообложения для сельскохозяйственных предприятий и является плательщиком единого сельскохозяйственного налога.

Таким образом, на основании проведенного анализа основных показателей предприятия, можно сделать вывод, что ООО «Труженик» находится в нестабильном финансово-экономическом положении. Однако, предприятие располагает значительными ресурсами для развития производства, повышения производительности труда на основе применения новых технологий производства сельскохозяйственной продукции

                  2.2 Первичный учет продукции растениеводства

        Сельскохозяйственное производство характеризуется разнообразием условий поступления, хранения и расходования получаемой продукции. Это приводит к необходимости использования довольно многочисленных форм первичных документов.

         Продукция растениеводства поступает в хозяйство в сжатые сроки уборки при различных погодных условиях. Поэтому правильная организация учета ее поступления и дальнейшего движения имеет особо важное значение. Рассмотрим организацию документального оформления выхода и движения продукции растениеводства в ООО «Труженик»

         Реестр отправки зерна и другой продукции с поля (ф. N СП-1) [прилож.] применяют для оформления отправки продукции с поля в места ее хранения. Блокнот таких реестров, пронумерованный в бухгалтерии, вручают под расписку комбайнеру или водителю уборочной машины. Выписывают реестр в трех экземплярах: первый комбайнеру, второй - шоферу, третий - кладовщику. Комбайнер, загрузив автомобиль, записывает в реестр его номер и бункерную массу продукции и получает расписку шофера о приеме продукции для доставки к месту ее хранения. Шофер записывает в свой экземпляр реестра номер комбайна, бункерную массу продукции и получает расписку комбайнера о сдаче продукции. Кладовщик записывает в реестр массу брутто и нетто после взвешивания продукции. Прием продукции подтверждается распиской заведующего током в реестре шофера и в реестре, ведущемся на току. Второй и третий экземпляры реестров ежедневно сдают в бухгалтерию. Комбайнер данные из реестра записывает в учетный лист тракториста-машиниста и вместе с ним также сдает в бухгалтерию. Если зерно от комбайна отправляют на заготовительные пункты, то дополнительно выписывают товарно-транспортную накладную (ф. N СП-1 Т). На основании данных реестров кладовщик производит записи поступления зерна в сводный реестр приема зерна и другой продукции с поля. При незначительном количестве поступивших от комбайнеров реестров их записывают в регистрационный лист, содержащийся непосредственно в ведомости движения зерна и другой продукции. В конце каждого дня реестры отправки зерна вместе с другими документами сдаются в бухгалтерию организации.

         Бухгалтер, получив все три экземпляра реестра, сличает их.

         Второй экземпляр (подотчет шофера) и третий (подотчет кладовщика) сличаются между собой и сверяются с реестрами комбайнера (первый экземпляр). В ходе сверки выявляют расхождения между бункерным и фактическим весом доставленного зерна на ток. Выявленная недостача зерна оформляется в установленном порядке.

         Изложенный способ оформления зерновой продукции с помощью реестров (ф. N СП-1) позволяет значительно упорядочить учет. Кроме того, сокращается число выписываемых первичных документов, улучшается взаимная сверка отправленного и принятого зерна. Применение реестров  удобно в том случае, когда за комбайнами закреплены постоянные транспортные средства (автомашины, автопоезда и др.). Частая замена транспортных средств вынуждает менять первичную документацию, увеличивает число выписываемых документов и подотчетных лиц, все это затрудняет обработку документов и усложняет контроль за движением зерна.

          Реестр приема зерна и другой продукции (ф. N СП-2) применяют для оформления приема продукции на ток. Ведет реестр ежедневно кладовщик по каждой культуре и сорту на основании реестров отправки зерна и другой продукции с поля (ф. N СП-1) или путевок на вывоз продукции с поля (ф. N СП-4).

         В конце рабочего дня реестр приема зерна вместе с первичными документами, на основании которых он был составлен, передается в бухгалтерию вместе с ведомостью движения и другой продукции (ф. N СП-11).

         Акт на сортировку и сушку продукции растениеводства (ф. N СП-12) служит для оформления сортировки и сушки продукции растениеводства. Составляет акт в одном экземпляре кладовщик при участии агронома, утверждает его руководитель организации. Акт является основанием для списания в расход продукции, направленной на сортировку или сушку, оприходования полученной продукции и используемых отходов и списание усушки мертвых отходов.

