96850

Правила редакционно-издательского оформления выделений

Курсовая

Журналистика, издательское дело, полиграфия и СМИ

Не все перечисленные объекты выделений встречаются в каждом издании. Однако почти в любой книге можно встретить какие-либо из них. В зависимости от типа книги, от ее сложности, в тексте может встретиться большее или меньшее количество разнородных объектов выделений. Количество, характер и значение в издании различных объектов выделений...

Русский

2015-10-11

3.17 MB

6 чел.

PAGE   \* MERGEFORMAT2

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИЗДАТЕЛЬСКО-ПОИГРАФИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»

Курсовая работа

По дисциплине: Корректура

Тема: Правила редакционно-издательского оформления выделений

Выполнил студент 322 группы

Филиппова В. А.

Проверил преподаватель

Маркова Ю.В.

Санкт-Петербург 2015

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение……………………………………………………………………3

1.Выделения. Виды выделений………...…………………………………4

1.1. Внутритекстовые заголовки………………………..………..............6

1.2. Логические усиления………………………………………………….9

1.3. Мнемически-справочные выделения………………….……………..10

1.4. Структурные выделения……………………………..…………….….13

1.5. Структурно-рубрикационные выделения…………………………....17

1.6. Структурно-технические выделения………………………………....18

2. Приемы выделений……………………………………………………....19

2.1. Шрифтовые приемы выделений………………………………………20

2.2. Нешрифтовые приемы выделений……………………………………21

2.3. Комбинированные приемы выделений……………………………….28

3. Общие требования к использованию приемов выделения……………29

Заключение………………………………………………………………….30

Список используемой литературы………………………………………...31

Приложения…………………………………………………………………32

Рецензия преподавателя с оценкой………………………………………..37


Введение

В данной работе мы рассмотрим выделения: их виды, приемы выделений, общие требования к использованию в конкретных книжных изданиях.


1. Выделения

Выделения — это элементы текста (буквы, слова, словосочетания) оформленные иначе, чем основная его часть, что и выделяет их в этом тексте, делая самыми заметными. Обычное назначение выделений заключается в том, чтобы обратить внимание читателя на данное слово или место. Наряду с этим следует указать, что в отдельных случаях объекты, т. е. отдельные части текста, подлежащие выделению, достаточно разнообразны. При этом характер выделяемых объектов в ряде случаев носит специфический характер для отдельных типов книжной продукции. Так, например, для учебно-педагогической литературы (в частности, для учебников иностранных языков) весьма характерны выделения отдельных составляющих частей слова (окончания, основы и т. д.), для научно-технической литературы — выделения в тексте терминов и условных обозначений и т. д.

Если подойти к рассмотрению объектов выделений, начиная с наиболее простых и кончая наиболее сложными, то можно разбить их на несколько групп. Эти группы следующие:

1) условные обозначения;

2) цифровые материалы;

3) словарно-грамматические объекты (части слов в учебниках и словарях);

4) порядковые номера;

5) термины;

6) имена;

7) логические ударения в контексте предложения;

8) основные выводы и формулировки;

9) цитаты;

10) различные материалы (документы, письма);

11) таблицы, вывода, формулы.

Не все перечисленные объекты выделений встречаются в каждом издании. Однако почти в любой книге можно встретить какие-либо из них. В зависимости от типа книги, от ее сложности, в тексте может встретиться большее или меньшее количество разнородных объектов выделений. Количество, характер и значение в издании различных объектов выделений оказывают определенное влияние на их оформление. Внешне однообразный текст издания оживает, становится выразительным, как только в нем появляются выделения.

Виды выделений

По назначению и роли в издании различают следующие виды выделений:

1) внутритекстовые (скрытые в тексте) заголовки;

2) логические усиления;

3) мнемически-справочные выделения;

4) структурные выделения;

5) структурно-рубрикационные выделения;

6) структурно-технические выделения.


