96721

Экспериментальная работа по изучению особенностей проявления агрессивности у подростков с разным типом темперамента

Курсовая

Психология и эзотерика

Теоретическое обоснование проблемы агрессивности подростков с различным типом темперамента. Понятие агрессивности, её проявление в подростковом возрасте. Понятие темперамента и его типы. Особенности проявления агрессивности у подростков с различным типом темперамента.

Русский

2015-10-09

514.5 KB

0 чел.

PAGE   \* MERGEFORMAT 2

                                                   Содержание  

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы агрессивности подростков с различным типом темперамента…………………………………………………6

  1. 1 Понятие агрессивности, её проявление в подростковом возрасте……...6

  1. 2 Понятие темперамента и его типы……………………………………….11

  1. 3 Особенности проявления агрессивности у подростков с различным типом темперамента………………………………………………………………..16

Выводы по главе 1……………………………………………………………….18

Глава 2. Экспериментальная работа по изучению особенностей проявления агрессивности у подростков с разным типом темперамента…………………20

  2. 1 Описание методики эксперимента……………………………………….20

  2. 2 Выявление типа темперамента и особенностей проявления агрессивности у подростков…………………………………………………………………31

Выводы по главе 2……………………………………………………………….40

Заключение……………………………………………………………………….41
Список литературы………………………………………………………………43

Приложение………………………………………………………………………45

         

                                                       Введение      Подростковый возраст - это период физических, психологических, социальных и интеллектуальных изменений. Все стороны развития подвергаются качественной перестройке, возникают и формируются новые психологические образования, появляются элементы взрослости в результате перестройки организма, самосознания, отношений со взрослыми и товарищами, способов социального взаимодействия с ними, интересов, познавательной и учебной деятельности, содержания морально-этических норм, опосредующих поведение, деятельность и отношения.        Агрессия подростков - одно из наиболее типичных проявлений подросткового кризиса. Часто родители теряются, столкнувшись с подростковой агрессией, и все их попытки пресечь агрессивное поведение только еще больше распаляют ребенка.  Это процесс, который сопровождается выбросом большого количества энергии. Задача родителей - направить эту энергию в другое русло. Это может быть какая-либо работа или возможность порвать бумагу, сломать палку, побаловаться подушками. Существует много причин, почему проявляется агрессия в подростковом возрасте. Но для начала родителям следует понять, что на пустом месте злоба, ненависть и тому подобные чувства просто так не возникают. Поэтому, если у подростка начала проявляться агрессивность, то вначале следует найти причину.    Многие специалисты такие как: З. Фрейд, К. Лоренц, А. Босс, А. В. Петровский считают, что виноваты именно родители, а не социум, окружающая среда, школа и тому подобные факторы. Ведь именно от того, как ведут себя родители, зависит восприятие мира еще несформировавшимся в физическом и моральном плане человечком. Подросток, к сожалению, не всегда понимает, что взрослые тоже могут ошибаться, обманывать, срываться. Они реагируют на все очень остро. Так причинами агрессивного поведения могут стать:            Излишняя гиперопека - когда родители не дают школьнику и шагу ступить, делают все за него, подросток может взбунтоваться. Он желает сам решать, что лучше, куда и с кем пойти гулять, какие вещи ему нужны.   Нехватка внимания - Агрессия для подростков – это один из способов привлечения вашего внимания к его персоне.       Насилие в семье - возможно, один из членов семьи пренебрежительно относится к остальным, проявляет грубость, распускает руки, морально или физически унижает.           Второй ребенок - зачастую агрессия у подростка проявляется по отношению к брату, сестре. Ему кажется, что родители любят его меньше. Обстановка обостряется, если мама с папой чаще хвалят второго малыша, сравнивают их.             Бедность - нехватка денег и неудовлетворение потребностей – это также может быть причиной подростковой агрессии. В данном случае ребенок протестирует против такого положения вещей. И если родители все же выделяют деньги и дают подростку то, что он хочет, школьник еще сильнее начинает проявлять свой характер, испытывая остальных на прочность.  Агрессивность в личностных характеристиках подростков формируется в основном как форма протеста против непонимания взрослых, из-за неудовлетворенности своим положением в обществе, что проявляется и соответствующем поведении. Вместе с тем на развитие агрессивности подростка могут влиять, разумеется, природные особенности его темперамента, например, возбудимость и сила эмоций, способствующие формированию таких черт характера, как вспыльчивость, раздражительность, неумение сдерживать себя. Естественно, что в состоянии фрустрации подросток с подобной психической организацией ищет выхода внутреннему напряжению, в том числе и в драке, ругани и пр. Кроме того, агрессия может быть вызвана необходимостью защитить себя или удовлетворить свои потребности в ситуации, в которой растущий человек не видит иного выхода, кроме драки, или, по крайней мере, словесных угроз. Тем более что для некоторых подростков участие в драках, утверждение себя в глазах окружающих с помощью кулаков является устоявшейся линией поведения, отражающей нормы, принятые в определенных социальных группах.           Актуальность. В подростковом возрасте в силу сложности и противоречивости особенностей растущих людей, внутренних и внешних условий их развития могут возникать ситуации, которые нарушают нормальный ход личностного становления, создавая объективные предпосылки для возникновения и проявления агрессивности.         Цель исследования - выявить особенности проявления агрессивности у подростков с разным типом темперамента.      Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:              1. Теоретически обосновать проблемы подростковой агрессивности и ее связи с типом темперамента.          2. Изучить тип темперамента и особенности проявления агрессивности у подростков.            3. Выявить взаимосвязь между типом темперамента и особенностями проявления агрессивности у подростков.        Объект исследования - эмоционально-поведенческая сфера подростков.             Предмет исследования - особенности проявления агрессивности у подростков, имеющих разный тип темперамента.      Гипотеза исследования: на основе анализа литературы мы предполагаем, что существует связь между особенностями агрессивного поведения и темпераментом.             База исследования: МБОУ гимназия №11 г. Ельца.

Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы агрессивности подростков с различным типом темперамента.

1. 1 Понятие агрессивности, её проявление в подростковом возрасте  В психологии такой термин как «агрессивность» трактуется по разному. Многие авторы которые исследуют агрессивность в основном дают ей негативную оценку. Но так же существуют и позитивные стороны агрессивности. Слово агрессия происходит от латинского «aggredi», что означает «нападать».  До начала XIX века агрессивным считалось любое активное поведение, как доброжелательное, так и враждебное. Позднее, значение этого слова изменилось, стало более узким. Агрессивность как свойство личности, отражающее предрасположенность к проявлению агрессии, может иметь различную степень выраженности от полного подавления до предельного развития. Вероятно, гармонично развитая личность должна иметь определенную степень агрессивности и стремление к самоутверждению и соревновательность, и вообще активность во взаимодействии. Отсутствие агрессивности приводит к податливости, неумению отстаивать свои интересы, неспособности преодолевать препятствия.         Чрезмерное ее развитие тоже ничего хорошего не обещает. Такой человек становится неспособным на кооперацию, сотрудничество и вообще на эффективное взаимодействие. А в крайнем своем выражении это может привести к психическим заболеваниям и преступности. Хорошо было бы в связи с этим вовремя замечать и корректировать отклонения в ту или другую сторону.[5]            С точки зрения психологии, предлагается следующее определение: агрессия – мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности).

