96828

Особенности реакции ЧСС на нагрузку у детей младшего школьного возраста

Курсовая

Физкультура и спорт

Кровообращение физиологический процесс непрерывного направленного движения крови в организме в результате деятельности сердца и сосудов. При изучении функционального состояния сердечно-сосудистой системы наибольшее значение имеет фиксация и оценка внешних проявлений деятельности сердца а именно: регистрация биоэлектрических явлений...

Русский

2015-10-11

150.5 KB

9 чел.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение………………………………………………………………  2

Глава 1. Обзор литературы………………………………………….   4

  1.  Сердечно сосудистая система и ее характеристика………… 4
    1.  Возрастные особенности сердечно -сосудистой системы у

  детей младшего школьного возраста…………………………   11

  1.    Оценка влияния физических упражнений на детей

младшего школьного возраста……………………………..    12

Глава 2. Задачи, методы и организация исследования……………   14

      2.1. Задачи исследования………………………………………    14

      2.2. Методы и организация  исследования………………….       14

 Глава 3. Результаты исследования ………………………………     16

Выводы………………………………………………………………    18

Практические рекомендации……………………………………….    19

Список литературы……………………………………………………. 20


Введение

Актуальность - физическое развитие детей и подростков является одним из важных показателей здоровья и благополучия.

Изучение реакции физической работоспособности детей занимающихся и не занимающихся спортом, по ЧСС, дает нам возможность понять насколько они быстро устают, и восстанавливаются после нагрузки. Сравнивая младший школьный возраст мы можем увидеть, как с изменяется ЧСС, в частности связанная с гормональными изменениями организма, а также с образом жизни (распорядком дня).

Сердечнососудистая система может рассматриваться как чувствительный индикатор адаптационных реакций целостного организма, а вариабельность сердечного ритма хорошо отражает степень напряжения регуляторных систем, обусловленную возникающей в ответ на любое стрессорное воздействие активацией системы гипофиз-надпочечники. Анализ вариабельности сердечного ритма является методом оценки состояния механизмов регуляции физиологических функций в организме человека в частности. На сегодняшний день одним наиболее из информативных методов изучения функционального состояния организма является метод вариационной пульсометрии - анализа сердечного ритма. Сердце реагирует на любые изменения гомеостаза, а его физиологические показатели могут объективно отражать состояние организма.

Цель исследования: Выявить особенности реакции ЧСС на нагрузку у детей младшего школьного возраста, состоящих в основной группе здоровья по физической культуре и занимающихся спортом.

Гипотеза: предполагалось, что изменения между полученными показателями функционального состояния сердечнососудистой системы по данным пульсометрии у тренированных и нетренированных детей младшего школьного возраста позволят выявить различия, связанные с изменениями организма, а также образом жизни.

Предполагается, что благодаря нашему исследованию и полученным результатам, мы можем определить работоспособность детей, исходя из этого дозировать нагрузку на уроках физической культуры .

Задачи исследования

1. Изучить научно-методическую литературу по физиологическим свойствам сердечно-сосудистой системы по данному возрасту

2. Исследовать изменения ЧСС у младших школьников при физической работе.

Структура и объем курсовой работы

Работа выполнена в объеме 22 страницы компьютерного текста. Включает  введение, три главы, вывод. В работе использовано 20 литературных источников.

Глава 1. Обзор литературы

Кровообращение – физиологический процесс непрерывного направленного движения крови в организме в результате деятельности сердца и сосудов. Благодаря кровообращению осуществляется газообмен между организмом и внешней средой, обмен веществ между органами и тканями, гуморальная регуляция различных функций организма, перераспределение образующегося в организме тепла от ядра тела к поверхностным его частям. (Солодков А.С., 2005)

Система кровообращения включает в себя сердце и сосуды. При изучении функционального состояния сердечно-сосудистой системы наибольшее значение имеет фиксация и оценка внешних проявлений деятельности сердца, а именно: регистрация биоэлектрических явлений в сердечной мышце, анализ звуковых особенностей работы сердца, регистрация механического движения сердца при систоле и диастоле, наблюдение за движением крови по полостям сердца и сосудам.

1.1. Сердце  и его физиологические свойства

Сердце – это полый мышечный орган, разделенный продольной перегородкой на правую и левую половины.(Сологуб Е.Б.,2010г)

Сердце у человека четырехкамерное и представляет собой биологический насос, перемещающий кровь по артериям и создающий в них относительно высокое давление. То есть сердце является источником энергии, необходимой для продвижения крови по сосудам.

Правая и левая половины сердца состоят из предсердия и желудочка, отделенных фиброзными перегородками. (Аулик И.В., 1990г)

Работа, которую производит сердце, огромна. Ученые подсчитали, что сердце 7-летнего ребенка при объеме его менее 1/2 стакана выбрасывает в аорту за сутки около 3,5 тонны крови, а в возрасте 13—14 лет, когда объем сердца увеличивается до 2/з стакана,— около 5 тонн. Расслабляясь после каждого сокращения, сердце «отдыхает».

