96787

Понятие и виды труда

Курсовая

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Предмет исследования: нормативные правовые акты кодексы взгляды ученых регламентирующие правовое регулирование труда. Цель курсовой работы: исследование правового регулирования различных видов труда и систематизация полученных данных.

Русский

2015-10-09

201.5 KB

1 чел.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Учреждение образования

“Гомельский государственный университет

имени Франциска Скорины”

Юридический факультет

Кафедра гражданско-правовых дисциплин

Понятие и виды труда

Курсовая работа

Исполнитель

студент группы П-13           ____________    А.Д. Гребеневич

Научный руководитель

к.ю.н., доцент                           ____________ Е.А. Ковалёва

Гомель 2015


Реферат

Курсовая работа 28 страниц, 15 источников

Ключевые слова: труд, источники трудовых и связанных с ними отношений, наемный труд, организация труда, служебный труд, труд осужденных.

Объект исследования: трудовые отношения.

Предмет исследования: нормативные правовые акты, кодексы, взгляды ученых, регламентирующие правовое регулирование труда.

Цель курсовой работы: исследование правового регулирования различных видов труда и систематизация полученных данных.

Методы исследования: анализа и синтеза, исторический, сравнительно-правовой.

        Задачи курсовой работы:

  1.  рассмотреть понятие труда, его виды;
  2.  проанализировать и систематизировать материал;
  3.  выявить особенности правого регулирования различных видов труда.

Выводы:

    Экономическую основу общества составляет трудовая деятельность                человека. Труд означает сознательную волевую деятельность людей, направленную на создание материальных и культурных ценностей путем воздействия на предметы окружающей среды.

    Право человека на труд относится к основным правам человека.

    В зависимости от экономического положения участников труда (т.е. отношения к средствам производства) различают следующие разновидности труда: наемный труд и свободный труд.

    Также выделяют еще служебный труд и труд заключенных. Свое право на труд граждане могут реализовывать в самых различных формах, но в большей мере применяется наёмный труд.

 


Содержание

[1]

[2] Содержание

[3]

[4] Введение

[5]  

[6] Понятие и правовое регулирование труда

[6.1]  Источники правового регулирования трудовых и связанных с ними отношений.

[7]

[8] 2  Виды труда и их регламентация

[8.1]     2.1 Наемный труд

[8.2]      2.2  Свободный труд

[8.3]    2.3 Служебный труд

[8.4]    2.4 Зависимый труд

[9]

[10] Заключение

[11]

[12] Список использованных источников


Введение

Материальную основу общества составляет трудовая деятельность человека. Труд означает сознательную волевую деятельность людей, направленную на создание материальных и культурных ценностей путем воздействия на предметы окружающей среды.

Статья 41 Конституции Республики Беларусь закрепляет право граждан Республики Беларусь на труд, т.е. право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учетом общественной потребностей. Право на труд может быть реализовывало в различных формах (трудовой договор, контракт, гражданско-правовой договор и т.д.).

Отношения людей их связи по участию в общественной организации труда является предметом правового регулирования соответствующих отраслей права, в том числе и трудового. При этом в зависимости от экономического положения участников совместного труда и их отношения к средствам производства различают две основные разновидности труда: самостоятельный (труд собственников) и несамостоятельный (в том числе наемный) труд.

Актуальность выбранной темы обусловлена тем что труд, имеет важное значение для исследования проблем труда на современном этапе развития рыночных отношений, их правильного решения. Труд является основой жизни человеческого общества. Практически не существует такой экономической проблемы в любой сфере деятельности человека, которая не была бы связана с его интересами и трудом.

          Целью работы является исследование правового регулирования различных видов труда и систематизация полученных данных.

       Для достижения поставленной цели обусловило постановку и решения таких задач как рассмотрение понятия труда, видов труда, анализ и синтез информации и выявление особенностей правового регулирования различных видов труда с помощью метода анализа и синтеза.

       Основной теоретической базы курсовой работы являются учебные пособия белорусских ученых в области трудового права.

       Нормативной основой курсовой работы являются Кодексы Республики Беларусь и иные законодательные акты.

       Курсовая работа состоит из введения, 2 разделов, 6 подразделов, заключения, введения, 15 источников.

       

 

  1.  Понятие и правовое регулирование труда

1.1 Понятие труда как объекта правового регулирования      

Труд-категория универсальная, многоаспектная, первооснова жизни общества и объект изучения многих наук в первую очередь экономики, философии, социологии. Для уяснения правового регулирования труда необходимо рассмотреть две стороны труда и остановиться на понятии общественной организации труда. В простейшем виде труд – это целесообразная деятельность человека, направленная на получение материальных или духовных благ, которые удовлетворяют те или иные человеческие потребности. В процессе труда человек воздействует на природу. Воздействие на природу осуществляет не только человек, но и животные, птицы, насекомые, растения, но это воздействие отличается от труда человека. Животные воздействуют на природу инстинктивно. Человеческий труд является сознательной, волевой, целенаправленной деятельностью и составляет единство трех компонентов: предметов труда, средств труда и собственно труда как сознательной, целесообразной деятельности человека по использованию средств труда для совершения заранее намеченного изменения предмета труда. Предметы труда – то, на что направлен труд. Средства труда: вещь или комплекс вещей для воздействия на предметы труда. Простые средства труда нередко именуются также орудиями труда.

Предметом правового регулировании является все-таки не труд, а складывающиеся по поводу него общественные отношения. По многообразию теоретических подходов труд, вероятно, не уступает праву. Его изучают в рамках практически всех гуманитарных дисциплин и существуют целые обширные междисциплинарные сферы научных знаний: социология труда, экономика труда, организация труда, управление трудом и др. Труд изучается и в рамках естественных наук. Достаточно вспомнить психологию труда, физиологию труда, гигиену труда и др. Технические науки связаны с охраной труда, техникой безопасности в процессе трудовой деятельности и др.

Итак, под трудом в самом широком смысле понимают целесообразную, общественно полезную (или по меньшей мере безвредную) деятельность.

Понятие труда надо отличать от понятия работы, которое на обыденном уровне отождествляют с «трудом», но которое по объему шире «труда», т.е. любой труд является работой, но не любая работа является трудом. Если работа – это любая деятельность, объективированная вовне, то труд должен обязательно отвечать двум признакам, которые отражены в его определении:

  1.   это всегда целесообразная деятельность, поскольку воля и целенаправленность присущи только человеку, постольку трудиться может только человек;
  2.   это всегда общественно полезная (или по меньшей мере безвредная) деятельность.