Р. Бэрон и Д. Ричардсон, считают, что агрессия, в какой бы форме она не проявлялась, представляет собой поведение, направленное на причинение вреда или ущерба другому живому существу, имеющего все основания избегать подобного обращения с собой. Данное комплексное определение включает в себя следующие частные положения:       - Агрессия обязательно подразумевает преднамеренное, целенаправленное причинение вреда жертве;          - В качестве агрессии может рассматриваться только такое поведение, которое подразумевает причинение вреда или ущерба живым организмам;   - Жертвы должны обладать мотивацией избегания подобного обращения с собой (Р. Бэрон, Д. Ричардсон «Агрессия»).       Под агрессией, по Э. Фромму, следует понимать любые действия, которые причиняют или имеют намерение причинить ущерб другому человеку, группе людей или животному, а также причинение ущерба вообще всякому неживому объекту.          Агрессивность, по Р. С. Немову, понимается как враждебность – поведение человека в отношении других людей, которое отличается стремлением причинить им неприятности, нанести вред.      Подростковая агрессия проявляется разнообразно. Одни подростки оскорбляют одноклассников, кому-то нужно доказать свое физическое превосходство. Одни пытаются обидеть тех, кто слабее, другие только резко отвечают на советы или замечания. Следует узнать, как ведет себя подросток не только дома, но и в школе, на улице, с друзьями. И исходя из этого различают несколько видов агрессии.         Физическая            Физическая агрессия подростков, пожалуй, самая опасная. Главная цель такого ребенка – причинить боль и вред другому человеку. Проблема в том, что школьник может даже не осознавать свою ошибку. Он будет избивать жертву до потери сознания, при этом не чувствуя потом вины или сожаления. Недаром считается, что самый страшный тиран – это ребенок. [3]  Вербальная            Проявлением этой агрессии может быть отпор, критика чужих действий или поведения, нецензурная брань, злоба, насмешка, обида, ненависть. Нередко школьник выкрикивает проклятия или угрозы по отношению к другим людям.             Экспрессивная           Человек, которого вывели из себя, передает свое отношение к другим при помощи движений, угрожающих гримас, мимики. К примеру, подросток может показать неприличный жест, кулак, скорчить недовольную мину. Нередко это сопровождается ненормативной лексикой.      Прямая            Ребенок реагирует непосредственно на объект, который вызывает у него неприятные чувства: злость, обиду, раздражение, апатию, ненависть. При этом может применяться как физическое (избиение, членовредительство), так и моральное насилие (оскорбление, угрозы).       Косвенная            Агрессор срывается не на виновнике его плохого настроения, а на людях или объектах, которые никак не смогут отреагировать на это. К примеру, школьнику поставили двойку. Придя домой, он может обидеть младшего брата, домашнюю зверюшку, сломать любимую игрушку.    Проблема агрессивного поведения подростков не нова для психологической науки. Классические и современные представления о природе и механизмах агрессии представлены в работах З. Фрейда, К. Лоренца, Л. Берковица, А. Басса, С. Розенцвейга, А. Бандуры, А. В. Петровского, Я. Л. Коломинского, Ф. Е. Василюка, Ю. В. Егошкина, и др. Индивидуальные и типологические особенности агрессии освещены такими учеными, как Р. Бэрон, Д. Ричардсон, П. А. Ковалев, Т. Н. Курбатова, О. Ю. Михайлова, А. А. Реан, Т. Г. Румянцева, С. Фешбек и др.         В психологических исследованиях агрессии традиционно поднимались вопросы её происхождения, выяснялись причины и специфика её проявления в разных возрастах, зависимость агрессивного поведения от личностных черт и ситуативных факторов. Существуют данные о том, что именно в критические периоды жизни проявление агрессивности достигает своего апогея. Все это находит отражение как в поведении индивида, так и в его внутренней организации. Между тем, вопросы изменчивости или, напротив, устойчивости агрессивных проявлений, обострения агрессивного поведения, смены умеренных его форм более резкими и открытыми, представляются крайне важными. Изучение динамики агрессивности на протяжении подросткового возраста имеет важное значение не только для коррекции, но и для профилактики агрессивности, важно для разработки стратегий, направленных на контроль и предотвращение её острых форм.      Но, несмотря на достигнутые успехи в теории и практике исследования агрессии, данная проблема не является до конца решенной, не раскрыты ее отдельные аспекты, например, динамика агрессивности в период подросткового возраста, влияние социологических и личностных факторов на ее возникновение и развитие. В связи с этим можно отметить актуальность изучения проблемы человеческой агрессии. Она предполагает наличие многих факторов, присущих исключительно людям и обуславливающих их поведение.              Предлагаются самые разнообразные классификации агрессии и агрессивности. Одна из наиболее распространенных классификаций предложена такими авторами, как А. Басс и А. Дарки.      Басс предложил определение агрессии – это любое поведение, содержащее угрозу или наносящее ущерб другим. Они выделили пять видов агрессии:              - физическая;             - вербальная;             - косвенная: направленная и ненаправленная;        - раздражение;             - негативизм.            Агрессивное поведение человека иногда определяется как «агрессия», а иногда - как «агрессивность». Нередко «агрессия» и «агрессивность» рассматриваются как синонимы. Однако, как считает Т. Г. Румянцева, необходимо разграничивать «агрессию» как специфическую форму поведения и «агрессивность» как психическое свойство личности: «Агрессия - это процесс, имеющий специфическую функцию и организацию; агрессивность - это некая структура, являющаяся компонентом более сложной структуры психических свойств человека».[10]         Берковиц обратил внимание на то, что одна из главных проблем в определении агрессии в том, что в английском языке этот термин подразумевает большое разнообразие действий. Когда люди характеризуют кого-то, как агрессивного, они могут сказать, что он обычно оскорбляет других, или что он часто недружелюбен или же, что он, будучи достаточно сильным, пытается делать всё по-своему, или, может быть, что он твердо отстаивает свои убеждения, или, возможно, без страха бросается в омут неразрешенных проблем.             Феномену подростковой агрессии также уделяется достаточно большое место на страницах работ отечественных и зарубежных авторов: П. Генри, В. А. Никитина, Л. А. Обуховой, Е. В. Руденского, Л. М. Семенюка, И. А. Фурманова. Однако, этот феномен до сих пор не получил полного объяснения. Несмотря на то, что выявлено множество факторов, влияющих на возникновение агрессивного поведения: от биологических до социально-психологических, причины, приведшие к каждому конкретному случаю, всегда оказываются сугубо индивидуальными. Именно в этом состоит сложность профилактики и коррекции агрессивного поведения подростков.  Но если причины агрессивного поведения исследованы достаточно подробно, то его психологические последствия для личности самого подростка пока что освещены в недостаточной степени. Между тем, очевидно, что личность, постоянно осуществляющая агрессивное поведение в той или иной его формах, будет подвержена деформации. Здесь очень сложно отделить причины от следствий и утверждать, что те или иные характеристики личности являются причинами агрессии, а другие - ее следствием.    Проблема подростковой агрессии усугубляется еще и тем, что подростковый возраст сам по себе является кризисным. В этом возрасте происходит окончательное становление человека как личности (если происходит), проходит процесс полового созревания. Все эти факторы определяют типологические черты данного возраста, предрасполагающие к проявлениям агрессии - негативизм, отрицание авторитетов, стремление к автономности от родителей и общества, чувствительность к фрустрирующим воздействиям.