Односторонний ток крови из предсердий в желудочки  и оттуда в аорту и легочные артерии обеспечиваются соответствующими клапанами, открытие и закрытие которых зависит от градиента давлений по обе их стороны.

Каждый отдел сердца имеет разную толщину стенок, в зависимости от их функциональной деятельности. Так у левого желудочка она составляет 10-15 мм, у правого 5-8 мм, у предсердий – 2-3 мм. Масса сердца обычного человека равна 250-300 г, а объем желудочков – 250-300 мл.  Снабжается сердце кровью через коронарные артерии, начинающиеся у места выхода аорты. Кровь через них поступает только во время расслабления миокарда, ее объем в покое составляет 200-300 мл/мин, а при напряженной физической нагрузке может достигать 1000 мл/мин.

 

Выделяют ряд свойств сердечной мышцы: автоматия, возбудимость, проводимость, сократимость. (Сологуб Е.Б.,2010г)

Автоматия сердца. Автоматией сердца называется его способность к ритмическому сокращению без внешних раздражителей по влиянием импульсов, возникающих в самом организме.( Н.В. Кудрявцева, 210г)

Возбуждение в сердце возникает в месте впадения полых вен в правое предсердие, где находится синоатриальный узел (узел Кис-Фляка), являющимся главным водителем ритма сердца. Далее возбуждение по предсердиям распространяется до атриовентрикулярного узла (узел Ашоф-Тавара), расположенного в межпредсердной перегородке правого предсердия, затем по пучку Гисса, его ножкам и волокнам Пуркинье оно проводится к мускулатуре желудочков.

Автоматия обусловлена изменением мембранных потенциалов и водителе ритма, что связано со сдвигом концентрации ионов калия и натрия по обе стороны деполяризованных клеточных мембран. На характер проявления автоматии влияет содержание солей кальция в миокарде, рH внутренней среды и ее температура, некоторые гормоны (адреналин, норадреналин и ацетилхолин).

Возбудимость сердца. Проявляется в возникновении возбуждения при действии на него электрических, химических, термических и других раздражителей. В основе процесса возбуждения лежит проявление отрицательного электрического потенциала в первоначально возбужденном участке, при этом сила раздражителя должна быть не менее пороговой.

Сердце реагирует на раздражитель по закону «Все или ничего». (Солодков А.С., 2005). Получается, что сердце либо совсем не отвечает на раздражение, либо все-таки отвечает, но с сокращением максимальной силы. Однако этот закон проявляется не всегда. Степень сокращения сердечной мышцы зависит не только от силы раздражителя. Но и от величины ее предварительного растяжения, а также от температуры и состава питающей ее крови.

Возбудимость миокарда непостоянно. В начальном периоде возбуждения сердечная мышца рефрактерна к повторным раздражителям, что составляет фазу абсолютной рефрактерности, равную по времени систоле сердца (0,2-0,3 с). Вследствие достаточно длительного периода абсолютной рефрактерности сердечная мышца не может сокращаться по типу тетануса, что имеет исключительно важное значение для координации работы предсердий и желудочков.

С началом расслабления возбудимость сердца начинает восстанавливаться и наступает фаза относительной рефракторности. Поступление в этот момент дополнительного импульса способно вызвать внеочередное сокращение сердца – экстрасистолу. При этом период, следующий за экстрасистолой, длится больше времени, чем обычно, и называется компенсаторной паузой. После фазы относительной рефрактерности наступает период повышенной возбудимости. По времени он совпадает с диастолическим расслаблением и характеризуется тем, что импульсы даже небольшой силы могут вызывать сокращение сердца.

Проводимость сердца. Обеспечивает распространение возбуждения от клеток водителей ритма по всему миокарду(рис).  Проведение возбуждения по сердцу осуществляется электрическим путем. Потенциал действия, возникающий в одной мышечной клетке, является раздражителем для других. Проводимость в разных участках сердца неодинакова и зависит от структурных особенностей миокарда и проводящей системы, толщины миокарда, а также от температуры, уровня гликогена, кислорода и  микроэлементов в сердечной мышце.

Сократимость сердца. Обуславливает увеличение напряжения или укорочение  ее мышечных волокон при возбуждении. Возбуждение и сокращение являются функциями разных структурных элементов мышечного волокна. Возбуждение – функция поверхностной клеточной мембраны, а сокращение – функция миофибрилл. (В. В. Селивёрстова, 2010 г). Связь между возбуждением и сокращением, сопряжение их деятельности достигается при участии особого образования внутримышечного волокна – саркоплазматического ретикулума.