В этой связи любая противоправная деятельность, которая по определению вредоносна, не может быть трудом, хотя и может требовать выполнения большого объема работы. Это, например, длительная подготовка и хищение работником имущества нанимателя. Не может быть признана трудом и «профессиональная деятельность» представителей преступного мира. Очевидно, что не всякий труд может стать объектом правового регулирования. Например, работа членов семьи по дому, на своем приусадебном участке, работа в качестве хобби по общему правилу правом не регулируется. Некоторые виды труда, например, предпринимательский труд, труд по гражданско-правовым договорам и целый ряд других, регулируются правом, но не трудовым. Это сфера действия норм гражданского и административного права. Трудовым правом по общему правилу не охватывается еще целый ряд видов труда (лиц, отбывающих наказание, нотариусов, адвокатов, лиц свободных профессий и др.). В настоящее время труд выделяется практически в качестве квалифицирующего признака, отделяющего первобытность от цивилизации. Впрочем, некоторые исследователи делают это весьма своеобразно. Так, первобытность определяется как такая социальная система, которая держится на личном труде, а труд – жесткая необходимость для всех (средство для жизни).

В настоящее время большинство исследователей определяют этот объект как общественные отношения, складывающиеся в процессе организации и применения наемного труда, поведение людей в этих отношениях. Можно согласиться и с утверждением о том, что связывающим началом, придающим определенное единство системе трудовых отношений, служит труд [1, c. 62-63].

  1.   Источники правового регулирования трудовых и связанных с ними отношений.

Нормы права всегда существуют в определенной оболочке, которая обеспечивает формальную определенность права, однозначность его понимания. Эту оболочку(носитель), в которой существует право, его нормы, в теории права принято именовать формой или источником права.

Белорусский ученый-теоретик А.А. Соколова полагает, что под источником права нужно понимать своеобразный «резервуар», из которого получают сведения о содержании юридических норм, а под формой права – официальный способ внешнего выражения, закрепления и объективизации норм права.

Для раскрытия понятия и следующего определения источника трудового права необходимо и достаточно выделить те признаки, которые его характеризуют. Причем часть этих признаков характеризует сущность любых источников права, другая часть – систему источников именно трудового права.

К первой группе следует отнести следующие два признака:

формальная определенность, т.е. и внешняя объективация данных источников;

содержание в них норм права.

Вторую группу признаков, характеризующих специфику источников трудового права, составляют следующие черты:

Участие в правотворчестве (т.е. создание источника) не только государства в лице компетентных государственных органов, но также специализированных международных организацией, коллективных субъектов трудового права (профсоюзоюзных объединений, объединений нанимателей), а также нанимателей;

Разнообразие носителей норм трудового права, которые не сводятся к нормативным правовым актам, но включают в себя и разнообразные нормативные договоры (международные договоры, коллективные договоры и соглашения), а некоторых случаях – и носители правовых идей, а именно: международные документы, закрепляющие общепризнанные принципы международного права.

Кроме того, важно учитывать, что источниками права (в формально-юридическом смысле) выступает не какая-либо сила и не сама деятельность правотворческих органов, а объективированный итог(результат) этой деятельности по созданию норм права, которые в дальнейшем находят реализацию в общественных отношениях.

Итак, источники трудового права Республики Беларусь – это внешне объективированные итоги правотворческой деятельности международных организаций, государственных органов, нанимателей, профсоюзов и их объединений, обеспеченные защитой со стороны государства и мирового сообщества. Источники трудового права представляют собой сложную многоуровневую систему нормативных правовых актов, нормативных договоров, содержавших в себе нормы трудового права, и международных документов, закрепляющих общепризнанные принципы и нормы в сфере труда.

Источники трудового права представляют собой определенную систему. Причем система источников трудового права не тождественна системе законодательства о труде, а является более широким понятием, поскольку охватывает собой также подсистемы международных источников, социально-партнерских соглашений, локальных нормативных правовых актов. Вместе с тем, система законодательства о труде является центральным компонентом системы источников трудового права.

Источниками трудового права не являются те акты законодательства, которые носят исполнительно-распорядительный, ненормативных характер (к примеру, указы о назначении или освобождении от должности должностного лица).

Если категории «источник трудового права», «форма трудового права» чаще встречаются в теории государства и права, то в ст. 7 Трудового Кодекса Республики Беларусь (далее – ТК) используется термин «источники регулирования трудовых и связанных и с ними отношений». Эта легальная терминология подтверждает теоретическую и практическую важность уяснения соотношения между указанными юридическими категориями.

Источники трудового права следует разграничивать и правильно соотносить с актами применения норм трудового права (организационно-распорядительными документами нанимателей, судебными решениями). Отличие между ними прослеживаются по следующим критериям. Во-первых, источники трудового права содержат в себе нормы права, тогда как акты применения норм трудового права – индивидуальные правовые предписания. Во-вторых, источники трудового права есть результат правотворчества государства или уполномоченных им субъектов (субъектов социального партнерства при заключении коллективных договоров, соглашений, нанимателей – при локальном нормотворчестве). В свою очередь акты применения норм рудового права (приказы, распоряжения, штатные расписания решения КТС и судов) выступают результатом правоприменительной деятельности. В-третьих, источники трудового права в механизме трудоправового регулирования предшествуют актам применения; являются своего рода первичными элементами этого механизма, поскольку в правоприменительных актах находят реализацию нормы права, ранее закрепленные в соответствующих источниках права нормативных правовых актах, нормативных соглашениях и т.д.).

Многообразие источников трудового права обуславливает необходимость их упорядочения на основе научно обоснованной классификации. Источники трудового права можно классифицировать по следующим основным критериям [1].

Классификация источников трудового права.

По юридической природе и способу закрепления источники трудового могут быть подразделены на следующие основные(первичные) виды: 1) нормативные правовые акты (к ним относятся Конституция Республики Беларусь, Трудовой Кодекс Республики Беларусь, иное законодательство о труде, локальные нормативные правовые акты); 2) нормативные правовые договоры(международные договоры, коллективные договоры, соглашения); 3) нормативные правовые документы, закрепляющие общепризнанные принципы международного права.

Далее охарактеризуем основные источники трудового права.

Нормативный правовой акт – это официальный документ установленной формы, принятый(изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) или путем референдума с соблюдением установленной процедуры, содержащий обязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение (ст. 1 Закона о нормативных правовых актах).

Второе место по значимости в правовом регулировании трудовых и связанных с ними отношений в Беларуси занимают нормативные правовые договоры, именуемые в юридической литературе также нормативными договорами, нормативными договорами, нормативными соглашениями или договорами с нормативными содержанием.

Нормативный договор можно определить, как соглашение двух или более лиц, наделенных правотворческой компетенцией, прямо или косвенно санкционированное государством и содержащее в себе нормы права.

Нормативные правовые документы, закрепляющие общепризнанные принципы международного права.

Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства [2].

