96739

КОНСТРУКЦИИ С ОЦЕНОЧНЫМ ПРЕДИКАТОМ

Курсовая

Иностранные языки, филология и лингвистика

Изучить категорию оценки, её особенности и виды, рассмотреть оценку как лингвистическую категорию, проанализировать способы выражения оценки в русском языке, описать языковые единицы, выражающие оценку, выявить особенности употребления оценочных единиц, относящихся к различным классам;...

Русский

2015-10-09

131.5 KB

3 чел.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Кафедра русского языка

КОНСТРУКЦИИ С ОЦЕНОЧНЫМ ПРЕДИКАТОМ

Курсовая работа

Макаревич Екатерины Игоревны

Студентки 3 курса

специальности «русская филология»

Научный руководитель:

доктор филологических наук,

профессор Т. Н. Волынец

Минск, 2015

ОГЛАВЛЕНИЕ

[1] ОГЛАВЛЕНИЕ

[2] ВВЕДЕНИЕ

[3] ГЛАВА 1. КАТЕГОРИЯ ОЦЕНКИ В ЯЗЫКЕ, СПОСОБЫ И СРЕДСТВА ЕЁ ВЫРАЖЕНИЯ

[4] 1.1 Категория оценки

[5] 1.2 Классификация оценки

[6] 1.3 Языковые средства выражения оценочного значения

[7] ГЛАВА 2. ВИДЫ ОЦЕНКИ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ

[8] ГЛАВА 3. СРЕДСТВА ВЫРАЖЕНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ ОЦЕНКИ

[9] ГЛАВА 4. СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ ОТРИЦАТЕЛЬНОЙ ОЦЕНКИ

[10] ЗАКЛЮЧЕНИЕ

[11] СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


ВВЕДЕНИЕ

Язык является отражением реального положения вещей, поэтому в языке существуют не только глаголы, обозначающие действие, существительные, обозначающие предметы, но и прилагательные, и другие способы выражения оценки этих самых существительных и глаголов. Оценка как объективный и субъективный фактор отношения человека к реалиям действительности является предметом исследования таких наук, как философия, психология, социология. Процесс оценки может сопровождаться выражением эмоционального отношения субъекта к объекту.

Оценку можно назвать онтологическим свойством человека, который в своей познавательной деятельности не может не квалифицировать окружающий его мир. Являясь наиболее ярким представителем прагматического значения, оценка часто зависима от мнений и вкусов говорящего. Объектом пристального внимания лингвистики категория оценки становится в 20 веке. Особенно актуальной со второй половины 20 века как часть общей проблемы смысла становится проблема оценочного смысла.

Категория оценки рассматривается в логике и языкознании достаточно широко. Это обусловлено разными причинами: во-первых, неразграничением языкового значения и речевого смысла; во-вторых, смешением собственно оценочных предикатов с предикатами отношения, свойства, эмоционального состояния; в-третьих, нестрогим разграничением понятийного (денотативного и сигнификативного) и коннотативного аспектов оценки в значениях языковых единиц.

Оценка - логико-семантическая категория, соотносимая с аксиологической шкалой «хорошо/плохо». В соответствии с этим можно определить оценку как положительную и отрицательную характеристику предмета, связанную с признанием или непризнанием его ценности с позиции определённых ценностных критериев. В оценочном значении взаимодействуют 2 фактора - объективный и субъективный. Дескриптивная сторона оценочного значения соотносится с объективным принципом отображения действительности, оценочная - с субъективным, в силу чего последняя лишена характера объективной истинности. Оценка противопоставлена денотации по принципу отображения действительности: если дескриптивное содержание отображает реальный, объективно существующий мир, то оценочное - отношение между существующим миром и его идеализированной моделью.

Актуальность исследования: в современном языкознании обострился интерес к категории оценки, в частности к проблемам ее речевой реализации

Объект исследования: способы выражения оценки в русском языке.

Предмет исследования: оценка как лингвистическая категория.

Цель исследования: изучение способов выражения оценки в русском языке.

Задачи исследования:

- изучить категорию оценки, её особенности и виды, рассмотреть оценку как лингвистическую категорию.

- проанализировать способы выражения оценки в русском языке.

- описать языковые единицы, выражающие оценку.

- выявить особенности употребления оценочных единиц, относящихся к различным классам;

- проанализировать основные языковые средства, выражающие оценку.


ГЛАВА 1. КАТЕГОРИЯ ОЦЕНКИ В ЯЗЫКЕ, СПОСОБЫ И СРЕДСТВА ЕЁ ВЫРАЖЕНИЯ

1.1 Категория оценки

Категория (от греч. kategoria) - в строгом смысле - некоторый признак (параметр), который лежит в основе разбиения обширной совокупности однородных языковых единиц на ограниченное число непересекающихся классов, члены которых характеризуются одним и тем же значением данного признака [29]. Например, категория лица в русском языке (объединяющая 3 значения на основе признака — участие в речевом акте), категория рода русских прилагательных, лексические категории цветообозначения, категория падежа, категория одушевленности/неодушевленности, категория вида, категория глухости/звонкости. Лингвистическая категория - общие свойства различных классов и разрядов языковых единиц, конституирующие эти классы и получающие разнообразное языковое выражение: морфологическое, синтагматическое и т. п. — при различном содержании (грамматическом, лексическом, стилистическом и т. п.). Одна из основных функций языка – освоение им мира и усвоение его себе, то есть тот процесс, который в самом языке передается разными средствами.

