96817

ГАРАНТИИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА ГРАЖДАН НА ОБРАЩЕНИЕ В ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ И ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Курсовая

Политология и государственное регулирование

Дать определение понятию и раскрыть сущность органов государственной власти и органов местного самоуправления; раскрыть понятие и содержание права граждан РФ на обращение в государственные органы и органы самоуправления; изучить нормативную основу права граждан РФ на обращение в органы государственной и муниципальной власти...

Русский

2015-10-11

122.5 KB

9 чел.

ВВЕДЕНИЕ

Граждане Российской Федерации имеют право на участие в управлении делами государства. Это право закреплено в ст. 32 Конституции Российской Федерации. Граждане могут реализовывать это право непосредственно или через своих представителей.

Граждане могут обращаться в различные органы государственной власти или органы местного самоуправления с целью защиты своих прав или, наоборот, с инициативой. Обращения граждан помогают выстраивать правильную политику, а так же принимать актуальные законы в определенное время или на основе сложившейся обстановки в стране и регионах.

Эта тема является актуальной, потому что существуют определенные проблемы в реализации этого права. Около 8% обращений граждан не исполняется Отделом по работе с обращениями граждан. В современном демократическом государстве никакие преобразования немыслимы без участия граждан в управлении делами государства. При принятии решений органами государственной власти обязательно должно учитываться мнения граждан по определенному вопросу.

Обращение в органы государственной власти является одной из самых распространённых форм участия граждан в жизни государства. Например, за ноябрь 2014 года в правительство Российской Федерации поступило 7522 обращения, в том числе 230 коллективных, под которыми поставили подписи 27 594 человека. А с начала 2014 года по 30 ноября 2014 года в правительство поступило 87 328 обращений. Количество подписей в коллективных письмах составило 132 470. Около 4-х тысяч  граждан было принято на личном приеме. Так же более 5-ти тысяч писем поступило на официальный сайт Правительства РФ в электронной форме, которая является новейшей из форм обращения. Большая часть из них касалась вопросов жилища и хозяйственной деятельности. Эти цифры говорят о том, что обращение граждан в органы государственной власти очень распространено, эффективно, а главное общедоступно.   
Данная тема не является новой, но в последнее время обращение граждан становится все более распространено, а значит, появляются проблемы в реализации этого права. Несмотря на внушительные цифры, многие обращения остаются нерассмотренные, а многие и вовсе не доходят до нужных органов.

Существует различные формы реализации права на обращение граждан в государственные и муниципальные органы, что обеспечивает доступность граждан к управлению делами государства и облегчает работу органов по рассмотрению обращений граждан.

Объектом исследования моей курсовой работы являются конституционные права граждан Российской Федерации.
Предмет исследования - право граждан Российской Федерации на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления.

Задачи:

- дать определение понятию и раскрыть сущность органов государственной власти и органов местного самоуправления;

- раскрыть понятие и содержание права граждан РФ на обращение в государственные органы и органы самоуправления;

- изучить нормативную основу права граждан РФ на обращение в органы государственной и муниципальной власти;

- изучить порядок рассмотрения обращений граждан РФ в государственные органы самоуправления;

- охарактеризовать гарантии реализации права граждан РФ на обращение в государственные органы и органы самоуправления.

ГЛАВА I «ПОНЯТИЕ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ»

Нельзя рассматривать право граждан на обращение в государственные органы, не имея представления о понятии, структуре, функциях государственных органов. В этой главе мы рассмотрим понятие и сущность государственных органов и органов местного самоуправления.

Государственные органы являются главной составляющей механизма государства, через который государство реализует свои функции. Их главной целью является реализация государственной власти. Для этого они обладают многими способами по реализации этой задачи, в том числе и государственным принуждением. Наравне с государственными органами существуют государственные организации, государственные учреждения, государственные предприятия, государственные служащие, которые тоже играют немаловажную роль в осуществлении функций государства. Таким образом, государственные органы – это часть государственного механизма,  наделенного государственно-властными полномочиями с целью осуществления функций государства.

На основе вышесказанного можно выделить ряд признаков, которыми обладают государственные органы:

  1.  создаются государством на основе действующего законодательства;
  2.  действуют от его имени;
  3.  каждый государственный орган создается под определенную функцию и выполняет свойственные только ему задачи;
  4.  обладает определенным объемом обязанностей и полномочий;
  5.  обладает властно-принудительными полномочиями;
  6.  имеет определенную структуру, то есть состоит из различных; подразделений со своими функциями и задачами;
  7.  имеют право принимать нормативно-правовые акты для регулирования определенной сферы общественных отношений;
  8.  деятельность государственных органов финансируется за счет государственного бюджета;
  9.  обязаны соблюдать Конституцию РФ.

