96788

Влияние частных школ на политическую жизнь Великобритании в XIX веке

Курсовая

Политология и государственное регулирование

Задачи, которые необходимо выполнить для достижения цели работы – проанализировать механизмы, с помощью которых осуществлялось воспитание в частных школах, восстановив их по документам, говорящим о состоянии школ на XIX век, а так же по воспоминаниям учеников.

Русский

2015-10-09

182 KB

2 чел.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВНИЯ «САНКТ-ПЕТЕРБУРЖСКИЙ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» (СПБГУ)

Институт Истории

Курсовая работа на тему:
Влияние частных школ на политическую жизнь
Великобритании в
XIX веке

Выполнил:

Студент 3 курса

очного отделения

_____________________(подпись)

Работа предоставлена на кафедру                                   Научный руководитель:
Нового и новейшего времени                                              к.и.н. Борисенко В.Н.

«__»________________2015 г.                     ______________________(подпись)

Секретарь комиссии:

Содержание.
Введение………………………………………………………………3
Глава I
Воспитание в частных школах, как формирование будущей политической элиты ………………………………………………….7
Глава II Закономерности влияния методов воспитания и ценностей, прививаемых в частных школах, на внутреннюю и внешнюю политику Великобритании в XIX в……………………………….…17
Заключение……………………………………………………………29

Список использованной литературы…………...…………………...31

Введение.

       Влияние частных школ (Public Schools) на политическую жизнь Великобритании вытекает из самой сути этих учебных заведений.

Основной целью британских частных школ была подготовка личности, способной служить обществу и государству, а так же формирование культуры демократических отношений, как черты этой личности.1  Назначение частных школ общество видело именно в воспитании людей, способных по своим моральным качествам и уровню образования занимать ответственные должности и участвовать в общественной жизни страны, формируя ее политическую элиту.

Частную школу часто сравнивали с первым клубом, в который вступает мальчик, и это не лишено смысла, потому что образование «в правильном месте» считалось залогом успешной карьеры в будущем, причем школа здесь – не менее важное звено, чем университет.

Многие британские частные школы изначально создавались, как учреждения для подготовки к поступлению в определенный университет. 2  Например, Винчестер был основан для подготовки к поступлению в Оксфорд, а  Итон был основан для подготовки юношей к последующему поступлению в Кембриджский университет. Следовательно, чтобы поступить в элитный университет, обеспечивающий высокий старт в самостоятельной жизни – следовало быть выпускником элитной школы. Кроме того элитное образование, прививающее традиционные аристократические ценности было единственным шансом для буржуазии повысить социальный статус своих детей, потому что любое наследство было не в состоянии дать юноше статус, сравнимый со статусом выпускника Итона.3

Цель этого исследования: показать, какие принципы воспитывались в учениках частных школ, какое мировоззрение им прививалось, и  как это отразилось на последующей жизни тех из них, кто мог проявить свое мировоззрение в политических решениях. Кроме того необходимо проследить – как много было выпускников частных школ среди британской политической элиты, каких именно школ, и повлияло ли то и другое  на политическую ситуацию рассматриваемого периода.  Задачи, которые необходимо выполнить для достижения цели работы – проанализировать механизмы, с помощью которых осуществлялось воспитание в частных школах, восстановив их по документам, говорящим о состоянии школ на XIX век, а так же по воспоминаниям учеников. Сформулировать принципы, прививаемые молодым людям в целях воспитания из них джентльменов, а затем, изучив биографии выпускников, отследить эти принципы в действии.

Большинство литературы, где есть информация по этой теме – на английском языке. Это касается и литературы непосредственно о частных школах и литературы, в которой можно найти проявления влияния воспитания, полученного в частных школах, на политиков рассматриваемого периода.

Достаточно много литературы, посвященной непосредственно частным школам, особенностям образования, которое получали в их стенах, реформированию школ в середине XIX века. Практически везде отмечается роль воспитания, полученного юношами, в их дальнейшей жизни и важность самого образа частных школ для британского общества. Нужно отметить, что освещение вопроса в английской литературе неравномерно. Например, книг, посвященных Итону, или написанных его учениками значительно больше, чем книг о любой другой частной школе. Встречается достаточно литературы, освещающей определенный аспект жизни частных школ, например телесные наказания, или Кларендонскую комиссию. Отдельно надо выделить мемуары учеников и книги, посвященные выдающимся директорам школ, например Томасу Арнольду.

На русском языке так же есть статьи, посвященные частным школам, и этому явлению уделено внимание в некоторых масштабных работах по образованию в Великобритании. Однако отсутствие большого количества литературы, посвященной непосредственно образованию в Великобритании, что компенсируется достаточным количеством книг о британской культуре в общем, в которых есть информация, дающая общее представление о роли частных школ в жизни Британского общества. В наше стране всплеск интереса к этой теме был на рубеже XIX и XX веков и возрос в последнее время, в связи со своеобразной модой на викторианство.

Если говорить о литературе, где освящен вопрос о судьбе выпускников паблик скулз, то есть об английской аристократии, то сведения о жизненном пути выпускников частных школ можно получить из литературы, посвященной политической истории Великобритании.

О ценностях, которые воспитывались в частных школа и о методах, которыми это делалось, можно узнать из художественной литературы, где частные школы являются местом действия, а их ученики – главными героями. Самая известная такая книга – это «Школьные годы Томаса Брауна» писателя Томаса Хьюза, повествующая о жизни в Рагби, или книга «The Hill» Горация Вейхолза, герои которой воспитываются в Харроу.4

Изучение влияния воспитания в частных школах на политическую жизнь Великобритании интересно именно потому, что главной их целью было воспитание и подготовка будущей элиты страны, в том числе политической.5 Это исследование наглядно покажет влияние системы частных школ в действии на отдельных выпускников и на все британское общество в целом.

I.Воспитание в частных школах, как формирование будущей политической элиты

В частных школах всегда уделялось значительно больше внимания воспитанию юношей, чем их образованию. Этому находилось много как объяснений, так и оправданий. Не говоря о том, что частные школы, являясь пансионами6, не только исполняли роль образовательного учреждения, но и заменяли юношам родителей.  Именно в девятнадцатом веке, на пике колониального могущества Великобритании, частные школы-пансионы приобрели особое значение, давая людям, служащим в колониях, далеко от дома, уверенность, что дети получат классическое образование в британских традициях.

О британских традициях в связи с частными школами любили говорить и в парламенте. Во время обсуждения отчета Кларендонской комиссии, учрежденной в 1861 году для инспектирования и последующего реформирования частных школ, звучало очень много возражений по поводу вмешательства в учебный план и образовательную политику частных школ. Так происходило именно потому, что автономия паблик скулз сама по себе являлась многовековой традицией, а так же своеобразной привилегией, подчеркивающей их элитарность и демократический дух, царящий в этих заведениях.