         На основе акта отсортированная по видам и сортам продукция, а также используемые отходы принимаются на учет по соответствующим счетам бухгалтерского учета.

                  2.3 Первичный учет продукции животноводства

         Важную роль в сохранности и оприходовании полученной из производства продукции играет своевременное её оформление приходными документами.

         В первичном учёте в отрасли животноводства используется большое количество разнообразных документов, на основании которых производятся все последующие записи в учёте. Для успешного управления животноводством нужна чёткая организация получения своевременной и достоверной информации обо всех изменениях в составе стада, располагая которой можно провести экономически обоснованный анализ эффективности отрасли.

         Учет приплода. Для оформления, полученного на ферме приплода животных (телят) применяется акт на оприходование приплода животных (ф. N СП-39) [прилож.]. Акт составляется в двух экземплярах бригадиром непосредственно в день получения приплода. Акт составляется отдельно по каждому виду приплода животных. В акте фиксируется фамилия, имя, отчество работника, за которым закреплены животные, кличка или номер матки, количество голов и масса полученного приплода, присвоенные им инвентарные номера, делаются отметки об отличительных признаках приплода (масть, кличка и т. п.) и отдельно фиксируются мертворожденные животные. Оформленные акты используются для зоотехнического учета и записей на ферме в книгу учета движения животных. Один экземпляр акта передается непосредственно в бухгалтерию на следующий день после его составления. Экземпляр акта, по которому сделаны записи в книгу учета движения животных, в конце месяца также поступает в бухгалтерию вместе с отчетом о движении скота на ферме (ф. N СП-51). Данные актов помимо своего основного назначения — для учета поголовья животных — используются в бухгалтерии также для начисления оплаты труда работникам ферм.

         Учет молока. Основным первичным документом по учету поступления молока в сельскохозяйственных организациях является журнал учета надоя молока (ф. N СП-21), который ведется бригадиром. В нем по каждой доярке, ежедневно записывается количество обслуживаемых ими коров и данные о количестве полученного молока (в килограммах) по каждой дойке отдельно. Журнал учета надоя молока ведется ежедневно по группе закрепленных коров за дояркой.  По проведенным контрольным дойкам, с участием зоотехника записи в журнале производятся с пометкой «Контрольная дойка».       Учетчик ежедневно определяет процент содержания жира в молоке по каждой группе коров, закрепленных за доярками. Журнал учета надоя молока ведется в одном экземпляре и в течение 15 дней хранится на ферме. Ежедневно доярки своей подписью подтверждают показатели о количестве надоенного молока и процент жира в молоке. Кроме того, журнал ежедневно подписывается бригадиром. Для учета ежедневного поступления и расхода молока в течение месяца на каждой ферме ведется ведомость учета движения молока (ф. N СП-23). По истечении отчетного периода один экземпляр ведомости учета движения молока вместе с журналами учета надоя молока по приходу представляется в бухгалтерию. Второй экземпляр ведомости учета движения молока служит основанием для оприходования и списания в расход молока в книге складского учета у бригадира.

         Учет при забое. Забой скота считается одним из видов промышленных производств. В результате забоя скота приходуют основную продукцию — мясо и побочную — шкуры, субпродукты, рога. Полученное в результате забоя скота мясо приходуют с учетом его сортности. При этом фактический выход продукции (мяса) по категориям и субпродуктов необходимо сопоставлять с действующими нормами выхода мяса на костях, жира-сырца и субпродуктов при переработке животных.
На каждый случай забоя, вынужденной прирезки, падежа, гибели от стихийных бедствий, пропажи животных составляется акт на выбытие животных (забой, прирезка, падеж) (форма N СП-54). Акт применяется для учета животных в случаях их падежа, вынужденной прирезки, а также забоя животных всех учетных групп (молодняк животных, животные на откорме, животные основного стада). Выбраковка животных из основного стада для постановки на откорм и реализации, т. е. без забоя в организации, оформляется актом выбытия животных из основного стада. Акт на выбытие животных составляется комиссией, в которую входят: бригадир, зоотехник, ветврач и работник, ответственный за содержание данного животного. Акт составляется в день выбытия (забоя, падежа, прирезки, пропажи) и немедленно передается на рассмотрение администрации организации. В акте должны быть подробно указаны причины и обстоятельства выбытия животных, а также возможное использование продукции (в пищу, на корм скоту, подлежащая уничтожению и т. д.).