Совокупность государственных органов, наделенных государственно-властными полномочиями, формирует государственный аппарат.

Чтобы более понятно и подробно рассмотреть государственные органы следует рассмотреть их классификацию по видам.  

По порядку формирования можно выделить первичные и производные. Первичные органы формируются путем избрания по строго определенной процедуре. Например, путем голосования народа. К таким органам можно отнести Президента РФ. Производные формируются первичными государственными органами. Ярким примером производного государственного органа является Правительство РФ.

По характеру компетенции выделяют органы общей и специальной компетенции. К первым относятся органы, решающие широкий круг вопросов (например, Федеральное Собрание РФ), а органы специальной компетенции выполняют уже один вид деятельности. К таким органам можно отнести МИД РФ и МВД РФ.

Решения в государственных органах могут приниматься двумя способами. Первый - это единоличный, когда в принятии решения участвует один человек, наделенный большими полномочиями. Примером может быть Президент РФ или министр. Второй способ - коллегиальный, при котором решение принимается группой лиц. Решения этим способом принимаются путем голосования. Так действует Правительство РФ.

На основе ст. 10 Конституции Российской Федерации, в которой закреплен принцип разделения властей, можно выделить следующую классификацию. Все органы государственной власти делятся на законодательные, которые издают и принимают нормативно-правовые акты – законы, исполнительные, которые осуществляют исполнительную деятельность в государстве и судебные, которые осуществляют правосудие на основе действующих законов и международных договоров.

По сфере действия ученые выделяют высшие и местные. Высшие действуют на территории всей страны, а местные, как следует из названия, в пределах административно-территориальных единиц.

По срокам полномочия существуют временные и постоянные государственные органы. Временные органы создаются для достижения краткосрочных целей. Постоянные органы действуют без ограниченного срока. Примером временного государственного органа является Временное правительство в России в 1917 г.

Совокупность подразделений органов государства, должностей  в них, схема распределения функций и полномочий между должностными лицами и подразделениями называется структурой органов государственной власти. Такая структура может зависеть от роли этого органа в структуре государственного управления и задач, которые выполняет тот или иной орган. К примеру, в систему МВД РФ входят главные управления (главное управление на транспорте, главное управление уголовного розыска), департаменты (следственный департамент), управления (управление «К» МВД РФ), центры (Главный информационно-аналитический центр) а так же территориальные органы МВД России и представители МВД России за рубежом. Такая сложная организация объясняется большим количеством, разнообразностью и сложностью задач, возложенных на МВД РФ. Как говорилось выше, каждая структурная единица МВД России специализируется на выполнении определенных задач.  Так же не стоит забывать о тесном взаимодействии многих государственных органов друг с другом. Пример может послужить совместная работа МВД и ФСИН России.

Государственные органы могут выполнять различные задачи. Одной из задач является контроль в определенных сферах общественных отношений (Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки). Так же на некоторые государственные органы могут возлагаться обязанности по контролю над деятельностью других органов. Так, на пример, Президент Российской Федерации осуществляет контроль над деятельностью МВД России.

На основе вышесказанного можно выделить ряд принципов функционирования государственных органов в России:

  1.  Гуманизм;
  2.  Демократизм;
  3.  Разделения властей;
  4.  Законности;
  5.  Гласности;
  6.  Профессионализма;
  7.  Сочетание коллегиальности и едино начальства в принятии решений;
  8.  Иерархичность.

Подводя итог, можно сказать, что государственные органы являются важнейшим элементом в управлении государства, которым свойственна особая мобильность в деятельности, динамичность формирования особая структура, зависящая от объёма и сложности возложенных задач. Кроме того существуют исходные идеи, руководящие положения определяющие основные подходы к формированию и функционированию государственных органов. По-другому они называются принципами государственных органов.

Так же в жизни граждан не малую роль играют органы местного самоуправления. Следует отметить, что они не входят в систему органов государственной власти, но преследуют в чем-то схожие цели, только на территории муниципального образования.

Главным нормативно-правовым актом в деятельности органов местного самоуправления является Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". В данном федеральном законе закреплены основные положения, задачи и структура муниципальных органов. Согласно ст. 2 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальным органом является избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Таким образом, можно сказать, что деятельность муниципальных органов, в отличие от органов государственной власти, направлена на решение вопросов в пределах отдельных субъектов, а значит и полномочия органов местного самоуправления распространяются только на определённые субъекты.  Граждане, исходя из своих интересов, имеют право участвовать в жизни своего субъекта, а именно участвовать в решении вопросов местного значения через органы местного самоуправления. Если проводить аналогию с государственными органами, то через органы государственной власти граждане участвуют в решении вопросов государственного характера, а через муниципальные органы - местного.

