96809

Особенности эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с невротическими проявлениями

Курсовая

Психология и эзотерика

Предмет исследования: эмоциональная сфера дошкольников с невротическими проявлениями. Основные задачи при изучении теоретической и научно-практической литературы по проблеме исследования являются: Изучение литературы, связанной с эмоциональной сферой и невротическими проявлениями; Выделение основных видов эмоциональных и невротических нарушений;

Русский

2015-10-11

307.5 KB

1 чел.

Министерство здравоохранения Российской Федерации

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Московский Государственный Медико-Стоматологический Университет им. А.И.Евдокимова

Факультет клинической психологии

Кафедра общей психологии

Особенности эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с невротическими проявлениями.

Курсовая работа

Выполнил: студент 4 курса

Илларионов И.С.

Научный руководитель:

доцент. каф. клин. псих.

Крохин И.П.

Москва, 2015.


Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

  1.  Теоретическая часть………………………………………………………..6
    1.  Теоретическое рассмотрение эмоциональной сферы…………………6    

1.2. Особенности эмоциональной сферы детей дошкольного возраста………………………………..………….…………………………….9

1.3.  Невротические проявления в детском дошкольном возрасте……………………………………………………………..………….13

1.4. Возможные причины возникновения неврозов…………..……………19

Глава II.Эмпирическая часть.

Эмпирическая часть……………………………………………………………25

  1.  Методы диагностики……………………………………………………...25
  2.  Анализ результатов……………………………………………………….27
  3.  Результаты…………………………………………………………………28
  4.  Выводы…………………………………………………………………….29
  5.  Заключение………………………………………………………………..30

   Список литературы……………………………………………………………31

Приложения…………………………………………………………………...33


Введение.

Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на нее. Чувства господствуют над всеми сторонами жизни дошкольника, придавая им особую окраску и выразительность, поэтому эмоции, которые он испытывает, легко прочитываются на лице, в позе, жестах, во всем поведении.

К старшему дошкольному возрасту эмоциональный мир ребенка становится богаче и разнообразнее. От базовых эмоций (страх, радость) он переходит к более сложной гамме чувств: радуется, сердится, восторгается, удивляется, грустит. Изменяется и внешнее проявление эмоциональных реакций. В этом возрасте усваивается язык чувств, принятые в обществе формы выражения тончайших оттенков переживаний при помощи взглядов, улыбок, жестов, поз, движений, интонаций.

Формирование чувства личной и культурной идентичности, происходящие между 2-6 годами, сопровождаются сильными эмоциями и переживаниями, которые ребенок должен научиться интегрировать в структуру собственной личности.

На протяжении детства особенности эмоций (их сила, длительность, устойчивость) изменяются в связи с изменением общего характера деятельности ребенка и его мотивов, а также с усложнением отношений ребенка с окружающим миром. Наряду с переживаниями удовольствия или неудовольствия, связанными с удовлетворением или неудовлетворением непосредственных желаний, у дошкольников возникают более сложные чувства, вызванные тем, насколько хорошо он выполнил свои обязанности, какое значение имеют совершаемые им действия для других людей и в какой мере соблюдаются им самим и окружающими определенные нормы и правила поведения.

Актуальность данной работы: Данная тема по своей актуальности заслуживает внимания не только специалистов в области детской психологии, но и, прежде всего, родителей, воспитателей, учителей. С каждым годом возрастает количество детей, с невротическими проявлениями.

Целью данной работы является изучение эмоциональной сферы и проблем, связанных с невротическими проявлениями у детей дошкольного возраста.

Объект: исследования дети дошкольного возраста 4-6 лет, обучающихся в детском саду коррекционного вида.

Предмет исследования: эмоциональная сфера дошкольников с невротическими проявлениями.

Основные задачи при изучении теоретической и научно-практической литературы по проблеме исследования являются:

  1.  Изучение литературы, связанной с эмоциональной сферой и невротическими проявлениями;
  2.  Выделение основных видов эмоциональных и невротических нарушений;

Задачи пилотажного исследования:

  1.  Изучение особенностей эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с невротическими проявлениями.
  2.  Разработка дизайна дальнейшего исследования.

Методы исследования:

- библиографический;

- психодиагностический.

В соответствии с целью и поставленными задачами, данная работа состоит из двух частей: теоретической и эмпирической.

Теоретическая часть включает в себя обзор литературы по проблеме эмоциональной сферы и невротических проявлений.

Эмпирическая часть будет представлена описанием используемых методик (методика «Незаконченные предложения», методика «Страхи в домиках», методика «Шкала тревожности»), обсуждением результатов проведенного исследования.

Гипотеза: существует особенности эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста, обучающихся в детском саду коррекционного вида, с невротическими проявлениями.


Глава
I. Теоретическая часть.

  1.  Теоретическое рассмотрение эмоциональной сферы.

Эмоции (от лат. emovere — возбуждать, волновать) — состояния, связанные с оценкой значимости для индивида действующих на него факторов и выражающиеся, прежде всего в форме непосредственных переживаний удовлетворения или неудовлетворения его актуальных потребностей. Под эмоцией понимают либо внутреннее чувство человека, либо проявление этого чувства. Часто самые сильные, но кратковременные эмоции называют аффектом, а глубинные и устойчивые — чувствами. Эмоция — это психический процесс импульсивной регуляции поведения, основанный на чувственном отражении потребностной значимости внешних воздействий, их благоприятности или вредности для жизнедеятельности индивида. [1,2]

Эмоции, как и ощущения, — базовые явления психики. Если в ощущениях отражается материальность бытия, то в эмоциях — субъективное отношение к различным аспектам этого бытия. Эмоции связаны с деятельностью коры больших полушарий, в первую очередь — с функцией правого полушария.

Эмоции напрямую связаны с инстинктами. Так, в состоянии гнева у человека появляется оскал зубов, сужение век, сжимание кулаков, прилив крови к лицу, принятие угрожающих поз и т. п. Все основные эмоции носят врожденный характер. К числу основных эмоций, общих у человека и высших млекопитающих, относятся: интерес, удовлетворение,  надежда, радость,  пренебрежение, гнев, страх, горе. [3,5,6]

Поскольку эмоция может существовать в сознании независимо от когнитивных процессов, человек зачастую переживает ту или иную эмоцию, не осознавая ее, то есть, не называя ее эмоцией. Переживание гнева и осознание гнева - это два разных процесса, но они могут влиять друг на друга, вступая в эмоционально-когнитивные интеракции. Так, переживание гнева вызывает у человека соответствующие гневные мысли и действия, а саморефлексия, осознание человеком переживаемого эмоционального состояния, как правило, трансформирует и переживание, и саму эмоцию.