          На основании первичных учетных документов на поступление,  перевод и выбытие животных производятся ежедневно записи в книгу учета движения животных (ф. N 304-АПК), а в конце месяца составляется отчет о движении скота  на ферме (ф. N СП-51),  в которых отражается наличие и движение скота на ферме за отчетный период. Отчет о движении скота на ферме применяется для обобщения данных, отражающих наличие и движение животных на ферме за отчетный период. Отчет составляется ежемесячно на ферме зоотехником в двух экземплярах по видам и половозрастным группам животных с данными об остатках, приходе и расходе по всем основным каналам движения, по поступлению и расходу животных. Отчет составляется раздельно по взрослым животным, учитываемым на счете 01 «Основные средства», и по откармливаемому и выращиваемому поголовью, учитываемому на счете 11 «Животные на выращивании и откорме». По истечении отчетного месяца первый экземпляр отчета вместе с первичными документами по движению животных представляется в бухгалтерию для проверки и записи в бухгалтерские регистры по учету движения животных. Второй экземпляр остается на ферме. Данные отчета по основным показателям сверяются с другими документами: показатель «количество кормо-дней» должен соответствовать данным ведомости учета расхода кормов (ф. N СП-20), а количество полученного прироста живой массы животных — данным расчета определения прироста живой массы животных (ф. N СП-44).

                         

                        2.4 Учет готовой продукции на складе

         Хранение готовой продукции производится согласно Постановлению Госкомстата России от 30 октября 1997 г. N 71а. Передача на склад оформляется первичным документом, который подтверждает факт перехода объекта незавершенного производства в категорию готовой продукции, т.е. требованием-накладной.

         Выпуск готовой продукции из производства и поступление ее на склад готовой продукции учитываются следующими первичными учетными документами, не являющимися типовыми:

- приемо-сдаточными накладными;

- спецификациями;

- приемными актами;

- ведомостями сдачи готовой продукции из производства на склад;

- планами-картами сдачи готовой продукции и др.

         Перечисленные документы заполняются  в двух экземплярах (один для цеха-сдатчика, другой остается на складе), утверждаются в учетной политике организации и должны содержать реквизиты, предусмотренные ст. 9 "Первичные учетные документы" Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете".

         Аналитический учет движения готовой продукции на складах ведется аналогично учету материально-производственных запасов в карточках учета материалов типовой формы N М-17 [прилож.]  по ее наименованиям, видам, местам хранения и материально ответственным лицам. В карточках ведется учет поступления из производства готовых изделий, передачи (отгрузки, продажи) покупателям в соответствии с первичными документами и датами движения. Причем после каждой операции в карточке обязательно выводится ее остаток.         

         Записи в карточках производятся кладовщиком на основании документов о поступлении на склад и выбытии со склада готовых изделий по мере совершения операций. По окончании рабочего дня в карточках, где было отмечено движение продукции, выводится конечный остаток. В конце отчетного периода во всех карточках (независимо от того, было или не было движения готовой продукции по тому или иному наименованию продукции) проставляется конечный остаток.

         Периодически кладовщик по карточкам устанавливает превышение фактических остатков над нормами запаса, а при наличии продукции без движения составляет сигнальную справку, которую передают в бухгалтерию для принятия мер по снижению остатков продукции.

        Карточки могут заполняться с помощью технических средств, установленных на складе. Данные о приходе и расходе заносятся в карточки складского учета одновременно с выпиской первичных документов.

         На основании данных, учтенных в карточках, на складах составляются оборотные ведомости готовой продукции или сальдовые ведомости готовой продукции, которые передаются в бухгалтерию. Здесь они необходимы для ведения количественного и стоимостного учета движения готовой продукции на складах и организации контроля за сохранностью этих ценностей.

         Первичные учетные документы, поступившие на склад в течение месяца и сгруппированные по местам хранения и видам готовой продукции, поступают в бухгалтерию, где проверяются и таксируются. После этого на их основании в бухгалтерии ежемесячно составляется ведомость выпуска готовой продукции, которая необходима для оперативного контроля ежедневного выполнения плана по выпуску в разрезе наименований продукции в количественном и стоимостном измерении в течение месяца нарастающим итогом. Для отражения поступления готовой продукции из производства в стоимостном измерении используются учетные цены номенклатуры-ценника. По окончании месяца после расчета фактической себестоимости готовой продукции по видам она также показывается в этой ведомости.