Структура органов местного самоуправления определяется разными факторами. Обязательными в структуре муниципального органа являются представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования).  Остальные органы формируются согласно уставу муниципального образования и закону субъекта РФ. На формирование и органов могут влиять размер субъекта, географическое положение, хозяйственные особенности, а на наименование органов могут влиять исторические и культурные традиции субъекта. Так же как и органы государственной власти, муниципальные органы занимаются деятельностью строго в их полномочиях.

По сравнению с государственными органами, органы местного самоуправления имеют меньше полномочий. В пример можно привести законодательные полномочия. Законы субъектов не должны противоречить федеральным законам. То есть федеральные законы обладают большей юридической силой, чем законы субъектов.  В случае появления разногласий между ними, действует федеральный закон. Так же ярким различием между государственными и муниципальными органами является финансирование их деятельности. В отличии от органов государственной власти, чья деятельность финансируется за счет федерального бюджета, деятельность органов местной власти осуществляется исключительно за счет собственных доходов бюджетов соответствующих муниципальных образований.

Кроме органов муниципальной власти на территории субъектов действуют органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Следует понимать, что органы государственной власти субъектов отличаются от федеральных органов государственной власти и органов местного самоуправления. Главным нормативно правовым актом в сфере государственных органов субъектов РФ является Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".

В ст. 1 данного Федерального закона закрепляются принципы деятельности органов государственной власти в субъектах РФ:

  1.   государственная и территориальная целостность Российской Федерации;
  2.  распространение суверенитета Российской Федерации на всю ее территорию;
  3.  верховенство Конституции Российской Федерации и федеральных законов на всей территории Российской Федерации;
  4.  единство системы государственной власти;
  5.  разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную в целях обеспечения сбалансированности полномочий и исключения сосредоточения всех полномочий или большей их части в ведении одного органа государственной власти либо должностного лица;
  6.  разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
  7.  самостоятельное осуществление органами государственной власти субъектов Российской Федерации принадлежащих им полномочий;
  8.  самостоятельное осуществление своих полномочий органами местного самоуправления.

Органы государственной власти субъектов РФ так же гарантируют реализацию права граждан на участие в управлении делами государства, содействуют развитию местного самоуправления на территории субъекта, а значит, оказывают всяческую помощь и контроль над действием органов местного самоуправления. Органы государственной власти субъектов РФ подчиняются уставам и законам субъектов РФ. Их полномочия могут так же устанавливаться законами субъектов.

Систему органов государственной власти субъектов РФ составляют:

  1.  законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации;
  2.  высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации

Так же существуют и иные государственные должности субъектов РФ, которые утверждаются Президентом Российской Федерации.

Финансирование деятельности государственных органов в субъектах РФ осуществляется, так же как и муниципальных органов, за счет регионального бюджета. Так же могут предоставляться денежные пособия со стороны государства – субвенции.

Изучив государственные и муниципальные органы, их задачи, структуру, особенности функционирования можно сделать следующие выводы:

  1.  Государственные и муниципальные органы играют главную роль в участии граждан в решении вопросов политики государства и муниципальных единиц;
  2.  Государственные и муниципальные органы имеют определенную систему;
  3.  Опираются на ряд важных принципов функционирования;
  4.  Имеют свою классификацию.



ГЛАВА II «ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ПРАВА ГРАЖДАН НА ОБРАЩЕНИЕ В ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ»

Теперь, когда мы подробнее рассмотрели органы государственной власти, органы местного самоуправления и их особенности, можно перейти к рассмотрению непосредственно самого права граждан на обращение в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Почти каждый гражданин РФ хоть раз в жизни пользовался правом на обращение. Мы прибегаем к его реализации в разных ситуациях. Это может быть и нарушение каких-либо наших прав и свобод или наоборот их  реализация, так же это может быть и предложение по совершенствованию законодательства страны или деятельности государственных и муниципальных органов.

Обращение гражданина - направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления1.

Следует заметить, что обращение - это всегда юридический акт, т.е. действие, сознательно направленное на создание юридических последствий2.

Обращения могут быть направлены как в государственные органы, так и в органы местного самоуправления, а так же и отдельным должностным лицам. Для обращения может быть выбран орган любой ветви власти (судебной, исполнительной или законодательной). Кроме органов государственной власти Российской федерации, каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.3

Обращения граждан является одним из механизмов защиты прав и свобод человека и гражданина, а так же усиливают контроль населения за деятельностью государства. Граждане имеют право на обжалование действий государственных органов в судебном порядке. Порядок обжалования установлен федеральным законом РФ от 27.04.1993 № 4866-1 (ред. от 09.02.2009) "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан.

