96731

Проектирование информационной системы по аналитическому учету предприятия ООО «Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия»

Курсовая

Информатика, кибернетика и программирование

Определение данных показателей в процессе планирования связано с рутинными функциями расчета поэтому использование вычислительной техники должно быть направлено прежде всего на упрощение расчетов в процессе планирования. Но любой расчет в процессе планирования производится на основе входных данных исходных показателей.

Русский

2015-10-09

765.5 KB

2 чел.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МОСКОВСКАЯ ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «СИНЕРГИЯ»

Факультет Информационных систем и технологий


Курсовой проект по дисциплине

«Методы и средства проектирования информационных систем и технологий»

На тему: Проектирование информационной системы по аналитическому учету предприятия

ООО «Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия»

Выполнил:

Сурков Михаил Николаевич, ДБИ-281

Проверил:

Москва 2015 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Главы проекта

  1.  Технико-экономическая характеристика предметной области и предприятия
    1.  Характеристика предприятия и его деятельности
    2.  Организационная структура управления предприятием
  2.  Выбор комплекса задач автоматизации и характеристика существующих бизнес процессов
  3.  Информационное обеспечение задачи
    1.  Информационная модель и её описание
    2.  Используемые классификаторы и системы кодирования
    3.  Характеристика нормативно-справочной, входной и оперативной информации
    4.  Характеристика результатной информации
  4.   Программное обеспечение задачи
    1.  Общие положения (дерево функций и сценарий диалога)
    2.  Характеристика базы данных
    3.  Структурная схема пакета (дерево вызова программных модулей)
    4.  Описание программных модулей
  5.  Контрольный пример реализации проекта и его описание

Заключение

Список используемой литературы

Приложение


ВВЕДЕНИЕ

Информационные технологии являются стратегическими элементами и главными средствами создания стоимости во многих отраслях, составляющих новую экономику с элементами информационного общества.

В условиях современной системы управления предприятием, вне зависимости от сферы деятельности, без использования информационных технологий (далее ИТ) невозможно оперативно, то есть, с высокой скоростью управлять основными функциями менеджмента: планирование, управление, контроль, мотивация.

Планирование является базисной функцией менеджмента. Надо отметить, что любой бизнес-процесс в менеджменте начинается с планирования. Планирование деятельности предприятия базируется на составлении финансового плана, в процессе которого определяется оптовый (розничный) оборот, прибыль, объем производства, цена товара и т.д. Определение данных показателей в процессе планирования связано с рутинными функциями расчета, поэтому использование вычислительной техники должно быть направлено, прежде всего, на упрощение расчетов в процессе планирования. Но, любой расчет в процессе планирования, производится на основе входных данных (исходных показателей). Получение данных показателей, без использования информационной системы (далее ИС), также является рутинной, трудоемкой функцией. При применении ИС можно получить все требуемые исходные показатели, необходимые при планировании, посредством запросов по определенным параметрам.

Таким образом, применение ИС в процессе планирования позволяет устранить рутинные функции, посредством их автоматизации. Необходимо учитывать то, что конкретные управленческие решения, все равно, принимает человек, управленец. Процесс принятия решений невозможно автоматизировать, но рутинные функции поиска необходимой информации, а также получения результативных, расчетных показателей, необходимо и можно автоматизировать.

При использовании ИТ в любых управленческих процессах невозможно использовать автоматизированные системы (далее АС), т.е. непосредственное управление процессами, как это делается при управлении производственными процессами. Но, вполне возможно использовать автоматизированные информационные системы (далее АИС), т.е. системы, где часть работы выполняется с использованием ЭВМ вручную, а наиболее рутинные функции осуществляются в процессе внутримашинной обработки.

Таким образом, актуальность курсового исследования обуславливается важностью создания информационной системы планирования на предприятии ООО «Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия» с целью повышения эффективности деятельности организации.

Объект исследования – отдел планирования производственных процессов на предприятии ООО «Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия».

Предмет исследования – процессы планирования на предприятии ООО «Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия».

Цель исследования – сокращение трудозатрат и увеличение аналитических показателей в процессах планирования предприятия ООО «Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия», посредством применения современных информационных технологий.

Для решения поставленной цели ставятся следующие задачи:

  •  выбрать задачу в предметной области и обосновать необходимость её автоматизации;
    •  выбрать и обосновать стратегию автоматизации;
    •  обосновать функции будущей информационной системы;
    •  обосновать выбор основных необходимых проектных решений: техническое, программное, технологическое, информационное обеспечение;
    •  разработать информационную модель для решения задачи;

Необходимость автоматизации планирования производственных процессов на предприятии, обуславливается тем, что традиционные методы планирования без использования ИТ, являются довольно трудоемкими операциями, занимающими большое количество времени, а значит это приводит к высокой стоимости процесса планирования и к снижению его оперативности.

При проектировании решаются следующие практические задачи:

  •  создание ИС планирования на предприятии, с использованием программной среды CLARION;
    •  установка сервера баз данных (далее БД) для реализации функций ИС;
    •  разработка программных модулей автоматизированных функций планирования;

Решение всех этих несложных технических, программных и информационных задач, позволит повысить эффективность работы отдела планирования предприятия.

Курсовая работа состоит из введения, пяти глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.


ГЛАВА
I

Технико-экономическая характеристика предметной области и предприятия.

I.1.Характеристика предприятия и его деятельности

Для того, чтобы определить основные характеристики предприятия и специфику его деятельности, необходимо рассмотреть миссию предприятия.

Миссия ООО «Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия» - это удовлетворение потребности потребителей в безалкогольных напитках производства компании.

Одна из задач компании – это достижение высокого качества в производстве продукции и обслуживании клиентов.

Для понимания специфики развития компании на рынке, необходимо рассмотреть историю The Coca-Cola Company (далее TCCC) в России.

В России напитки Кока-Кола появились в 1979 году, когда перед Олимпиадой 1980 года, было начато производство напитка «Фанта». В 1985 году вендор компании появился в холе гостиницы «Международная», но продажа осуществлялась только за валюту.

Официально, весь ассортимент напитков компании был впервые представлен в России в ресторане быстрого питания «Макдональдс», открывшегося в Москве в январе 1990 года. В 1991 году ТССС принимает программу долгосрочных инвестиций в производство в России. Приход компании на российский рынок сопровождался широкомасштабными рекламными акциями. Одной из таких акций стало испытание «космической» баночки Кока-Кола на Международной космической станции «Мир» (впервые в космос Кока-Кола отправилась в 1985 году на борту «Атлантис»). В рамках вновь принятой программы инвестиций в ноябре 1991 года учреждается Coca-Cola Refreshments Moscow (ККРМ) - первое в России акционерное общество. В декабре 1992 в Москве начато строительство первого завода Coca-Cola в России (ККРМ), официальное открытие которого состоялось в апреле 1994 года. В мае 1995 года в ходе своего визита в Москву президент США Билл Клинтон посетил завод Кока-Кола – символ крушения железного занавеса и окончания холодной войны. В ноябре того же 1995 года в Санкт-Петербурге открылся второй завод Кока-Кола в России, а в марте 1996 года оборудование для заводов доставлено в Красноярск и Владивосток доставлено самолетами АН-124, в Красноярск из Великобритании, а во Владивосток из США (Атланта).

В августе 1996 года компания Кока-Кола вышла на первое место по объемам продаж безалкогольных напитков в России, а в феврале 1997 по итогам 1996 года напиток Coca-Cola вышел на первое место по объемам продаж напитков категории «кола». За время своей работы на российском рынке продукция компании не раз была удостоена престижными титулами. Такими как: 1998 - SPRITE - «Народная марка», 1998/9 - COCA-COLA - «Брэнд года», 2000 - COCA-COLA - «Народная марка».

Естественно, что и ССНВС (Coca-Cola Hellenic Bottling Company) тоже не стояла в стороне от процесса интенсивного освоения Российского рынка. В 1996 году происходит открытие первого завода принадлежащего Компании на территории России в Орле. В Августе 1997 года открылся завод в Новосибирске – крупнейший в Евразии. В этом же 1997 году открывается дистрибьюторский центр в Челябинске. А в январе А.Г. Левентис (один из президентов Компании) получает права на работу на территории Красноярского франчайзинга.

В августе 2000 года в результате слияния Coca-Cola Leventis и Coca-Cola Beverages образуется Coca-Cola Hellenic Bottling Company.

Следующее широкомасштабное объединение состоялось в рамках России. 23 ноября 2001 года Компании ССНВС и Coca-Cola Bottlers of Eurasia слились в одну: Coca-Cola HBC Eurasia. Теперь на территории России функционирует один – единый сильный боттлер с 11 заводами и 5200 сотрудников.