Сэр Стаффорд Норткотт, который сам был выпускником Итона,7 говорил, отвечая на критику Кларендонской комиссии: «Любое законодательство должно иметь дело исключительно с управлением и финансами школ, избегая контроля над учебным планом. Парламент не должен иметь дело непосредственно с субъектами исследования или управления в школах. Это государственные учреждения, которые имеют большое влияние на формирования национального характера; и не только это, но они сами – продукт национального самосознания британца».8 Кроме того Норткотт отмечал, что европейские стандарты обучения не должны влиять на развитие британских юношей, что тоже демонстрирует, насколько были важны частные школы для британцев, в том числе как своеобразная демонстрация идентичности.

Приоритет воспитания перед образованием признавался и на континенте. Немецкий профессор Людвиг Адольф Визэ (Ludwig Adolf Wiese) отмечал в своем труде «Deutsche Briefe über englische Erziehung» (1877) - «Как учебные заведения наши гимназии выше английских общественных школ, но воспитание, получаемое в последних, надо считать много лучшим, так как оно лучше готовит к обязанностям жизни».9 Да и многие выдающие английские педагоги, например Джеймс Селли, разделяя понятия воспитания и образования, уделяли первому гораздо больше внимания в своих трудах.10 

В чем же это воспитание состояло, и, самое главное, что было его целью? Сделать воспитанника «смелым, полезным, правдивым англичанином, и джентльменом, и христианином»11, как говорится в самом популярном романе о частных школах? Что же это значило на практике?

Воспитание в частных школах состояло из нескольких обязательных элементов, влияющих на формирование личности ученика. Школы могли отличаться по социальному составу учеников и акцентировать внимание на разных ценностях, но несколько моментов всегда остаются неизменными: самоуправление, классическое образование, корпоративность.

Самоуправление в частных школах – это не только их независимость от государственных структур, но и важная черта жизни воспитанников.

Во-первых, по большому счету, паблик скулз были из тех школ, где и досуг, и успеваемость учеников зависели преимущественно от них самих. Британцы всегда ценили  эту черту в своих частных школах. Они противопоставляли ее всеобъемлющему контролю над учениками в континентальных школах, и более всего частные школы противопоставляли апогею контроля – иезуитским колледжам.12  Действительно, у воспитанников частных школ всегда было время, когда они были предоставлены только сами себе, часто юноши жили в отдельных корпусах без присмотра воспитателей, но, даже если воспитанники жили с учителями под одной крышей, им всегда оставляли личное пространство. В начале века в некоторых случаях это даже принимало черты безразличия, когда мальчиков могли оставлять на ночь без присмотра вообще, например, заперев их в общей спальне на несколько десятков человек. 13

Успеваемость и качество образования юноши зависело только от его самостоятельных упражнений или занятий с тьютором, так как на уроках в основном проверяли домашние задания, и не выделяли времени на изучение нового материала.14 Свое прекрасное образование Гладстон получил именно благодаря самостоятельным упражнениям, и своими учителями считал Данте, Святого Августина, Аристотеля и Батлера,  причем первых двух не было в программе.15

В период, когда частные школы, какими мы их знаем, только формировались, личная свобода часто использовалась учениками для простых и понятных каждому мальчишке целей – для шалостей. Будущие джентльмены любили, например, кидаться сырыми яйцами в нелюбимых учителей, блокировать двери в сложных переходах старинных зданий, издеваться над однокашниками. 16  

Только в школах, где ученики чувствовали себя полноправными участниками общественной жизни,  они могли бунтовать против тех, кто оспаривал это их право – быть субъектом воспитательного процесса, а не его объектом. Например, в Итоне, в эпоху директорства Джона Кита (начало XIX века), славившегося своими жесткими методами и автократичностью, известна целая серия ученических бунтов.17 Причем общество, видя ситуацию, в которую попали воспитанники, публично осуждало поведение директора, беспокоясь именно о том, что постоянные унижения и неумеренная порка могут помешать формированию в юноше джентльмена. 18

Однако необходимость с достоинством вынести публичную порку была, по устоявшемуся мнению, отличным упражнением для выработки характера, и вообще никогда не мешала воспитательному процессу. Поэтому не только за бунты, но и за более повседневные провинности воспитанников частных школ пороли даже тогда, когда этот вид наказания давно был отменен даже в исправительных учреждениях для несовершеннолетних.19  В каком-то смысле жестокая дисциплина учила нести ответственность за свои проступки и готовила к тому, что за высказывание своего мнения можно дорого поплатиться, и достаточно показательно то, что учеников это не останавливало. Многие отмечали, что частные школы учили не столько письму и языкам, сколько искусству отстоять свое мнение, не вылетев при этом из школы.20

Но, наверное, самое яркое проявления самоуправления, а  именно саморегуляции учеников – это система фаггинга (fagging). Суть его до середины XIX века состояла в том, что младшие ученики, фаги, прислуживали старшим – шестому классу (выпускному) 21  и почти всем пятиклассникам под давлением авторитета или под страхом побоев. Это явление напоминало дедовщину – повинности фагов заключались в чистке одежды и обуви старшеклассника, приготовлении обеда, поднесении горячей воды и прочих обязанностях в духе камергерства.22 Нетрудно предположить, что такого рода явление не могло не отразиться на формировании характера мальчика. С одной стороны постоянные побои и общая атмосфера бесконечного напряжения могли сломать психику, с другой стороны умение подчиняться старшим, сохранив лицо перед сверстниками и, чуть позже, умение управлять младшими – качества явно небесполезные для воспитанников.

Во взрослой жизни они, скорее всего, оказались в похожей ситуации (например, в армии, где надо одновременно подчиняться и командовать, или в любой другой государственной структуре, или в партии), и опыт, приобретенный в школе, был, наверняка, очень кстати.

Однако в середине XIX века, когда пришло время активного реформирования образования, явление фаггинга усложнилось.

Это связано, прежде всего, с именем Томаса Арнольда, бывшего с 1827 по 1842 год – до самой смерти – директором школы Рагби, и известного именно своими реформами учебного процесса, которые были не только проведены в Рагби, но и переняты другими частными школами.23 Теперь у старших учеников помимо власти над младшими появились и обязанности по поддержанию порядка. Шестиклассники имели право наказывать младших за проступки, но не в качестве демонстрации власти или для поддержания авторитета, а ради дисциплины. Теперь система фаггинга окончательно перешла в разряд системы самоуправления. 24 Старшие были ответственны за поведение всех остальных учеников.25 

Таким образом, мы видим, что жизнь в частных школах отлично готовила к жизни в обществе, где только от личных усилий зависит успех или неудача, где отношения с окружающими и властью – сложны и многогранны, и где, что немаловажно, придется руководить и нести ответственность за других.  А это – одна из отличительных особенностей привилегированного класса.

