96748

Понятие и методы регулирования рынка

Курсовая

Политология и государственное регулирование

Рынок как экономический механизм формировался на протяжении тысячелетий в течение которых менялось и содержание самого понятия. В общем виде понятие рынок - это система экономических отношений складывающихся в процессе производства обращения и распределения товаров а также движения денежных средств.

Русский

2015-10-09

187 KB

0 чел.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3

1. Понятие и сущность рынка……………………………………………..6

         1.1 Функции рынка………………..………………………………………9

1.2  Структура рынка……………………………………….……………..14

2. Современные проблемы рынка………………………………………..19
         2.1.Понятие нетрудовых доходов населения…………………………...23 

2.2 Понятие и виды безработицы……………………………..…………25

3.Понятие и методы регулирования рынка………………………..…….30

3.1.Основы функционирования форм и методов регулирования рынка………………………………………………………………………………….34
       Заключение…………………………………………………………………37
       Список литературы……………………………………………………..…39
 

ВВЕДЕНИЕ


     Рынок  как  экономический механизм формировался на протяжении тысячелетий, в течение которых менялось и содержание самого понятия. В общем виде, понятие рынок  - это система экономических отношений, складывающихся в процессе производства, обращения и распределения товаров, а также движения денежных средств. Развитие рынка происходит  вместе с развитием товарного производства, вовлекая в обмен не только произведенные продукты, но и продукты, не являющиеся результатом труда (земля, дикорастущий лес). В условиях господства рыночных связей все отношения людей в обществе охвачены куплей-продажей.

Современная экономика развитых стран носит рыночный характер. Рыночная система оказалась наиболее эффективной и гибкой для решения основных экономических проблем. Она формировалась не одно столетие, приобрела цивилизованные формы, и, по всей видимости, будет определять экономический облик будущего во всех странах мира.

В мировой хозяйственной практике рыночное регулирование в рациональном виде стало возникать сравнительно недавно. На протяжении нескольких столетий рынок функционировал почти целиком стихийно. Bo-второй половине XVIII в. такое положение было даже теоретически подкреплено известной идеей А. Смита о «невидимой руке»1, которой обосновывалась ведущая роль неуправляемого рынка. С тех пор эту идею активно развивали и пропагандировали другие классики буржуазной политической экономии, неоклассики, либеральные теоретики, а с середины прошлого века и монетаристы. 

Тем не менее, объективные потребности хозяйственной жизни рано или поздно взяли свое. Активное вмешательство государственной власти в рыночную экономику начинается вместе с активным вызреванием капитализма. В эпоху первоначального накопления капитала это особенно проявилось в виде политики протекционизма. Она заключалась в поощрении со стороны государства тех национальных отраслей, которые были наиболее прибыльны для нарождающейся буржуазии. Такая политика проводилась в Англии и Франции уже в XVII в., а в России – со времен Петра I.

Еще более активизируется роль государственной власти в рыночной экономике в годы Первой мировой войны. В.И. Ленин назвал этот процесс огосударствлением экономики, возникновением государственно-монополистического капитализма2.

Следующее усиление координирующего начала в народном хозяйстве связано с «новым курсом» Ф. Рузвельта в США, во многом основанным на кейнсианских теоретических положениях. Далее в этом плане надо отметить время Второй мировой войны и послевоенный восстановительный период в ряде стран (особенно в ФРГ, Японии, Южной Корее). Весьма значительное государственное влияние на товарно-денежное обращение, как и на экономику в целом, наблюдается сейчас почти во всех крупных капиталистических странах.  В некоторых из них (например, в Японии и Франции) созданы центральные прогнозирующие и планирующие органы. 

Главный принцип рыночной экономики декларирует право любого хозяйствующего субъекта, будь то человек, семья, группа, коллектив предприятия, выбирать желаемый, целесообразный, выгодный, предпочтительный вид экономической деятельности и осуществлять эту деятельность в любой допускаемой законом форме. Закон же призван ограничивать и запрещать те виды экономической и хозяйственной деятельности, которые представляют реальную опасность жизни и свободе людей, общественной стабильности, противоречат нормам морали. Все остальное должно быть разрешено как в форме индивидуальной трудовой, так и в ее коллективных и государственных формах деятельности.

Таким образом, в рыночной экономике действует следующий исходный принцип: «Каждый субъект вправе избирать для себя произвольную форму экономической, хозяйственной деятельности, кроме запрещенных законом, ввиду их общественной опасности»3.

Актуальность выбранной темы обусловлена переходом от административно-командной модели к рыночной экономике в России. Длительное время в стране отвергались товарно-денежные отношения соответствующие им форм собственности, а практика развития национальной экономики почти полностью была изолирована от мирового рынка. Разрушалось натуральное и полунатуральное хозяйство, которое служит своеобразным буфером, смягчающим многие острые проблемы процесса становления рынка (безработица, нехватка товарного продовольствия). В результате этих и многих других проблем стали постепенно развиваться рыночные отношения и сам рынок.

Все вышеперечисленные факторы и обусловили актуальность нашего исследования.

Цели исследования состоят в изучении современных проблем и методов регулирования рынка.

В развитие этой цели можно выделить следующий круг задач:

- дать понятие рынка;

- рассмотреть современные проблемы рынка;

- определить методы регулирования рынка.

1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ  РЫНКА

Рынок – одна из важнейших достижений человеческой цивилизации. Его зачатки относятся к древним. С развитием товарных отношений трансформировалось и само содержание понятия «рынок»4 (это, кстати, одна из причин существования множества определений рынка).

Первоначально рынок рассматривается как базар, место розничной торговли, рыночная площадь. Объясняется это тем, что появился рынок еще в период первобытного общества, когда обмен между общинами только становился более или менее регулярным, лишь приобретал форму товарного обмена, который осуществлялся в определенном месте и в определенное время. С развитием ремесла и городов торговля, рыночные отношения расширяются, за рынком закрепляются определенные места, рыночные площади. Такое понимание рынка сохранилось и до наших времен как одно из значений слова.

С дальнейшим развитием товарного обмена, появлением денег, товарно-денежных отношений возникает возможность разрыва купли-продажи во времени и пространстве, и характеристика рынка только как места торговли уже не отражает реальность, ибо формируется новая структура общественного производства – сфера общения, которая характеризуется обособлением материальных и трудовых ресурсов, затрат труда с целью выполнения определенных специфических для обращения функций. В результате возникает новое понимание рынка как формы товарного и товарно-денежного обмена (обращения).

Рынок в своем развитии прошел длительный путь. Весь исторический опыт развития человечества свидетельствует о том, что рыночный механизм - это великое детище цивилизации, которое можно сравнить с открытиями огня, металла, электроники, программирования, генной инженерии и т. п.

В отличие от других научных и технических открытий рынок есть творение коллективного человеческого гения.

Именно установление хозяйственных связей между многочисленными хозяйственными субъектами, каждый из которых стремится реализовать свой экономический интерес, и обеспечивает нормальное беспрерывное функционирование национальной экономики. Поэтому основополагающую характеристику рынка можно свести к следующему определению: рынок – это система экономических связей между хозяйственными субъектами, которая базируется на меновых отношениях и платности всех благ и услуг. Такое определение рынка позволяет избежать упрощенных и по сути своей неверных его трактовок. Когда мы говорим о рынке, то непременно должны подразумевать всю совокупность структур экономических отношений между хозяйственными субъектами на принципе возмездности представляемых товаров и услуг.