В декабре того же 2001 года, после того, как в компанию влились еще три прибалтийские государства: Литва, Латвия и Эстония, образовался крупнейший в мире, боттлер «Кока-Кола». Сейчас ССНВС Eurasia работает в 28 странах: Австрия, Армения, Греция, Белоруссия, Италия, Босния и Герцеговина, Швейцария, Болгария, Республика Ирландия, Северная Ирландия, Молдова, Чехия, Румыния, Словакия, Нигерия, Хорватия, Украина, Словения, Россия, Македония, Венгрия, Польша, Кипр, Сербия, Черногория, Латвия, Литва, Эстония.

Общая численность обслуживаемого населения - 500 миллионов человек. В Компании работает 35 000 сотрудников на 80 заводах. Продажи составляют более миллиарда юнит-кейсов в год (свыше 4 миллиардов евро). При этом 85% продаж приходится на продукцию Компании ООО «Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия». На долю ССНВС приходится 6 % мирового объема продаж Кока-Колы. Ныне штаб квартира Компании располагается в Греции в Афинах. Масштабность компании можно оценить исходя из таблицы .

Таблица . Основные характеристики деятельности предприятия ООО «Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия» в России

№ п\п

Наименование характеристики

(показателя)

Значение показателя на определённую дату либо за период

1

Годовой доход от продажи продукции (млн. евро)

4

2

Численность сотрудников в компании

4 800

3

Количество филиалов

11

4

Количество центров обслуживания клиентов (включая заводы и дистрибуционные центры)

110

5

Количество сотрудников в отделе планирования

15

6

Количество видов наименований продукции

270

7

Количество заключенных договоров с клиентами

234987


Учитывая масштабность деятельности компании, необходимо отметить, что планирование является одной из важнейших функций управления в деятельности компании. Масштабностью деятельности обуславливается и объем планирования.

  I.2 Организационная структура управления предприятием

Во главе сети компании ООО «Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия» по России - генеральный директор, ему подчиняются все подразделения компании, в частности топ-менеджмент, который состоит из следующих руководителей:

  •  финансовый директор;
    •  директор по продажам;
    •  директор по производству;
    •  директор по логистике;
    •  директора по филиалам (11 человек)

Организационная структура предприятия отражена на рисунке  [15].

Генеральный директор осуществляет общее руководство компанией ООО «Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия» (центральный офис и филиалы).

Финансовый директор осуществляет руководство финансово-экономической деятельностью предприятия ООО «Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия». В его подчинении находятся финансовый отдел, финансовые аналитики, а также ИТ отдел.

Директор по производству руководит процессом производства готовой продукции. В подчинении директора отдела продаж находятся отдел продаж и отдел маркетинга. Директор по логистике руководит службами планирования, складирования, доставки.

Рис.унок . Организационная структура управления центральным офисом компании ООО «Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия»

Генеральному директору подчиняются, также, директора одиннадцати филиалов. Организационная структура управления филиалами является линейно-функциональной и представлена рисунке .

Рис. . Организационная структура управления филиалом компании ООО «Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия»

Директор по филиалу подчиняется генеральному директору и осуществляет общее руководство филиалом.

Финансовый менеджер осуществляет руководство финансово-экономической деятельностью филиала. В его подчинении находятся финансовый отдел и ИТ отдел.

Менеджер по производству руководит процессом производства готовой продукции в филиале. В подчинении менеджера отдела продаж находятся отдел продаж и отдел маркетинга. Менеджер склада руководит процессами складирования готовой продукции в филиале.

Менеджер по доставке осуществляется руководство над процессом доставки готовой продукции в торговую сеть.

В филиалах отсутствует отдел планирования, т.к. планирование осуществляется центральным офисом. Планы составляются для всех филиалов на основании отчетов о выполнении планов за предыдущий временной период.

Организационная структура управления отделом планирования предприятия ООО «Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия» [15] детализирована организационная структура управления отдела планирования, поскольку целью курсового проектирования является снижение трудозатрат и увеличение аналитических показателей в процессах планирования.

Отдел планирования состоит из пятнадцати человек. Общее руководство отделом планирования осуществляет менеджер. Непосредственное руководство специалистами по управленческим функциям осуществляет супервайзер. В отделе работают тринадцать специалистов: по планированию продаж (два специалиста), по планированию производства (один специалист), по планированию складирования (пять специалистов) и по планированию доставки (пять специалистов). Но, т.к. планирование осуществляется поэтапно, начиная от продаж и заканчивая отгрузками, то деятельность специалистов взаимно координирована. Координацию планов осуществляет супервайзер.

Рис. . Организационная структура управления отделом планирования предприятия ООО «Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия» [15]

Так как вопросами внедрения ИС занимается ИТ отдел, то необходимо представить структуру управления ИТ отдела. Она представлена на рисунке 4.

Рис. . Организационная структура управления ИТ отделом предприятия ООО «Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия»[15]

Возглавляет ИТ одел менеджер, который осуществляет общее руководство и координацию деятельности ИТ отделом. В ИТ отделе четыре группы: по проектированию ИС, по техническому обеспечению, по программному обеспечению, а также системные администраторы. Каждую группу возглавляет супервайзер. Группа по проектированию ИС занимается осуществлением проектов ИС, а также составлением планов по проектированию ИС, и доработкой. На время осуществления проекта, создается группа по проектированию ИС, которую возглавляет один из специалистов группы по проектированию ИС. На время осуществления проекта он является менеджером по проектированию ИС. Группа по техническому обеспечению занимается техническим обслуживанием элементов ИС, а также их покупкой и установкой. В группе по программному обеспечению работают программисты, которые занимаются разработкой и сопровождением ПО и ПС.

Группа системных администраторов занимается администрированием сети, действующих ПС и ПО.

 

ГЛАВА II

Выбор комплекса задач автоматизации и характеристика существующих бизнес-процессов

Так как тема курсовой работы связана с исследованием процессов планирования, то, следуя системной логике, необходимо рассмотреть более подробно функциональный блок планирования.

На рисунке  представлена декомпозиция функций планирования.

Управляющий механизм тот же, что и для остальных функциональных блоков, а механизм исполнения – корпоративная ИС, менеджер отдела планирования и сотрудники отдела планирования. Входной информацией являются отчеты АФХД, складские отчеты и отчеты по продажам.

Выходной информацией являются планы производства, складирования, продаж и доставки на предстоящий период, а также данные финансового анализа.

Первый функциональный блок - это планирование продаж. Планирование продаж осуществляется на основании отчетов АФХД и о продажах за предыдущий временной период. Выходная информация это план продаж для дальнейшего планирования производства. Планирование производства осуществляется на основании плана продаж, а также отчета производства за предыдущий временной период. Выходная информация в данном функциональном блоке это план производства.

На основании данного плана производства, плана продаж и складского отчета за предыдущий временной период производится планирование складирования продукции.

Последний функциональный блок планирования это планирование доставки готовой продукции клиентам компании, осуществляется на основе плана продаж, плана складирования и отчета по доставке за предыдущий временной период. На выходе из последнего функционального блока – отчет по доставке.

В функциональном блоке отдела планирования есть также функциональный блок формирования сводного плана, в котором концентрируются и обрабатываются все данные по планам, рассчитанным в предыдущих функциональных блоках.

Рис. . Декомпозиция функций планирования предприятия ООО «Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия»

Выходной информацией в процессе формирования сводного плана являются данные для финансового анализа по отделу планирования.

Таким образом, выбирается следующий комплекс задач для автоматизации, таких как планирование продаж, планирование производства, планирование складирования продукции, планирование доставок и формирование сводного плана.

Основная задача для проектирования – это процесс планирования для осуществления деятельности всех филиалов и центрального офиса предприятия ООО «Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия».

Все функции данной задачи, а именно составление планов на будущий временной период, сконцентрированы и выполняются в рамках отдела планирования.

Входная информация – это отчеты о продажах, отчеты производства, складские отчеты, отчеты по доставке, отчеты АФХД. Они поступают из соответствующих подразделений.

Выходной информацией является планы продаж, производства, складирования и доставки. При этом, планирование осуществляется каскадно, т.е. составление последующего плана осуществляется на основании предыдущих. Как уже указывалось выше, задачи планирования взаимосвязаны со всеми функциональными блоками деятельности предприятия циклическими связями по входу и выходу. Составляемые планы, создаваемые в отделе планирования, служат основой для осуществления деятельности в других функциональных блоках в будущем временном периоде. А сами планы составляются на основе информации, поступающей из других функциональных блоков за предыдущий период.

Совершенствование функций планирования позволит повысить эффективность планирования, снизить трудоемкость данных операций, увеличить количество выходных аналитических показателей.

