96844

Развитие коммуникативных способностей у подростков в творческом коллективе

Курсовая

Педагогика и дидактика

Анализ литературных источников, касаемых психологической основы общения, изучение конкретных характеристик подросткового возраста, ознакомление с методиками развития коммуникативных навыков, понимание творческого коллектива как системы, самостоятельный подбор возможных методов работы над повышением уровня коммуникации подростков в творческом...

Русский

2015-10-11

131.5 KB

5 чел.

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное автономное образовательное учреждение

среднего профессионального образования Московской области

«Московский областной колледж искусств»

Комиссия общепрофессиональных и гуманитарных  дисциплин

КУРСОВАЯ РАБОТА

по «Основам педагогики»

Тема: «Развитие коммуникативных способностей у подростков в творческом коллективе»

      Выполнила студентка:

                              Шичкина Е.А.

      Группы 307

      Преподаватель: Феоктистова А.Е.

Химки  2015

План курсовой работы:

Ведение………………………………………………………………………..3

I. Особенности развития коммуникативных способностей в подростковом возрасте………………………………………………………………………..

I. 1. Общая характеристика возрастных особенностей подростков………5

I.2. Процесс формирования коммуникативных способностей в подростковом возрасте…………………………………………………………....................14

II. Развитие коммуникативных способностей у подростков в творческом коллективе………………………………………………………………….......

II.1. Закономерности общения в творческом коллективе…………………19

II.2.Методы развития коммуникативных способностей у детей на базе творческого (хореографического)коллектива……………………………..24

Заключение.....................................................................................................29

Введение.

Профессия педагога обязывает ко знанию основ психологии, особенно когда дело касается подросткового возраста. Проблема, связанная с особенностями психологической составляющей работы с подростками была, есть и будет актуальна всегда. Это трудный, переломный период, значительно влияющий на процесс становления личности, в котором одну из главных ролей играет  межличностное общение. 

Исследовательские данные свидетельствуют, что полноценное общение со сверстниками на этом этапе жизни является более значимым для сохранения психического здоровья (на ближайшие 10 лет), чем такие факторы, как умственное развитие, успешность в учебе, взаимоотношения с педагогами.

Отрочество – время бурного и плодотворного развития познавательных процессов. Происходит становление избирательности, целенаправленности восприятия, устойчивого произвольного внимания и логической памяти. Активно формируется абстрактное, теоретическое мышление, опирающееся на понятия, не связанные с конкретными представлениями, развивается умение выдвигать гипотезы и проверять их, появляется возможность строить сложные умозаключения. Развивается рефлексия, т.е. умение делать предметом мысли саму мысль.

Все эти новые интеллектуальные возможности ребенок обращает на себя, самопознание выходит на новый, более содержательный уровень, осуществляясь в общении. Окружающие люди – как зеркала, глядясь в которые, ребенок строит образ себя.

Чем более самостоятельной становится мысль ребенка, тем более самостоятельной становится его личность. Педагог обязан знать, как пройти череду препятствий работы с детьми в подростковом возрасте с наименьшими негативными последствиями как для них, так и для себя, а в идеале уметь так выстроить рабочий процесс с группой, чтобы последствия оказались исключительно положительными. Именно потому что мне важна эта тема, я решилась осветить её в своей курсовой работе.

Цель работы - определение методов развития коммуникативных особенностей подростков на базе творческого коллектива. Объект исследования - психология построения коммуникаций подростков, предмет - методы развития навыков общения в условиях группы (танцевального коллектива, ансамбля )

В работе ставлю перед собой следующие задачи:

-анализ литературных источников, касаемых психологической основы общения

- изучение конкретных характеристик подросткового возраста

-ознакомление с методиками развития коммуникативных навыков

- понимание творческого коллектива как системы

-самостоятельный подбор возможных методов работы над повышением уровня коммуникации подростков в творческом коллективе на основе изученных.


В работу входят: введение, две крупные главы, разделенные каждая на две подтемы, заключение и список используемой литературы. В первой главе рассматриваются особенности развития коммуникативных способностей подростка, а во второй берется за основу пример хореографического коллектива.

I. Особенности развития коммуникативных способностей в подростковом возрасте.

I. 1. Общая характеристика возрастных особенностей подростков.

I. 1.1. Младший подростковый возраст.

Младший подростковый возраст (10 -11 лет) - один из трудных жизненных периодов ребенка. В это время происходит смена ведущей деятельности. Если у младшего школьника ведущей деятельностью была учеба, то у подростка это – общение. Младшие подростки обычно жизнерадостны, уравновешенны и спокойны, доверчивы в отношениях со взрослыми, признают их авторитет, принимают их оценку, ждут их помощи и поддержки. С течением времени общение со сверстниками приобретает всё большее значение.

Исследовательские данные свидетельствуют, что полноценное общение со сверстниками на этом этапе жизни является более значимым для сохранения психического здоровья (на ближайшие 10 лет), чем такие факторы, как умственное развитие, успешность в учебе, взаимоотношения с педагогами.

Почему происходит смена ведущей деятельности ребенка?

Отрочество – время бурного и плодотворного развития познавательных процессов. Происходит становление избирательности, целенаправленности восприятия, устойчивого произвольного внимания и логической памяти. Активно формируется абстрактное, теоретическое мышление, опирающееся на понятия, не связанные с конкретными представлениями, развивается умение выдвигать гипотезы и проверять их, появляется возможность строить сложные умозаключения. Развивается рефлексия, т.е. умение делать предметом мысли саму мысль.

Эти новые возможности ребенок обращает на себя путём общения со сверстниками, которые для него как зеркала самоощущения.

Чем более самостоятельной становится мысль ребенка, тем более самостоятельной становится его личность.