Разновидностью общепризнанных принципов международного права выступают основополагающие принципы в сфере труда, которые отражены во многих конвенциях и рекомендациях МОТ. К общепризнанным основополагающим принципам международного трудового права следует отнести:

  1.   Принцип социальной справедливости, включающий предоставление возможностей для всех участвовать в справедливом распределении плодов прогресса в области оплаты труда, рабочего времени и прочих условий труда, также прожиточного минимума заработной платы для всех, кто трудится и нуждается в такой защите;
  2.   принцип равной оплаты за равный труд;
  3.   принцип свободы слова и свободы объединения как необходимое условие постоянного прогресса;
  4.   принцип человечности(гуманизма), включающий предоставление трудящимся человеческих условий труда, признание нищеты угрозой для общего благосостояния и признание права всех людей на осуществление своего материального благосостояния и духовного развития в условиях свободы и достоинства, экономической устойчивости и равных возможностей;
  5.   труд свободен и не является товаром;
  6.   принцип социального партнерства, включающий равноправие и сотрудничество, с одной стороны, представителей трудящихся (работников) и предпринимателей(нанимателей) и, с другой стороны, представителей правительств.

В зависимости от уровня принятия(заключения) систему источников трудового права можно подразделить на две основные подсистемы, которые тесно взаимодействуют друг с другом:

международные источники трудового права (декларации, конвенции, пакты, соглашения, другие международные договоры)

национальные источники трудового права (Конституция Республики Беларусь, Трудовой Кодекс Республики Беларусь, иное законодательство о труде, коллективные договоры, соглашения и локальные нормативные правовые акты). В свою очередь вторую подсистему источников можно также разделить на 4 группы по сфере действия на централизованные, местные, отраслевые, локальные.

К централизованным источникам, распространяющим сферу своего действия на всю территорию республики, относятся: Конституция, Трудовой Кодекс, законы, декреты и указы Президента, постановления Правительства, Генеральное соглашение, акты Конституционного Суда, постановления Пленума Верховного Суда. [1]

Среди местных источников, действующих в рамках определенной административно-территориальной единицы, можно выделить: решения местных исполнительных и распорядительных органов, местные соглашения.

К отраслевым источникам, распространяющим свое действие на организации и работников определенной отрасли экономики, можно отнести: постановления министерств (кроме Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь), государственных комитетов и тарифные соглашения.

Локальными источниками трудового права, сфера действия которых ограничена, как правило, одной организацией или ее структурным подразделением, следует признать: коллективные договоры и локальные нормативные правовые акты.

Вышеуказанное деление на виды источников в зависимости от уровня и сферы действия характерно для унитарных государств, к которым относится Республика Беларусь. В федеративных государствах (например, Российской федерации, Германии), как правило добавляют еще и другие группы источников (общефедеральные, субъектов федерации и прочее).

Исходя из юридической силы (приоритета) все национальные источники трудового права Беларуси, классифицируются на две группы (подзаконные и законодательные).

К подзаконным источникам по мере их юридической силы отнесем:

Заключения Конституционного Суда Республики Беларусь;

Генеральное соглашение;

Постановления Совета Министров Республики Беларусь;

Нормативные постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь;

Тарифные соглашения;

Постановления Министерства труда и социальной защиты населения Республики Беларусь, других министерств и государственных комитетов, регулирующие трудовые и связанные с ними отношения;

Местные соглашения

Решения местных исполнительных и распорядительных органов и органов местного самоуправления

Коллективные договоры

Локальные нормативные правовые акты.

Возможны и другие классификации: исходя из деления права на  позитивное и естественное можно различать источники естественного права(международные документы, отражающие общепризнанные принципы международного права), источники позитивного права(практически все законодательство и нормативные договоры), источники являющиеся одновременно идей естественного и позитивного права(например, Конституция Республики Беларусь); с учетом соотношения субъективного и объективного в праве – источники субъективного трудового права(например, трудовые договоры) и источники объективного трудового права(нормативные правовые акты, нормативные договоры) [1].

Юридической базой правового регулирования в сфере трудовых отношений является Конституция. Гражданам Республики Беларусь гарантируется право на труд, т. е. право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учетом общественных потребностей, а также на здоровые и безопасные условия труда. В этой же статье установлены исходные правоположения в сфере занятости населения, защиты экономических и социальных интересов трудящихся, включая право на объединение в профсоюзы, заключение коллективных договоров (соглашений) и право на забастовку, содержится также норма о запрете принудительного труда [2].

В статье 42 Конституции для лиц, работающих по найму, закрепляются гарантии справедливой доли вознаграждения в экономических результатах труда в соответствии с его количеством, качеством и общественным значением, но не ниже уровня, обеспечивающего им и их семьям свободное и достойное существование. В Конституции закрепляется право трудящихся на отдых, которое обеспечивается для наемных работников установлением рабочей недели, не превышающей 40 часов, сокращенной продолжительностью работы в ночное время, предоставлением ежегодных оплачиваемых отпусков, дней еженедельного отдыха (статья 43). Установлено также право на охрану здоровья (статья 45), на социальное обеспечение в старости, в случае болезни, инвалидности, утраты трудоспособности (статья 47). Одновременно содержится положение (статья 13), в соответствии с которым государство предоставляет всем равные права для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом, гарантирует трудящимся право принимать участие в управлении предприятиями, учреждениями и организациями с целью повышения эффективности их работы и улучшения социально-экономического уровня жизни. В Конституции закреплены гарантии судебной защиты прав и свобод каждого человека, в том числе и в трудовых отношениях (статья 60) [3, c. 12].


2  Виды труда и их регламентация

    2.1 Наемный труд

Наемный труд - историческая форма труда, для которой характерны следующие черты:

предварительным условием совершения процесса труда является купля-продажа товара «рабочая сила» на рынке труда;

процесс   труда    совершается под надзором нанимателя или нанятого им персонала;

Исторически наемный труд пришел на смену натуральному труду, характерному для первобытнообщинного, рабовладельческого и феодального обществ. Натуральный труд, характеризовался тем, что работник не был собственником своей рабочей силы, не было условий ее купли-продажи. Появление и распространение системы наемного труда - качественно новая ступень развития общества, образующая историческую эпоху, продолжающуюся и в настоящее время.

Развитая система наемного труда предполагает сформированную систему прав и обязанностей для наемных работников, включающую право собственности на свою рабочую силу; право конкуренции с другими продавцами рабочей силы при определении уровня оплаты, требований к качеству рабочей силы и т. д.; создания профессиональных союзов для отстаивания своих интересов; право выбора покупателя своей рабочей силы, выбора места продажи рабочей силы; право выбора жизненных благ и способов удовлетворения жизненных потребностей и т. д. Все формы свободы, в которые поставлен наемный рабочий, связаны с его личной ответственностью за себя, за принятое решение по выбору нанимателя, соблюдение условий найма, поддержание своей рабочей силы в нормальном состоянии и т. д. В противоположность всем формам натурального) труда, где значительная часть ответственности за состояние работника, его существование, труд была возложена на хозяина (рабовладельца, помещика), развитая система наемного труда формирует работника как личность, полностью отвечающую за себя, свой выбор, принятие решения.

Особенности регулирования наемного труда.