Классическое образование – следующее, что нужно отметить в системе частных школ. Собственно говоря, на протяжении всего XIX века (и даже позже) образование в британских частных школах оставалось классическим, то есть делающим акцент на античной литературе и изучении латыни и греческого языка, несмотря на введение в середине века в программу естественнонаучных предметов и современных языков. 26

Знание классических языков и классической литературы было главным, что давало образование в частных школах. Обучение языкам представляло собой чтение и разбор греческой и латинской классики (Гомера, Вергилия, Горация и пр.), а также чтение наизусть определенного количества строк оттуда.27 В книге Мижуева «Очерк развития и современного состояния среднего образования в Англии» приводятся такие данные о расписании в частных школах: в Итоне классическим языкам отдавалось пятнадцать уроков в неделю, в Харроу – семнадцать, а в Мерчант-Тейлорз – четырнадцать. 28

Классике уделялось так много времени по нескольким причинам:

Во-первых, считалось, что без глубокого понимания классического наследия невозможно освоить в полной мере более позднюю литературу, искусство и языки. Вся более поздняя европейская культура считалась преемником античной, а значит, первое, что нужно изучить – это именно ее, и это единственная достойная база для либерального образования. Автор памфлета «Оправдание системы образования в Итоне и рассмотрение возможностей ее развития» указывает, что изучение античных авторов и упражнения на сочинение собственных текстов призваны показать ученикам красоту языка, и, что немаловажно – познакомить их с оригиналами классических авторов, из мыслей которых вытекает вся последующая западноевропейская культура.29 Классика была синонимом цивилизации.30

Чтобы понять, почему нация для воспитания своей будущей элиты выбирала именно классическое образование, нужно понять не только почему оно хорошо, но и почему отказывались от того, чему не уделяется много внимания в концепции классического образования – науки, современной истории, языков и литературы.

Наука, в понимании викторианской аристократии, была слишком «практична». Дело в том, что она, как минимум, была слишком антирелигиозна, а образование в частных школах всегда позиционировалось, как религиозное. 31  Но важнее то, что наука, как основная причина научно-технического прогресса, прочно ассоциировалась с «прямым» заработком – предпринимательством, вульгарными промышленниками, заводами, шумом станков и прочими вещами, «грязноватыми» для настоящего джентльмена. То же самое относилось и к общественным наукам или биологии, - профессии вроде юриста или медика тоже были слишком буржуазными, чтобы давать наследникам аристократии их основы.32

Таким образом, классическое образование было отличным инструментом формирования у юношей мировоззрения, характерного для аристократии, типичных ценностей и приоритетов, понятия о том, как нужно жить, и, что не менее важно – как жить не следует. С учетом всего этого – частные школы оказывались прекрасными учебными заведениями для будущих политиков, военных, государственных служащих и прочих людей, чья профессия была традиционным занятием аристократии и дворянства.
А вот от того, чтобы быть промышленником или предпринимателем, частная школа должна была оттолкнуть.
33  То есть, юношей готовили скорее не заниматься профессией, а занимать должность, получая доход из других источников.

Это отражалось на социальном составе воспитанников. До-викторианские школы практически учили только детей дворян и аристократии, «городских» мальчиков было не больше пары человек в классе.34  Но с течением времени их количество росло, в том числе потому, что элитное образование, прививающее традиционные аристократические ценности, было единственным шансом для буржуазии повысить социальный статус своих детей. Любое наследство было не в состоянии дать юноше статус, сравнимый со статусом выпускника Итона.35  Таким образом, вопрос престижа и положения в обществе становился важнее вопроса практичности, даже для деловых кругов, многие достаточно известные для своего времени бизнесмены были выпускниками частных школ.36

Сами промышленники и предприниматели осознавали,  что во многом вопрос о естественных науках в программе – это вопрос престижа их положения в обществе, но, к сожалению, сильно повлиять на процесс у них не вышло.37

Но, если говорить о нехватке в классической программе современных языков и естественных наук, то надо отметить, что этой проблеме с середины века стало уделяться больше внимания – расширение программы имело место и в деятельности Томаса Арнольда, директора школы Рагби38, и отражалось в требованиях Кларендонской комиссии39. К концу века эти предметы действительно прочно поселились в учебном плане даже аристократического Итона, но главную роль также продолжали играть классические дисциплины.

Последняя черта частных школ, которую нельзя оставить без внимания – это их корпоративность.

Стремление заставить юношей почувствовать свою общность, принадлежность к одной группе, не сразу стало осознанной политикой руководства частных школ.  В начале века, когда большинство школ не имело достаточно новых зданий, чтобы комфортно разместить учеников, отдельных или хотя бы двухместных спален, большинство селилось в многоместных спальнях. В Итоне такая зала называлась «Длинная спальня» и там размещали несколько дюжин учеников.40 Такие помещения обычно не отапливались, и выпускники часто вспоминают о сквозняках и замерзшей воде в умывальниках.

В начале века тесное совместное проживание учеников и учеников с учителями – чуть ли не единственное, чем на деле обеспечивался корпоративный дух частных школ. Многие из тех, кто окончил частную школу до середины века, вспоминают чувство одиночества и неприкаянности.

Однако в середине века положение изменилось, когда, наконец, начали воплощаться в жизнь давно назревавшие реформы образования, и жизнь в частных школах начала во всех отношениях оживляться. Приобрели популярность спортивные игры, которые, в основном, подразумевали командные состязания. Это сплачивало учеников  и школу в целом, прививало мальчикам достаточно полезные ценности.

Игра в команде сама по себе прививает корпоративный дух, за счет того, что группе юношей приходится решить общие задачи. Также она выявляет лидеров и в очередной раз заставляет мальчиков примерять на себя роли руководителей и подчиненных, причем, в отличие от фаггинга, к примеру, капитан спортивной команды учится управлять людьми, равными ему по статусу. Играя за группу, юноша привыкает действовать не ради личного результата, а именно в интересах своей группы, отстаивает ее честь, что в будущем проецируется на любой социальный конструкт, частью которого он является, к примеру, на политическую партию или сословие.

В случае если команда добивается определенных успехов, ее члены привыкают гордиться не просто своими физическими достижениями, но принадлежностью к определенной группе. При этом позднее, когда спортивные игры стали традиционными (Итонский пристенок, например) само участие в них становится привилегированным, и одной из главных задач юноши становится задача не уронить статус команды, в которую он вступил. И опять это в будущем проецируется на миссию держать на высоком уровне престиж аристократического класса, к которому он принадлежит. Логика участия в таких командных играх подсказывает юноше, что его личный статус растет вместе со статусом группы, к которой он принадлежит, а эта идея – очень важная для будущего представителя аристократии.