1. 2 Понятие темперамента и его типы       Когда говорят о характере (темпераменте), имеют в виду многие психические различия между людьми - различия по глубине, интенсивности, устойчивости эмоций, эмоциональной впечатлительности, темпу, энергичности действий и другие динамические, индивидуально-устойчивые особенности психической жизни, поведения и деятельности. Тем не менее, темперамент и сегодня остаётся спорной и нерешённой проблемой. Однако при всём разнообразии подходов к проблеме учёные и практики признают, что темперамент – биологический фундамент, на котором формируется личность как социальное существо. Это индивидуально-своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, которые одинаково проявляются в разнообразной деятельности независимо от ее содержания, целей, мотивов, остаются постоянными в зрелом возрасте и во взаимосвязи характеризуют тип темперамента. В данном определении центральное место занимают свойства темперамента, их постоянство в течение жизни и при различных обстоятельствах.         Темперамент - это индивидуальные особенности человека, которые определяют динамику его психической деятельности и поведения.
Психологи выделяют два основных показателя динамики психических процессов и поведения: активность и эмоциональность. Активность - это особенности темпа, ритма деятельности, скорость и сила протекания психических процессов, степень подвижности, быстрота или замедленность реакций. Эмоциональность выражается в различных переживаниях человека и характеризуется различной степенью, быстротой возникновения и силой эмоций, эмоциональной впечатлительностью.         С. Л. Рубинштейн подчеркивал, что для темперамента особенно существенны впечатлительность человека и его импульсивность и что впечатлительность характеризуется силой и устойчивостью того воздействия, которое впечатление оказывает на человека, а импульсивность - силой побуждения и скоростью перехода от побуждения к действию.     Темперамент тесно связан с особенностями общения человека с окружающими людьми, а следовательно, в значительной степени определяет психологическую совместимость или несовместимость людей.[4]    B. C. Мерлин, крупный отечественный психолог, специально изучающий динамические характеристики психики человека, писал: «Представьте себе две реки: одну спокойную, равнинную, другую - стремительную, горную. Течение первой едва заметно, она плавно несет воды, у нее нет ярких всплесков, бурных водопадов, ослепительных брызг. Течение второй - полная противоположность. Река быстро несется, вода в ней грохочет, бурлит, клокочет и, ударяясь о камни, превращается в клочья пены... Нечто подобное можно наблюдать в динамике (особенности течения психической жизни разных людей)». Здесь представлено, что обе реки - бурная и спокойная - текут порознь, независимо друг от друга. Но в обычной, повседневной жизни - в семье, на работе, во время занятий в институте, в компании друзей и т. д. происходит слияние самых различных «потоков» психической жизни разных людей, порождающее всплеск эмоций, водопады и водовороты в человеческих отношениях, поскольку каждый из «потоков» в общем русле стремится сохранить свою самобытность. Отсюда ясно, насколько важно каждому из нас знать особенности своего темперамента и темпераментов других и учитывать слабые и сильные стороны друг друга в процессе общения, взаимодействия и взаимоотношений.        В межличностных отношениях конфликты нередко возникают вследствие того, что люди не учитывают особенности темперамента как своего, так и другого человека, такие, например, как импульсивность, медлительность, вспыльчивость, большая впечатлительность, ранимость и др. Некоторые недостатки темперамента могут быть нейтрализованы человеком в процессе его повседневной работы над собой; используя особенности своего темперамента, можно добиваться значительных успехов в деятельности и в совершенствовании собственной личности.        Показано, что тип темперамента у человека является врождённым. Остаётся невыясненным - от чего именно он зависит, почему человек имеет тот или иной тип нервной системы. В то же время выявление типа темперамента позволяет более грамотно строить взаимоотношения, определять стиль своего поведения, прогнозировать реакции партнёра на те или иные ваши слова и поступки. Причём влиять на него в процессе общения можно даже подбором и ненавязчивой демонстрацией определённых цветов.     Принято выделять 4 основных типа темперамента: сангвинический, флегматичный, холерический, меланхолический.       Сангвинический темперамент        Подростки этого типа жизнерадостны, легко переключается с одного вида деятельности на другой, но не любит однообразной работы. Они легко контролируют свои эмоции, быстро осваиваются в новой обстановке, активно вступают в контакты с людьми. Их речь громкая, быстрая, отчетливая и сопровождается выразительными мимикой и жестами. Но этот темперамент характеризуется некоторой двойственностью. Если раздражители быстро меняются, все время поддерживается новизна и интерес впечатлений, у сангвиника создается состояние активного возбуждения и он проявляет себя как человек деятельный, активный, энергичный. Если же воздействия длительны и однообразны, то они не поддерживают состояния активности, возбуждения и сангвиник теряет интерес к делу, у него появляется безразличие, скука, вялость.            У сангвиника быстро возникают чувства радости, горя, привязанности и недоброжелательности, но все эти проявления его чувств неустойчивы, не отличаются длительностью и глубиной. Они быстро возникают и могут так же быстро исчезнуть или даже замениться противоположными. Настроение сангвиника быстро меняется, но, как правило, преобладает хорошее настроение.              Флегматический темперамент        Человек этого типа темперамента медлителен, спокоен, нетороплив, уравновешен. В деятельности проявляет основательность, продуманность, упорство. Он, как правило, доводит начатое до конца. Все психические процессы у флегматика протекают как бы замедленно. Чувства флегматика внешне выражаются слабо, они обычно невыразительны. Причина этого - уравновешенность и слабая подвижность нервных процессов. В отношениях с людьми флегматик всегда ровен, спокоен, в меру общителен, настроение у него устойчивое. Спокойствие человека флегматического темперамента проявляется и в отношении его к событиям и явлениям жизни флегматика нелегко вывести из себя и задеть эмоционально. У человека флегматического темперамента легко выработать выдержку, хладнокровие, спокойствие. Но у флегматика следует развивать недостающие ему качества - большую подвижность, активность, не допускать, чтобы он проявлял безразличие к деятельности, вялость, инертность, которые очень легко могут сформироваться в определенных условиях. Иногда у человека этого темперамента может развиться безразличное отношение к труду, к окружающей жизни, к людям и даже к самому себе.           Холерический темперамент         Люди этого темперамента быстры, чрезмерно подвижны, неуравновешенны, возбудимы, все психические процессы протекают у них быстро, интенсивно. Преобладание возбуждения над торможением, свойственное этому типу нервной деятельности, ярко проявляется в несдержанности, порывистости, вспыльчивости, раздражительности холерика. Отсюда и выразительная мимика, торопливая речь, резкие жесты, несдержанные движения. Чувства человека холерического темперамента сильные, обычно ярко проявляются, быстро возникают; настроение иногда резко меняется. Неуравновешенность, свойственная холерику, ярко связывается и в его деятельности: он с увеличением и даже страстью берется за дело, показывая при этом порывистость и быстроту движений, работает с подъемом, преодолевая трудности. Но у человека с холерическим темпераментом запас нервной энергии может быстро истощиться в процессе работы и тогда может наступить резкий спад деятельности: подъем и воодушевление исчезают, настроение резко падает. В общении с людьми холерик допускает резкость, раздражительность, эмоциональную несдержанность, что часто не дает ему возможности объективно оценивать поступки людей, и на этой почве он создает конфликтные ситуации в коллективе. Излишняя прямолинейность, вспыльчивость, резкость, нетерпимость порой делают тяжелым и неприятным пребывание в коллективе таких людей.             Меланхолический темперамент         У меланхоликов медленно протекают психические процессы, они с трудом реагируют на сильные раздражители; длительное и сильное напряжение вызывает у людей этого темперамента замедленную деятельность, а затем и прекращение ее. В работе меланхолики обычно пассивны, часто мало заинтересованы (ведь заинтересованность всегда связана с сильным нервным напряжением). Чувства и эмоциональные состояния у людей меланхолического темперамента возникают медленно, но отличаются глубиной, большой силой и длительностью; меланхолики легко уязвимы, тяжело переносят обиды, огорчения, хотя внешне все эти переживания у них выражаются слабо. Представители меланхолического темперамента склонны к замкнутости и одиночеству, избегают общения с малознакомыми, новыми людьми, часто смущаются, проявляют большую неловкость в новой обстановке. Все новое, необычное вызывает у меланхоликов тормозное состояние. Но в привычной и спокойной обстановке люди с таким темпераментом чувствуют себя спокойно и работают очень продуктивно. У меланхоликов легко развивать и совершенствовать свойственную им глубину и устойчивость чувств, повышенную восприимчивость к внешним воздействиям.     Знание темперамента, знание особенностей прирожденной организации нервной системы, оказывающей влияние на протекание психической деятельности человека, необходимо учителю в его учебной и воспитательной работе. Следует помнить, что деление людей на четыре вида темперамента очень условно. Существуют переходные, смешанные, промежуточные типы темперамента; часто в темпераменте человека соединяются черты разных темпераментов. «Чистые» темпераменты встречаются относительно редко.[7]

1. 3 Особенности проявления агрессивности у подростков с различным типом темперамента           Агрессивное поведение у подростков с различным типом темперамента проявляется всегда по-разному и имеет свои отличительные черты. Темперамент определяет силу и скорость реакций на события жизни, степень эмоциональности и нервной возбудимости личности. Переделать темперамент невозможно, зато можно научиться использовать не только его сильные, положительные, но и слабые, отрицательные, стороны.      Менее всего склонны к агрессивному поведению подростки-меланхолики.  У меланхоликов часты нервные срывы, они постоянно находятся в состоянии эмоционального стресса, любая мелочь расстраивает их и выводит из равновесия. Для подростка-меланхолика стрессовой является любая ситуация соревнования и любые новшества. Они быстро утомляются и требуют перерывов в деятельности. Такие подростки обладают повышенной чувствительностью, ранимостью и обидчивостью, страдают от неуверенности в себе, часто плачут. При этом реакцией на стресс у меланхолика является уход в себя и свои переживания. Меланхолик предпочтет уединиться и страдать молча. Возможный для него вид агрессии - пассивный, когда агрессивность направляется не на других, а на себя самого, и потому именно меланхолики наиболее склонны к самоубийствам.     Не склонны к агрессии и флегматики. Их нервная система хорошо уравновешена, и их практически невозможно вывести из себя. Даже серьезные проблемы флегматик воспринимает, оставаясь внешне спокойным. Он хорошо переносит трудности. Единственное, что создает ему трудности, это необходимость быстро реагировать в изменяющихся ситуациях. Чтобы добиться агрессивного поведения от флегматика, надо систематически доводить его, как кота Леопольда. Тогда в какой-то момент срабатывает внутренний природный «озверин», и флегматик отвечает агрессией на агрессию. Но это крайне редкий случай, почти на грани невозможного. В отличие от меланхоликов, флегматики не склонны и к пассивной агрессивности.[8]  Подросток-сангвиник по природе своей не агрессивен и чаще всего предпочитает решать проблемные и даже конфликтные ситуации миром. Он жизнерадостен и оптимистичен, очень общителен. Подросток -сангвиник обожает новые лица и новые места, ему необходимы перемены. Если сангвинику скучно, он становится вялым и не может сконцентрироваться на том, что происходит здесь и сейчас. В стрессовой же ситуации сангвиник будет защищать себя активно, но обдуманно. Типичный сангвиник сначала убедится, что мирный путь решения проблемы неэффективен, и только потом прибегнет к агрессии. Агрессивное поведение для него будет осознанной необходимостью. В пассивную агрессивность сангвиника может «загнать» чувство вины и ответственности за собственную ошибку.     Естественной склонностью к активной агрессии обладают  холерики, вследствие их крайней неуравновешенности как нервной, так и эмоциональной. Холерики чрезмерно раздражительны, вспыльчивы, их очень легко вывести из терпения. Повышенная возбудимость и быстрота ответных реакций приводят к тому, что многим подросткам-холерикам свойственно сначала сделать и только потом подумать, как нужно было поступать. Если что-то их увлекло, они занимаются чрезвычайно интенсивно, но быстро утомляются и не могут продолжать. Отсюда и частая смена настроения, резкие перемены интересов, нетерпеливость и неспособность к ожиданию. Нервный спад и общий упадок сил приводит к раздражению, а потому холерики чаще всего вступают в конфликты и наиболее подвержены нервным срывам. 

Выводы по главе 1          Агрессивность как свойство личности, отражающее предрасположенность к проявлению агрессии, может иметь различную степень выраженности от полного подавления до предельного развития.     Агрессия - мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности).            Темперамент - это индивидуальные особенности человека, которые определяют динамику его психической деятельности и поведения.   Принято выделять 4 основных типа темперамента: сангвинический, флегматичный, холерический, меланхолический.     Агрессивное поведение у подростков с различным типом темперамента проявляется всегда по-разному и имеет свои отличительные черты. Темперамент определяет силу и скорость реакций на события жизни, степень эмоциональности и нервной возбудимости личности. Переделать темперамент невозможно, зато можно научиться использовать не только его сильные, положительные, но и слабые, отрицательные, стороны.      В психологических исследованиях агрессии традиционно поднимались вопросы её происхождения, выяснялись причины и специфика её проявления в разных возрастах, зависимость агрессивного поведения от личностных черт и ситуативных факторов.