В психическом развитии детей младшего подросткового возраста наблюдаются резкие качественные изменения. Эти изменения касаются разных сторон развития и проявляются в поведении рядом признаков, свидетельствующих о стремлении утвердить свою самостоятельность, независимость, личностную автономию .«Под влиянием полового созревания происходят резкие изменения в строении и жизнедеятельности организма подростка. Это касается роста, веса, строения костяка, физиологических функций внутренних органов, изменений высшей нервной деятельности, черт поведения и особенностей самой психики»

В подростковом возрасте существует еще и такая проблема, как ассинхронность развития, несовпадение темпов развития мальчиков с девочками.
«Девочки любой возрастной группы проявляют большие признаки зрелости, чем мальчики, в отношении физического (полоопределяющего) статуса и социальной ориентации, а также когнитивных навыков и интересов» (Либин А.В., 2001).

При большом росте жизненных сил у подростка мы наблюдается одновременно и повышенная утомляемость. Это влияет на самочувствие, на отдельные особенности поведения подростка, когда проявляются и утомляемость, и повышенная возбудимость, и раздражительность.

Половое созревание или пубертат пробуждает в подростке и новые интересы: «Новые органические ощущения у подростка, невольно появившийся интерес к существу другого пола, а также больший или меньший интерес ко всему тому, что имеет какое-то отношение к проблемам пола, приводит к тому, что на некоторые явления жизни он начинает смотреть иными глазами и у него появляется эмоционально-заинтересованное отношение к тому, что раньше школьника оставляло в значительной степени безразличным» (Якобсон П.М., 1998).

В основе выбора идеала, его осознания всегда лежат мотивы выбора. Доминирующим мотивом выбора идеала у подростков является стремление подражать идеалу, вести себя так, как он. Наиболее ценными для подростков представляются такие качества, как доброта, честность, ум, чувство юмора, отзывчивость, доброжелательность; непривлекательными - злобность, жестокость, нечестность, лживость, тупость, глупость, зависть, жадность.

В младшем подростковом возрасте начинает складываться структура личностной идентичности, на которую особое влияние оказывают взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

Важным фактором психического развития в подростковом возрасте является общение со сверстниками, выделяемое в качестве ведущей деятельности этого периода. Отношения в группе сверстников, ее ценности играют большую роль в развитии подростка

Характерные формы протекания подросткового кризиса:
-активное завоевании новой позиции
-естественное противопоставление себя взрослым
-проверка своих сил в преодолении запретов, накладываемых взрослыми
-удовлетворение потребности в самоутверждении и через это узнавание себя и своих возможностей

Эти принципы играют существенную роль в общем процессе возрастного развития. Отсутствие возможности реализовать все это может привести к закреплению инфантильной позиции ребенка на долгие годы.

«Кризис подросткового возраста в отличие от кризисов других возрастов более затяжной и острый, так как в связи с быстрым темпом физического и умственного развития у подростков возникает так много актуальных действующих потребностей, которые не могут быть удовлетворены в условиях недостаточной социальной зрелости этого возраста.» (Л.И.Божович, 1995).

Если рассматривать подростковый возраст как кризисный, то в соответствии с возрастными особенностями кризис независимости будет отличаться такими требованиями подростка как, например, как не трогать ничего у него на столе, не входить в его комнату, а главное - «не лезть ему в душу». «Остро ощущаемое переживание собственного внутреннего мира - вот та главная собственность, которую оберегает подросток, ревниво защищая ее от других». Подросток делает шаг вперед, не желая жить по старым правилам и нормам. Кризис зависимости, напротив, протекая в форме чрезмерного послушания, зависимости от старших, остановке на старых интересах, особенностях поведения, возвращает подростка в старую систему отношений, гарантирующую эмоциональное благополучие, но не развивающего его как личность (Практическая психология образования, 2004). Исследователи отмечают, что возможно и одновременное присутствие и кризиса независимости, и кризиса зависимости в протекании подросткового кризиса.

Следует добавить, что младшие подростки драчливы, проявляют элементы жестокости и агрессивности, могут попасть под чужое влияние, попасть в уличные преступные группировки, то есть подвержены внушаемости и ведомости. В этом возрасте проявляются элементы деструктивного поведения (тяга к курению, воровству, обмануть и т.д.). Младшие подростки порой не дисциплинированны, энергичны, тревожны, очень активны, правда эта активность может уступить место утомляемости. Желание сохранить тайны и секреты у них соседствует с неумением хранить эти тайны и секреты от окружающих, младшие подростки часто ябедничают друг на друга, начинают давать друг другу “прозвища. У многих младших подростков наблюдается завышенная самооценка своих возможностей (“я все могу сделать сам”), эгоистическое самоутверждение, при котором ребенок радуется, если у одноклассника неприятности, если одноклассник оказался униженным или менее успешным чем он. Младшие подростки очень ранимы и обидчивы. Очень любят младшие подростки бравировать вещами, предметами, нарядами, которые есть только у них, но отсутствуют у остальных товарищей. Сейчас мы наблюдаем, как среди младших подростков идет разделение в классах на детей обеспеченных родителей и на детей из малообеспеченных семей (это особенно ярко проявляется в городах), на первое место ставится богатство, а не знания. Весьма активно в младшем подростковом возрасте идет формирование “малых групп”.

Нельзя не упомянуть и вопрос о взаимоотношениях между младшими подростками и учителями. Положение учителя само по себе не гарантирует уважительного отношения со стороны младших подростков, и наставник должен обладать определенными качествами и вести себя определенным образом, чтобы заслужить такое к себе уважение. От того, как учитель, сможет проявить себя при работе с младшими подростками, зависит их отношение к нему в процессе дальнейшего обучения в школе. Строгость нужна, но ее следует сочетать с настойчивостью, вежливостью и занимательностью изложения нового материала.

Для работы с коллективом , средний возраст учеников в котором-10-12 лет, нужно учитывать следующее:

По мнению ученого А.П. Краковского возрастные особенности младшего подростка можно охарактеризовать следующим образом:

  1.  потребность в достойном положении в коллективе сверстников, в семье;
  2.  повышенная утомляемость;
  3.  стремление обзавестись верным другом;
  4.  стремление избежать изоляции, как в классе, так и в малом коллективе;
  5.  повышенный интерес к вопросу о “соотношении сил” в классе;
  6.  стремление отмежеваться от всего подчеркнуто детского;
  7.  отсутствие авторитета возраста;
  8.  отвращение к необоснованным запретам;
  9.  восприимчивость к промахам учителей;
  10.  переоценка своих возможностей, реализация которых предполагается в отдаленном будущем;
  11.  отсутствие адаптации к неудачам;
  12.  отсутствие адаптации к положению “худшего”;
  13.  тенденция предаваться мечтаниям;
  14.  боязнь осквернения мечты;
  15.  ярко выраженная эмоциональность;
  16.  требовательность к соответствию слова делу;
  17.  повышенный интерес к спорту;
  18.  увлечение коллекционированием, увлечение музыкой и киноискусством.