1.2. Внутритекстовые (скрытые в тексте) заголовки

Скрытый в тексте заголовок, или внутритекстовой заголовок, — выделенное каким-либо образом слово или словосочетание внутри фразы основного текста, которое, по сути, является заголовком, обозначающим тему сравнительно небольшого текстового фрагмента (см. пример на с.32)

Как заголовок его используют:

а) в изданиях с очень большим числом ступеней рубрикации (10 и более);

б) в изданиях с форточками, требующими введения подчиненных заголовков;

в) в изданиях с мелкими подпараграфами.

Цели внутритекстовых заголовков:

1) заострить внимание читателя на главнейших местах книги, взятых в конкретном контексте;

2) компенсировать нехватку оформительских средств для того, чтобы лучше различать заголовки разных ступеней;

3) использовать единственную возможность выразить подчиненность заголовков форточкам;

4) увеличить емкость печатного листа благодаря тому, что заголовки не выделены в отдельные строки с отбивками от текста.

5) облегчить пользование книгой и ее конспектирование;

6) систематизировать текст и избегнуть неправильного усвоения материала;

7) облегчить запоминание и повторение.

Такой заголовок относится к самой нижней ступени рубрикации.

К подобным заголовкам прибегают только тогда, когда число ступеней очень велико и все остальные формы заголовков уже использованы или когда издание надо сделать компактным (на выделенный из текста заголовок уходит либо часть строки при наборе его в подбор с основным текстом, либо одна или несколько строк, которые занимает он и отбивка его от текста при наборе в разрез текста). Для внутритекстовых рубрик более всего подходят полужирное начертание (рубрики высшего ранга) и курсив или разрядка (рубрики низшего ранга). Из двух последних сильнее подчеркивает рубрику разрядка (в общем массиве текста она заметнее, чем курсив), и, если не препятствуют другие соображения (например, желание разграничить выделения разного вида), ее и нужно предпочесть: внутритекстовые рубрики должны быть самыми заметными, помечая не отделенные друг от друга части плана так, чтобы это бросалось в глаза читателю.

Если надо выделить внутритекстовые рубрики трех ступеней (не только высшего и низшего ранга, но еще и промежуточного), то возможно использование шрифта строчного жирного начертания (высший ранг), полужирного строчного (средний ранг) и светлого строчного в разрядку (низший ранг). Приводимое определение почеркивает, что целевая установка внутритекстовых выделений в основном заключается в том, чтобы фиксировать внимание читателя на тех или иных элементах текста издания. Выделяя какое-либо предложение, понятие или крупный участок текста, оформитель сосредотачивает внимание читателя на том или ином материале, рассматриваемом в системе конкретного контекста.

Подходя к вопросу оформления внутритекстовых выделений, необходимо подчеркнуть особую важность учета роли и значения выделений в издании, о которых здесь говорилось, и зависимость выбора и построения системы выделения от типа издания в целом; конкретное значение выделений в конечном итоге определяется типом издания. Недоучет значения выделений, недоучет зависимости выделений от типа издания приводит к серьезным ошибкам формалистского порядка, нашедшим свое выражение как в практической работе, так и в соответствующей литературе по оформлению книги. В текстах учебных и справочных выделения - внутритекстовые рубрики очень желательны. В учебниках эти выделения, обозначая переход к повой подтеме, помогают читателю выявить план текста и лучше удержать в памяти все его содержание (благодаря графически усиленным опорам текст легче свертывается в общую смысловую схему и увереннее воспроизводится). В справочниках выделенные внутритекстовые рубрики упрощают и убыстряют поиск нужных сведений.

В изданиях производственного характера, инструкциях и т. п., к которым читатель обращается нередко для того, чтобы разыскать какое-либо описание или объяснение, выделять внутритекстовые рубрики - значит действенно помогать читателю.

По-видимому, нецелесообразно выделять внутритекстовые рубрики, когда смысловые части очень мелки и их много. Большое число выделений, во-первых, ослабляет выразительность каждого из них, а во-вторых, несколько осложняет свертывание прочитанного текста в сокращенную смысловую схему и его запоминание с помощью этой схемы: слишком уж большой получается она. В подобных случаях рациональнее выделять внутритекстовые рубрики только старшего ранга, возглавляющие крупные смысловые части.