При Президенте РФ действует Управление по работе с обращениями граждан. Оно обеспечивает рассмотрение устных и письменных обращений российских граждан, иностранных граждан и лиц без гражданства, адресованных Президенту РФ, Правительству и Администрации Президента; анализирует обращения, готовит соответствующие законы. В Управлении ведется прием граждан, учет их обращений.4

Право граждан на обращение доказывает, что граждане могут участвовать в принятии государством каких-либо решений, не только путем голосования на выборах в органы государственной и муниципальной власти. Обращение в органы государственной власти является бесплатным добровольным для всех граждан. Обращение не должно нарушать права и свободы другого гражданина. Например, гражданин не может составить обращение с просьбой заключения под стражу невиновного человека только в личных интересах.

Обращения граждан могут быть как индивидуальные, так и коллективные. Коллективное обращение граждан в государственные органы называется петицией. Представляет собой одно обращение с подписями граждан.  Обращения могут быть направлены в любой орган государственной или муниципальной власти, вплоть до президента РФ. Орган, в который поступила жалоба, в свою очередь обязан рассмотреть ее и дать ответ.  Чаще всего целью обращения является частный интерес отдельного лица, но последствия носят публичный характер.

В ст. 7 Конституции Российской Федерации устанавливаются следующие требования к письменным обращениям:

  1.  Лицом должно быть указано наименование государственного или муниципального органа власти, в который оно обращается. Так же, при желании, можно указать данные руководителей органа. Например, главе Шушенского района Красноярского края Иванову Ивану Ивановичу;
  2.  Обязательно должны указываться фамилия, имя, отчество обращающегося лица. Важно заметить, что анонимные, то есть обращения без указания ФИО не рассматриваются. Исключением может быть обращение, в котором содержится информация о противоправном деянии и лице, его подготавливающее, совершающее или совершившее, то это обращение передается в компетентный государственный орган;
  3.  Указывается адрес регистрации или адрес фактического проживания лица. Указание индекса обязательно;
  4.  Указывается телефон лица. Так же при наличии указывается адрес электронной почты;
  5.  По центру должно указываться наименование обращения. Например, по центру большими буквами пишется ЖАЛОБА;
  6.  После наименования обращения пишется непосредственно само содержание. В нем раскрывается основная цель обращения и описание ситуации, по поводу которой составлена жалоба ли другое обращение. Если текст содержания, как и другие элементы формальных требований, не поддается прочтению, то ответ на жалобу не дается и гражданин, отправивший жалобу, уведомляется об этом в течение семи дней. Если в содержании жалобы содержится угроза в адрес должностному лицу или его семье, то данное обращение может быть оставлено без ответа;
  7.  После содержания указывается дата обращения;
  8.  В конце обращения ставится подпись обращающегося вместе с расшифровкой подписи.

Даже при соблюдении всех формальных требований, обращение может быть не рассмотрено. Например, если в обращении содержится вопрос, ответ на который требует раскрытие государственной тайны, то гражданин, отправивший это обращение, уведомляется о невозможности рассмотрения по существу его обращения и объясняется причина отказа рассмотрения. Но если какая-либо информация перестала носить статус государственной тайны, то гражданин вправе отправить обращение повторно в компетентный государственный орган или орган местного самоуправления.

ФЗ №59 «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» устанавливает следующие виды обращения граждан: жалоба, заявление и предложение. Другие виды обращений могут быть установлены законодательством субъектов РФ. Например, в Уставе Алтайского края в ст. 54 закреплена петиция, как форма непосредственного участия граждан в решении важных вопросов государственного значения.

Как показывает практика, жалоба является самым распространенным видом обращения граждан. Жалобой является обращение в государственный или муниципальный орган власти, в котором лицо сообщает о нарушении его личных прав или прав неопределенного круга лиц. Каждый государственный и муниципальный орган власти обязан принять жалобу вне зависимости от ее содержания, если она соответствует формальным критериям, установленными законодательством. Например, если пожилая гражданка подала жалобу в администрацию муниципального образования о том, что ее соседи по участку по ночам вступают в контакт с инопланетными формами жизни и тем самым мешают ей спать, то администрация муниципального образования обязана принять эту жалобу, если все критерии будут соблюдены. Не смотря на нелепость содержания жалобы, муниципальный орган власти должен будет обязан дать ответ на это обращения гражданки. Нередки жалобы подобного содержания в основном от лиц пожилого возраста. Тем не менее, должностные лица дают ответы на эти жалобы, а иногда и находят решения подобных проблем.

Гражданин вправе обратиться с жалобой в суд или к вышестоящему в порядке подчиненности государственному органу, органу местного самоуправления, учреждению и т.п. Жалоба должна быть подана не позднее истечения года со дня нарушения прав гражданина.

Жалоба должна быть рассмотрена в месячный срок. Иногда, возможно продление срока рассмотрения жалобы до 60-ти суток. Если окончание срока рассмотрения жалобы приходится на нерабочий день, то днем окончания срока рассмотрения считается следующий рабочий день.