Не случайно во второй половине XIX века особенно спортивной школой стал Итон, самая аристократичная из всех частных школ. Во времена директорства Эдмунда Уарра с 1884 – 1905гг. спорт стал центром жизни Итона.41

В частных школах во второй половине века все больше культивировалось уважение к школьным традициям, школьной символике, как показателю элитарности. Почти все школы к тому времени обзавелись собственной униформой. 42

Преданность школе была теперь не только данью уважения alma mater, но еще и выражением преданности своему сословию, о чем позаботились в законе 1868 года, ужесточив отбор учеников.43 То, что принадлежность к частной школе – это принадлежность к привилегированному сословию, всячески демонстрировалось. Кроме принадлежности к сословию демонстрировалась принадлежность к стране. Британия нуждалась в людях, которые поддержат ее колониальную политику «права она или нет», и в особенности – таких людей привилегированного класса. 44 Викторианский период вообще – это время, когда набирают вес корпоративные ценности.45

Кроме этого сами юноши понимали, что обучение, которое они проходят, сделает их особенными во взрослом мире - правильно воспитанными, особым образом образованными и, скорее всего, они ощущали себя теми, кого ждет незаурядная судьба.

На великие свершения юношей стимулировало еще и то, что в их жизни в частной школе было достаточно много соревновательной составляющей, даже если не брать в расчет спорт. В школах существовали клубы, где дебатировали на исторические и современные политические темы, причем такие клубы существовали, по крайней мере, в Итоне, еще в начале XIX века, и многие воспитанники отмечают влияние этих собраний на их характер и развитие политических взглядов.46 Кроме этого во все времена воспитанники частных школ учились выступать публично. Это проявлялось как в ответах перед классом, так и в более масштабных выступлениях, за лучшие из которых даже назначали особые награды.47 Если обратить внимание на отзывы об итонцах, например, как о спикерах в парламенте, то о них пишут, как об отличных и эффективных ораторах.48 И, наоборот, о членах партии, получивших домашнее образование, вспоминают как о людях, нечасто выступающих с речами.49

Стоит разобраться, почему система частных школ использовала именно те методы воспитания, которые были  рассмотрены выше. Исходя из проанализированного материала, можно сказать, что образование в британских частных школах имело несколько целей:

  1.  Привить юношам уважение к традициям, прошлому и устоявшимся авторитетам, патриотизм.
  2.  Воспитать в юношах корпоративный дух, осознание того, что они принадлежат к одной социальной группе.
  3.  Воспитать в юношах осознание того, что они принадлежат к привилегированному классу.
  4.  Привить юношам определенный образ жизни, связанный скорее со служением государству и своему классу, чем с работой на себя и прямым заработком.
  5.  Воспитать в юношах умение руководить и умение подчиняться как правилам, так и начальству.
  6.  Привить юношам чувство собственного достоинства, за счет их принадлежности к привилегированному классу, чьи  привилегии и свободы освящены традициями.
  7.  Привить юношам христианские ценности.
  8.  Воспитать в юношах привычку иметь собственное мнение и умение его отстоять.

Исходя из всего вышесказанного, можно заключить, что частные школы играли в британском обществе очень важную роль. Они не позволяли новым поколениям британской элиты, консервативной по своей сути, воспринять развивающиеся в Европе капиталистические ценности и становится частью новой экономической системы.50 Традиционной Великобритании нужны были лидеры с традиционными ценностями. В середине века частные школы, изначально располагавшиеся в городе, начали специально выносить за городскую черту, подальше от мешавших воспитательному процессу заводов, предпринимателей и прочей городской индустриальной суеты. Например, школа Чартерхауз переехала за город, в Сари-хилз.51

Вся британская культура того времени была традиционной и анти-индустриальной, и частные школы помогали обществу сохранять себя таким, какое оно есть. 52

II.Закономерности влияния методов воспитания и ценностей, прививаемых в частных школах, на внутреннюю и внешнюю политику Великобритании в XIX веке

Окончание частной школы давало юноше высокий шанс на поступление в университет, особенно если частная школа была связана с определенным университетом. Например, в Итоне большинство учителей, также преподавало в Кембридже. 53 А окончание университета давало юноше хороший старт для политической карьеры.

Практически все премьер-министры Великобритании от начала века до первой мировой войны – выпускники частных школ.  Можно проследить соотношение премьеров, окончивших разные частные школы:

Итон:
1)Лорд Уильям Гренвиль, 19-й премьер-министр Великобритании (11 февраля 1806 – 31марта 1807). Партия: Виги.
2)Джордж Канинг, 23-й премьер-министр Великобритании (1770 – 1827). Партия: Тори.
3)Артур Уэлсли, 1-й герцог Веллингтон, 25-й премьер-министр Великобритании (28 января 1828 – 22 ноября 1830), 28-й премьер-министр Великобритании (14 ноября 1834 – 10 декабря 1834). Партия: Тори.
4)Чарльз Грей, 2-й граф Грей, 26-й премьер-министр Великобритании (22 ноября 1830 – 16 июля 1834). Партия: Виги.
5)Уильям Лэм, 2-й виконт Мельбурн
, 27-й премьер-министр Великобритании (16 июля - 14 ноября 1834), 30-й премьер-министр Великобритании (18 апреля 1835 – 30 августа 1840). Партия: Виги.
6)Эдуард Джордж Джефри Смит-Стенли, 14-й граф Дерби, 33-й премьер-министр Великобритании (23 февраля 1852 – 17 декабря 1852), 36-й премьер-министр Великобритании (20 февраля 1858 – 11 июня 1859), 39-й премьер-министр Великобритании (28 июня 1866 – 25 февраля 1868). Партия: Консервативная
7)Уильям Юарт Гладстон, 41-й
премьер-министр Великобритании (3 декабря 1868 -17 февраля 1874), 43-й премьер-министр Великобритании (23 апреля 1880 – 8 июня 1885), 45-й премьер-министр Великобритании (1 февраля 1886 – 20 июля 1886), 47-й премьер-министр Великобритании (15 августа 1892 – 2 марта 1894). Партия: Либеральная.
8) Роберт Артур Талбот Гаскойн-Сесил, 3-й
 маркиз Солсбери, 44-й й премьер-министр Великобритании (23 июня 1885 –28 января 1886), 46-й премьер-министр Великобритании (25 июля 1886 – 11 июля 1902), 49-й премьер-министр Великобритнании (25 июня 1895 – 111 июля 1902).
9) Алчибальд Филлипп Примроуз, 5-й граф Роузбери, 48-й премьер-министр Великобритании (5 марта 1894 – 22 июня 1895). Партия: Либеральная. Годы обучения:
1860 - 1865.
10) Артур Джеймс Бальфур, 1-й граф Бальфур, 50-й премьер-министр Великобритании (11 июля 1902 – 5 декабря 1905). Партия: Консервативная. Годы обучения:
1861–1866.