Сила сокращения сердца прямо пропорциональна длине его мышечных волокон , т. е. степени их растяжения при изменении величины потока венозной крови. Иными словами, чем больше сердце растянуто во время диастолы, тем оно сильнее сокращается во время систолы. Эта особенностей сердечной мышцы получила название закона сердца Франка-Старлинга. (Сологуб Е.Б.,2010г)

Поставщиками энергии для сокращения сердца служат АТФ и КрФ, восстановление которых осуществляется окислительным и гликолитическим фосфорилированием. При этом предпочтительными являются аэробные реакции.

Кровообращение – физиологический процесс непрерывного направленного движения крови в организме в результате деятельности сердца и сосудов. Благодаря кровообращению осуществляется газообмен между организмом и внешней средой, обмен веществ между органами и тканями, гуморальная регуляция различных функций организма, перераспределение образующегося в организме тепла от ядра тела к поверхностным его частям. (Солодков А.С., 2005)

В сосудистой системе различают несколько видов сосудов: распределительные, объемные, собирательные.

Распределительные сосуды – это аорта и наиболее крупные артерии, в которых ритмически пульсирующий, изменчивый кровоток трансформируется в более равномерный и плавный. К этой группе также относятся более мелкие артерии и артериолы, которые, подобно кранам, регулируют кровоток в капиллярах. (Солодков А.С., 2005)

Обменные сосуды – это сеть мельчайших капилляров, через тонкие стенки которых происходит обмен между кровью тканями. (Солодков А.С., 2005)

Собирательные ( емкостные) сосуды представляют собой венозный отдел сердечно-сосудистой системы, вмещающий от 60 до 80 % всей крови. (Солодков А.С., 2005)

Кроме того, существуют шунтирующие сосуды, которые представлены в виде артериовенозных анастомозов, обеспечивающих прямую связь между мелкими артериями и венами в обход капиллярного ложа.

Движение крови по сосудам происходит в соответствиями с законами гидродинамики и определяется главным образом двумя факторами: градиентом давления в начале и в конце сосуда в артериальном и венозном русле, что способствует продвижению крови по сосуду, а также сопротивлением, обусловленным трением частиц крови о стенки сосудов, препятствующим ее току.

Силой, создающей давление в сосудистой системе, является работа сердца, его сократительная способность. Сопротивление кровотоку зависит от диаметра сосудов, их длины и тонуса, а также от объема циркулирующей крови и ее вязкости. При уменьшении диаметра сосуда в два раза сопротивление в нем возрастает в 16 раз. Сопротивление кровотоку в артериях в 106 раз превышает сопротивление ему в аорте.

Различают объемную и линейную скорости движения крови.

Объемной скоростью кровотока называют количество крови, которое протекает за минуту через всю кровеносную систему. Эта величина соответствует МОК и измеряется  в миллилитрах в минуту. Как общая, так и местная объемные скорости кровотока непостоянны и существенно меняются при физических нагрузках.

Линейной скоростью кровотока называют скорость движения частиц крови вдоль сосудов. Эта величина, измеренная в см в 1 с, прямо пропорциональна объемной скорости кровотока и обратно пропорциональна площади сечения кровеносного русла. Линейная скорость неодинакова: она больше в центре сосуда и меньше около его стенок, выше в аорте и крупных артериях и ниже в венах. Самая низкая скорость кровотока – в капиллярах, общая площадь сечения которых в 600-800 раз больше площади сечения аорты. О средней линейной скорости кровотока  можно судить по времени полного кругооборота крови. В состоянии покоя оно составляет 21-23 с, при тяжелой работе снижается до 8-10 с.

При каждом сокращении сердца кровь выбрасывается в артерии под большим давлением. Вследствие сопротивления кровеносных сосудов ее передвижению в них создается давление, которое называется кровяным давлением. (Шансков М.А.,2011г).

Величина кровяного давления неодинакова в разных отделах сосудистого русла. Наибольшее давление – в аорте и крупных артериях. В мелких артериях, артериолах, капиллярах и венах оно постепенно снижается; в полых венах давление крови меньше атмосферного.

На протяжении сердечного цикла давление в артериях неодинаково: оно выше в момент систолы и ниже при диастоле. Наибольшее давление называют систолическим, а наименьшее  - диостолическим. Колебания кровяного давления при систоле и диастоле сердца происходят в аорте и артериях; в артериолах и венах давление крови постоянно на всем протяжении сердечного цикла.

Среднее артериальное давление представляет собой ту величину давления, которое могло бы обеспечить течение крови в артериях без колебаний давления при систоле и диастоле. Это давление выражает энергию непрерывного течения крови, показатели которого близки к уровню диастолического давления.

Величина артериального давления зависит от силы миокарда, величины МОК, длины, емкости и тонуса сосудов, вязкости крови. Уровень систолического давления зависит от  силы сокращения миокарда. Отток крови из артерий связан с сопротивлением  в периферических сосудах. Их тонусом, что в существенной мере определяет  уровень диастолического давления.