I.1.2. Средний и  старший подростковый возраст (12-15 лет).

Как и любой другой, подростковый возраст “начинается” с изменения социальной ситуации развития.

Специфика социальной ситуации развития заключается в том, что подросток находится в положении (состоянии) между взрослым и ребенком — при сильном желании стать взрослым, что определяет многие особенности его поведения. Подросток стремится отстоять свою независимость, приобрести право голоса. Избавление от родительской опеки является универсальной целью отрочества. Но избавление это проходит не путем разрыва отношений, отделения, что, вероятно, тоже имеет место (в особых случаях), а путем возникновения нового качества отношений. Это не столько путь от зависимости к автономии, сколько движение к все более дифференцированным отношениям с другими.

Все то, к чему подросток привык с детства — семья, школа, сверстники, — подвергаются оценке и переоценке, обретают новое значение и смысл. “Вызов взрослым — не столько посягательство на взрослые стандарты, сколько попытка установить границы, которые способствуют их самоопределению”

Таким образом, в социальной ситуации развития подростка появляется принципиально новый компонент — отчуждение, т. е. дисгармония отношений в значимых содержательных областях. Дисгармония проявляется в деятельности, поведении, общении, внутренних переживаниях и ее совокупным результатом являются сложности при “врастании” в новые содержательные области. Дисгармония отношений возникает тогда, когда подросток выходит из привычной, комфортной для него системы отношений и не может еще войти (врасти) в новые сферы жизни. В таких условиях подросткам необходимы те качества, отсутствием которых они и характеризуются.

Для подросткового кризиса, рубежом которого, как правило, является 13 летний возраст, существуют как внешние, так и внутренние (биологические и психологические) предпосылки.

К внешним относятся:
1. Изменение характера учебной деятельности:
а) многопредметность,
б) содержание учебного материала представляет собой теоретические основы наук,
в) предлагаемые к усвоению абстракции вызывают качественно новое познавательное отношение к знаниям.
2. Отсутствие единства требований: сколько учителей, столько различных оценок окружающей действительности, а также поведения-ребенка, его деятельности, взглядов, отношений, качеств личности. Отсюда — необходимость формирования собственной позиции, эмансипации от непосредственного влияния взрослых.
3. Введение общественно-полезного труда в школьное обучение приводит к появлению у подростка переживания себя как участника общественно-трудовой деятельности.
4. Появление новых требований в семье — реальной помощи по хозяйству, ответственности.
5. Изменение положения ребенка в семье — с ним начинают советоваться. Расширение социальных связей подростка — предоставляется возможность для участия в многогранной общественной жизни коллектива.

Наличие внутренних биологических предпосылок объясняется тем, что в этот период весь организм человека выходит на путь активной физиологической и биологической перестройки.

Кардинально перестраиваются сразу три системы: гормональная, кровеносная и костно-мышечная. Новые гормоны стремительно выбрасываются в кровь, оказывают будоражащее влияние на центральную нервную систему, определяя начало полового созревания. Выражена неравномерность созревания различных органических систем. В кровеносной системе — мышечная ткань сердца опережает по темпам роста кровеносные сосуды, толчковая сила сердечной мышцы заставляет работать не готовые к такому ритму сосуды в экстремальном режиме. В костно-мышечной системе — костная ткань опережает темпы роста мышц, которые, не успевая за ростом костей, натягиваются, создавая постоянное внутреннее неудобство. Все это приводит к тому, что повышаются утомляемость, возбудимость, раздражительность, негативизм, драчливость подростков в 8—11раз.

Негативной фазе становления подростка свойственны тревога, беспокойство, противоречивость чувств, диспропорции в физическом и психическом развитии, агрессивность, снижение работоспособности, меланхолия и т. д. Позитивная фаза наступает постепенно и выражается в том, что подросток начинает ощущать близость с природой, по-новому воспринимать искусство, у него появляется мир ценностей, потребность в интимной коммуникации, он испытывает чувство любви, мечтает и т. д. (И. С. Кон).

Выделено четыре вида наиболее ярких интересов подростка, называемых доминантами:

“эгоцентрическая доминанта” — интерес подростка к собственной личности;

“доминанта дали” — установка подростка на обширные, большие масштабы, которые для него гораздо более субъективно приемлемы, чем ближние, текущие, сегодняшние;

“доминанта усилия” — интерес подростка к сопротивлению, преодолению, волевым напряжениям, которые иногда проявляются в упрямстве, хулиганстве, борьбе против воспитательного авторитета, протесте;

“доминанта романтики” — интерес к неизвестному, рискованному, к приключениям, к героизму.

Подростки проявляют негативизм по отношению к взрослым (учителям), трагически переживают ситуации невключенности в группу сверстников (если все против меня — я против всех), надеются на неопределенное светлое будущее, бравируют своей независимостью, приверженностью материальным интересам, испытывают потребность в общении.

 

Интенсивное развитие абстрактного мышления приводит к изменению способов мышления, его социализации.

В результате изменяются взгляды на окружающую действительность и на самого себя. Поведение подростка становится для него той реальностью, в которой он начинает оценивать себя как то, что он есть на самом деле. Активное формирование самосознания и рефлексии рождает массу вопросов о жизни и о себе.

Постоянное беспокойство “какой я?” вынуждает подростка искать резервы своих возможностей. Интерес к себе чрезвычайно высок. Происходит открытие своего внутреннего мира. Внутреннее “Я” перестает совпадать с “внешним”, что приводит к развитию самообладания и самоконтроля.