Действующим законодательством четко определены требования, которые должны быть соблюдены нанимателями в случае привлечения ими наемных работников. Как вытекает из трудового законодательства, трудовой договор должен быть заключен с каждым работником. Трудовой договор заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах и подписывается сторонами. Один экземпляр передается работнику, другой хранится у нанимателя.

При заключении трудового договора наниматель вправе потребовать у работника следующие документы:

  1.  документ, удостоверяющий личность; документы воинского учета (для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на воинскую службу);
  2.  трудовую книжку, за исключением впервые поступающего на работу и совместителей;
  3.  документ об образовании или документ об обучении, подтверждающий наличие права на выполнение данной работы;
  4.  направление на работу в счет брони для отдельных категорий работников в соответствии с законодательством;
  5.  индивидуальную программу реабилитации инвалида (для инвалидов);
  6.  декларацию о доходах и имуществе, страховое свидетельство, медицинскую справку о состоянии здоровья и другие документы о подтверждении иных обстоятельств, имеющих отношение к работе, если их предъявление предусмотрено законодательными актами. [4, c. 203]

Прием на работу без указанных документов не допускается.

Запрещается требовать при заключении трудового договора документы, не предусмотренные законодательством.

При заключении трудового договора следует учитывать, что законодательством установлены некоторые ограничения. Основными из них являются ограничения, связанные с:

- возрастом работника, заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими шестнадцати лет.

С письменного согласия одного из родителей (усыновителей, попечителей) трудовой договор может быть заключен с лицом, достигшим четырнадцати лет);

-  совместной работой близких родственников (Запрещается совместная работа в одной и той же государственной организации (обособленном подразделении) на должности руководителя, главного бухгалтера (его заместителей) и кассира лиц, состоящих между собой в близком родстве или свойстве, если их работа связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому);

- установлением предварительного испытания для работника (С целью проверки соответствия работника поручаемой ему работе трудовой договор по соглашению сторон может быть заключен с условием предварительного испытания, за исключением случаев, предусмотренных частью пятой настоящей статьи);

- причинами отказа в заключении договора.

Все наниматели обязаны выполнять свои обязательства по отношению к наемным работникам в соответствии с законодательством. 

К основным правам работника следует отнести: 

труд как наиболее достойный способ самоутверждения человека, что означает право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учетом общественных потребностей, а также на здоровые и безопасные условия труда;

защиту экономических и социальных прав и интересов, включая право на объединение в профессиональные союзы, заключение коллективных договоров, соглашений и право на забастовку;

участие в собраниях;

участие в управлении организацией;

гарантированную справедливую долю вознаграждения за труд в соответствии с его количеством, качеством и общественным значением, но не ниже уровня, обеспечивающего работникам и их семьям свободное и достойное существование;

ежедневный и еженедельный отдых, в том числе выходные дни во время государственных праздников и праздничных дней, и отпуска продолжительностью не ниже установленной настоящим Кодексом;

государственное социальное страхование, обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, гарантии в случае инвалидности и потери работы;

невмешательство в частную жизнь и уважение личного достоинства;

судебную и иную защиту трудовых прав. [5]

Заработная плата – вознаграждение за труд, которое наниматель обязан выплатить работнику за выполненную работу в зависимости от ее сложности, количества, качества, условий труда и квалификации работника с учетом фактически отработанного времени, а также за периоды, включаемые в рабочее время.

Анализ действующего законодательства Республики Беларусь в сфере оплаты труда позволяет выделить следующие основные признаки, характеризующие заработную плату как элемент трудового правоотношения:

1) заработная плата – это оплата выполняемой работником определенной трудовой функции;

2) заработная плата выплачивается в денежной и(или) натуральной форме;

3) заработная плата основывается на заранее установленных нормах и расценках;

4) заработная плата не ограничивается максимальным и минимальным размером и не может быть меньше установленного государством минимумом [6, c. 381-382].

Республика Беларусь предоставляет государственные гарантии по оплате труда:

величину минимальной заработной платы в Республике Беларусь;

величину размера тарифной ставки первого разряда Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь для работников бюджетной сферы;

республиканские тарифы оплаты труда – часовые и (или) месячные тарифные ставки (оклады), определяющие уровни оплаты труда для конкретных профессионально-квалификационных групп работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций;

размеры увеличения оплаты труда за работу в условиях, отличающихся от нормативных;

меры по поддержанию уровня реального содержания заработной платы, индексации заработной платы;

ограничения размеров удержаний из заработной платы;

контроль и надзор за своевременностью выплат заработной платы и реализацию государственных гарантий в части ее размеров;

ответственность нанимателей за нарушение условий коллективного договора, трудового договора, соглашения по оплате труда.

Минимальная заработная плата (месячная и часовая) – государственный минимальный социальный стандарт в области оплаты труда, который наниматель обязан применять в качестве низшей границы оплаты труда работников за работу в нормальных условиях в течение нормальной продолжительности рабочего времени при выполнении обязанностей работника, вытекающих из законодательства, локальных нормативных правовых актов и трудового договора. [5]

Размер месячной минимальной заработной платы устанавливается Советом Министров Республики Беларусь ежегодно с 1 января. Так, месячная минимальная заработная плата с 1 января 2015 года составляет 2100100 рублей [6].

Оплата труда работников производится на основе часовых и (или) месячных тарифных ставок (окладов), определяемых в коллективном договоре, соглашении или нанимателем, а в бюджетных организациях и иных организациях, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций, – Правительством Республики Беларусь или уполномоченным им органом.

Рабочим, выполняющим нормы труда, присвоение более высокой квалификации производится в первую очередь.

Если рабочий успешно выполнял не менее трех месяцев в течение года работы более высокой квалификации, он имеет право требовать от нанимателя присвоения ему в установленном порядке более высокой квалификации.

Выплата заработной платы производится регулярно в дни, определенные в коллективном договоре, соглашении или трудовом договоре, но не реже двух раз в месяц.

Заработная плата выплачивается в денежных единицах Республики Беларусь.

С согласия работника допускается замена денежной оплаты полностью или частично натуральной оплатой (смешанная форма оплаты). Натуральная оплата взамен денежной должна быть подходящей для личного потребления и выгодной для работника и его семьи.

Существуют средства, способы и условия, с помощью которых обеспечивается осуществление предоставленных работникам прав.

В Трудовом кодексе Республики Беларусь закреплены некоторые гарантии и компенсации для работников, такие как:

Гарантии и компенсации при служебных командировках;

Гарантии и компенсации в связи с переездом на работу в другую местность;

Компенсации за подвижной и разъездной характер работы, производство работ вахтовым методом;

Гарантии для работников, избранных на выборные должности в государственные органы;

Гарантии для работников на время выполнения государственных или общественных обязанностей;

Гарантии и компенсации для работников при повышении квалификации, переподготовке, профессиональной подготовке и стажировке по направлению нанимателя;

Гарантии для работников, направляемых на медицинский осмотр и медицинское обследование в государственные организации здравоохранения;

Гарантии для работников, являющихся донорами;

Гарантии для работников-изобретателей и рационализаторов;

Компенсация за износ транспортных средств, оборудования, инструментов и приспособлений, принадлежащих работнику [5].

     2.2  Свободный труд

Предпринимательская деятельность – это самостоятельная деятельность юридических и физических лиц, осуществляемая ими в гражданском обороте от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность и направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи вещей, произведенных, переработанных или приобретенных указанными лицами для продажи, а также от выполнения работ или оказания услуг, если эти работы или услуги предназначаются для реализации другим лицам и не используются для собственного потребления [8].

В Республике Беларусь закреплено право заниматься любой, не запрещенной законодательством хозяйственной, предпринимательской деятельностью. Содержание данного права связано с понятием и характеристикой правоспособности граждан и юридических лиц. Субъективное право осуществлять предпринимательскую деятельность возникает у гражданина на основе предусмотренной ГК возможности заниматься такой деятельностью и юридического факта - государственной регистрации. ГК допускает равную для всех граждан правоспособность, что изначально позволяет каждому быть равноправным участником хозяйственных, предпринимательских отношений. Государство предоставляет всем равное право для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом, и гарантирует равную защиту и равные условия для развития всех форм собственности (ст. 13 Конституции Республики Беларусь).

Законодательство Республики Беларусь обуславливает возможности занятия определенным видом деятельности лишь при наличии специального разрешения (лицензии), получение которой необходимо и юридическим лицам, независимо от того, обладают они общей или специальной правоспособностью. Под лицензированием следует понимать специальное разрешение на ведение соответствующей деятельности, выдаваемое уполномоченными на то органами [8].

Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. К предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила Гражданского кодекса, которые регулируют деятельность коммерческих организаций, если только иное не вытекает из законодательства или существа правоотношения. Согласно ст. 47 Гражданского кодекса юридическое лицо подлежит государственной регистрации в порядке, определяемым законодательными актами. Данные государственной регистрации, в том числе коммерческих организаций фирменное наименование, включаются в соответствии с законодательством в Единый государственный регистр юридических лиц. Юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации.

Прекращение предпринимательской деятельности, осуществляемой с образованием юридического лица возможно посредством реорганизации или ликвидации коммерческой организации. Реорганизация может осуществляться путем слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования. Вместе с тем, при выделении коммерческая организация продолжает осуществлять свою деятельность, а на основе обособленных ее подразделений создаются одно или несколько юридических лиц [8].

Республика Беларусь способствует малому и среднему предпринимательству.

Основными целями государственной политики в сфере малого и среднего предпринимательства является:

1) создание благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства и конкуренции;

2) оказание содействия субъектам малого и среднего предпринимательства в продвижении ими товаров на рынок Республики Беларусь и рынки иностранных государств;

3) увеличение субъектом малого и среднего предпринимательства;

4) увеличение доли производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров и объеме валового внутреннего продукта [9].

 

   2.3 Служебный труд

Служебный труд в Республике Беларусь регулируется Законом “О государственной службе в Республике Беларусь”

Под государственной службой понимается профессиональная деятельность лиц, занимающих государственные должности, осуществляемая в целях непосредственной реализации государственно-властных полномочий и (или) обеспечения выполнения функций государственных органов.

Государственная служба основывается на принципах:

верховенства Конституции Республики Беларусь;

служения народу Республики Беларусь;

законности;

приоритета прав и свобод человека и гражданина, гарантий их реализации;

гуманизма и социальной справедливости;

единства системы государственной службы и ее дифференциации исходя из концепции разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную;

гласности;

профессионализма и компетентности государственных служащих;

подконтрольности и подотчетности государственных служащих, персональной ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение ими своих служебных обязанностей;

добровольности поступления граждан на государственную службу;

равного доступа граждан к любым должностям в государственной службе и продвижения по государственной службе в соответствии с их способностями, профессиональными знаниями и образованием;

стабильности государственной службы в целях обеспечения преемственности власти;

экономической, социальной и правовой защищенности государственных служащих.

Государственным служащим является гражданин Республики Беларусь, занимающий в установленном законодательством порядке государственную должность, наделенный соответствующими полномочиями и выполняющий служебные обязанности за денежное вознаграждение из средств республиканского или местных бюджетов либо других предусмотренных законодательством источников финансирования.

Право на поступление на государственную службу имеют граждане Республики Беларусь, достигшие восемнадцатилетнего возраста, владеющие государственными языками Республики Беларусь и отвечающие иным требованиям, установленным настоящим Законом, иными законодательными актами о государственной службе.

При поступлении на государственную службу, а также при ее прохождении не допускаются какие-либо ограничения и (или) преимущества в зависимости от пола, расы, национальности, социального происхождения, имущественного положения, отношения к религии, убеждений, а также принадлежности к политическим партиям и иным общественным объединениям, за исключением случаев, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь [10].

С государственными служащими заключается контракт. Контракт – трудовой договор, заключенный в письменной форме на определенный срок, содержащий в отношении вопросов поступления, прохождения и прекращения государственной службы особенности по сравнению с общими нормами законодательства о труде.

С гражданами, поступающими на государственную службу, заключается контракт на срок не менее одного года руководителем соответствующего государственного органа. Контракт является основанием для издания решения, приказа, распоряжения, иного акта соответствующего государственного органа, должностного лица.

С гражданами, назначаемыми на государственные должности и освобождаемыми от государственных должностей Президентом Республики Беларусь в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, законодательными актами, контракт заключается уполномоченными Президентом Республики Беларусь руководителями государственных органов и организаций. При этом установление (изменение) условий контракта, продление контракта на новый срок осуществляются по соглашению сторон и с предварительного согласия Президента Республики Беларусь.

С лицами, назначаемыми на высшие государственные должности, депутатами Палаты представителей, членами Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, осуществляющими свои полномочия на профессиональной основе, председателями местных Советов депутатов, а также судьями контракт не заключается [11].

С гражданами, поступающими на государственную службу на период выполнения обязанностей временно отсутствующего государственного служащего, заключается срочный трудовой договор в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством о труде.

Заработная плата государственных служащих состоит из должностного оклада, надбавок за класс государственного служащего, надбавок за выслугу лет, премий и иных выплат, предусмотренных законодательством.

Заработная плата государственным служащим выплачивается за счет средств соответственно республиканского или местных бюджетов, если иное не установлено законодательством.

Государственным служащим устанавливается ежемесячная надбавка за выслугу лет при наличии стажа государственной службы:

от 0,5 года до 3 лет – в размере 10 процентов расчетного должностного оклада;

от 3 до 8 лет – в размере 15 процентов расчетного должностного оклада;

от 8 до 15 лет – в размере 20 процентов расчетного должностного оклада;

от 15 до 20 лет – в размере 25 процентов расчетного должностного оклада;

свыше 20 лет – в размере 30 процентов расчетного должностного оклада, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь [12].

Государственный служащий имеет право на отпуск. Ему ежегодно предоставляется основной трудовой отпуск продолжительностью 28 календарных дней с выплатой единовременного пособия на оздоровление в соответствии с законодательством.

Государственному служащему после пяти лет стажа государственной службы предоставляется дополнительный трудовой отпуск продолжительностью два календарных дня, после десяти лет стажа государственной службы – четыре календарных дня.

Дополнительный трудовой отпуск присоединяется к основному трудовому отпуску государственного служащего продолжительностью 28 календарных дней.

Государственному служащему предоставляются социальные отпуска в соответствии с законодательством о труде.

Отдельным категориям государственных служащих могут быть предоставлены основной трудовой отпуск иной продолжительности в соответствии с законодательством о труде, а также иные дополнительные трудовые отпуска в соответствии со специальным законодательством. [10]

   2.4 Зависимый труд

       Ограничение свободы состоит в наложении на осужденного обязанностей, ограничивающих его свободу, и нахождении его в условиях осуществления за ним надзора органами и учреждениями, ведающими исполнением наказания, и устанавливается на срок от шести месяцев до пяти лет [13].

Наказание в виде исправительных работ отбывается по месту работы осужденных.

Осужденные к исправительным работам состоят на учете в уголовно-исполнительной инспекции, а несовершеннолетние осужденные – и в инспекции по делам несовершеннолетних и обязаны соблюдать установленный порядок и условия отбывания данного наказания.

Из заработка осужденных производятся удержания в доход государства в размере, установленном приговором суда.

В период отбывания исправительных работ осужденным запрещается прекращать трудовой договор по соглашению сторон или по собственному желанию без письменного разрешения уголовно-исполнительной инспекции. Разрешение может быть выдано после проверки оснований прекращения трудового договора. Отказ в выдаче разрешения должен быть мотивирован. Решение об отказе может быть обжаловано в установленном законом порядке.

Если осужденный без направления в исправительное учреждение открытого типа, подлежащий обязательному привлечению к труду, к моменту начала исполнения наказания не имеет постоянного места работ, то он обязан в пятнадцатидневный срок трудоустроится самостоятельно. Если осужденный не устроился на работу по истечению указанного срока, он направляется уголовно-исполнительной инспекцией в комитет по труду, занятости и социальной защите Минского городского исполнительного комитета, управление (отдел) по труду, занятости и социальной защите городского, районного, исполнительных комитетов и трудоустраивается ими. В этом случае осужденный не вправе отказаться от предложенной ему работы [14].

Осужденный обязан в течение пяти дней сообщить в уголовно-исполнительную инспекцию об изменении места работы и места жительства.

Трудовые и социальные отпуска, предусмотренные законодательством Республики Беларусь о труде, предоставляются осужденным на общих основаниях. В случае их предоставления осужденному администрация организации обязана не позднее трех дней после их предоставления уведомить об этом уголовно-исполнительную инспекцию по месту отбывания осужденным наказания.

На администрацию организаций по месту отбывания осужденными исправительных работ возлагаются правильное и своевременное удержание из заработка осужденных и перечисление в установленном порядке удержанных сумм в соответствующий бюджет и ежемесячное представление в уголовно-исполнительную инспекцию расчетных сведений, контроль за поведением осужденных по месту работы и содействие уголовно-исполнительной инспекции в проведении воспитательной работы с осужденными, соблюдение условий отбывания наказания, предусмотренных настоящим Кодексом, уведомление уголовно-исполнительной инспекции о примененных к осужденным мерах поощрения и взыскания, об уклонении их от отбывания наказания, а также предварительное уведомление о переводе их на другую работу и об увольнении.

Уголовно-исполнительная инспекция осуществляет контроль за правильностью и своевременностью удержаний из заработка осужденных к исправительным работам и перечислением удержанных сумм в соответствующий бюджет. Для осуществления такого контроля уголовно-исполнительные инспекции вправе привлекать государственные финансовые и налоговые органы [15].

Удержания производятся из заработной платы по основному месту работы осужденного за каждый отработанный месяц независимо от наличия к нему претензий по исполнительным документам. Удержания производятся со всей суммы заработка без исключения из этой суммы налогов и других платежей.

При производстве удержаний учитываются денежная и натуральная части заработка осужденного.

Удержания не производятся из пособий, получаемых осужденным в порядке социального страхования и социального обеспечения, из выплат единовременного характера, не предусмотренных системой заработной платы.

Пособия по временной нетрудоспособности осужденного исчисляются из его заработка за вычетом удержаний в размере, установленном приговором суда.

Осужденные к ограничению свободы привлекаются к труду в организациях независимо от форм собственности, а также у индивидуальных предпринимателей.

Перевод осужденного на другую работу, в том числе в другую местность, может осуществляться администрацией организации, в которой работает осужденный, и индивидуальным предпринимателем, у которого работает осужденный, по согласованию:

  •   с администрацией исправительного учреждения открытого типа – в отношении осужденного к ограничению свободы с направлением в исправительное учреждение открытого типа;
  •   с уголовно-исполнительной инспекцией – в отношении осужденного к ограничению свободы без направления в исправительное учреждение открытого типа.

Осужденным к ограничению свободы с направлением в исправительное учреждение открытого типа, не имеющим необходимой специальности для выполнения работ по месту отбывания наказания, администрацией исправительного учреждения открытого типа оказывается содействие в ее приобретении [15].

Осужденные к аресту, обязанные возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, обязаны трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией арестного дома либо учреждения уголовно-исполнительной системы, на территории которого расположен арестный дом. Труд таких осужденных организуется в порядке и на условиях, установленных настоящим Кодексом в отношении осужденных к наказанию в виде лишения свободы.

Осужденные обязаны трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений. Администрация исправительного учреждения обязана привлекать осужденных к общественно полезному труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и по возможности специальности. Осужденные привлекаются к труду на предприятиях или в производственных мастерских исправительных учреждений, а также на иных предприятиях независимо от форм собственности при условии обеспечения надлежащей охраны и изоляции осужденных. При привлечении осужденных к труду трудовой договор (контракт) с ними не заключается.

Осужденные мужчины старше 60 лет и осужденные женщины старше 55 лет, а также осужденные, являющиеся инвалидами І и ІІ группы, привлекаются к труду по их желанию в соответствии с законодательством Республики Беларусь о труде.

Труд осужденных, отбывающих лишение свободы в тюрьме, организуется только на территории тюрьмы.

Перечень работ, на которых запрещается использовать труд осужденных, устанавливается Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений.

Производственная деятельность осужденных организуется с учетом соблюдения требований режима содержания и надзора за ними.

Отказ от работы или самовольное прекращение работы являются злостным нарушением установленного порядка отбывания наказания и влекут применение мер взыскания.

Продолжительность рабочего времени осужденных к лишению свободы, требования по охране труда устанавливаются в соответствии с законодательством Республики Беларусь о труде и об охране труда. Время начала и окончания работы определяется графиком, устанавливаемым администрацией исправительного учреждения. Так в соответствии с Трудовым кодексом Полная норма продолжительности рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю, а не для совершеннолетних в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет – не более 23 часов в неделю, от шестнадцати до восемнадцати лет – не более 35 часов в неделю. Для работников, на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, на основании аттестации рабочих мест по условиям труда устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени – не более 35 часов в неделю. Для осужденных, работающих в ночное время, оно сокращается на один час. Осужденным предоставляются еженедельные дни отдыха и отдых в праздничные дни. А в случае привлечения их к работе в выходные и праздничные дни им предоставляются отгулы или денежная компенсация в двойном размере [15].

С учетом характера работ, выполняемых осужденными, содержащимися в исправительных колониях и тюрьмах, допускается суммированный учет рабочего времени.

Осужденные, отработавшие не менее одиннадцати месяцев в календарном году, имеют право на трудовой отпуск продолжительностью восемнадцать календарных дней – для отбывающих лишение свободы в воспитательных колониях, двенадцать календарных дней – для осужденных, отбывающих лишение свободы в иных исправительных учреждениях. Отпуск лицам, впервые отбывающим наказание в виде лишения свободы, а также впервые осужденным за тяжкие преступления на срок до пяти лет, предоставляется как с выездом за пределы исправительного учреждения, так и без выезда из него, а лицам, ранее отбывавшим наказание в виде лишения свободы, – в пределах исправительного учреждения. Осужденные, обязанные возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, имеют право на трудовой отпуск продолжительностью семь календарных дней.

Важным стимулирующим фактором, оказывающим воспитательное воздействие на осужденных, является законодательное закрепление положения о зачете в их общий трудовой стаж времени оплачиваемой работы. Учет отработанного времени возлагается на администрацию исправительного учреждения и производится по итогам календарного года.

Оплата отпусков осужденных устанавливается в соответствии с законодательством Республики Беларусь о труде.

Осужденные к лишению свободы имеют право на оплату труда в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Размер оплаты труда осужденных, отработавших месячную норму рабочего времени и выполнивших установленную для них норму выработки, не может быть ниже установленного законодательством Республики Беларусь размера оплаты труда за выполнение соответствующих работ.

Оплата труда осужденных при неполном рабочем дне или неполной рабочей неделе производится пропорционально отработанному ими времени или в зависимости от выработки [3].

Заработная плата осужденных подлежит индексации в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.

Осужденные к лишению свободы могут привлекаться к выполнению работ без оплаты труда только по коллективному самообслуживанию, в том числе по уборке и благоустройству исправительных учреждений и прилегающих к ним территорий.

Осужденные, являющиеся инвалидами І и ІІ группы, осужденные мужчины старше 60 лет, осужденные женщины старше 55 лет, осужденные беременные женщины привлекаются к работам без оплаты труда по их желанию.

К указанным работам осужденные привлекаются в порядке очередности в свободное от работы время. Продолжительность работ не должна превышать четырнадцати часов в неделю [15].

Вместе с тем из заработной платы, пенсий и иных доходов осужденных производятся удержания для возмещения расходов по их содержанию в соответствии с ст. 102 УИК.

Из заработной платы и приравненных к ней доходов у осужденных к лишению свободы, за исключением осужденных, указанных в части 6 статьи 94 настоящего Кодекса, производятся удержания для возмещения стоимости питания, одежды и обуви (кроме стоимости специального питания, специальной одежды, специальной обуви и других необходимых средств индивидуальной защиты), коммунальных услуг. Стоимость питания и коммунальных услуг, не удержанная в отчетном месяце у лиц, содержащихся в исправительных учреждениях, в случае недостаточности их заработной платы и приравненных к ней доходов задолженности не образует и в последующие месяцы не удерживается. Указанная стоимость списывается на расходы по смете на содержание исправительного учреждения. Стоимость одежды и обуви удерживается в течение срока отбывания наказания до полного ее погашения. По истечении срока отбывания наказания неудержанная стоимость одежды и обуви списывается на расходы по смете на содержание исправительного учреждения. Порядок расчета и возмещения подлежащей удержанию стоимости питания, одежды и обуви (кроме стоимости специального питания, специальной одежды, специальной обуви и других необходимых средств индивидуальной защиты), коммунальных услуг устанавливается Министерством внутренних дел Республики Беларусь по согласованию с Министерством финансов Республики Беларусь.

Возмещение осужденными расходов по их содержанию производится после удержания подоходного налога, обязательных страховых взносов в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, алиментов на содержание несовершеннолетних детей, средств на возмещение расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении. Удержания по исполнительным документам производятся из оставшейся суммы в порядке, предусмотренном Гражданским процессуальным кодексом Республики Беларусь.

В исправительных учреждениях, за исключением исправительных колоний-поселений, на лицевой счет осужденных зачисляется независимо от всех удержаний не менее 25 процентов начисленной заработной платы или иных доходов, а на лицевой счет осужденных мужчин старше 60 лет, осужденных женщин старше 55 лет, осужденных, являющихся инвалидами І и ІІ группы, несовершеннолетних осужденных, осужденных беременных женщин, осужденных женщин, имеющих детей в домах ребенка исправительного учреждения, – не менее 50 процентов начисленной им заработной платы или иных доходов. На лицевой счет осужденных, обязанных возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, осужденных, не возместивших ущерб, причиненный преступлением, моральный вред и вред, причиненный жизни и здоровью гражданина, связанные с совершенным преступлением, зачисляется не менее 10 процентов начисленной заработной платы и иных доходов.

Осужденным, отбывающим наказание в исправительных колониях-поселениях, независимо от всех удержаний выплачивается не менее 50 процентов начисленной им заработной платы [15].


Заключение 

       Трудовое законодательство регулирует поведение людей в сфере общественной организации труда.

        Человек и общество могут потреблять лишь то, что создано трудом. Материальную основу всего общества составляет трудовая деятельность человека, которая в свою очередь преобразует и развивает самого человека.

        Проанализировав материал из учебных пособий, законодательных актов, кодексов раскрыто понятие труда, источники правового регулирование труда, их классификация, виды труда и особенности их регулирования.

        В Республики Беларусь выделяются четыре основных видов труда, имущие свои особенности в правовом регулировании:

  1.   Наемный труд, является главной формой трудовых отношений. Большинство населения – наемные рабочие.
  2.   Свободный труд. В Республике Беларусь закреплено право заниматься любой, не запрещенной законодательством хозяйственной, предпринимательской деятельностью. Свободный труд регулируется Гражданским кодексом и иными законодательными актами.
  3.   Служебный труд. Правовое положение государственных служащих определяется Законом о государственной службе, который устанавливает правовые основы организации государственной службы, основы правового положения государственных служащих, порядок прохождения государственной службе.

Также, на государственных служащих распространяется основная часть норм законодательства о труде: многие нормы о заключении, изменении, прекращении трудового договора, нормы о гарантиях и компенсациях, рабочем времени и времени отдыха, трудовой дисциплине, материальной ответственности, об охране труда и др.

  1.   Зависимый труд осуждённых регулируется законодательством о труде и об охране труда, однако, исключая правила приема на работу, увольнения с работы, перевода на другую работу, которые регулируются нормами Уголовно-исполнительного кодекса и другого специального законодательства.


Список использованных источников

       1. Курс трудового права. Общая часть : учеб. пособие / А.А. Войтик [и др.]; под общ. ред. О.С. Курылевой и К.Л. Томашевского. – Минск : Тесей, 2010. – 602 с.

       2. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск: Амалфея, 2005. – 48 с.

       3. Трудовое право Республики Беларусь: Учеб.-метод. комплекс / И.В. Гущин, Л.Я. Абрамчик, А.Г. Авдей; под ред. И.В. Гущина. – Гродно: ГрГУ, 2004. – 333 с.

       4. Курс трудового права. Особенная часть. Кн.1: Индивидуальное трудовое право : в 3 т. Т.1 / Войтик А.А. [и др.]; под общ. ред. О.С. Курылевой и К.Л. Томашевского. – Минск : Амалфея, 2014. – 372с.

       5. Трудовой кодекс Республики Беларусь: Принят Палатой представителей 8 июня 1999 г.: Одобр. Советом Респ. Беларусь 22 дкабря 1999г.: сост. Кодекса по состоянию на 1 июля 2014 г. –Минск: Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2014. – 256 с.

       6. Трудовое право : учебник / В.И. Семенков, Г.А. Василевич [и др.]; под общ. ред. В.И. Семенкова. – Минск: Амалфея, 2006. – 784 с.

       7. Об установлении размера месячной минимальной заработной платы: постановление Сов. Министров Респ. Беларусь, 9 дек. 2014 № 1151 // Национальный реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2014. – № 1151. – 5/38150.

       8. Гражданский кодекс Республики Беларусь: Принят Палатой представителей 28 окт. 1998г.: Одобр. Советом Респ. Беларусь 19 нояб. 1998 г.: по состоянию на 20 июля 2013. – Минск: Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2013. – 768 с.

       9. О поддержке малого и среднего предпринимательства: Закон Респ. Беларусь от 1 июл. 2010 г. № 148-3: с изм. и доп.: текст по состоянию на 12 июл. 2012 г. / Нац. Центр правовой информ. Респ.Беларусь, 2012 г.

       10. О государственной службе: Закон Респ. Беларусь от 14 июня 2003 г. № 204-З.: текст по состоянию на 14 июля 2014 г. / Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2014 г.

       11. Курс трудового права. Особенная часть. Кн.1: Индивидуальное трудовое право : в 3 т. Т.2 / Войтик А.А. [и др.]; под общ. ред. О.С. Курылевой и К.Л. Томашевского. – Минск : Амалфея, 2014. – 683 с.

       12. Кеник, К.И. Особенности регулирования труда государственных служащих / К.И Кеник // Отдел кадров. – 2013. – № 12 – С. 44-68.

       13. Уголовный кодекс Республики Беларусь: Принят Палатой представителей 2 июня 1999 г.: Одобр. Советом Респ. Беларусь 24 июня 1999 г.: по состоянию на 30 июня 2014 г. – Минск: Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь – 304 с.

       14. Герасимович, А.А. Особенности регулирования труда осужденных к ограничению свободы / А.А. Герасимович // Отдел кадров. – 2011. – № 12 – С. 53-60.

       15. Уголовно-исполнительный кодекс Республики Беларусь: Принят Палатой представителей 14 декабря 1999 г.: Одобр. Советом Респ. Беларусь 22 дек. 1999 г.: по состоянию на 5 января 2015 г. – Минск: Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь – 220 с.

PAGE   \* MERGEFORMAT1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

59105. Свято меду 62 KB
  Свято меду (на Спаса) святкують тоді, коли учні чи студенти перебувають на канікулах. Як же зробити так, щоб молодь прилучилась, більше дізналася про наше українське бджільництво, звичаї пращурів, їх духовну культуру?
59106. Свято останнього дзвоника 57.5 KB
  Ведучий: Підростають щодня дітлахи Непомітно мов квіти весняні; Дуже швидко спливають роки Забираючи в далі незнані. Ведуча: Даль покликала друзі і вас Бо настала уже ця хвилина Зустрічаймо одинадцятий клас Бо сьогодні урочиста днина...
59107. Свято Різдва Христового 28.5 KB
  Степане Та це мабуть колядники прийшли одчиняй скоріше двері Перший колядник. Хай за вікном хуртеча злиться А нам співати і радіти Горить ялинка у світлиці З Різдвом Христовим любі діти Другий колядник. Колядуйте колядуйте Третій колядник. Четвертий колядник.
59108. Свято української мови 52.5 KB
  Олена Слободянка Мови чарівний голос На ріці життя тихо меле млин часу І у вишині зорі по одній гасить та запалює замість них нові знову І несе у світ пломінкий вогонь слова. Слово мовили знов уста мої слово Як бусинками ними виграє мова. Зорі і світи сіли край мого столу Слухають її мови чарівний голос.
59109. Сильні людські характери в новелі Д.Олдріджа Останній дюйм 55 KB
  Вона захоплює учнів незвичайними подіями романтикою подвигу не боїмося вжити це слово Деві який врятував своєму батькові життя. Зображуючи Бена і Деві у найвідповідальніший момент їхнього життя Джеймс Олдрідж підкреслює те нове що формується у взаєминах батька і сина.
59110. Складання симетричного замкнутого узору 38 KB
  Завдання до уроку 1. Зразки закінчених дитячих робіт попередніх років на тему уроку. Структура уроку І. Повідомлення теми уроку й мотивація навчання 1 хв.
59111. Скликав в школу нас дзвоник останній 53 KB
  Шановні друзі Ми знов зустрілись У пишнім нашім крузі На радісне свято веселе чудове Ми всі закінчили початкову школу. Але всім намбезумовно світить яскравим багаттям наше дитинство. Хай пісня тут лине Хай сміх скрізь лунає.
59112. Сценарій літературного вечора, присвяченого Ю. Яновському. Слово, що не прохолоне 63 KB
  Юрій Яновський - одна з найбільш трагічних постатей в українській літературі. Людина надзвичайно яскравого й оригінального обдарування, він був ніжним, тендітним, творчим.
59113. Справедливість 27.5 KB
  Учитель пропонує членам групи побудувати зі слів довгий потяг у якому кожний вагончик складається з окремого слова. Гра Ланцюжок слів Учитель ставить перший вагончик і при цьому каже: корупція яка ставить вагончик Корупція.