Задачу проектирования можно решить при использовании трудовых ресурсов предприятия, прежде всего – сотрудников ИТ отдела.


ГЛАВА III

Информационное обеспечение задачи

III.1 Информационная модель и ее описание

Информационная модель – это схема, отражающая преобразование информационных реквизитов от источников информации до её получателей или процесс обработки информации в информационной системе [11].

На рисунке  представлена информационная модель ИС.

Первый логический уровень – это источники информации, из которых поступает входная информация: корпоративная ИС, сотрудники отдела планирования, отделы продаж, производство, склад, отдел доставки. Из корпоративной ИС поступают файлы: табель учета рабочего времени сотрудников предприятия; комплексные данные по филиалам; справочники, также таблица с коэффициентами планирования. От сотрудников отдела планирования поступают данные на все входные экранные формы, то есть, отчёт по филиалам, видам продукции, складам. Из каждого отдела поступают отчеты в виде файлов по выполнению планов за предыдущий временной период.

Второй логический уровень – это файлы, входные экранные формы. Экранные формы статистических отчетов содержат только информацию о временном периоде формирования статистических отчетов, вносимую сотрудниками отдела планирования. Файлы с отчетами о выполнении планов за предыдущий временной период поступают из соответствующих подразделений.

Рис. . Информационная модель

Третий логический уровень – это таблицы и справочники, входящие в БД. Справочники поступают из корпоративной ИС. Исходные таблицы с данными по продажам, производству, складированию, доставке, с соответствующими планами содержатся в ИС отдела планирования. В них сконцентрирована информация о прошлых планах, результатах продаж, производства, складирования и доставок.

Четвёртый логический уровень – это таблицы с изменённой информацией. Они формируются на основе данных с отчётами о выполнении планов из подразделений. Таблицы со сформированными планами относятся к результативной информации. Таблица «План продаж» формируется на основе справочников «Виды продукции» и «Контракты», а также входных таблиц «Продажи» и «Коэффициенты планирования». Таблица «План производства» формируется на основе справочников «Виды продукции» и «Филиалы», а также результативной таблицы «План продаж» и таблицы «Коэффициенты планирования». Таблица «План складирования» формируется на основе справочников «Виды продукции», «Склады» и «Филиалы», а также результативной таблицы «План продаж» и таблицы «Коэффициенты планирования». Таблица «План доставки» формируется на основе справочников «Виды продукции», «Склады» и «Контракты», а также результативной таблицы «План продаж» и таблицы «Коэффициенты планирования».

Шестой логический уровень – это результативная информация в виде файлов с планами, файлов со статистическими отчетами и с соответствующими планами-отчетами и статистическими отчетами на бумажном носителе.

Файлы, со статистическими отчетами, формируются на основе информации о временном периоде, содержащейся во входных экранных формах статистических отчетов второго логического уровня, а также изменённых таблиц БД третьего логического уровня.

Файл «Отчет по филиалам» формируется на основе информации, поступающей из файлов «Табель учета рабочего времени» и «Комплексные данные по филиалам», экранной формы «Отчет по филиалам», а также таблиц «Продажи» и «Доставка». Файл «Отчет по видам продукции» формируется на основе информации экранной формы «Отчет по видам продукции», а также таблиц «Производство» и «Продажи». Файл «Отчет по складам» формируется на основе информации, поступающей из экранной формы «Отчет по складам», а также таблиц «Производство», «Сток» и «Доставка».

Седьмой логический уровень – это получатели информации. Получателями информации, в соответствии с организационной архитектурой ИС планирования (указанной в пункте 2.1.3), являются финансовые аналитики, специалисты отдела планирования, филиалы и корпоративная ИС. Финансовые аналитики получают файлы со статистическими отчетами, которые он могут распечатать. Сотрудники отдела планирования получают планы-отчеты на бумажном носителе. Филиалы получают планы в виде файлов через корпоративную ИС.

Таким образом, информационная модель позволяет преобразовывать исходную информацию в результативную информацию в автоматизированном режиме. Информационная модель позволяет создать схему данных таблиц БД, древо функций и схему пакета программных модулей.

III.2 Используемые классификаторы и системы кодирования

Для ИС разработаны следующие виды классификаторов:

Классификатор «виды продукции» вводится для идентификации продукции:

  1.  Система кодирования – порядковая;
  2.  Количество признаков классификации – 1;
  3.  Объекты кодирования – виды продукции;
  4.  Длина кода – L = lg270 ~ 3;
  5.  Показатели оценки классификатора.

Информативность

I = R/L = 1/3 = 0,33.

Коэффициент избыточности Kизб = Qmax/Qфакт = 999/270 = 3,7.

Структурная формула классификатора «виды продукции» предсавлена на рисунке .

F = [XXX]: [Наименование объекта]

Код вида продукции

Рис. . Структурная формула классификатора видов продукции

в таблице  представлен классификатор видов продукции.

Таблица . Классификатор видов продукции

Виды продукции

Код

Продукция

001 – 215

2.0*6 КОКА-КОЛА

001

…………………

…………………

0.25*12 КОКА-КОЛА

007

2.0*6 КОКА-КОЛА ЛАЙТ

008

…………………

…………………

0.25*12 BURN

270

Классификатор «филиалы» вводится для идентификации филиалы:

  1.  Система кодирования – порядковая;
  2.  Количество признаков классификации – 1;
  3.  Объекты кодирования – филиалы;
  4.  Длина кода – L = lg11 ~ 1,01;
  5.  Показатели оценки классификатора.

Информативность I = R/L = 1/1,01 = 0,99.

Коэффициент избыточности Kизб = Qmax/Qфакт = 99/11 = 9.

F = [XX]: [Наименование объекта]

Код филиала

В таблице  представлен классификатор филиалов.

Таблица . Классификатор филиалов

Филиалы

Код

Филиалы

01 – 11

Москва

01

Санкт-Петербург

02

Владивосток

11

Классификатор «склады» вводится для идентификации складов:

  1.  Система кодирования – порядковая;
  2.  Количество признаков классификации – 1;
  3.  Объекты кодирования – склады;
  4.  Длина кода – L = lg110 ~ 3;
  5.  Показатели оценки классификатора.

Информативность I = R/L = 1/3 = 0,33.

Коэффициент избыточности Kизб = Qmax/Qфакт = 999/110 = 9,08.

Структурная формула классификатора складов представлена на рисунке .

F = [XXX]: [Наименование объекта]

Код склада

Рис. . Структурная формула классификатора складов

В таблице  представлен классификатор складов.

Таблица . Классификатор складов

Склады

Код

Склады

001 – 110

Склад, Москва, Солнцево

001

Склад, Санкт-Петербург, Пулково

007

Склад NΝ

0ΝΝ

Склад, Владивосток, Ленинский

110

Классификатор «договора» вводится для идентификации договоров:

  1.  Система кодирования – порядковая;
  2.  Количество признаков классификации – 1;
  3.  Объекты кодирования – договора;
  4.  Длина кода – L = lg234987 ~ 6;
  5.  Показатели оценки классификатора.

Информативность I = R/L = 1/6 = 0,17.

Коэффициент избыточности Kизб = Qmax/Qфакт = 999999/234987 = 4,26.

Структурная формула классификатора договоров представлена на рисунке .

F = [ХХХXXX]: [Наименование объекта]

Код договора

Рис. . Структурная формула классификатора договоров В таблице

представлен классификатор договоров.

Таблица . Классификатор договоров

Договора

Код

Договора

001 – 234987

№ 1 от 1/01/93

000001

№ 54/98 от 1/04/97

010256

№ 69/95-7 от 1/01/00

085167

№ 374-9/7 от 1/02/08

234987

Выше приведены классификаторы, разработанные для массивов данных ИС. Остальные классификаторы, используемые в БД были разработаны на предприятии ранее.

III.3 Характеристика нормативно-справочной, входной и оперативной информации

Входные экранные формы для формирования статистических отчетов приведены на рисунках 27, 28 и 29. Файлы с отчетами по видам деятельности содержат те же реквизиты, что и таблицы БД. Структура файлов – таблицы Excel. Экранные формы для формирования файлов со статистическими отчетами содержат данные с временным периодом формирования статистических отчетов. Эти данные вносятся сотрудником отдела планирования. Через экранные формы, сотрудник отдела планирования запускает автоматизированный процесс формирования файлов с отчетами.

К входной информации относятся файлы «Табель учета рабочего времени» и «Комплексный отчет по филиалам» и таблица «Коэффициенты планирования». Источником получения файлов и таблицы является корпоративная ИС. Частота возникновения файлов для статистических отчётов – одни раз в календарную неделю. Частота возникновения файлов с отчётами о видах деятельности – раз в неделю, для складирования и доставки – раз в день. Ежедневно поступает таблица с коэффициентами планирования.