Чартерхауз:
Роберт Бэнкс Дженкинсон, второй граф Ливерпуль (1812 – 1827) 22-й премьер-министр Великобритании. Партия: Тори.

Хэрроу:
1)Фредерик Джон Робинсон, 1-й виконт Годрик, 24-й премьер-министр Великобритании (30 октября 1782 — 28 января 1859). Партия: Тори.
2)Роберт Пиль, 29-й премьер-министр Великобритании (10 декабря 1834 – 8 апреля 1835), 31-й премьер-министр Великобритании (30 августа 1841 – 29 июня 1846). Партия: Тори/Консервативная.
3)Джордж Гамильтон-Гордон, 4-й граф Абердин, 34-й премьер-министр Великобритании (19 декабря 1852 – 30 января 1855). Партия: Тори.
4)Генри Джон Темпл, лорд Пармелстон, 35-й
премьер-министр Великобритании (6 февраля 1855 – 19 февраля 1858), 37-й премьер-министр Великобритании (12 июня 1859 – 18 октября 1865)
5)Стендли Болдуин, 1-й граф Бьюлди, 55-й премьер-министр Великобритании (7 июня 1935 -28 мая 1937), 57-й премьер-министр Великобритании (4 ноября 1924 – 5 июня 1929), 59-й премьер-министр Великобритании (23 мая 1923 – 16 января 1924). Партия: Консервативная.

Вестминстер:
Джон Рассел, 1-й граф Рассел, 32-й премьер-министр Великобритании (30 июня 1846 – 23 февраля 1852), 38-й премьер-министр Великобритании (29 октября 1865 – 28 июня 1866). Партия: Виги/Либеральная.

Рагби:
Артур Невилл Чемберлен, 60-й премьер-министр Великобритании (28 мая 1937 – 10 мая 1940). Пария: Консервативная.

Неудивительно, что Итон занимает первое место по выпускникам, занимавшим впоследствии пост премьер-министра. За всю историю Великобритании их было девятнадцать, включая нынешнего премьера. Итон по праву считается самой аристократичной из частных школ, однако это не означает, например, что все выпускники Итона были тори или консерваторами. Наоборот, представитель от партии вигов Чарльз Грей, второй граф Грей, известен как премьер самого аристократического кабинета министров за столетие. Все члены кабинета являлись лордами и все выпускники частных школ – больше всего из Итона, четверо – из Вестмистера и трое из Харроу. 54

Однако на тот момент образование в Итоне не гарантировало позиции, схожей с позицией лорда Грея, называвшего себя аристократом по положению и по природе своей. 55

В начале XIX века политическая жизнь Великобритании испытывала на себе влияние промышленного переворота. Стремительное обогащение буржуазии привело к сближению образа жизни и социальных приоритетов промышленников и земельной аристократии.56 Многие аристократы, особенно виги, сами были вовлечены в предпринимательскую деятельность, например Дарем, Фицуильям и другие. 57 Надо сказать, что оба упомянутых политика были выпускниками Итона. Это говорит о том, что на момент их обучения (примерно конец XVIII века) частные школы еще не давали такой радикальной оценки предпринимательской деятельности и пока еще не играли роли инструмента, призванного огораживать аристократию от подобных занятий.

Эти черты частные школы в полной мере приобрели только в середине девятнадцатого века, во время их широкого реформирования.  До этого момента основные качества, которые объединяли политиков, окончивших частные школы – это приличное владение ораторским искусством и организаторские способности. 58 Особенно часто похвалы ораторским способностям  касаются тех, кто окончил Итон, 59 и этому есть объяснение. В Итоне к XIX веку уже некоторое время существовали клубы, где воспитанники дебатировали на исторические и современные политические темы, тренировали ораторские навыки и через это вырабатывали собственную точку зрения на актуальные проблемы общества.60 Кроме этого во все времена воспитанники частных школ учились выступать публично. Это проявлялось как в ответах перед классом – традиционной проверке знаний в частных школах, так и в более масштабных выступлениях, за лучшие из которых даже назначали особые награды.61  

Частные школы, наравне с определенными университетами, считались элитными учебными заведениями не только из-за качества образования и воспитания, получаемого в них, но и потому, что, учась в этих школах, можно было завести много полезных знакомств. Например известен случай, когда Бенджамин Дизраэли, формируя свой кабинет, назначил на пост министра внутренних дел Ричарда Аштона Кросса, до этого человека в политических кругах неизвестного. Считалось, что Кросс – находка Дизраэли, однако он был выпускником Рагби, где учился вместе с лордом Дерби, который тоже вошел в состав кабинета, и их связывало уже продолжительное знакомство.62

Считалось, что частные школы давали очень крепкое религиозное образование – это всегда декларировалась, как одна из важнейших целей воспитания в частных школах.63 В отношении Уильяма Гладстона, исходя из этого, у общества складывалось мнение, что он, проводя политику религиозной терпимости, был вынужден преодолевать те моральные устои, которые были привиты ему в Итоне. Однако это были не более чем домыслы, религиозные взгляды Гладстона были продуктом исключительно его самостоятельной работы. 64 Хотя с другой стороны нельзя не сказать, что Гладстон взял от классического образования, которое давалось в Итоне, все, что только можно было: принимал активное участие в деятельности итонских дебатских клубов, редактировал и активно поставлял материал для сборника произведений воспитанников «Eton Miscellany».65 И, разумеется, Гладстон в совершенстве овладел латынью и греческим, был прекрасно знаком с произведениями античных авторов, впрочем, как и более поздних. Его кругозор был значительно шире того, что требовался по учебному плану. 66

Разумеется, нужно понимать, что Уильям Гладстон скорее исключение, чем правило. Однако его пример крайне интересен тем, что он представляет своеобразный идеал выпускника частной школы, и, в какой-то мере, англичанина вообще. 67 Не зря на английском языке написано огромное количество работ, посвященных этому политическому деятелю. 68

В противовес фигуре Гладстона можно выдвинуть фигуру Артура Джеймса Бальфура, бывшего премьер-министром с 1902 по 1905-й год. Нельзя сказать, что это сопоставимые фигуры по политическому весу, однако в одном аспекте их стоит сравнить.

Артур Джеймс Бальфур так же учится в Итоне, однако значительно позже Гладстона, в шестидесятых годах. И в его лице предстает образ совершенно иного политика, более жесткого в отношении проблем Ирландии, способного отстаивать точку зрения, чуждую ему. Это проявлялось в том, что он защищал войну с бурами, которую для себя не одобрял.69 Бальфур рисуется как фигура гораздо более скептичная, что подтверждается его философскими работами, более жестокая и больше преданная корпоративным интересам, причем последние две черты связаны.70

С помощью этого сравнения становится видно, что у политиков более позднего периода проявляются именно те ценности, о которых говорилось в предыдущей главе.