Давление в артериях будет тем выше, чем сильнее сокращение сердца и чем больше периферическое сопротивление.(Сологуб Е.Б.,2010г)

У человека артериальное давление может быть измерено двумя способами: прямым и косвенным. Прямой способ – создает неприятные ощущения для испытуемого. При прямом способ в артерию вводится полая игла, соединенная с манометром. Это наиболее точный способ. Косвенный способ – наиболее популярный среди всех жителей Земного шара, называется он манжеточный. Этот способ в 1896 году был предложен Рива-Роччи и основан на определении величины давления, необходимой для полного сжатия артерии манжетой, и прекращения в ней тока крови. Этим методом можно определить лишь величину систолического давления.

В состоянии покоя у взрослого здорового человека систолическое давление в плечевой артерии составляет 110-120 мм рт. ст., диастолическое – 60-80 мм рт. ст.. По данным Всемирной организации здравоохранения , артериальное давление до 140/90 мм рт. ст. является норматическим, выше этих величин – гипертоническим, а ниже 160/60 мм рт. ст. – гипотоническим. Разница между систолическим и диастолическим давлениями называется пульсовым давлением, или пульсовой амплитудой; ее величина в среднем равна 40-50 мм рт. ст. У людей пожилого возраста кровяное давление выше, чем у молодых; у детей оно ниже, чем у взрослых.

В капиллярах происходит обмен веществ между кровью и тканями. В организме человека количество капилляров немало. Их больше там, где интенсивнее метаболизм. Например, на единицу площади сердечной мышцы капилляров приходится в два раза больше, чем скелетной. Кровяное давление в разных капиллярах колеблется от 8 до 40 мм рт. ст.; скорость кровотока в них небольшая – 0,3-0,5 мм/с.

Кровоснабжение сердца осуществляется коронарными , или венечными, сосудами. В сосудах сердца кровоток происходит преимущественно во время диастолы. В период систолы желудочков сокращение миокарда настолько сдавливает расположенные в нем артерии. Что кровоток в них резко снижается.

В покое через коронарные сосуды протекает в минуту 200-250 мл крови, а это около 5% МОК. Во время физической работы коронарный кровоток может возрасти до3-4 мл/мин. Кровоснабжение миокарда  в 10-15 раз интенсивнее, чем тканей других органов. Через левую венечную артерию осуществляются  85% коронарного кровотока, через правую – 15%. Венечные артерии являются концевыми и имеют мало анастомозов, поэтому их резкий спазм или закупорка приводят к тяжелым последствиям.

1.2.Возрастные особенности сердечно сосудистой системы у младших школьников.

Особенности крови, кровообращения у детей школьного возраста

В школьном возрасте полностью формируется система кровообращения. Растут масса и объем сердца. Вес сердца по сравнению с новорожденными увеличивается к 10 годам в 6 раз, а к 16 годам - в 11раз. За исключением 12 - 13 лет, масса сердца у мальчиков превышает аналогичные показатели у девочек. Объем сердца достигает 130 - 150 мл, а минутный объем крови - 3-4 л/мин. Минутный объем крови увеличивается за счет возросшего систолического объема, который за период от 10лет до 17 лет нарастает от 46 мл до 60 - 70мл. За счет увеличения систолического объема крови и повышения тонуса парасимпатического отдела нервной системы происходит дальнейшее снижение ЧСС: в среднем школьном возрасте ЧСС в покое около 80 уд./мин, а в старшем школьном возрасте (16 - 18) соответствует взрослому уровню - 70 уд./мин. У подростков до 14 лет еще значительно выражена дыхательная аритмия, которая после 15-16 лет практически исчезает.

В результате урежения ЧСС и увеличения длины сосудов, особенно у высокорослых подростков и юношей, происходит замедление кругооборота крови. В целом, происходящие в сердечно - сосудистой системе изменения (урежение ЧСС, удлинение периода общей диастолы, повышение АД, замедление кругооборота крови) свидетельствует об экономизации функций сердца.

Сердечно-сосудистая система у данного возраста детей находятся в процессе дальнейшего развития.
Не завершено развитие мышечных волокон сердца и его собственной сосудистой сети.
Наблюдается высокая интенсивность кровотока при низком уровне артериального давления.
При постепенном увеличении физической нагрузки сердечно-сосудистая система успевает к ней адаптироваться, однако при воздействии чрезмерных нагрузок и частом их повторении могут возникать различные патологические явления как в самой сердечной мышце, так и в клапанах сердца или в сосудах.

Регуляция сердечно-сосудистой системы у младших школьников.