Поэтому в экономической науке под рынком понимается совокупность отношений в сфере обмена, посредством которых осуществляется реализация товаров и окончательное признание общественного характера затрат на их производство. Рынок выступает в качестве господствующего и определяющего способа связи между обособленными производителями на основе общественного разделения труда. В условиях товарного производства рыночные связи охватывают всю систему и всех субъектов экономических отношений. В состав рынка входят и предприниматели, и работники, продающие свою рабочую силу, и конечные потребители, и владельцы ссудного капитала, собственники ценных бумаг и т.д.

Углубленное понимание категории «рынок» требует учета его места во всей системе общественного воспроизводства.

Эта система включает в себя четыре сферы экономической деятельности:  производство, распределение, обмен,потребление.

Хотя конечной естественной целью экономической жизни является потребление важнейшей сферой экономики является производство. Без его развития не может быть никакого рынка, именно производство рождает товарную массу. В изменении производственной сферы — ключ ко всем изменениям в других сферах экономики. Это особенно важно для формирования рыночных отношений там, где их еще нет. Если начинать с реформации обращения и не добиваться сначала крупных производственных результатов, то никакого рынка не возникнет.

Однако между производством и потреблением находятся и другие сферы. За производством следует распределение, т.е. система, определяющая, кому достанутся непосредственные результаты производства, кто станет собственником произведенной продукции. Распределение играет огромную роль в складывании социальных отношений между людьми, в определении материального положения различных слоев общества.

Но распределение — это не только следствие производства. От того, как распределяются результаты труда, во многом зависит эффективность производственного процесса.

Хотя обмен занимает третье место в иерархии сфер экономики, он, подобно распределению, оказывает сильное обратное воздействие на производство. Это становится наглядным при рассмотрении функций рынка, о которых будет сказано ниже. Во всяком случае, сфера обмена играет огромную роль во всей системе общественного хозяйства, а поэтому и развитие рынка как совокупности отношений товарного обмена приобрело чрезвычайную историческую значимость.

  1.  Функции рынка

Функции рынка, утвердившиеся в обществе рыночные отношения оказывают огромное воздействие на все стороны хозяйственной жизни, выполняя ряд существенных функций.

Основные функции рынка:

- интегрирующая,  

- регулирующая, 

- посредническая,

- стимулирующая, 

- информационная,

-  экономическая,

- ценообразующая,  

- реализация интересов рыночных субъектов,

-  контролирующая. 

Интегрирующая функция – состоит в соединении сферы производства (производителей), сферы потребления (потребителей), а также торговцев – посредников и включении их в общий процесс активного обмена продуктами труда и услугами. Без рынка производство не может служить потребителю, а потребитель не может удовлетворить свои потребности.

Регулирующая функция предполагает воздействие рынка на все сферы экономики, обеспечивает согласование производства и потребления в ассортиментной структуре, сбалансированность спроса и предложения по цене, объему и структуре,  пропорциональности в производстве и обмене между регионами, сферами национальной экономики.

Рынок дает ответы на вопросы: «что производить?», «для кого производить?», «как производить?»5.

Стимулирующая функция состоит в побуждении производителей к созданию новой продукции, созданию необходимых товаров с наименьшими затратами получением достаточной прибыли; стимулировании научно-технического прогресса и на его основе – интенсификации производства, в эффективности функционирования всей экономики. Выполнение рынком стимулирующей функции очень важно для развития экономики. Например, без давления рынка работники предприятия будут избирать директорами не лучших специалистов, а наиболее популярных и менее требовательных людей, а в результате – падение объемов производства и уровня индивидуального материального благосостояния.

Ценообразующая (или эквивалентная) функция – это установление ценностных эквивалентов для обмена продуктов. При этом рынок сопоставляет индивидуальные затраты труда на производство товаров с общественным эталоном, то сеть соизмеряет затраты и результаты, выявляя ценность товара посредством определения не только количества затраченного товара, но и его полезность.

Важную роль в рыночном регулировании имеет соотношение спроса и предложения, существенно влияющее на цены. Растет цена — это сигнал к расширению производства, падает — сигнал к сокращению. В результате стихийные действия предпринимателей приводят к установлению более или менее оптимальных экономических пропорций. Действует регулирующая «невидимая рука», о которой писал еще Адам Смит: «Предприниматель имеет в виду лишь свой собственный интерес, преследует собственную выгоду, причем в этом случае он невидимой рукой направляется к цели, которая совсем не входила в его намерения. Преследуя свои собственные интересы, он часто более действенным способом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится служить им»6.

В современных условиях экономика управляется не только «невидимой рукой», но и государственными рычагами, однако регулирующая роль рынка продолжает сохраняться, во многом определяя сбалансированность народного хозяйства.

Контрольная функция рынка -  выполняет роль главного контролера конечных результатов производства. На рынке выявляется, в какой мере нуждам покупателей соответствует не только количество, но и качество товаров и услуг.

Посредническая функция обеспечивает встречу экономически обособленных производителей и потребителей с целью обмена результатами труда. Без рынка невозможно определить, насколько взаимовыгодна та или иная экономическая и технологическая связь между участниками общественного производства. Потребитель имеет возможность выбора оптимального продавца – поставщика, а продавец – наиболее подходящего покупателя.

Информационная функция даёт участникам рынка через постоянно меняющиеся цены, процентные ставки на кредит объективную информацию о спросе и предложении товаров и услуг на рынке. Современный рынок превращается в гигантский компьютер, собирающий и обрабатывающий огромные объёмы информации и  выдающий обобщённые данные о состоянии и условиях реализации товаров и услуг.

Функция экономичности предполагает сокращение издержек обращения в сфере потребления (затрат покупателей на покупку товаров) и соразмерности спроса населения с заработной платой.

Функция реализации интересов рыночных субъектов обеспечивает взаимосвязь интересов продавцов и покупателей. Экономический интерес продавцов состоит в получении большого дохода, а покупателя – в удовлетворении потребности с наименьшими затратами. Соединение этих интересов предполагает обмен нужными друг другу полезностями и эквивалентность рыночной сделки.

Из сущности рынка и его функций логически вытекает и его роль в общественном производстве, которая сводится к следующему:

- выдавать сигнал производству с помощью обратных «первичных» связей: что, в каком объеме и какой структуре следует производить;

- уравновешивать спрос и предложение, обеспечивать сбалансированность экономики;

- дифференцировать товаропроизводителей в соответствии с эффективностью их работы и нацеленностью на покрытие рыночного спроса;

- «санитарная» роль рынка (сводиться к вымыванию неконкурентоспособных предприятий и свертыванию устаревших производств).