1.2. Логические усиления

Это слова или словосочетания, подчеркиванием которых без помощи слов уточняют смысл фразы таким образом, чтобы она могла быть истолкована только так, как нужно автору, а не иначе. Порой одно логическое усиление может заменить несколько многословных фраз. Словесно выразить то же самое было бы неэкономно или сложно (см. пример на с. 32).

Благодаря логическим усилениям читатель точно понимает, что хотел выразить автор, втягивается в активную мыслительную работу, поскольку ему приходится домысливать то, что словесно не высказано, истолковывать суть логического акцентирования.

И все же выделять слово или словосочетание для того, чтобы сделать на нем логическое ударение, надо очень осмотрительно, только тогда, когда это действительно поможет читателю понять текст более глубоко и более точно. Слишком частые логические усиления, однако, ослабляют их воздействие на читателя и осложняют чтение.

Логические усиления выделяются курсивом (чаще) или разрядкой. Резко выпячивать логически акцентируемые слова нет нужды, так как замечать их читателю надо только по ходу чтения.


1.3. Мнемически-справочные выделения

Это, во-первых, выделение терминов, имен, названий, дат (см. пример на с. 33). Такие выделения помогают читателю прочно их запомнить и быстро находить в массиве текста страницы. Это, во-вторых, выделение слов и словосочетаний — опорных смысловых пунктов содержания (см. пример на с. 33) текстовой части (например, параграфа). Такие слова и словосочетания выполняют роль своеобразных заголовков сверхфразовых единств текстовой части. Каждый из них замещает содержание фрагмента текста, свертывает его до выделенного слова (словосочетания). Отражая план текста, они в то же время помогают читателю удерживать в памяти его содержание, а когда понадобится, восстанавливать его, развертывая во всех деталях или большей их части. Это, в-третьих, выделение правил, законов, важнейших положений. Оно не дает читателю проскочить мимо самого важного в тексте, заставляет вдуматься в него, запомнить, а когда понадобится, вернуться к этой формулировке, быстро найти ее.

Подчеркивая термины, имена, названия, правила, мнемически-справочные выделения активизируют процесс запоминания и служат ориентиром, когда требуется навести справку.

Выбор имен и названий как объектов для мнемически справочных выделений сравнительно прост. Во-первых, имена и названия относятся к таким элементам, которые должны служить предметом специального анализа с фактической стороны, т. е. каких-либо дополнительных приемов, для того чтобы выявить их, сделать целью действий, не требуется. Во-вторых, несложны сами факторы выделения. Решающую роль играет назначение издания или его части. Если оно учебное, то все имена и названия, которые надо учащемуся запомнить, полезно графически подчеркнуть. Если справочное или такое, к которому неизбежно будут обращаться для справок (например, историографические обзоры в монографиях), то, выделив имена (названия), с которыми связаны вехи развития отрасли науки, промышленности, искусства, автор (издатель) сделает издание более удобным: даже когда читателю будет известна страница, нужное место на ней он разыщет гораздо быстрее. Выделять одно и то же имя (название) несколько раз, если оно повторяется, нет нужды. Подчеркивается оно обычно только там, где о нем можно узнать что-либо по существу. Почти то же самое характерно и для терминов.

Обобщающие выводы, правила, законы, существенные для текста определения выделять желательно в любом тексте, а в учебном просто обязательно. Читатель в этом случае не скользнет по ним взглядом, а задержится на них, вдумается в их смысл более основательно, чем в рядовые фразы текста, что, собственно говоря, и требуется.

Как объект для выделения выводы, правила, законы искать не требуется - обычно автор старается выделить их словесно. Иногда, правда, с правила, закона начинается изложение, а объяснение следует за ним. В таком случае редактору приходится в ходе чтения возвращаться к началу и мысленно отмечать для себя значение этого начала как важнейшего положения текста.

Называя, обозначая правило, вывод, закон ("Это закон", "Это вывод"), редактор не упустит их как объект для выделения. Следует сказать, что выделение выводов, правил и т. д. имеет и структурное значение.