Кровоток регулируется нервными и гуморальными факторами. Благодаря эластичности сосудистой стенки  просвет сосудов способен в значительной мере  изменяться в зависимости от потребностей тканей организма. Из-за наличия регулирующих влияний, исходящих из сосудодвигательного  центра, стенки сосудов постоянно находятся в тонусе. Рефлекторные изменения кровообращения возникают при раздражении баро- и хеморецепторов, сконцентрированных в рефлекторных зонах сосудистого русла, а также вследствии раздражения хемо- и механорецепторов внутренних органов, эктерорецепторов при воздействии на них факторов внешней среды. Главным регулирующим органом является сосудодвигательный центр., расположенный в продолговатом мозге на дне IV желудочка.

Работа сердца усиливается при увеличении венозного притока крови. Мышца сердца при этом сильнее  растягивается во время диастолы, что способствует более мощному последующему ее сокращению. При большом притоке крови сердце не успевает полностью освободить свои полости, сокращения ег не только не усиливаются, но даже ослабевают.

Главную роль в регуляции деятельности сердца играют нервные и гуморальные влияния. Сердце сокращается благодаря импульсам, поступающим от главного водителя ритма, деятельность которого контролируется ЦНС.

В рефлекторной регуляции работы сердца участвуют центры продолговатого и спинного мозга, гипоталамуса, мозжечка и коры больших полушарий, а также рецепторы некоторых сенсорных систем. Большое значение в регуляции сердца и кровеносных сосудов имеют импульсы от сосудистых рецепторов, расположенных в рефлексогенных зонах. Такие же рецепторы находятся в самом сердце. Часть этих рецепторов воспринимает изменение давления в сосудах. На деятельность сердечно-сосудистой системы влияют импульсы от рецепторов легких, кишечника, раздражение тепловых и болевых рецепторов, эмоциональных и условно-рефлекторных воздействий. (Аулик И.В., 1990г)

Пульс у детей всех возрастов более частый, чем у взрослых. Это объясняется более быстрой сокращаемостью сердечной мышцы в связи с меньшим влиянием блуждающего нерва и более интенсивным обменом веществ. Повышенные потребности тканей растущего организма в крови удовлетворяются относительным увеличением минутного объема сердца. Частота пульса у детей с возрастом постепенно уменьшается. Крик, беспокойство, повышение температуры тела всегда вызывают у детей учащение пульса

  1.  Оценка влияния физических упражнений на организм  младших школьников

   У детей данного возраста максимальная частота пульса при напряженной мышечной работе может достигать 220 уд./мин. Артериальное давление высоких величин не достигает, так как у детей этого возраста небольшой объем сердца, слабая сердечная мышца и широкий просвет сосудов.


К 11—12 годам высшая нервная деятельность  достигает высокой степени развития, усиливается регулирующий контроль головного мозга за функционированием всего организма. Рост сердца несколько замедляется. В состоянии покоя за одно сокращение оно  выбрасывает в среднем 31 мл крови, т.е. только половину УО взрослых людей. Величина минутного объема крови (МОК) в этом возрасте составляет 2650 мл/мин (у взрослых — 4000 мл/мин). Но ЧСС в покое у детей выше. Это связывают с более быстрой сокращаемостью сердечной мышцы и повышенной потребностью тканей растущего организма в кислороде. В этом возрасте частота пульса в покое достигает 38-90 уд./мин.

Классификация физической нагрузки

Чтобы оценить воздействие и влияние физической нагрузки на организм школьника, можно пользоваться следующей ее классификацией.

1. Зона низкой интенсивности. Упражнения в этой зоне выполняются с малой интенсивностью и скоростью, ЧСС не превышает 100–120 уд./мин.

2. Зона умеренной интенсивности. Это примерно 50% от максимальной нагрузки. При работе в этой зоне деятельность всех органов и мышц происходит за счет использования кислорода, величина ЧСС достигает 130–160 уд./мин. Предельное время работы в этой зоне составляет для детей младшего школьного возраста – 15–16 мин., среднего школьного возраста – 20–30 мин., старшего школьного возраста – 30–60 мин. Учителю физической культуры надо учитывать эти данные при планировании нагрузки на уроках, дополнительных занятиях и при организации самостоятельных занятий по физической культуре. В старших классах для развития выносливости надо включать в урок бег продолжительностью от 10 до 15 мин., на уроках во втором полугодии время работы в этой зоне возрастает до 20–30 мин. (кроссы, лыжная подготовка и т.п.).

3. Зона большой интенсивности. Это около 70% от максимальной нагрузки. Упражнения в этой зоне интенсивности вызывают наибольшее напряжение организма. Время работы в этой зоне не должно превышать 4–7 мин. у младших школьников и 10 мин. – у старших.

4. Зона  высокой интенсивности. Это примерно 80% от максимальной нагрузки. Предельная продолжительность выполнения циклических нагрузок в этой зоне составляет у младших школьников порядка 50 сек. (бег на 30 м, ускорения по 20 м, бег на 15–20 м), а у старших школьников – 1 мин.