Глава 2. Экспериментальная работа по изучению особенностей проявления агрессивности у подростков с разным типом темперамента

2. 1 Описание методики эксперимента       Для проведения экспериментальной работы по изучению особенностей проявления агрессивности у подростков с разным типом темперамента нами было выбрано несколько методик: опросник Басса-Дарки, тест «Несуществующее животное» и опросник Г. Айзенка для определения типа темперамента. Данные 3 методики позволят нам определить тип темперамента каждого подростка, выявить у него наличие агрессивности, его агрессивные проявления.            В эксперименте принимало участие 20 подростков в возрасте 14-16 лет. База проведения эксперимента: МБОУ гимназия №11 г. Ельца.  Опросник Басса-Дарки разработан А. Басс и А. Дарки в 1957 г. и предназначен для диагностики агрессивных и враждебных реакций. Под агрессивностью понимается свойство личности, характеризующееся наличием деструктивных тенденций, в основном в области субъектно-объектных отношений. Враждебность понимается как реакция, развивающая негативные чувства и негативные оценки людей и событий. Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, А. Басc и А. Дарки выделили следующие виды реакций:       Физическая агрессия - использование физической силы против другого лица.             Косвенная - агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.        Раздражение - готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).     Негативизм - оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.  Обида - зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.          Подозрительность - в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.            Вербальная агрессия - выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).  Чувство вины - выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.            Учащимся было предложено прочитать утверждения опросника, примерить, насколько они соответствуют их стилю поведения, их образу жизни, и ответить одним из возможных ответов: «да» и «нет».    Опросник состоит из 75 утверждений. Текст опросника Басса-Дарки представлен в Приложении 1.         Ответы оцениваются по 8 шкалам (таблица 1).

Таблица 1. Оценка результатов опросника Басса-Дарки

1. Физическая агрессия (k=11):

"да" = 1, "нет" = 0

вопросы: 1, 25, 31, 41, 48, 55, 62, 68

"нет" = 1, "да" = 0

вопросы: 9, 7

2. Вербальная агрессия(k=8):

"да" = 1, "нет" = 0

вопросы: 7, 15, 23, 31, 46, 53, 60, 71, 73

"нет" = 1, "да" = 0

вопросы: 33, 66, 74, 75

3. Косвенная агрессия (k=13):

"да" = 1, "нет" = 0

вопросы: 2, 10, 18, 34, 42, 56, 63

"нет" = 1, "да" = 0

вопросы: 26, 49

4. Негативизм (k=20):

"да"= 1, "нет" = 0

вопросы: 4,12,20,28,

"нет" = 1, "да" = 0

вопросы: 36

5. Раздражение (k=9):

"да"= 1, "нет" = 0

вопросы: 3, 19, 27, 43, 50, 57, 64, 72

"нет" = 1, "да" = 0

вопросы: 11, 35, 69

6. Подозрительность (k=11):

"да"= 1, "нет" = 0

вопросы: 6, 14, 22, 30, 38, 45, 52, 59

"нет" = 1, "да" = 0

вопросы: 33, 66, 74, 75

7. Обида (k=13):

"да"= 1, "нет" = 0

вопросы: 5, 13, 21, 29, 37, 44, 51, 58

8. Чувство вины (k=11):