Таким образом, осознание эмоции помогает установить ту или иную степень контроля над эмоциональным процессом, как это бывает, когда человек сознательно решает сдержать или подавить мимическое выражение эмоции. Само это решение и последующее подавление (или ослабление) эмоциональной экспрессии может снизить интенсивность субъективного переживания эмоции. Человек сам инициирует и поддерживает когнитивную и моторную деятельность, необходимую для подавления экспрессивного компонента эмоции, и эта деятельность путем обратной связи устраняет само субъективное переживание эмоции. Энергия, генерируемая активатором эмоции, не трансформируется в мимику и переживание, что приводит к ее переизбытку в нервной системе. Эта избыточная энергия может быть направлена в ретикулярную формацию ствола мозга, что приводит к усилению неспецифической активации, к общему возбуждению. На фоне общего возбуждения внутренние побудительные сигналы, нацеленные на мыслительные процессы и поведенческие акты, становятся неотчетливыми. Действия могут стать неэффективными и дезадаптивными, бездействие грозит психосоматическими нарушениями. [4,5]

Нерешенным остается и давний спор о том, лежит ли эмоция в основе когнитивного процесса или наоборот - когнитивный процесс служит инициатором эмоции. Логично предположить, что справедлив и тот и другой взгляд на проблему. Как эмоция может активировать когнитивный процесс и влиять на его протекание, так и наоборот, то есть связь между эмоцией и когнитивным процессом (восприятием, воображением, памятью, мышлением) можно характеризовать как динамическую и реципрокную.

Однако в эволюционном и онтогенетическом плане первична, конечно же, эмоция. Специалисты по детскому развитию прекрасно знают, что эмоциональная экспрессия (отдельные компоненты которой обнаруживаются у ребенка уже с момента рождения) предшествует репрезентационным и оценочным процессам.

Несимволизированные, семантически неидентифицированные  эмоции, как у младенца, так и у взрослого человека, предстают в сознании в обход процессов когнитивной репрезентации. [7]

  1.  
    Особенности эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.

В старшем дошкольном возрасте постепенно развивается умение определять эмоциональное состояние других людей. Однако у детей 4-5 летнего возраста во многих случаях это происходит только после подсказки конкретной ситуации, породившую данную эмоцию. Собственно эмоциональный отклик (эмпатия) проявляется детьми как 4-5 лет, так и 6-7 лет чаще всего при восприятии эмоций гнева, грусти и страха.

Для большей части детей 5-6 лет становится доступным определение эмоций другого человека пор его речи. Задержка в развитии этого умения происходит у детей из неблагополучных семей, когда у ребенка формируется стабильные отрицательные эмоциональные переживания (тревога, чувство неполноценности). Очевидно, это приводит к снижению контактов в общении и, как следствие, к недостаточному опыту в восприятии эмоций других. [8]

К шести годам постепенно уменьшается боязнь звуков и незнакомых предметов, а страх перед воображаемыми ситуациями заметно усиливается. В дошкольном возрасте мнимые страхи преобладают над реальными, в содержании которых фигурируют фантастические образы из сказок, фильмов и т.п; в последующие годы значимость мнимых опасностей снижается, а реальных – возрастает.

Среди реальных страхов в дошкольные годы первое место занимают боязнь воды, второе – угрозы нападения животных, третье – падение с большой высоты и дорожно-транспортных происшествий.

Особенность эмоциональной сферы детей дошкольного возраста  застенчивость. Она слабее всего у четырехлетних детей, резко возрастает на пятом году жизни, несколько снижается к шести и значительно увеличивается к семи годам. [9]

Таким образом, в большинстве случаев детская застенчивость –преходящее явление, исчезающее с накоплением социального опыта ребенка. Следует, однако, иметь в виду, что если в 4-х летнем возрасте ребенок обнаруживает застенчивость только в одной форме общения, то после четырех лет он начинает вести себя застенчиво и при других формах. [7,10]

Выявлены четыре основных причины застенчивости дошкольников:

· отношение ребенка к оценке взрослых его деятельности и поведения (у застенчивых детей обостренное ожидание и восприятие оценки);

· собственное отношение ребенка к своим действиям и поступкам независимо от оценок взрослого (ребенок ведет себя застенчиво, если ожидает неуспех своих действий; он робко смотрит на взрослого, не решаясь просить помощи);

· общая самооценка ребенка, которая отражается в его неуверенности в положительном отношении к нему взрослого в одновременном желании и боязни привлечь к себе его внимание, выделиться из группы сверстников, оказаться в центре внимания;

· отражает потребность застенчивых детей оградить внутренне пространство своей личности от постороннего вмешательства при наличии в то же время желания общаться с взрослым. [8]

У дошкольников повышается умение выражать свои эмоции. При этом они настолько уже овладевают выражением эмоций, что показываемая ими экспрессия той или иной эмоции может вовсе не означать ее переживания (начинают играть эмоциями).

В то же время с возрастом увеличивается способность контролировать экспрессию эмоций. В частности подавлять отрицательные эмоции. Если для младенца плач, когда они хотят есть, естественен, то для пятилетнего ребенка плакать по поводу того, что он должен немного подождать обеда, недопустимо. Дети, которые не приобрели подобного опыта в семье, могут оказаться отвергнутыми вне дома. Дошкольники, слишком часто плачущие, обычно не пользуются уважением среди сверстников. [11]

У дошкольников основная деятельность – игра. Выполнение ребенком какой-нибудь игровой роли становится сильным фактором, стимулирующим волевое усилие. Например, дети 4-х лет могут сохранять неподвижную позу 18 сек; однако, играя роль часового, могут стоять неподвижно в пять раз дольше. Чем старше становятся дети, тем больше уменьшается разница между проявлением волевого усилия в ролевой им безролевой ситуации.

Способность детей сдерживать свое импульсивное поведение возрастает в три раза в период от 4 до 6 лет. С четырехлетнего возраста развивается контроль  за своими действиями. На 4-5 году жизни у детей обнаруживается послушание, обусловленное пробуждающимся чувством обязанности и в случае ее нарушения – вины перед взрослыми. [12,13]

К семи годам ребенок делает в волевом развитии большой шаг вперед: он научается принимать на себя задание и действовать из сознания необходимости его выполнить. Ребенок может проявлять инициативу при выборе цели, самостоятельность, упорство, но в основном тогда, когда их действия сопровождаются эмоциями радости, удивления ил и огорчения.

У детей старшего дошкольного возраста слова «надо», «можно» и «нельзя» становятся основой и для саморегуляции, проявления силы воли, когда мысленно произносятся самим ребенком.