Глава 2.  Цель, задачи, методы и организация исследования.

2.1. Цели и задачи исследования

Цель исследования заключается в том, чтобы выявить особенности реакции ССС по скорости восстановления ЧСС с помощью  у детей младшего школьного возраста, занимающихся и не занимающихся спортом, сравнить получившиеся показатели.

2.1. Задачи исследования

Целью данной работы является исследование динамики изменения у группы детей, занимающихся спортом и не занимающихся спортом.

Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:

- изучить научно-методическую литературу по физиологическим свойствам сердечно-сосудистой системы данного возраста.

 -провести функциональные пробы с регистрацией ЧСС до и после    нагрузки у детей младшего школьного возраста занимающихся спортом.

- провести функциональные пробы с регистрацией ЧСС до и после нагрузки у детей младшего школьного возраста не занимающихся спортом.

- сравнить полученные результаты ЧСС до, и после нагрузки.

План выполнения исследования :
1.Подготовить испытуемых к замеру ЧСС.

2. Регистрация ЧСС в покое.

3. Регистрация ЧСС во время физической нагрузки через 1 и 3  минуты.

2.2. Методы  исследования.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

-теоретический анализ и обобщение литературных источников

-тестирование по определению общей физической подготовленности

-педагогическое наблюдение

Оборудование: Секундомер.

Ход работы:  перед исследованием у школьников младшего (4 класс – 10-11 лет) в положении сидя подсчитывается пульс за 15 секунд до нагрузки  после 5-минутного спокойного состояния. Затем под счет испытуемый приседает 30 раз за 1 минуту. Сразу после приседаний подсчитывается пульс за первые 15 сек. Затем испытуемый приседает 30 раз  через 3 минуты отдыха. И снова подсчитывается пульс за первые 15 сек. Результаты заносятся в таблицу.

Глава 3. .Результаты исследования.

Первая группа  испытуемых дети 10-11 лет. (3 года занятий в ДСЮШОР № 2 Невского р.     г. Санкт-Петербург).

Таблица №1

п/п

Имя испытуемого

возраст

Показатели ЧСС в покое

Уд/мин

Показатели ЧСС при физической нагрузке

Вид спорта

1 мин

3 мин

1

Саша Ф.

10

70

110

170

футбол

2

Алексей

9

72

118

175

футбол

3

Сергей

10

75

125

180

футбол

4

Владислав

10

75

100

170

футбол

5

Коля

10

78

105

170

футбол

6

Денис

10

80

120

185

футбол

7

Матвей

10

79

120

185

футбол

8

Саша К.

10

75

105

170

футбол

9

Никита

10

75

110

170

футбол

10

Паша

10

76

110

170

футбол

Находим среднюю величину

  1.  суммировать варианты в покое, за 1и за 3  мин.:

V1+V2+V3+…+V10 = Σ V;

Σ V1=758; Σ V2=1123; Σ V3=1745

  1.  сумму вариант разделить на общее число наблюдений: М = Σ V / n

М1 = 76 ; М2 = 113    М3 =175

Вторая группа испытуемых – школьники 4 ого класса ( 10-11 лет) ГБОУ № 284, занимающиеся общей физической подготовкой на уроках физической культуры.( таб. №2 ).

Таблица № 2

п/п

Имя испытуемого

Возраст

Показатели ЧСС в покое

Уд/мин

Показатели ЧСС при физической нагрузке

Занятия на уроках физической культуры

1 мин

3 мин

1

Стас Ш.

9

89

130

220

офп

2

Вадим

10

83

125

200

офп

3

Ваня

10

74

115

190

офп

4

Марина

10

85

120

185

офп

5

Даша

10

80

125

195

офп

6

Витя

10

76

115

175

офп

7

Лера

10

78

120

190

офп

8

Владик П.

10

80

130

210

офп

9

Толя

9

80

120

185

офп

10

Стася

10

85

125

205

офп

Находим среднюю величину

  1.  суммировать варианты в покое, за 1и за 3  мин.:

V1+V2+V3+…+V10 = Σ V;

Σ V1=810; Σ V2=1225; Σ V3=1955

  1.  сумму вариант разделить на общее число наблюдений: М = Σ V / n

М1 = 81 ; М2 = 123    М3 =196

Выводы.

После проведения функциональных проб с регистрацией ЧСС до и после нагрузки у детей младшего школьного возраста занимающихся и не занимающихся спортом, было установлено - ЧСС у занимающихся спортом ниже, чем у нетренирующихся детей.

После сравнения полученных результатов, я выявила, что у занимающихся спортом восстановление проходит быстрее, следовательно реакция ССС лучше.