Категории различаются по характеру их семантики (денотативные, семантико-синтаксические и др.), по степени обязательности их в данном языке (грамматические, неграмматические), по способам выражения (морфологические, лексические, синтаксические) [28].

К языковым категориям относится «любая группа из элементов, выделяемая на основании какого-либо общего свойства; это параметр, признак, по которому обширная совокупность однородных языковых единиц разбивается на ограниченное количество непересекающихся классов, члены которого характеризуются одним и тем же значением данного параметра/признака» [4, с.40]. Выделяя универсальную категорию, ее необходимо соотнести с таким объёмом понятий, как категориальное множество, категориальное значение, категориальные признаки, категориальный принцип системно-языковой организации и категориальные функциональные характеристики.

Понятие «оценка» принадлежит к основным понятиям науки, его разрабатывали философы разных стран в разные периоды развития науки. Категорию оценки активно изучают в современном языкознании, но много проблем еще не имеют единого решения, требуют дальнейшего изучения. К ним относится и исследование языковых средств выражения категории оценки. Оценка характеризуется особой структурой, содержащей ряд обязательных и ряд факультативных элементов.

В русском языке существуют различные части речи: существительные, которые обозначают предметы, глаголы, которые обозначают различные действия, прилагательные, которые обозначают признак предмета. Оценки могут быть различными: положительными и отрицательными, одобрительными и неодобрительными, безразличными, равнодушными: хороший – плохой, добрый – злой, приятно – неприятно [21, с.37].

«Оценка относится к числу собственно человеческих категорий. Она задана физической и психической природой человека, его бытием и чувствованием, она задает мышление и деятельность, отношение к другим людям и предметам действительности, его восприятие искусства» [1, c.5]. Иногда понятие оценки расширяют до понятия отношения вообще, когда весь спектр субъективных, эмоциональных, модальных, рациональных, временных, пространственных, экзистенциальных отношений трактуется как оценка [12, с.51].

«Оценка является субъективным выражением значимости предметов и явлений окружающего нас мира для нашей жизни и деятельности» [5, с.28]. Под значимостью имеется в виду способность или неспособность отвечать социальным потребностям человека. Т. е. оценка - это умственный акт, в результате которого устанавливается отношение субъекта к оцениваемому объекту с целью определения его значения для жизни и деятельности субъекта. Эту структуру можно представить как модальную рамку, которая накладывается на высказывание и не совпадает ни с его логико-семантическим построением, ни с синтаксическим. В основе оценочной модальности лежит формула:

A r B, где  A - субъект оценки,

B - ее объект,

r - оценочное отношение, которое имеет значения «хорошо/плохо» [10, с.24].

В логике принято выделять следующие компоненты оценки: субъект, объект, основание и характер оценки.

Субъект оценки - лицо (или социум), определяющее ценность того или иного предмета, путем выражения оценки.

Объект оценки - это предмет или явление, которому приписывается ценность (или антиценность). Это была отчаянная, но бесполезная борьба. В данном примере объектом утилитарной оценки является борьба, т.к. именно этому явлению приписывается ценность. Любой объект, попадая в сферу оценочной деятельности субъекта, может так или иначе оказаться не безразличным для оценки.

Основание оценки - это ее мотивация или оценочный признак, т.е. то, с точки зрения чего производится оценивание. Если она сделает какой-нибудь безрассудный шаг, это будет не только низкой неблагодарностью по отношению к отцу, но и повредит в будущем ее дочке. В данном примере основанием оценки является: если она сделает какой-нибудь безрассудный шаг, т.к. именно с точки зрения данного условия производится оценивание. Именно основание оценки является базой многочисленных классификаций оценок.

Характер оценки - это признание ценности (положительной, отрицательной или нулевой) объекта оценки. А нашей торговле с Югом это очень вредит. В данном случае характер оценки определяет слово вредит (отрицательная ценность).

Субъект и объект часто соединяются аксиологическими предикатами мнения, ощущения, восприятия (считать, ставить, казаться, расценивать и др.) [18, с.30].


1.2 Классификация оценки

В зависимости от того, какие признаки актуализируются в оценочном акте, основания оценки принято дифференцировать:

1. Внутренние - выражают эмоциональную сферу говорящего, его чувства, ощущения, положительные и отрицательные эмоции, связанные с психической сферой симпатий и антипатий.

2. Внешние - ориентированы на когнитивную сферу говорящего, они отражают знания субъекта, формируемые отношением ментальной и социальной природы окружающей человека действительности [32, с.27].

Подробная классификация типов оценки предложена в работе Арутюнова Н.Д. [1]. Кроме деления на положительную и отрицательную оценку (общеоценочные значения), выделяются следующие типы оценок (частнооценочные значения):

1) сенсорно-вкусовые, или гедонистические оценки на сегодняшний день являются самыми распространёнными в классе частных оценочных единиц. Чуть менее 50% рекламных сообщений, ориентированных на женскую аудиторию включают в себя сенсорно-вкусовую характеристику. (приятный неприятный, вкусный невкусный, привлекательный непривлекательный, душистый зловонный; то, что нравится, то, что не нравится и др.); это наиболее индивидуализованный вид оценки;

2) психологические оценки, в которых сделан шаг в сторону рационализации, осмысления мотивов оценки:

а) интеллектуальные оценки: (интересный, увлекательный, захватывающий, глубокий, умный неинтересный, неувлекательный, скучный, банальный, поверхностный, глупый);