Однако для дошкольников характерно и негативное проявление силы воли, выражающееся в упрямстве, негативизме и капризах (своеволии). Упрямство возникает как при резком ограничении свободы ребенка, его самостоятельности (как самозащита со стороны ребенка), так и при полной его безнадзорности он привыкает действовать лишь по своему желанию. [12,14]

  1.  
    Невротические проявления в детском дошкольном возрасте.

Во-первых,  невроз – это обратимое расстройство психического состояния человека, без искажения картины мира. Что это значит? То, что если невроз появился, от него надо избавляться и избавлять своего ребёнка. Совершенно необязательно с ним жить и мучиться! Опасность этого заболевания кроется не в его тяжести, а в отношении к нему. Большинство родителей просто не обращают внимание на первые признаки неврозов или нервных расстройств у своих детей, вторая часть если и обращает внимание, то относится достаточно поверхностно (само пройдет), и лишь незначительная часть предпринимает реальные действия для исправления положения. [15]

Какие бывают неврозы:

1. Невроз страха.

Характерно приступообразное возникновение страхов, особенно при засыпании. Приступы страха продолжаются 10-30 мин., сопровождаются выраженной тревогой, нередко аффективными галлюцинациями и иллюзиями, вегетативными нарушениями. Содержание страхов зависит от возраста. У детей предшкольного и дошкольного возраста преобладают страхи темноты, одиночества, животных, которые напугали ребенка, персонажей из сказок, кинофильмов или придуманных родителями с «воспитательной» целью («черный дядька» и др.) 
У детей младшего школьного возраста, особенно у первоклассников, иногда наблюдается вариант невроза страха, называемый «школьным неврозом», возникает сверхценный страх школы с ее непривычными для него дисциплиной, режимом, строгими учителями и т.п.; сопровождается отказом от посещения, уходами из школы и из дома, нарушениями навыков опрятности (дневной энурез и энкопрез),сниженным фоном настроения. К возникновению «школьного невроза» склонны дети, которые до школы воспитывались в домашних условиях.

2. Невроз навязчивых состояний.

Отличается преобладанием ранообразных навязчивых явлений, т.е. движений, действий, страхов, опасений, представлений и мыслей, возникающих неотступно вопреки желанию. Основными видами навязчивостей у детей являются навязчивые движения и действия (обсессии) и навязчивые страхи (фобии). В зависимости от преобладания тех или других условно выделяют невроз навязчивых действий (обессивный невроз) и невроз навязчивых страхов (фобический невроз). Часто встречаются смешанные навязчивости.

Обессивный невроз у детей дошкольного и младшего школьного возраста выражается преимущественно навязчивыми движениями – навязчивыми тиками, а также относительно простыми навязчивыми действиями. Навязчивые тики представляют собой разнообразные непроизвольные движения – мигания, наморщивание кожи лба, переносья, повороты головы, подергивания плечами, «шмыгание» носом, «хмыкание», покашливания (респираторные тики), похлопывания кистями рук, притоптывания ногами. Тикозные навязчивые движения связаны с эмоциональным напряжением, которое снимается двигательным разрядом и усиливается при задержке навязчивого движения. 

При фобическом неврозе у детей более младшего возраста преобладают навязчивые страхи загрязнения, острых предметов (иголок), закрытых помещений. Детям старшего возраста и подросткам более свойственны навязчивые страхи болезни (кардиофобия, канцерофобия и др.) и смерти, страх подавиться при еде, страх покраснеть в присутствии посторонних, страх устного ответа в школе. Изредка у подростков встречаются контрастные навязчивые переживания. К ним относятся хульные и кощунственные мысли, т.е. представления и мысли, противоречащие желаниям и нравственным установкам подростка. Еще более редкой формой контрастных навязчивостей являются навязчивые влечения. Все эти переживания не реализуются и сопровождаются тревогой и страхом.

3.Депрессивный невроз.

Типичные проявления депрессивного невроза наблюдаются в подростковом и предподростковом возрасте. На первый план выступает подавленное настроение, сопровождающееся грустным выражением лица, бедной мимикой, тихой речью, замедленными движениями, плаксивостью, общим снижением активности, стремлением к одиночеству. В высказываниях преобладают психотравмирующие переживания, а также мысли о собственной малоценности, низком уровне способностей. Характерны снижение аппетита, уменьшение массы тела, запоры, бессоница.

4.Истерический невроз.

В младшем детском возрасте часто встречаются рудиментарные моторные припадки: падения с криком, плачем, разбрасыванием конечностей, ударами об пол и аффект-респираторные приступы, которые возникают в связи с обидой, недовольством при отказе выполнить требование ребенка, наказании и т.д. Наиболее редко у детей и подростков встречаются истерические сенсорные расстройства: гипер- и гипестезия кожи и слизистых, истерическая слепота (амавроз).

5.Неврастения (астенический невроз).

Возникновению неврастении у детей и подростков способствуют соматическая ослабленность и перегрузка различными дополнительными занятиями. Неврастения в выраженной форме встречается только у детей школьного возраста и подростков. Основные проявления невроза – повышенная раздражительность, несдержанность, гневливость и в то же время – истощаемость аффекта, легкий переход к плачу, утомляемость, плохая переносимость любого психического напряжения. Наблюдается вегетососудистая дистония, сниженный аппетит, расстройства сна. У детей более младшего возраста отмечаются двигательная расторможенность, неусидчивость, склонность к лишним движениям.

6.Ипохондрический невроз.

 Невротические расстройства, в структуре которых преобладают чрезмерная озабоченность своим здоровьем и склонность к необоснованным опасениям по поводу возможности возникновения того или иного заболевания. Встречается в основном у подростков.

Системные невротические проявления.  

7.Невротическое заикание. У мальчиков заикание возникает значительно чаще, чем у девочек. Расстройство в основном развивается в период становления речи (2-3 года) или в возрасте 4-5 лет, когда происходит значительное усложнение фразовой речи и формирование внутренней речи. Причинами невротического заикания могут быть острые, подострые и хронические психические травмы. У детей младшего возраста наряду с испугом частой причиной невротического заикания является внезапная разлука с родителями. Вместе с тем возникновению невротического заикания способствует ряд условий: информационные перегрузки, попытки родителей форсировать речевое и интеллектуальное развитие ребенка и др.

8.Невротические тики.