Вместе с осознанием своей уникальности, неповторимости, непохожести на других подросток часто испытывает чувство одиночества. С одной стороны, растет потребность в общении, с другой — повышается его избирательность, появляется потребность в уединении.

Подростки особенно чувствительны к особенностям своего тела и своей внешности, постоянно сопоставляют свое развитие с развитием сверстников. Специфическим для них является фиксация на реальных или воображаемых недостатках. Описывая себя, подросток часто употребляет выражения: “некрасивый”, “неумный”, “безвольный” и др. Важно, насколько его тело соответствует стереотипному образу маскулинности (мужественности) или феминности (женственности). Подростки часто становятся жертвами так называемого синдрома дисморфомании (страх или бред физического недостатка).

Подросток стремится осмыслить свои права и обязанности, оценить свое прошлое, обдумать настоящее, утвердить и понять самого себя. Формируется стремление быть и считаться взрослым. Чувство взрослости как проявление самосознания является стержневым, структурным центром личности.

Особенности самосознания и самооценки проявляются в поведении. При заниженной самооценке подросток стремится к решению самых простых задач, что мешает его развитию. При завышенной (что довольно редко встречается в этом возрасте) он переоценивает свои возможности, стремится выполнить то, с чем не в состоянии справиться.

I.2. Процесс формирования коммуникативных способностей в подростковом возрасте.

В подростковом возрасте общая мотивация подростка смещается на общение. Здесь возникают конфликты, происходит переоценка ценностей, удовлетворяется потребность в признании и стремление к самоутверждению. Доминантная потребность в общении формулируется следующим образом: “Научиться общаться”, “Научиться лучше понимать друг друга”. Сверстники рассматриваются как источник безопасности и поддержки.

Потребность в общении со сверстниками актуализирует проблему уверенного поведения. Современные подростки часто теряются в провокационных, задевающих, угрожающих ситуациях, выбирая либо подчинение, либо ответную агрессивность. Другой тип ситуаций, в которых у подростков преимущественно преобладает неконструктивный стиль поведения, — это ситуации, когда самому подростку или другому человеку нужна поддержка.

В половине ситуаций коммуникативный стиль подростков уверенный, вторая же половина ситуаций показывает подавляющее преобладание зависимого поведения над агрессивным.

Характерна жесткая поляризация сверстников, строящаяся на следующих оппозициях “хороший — плохой”, “за меня — против меня”, а также — небрежность и агрессия. Примерно 40 % подростков демонстрируют негативное отношение к сверстнику, 30%— положительное, 30%— нейтральное.

Наблюдается следующая динамика мотивов общения со сверстниками: в 12—13 лет подростку важно занять определенное место в коллективе сверстников. Содержание общения младших подростков сосредоточивается вокруг процессов учения и поведения — лидер среди сверстников тот, кто лучше учится и правильно себя ведет, положительный образ является ведущим. В 14—15 лет доминирует стремление к автономии в коллективе и поиск признания ценности собственной личности в глазах сверстников. Содержание общения фокусируется на вопросах личностного общения, индивидуальности — наиболее привлекательной становится личность “интересная”, “сильная”, “особенная”. У многих подростков оказывается фрустрированной потребность “быть значимым” в их среде.

Примерно с 12 лет у подростков начинает интенсивно развиваться личностная и межличностная рефлексия, в результате которой они склонны видеть причины своих неудач, конфликтов или успехов в общении в особенностях собственной личности. Появляется способность брать ответственность на себя за успешность своего общения с окружающими.

В отношениях мальчиков и девочек исчезает непосредственность. Появляющееся у подростка чувство взрослости толкает его к освоению “взрослых” видов взаимодействия, в том числе с противоположным полом. Возникающий интерес к другому полу у младших подростков часто проявляется неадекватно. Мальчики начинают “задираться”, “приставать” и пр. Девочки чаще всего, понимая причины таких действий, не обижаются, демонстрируя, что не обращают внимание на это. У старших подростков возникает стеснительность, напряженность, скованность.

Принципиальное сходство у подростков новых потребностей, стремлений, переживаний, требований к отношениям с взрослыми и товарищами способствует развитию отношений со сверстниками. У подростка формируются ценности, которые больше понятны и близки сверстнику, чем взрослым. Общение с взрослыми уже не может целиком заменить общения со сверстниками. В подростковом периоде происходит становление различных по степени близости отношений, которые подростками четко различаются: могут быть просто товарищи, близкие товарищи, личный друг. Общение со сверстниками все больше выходит за пределы учебной деятельности и школы, захватывает новые интересы, занятия, отношения и выделяется в самостоятельную и очень важную для подростка сферу жизни. У подростка очень ярко проявляется, с одной стороны, стремление к общению и совместной деятельности со сверстниками, желание жить коллективной жизнью, иметь близких товарищей, друга, с другой - не менее сильное желание быть принятым, признанным, уважаемым товарищами. Это становится важнейшей потребностью. Данная потребность порождает разного рода не формальные объединения подростков - субкультуры, которые могут быть

-просоциальные, или социально-положительные- экологические общества, культурологические и общественно-политические организации;

-асоциальные (стоящие в стороне от социальных проблем, со своими узкогрупповыми ценностями) - «фанаты», «рокеры», «металлисты», «брейкеры»

-антисоциальные, или социально-отрицательные - криминогенные группировки.

Все эти стихийные группы являются следствием постоянного поиска себя и своих единомышленников.

Типичная черта подростковых и юношеских групп — чрезвычайно высокая конформность. Яростно отстаивая свою независимость от старших, подростки зачастую абсолютно некритически относятся к мнениям собственной группы и ее лидеров. Неокрепшее, диффузное «Я» нуждается в сильном «Мы», которое, в свою очередь, утверждается в противоположность каким-то «Они». Причем все это должно быть грубо и зримо.

Страстное желание быть «как все» (а «все» — это исключительно «свои») распространяется и на одежду, и на эстетические вкусы, и на стиль поведения. Такое противоречие — когда индивидуальность утверждается через единообразие — может тревожить юношей. «Я часто думаю, чем же мы «свои», что у нас общего? Мы отличаемся от других своей манерой одеваться, то есть не похожи на «других». Но при этом как две капли воды похожи друг на друга. Одни и те же диски слушаем, одинаковыми словами выражаем свой восторг или неприязнь, одни и те же слова говорим девчонкам...»