б) эмоциональные оценки: Тип стилистической коннотации, связанный с чувствами человека, неразрывно слитый с оценочностью, экспрессивностью. (радостный печальный, веселый грустный, желанный нежеланный, нежелательный, приятный — неприятный);

3) эстетические оценки, вытекающие из синтеза сенсорно-вкусовых и психологических оценок (красивый некрасивый, прекрасный безобразный, уродливый);

4) этические оценки (моральный аморальный, нравственный безнравственный, добрый злой, добродетельный порочный и др.);

5) утилитарные оценки (полезный вредный, благоприятный неблагоприятный);

6) нормативные оценки (правильный неправильный, корректный некорректный, нормальный анормальный, ненормальный; стандартный нестандартный, бракованный; доброкачественный недоброкачественный, здоровый больной);

7) телеологические оценки (эффективный неэффективный, целесообразный нецелесообразный, удачный неудачный).

Утилитарные, нормативные, телеологические оценки связаны с практической деятельностью, практическими интересами и повседневным опытом человека. Их основные критерии - физическая или психическая польза, направленность на достижение определённой цели, выполнение некоторой функции, соответствие установленному стандарту [1, с.16].


1.3 Языковые средства выражения оценочного значения

Окончательное формирование в 90-х годах XX века аксиологии как отрасли философской науки привело к осознанию многими лингвистами оценки как самостоятельной категории языка, обладающей собственными семантическими и формально-репрезентационными особенностями (Золотова Г.А. (1980); Сковородников А.П. (1984); Королева, Т.М. (1986); Арутюнова Н.Д.(1988); Телия В.Н. (1991); Маркелова Т.В. (1995); Гибатова Г.Ф. (1996); Вендина Т.И. (1997); Темиргазина З.К. (1999); Вольф Е.М. (1988, 2002) и др.).

Оценочный фрагмент в «языковой картине мира» отличается богатой палитрой разноуровневых средств выражения оценки в языке, к которой относятся интонационные, графические, словообразовательные, лексические и синтаксические средства.

К интонационным средствам относятся изменения частотных, динамических и временных компонентов речевого сигнала. Данные изменения обладают способностью передавать определённые значения, поэтому интонация может полностью изменить смысл одного и того же предложения.

К основным графическим средствам выражения оценочного значения относятся использование курсива, кавычек, с целью выделения, привлечения внимания к заключённой в них информации, тире, многоточие, восклицательного знака, отражающих эмоциональное состояние субъекта речи, удвоение (утроение) отдельных графем.

К одному из способов выражения оценочного значения относят словообразовательные возможности языка (Вендина Т.И. [6], Золотова Г.А. [14], Виноградов В.В. [7], Телия В.Н. [23], Ковалев Н.С. [15]).

По мнению Вендиной Т.И., именно в словообразовании ярче всего реализуется идея связи сознания со структурой языка. Внимательное изучение факторов словообразования может дать ответ на вопрос, какие ценности и почему удерживаются сознанием, и что в языковом сознании народа является жизненно важным. «Словообразовательные средства, используемые для актуализации оценочных признаков многообразных предметов и явлений внешнего мира, позволяют репрезентировать картину ценностных ориентаций русского языка» [6, с.46-47]. «Цветовые, звуковые, вкусовые, функциональные качества и свойства предметов и явлений внешнего мира актуализируются лишь в тех объектах, которые вовлекаются в сферу познавательной и практической деятельности человека и которые представляют для него жизненную или социальную ценность. Сам процесс их «означивания» с помощью словообразовательных средств предполагает измерение их значимости для носителей языка» [6, с.9].

В работе Золотовой Г.А. «О категории оценки в русском языке» выделяются различные аффиксы субъективной оценки: -оньк-, – еньк-, – онечк-, – охоньк-, – ёхоньк-, – ёшеньк-, -к-, -ечк-, – оват-, – еват- со значением усилительности, -ок-, -ик-, -чик-, -ишек-, -ец-, -(и)ца, -ц(о) со значением уменьшительности и ласкательности [14, с.74]. Виноградов В.В., выделяя уменьшительно-ласкательные суффиксы – ок-, – ёк-, – ик-, – чик-, – ец, подчёркивает, что «при их посредстве выражаются самые разнообразные оттенки экспрессии: сочувствие, ирония, пренебрежение, злоба, пёстрая и противоречивая гамма эмоций и оценок» [8, с.101].

Большинство лингвистов, однако, считают, что основным уровнем выражения оценки является лексический (Виноградов В.В. [8], Вендина Т.И. [6], Скобликова Е.С. [21], Темиргазина З.К. [24], Гибатова Г.Ф. [11]). В качестве лексических средств выражения оценочного значения рассматриваются имена существительные, имена прилагательные, глаголы, наречия. «Слово не только обладает грамматическими и лексическими, предметными значениями, но и в то же время выражает оценку» [7, с.21].

Особенно ярко оценочное значение выражено именем прилагательным. Оно присуще прилагательному как части речи, обозначающей признак, свойство, качество предмета, поэтому оно присутствует в большинстве оценочных высказываний. Согласно теоретическому положению, сформулированному Балли Ш., «любая категория оценочных слов ведёт своё происхождение от прилагательных» [3, с.271].