Файл «Табель учета рабочего времени» содержит следующие показатели: фамилия, имя и отчество сотрудника, количество праздничных дней в месяце, количество отработанных часов с коэффициентами 1 (норма часов), 1.5 (переработки), 2 (переработки и праздничные часы) и 0.4 (ночные часы), а также общее количество отработанных часов. Количеству строк соответствует количество сотрудников предприятия - 4800. Количество записей – 33600. Структура файла – таблица Excel. Объем файла – 180 Кб.

Файл «Комплексные данные по филиалам» содержит следующие показатели: количество перемещенных упаковок, количество упаковок, принятых на склад с производства, количество упаковок, отправленных филиалом на склады, количество проданных упаковок, количество упаковок, отправленных на экспорт, количество упаковок, принятых как импорт, количество упаковок, возвращенных из торговой сети, количество проданных упаковок за один календарный месяц. Количество строк соответствует количеству филиалов предприятия - 11. Количество записей – 88. Структура файла – таблица Excel. Объем файла – 1,3 Кб. Источником получения файлов является корпоративная ИС. Частота возникновения одни раз в календарную неделю. Таблица с коэффициентами планирования содержит коэффициенты для планирования основных видов деятельности. Количество строк соответствует количеству видов продукции, филиалов, складов и контрактов. Частота возникновения одни раз в день.

Отчет по продажам формируется отделом продаж и содержит следующие показатели:

  •  дата заказа;
  •  код договора;
  •  наименование клиента;
  •  код склада;
  •  наименование склада;
  •  код филиала;
  •  наименование филиала;
  •  код вида продукции;
  •  наименование продукции;
  •  количество;
  •  цена;
  •  скидка;
  •  стоимость.

Объем файла – 13 Мб. Частота возникновения одни раз в день.

Отчет по производству формируется отделом производства и содержит следующие показатели:

  •  код вида продукции;
  •  наименование вида продукции;
  •  дата розлива
  •  срок годности;
  •  количество;
  •  код филиала;
  •  наименование филиала.

Объем файла – 12 Кб. Частота возникновения одни раз в день.

Отчет по складу формируется отделом склад и содержит следующие показатели:

  •  код склада;
  •  наименование склада;
  •  код филиала;
  •  наименование филиала;
  •  код вида продукции;
  •  наименование вида продукции;
  •  дата розлива;
  •  срок годности;
  •  количество.

Объем файла – 30 Кб. Частота возникновения одни раз в день.

Отчет по доставке формируется отделом доставки и содержит следующие показатели:

  •  наименование клиента;
  •  код договора;
  •  наименование договора;
  •  адрес клиента;
  •  код вида продукции;
  •  наименование вида продукции;
  •  количество;
  •  код склада;
  •  наименование склада;
  •  код филиала;
  •  наименование филиала.

Объем файла – 18 Мб. Частота возникновения одни раз в день.

Таблица с коэффициентами планирования содержит 234 987 строк. Объём файла – 8 мб.

В сводной таблице 2.8 приведены основные характеристики справочников.

Таблица 2.9 Основные характеристики справочников

Название

справочника

Ответственный

за ведение

справочника

Объем

в строках

Средняя

частота

актуализации

в год

Средний

объем

ктуализации,

% в год

Виды продукции

Специалист отдела

производства

270

10

5,5

Филиалы

Специалист отдела

логистики

11

0,5

9

Склады

Специалист отдела

логистики

110

3

10

Контракты

Специалист отдела

доставки

234 987

312

3

Реквизитный состав справочника «Виды продукции»:

  •  код вида продукции;
  •  наименование вида продукции;
  •  литраж вида продукции;
  •  стоимость.

Таким образом, справочник содержит четыре реквизита, полностью характеризующих вид продукции.

Реквизитный состав справочника «Филиалы»:

  •  код филиала;
  •  название филиала;
  •  фактический адрес филиала;
  •  менеджер филиала;
  •  контактная информация филиала.

Таким образом, справочник содержит пять реквизитов, полностью характеризующих филиалы.

Реквизитный состав справочника «Склады»:

  •  код склада;
  •  код филиала;
  •  название склада;
  •  вместимость склада;
  •  фактический адрес склада;
  •  менеджер склада;
  •  контактная информация склада.

Таким образом, справочник содержит семь реквизитов, полностью характеризующих склады.

Реквизитный состав справочника «Контракты»:

  •  код контракта;
  •  наименование клиента;
  •  наименование договора;
  •  адрес;
  •  контактная информация;
  •  скидка;
  •  статус договора;
  •  дата подписания договора;
  •  дата начала действия договора.

Таким образом, справочник содержит девять реквизитов, полностью характеризующих контракты.

Данные справочников служат источником для формирования результативных таблиц с планами.

Входных таблиц девять: «Продажи», «Производство», «Сток», «Доставка», «План производства», «План продаж», «План доставок», «План складирования» и «Коэффициенты планирования». Изменения во всех таблицах, кроме таблицы «Коэффициенты планирования», вносятся функцией «Импорт данных» из файлов с отчётами.

Таким образом, информация, содержащаяся в справочниках, файлах и таблицах, является достаточной и не избыточной. Она позволяет формировать все необходимые результативные показатели.

III.3 Характеристика результативной информации

К результативной информации относятся таблицы с планами, файлы с отчётами-планами, документы.

Все результативные таблицы формируются в автоматизированном режиме сотрудниками отдела планирования.

Таблицы с планами содержат те же поля, что и в первичных таблицах, но с данными на будущий временной период. Таблицы служат источником для формирования файлов с соответствующими планами.

Файлы с планами-отчетами поступают в соответствующие подразделения филиалов и корпоративную ИС. Данная информация предназначена для организации деятельности на планируемый период в подразделениях. Специалисты отдела планирования получают документы с планами-отчётами непосредственно через ИС планирования, а филиалы – через сервер корпоративной БД и VPN-сервер. Планы-отчеты составлялись и ранее, но без автоматизированной обработки исходных показателей.

Статистические отчеты являются новой результативной информацией в отделе планирования. Они, также, формируются посредством автоматизированной обработки информации из входных таблиц, а также информации о временном периоде, задаваемой в экранных формах. Модули формирования файлов запускаются через экранные формы. Все отчеты распечатываются и сохраняются в финансовом отделе. Все отчеты формируются один раз в календарную неделю.

Отчет по видам продукции представляет собой диаграмму, отражающую количество проданной и произведенной продукции за выбранный временной период. Этот отчет формируется на основе таблиц «Продажи», «Производство» и «Сток».

Отчет по филиалам представляет собой комплексный отчет, состоящий из таблиц и диаграмм. Таблицы отражают эффективность деятельности филиала по следующим показателям:

  •  производительность филиала;
  •  продажи филиала;
  •  количество перемещенных упаковок;
  •  количество отработанных часов сотрудниками филиала;
  •  количество упаковок по импорту и экспорту.

Производительность филиала – это количество упаковок продукции, «обрабатываемых» сотрудниками филиала за один рабочий час. Продажи филиала – это количество проданных упаковок за один календарный месяц. Количество перемещенных упаковок – это сумма количества упаковок, принятых складом с производства, количества упаковок, отправленных филиалом на склады, количества проданных упаковок, количество упаковок, отправленных на экспорт, количество упаковок, принятых как импорт, и количества упаковок, возвращенных из торговой сети за один календарный месяц. Количество отработанных часов сотрудниками склада берется за один календарный месяц. Количество упаковок по импорту и экспорту берется за один календарный месяц. Отчет по филиалам формируется на основе таблиц «Продажи» и «Доставка», а также на основе файлов «Табель учета рабочего времени» и «Комплексный отчет по складам».

Отчет по складам представляет собой диаграмму, отражающую количество поступившей продукции на склад, количество продукции, находящейся на складе и количество продукции, отправленной в торговую сеть. Отчет по складам формируется на основе таблиц «Производство», «Сток» и «Доставка».

На основании всех статистических отчетов, финансовые аналитики производят анализ АФХД за финансовый период.

Специалисты отдела планирования просматривают экранные формы с планами-отчетами и производят редакцию таблиц с планами при наличии ошибок.


ГЛАВА IV

Программное обеспечение задачи

IV .1 Общие положения (дерево функций и сценарий диалога)

На рисунке  приведена схема иерархии функций обработки данных.

На схеме выделены и детализированы два подмножества функций:

  •  служебные функции: вызов заставки и основных экранных форм;
  •  основные функции: ввод и обработка первичной информации, форматирование результативных документов.

Выявление состава иерархии функции позволяет разработать структуру сценария диалога, дающего возможность определить состав кадров диалога, содержание каждого кадра и их соподчиненность.