Тем не менее это единообразие тщательно поддерживается, и тому, кто рискует бросить ему вызов, приходится выдерживать нелегкую борьбу. Чем примитивнее сообщество, тем нетерпимее оно к индивидуальным различиям, инакомыслию и вообще непохожести.

Следует отметить, что коммуникативные черты и стиль общения юношей и девушек не совсем одинаковы. Это касается и уровня общительности, и характера аффилиации.

На первый взгляд мальчики во всех возрастах общительнее девочек. С самого раннего возраста они активнее девочек вступают в контакты с другими детьми, затевают совместные игры и т. д. Чувство принадлежности к группе сверстников и общение с ними для мужчин всех возрастов значительно важнее, чем для женщин.

Однако различия между полами в уровне общительности не столько количественные, сколько качественные. Хотя возня и силовые игры приносят мальчикам громадное эмоциональное удовлетворение, в них обычно присутствует дух соревнования, нередко игра переходит в драку. Содержание совместной деятельности и собственный успех в ней значат для мальчиков больше, чем наличие индивидуальной симпатии к другим участникам игры. Мальчик выбирает прежде всего интересную игру, в которой он может проявить себя; ради этого он вступает в контакт, даже если партнеры ему не особенно нравятся. Мужское общество, как и весь стиль жизни, скорее предметны и инструментальны, чем экспрессивны.

Общение девочек выглядит более пассивным, зато более дружественным и избирательным. Судя по данным психологических исследований, мальчики сначала вступают в контакты другие другом и лишь потом, в ходе игрового или делового взаимодействия, у них складывается положительная установка, появляется духовная тяга друг к другу. Девочки, наоборот, вступают в контакт главным образом с теми, кто им нравится, содержание совместной деятельности для них сравнительно второстепенно.

С ранних возрастов мальчики тяготеют к более экстенсивному, а девочки — к интенсивному общению; мальчики чаще играют большими группами, а девочки — по двое или по трое.

Разные способы социализации мальчиков и девочек, существующие во всех человеческих обществах, с одной стороны, отражают, а с другой стороны — создают и воспроизводят психологические половые различия. Причем речь идет не просто о количественных различиях в степени общительности мальчиков и девочек, но о качественных различиях в структуре и содержании их общения и жизнедеятельности.

На данном этапе времени так же довольно актуальным способом решения этой волнующей темы для подростков является интернет общение. Все более популярны становятся социальные сети, чаты, сайты, где каждый кто хочет, может высказаться и найти своего единомышленника. Американские психологи пришли к интересным выводам. Они создали специальный интернет-форум для общения подростков, и открыли, что общение подростков положительно сказывается на общем уровне их развития. В частности, общение в формате блога помогает им научиться грамотно излагать свои мысли и пересказывать тексты, а также положительно влияет на развитие навыков коммуникации и формирование правильных моделей поведения, развивает рефлексию и эмпатию. Однако, есть и другая сторона медали данного способа общения - интернет - зависимость это навязчивое желание подключиться к интернету и болезненная неспособность вовремя отключиться от интернета.

Абстрактное мышление позволяет им смотреть на себя глазами других. Подростки используют этот навык, чтобы размышлять о том, что о них думают другие. В частности, одобрение их персоны другими подростками действует на их мозг крайне положительно. Поэтому они стремятся быть одобренными в социальных сетях и самоутверждаться. Плюс развлечение в интернет сетях помогает отвлечься от будничных проблем.

Еще одна особенность общения - постоянное сравнение. Подростку легче бывает сравнивать себя со сверстниками, чем со взрослым: в таком сравнении ему виднее собственные успехи, недостатки и продвижения. Взрослый – это образец, трудно достигаемый практически, а сверстник – это мерка, позволяющая подростку оценить себя на уровне реальных возможностей, увидеть их воплощенными в другом, на которого можно прямо, непосредственно равняться.

Самооценки подростка легко формируются в общении со сверстником. Здесь имеют место наблюдения, подражания, разговоры о своих качествах, поступках, отношениях. В подростковом возрасте представления о себе расширяются и углубляются, возрастает самостоятельность в суждениях о себе, но дети очень различаются по степени знания себя и адекватной самооценки. У многих подростков она завышена, и уровень их притязаний к родителям, учителям, сверстникам выше реальных возможностей. Нередко на этой основе у подростков возникает ощущение несправедливого отношения к нему, непонятости. Поэтому они могут быть аффектированно обиженными, подозрительными, недоверчивыми, часто агрессивными и всегда – чрезвычайно чувствительными к оценочным суждениям в их адрес.

II. Развитие коммуникативных способностей у подростков в творческом коллективе.

II.1. Закономерности общения в творческом коллективе

Наиболее высокие успехи в воспитании и образовании достигаются в тех случаях, когда работа личности над собой осуществляется на фоне коллективной деятельности. Наличие в коллективе общих интересов и целей оказывает существенное влияние на становление мотивационной сферы личности каждого студента.

Когда учащиеся погружаются в поток коллективной деятельности, тогда открываются такие стороны человеческой индивидуальности, которые при других условиях не могут быть обнаружены. В настоящем коллективе личность не растворяется, а, наоборот, находит условия для выявления своих лучших сторон.

Известно, что коллективная познавательная деятельность влияет на личность учащихся, повышает интерес к обучению, развивает организаторские и творческие способности, формирует общественную направленность личности и эффективно ориентирует на педагогическую профессию.

Для становления коллектива необходима совместная деятельность, в которой могут быть созданы ситуации, требующие коллективного напряжения, преодоления. Это помогает раскрыть в личности качества, порой неожиданные для нее самой.

О необходимости опыта жизни в коллективе писала Н.К. Крупская, объясняя это тем, что только коллектив помогает уничтожить в себе чувство беззащитности и одиночества.