          Все первичные документы по приходу и расходу продукции со склада передаются в бухгалтерию. Как правило, такая передача осуществляется непосредственно на складе. Работник бухгалтерии раз в неделю  приходит на склад и проверяет правильность оформления первичных документов, записей в карточках или книге учета готовой продукции по ее приходу и расходу и исчисления остатков. Обнаруженные ошибки тут же исправляются. Достоверность исчисленных остатков подтверждается в карточках или книге учета подписью работника бухгалтерии.

         После проверки записей в складских карточках кладовщик передает документы работнику бухгалтерии. Передача оформляется специальным реестром, заполняемым в двух экземплярах, первый из которых остается на складе, а второй вместе с документами передается в бухгалтерию. На некоторых предприятиях реестр не составляется, а свидетельством о том, что документы переданы в бухгалтерию, служит роспись бухгалтера в складских карточках или книге учета.

         По окончании месяца кладовщик передает в бухгалтерию сведения о продукции в натуральных единицах измерения.

         В бухгалтерии на основании приходно-расходных документов, а также сальдовых ведомостей и складских отчетов ведется стоимостный аналитический учет готовой продукции.

         Отпуск готовой продукции покупателям (заказчикам) осуществляется в организации на основании соответствующих первичных учетных документов-накладных. В качестве типовой формы накладной используется форма N М-15 "Накладная на отпуск материалов на сторону" [прилож.].          Основанием для оформления накладной на отпуск готовой продукции на складе, в отдельных случаях непосредственно в подразделениях организации (при отгрузке крупногабаритных грузов, а также грузов, требующих особые условия транспортировки, по другим причинам) является распоряжение руководителя организации или уполномоченного им лица, а также договор с покупателем (заказчиком).

         Накладная (либо иной аналогичный первичный учетный документ) должна выписываться в количестве экземпляров, достаточном для осуществления контроля за отгрузкой (вывозом) готовой продукции. Для этой цели используется следующая схема движения указанных первичных учетных документов:

а) на складе готовой продукции выписывается 4 экземпляра накладной;

б) 4 экземпляра накладной передаются в бухгалтерскую службу организации для регистрации в журнале регистрации накладных на отпуск готовой продукции и подписи их главным бухгалтером или лицом, им на то уполномоченным;

в) бухгалтерской службой подписанные накладные возвращаются в отдел сбыта где один экземпляр остается у кладовщика, как оправдательный документ на отпуск готовой продукции со склада, второй служит основанием для выписки счета-фактуры; третий и четвертый экземпляры накладной передаются получателю (покупателю) готовой продукции. На всех экземплярах накладной получатель (покупатель) обязан поставить подпись, удостоверяющую факт передачи ему готовой продукции;

г) при вывозе готовой продукции через пропускной пункт один экземпляр (четвертый) накладной остается в службе охраны, один из экземпляров (третий) - у получателя в качестве сопроводительного документа на груз (готовую продукцию);

д) служба охраны регистрирует накладные на вывозимую готовую продукцию в журнале регистрации грузов и передает их в бухгалтерскую службу по описи. Бухгалтерская служба делает отметки о вывозе в журнале регистрации накладных на вывоз (продажу) готовой продукции;

е) бухгалтерская служба совместно с другими подразделениями организации (отдел сбыта, служба охраны и т.п.) систематически осуществляет выверку данных об отпущенной со склада готовой продукции и других материальных ценностей с данными об их фактическом вывозе путем сопоставления данных соответствующих граф в журнале регистрации накладных на отпуск готовой продукции с накладными.

         На основании накладных, на отпуск готовой продукции и иных аналогичных первичных учетных документов организация выписывает счета-фактуры по установленной форме в двух экземплярах, первый из которых не позднее 10 дней с даты отгрузки продукции высылается (передается) покупателю, а второй остается у организации-поставщика для отражения в книге продаж и начисления налога на добавленную стоимость.

         При отгрузке (отпуске) готовой продукции определяются суммы, подлежащие оплате покупателем, оформляется и предъявляется ему к оплате расчетный документ.

         После отпуска со склада ТМЦ кладовщик подкладывает к соответствующей карточке складского учета накладную с доверенностью, либо собирает их вместе, проставив (при наличии) учетную цену. В установленные сроки бухгалтер «снимает остатки на складе» - принимает от кладовщика «Материальный складской отчет» - реестр, всех изъятых у кладовщика документов с разделение по приходу и отпуску. При этом по каждой позиции накладной проверяется остаток в карточке складского учета, где проверяющий расписывается. При отсутствии на складе карточек и ведении учета в книгах материальный отчет составляется в двух экземплярах, и второй - за подписью бухгалтера остается у кладовщика в виде оправдательного документа.