Более того, ценности, прививаемые частными школами, отлично наблюдаются в политике первой трети XX века, когда на политическую арену вышли люди, окончившие школы уже после проведения образовательных реформ.

Очень хорошо это демонстрирует отношение к колониям и промышленности – важной статьей дохода было получение выручки из вывода капитала в колонии, где на монопольных условиях закупалось сырье, и там же, по монопольным высоким ценам закупалась продукция, при этом не обновлялась материально-техническая база внутри самой страны. 71

Это очень напоминает классическое аристократическое отношение к  заработку денег – иметь доход с территории или самого капитала, а не с производства. Точно такое же представление о правильном образе жизни прививали юношам в частных школах.72 

Аристократические ценности изначально, конечно, не были порождены паблик скулз. Напротив, паблик скулз, особенно постреформенные, сами по себе являются рефлексией общества на изменения объективных факторов внешней и внутренней политических сред.

Как и любой подобный институт, эволюционируя со временем, паблик скулз служат в том числе для передачи традиции внутри аристократической прослойки социума – и это то самое качество, которое в итоге обернулось для Британии негативной своей стороной, а именно – затормозило прогресс, за двадцать лет сократив прибыли когда-то ведущего государства мира почти в три раза.73

Дело в том, что паблик скулз пестовали в юных аристократах психологию рантье, что было вполне приемлемо во времена первой и совершенно неактуально после второй НТР.

Кроме того, в частных школах, как мы помним, прививалось элитистское отношение к своей группе (которой, если говорить о глобальной колониальной политике, выступала сама Великобритания). Неудивительно, что англичане особенно не занимались просвещением жителей колоний, норовя использовать их материалы и труд, как ресурс. Зачем же искусственно повышать статус чужой группы? Кроме того, манеры (воспитание) считались превыше просвещенности (образования). В итоге социум получил метод заработка, который прекрасно работал в краткосрочной перспективе – но привел к краху,  будучи применен новой Британией – огромным колониальным государством. А закрепиться этому методу так крепко позволили в том числе и паблик скулз – именно там происходило начальное формирование почти всех будущих политиков и именно там им впервые прививался элитизм вкупе с огромным уважением  к традиции – даже если традиция шла в разрез с объективным положением вещей.





Заключение

Проанализировав механизмы, с помощью которых осуществлялось воспитание в частных школах, восстановив их по документам, говорящим о состоянии школ на XIX век, а так же по воспоминаниям учеников, мы сформулировали принципы, прививаемые молодым людям в целях воспитания из них джентльменов.

Изучив биографии выпускников, мы отследили эти принципы в действии и показали, как они воспитывались в учениках частных школ, какое мировоззрение этим ученикам прививалось, и  как оно отразилось на последующей жизни некоторых из тех, кто мог проявить полученное мировоззрение в политических решениях.

Частные школы не зря называют «фабрикой джентльменов». Основной целью частных школ являлось воспитание элиты государства. И частные школы успешно с ней справлялись. С помощью определенных особенностей  учебного плана, организации времяпровождения воспитанников, схем их проживания и устройства дальнейшей судьбы, юношам с раннего детства прививались определенные моральные ценности и жизненные установки.

Большие политики, выросшие из этих юношей, долгие годы формировали внешнюю и внутреннюю политику Великобритании, и прививка традиционализма (а также презрения к «бизнесу» и капитализму в его естественных формах, а также - предпочтения манер в ущерб просвещению), получаемая ими в детстве, с одной стороны, сослужила стране добрую службу, а с другой – стала одним из факторов, в долговременной перспективе спровоцировавших упадок во времена второй научно-технической революции, когда воспитание в юном британце традиционных ценностей и анти-капиталистического мышления «рантье» входило в полное несоответствие с навыками, необходимыми для того чтобы быть успешным в современном ему капиталистическом мире.

Таким образом, частные школы в XIX веке имели огромное влияние не только на политическую жизнь Великобритании, ее внутреннюю и внешнюю политику, но и на жизнь простого британца.

Список использованной литературы:

Источники:
1) Some remarks on the Present Studies and Management of Eton School. L. 1834.
2)
 The Eton abuses considered in a letter addressed to the author of Some remarks on the present studies and management of Eton School 2d ed. - L. 1834.
3)
 The Eton abuses сonsidered. Second education. – L. 1834.
4)
Public School Act 1868.
Литература:
1)
Развитие частных школ России и Великобритании как фактор государственного реформирования образования / Кодрле С. В.: Дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук – Краснодар, 2007.
2) Очерк развития и современного состояния среднего образования в Англии / Мижуев П.Г - СПб.: тип. И.Н.Скороходова, 1889.
3) Аристократия в Европе 1815-1914 гг. / Ливен. Д. пер М. А. Шерешевская, Т. Б. Кадачигова –
L. 2000.
4)
 Бородавкина Н.В. / Роль публичных школ в общественно-политической жизни викторианской Англии//Известия Саратовского университета. Сер. История. Международные отношения, т 10, вып. 1. 2010.
5) Психолого-педагогическое наследие английской опытной школы
II-й половины XIX В / Минькова Е.С. – Арзамас. 1999.

6) Школьные годы Тома Брауна / Томас Хьюз. пер. Ю. Глек. 2006.
7) Жолудов М.В. / Идея либерализма и британское общество в первой половине XIX в. / М.В.Жолудов // XXI век: актуальные проблемы исторической науки: Материалы междунар.науч. конф., посвящ. 70-летию ист.фак. БГУ. Минск, 2004 г. / редкол.: В.Н.Сидорцов (отв.ред.) и др. – Мн.: БГУ, 2004.
8)
Бородавкина Н.В / У. Э. Гладстон. Политик, викторианец: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. ист. наук  -  Саратов, 2010.
9) Public Schools and Private Education: The Clarendon Commission, 1861-64, and the Public Schools Acts. / Shrosbree С. - Manchester University Press, 1988.
10)
The Age of Reform, 1815–1870 / Woodward L.  –  Oxford. 1938.
11) England, 1870–1914 / Sir Robert Ensor - Oxford,1936.
12)
The English vice: beating, sex, and shame in Victorian England and after / Gibson I. - Duckworth, 1978.
13) A history of Eton College (1440-1910) / Sir H.C. Maxwell Lyte. - L. 1911.
14) Capitalism, Culture and Decline in Britain: 1750-1990 / Rubinstein W.D. – New York, 1994.
15)
English Culture and the Decline of the Industrial Spirit, 1850-1980 new edition / Wiener M. J. – Cambridge University Press, 2004.
16) Athleticism in the Victorian and Edwardian Public School: The Emergence and Consolidation of an Educational Ideology / Mangan J.A. – Routledge, 2012.