Выделяемые термины, имена, названия набирают обычно разрядкой или курсивом. Предпочтительнее все же разрядка, как более резкий прием. Для элементов текста, которые надо искать при наведении справок, он подходит больше.

Гораздо шире возможности для выделения правил, законов, определений. Чаще всего они образуют самостоятельный абзац, что и позволяет использовать самые разнообразные приемы, в том числе набор шрифтом другой гарнитуры (например, гротесковой), или другого, повышенного кегля, или прописным. Эти элементы текста можно к тому же набрать со втяжкой, взять в рамку из линеек или отчеркнуть вертикальными линейками и т. п. Наиболее распространено выделение шрифтом полужирного начертания своей гарнитуры.

Если в тексте наряду с важнейшими правилами встречаются второстепенные, не основные, то важнейшие лучше всего выделить усиленно (например, шрифтом гротесковой гарнитуры повышенного кегля), а второстепенные - строчным полужирным шрифтом или важнейшие - строчным полужирным, а второстепенные - курсивом.

Разрядка противопоказана для выделения правил, законов и т. п., поскольку в большом массиве она затрудняет и усложняет чтение, делает некрасивой, дырявой полосу набора и снижает емкость печатного листа.


1.4. Структурные выделения

Первый вид структурных выделений — структурные выделения-вспомогательного или иллюстративного текста. Вычленяя в тексте разные слои у каждого из которых своя роль, свое назначение, такие структурные выделения помогают читателю быстро в тексте, отделять вспомогательное от основного легко находить фрагменты того слоя, который интересует читателя в первую очередь. Например, в тексте с вкрапленными в него документами (записки, приказы, распоряжения и т. п.), которые выделены графически и отличаются этим от комментаторского текста, истолкования и выводов, читателю, которому нужны только тексты документов, будет проще их найти, а читателю, которому понадобится еще раз проанализировать истолкование и выводы, не нужно будет выискивать их в массиве одинаково набранных основного и вспомогательного текста. Именно поэтому желательно выделение примеров, задач, случаев, которые призваны демонстрировать теоретические или метод, положения. В структурно сложном художественном произведении выделением одного из структурных слоев можно упростить восприятие текста читателем и усилить воздействие текста на него.

К структурным выделениям можно отнести и выделения пояснительных слов об авторской или языковой принадлежности цитат, примечаний. Главная цель таких выделений — помочь читателю мгновенно понять, чьи слова или перевод с какого языка он читает либо кто выделил слова в цитате: выделенное пояснение схватывается периферическим зрением именно благодаря его графическому отличию от текста, к которому оно относится. Это инициалы автора после слов в круглых скобках внутри цитаты - указание на то, что слова в скобках не принадлежат автору цитаты; слова после примечаний: Прим. ред.; Прим. автора; Прим. перев.; Нем. яз.; Англ. яз. и т. д. Отделяя такие слова графически от основного текста, с одной стороны - подчеркивают их пояснительный характер, не дают им затеряться в тексте, а с другой - помогают читателю мгновенно сориентироваться в том, кому принадлежит читаемый им текст или с какого языка сделан перевод (выделенные пояснительные слова сразу же схватываются периферическим зрением именно благодаря их графическим отличиям, и читатель уже с первого слова поясняемого текста знает об авторской или языковой его принадлежности, что облегчает работу с книгой).

Структурны и выделения элементов библиографической записи. Эти выделения необязательны, но многие издательства к ним прибегают. Выделяют заголовок библиографической записи — имя автора — или первое слово заглавия издания (произведения) при записи, начинающейся с заглавия. В библиографических списках с ненумерованными записями последние благодаря этому лучше отделяются друг от друга. Кроме того, по этим выделениям ведется розыск издания в библиотечном каталоге. Элементы библиографической записи выделяют чаще всего так: фамилию автора - светлым в разрядку или светлым прописным, заглавие - полужирным строчным Что же касается библиографических ссылок, подстрочных и затекстовых, то в них начальные слова чаще набирают курсивом или разрядкой, так как, во-первых, ссылки не читают насквозь, а по ходу чтения основного текста и руководствуясь их номерами-знаками ссылки, а во-вторых, переход от одной ссылки к другой в затекстовом перечне ссылок достаточно выразительно обозначен знаками ссылки - чаще всего цифрами на верхнюю линию. Выделение начальных слов в библиографических ссылках можно отнести к необязательному.