А.С. Макаренко много размышлял и неоднократно писал об огромной роли коллектива и его воздействии на формирование идеалов и целей будущих специалистов. Он считал, что хорошим мастером можно стать только в хорошем коллективе и основными характеристиками позиции личности в коллективе являются самостоятельность, ответственность, активность.

Выдающийся педагог и ученый В.А. Сухомлинский называл коллектив определяющей силой в формировании личности, существующий как множество индивидуальностей и отмечал, что педагогическая идея коллектива является почвой для роста педагогического мастерства каждого его члена.

Изменения в социальной сфере сегодня особым образом отражаются и на определении коллектива, соответствующем новой эпохе. Если в понимании развитости личности на первый план вышли такие категории, как совесть, нравственность, гуманизм, доброта, свобода и ответственность, то аналогичное должно произойти и в понимании коллектива: теоретически и практически личность и коллектив самым тесным образом связаны друг с другом.

Латинское слово «коллективус» переводят по-разному: сборище, толпа, совместное собрание, объединение, группа. В любом случае это группа людей. Но всякую ли группу можно считать коллективом?

В педагогической литературе под понятием «коллектив» принято понимать объединение воспитанников или учащихся, отличающихся рядом важных признаков, к которым относятся:

– общая социально значимая цель;

– общая совместная деятельность для ее достижения;

– отношения взаимной ответственности между членами коллектива;

– организация органов самоуправления, где члены коллектива являются субъектами совместной деятельности и отношений.

Кроме вышеназванных признаков коллектив отличается и другими очень важными особенностями, которые отражают психологический климат, атмосферу в отношениях между его членами. К ним относится сплоченность, характеризующая взаимопонимание, защищенность, «чувство локтя», причастность к делам коллектива. В хорошо организованных коллективах проявляются взаимопомощь, взаимоответственность, доброжелательность и бескорыстие, здоровая критика и самокритика, соревнование. Группа формально сотрудничающих людей может обходиться без этих качеств, коллектив без них теряет свои преимущества.

В коллективе, обладающим всеми перечисленными признаками, формируется особая система отношений к труду, к людям, к своим личным и общественным обязанностям. В дружном, сплоченном коллективе система отношений определяется разумным сочетанием личных и общественных интересов, умение подчинять личное общественному. Такая система формирует ясную и уверенную позицию каждого члена коллектива, знающего свои обязанности, преодолевающего субъективные и объективные препятствия.

Современные танцевальные коллективы отличает стремление к развитию индивидуальности. В связи с этим руководителю нужно использовать самые разные способы и средства, чтобы создать наилучшие условия для этого (поручать как можно большему количеству участников группы исполнение сольных эпизодов и номеров, поощрять того или иного танцора, отметив его внимание, активность, хорошее исполнение, память, чувство ансамбля и т.п.).

Творческое направление коллектива, богатство репертуара и художественных средств воплощения, дух творчества является главным фактором, способствующим раскрытию индивидуальности в ансамбле.

Идея танцевального коллектива состоит в том, что он удовлетворяет стремление к единению и вместе с тем раскрывает индивидуальные способности каждого. В этом смысле он представляет собой идеальную организацию, систему в которой центробежные силы (стремление к проявлению индивидуальности) естественно уравновешиваются центростремительными (тяга к объединению), - обе эти тенденции дополняют друг друга. Соотношение между ними складываются по-разному в каждом хоровом коллективе в зависимости от его состава, характера и особенностей участников (в их числе и педагога) и все время меняются. Происходит постоянное внутреннее движение, развитие, требующее гибкости в руководстве коллективом.

Стремясь сплотить ансамбль, как монолитный творческий коллектив, не следует забывать, что каждый его участник есть личность мыслящая, чувствующая, стремящаяся к максимальному проявлению своих способностей.

Еще В.М. Бехтерев установил, что коллектив может действовать на людей трояко: либо он будет усиливать личность и увеличивать ее возможности, либо она останется безразличной к коллективу, либо коллектив выступит в роли тормоза для проявления потенций личности. Каков будет результат взаимодействия - зависит от исходных установок, как коллектива, так и личности.

На пути продвижения к коллективу обычно проходит ряд этапов, включающих не только прогрессивные изменения, но и своеобразные кризисы.

Влияние коллектива на становление личности может быть непреднамеренным: внушать, заражать примером поведения, интересов, оценок и т.д.; или специально организованным: в виде просвещения, убеждения или критических высказываний и требований к личности.

С.Б. Елканов перечисляет несколько коллективообразующих факторов:

– познавательная деятельность, которая является средством интеллектуального развития;

– опыт преднамеренных упражнений в организаторской деятельности и осознание его необходимости.

– коллективный контроль и оценка его результатов.

Для успешной деятельности коллектива большое значение имеет его сплоченность, понимаемая как ценностно-ориентационное единство, в котором отражается степень совпадения мнений членов группы по отношению к наиболее значимым для нее объектам. Сближение оценок в профессиональной и нравственной сфере сопровождается ростом эмоциональной привязанности члена коллектива к его делам, ростом внутригрупповых коммуникаций.

Психологами замечено, что такие черты личности как общительность, хорошая работоспособность, способность к эмпатии положительно влияют на успешность совместной деятельности, в то время как подозрительность, самоуверенность и авторитарность препятствуют ей.

Деятельность танцевального коллектива имеет ряд особенностей, которые оказывают существенное влияние на формирование артистизма личности будущего танцора. Из множества информации по этому поводу можно тезисно выделить следующие выводы:

– совместная коллективная деятельность творческого танцевального класса развивает общественно ценные чувства: товарищества, дружбы, взаимопомощи и сотрудничества;

– творческий коллектив является могучим фактором нравственного совершенствования личности: если коллектив хорошо организован, то его влияние на формирование личности исключительно сильно;

– сплоченный коллектив отличает единство во мнениях взглядах, установках;

– на успешное развитие коллективных взаимоотношений оказывает влияние стиль руководства и способы общения в коллективе, наиболее предпочтительным из которых является демократический;

– обучение педагогическому общению предполагает обязательное развитие рефлексии, эмпатии, использование вербальных и невербальных средств общения;

– процесс общения в танцевальном коллективе строится по нескольким направлениям: между каждым танцором отдельно , между коллективом и педагогом, между  коллективом и зрительным залом;

– профессионально-ориентированная деятельность, общность творческих поисков и решений художественно-педагогических задач обеспечивают микроклимат, в котором развивается, формируется и реализуется личность;

– творческая атмосфера в учебном творческомколлективе, которая базируется на принципах сотрудничества, сотворчества оказывает влияние на формирование артистизма личности будущего педагога-музыканта.