Принимая во внимание, что рынок есть определенный способ функционирования хозяйственной жизни,  определенное ее динамическое состояние, необходимо признать, что в этом случае экономике должен быть свойствен ряд признаков (принципов), позволяющих характеризовать ее как рыночную. Такими принципами являются:

- наличие в экономике разнообразных форм собственности (полиморфизм собственности) и многообразных форм хозяйствования, а также свободной конкуренции между ними, свобода участия всех хозяйственников в конкуренции и выхода из нее, достаточное  количество производителей, не менее 15-20 изготовителей однотипной продукции;

- обеспечение свободы хозяйственной деятельности, свобода выбора партнеров по хозяйственным связям, самостоятельность, независимость и ответственность за хозяйственные решения рыночных субъектов, их способность самостоятельно заключать контракты, договора, размещать и принимать заказы; способность свободно распоряжаться частью своих доходов; отсутствие жесткого административного товарного распределения (по карточкам, талонам, фондирования и др.) т.е. свободная купля-продажа;

- формирование механизма свободного ценообразования, право рыночных субъектов самим устанавливать цены. Это не жесткое условие, ибо классический рынок как бы задает из вне «невидимой рукой» цену покупателям и продавцам. Наличие союзов производителей и потребителей как своеобразная реакция на цены, которое не устраняет рынок;

- свободное маневрирование ресурсами, их наличие, обеспечивающее мобильность в использовании факторов производства для его развития; возможность изменить условия производства, его технологию, свободное перемещение любых капиталов в любую сферу приложения; недогрузка – это обязательное условие для функционирования здоровой рыночной экономики;

- полнота и доступ к информации о состоянии рынка всех хозяйственников;

- наличие рыночной инфраструктуры, т.е. комплекса отраслей, систем, служб, предприятий, обслуживающих рынок;

- сохранение на ряду с распространением рыночных отношений значительного нерыночного сектора экономики;

- последовательная интеграция национальной экономики в систему мирохозяйственных связей;

- обеспечение со стороны государства социальных гарантий гражданам, предоставления всем равных возможностей в «зарабатывании средств» и поддержка нетрудоспособных и социально уязвимых членов общества.

1.2 Структура рынка

Структура рынка — это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка, их удельный вес в общем объеме рынка.

Признаками любой структуры являются:

а) тесная связь между ее элементами

б) определенная устойчивость этих связей;

в) целостность, совокупность данных элементов.

Совокупность всех рынков, расчлененных на отдельные элементы на основе самых разнообразных критериев, образует систему рынков.

Можно выделить следующие критерии для характеристики структуры и системы рынка:

Первый – по объектам:

  •  рынок товаров и услуг (потребительский рынок);
  •  рынок факторов производства;
  •  финансовый рынок;
  •  рынок научно-технических разработок, патентов;
  •  рынок информации;
  •  рынок средств обращения;
  •  рынок отдельных товаров или товарных групп (мяса, одежды, обуви);
  •  рынок лицензий и др.

Рынок товаров и услуг (потребительский рынок) -  исторически первоначально возник именно он. Описывая товарное хозяйство и рыночную систему, мы тем самым описывали историю и механизм функционирования рынка товаров и услуг. Мы можем лишь дополнительно указать на организацию самого этого рынка и конкретные, его формы. Это товарные биржи, множество других форм оптовой и розничной торговли, маркетинга и маркетинговых организаций и т. д. Исторически, развиваясь и совершенствуясь по мере созревания, объективных экономических условий, от рынка товаров и услуг отделялись рынки факторов производства. Это делало рынки целесообразнее и рациональнее, более специализированными, следовательно, более совершенными7.

Рынок жилья до недавнего времени в нашей стране существовал в виде купли-продажи частных домов, дач и других владений подобного рода, а также кооперативных квартир, которые могли быть проданы и куплены. В связи с приватизацией государственного жилого сектора можно ожидать формирования полноценного, а не ограниченного узкой зоной обмена или теневой продажи «по договоренности» рынка жилья, охватывающего все виды жилой площади. Это покончит с вопиющей социальной несправедливостью, когда (зачастую обеспеченные) люди получают жилье бесплатно, а другие покупают за полную стоимость.

Рынок факторов производства. Объектами купли-продажи на этом рынке являются земля, рабочая ста в средства производства (капитал). Соответственно, можно различать и сегменты этого рынка: рынок земли, рынок труда, рывок капиталов.

Рынок инвестиций представляет собой одну из разновидностей денежного рынка, в котором объектом рыночных отношений являются капиталовложения.

Финансовый рынок — это, рынок, где покупаются и продаются финансовые средства: деньги, облигации, акции, векселя в другие ценные бумаги. На этом рынке формируются ссудный процент, курс валют и ценных бумаг. Финансовый рынок является и самым совершенным рынком6.

Рынок инноваций, т.е. нововведений, изобретений, рационализаторских предложений, практически также отсутствовал в нашей экономике. Переход к рыночной экономике дает основание рассматривать инновации как товар, который целесообразно продавать по рыночным ценам, что, несомненно, должно привести к ускорению научно-технического прогресса.

Рынок информационных продуктов — это особый рынок, предметом купли-продажи здесь являются книги, газеты, картины, различного вида реклама и великое множество других предметов и видов деятельности, несущих людям необходимую информацию. Такой рынок у нас существует. Но если понимать информационный продукт в широком смысле слова, включая в него и интеллектуальный, т.е. научный, культурный, духовный, образовательный продукт, то рынок подобной продукции только формируется. Определенное распространение получают в качестве объекта купли-продажи программы для ЭВМ

Рынок лицензий — это часть рынка инноваций. Объектом купли и продажи здесь служат патентные и беспатентные лицензии на передачу изобретений, технологического опыта, промышленных секретов и коммерческих знаний, использование товарных знаков и т.д. Это торговля технологией. В современных условиях наибольшее распространение в международной практике получили лицензионные соглашения, предусматривающие комплексный технологический обмен с предоставлением ноу-хау (информации, представляющей технические знания и практический опыт, имеющей коммерческую ценность и не обеспеченную патентной защитой: спецификаций, формул, рецептур, документации, схем организации производства, характеристик технологического процесса и пр.) и инжиниринговых услуг по промышленной реализации передаваемой технологии.

Второй критерий: по субъектам:

  •  рынок покупателей;
  •  рынок продавцов;
  •  рынок государственных учреждений,
  •  рынок промежуточных продавцов посредников.

На рынке покупателей предложение должно превышать спрос, тогда покупатель сравнивает между собой разные сорта товаров, их цены и оказывает предпочтение тому или иному товару. Здесь есть конкуренция производителей и торговцев, что характерно для современных развитых национальных и международных рынков.

Рынок продавца характеризует значительное превышение спроса над предложением. Здесь главную роль играет количество товаров и услуг, качеству уделяется минимальное внимание. Ни о предпродажном, ни о послепродажном сервисе не упоминается, все продается сразу, как бы «с колес», так как конкуренция между производителями отсутствует, товарный ассортимент беден. Торговля работает по принципу: «Бери, что дают!» Таков был наш рынок.

Рынок государственных учреждений включает совокупность актов купли-продажи государственных организаций, федерального правительства, штатов, местных органов власти, закупающих или арендующих товары, необходимые им для выполнения своих основных функций по отправлению власти.