1 Кодрле С. В. Развитие частных школ России и Великобритании как фактор государственного реформирования образования : Дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук специальность – Краснодар, 2007. – С. 44

2 Кодрле С. В. Развитие частных школ России и Великобритании как фактор государственного реформирования образования : Дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук специальность – Краснодар, 2007. – С. 45

3 Wiener M. J. English Culture and the Decline of the Industrial Spirit, 1850-1980 new edition – Cambridge University Press, 2004, P 23

4 Wiener M. J. English Culture and the Decline of the Industrial Spirit, 1850-1980 new edition – Cambridge University Press, 2004, P. 20

5  Бородавкина Н.В  У. Э. Гладстон. Политик, викторианец: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. ист. наук специальность  -  Саратов, 2010 – С. 12

6 Бородавкина Н.В.Роль публичных школ в общественно-политической жизни викторианской Англии//Известия Саратовского университета. Сер. История. Международные отношения, т 10, вып. 1. 2010. С. 79

7 Sir Robert Ensor: England, 1870–1914 - Oxford,1936, P 33

8 Shrosbree С. Public Schools and Private Education: The Clarendon Commission, 1861-64, and the Public Schools Acts. - Manchester University Press, 1988, P. 116

9 Мижуев П. Г. Очерк развития и современного состояния среднего образования в Англии - СПб.: тип. И.Н.Скороходова, 1889. С. 82

10 Минькова Е. С. Психолого-педагогическое наследие английской опытной школы II-й половины XIX В – Арзамас. 1999. С. 195-196

11 Hughes T. Tom Brown’s Schooldays. Penguin Books, Harmondsworth, 1994, P. 5

12 Ливен. Д. Аристократия в Европе 1815-1914 гг , пер М. А. Шерешевская, Т. Б. Кадачигова – L. 2000. C 200

13 The Eton abuses considered in a letter addressed to the author of Some remarks on the present studies and management of Eton School 2d ed. - L. 1834. P. 27

14 Some remarks on the Present Studies and Management of Eton School. L. 1834. P. 11

15 Sir Robert Ensor: England, 1870–1914 - Oxford,1936, P. 173

16 Sir H.C. Maxwell Lyte. A history of Eton College (1440-1910) - L. 1911. P. 377

17 Sir H.C. Maxwell Lyte. A history of Eton College (1440-1910) - L. 1911. P. 377-380

18The Eton abuses considered in a letter addressed to the author of Some remarks on the present studies and management of Eton School 2d ed. - L. 1834. P. 11, 12

19 Gibson I. The English vice: beating, sex, and shame in Victorian England and after - Duckworth, 1978. P. 65-73

20 Sir H.C. Maxwell Lyte. A history of Eton College (1440-1910) - L. 1911. P. 377-380

21 Some remarks on the Present Studies and Management of Eton School. L. 1834. P. 8-9

22 Бородавкина Н.В.Роль публичных школ в общественно-политической жизни викторианской Англии//Известия Саратовского университета. Сер. История. Международные отношения, т 10, вып. 1. 2010. С. 80

23 Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона т. II, С. 150

24 Бородавкина Н.В. Роль публичных школ в общественно-политической жизни викторианской Англии//Известия Саратовского университета. Сер. История. Международные отношения, т 10, вып. 1. 2010. С. 80

25 Мижуев П.Г Очерк развития и современного состояния среднего образования в Англии - СПб.: тип. И.Н.Скороходова, 1889. С. 77

26 Мижуев П.Г Очерк развития и современного состояния среднего образования в Англии - СПб.: тип. И.Н.Скороходова, 1889. С. 80

27 Some remarks on the Present Studies and Management of Eton School. L. 1834. P. 10

28 Мижуев П.Г Очерк развития и современного состояния среднего образования в Англии - СПб.: тип. И.Н.Скороходова, 1889. С. 79

29 The Eton abuses considered in a letter addressed to the author of Some remarks on the present studies and management of Eton School 2d ed. - L. 1834. P. 8

30 Wiener M. J. English Culture and the Decline of the Industrial Spirit, 1850-1980 new edition – Cambridge University Press, 2004, P. 19

31 Бородавкина Н.В. Роль публичных школ в общественно-политической жизни викторианской Англии//Известия Саратовского университета. Сер. История. Международные отношения, т 10, вып. 1. 2010. С. 80

32 Wiener M. J. English Culture and the Decline of the Industrial Spirit, 1850-1980 new edition – Cambridge University Press, 2004, P. 19

33 Wiener M. J. English Culture and the Decline of the Industrial Spirit, 1850-1980 new edition – Cambridge University Press, 2004, P. 21

34 Wiener M. J. English Culture and the Decline of the Industrial Spirit, 1850-1980 new edition – Cambridge University Press, 2004, P. 20

35 Wiener M. J. English Culture and the Decline of the Industrial Spirit, 1850-1980 new edition – Cambridge University Press, 2004, P. 23

36 Wiener M. J. English Culture and the Decline of the Industrial Spirit, 1850-1980 new edition – Cambridge University Press, 2004, P. 20

37 Wiener M. J. English Culture and the Decline of the Industrial Spirit, 1850-1980 new edition – Cambridge University Press, 2004, P. 20

38 Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона т. II, С. 150

39 Shrosbree С. Public Schools and Private Education: The Clarendon Commission, 1861-64, and the Public Schools Acts. - Manchester University Press, 1988, P. 107

40 The Eton abuses considered in a letter addressed to the author of Some remarks on the present studies and management of Eton School 2d ed. - L. 1834. P. 27

41 Ливен. Д. Аристократия в Европе 1815-1914 гг , пер М. А. Шерешевская, Т. Б. Кадачигова – L. 2000. C. 199

42 Mangan J.A. Athleticism in the Victorian and Edwardian Public School: The Emergence and Consolidation of an Educational Ideology – Routledge, 2012, P. 155

43 Public School Act, 1868. P. 3

44 Ливен. Д. Аристократия в Европе 1815-1914 гг , пер М. А. Шерешевская, Т. Б. Кадачигова – L. 2000. C 203

45 И.В. Якубовская. Реформы первого кабинета Гладстона и «социальный либерализм»//Метаморфозы истории. вып.3. 2003. С. 134

46 Н.В. Бородавкина. Роль публичных школ в общественно-политической жизни викторианской Англии//Известия Саратовского университета. Сер. История. Международные отношения, вып. 1. 2010. С. 81

47 Sir H.C. Maxwell Lyte. A history of Eton College (1440-1910) - L.1911. P. 370

48 Woodward L. The Age of Reform, 1815–1870  –  Oxford. 1938. P. 55

49 Woodward L. The Age of Reform, 1815–1870  –  Oxford. 1938. P. 57

50 Rubinstein W.D. Capitalism, Culture and Decline in Britain: 1750-1990 – New York, 1994, P. 2

51 Wiener M. J. English Culture and the Decline of the Industrial Spirit, 1850-1980 new edition – Cambridge University Press, 2004, P. 21

52 Rubinstein W.D. Capitalism, Culture and Decline in Britain: 1750-1990 – New York, 1994, P. 2

53 The Eton abuses considered in a letter addressed to the author of Some remarks on the present studies and management of Eton School 2d ed. - L. 1834. P. 14

54 Sir Robert Ensor: England, 1870–1914 - Oxford,1936, P. 79

55 Sir Robert Ensor: England, 1870–1914 - Oxford,1936, P. 79

56 Жолудов М.В. Идея либерализма и британское общество в первой половине XIX в. / М.В.Жолудов // XXI век: актуальные проблемы исторической науки: Материалы междунар.науч. конф., посвящ. 70-летию ист.фак. БГУ. Минск, 2004 г. / редкол.: В.Н.Сидорцов (отв.ред.) и др. – Мн.: БГУ, 2004. – С. 259

57 Жолудов М.В. Идея либерализма и британское общество в первой половине XIX в. / М.В.Жолудов // XXI век: актуальные проблемы исторической науки: Материалы междунар.науч. конф., посвящ. 70-летию ист.фак. БГУ. Минск, 2004 г. / редкол.: В.Н.Сидорцов (отв.ред.) и др. – Мн.: БГУ, 2004. – С. 262

58 Woodward L. The Age of Reform, 1815–1870  –  Oxford. 1938. P. 53

59 Sir Robert Ensor: England, 1870–1914 - Oxford,1936, P. 172

60 Н.В. Бородавкина. Роль публичных школ в общественно-политической жизни викторианской Англии//Известия Саратовского университета. Сер. История. Международные отношения, вып. 1. 2010. С. 81

61 Sir H.C. Maxwell Lyte. A history of Eton College (1440-1910) – L., 1911, P. 370

62 Sir Robert Ensor: England, 1870–1914 - Oxford, 1936, P. 174

63 Some remarks on the Present Studies and Management of Eton School. L., 1834, P. 14-16

64 Sir Robert Ensor: England, 1870–1914 - Oxford, 1936, P. 173

65  Бородавкина Н.В  У. Э. Гладстон. Политик, викторианец: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. ист. наук  -  Саратов, 2010 – С. 12

66 Sir Robert Ensor: England, 1870–1914 - Oxford, 1936, P. 173

67  Бородавкина Н.В  У. Э. Гладстон. Политик, викторианец: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. ист. наук  -  Саратов, 2010 – С. 22

68  Бородавкина Н.В  У. Э. Гладстон. Политик, викторианец: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. ист. наук  -  Саратов, 2010 – С. 12

69 Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона т. II, С. 212

70 Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона т. II, С. 213

71 Sir Robert Ensor: England, 1870–1914 - Oxford,1936, P. 173

72 Wiener M. J. English Culture and the Decline of the Industrial Spirit, 1850-1980 new edition – Cambridge University Press, 2004, P. 21

73 Wiener M. J. English Culture and the Decline of the Industrial Spirit, 1850-1980 new edition – Cambridge University Press, 2004, P. 57

PAGE   \* MERGEFORMAT 1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

16077. Держава і економіка. Адміністративно-правові аспекти взаємовідносин 1.62 MB
  МВС України Університет внутрішніх справ О.П.Рябченко Держава і економіка: адміністративноправові аспекти взаємовідносин За загальною редакцією доктора юридичних наук професора О.М. Бандурки Видавництво Університету внут...
16078. Державне управління 621 KB
  Глен Райт. Державне управління. – К. 1994 Переклали з англійської Василь Івашко Олександр Коваленко Світлана Соколик київ основи Інститут державного управління та самоврядування при Кабінеті Міністрів України ББК 67.30165.050 Р18 У посібнику розг...
16079. Адміністративна деліктологія 317.5 KB
  Подлінув С.Д. Адміністративна деліктологія. Навчальнометодичний посібник призначений для самостійної роботи студентів які вивчають фундаментальну спеціальну дисципліну Адміністративна деліктологія. В посібнику розгляну...
16080. Аграрне право України О.О. Погрібного 2.85 MB
  У підручнику докладно розглянуті умови та порядок створення та функціонування субєктів аграрних правовідносин, питання права власності їх на землю, розкриті умови та порядок набуття і користування земельними ділянками, реалізації земельних прав і обмеження прав на землю. Підручник буде корисним для студентів, бакалаврів, спеціалістів, магістрів, аспірантів та викладачів правознавчих, аграрних, землевпорядних та економічних спеціальностей вищих навчальних закладів, а також широкому колу читачів, які цікавляться проблемами аграрного законодавства і права України.
16081. Порівняльне правознавство 1.71 MB
  ББК67 П41 Підручник підготовлений викладачами Національної юридичної академії України імені Ярослава Мудрого Гриф Затверджено Міністерством освіти і науки України як підручник для студентів юридичних спеціальностей вищих навчальних закладів надано 15.09.2003 рок
16082. Право інтелектуальної власності в Україні 1.26 MB
  О.А. Підопригора О.О Підопригора ПРАВО ІНТЕЛЕКТУАЛЬНОЇ ВЛАСНОСТІ УКРАЇНИ НАВЧАЛЬНИЙ ПОСІБНИК для студентів юридичних вузів і факультетів університетів Київ Юрінком Інтер 1998 Рекомендовано вченою радою юридичного факультету Київського ун
16083. Право інтелектуальної власності 4.51 MB
  Охорона прав на результати інтелектуальної діяльності введена порівняно недавно — дещо більше 200 років тому, — термін, з історичної точки зору, мізерно малий. І належала вона лише до деяких видів інтелектуальних продуктів, що є результатами творчої діяльності, які вийшли на той час на ринок, — творів літератури і мистецтва, а також винаходів.
16084. Законодавство України про інтелектуальну власність 1.52 MB
  В монографії в доступній для широкого читача формі висвітлюються роль і значення інтелектуальної власності в Україні в умовах переходу до ринкової економіки. В ній, зокрема, розкривається процес становлення законодавства України про інтелектуальну власність. В роботі здійснено грунтовий аналіз цього законодавства, розкриті його позитивні якості і риси. Разом з тим виявлені...
16085. Государственное и муниципальное управление в зарубежных странах 1.34 MB
  Курс лекций Государственное и муниципальное управление в зарубежных странах Старцев Я.Ю. Оглавление Об авторе Тема 1. Предмет задачи и структура учебной дисциплины Тема 2. Разделение властей и разделение функций в государственном управлении