Если лицо, обратилось в орган, в чью компетенцию не входит решение данной проблемы, то жалоба, как и другое обращение, пересылается в компетентный орган в течение семи дней. Например, если гражданин правильно составил жалобу о затягивании выдачи загранпаспорта и отправил ее в федеральную службу по контролю за оборотом наркотиков, то ФСКН в недельный срок обязана переслать данную жалобу в федеральную миграционную службу.

При подаче жалобы или другого вида обращения, гражданин должен получить отметку о принятии этой жалобы  с желательной копией этой отметки. Нередки случаи, когда жалобы «теряются». Это может быть связано как со сложным бюрократическим аппаратом в России, так и с плохим отношением к работе некоторых уполномоченных лиц.

Следующий вид обращения - заявление. Заявление - просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц.5

Заявление должна быть рассмотрена государственным органом в 15-тидневный срок с момента ее регистрации. Срок рассмотрения, так же как и у жалобы, может быть продлен до двух месяцев. Например, если для рассмотрения заявления, может потребоваться специальная проверка. В течении 10-ти дней гражданин, подавший заявление, должен быть уведомлен о результатах рассмотрения его заявления. Если требования, которые были изложены в заявлении, не удовлетворяются, то гражданин так же уведомляется об этом и ему сообщаются мотивы отказа и возможный порядок обжалования решения по заявлению.

Заявления могут подаваться в разные органы государственной и муниципальной власти, а так же должностным лицам. Заявления должны подаваться в органы согласно их компетенции. То есть от того какое право гражданин собрался реализовывать, зависит в какой орган заявление должно быть отправлено. Так, например, согласно ст. 27 Конституции РФ граждане имеют право на свободное передвижение по территории России и выезд за ее пределы. Но для пересечения границы большинства стран требуется загранпаспорт. Заграничные паспорта в России оформляются в ФМС, по предварительному заявлению. Получается, что право на свободный выезд за пределы России граждане реализуют через заявление на получение заграничного паспорта в Федеральную миграционную службу. Так же примером реализации права через заявление может быть заявление на получение охотничьего билета.  

Последний вид обращения, установленный законом об обращениях, это предложение. Предложение - рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества6. Предложение - одно из важнейших форм реализации права граждан на участие в управлении государством. Через предложения граждане могут выражать мнение, как личное, так и определенной группы, по поводу каких-либо направлений в политике государства. Предложение, как форма обращения, подчеркивает демократичность России, дает возможность каждому гражданину принять участие в управлении государством, помогает государственному аппарату правильно формировать политику, вносить изменения и дополнять законодательство, опираясь на мнения и предложения граждан.  Предложения направлены также на совершенствование правовой основы государственной и общественной жизни государства и общества.

Примером может стать обращение в администрацию города Барнаула с предложением реконструкции парка «Юбилейный».

Так же как вид обращения в государственные органы можно выделить ходатайство. Ходатайство – просьба о совершении каких-либо действий или принятии какого-либо решения, адресованная, как правило, в органы государства.7 Получается, что ходатайство является письменным обращением гражданина с просьбой о признании определенного статуса, прав и свобод, гарантий и льгот, предусмотренных законодательством Российской Федерации. При подачи его подачи должны предоставляться подтверждающие документы, оформленные по установленной форме, а так же взымается пошлина.

Существует и другая классификация обращений. По форме обращения делятся на устные и письменные.

В устной форме целесообразнее всего обращаться по несложным вопросам. На такие вопросы должностное лицо может ответить максимально быстро и исчерпывающе, избегая при этом излишней бумажной волокиты. Это не только облегчит и ускорит работу должностного лица, но и сделает период ожидания ответа максимально коротким, чем при подаче обращения в письменной форме. На устные обращения, в основном, ответ дается в устной форме. Они так же фиксируются в порядке, установленным законом. Устные обращения бывают двух видов. Первый это личные, которые подаются при личной встрече обращающегося и должностного лица, а второй это телефонные, которые подаются соответственно по телефону. Но существуют такие вопросы по которым устные обращения могут быть не целесообразны. Для решения более сложных вопросов используют письменные обращения. Поскольку оба обращения закреплены в законодательстве, они имеют одинаковую юридическую силу. Кроме как по почте, телеграфу, письменные обращения могут передаваться на личной встрече с должностным лицом. Такую форму подачи называют смешанной.

Подводя итог данной главе можно сказать, что обращение - направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления, является одним из механизмов защиты прав и свобод гражданина. Является всегда юридическим актом, а значит, имеет юридическую силу. Право на обращение доказывает то, что каждый гражданин может принимать участие в управлении государством. Обращения могут быть письменными и устными и подразделяются на жалобу, заявление и предложение. К обращениям выдвигается ряд требований, которые установлены законодательством.