          

           2.5 Синтетический и аналитический учет готовой продукции

         Выпуск готовой продукции должен осуществляться под постоянным контролем со стороны учетного аппарата предприятия, так как бесперебойное ее поступление из процесса производства предполагает своевременность выполняемых договорных отношений с покупателями, организации расчетов с бюджетом, внебюджетными фондами, работниками предприятия.

         Сельскохозяйственная продукция учитывается на балансовом счете 43 «Готовая продукция». Если получаемая из производства продукция полностью направляется для использования на данном предприятии в качестве сырья, семян, кормов, то ее по счету 43 не учитывают, а приходуют непосредственно на счете 10 «Материалы». Так, непосредственно приходуют на счет 10 навоз, полученный от животных, зерно, собранное с семенных участков  и предназначенное на семена , а также сено, силос, корнеплоды, солому и т.д. Если получаемая из производства продукция может быть использована на различные цели (для реализации, на семена, на корма), то ее приходуют на счет 43.

         Учет сельскохозяйственной продукции на счете 43 ведут в следующей номенклатуре:

  1.  «Растениеводства».
  2.  «Животноводства».
  3.  «Подсобных промышленных производств».

         На субсчете 1 учитывают движение оприходованной продукции отраслей растениеводства: полеводства, луговодства. Каждый вид продукции учитывают обособленно.

         На субсчете 2 учитывают продукцию, полученную от различных видов сельскохозяйственных животных (молоко, шерсть). Продукты, полученные от переработки животноводческой продукции, а также продукты забоя скота на этом субсчете не фиксируют. Они подлежат учету на субсчете 3. Аналитические счета по данному субсчету открываются с учетом видов продукции, а также сортов, кондиций и других качественных показателей.

         Субсчет 3 предназначен как для учета продуктов, полученных в результате переработки продукции растениеводства и животноводства в хозяйстве (мясо и другие продукты забоя скота); так и промышленных производств.

        По счету 10 «Материалы» на отдельном субсчете 6 учитывают движение семян, посадочного материала, кормов собственного производства и покупных. Семена и корма приходуются на счет 10 «Материалы», минуя счет 43 «Готовая продукция».

        По счету 10 на субсчете 6 «Корма, семена, посадочный материал» целесообразно выделять три группы аналитических счетов:

  1.  «Семена и посадочный материал».
  2.  «Корма».

         По первой группе аналитических счетов учитывают произведенные в своем хозяйстве и покупные семена, а также посадочный материал (для собственного производства). Учет семян ведут по видам и ботаническим сортам. Во второй группе аналитических счетов учитывают движение кормов по их видам. Одноименные виды кормов при этом учитывают объединено, без подразделения их по видам. Так, на одном счете учитывают сено однолетних и многолетних трав, а также сено природных сенокосов; один счет открывают для учета соломы яровых и озимых культур. На одном счете учитывают также весь силос, полученный от различных культур. Такой порядок принят с целью сокращения аналитических счетов и упрощения учета.

         Учет сельскохозяйственной продукции, семян и кормов (также, как и учет производственных запасов) в хозяйстве должен быть организован оперативно – бухгалтерским (сальдовым) методом.

         Как уже отмечалось, все материально ответственные лица ежемесячно сдают в бухгалтерию отчеты о движении материальных ценностей. Эти отчеты содержат сведения об остатках на начало месяца каждого вида сельскохозяйственных продуктов, о поступлении и расходовании этих ценностей и об остатках их на конец отчетного периода. Данные в отчетах  приводят как в натуральном, так и в стоимостном измерении в оценке по плановой себестоимости. Таким образом, в отчетах, по существу, содержится аналитический учет сельскохозяйственной продукции. В большинстве случаев материально ответственные лица пока приводят в отчетах только количественные показатели. Стоимость материальных ценностей в таких случаях определяется в бухгалтерии.

         В бухгалтерии отчеты о движении материальных ценностей сверяют с другими регистрами. Данные о поступлении продукции из производства и расходовании ее на производство сверяют с показателями производственных отчетов подразделений; данные о реализации продукции сверяют с показателями ведомостей № 62 АПК. Подсчитанные в отчетах остатки на конец отчетного  месяца по каждому виду материальных ценностей должны соответствовать остаткам на эту дату, числящимся у материально ответственных лиц в карточках складского учета.

         Затем данные всех отчетов обобщаются в денежном выражении в целом по хозяйству. Для этой цели используют ведомость № 46 АПК учета материальных ценностей. В этом регистре систематизируются по корреспондирующим счетам дебетовые и кредитовые обороты по счетам учета продукции.

        Продукция сельскохозяйственного производства, семена и корма используются на различные цели. Расход продукции, семян и кормов отражают по кредиту счетов 43 «Готовая продукция» и 10 «Материалы», в корреспонденции с разными счетами в зависимости от направления использования.

         Например, стоимость семян, израсходованных на посев, списывают на дебет счета 20 «Основное производство», субсчет 1 «Растениеводство»; расход кормов на содержание продуктивных животных отражают на дебете счета 20, субсчет 2 «Животноводство», а на содержание рабочего скота – на дебете счета 23 «Вспомогательные производства», субсчет 7. На дебет счета 90 «Продажи» списывают сельскохозяйственную продукцию, реализованную другим организациям.  Стоимость недостач и потерь от порчи продукции, семян и кормов, списывают на дебет счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей». Если же продукция погибла от стихийных бедствий, то стоимость ее относят на дебет счета 99 «Прибыли и убытки» как потери хозяйства.

         Оприходование животноводческой продукции, полученной от своего производства, оформляют бухгалтерской записью:

Дт 43/2 счет «Готовая продукция», субсчет 2 «Продукция животноводства»

Кт счета 20 «Основное производство», субсчет 2 «Животноводство».

         Расходование продукции животноводства отражается по кредиту счета 43 в корреспонденции со счетами в зависимости от направления использования продукции. Оприходование продукции и кормов оформляют бухгалтерской записью:

Дт счета 43 «Готовая продукция» и 10 «Материалы»

Кт счета 20 «Основное производство», субсчет 3 «Промышленные производства».

         Списание продукции промышленных производств оформляют бухгалтерскими записями, аналогичными записям, отражающим списание продукции растениеводства и животноводства.

 

        3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УЧЕТА ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ

       3.1 Совершенствование первичного учета готовой продукции

        Продукция растениеводства весьма специфична, поскольку требует особых условий сбора, транспортировки и хранения. Поэтому для ее учета применяют специальные первичные документы, предназначенные для отражения убранного урожая сельскохозяйственных культур и закладки его на хранение.

         ООО «Труженик» применяет схему учета убранного урожая с использованием следующих унифицированных форм, которые утверждены постановлением Госкомстата :
     – реестр отправки зерна и другой продукции с поля (форма № СП-1); 
     – реестр приема зерна и другой продукции (форма № СП-2); 
     – реестр документов на выбытие продукции (форма № СП-3); 
     – путевка на вывоз продукции с поля (форма № СП-4); 
     – ведомость движения зерна и другой продукции (форма № СП-11); 
     – товарно-транспортная накладная (зерно) (форма № СП-31). 
     

        При заполнении документов по движению продукции возможны и ошибки. Зачастую не заполняются все данные о массе полученного зерна, в реестрах не указывают номера первичных документов или должности (инициалы) ответственных лиц и т. п.

       В качестве совершенствования первичного учета готовой продукции я предлагаю использование талонного способа учета продукции.

       Порядок ведения при талонном способе следующий. На каждый бункер зерна комбайнер вручает водителю (трактористу) один талон, который является сопроводительным документом на доставку зерна на ток. В талоне указывают бункерную массу зерна. Одновременно водитель вручает комбайнеру талон шофера, который является распиской в приеме зерна от комбайна. Если в автомашину загружается 1/2 или 1/4 часть бункера, то об этом делаются отметки на талонах комбайнера и водителя, заверенные их подписями. При приеме зерна от нескольких комбайнов водитель каждому из комбайнеров вручает талон и получает от них количество талонов, соответствующее количеству бункеров зерна, загруженного в автомашину или тракторную тележку.

         Принятое от водителя (тракториста) зерно взвешивают на току. Талон водитель вручает заведующему током. Массу зерна мастер записывает в реестр приема зерна от водителя (ф. N СП-8) [прилож.], который ведется в одном экземпляре и постоянно находится у шофера. В этом реестре указывают номера талонов, по которым сдано зерно, культуру, номер поля, расстояние перевозки (км), массу принятого зерна (кг), здесь же расписывается заведующий током  в приеме зерна.

         Учет принятого по талонам зерна на току осуществляется в реестре приема зерна весовщиком (ф. N СП-9), который заполняется в одном экземпляре и хранится на току. В нем указывают, кроме общих данных, номера реестра водителя и комбайнера, поле (клетку), ФИО водителя (тракториста), номер и марку автомобиля (трактора), массу (брутто, тара, нетто), в том числе нетто, ФИО комбайнера, плановую цену и стоимость принятого зерна; сдачу зерна подтверждает своей росписью водитель.

          На основании реестра приема зерна весовщиком (ф. N СП-9) заведующий током (кладовщик) производит записи в ведомость движения зерна и другой продукции (ф. N СП-11) и в книгу складского учета .

         Водитель на основании своего реестра приема зерна (ф. N СП-8) ежедневно записывает количество привезенного зерна в путевой лист грузового автомобиля.

         Комбайнер после окончания смены передает заведующему током полученные от водителя талоны, а взамен получает выписку из реестра о намолоте зерна и убранной площади (ф. N СП-10), предварительно сверив количество отправленных и принятых на току бункеров зерна. В выписке указывают фамилию, имя, отчество комбайнера, номер комбайна, культуру, количество принятых талонов, массу зерна и убранную площадь (га). На основании выписки комбайнер записывает данные о намолоте зерна в учетный лист тракториста-машиниста.

3.2 Совершенствование синтетического и аналитического учета готовой продукции

         Синтетический учет готовой продукции может осуществляться в двух вариантах: без использования счета 40 «Выпуск продукции» и с использованием счета 40.

         При первом варианте, являющемся традиционным для учетной практики, готовую продукцию учитывают на синтетическом счете 43 «Готовая продукция» по фактической производственной себестоимости. Однако аналитический учет отдельных видов готовой продукции осуществляют, как правило, по учетным ценам с выделением отклонений фактической себестоимости готовой продукции от стоимости по учетным ценам отдельных изделий и учитываемых на отдельном аналитическом счете.

        Оприходование готовой продукции по учетным ценам оформляют бухгалтерской записью по дебету счета 43 «Готовая продукция» и кредиту счета 20 «Основное производство».

        По окончании месяца исчисляют фактическую себестоимость оприходованной готовой продукции от стоимости ее по учетным ценам и списывают это отклонение с кредита счета 20 «Основное производство» в дебет счета 43 «Готовая продукция» способом дополнительной бухгалтерской проводки или способом «красное сторно». В этом случае приходится рассчитывать отклонения плановой себестоимости от фактической на каждом этапе учета продукции, а применение счета 40 от этой необходимости нас избавляет, позволяя ограничиться выявлением отклонений в конце периода (года) со списанием непосредственно на счет 90 «Продажи», то особо задумываться над выбором не приходится. Счет 40 не усложняет учет, а упрощает его.

         Исходя из этого, для совершенствования учета операций по выпуску продукции я предлагаю использовать специальный сопоставляющий счет  40 «Выпуск продукции (работ, услуг)». По дебету этого счета следует  отражать фактические затраты на производство выпущенной продукции путем отнесения их с кредита счета 20 «Основное производство». По кредиту счета 40 «Выпуск готовой продукции (работ, услуг)»  следует отражать нормативные или плановые затраты на выпуск продукции в корреспонденции с дебетом счета 43 «Готовая продукция», т. е.  практически производится оприходование выпущенной продукции. Аналитический учет по счету ведется строго по каждому виду выпускаемой продукции. Поскольку по дебету счета 40 отражены фактические затраты на произведенную продукцию, а по кредиту – нормативные (плановые),  то создается возможность по каждому виду произведенной продукции (работ, услуг) сопоставлять фактические затраты с нормативными (плановыми) и выводить суммы отклонений.

         Выведенные суммы отклонений списывают со счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)»  (суммы перерасхода – дополнительной записью по кредиту счета, суммы экономии также по кредиту, но сторнировочной  записью) и относят по назначению, в соответствии с каналами движения продукции, на следующие счета: 43 «Готовая продукция», 10 «Материалы» -  по продукции, оставшейся на складах; 90 «Продажи» - по проданной продукции и т. п.

         Путем сопоставления оборотов по дебету и кредиту счета 40 выявляются отклонения фактической себестоимости от плановой. Перерасход отражается дополнительной проводкой Дт 90 - Кт 40, а экономия сторнируется, и, т.о. счет 40 в конце года закрывается. Закрытие счета 40, при определенных условиях, возможно и в промежуточных периодах: месяц, квартал, полугодие. Но в таком случае часть затрат на счете 20 следует оставить на незавершенку, а с целью равномерного распределения расходов открыть счета соответствующих резервов.

                

                         Выводы и предложения

                                  Список литературы

  1.        Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ (ред. от 28.11.2011 г.) // Консультант  Плюс.
  2.        Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации: Приказ Минфина РФ от 29.07.1998 г. № 34н  (ред. от 24.12.2010 г.) // Консультант  Плюс.
  3.            Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008): Приказ Минфина РФ от 06.10.2008 г. № 106 н // Консультант  Плюс.
  4.            Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99): Приказ Минфина РФ от 06.07.1999 г. № 43 н (ред. от  08.11.2010 г.) // Консультант Плюс.
  5.           План счетов бухгалтерского учет финансово – хозяйственной деятельности организации и Инструкция по его применению: Приказ Минфина РФ от 31.10.2010 г. № 94 н (ред. от 08.11.2010 г.) // Консультант Плюс.
  6.          О формах бухгалтерской отчетности организации: Приказ Минфина Рф от 02.07.2010 г. № 66 н (ред. от 17.08.2012 г.) // Консультант Плюс.
  7.          Альбом новых унифицированных форм первичной учетной документации: постановление Госкомстата России от 30.10.2003 г. № 71 а.
  8.          Бондина, Н.Н. Бухгалтерский финансовый учет: учебное пособие / Н.Н. Бондина, И.А. Бондин, Т.В. Зубкова и др. – Пенза: РИО ПГСХА, 2011. – 333с.
  9.          Бондина, Н.Н. Бухгалтерский финансовый учет: учебное пособие / Н.Н. Бондина, И.А. Бондин, Т.В. Зубкова и др. – Пенза: РИО ПГСХА, 2013. – 252с.
  10.          Карташова, И.В. Бухгалтерский финансовый учет: учебное пособие  / И.В. Карташова. – М.: Питер, 2009.
  11.         Керимов, В.Э. Бухгалтерский управленческий учет: Учебник / В.Э. Керимов. - М.: Дашков и К, 2012. - 484 c.
  12.         Кондраков, Н.П. Бухгалтерский учет: учебное пособие / Н.П. Кондраков. – М.: ИНФРА – М, 2012. – 681 с.
  13.        Лисович, Г. М. Бухгалтерский финансовый учет в сельском хозяйстве / Г.М. Лисович. – М.: Вузовский учебник, 2011. – 318 с.
  14.        Павлова И.В. Бухгалтерский учет. Учебно – методическое пособие. Пенза, 2001, 61 с.
  15.        Патров В.В. Учет готовой продукции // Бухгалтерский учет. – 2001.
  16.        Пизенгольц, М.З. Бухгалтерский учет в сельском хозяйстве. Ч. 1, Ч. 2. / М.З. Пизенгольц. – М.: Финансы и статистика, 2001.
  17.        Пизенгольц, М.З. Учет затрат в растениеводстве / М.З Пизенгольц // бухгалтерский учет. – 2004.
  18.        Рыбакова, Т.А. Бухгалтерский учет готовой продукции / Т.А. Рыбакова //Консультант бухгалтера. – 2009.
  19.       Соколов П.А. «Практические рекомендации по переходу на новый План счетов и формированию вступительных остатков показателей бухгалтерской отчетности» // Бухгалтерский учет – 2001.
  20.       Стешиц, Л.И. Бухгалтерский учет в АПК: для студентов эк. специальностей с/х вузов // Л.И. Стешиц. – М.:  ИВЦ Минфина, 2005 – 537 с.
  21.       Федоркевич, А.П. Учет затрат и порядок исчисления себестоимости зерновых культур / А.П. Федоркевич // Главный бухгалтер (с/х). – 2005.
  22.       Чечеткин, А.С. Бухгалтерский учет в сельском хозяйстве / А.С. Чечеткин. – М.: ИВЦ Минфина, 2008. – 608 с.

Приложения

PAGE   \* MERGEFORMAT 3