В работах Маркеловой Т.В. [17], Темиргазиной З.К. [24] основное внимание уделяется синтаксическим средствам выражения категории оценки. Как отмечает Сковородников А.П., «именно синтаксис таит в себе огромные стилистические возможности, которые заключаются преимущественно в его способности передавать тончайшие оттенки мысли» [20, с.155].

Маркелова Т.В. в своей работе «Семантика и прагматика средства выражения оценки в русском языке», принимая во внимание прагматический аспект оценки, репрезентирующий понятийный смысл ценностного (положительного или отрицательного) отношения коммуникантов к различным реалиям (лицам, предметам, фактам, событиям объективной действительности), становящимся предметам их речемыслительной деятельности, выделяет три типа оценочной ситуации, в которых учитываются 3 составляющих оценочного акта [17, с.71]: 1) оценочная ситуация эгоцентрического типа; 2) оценочная ситуация объективного типа; 3) оценочная ситуация предикативного типа.

В ситуации эгоцентрического типа речь идёт о значительной роли «прагматических параметров», которые характеризуют сферу говорящего: Я одобряю его призвание. Я хвалю его вкус.

При этом на первом месте оказываются свойства ценителя, его концептуальный мир, свойства же объекта остаются в «тени».

При оценочной ситуации объективного типа, напротив, центр тяжести переносится на объект: Этот человек − талантливый мастер. Жизнь − великий урок.

Здесь отражается наиболее полно связь субъективно-объективных факторов оценочной семантики с выбором её языковых представлений.

Третий тип (предикативный) характеризуется выражением оценки скрытого, теневого характера: Гений! Молодец! Злодей!

Данная оценка отмечается высокой эмоциональностью и воздействием на слушающего. В этом случае вербализован предикат − главный член односоставного предложения − безличного или номинативного.

Изменение оценочных высказываний, от эгоцентрических к предикативным, говорит о снижении роли прагматических параметров, которые характеризуют сферу говорящего, и возрастании параметров сферы слушающего, усилении влияния межличностных связей коммуникантов на строение структурно-семантических типов моделей и репрезентацию их оценочных предикатов.

Выбор типа оценочной ситуации связан, несомненно, с темой текста, функциональной принадлежностью текста.

В работах Скобликова Е.С. [21], Виноградов В.В. [7], Ковалев Н.С. [15], Сковородникова А.П. [20] исследуются экспрессивно-синтаксические фигуры языка, одной из функций которых является выражение оценочного отношения говорящего к происходящему. «Экспрессивные формы речи не только отражают субъективно-характеристическую и идейную оценку, а также выражают стиль личности, социальной группы» [8, с.247].

Авторы называют такие экспрессивно-синтаксические конструкции, как лексический повтор, метафорические словосочетания и предложения, риторический вопрос, предложения, содержащие обособленные группы, цепочки номинативных предложений и т.д.

Таким образом, оценка как самостоятельная категория отличается богатой палитрой разноуровневых средств выражения в языке. В лингвистике существуют различные способы выражения оценочного значения.


ГЛАВА 2. ВИДЫ ОЦЕНКИ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ

Художественному стилю, как и разговорному, сугубо рациональная оценка не свойственна. Избегает художественный текст и открытых обобщенно-логических оценок. Их редкое использование в авторской речи всегда сопряжено с привнесением в произведение публицистического начала. Рационально-оценочные единицы в художественном стиле окрашиваются в эмоциональные тона за счет их контекстного окружения. Типичным является сочетание слова с прямым или непрямым сигналом эмоциональности: «Хорошо просыпаться, когда с первой мыслью приходит чувство, что тебя ждет радость» (В. Шушкин). Основным средством выражения оценки в художественной речи являются нейтральные слова с языковой оценочной коннотацией, например «Первых ораторов слушали внимательно, потом стали перениматься с ноги на ногу уставая от однообразия речей».

Своеобразие художественного стиля в отношении оценки состоит в том, что его текстовое оценочное содержание может не совпадать с языковым или даже противоречить ему. Конкретное оценочное своеобразие языковой единицы определяется только широким контекстом, нередко – контекстом целого произведения. Так, по наблюдениям Т. В. Матвеевой в рассказе В. Шукшина «Вянет-пропадает» оценка хороший постоянно возникает в связи с сюжетной линией дяди Володи, в его прямой речи (хорошее дело, очень хорошее дело, завтра хороший день будет…). Данная оценка накладывает отпечаток на соседние конкретно-предметные реалии так, что хорошими становятся и комната, и сервант, и запланированная медвежья шкура. Однако, чем лучше все обстоит у этого персонажа, тем больше читательское раздражение по его поводу (через восприятие других персонажей и автора). И напротив, отрицательно-оценочная фраза проломиться с молотком к Игорю (с целью убийства) в рассказе В. Шукшина «Обида» имеет совершенно иное текстовое наполнение – вызывает читательское сочувствие, сострадание к Игорю (Матвеева Т. В, 1990).