ГЛАВА III. ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН В ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ И ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Государственные органы, орган местного самоуправления, а так же должностные лица, которые занимаются рассмотрением вопросов, изложенных в обращении граждан, должны установленные сроки, объективно оценить, принять мотивированное решение и ответить автору обращения по существу. Граждане имеют право обжаловать действия органа и должностного лица, в случае отказа принять или рассмотреть жалобы, в вышестоящую инстанцию. Так же гражданин имеет право обжаловать неудовлетворяющее решение по его вопросу.

Недопустимо какое-либо взимание платы за реализацию права на обращение. Жалоба не облагается государственной пошлиной8.

Порядок рассмотрения граждан в государственные органы и органы местного самоуправления закреплен в ФЗ №59.

При рассмотрении обращения, при необходимости, прилагаются документы или их копии, для подтверждения доводов обращающегося. К рассмотрению не допускаются газеты и другие печатные издания без приложения самого обращения.

Так же обращение может быть отправлено в форме интернет-обращения. Тогда к этому обращению выдвигаются дополнительные обязательные требования. Оно должно содержать адрес электронной почты, в случае, если ответ на данное обращение должен быть отправлен на электронную почту.

Как писалось выше, в устной форме рассматриваются обращения, по вопросам не требующих каких-либо дополнительных проверок. Но в случае, если, гражданин обратился к уполномоченному лицу на личном приеме по вопросу, в ходе рассмотрения которого, потребовалась дополнительная проверка, то гражданину предлагается составить письменное обращение, подлежащее регистрации и учету. Если обращающийся в силу ограниченных способностей или проблем со здоровьем не может сам составить письменной обращение, то ему в этом оказывается помощь. С согласия гражданина ответ на обращение рассматриваемое на личном приеме может быть дан в устной форме с занесением в карточку личного приема гражданина.

При составлении должны обязательно учитываться требования выдвигаемые к письменным обращениям.

Существует ряд условий, при которых обращение не рассматривается или ответ на него не дается:

  1.  В случае если гражданин находится в состоянии алкогольного или иного опьянения, то он не допускается на личный прием к уполномоченному лицу. Так же прием может быть прекращен в случае грубого поведения гражданина;
  2.  Гражданину может быть отказано в ответе или рассмотрению обращения, если он получил ответ на поставленный вопрос;
  3.  В случае анонимного обращения. Анонимным обращение признается уполномоченным лицом;
  4.  Если обращение признано некорректным по форме или содержанию;
  5.  Если в обращении содержится обжалование судебного решения;
  6.  Если решение данного вопроса не входит в компетенцию органа.

Если есть возможность установить адрес и фамилию гражданина, то в течение семи дней он обязан быть уведомлен о невозможности рассмотрения его обращения. В случае если гражданин указал в обращении заведомо ложные сведения, расходы, понесенные в связи с рассмотрением его обращения органом государственной или муниципальной власти, или должностным лицом, могут быть взысканы с данного гражданина по решению суда.

При подаче и в ходе рассмотрения обращения гражданин обладает рядом прав. Например, гражданину должна быть обеспечена возможность:

  1.  Представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании, в том числе в электронной форме;
  2.  Знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну;
  3.  Получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в законодательстве РФ, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов;
  4.  Обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие в связи с рассмотрением обращения в административном или судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  5.  Обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения;
  6.  Возмещения убытков и компенсации морального вреда, причиненных незаконными действиями (бездействием) органа внутренних дел или его должностными лицами при рассмотрении обращения, по решению суда.

Руководитель государственного или муниципального органа несет ответственность за работой  по личному приему граждан, обеспечению объективного, своевременного и в полном объеме рассмотрения обращений, принятию по ним решений и направлению заявителям ответов в строгом соответствии с требованиями законодательства РФ.

Рассмотрение обращений граждан состоит из следующих этапов:

  1.  Прием и первичную обработку обращения;
  2.  Регистрация и учет обращения;
  3.  Принятие организационных решений о порядке рассмотрения обращения;
  4.  Рассмотрение обращения по существу;
  5.  Принятие решений по обращению;
  6.  Отправление ответов гражданам на обращения;

Так же органом или должностным лицом проводится анализ рассмотрения обращений, их хранение, контроль за рассмотрением и ведется личный прием граждан.

А теперь рассмотрим подробнее сроки рассмотрения обращения граждан. Данные сроки закреплены в статье 12 Федерального закона №59 «Об обращении граждан». Письменное обращение гражданина подлежит обязательной регистрации в срок не более 3-х дней с момента подачи обращения в орган или должностному лицу. Если гражданин был на личном приеме у должностного лица, то отметка делается непосредственно во время приема.