Объединяют разнообразные автоматизированные привычные движения (мигание, наморщивание кожи лба, крыльев носа, облизывание губ, подергивание головой, плечами, различные движения конечностями, туловищем), а также «покашливание», «хмыкание», «хрюкающие» звуки (респираторные тики), которые возникают в результате фиксации того или иного защитного движения, первоначально целесообразно. В части случаев тики относят к проявлениям невроза навязчивости. Вместе с тем нередко, особенно у детей дошкольного младшего школьного возраста, невротические тики не сопровождаются чувством внутренней несвободы, напряжения, стремлением к навязчивому повторению движения, т.е. не носят навязчивого характера. Невротические тики (включая навязчивые) – распространенное расстройство в детском возрасте, они обнаруживаются у мальчиков в 4,5% и у девочек в 2,6% случаев. Наиболее часты невротические тики в возрасте от 5 до 12 лет. Наряду с острыми и хроническими психическими травмами в происхождении невротических тиков играет роль местное раздражение (конъюнктивит, инородное тело глаза, воспаление слизистой верхних дыхательных путей и т.п.). Проявления невротических тиков довольно однотипны: преобладают тикозные движения в мышцах лица, шеи, плечевого пояса, респираторные тики. Часты сочетания с невротическим заиканием и энурезом.

9.Невротические расстройства сна.

У детей и подростков встречаются весьма часто, однако изучены недостаточно. Выражаются нарушениями засыпания, беспокойным сном с частыми движениями, расстройством глубины сна с ночными пробуждениями, ночными страхами, яркими устрашающими сновидениями, а также снохождениями и сноговорениями. Ночные страхи, встречающиеся в основном у детей дошкольного младшего школьного возраста. Невротические снохождения и сноговорения тесно связаны с содержанием сновидений.

10.Невротические расстройства аппетита (анорексия).

Характеризуются различными нарушениями пищевого поведения в связи с первичным снижением аппетита. Чаще всего наблюдается в раннем и дошкольном возрасте. Непосредственным поводом к возникновению невротической анорексии часто является попытка матери насильно накормить ребенка при его отказе от еды, перекармливание, случайное совпадение кормления с каким-либо неприятным впечатлением (испуг, связанный с тем, что ребенок случайно подавился, резкий окрик, ссора взрослых и т.п.). Проявления включают отсутствие у ребенка желания есть любую пищу или выраженную избирательность к еде с отказом от многих обычных продуктов, очень медленный процесс еды с долгим пережевыванием пищи, частые срыгивания и рвота во время еды. Наряду с этим наблюдаются пониженное настроение, капризность, плаксивость во время приема пищи.

11.Невротический  энурез. 

Неосознанное упускание мочи, преимущественно во время ночного сна. В этиологии энуреза, помимо психотравмирующих факторов, играют роль невропатические состояния, черты тормозимости и тревожности в характере, а такженаследственность. Ночное недержание мочи учащается при обострении психотравмирующей ситуации, после физических наказаний и т.п. Уже в конце дошкольного и начале школьного возраста появляются переживание недостатка, пониженная самооценка, тревожное ожидание нового упускания мочи. Это нередко ведет к нарушениям сна. Как правило, наблюдаются другие невротические расстройства: неустойчивость настроения, раздражительность, капризность, страхи, плаксивость, тики.

12.Невротический энкопрез

Проявляется в непроизвольном выделении незначительного количества испражнений при отсутствии поражений спинного мозга, а также аномалий и других заболеваний нижнего отдела кишечника или сфинктера анального отверстия. Встречается примерно в 10 раз реже энуреза, в основном у мальчиков в возрасте от 7 до 9 лет. Причины в очновном в длительной эмоциональной депривации, чрезмерно строгим требованиям к ребенку, внутрисемейному конфликту. Патогенез энкопреза не изучен. Клиника характеризуется нарушением навыка опрятности в виде появления небольшого количества испражнений при отсутствии позыва к дефекации. Часто ему сопутствует пониженное настроение, раздражительность, плаксивость, невротический энурез.

13. Патологические привычные действия.

Наиболее распространенными являются сосание пальцев, кусание ногтей (онихофагия), генитальные манипуляции (раздражение половых органов. Реже встречаются болезненное стремление выдергивать или выщипывать волосы на волосистой части головы и бровях (трихотилломания) и ритмическое раскачивание головой и туловищем (яктация) перед засыпанием у детей первых 2 лет жизни. [15,16,17]

1.4  Возможные причины возникновения неврозов.

Существуют различные определения неврозов, в которых оттеняется та или иная сторона заболевания. Патогенетически обоснованное определение невроза принадлежит В. Н. Мясищеву. Еще в 1934 г. он отмечал, что невроз представляет болезнь личности, в первую очередь болезнь развития личности. Под болезнью личности В. Н. Мясищев понимал ту категорию нервно-психических расстройств, которая вызывается тем, как личность перерабатывает или переживает свою действительность, свое место и свою судьбу в этой действительности. В 1939 г. он уточнил, что невроз — это психогенное заболевание, в основе которого лежит неудачно, нерационально, непродуктивно разрешаемое личностью противоречие между ней и значимыми для нее сторонами действительности, вызывающее болезненно-тягостные переживания: неудач в жизненной борьбе, неудовлетворения потребностей, недостигнутой цели, невосполнимой потери. Неумение найти рациональный и продуктивный выход из переживаний влечет за собой психическую и физиологическую дезорганизацию личности. В настоящее время общепризнанной является точка зрения на неврозы как на психогенные заболевания личности. В зарубежной литературе невроз рассматривается по-разному: в ортодоксальном психоанализе — как неизбежный и необходимый момент развития в связи с образованием и разрешением детской тревоги. В индивидуальной психологии невроз считается патологической формой компенсации чувства внутренней недостаточности или нереализованного чувства превосходства. В поведенческой терапии невроз определяется как зафиксированный навык неприспособленного поведения, приобретенный путем научения. Крупнейший зарубежный специалист по проблеме неврозов К. Ноrnеу определяет невроз как психическое расстройство, вызванное страхом и защитой от этого страха, а также попытками отыскать компромисс в конфликте противоположных тенденций. Невротические расстройства как отклонения от общепринятого в данной культуре интерперсонального поведения — это проявление заторможенного процесса самореализации. Психогенный характер заболевания неврозом означает, что оно обусловлено действием психических (психологических) факторов, значимых для человека и выражаемых в виде тех или иных существенных для него переживаний. Они могут обозначаться как внутренний или невротический конфликт. Связь невроза с психотравмирующей ситуацией позволяет считать его принципиально обратимым состоянием. [16,17,18,19]

Эпидемиология неврозов.