Рынок промежуточных продавцов выражает совокупность экономических отношений лиц и организаций, приобретающих товары для перепродажи или сдачи их в аренду другим потребителям с выгодой для себя.

Третий критерий: по географическому положению:

  •  местный (локальный) рынок;
  •  региональный рынок;
  •  национальный рынок;
  •  мировой рынок.

Мировой рынок — это не только совокупность национальных рынков различных государств, экономические связи между которыми определены международной торговлей (в том числе торговля лицензиями, услугами, международное перемещение капиталов и т.д.), но и их качественно новый уровень7.

Четвертый критерий: по уровню насыщения:

  •  равновесный рынок;
  •  дефицитный рынок;
  •  избыточный рынок.

Пятый критерий: по степени зрелости:

  •  неразвитый рынок;
  •  развитый рынок;
  •  формирующийся рынок.

Шестой критерий: по степени ограниченности конкуренции:

  •  свободный рынок;
  •  монополистический рынок;
  •  олигополистический рынок;
  •  смешанный рынок.

Седьмой критерий: по соответствию действующему законодательству:

  •  легальный рынок;
  •  нелегальный («черный» и «серый») рынок.

Восьмой критерий: по отраслям:

  •  автомобильный рынок;
  •  компьютерный рынок и т.д.

Девятый критерий: по характеру продаж:

  •  оптовый рынок;
  •  розничный рынок.

Десятый критерий: с учетом ассортимента товаров:

  •  замкнутый рынок, на котором представлены товары только первого производителя;
  •  насыщенный рынок, на котором множество сходных товаров многих производителей;
  •  рынок широкого ассортимента, на котором есть ряд видов товара, связанных между собой и направленных на удовлетворение одной или нескольких связанных между собой потребностей;
  •  смешанный рынок, на котором имеются разнообразные товары, не связанные между собой.

  

2. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЫНКА

Современный рынок - это сложнейшая система взаимоотношений производителей и потребителей, продавцов и покупателей, их хозяйственных связей, включая прямые непосредственные многозвенные контакты с участием посредников.

У рыночного механизма есть как преимущества, так и недостатки.

К его преимуществам относят:

1. экономическую демократию - свободу выбора и действий потребителей и покупателей (они независимы в принятии своих решений, заключении сделок);

2. эффективное распределение ресурсов;

3. гибкость, высокая адаптивность к изменяющимся условиям, способность к удовлетворению разнообразных потребностей, повышению качества товаров и услуг, быстрой корректировке неравновесия.

В чем же проявляются несовершенства, или, как их нередко называют, провалы рынка?

1. Рынок не способен противостоять монополистическим тенденциям. В условиях рыночной стихии неизбежно возникают монополистические структуры, ограничивающие свободу конкуренции. При бесконтрольности рыночной среды формируются и укрепляются монополии. Создаются неоправданные привилегии для ограниченного круга субъектов рынка.

Чтобы поддержать чрезвычайно высокие цены, монополисты искусственно сокращают производство. Это вызывает необходимость регулирования цен, скажем, на продукцию сырьевых монополий, электроэнергию, транспорт.

2. Рынок не заинтересован и не способен производить общественные блага («общественные товары»). Эти товары либо вообще не производятся рынком, либо поставляются им в недостаточном количестве.

Особенность общественных товаров состоит в том, что ими может пользоваться каждый, но не обязан за них платить. К тому же обычно нельзя ограничить их использование.

3. Рыночный механизм не пригоден для устранения внешних (побочных) эффектов, так называемых экстерналий. Экономическая деятельность в условиях рынка затрагивает интересы не только его непосредственных участников, но и других людей. Ее последствия нередко носят негативный характер.

По мере роста общественного богатства проблема внешних эффектов становится все более острой. Увеличение количества автомобилей в пользовании сопровождается загрязнением воздуха. Целлюлозно-бумажные комбинаты отравляют водные источники. Широкое применение химических удобрений делает продукты питания непригодными для употребления.

Сам рынок не способен устранить или компенсировать ущерб, наносимый внешними эффектами. Соглашение между заинтересованными сторонами без внешнего вмешательства может быть достигнуто шить в редких случаях, когда отрицательный эффект незначителен. На практике при возникновении серьезных проблем необходимо вмешательство государства. Оно вводит жесткие нормативы, ограничения, использует систему штрафов, определяет границы, которые не вправе переступать участники хозяйственной деятельности.

4. Рынок не обладает способностью обеспечивать социальные гарантии, нейтрализовать чрезмерную дифференциацию в распределении доходов. Рынок по своей природе игнорирует социальные и этические критерии, т.е. справедливость при распределении ресурсов и доходов. Он не обеспечивает стабильную занятость трудоспособного населения. Каждый должен самостоятельно заботиться о своем месте и обществе, что неизбежно ведет к социальному расслоению, усиливает социальную напряженность.

В современном мире огромные различия в жизненном уровне людей не только сохраняются, но и усиливаются.

Еще одна проблема  рынка  заключается в возможности нетрудовых доходов населения.

5. Современный рынок таит в себе опасность безработицы. Реальность безработицы в условиях рыночной экономики подтверждается многими историческими фактами. Несомненно, что в массовом виде она возникла именно в странах с развитым товарным производством, прежде всего в Англии. Причем наибольшая величина относительного перенаселения тесно связана с экономическими кризисами. Скажем, во время мирового кризиса 1857 г. безработица среди членов профсоюза английской металлообрабатывающей промышленности достигла 12%. В этот же период в США только в Нью-Йорке число «лишних людей» превысило 150 тысяч.

Каково же положение в постсоветской России? Следовало ожидать, что по мере продвижения к развитому рынку и здесь тоже возникнет реальная угроза безработицы. Так оно и произошло. Уже в ходе перестройки стала активно формироваться армия «лишних людей». За 90-е годы их количество почти постоянно возрастало и к началу 2010 г. (по данным Росстата) составило более 7,7 млн. человек (официально зарегистрированы в органах занятости как безработные 2,3 млн человек).

6. Рыночный механизм порождает неполную и асимметричную информацию. Только в условиях полностью конкурентной экономики все участники рынка обладают достаточно исчерпывающей информацией о ценах и перспективах развития производства. Но сама конкуренция заставляет фирмы скрывать реальные данные о положении дел. Информация стоит денег, и экономические агенты - производители и потребители - обладают ею в различной степени.

7. Функционирование рыночных отношений связано с существенными нравственными издержками. В современной России распространение рыночных отношений сопровождается резким падением нравственности. Бродяжничество, проституция, наркомания, детская беспризорность, заказные убийства стали обычными явлениями. Особенно тревожит, что рыночная экономика активно втягивает в преступный мир наше подрастающее поколение. Уже немало мальчиков и девочек готовы за деньги идти на любое правонарушение, даже на убийство. Обычным явлением становятся воры в 10-11 лет и проститутки в 14.

Таким образом, рынок (даже в его развитом, цивилизованном виде) нельзя понимать как нечто однозначно положительное, как некое чудодейственное средство от экономических и социальных бедствий. Напротив, это весьма сложный, противоречивый,  можно сказать,  обоюдоострый феномен.