"да"= 1, "нет" = 0

вопросы: 8, 16, 24, 32, 40, 47, 54,61,67

Индекс агрессивности включает в себя 1, 2 и 3 шкалу; индекс враждебности включает в себя 6 и 7 шкалу.        Нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21 ± 4, а враждебности – 6-7 ± 3. При этом обращается внимание на возможность достижения определенной величины, показывающей степень проявления агрессивности.             Пользуясь данной методикой, необходимо помнить, что агрессивность, как свойство личности, и агрессия, как акт поведения, могут быть поняты в контексте психологического анализа мотивационно-потребностной сферы личности.             Метод исследования личности с помощью проективного теста «Несуществующее животное» построен на теории психомоторной связи. Для регистрации состояния психики используется исследование моторики (в частности, моторики рисующей доминантной правой руки, зафиксированной в виде графического следа движения, рисунка).         Если реальное движение, интенция по какой-то причине не осуществляется, то в соответствующих группах мышц суммируется определенное напряжение энергии, необходимой для осуществления ответного движения (на представление - мысль). Тенденция движения имеет направление в пространстве: 
  - удаление; 
  - приближение; 
  - наклон; 
  - выпрямление; 
  - подъем; 
  - падение. 
    При выполнении рисунка лист бумаги (либо полотно картины) представляет собой модель пространства и, кроме состояния мышц, фиксирует отношение к пространству, т. е. возникающую тенденцию. Пространство, в свою очередь, связано с эмоциональной окраской переживания и временным периодом: настоящим, прошлым, будущим. Связано оно также с действенностью или идеально-мыслительным планом работы психики. Пространство, расположенное сзади и слева от субъекта, связано с прошлым периодом и бездеятельностью (отсутствием активной связи между мыслью-представлением, планированием и его осуществлением). Правая сторона, пространство спереди и вверху связаны с будущим периодом и действенностью. На листе (модели пространства) левая сторона и низ связаны с отрицательно окрашенными и депрессивными эмоциями, с неуверенностью и пассивностью. Правая сторона (соответствующая доминантной правой руке) – с положительно окрашенными эмоциями, энергией, активностью, конкретностью действия.            Помимо общих закономерностей психомоторной связи и отношения к пространству при толковании материала теста используются теоретические нормы оперирования с символами и символическими геометрическими элементами и фигурами.           В ходе выполнения данного теста подросткам предлагалось нарисовать на листах бумаги несуществующее животное и назвать его несуществующим названием.            Интерпретируются результаты по нескольким показателям.   Положение рисунка на листе         В норме рисунок расположен по средней линии вертикально поставленного листа. Лист бумаги лучше всего взять белый или слегка кремовый, неглянцевый. Пользоваться карандашом средней мягкости; ручкой и фломастером рисовать нельзя.          Расположение рисунка ближе к верхнему краю листа (чем ближе, тем более выражено) трактуется как высокая самооценка, как недовольство своим положением в социуме, недостаточностью признания со стороны окружающих, как претензия на продвижение и признание, тенденция к самоутверждению.            Положение рисунка в нижней части – обратная тенденция: неуверенность в себе, низкая самооценка, подавленность, нерешительность, незаинтересованность в своем положении в социуме, в признании, отсутствие тенденции к самоутверждению.           Центральная смысловая часть фигуры (голова или замещающая ее деталь)  Голова повернута вправо – устойчивая тенденция к деятельности, действенности: почти все, что обдумывается, планируется – осуществляется или, по крайней мере, начинает осуществляться (если даже и не доводится до конца). Испытуемый активно переходит к реализации своих планов, наклонностей.             Голова повернута влево – тенденция к рефлексии, к размышлениям. Это не человек действия: лишь незначительная часть замыслов реализуется или хотя бы начинает реализоваться. Нередко также боязнь перед активным действием и нерешительность. (Вариант: отсутствие тенденции к действию или боязнь активности – следует решить дополнительно.)     Положение «анфас», т. е. голова направлена на рисующего (на себя), трактуется как эгоцентризм.           На голове расположены детали, соответствующие органам чувств – уши, рот, глаза. Значение детали “уши” – прямое: заинтересованность в информации, значимость мнения окружающих о себе. Дополнительно по другим показателям и их сочетанию определяется, предпринимает ли испытуемый что-либо для завоевания положительной оценки или только продуцирует на оценки окружающих соответствующие эмоциональные реакции (радость, гордость, обида, огорчение), не изменяя своего поведения. Приоткрытый рот в сочетании с языком при отсутствии прорисовки губ трактуется как большая речевая активность (болтливость), в сочетании с прорисовкой губ – как чувственность; иногда и то и другое вместе. Открытый рот без прорисовки языка и губ, особенно – зачерченный, трактуется как легкость возникновения опасений и страхов, недоверия.         Рот с зубами – вербальная агрессия, в большинстве случаев – защитная (огрызается, задирается, грубит в ответ на обращение к нему отрицательного свойства, осуждение, порицание). Для детей и подростков характерен рисунок зачерченного рта округлой формы (боязливость, тревожность).    Особое значение придают глазам. Это символ присущего человеку переживания страха: подчеркивается резкой прорисовкой радужки. Обратить внимание на наличие или отсутствие ресниц. Ресницы – истероидно-демонстративные манеры поведения; для мужчин: женственные черты характера с прорисовкой зрачка и радужки совпадают редко. Ресницы – также заинтересованность в восхищении окружающих внешней красотой и манерой одеваться, придание этому большого значения.      Увеличенный (в соответствии с фигурой в целом) размер головы говорит о том, что испытуемой ценит рациональное начало (возможно, и эрудицию) в себе и окружающих.          На голове также бывают расположены дополнительные детали: например, рога – защита, агрессия. Определить по сочетанию с другими признаками – когтями, щетиной, иглами – характер этой агрессии: спонтанная или защитно-ответная. Перья – тенденция к самоукрашению и самооправданию, к демонстративности. Грива, шерсть, подобие прически – чувственность, подчеркивание своего пола и, иногда, ориентировка на свою сексуальную роль.              Несущая, опорная часть фигуры (ноги, лапы, иногда – постамент)   Рассматривается основательность этой части по отношению к размерам всей фигуры и по форме:  
а) основательность, обдуманность, рациональность принятия решения, пути к выводам, формированияе-суждения, опора на существенные положения и значимую информацию;  
б) поверхностность суждений, легкомыслие в выводах и неосновательность суждений, иногда импульсивность принятия решения (особенно при отсутствии или почти отсутствии ног).         Обратить внимание на характер соединения ног с корпусом: соединение точно, тщательно или небрежно, слабо соединены или не соединены вовсе – это характер контроля за своими рассуждениями, выводами, решениями. Однотипность и однонаправленность формы ног, лап, любых элементов опорной части – конформность суждений и установок в принятии решений, их стандартность, банальность. Разнообразие в форме и положении этих деталей – своеобразие установок и суждений, самостоятельность и небаналыюсть; иногда даже творческое начало (соответственно необычности формы) или инакомыслие (ближе к патологии).       Части, поднимающиеся над уровнем фигуры      Могут быть функциональными или украшающими:  
- крылья, дополнительные ноги, щупальца, детали панциря, перья, бантики вроде завитушек-кудрей, цветково-функциональные детали – энергия охвата разных областей человеческой деятельности, уверенность в себе, «самораспространение» с неделикатным и неразборчивым притеснением окружающих, либо любознательность, желание соучаствовать как можно в большем числе дел окружающих, завоевание себе места под солнцем, увлеченность своей деятельностью, смелость предприятий (соответственно значению детали-символа – крылья или щупальца и т. д.) Украшающие детали – демонстративность, склонность обращать на себя внимание окружающих, манерность (например, лошадь или ее несуществующее подобие в султане из павлиньих перьев).             Хвосты            Выражают отношение к собственным действиям, решениям, выводам, к своей вербальной продукции – судя по тому, повернуты ли эти хвосты вправо (на листе) или влево. Хвосты повернуты вправо – отношение к своим действиям и поведению. Влево – отношение к своим мыслям, решениям; к упущенным возможностям, к собственной нерешительности. Положительная или отрицательная окраска этого отношения выражена направлением хвостов вверх (уверенно, положительно, бодро) или падающим движением вниз (недовольство собой, сомнение в собственной правоте, сожаление о сделанном, сказанном, раскаяние и т. п.) Обратить внимание на хвосты, состоящие из нескольких, иногда повторяющихся, звеньев, на особенно пышные хвосты, особенно длинные и иногда разветвленные.       Контуры фигуры           Анализируются по наличию или отсутствию выступов (типа щитов, панцирей, игл), прорисовки и затемнения линии контура. Это защита от окружающих, агрессивная – если она выполнена в острых углах; со страхом и тревогой – если имеет место затемнение, «запачкивание» контурной линии; с опасением, подозрительностью – если поставлены щиты, “заслоны”, линия удвоена. Направленность такой защиты – соответственно пространственному расположению: верхний контур фигуры – против вышестоящих, против лиц, имеющих возможность наложить запрет, ограничение, осуществить принуждение, т. е. против старших по возрасту, родителей, учителей, начальников, руководителей; нижний контур – защита против насмешек, непризнания, отсутствия авторитета у нижестоящих подчиненных, младших, боязнь осуждения; боковые контуры – недифференцированная опасливость и готовность к самозащите любого порядка и в разных ситуациях; то же самое – элементы «защиты», расположенные не по контуру, а внутри контура, на самом корпусе животного. Справа – больше в процессе деятельности (реальной), слева – больше защита своих мнений, убеждений, вкусов.      Общая энергия            Оценивается количество изображенных деталей – только ли необходимое количество, чтобы дать представление о придуманном несуществующем животном (тело, голова, конечности или тело, хвост, крылья и т. п.): с заполненным контуром, без штриховки и дополнительных линий и частей, просто примитивный контур, – или имеет место щедрое изображение не только необходимых, но усложняющих конструкцию дополнительных деталей. Соответственно, чем больше составных частей и элементов (помимо самых необходимых), тем выше энергия. В обратном случае – экономия энергии, астеничность организма, хроническое соматическое заболевание. (То же самое подтверждается характером линии – слабая паутинообразная линия, «возит карандашом по бумаге», не нажимая на него.) Обратный же характер линий – жирная с нажимом – не является полярным: это не энергия, а тревожность. Следует обратить внимание на резко продавленные линии, видимые даже на обратной стороне листа (судорожный, высокий тонус мышц рисующей руки) – резкая тревожность. Обратить внимание также на то, какая деталь, какой символ, выполнен таким образом (т. е. к чему привязана тревога).   Оценка характера линии          Здесь следует обратить внимание на дубляж линии, небрежность, неаккуратность соединений, «островки» из находящих друг на друга линий, зачернение частей рисунка, «запачкивание», отклонение от вертикальной оси, стереотипности линий и т. д.) Оценка осуществляется так же, как и при анализе пиктограммы. То же – фрагментарность линий и форм, незаконченность, оборванность рисунка.         Характер животного          Тематически животные делятся на угрожаемых, угрожающих, нейтральных (подобия льва, бегемота, волка или птицы, улитки, муравья, либо белки, собаки, кошки). Это отношение к собственной персоне и к своему “Я”, представление о своем положении в мире, как бы идентификация себя по значимости (с зайцем, букашкой, слоном, собакой и т. д.) В данном случае рисуемое животное – представитель самого рисующего. Уподобление рисуемого животного человеку, начиная с постановки животного в положение прямохождения на две лапы, вместо четырех или более, и заканчивая одеванием животного в человеческую одежду (штаны, юбки, банты, пояса, платье), включая похожесть морды на лицо, ног и лап на руки, – свидетельствует об инфантильности, эмоциональной незрелости, соответственно степени выраженности «очеловечивания» животного. Механизм сходен (и параллелен) аллегорическому значению животных и их характеров в сказках, притчах и т. п.              Разное            Степень агрессивности выражена количеством, расположением и характером углов в рисунке, независимо от их связи с той или иной деталью изображения. Особенно весомы в этом отношении прямые символы агрессии – когти, зубы, клювы. Следует обратить внимание также на акцентировку сексуальных признаков – вымени, сосков, груди при человекоподобной фигуре и др. Это отношение к полу, вплоть до фиксации на проблеме секса. 
    Фигура круга (особенно – ничем не заполненного) символизирует и выражает тенденцию к скрытности, замкнутость, закрытость своего внутреннего мира, нежелание давать сведения о себе окружающим, наконец, нежелание подвергаться тестированию. Такие рисунки обычно дают очень ограниченное количество данных для анализа.        Обратить внимание на случаи вмонтирования механических частей в тело «животного» – постановка животного на постамент, тракторные или танковые гусеницы, треножник; прикрепление к голове пропеллера, винта; вмонтирование в глаз электролампы, в тело и конечности животного – рукояток, клавиш и антенн. Это наблюдается чаще у больных шизофренией и глубоких шизоидов.           Творческие возможности выражены обычно количеством сочетающихся в фигуре элементов: банальность, отсутствие творческого начала принимают форму «готового», существующего животного (люди, лошади, собаки, свиньи, рыбы), к которому лишь приделывается “готовая” существующая деталь, чтобы нарисованное животное стало несуществующим – кошка с крыльями, рыба с перьями, собака с ластами и т. п. Оригинальность выражается в форме построения фигуры из элементов, а не целых заготовок.   Название            Название может выражать рациональное соединение смысловых частей (летающий заяц, «бегекот», «мухожер» и т. п.) Другой вариант – словообразование с книжно-научным, иногда латинским суффиксом или окончанием («ратолетиус» и т. п.) Первое – рациональность, конкретная установка при ориентировке и адаптации; второе – демонстративность, направленная главным образом на демонстрацию собственного разума, эрудиции, знаний. Встречаются названия поверхностно-звуковые без всякого осмысления («лялие», «лиошана», «гратекер» и т. п.), знаменующие легкомысленное отношение к окружающим, неумение учитывать сигнал опасности, наличие аффективных критериев в основе мышления, перевес эстетических элементов в суждениях над рациональными.         Наблюдаются иронически-юмористические названия («риночурка», «пузыренд» и т. п.) – при соответственно иронически-снисходительном отношении к окружающим. Инфантильные названия имеют обычно повторяющиеся элементы («тру-тру», «лю-лю», «кускус» и т. п.) Склонность к фантазированию (чаще защитного порядка) выражена обычно удлиненными названиями («аберосинотиклирон», «гулобарниклета-миешиния» и т. п.)   Опросник Ганса Айзенка позволяет определить тип темперамента подростка. Для этого им предлагалось внимательно прочесть
12 утверждений и установить, относится ли каждое из них к ним лично. Если относится, нужно было поставить 1, если не относится - 0.  Думать предлагалось быстро.  Текст опросника представлен в Приложении 2.      Для интерпретации результатов строится координатная ось (рисунок 1). Сумму баллов по нечетным утверждениям отложите на горизонтальной оси, а по четным - на вертикальной. Тип темперамента определяется тем, где окажется соответствующая этим значениям координата.     М  -  меланхолик            Х  -   холерик            С  -  сангвиник            Ф  -  флегматик

Рисунок 1. Интерпретация результатов по опроснику Г. Айзенка

2. 2 Выявление типа темперамента и особенностей проявления агрессивности у подростков            Результаты исследования типов темперамента по опроснику Г. Айзенка представлены в таблице 2 и на рисунке 2 в виде диаграммы.