Древо функций включает в себя основные функции: ведение справочников – их просмотр, ввод первичных документов, формирование результативных документов. Данные из первичных документов водятся в таблицы БД. Данные из таблиц с результативной информацией распечатываются. Таблицы просматриваются. Распечатываются файлы с планами-отчётами и со статистическими отчётами.

Экранные формы для формирования статистических отчетов содержат только данные временного периода, поэтому они только просматриваются и редактируются. Файлы для статистических отчетов только просматриваются.

На рисунке  представлен сценарий диалога.

Файлы с отчётами по видам деятельности только просматриваются.

Работа с программой начинается с вызова заставки. В рамках заставки можно вызвать справку, а также пользователю необходимо ввести имя пользователя и пароль доступа. Производится проверка пароля, если он правильный, то открывается главное меню.

Рис. . Древо функций

Главное меню позволяет открыть любой справочник, посредством нажатия кнопки «Справочники».

Рис. . Сценарий диалога

При нажатии раскрывается подменю справочников. Выбор пункта меню позволяет открыть любой справочник.


Рис.29 Заставка программы

Главное меню также позволяет открыть любую таблицу, посредством нажатия кнопки «Таблицы». При нажатии раскрывается подменю таблиц. Через таблицу «Продажи» открывается таблица «План продаж». Файлы и отчёты открываются для просмотра из соответствующих таблиц.

Кнопка «Сформировать» в экранных входных формах позволяет сформировать результативный файл со статистическим отчётом, также есть кнопка просмотра сформированного файла с отчетом.

Рис. . Главное меню программы

На рисунках  и  приведены экранные формы заставки и главного меню программы.

Таким образом, сценарий диалога является удобным, функционально не избыточным, и позволяет просто и удобно работать пользователю с программой.

IV .2 Характеристика базы данных

На рисунке 2.16 представлена схема данных ИС планирования.

Схема данных состоит из тринадцати таблиц: три справочника и десять таблиц: справочник «Виды продукции», справочник «Склады», справочник «Контракты», справочник «Филиалы», таблица «Производство», таблица «Сток», таблица «Продажи», таблица «Доставки», таблица «План продаж», таблица «План производства», таблица «План складирования», таблица «План доставки», таблица «Коэффициенты планирования».

Рисунок 2.16. Схема данных ИС планирования

Справочник «Виды продукции» связан с таблицами «Производство», «План продаж», «План складирования», «План производства», «План доставки» по ключевому полю «Код продукции» с полями «Код продукции» в указанных таблицах. При изменении справочника, то есть, добавлении нового вида продукции, данные о нём, автоматически вносятся в указанные таблицы.

Справочник «Филиалы» связан с таблицами «Коэффициенты планирования», со справочником «Склады», таблицами «Производство», «План производства» по полям «Код филиала». При изменении справочника, то есть, добавлении нового филиала, данные о нём, автоматически вносятся в таблицы и справочник. Справочник «Склады» связан с таблицами «Коэффициенты планирования». «План доставок», «План складирования» «Складирование» по коду «Код склада».

Таблица «Договора» связана с таблицами «Коэффициенты планирования» «План продаж», «Продажи» по полям «Код договора.

Таблица «Продажи» связана с таблицей «Коэффициенты планирования» и таблицей «Доставки» по полям «Код продукции».

Таблица «Производство» связана с таблицей «Складирование» по полю «Код производства».

Таблица «Складирование» связана с таблицей «Доставки» по полю «Код склада». Связи остальных таблиц уже описаны.

Таблица «Коэффициенты планирования» связана по коду коэффициента со всеми таблицами планов по ключевым полям.

В целом можно отметить следующую логику работы взаимодействия таблиц БД. В таблицах «Производство» «Складирование», «Доставки, «Продажи» содержатся данные о соответствующих видах деятельности. Таблицы обновляются по мере поступления новых отчётов. Таблицы с планами содержат предыдущие планы по видам деятельности. Таблица с коэффициентами планирования также обновляется. Новые коэффициенты служат основой для расчёта планов деятельности с учётом бывших планов и отчётах о выполненных планах (таблицы с видами деятельности). Так как таблица связана со всеми четырьмя таблицами производства, продаж, складирования, доставок по идентифицирующим кодам, то после появления новых коэффициентов, программный модуль расчёта планов может обновлять таблицы с планами.

Ниже в таблицах с по  представлены характеристики полей и размер записей в них для всех таблиц базы данных ИС.

Таблица .  Поля справочника «Виды продукции»

Название

Тип

Размер

Код вида продукции

Короткое целое

3

Наименование вида продукции

МЕМО

20

Литраж вида продукции

Длинное целое

4

Стоимость

Длинное целое

7

Таблица .  Поля справочника «Филиалы»

Название

Тип

Размер

Код филиала

Короткое целое

2

Наименование филиала

Текстовый

30

Фактический адрес

МЕМО

30

Менеджер

Текстовый

20

Контакты

МЕМО

30

Таблица .  Поля справочника «Склады»

Название

Тип

Размер

Код склада

Короткое целое

3

Код филиала

Короткое целое

2

Наименование склада

Текстовый

30

Вместимость склада

Длинное целое

5

Фактический адрес

МЕМО

30

Менеджер

Текстовый

20

Контакты

МЕМО

30

Таблица .  Поля таблицы «Контракты»

Название

Тип

Размер

Код контракта

Короткое целое

6

Наименование клиента

Текстовый

30

Наименование контракта

МЕМО

20

Адрес

МЕМО

30

Контакты

МЕМО

150

Скидка

Длинное целое

7

Статус контракта

Текстовый

7

Таблица .  Поля таблицы «Продажи»

Название

Тип

Размер

Код продаж

Короткое целое

6

Код контракта

Короткое целое

6

Код вида продукции

Короткое целое

3

Дата заказа

Дата

8

Цена

Длинное целое

12

Таблица .  Поля таблицы «Производство»

Название

Тип

Размер

Код вида продукции

Короткое целое

3

Код производства

Короткое целое

2

Код филиала

Короткое целое

3

Дата производства

Дата

8

Количество

Длинное целое

8

Срок годности

Дата

8

Таблица .  Поля таблицы «Сток»

Название

Тип

Размер

Код склада

Короткое целое

3

Код складирования

Короткое целое

5

Количество

Длинное целое

8

Код вида продукции

Короткое целое

3

Таблица .  Поля таблицы «Доставки»

Название

Тип

Размер

Код доставки

Короткое целое

7

Код складирования

Короткое целое

5

Количество

Длинное целое

8

Код продаж

Короткое целое

6


Таблица .  Поля таблицы «План продаж»

Название

Тип

Размер

Код плана продаж

Короткое целое

6

Код контракта

Короткое целое

6

Код вида продукции

Короткое целое

3

Дата

Дата

8

Количество

Длинное целое

8

Таблица .  Поля таблицы «План производства»

Название

Тип

Размер

Код плана производства

Короткое целое

8

Код вида продукции

Короткое целое

3

Код филиала

Короткое целое

2

Дата

Дата

8

Количество

Длинное целое

8

Таблица .  Поля таблицы «План складирования»

Название

Тип

Размер

Код плана складирования

Короткое целое

4

Код вида продукции

Короткое целое

3

Код склада

Короткое целое

3

Дата

Дата

8

Количество

Длинное целое

8

Таблица .  Поля таблицы «План доставки»

Название

Тип

Размер

Код плана доставки

Короткое целое

4

Код контракта

Короткое целое

6

Код склада

Короткое целое

3

Код вида продукции

Короткое целое

3

Дата

Дата

8

Количество

Длинное целое

12

Таблица .  Поля таблицы «Коэффициенты планирования»

Название

Тип

Размер

Код коэффициентов

Короткое целое

10

Код филиала

Короткое целое

2

Код склада

Короткое целое

3

Код вида продукции

Короткое целое

3

Код контракта

Короткое целое

6

Коэффициенты

Длинное целое

8

Таким образом, поля в таблицах базы данных ИС не являются избыточными по их количеству и размерности, взаимосвязь между таблицами позволяет осуществить преобразование информационных объектов в соответствии с информационной моделью.

IV .2 Структурная схема пакета (дерево вызова программных модулей)

Схема пакета приведена на рисунке .

Модуль «Вызов заставки» запускает заставку. Управление передаётся модулю проверки пароля, после чего отображается главное кнопочное меню.

Модули, связанные с корпоративной ИС, загружают файлы для формирования статистических отчётов, а также обновляют справочники. Четыре модуля отображают справочники.