В одном и том же художественном тексте могут совмещаться несовпадающие оценки, принадлежащие разным субъектам, что отражают многоаспектную «картину мира», где одновременно сосуществуют разные ценностные стереотипы. Именно в оценках часто проявляется полифония, многоголосия, которые не раз отмечали исследователи языка художественного текста (Бахтин М.М., Тынянов Ю.Н и др.). Сравним пример, который приводит М. М. Бахтин, анализируя соотношение монологического слова героя и слова рассказчика у Достоевского: «Я живу в кухне, или гораздо правильнее будет сказать вот так: тут подле кухни есть одна комната (а у нас, нужно вам заметить, кухня чистая, светлая, очень хорошая), комнатка небольшая, уголок такой скромный, то есть, или еще лучше сказать кухня большая, в три окна, так у меня вдоль поперечной стены перегородка, так что выходит как бы еще комната, нумер сверхштатный, все просторное, удобное, и окно есть, и все, одним словом, всё удобное» («Бедные люди»). Комментируя данный отрывок, Е. М. Вольф пишет: «Здесь серия оценочных слов (субъект оценки – говорящий) со знаком «+» (кухня чистая, светлая, очень хорошая, уголок такой скромны, кухня большая, всё просторное, удобное) контрастирует с описанием кухни, которая на основании общепринятых стереотипов оценки скорее характеризуется знаком «–». Но при этом оба стереотипа совмещаются в изложении рассказчика. Таким образом, подлинное понимание оценочного значения той или иной языковой единицы в художественном тексте возможно в контексте художественного целого.

Оценка в том или ином виде присутствует в любом виде текстов, даже если она не выражена эксплицитно. Оценочная позиция субъекта речи детерминируется канонами, выработанными соответствующей  эпохой, поэтому изучение оценки позволяет понять обобщенную ценностную ориентацию социума в определенный период его развития.

ГЛАВА 3. СРЕДСТВА ВЫРАЖЕНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ ОЦЕНКИ

Положительная оценка может быть передана только через положительную эмоцию - одобрение, похвалу, ласку, восторг, восхищение и т. д. Как положительная, так и отрицательная оценочность выражается чаще всего лексико-стилистическими средствами эксплицитно.
Подробнее рассмотрим субъективный и объективный факторы в оценке. Субъективный компонент предполагает положительное или отрицательное отношение субъекта к объекту (иногда его представляют в виде отношений «нравится/ не нравится», «ценить/не ценить», «одобрять/не одобрять» и т.п.), в то время как объективный компонент оценки ориентируется на собственные свойства предметов или явлений, на основе которых выносится оценка. И субъект и объект оценки предполагают существование обоих факторов - субъективного и объективного [10, с.23]. Так, субъект, оценивая предметы или события, опирается, с одной стороны, на свое отношение к объекту оценки (нравится/ не нравится), а с другой стороны, на стереотипные представления об объекте и шкалу оценок, на которой расположены присущие предмету признаки. В то же время в оценочном объекте сочетаются субъективные (отношение субъект - объект) и объективные (свойства объекта) признаки. Так, когда речь идет о том, что вода теплая/холодная, подразумеваются и свойства самой воды и ощущения субъекта.

Прилагательные, пожалуй, основной способ выражения оценки в русском языке. Например, красивый, смешной, приятный, красный, страшный, серьезный, серый, зеленый, а также наречия: хорошо, плохо, здорово и т. д.

Например: «Сегодня яркий солнечный день!» – выражается мнение о данном дне. Мы понимаем, что это положительная оценка, хотя прямого указания нет. Здесь важны ассоциация, которая у нас есть с солнечным днем, и сама коннотация этого слова. Понятия «яркий» и «солнечный» вызывают у нас положительные эмоции, равно как если бы мы видели слова «пасмурный» и «хмурый» – слова, изначально имеющие отрицательную коннотацию, которые вызывают соответствующие эмоции у человека. Оценочная функция прилагательных может меняться в зависимости от контекста. Например: «Мы купили две плитки темного шоколада» и «Это был темный, непросвещенный народ».

Положительную оценку могут выражать еще и всевозможными междометиями: «Вау!»; «Класс!»; «Ура» и т. д. Это так называемые восклицания. Обычно это моментальная, сиюминутная реакция на какое-либо действие. Причем у нас совершенно определенные ассоциации. Мы не скажем «Фу! Как здорово!» Это уже момент стилистики и закрепления некоторых слов за определенными понятиями.

Оценку предмета могут содержать и существительные. Чаще всего это существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Например: ручки, пальчики, ножки и т. д. Обычно они содержат положительную коннотацию, которая относится к предмету. Но слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами могут быть и с отрицательной коннотацией, когда это насмешка.

Положительная оценка может также выражаться интонацией. Так можно выражать восхищение, одобрение, хорошее расположение и т. д. На письме эти предложения будут употребляться чаще с восклицательным знаком.

Рассмотрим, как положительная оценка представлена в драматургическом произведении А. П. Чехова «Вишневый сад».

Епиходов.… Это просто даже замечательно!

Дуняша.  Он меня любит, так любит!

Положительная оценка, об этом говорит наречие замечательно, экспрессивное выражение оценки, подкрепленное восклицательным знаком. Он меня любит, так любит! Оценка через отношение к человеку, через чувства.

Любовь Андреевна. Детская, милая моя, прекрасная комната…

Какие чудесные деревья!

Боже мой, воздух! Скворцы поют!...

О, мое детство, чистота моя!

Какой изумительный сад!

Положительное отношение субъекта к объекту, выраженное прилагательными сравнительной степени прекрасная, изумительная, чудесные - высокая эмоциональность.

Дуняша. Благолепие!..

Боже мой, О…. Конструкции типа междометия. Секундная реакция на происходящее, заложенное положительное впечатление об этом слове у говорящего.

Аня.…хорошенький семилетний мальчик. Прилагательное для положительной оценки с уменьшительно-ласкательным суффиксом –еньк-.