Таблица 2. Результаты исследования подростков по опроснику Г. Айзенка

п/п

Имя Ф.

Пол

Возраст

Тип темперамента

1

Андрей Н.

М

14

Сангвиник

2

Антон Г.

М

14

Холерик

3

Антон Ч.

М

15

Холерик

4

Артем М.

М

14

Меланхолик

5

Виктор У.

М

16

Флегматик

6

Вова Н.

М

14

Сангвиник

7

Диана Л.

Ж

15

Меланхолик

8

Женя С.

М

15

Флегматик

9

Катя С.

Ж

15

Холерик

10

Ксения М.

Ж

16

Холерик

11

Лариса В.

Ж

16

Меланхолик

12

Лена Я.

Ж

14

Сангвиник

13

Марина М.

Ж

15

Меланхолик

14

Настя Ж.

Ж

14

Сангвиник

15

Настя К.

Ж

15

Холерик

16

Оксана М.

Ж

16

Сангвиник

17

Олег А.

М

15

Холерик

18

Оля Т.

Ж

14

Холерик

19

Дима О.

М

15

Меланхолик

20

Инга С.

Ж

16

Холерик

Рисунок 2. Доля каждого типа темперамента, в %

Из данных таблицы 2 и диаграммы на рисунке  следует, что в группе подростков сангвинический тип темперамента встречается в 25 % случаев. Сангвиник быстро приспосабливается к новым условиям, быстро сходится с людьми, общителен. Чувства легко возникают и сменяются, эмоциональные переживания, как правило, неглубоки. Мимика у сангвиника богатая, подвижная, выразительная. Несколько непоседлив, нуждается в новых впечатлениях, недостаточно регулирует импульсы, не умеет строго придерживаться распорядка жизни, системы в работе и учебе. В связи с этим может успешно выполнять дело, требующее равной траты сил, длительного и методичного напряжения, усидчивости, устойчивости внимания, терпения. При отсутствии серьезных целей, глубоких мыслей, творческой деятельности вырабатываются поверхностность и непостоянство.      Холерический тип темперамента встречается в 40 % случаев. Холерик отличается повышенной возбудимостью, действия прерывисты. Ему свойственны резкость и стремительность движений, сила, импульсивность, яркая выраженность эмоциональных переживаний. Вследствие неуравновешенности, увлекшись делом, склонен действовать изо всех сил, истощаться больше, чем следует. Имея общественные интересы, темперамент проявляет в инициативности, энергичности, принципиальности.     Флегматический тип темперамента отмечен всего у 10 % подростков.  Флегматик характеризуется сравнительно низким уровнем активности поведения, новые формы которого вырабатываются медленно, но являются стойкими. Обладает медлительностью и спокойствием в действиях, мимике и речи, ровностью, постоянством, глубиной чувств и настроений. Он редко выходит из себя, не склонен к аффектам, рассчитав свои силы, доводит дело до конца, ровен в отношениях, в меру общителен, не любит попусту болтать. Экономит силы, попусту их не тратит. В зависимости от условий, в одних случаях флегматик может характеризоваться «положительными» чертами: выдержка, глубина мыслей, постоянство, основательность и т. д., в других - вялость, безучастность к окружающему, лень и безволие, бедность и слабость эмоций, склонность к выполнению одних лишь привычных действий.  Меланхолический тип темперамента представлен в выборке в 25 % случаев. У подростка с таким типом темперамента реакция часто не соответствует силе раздражителя, присутствует глубина и устойчивость чувств при слабом их выражении. Ему трудно долго на чем-то сосредоточиться. Сильные воздействия часто вызывают у меланхолика продолжительную тормозную реакцию. Ему свойственны сдержанность и приглушенность моторики и речи, застенчивость, робость, нерешительность. В нормальных условиях меланхолик - человек глубокий, содержательный, может быть хорошим тружеником, успешно справляться с жизненными задачами. При неблагоприятных условиях может превратиться в замкнутого, боязливого, тревожного, ранимого человека, склонного к тяжелым внутренним переживаниям таких жизненных обстоятельств, которые вовсе этого не заслуживают.   Опросник Баса-Дарки по определению уровня и видов преобладающей агрессии, также подтвердил, что уровень агрессии у тестируемых находится в норме. Результаты тестирования представлены в таблице 3.

Таблица 3. Результаты тестирования по опроснику агрессивности Басса-Дарки

п/п

Имя Ф.

Пол

Возраст

Физическая агрессия

Косвенная агрессия

Раздражение

Негативизм

Обида

Подозрительность

Вербальная агрессия

Чувство вины

Индекс агрессивных реакций

Индекс  враждебности

1

Андрей Н.

М

14

4

3

5

1

7

3

9

3

21

10

2

Антон Г.

М

14

6

5

7

5

1

4

8

7

26

5

3

Антон Ч.

М

15

6

6

6

4

1

7

4

6

22

8

4

Артем М.

М

14

7

6

6

0

6

5

6

2

25

11

5

Виктор У.

М

16

4

5

3

4

1

7

7

6

19

8

6

Вова Н.

М

14

6

4

7

5

1

2

6

6

23

3

7

Диана Л.

Ж

15

4

5

3

4

1

7

7

6

19

8

8

Женя С.

М

15

4

5

3

4

1

7

6

8

18

8

9

Катя С.

Ж

15

5

4

4

2

4

6

8

5

21

10

10

Ксения М.

Ж

16

6

6

6

4

5

4

4

6

22

9

11

Лариса В.

Ж

16

4

3

5

1

7

3

9

3

21

10

12

Лена Я.

Ж

14

6

6

6

4

1

7

4

6

22

8

13

Марина М.

Ж

15

6

5

7

5

1

4

8

7

26

5

14

Настя Ж.

Ж

14

4

5

3

4

1

7

6

8

18

8

15

Настя К.

Ж

15

5

4

4

2

4

6

8

5

21

10

16

Оксана М.

Ж

16

7

6

6

0

6

5

6

2

25

11

17

Олег А.

М

15

5

5

7

1

7

4

9

5

26

14

18

Оля Т.

Ж

14

6

5

7

5

1

4

8

7

26

5

19

Дима О.

М

15

4

3

2

5

2

3

6

1

13

5

20

Инга С.

Ж

16

4

1

1

4

2

6

3

1

9

8

Всего баллов

103

92

98

64

60

104

132

100

Индекс агрессивных реакций = Физическая агрессия + косвенная агрессия + раздражение + вербальная агрессия      Индекс враждебности = обида + подозрительность    По результатам тестирования, как показатель агрессивности, так и индекс враждебности находятся в норме, существенных отклонений в ходе исследования не замечено.

Рисунок 3. Показатели агрессивности подростков  

В группе наблюдаются все виды агрессии, но преобладающей являются вербальная агрессия, однако четко просматривается достаточно высокий уровень физической агрессии, а также чувства вины, раздражения и подозрительности (рисунок 4).

Рисунок 4. Средний показатель агрессии, балл

Результаты теста «Несуществующее животное» представлены ниже.

Таблица 4. Результаты по методике «Несуществующее животное»

№ п/п

Имя Ф.

Пол

Возраст

Балл

Уровень агрессивности, чел.

низкая

средняя

высокая

1

Андрей Н.

М

14

17

2

Антон Г.

М

14

15

3

Антон Ч.

М

15

16

4

Артем М.

М

14

20

5

Виктор У.

М

16

16

6

Вова Н.

М

14

19

7

Диана Л.

Ж

15

18

8

Женя С.

М

15

16

9

Катя С.

Ж

15

20

10

Ксения М.

Ж

16

16

11

Лариса В.

Ж

16

10

12

Лена Я.

Ж

14

17

13

Марина М.

Ж

15

18

14

Настя Ж.

Ж

14

10

15

Настя К.

Ж

15

17

16

Оксана М.

Ж

16

19

17

Олег А.

М

15

17

18

Оля Т.

Ж

14

11

19

Дима О.

М

15

18

20

Инга С.

Ж

16

20

Всего баллов

330

0

3

17

Результаты исследования уровня агрессивности по тесту «Несуществующее животное» показал также высокий уровень агрессии у подростков, причем подростков с низким уровнем агрессии в группе не выявлено вообще и всего 3 подростка показали средний уровень (рисунок 5, 6).

Рисунок 5. Показатель агрессии по методике «Несуществующее животное», чел.

Рисунок 6. Показатель агрессии по методике «Несуществующее животное», балл

В таблице 5 сопоставлены результаты всех трёх методик.

Таблица 5. Сопоставление результатов исследования

п/п

Имя Ф.

Пол

Возраст

Тип темперамента

Индекс агрессивных реакций

Индекс враждебности

Уровень агрессии

1

Андрей Н.

М

14

Сангвиник

21

10

высокий

2

Антон Г.

М

14

Холерик

26

5

высокий

3

Антон Ч.

М

15

Холерик

22

8

высокий

4

Артем М.

М

14

Меланхолик

25

11

высокий

5

Виктор У.