Модуль отображения экранной формы «Отчёт по видам продукции» отображает её, и после внесения данных временного периода, запускает модуль формирования файла «Отчёт по видам продукции». Модуль передаёт управление загрузке файла в корпоративную ИС. После наступает прерывание работы программных модулей. Аналогично работают и остальные модули по формированию статистических отчётов.

Формирование планов-отчётов происходит следующим образом. Отображается файл «Отчёт по продажам», далее управление передаётся модулю обновления таблицы «Продажи». Далее обновляется таблица «План продаж». Данная изменённая таблица является результативной информацией. На основе её формируется файл «План продаж» и он загружается в корпоративную ИС. Сотрудники отдела планирования получают информацию с планом через распечатку фрагмента изменённой таблицы.

Рис. . Схема взаимодействия программных модулей

Остальные три плана формируются аналогично на основе указанного взаимодействия программных модулей.

IV .4 Описание программных модулей

На рисунке  представлен алгоритм расчета плана продаж.

Большинство программных расчётных модулей представляют собой алгоритмы суммации: двойной или одинарной. Модули являются простыми алгоритмами суммации, но они рассчитывают большое количество результативных показателей.

Таким образом, расчётные модули выполнят несложные, но рутинные функции с многократным повторением (циклом).

Исходные данные суммируются по шагу 1 от даты d1 до d2. Условие суммации задаётся временной переменной j. Если j<d2, то суммирование продолжается до тех пор, пока j не будет равно дате d2.

Полученные суммированные данные умножаются на коэффициент планирования по заданному временному периоду планирования.

Цикл продолжается, пока не закончится расчет планов по всем показателям планирования.

Все остальные расчетные алгоритмы аналогичны.

Рис. . Алгоритм расчета плана продаж


ГЛАВА V

Контрольный пример реализации проекта и его описание

Тестирование программного продукта, созданного генератором экранных форм (язык четвертого поколения) возможного осуществить методом комплексного тестирования, т.е. проверкой работы программы через проверку соответствия входных и выходных результативных экранных форм [8].

Рисунок 2.21. Заставка меню

Проверка работы заставки меню проверяется набором пароля, это представлено на рисунках 2.21 и 2.22.

Рисунок 2.22. Заставка меню


При наборе пароля и идентификатора пользователя:
ru011398, открывается главное меню, представленное на рисунке 2.23.

Рисунок 2.23. Главное меню

Выбираем пункт главного меню – отчёт по продажам. Справа открываются кнопки: начать формирование отчёта и задание временного периода (рисунок 2.24).

Рисунок 2.24. Экранная форма «Таблица: Отчет по продажам»

Набираем дату 21.01.08 (рисунок 2.25).

Рисунок 2.25. Заполненная экранная форма «Таблица: Отчет по продажам»

Получаем данные с полями: дата заказа, код договора, наименование клиента, код склада, наименование склада, код филиала, наименование филиала, код вида продукции, наименование продукции, количество, цена, скидка, стоимость (рисунок 2.26).

Рисунок 2.26. Таблица «Отчет по продажам»

Нажимаем кнопку «Сформировать план-отчет «Продажи». Далее открывает экранная форма, в которой необходимо задать временной период планирования, и нажать кнопку «Сформировать план продаж» (рисунки 2.27 и 2.28).

Рисунок 2.27. Экранная форма «План-отчет по продажам»

Рисунок 2.28. Заполненная экранная форма «План-отчет по продажам»

При нажатии кнопки «Сформировать план продаж» получаем результативную информацию с планом продаж по заданному временному периоду (рисунок 2.29).

Рисунок 2.29. План-отчет: Продажи

Таким же образом формируется и остальные планы-отчёты.

На основе проведенной проверки работы программы выявлено, что программа функционирует в соответствии с заданными, при разработке, условиями.


3. ОБОСНОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ

3.1 Выбор и обоснование методики расчёта

Возможны следующие варианты расчета экономической эффективности:

  •  сравнение вариантов предлагаемой и существующей ИС по комплексу задач;
    •  сравнение вариантов организации информационной базы;
    •  сравнение вариантов по трудозатратам базового и автоматизированного варианта [14].

В рассматриваемом варианте внедренной ИС все результативные показатели являются расчетными. В связи с этим, наиболее подходящим является вариант сравнения базовой и усовершенствованной технологий по сравнению трудозатрат по операциям технологического процесса.

Экономической эффективностью является разность стоимостного эффекта от внедрения автоматизированной системы и затрат на ее создание и эксплуатацию за определенный период времени.

Рассматриваемая методика рассчитана на такую ситуацию, когда невозможно оценить общую эффективность автоматизации задачи (косвенный экономический эффект). В основе этой методики лежит сопоставление показателей, полученных в работе с использованием ИС, с показателями базового варианта обработки информации без ИС [5].

Экономическая эффективность оценивается трудовыми и стоимостными показателями, которые позволяют измерить экономию от внедрения предлагаемого проекта машинной обработки информации относительно базового варианта.

К трудовым показателям относятся следующие:

1) Показатель абсолютного снижения трудовых затрат за год (Т) [час/год], который рассчитывается по формуле [14]:

 

где:

Т0 – трудовые затраты на обработку информации по базовому варианту;

Т1 – трудовые затраты на обработку информации по предлагаемому варианту;

2) Коэффициент относительного снижения трудовых затрат (Кт), показывающий на какую долю или процент снижаются затраты предлагаемого варианта по сравнению с базовым, который рассчитывается по формуле:

 

3) Индекс снижения трудовых затрат (IT), показывающий во сколько раз снижаются трудовые затраты предлагаемого j-того варианта по сравнению с базовым вариантом, и рассчитываемый по формуле [14]:

 

К стоимостным показателям относятся следующие:

4) Показатель абсолютного снижения стоимостных затрат за год (С) [руб/год], который можно рассчитать по формуле:

 

где:

C0 - стоимостные затраты на обработку информации по базовому варианту [руб/год];

C1 - стоимостные затраты на обработку информации по предлагаемому варианту [руб/год];

5) Индекс снижения стоимостных затрат IC, рассчитываемый по формуле:

6) Коэффициент снижения стоимостных затрат за год KC, который рассчитывается по формуле:

7) Показатель стоимостных затрат на j- ой технологический процесс CJ представляет собой сумму затрат на j- ый технологический процесс по следующим статьям затрат:

  •  на заработную плату;
  •  на амортизацию;
  •  на ведение информационной базы;
  •  накладные расходы.

Этот показатель рассчитывается по формуле:

где:

8) Cij показатель стоимостных затрат на i-тую операцию j-того технологического процесса, в состав которого включаются следующие компоненты:


CIJ
= Cз/п + Cнр+ Cа+ Cиб (8)

где:

8.1) Cз/п затраты на заработную плату пользователя, которые можно рассчитать по формуле:

Cз/п = tij * ri (9)

где:

tij - трудоемкость выполнения i-ой операции j-го технологического процесса;

ri - тарифная ставка i- ой операции;

8.2) Cнр - затраты на накладные расходы, рассчитываемые как производная величина от затрат на заработную плату:

Cнр = Cз/п * Кнр (10)

где:

KHP величина коэффициента накладных расходов, принимая как правило в размере 0,6 -0,7 от величины затрат за заработную плату [10];

8.3) Cа - величина амортизационных отчислений на используемую технику, рассчитываемая по формуле:

Cа = tij * ai (11)

где:

аi – норма амортизационных отчислений [10];

8.4) Cиб - годовые затраты на ведение информационной базы.

Коэффициенты Kj и K0 характеризуют рост производительности труда за счет внедрения более экономичного варианта проектных решений.

При оценке эффективности используются обобщающие и частные показатели.

К основным обобщающим показателям экономической эффективности относятся:

  •  годовой экономический эффект;
  •  расчетный коэффициент эффективности капитальных вложений;
  •  срок окупаемости системы;

Годовой экономический эффект от внедрения проекта (Э) определяется как разность между головной экономией и нормативной прибылью [руб/год]:

Э = (С0 + Ен * К0) - (Сj + Ен * Кj) (12)

где:

Kj и K0 - капитальные затраты, включающие в себя затраты на следующие направления:

На приобретение вычислительной техники в базовом и предлагаемом вариантах;

На покупку ПО;

На освоение программного обеспечения;

На проектирование и отладку проекта.

Ен - нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений; Значение Ен принимается равным 0,2 для всех отраслей народного хозяйства [10]. Он представляет собой усредненную норму эффективности капитальных вложений, ниже которых они нецелесообразны.

Произведение Ен, в данном случае, следует рассматривать как нормативную прибыль [в руб.], которая должна быть получена от внедрения системы.