В тексте есть авторские комментарии перед репликами, которые заранее настраивают на тон читаемого: (радостно, сквозь слезы), (глядит в свою дверь, нежно),(ласкаясь.) 

Примеров положительной оценки из произведения «Вишневый сад» можно привести много. Как мы видим, положительная оценка представлена в этом тексте и синтаксически, и морфологически, и интонационно.

ГЛАВА 4. СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ ОТРИЦАТЕЛЬНОЙ ОЦЕНКИ

Отрицательная оценка передается через отрицательную эмоцию — неодобрение, неприятие, осуждение, досаду, раздражение, пренебрежение, презрение и т. д.

С выражением отрицательной оценки связано нарочитое отступление от норм любого языкового уровня (орфоэпических, грамматических, стилистических и др.). Отступление от литературной нормы разрушает автоматизм восприятия формальной стороны речевого сообщения и привлекает внимание адресата. В частности, это может быть отход от нормативного произношения, имитация иноязычной, просторечной или диалектной речи. Через акцентирование манеры произношения дается отрицательная характеристика определенному социальному типу людей. Например: «Людям, знакомство которых с современными информационными технологиями ограничивается телевизором, непонятно, чего ради топчется на бульварах эта молодежь. «Скубенты бунтують… а чаво бунтують» (А. Фролов)

Для выражения отрицательной оценки в произведении А. П. Чехова «Вишневый сад» автор использует различные конструкции. Например, «Я–то хорош, какого дурака свалял!» Здесь прослеживается самооценка персонажа. «Хорош» употреблено не в своем прямом положительном значении, а с отрицательной ироничной коннотацией.

Лопахин говорит о Любови Раневской: «Любовь Андреевна прожила за границей пять лет, не знаю, какая она теперь стала… Хороший она человек. Легкий, простой человек. Помню, когда я был мальчонком лет пятнадцати, отец мой покойный — он тогда здесь на деревне в лавке торговал — ударил меня по лицу кулаком, кровь пошла из носу… Мы тогда вместе пришли зачем-то во двор, и он выпивши был. Любовь Андреевна, как сейчас помню, еще молоденькая, такая худенькая, подвела меня к рукомойнику, вот в этой самой комнате, в детской. «Не плачь, говорит, мужичок, до свадьбы заживет…».

В этом отрывке есть различные конструкции для анализа. «Хороший, легкий, простой» - оценка представлена прилагательными, но в них существует двусмысленность. Нельзя однозначно толковать, положительная это оценка или же наоборот. Сама оценка проходит через личность оценивающего субъекта. В данном контексте «хороший» - оценка со знаком «+», «легкий и простой» здесь нет однозначности. Для говорящего они являются положительными качествами человека, но для другого субъекта они же могут быть восприняты с отрицательной стороны.

В прилагательных «молоденькая, худенькая» оценка выражается посредством уменьшительно-ласкательного суффикса -еньк-. В обращении «мужичок», представленном существительным, тоже оценочным является уменьшительно-ласкательный суффикс -ок-. 

«Ударил меня по лицу кулаком» - эту конструкцию необходимо рассматривать как целое. Здесь нет слов, имеющих конкретную положительную или отрицательную оценку, но в их взаимодействии мы можем сделать вывод о ситуации (о происходящем действии) на основе этических и моральных качеств самой личности. «Ударил меня по лицу кулаком» - это действие не вписывается в рамки положительного, значит – это отрицательная оценка субъекта.

«Мужичок… Отец мой, правда, мужик был, а я вот в белой жилетке, желтых башмаках. Со свиным рылом в калашный ряд… Только что вот богатый, денег много, а ежели подумать и разобраться, то мужик мужиком… (Перелистывает книгу.)  Читал вот книгу и ничего не понял. Читал и заснул».

Здесь представлена самооценка героя. «Со свиным рылом» - явная отрицательная оценка, представленная сравнением человеческого лица со свиным. «Читал вот книгу и ничего не понял. Читал и заснул». В этом случае опять же имеет место оценка субъекта через внутренние качества. Как можно прочитать книгу и ничего не понять, а потом, не поняв, заснуть? Это характеризует героя и отрицательной стороны. Оценка передается целой ситуацией, обстоятельствами.

Лопахин.  «Очень уж ты нежная, Дуняша. И одеваешься, как барышня, и прическа тоже. Так нельзя. Надо себя помнить.»

Нежная – прилагательное, с положительной коннотацией, как барышня – оценка посредством сравнения. В данной конструкции, при рассмотрении её целиком, оценка будет являться отрицательной. Нежная – сказано с иронией, И одеваешься, как барышня, и прическа тоже. Так нельзя. Надо себя помнить – видна назидательность, оценивающему не нравится то, о чем он говорит оцениваемому.

Епиходов.  Каждый день случается со мной какое-нибудь несчастье. И я не ропщу, привык и даже улыбаюсь. Самооценка героя через описание ситуации, осознание безвыходности и смирение. Само слово несчастье уже несет в себе отрицательность.

Человек он несчастливый, каждый день что-нибудь. Его так и дразнят у нас: двадцать два несчастья… Несчастливый – прилагательное с приставкой -не-, делающей его отрицательным, двадцать два несчастья… - тоже отрицательная оценка, представленная устойчивым словосочетанием.

Аня.…было холодно...накурено, неуютно…просто ужасно…Ряд наречий, описывающих отношение субъекта к объекту, несущих в себе отрицательную оценку ситуации.