2.1 Понятие  нетрудовых доходов населения

Доходы населения — это сумма денежных средств, материальных ценностей и услуг, полученных от трудовой и нетрудовой деятельности за определенный период времени.

В связи с тем, что в рыночной экономике основная часть потребительских благ и услуг реализуется за деньги, уровень потребления населения определяется главным образом уровнем доходов.

Доходы проявляются как результат распределения произведенного продукта. Полученные в процессе производства доходы подлежат первичному и вторичному распределению. Первичным называется такое распределение дохода, которое формируется непосредственно в процессе производства без вмешательства государства. Вторичное распределение доходов отражает складывающееся перераспределение доходов между его отдельными получателями, производимое государством через прямые налоги, пенсии, пособия и другие социальные трансферты.

Доходы выступают целью действий каждого активного участника рыночной экономики, объективными и мощными стимулами его деятельности. Стремление к максимизации своего дохода диктует экономическую логику поведения любого рыночного субъекта. Высокие личные доходы приносят общественную пользу, поскольку в конечном счете они выступают источником удовлетворения общих потребностей, расширения производства, поддержания малообеспеченных и нетрудоспособных.

Доходы населения являются важным показателем уровня жизни. Доходы отдельного человека обусловливают его материальное положение, мотивы поведения, заинтересованность или безразличие к труду, отношение к согражданам и др. Распределение доходов в обществе не только фиксирует изменения в структуре производства, но и активно воздействует на него: присвоение дохода порождает стимул к новому производству, обеспечивает условия для его роста.

Все виды доходов образуют систему, поскольку они прежде всего имеют единое происхождение — новую стоимость. Этим предопределяется взаимосвязь различных доходов в обществе и границы их сосуществования в единой системе. При постоянной величине совокупных доходов общества наращивание одних видов доходов возможно лишь за счет каких-либо других.

Виды доходов. Чтобы судить о величине дохода, следует населения различать его номинальное и реальное выражение. Номинальный доход — это начисленные выплаты и натуральные выдачи, поступающие в личное распоряжение получателя. Он может быть фиксированным (неизменным), расти или уменьшаться. Реальный доход — это реализованный доход, или номинальный доход.

Выделяют также обычные, или регулярно получаемые доходы (как правило, в денежной форме), спорадические, которые складываются в результате переоценки богатства, и вмененные (условно начисляемые).

В зависимости от источников доходы населения делятся на:

а) трудовые доходы, источником которых выступают трудовая деятельность в производстве и предпринимательство (заработная плата и предпринимательская прибыль). К трудовым относятся также доходы от личного подсобного и домашнего хозяйства, индивидуальной трудовой деятельности;

б) нетрудовые доходы, в том числе:

— доходы от собственности (процент за предоставленную денежную ссуду, доходы от земельной ренты, недвижимости, дивиденды и т.п.);

— доходы, получаемые в теневой экономике, в виде взяток, хищений, а также выигрыши в лотереи и т.п.;

— социальные доходы в виде трансфертных платежей, источником которых являются социальные фонды, предоставляющие денежные выплаты (пенсии, стипендии, пособия), бесплатные услуги (образования, здравоохранения) и льготы (например, по жилищно-коммунальным услугам).

2.2  Понятие и виды безработицы

Безработица – это сложное многоаспектное экономическое явление, присущее обществу с рыночной экономикой, когда часть трудоспособного населения не занята в производстве товаров и услуг, не может реализовать свою рабочую силу на рынке труда из-за отсутствия (абсолютной или относительной нехватки) подходящих рабочих мест, вследствие чего лишается заработной платы как основного источника необходимых средств к жизни.

В реальной экономической жизни безработица выступает как превышение рабочей силы над спросом на нее. Масштабы безработицы (численность безработных) в каждой определенный период развития экономики зависят от фазы делового цикла, темпов экономического роста и производительности труда, степени соответствия профессионально-квалификационной структуры рабочей силы существующему на нее спросу, конкретной демографической ситуации, государственной политики занятости. Безработица усиливается в период экономических кризисов и последующих депрессий.

Официальными безработными считаются трудоспособные граждане в трудоспособном возрасте (определяется законодательством), постоянно проживающие на территории данного государства, не имеющие работы по найму, не занимающиеся предпринимательской деятельностью, не обучающиеся в дневных учебных заведениях либо не проходящие срочной военной службы и зарегистрированные на бирже труда (в государственной службе занятости).

Современные экономисты рассматривают безработицу как естественную и неотъемлемую часть рыночного хозяйства8. В этой связи большое внимание уделяется анализу типов безработицы. Критерием разграничения видов безработицы, как правило, служат причина ее возникновения и продолжительность, а основными видами безработицы считаются структурная, фрикционная и циклическая.          

Существует несколько видов безработицы:

1.Фрикционная безработица - это когда люди уже оставили прежнюю работу, но еще не поступили на новую. Одни из них добровольно меняют место работы, другие - впервые ищут работу, третьи - закончили сезонную работу. Часть людей, ищущих подходящую работу, трудоустраивается, другие - временно оставляют работу, но, в целом, этот тип безработицы остается. Фрикционная безработица существует даже в странах, переживающих бурный экономический расцвет. Ее причина состоит в том, что работнику, уволенному со своего предприятия или покинувшему его по своей воле, требуется некоторое время для того, чтобы найти новое рабочее место. Оно должно устроить его и по роду деятельности, и по уровню оплаты. Даже если на рынке труда такие места есть, найти их удается обычно не сразу. Рост фрикционной безработицы может вызывать ряд причин: неосведомленность людей о возможности найти работу по своей специальности и с устраивающим уровнем оплаты в конкретных фирмах; факторы, объективно снижающие мобильность рабочей силы. Фрикционная безработица выше в тех странах, граждане которых предпочитают жить всю жизнь в одном и том же населенном пункте, то есть отличаются пониженной мобильностью. Фрикционная безработица незаметно переходит в другую категорию, которая называется структурной безработицей.

2.Структурная безработица - связана с изменениями в технологиях, а также с тем, что рынок товаров и услуг постоянно изменяется: появляются новые товары, которые вытесняют старые, не пользующиеся спросом. В этой связи предприятия пересматривают структуру своих ресурсов и, в частности, ресурсов труда. Как правило, внедрение новых технологий приводит либо к увольнению части рабочей силы, либо к переобучению персонала. Понятно, что структура производства не может оставаться неизменной. В результате научно-технического прогресса, технологических изменений, меняется и структура спроса на рабочую силу. Потребность в одних видах профессий сокращается, а другие специальности исчезают вовсе. Зато появляется спрос на новые профессии, ранее не существовавшие. Ряд западных экономистов выделяет особую разновидность структурной безработицы - безработицу ожидания, которая возникает вследствие значительных перепадов в уровне заработной платы на различных предприятиях. Так, некоторые работники, уволившись с одних предприятий, сознательно ожидают появления свободных рабочих мест по своей профессии в других фирмах, с более высокой оплатой труда.