По официальным данным ВОЗ, число неврозов за последние 65 лет выросло в 24 раза, в то время как число психических заболеваний — в 1,6 раза. Невысоким, очевидно, будет и рост числа психопатий, что, как и относительно небольшое увеличение психозов, подчеркивает ведущую роль в их происхождении биологической дефицитарности. Нарастание неврозов, помимо известных причин, является также следствием их лучшей клинико-психологической диагностики и более частой обращаемости за помощью. Высокий процент (35,3%) лиц с нервными заболеваниями выявлен в 1986 г. в Великобритании. В Италии эта цифра составляет 24,8%, в Испании — 12,7%, т. е. заметна зависимость числа нервных нарушений от социально- экономического и культурного уровня этих стран. Увеличение нервных заболеваний в развитых странах идет, на наш взгляд, преимущественно за счет неврозов — наиболее весомой и динамичной социально-психологической и клинической переменной в общей нервно-психической патологии. Известно, что в структуре нервно-психической заболеваемости неврозы наиболее распространены у взрослых и детей. К ведущим невротическим нарушениям, выявляемым у детей на неврологическом приеме, относятся астеноневротический синдром и невротические реакции. Данные врачебных приемов не дают полную картину заболеваемости неврозами. Среди детей с расстройствами психики, выявленных при сплошном обследовании, лишь 20% детей состояли на учете у психоневролога. Необходимо помнить и то, что эпидемиологическое исследование неврозов затруднено по причине необходимости проведения направленной и достаточно продолжительной беседы с каждым из детей и по крайней мере — с одним из родителей. Легче поддаются учету явные формы нарушенного, делинквентного или психотического поведения, а также видимые признаки нервности, включая заикание и тики. По данным Л. В. Соколова, отклонения в нервно-психическом развитии обнаружены у 33% детей, посещающих детский сад. Ориентировочные данные о количестве неврозов можно получить, если учесть их удельный вес в структуре нервно-психической заболеваемости на приеме. По одним данным, неврозы выявляются у 27%, по другим — у 45% больных от общего числа детей с нервно-психическими нарушениями. В среднем эта цифра составляет 36%, т. е. условно можно считать, по крайней мере, каждого третьего из детей с нервно-психической патологией больным неврозом. [20]

Основной причиной неврозов является психическая травма, но такая прямая связь наблюдается сравнительно редко. Возникновение невроза обусловлено часто не прямой и непосредственной реакцией личности на неблагоприятную ситуацию, а более или менее длительной переработкой личностью сложившейся ситуации и неспособностью адаптироваться к образовавшимся условиям. Чем больше личностная предрасположенность, тем меньшая психическая травма достаточна для развития невроза. [21]

Итак, для возникновения невроза имеют значение:

1. факторы биологической природы: наследственность и конституция, перенесенные заболевания, беременность и роды, пол и возраст, особенности телосложения и т.д.

2. факторы психологической природы: преморбидные особенности личности, психические травмы детского возраста, ятрогении, психотравмирующие ситуаци. [22,23]

3. факторы социальной природы: родительская семья, сексуальное воспитание, образование, профессия и трудовая деятельность. Важными факторами при формировании невроза являются общеистощающие вредности:

  •  Длительное недосыпание
  •  Физические и умственные перегрузки [24]

НО, Самое главное, причины нервных заболеваний детей кроются не в несовершенстве детской природы, а в ошибках воспитания. Некоторые родители, водя своих детей по врачам, допытываясь, отчего у ребенка тик, энурез,  заикание, страхи, говорят о посторонних причинах заболевания. Но поступая так, валят "с больной головы на здоровую" - если здесь уместен такой каламбур. Первопричина в них самих. Конечно, спровоцировать выход невроза "на поверхность" может какой угодно напряженный момент - облаяла собака, резко просигналила машина, несправедливость учителя, но надо помнить, что основа закладывается в раннем детстве.

Сложности семейных отношений не должны служить поводом для оправдания собственной невнимательности к своим же детям.

Советские психиатры В. Я. Гиндикин и В. А. Гурьева определили несколько типов неправильного воспитания детей, приводящих к душевным болезням. Воспитание ребенка по типу «кумира семьи» проявляется особым отношением к нему в семье. Ребенка обожают, исполняют любую его прихоть, захваливают, культивируют в нем чувство исключительности, освобождают от всех тягот, не приучают к труду. Обожание собственного дитя зачастую не знает разумных границ.

Таких детей родители хвалят по любому самому незначительному поводу, часто на глазах у других детей, в назидание последним. Всячески стараются превознести способности ребенка, демонстрируют его знакомым и незнакомым, делают его центром внимания взрослой компании. Так формируются истерические черты характера, которые впоследствии не дают возможности избежать истерический невроз у детей, а иногда и истерической психопатии.

Следующим типом неправильного воспитания является гиперопека. При этом родители уделяют ребенку чрезмерное внимание, стараются сделать из него «вундеркинда», как и при воспитании по типу «кумира семьи». Излишне заботливые и беспокойные родители могут вырастить своих детей ипохондриками, если из-за малейшего пустяка начинают причитать, суетиться вокруг заболевшего малыша, укладывать его в постель, даже тогда, когда это не столь необходимо. В этой связи можно напомнить еще одно высказывание академика Ф. Г. Углова: «Когда человек носится со своим здоровьем, как с неким сосудом, драгоценное содержимое которого он смертельно боится расплескать, такой человек не вызывает у меня особой приязни». Именно человека, склонного к ипохондрии, могут воспитать непомерно родивые родители. Ведь ребенок видит, что когда он заболевает, ему все прощается, и все его требования выполняются. У него фиксируется такое поведение и растет убеждение, что «болеть выгодно». Это приводит к формированию болезненного характера. [23,24]

Однако в отличие от воспитания то типу «кумира семьи» при гиперопеке родители всячески навязывают ребенку свое мнение, подавляют самостоятельность, лишают его возможности быть с другими детьми, контролируют каждый его шаг. В связи с этим ребенок вырастает безвольным, замкнутым, даже нелюдимым.

При воспитании по типу гипоопеки ребенку со стороны родителей явно недостает внимания, он большую часть времени предоставлен сам себе, его воспитанием практически никто не занимается. В результате вырастает агрессивный ребенок, который будет раздражительным, вспыльчивым, несдержанным. Крайним проявлением гипоопеки считается так называемая безнадзорность. [24]

Существуют и такие типы неправильного воспитания, как «золушка» и «ежовые рукавицы». В этих случаях ребенок лишается ласки и внимания со стороны старших, его систематически унижают и оскорбляют, лишают удовольствий, держат в страхе. Иногда встречается исключительно диктаторское отношение к нему, вплоть до избиений.