Иногда в библиографическом списке (указателе) выделяют основное заглавие, как самую информативную часть записи. Делают это в том случае, если ясно, что именно тема издания (произведения) будет в первую очередь интересовать читателя.

В языковедческих и литературоведческих текстах структурными являются выделения букв, слогов, других частей слов, а также иллюстративного речевого материала (см. пример на с. 35). Их цель — показать в структуре слова те ее части, которые автор рассматривает и характеризует, а также отделить иллюстративный текст от теоретического или методического.  Целые слова, словосочетания, фразы, представляющие собой иллюстративный или анализируемый материал в языковедческом или ином тексте, принято набирать курсивом светлым, различные части слов (приставки, суффиксы, окончания) - курсивом полужирным.

Документально-вспомогательный, иллюстративный или дополнительный материал чаще всего набирают шрифтом меньшего кегля или того же кегля, но с мелким очком; иногда курсивом (например, для имитации рукописного почерка при наборе письма или записки, если они невелики по объему, так как курсивный шрифт из-за более низкой удобочитаемости быстро утомляет зрение).

Если по значимости отделяемого материала снижать кегль нецелесообразно, используют односторонние и двусторонние втяжки. Этому может помешать только большой объем таких материалов: когда они занимают целиком страницу, втяжка не видна. Спасти положение могут отчеркивающие линейки в пробеле втяжки, но тогда требуется ручной труд.

Выручить может набор шрифтом другой гарнитуры, резко отличающейся от гарнитуры шрифта, которым набран основной текст. Подходит также набор без шпон при наборе основного текста на шпонах или, наоборот, набор на шпонах со втяжкой при наборе основного текста без шпон.

Документально-вспомогательный, иллюстративный или дополнительный материал отделять от основного текста целесообразно почти всегда, но особенно в случаях, когда этих материалов много или когда каждый такой материал значителен по объему. Редактору всегда есть смысл помечать такие материалы, чтобы в последующем решить, стоит или не стоит их отделять от основного текста. Противодействующих факторов, собственно, два - усложняются техническая подготовка рукописи и процесс набора и верстки. Зато выигрывает читатель.

Отмечать материалы как объекты для графического отделения легко: для этого при мысленном составлении плана текста полезно давать структурную характеристику: ("Это пример", "Это иллюстрация", "Это документальное доказательство" и т. д. и т. п.). Как отделить - эту задачу решает оформитель. Что отделить - показывает автор или редактор.


1.5. Структурно-рубрикационные выделения

Это выделения заголовков вспомогательно-иллюстративных текстов: примеров, задач, внутритекстовых примечаний, а также таких особых видов текста, как таблицы (см. пример на с. 34). Это типовые заголовки, которые ставят либо непосредственно перед текстом в подбор с ним для того, чтобы еще больше отделить его начало от основного текста, либо перед порядковым номером таблицы, чтобы сделать более заметным заголовок, по которому ведется поиск. Тот же смысл у выделения сокращенного обозначения иллюстрации (рис.) перед ее номером в подписи к иллюстрации.

К структурно-рубрикационным принадлежат выделения названий различных элементов издания: слова Таблица с номером в нумерованных заголовках таблиц; слова Примечание с номером в начале внутритекстовых примечаний; иногда слова Рис. с номером в подписи к иллюстрации. Цель таких выделений - отделить слова, обозначающие род материала, от текста самого материала, подчеркнуть выделением принадлежность, характер последующего текста. В известной степени выделения эти носят также рубрикационно-технический характер - обозначают начало текста определенного вида. Названия различных элементов издания, обозначающие для читателя принадлежность, характер последующего текста (таблица, примечание, рисунок), выделяют либо курсивом светлым, либо разрядкой.