II.2.Методы развития коммуникативных способностей у детей на базе творческого (хореографического)коллектива.

Свою основную педагогическую цель в процессе организации экспериментальнорй работы следует видеть в формировании коммуникативных способностей школьников средствами искусства, формирование у них индивидуальных самостоятельных творческих способов действий. При формировании коммуникативных способностей школьников надо исходить из необходимости развития индивидуальности и стремления в процессе творческого общения с ними, понять особенности их внутреннего мира, мотивы их отношений к деятельности, их потенциальные творческие возможности.

Ученые выделяют два уровня развития способностей: отражательно-репродуктивный и отражательно-творческий. Человек, находящийся на первом уровне, обнаруживает высокую умелость усваивать знания, овладевать деятельностью и осуществлять ее по образу. На втором уровне он способен создавать новое, оригинальное. Человек в процессе овладения знаниями и умениями, в процессе деятельности переходит с одного уровня на другой, соответственно изменяется и структура его способностей.

Условия формирования способностей у детей:

1.Знание во всех отношениях ребенка, учет его сил и возможностей в различных предметах, видах деятельности. Это позволит обнаружить уровень развития как общих, так и специальных способностей. Важно следить за темпами развития и характера овладения знаниями и деятельностью, что характеризует способность.

2.Правильное сочетание обучения с трудом и различными видами деятельности. Проба сил в разнообразных видах деятельности (направлениях и жанрах творческой деятельности) имеет первостепенное значение в выявлении и развитии склонностей и способностей.

3.Воспитание активности и самостоятельности у школьников, организованности и настойчивости, пытливости и критичности, без чего невозможно проявление их потенциальных сил и способностей и максимальное их развитие в деятельности.

4. Правильное сочетание общих требований с индивидуальным подходом к ребенку, особый такт в работе с ним.

Таким образом, процесс формирования коммуникативных способностей -это часть общего процесса развития личности, цель которого-создание предпосылок для творческого самоосуществления и самореализации личности. Сущность процесса формирования коммуникативных способностей личности заключается в количественном и качественном изменении данного системного свойства в целом и отдельных его элементов; движущей силой этих изменений выступают различные формы активности. Формирование коммуникативных способностей может осуществляться как экстенсивно (в процессе созревания личности, ее социобиологического развития, обучения и т.п.) и интенсивно. Интенсивный путь наиболее предпочтителен для анализируемого нами образования и предлагает использование всех возможных средств, форм и методов воспитания.

Структура коммуникативной способности рассматривается по трем аспектам: личностному, поведенческому, когнитивно-оценочному.

Коммуникативные умения и навыки входят в личностный аспект анализа коммуникативной способности.
Так, психологи гуманистического направления (А.Маслоу, К.Роджерс и др.) в понятие общительности включают: уровень эмпатии, способность быть самим собой (конгруэнтность) и способность стать на точку зрения другого человека. Если человек обладает этими качествами, то успех в общении обеспечен)

Успешность общения определяют следующие моменты:.
1. Важна положительная эмоциональная связь между партнёрами, т. е. в момент контакта партнёры должны быть положительно настроены друг к другу.
2. Должны быть удовлетворены эмоциональные потребности общающихся.
3. Важным моментом является умение понимать людей и их взаимоотношения, а это в свою очередь состоит из открытости, высокого уровня доверия и эмпатии.
4. Умение оказывать и принимать помощь.
5. Умение расширять контакты, построенные на взаимодействии и сотрудничестве.
6. Умение разрешать проблемы и кон
фликты.

Велика и ответственна роль руководителя коллектива: это не только педагог, но и музыкант, танцор, артист, способный увлечь, повести за собой, научить  мастерству, добиться незаурядного исполнения. Многое в деле воспитания творческого коллектива зависит от руководителя, его идейной одухотворенности, умения направить творческую энергию коллектива в нужное русло. Только при условии слияния усилий всего коллектива зритель вовлекается в сценическое исполнение, что приводит к возникновению самого драгоценного в искусстве - слиянию сцены и зрительного зала. Внутреннее единство приобретается в результате воспитания коллектива единомышленников, где мировоззрение и эстетические убеждения едины.

Танцевальное искусство - искусство коллективное, где залогом продуктивного творчества может быть только его творческий ансамбль, ансамбль единомышленников.

Поскольку многие виды творческой деятельности являются коллективными, то знание психологических принципов организации коллективной деятельности являются совершенно необходимыми. Это помогает учителю найти правильный стиль взаимоотношений с учениками. Психология управления творческим коллективом и умение найти с ним необходимый творческий контакт является одной из составных частей подготовки педагога. Наиболее предпочтительным для установления правильной коммуникации и гармоничного развития учеников является демократический стиль руководства коллектива, при котором педагог доверяет ученикам и общается с коллективом на равных, допуская сотрудничество, сотворчество. Сотворчество непременное условие эффективности педагогического процесса.

Если педагогическое сотворчество выступает, как вид коллективного творческого сотрудничества, то оно должно соответствовать общим требованиям коллективной деятельности, то есть в нем должны осуществляться сотрудничество, взаимовлияние, коллективные переживания, взаимный настрой, психологическое заражение, соподчиненность и опосредованность творческого процесса. Если эти требования нарушаются, то коллективность не создается.