Для укрепления мышцы сердца необходима регулярная тренировка его в виде посильной физической нагрузки (спорт, игры, трудовые процессы). Во время физической нагрузки количество выбрасываемой сердцем крови возрастает. Тренированное сердце увеличивает количество выбрасываемой им крови главным образом за счет усиления сердечных сокращений, а нетренированное — за счет учащения их. Ясно, что при учащении сокращений сердца создаются худшие условия для отдыха его, быстрее наступает утомление сердечной мышц.

Практические рекомендации.


Физическая нагрузка вызывает большое напряжение деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем и неэкономичное расходование энергетических ресурсов. Поэтому детям этого возраста рекомендуются физические нагрузки умеренной интенсивности, а к выполнению интенсивной кратковременной работы следует относиться с большой осторожностью.

Список литературы

1. Абрамов В.В., Дзяк В.В., Демьянюк В.М. Морфофункциональные параметры адаптации сердца к физической нагрузке у школьников, занимающихся спортом // Медицинские проблемы физической культуры. Киев, 1984. - Вып. 9. -С. 22-24.2. Агаджанян H.A. Адаптация и резервы организма. М.: Физкультура и спорт, 1983. - 176 с.

2. Аулик И.В. Определение физиологической работоспособности в клинике и спорте. – М.:Медицина, 1990.-192с.
3 . Бахрах И.И., Дорохов Р.Н. Акселерация и детский спорт // Детская спортивная медицина / Под ред. С.Б.Тихвинского и С.В.Хрущева. М., 1980. С. 271-278.

4. Беленков Ю.И., Серегин К.Е. Проблемы сердечно-сосудистой патологии у подростков // Кардиология. 1987. - № 9. - С. 115-118.

5. Безаппаратурные методики для определения функционального состояния организма: Учебно- методическое пособие. / Н.В. Кудрявцева, Д.С. Мельников, М.А.Шансков; Национальный гос. ун-т физ. культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург. – СПб.: [б.и.], 2010. – 50с.

6. Бухарин В. А., В. Г. Панов, Д. С. Мельников. Подготовка курсовой работы по физиологии: Методические указания / Под ред. А. С. Солодкова // СПбГАФК им. П. Ф. Лесгафта.-СПб.,204.-23с.
7. Гандельсман А.Б., Смирнов K.M. Физическое воспитание детей школьного возраста. М.: Физкультура и спорт, 1960. - 78 с.

8. Герасимов И.Г., Зайцев И.А., Тадеева Т.А. Индивидуальные реакции сердечно-сосудистой системы в ответ на физическое воздействие // Физиология человека. 1997. - № 3, Т. 23. - С. 53-57.

9. Гандельсман А.Б., Смирнов K.M. Физическое воспитание детей школьного возраста. М.: Физкультура и спорт, 1960. - 78 с.

10. Гуморальная регуляция мышечной деятельности: учебное пособие. / В.В. Селиверстова; Национальный гос. ун-т физ. культуры, спорта и здоровья им. П.Ф.Лесгафта, Санкт-Петербург. –Спб.: [б.и.], 2010. – 153 с

11.  Диагностика функционального состояния: учебно-методическое пособие/ В. В. Селивёрстова, Д. С. Мельников; Национальный гос. ун-т физ. культуры, спорта и здоровья им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург. -СПб.: [б.и.],2012.-93 с.

12.  Каменская В.Г., Мельникова И.Е. Возрастная анатомия, физиология и гигиена: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения.- СПб.: Питер, 2013. 272с. :ил. 

13. Руководство к практическим занятиям по физиологии человека: уч. пособие (под общей редакцией Солодкова А.С.). М.: Советский спорт. 2006. – 192с.

14. Руководство к практическим занятиям по физиологии человека [Текст] : учеб. Пособие для вузов физической культуры / под общ. ред. А. С. Солодкова ; НГУ им. П. Ф. Лесгафта.-2-е изд., испр. и доп.-М.: Советский спорт, 2011.-200с. :ил.

15. Руководство к практическим занятиям  по общей физиологии / СПб.:СПбГАФК им. П. Ф. Лесгафта. 2004.-86 с.

10. Руководство к практическим занятиям по спортивной и возрастной физиологии / Под общ.ред. А.С. Солодкова; СПб ГАФК им. П.Ф. Лесгафта. – Спб.: СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 2005. – 81 с.

16. Сальникова Г.П. Физическое развитие современных школьников. М.: Физкультура и спорт, 1977. - 178 с.

17. Сауткин М.Ф. О новых тенденциях в физическом развитии школьников и студентов // Педиатрия. 1989. - № 9. - 108 с. 

18. Солодков А.С., Сологуб Е.Б. Физиология человека. Общая, спортивная, возрастная. Учебник. Издание 4-е. Испр. и доп. М.: Советский спорт. 2010. –19.Сухарев А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков. -М.: Медицина, 1991.-27

20. Хрущев C.B. Методы исследования сердечно-сосудистой системы юных спортсменов / Под ред. С.Б.Тихвинского, С.В.Хрущева. Руководство для врачей. - 2-е изд. перераб. и доп. - М.: Медицина, 1991.- 551 с.