1.6. Структурно-технические выделения

Это выделения символов (например, прописных и строчных букв латинского или русского алфавита) (см. пример на с. 34), чтобы упростить чтение, не дать символам слиться с остальным текстом, где такие же буквы могут быть предлогами или союзами, а кроме того, сделать их начертание одинаковым с начертанием в формулах.

Это также выделения в тексте цифровых номеров-позиций иллюстрации, являющихся условными обозначениями деталей изображения, или букв, обозначающих часть иллюстрации (отдельное изображение или точку на нем). Их выделяют, чтобы они не были приняты за обозначение количества или букву основного текста.

Символы выделяют, как правило, курсивом светлым.


2. Приемы выделения

В приемах выделения принято различать три большие группы: шрифтовые, нешрифтовые и комбинированные (смешанные) выделения.


2.1. Шрифтовые приемы выделения

Изменение рисунка (гарнитуры) шрифта. Прием наиболее подходит для структурных выделений большого объема, когда выделяемый текст (чаще всего документально-иллюстративного характера) не уступает в значении остальному тексту. Набор шрифтом меньшего размера (кегля) в таких случаях не годится, а применению втяжек мешает большой объем (если он превысит страницу, читатель может не заметить втяжки). Применять же курсив нецелесообразно из-за его сниженной удобочитаемости. Полужирный шрифт другой гарнитуры приходится применять в тех случаях, когда в гарнитуре основного текста нет шрифта полужирного начертания. Не рекомендуется смешивать различные гарнитуры, хотя этот способ выделения сразу акцентирует на себе внимание. Каждая гарнитура имеет свое неповторимое начертание, стиль и логику построения. Из-за смешивания гарнитуры возникает противостояние двух разных стилей, которое в большинстве случаев мешает адекватному восприятию.

Если же по каким-то причинам отказаться от смешивания шрифтов невозможно, обязательным условием должно стать как минимум использование гарнитур одного типографического класса.

Смешивание стилей требует огромного опыта, понимания начертаний шрифтов и знания их создания, а также непревзойденного чувства вкуса.

Изменение начертания шрифта.

1) Курсив светлый в массиве прямого (см. пример на с. 33, 35). Он особенно часто применяется в языковедческой литературе для выделения примеров (слов и предложений). Светлый курсив вполне пригоден также для выделения терминов, кратких формулировок, определений и правил в учебных и научных изданиях. В изданиях художественной литературы, особенно во внутренних ремарках в драматических произведениях, этот способ выделения более приемлем, чем разрядка или полужирный шрифт.

Менее пригоден светлый курсив для выделений крупных кусков текста (от шести и более строк) из—за меньшей, по сравнению с прямым шрифтом, удобочитаемости. Однако в документальных текстах (например, для имитации рукописных записей), в исторических, историко—литературных произведениях, мемуарной литературе выделение крупных кусков текста светлым курсивом вполне допустимо.

Крайне нежелательно применять курсив для выделения в изданиях для детей младшего возраста, в учебниках для 1—го класса и в массовой литературе, так как он затрудняет восприятие текста читателями, имеющими плохие навыки чтения. Выделение курсивом является приоритетным способом шрифтового выделения, который меньше всего тревожит общую картину набора.

2) Полужирное прямое начертание в массиве светлого прямого (см. пример на с 32, 34, 35). Полужирный прямой строчной — наиболее универсальный шрифтовой прием выделения. Он пригоден для детских книг, почти для всех учебников, словарей и справочников, для ведомственных инструкций и т.д. Однако из—за чрезмерной резкости выделения этот прием не подходит для большинства монографических изданий по искусству, а также для произведений художественной литературы.

3) Курсивное полужирное начертание в курсивном светлом (см. пример на с. 36). Полужирный курсив используют, если необходимо иметь два выделительных шрифта повышенной силы. Курсив полужирный строчной может применяться для выделения в тексте в двух случаях: если внутри фразы, выделенной светлым курсивом, нужно выделить какие—либо слова или буквы (например, в грамматических текстах), а также если все остальные простые шрифтовые приемы выделения (строчной полужирный прямой, курсив светлый) уже использованы для выделения других элементов текста (например, в учебниках по географии или в словарях).