Возникновение структурной безработицы означает, что многим людям придется осваивать новые профессии, избежать структурной безработицы невозможно. Это связано с тем, что технический прогресс все время рождает новые товары, технологии и даже целые отрасли (в настоящее время такие отрасли связаны, как правило, с компьютерными технологиями, так появились такие профессии, как веб-дизайнер, системный администратор и многие другие). В результате сильно меняется структура спроса на рабочую силу. А люди с ненужными более в прежнем количестве профессиями оказываются не у дел, пополняя ряды безработных.

Надо иметь в виду определенную разницу между структурной и фрикционной безработицей. Так , «фрикционные» безработные имеют все навыки для того, чтобы трудоустроиться, тогда как  «структурные» безработные нуждаются в обязательной дополнительной подготовке или переобучении.

3.Циклическая или конъюктурная безработица – появляется в следствии изменения ситуации на рынке товаров и услуг, усиления конкуренции между товаропроизводителелями ведут к тому, что часть производств уменьшает или даже прекращает выпуск продукции, увольняя при этом часть работающих и порождая серьезные проблемы на рынке труда. В условиях экономического спада, когда совокупный спрос на товары и услуги уменьшается, занятость сокращается, а безработица растет, появляется значительная армия безработных.

4.Сезонная безработица - порождается временным характером выполнения тех или иных видов деятельности и функционирования отраслей хозяйства. К ним относятся сельскохозяйственные работы, рыболовство, сбор ягод, сплав леса, охота, частично строительство и некоторые другие виды деятельности. В этом случае отдельные граждане и даже целые предприятия могут интенсивно работать несколько недель или месяцев в году, резко сокращая свою деятельность в остальное время. В период напряженной работы происходит массовый набор кадров, а в период свертывания работ - массовые увольнения.

5.Частичная безработица - возникает в результате снижения спроса на продукцию предприятия. В этом случае возможны два варианта поведения предпринимателя: либо он сохраняет возможность трудиться для части персонала полное рабочее время, а другую часть увольняет, либо без увольнения дает возможность работать всем неполное рабочее время, что и ведет к возникновению частичной безработицы.

6.Застойная безработица - характеризует ту часть населения, которая постоянно лишена работы или перебивается случайными заработками. Эта часть людей, потерявшая законный источник существования, как правило, пополняет ряды преступного мира.

7.Зарегистрированная безработица - отражает количество незанятых граждан, ищущих работу, готовых приступить к ней и взятых на учет в государственной службе занятости.

8.Скрытая безработица – к ней относятся работники, занятые на производстве, но в действительности являющиеся «лишними». Они, как правило, либо трудятся не по своей вине неполный рабочий день или неделю, либо отправлены в административные отпуска.

9.Безработица по обследованию - оценочная величина, характеризующая реальное положение на рынке труда на основе периодических специальных опросов трудоспособного населения.

10.Добровольная - возникает в результате увольнения работника по собственному желанию, в основном по личным причинам. Это могут быть неудовлетворенность уровнем оплаты труда, условиями работы либо другие обстоятельства, по которым работник увольняется даже вопреки воле работодателя.

11.Вынужденная безработица - является следствием сокращения потребности в рабочей силе в связи с неблагоприятной деловой конъюнктурой, структурными изменениями в выпускаемой продукции, технологиях производства. Она возникает также вследствие отсутствия сырья, энергии, комплектующих, приведшего к остановке предприятия, порождается новыми условиями функционирования предприятий и формами найма, а так же вынужденным переселением.

3.  ПОНЯТИЕ И МЕТОДЫ  РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА

Государство в рыночной экономике обеспечивает благополучие нации в целом, охрану ее интересов, стабильность и укрепление экономического строя внутри страны и за рубежом. Этим и определяются цель государственного регулирования экономики и роль государства в рыночной экономике.

Совпадение интересов государства с интересами собственников позволяет существенно расширить границы государственного регулирования, и наоборот, если они расходятся, эти границы сужаются9.

Государственное регулирование экономики явилось необходимым для осуществления социальной политики. Коллективное потребление и удовлетворение общественных потребностей (здравоохранение, образование, поддержка незащищенных слоев населения и др.) невозможны без использования государственных рычагов и организаций. Государственное регулирование, таким образом, обусловлено появлением новых экономических потребностей, с которыми рынок по своей природе не может справиться.

Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально - экономической системы к изменяющимся условиям.

В современных условиях государственное регулирование экономики является составной частью воспроизводства. Оно решает различные задачи: это, например, стимулирование экономического роста, регулирование занятости, поощрение прогрессивных сдвигов в отраслевой и региональной структуре, поддержка экспорта. Конкретные направления, формы, масштабы государственного регулирования экономики определяются характером и остротой экономических и социальных проблем в той или иной стране в конкретный период.

Государственное регулирование рынка следует представлять как систему, включающую в себя экономические формы и методы регулирования, организационные структуры управления, правовые нормы и акты.

Для характеристики государственного регулирования экономики можно выделить три его стороны: социально-экономическую, методологическую и организационную.

Социально-экономическая сторона позволяет раскрыть экономическую систему страны с позиции сложившихся в ней форм собственности на экономические ресурсы и результаты хозяйственной деятельности и отражает единство социально-экономических и технико-экономических отношений.

Организационная сторона государственного регулирования экономики закрепляет единство технико-экономических и социальных отношений и проявляется через систему организации и управления народным хозяйством, его отраслями и сферами. Она показывает, каким образом через конкретные хозяйственные формы осуществляется взаимодействие производительных сил и производственных отношений, какова их роль в реализации потенциальных возможностей, заложенных в отношениях собственности, что представляет собой система органов управления, каковы их задачи и функции.

Методологическая сторона характеризует государственное регулирование как совокупность принципов, форм, методов, используемых в системе регулирования, т.е. сам инструмент регулирования, методологическую базу, обеспечивающую выработку различных вариантов достижения целей социально-экономического развития страны, выбор наилучшего из альтернативных вариантов и обеспечение его выполнения. В конечном счете, именно от методологической базы зависит действенность системы государственного регулирования в заданном направлении, в направлении выбранного варианта движения, обеспечивающего достижение поставленных целей и задач.

Субъектами государственного регулирования являются носители, представители и исполнители хозяйственных интересов.

Объекты государственного регулирования рынка - это сферы, отрасли, регионы, а также ситуации, явления и условия социально-экономической жизни страны, где возникли или могут возникнуть трудности, проблемы, не разрешаемые автоматически или разрешаемые в отдаленном будущем, в то время как снятие этих проблем настоятельно необходимо для нормального функционирования экономики и поддержания социальной стабильности.

Важнейшим объектом государственного регулирования экономики является накопление капитала. Производство, присвоение и капитализация прибыли всегда служат главной целью хозяйственной деятельности в рыночной экономике, поэтому государственная экономическая политика поощрения накопления в первую очередь соответствует экономическим интересам субъектам хозяйства. Одновременно государственное регулирование накопления опосредованно служит и другим объектам государственного регулирования экономики. Создавая дополнительные стимулы и возможности в разное время всем инвесторам или их отдельным группам по отраслям и территориям, регулирующие органы воздействуют на экономический цикл и структуру.