Отрицательная оценка, также как и положительная, в драматургическом произведении представлена авторской речью перед репликами.

(Она очень утомлена, даже пошатывается), (в дверях, недовольным голосом), (идет к кофейнику, озабоченно), (строго Дуняше), (возмущаясь), (сердито), (испуганно)…Большинство авторских оценок представлено глаголами и наречиями.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя основные итоги данной курсовой работы, необходимо отметить, что проведенное исследование позволило отобрать материал по оценке. Среди работ, послуживших теоретическим базисом, важно отметить научные труды Вольфа Е.М., Арутюновой Н.Д., Стернина И.А., Телия В.Н.. Именно в них наиболее полно описаны исследования в области оценки в целом в современном русском языке. Среди работ, посвященных непосредственно оценке и средствам её выражения, необходимо выделить труды Вендиной Т.И., Золотовой Г.А., Виноградова В.В., Головиной Л.Н., Маркеловой Т.В., Сковородникова А.П., Королевой Н.С.

Оценка - субъективное выражение значимости предметов и явлений окружающего нас мира для нашей жизни и деятельности; умственный акт, в результате которого устанавливается отношение субъекта к оцениваемому объекту с целью определения его значения для жизни и деятельности субъекта; задана физической и психической природой человека, его бытием и чувствованием, задает мышление и деятельность, отношение к другим людям и предметам действительности, его восприятие искусства.

Компоненты оценкисубъект (лицо/социум, определяющее ценность того или иного предмета, путем выражения оценки), объект (предмет или явление, которому приписывается ценность/ антиценность), основание (мотивация оценки или оценочный признак, то, с точки зрения чего производится оценивание), характер (признание ценности объекта оценки).

Средства выражения оценки: интонационные (изменение частотных, динамических и временных компонентов речевого сигнала), графические (использование курсива, кавычек, с целью выделения, привлечения внимания к заключённой в них информации), словообразовательные (идея связи сознания со структурой языка), лексические (рассматриваются имена существительные, имена прилагательные, глаголы, наречия) и синтаксические средства (заключаются преимущественно в его способности передавать тончайшие оттенки мысли).

Имя прилагательное является основным способом выражения оценки в русском языке. Например, красивый, смешной, приятный, красный, страшный, серьезный, серый, зеленый, наречия: хорошо, плохо, здорово, также существительные (прелесть, чудо, красота, загляденье, блеск, кайф (жарг.) и т. д.

Оценки, соответственно, могут быть разнообразными: положительными, отрицательными, одобрительными, неодобрительными, равнодушными. И равнодушие тоже будет оценкой.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1.  Арутюнова Н.Д. Типы языковых значений: Оценка. Событие. Факт. М.: Наука, 1988. – 347 c.
  2.  Арутюнова Н.Д. Метафора в языке чувств / Н.Д. Арутюнова // Язык и мир человека. – М., 1999. – 385 с. 
  3.  Балли Ш. Французкая стилистика. – М.: УРСС, 2003. – 394с.
  4.  Булыгина Т.В., Крылов С. А. Категории // ЭЛС, М., 1998 – 216 c.
  5.  Вардзелашвили Ж.А. Категория метафоричности в языке // Славистика в Грузии №3, Тб., 2002. – 31 c.
  6.  Вендина Т.И. Семантика оценки и её манифестация средствами словообразования // Славяноведение. – 1997. − №4. – 52 c.
  7.  Виноградов В.В. Проблемы русской стилистики. – М.: Высшая школа, 1981. – 320 с.
  8.  Виноградов В.В. Русский язык. Грамматическое учение о слове. − М.: Высшая школа, 1986. – 640 с.
  9.  Вольф, Е.М. Метафора и оценка. Метафора в языке и тексте / Е.М. Вольф. – М.: Просвещение, 1988. – 65 с. 
  10.  Вольф Е.М. Функциональная семантика оценки. Изд. 2-е, доп. - М.: Наука, 2002. - 280 с.
  11.  Гибатова Г.Ф. Семантическая категория оценки и средства её выражения в современном русском языке / Г.Ф. Гибатова. – М.: Просвещение, 1996. – 56 с.
  12.  Головина Л.H.Семантико-прагматические особенности высказываний с местоимениями «ты», «вы» в составе темы Текст. / Л. Н. Головина // Вестник ЦМО. М.: Наука, 1998. - № 1. – 175 c.
  13.  Джонсон М., Лакофф Д. Метафоры, которыми мы живем / М. Джонсон, Д. Лакофф // Теория метафоры. – М., 1990. – 213 c. 
  14.  Золотова Г.А. О категории оценки в русском языке // Русский язык в школе. 1980. № 2.
  15.  Ковалев Н.С. Субъект оценки как компонент семантики предложения / Н.С. Ковалев. – Киев: Рад. шк., 1987. – 95 с.
  16.  Королева Т.М. Оценочность в звучащей речи / Т.М. Королева. – М.: Просвещение, 1986. – 210 с.
  17.  Маркелова Т.В. Семантика и прагматика средств выражения оценки в русском языке // НДВШ. Филологические науки. – 1995. − № 3. – 80 с.
  18.  Погорелова С.Д. Понятие и структура оценки / С. Д. Погорелова // Language and literature. -Тюмень : Изд-во Тюменск. гос. ун-та. 2003. № 16. – 42 с.
  19.  Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А., Современный русский язык. – М.: Рольф, 2001 – 448 с.
  20.  Сковородников А.П. Экспрессивные синтаксические конструкции современного русского литературного языка. – Томск: 1984. – 255 c.
  21.  Скобликова Е.С. Современный русский язык: Синтаксис простого предложения. – М., 1979. – 240 c.
  22.  Солодуб Ю.Б. К вопросу о совпадении фразеологических оборотов в различных языках / Ю.Б. Солодуб // Вопросы языкознания. – М.: Просвещение, 1982. – 114 с.
  23.  Телия В.Н. Механизмы экспрессивной окраски / В.Н. Телия // Человеческий фактор в языке: Языковые механизмы экспрессивности. – М.: Наука, 1991. – 66 с. 
  24.  Темиргазина З.К. Оценочные высказывания в современном русском языке // Дисс. …канд.филол.наук. – М.: 1999. -130 с.
  25.  Толочин И.В. Метафора: универсальное и специфическое / И.В. Толочин. – М.: Наука, 1988. – 26 с. 
  26.  Языковые средства выражения социальной оценки -http://rudocs.exdat.com/docs/index-164239.html
  27.  Способы выражения оценки в русском языке -http://www.litrasoch.ru/sposoby-vyrazheniya-ocenki-v-russkom-yazyke/
  28.  Оценочные предикаты: тип оценки и синтаксис конструкции -http://www.dialog-21.ru/Archive/2005/Serdobolskaya%20Toldova/Serdobolskaya%20Toldova.htm
  29.  Семантические основы категории имени прилагательного - http://slovari.ru/default.aspx?s=0&p=5310&0a0=8
  30.  Оценки в русском языке - http://www.lingvids.ru/lings-871-1.html
  31.  Категории имени прилагательного в русском языке - http://slovari.ru/default.aspx?s=0&p=5310&0a0=8