М

16

Флегматик

19

8

высокий

6

Вова Н.

М

14

Сангвиник

23

3

высокий

7

Диана Л.

Ж

15

Меланхолик

19

8

высокий

8

Женя С.

М

15

Флегматик

18

8

высокий

9

Катя С.

Ж

15

Холерик

21

10

высокий

10

Ксения М.

Ж

16

Холерик

22

9

высокий

11

Лариса В.

Ж

16

Меланхолик

21

10

средний

12

Лена Я.

Ж

14

Сангвиник

22

8

высокий

13

Марина М.

Ж

15

Меланхолик

26

5

высокий

14

Настя Ж.

Ж

14

Сангвиник

18

8

средний

15

Настя К.

Ж

15

Холерик

21

10

высокий

16

Оксана М.

Ж

16

Сангвиник

25

11

высокий

17

Олег А.

М

15

Холерик

26

14

высокий

18

Оля Т.

Ж

14

Холерик

26

5

средний

19

Дима О.

М

15

Меланхолик

13

5

высокий

20

Инга С.

Ж

16

Холерик

9

8

высокий

Таким образом, подводя итог данного исследования, в совокупности вышеназванных методик выявлено, что в данной группе преобладают подростки с высокой степенью агрессии. Однако, при наблюдении за ними в процессе проведения диагностических занятий видно, что определенные формы проявления агрессии имеют почти все подростки. У большинства испытуемых проявляется вербальная агрессия, менее выражены физическая агрессия, обида, подозрительность, чувство вины. Это сопровождается чувством тревоги, неудовлетворённости, и свою неудовлетворённость они компенсируют затем на прогулке, например, где могут проявлять агрессию, сердиться на окружающих и т. д.

Выводы по главе 2           Таким образом, для проведения эмпирического исследования особенностей проявления агрессивности у подростков с разным типом темперамента нами были выбраны 3 методики, которые были использованы в совокупности: методика определения типа темперамента Г. Айзенка, опросник агрессивности Басса-Дарки и тест «Несуществующее животное».    В исследовании принимали участие 20 подростков в возрасте 14-16 лет. Результаты исследования по опроснику Айзенка показали, что преобладающим типом темперамента в группе является холерический (40%). Сангвинический и меланхолический - по 25%. Флегматический тип темперамента всего у 10% анкетируемых.         По результатам тестирования Басса-Дарки, как показатель агрессивности, так и индекс враждебности находятся в норме, существенных отклонений в ходе исследования не замечено.       В группе наблюдаются все виды агрессии, но преобладающей являются вербальная агрессия, однако четко просматривается достаточно высокий уровень физической агрессии, а также чувства вины, раздражения и подозрительности.            Результаты исследования уровня агрессивности по тесту «Несуществующее животное» показал также высокий уровень агрессии у подростков, причем подростков с низким уровнем агрессии в группе не выявлено вообще и всего 3 подростка показали средний уровень.

                                                     Заключение      Темперамент является важным психологическим феноменом. Он представляет собой совокупность свойств, характеризующих динамические особенности протекания психических процессов и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменение.     Содержательная характеристика темперамента раскрывается в его свойствах. Свойства темперамента - это такие отличительные индивидуальные признаки человека, которые определяют собой динамические аспекты всех его видов деятельности, характеризуют особенности протекания психических процессов, имеют более или менее устойчивый характер, сохраняются в течение длительного времени, проявляясь вскоре после рождения.   В эмпирическом исследовании было выдвинуто предположение о том, что существует взаимосвязь между типом темперамента у подростков и особенностями проявления у них агрессивности. Для проведения подобного исследования нами использовались опросники Г. Айзенка и Басса-Дарки, а также тест «Несуществующее животное».      Результаты по опроснику Г. Айзенка показали, что в группе подростков сангвинический тип темперамента встречается в 25 % случаев, холерический тип темперамента встречается в 40 % случаев, флегматический - у 10 % подростков и, наконец, меланхолический представлен в выборке в 25 % случаев. Исследование по опроснику Басса-Дарки показал, что в группе наблюдаются все виды агрессии, но преобладающей являются вербальная агрессия, однако четко просматривается достаточно высокий уровень физической агрессии, а также чувства вины, раздражения и подозрительности.   Результаты исследования уровня агрессивности по тесту «Несуществующее животное» показал также высокий уровень агрессии у подростков, причем подростков с низким уровнем агрессии в группе не выявлено вообще и всего 3 подростка показали средний уровень      Таким образом, результаты исследования позволяют сделать вывод о том, что чёткой связи между типом темперамента и особенностями проявления агрессии у подростков не существует. Следовательно, гипотеза данного исследования подтверждена нами частично.        Мы считаем наше исследование лишь началом изучения мной этой проблемы. Необходимо расширить выборку методик и значительно увеличить количество испытуемых.


                                               Список литературы

  1.  Азарова Л. А. Психология девиантного поведения: учеб-метод. комплекс / Л. А. Азарова, В. А. Сятковский. - Минск: ГИУСТ БГУ, 2009. - 164 с. С.42-50.
  2.  Альманах психологических тестов. – М.: КСП, 1996. – 400 с.   
  3.  Алфимова М. В. Психогенетика агрессивности / М. В. Алфимова, В. И. Трубников // Вопросы психологии. - 2000. - № 6.     
  4.  Берковиц Л. Агрессия: Причины, последствия и контроль / Л. Берковиц. - М.: Олма-Пресс, 2007. - 510 с.                       
  5.  Большой психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерекова. - М.: Прайм-Еврознак, 2003 - 672 с.                         
  6.  Бреслав Г. М. Психотерапия агрессивного поведения детей и подростков : метод. пособие для врачей / Г. М. Бреслав. - СПб.: Комздрав, 2004. - 334 с.  
  7.  Бэрон, Р. Агрессия [Текст] : учебное пособие / Р. Бэрон. - СПб.: Питер, 2009. - 464 с.
  8.  Бютнер, К. Жить с  агрессивными детьми [Текст]: учебное  пособие / К. Бютнер. - М.: Педагогика, 2010. - 241 с.
  9.  Выготский Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. - М.: АСТ, 2008. - 671 с.           
  10.  Гиппенрейтер Ю. Б., Романов В. Я. Психология индивидуальных различий. – М.: ЧеРо, 2000. – 780 с.
  11.   Заваржин, С.А. Агрессивные фантазии в детском и подростковом возрасте [Текст] : учебное пособие / С.А. Заваржин. - Харьков, 2009. - 204 с. - 213 с.
  12.   Ильин, Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины [Текст] : учебное пособие / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2009. - 544 с10 Каган
  13.   Каширская, И.К. Социально-психологический анализ основных источников информации и процесс гендерной социализации [Текст] : учебное пособие / И.К. Каширская. - СПб.: Питер, 2010. - 262 с.                            
  14.   Клецина, И.С. Гендерная социализация [Текст] : учебное пособие /И.С. Клецина. - СПб.: Питер, 2008. - 334 с.
  15.   Клецина, И.С. Психология гендерных отношений [Текст]: учебное пособие / И.С. Клецина. - СПБ.: Алетейя, 2008. - 408 с.
  16.   Крайг, Г. Психология развития [Текст]: учебник / Г. Крайг. - СПб.: Питер, 2009. - 992 с.    
  17.   Кречмер Э. Теория темпераментов. В кн.: Гиппенрейтер, Ю. Б., Романов В. Я. Психология индивидуальных различий. – М.: ЧеРо, 2000. – С. 341-351.  
  18.   Масагутов Г.М. Гендерные различия в проявлении аутоагрессии у подростков//Вопросы психологии, №3, 2003
  19.   Овчарова Р. В. Практическая психология образования / Р. В. Овчарова. - М.: Академия, 2003. - 448 с.         
  20.   Платонова Н. М. Агрессия у детей и подростков / Н. М. Платонова. - СПб.: Речь, 2004. - 336 с.                                   
  21.   Психодиагностика: Справочник практического психолога / Под ред. С. Т. Посоховой. – М.-СПб.: Сова, 2005. – 671 с.
  22.   Реан А. Психология подростка - М., 2000                                   
  23.   Хомич А. В. Психология девиантного поведения. Учебное пособие / А. В. Хомич. - Ростов-на-Дону: ЮРУИ, 2006. - 140 с.     
  24.   Хьелл Л, Зиглер Д. Теории личности. – СПб: Питер, 2000. – 608 с.  
  25.   Шелдон У. Анализ конституциональных различий по биографическим данным. В кн.: Гиппенрейтер Ю. Б., Романов В. Я. Психология индивидуальных различий. – М.: ЧеРо, 2000. – С. 461-471
  26.   Шильштейн Е.С. Особенности презентации Я в подростковом возрасте // Вопросы психологии. 2000 г. №2