Сотворчество - это не только открытость и настроенность участников педагогического процесса друг на друга, это способность организовать совместное творчество через определенную систему принципов:

1) увлеченность яркой, интересной, перспективной совместной деятельностью;

2) определение индивидуальных зон творческого развития коллектива и каждого его члена в отдельности;

3) общие подходы к предстоящей деятельности;

4) поиск вариантов совместных решений;

5) совместное обсуждение условий предстоящих действий в ситуации психологического равноправия студентов и педагога;

6) уважительное отношение к разнообразным подходам;

7) организация творческого обмена идеями, способами работы;

8) динамичность;

9) обеспечение возможности самовыражения;

10) целесообразная организация состязательности коллективного педагогического сотворчества.

В коллективных творческих делах крепнет группа единомышленников, возрастают творческие возможности коллектива. Надо постепенно включать в соразмышление, создавать ситуации сотрудничества, сотворчества, что создает общую эвристическую атмосферу на репетиции.

Компоненты творческой атмосферы в коллективе:

1) состав коллектива, психологическая совместимость его членов;

2) индивидуальные особенности членов коллектива (поддержание состояния мажора);

3) общность творческих поисков и педагогических проблем, то есть единомыслие;

4) доброжелательные отношения между членами коллектива;

5) наличие лидеров, основное их качество - самоотдача;

6) высокая трудовая дисциплина, которая обеспечивает здоровую рабочую атмосферу.

Творческий труд коллектива, прежде всего, опирается на деятельность и общение.

PAGE   \* MERGEFORMAT 1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

20328. Основные тенденции развития русского театра 60-70-х годов XX века 62.5 KB
  Соцреалистический диктат сказался и на театре. От постановщиков требовали сдачу спектакля по частям это вело к мелочной опеке над авторами вносило нервозность в театральные коллективы и затягивало постановку новых спектаклей. Театры ставили в сезон не более 23 новых пьес.
20329. Освещение современного спектакля 59 KB
  Различные виды декорационного оформления требуют соответствующих приемов освещения. Плоскостные живописные декорации требуют общего равномерного освещения которое создается осветительными приборами общего света софиты рампа переносные приборы. Спектакли оформленные объемными декорациями требуют местного прожекторного освещения создающего световые контрасты подчеркивающего объемность оформления. При использовании смешанного вида декорационного оформления соответственно применяется смешанная система освещения.
20330. Реализм в европейской и русской культуре Х!Х века (литература, музыка, театр, живопись) 5.61 MB
  Культура России во второй половине 19 века План 1. Развитие просвещения и науки Отмена крепостного права и рост небывалыми темпами производительных сил самым непосредственном образом сказались на развитие культуры во второй половине 19 века. К концу века успехи в деле народного обучения были очевидны.
20331. Английский и испанский театр эпохи Возрождения 223.5 KB
  Вершиной испанской драматургии стало творчество Лопе де Вега художника глубоко народного великолепного мастера сценической интриги населившего сотни своих пьес бесчисленным множеством типов легко узнаваемых в тогдашней Испании и ставших достоянием всего человечества. Новаторской драматургией можно назвать творчество Лопе де Вега 15621635 написавшего сотни пьес в годы когда в Испании свирепствовала инквизиция. Пьесы Лопе де Вега стали достоянием человечества но вершиной театрального искусства эпохи Возрождения является...
20332. От античности до наших дней (техническое оборудование сцены и искусство театра) 52 KB
  найти Бояджиева Театр от греч. thйatron место для зрелищ зрелище тип архитектурной постройки предназначенной для театральных представлений. Первые театральные здания появились предположительно в VI в.
20333. Художественные течения в Западной Европе и в России конца XIX- начала XX века 199.5 KB
  В это время еще жили и работали крупнейшие мастера и преобразователи европейского искусства XIX в. Бельгийский живописец и скульптор Константин Менье 1831 1905 обращаясь к теме рабочего класса и выдвигая ее на передний план искусства осознает значимость труда рабочих и трагическую участь трудового человека. Они сделали попытку романтического бегства от действительности в €œцарство красоты€ в изображение высших потусторонних сущностей и идеализированное невозвратное прошлое €œМир искусства€ и др. Многие в своих экспериментах по...
20334. Античный театр 435.5 KB
  Поэтому драматическая поэзия все без исключения трагедии и комедии в Греции писались стихами смогла отодвинуть на второй план другие литературные жанры и на целый век стать жанром господствующим. Давали обязательно три трагедии и одну сатировскую драму т. Если эпоха архаики наиболее плотно выразила себя в лирике то классическая Греция проявила себя в аттической трагедии – жанре в наибольшей степени отвечающем духу античной культуры. В греческой трагедии нашла выражение такая эстетическая категория как катарсис то есть очищение...
20335. АКТУАЛЬНОСТЬ И ПРОБЛЕМАТИЧНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ ТЕХНИКИ. ОБЩИЕ ЗАДАЧИ, МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ИДЕЙНЫЕ ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ ТЕХНИКИ. ФИЛОСОФИЯ ТЕХНИКИ В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ 54 KB
  ОБЩИЕ ЗАДАЧИ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ИДЕЙНЫЕ ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ ТЕХНИКИ. ФИЛОСОФИЯ ТЕХНИКИ В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ. Причины современного повышенного акцентированного внимания к феномену техники.
20336. ПОНЯТИЙНЫЕ ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ ТЕХНИКИ. ПРОБЛЕМА ОБЪЕДИНЯЮЩЕГО ПОНИМАНИЯ ТЕХНИКИ. УЗКОЕ И ШИРОКОЕ ПОНИМАНИЕ ТЕХНИКИ И ФИЛОСОФИИ ТЕХНИКИ. ПРОБЛЕМА ФУНКЦИЙ ТЕХНИКИ И ОБЪЕКТА ТЕХНИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЙ. ОБЪЕДИНЯЮЩЕЕ ПОНИМАНИЕ ТЕХНИКИ 72 KB
  ПРОБЛЕМА ОБЪЕДИНЯЮЩЕГО ПОНИМАНИЯ ТЕХНИКИ. УЗКОЕ И ШИРОКОЕ ПОНИМАНИЕ ТЕХНИКИ И ФИЛОСОФИИ ТЕХНИКИ. ПРОБЛЕМА ФУНКЦИЙ ТЕХНИКИ И ОБЪЕКТА ТЕХНИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЙ.