96796

Управление финансовыми рисками ОАО «Ветер»

Курсовая

Финансы и кредитные отношения

В зависимости от того какая методика исчисления риска применяется величина его может меняться. Теория управления финансовыми рисками достаточно хорошо разработана как отечественными так и зарубежными исследователями. Предмет исследования особенности и закономерности управления финансовыми рисками.

Русский

2015-10-09

547.5 KB

1 чел.

Введение  

В любой хозяйственной деятельности всегда существует опасность финансовых потерь, вытекающая из специфики тех или иных хозяйственных операций. Опасность таких потерь представляют собой финансовые риски. Актуальность темы обусловливает знание понятия, сущности рисков и варианты управления снижения рисков.

Финансовые менеджеры стремятся учитывать риск в своей работе. При этом возможны различные варианты поведения, а значит, и типы менеджера. Но главная идея, которой руководствуется менеджер, заключается в том, что требуемая доходность и риск должны изменяться в одном направлении (пропорционально друг другу). Риск является вероятным, следовательно, его количественное измерение не может быть однозначным и предопределенным. В зависимости от того, какая методика исчисления риска применяется, величина его может меняться.

Теория управления финансовыми рисками достаточно хорошо разработана как отечественными, так и зарубежными исследователями. Этой теме посвящены публикации таких авторов, как  Глущенко В.В., Чалый-Прилуцкий  В.А., Балабанов И.Т.,  Лимитовский М.А., Хьюс С.,  Райзберг Б.А., Рэдхед К. Авторы исследований ввели в научный оборот широкий круг источников, собрали и проанализировали большой объем фактического материала, ими обобщен опыт оценки финансовых рисков, изучены различные варианты его снижения. Объектом исследования в работе является открытое акционерное общество ОАО «Ветер», основными направлениями деятельности которого являются предоставление услуг сотовой (GSM, UMTS и LTE) связи, а также местной телефонной связи, широкополосного доступа в Интернет, кабельного телевидения и ряд сопутствующих услуг.  Предмет исследования – особенности и закономерности управления финансовыми рисками.

Актуальность исследования определила цель и задачи работы:

Цель работы – рассмотреть теоретические и практические аспекты  управления финансовыми рисками.

Исходя из цели, в работе поставлены следующие задачи:

1. Охарактеризовать сущность рисков и дать их классификацию.

2. Выявить методы управления рисками.

3. Изучить оценку рисков на предприятии.

4. Провести финансовый анализ ОАО «Ветер».

5. Изучить другие методы снижения риска и разработать мероприятия по уменьшению риска в ОАО «Ветер».

Теоретической и методологической основой работы послужили работы классиков экономической науки, статистики, теории управления.

В курсовой работе использованы материалы экономической и статистической литературы, тематических материалов периодических изданий. Для решения поставленных задач в работе применены различные математико-статистические методы, а также методы теории управления.

Глава 1 Теоретические аспекты управления риском

  1.  Понятие риска. Виды рисков.

Деятельность организации всегда связана с определенным риском, т. е. потенциально существующей опасностью потери ресурсов или недополучения доходов по сравнению с запланированным уровнем, или с иной альтернативой. Но предприниматели идут на риск, так как его оборотной стороной является возможность получения дополнительного дохода.

Риск можно рассматривать, с одной стороны, это событие, которое может произойти или не произойти, вследствие чего возможен отрицательный, нулевой или положительный результат (технический, социальный, экономический и др.).

С другой стороны, риск—это субъективная оценка такого результата и обусловленных им дохода или потерь. Источником риска является неопределенность хозяйственной ситуации, возникающая из-за множества переменных факторов и случайностей, неполноты информации о хозяйственных процессах, а также особенностей личности предпринимателей. Иными словами, риск имеет объективное и субъективное происхождение.

Рассмотрим классификацию рисков.

     С точки зрения источника возникновения риски подразделяются:

  •  внутренние риски
  •   внешние риски

    Внешние риски связаны с окружением организации. Они могут быть: макроэкономическими и микроэкономическими. На эти риски влияют два рода факторов:

1) прямого воздействия — законодательное регулирование, произвол властей, налоговая система, конкуренция, взаимоотношения с партнерами,  рэкет и коррупция;

2) косвенного воздействия— политическая и экономическая обстановка в стране, стихийные бедствия, экономическое положение отрасли, международные события. 

Внутренние риски связаны с особенностями организации. Основным видом внутреннего риска считается кадровый риск, обусловленный практической невозможностью предсказать поведение людей в тех или иных ситуациях. По степени опасности для предприятия выделяют допустимый риск (угроза потери прибыли), критический риск (возможность несения текущих убытков); катастрофический риск (банкротство). По возможности избежать потери риски могут быть: преодолимыми и непреодолимыми. Непреодолимые риски бывают: страхуемыми и нестрахуемыми. Риск можно частично переложить на других, но полностью избежать его не удастся.

По причинам возникновения выделяют:

1) политические риски (национализация, войны, конфликты, введение экономических ограничений, беспорядки). Они могут быть: национальными, региональными и международными;  

2) технические риски (получение отрицательных результатов, побочные явления,  недостижение поставленных целей, сбои, поломки).

3) производственные риски (снижение объемов выпуска, простои, брак; рост затрат, преждевременный износ оборудования). Основными рисками в производственном предпринимательстве являются: риск невостребованности продукции, неисполнения контракта, усиления конкуренции и ухудшения конъюнктуры, возникновения непредвиденных обстоятельств и затрат, потери капитала;  

4) предпринимательский риск — риска материальных и финансовых потерь, убытков от предпринимательской деятельности, проведения сделок.

    5) отраслевой риск — риск изменения экономического состояния отрасли; определяется уровнем ценовой и неценовой конкуренции, легкостью или сложностью вхождения в нее, окружением;

 6) естественные риски (экологический, риск стихийных бедствий);

 7) коммерческие риски (невозможность реализовать продукцию или снижение объемов реализации, рост цен, падение спроса, потери качества);

8) инфляционный (повышение цен, снижение покупательной способности денег);

9) инновационный (неудачи в освоении новых рынков, продукции, технологий);

10) валютный риск,  включает экономический риск (изменение стоимости активов; снижение выручки и увеличение расходов в связи с неблагоприятными изменениями курсов).

11) инвестиционный риск — это риск потери инвестируемого капитала и ожидаемого дохода, его снижения.

 12) кредитный риск. Он возникает из-за невыполнения обязательств,  вследствие недобросовестности, некомпетентности, неблагоприятной общей конъюнктуры. Виды кредитных рисков: торговый и банковский (неуплата долга; неплатежеспособность)

13) процентный риск. К нему относятся: риск изменения общего уровня ставки процента; ставок по отдельным видам кредита.

  1.  Способы оценки степени риска.

Оценка риска — это этап анализа риска, имеющий целью определить его количественные характеристики: вероятность наступления неблагоприятных событий и возможный размер ущерба. Можно выделить три основных группы методов оценки риска для конкретных процессов:

1) анализ статистических данных по неблагоприятным событиям, имевшим место в прошлом;

2) теоретический анализ структуры причинно-следственных связей процессов;

3) экспертный подход.

Чаще всего используются экспертный, статистический, расчетно-аналитический и аналоговый методы.

Экспертные методы оценки применяются в том случае, если у предпринимательской организации отсутствуют необходимые информативные данные для осуществления расчетов или сравнений. Указанные методы основываются на опросе квалифицированных специалистов в различных областях с последующей математической обработкой результатов проведенного опроса. Экспертные методы оценки широко используются при определении уровня вероятности возникновения инфляционного, инвестиционного, валютного и некоторых других рисков.

Статистические методы оценки позволяют получить количественное представление об уровне риска. К неудобствам данного метода можно отнести необходимость наличия достаточно обширной статистической информации. При оценке вероятности данным методом рассчитывают среднее ожидаемое значение результата; среднеквадратическое отклонение; коэффициент вариации. На основе статистических методов вероятность возникновения рисков оценивается по каждой инвестиционной операции, рассматриваемому инвестиционному проекту и т.п. 

Расчетно-аналитические методы оценки позволяют количественно оценить вероятность возникновения рисков инвестиционной деятельности на основе использования внутренней информационной базы. В этом случае вероятность возникновения отдельных рисков устанавливается в зависимости от значений плановых показателей финансовой деятельности фирмы. Наибольшее распространение расчетно-аналитические методы получили при оценке вероятности возникновения риска неплатежеспособности фирмы и риска потери ее финансовой устойчивости.

Аналоговые методы оценки позволяют определить уровень вероятности возникновения рисков по отдельным наиболее часто повторяющимся операциям фирмы. Эти методы используются при оценке валютного, инвестиционного и кредитного рисков.

Таким образом, проведение комплексного анализа является трудоемкой процедурой, включающей огромный спектр специфических вопросов. Поэтому традиционно различные направления анализа исследуются специализированными структурными подразделениями.

  1.  Приемы и методы управления риском.

Методы управления рисками весьма разнообразны. Из сложившейся на настоящий момент практики достаточно четко видно, что у российских специалистов с одной стороны, и западных исследователей — с другой, сложились вполне четкие предпочтения в отношении методов управления рисками. Наличие подобных предпочтений обусловлено в первую очередь, характером экономического развития государства и, как следствие, группами рассматриваемых рисков.

Однако, несмотря на различия в предпочтениях, следует учитывать, что развитие экономических отношений в России способствует внедрению западного опыта и, как следствие, сближению российского и западного подходов к управлению и исследованию рисков.

Средствами разрешения рисков являются избежание их, удержание, передача, снижение степени.

Избежание  риска означает простое уклонение от мероприятия, связанного с риском. Однако, избежание риска для инвестора зачастую означает отказ от прибыли.

Удержание риска – это оставление риска за инвестором, т.е. на его ответственности. Так, инвестор, вкладывая венчурный капитал, заранее уверен, что он может за счет собственных средств покрыть возможную потерю венчурного капитала.

Передача риска означает, что инвестор предает ответственность за риск кому-то другому, например страховой компании.

Для снижения степени риска применяются различные приемы. Наиболее распространенными являются:

-          диверсификация;

-          приобретение дополнительной информации о выборе и результатах;

-          лимитирование;

-          самострахование;

-          страхование;

Диверсификация представляет собой процесс распределения инвестируемых средств между различными объектами вложения капитала, которые непосредственно не связаны между собой, с целью снижения степени риска и потерь доходов.

Диверсификация позволяет избежать часть риска при распределении капитала между разнообразными видами деятельности.

Лимитирование - это установление лимита, т.е. предельных сумм расходов, продажи, кредита и т.п. Лимитирование является важным приемом снижения степени риска и применяется банками при выдаче ссуд, при заключении договора на овердрафт и т.п. Хозяйствующими субъектами он применяется при продаже товаров в кредит, предоставлении займов, определении сумм вложения капитала и т.п.

Самострахование означает, что предприниматель предпочитает подстраховаться сам, чем покупать страховку в страховой компании. Тем самым он экономит на затратах капитала по страхованию.

Сущность страхования выражается в том, что инвестор готов отказаться от части доходов, чтобы избежать риска, т.е. он готов заплатить за снижение степени риска до нуля.

Каждый из перечисленных инструментов снижения риска имеет как определенные преимущества, так и недостатки. Поэтому обычно используют определенные комбинации этих инструментов «подавления» рисков.

Завершающим этапом в анализе средств снижения риска является формулировка общего плана управления риском проекта. Этот план должен включать:  результаты идентификации всех областей риска проекта, перечень основных идентификаторов риска в каждой области; результаты рейтинговой оценки индикаторов риска, отражающих их значимость для достижения целей проекта;  результаты статистического анализа риска, анализа чувствительности и глобального анализа риска принятия проекта; рекомендуемые стратегии снижения риска в каждой сфере деятельности, связанной с реализацией проекта; перечень процедур, обеспечивающих мониторинг рисков предпринимательского проекта.

  1.  Процесс управления рисками на предприятии.

Развитие науки управления рисками в значительной степени рассматривается с позиции рисков финансовых институтов в условиях относительно стабильной экономической конъюнктуры. Необходимость рассмотрения рисков производственных предприятий в нестабильных политических, экономических и социальных условиях требует корректировки существующих принципов управления рисками и дополнительного обоснования эффективности используемых методов анализа рисков.

Одной из основных причин неэффективного управления рисками является отсутствие ясных и четких методологических основ этого процесса. Анализ приводимых в литературе принципов управления рисками показывает их разрозненность, а отдельным попыткам их систематизации присуще множество спорных моментов. Тем не менее, анализ исследований в области методологии управления рисками с учетом требований современной экономики позволяет сформировать систему принципов управления рисками:

- решение, связанное с риском, должно быть экономически грамотным и не должно оказывать негативного воздействия на результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия;

- управление рисками должно осуществляться в рамках корпоративной стратегии организации;

- управлении рисками принимаемые решения должны базироваться на необходимом объеме достоверной информации;

- при управлении рисками принимаемые решения должны учитывать объективные характеристики среды, в которой предприятие осуществляет свою деятельность;

- управление рисками должно носить системный характер;

- управление рисками должно предполагать текущий анализ эффективности принятых решений и оперативную корректуру набора используемых принципов и методов управления рисками.

Сущность каждого этапа управления рисками предполагает применение различных методов.

Весь процесс управления рисками можно отобразить следующим образом:

Рисунок 1 – Процесс управления рисками

1.                 Постановка целей управления рисками;

2.                 Анализ риска;

3.                 Качественный анализ;

4.                 Количественный анализ;

5.                 Выбор методов воздействия на риск;

6.                 Анализ эффективности принятых решений и корректура целей управления рисками, и к началу.

Этап постановки целей управления рисками характеризуется использованием методов анализа и прогнозирования экономической конъюнктуры, выявления возможностей и потребностей предприятия в рамках стратегии и текущих планов его развития.

На этапе анализа риска используются методы качественного и количественного анализа: методы сбора имеющейся и новой информации, моделирования деятельности предприятия, статистические и вероятностные методы и т. п.

На третьем этапе производится сопоставление эффективности различных методов воздействия на риск: избежание риска, снижения риска, принятия риска на себя, передачи части или всего риска третьим лицам, которое завершается выработкой решения о выборе их оптимального набора.

На завершающем этапе управления рисками выбранных методов воздействия на риск. Результатом данного этапа должно стать новое знание о риске, позволяющее, при необходимости, откорректировать ранее поставленные цели управления риском.

Таким образом, на каждом из этапов используются свои методы управления рисками. Результаты каждого этапа становятся исходными данными для последующих этапов, образуя систему принятия решений с обратной связью. Такая система обеспечивает максимально эффективное достижение целей, поскольку знание, получаемое на каждом из этапов, позволяет корректировать не только методы воздействия на риск, но и сами цели управления рисками.

Базовым этапом, позволяющим сформировать дальнейшую стратегию управления рисками, является этап анализа риска.

Задачей качественного анализа риска является выявление источников и причин риска, этапов и работ, при выполнении которых возникает риск, то есть:

- определение потенциальных зон риска;

- выявление рисков, сопутствующих деятельности предприятия;

- прогнозирование практических выгод и возможных негативных последствий проявления выявленных рисков.

Методы качественного анализа можно разделить на четыре группы:  

  •  Методы, базирующиеся на имеющейся информации;
  •  Методы сбора новой информации;
  •  Методы моделирования деятельности  организации;
  •  Эвристические методы качественного анализа

    Итоговые результаты качественного анализа риска, в свою очередь,     служат исходной информацией для проведения количественного анализа.

На этапе количественного анализа риска вычисляются числовые значения вероятности наступления рисковых событий и объема вызванного ими ущерба или выгоды.

Рассматривая всю совокупность методов количественного анализа рисков, можно сказать, что применение конкретного метода зависит от множества факторов:

- для каждого типа анализируемого риска существуют свои методы анализа и конкретные особенности их реализации. Например, при анализе технико-производственных рисков, связанных с отказом оборудования наибольшее распространение получили методы построения деревьев;

- для анализа рисков существенную роль играет объем и качество исходных данных. Так, если имеется значительная база данных по динамике РОФ, возможно применение методов имитационного моделирования и нейронных сетей. В противном случае вероятнее всего применение экспертных методов или методов нечеткой логики;

- при анализе рисков принципиально важно учитывать динамику показателей, влияющих на уровень риска. В случае анализа рисков на рынках в состоянии шока ряд методов попросту неприменим;

- при выборе методов анализа следует принимать во внимание не только глубину расчетных данных, но и горизонт прогнозирования показателей, влияющих на уровень риска;

    - большое значение имеет срочность и технические возможности проведения анализа. Если в распоряжении аналитика имеется солидный вычислительный потенциал и запас времени, возможно обучение нейронных сетей, моделирование по методу Монте-Карло и т. д.;

- эффективность применения методов анализа риска повышается при формализации риска с целью математического моделирования его воздействия на результаты деятельности предприятия. В настоящее время не только экономические системы, но и промышленные комплексы достигли такой сложности, что зачастую расчет их устойчивости невозможен без элементов теории вероятностей;

- следует учитывать требования государственных контролирующих органов к формированию отчетности о рисках. В том случае, если на нормативном уровне требуется использование методов имитационного моделирования, их применение обязательно.

Все вышеперечисленное позволяет сделать вывод о том, что для эффективного анализа всего многообразия рисков в деятельности предприятия необходимо применять целый комплекс методов, что, в свою очередь, подтверждает актуальность разработки комплексного механизма управления рисками.

В современных условиях хозяйствования, характеризующихся политической экономической и социальной нестабильностью существующая на предприятии система управления должна включать механизм управления рисками

Первым этапом формирования механизма управления риском на предприятии является создание службы риск-менеджмента. На сегодняшнем этапе развития российской экономики целью этой службы является минимизация потерь посредством мониторинга деятельности предприятия, анализа всего комплекса РОФ, выработки рекомендаций по снижению рисков и контроля за их выполнением. При этом важно определить место службы в организационной структуре предприятия, определить права и обязанности ее персонала и проинформировать работников предприятия о функциях службы и характере ее деятельности.

Источниками информации, предназначенной для анализа риска являются:

- бухгалтерская отчетность предприятия. Данные документы (баланс, отчет о прибыли и убытках, о движении денежных средств и т. д.) в сжатой форме содержат всю официальную информацию о предприятии — состояние основных фондов, уровень запасов материалов и готовой продукции, величину дебиторской и кредиторской задолженностей, финансовые результаты деятельности предприятия и пр. Анализ бухгалтерской отчетности предприятия позволит выявить значительную долю деловых, кредитных, организационных рисков;

- организационная структура и штатное расписание предприятия.

- Анализ данной информации позволяет выявлять организационные риски;

- карты технологических потоков (технико-производственные риски);

- договоры и контракты (деловые и юридические риски);

- себестоимость производства продукции. Ее анализ позволяет выявить подавляющее большинство РОФ и определить денежное выражение потерь из-за возникновения рисковых ситуации;

-  финансово-производственные планы предприятия. Полнота их выполнения дает возможность комплексно оценить устойчивость предприятия ко всей совокупности рисков.

Социально-экономическая нестабильность (СЭН), в условиях которой действуют предприятия, вносит свои коррективы как в деятельность субъектов хозяйствования; так и в механизм управления рисками предприятий. При этом проследить ее влияние в полном объеме практически невозможно, но определить аспекты ее воздействия на отдельные риски вполне реально.

По завершении сбора информации, предназначенной для анализа рисков, служба риск-менеджмента получит возможность реально оценить динамику показателей деятельности предприятия с учетом воздействий внешних и внутренних социально-экономических и политических факторов, что позволит всесторонне и профессионально спрогнозировать будущее состояние рыночной конъюнктуры и реально оценить возможные риски.

Логическим продолжением работы службы риск-менеджмента должно стать формирование программы мероприятий по управлению рисками, при разработке которой должно быть учтено следующее:

- размер возможного ущерба и его вероятность;

- существующие механизмы снижения риска, предлагаемые государством и их производственно-экономическая эффективность;

-  производственно-экономическая эффективность предлагаемых службой мероприятий по снижению рисков;

- практическая возможность реализации мероприятий в рамках выделенного лимита средств;

- соответствие мероприятий программы существующим нормативным актам, целям долгосрочного и краткосрочного планирования развития предприятия и основным направлениям его финансовой политики;

- субъективное отношение к риску разработчиков программы и руководства предприятия.

При разработке программы мероприятий по управлению рисками специалистам службы риск-менеджмента следует ориентироваться на максимальную унификацию формируемых оценок уровня риска, что выражается в формировании универсальных параметров, характеризующих объем возможного ущерба, В качестве таких параметров наиболее целесообразно использовать воздействия рисков на финансовые потоки и финансовое состояние предприятия.

Завершающим этапом разработки программы является формирование комплекса мероприятий по снижению рисков, с указанием планируемого эффекта от их реализации, сроков внедрения, источников финансирования и лиц, ответственных за выполнение данной программы. Программа обязательно должна быть утверждена руководством предприятия и учтена при финансово-производственном планировании.

Рисунок 2- Алгоритм функционирования механизма управления рисками

В процессе реализации программы специалисты службы риск-менеджмента должны осуществлять анализ эффективности принятых решений и по мере необходимости обеспечивать корректировку целей и средств минимизации рисков. При этом рекомендуется аккумулировать всю информацию об ошибках и недостатках разработки программы, проявившихся в ходе ее реализации. Такой подход позволит провести разработку последующих программ мероприятий по снижению рисков на более качественном уровне с использованием новых полученных знаний о риске.

Все вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что механизм управления рисками предприятия в современных условиях хозяйствования должен иметь четкую иерархическую структуру с необходимостью ее корректировки по итогам реализации программы мероприятий по снижению рисков и с учетом изменяющихся факторов воздействия. Алгоритм функционирования указанного механизма представлен на рисунке 2.

Анализ трудов отечественных и зарубежных исследователей теории и практики минимизации риска, текущего состояния и тенденций развития отечественной экономики, проблем и особенностей деятельности предприятий реального сектора подтверждает актуальность и своевременность разработки механизма управления рисками предприятия в современных условиях хозяйствования и подчеркивает необходимость его внедрения в практику деятельности финансово-экономических подразделений субъектов хозяйствования.

   Глава 2. Анализ финансового положения ОАО «Ветер»

   2.1.Комплексный анализ деятельности ОАО «Ветер»

ОАО «Ветер» зарегистрировано 18 августа 1993 г. Комитетом по внешним связям мэрии Санкт-Петербурга за государственным регистрационным номером АОЛ-7765. Внесено в Единый государственный реестр юридических лиц 16 июля 2002 г. инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Центральному району Санкт-Петербурга за основным государственным регистрационным номером 1025509155585.

ОАО «Ветер»  существует более 20 лет с даты его государственной регистрации и создано на неопределенный срок. Услуги сотовой связи общество начало предоставлять в 1995 году в Северо-западном регионе Российской Федерации.

Организационная структура предприятия. 

Управление предприятием осуществлялся на базе его организационной структуры, определяемой руководителем самостоятельно. В организационно-производственной структуре  “ Ветер ” учитываются такие моменты: решение одних и тех же вопросов и задач не находится в ведении разных подразделений; эффективно решаемые вопросы одного отдела (подразделения) не возлагаются на другое. Это в свою очередь обеспечивает независимое положение каждого отдела по отношению к другим. В каждом отделе есть свой руководитель (заведующий отделом) на которого возлагаются определенные обязанности в руководстве отделом. Заведующий отделом обеспечивает подготовку материалов к публикации по соответствующим направлениям работы.

Анализ организационной структуры показал, что все отделы подчиняются заместителю директора, что приводит к неэффективному распределению функций управления. Так как большая информационная и управленческая нагрузка приходится на заместителя директора. На мой взгляд, это говорит о неэффективной организационной структуре управления организацией.

Такая организационная структура управления организацией обеспечивает форму разделения и кооперации управленческой деятельности, т.к. между участниками управленческого эффективно распределяются задачи и функции управления, права и ответственность за их выполнение.

К внешним источникам подбора персонала относится все то неопределенное количество людей, способных работать в организации, но не работающих в ней в настоящий момент. Среди них могут быть как люди, с которыми руководители организации и работники службы персонала раньше встречались по вопросу трудоустройства (из так называемого списка ожидания), так и специалисты, с которыми подобные встречи еще предстоят. К внешним источникам, к которым прибегает организация, можно отнести: Центры занятости и самостоятельный поиск через СМИ работников, которые были вынуждены пройти переобучение (переподготовку) для освоения новой специальности. А также ищущие работу, только вступающие в трудовую жизнь из вузов.

Отбор персонала производится путем собеседования. С каждым работником заключается трудовой договор.

Подбор кандидатов на руководящие должности в большинстве случаев производится из числа сотрудников компании, при этом используются определённые методы, учитывающие систему деловых и личностных характеристик, профессионализм, образование, знания и навыки, отношение к труду и людям, организационные способности, морально-этические черты характера. Подбор кандидатов на руководящие должности проводится с помощью выборов. В рамках этой процедуры учитывается мнение большинства и не проводятся специальные предварительные испытания кандидатов. Информация о кандидатах доводится до коллектива, перед которым выступают претенденты со своими сообщениями. Предпочтение тому или иному кандидату отдается путем голосования, процедура которого предварительно согласовывается.

За образцовое выполнение трудовых обязанностей, повышения эффективности и качества работы, улучшение качества продукции, продолжительную и безупречную работу, новаторство в труде и за другие достижения в работе применяются следующие меры стимулирования и поощрения персонала:

-объявление благодарности;

-награждение ценным подарком;

-награждение почетной грамотой;

-выдача премии;

-представление к званию лучшего по профессии. Допускается одновременное применение к работнику нескольких поощрений. Поощрения объявляются приказом по предприятию, доводятся до сведения трудового коллектива и заносятся в трудовую книжку работника.

С целью постоянного обновления профессиональных знаний и совершенствования профессиональных навыков каждого сотрудника предприятия проводится периодическое обучение персонала. Проводятся такие формы обучения:

- ежегодное обучение руководителей и специалистов. Проводится для ознакомления с новой техникой и технологиями, эффективными приемами управления и анализа производства и в сфере управления человеческими ресурсами;

- тематические семинары по научно-техническим, технологическим, социально-экономическим и другим проблемам предприятия. Работники предприятия проходят обучение в образовательных учреждениях повышения квалификации, в учебных центрах;

-обучение при приеме на работу, впервые принятых на работу, проводится для изучения специфики деятельности предприятия, организации производства, технологии, условий труда, техники безопасности. Обучение при приеме на работу (первичное обучение) проводится

-после оформления документов для приема на работу.

Как правило, перечисленные виды обучения проходят в рабочее время и финансируются предприятием.

 Анализ деловой среды и рынка предприятия.

ОАО «Ветер» предлагает потребителям услуги сотовой радиотелефонной связи. Основной услугой является передача голоса и услуги междугородной и международной связи. Также ОАО «Ветер» предлагает широкий спектр дополнительных услуг, основанных на самых передовых телекоммуникационных технологиях. Наиболее доходными из дополнительных услуг являются обмен короткими сообщениями (SMS), мобильный интернет, информационно-справочные и развлекательные услуги, предоставляемые как по голосовым каналам, так и с использованием технологий передачи данных.

Основными потребителями услуг ОАО  «Ветер»  являются частные пользователи сотовой связи. На сегодняшний день это наиболее динамично развивающееся направление деятельности компании. Кроме этого, ОАО «Ветер»  успешно работает с большим количеством корпоративных пользователей, в числе которых государственные структуры, что обеспечивает дополнительную стабильность бизнесу.

К факторам, которые могут негативно повлиять на сбыт своих услуг ОАО  «Ветер», можно отнести:

  •  ухудшение экономической ситуации и, как результат, снижение доходов населения;
  •  снижение цен на услуги мобильной связи с увеличением интенсивности конкуренции вследствие появления на рынке новых игроков;
  •  поздний выход на новые региональные рынки, когда основная часть платежеспособных клиентов уже является абонентами конкурентов.

Для снижения рисков ухудшения сбыта вследствие описанных выше факторов ОАО  «Ветер»  будет разрабатывать, и внедрять специальные программы лояльности для удержания абонентской базы, продолжать строить сильную торговую марку, разрабатывать эффективную маркетинговую политику.

Анализ предпринимательских рисков компании.

Риски, связанные с условиями кредитных договоров 

Некоторые договоры ОАО «Ветер» и его дочерних компаний с банками-кредиторами и экспортными агентствами содержат дополнительные обязательства финансового и нефинансового характера, в случае невыполнения которых кредиторы могут потребовать досрочного погашения кредитов и займов, что может негативно сказаться на позиции держателей Облигаций.

Риски, связанные с деятельностью Компании «Ветер». 

Усиление конкуренции и неоднородная абонентская база привели к падению среднемесячной выручки от реализации услуг из расчета на абонента, что может негативно отразиться на общих финансовых результатах деятельности ОАО «Ветер». На фоне постоянного увеличения абонентской базы и роста доходов по мере расширения операций Компании объем среднемесячной выручки от реализации услуг из расчета на абонента снижается. Компания ожидает дальнейшего падения этого показателя в результате снижения тарифов и увеличения доли массовых абонентов в рамках общей абонентской базы.

Способность ОАО «Ветер» предоставлять коммерчески привлекательные услуги во многом зависит от способности ОАО «Ветер» заключить договоры с другими региональными, федеральными и международными телекоммуникационными операторами на приемлемых для ОАО «Ветер» условиях.

Если ОАО «Ветер» не сможет договориться о выгодных условиях присоединения к сетям других операторов связи, Компания не сможет предоставлять услуги по конкурентным ценам и потеряет часть рынка и доходов. Способность ОАО «Ветер» предоставлять рентабельные услуги зависит от его возможностей продолжать сотрудничество на выгодных условиях с региональными, федеральными и международными операторами. Плата за присоединение устанавливается на основе соглашений с сетевыми операторами и может варьироваться в зависимости от используемой сети и характера вызова. Присоединение к другим операторам требуется для завершения вызовов, начинающихся в нашей сети и заканчивающихся в другой, а также для завершения вызовов, поступающих к абонентам ОАО «Ветер» из других сетей.

Сложности или задержки в обеспечении рентабельного присоединения к другим сетям могут снизить возможности в оказании услуг, что выразится в потере абонентов, увеличении затрат и снижении доходов. Хотя российское законодательство устанавливает, что операторы сетей связи общего пользования не в праве отказать в предоставлении присоединения или дискриминировать одного оператора по сравнению с другим, Компания считает, что на практике некоторые операторы сетей общего пользования пытаются препятствовать работе операторов сотовой связи, задерживая рассмотрение заявок о присоединении и применяя разные ставки платы за присоединение к различным операторам сотовой связи, в частности, предлагая более выгодные ставки местным операторам сотовой связи, что дает возможность нашим конкурентам снижать расценки на свои услуги,

ОАО «Ветер» стремится снизить подобные риски, для чего заключило соглашения о присоединении с региональными, федеральными и международными операторами связи, включая ОАО «Ростелеком» и планирует и в дальнейшем заключать подобные соглашения с другими операторами.

Для обеспечения операционных и инвестиционных потребностей, ОАО «Ветер» потребуется привлечь дополнительное финансирование. Если Компания не сможет получить достаточно средств для обеспечения потребностей в капитале. ОАО «Ветер» придется существенно ограничить объем операций, что отрицательно скажется на способности Компании удержать долю рынка и результатах операционной деятельности.

Риски, связанные с изменением налогового законодательства 

Как и любой иной субъект хозяйственной деятельности ОАО «Ветер» является участником налоговых отношений. В настоящее время в Российской Федерации действует Налоговый кодекс и ряд законов, регулирующих различные налоги, установленные федеральными и региональными органами. Применяемые налоги включают в себя, в частности, налог на добавленную стоимость, налог на прибыль, налог на рекламу, налог на имущество, акцизы, единый социальный налог и прочие отчисления. Соответствующие нормативные акты нередко содержат нечеткие формулировки, либо отсутствуют вообще при минимальной базе. Кроме того, различные государственные министерства и ведомства (например. Министерство финансов, Федеральная налоговая служба и ее инспекции), равно как и их представители, зачастую расходятся во мнениях относительно правовой интерпретации тех или иных вопросов, что создает неопределенность и определенные противоречия.

Подготовка и предоставление налоговой отчетности вместе с другими компонентами системы регулирования (например, таможенные процедуры и валютный контроль) находятся в ведении и под контролем различных органов, имеющих законодательно закрепленное право налагать существенные штрафы, санкции и пени. Вследствие этого налоговые риски в России существенно превышают риски, характерные для стран с более развитой фискальной системой.

Глава 3. Проектная часть ОАО «Ветер».

1. Анализ финансового положения

Приведенный ниже анализ финансового состояния ОАО "Ветер" выполнен за период с 01.01.2013 по 31.12.2013 г. на основе данных бухгалтерской отчетности организации за 1 год. Деятельность ОАО "Ветер" отнесена к отрасли "Добыча топливно-энергетических полезных ископаемых" (класс по ОКВЭД – 10-12), что было учтено при качественной оценке значений финансовых показателей.

1.1. Структура имущества и источники его формирования

Показатель

Значение показателя

Изменение за анализируемый период

в млн. руб.

в % к валюте баланса

млн. руб.
(гр.3-гр.2)

± %
((гр.3-гр.2) : гр.2)

31.12.2012

31.12.2013

на начало
анализируемого
периода
(31.12.2012)

на конец
анализируемого
периода
(31.12.2013)

1

2

3

4

5

6

7

Актив 

1. Внеоборотные активы

416 305 259

503 103 540

66,7 

76,4

+86 798 281

+20,8 

в том числе:
основные средства

3 318 907

3 239 256

0,5

0,5

-79 651

-2,4

нематериальные активы

78 152

110 365

<0,1

<0,1

+32 213

+41,2

2. Оборотные, всего

207 513 814

155 460 157

33,3

23,6

-52 053 657

-25,1

в том числе:
запасы

76 222

55 162

<0,1

<0,1

-21 060

-27,6

дебиторская задолженность

175 094 863

89 543 524

28,1

13,6

-85 551 339

-48,9

денежные средства и краткосрочные финансовые вложения

28 436 996

64 898 705

4,6

9,9

+36 461 709

+128,2

Пассив 

1. Собственный капитал

296 713 355

328 181 421

47,6 

49,8 

+31 468 066

+10,6 

Справочно: Чистые активы

289 544 237

313 802 383

46,4 

47,6 

+24 258 146

+8,4 

2. Долгосрочные обязательства, всего

85 052 888

26 447 495

13,6

4

-58 605 393

-68,9

в том числе:
заемные средства

81 638 236

25 262 487

13,1

3,8

-56 375 749

-69,1

3. Краткосрочные обязательства*, всего

242 052 830

303 934 781

38,8

46,2

+61 881 951

+25,6

в том числе:
заемные средства

142 615 523

262 166 766

22,9

39,8

+119 551 243

+83,8

Валюта баланса 

623 819 073

658 563 697

100

100

+34 744 624

+5,6 

* Без доходов будущих периодов, возникших в связи с безвозмездным получением имущества и государственной помощи, включенных в собственный капитал.

Из представленных в первой части таблицы данных видно, что на 31.12.2013 в активах организации доля текущих активов составляет 1/4, а внеоборотных средств – 3/4. Активы организации за весь анализируемый период изменились несущественно (на 5,6%). Учитывая рост активов, необходимо отметить, что собственный капитал увеличился еще в большей степени – на 10,6%. Опережающее увеличение собственного капитала относительно общего изменения активов следует рассматривать как положительный фактор.

На диаграмме ниже наглядно представлено соотношение основных групп активов организации:

Рост величины активов организации связан, в первую очередь, с ростом следующих позиций актива бухгалтерского баланса (в скобках указана доля изменения статьи в общей сумме всех положительно изменившихся статей):

  •  долгосрочные финансовые вложения – 88 301 368 млн. руб. (66,9%)
  •  краткосрочные финансовые вложения (за исключением денежных эквивалентов) – 22 381 051 млн. руб. (17%)
  •  денежные средства и денежные эквиваленты – 14 080 658 млн. руб. (10,7%)
  •  задолженность учредителей по взносам в уставный капитал – 7 209 920 млн. руб. (5,5%)

Одновременно, в пассиве баланса наибольший прирост наблюдается по строкам:

  •  краткосрочные заемные средства – 119 551 243 млн. руб. (79%)
  •  нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) – 31 479 461 млн. руб. (20,8%)

Среди отрицательно изменившихся статей баланса можно выделить "дебиторская задолженность" в активе и "кредиторская задолженность" в пассиве (-85 551 339 млн. руб. и -57 847 373 млн. руб. соответственно).

Собственный капитал организации по состоянию на 31.12.2013 равнялся 328 181 421,0 млн. руб. За год наблюдался явный рост собственного капитала, составивший 31 468 066,0 млн. руб.


1.2. Оценка стоимости чистых активов организации

Показатель

Значение показателя

Изменение

в млн. руб.

в % к валюте баланса

млн. руб.
(гр.3-гр.2)

± %
((гр.3-гр.2) : гр.2)

31.12.2012

31.12.2013

на начало
анализируемого
периода
(31.12.2012)

на конец
анализируемого
периода
(31.12.2013)

1

2

3

4

5

6

7

1. Чистые активы

289 544 237

313 802 383

46,4

47,6

+24 258 146

+8,4

2. Уставный капитал

21 264

21 264

<0,1

<0,1

3. Превышение чистых активов над уставным капиталом (стр.1-стр.2)

289 522 973

313 781 119

46,4

47,6

+24 258 146

+8,4

Чистые активы организации на последний день анализируемого периода (31.12.2013) намного (в 14 757,4 раза) превышают уставный капитал. Данное соотношение положительно характеризует финансовое положение, полностью удовлетворяя требованиям нормативных актов к величине чистых активов организации. Более того, определив текущее состояние показателя, необходимо отметить увеличение чистых активов на 8,4% за анализируемый период (31.12.12–31.12.13). Превышение чистых активов над уставным капиталом и в то же время их увеличение за период говорит о хорошем финансовом положении организации по данному признаку. Ниже на графике представлено изменение чистых активов и уставного капитала.

1.3. Анализ финансовой устойчивости организации

1.3.1. Основные показатели финансовой устойчивости организации

Показатель

Значение показателя

Изменение показателя
(гр.3-гр.2)

Описание показателя и его нормативное значение

31.12.2012

31.12.2013

1

2

3

4

5

1. Коэффициент автономии

0,48

0,5

+0,02

Отношение собственного капитала к общей сумме капитала.
Нормальное значение для данной отрасли: 0,55 и более (оптимальное 0,65-0,75).

2. Коэффициент финансового левериджа

1,1

1,01

-0,09

Отношение заемного капитала к собственному.
Нормальное значение для данной отрасли: 0,82 и менее (оптимальное 0,33-0,54).

3. Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами

-0,58

-1,13

-0,55

Отношение собственных оборотных средств к оборотным активам.
Нормальное значение: 0,1 и более.

4. Индекс постоянного актива

1,4

1,53

+0,13

Отношение стоимости внеоборотных активов к величине собственного капитала организации.

5. Коэффициент покрытия инвестиций

0,61

0,54

-0,07

Отношение собственного капитала и долгосрочных обязательств к общей сумме капитала.
Нормальное значение для данной отрасли: не менее 0,85.

6. Коэффициент маневренности собственного капитала

-0,4

-0,53

-0,13

Отношение собственных оборотных средств к источникам собственных средств.
Нормальное значение: не менее 0,05.

7. Коэффициент мобильности имущества

0,33

0,24

-0,09

Отношение оборотных средств к стоимости всего имущества. Характеризует отраслевую специфику организации.

8. Коэффициент мобильности оборотных средств

0,14

0,42

+0,28

Отношение наиболее мобильной части оборотных средств (денежных средств и финансовых вложений) к общей стоимости оборотных активов.

9. Коэффициент обеспеченности запасов

-1 568,99

-3 171,06

-1 602,07

Отношение собственных оборотных средств к стоимости запасов.
Нормальное значение: не менее 0,5.

10. Коэффициент краткосрочной задолженности

0,74

0,92

+0,18

Отношение краткосрочной задолженности к общей сумме задолженности.

Коэффициент автономии организации на 31.12.2013 составил 0,5. Данный коэффициент характеризует степень зависимости организации от заемного капитала. Полученное здесь значение показывает, что ввиду недостатка собственного капитала (50% от общего капитала) организация в значительной степени зависит от кредиторов. Отмечен слабый рост коэффициента автономии.

Наглядно структура капитала организации представлена ниже на диаграмме:

На 31 декабря 2013 г. коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами равнялся -1,13, что на 0,55 меньше, чем на первый день анализируемого периода. На 31 декабря 2013 г. значение коэффициента можно охарактеризовать как явно не соответствующее норме.

За рассматриваемый период (31.12.12–31.12.13) имело место ощутимое уменьшение коэффициента покрытия инвестиций до 0,54 (на 0,07). Значение коэффициента на последний день анализируемого периода ниже нормативного значения.

Коэффициент обеспеченности материальных запасов по состоянию на 31.12.2013 составил -3 171,06, однако на 31.12.2012 коэффициент обеспеченности материальных запасов был намного больше – -1 568,99 (т.е. имело место снижение на 1 602,07). На последний день анализируемого периода значение коэффициента обеспеченности материальных запасов не удовлетворяет нормативному и находится в области критических значений.

По коэффициенту краткосрочной задолженности видно, что величина краткосрочной кредиторской задолженности организации значительно превосходит величину долгосрочной задолженности (92% и 8% соответственно). При этом в течение анализируемого периода (31.12.12–31.12.13) доля долгосрочной задолженности уменьшилась на 18%.

1.3.2. Анализ финансовой устойчивости по величине излишка (недостатка) собственных оборотных средств

Показатель собственных оборотных средств (СОС)

Значение показателя

Излишек (недостаток)* 

на начало анализируемого периода (31.12.2012)

на конец анализируемого периода (31.12.2013)

на 31.12.2012

на 31.12.2013

1

2

3

4

5

  СОС1 (рассчитан без учета долгосрочных и краткосрочных пассивов)

-119 591 904

-174 922 119

-119 668 126

-174 977 281

  СОС2 (рассчитан с учетом долгосрочных пассивов; фактически равен чистому оборотному капиталу, Net Working Capital)

-34 539 016

-148 474 624

-34 615 238

-148 529 786

  СОС3 (рассчитанные с учетом как долгосрочных пассивов, так и краткосрочной задолженности по кредитам и займам)

108 076 507

113 692 142

+108 000 285

+113 636 980

*Излишек (недостаток) СОС рассчитывается как разница между собственными оборотными средствами и величиной запасов и затрат.

Поскольку из трех вариантов расчета показателей покрытия запасов собственными оборотными средствами на последний день анализируемого периода положительное значение имеет только рассчитанный по последнему варианту (СОС3), финансовое положение организации по данному признаку можно характеризовать как неустойчивое. Более того два из трех показателей покрытия собственными оборотными средствами запасов за анализируемый период ухудшили свои значения.

1.4. Анализ ликвидности

1.4.1. Расчет коэффициентов ликвидности

Показатель ликвидности

Значение показателя

Изменение показателя
(гр.3 - гр.2)

Расчет, рекомендованное значение

31.12.2012

31.12.2013

1

2

3

4

5

1. Коэффициент текущей (общей) ликвидности

0,86

0,51

-0,35

Отношение текущих активов к краткосрочным обязательствам.
Нормальное значение: не менее 2.

2. Коэффициент быстрой (промежуточной) ликвидности

0,84

0,51

-0,33

Отношение ликвидных активов к краткосрочным обязательствам.
Нормальное значение: 1 и более.

3. Коэффициент абсолютной ликвидности

0,12

0,21

+0,09

Отношение высоколиквидных активов к краткосрочным обязательствам.
Нормальное значение: 0,2 и более.

На 31.12.2013 коэффициент текущей ликвидности имеет значение ниже нормы (0,51 против нормативного значения 2). При этом нужно обратить внимание на имевшее место за весь анализируемый период негативное изменение – коэффициент снизился на -0,35.

Коэффициент быстрой ликвидности на 31 декабря 2013 г. тоже оказался ниже нормы (0,51). Это означает, что у ОАО "Ветер" недостаточно активов, которые можно в сжатые сроки перевести в денежные средства, чтобы погасить краткосрочную кредиторскую задолженность.

При норме 0,2 значение коэффициента абсолютной ликвидности составило 0,21. За рассматриваемый период (с 31.12.2012 по 31.12.2013) коэффициент вырос на 0,09.

1.4.2. Анализ соотношения активов по степени ликвидности и обязательств по сроку погашения

Активы по степени ликвидности

На конец отчетного периода, млн. руб. 

Прирост за анализ.
период, %

Норм. соотно-шение

Пассивы по сроку погашения

На конец отчетного периода, млн. руб. 

Прирост за анализ.
период, %

Излишек/
недостаток
платеж. средств
млн. руб.,
(гр.2 - гр.6)

1

2

3

4

5

6

7

8

А1. Высоколиквидные активы (ден. ср-ва + краткосрочные фин. вложения)

64 898 705

+128,2

П1. Наиболее срочные обязательства (привлеченные средства) (текущ. кред. задолж.)

39 779 514

-59,3

+25 119 191

А2. Быстрореализуемые активы (краткосрочная деб. задолженность)

89 543 524

-48,9

П2. Среднесрочные обязательства (краткосроч. обязательства кроме текущ. кредит. задолж.)

264 155 267

+82,9

-174 611 743

А3. Медленно реализуемые активы (прочие оборот. активы)

1 017 928

-74,4

П3. Долгосрочные обязательства

26 447 495

-68,9

-25 429 567

А4. Труднореализуемые активы (внеоборотные активы)

503 103 540

+20,8

П4. Постоянные пассивы (собственный капитал)

328 181 421

+10,6

+174 922 119

Из четырех соотношений, характеризующих наличие ликвидных активов у организации, выполняется только одно. У ОАО "Ветер" достаточно денежных средств и краткосрочных финансовых вложений (высоколиквидных активов) для погашения наиболее срочных обязательств (больше на 63,1%). В соответствии с принципами оптимальной структуры активов по степени ликвидности, краткосрочной дебиторской задолженности должно быть достаточно для покрытия среднесрочных обязательств (краткосрочной задолженности за минусом текущей кредиторской задолженности). В данном случае это соотношение не выполняется – у ОАО "Ветер" недостаточно краткосрочной дебиторской задолженности (34% от необходимого) для погашения среднесрочных обязательств.

2. Анализ эффективности деятельности организации

2.1. Обзор результатов деятельности организации

Основные финансовые результаты деятельности ОАО "Ветер" в течение анализируемого периода приведены ниже в таблице.

По данным "Отчета о финансовых результатах" за последний год организация получила прибыль от продаж в размере 52 137 675 млн. руб., что равняется 8,4% от выручки. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года прибыль от продаж снизилась на 14 810 383 млн. руб., или на 22,1%.

По сравнению с прошлым периодом в текущем увеличилась как выручка от продаж, так и расходы по обычным видам деятельности (на 14 157 738 и 28 968 121 млн. руб. соответственно). Причем в процентном отношении изменение расходов (+5,3%) опережает изменение выручки (+2,3%)

Изучая расходы по обычным видам деятельности, следует отметить, что организация как и в прошлом году учитывала общехозяйственные (управленческие) расходы в качестве условно-постоянных, относя их по итогам отчетного периода на счет реализации.

Прибыль от прочих операций за весь анализируемый период составила 36 177 020 млн. руб.,что на 16 669 377 млн. руб. (85,5%) больше, чем прибыль за аналогичный период прошлого года. При этом величина прибыли от прочих операций составляет 69,4% от абсолютной величины прибыли от продаж за анализируемый период.

Показатель

Значение показателя, млн. руб. 

Изменение показателя

Средне-
годовая
величина,
млн. руб. 

2012 г.

2013 г.

млн. руб.
(гр.3 - гр.2)

± %
((3-2) : 2)

1

2

3

4

5

6

1. Выручка

609 821 837

623 979 575

+14 157 738

+2,3

616 900 706

2. Расходы по обычным видам деятельности

542 873 779

571 841 900

+28 968 121

+5,3

557 357 840

3. Прибыль (убыток) от продаж  (1-2)

66 948 058

52 137 675

-14 810 383

-22,1

59 542 867

4. Прочие доходы и расходы, кроме процентов к уплате

25 815 807

40 697 585

+14 881 778

+57,6

33 256 696

5. EBIT (прибыль до уплаты процентов и налогов) (3+4)

92 763 865

92 835 260

+71 395

+0,1

92 799 563

5a. EBITDA (прибыль до процентов, налогов и амортизации)

274 822 484

304 863 863

+30 041 379

+10,9

289 843 174

6. Проценты к уплате

6 308 164

4 520 565

-1 787 599

-28,3

5 414 365

7. Изменение налоговых активов и обязательств, налог на прибыль и прочее

-21 328 524

-21 122 972

+205 552

-21 225 748

8. Чистая прибыль (убыток)  (5-6+7)

65 127 177

67 191 723

+2 064 546

+3,2

66 159 450

Справочно:
Совокупный финансовый результат периода

65 135 743

67 222 397

+2 086 654

+3,2

66 179 070

Изменение за период нераспределенной прибыли (непокрытого убытка) по данным бухгалтерского баланса   (измен. стр. 1370)

x

31 479 461

х

х

х

Проверка взаимоувязки показателей формы №1 и формы №2 за отчетный период подтвердила формальную корректность отражения в отчетности отложенных налоговых активов и обязательств.

Ниже на графике наглядно представлено изменение выручки и прибыли ОАО "Ветер" в течение всего анализируемого периода.

2.2. Анализ рентабельности

Показатели рентабельности

Значения показателя (в %, или в копейках с рубля)

Изменение показателя

2012 г.

2013 г.

коп.,
(гр.3 - гр.2)

± %
((3-2) : 2)

1

2

3

4

5

1. Рентабельность продаж (величина прибыли от продаж в каждом рубле выручки). Нормальное значение для данной отрасли: 18% и более.

11

8,4

-2,6

-23,9

2. Рентабельность продаж по EBIT (величина прибыли от продаж до уплаты процентов и налогов в каждом рубле выручки).

15,2

14,9

-0,3

-2,2

3. Рентабельность продаж по чистой прибыли (величина чистой прибыли в каждом рубле выручки).

10,7

10,8

+0,1

+0,8

Cправочно:
Прибыль от продаж на рубль, вложенный в производство и реализацию продукции (работ, услуг)

12,3

9,1

-3,2

-26,1

Коэффициент покрытия процентов к уплате (ICR), коэфф. Нормальное значение: 1,5 и более.

14,7

20,5

+5,8

+39,7

Все три показателя рентабельности за 2013 год, приведенные в таблице, имеют положительные значения, поскольку организацией получена как прибыль от продаж, так и в целом прибыль от финансово-хозяйственной деятельности за данный период.

Прибыль от продаж в анализируемом периоде составляет 8,4% от полученной выручки. Однако имеет место падение рентабельности обычных видов деятельности по сравнению с данным показателем за такой же период прошлого года (-2,6%).

Показатель рентабельности, рассчитанный как отношение прибыли до процентов к уплате и налогообложения (EBIT) к выручке организации, за 2013 год составил 14,9%. Это значит, что в каждом рубле выручки организации содержалось 14,9 коп. прибыли до налогообложения и процентов к уплате.

Далее в таблице представлены три основные показателя, характеризующие рентабельность использования вложенного в предпринимательскую деятельность капитала.

Показатель рентабельности

Значение показателя, %

Расчет показателя

2013 г.

1

2

3

Рентабельность собственного капитала (ROE)

21,5

Отношение чистой прибыли к средней величине собственного капитала. Нормальное значение для данной отрасли: не менее 14%.

Справочно: Рентабельность собственного капитала (ROE), рассчитанная по совокупному финансовому результату

21,5

Отношение совокупного финансового результата к средней величине собственного капитала.

Рентабельность активов (ROA)

10,5

Отношение чистой прибыли к средней стоимости активов. Нормальное значение для данной отрасли: не менее 9%.

Справочно: Рентабельность активов (ROA), рассчитанная по совокупному финансовому результату

10,5

Отношение совокупного финансового результата к средней стоимости активов.

Прибыль на задействованный капитал (ROCE)

25,2

Отношение прибыли до уплаты процентов и налогов (EBIT) к собственному капиталу и долгосрочным обязательствам.

Рентабельность производственных фондов

1 558,8

Отношение прибыли от продаж к средней стоимости основных средств и материально-производственных запасов.

Справочно:
Фондоотдача, коэфф.

190,3

Отношение выручки к средней стоимости основных средств.

За период 01.01–31.12.2013 каждый рубль собственного капитала ОАО "Ветер" обеспечил 0,215 руб. чистой прибыли.

За последний год значение рентабельности активов, равное 10,5%, является достаточно хорошим.

2.3. Расчет показателей деловой активности (оборачиваемости)

Далее в таблице рассчитаны показатели оборачиваемости ряда активов, характеризующие скорость возврата авансированных на осуществление предпринимательской деятельности денежных средств, а также показатель оборачиваемости кредиторской задолженности при расчетах с поставщиками и подрядчиками.

Показатель оборачиваемости

Значение в днях

Коэфф.
2013 г. 

2013 г.

1

2

3

Оборачиваемость оборотных средств

(отношение средней величины оборотных активов к среднедневной выручке*; нормальное значение для данной отрасли: 146 и менее дн.)

106

3,4

Оборачиваемость запасов

(отношение средней стоимости запасов к среднедневной выручке; нормальное значение для данной отрасли: 32 и менее дн.)

<1

9 498,6

Оборачиваемость дебиторской задолженности

(отношение средней величины дебиторской задолженности к среднедневной выручке; нормальное значение для данной отрасли: 68 и менее дн.)

77

4,7

Оборачиваемость кредиторской задолженности

(отношение средней величины кредиторской задолженности к среднедневной выручке)

40

9,1

Оборачиваемость активов

(отношение средней стоимости активов к среднедневной выручке)

375

1

Оборачиваемость собственного капитала

(отношение средней величины собственного капитала к среднедневной выручке)

183

2

* Приведен расчет показателя в днях. Значение коэффициента равно отношению 365 к значению показателя в днях.

Оборачиваемость активов за весь анализируемый период показывает, что организация получает выручку, равную сумме всех имеющихся активов за 375 календарных дней.

2.4. Производительность труда

Используя дополняющую бухгалтерскую отчетность информацию о численности работников ОАО "Ветер", рассчитан показатель производительности труда (отношение выручки от реализации к средней численности работников).

Производительность труда за период 01.01–31.12.2013 составила 187 635 млн. руб./чел.

3. Выводы по результатам анализа

3.1. Оценка ключевых показателей

Ниже по качественному признаку обобщены важнейшие показатели финансового положения и результаты деятельности ОАО "Ветер" за последний год.

Анализ выявил следующие показатели, имеющие исключительно хорошие значения:

  •  чистые активы превышают уставный капитал, при этом за весь рассматриваемый период наблюдалось увеличение чистых активов;
  •  положительное изменение собственного капитала относительно общего изменения активов организации.

Анализ выявил следующие положительные показатели финансового положения и результатов деятельности ОАО "Ветер":

  •  коэффициент абсолютной ликвидности соответствует нормативному значению;
  •  существенная, по сравнению с общей стоимостью активов организации чистая прибыль (10,5% за последний год);
  •  за последний год получена прибыль от продаж (52 137 675 млн. руб.), однако наблюдалась ее отрицательная динамика по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (-14 810 383 млн. руб.);
  •  прибыль от финансово-хозяйственной деятельности за 2013 год составила 67 191 723 млн. руб. (+2 064 546 млн. руб. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года).

В ходе анализа были получены следующие показатели финансового положения и результатов деятельности ОАО "Ветер", имеющие нормальные или близкие к нормальным значения:

  •  не в полной мере соблюдается нормальное соотношение активов по степени ликвидности и обязательств по сроку погашения;
  •  незначительное падение прибыли до процентов к уплате и налогообложения (EBIT) на рубль выручки организации (-0,3 коп. от аналогичного показателя рентабельности за такой же период прошлого года).

В ходе анализа были получены следующие показатели, неудовлетворительно характеризующие финансовое положение и результаты деятельности организации:

  •  коэффициент автономии имеет неудовлетворительное значение (0,5);
  •  коэффициент быстрой (промежуточной) ликвидности не укладывается в нормативное значение;
  •  значительная отрицательная динамика рентабельности продаж (-2,6 процентных пункта от рентабельности за такой же период прошлого года равной 11%);
  •  коэффициент покрытия инвестиций ниже нормы (доля собственного капитала и долгосрочных обязательств составляет только 54% от общего капитала организации);
  •  неустойчивое финансовое положение по величине собственных оборотных средств.

В ходе анализа были получены следующие показатели, критически храктеризующие финансовое положение организации:

  •  на 31 декабря 2013 г. значение коэффициента обеспеченности собственными оборотными средствами, равное -1,13, является явно не соответствующим принятому нормативу;
  •  значительно ниже нормы коэффициент текущей (общей) ликвидности.

              Глава 4. Экономический анализ  ОАО «Ветер»

Мероприятия:

  1.  Увеличение производительности труда на 5%

В расчетах, я использовала формулу :  ((V2-V1)/V1) × 100.

Технико-экономические показатели эффективности  мероприятия

  1.  Выручка (без НДС) после внедрения мероприятия 1:

Изменения ( +/-) = 623 979 575 – 609 821 837 = +14 157 738

Изменения (%)  = (623 979 575 – 609 821 837)/609 821 837 × 100= +2

  1.  Численность работающих после внедрения мероприятия 1:

Изменения ( +/-) = 90-88=+2

Изменения (%)  = (90-88)/88 × 100= +2

  1.  Фонд оплаты труда после внедрения мероприятия 1:

Изменения ( +/-) = 8914000-8800000 = +114000

           Изменения (%)  =  (8914000-8800000)/ 8800000× 100=+1.2

  1.  Балансовая прибыль  после внедрения мероприятия 1:

Изменения ( +/-) = 65 135 743 - 55 130 639=+10005104

           Изменения (%)  = )65 135 743 - 55 130 639)/ 55 130 639 ×100=+18

  1.  Рентабельность производства после внедрения мероприятия 1:

Изменения ( +/-) = 1 125,6 - 558,7 = +101

п/п

Наименование

показателя

Ед.

изм.

До проведения мероприятий

После внедрения мероприятий

Изменения

+/-

%%

1

2

3

4

5

6

7

1

Выручка (без НДС)

Тыс. руб

609 821 837

623 979 575

+14157738

22

2

Себестоимость

Тыс. руб

3

Стоимость основных производственных фондов

Тыс. руб

4

Численность работающих

Чел.

88

90

+2

+2

5

Фонд оплаты труда

Тыс.Руб.

8800000

8914000

+114000

+1,2

6

Балансовая прибыль (с.1 – с.2)

Тыс. руб

55 130 639

65 135 743

+10005104

+18

7

Рентабельность производства (с.5/с.2)х100

%

558,7

1 125,6

+101

Х

  1.  Совершенствование технологии управления риском с помощью создания программы целевых мероприятий по управлению риском.

Технико-экономические показатели эффективности  мероприятия

п/п

Наименование

показателя

Еед. изм

До проведения мероприятий

Псле внедрения мероприятий

Изменения

+/-

%

1

2

3

4

5

6

7

1

Выручка (без НДС)

Тыс. руб

609 821 837

693 032 679

+83210842

+13,6

2

Себестоимость

Тыс. руб

3

Стоимость основных производственных фондов

Тыс. руб

4

Численность работающих

Чел.

88

90

+2

+2

5

Фонд оплаты труда

Тыс.Руб.

8800000

8914000

+114000

+1,2

6

Балансовая прибыль (с.1 – с.2)

Тыс. руб

55 130 639

67 222 397

+12091758

+21,9

7

Рентабельность производства (с.5/с.2)х100

%

558,7

1 554,5

+995,8

Х

В расчете, я использовала формулу :  ((V2-V1)/V1) × 100.

  1.  Выручка (без НДС) после внедрения мероприятия 1:

Изменения ( +/-) = 693 032 679 – 609 821 837 = +83210842

Изменения (%)  = (693 032 679 – 609 821 837)/609 821 837 × 100= +13.6

  1.  Численность работающих после внедрения мероприятия 1:

Изменения ( +/-) = 90-88=+2

Изменения (%)  = (90-88)/88 × 100= +2

  1.  Фонд оплаты труда после внедрения мероприятия 1:

Изменения ( +/-) = 8914000-8800000 = +114000

           Изменения (%)  =  (8914000-8800000)/ 8800000× 100=+1.2

  1.  Балансовая прибыль  после внедрения мероприятия 1:

Изменения ( +/-) = 67 222 397- 55 130 639=+12091758

            Изменения (%)  = (67 222 397- 55 130 639)/ 55 130 639 × 100=+21.9

  1.  Рентабельность производства после внедрения мероприятия 1:

Изменения ( +/-) = 1 554,5- 558,7 = +995,8

        Технико-экономические показатели эффективности проекта.

п/п

Наименование

показателя

Ед. изм.

До проведения мероприятий

Мероприятие 1

Мероприятие 2

После внедрения мероприятий

Изменения

+/-

%

1.

2.

3.

4.

5.

6.

8.

9.

10.

1.

Выручка (без НДС)

Тыс. руб

609 821 837

623 979 575

693 032 679

707190417

+97368580

+15,6

2.

Себестоимость

Тыс. руб

3.

Стоимость основных производственных фондов

Тыс. руб

4.

Численность работающих

Чел.

88

90

90

90

+2

+2

5.

Фонд оплаты труда

Тыс.руб.

8800000

8914000

8914000

8914000

+114000

+1,2

6.

Балансовая прибыль (с.1 – с.2)

Тыс. руб

55 130 639

65 135 743

67 222 397

77227501

+22096862

+39,9

7.

Рентабельность производства (с.5/с.2)х100

%

558,7

1 125,6

1 554,5

1655,5

+1096,8

Х

  1.  Выручка (без НДС) после внедрения мероприятия 1:

       Изменения ( +/-) = 623 979 575 – 609 821 837 = +14 157 738

       Изменения (%)  = 2+13,6=+15,6

  1.  Балансовая прибыль  после внедрения мероприятия 1:

Изменения ( +/-) = 12091758+10005104=22096862

            Изменения (%)  = 21,9+18=39,9

  1.  Рентабельность производства после внедрения мероприятия 1:

Изменения ( +/-) =995,8 +101=+1096,8

Заключение

Подводя итоги работы можно сделать следующие выводы.

Риск – это действие, выполняемое в условиях выбора (в ситуации выбора в надежде на счастливый исход), когда в случае неудачи существует возможность (степень опасности) оказаться в худшем положении, чем до выбора (чем в случае несовершения этого действия). Это определение является наиболее полным и отражающим содержание риска.

Многообразие финансовых рисков в их классификационной системе представлено в широком диапазоне. Следует подчеркнуть, что применение новых финансовых технологий, современных финансовых инструментов и другие инновационные факторы обуславливают появление новых видов финансовых рисков.

Риски в финансовой сфере в значительной степени зависят от внешних факторов. В реальных инвестициях можно влиять на целый ряд факторов: сущность технологии, производитель товара, структура предприятия и методы управления производством товара, квалификация менеджмента. Для эффективного управления рисками важно, чтобы все возможные факторы, оказывающие влияние на общий уровень финансового риска, были выявлены, идентифицированы, проанализированы и ранжированы по важности.

Величина риска или степень риска измеряется двумя критериями: средним ожидаемым значением; колеблемостью (изменчивостью) возможного результата.

Управление риском – одна из важнейших функций на предприятии. Ее можно охарактеризовать как совокупность методов, приемов и мероприятий, позволяющих в определенной степени прогнозировать наступление рисковых событий и принимать меры к исключению или снижению отрицательных последствий наступления таких событий.

Процесс управления финансовым риском состоит из двух подсистем: управляемой подсистемы и управляющей подсистемы и характеризуется несколькими этапами:

- выявление всех потенциальных рисков, связанных с финансовой деятельностью фирмы;

- выявление факторов, влияющих на уровень финансовых рисков

- оценка и ранжирование потенциальных рисков;

- выбор методов и определение путей нейтрализации финансовых рисков;

- применение выбранных методов;

- оценка результатов и корректировка выбранных методов.

В совокупности стратегия и приемы образуют своеобразный механизм управления риском, т.е. риск-менеджмент.

В основе риск-менеджмента лежат целенаправленный поиск и организация работы по снижению степени риска, искусство получения и увеличения дохода (выигрыша, прибыли) в неопределенной хозяйственной ситуации.

Риск-менеджмент представляет собой систему управления риском и экономическими, точнее, финансовыми отношениями, возникающими в процессе этого управления.

Риск-менеджмент включает в себя стратегию и тактику управления.

Организация риск-менеджмента представляет собой систему мер, направленных на рациональное сочетание всех его элементов в единой технологии процесса управления риском.

Риск-менеджмент выполняет определенные функции. Различают два типа функций риск-менеджмента: функции объекта управления; функции субъекта управления.

К функциям объекта управления в риск-менеджменте относится организация: разрешения риска; рисковых вложений капитала; работы по снижению величины риска; процесса страхования рисков; экономических отношений и связей между субъектами хозяйственного процесса.

К функциям субъекта управления в риск-менеджменте относятся: прогнозирование; организация; регулирование; координация; стимулирование; контроль.

При выборе стратегии и приемов управления риском часто используется какой-то определенный стереотип, который складывается из опыта и знаний финансового менеджера в процессе его работы и служит основой автоматических навыков в работе. Наличие стереотипных действий дает менеджеру возможность в определенных типовых ситуациях действовать оперативно и наиболее оптимальным образом. При отсутствии типовых ситуаций финансовый менеджер должен переходить от стереотипных решений к поискам оптимальных, приемлемых для себя рисковых решений.

Подходы к решению управленческих задач могут быть самыми разнообразными, потому риск-менеджмент обладает многовариантностью.

Существует несколько подходов к оценке риска на предприятии. Основной задачей методик оценки рисков является их систематизация и разработка комплексного подхода к определению степени риска, влияющего на финансово-хозяйственную деятельность предприятия.

Алгоритм оценки риска включает несколько действий:

- получение и обработка информации;

- фиксация рисков;

- составление алгоритма решения;

- качественная оценка рисков;

- количественная оценка рисков;

- предварительное принятие решение о действии;

- анализ критических значений;

- окончательное принятие решения.

Избежание риска предполагает уклонение от риска, отказ от реализации мероприятия (проекта), связанного с риском. Такое решение принимается в случае несоответствия указанным выше принципам. Однако следует учитывать, что избежание одного вида риска может привести к возникновению других.

Снижение степени риска предполагает сокращение вероятностей и размеров возможных отклонений. В зависимости от конкретного вида риска и характера деятельности существуют различные способы снижения степени риска: использование внутренних финансовых нормативов, уклонение от риска, принятие риска на себя, передача риска, хеджирование, диверсификация, страхование, объединение риска и другие методы.

                                      Список литературы

  •  Федеральный закон «О, некоммерческих организациях» №7-ФЗ от 12 января 2005 года;
  •  Гражданский Кодекс Российской Федерации, часть 1,2. М. -2000-С.447
  •  Риски в современном бизнесе / Грабовский П.Г., Петрова С.Н., Полтавцев С.И. – М.:  Аланс, 2004.
  •  Гринберг А.С. Основы построения систем проектирования АСУП. – М.: Машиностроение, 2003
  •  Дж.К., Сигел Дж.Г. Финансовый менеджмент. - М.: Филинъ, 2006
  •  Лялин В.А., Воробьёв П.В. Финансовый менеджмент (управление финансами фирмы). - С.-Петербург: Юность, Петрополь, 2004.
  •  Стоянова Е.С Финансовый менеджмент. Российская практика. М.:Перспектива, 2005.
  •  Финансовое управление компанией/ Общ. Ред. Е.В.Кузнецовой. - М.: Фонд  "Правовая культура", 2005.
  •  Финансовый анализ деятельности фирмы. -М.:Крокус Интернешнл, 2005.
  •  Балабанов И.Т. Риск-менеджмент. -М.: Финансы и статистика. 2006.
  •  Бланк И.А. Стратегия и тактика управления финансами. - Киев: ИТЕМлтд, АДЕФ-Украина, 2006
  •  Ван Хорн Дж.К. Основы управления финансами.- М.: Финансы и статистика, 2006.
  •  Глухов В.В., Бахрамов Ю.М. Финансовый менеджмент. - С.-Петербург: Специальная литература, 2005.
  •  Дихтль Е. Хершген X. - Практический маркетинг, М., "Высшая школа" 2005
  •  Котлер Ф - Основы маркетинга, М., "Бизнес-книга" "Има-Кросс Плюс" ноябрь 2004
  •  Калашников В.А. - Словарь рыночной экономики, Москва 2003
  •  Половинкин П.Д. Риск в предпринимательской деятельности. М.2004. 320с.
  •  Гинзбург А.И., «Экономический анализ», Спб., Питер, 2004 г.
  •  Четыркин Е. М. Финансовые риски: науч.-практич. пособие. – М.: Издательство «Дело» АНХ, 2008. – 176 с.
  •  Шапкин А. С., Шапкин В. А. Теория риска и моделирование рисковых ситуаций. Учебник – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2009. – 880 с.
  •  Шеремет А. Д. Комплексный анализ хозяйственной деятельности: Учебник для вузов. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 416с.
  •  Риск-менеджмент инвестиционного проекта: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / Под ред. М. В. Грачевой, А. Б. Секерина. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 544с.
  •  Тепман Л. Н. Управление рисками: учебное пособие для студентов экономических вузов. – М.: «Анкил», 2009. – 352с.
  •  .Воробьев С. Н., Балдин К. В. Управление рисками в предпринимательстве – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2007. – 772 с.
  •  Васин С. М. Управление рисками на предприятии: учебное пособие / С. М. Васин, В. С. Шутов. – М.: КНОРУС, 2010. – 310 с.
  •  Чернова Г. В., Кудрявцев А. А. Управление рисками: Учеб. пособие.– М.: Проспект, 2008. – 160 с.
  •  Шапкин А. С., Шапкин В. А. Экономические и финансовые риски. Оценка, управление, портфель инвестиций. 7-е изд. – М.:Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2009. – 544 с.
  •  Энциклопедия финансового риск-менеджмента / Под ред. канд. экон. наук А. А. Лобанова и А. В.Чугунова. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2009. – 932 с.
  •  . Ступаков В. С., Токаренко Г. С. Риск-менеджмент: Учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 228 с.
  •  Черкасов В.В. Проблемы риска в управленческой деятельности. К. -2002. 317с.
  •  Фомичев А.А. Риск-менеджмент. М. -2004
  •  Коротков Э.М. Антикризисное управление. М. -2003. 432 с


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

24949. Виды обязательств. Обязательства с участием третьих лиц 42.5 KB
  Обязательства с участием третьих лиц. В соответствии со сложившейся системой обязательственного права обязательства разделяются по различным группам видам т. При такой классификации эти сделки относят к внедоговорному виду что неправильно так как это искусственно разделяет однородные по сути обязательства из различных сделок действий а с другой объединяют в одну группу обязательства из правомерных действий сделок и из правонарушений. Вывод: правильная классификация на регулятивные договорные и иные обязательства правомерной...
24950. Обязательства из односторонних действий 48.5 KB
  Обязательства из односторонних действий Для реализации обязанностей составляющих содержание рассматриваемых обязательств необходимы односторонние сделки дополнительные юридические факты несколькими последовательно совершаемыми односторонними сделками центральное место среди которых занимает первоначальная сделка определяющая содержание обязательства. Но заключенная в ней обязанность реализуется при условии совершения других действий иными лицами поэтому она является условной под отлагательным условием п. 3 вида обязательств из...
24951. Субъекты обязательства. Обязательства со множественностью лиц 38.5 KB
  Субъекты обязательства. Обязательства со множественностью лиц. Но обязательства могут различаться по своему субъектному составу. Возможны обязательства со множественностью лиц на стороне должника пассивная множественность либо на стороне кредитора активная множественность либо с обеих сторон конкретного обязательства при участии не одного а нескольких лиц например несколько наследников.
24952. Принципы исполнения обязательств 58.5 KB
  Принципы исполнения обязательств. Правовая природа – односторонняя сделка либо юридический поступок спор 1 Принцип надлежащего исполнения. Предполагает необходимость точного и своевременного исполнения обязательств в строгом соответствии с условиями соглашения и требованиями законодательства. выделяет 6 элементов надлежащего исполнения: 1.
24953. Условия действительности сделок. Гражданско-правовые средства, применяемые в случае совершения недействительной сделки и их значение 34.5 KB
  Гражданскоправовые средства применяемые в случае совершения недействительной сделки и их значение 1. Условия действительности сделок Действительность сделки – признание за ней качества юридического факта порождающего тот правовой результат к которому стремились стороны сделки. Способность физических и юридических лиц совершающих сделки к участию в сделке. Данная способность связана с вопросом о дееспособности или недееспособности физического лица вопросом о характере правоспособности юридического лица общая или специальная вопросом о...
24954. Способы и порядок заключения правовых договоров 72.5 KB
  Заключение договора достижение сторонами в надлежащей форме соглашения по всем существенным условиям договора в порядке предусмотренном законодательством. Договор считается заключенным при соблюдении двух необходимых условий: сторонами должно быть достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора; достигнутое сторонами соглашение по своей форме должно соответствовать требованиям предъявляемым к такого рода договорам ст. Два случая заключения договора: между присутствующими и между отсутствующими .
24955. Виды договоров в гражданском праве 32 KB
  В зависимости от основания классифицировать можно договоры как угодно. Поэтому делит все договоры на: договоры направленные на передачу имущества в собственность в аренду в пользование и т.; договоры направленные на выполнение работ; договоры направленные на оказание услуг; договоры направленные на создание коллективных обязанностей учредительные договоры; договоры направленные на использование результатов интеллектуальной деятельности. Учебник классифицирует гражданскоправовые договоры как соглашения сделки и договорные...
24956. Залог как способ обеспечения исполнения обязательств 80 KB
  Основной формой залога являлась фидуция архаичное право – продажа закладываемой вещи с правом ее обратного выкупа. Однако этот вид залога являлся чрезвычайно обременительным для должника поскольку кредитор став собственником вещи мог ей распорядиться в результате чего должник лишался возможности выкупа вещи. В связи с этим Уложением Юстиниана такой вид залога был запрещен. Это вызвало к жизни другую форму залога – пигнус ручной заклад.
24957. Банковская гарантия, удержание, задаток как способы обеспечения исполнения обязательств 80 KB
  Признаки способов обеспечения исполнения обязательств: o имущественный характер; обеспечивают интерес кредитора и направлены на исполнение обязательства; устанавливаются либо на основании закона либо по соглашению сторон; дополнительный акцессорный характер то есть они обеспечивают исполнение основного обязательства поэтому прекращение или недействительность основного обязательства влечет прекращение или недействительность его обеспечения за исключением банковской гарантии; они применяются вне зависимости от того причинены ли...