                                          Приложение

Приложение 1. Опросник Басса-Дарки

  1.  Временами не могу справиться с желанием навредить кому-либо.
  2.  Иногда могу посплетничать о людях, которых не люблю.
  3.  Легко раздражаюсь, но легко и успокаиваюсь.
  4.  Если меня не попросить по-хорошему, просьбу не выполню.
  5.  Не всегда получаю то, что мне положено.
  6.  Знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной.
  7.  Если не одобряю поступки других людей, даю им это почувствовать.
  8.  Если случается обмануть кого-либо, испытываю угрызения совести.
  9.  Мне кажется, что я не способен ударить человека.
  10.  Никогда не раздражаюсь настолько, чтобы разбрасывать вещи.
  11.  Всегда снисходителен к чужим недостаткам.
  12.  Когда установленное правило не нравится мне, хочется нарушить его.
  13.  Другие почти всегда умеют использовать благоприятные обстоятельства.
  14.  Меня настораживают люди, которые относятся ко мне более дружелюбно, чем я этого ожидаю.
  15.  Часто бываю не согласен с людьми.
  16.  Иногда на ум приходят мысли, которых я стыжусь.
  17.  Если кто-нибудь ударит меня, я не отвечу ему тем же.
  18.  В раздражении хлопаю дверьми.
  19.  Я более раздражителен, чем кажется со стороны.
  20.  Если кто-то корчит из себя начальника, я поступаю ему наперекор.
  21.  Меня немного огорчает моя судьба.
  22.  Думаю, что многие люди не любят меня.
  23.  Не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной.
  24.  Увиливающие от работы должны испытывать чувство вины.
  25.  Кто оскорбляет меня или мою семью, напрашивается на драку.
  26.  Я не способен на грубые шутки.
  27.  Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются.
  28.  Когда люди строят из себя начальников, я делаю все чтобы они не зазнавались.
  29.  Почти каждую неделю вижу кого-нибудь из тех, кто мне не нравится.
  30.  Довольно многие завидуют мне.
  31.  Требую, чтобы люди уважали мои права.
  32.  Меня огорчает, что я мало делаю для своих родителей.
  33.  Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их щелкнули по носу.
  34.  От злости иногда бываю мрачным.
  35.  Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не огорчаюсь.
  36.  Если кто-то пытается вывести меня из себя, я не обращаю на него внимания.
  37.  Хотя я и не показываю этого, иногда меня гложет зависть.
  38.  Иногда мне кажется, что надо мной смеются.
  39.  Даже если злюсь, не прибегаю к сильным выражениям.
  40.  Хочется, чтобы мои грехи были прощены.
  41.  Редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня.
  42.  Обижаюсь, когда иногда получается не по-моему.
  43.  Иногда люди раздражают меня своим присутствием.
  44.  Нет людей, которых бы я по-настоящему ненавидел.
  45.  Мой принцип: «Никогда не доверять чужакам».
  46.  Если кто-то раздражает меня, готов сказать ему все, что о нем думаю.
  47.  Делаю много такого, о чем впоследствии сожалею.
  48.  Если разозлюсь, могу ударить кого-нибудь.
  49.  С десяти лет у меня не было вспышек гнева.
  50.  Часто чувствую себя, как пороховая бочка, готовая взорваться.
  51.  Если бы знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым нелегко ладить.
  52.  Всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей делать что-нибудь приятное для меня.
  53.  Когда кричат на меня, кричу в ответ.
  54.  Неудачи огорчают меня.
  55.  Дерусь не реже и не чаще других.
  56.  Могу вспомнить случаи, когда был настолько зол, что хватал первую попавшуюся под руку вещь и ломал ее.
  57.  Иногда чувствую, что готов первым начать драку.
  58.  Иногда чувствую, что жизнь со мной поступает несправедливо.
  59.  Раньше думал, что большинство людей говорит правду, но теперь этому не верю.
  60.  Ругаюсь только от злости.
  61.  Когда поступаю неправильно, меня мучает совесть.
  62.  Если для защиты своих прав нужно применить физическую силу, я применяю ее.
  63.  Иногда выражаю свой гнев тем, что стучу по столу.
  64.  Бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся.
  65.  У меня нет врагов, которые хотели бы мне навредить.
  66.  Не умею поставить человека на место, даже если он этого заслуживает.
  67.  Часто думаю, что живу неправильно.
  68.  Знаю людей, которые способны довести меня до драки.
  69.  Не огорчаюсь из-за мелочей.
  70.  Мне редко приходит в голову мысль о том, что люди пытаются разозлить или оскорбить меня.
  71.  Часто просто угрожаю людям, не собираясь приводить угрозы в исполнение.
  72.  В последнее время я стал занудой.
  73.  В споре часто повышаю голос.
  74.  Стараюсь скрывать плохое отношение к людям.
  75.  Лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить.



Приложение 2. Опросник Г. Айзенка

  1.  Обычно Вы приступаете к делу, не тратя время на предварительное планирование своей деятельности.
  2.  Случается, что Вы иногда чувствуете себя счастливым, а иногда несчастным без видимых причин.
  3.  Вы испытываете удовольствие, когда занимаетесь делом, требующим немедленных действий.
  4.  Вы подвержены колебаниям настроения от плохого до хорошего, которые трудно объяснить какими-то внешними обстоятельствами.
  5.  При завязывании новых знакомств вы обычно первым проявляете инициативу.
  6.  Когда Вам приходится ожидать начала каких-то важных для Вас событий, Вы становитесь беспокойным и тревожным.
  7.  Вы склонны действовать быстро и решительно.
  8.  Бывает, что Вы хотите на чем-то сосредоточиться, но не можете.
  9.  Вы являетесь пылким человеком.
  10.  Нередко бывает так, что в беседе с другим человеком Вы присутствуете лишь физически, а мысленно отсутствуете.
  11.  Вы чувствуете себя неуютно, когда не имеете возможности общаться.
  12.  Порой Вы полны энергии, а временами пассивны.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

50071. Изготовление модели значка выпускника ИИС 78.5 KB
  В дальнейшем раскрывая это окно можно будет контролировать такие свойства создаваемых объектов как абрис заливка и пр. Вызовите свиток Outline Абрис с панели инструментов или через меню View Вид установите в нем толщину линии 0508 мм. Проконтролируйте единицу измерения толщины линии вызвав в свитке Outline Абрис окно Edit Изменить. Примените к малому ромбу абрис Deep Yellow толщиной 0254 мм и заливку цветом Bby blue.
50072. Определение момента инерции махового колеса методом колебаний 163 KB
  Момент инерции тела I относительно некоторой оси является мерой инертности тела при вращении его вокруг этой оси. Для материальной точки момент инерции равен произведению ее массы на квадрат расстояния до оси вращения...
50073. Измерение диэлектрической проницаемости твердых материалов 663 KB
  Цель работы: Определение электрической ёмкости конденсатора. Выявление взаимосвязи электрической постоянной и напряжения электрической постоянной и расстояния между обкладками конденсатора. Основные законы явления и физические величины изучаемые в работе: Уравнение Гаусса условие потенциальности поля электрическая постоянная ёмкость плоского конденсатора реальные заряды нескомпенсированные заряды электрическое смещение диэлектрическая поляризация диэлектрическая проницаемость. Если на обкладки конденсатора подано...
50074. Визначення роботи виходу електронів з металу за допомогою явища термоелектронної емісії 74 KB
  Мета роботи: дослідження явища термоелектронної емісії та визначення роботи виходу електронів з вольфраму. Розв’язавши цю систему рівнянь визначимо роботу виходу А = 4. визначити роботу виходу електрона з металу вольфраму.
50075. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОНЦЕНТРАЦИИ САХАРНОГО РАСТВОРА САХАРИМЕТРОМ 126.5 KB
  К оптически активным веществам относятся некоторые кристаллы и растворы например кварц и раствор сахара в дистиллированной воде. Целью лабораторной работы является определение величины удельного вращения ρ для раствора сахара для чего используется эталонный раствор а также определение концентрации сахара в некотором исследуемом растворе. Описание установки Концентрация раствора сахара определяется прибором который называется сахариметром. Его основными частями являются поляризатор и анализатор между которыми помещается трубка с...
50076. ИЗУЧЕНИЕ УСТРОЙСТВА И РАСЧЕТ ПЕРВИЧНЫХ СРЕДСТВ ПОЖАРОТУШЕНИЯ 376 KB
  В качестве первичных средств пожаротушения применяют воду песок асбестовое или войлочное полотно огнетушители. Огнетушители надежное средство при тушении загораний до прибытия пожарных подразделений. Воздушно-пенные огнетушители В качестве веществ для получения воздушно-механической пены широко используют различные пенообразователи поверхностно-активные вещества и смачиватели.
50077. ДИСПЕРСИЯ ПРИЗМЫ 304 KB
  Дисперсией света называются явления обусловленные зависимостью показателя преломления от частоты или длины волны излучения: 1 Один из важнейших выводов электромагнитной теории света Максвелла состоит в том что показатель преломления электромагнитных волн равен в системе СГСэ: 2 Здесь ε и μ диэлектрическая и магнитная проницаемости среды постоянные которые в первоначальной теории полагались не зависящими от частоты падающего света. Для того чтобы получить соотношение связывающее показатель преломления с длиной волны необходимо...
50078. Техніка ведення мяча 22.5 KB
  Техніка ведення м’яча. Ведення м’яча здійснюється за допомогою переміщень у процесі яких застосовується біг іноді ходьба. Ведення зовнішньою частиною підйому виконується несильними ударами в нижню частину м’яча з метою надати йому зворотного руху щоб він сильно не віддалявся від гравця. При веденні внутрішньою частиною підйому футболіст спрямовує м’яч перед собою носок ноги перед доторком до м’яча трохи відводиться назовні.