Неправильное воспитание может невротизировать дотоле здоровых детей. Спартанские условия воспитания у ослабленных детей могут привести к обратным результатам. Они вырастают робкими, застенчивыми, замкнутыми людьми. А ведь хорошо известно, что робость трудно преодолеть и значительно легче предотвратить ее развитие. Нельзя принуждать робких детей к смелому поступку, стыдить в присутствии товарищей. Такие дети больше нуждаются в поддержке, поощрении, даже если это будет авансом. Надо им дать возможность увидеть свои достоинства, помочь найти причины своих неудач, наметить пути преодоления. [23,25]

Большим вопросов встает терапия и коррекция невротический расстройств. Терапией неврозов занимается врач-психотерапевт. Методик избавления от невроза довольно много, среди них и медикаментозное лечение, гомеопатия, гипноз и т.д.. Широко применяются игровая терапия, сказкотерапия и т.д. Каждая ситуация индивидуальна.

Главное, никакое лечение не будет эффективным, если не менять жизнь ребёнка. Неразделима триада "смех - радость - счастье". Если отрицательные эмоции (страх, агрессия) формируют отрицательные стрессы, то положительные - смех и радость - создают положительные стрессы. Смех является механизмом стирания ненужных стереотипов. В жизни каждого ребёнка должна быть радость, и чем больше, тем лучше. [25]

 

Глава II. Эмпирическая часть.

В рамках изучаемой проблемы нами было проведено пилотажное исследование на группе из 3 детей дошкольного возраста, с невротическими проявлениями, обучающихся в детском саду коррекционного вида и сравнение их эмоциональных особенностей с существующей теоретической базой возрастных показателей эмоциональной сферы детей без невротических проявлений.

В нашей курсовой работе мы попытаемся проанализировать особенности влияния невротических проявлений на эмоциональную сферу детей дошкольного возраста.

В практической части перед нами стоят следующие задачи:

1. Подобрать методики, направленные на изучение эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с невротическими проявлениями.

2. Провести диагностику, обработать результаты, сделать выводы.

Исследование проводилось на базе ГБОУ детский сад №1715 коррекционного вида. В нем принимали участие дети 4-6 лет.

Критерием отбора выборки является беседа с психологом детского сада. В исследовании приняли участие дети с высоким уровнем тревожности, агрессии, высокой импульсивностью, отстающим уровнем самоконтроля; Эдиповым комплексом, симбиозом с одним из родителей, желанием занять место отца.

Методы диагностики

1.Методика «Незаконченные предложения».

Цель: получение дополнительные сведений о наличии, причинах страхов, беспокойства ребенка.

Инструкция: ребенку предлагается послушать предложения и сразу, не задумываясь продолжить его первой, пришедшей в голову мыслью. Делать это надо быстро. «Мы сейчас с тобой поиграем. Я тебе буду говорить предложения, а ты как можно быстрее закончи их. Говори первое, что придет в голову".

2.Методика «Страхи в домиках»

Цель: выявление и уточнение преобладающих видов страхов (страх темноты, одиночества, смерти, медицинские страхи и т. д.) у детей старше 3-х лет. Прежде чем помочь детям в преодолении страхов, необходимо выяснить, весь спектр страхов и каким конкретно страхам они подвержены.

Инструкция: «В черном домике живут страшные страхи, а в красном — не страшные. Помоги мне расселить страхи из списка по домикам».

3.Методика «Шкала тревожности»

Цель: Назначение – выявить уровень тревожности ребенка, сферу значимых переживаний.

 Их три:

1. Процесс обучения в детском саду, общение с воспитателями внутри этой деятельности (учебная тревожность).

2. Ситуации анализа представлений о себе (самооценочная).

3. Ситуации общения (межличностная).

Инструкция: «Я тебе буду говорить о разных случаях, которые бывают в твоей жизни. Некоторые из них могут быть неприятными для тебя, вызывать у тебя страх, беспокойство. У меня здесь 3 карточки разного цвета. Если тот случай, о котором я говорю, очень неприятен для тебя, ты возьмешь и покажешь мне красную карточку. Если это только немножко неприятно – зеленую. А если этот случай тебе не страшен – голубую».

Получение результатов методик.

1.Методика «Незаконченные предложения»

Полученные результаты показывают, что все испытуемые, кроме одного, дали благополучные, адекватные завершения предложений. Испытуемый Саша, 5 лет, в процессе проведения методики, явно негативно отзывался о всех кроме мамы, показал завышенную самооценку, говорил что ему все вокруг мешают, мечтает жить дома один.

2.Методика «Страхи в домиках»

Результаты методики  показывают, что у всех испытуемых количество страхов гораздо выше нормы. В возрасте 5-6 лет у мальчиков в норме количество страхов: 8-9, у девочек: 10-11, у обследуемых детей число страхов: 22; 13; 17, то есть, гораздо больше чем у сверстников.

3.Методика «Шкала тревожности»

Результаты методики  показывают, что у двух из трех детей высокий уровень тревожности. Как по шкалам ( учебная, самооценочная, межличностная) полученные баллы превышают норму (более 20), так и в сумме (более 60).

Обсуждение результатов.

Анализ результатов исследования показал, что у детей дошкольного возраста, с невротическими проявлениями, показатели в методике «Незаконченные предложения» в пределах нормы у всех кроме одного ребенка, у которого в ответах, отмечается негативное отношение к окружающим людям и среде.

При проведении методики на «Страхи в домиках», было выявлено, что у всех испытуемых число страхов гораздо превосходит норму у сверстников, из чего можно сделать вывод, что это показатель невротического состояния, развитие высокой тревожности в характере ребенка.

Анализ результатов по методике «Шкала тревожности» показал, что у испытуемых очень высокий уровень тревожности по всем показателям и шакалам, проблемы в межличностном взаимодействии,

проблемы в обучаемости.

Таким образом, мы можем отметить, что, дети дошкольного возраста с невротическими проявлениями, обучаемые в детском саду коррекционного вида, имеют такие эмоциональные особенности как, высокую тревожность, высокий уровень страхов, проблемы в межличностном взаимодействии.

Данные, полученные в пилотажном исследовании, позволяют создать нам дизайн дальнейшего исследования.

Выводы.

В соответствии с целью и задачами исследования было установлено, что дети дошкольного возраста с невротическими проявлениями имеют проблемы в эмоциональной и социальной сфере, могут в индивидуальном плане реагировать на различные появившиеся в обыденной жизни ситуации, поэтому им требуется особенная забота и помощь близких и повышенное внимание специалистов.  Для нормального здорового развития таких детей требуется диагностирование невротических проявлений и эмоциональных проблем на ранних этапах и построение и выполнение психокоррекционной работы.

Гипотеза о существовании особенностей эмоциональных проявлений детей дошкольного возраста с невротическими проявлениями в рамках пилотажного исследования подтвердилась.

Дальнейшее исследование будет направлено на углубление данных, полученных в пилотажном исследовании и увеличение выборки испытуемых.