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

12694. ОЦЕНКА И КОНТРОЛЬ ОСВЕТИТЕЛЬНЫХ УСЛОВИЙ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПОМЕЩЕНИЙ 115.5 KB
  Лабораторная работа №3 ОЦЕНКА И КОНТРОЛЬ ОСВЕТИТЕЛЬНЫХ УСЛОВИЙ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПОМЕЩЕНИЙ по дисциплине Безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях Цель работы 1 ознакомиться с устройством и порядком применения имеющихся приборов для и...
12695. АНАЛИЗ УСЛОВИЙ ЭЛЕКТРОБЕЗОПАСНОСТИ В ТРЕХФАЗНЫХ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ СЕТЯХ НАПРЯЖЕНИЕМ ДО 1кВ 313.5 KB
  АНАЛИЗ УСЛОВИЙ ЭЛЕКТРОБЕЗОПАСНОСТИ В ТРЕХФАЗНЫХ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ СЕТЯХ НАПРЯЖЕНИЕМ ДО 1кВ Отчет по лабораторной работе № 1 по дисциплине безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях Цель работы – исследовать опасность прикосновения человека к фазно
12696. Исследовать опасность прикосновения человека к фазному проводу электрической сети напряжением до 1 кВ 393.5 KB
  Цель работы – исследовать опасность прикосновения человека к фазному проводу электрической сети напряжением до 1 кВ в ее нормальном и аварийном состояниях в зависимости от режима нейтрали источника питания сети активного сопротивления изоляции и емкости проводов относ...
12697. Стенд лабораторный Защита от СВЧ-излучения БЖ 5м 527.5 KB
  Цель работы: 1 ознакомить студентов с характеристиками электромагнитного излучения и нормативными требованиями к его уровням; 2 провести измерения интенсивности электромагнитного излучения СВЧдиапазона на различных расстояниях от источника; 3 оценить эффективн
12698. Расчет эффективности и паспортизации механической вентиляционной установки 1.2 MB
  Цель работы: получить навыки проведения измерений необходимых для испытания оценки эффективности и паспортизации механической вентиляционной установки. 1. ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ 1.1. Определить производительность вентилятора по замерам статического ско...
12699. ИЗМЕРЕНИЕ ВИБРАЦИИ С ПОМОЩЬЮ ИЗМЕРИТЕЛЯ ШУМА И ВИБРАЦИИ ВШВ-003-М2 802.5 KB
  Цель работы: 1 закрепить основные теоретические положения о вибрации как об опасном и вредном производственном факторе; 2 научиться оценивать вибрации на рабочих местах и определять эффективность виброизоляции. ИЗМЕРЕНИЕ ВИБРАЦИИ С ПОМОЩЬЮ ИЗМЕРИТЕЛЯ ШУМА И ВИ...
12700. Расчет электрического искусственного освещения 103.5 KB
  Расчет электрического искусственного освещения Вариант №4 Беспалова А.А. Исходные данные: наименование помещения – механический цех; размеры помещения 12×18 м2; расчетная высота подвеса 50 м; освещенность по ОСТ 32.9.81 тип светильника – УПД500; источ...
12701. Построение трехмерной модели гранной поверхности и её комплексного чертежа 1.04 MB
  Лабораторная работа №1 Построение трехмерной модели гранной поверхности и её комплексного чертежа ВВЕДЕНИЕ Данные методические рекомендации предназначаются для студентов первого курса очного обучения изучаю...
12702. Построение линии пересечения поверхностей 359.5 KB
  Лабораторная работа №3 Построение линии пересечения поверхностей ВВЕДЕНИЕ Данные методические рекомендации предназначаются для студентов первого курса очного обучения изучающих дисциплину Инженерная графи...