Письменные обращения, поступившие в государственный  или муниципальный орган в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения. Но существуют определенные исключения. Например,  обращение, поступившее высшему должностному лицу субъекта РФ и содержащее информацию о фактах возможных правонарушений в сфере миграции, рассматривается в течение 20 дней со дня регистрации. В исключительных случаях, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение. Так же срок рассмотрения обращения может быть продлен в случае направления запроса органом, занимающимся рассмотрением обращения, в другой государственный или муниципальный орган о предоставлении материалов или документов, необходимых для рассмотрения обращения. Орган или должностное лицо обязано предоставить данные материалы в 15-тидневный срок. Важно отметить, что документы или материалы, содержащие в себе информацию, составляющую государственную тайну, не предоставляются к рассмотрению обращения.

Как писалось ранее, обращения, поступившие в органы, в чью компетенцию не входит решение данного вопроса, перенаправляются в соответствующий орган в течение семи дней. Но есть исключение. Письменное обращение, содержащее информацию о фактах возможных нарушений законодательства Российской Федерации в сфере миграции, направляется в течение пяти дней со дня регистрации в соответствующий орган исполнительной власти. Так же, если решение вопроса входит в компетенцию нескольких органов, то в течение семи дней должны быть отправлены копии обращения во все компетентные органы.

Ответ на обращение подписывается руководителем государственного или муниципального органа, или должностным лицом. Ответ на обращение, в форме электронного документа, направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, или в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении.

Подводя итог к данной главе можно сказать, что существует определенный порядок подачи и рассмотрения обращения гражданина в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Так же в законодательстве определены строгие сроки рассмотрения и регистрации обращений. Письменные обращения должны быть рассмотрены в течение 30-ти календарных дней. Так же в ФЗ «Об обращении граждан» закреплен порядок и сроки перенаправления обращений в компетентные органы.










 



ГЛАВА IV. ГАРАНТИИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА ГРАЖДАН НА ОБРАЩЕНИЕ В ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ И ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Гарантом права граждан на обращение, как и других, выступает Президент Российской Федерации. Основными нормативно-правовыми актами, гарантирующими данное право, являются Конституция РФ и ФЗ №-59 «Об обращении граждан»

Реализация право на обращение предполагает развитие личной инициативы и личной заинтересованности граждан при решении вопросов государственного и общественного характера. Обращение, имеющее форму жалобы, чаще всего сводятся к требованию устранить нарушения субъективного права гражданина, допущенное в результате неправомерного действия (бездействия) властей. В отличие от жалобы предметом предложения или заявления может быть общественный интерес, требование оценки государственным органом какого-либо политического или иного события.9

Запрещается преследование гражданина в связи с его обращением в государственный орган, с критикой деятельности указанных органов или должностного лица либо в целях восстановления или защиты своих прав, свобод и законных интересов либо прав, свобод и законных интересов других лиц. Это значит, что административное, уголовное, дисциплинарное и иное преследование гражданина, а так же умаление каких-либо прав гражданина запрещено. На практике же очень часто встречаются ситуации, когда должностное лицо, на которое гражданин составил жалобу, может в силу своего служебного полномочия создать ему массу неблагоприятных последствий и тем самым заставить гражданина забрать жалобу.

Если же имеют место факты преследования гражданина за содержащуюся в его обращении критику, то должностные лица, виновные в совершении таких действий, могут быть привлечены и к уголовной ответственности.

Бывает, что при составлении жалобы, необходимо указывать какие-либо сведения из частной жизни. Гражданин может не боятся, что эти моменты могут узнать третьи лица, потому что при рассмотрении обращения не допускается разглашение сведений, содержащихся в обращении, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина, без его согласия. Не является разглашением сведений, содержащихся в обращении, направление письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

Так же важной гарантией является обязательность принятия решения по обращению в установленный срок. К сожалению, очень часты случаи затягивания ответов на обращения, особенно ответов на интернет-обращения.

За затягивание сроков регистрации и рассмотрения, принятие необоснованного решения, разглашение сведений о частной жизни и за другие нарушения законодательства об обращениях граждан наказываются виновные в этом должностные  лица. Ответственность за несоблюдение данных правил может наступать как в соответствии с законодательством РФ, так и с законами субъектов. За такие правонарушения должностные лица могут быть отстранены от занимаемой должности с последующим увольнением.

В случае причинения гражданину материального ущерба и морального вреда, наступивших в результате нарушения органом или должностным лицом законодательство об обращениях граждан, он вправе обратиться в суд с заявлением о возмещении материального ущерба и компенсации морального вреда.