Заключение

Изучив литературу, по проблеме эмоциональной сферы и невротических проявлениях у детей дошкольного возраста, можно сказать, что причины проблем в эмоциональной сфере детей кроются не в несовершенстве детской природы, а в ошибках воспитания. Некоторые родители, водя своих детей по врачам, допытываясь, отчего у ребенка тик, энурез,  заикание, страхи, говорят о посторонних причинах заболевания.  Конечно, спровоцировать выход невроза "на поверхность" может какой угодно напряженный момент - облаяла собака, резко просигналила машина, несправедливость учителя, но надо помнить, что основа закладывается в раннем детстве.

Сложности семейных отношений не должны служить поводом для оправдания собственной невнимательности к своим же детям.

Семья является важнейшим источником развития и формирования личности ребенка, при этом семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора. Положительное воздействие семьи в том, что только в условиях семейного воспитания формируется полноценная личность ребенка, но в то же время никакой другой социальный институт не может нанести столько вреда психическому развитию ребенка, как способна это сделать семья.

Существует множество концепций в отечественной и зарубежной психологии, которые пытаются объяснить механизмы влияния семьи на психическое развитие ребенка. Например, концепции М.Я. Яковлевой, С.Л. Каланичева, А.С. Колесника, Э.Г. Эйдемиллер, А.И. Захарова, В.С. Мухина.

Исследовав эмоциональную сферу и невротические проявления у детей дошкольного возраста, мы пришли к выводу, что в дошкольном и старшем дошкольном возрасте нужно особенно внимательно следить за различными проявлениями со стороны ребенка, за его взаимодействием с окружающими, стараться не допускать «грубых» ошибок в воспитании.


Список литературы

  1.  Кочубей Б. И., Новикова Е.В. Эмоциональная устойчивость школьника. Москва, 1988
  2.  Краткий психологический словарь. Под общей ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. Ростов-на-Дону, Феникс, 2003.
  3.  Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль, Академия развития, 1996
  4.  Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. Санкт Петербург, Речь, 2001
  5.  Неверович Я.З. Мотивация и эмоциональная регуляция деятельности у детей дошкольного возраста / Под ред. А.В. Запорожца, Я.З. Невировича. - Москва, 1986
  6.  Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учебник. - Москва, Педагогическое общество России, 2003
  7.  Психодиагностика эмоциональной сферы личности. Практическое пособие, автор-составитель Г. А. Шалимова. - Москва, АРКТИ, 2006
  8.  Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. Редактор-составитель Райгородский Д. Я. Самара, Издательский дом «БАХРАХ-М», 2009
  9.  Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии.Санкт- Петербург, Издательство Питер, 2008
  10.  Холмогорова А., Гаранян Н. Эмоциональные расстройства и современная культура. Московский психотерапевтический журнал, 1999, №2.
  11.  Анохин П.К. Эмоции. Психология эмоций. Москва, 1984
  12.  Дмитриева Н. В. Психодиагностика, коррекция и профилактика школьных неврозов и пограничных личностных расстройств. - Н., 1998.
  13.  Захаров А. И. Дневные и ночные страхи у детей. - СПб., 2000.
  14.  .Захаров А. И. Неврозы у детей и психотерапия. - СПб. 2000.
  15.  .Кузьмина М. Детский невроз страха. // Школьный психолог. №25, 2000.
  16.  .Макеев Г. Неврозы - вечная проблема. // VITA. Традиции. Медицина. Здоровье.
  17.  .Спиваковская А. С. Профилактика детских неврозов. - М., 1988.
  18.   Гурович И.Я. с соавт. Динамика неврозоподобных расстройств резидуально-органического генеза // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова – № 3, 1987.
  19.   Мамайчук И.И., Смирнова М.И. Психологическая помощь детям и подросткам с расстройствами поведения. – СПб.: Речь.
  20.   Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. – СПб.: Питер.
  21.   Изард К.Е. Психология эмоций – СПб.: Питер, 1999.
  22.   Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников: пособие для работников ДОУ. – М.: Аркти, 2003.
  23.   Щетинина А.М. Восприятие и понимание дошкольниками эмоционального состояния человека // Вопросы психологии. – 1984. – № 3.
  24.   Психология детства// Под ред. А.А.Реана.- 2003.
  25.   Каренина И.О.Проблема понимания эмоций детьми дошкольного возраста//Ярославский педагогический вестник – 2010, №4-ТомII (Психолого-педагогические науки).


Приложение А

Методика «Незаконченные предложения».

НЕЗАКОНЧЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1. Думаю, что мой папа редко__________________________________________________________

2. Если все против меня, то____________________________________________________________

3. Знаю, что глупо, но боюсь __________________________________________________________

4. Думаю, что настоящий друг_________________________________________________________

5. По сравнению с другими семьями моя семья ___________________________________________

6. Моя мать и я______________________________________________________________________

7. Если бы мой папа только захотел_____________________________________________________

8. Думаю, что я достаточно большой, чтобы _____________________________________________

9. Мои одноклассники не знают, что я боюсь ____________________________________________

10. Не люблю ребят, которые __________________________________________________________

11. Мама обращается со мной, как с ____________________________________________________

12. Мне хотелось бы, чтобы мой папа___________________________________________________

13. Мне нравится в себе то____________________________________________________________

15. Хотелось бы мне перестать бояться__________________________________________________

16. Больше всего люблю тех ребят, которые______________________________________________

17. Большинство знакомых мне семей___________________________________________________

18. Считаю, что все мамы_____________________________________________________________

19. Думаю, что мой папа______________________________________________________________

20. Когда мне не везет, я______________________________________________________________

21. Когда мне страшно, мне приходится_________________________________________________

22. Когда меня нет, мои друзья_________________________________________________________

23. Когда я был маленький, моя семья___________________________________________________

24. Я люблю свою маму, но____________________________________________________________

Приложение Б.

Методика «Страхи в домиках».

Страхи:

1) дома один;

2) нападение бандитов;

3) заболеть, заразиться; когда остаешься один;

4) умереть;

5) того, что умрут твои родители;

6) боязнь каких-то людей;

7) мамы или папы;

8) того, что они тебя накажут;

9) сказочных персонажей: Бабы Яги, Кощея Бессмертного, Бармалея, Змея Горыныча, чудовищ;

10) опоздать в детский сад;

11) перед тем, как заснуть;

12) страшных снов;

13) темноты;

14) волка, медведя, собак, пауков, змей (страхи животных);

15) машин, поездов, самолетов (страхи транспорта);

16) бури, урагана, грозы, наводнения, землетрясения (страхи стихии);

17) когда очень высоко (страх высоты);

18) когда очень глубоко (страх глубины);

19) в маленькой, тесной комнате, помещении, туалете, переполненном автобусе, метро (страх замкнутого пространства);

20) воды;

21) огня;

22) пожара;

23) войны;

24) больших улиц, площадей;

25) врачей (кроме зубных);

26) крови (когда идет кровь);

27) уколов;

28) боли (когда больно);

29) неожиданных, резких звуков, когда что-то внезапно упадет, стукнет.