Регулирование занятости - это поддержание нормального с точки зрения рынка соотношения между спросом и предложением рабочей силы. Соотношение это должно удовлетворять потребность экономики в квалифицированных и дисциплинированных работниках, заработная плата которых служит для них достаточной мотивацией к труду. Однако соотношение между спросом и предложением не должно вести к чрезмерному росту заработной платы, который может негативно отразиться на национальной конкурентоспособности. Нежелательно и резкое снижение занятости, оно ведет к увеличению армии безработных, снижению потребительского спроса, налоговых поступлений, росту расходов на пособия и, самое главное, опасно социальными последствиями.

Постоянным объектом внимания государственных регулирующих органов является денежное обращение. Основная направленность регулирования денежного обращения - борьба с инфляцией, представляющей серьезную опасность для экономики. Регулирование денежного обращения опосредованно воздействует и на другие объекты - условия накопления, цены, социальные отношения.

Состояние платежного баланса является объективным показателем экономического здоровья страны. Во всех странах с рыночным хозяйством государство постоянно осуществляет оперативное и стратегическое регулирование платежного баланса путем воздействия на экспорт и импорт, движение капитала, повышение и понижение курсов национальных валют, торгово - договорной политики и участия в международной экономической интеграции.

Еще один из главных объектов регулирования - цены. Динамика и структура цен отражает состояние экономики. В то же время сами цены сильно влияют на структуру хозяйства, условия капиталовложений, устойчивость национальной валюты, социальную атмосферу.

Государственные регулирующие инстанции стремятся влиять и на другие объекты государственного регулирования экономики, например, заинтересовать частные фирмы в развитии научных исследований и внедрении их результатов, в экспорте товаров, капиталов и накопленных знаний и опыта. Изучаются и совершенствуются законы по соблюдению правил конкуренции, социальной защите, охране окружающей среды.

3.1 Основы функционирования форм и методов регулирования рынка

Эффективное функционирование экономики возможно при условии прогнозирования и планирования ее развития и эффективной системы управления народным хозяйством.

На практике каждая их функций государственного регулирования реализуются посредством соответствующих действий каждой их ветвей власти, которые классифицируются по формам и методам.

Форма регулирования рынка представляет собой общее направление, основные принципы воздействия со стороны субъекта в лице соответствующего государственного органа на рассматриваемый объект.

Метод - это способ познания и преобразования объекта на основе определенных правил и теоретических принципов, применяемых при регулировании.

Для каждой из форм может быть применено несколько методов, что определяется их точностью, доступностью, степенью апробированности и рядом других условий. В конечном счете, все они направлены на то, чтобы сориентировать макроэкономическое развитие и поведение в макроэкономике в направлении выбранного варианта движения. Основные требования к данному механизму:

- адекватность объективным условиям и состоянию развития экономики на данном историческом этапе;

- системность, т.е. все элементы регулирования должны быть увязаны между собой;

- комплексность (механизм регулирования охватывает с разумной степенью «погружения» все экономические и социальные процессы).

Применяемые формы государственного регулирования обычно классифицируются по следующим трем группам:

1. Законодательная (нормативно - правовая);

2. Финансово - кредитная, включающая бюджетно-налоговую и кредитно-денежную формы;

3. Административная, которая делится на административно-экономическую и организационно-административную формы.3

Каждая из форм используется как в отдельности, так и в различных сочетаниях. Их выбор зависит не только от экономического состояния, но и от политической организации общества, традиций, целей и решаемых задач на каждом конкретном этапе развития.

По степени значимости приоритет чаще всего отдается законодательной (правовой) форме. Она представляет собой совокупность законов, механизмов их разработки, принятия и реализации, с помощью которых устанавливаются основные принципы государственного и общественного устройства, права и обязанности хозяйствующих субъектов, граждан и другие важнейшие положения, являющиеся базовыми при формировании и функционировании производственных и иных отношений внутри страны и с внешним миром.

К бюджетно-налоговым инструментам относятся государственные расходы, налоги, пошлины, льготы и субсидии. Они используются правительством для стимулирования (сдерживания) макроэкономической активности, снижения совокупного спроса и совокупного предложения или их роста. Бюджетно-налоговое регулирование не является независимым от кредитно-денежного. Последнее включает эмиссию денежной массы, регулирование учетной ставки процента за банковский кредит, рыночные операции с правительственными ценными бумагами. Дефицит государственного бюджета или излишки влияют на уровень цен, а, следовательно, на уровень нормы процента, предложение денег и реальный объем производства в конечном итоге. Таким образом, при использовании бюджетно-налогового и кредитно-денежного регулирования следует учитывать их взаимосвязь и последствия действий в будущем.

В связи с расширением рыночных систем, ростом значения внешней торговли в развитии экономики все большую роль в современных условиях играет валютно-финансовая деятельность10. Она является составной частью кредитно-денежного регулирования и в последнее время в результате роста интернационализации экономики выделяется в самостоятельную форму.

Довольно часто финансово - кредитную сферу со всеми ее составными частями относят к экономическим методам управления. Взятые отдельно экономические методы не всегда могут сегодня обеспечить высокоэффективное регулирование развития народного хозяйства. Как правило, они дополняются административными, которые связаны с решением, командой, приказом. Инструментами административно-экономического регулирования являются централизованное планирование, ценообразование и финансирование, система экономических нормативов. Организационно - административная форма оперирует чаще такими методами, как прямые административные указания, установление жестких правил, регулирующих взаимоотношения нижестоящих и вышестоящих звеньев хозяйственной системы, выработка стандартных процедур административного воздействия.

В государстве обычно складывается определенное соотношение между различными формами регулирования. В странах с рыночной экономикой первостепенная роль отводится законодательной и экономической формам регулирования, в командной -административной - административной.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, рынок — одно из величайших достижений цивилизации. Возникновение и становление рынка — это не результат достижений разума, а следствие очень длительного исторического развития.

Можно дать несколько определений рынка:

Рынок — это обмен, организованный по законам товарного производства и обращения, совокупность отношений товарного обмена.

Рынок — это механизм взаимодействия покупателей и продавцов  иными словами, отношение спроса и предложения.

Рынок — это сфера обмена внутри страны и между странами, связывающая между собой производителей и потребителей продукции.

Итак, в общем смысле под рынком понимается совокупность рыночных отношений в сфере обмена, по средствам которых осуществляется реализация товаров.

Рынок - сложная экономическая система общественных взаимоотношений в сфере экономического воспроизводства. Он обусловлен несколькими принципами, которые обуславливают его сущность и отличают от других экономических систем. Эти принципы основываются на свободе человека, его предпринимательских талантах и на справедливом отношении к ним государства.

Независимо от типа рыночных структур необходимым условием их нормального функционирования является экономическая свобода, самостоятельность, независимость субъектов экономических отношений.

Функции рынка заключаются в том, что рынок распределяет общий объем продукции, то есть любой данный продукт распределяется между потребителями на основе их способности и желания заплатить за него существующую рыночную цену, он выполняет ориентирующую функцию, что значит уравновешивает спрос и предложение, а также рынок содержит стимулы для технического прогресса и способствует накоплению капитала.

В экономической теории различают различные виды рынков, которые основываются на собственной инфраструктуре, обслуживающей его потребности. Кроме того, рыночную экономику обслуживают институты, связывающие все рынки в единое целое. Каждый элемент рыночной системы имеет самостоятельное значение, но нормальное функционирование рыночной экономики возможно только при слаженной работе всех ее частей, в условиях мягкого государственного регулирования и стимулирования ее развития.

В результате проведенного исследования сформулировано понятие государственного регулирования рынка – это целенаправленная деятельность государства в лице соответствующих законодательных, исполнительных и контролирующих органов, которые посредством системы различных форм, методов обеспечивают достижение поставленной цели и решение важнейших экономических и социальных задач соответствующего этапа развития экономики, регламентируют хозяйственные отношения в обществе.

Государственное регулирование рынка следует представлять как систему, включающую в себя экономические формы и методы регулирования, организационные структуры управления, правовые нормы и акты.

Основные методы регулирования – это прогнозирование, программирование, стратегическое планирование, бюджетно-налоговое регулирование. Основными инструментами воздействия являются механизм денежно-кредитной политики, налоговая система, льготные программы кредитования, федеральный бюджет и другие.



     

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Баликоев В.З. Общая экономическая теория. Учебное пособие. – Новосибирск: Издательство ЮКЕА, 2011.

2. Бузгалин А. Закономерности переходной экономики: теория и методология // Вопр. экон. – 2012.

3. Журавлева Г.П. Экономика: учебник / Г.П. Журавлева.- М.: Экономист, 2012

4. Кац И. Система управления экономикой: план и рынок // Проблемы теории и практики управления. – М.: Наука, 2011. 

5.Курс экономической теории: Учебник для вузов. / Под ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.Л. –Киров: АСА, 2012.

6.Новичков А.В. Экономическая теория (Политическая экономия): учеб.пособие для эконом. специальностей / А.В. Новичков.-М.:Экономист, 2012.

7. Носова С.С. Экономическая теория краткий курс: учеб. Пособие для студентов вузов / С.С. Носова.- М.: Экономист, 2012.

 8. Океанова З.К. Основы экономической теории: учеб.пособие / З.К. Океанова.- М. ИНФРА-М, 2012.

9.Самофалова Е.В. Государственное регулирование национальной экономикой: Уч.пособие. – М.:Кнорус. – 2012.

10. Ходов Л.Г. Государственное регулирование национальной экономики : учебник.- М.: Экономист, 2012.

11. Чувилин, В. Дмитриева «Государственное регулирование и контроль цен в капиталистических странах», М.: Финансы и статистика, 2011.

12. Чепурин М.Н., Киселёва Е.А. Курс экономической теории, -Киров: АСА, 2011.

13. Шамхалов Ф. Государство и экономика:основы взаимодействия: учебник.-М. : Экономика,2012.

14. Экономическая теория: Учебник для вузов / Под ред. Добрынина А.С., Тарасевич Л.С. – СПб., Издательство СПбГУЭФ, 2012.

15. Экономическая теория : учебник / под ред. И. П. Николаевой, Г.М. Казиахиедова.- М.: Наука, 2012.

     

1 Баликоев В.З. Общая экономическая теория. Учебное пособие. – Новосибирск: Издательство ЮКЕА, 2011.С.203

2 Бузгалин А. Закономерности переходной экономики: теория и методология // Вопр. экон. - 2012. С.38.

3 Журавлева Г.П. Экономика: учебник / Г.П. Журавлева.- М.: Экономист,2012.- С.128

4 Новичков А.В. Экономическая теория (Политическая экономия): учеб.пособие для эконом. Специальностей / А.В. Новичков.-М.: Экономист, 2012.- С.562.

5  Кац И. Система управления экономикой: план и рынок // Проблемы теории и практики управления. –М: Наука,  2011. – С.57. 

6 Носова С.С. Экономическая теория краткий курс: учеб. Пособие для студентов вузов/ С.С. Носова.- М: Экономист, 2012.- С.205

7 Океанова З.К. Основы экономической теории: учеб. пособие.- М.: ИНФРА –М., 2012.-С.163.

8 Самофалова Е.В. Государственное регулирование национальной экономики: учеб. пособие.- М.: Кнорус, 2011.-С.192.

9 Ходов Л.Г. Государственное регулирование национальной экономики: учебник.- М.: Экономист,2012.- С.415.

10 Шамхалов Ф. Государство и экономика: основы взаимодействия: учебник.- М.: Экономика, 2013.- С.253.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

58940. Звук (ш), позначення його буквами «Ш», «ш» (ша) 419 KB
  Мета. Ознайомити учнів з буквами «Ш», «ш» (ша), їх назвою та звуковим значенням; виробляти навички читання зв’язного тексту, вчити виразно читати текст. Розвивати фонематичний слух, усне мовлення, логічне мислення, увагу, спостережливість.
58941. Хліб, як сонечко ясне 46 KB
  Сприяти розширенню знань дітей про хліб удоско наленню навички читання вголос і мовчки. Виховувати пова гу до праці хлібороба бережне ставлення до хліба. Коломієць Хліб ілюстрації про професії вироби із хліба карт...
58942. Подарунок мамі. Виготовлення саморобної листівки 572 KB
  Мета: ознайомити учнів з об’ємними листівками, навчити виготовляти квіти з паперу; розвивати фантазію, кмітливість; виховувати любов до матері, бабусі.
58943. Київ – столиця України 45 KB
  Яке слово вийшло Отже тема нашого уроку €œКиїв - столиця України. Розповідь вчителя про місто Київ з демонстрацією слайдів. Сьогодні ми з вами помандруємо в столицю України – місто Київ.
58944. Повітря навколо нас. Властивості повітря 63 KB
  Мета: розширити й поглибити уявлення дітей про значення і місцезнаходження повітря на землі про властивості повітря про значення в природі властивостей повітря використовувати елементи музикотерапевтичної педагогіки Пісне знайка...
58945. Виконання завдань для курсу узагальнення і систематизації знань і вмінь з рідної мови, математики, читання 145 KB
  Обладнання: картки із цифрами від 1 до 6 плакати із завданнями дошки для запису балів. У другий тур потрапляють лише 6 учнів за кількістю балів. Той хто підняв картку з цифрою 5 отримує 30 балів Розкажи як за горою Сонечко сідає Як у Дніпра веселочка...
58946. Любовний трикутник як основа ґендерної дисгармонії (порівняльний аналіз драми І. Франка „Украдене щастя” та саги в новелах М. Матіос „Майже ніколи не навпаки”) 310.5 KB
  Мета: навчальна – сприяти засвоєнню учнями ґендерного методу, проаналізувати ґендерні колізії у драмі І. Франка „Украдене щастя” та сазі в новелах М. Матіос „Майже ніколи не навпаки” (визначити причини та наслідки ґендерної дисгармонії, спроектувати можливу поведінку героїв для досягнення егалітарного консенсусу)...
58948. Українські страви. Вареники. Родинне свято у 4 класі 63.5 KB
  Хід заняття 1й учень Гостей дорогих ми вітаємо щиро Стрічаємо з хлібом любов’ю і миром. Про вареники 2й учень. 3й учень Тільки в хаті українськійПокуштуєш диво з див: Ось півмісяці у мисці А над ними вється димБо гарячі масло тане.