Кроме того и сами граждане могут быть привлечены к ответственности. Поводом к привлечению гражданина к ответственности могут стать: клевета в обращении, выражения, оскорбляющие честь и достоинство и порочащие деловую репутацию других лиц. Граждане в таких случаях привлекаются в установленном законодательством порядке к административной или уголовной ответственности. Граждане, которые систематически предъявляют заведомо необоснованные требования, которые влекут значительные материальные затраты на рассмотрение и проверку их обращений, могут быть привлечены к ответственности в судебном порядке, с компенсацией понесенных затрат за их счет.10 

Государственные органы, органы местного самоуправления и должностные лица осуществляют в пределах своей компетенции контроль за соблюдением порядка рассмотрения обращений, анализируют содержание поступающих обращений, принимают меры по своевременному выявлению и устранению причин нарушения прав, свобод и законных интересов граждан. Это значит, что предусмотрены систематические отчеты о работе по рассмотрению обращений граждан перед соответствующими органами законодательной или исполнительной власти или перед вышестоящими органами и должностными лицами в порядке подчиненности. Органы прокуратуры осуществляют надзор за исполнением законодательства об обращениях граждан и принимают необходимые меры по восстановлению нарушенных прав и защите законных интересов граждан, привлекают нарушителей к ответственности.

Рассмотренные принципы гарантии права на обращения позволяют сделать вывод, что обращения граждан являются юридически значимыми действиями, порождающими обязанности органов и должностных лиц. С другой стороны они выступают гарантами обеспечивающими реализацию права в отношениях с государственными и муниципальными органами. Причем как граждане, так и органы и должностные лица несут ответственность за несоблюдения требований, закрепленных в законодательстве.



1 ФЗ №59 «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» ст. 4

2 Хропанюк В.Н. Теория государства и права,- М., 1997, с.318 - 319

3 Конституция РФ ст. 46 ч. 3

4 Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России Учебник. – 2-е издание, переработанное и дополненное – М.: Юристъ, 1998. с- 226

5 ФЗ №59 «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» ст. 4

6 ФЗ №59 «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» ст. 4

7 Гальцев Ю.В., Смирнова С.А. Терминологический словарь-справочник юриста Петрополис 2007 г. С-358

8 ФКЗ от 26.02.1997 № 1-ФКЗ  "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" ст. 18

9 Е.А.Лукашева. – М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА – ИНФРА М), 2000. – 158

10 Бубон К.В. О частной инициативе и общественных интересах Адвокат. – 2006 г. - № 12. – стр. 6 – 10.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

69717. Стандартні виключення 27.5 KB
  Всі конструктори і методи мають специфікацію, що забороняє генерацію виключень. Функція-метод what() видає рядок-повідомлення про помилку. Передбачається, що виключення типу logicerror сигналізують про помилки в логіці програми, наприклад про невиконання деякої умови.
69718. Вкладені блоки try-catch 28 KB
  При обробці дійсно складних виключень, ви можете зацікавитися можливістю вкладати блоки try і оператори catch всередину інших операторів catch. C++ допускає вкладені блоки try, іншими словами, ви можете згенерувати нове виключення при обробці попереднього.
69719. Обробка несподіваних виключень 27.5 KB
  У програмі оголошені функції badnews, solver і main. Прототип функції solver перераховує виключення, що генеруються в цій функції. Проте ця функція генерує несподіване виключення, коли викликає функцію badnews.
69720. Неспіймані виключення 26.5 KB
  Не дивлячись на найвідчайдушніші спроби обробити виключення, бувають випадки, коли необхідно припинити виконання програми. Відновлення після таких виключень (а також фатальних) неможливе. C++ дозволяє використовувати функції terminate...
69721. Обмеження виняткових ситуацій 29.5 KB
  Обмеження виняткових ситуацій Програміст може обмежити типи виняткових ситуацій які може генерувати функція в інших місцях програми. Фактично можна взагалі заборонити функції генерувати які б то не було виняткові ситуації.
69722. Двійковій режим потоку введення-виведення 22.5 KB
  Метод записує count символів символьного масиву str в потік даних. Ніякі символи-роздільники не впливають на вивід. Він також повертає посилання на потік, тому після операції можна перевірити стан потоку.
69723. Захищене наслідування 23.5 KB
  До базового класу можна застосовувати механізм захищеного наслідування. При цьому всі відкриті і захищені члени базового класу стають захищеними членами похідного класу. Розглянемо приклад.
69724. Множинне наслідування 22 KB
  Похідний клас може одночасно успадковувати властивості декілька базових Наприклад, в програмі, приведеній нижче, клас derived успадковує властивості класів base1 і base2.
69725. Віртуальні базові класи 42 KB
  Як вказано в коментарях, класи derivedl і derived2 є спадкоємцями класу base. Проте клас deribed3 є похідним від обох класів derived2 і derived1. (Таке наслідуванно називається діамантовим). Отже, в об’єкті класу derived3 містяться дві копії об’єкту класу base.