 Возрастные особенности проявления страхов:

8 месяцев

боязнь незнакомых людей;

1,5 года

беспокойство при долгом отсутствии матери, шумной обстановки в семье, боязнь врачей, боли, уколов;

после 1 года

страх одиночества, иногда страх высоты, страх глубины;

2 года

страх наказания со стороны родителей, боязнь поездов, транспорта, боязнь животных(волка), уколов.

 

Младший дошкольный возраст

могут присутствовать страхи:

боязнь сказочных персонажей;

уколов;

боли;

крови;

высоты;

неожиданных звуков;

 типичные страхи: одиночества, темноты, замкнутого пространства.

 Старший дошкольный возраст

могут присутствовать страхи:

смерти;

смерти родителей;

животных;

сказочных персонажей;

глубины;

страшных снов

огня;

 

Приложение В.

Методика «Шкала тревожности»

Опросник:

1. Ты отвечаешь у доски на занятиях.

2. Тебя ругает папа или мама.

3. Встречаешься с ребятами из детского сада.

4. Идёшь в гости к незнакомым людям.

5. Ты остаёшься дома один.

6. Сам подходишь разговаривать с воспитателем.

7. Не можешь справиться с заданием на занятии.

8. Сравниваешь себя с другими ребятами.

9. Думаешь о своих делах.

10. На тебя смотрят, как на маленького.

11. Ты часто плачешь.

12. Воспитатель тебе неожиданно задаёт вопрос на занятии.

13. Никто не обращает на тебя внимания на занятии, когда ты хорошо, красиво выполнил работу.

14. С тобой не согласны ребята, спорят.

15. Встречаешься со старшими ребятами во дворе, в подъезде.

16. На тебя не обращают внимания, когда ты что-то делаешь, играешь.

17. Тебе снятся страшные сны.

18. Воспитатель даёт трудное задание.

19. Выбираешь в игре главные роли.

20. Оценивают твою работу родители или ребята.

21. Не понимаешь объяснений воспитателя.

22. Ребята смеются, когда отвечаешь на занятии.

23. Смотришь «ужасы» по телевизору, тебе рассказывают страшные истории.

24. Думаешь о том, что будет, когда вырастешь большим.

25. На тебя сердятся, непонятно почему, взрослые.

26. Воспитатель оценивает работу, которую ты выполнил на занятии.

27. На тебя смотрят, наблюдают за тобой, когда ты что-то делаешь.

28. У тебя что-то не получается.

29. Ребята с тобой не играют, никогда не берут в игру, не дружат с тобой.

30. Воспитатель тебе делает замечание на занятии.

Оценка.

 

Один выбор красного цвета оценивается в 3 балла;

зелѐного – 2 балла;

голубого – 0 баллов.

 

Подсчитывается сумма баллов в целом и по каждому виду тревожности.

 

1. Учебная – 1, 6, 7, 12, 13, 18, 21, 22, 26, 30.

2. Самооценочная – 5, 8, 9, 11, 17, 19. 20, 23.24.28.

3. Межличностная – 2, 3, 4. 10, 14, 15, 16, 25, 27, 29.

Обратить внимание на:

высокий уровень тревожности – более 20 баллов по одному разделу или более 60 баллов всумме;

очень низкий уровень тревожности –не выше 5 баллов по разделу.

Норма – 

от 10 до 20 баллов по каждому разделу

PAGE   \* MERGEFORMAT1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

73964. Тахеометрическая съёмка 550.5 KB
  При использовании технических теодолитов и тахеометров сущность Т С сводится к определению пространственных полярных координат точек местности и последующему нанесению этих точек на план. При этом плановое положение точек определяется полярным способом а превышения тригонометрическим нивелиром наклонным визирным лучом. Реечные точки выбирают на характерных точках рельефа: на вершинах и подошвах холмов...
73965. Гражданско-процессуальное право, конспект лекций 1.43 MB
  Так как право выступает регулятором общественных отношений, следовательно, предметом правового воздействия той или иной отрасли выступает качественно обособленная группа общественных отношений...
73966. Технология предоставления дополнительных услуг в гостинице 62.5 KB
  Как мы уже знаем туристская услуга – это совокупность целенаправленных действий в сфере обслуживания которые ориентированы на удовлетворение потребностей туриста или экскурсанта отвечающие целям туризма характеру и направленности туристской услуги тура туристского продукта. услуги также стали объектом государственной стандартизации. Объектами стандартизации в туристскоэкскурсионном обслуживании населения являются: реализация туристских и экскурсионных услуг туристские путешествия рекламно информационные услуги транспортные...
73967. Текстология. Творческая история и теоретические вопросы литературоведения 88 KB
  Изучение истории памятника на всех этапах его существования дает представление о последовательности истории создания текста. В истории текста отражены закономерности художественного мышления автора его личность и мировоззрение индивидуальность и творческая воля. Основные понятия истории текста Текст важнейший предмет текстологии.
73968. СРАВНИТЕЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКОЕ ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ 67.5 KB
  Сопоставляя современные произведения с произведениями античной литературы эстетическая критика стремилась разграничить художественную и нехудожественную литературу постичь эстетику поэзии. Неофилологическое направление базирующееся на опыте сравнительноисторической лингвистики широко использовало сравнительный подход к изучению произведения. Таким образом братья Гримм Бенфей Тейлор разрабатывая генетический принцип изучения произведения стремились решить вопрос о происхождении словесного искусства и расширить границы сравнительного...
73969. Давні слов’яни 183.5 KB
  Хронологічні межі курсу: з найдавніших часів до сьогодення. Історія слов’янських народів є невід’ємною частиною всесвітньої історії, в той же час має свої особливості, охоплює періоди: найдавніші часи, добу середньовіччя, нову та новітню історію, у т. ч. на початку ХХІ ст.
73970. ПОЛАБСЬКО-ПОМОРСЬКІ СЛОВЯНИ (УІІІ-ХІІ СТ.) 326.5 KB
  Розселення полабськопоморських племен Франкословянське протистояння Вендська держава словян Підкорення німцями полабських словян РОЗСЕЛЕННЯ ПОЛАБСЬКОПОМОРСЬКИХ ПЛЕМЕН Помітну роль в історії середньовічної Європи відігравали найзахідніші словянські племена які займали територію між річками Лаба Ельба та її притоками Салою Зааном на заході та Одрою Одером на сході.