96764

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ РИСУНКУ В ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ШКОЛЕ

Курсовая

Педагогика и дидактика

Великий итальянский художник эпохи Возрождения Микеланджело Буонарроти писал: Рисунок который иначе называют искусством наброска есть высшая точка и живописи и скульптуры и архитектуры; рисунок - источник и корень всякой науки. Рисунок является основным видом детского творчества в рисовании на различные темы и в декоративном рисовании.

Русский

2015-10-09

144.5 KB

17 чел.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….

ГЛАВА 1.  РИСУНОК КАК ОСНОВА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……….

1.1.  Рисунок – основа всех видов изобразительного искусства……………

1.2.  Графические материалы, используемые в рисунке………………………..

ГЛАВА 2.  МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ РИСУНКУ В ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ШКОЛЕ…….

2.1. Развитие художественно-творческих способностей учащихся на занятиях по рисунку в ДХШ……

2.2. Методические рекомендации к проведению занятий по рисунку в ДХШ……

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………...

ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………….

ВВЕДЕНИЕ

Великий итальянский художник эпохи Возрождения Микеланджело Буонарроти писал: «Рисунок, который иначе называют искусством наброска, есть высшая точка и живописи, и скульптуры, и архитектуры; рисунок - источник и корень всякой науки».

Рисунок является основным видом детского творчества в рисовании на различные темы и в декоративном рисовании. Он играет важную роль в определении контура, формы, объёма предметов и их расположения в пространстве. При помощи рисунка человек также познаёт и изучает окружающую действительность. Учебное рисование имеет свои специфические особенности и свой систематический курс рисования.

Цель исследования: изучение рисунка как основы изобразительной деятельности в преподавании изобразительного искусства в художественной школе.

Задачи исследования:

Образовательные: обучение детей основам изобразительной грамотности, формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению.

Воспитательные: воспитание эмоционально-эстетического отношения к произведениям искусства, интереса и любви к прекрасному.

Развивающие: развитие художественно - образного мышления, творческого воображения, зрительной памяти, пространственных представлений, изобразительных способностей.

Объект исследования: процесс преподавания рисунка обучающимся в художественной школе.

Предмет исследования: методика преподавания рисунку в художественной школе на разных этапах обучения.

Методы исследования: анализ методической, учебной и художественной литературы по данной тематике; наблюдение; тестирование; изучение работ учащихся; обобщение передового педагогического опыта.

Гипотеза: процесс работы над рисунком будет эффективен, если при объяснении заданий:

- будет использоваться зрительный ряд (фотографии, репродукции работ художников-иллюстраторов) раскрывающие основные задачи работы;

- будет использоваться литературный материал;

С учетом поставленной цели и выдвинутой гипотезы были определены следующий задачи:

1. Изучить литературу по истории формирования рисунка как основы всех видов изобразительной деятельности.

2. Выявить особенности творчества детей в процессе занятий по предмету рисунок;

3. Разработать методические рекомендации по проведению занятий в художественной школе.

Практическая значимость: разработана серия методических планов-конспектов по проведению занятий рисунка в художественной школе на разных этапах обучения.

Структура обусловлена целями и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложения.

ГЛАВА 1.  РИСУНОК КАК ОСНОВА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

1.1.  Рисунок – основа всех видов изобразительного искусства.

Рисунок — изображение на плоскости, созданное средствами графики. Рисунок, или академический рисунок — вид графики и основа всех видов изобразительного искусства. Без знания основ академического рисунка художник не может грамотно вести работу над художественным произведением. Рисунок  выполняется от руки с помощью графических средств - контурной  линии, штриха, пятна. Различными сочетаниями этих средств (комбинации штрихов, сочетание пятна и линии и т. д.) в рисунке достигаются пластическая моделировка, тональные и светотеневые эффекты. Рисунок, как правило, выполняется одним цветом либо с более или менее ограниченным использованием разных цветов. Сфера применения рисунка чрезвычайно обширна; художественный рисунок составляет одну из важнейших и широко развитых областей изобразительных искусств и лежит в основе всех видов художественного изображения на плоскости (живопись, графика, рельеф).

Рисунок в живописи составляет обычно начальную стадию выполнения произведения и играет важнейшую роль в определении очертаний, формы, объема предметов и расположения их в пространстве. Поэтому термином "рисунок" обозначается также совокупность линейно-пластических элементов живописи, определяющая структуру и пространственное соотношение форм.

Рисунок в графике как самостоятельная область художественного творчества является главным ее видом. На основе рисунка развиваются и другие виды графики - гравюра и литография. Имеющий исключительное значение как средство познания и изучения художником действительности, рисунок (прежде всего рисование с натуры, учебное рисование) составляет основу художественного образования. Существуют многочисленные разновидности рисунка, различающиеся по методам рисования, по темам и жанрам, по назначению, по технике и характеру исполнения. Рисунок может быть станковым произведением графики или служить вспомогательным материалом для создания живописных, графических, реже скульптурных произведений. Подсобные рисунки (набросок, эскиз, этюд) часто имеют выдающуюся художественную ценность. Особое место занимают рисунки, фиксирующие архитектурный замысел.

В технологическом отношении различаются рисунки сухими и жидкими красящими веществами. К числу древнейших сухих красящих веществ относится уголь. В XII-XVI вв. получили широкое распространение металлические (свинцовые, серебряные) штифты, известные еще со времен античности. В эпоху Возрождения входят в употребление сланцевый, так называемый итальянский карандаш ("черный мел") и сангина ("красный мел"). С XVI века применяется графит, с конца XVIII века - современного типа карандаши в деревянной оправе. В качестве жидких красящих средств, наносимых пером или кистью, употребляются тушь, бистр, сепия, чернила. Основой, на которую наносится рисунок, служат самые разнообразные материалы. В древнем мире широко употреблялся папирус, в средние века - пергамент. С эпохи Возрождения основным материалом для рисунка служит бумага, изобретенная в Китае и известная в Европе с X-XII вв.

Акварель, гуашь, пастель, тушь могут служить средством для создания как рисунка, так и собственно живописных произведений. История рисунка, как одного из древнейших видов творчества восходит к первобытному искусству. В эпоху палеолита он неотделим от наскальной и пещерной живописи, от примитивной гравировки, а в эпоху неолита схематизируется, иногда переходя в орнамент.

Рисунок становится чистой графикой на древнеегипетских папирусах периода Нового царства (XVI-XI вв. до н. э.). Особой пластичностью отличается рисунок в древнегреческой вазописи классического периода. Тонкость наблюдения реальной жизни присуща рисункам тушью на шелке и бумаге, создававшимся с 4 века до н. э. в Китае, в последствии также в Японии и других странах Дальнего Востока (пейзажи, изображения людей, животных, цветов). В средние века линейный рисунок развивается как архитектурный чертеж и графический образец для создания деталей архитектурного декора, в монументальных росписях служит начальным контуром изображения, лицевым подлинником при выполнении сложных композиций (например, в иконописи) и в целом носит схематичный и орнаментальный характер.

Специфика рисунка как вида графики полнее определяется в средневековой миниатюре. В эпоху Возрождения закладываются теоретические практические основы всей последующей творческой и учебной методики европейского рисунка (изучение законов перспективы, светотени, пластической анатомии). Возникает станковый рисунок и намечаются его основные жанры (историческая и жанровая композиция, портрет, пейзаж). В Италии точный и пластически ясный, детально разработанный рисунок, характерный для мастеров XV века, приобретает особую насыщенность и живую выразительность у художников Высокого Возрождения (Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Андреа дель Сарто). В немецком рисунке XVI века выделяются линейно-штриховая четкость работ А. Дюрера и живописность штудий М. Нитхардта, но в целом преобладает линейное начало.

Блестящее развитие в XV-XVI вв. получает карандашный портрет, тонко фиксирующий физиономические особенности модели (Я. ван Эйк в Нидерландах, Х. Хольбейн Младший в Германии, Ж. и Ф. Клуэ во Франции). С XVI века начинается собирание рисунков выдающихся мастеров - как образцов для штудий молодых художников и как произведений, имеющих самостоятельное эстетическое значение. С конца XVI века вырабатывается академический рисовально-учебный процесс, продержавшийся в Академиях художеств многих стран вплоть до конца XIX века.

В противовес ясному, отчетливому, но отвлеченному академическому рисунку в XVII веке создаются необычайно глубокие по замыслу, смелые и свободные по манере рисунки Рембрандта, верные натуре рисунки пейзажистов Я. ван Гойена и Я. ван Рёйсдала, жанристов А. ван Остаде, Г. Терборха, Г. Метсю в Голландии, полные жизни, энергичные рисунки П. П. Рубенса во Фландрии, произведения крупнейших французских рисовальщиков - острые гротескные наброски Ж. Калло, проникнутые глубоким внутренним чувством, свободные и живописные рисунки Н. Пуссена и К. Лоррена. В XVIII веке выдвигается ряд блестящих мастеров виртуозного, богатого тонкими наблюдениями и живописными эффектами рисунка - натурного, жанрового пейзажного и т. д. (А. Ватто, Ф. Буше, Г. де Сент-Обен, Ю. Робер, Ж. О. Фрагонар во Франции, Дж. Б. Тьеполо, Ф. Гварди в Италии, Т. Гейнсборо в Великобритании).

Выступая против изысканности рисунка рококо, представители классицизма XVIII века во Франции во главе Ж. Л. Давидом возрождают строгий, мужественный стиль рисунка, четкость линий и отвлеченную пластичность моделировки. На рубеже XVIII-XIX вв. испанец Ф. Гойя посвящает свои страстные, темпераментные, острые по исполнению рисунки народной жизни и освободительной борьбе. Принципы свободного, проникнутого дыханием жизни, выразительный рисунок утверждают французские романтики Т. Жерико и Э. Делакруа и особенно крупнейший французский рисовальщик XIX века О. Домье, острогротескные рисунки которого отличаются точностью наблюдения, обобщенностью, заостренностью силуэта.

Французский рисунок XIX века представлен также тонкими пейзажными зарисовками К. Коро и художников барбизонской школы, реалистическими и вместе с тем широко обобщенными набросками Ж. Б. Милле; чутко передающими момент движения, живую пластику человеческого тела листами Э. Мане, Э. Дега, О. Ренуара и других представителей импрессионизма.

В конце XIX - начале XX вв. вырабатывается специфический рисунок, отличающийся подчеркнутой графичностью и рассчитанный на воспроизведение в новой для той поры фотомеханической технике на страницах книг, журналов, газет. Мастерами такого рисунка, выражающего основные черты стиля "модерн", явились Т. Т. Хейне и другие в Германии, О. Бёрдсли и другие в Великобритании, Ф. Ропс в Бельгии. Наряду с этим типом в искусстве постимпрессионизма развивается рисунок, графически адекватный содержанию и манере живописи того или иного мастера (П. Сезанн, А. де Тулуз-Лотрек и голландец В. ван Гог во Франции, Э. Мунк в Норвегии).

С конца XIX - начала XX вв. получают распространение политический рисунок, направленный против социального угнетения и нередко проникнутый революционным пафосом. С начала XX века рисунок развивается под отчетливым воздействием сменяющих друг друга направлений. В рисунках многих художников XX века, представителей авангардистских направлений в искусстве, профессиональное мастерство рисовальщиков, острая выразительность форм нередко связаны с самодовлеющим экспериментом.

XX век дал немало крупнейших мастеров рисунка, выделяющихся своей остроиндивидуальной манерой. Особое место в истории рисунка XX века принадлежит П. Пикассо во Франции, создававшего свои рисунки в различных манерах.

Все виды рисунка составляют выработанную художниками разных эпох и творческих стилей художественную систему, вылившуюся в самостоятельный род изобразительного искусства, который называют графикой, занимающей свое место в творчестве человека.

Рисунок — основа всех видов изобразительного искусства. Изображение, выполненное от руки, на глаз, с помощью графических средств: линии, штриха, пятна  называется рисунком. Рисунок является как самостоятельным видом изобразительного искусства, так и основой для живописи, скульптуры, гравюры, плаката, декоративно-прикладного и других искусств. Не только в произведениях искусства, но и в самых разных видах деятельности человека рисунок играет важную роль, примером могут служить рисунки в учебниках, различные элементы оформления научных трудов, зарисовки технических деталей, эскизы костюмов и зарисовки деталей одежды, узлов обработки изделий и многое другое.

1.2.  Графические материалы, используемые в рисунке.

Рисунок – изображение на плоскости объёмных предметов в пространстве, посредством графики.

Графика – (от лат. пишу, рисую) – изобразительное искусство, средством которого служит: пятно, штрих, точка. То есть рисовать можно штрихом, точкой,  пятном. Иными словами, можно выполнить работу полностью только лишь ставя точки или делая штрихи, или же обвести контуром какой-то предмет и зарисовать пространство внутри - это будет пятно.

Самая важная задача обучению рисунку – уметь видеть и изображать форму предметов в пространстве в объёме правильно.

Рисунок может быть как самостоятельным произведением искусства, так и может выполняться как вспомогательный рисунок под живопись, или быть этапом для создания картин: этюды, эскизы, зарисовки, наброски.

В обучении рисунку лучше начинать с простого графитного карандаша.

ГРАФИТ

Графит - продукт натурального происхождения черного цвета - представляет собой один из видов кристаллического углерода в смеси с различными веществами. Техника применения графитного карандаша в сравнении с другими сухими материалами рисунка не представляет особой сложности. Черный графитовый карандаш был введен в практику рисунка в конце XVII века. В России он получил широкое распространение в XVIII веке. Первые карандаши для Академии художеств изготовлял М. В. Ломоносов.

Графит хорошо ложится на любую бумагу и не осыпается. Им выполняются как линейные, так и тонально-живописные рисунки.

Подбирать карандаш и бумагу надо в соответствии с поставленными задачами.   Для линейно-штрихового рисунка подходит плотная бумага.  Для тонально – живописного – зернистая бумага.  Бумага с зерном для штрихового рисунка не рекомендуется.  Плохая, некачественная, рыхлая бумага для длительных рисунков совершенно не пригодна.  Хорошо выглядит сероватый тон графитного карандаша на слегка желтоватых бумагах или на старых, пожелтевших от времени. Цветные и тонированные бумаги лучше употреблять лишь очень светлых тонов, так как графитный карандаш в отличие от угольного не обладает большой силой тона и имеет отблеск, который на темных бумагах становится еще более заметным.                                                                                                                                                                                                        При работе графитным карандашом не следует особенно увлекаться применением растушёвки, так как при этом часто создается впечатление затёртости и засаленности рисунка, появляются глухие непрозрачные тона. Растушёвка требует от художника значительного опыта.                                                                                                       Стирают неудавшиеся места в рисунке при работе графитным карандашом обычными резинками, как мягкими, так и жесткими, а также так называемой клячкой. Иногда облегчения тона можно добиться даже легким нажимом резинки, ладони или тряпки. При очень сильных перегрузках рисунка его можно облегчить при помощи мелко раскрошенного, не очень свежего хлеба. Положив в горизонтальном положении рисунок, следует насыпать на него хлебную крошку, и затем протереть - таким образом, не нарушая очертания рисунка, можно высветлить его целиком или отдельные места рисунка до любого тона.                                                                         

Рисунки, выполненные графитным карандашом, как правило, не фиксируются, кроме тех случаев, когда используются очень мягкие карандаши.

УГОЛЬ

Уголь (родств. agnis — огонь) — материал для рисования в виде тонких палочек, полученных из веточек березы, ивы и других деревьев, очищенных от коры и обожженных специальным способом.

Другой способ получения рисовального угля — формирование стержней из угольного порошка, скрепленного растительным клеем (прессованный уголь). Этот уголь дает более глубокий черный цвет.

Уголь используется в графике. Рисунки углем обладают бархатистым тоном. Уголь хорошо передает фактуру, обладает большими живописными возможностями в плане передачи света и тени. Им можно нарисовать и натюрморт, и пейзаж, и портрет. Художники любят использовать уголь при подготовке картин, выполнении набросков и зарисовок, прорисовывании эскизов и картонов, переводе рисунка для живописи, особенно для больших по размеру полотен. Рисунки углем легко исправимы, поэтому он незаменим в учебных целях. Уголь можно стереть мягким ластиком или смахнуть тряпочкой. Для ослабления тона применяют растушки, жесткие кисти.

Уголь необходимо закреплять так же, как пастель, или лаком для волос в аэрозольной упаковке. Без фиксирования рисунок углем не может долго сохраниться, так как этот материал очень непрочно держится на бумаге.

САНГИНА, СЕПИЯ

Сангина и сепия — материал и инструмент для рисования в виде палочки-карандаша без оправы. Натуральным кроваво-красным минералом рисовали еще на стенах пещер в эпоху палеолита. В эпоху Возрождения в Европе применялась натуральная сангина — так называемый красный мел.

В настоящие время она изготовляется из каолина и оксидов железа с введением небольшого количества клеящих веществ. Сангина принадлежит к инструментам рисования, которые дают мягкую красочную линию (уголь, итальянский карандаш). Красивый (от красноватого до темно-коричневого и фиолетового) теплый мягкий цвет. Сангина издавна используется при рисовании обнаженного тела. Этот материал дает возможность применять растушевку, штрихи различной интенсивности, разнообразные пятна, т. к. штрих легко растирается. Сангина и сепия  не требуют фиксации.

ПАСТЕЛЬ

Пастель - графический материал в виде палочки,  состоящей из красочного пигмента и связующего, в качестве которого используются смолы или камедь. Обычно пастелью работают на бумаге,  достигая разнообразных эффектов - от резко очерченных контуров до мягкой растушевки. Порошковый характер пигмента приводит к тому, что при отсутствии специального закрепителя рисунок пастелью легко разрушается.

Художники тоже все чаще используют пастель в своем творчестве, так как она подкупает особой свежестью, мягкостью красок и нежной бархатной фактурой. Кроме того, пастель в отличие от жидких красок совершенно не меняет своего цвета.

Работа мягкими нежными палочками пастели требует шероховатого ворсистого основания, способного удержать красочный порошок. В старину художники рисовали даже на замше. В настоящее время в качестве основания для пастели используют чаще всего специальную бумагу, шероховатый картон или наклеенный на картон холст. Некоторые художники готовят основание сами. Пастелью можно рисовать и писать. Иногда художник передает форму в основном линией, штрихом, контуром, а все цветовое решение проводит как подкраску, всего несколькими тонами. Получается подкрашенный рисунок.

Но можно пастелью создавать и настоящую живопись, передавая всю сложную гамму цветовых отношений натуры. При этом художник может добиться цветового звучания многоцветными мелкими штрихами. Штрихи эти можно смешивать, растирая пальцем, растушевкой или сухой кистью, но можно оставлять и в чистом виде, подобно мозаике.

При многих достоинствах пастель имеет один очень существенный недостаток - она слабо сцепляется с основанием и довольно легко осыпается, поэтому выполненную работу часто закрепляют специальными фиксативами. Но самое надежное сохранение пастели - в хорошей окантовке под стекло. В этом случае пастельное произведение может жить, не теряя своей прелести, столетия.

Масляная пастель дает очень яркие сочные цвета. Работы получаются необыкновенно красочными и долговечными. Пастель не смазывается и не тускнеет, не требует закрепления рисунка, в отличие от обычной пастели.

Масляная пастель прекрасно передает настроение художника, позволяет реализовать самые разнообразные фантазии живописца на бумаге, удовлетворяет требованиям профессиональных и начинающих художников.                                                                   

Пастель  мягко ложится на цветную слегка шероховатую бумагу, на бумагу для рисования, на так называемую сахарную бумагу, а также на картон, дерево и керамику.

Прекрасно смотрится белая масляная пастель на яркой цветной бумаге, также интересным является вариант использования этого материала на черной бумаге, тогда цвета на ней могут выглядеть немного иначе. Допускается смешивание цветов путем наложения одного цвета поверх другого.

СОУС

Соус — один из видов пастели. Сухой, мягкий материал, применяется в различных техниках. Необычайно глубокий по тону, с приятной бархатистой поверхностью, соус отличается от многих других материалов, применяемых в рисунке, широким тональным диапазоном.

Соус приготовляется из порошка тонко перемолотых продуктов сгорания, в который добавляется слабый раствор растительного клея. Затем соус прессуется и поступает в продажу в виде цилиндрических палочек.

Рисунки, выполненные сухим соусом, рекомендуется хранить под стеклом или же слегка фиксировать их слабым раствором сахарной воды, святым молоком, а также пятипроцентным раствором желатина или казеина.

Богатство технических приемов работы соусом, приятная матовая поверхность листов, выполненных этим материалом, свидетельствуют о том, что соус — великолепный материал для рисунка, его технические возможности далеко не исчерпаны.

ТУШЬ

Тушь бывает жидкая и сухая в палочках, так называемая китайская.

Жидкая тушь представляет собой углеродные пигментные взвеси в шеллаке или связующих на основе смол, хотя некоторые виды жидкой туши изготавливаются из китайской туши.

Для работы с тушью используются различные инструменты: стальные и тростниковые перья, авторучки, кисточки, технические перья.

ГЛАВА 2.  МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ РИСУНКУ В ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ШКОЛЕ.

2.1. Развитие художественно - творческих способностей учащихся на занятиях по рисунку в ДХШ.

Актуальной и приоритетной задачей образования в современных условиях является развитие творческих способностей учащихся, креативно мыслящих, самостоятельных, свободно ориентирующихся в реалиях насыщенной и разнообразной картины мира.

Развитие творческих способностей учащихся является важным фактором их адаптации и включения в активную деятельность при изменчивости современного мира. К числу ключевых характеристик творческой личности следует отнести интуицию, фантазию, оригинальность, инициативность, упорство, работоспособность и высокую самоорганизацию. Творческая личность, обладающая данными качествами, находит удовлетворение не столько в результатах, сколько в самом процессе творчества.

В системе художественного образования развитие творческой личности является основной целью теории и практики. Особо успешно данная цель может реализоваться в процессе развития у учащихся творческих способностей на занятиях рисунком в детских художественных школах. Обновление современной системы детского художественного образования, связанное с гуманизацией и индивидуализацией учебно-воспитательного процесса, предполагает необходимость создания таких педагогических условий, которые способны обеспечить развитие творческих способностей каждого ученика. Отметим, что способностями принято считать такие индивидуальные особенности личности, которые проявляются только на практике. Следует отметить, что на сегодняшний день структура способностей еще не в полной мере раскрыта, хотя с уверенностью можно сказать, что без участия таких психических процессов, как эмоции, внимание, память, а также целого набора соматических свойств человека способности не имеют возможности реализоваться в полной мере.

Формирование единой системы развития творческих способностей учащихся в рамках изобразительной деятельности с учетом самореализации личности в социуме требует следующих дополнительных подходов:

- личностно-ориентированного подхода, при котором учитывается личностная значимость компонентов творческих способностей учащихся;

- деятельностного похода, когда творческие способности учащихся формируются и развиваются на основе опыта, приобретенного в процессе изобразительной деятельности;

- социально-направленного подхода, который отражает связь функционирования творческих способностей учащихся в соответствии с потребностью общества.

Таким образом, успешное развитие творческих способностей учащихся базируется на личном потенциале субъекта системы дополнительного образования.

Отметим, что интегративное качество личности объединяет признаки, свойственные творческим способностям:

1)  устойчивый интерес к изобразительной деятельности;

2)  изобразительная грамотность;

3)  изобразительная культура;

4)  создание художественного образа;

5)  эмоциональное восприятие и развитие эстетических чувств;

6)  зрительная память.

Научно-педагогическая система развития творческих способностей учащихся к изобразительной деятельности может успешно функционировать и развиваться лишь при соблюдении определенных условий.  

Под педагогическими условиями развития творческих способностей учащихся к изобразительной деятельности мы понимаем совокупность внешних и внутренних обстоятельств образовательного процесса, от реализации которых зависит сам процесс развития. Педагогические условия выступают при этом необходимым компонентом процесса развития творческих способностей учащихся к изобразительной деятельности, с учетом организации образовательного процесса, который позволит обеспечить высокий уровень развития способностей к изобразительной деятельности.

Структура способностей к изобразительной деятельности - явление сложное. Причём в каждой конкретной деятельности роль составляющих структуру свойств различна. В связи с этим в психологии способностей принято выделять основные (ведущие) и вспомогательные свойства. К ведущим свойствам художественно - творческих способностей относят:

- свойства художественного творческого воображения и мышления, обеспечивающие отбор главного, наиболее существенного и характерного в явлениях действительности, конкретизацию и обобщение художественного образа, создание оригинальной композиции;

- память на образы, острая наблюдательность, длительное произвольное внимание, способствующие созданию ярких зрительных образов в сознании художника и помогающие успешной трансформации их в художественный образ;

- эмоциональное отношение (особенно развитые эстетические чувства) к воспринимаемому и изображаемому явлению;

- волевые свойства личности художника, обеспечивающие практическую реализацию творческих замыслов.

Названные свойства наиболее успешно развиваются при совершенстве зрительного анализатора, обеспечивающего в процессе художественной деятельности восприятие пропорций, особенностей объёмной и плоской формы, направленности линий, пространственных отношений предметов,  ритма, гармоничного тона, перспективных сокращений объёмных предметов, движения.

К вспомогательным свойствам художественных способностей обычно относят:

- свойства зрительного анализатора отражать фактуру поверхности воспринимаемых предметов - мягкость, твёрдость, шероховатость, бархатистость и т. п.;

- сенсомоторные качества, связанные особенно с деятельностью руки художника, обеспечивающие быстрое и точное усвоение новых технических приёмов в рисунке.

Продуктивная работа творческого воображения, мышления, зрительной памяти имеет первостепенное значение на всех этапах создания  художественного произведения. Это определяет ведущий характер данных свойств. Подчёркивая исключительно важную роль одних свойств и  способностей, следует помнить, что все они тесно связаны между собой и лишь гармоничное сочетание определяет высокий уровень развития художественных способностей. Отсутствие необходимых знаний, умений и навыков являются непреодолимым препятствием в развитии творческих способностей. Так, овладевая знаниями о воздушной и линейной перспективе, светотени, конструктивной связи предметов действительности, усваивая знания композиции, овладевая графическими умениями и навыками, учащиеся тем самым развивают свои творческие способности к изобразительной деятельности. Но нельзя отождествлять художественно-творческие способности со знаниями, умениями и навыками. Несомненным признаком творческих способностей относится умение видеть пропорции, передавать сходство с натурой, но не количеством деталей и подробностей, а умением видеть гармоничное целое, которое передаёт самое характерное для натуры. Не менее важным показателем способностей к художественно-творческой деятельности является любовь к изобразительной деятельности, сопровождающаяся огромной работоспособностью. Показателем наличия способностей к художественной деятельности служит также умение образно мыслить, метафоричность, аллегоричность мышления, лёгкость воображения каких-либо сцен, событий, отдельных явлений, пейзажа, умение фантазировать.

Педагогический процесс должен преобразовываться так, чтобы он обеспечивал проявление и максимально возможное развитие творческих способностей.

Творческие способности детей в данном реферате рассматриваются, как интегративное личностное образование, которое проявляется в интересе, стремлении и эмоциональном отношении к творчеству, в качестве знаний, уровне развития логического и творческого мышления, воображения, самостоятельности и настойчивости в творческом поиске, и обеспечивают создание субъективно нового в той или иной области.

Таким образом, рассматривая базовые принципы развития творческих способностей в процессе художественно-изобразительной деятельности, мы исходим из следующих общеизвестных положений:

- во всех сферах современной общественной жизни востребованы люди творческие, активные, инициативные;

- творческие способности определяют процесс создания предметов духовной и материальной культуры, производство новых идей, открытий и изобретений;

- в развитии творческого потенциала личности существенных положительных результатов можно достичь именно на начальном этапе обучения, потому что, во-первых, период детства характеризуется общей сензитивностью, во-вторых, в школьном возрасте совершенствуется воображение, отвлеченное мышление, познавательный интерес, активность, самостоятельность, играющие важную роль в процессе творчества;

- способности чаще всего относятся к тем видам деятельности, которым он занимается дополнительно (рисование, музыка, техническое конструирование и т.д.). Соответствующая деятельность является необходимым условием не только для выявления, но и для развития способностей.

 

2.2. Методические рекомендации к проведению занятий по рисунку в ДХШ.

Рисунок – ведущая дисциплина в детской художественной школе. Рисунок является основой изобразительного искусства, без него не может существовать ни один вид изображения. Цель – научить учащихся реалистически грамотно отображать окружающую действительность графическими средствами, создавать выразительное художественное изображение на картинной плоскости.

Задача обучения рисунку состоит в усвоении метода построения объемной формы на плоскости, приобретении опыта изображения на основе индивидуального восприятия, анализа окружающей действительности и научных основ реалистического рисунка.

Основной принцип работы над рисунком – последовательное его выполнение от общего к частному и от частного к общему, от простого к сложному. Процесс обучения проводится на основе изучения натуры.

Основы грамотного рисунка - это:

- гармоничная компоновка изображения на листе;
- точность пропорционального и перспективно го построения;
- квалифицированная передача светотеневых отношений штриховой техникой.

Практические занятия рисунком должны развивать у учащихся детской художественной школы умение правильно изображать видимые конкретные формы в условиях реальной среды, способность видеть и передавать объемную форму предметов в пространстве на двухмерной плоскости листа бумаги.

Обучение рисунку дает не только графическую грамотность, но и воспитывает художественную культуру.

План-конспект урока по рисунку для 1 класса в ДХШ.

Тема урока: «Изучение геометрических форм. Рисунок куба»

Тип урока: изучения нового учебного материала.

Цель урока: сделать линейно - конструктивный рисунок геометрического тела.

Задачи урока:

   - выполнение линейно-конструктивного рисунка при рассеянном освещении;

   - развивать пространственное воображение, эстетическое понятие, расширение кругозора учащихся, развивать у них глазомер;

   -    воспитать эстетический вкус, внимательность, наблюдательность.

 Оборудование для учителя: методические пособия по теме, наглядные пособия.

Оборудование для учащихся: бумага формата А2, бумага для эскизов, простые карандаши разной жесткости, ластик (клячка), скотч (кнопки).

Ход урока

Этап

Деятельность учителя

Предполагаемая деятельность учеников

Первый урок (90 минут)

Организационный момент
(3-5 минут)

Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку.

Учащиеся рассаживаются вокруг постановки.

Объяснение материала
(10-15 минут)

Все окружающие нас предметы, которые мы хотели бы нарисовать, какими бы сложными по форме они нам не казались, всегда можно схематически представить с помощью простых геометрических фигур, таких как куб, цилиндр, шар. Для этого, нужно понять, как правильно рисовать эти простейшие фигуры, и потом в рисовании более сложных фигур у вас будет гораздо меньше проблем. Сегодня на уроке мы будем строить куб. Что  такое куб? Куб – правильный многогранник, каждая грань которого представляет собой квадрат. Все ребра куба равны. Куб является частным случаем параллелепипеда и призмы.

Рассмотрев различные положения куба, зарисуем куб в одном из них с натуры. Построение рисунка надо начинать с нанесения на бумагу общих габаритов куба и видимой подставки легкими горизонтальными и вертикальными штрихами. Затем определяем местоположение переднего вертикального ребра, на котором откладываем на глаз высоту куба и намечаем кажущиеся наклоны горизонтальных ребер, начиная с нижнего основания переднего ребра.

Правильное определение на рисунке наклонов уходящих в глубину линий очень важно. Для верной передачи перспективы горизонтальных линий вначале применяют прием визирования. Для этой цели карандаш держат горизонтально, располагая его перпендикулярно направлению взгляда. Подводя в этом положении карандаш для сравнительного наблюдения линий натуры, весьма точно определяют кажущийся наклон их по отношению к горизонтальному положению карандаша.

Для контроля правильности намеченного на рисунке наклона линий следует провести вспомогательную горизонтальную линию (как бы линию карандаша), чтобы сравнить углы на рисунке  с их кажущимся наклоном при визировании натуры. Замечена закономерность: у более широко раскрытой грани горизонтально расположенного куба кажущийся угол наклона удаляющихся в глубину ребер меньше, чем у грани, сильно сокращенной в перспективе.

Продолжая рисовать куб, намечаем наклоны уходящих в глубину ребер и определяем высоту вертикальных ребер на втором плане. Изображая верхнюю грань куба, важно показать, что она в перспективе сокращается больше, чем нижняя, так как ближе к горизонту.

Для уяснения конструкции предмета и контроля построения рисунка необходимо прорисовать невидимые ребра куба. Линии уходящих в глубину ребер нужно в пределах листа продолжить и проследить степень сближения их параллельных линий в перспективе. Это предупредит возможность возникновения ошибки.

При выполнении работы напоминаем, что линия горизонта выше верхней плоскости куба.

Учащиеся задают вопросы, если им что-то не понятно.

Практическая работа учащихся
(60 минут)

Идет индивидуальная работа с учащимися. Каждому уделяется время на разъяснение того или иного вопроса.

Учащиеся приступают к работе. Выполняют на отдельных листочках эскиз. Консультируются с преподавателем,  после приступают к работе на формате А2. На листе формата они делают линейно-конструктивный рисунок с учетом перспективного сокращения плоскостей. Делают прорисовку невидимых частей предметов.

Подведение итогов
(5-10 минут)

По окончании урока проводится мини-просмотр, где определяется дальнейшая работа над рисунком.

Учащиеся внимательно слушают замечания и учитывают их на следующем уроке.

Второй урок (90 минут)

Организационный момент
(3-5 минут)

Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку.

Учащиеся рассаживаются на свои места.

Объяснение материала
(10-15 минут)

Повторение изученного материала

-Что такое куб?

-Расскажите порядок рисования куба?

Продолжаем работу над линейно-конструктивным рисунком геометрического тела.

Учащиеся вспоминают замечания, сделанные преподавателем в конце прошлого занятия.

Практическая работа учащихся
(60 минут)

Индивидуальная работа с учащимися. Нахождение и исправление ошибок в их работах.

Продолжают работу над линейно-конструктивный рисунком с учетом перспективного сокращения плоскостей.

Подведение итогов
(5-10 минут)

Анализ проделанной работы. Просмотр. Проставление оценок за работу.

Учащиеся анализируют свои работы. Слушают подведение итогов.

План-конспект урока по рисунку для 2 класса в ДХШ.

Тема урока: «Бытовой натюрморт с геометрическим телом»

Тип урока: формирования умений и навыков, целевого применения усвоенного.

Цель урока: сделать линейно-конструктивный рисунок и выполнить последовательное ведение тонального рисунка с натуры.

Задачи урока:

- расширить знания о рисунке натюрморта из бытовых предметов и геометрического тела; напомнить о линейно-конструктивном рисунке; формировать умения и навыки владения графическим материалом, расширить представление о тональных отношениях в рисунке; совершенствовать знания о композиционном решении изображения.

- развивать умение анализировать форму предметов; осваивать законы изобразительной грамоты; формировать пространственное мышление;

- развивать внимание, наблюдательность и усидчивость.

Оборудование для учителя: бытовые предметы: кувшин, кружка, блюдце, яблоко, лимон; геометрическое тело: параллелепипед. Наглядность.

Оборудование для учащихся: бумага формата А2, простые карандаши разной мягкости, ластик (клячка), кнопки (скотч).

Ход урока

Этап

Деятельность учителя

Предполагаемая деятельность учеников

Первый урок (90 минут)

Организационный момент
(3-5 минут)

Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку.

Учащиеся рассаживаются вокруг постановки.

Объяснение материала
(10-15 минут)

Перед вами натюрморт из бытовых предметов и геометрического тела. Ваша задача на сегодняшний урок:

1. сделать композиционный поиск натюрморта.

2. выполнить линейно – конструктивное построение формы предметов с учетом перспективного сокращения.

3. наметить тени, полутона и блики.

Учащиеся задают вопросы, если им что-то не понятно.

Практическая работа учащихся
(60 минут)

Идет индивидуальная работа с учащимися. Каждому уделяется время на разъяснение того или иного вопроса.

Приступают к работе. Выполняют на отдельных листочках композиционный поиск натюрморта. После завершения поисков консультируются с преподавателем,  после приступают к работе на формате А2. На листе формата они делают линейно-конструктивный рисунок с учетом перспективного сокращения плоскостей. Делают прорисовку невидимых частей предметов. Обозначают блики, полутона, собственные и падающие тени.

Подведение итогов
(5-10 минут)

По окончании урока проводится мини-просмотр, где определяется дальнейшая работа над рисунком.

Учащиеся внимательно слушают замечания и учитывают их на следующем уроке.

Второй урок (90 минут)

Организационный момент
(3-5 минут)

Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку.

Учащиеся рассаживаются на свои места.

Объяснение материала
(10-15 минут)

Продолжаем работу над натюрмортом. Завершающий этап. Тональная проработка натюрморта.

Учащиеся вспоминают замечания, сделанные преподавателем в конце прошлого занятия.

Практическая работа учащихся
(60 минут)

Индивидуальная работа с учащимися. Нахождение и исправление ошибок в их работах.

Учащиеся приступают к работе. Их основная задача – светотеневая проработка формы предметов и фона. Обращают внимание на определение света, тени, полутени, рефлекса, падающей тени. Делают обобщение рисунка.

Подведение итогов
(5-10 минут)

Анализ проделанной работы. Просмотр. Проставление оценок за работу.

Учащиеся анализируют свои работы. Слушают подведение итогов.

План-конспект урока по рисунку для 3 класса в ДХШ.

Тема урока: «Обрубовочная голова Гудона»

Тип урока: изучения нового учебного материала.

Цель урока: изучить строение объемной головы. Сделать линейно-конструктивный рисунок.

Задачи урока:

- научить учащихся понимать и анализировать форму; изучить строение объемной головы, состоящей из множества разнообразных геометрических плоскостей,  гармонично соединяющихся друг с другом и образующих общую большую форму, соподчиненную с более мелкими деталями;

- выработать навык видеть главное; логически осмысливать увиденное; развивать внимание, усидчивость, терпение;

- воспитывать у учащихся интерес к изучению головы человека; воспитывать бережное отношение к предмету, прививать любовь к искусству.

Оборудование для учителя: гипсовая голова, наглядности.

Оборудование для учащихся: бумага для зарисовок, бумага формата А2, простые карандаши, ластик (клячка).

Ход урока

Этап

Деятельность учителя

Предполагаемая деятельность учеников

Первый урок (90 минут)

Организационный момент
(3-5 минут)

Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку.

Учащиеся рассаживаются вокруг постановки.

Объяснение материала
(10-15 минут)

Сегодня мы с вами познакомимся с обрубовочной головой Гудона. Как вы уже успели заметить она необычная. Необычность её заключается в том, что все части головы поделены на плоскости. А сделано это для того что бы вы имели общее представление о голове и умели её анализировать, а не просто срисовывать линии. Итак, с чего же нужно начать?

1. Нужно определить положение предмета на листе, т.е. закомпоновать. Определить соотношение высоты и ширины модели. Следует обозначить ее общий овал и положение шеи, потом наметить основной объем головы.

2. Затем определяем положение и пропорции частей лица. Условно, голову можно представить в виде параллелепипеда. Освещенная лицевая часть – одна плоскость, макушка – горизонтальная, боковая часть лица с ухом и затылочной частью – другая плоскость (теневая). Поделим лицо на пропорциональные части. Наметим корень носа и переносицу, надбровные дуги, среднюю линию рта, подбородок.

Найдём наклон самой головы, и линии лицевых частей в перспективе. Не забываем про закон перспективы: «что ближе к нам – больше, что дальше – меньше, то есть сокращается».

3. Построим осевую для лицевой части, найдём под каким углом нос. Начинаем с построения носа.

Определяемся с местонахождением глазных впадин. Глаза целесообразней начинать строить с нахождения слезника (внутреннего края глаза). Слезник находиться на той же вертикальной линии, что и крыло носа. Также глаза следует строить параллельно, чтобы не получились они разного размера.

Определяем положения рта. Рот в данной гипсовой голове приоткрыт и именно этот факт вызывает затруднения, т.к. изменяются классические пропорции. Внимательно проверьте модулем объем данной части лица и в целом подбородок с другими, уже нарисованными.

Не стоит забывать про уши. Измеряем на каком расстоянии они находятся от глаза (величина височной впадины). Находим высоту (от надбровной дуги до корня носа).

4. Достраиваем затылочную и височную части проверяем правильность пропорций.

5. Завершающий этап – это обобщение. Необходимо на этом этапе создать иллюзию объема в двухмерном пространстве. Линии, которые расположены ближе к нам – сделать контрастными, а которые дальше – погасить ластиком или клячкой.

Обратите внимание, что все части лица поделены на три плоскости (лоб, нос, носогубная часть, губя, подбородок и т.д.)
И прежде чем приступить к работе, не стесняйтесь подходить к постановке. Изучайте его со всех сторон. Не сидите на месте.

Учащиеся задают вопросы, если им что-то не понятно.

Практическая работа учащихся
(60 минут)

По ходу работы у учащихся возникают вопросы. Каждому уделяется время на разъяснение того или иного вопроса. Идет индивидуальная работа с учащимися.

Учащиеся приступают к работе. Сначала делают эскизы. Затем, после проверки эскизов переходят на формат.

Подведение итогов
(5-10 минут)

По окончании урока проводится мини-просмотр, где определяется дальнейшая работа над рисунком.

Учащиеся внимательно слушают замечания и учитывают их на следующем уроке.

Второй урок (90 минут)

Организационный момент
(3-5 минут)

Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку.

Учащиеся рассаживаются на свои места.

Объяснение материала
(10-15 минут)

Повторение материала. Ответы на вопросы учащихся по данной теме.

Ученики задают вопросы.

Практическая работа учащихся
(60 минут)

Индивидуальная работа с учащимися. Нахождение и исправление ошибок в их работах.

Учащиеся приступают к работе. Их основная задача – это сделать правильный линейно-конструктивный рисунок.

Подведение итогов
(5-10 минут)

Анализ проведенной работы. Подведение итогов. Выставление оценки за проделанную работу.

Учащиеся анализируют свои работы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Рисование – это путь познания реальной действительности, сложный процесс усвоения законов строения форм предметов реального мира, процесс живого, эмоционального отображения их в рисунках. Задача обучающегося – понять и усвоить те законы, которые помогают правильно видеть и отображать природу, овладеть методом, который облегчает и упрощает путь познания мира.

Рисунок как учебная дисциплина, раскрывает перед учащимися принципы построения реалистического изображения на плоскости, воспитывает художественную культуру и дает знания и навыки, необходимые для самостоятельной творческой работы, которая, в свою очередь, приобщает к художественной культуре в целом, формирует знания и умения.

В основу метода обучения рисунку в детской художественной школе положено рисование с натуры. В процессе работы с натуры у учащихся развиваются зрительная память и наблюдательность, они учатся видеть  окружающую действительность. Вся учебная работа по рисунку неразрывно связана с практическим изучением перспективы, пластической анатомии и законов распределения светотени на объемной форме.

В процессе исследовательской работы были созданы методические рекомендации по обучению рисунку в детской художественной школе. Созданные методические рекомендации могут использоваться преподавателями художественных школ, а так же студенты художественно-графического факультета, проходящие педагогическую практику в сфере дополнительного образования.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ли Н. Основы учебного академического рисунка: Учебник. – М.: Эксмо, 2011. – 480 с.: ил.

2. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство. Основы рисунка. Учебник для учащихся 5-8 классов. В 4-х ч. Часть 1. – О.: 1998. — 96 с.

3. Основы рисунка. - Барселона, 1996.

4. Паррамон Х. Как рисовать.- М.: Аврора, 1996.

5. Тихонов С.В. Демьянов В.Г., Подрезков В.Б. Рисунок.-М., 1983.

6. Школа изобразительного искусства. ТТ.1-3.-М.:Изобразительное искусство, 1982.

7. Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание. - М., 1955. - 240 с.

8. Комарова Т.Е. Обучение детей технике рисования. - М.:1976, - 190 с.

9. Чиварди Д. Рисунок, пейзаж: методы, техника, композиция. М.: ЭКСМО-Пресс, 2002.

10. Шембель А.Ф. Основы рисунка. М.: Высш. шк., 1994.

11. Игнатьев. Е.И. Психология изобразительной деятельности детей / Е.И. Игнатьев. - М.: Учпедгиз, 2006. - 70 - 78 с.

12. Изобразительное искусство / Под редакцией Л.М. Любарской. - К.: Либидь, 2008. - 137 с.

13. Кибрик Е.А. Об искусстве и художниках / Е.А. Кибрик. - М., АХ, 2006. - 90 с.

14. Кириенко В.И. Психология способностей и изобразительной деятельность / И.В. Кириенко. - М.: АПН, 2009. - 170 с.

15. Коломинский Я.Л. Человек психология / Л.Я. Коломинский. - М.: Просвещение, 2006. - 30 с.

16. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. - М:, Просвещение, 2007. - 180 с.

17. Валери П. об искусстве / П. Валери. - М.: Искусство, 2010. - 104-105 с.

18. Дейнека А.А. Учитель рисовать / А.А. Дейнека. - М.: АХ, 2009. - 23 с.

19. http://art-otradny.ru/page/40

20. http://dhsh2-ufa.ru/

21. http://gallerix.ru/read/konstruktivnyj-analiz/

22. http://traditio-ru.org/wiki/Рисунок

23. https://ru.wikipedia.org/wiki/рисунок

24. http://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-usloviya-razvitiya-tvorcheskih-sposobnostey-uchaschihsya-k-izobrazitelnoy-deyatelnosti

25. http://viktoriya-art.blizko.ru/articles/2647

26. http://hobby-terra.ru/materialyi-i-tehniki-risunka/

27. http://www.sangina.ru/pedia/detail/1363_grafics1/26390_graficheskie-materialy/

28.  http://umbrasiena.ru/category/materialy-izobrazitelnogo-iskysstva


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

40867. Текст, упражнения и вопросы. Французский язык 72.5 KB
  Patrick adore les jeux-concours intellectuels où il faut répondre aux questions sur l’histoire, la littérature, la langue. Mais les parents ne lui permettent pas de passer beaucoup de temps devant l’écran.
40868. Частичный артикль (du, de la) 104 KB
  Tu ne l suis ps– Non j’i déjà mnqué quelques épisodes et je n’ime ps voir les feuilletons qund je ne sis ps le début de l’histoire. Heureusement il y des puses publicitires: comme ç j’i le temps d’ller prendre une tsse de thé à l cuisine. Dns ce feuilleton on prle des ventures d’un petit grçon. pprenez les mots: lit m молоко cfé m кофе jus m – сок vin m – вино pin m хлеб beurre m – сливочное масло fromge m сыр fromge m blnc творог poisson m рыба jmbon m ветчина sucisson m колбаса sucre m сахар sel m соль poivre...
40869. Futur Simple глаголов III группы 128 KB
  Vous désirez Bonjour Monsieur. Donnezmoi s’il vous plît un kilo de pommes et un kilo de poires. Et vezvous des frises Non Mdme ce n’est ps l sison. Voulezvous utre chose lors je prendri des frises surgeléesзамороженные u supermrché.
40870. Относительные местоимения qui, que 117 KB
  vezvous quelque chose de léger Bien sûr Mdme. Vous désirez une entrée Pour moi une slde de tomtes et de concombres s’il vout plît. Qu’estce que vous nous conseillez comme dessert Nos gteux sont délicieux. Je peux ussi vous recommnder notre trte ux frises et des glces différentes.
40871. Определенный артикль во французском языке 88 KB
  Mdemoiselle vous vez des chussures en cuir mrron Quelle est votre pointure Monsieur Je fis du 44. TEXTE 24 PPRENDRE UNE LNGUE ETRNGERE Il n’y ps longtemps Jcques reçu pr son courriel l'invittion à une conférence interntionle sur les problèmes des grndes villes. Il y fer un rpport sur les tendnces ctuelles de l'rchitecture et prticiper à une des tbles rondes. Il pprend cette lngue dès septembre et vers l fin des cours il fit des progrès remrqubles.
40872. Imparfait в придаточном предложении 103 KB
  Pour voir le poste que je veux il fut prler u moins deux lngues étrngères. Mon nglis est ssez bon qunt u russe je ne l’pprends que dès septembre. Oh On dit que cette lngue est très difficile Сomment rrivestu à l’étudier Mis non ce n’est ps trop dur Pourtnt il fut trviller ferme. Et qu’estce que tu sis déjà fire Bon je sis lire et trduire des textes dptés je peux m’exprimer sur quelques sujets liés à l vie cournte et à m profession.
40873. Предпрошедшее время. Plus-que-parfait 143 KB
  Estce que tu es un bon conducteur Je pense que oui mis il fut être très ttentif. Oui vriment être u volnt c’est ssez énervnt On peut voir une pnne ou un ccident on risque toujours de pyer une mende en prlnt u téléphone portble u volnt ou en oublint d’ttcher l ceinture de sécurité ремень безопасности. Bon c’est ton choix 2. Trduisez les questions et répondezy: 1.
40874. Cогласование времен во французском языке 124.5 KB
  Mis il y bien longtemps que je ne suis ps descendu dns le métro. Heureusement ce n’étit ps ux heures de pointe lors les voitures n’étient ps bondées et j’i été ssis pendnt presque tout le trjet. J’i enfin lu à l fin le livre que tu m’vis donné. Trduisez les questions et répondezy : 1.
40875. Имя существительное во французском языке 68.5 KB
  Le moment des vacances et des voyages est enfin venu. Vous allez partir, peut-être seul pour la première fois, peut-être très loin... Pour vous aider à comprendre si vous êtes prêt, voici vingt questions de notre enquête. Répondez par oui ou par non et calculez vos points. Puis consultez le résultat.