21. Шансков М. А., Селиверстова В. В. Работоспособность в особых условиях внешней среды. СПб. : Национальный государственный университет физической культуры, cпорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, 2011.

PAGE   \* MERGEFORMAT 1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

27524. Понятие и виды норм права 31.5 KB
  Юридическая норма норма права – общеобязательное веление выраженное в виде госновластного предписания и регулирующее обществ. Сосредоточены в Конституции; нормыпринципы з датые предписания выражающие и закрепляющие принципы права; определительноустановочные нормы предписания определяющие цели задачи отделх отраслей права правовых институтов предмет формы и средства правового регулирования закрепляющие целевые установки з датля; нормы – дефиниции правовые понятия термины: определение преступления виды сделок; б нормы...
27525. Понятие и виды функций права 34.5 KB
  Понятие и виды функций права. Сегодня нет единого взгляда на проблему функции права. Если синтезировать многочисленные точки зрения по этому вопросу то можно увидеть что в конечном счете под функцией права понимают либо социальное назначение права либо направление правового воздействия на общественные отношения либо и то и другое вместе взятое. Система функций права является сложным многоуровневым явлением.
27526. Понятие и классификация нормативно-правовых актов 28 KB
  НПА – предписания субъектов правотворчества содержащие нормы права. Признаки НПА: 1 результат правотворческой деятельности органов и должностных лиц наделенных строго определенной компетенцией; 2 содержат общеобязательные правила поведения и предписания; 3 выражают государственную волю; 4 принимаются в особом порядке; 5 имеют установленную форму указ постановление закон реквизиты порядок вступления в силу и сферу действия; 6 регулируют наиболее типичные массовые отношения рассчитаны на постоянное длительное действие; 7 не...
27527. Понятие и структура правосознания 25 KB
  Выделяют следующие основные черты правосознания: 1 является одной из форм общественного знания; 2 состоит из идей теорий чувств эмоций настроений и других компонентов; 3 носителями компонентов правосознания являются различные субъекты права; 4 обращено не только к настоящему но и к прошлому и к будущему; 5 является формой права в отдельные периоды развития общества; 6 ориентирует субъектов права в социальноправовых ситуациях позволяет им делать соответствующий не всегда правомерный выбор и принимать юридически значимые решения....
27528. Понятие, признаки и виды правомерного поведения 29 KB
  Понятие признаки и виды правомерного поведения Правомерное поведение личности – это поведение соответствующее предписаниям юридических норм т. законопослушное социальное поведение облеченное в юридическую форму. Правомерное поведение очень широко по своему диапазону и весьма неоднородно по характеру. Активное правомерное поведение.
27529. Понятие, стадии, способы и типы правового регулирования 31.5 KB
  Понятие стадии способы и типы правового регулирования Правовое регулирование – целенаправленное результативное юридическое воздействие права на общественные отношения осуществляющееся при помощи совокупности юридических средств норм права правоотношений и актов реализации составляющих его механизм механизм правового регулирования. Метод правового регулирования представляет собой специфический способ совокупность способов правового воздействия на регулируемые общественные отношения. Он складывается из комбинации следующих способов...
27530. Правовая культура, понятие и структура 26 KB
  Правовая культура понятие и структура. Существует несколько подходов к понятию культуры: 1 антропологические согласно которым культура – это совокупность всех благ созданных человеком в отличие от того что создала природа; 2 социологические согласно которым культура – это совокупность всех духовных ценностей; 3 философские согласно которым культура – это исторически определенный уровень развития общества творческих сил и способностей человека. Таким образом правовая культура – это совокупность всех ценностей созданных человеком в...
27531. Правовое отношение: понятие и признаки, состав 25 KB
  Правоотношения – это охраняемые государством общественные отношения возникающие как правило вследствие воздействия норм права на поведение людей и характеризующиеся наличием субъективных прав и юридических обязанностей у их участников. Признаки: 1 разновидность отношений общественных; 2 возникают на основе норм права; 3 характеризуются наличием у их участников субъективных прав и юридических обязанностей; 4 волевые отношения это означает что помимо нормы права которая сама по себе уже выражает определенную волю для возникновения...
27532. Преемственность в праве: понятие, виды и значение 28.5 KB
  Преемственность в праве – заимствование правом того или иного государства положения прошлых либо современных правовых систем заимствование наилучших моделей элементов конструкций описания механизма правового регулирования с целью совершенствования правовых систем и правовой культуры Правопреемственность – это необходимый элемент закона отрицания отрицания. Главным фактором обусловливающим преемственность является необходимость нормативного регулирования ряда общественных отношений вытекающая из потребностей самого общества и...