Помимо вышеприведенных показателей эффективности проектировщики рассчитывают также показатель срока окупаемости капитальных затрат (Ток), представляющий собой отношение капитальных затрат к экономии стоимостных затрат:

Расчетный коэффициент экономической эффективности капитальных затрат (Ер) представляет собой отношение годовой экономии (годового прироста прибыли) к капитальным затратам на разработку и внедрение АИС:

Предлагается так же годовой экономический эффект (Эгод) определить по формуле:

Эгод = С1 – С2 (15)

где:

С1 – себестоимость до внедрения программного комплекса;

С2 – себестоимость после внедрения программного комплекса.

Коэффициент экономической эффективности (Е):

Е = Эгод / Квл

где:

Эгод - годовой экономический эффект;

Квл – капитальные вложения.

Срок окупаемости затрат на внедрение программного продукта (Ток) вычисляется по формуле: Ток = 1/ Е.

3.2 Расчёт показателей экономической эффективности

Примем стоимость одного часа работы как среднее значение почасовой зарплаты специалиста отдела планирования. При средней зарплате 40 000 рублей/месяц средняя почасовая зарплата составит:

Ri = 4000/176 = 227,27 руб/час

В пункте 1.2.4. таблице  приведены рассчитанные часовые затраты обработки документов в отделе планирования в базовом варианте за год [16].

План продаж – 416 часов, отчёт по фактическим продажам – 936 часов, план производства – 416 часов, отчёт производства – 990 часов, план складирования – 730 часов, складской отчёт – 1460 часов, план доставки – 1095 часов, отчёт о доставке – 730 часов. Итого – 6773 часа в год.

Стоимостные затраты по базовому варианту 6773 * 227,27 = 1 539 299, 71 рублей в год.


Операция тех. процесса

Объём работы в год (операций)

Норма выработки по ручной операции

или

производительность ЭВМ (опер/час)

Трудоёмкость (час)

Часовая

зарплата

специалиста

Часовая

норма амортизации (руб/час)

Часовая стоимость накладных расходов

Стоимость

1

2

3

4 = 2/3

5

6

7 = 5*0,7

8 = (5 + 6 + 7)*4

Вызов главного меню

52

360

0,14

227,27

28,76

159,09

58,12

Выбор и вызов пункта меню «Отчёт по продажам»

52

720

0,07

227,27

28,76

159,09

29,06

Импорт данных

о продажах

52

720

0,07

227,27

28,76

159,09

29,06

Заполнение таблицы БД

52

0

0

227,27

28,76

159,09

0

Формирование плана в результативной таблице

52

0

0

227,27

28,76

159,09

0

Просмотр результативной таблицы

52

6

8,6

227,27

28,76

159,09

3570,03

Формирование файла с планом

52

0

0

227,27

28,76

159,09

0

Печать фрагмента таблицы

52

120

0,4

227,27

28,76

159,09

166,05

Загрузка файла в корпоративную ИС

52

0

0

227,27

28,76

159,09

0

Итого:

---

---

9,28

---

--

----

3852,31

Вызов главного меню

52

360

0,14

227,27

28,76

159,09

58,12

Выбор и вызов пункта меню «Отчёт по филиалам»

52

720

0,07

227,27

28,76

159,09

29,06

Импорт данных из отчёта

52

900

0,06

227,27

28,76

159,09

24,91

Задание временного периода

52

720

0,07

227,27

28,76

159,09

29,06

Формирование файла

52

0

0

227,27

28,76

159,09

0

Печать файла

52

1200

0,04

227,27

28,76

159,09

16,61

Итого:

---

---

0,38

---

---

---

157,75


В таблице  приведён расчёт стоимостных затрат в варианте с использованием ИС для плана продаж и статистического отчёта по видам продукции в соответствии с технологическим процессом.

Временные затраты на работу с интерфейсом определялись по хронометражу. Процессы внутримашинной обработки, ориентировочно, приравнивались нулю, т.к. в ИС интегрирован четырехпроцессорный, четырехъядерный сервер и, соответственно, временные затраты на внутримащинную обработку малозначимы по сравнению с ручными операциями при работе с интерфейсом.

Планы-отчёты по продажам и по производству формируются один раз в календарную неделю, а план по складированию и по доставке – один раз в день. Все основные технологические процессы идентичны.

Трудоёмкость с использованием ИС составит:

9,28*2 + ((9,28*2)/52)*360 + 0,38*3 = 148,15 часов в год

Расходы на обработку документов с использованием ИС:

(227,27 + 28,76 + 159,09) * 148,15 = 61 500, 03 рублей в год.

В таблице  приведены показатели эффективности от внедрения новой технологии. Расчеты проведены в соответствие с формулами (1 – 6):

Таблица . Расчет показателей экономической эффективности

№п/п

Показатель

Затраты базового варианта

Затраты предлагаемого варианта

Абсолютное изменение затрат

Коэффициент изменения затрат (%)

Индекс изменения затрат (б/р)

1

2

3

4

5=3-4

6 = (5/3)*100

7 = 3/4

11

Трудоёмкость

(часов)

6773

148,15

6624,85

97,81

45,72

22

Стоимость

(рублей)

1539299,71

61500,03

1477799,68

96,01

25,03

Годовой экономический эффект от внедрения проекта:

Эгод = 1 477 799,68 – 1 242 247,92 * 0,2 = 1 229 350,1 рублей

Коэффициент экономической эффективности (Е):

Е = 1 229 350,1 / 1 242 247,92 = 0,99

Срок окупаемости затрат на внедрение программного продукта:

ТОК = 1 / 0,99 * 12 = 12,12 месяцев.

Таким образом, проект окупится за один год, с учетом затрат на жтапе эксплуатации, рассчитанным на пять лет. Годовой экономический эффект составляет 1 229 350, 1 рублей.

Внедрение ИС отдела планирования экономически целесообразно, так как ИС себя за один года. И за время эксплуатации в течение пяти лет, даст прямой экономический эффект в размере 6 146 750,5 рублей.

Косвенный эффект автоматизации работы отдела планирования сводится к увеличению количества аналитических показателей и повышению оперативности составления планов-отчетов.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На предприятии ООО «Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия» отсутствует ИС отдела планирования. При этом, рассчитывается большое количество плановых показателей. Расчет этих показателей занимает большое количество времени сотрудников. В связи с этим, темой курсового проектирования была выбрана «Автоматизация работы отдела планирования на предприятии ООО «Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия».

Существующие программная и техническая архитектуры корпоративной сети, дают возможность провести разработку ИС планирования без значительных затрат на приобретение нового оборудования и программного обеспечения. В ИТ отделе есть все необходимые специалисты, которые требуются для осуществления разработки проекта по автоматизации работы отдела планирования. По предварительным расчетам, разработка ИС является экономически целесообразной, т.к. дает прямой и косвенный экономические эффекты. Были проанализированы, по критериям функциональности и экономической целесообразности, существующие на рынке программных продуктов информационные системы автоматизации планирования. Одни из них являются чрезмерно функциональными, а другие – недостаточно функциональными, в связи с этим, покупка готового программного продукта является экономически нецелесообразной.

Была выбрана стратегия автоматизации по участку деятельности. В проектируемую ИС планирования добавляются статистические отчеты, которые позволяют проводить анализ финансово-хозяйственной деятельности и эффективно осуществлять процесс оперативного учета и управления. Для решения задачи из технических средств был выбран сервер БД Flagman QD 420. Закупка других технических средств не требуется.

Для создания программного приложения была выбрана СУБД Clarion.

При составлении проекта автоматизации была выбрана каскадная модель жизненного цикла. Разработанный план осуществления проекта занимает 71 день. Общая стоимость проекта составила 1 242 247,92 рубля. Основные инвестиции денежных средств приходятся на заработную плату команды проекта. Была разработана информационная модель по преобразованию информации от источников до получателей. Информационная модель позволяет создать эффективную систему планирования. Было разработано четыре классификатора с использованием порядковой системы классификации. Входная информация поступает из подразделений корпоративной ИС в виде файлов и таблиц с коэффициентами планирования. В файлах содержатся отчеты о результатах деятельности, по предыдущим планам, а также комплексные данные по филиалам и табель учета рабочего времени. Результативной информацией являются планы по направлениям деятельности, а также статистические отчеты. Вся результативная информация формируется в виде файлов, которые загружаются в корпоративную ИС, а также распечатываются их фрагменты. Источниками получения результативной информации являются производственные подразделения во всех филиалах и финансовые аналитики.

Схема БД содержит девять таблиц и четыре справочника. Таблицы содержат информацию о планах за предыдущий временной период, о результатах выполнения планов за предыдущий временной период, а также коэффициенты планирования. На основе информации, содержащейся в БД, рассчитываются планы на будущий временной период. Разработанный интерфейс является двухуровневым и позволяет специалистам отдела планирования быстро и эффективно работать с информационной системой планирования.

Расчетных программных модулей всего семь, в соответствии с количеством планов и статистических отчетов. Они позволяют с высокой скоростью производить расчет большого объема данных. Кроме того, информационная система позволяет структурировать и хранить информацию в значительных объемах о деятельности и планировании за предыдущий временной период. Ранее, до внедрения информационной системы планирования, данная информация (о деятельности и планировании за предыдущий временной период) не была структурирована, что приводило к значительным потерям времени на поиск необходимой информации за предыдущий временной период. Технологический процесс, с учетом работы мощного сервера БД, а также всех ручных операций, при работе с интерфейсом ИС, позволяет осуществлять планирование каждого плана, ориентировочно, за десять минут. Основные операции по расчетам планов и статистических отчетов, а также передачи информации в корпоративную информационную систему и загрузки её из корпоративной информационной системы, выполняет сервер БД ИС планирования, взаимодействующий с сервером БД корпоративной информационной системы.

Проект окупится за один год. Годовой прямой экономический эффект составляет 1 229 350, 1 рублей.

Косвенный эффект автоматизации работы отдела планирования сводится к увеличению количества аналитических показателей, повышению оперативности составления планов-отчетов.

Разработанная ИС на этапе эксплуатации может модифицироваться как по функциям, так и в аспекте изменения программных и технических платформ.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

  1.  Гагарина Л.Г., Киселёв Д.В. Разработка и эксплуатация автоматизированных информационных систем. – М., ИНФРА-М. 2007.-376 стр: ил.;
  2.  Гайдамакин Н.А., Автоматизированные информационные системы. – М., Гелиос. 2002. – 368 стр.:ил.;
  3.  Емельянова Н.З., Партыка Т.Л., Попов И.И. Основы построения автоматизированных информационных систем – М., ИНФРА-М. 2005. - 408 стр.:ил.;
  4.  Информатика /Под. ред Макаровой Н.В. – М., Финансы и статистика. 2005.- 976 стр.;
  5.  Информационные системы в экономике / Под ред. В.В. Евдокимова. – СПб., Питер 2007. – 284 стр.;
  6.  Коноплева Е.А., Хохлова О.А., Денисов А.В. Информационные технологии М.,Проспект. 2007. - 472 стр.:ил.;
  7.  Костров А.В. Уроки информационного менеджмента». – М., Финансы и статистика, 2005. - 367 стр.;
  8.  Козырев А.А. Информационные технологии в экономике. – М., Экономика. 2003. – 234 стр.: ил.;
  9.  Лафта Дж. Основы менеджмента. – М.: Кнорус. 2005
  10.  Острейковский В.А. Информатика. - М.,Высшая школа.2002. - стр. 392;
  11.   Романова М.В. Упарвление проектами. – М., ИНФРА-М. 2007. – стр. 248;
  12.  Советов Б.Я., Цехановский В.В.- Базы данных. - М.: Высшая школа. 2005. – стр: 483;
  13.   Фридланд А.Я. Информатика и компьютерные технологии. – М., АСТ. 2003. – стр. 297.:ил.;
  14.   Чатфил К., Тимоти Д. MS Project 2003. – М., ИНФРА-М. 2005. – стр. 574.: ил.;
  15.  Методические указания по дипломному проектированию для направления «Информационные системы» / Под ред. декана факультета Информатики Денисова Д.В.- М., МФПА 2007;
  16.  Организационная структура управления ООО «Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия» / Издание 1992;
  17.   Отчет менеджера отдела планирования ООО «Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия» по ключевым бизнес-показателям за июль 2007 года;
  18.   Компания SAP. WWW:http://www.sap.com
  19.   Компания QAD. WWW:http://www.qad.com
  20.   Компания BAAN. WWW:http://www.baan.ru


ПРИЛОЖЕНИЕ

Глоссарий

Архитектура системы — совокупность свойств системы, существенных для пользователя.

Атрибут – поле данных, содержащих информацию об объекте.

База данных – именованная совокупность взаимосвязанных данных, отображающая состояние объектов и их отношение, используемых несколькими пользователями и хранящимися с минимальной избыточностью.

Импорт – утилита СУБД, служащая для чтения файлов информационной системы, которая содержит данные из базы данных.

Индекс – таблица, используемая для определения адреса записи.

Информационная система - взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала, используемых для хранения, обработки и выдачи информации в интересах достижения поставленной цели»

Ключ – элемент данных, используемый для идентификации и определения адреса записи.

Модель данных – базовый инструментарий, обеспечивающий на формальном абстрактном уровне конкретные способы представления объектов и связей.

Отношения – агрегат данных, хранящийся в одной из таблиц БД.

Реляционная база данных – база данных, состоящая из отношений.

Реляционная СУБД – система управления базами данных, поддерживающая реляционную модель данных.

Сервер – программа, реализующая функции СУБД: определение данных, запись/чтение/удаление данных, диспетчирование и оптимизация выполнения запросов.

Тип данных – характер данных, определяющий способ представления значения в памяти.

Файл – именуемая единица информации, поддерживаемая операционной системой.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

29106. Долевая собственность. Преимущественное право покупки доли 35.5 KB
  Преимущественное право покупки доли. Доли в праве долевой собственности могут быть: Равными Неравными Размер доли может быть изменен при осуществление неотделимых улучшений Долевая собственность может возникать: закону договору в порядке наследования в силу приобретательной давности. Особенности содержания: владение и пользование – по соглашению участников по решению суда в случае спора распоряжение по соглашению участников при отсутствие согласия с обязательным учетом на право преимущественной покупки При продаже доли...
29108. Виндикационный иск 29.5 KB
  При этом субъектом права на виндикацию является собственник законный владелец который должен доказать свое право на истребуемое имущество. Имущество у добросовестного приобретателя можно истребовать: в случае если такое имущество было им получено безвозмездно дарение наследование и т. При этом такое изъятие не несет имущественных убытков добросовестному приобретателю но способствует восстановлению нарушенного права собственности; в случае возмездного приобретения имущества добросовестным приобретателем у лица которое не имело права...
29109. Негаторный иск 21 KB
  Субъектом негаторного иска является собственник или владелец сохраняющий вещь в своем владении но испытывающий препятствия в ее использовании. Объект требований по негаторному иску составляет устранение длящегося правонарушения противоправного состояния сохраняющегося к моменту предъявления иска. Поэтому к подобного рода искам не применяется срок исковой давности – требование можно предъявить в любой момент пока сохраняется правонарушение.
29110. Классификация и сущность способов защиты гражданских прав 28.5 KB
  В зависимости от характера посягательства на права собственника и содержания предоставляемой защиты можно выделить обязательственноправовые вещноправовые иные способы защиты. Обязательноправовые способы защиты права собственности основаны на охране имущественных интересов сторон в гражданской сделке а также лиц которые понесли ущерб в результате внедоговорного причинения вреда их имуществу. Вещноправовые способы защиты права собственности направлены на устранение препятствий к осуществлению права собственности. Негаторный иск это...
29111. Понятие и виды гражданско-правовой ответственности (особенности, функции, гражданско-правовые санкции, классификация, основания и условия ответственности) 37.5 KB
  Понятие и виды гражданскоправовой ответственности особенности функции гражданскоправовые санкции классификация основания и условия ответственности. Гражданская ответственность вид юридической ответственности; установленные нормами гражданского права юридические последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения лицом предусмотренных гражданским правом обязанностей что связано с нарушением субъективных гражданских прав другого лица. Классификация: от основания возникновения ответственности: договорную ответственность в случаях...
29112. Понятие и виды гражданско-правовых обязательств 29 KB
  Понятие и виды гражданскоправовых обязательств. Под обязательством понимается гражданское правоотношение в силу которого одно лицо должник обязано совершить в пользу другого лица кредитора определенное действие передать имущество выполнить работу уплатить деньги либо воздержаться от определенного действия а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Виды: Встречные – возникают только в случае взаимного обязательства; Простые договор займа и сложные договор куплипродажи Альтернативные и...
29113. Принципы исполнения обязательств 25 KB
  Исполнение обязательств выражающееся в совершении или в воздержании от действий составляющих предмет обязательства базируется на ряде принципов. Принцип надлежащего исполнения обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона иных правовых актов а при их отсутствии – в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями надлежащему лицу в день или период времени предусмотренный обязательством в установленном месте. Принцип...
29114. Срок исполнения обязательств 24.5 KB
  Срок исполнения обязательств. Под сроком исполнения обязательства понимается наступление определенного срока когда обязательство должно быть выполнено. Сроки исполнения могут быть общие на весь период действия длящегося договора частные для исполнения отдельных обязанностей. От сроков исполнения договора или отдельных договорных обязанностей следует отличать срок действия договора.