Полужирный курсив явно не подходит для выделений в изданиях для детей дошкольного и младшего школьного возраста, в учебниках для 1—го класса и в художественной литературе, поскольку такой резкий прием выделения затрудняет восприятие текста.

4) Узкое или широкое начертание в нормальном по плотности (ширине) шрифте и наоборот.

5) Набор прописными в массиве строчного (см. пример на с. 35). Прописной шрифт — очень сильный и поэтому редко применяемый прием выделения в тексте, при небольшом интерлиньяже слова, а тем более целые строки, набранные прописными буквами, плохо читаются. Он мало пригоден для детских изданий, так как из—за резкого изменения рисунка шрифта усугубляются трудности чтения и усвоения текста. В случае крайней необходимости можно выделить прописным шрифтом не более двух—трех слов подряд. Если выделение начинается с абзаца, оно может быть воспринято как заголовок, что дезориентирует читателя.

6) Набор капителью (шрифт по высоте строчной, а по начертанию прописной) в массиве строчного. В русском алфавите капительный вариант возможен только для семи букв — а, б, е, р, с, у, ф (у остальных букв прописное и строчное начертания совпадают). В силу этого при наборе шрифтами на русской графической основе капитель мало заметна, почему и применяется очень редко. Поэтому она может быть применена либо только для сравнительно незначительных выделений, либо в текстах, предназначенных для читателей, которые хорошо владеют техникой чтения и без труда замечают даже отдельные буквенные изменения в слове или фразе. Например, в научных изданиях и вузовских учебниках капителью нередко выделяются (как в основном тексте, так и в библиографических списках) собственные имена или термины, набранные латиницей. При наборе же шрифтом латинского алфавита выделение капителью (оно считается несколько слабее выделения курсивом) вполне оправдано, так как в латинском алфавите капительных букв не семь, как в русском, а 16 (А, В, С, D, Е, F, G, Н, I, К, L, M, N, Р, R и Т). Кроме того, капитель — подходящий способ выделения имен действующих лиц в изданиях драматических произведений.

7) Выделение жирным шрифтом. Из-за чрезмерной резкости встречается в книгах очень редко, только в связи с особым замыслом оформления. Может встречаться в рекламах.

Изменение размера (кегля) шрифта:

1) Набор шрифтом меньшего кегля (обычно на две ступени меньшего, чем кегль шрифта основногооснов текста: кг. 8 в кг. 10; кг. 6 в кг. 8; кг. 7 в кг. 9 и т. п.). Применяется для выделения вспомогательно-второстепенного текста, причем при большом объеме набора шрифтом мелкого кегля увеличивают интерлиньяж); например, при наборе кг. 8 интерлиньяж увеличивают на 2 п., чтобы не ухудшить условия чтения.

2) Набор шрифтом увеличенного кегля по сравнению с кеглем шрифта основного текста (обычно на две ступени большего, чем кегль шрифта основного текста: кг. 12 в кг. 10; кг. 10 в кг. 8 и т. п.). Применяется для выделений правил, законов, главных положений.


2.2. Нешрифтовые приемы выделения

Увеличение межбуквенных просветов-разрядка (см. пример на с. 32, 35). Прием подходит для скрытых в тексте заголовков, логических усилений, мнемически-справочных и структурных выделений отдельных слов и словосочетаний, когда нужно разнообразить приемы, по-разному оформляя различные виды выделений. Разрядка действенна только тогда, когда разряженное слово или группа слов находится в окружении неразряженного текста. Может быть эффективно применена как способ выделения в уже выделенном тексте. Но при большом числе выделений разрядкой многословных словосочетаний она снижает не только удобочитаемость текста, но и емкость печатного листа, а также теряет свое качество выделения и только вносит хаотичность и неряшливость в общую полосу набора. Ошибкой также считается разряжать строчки не потому, что существует необходимость выделения, а для того, чтоб выровнять длину строк по отношению к друг другу.

Разрядка непригодна в следующих случаях: если издание предназначено для малоподготовленного читателя (издания для детей младшего возраста, учебники для 1—го класса); если необходимо выделить целые предложения (определения, формулировки, правила), так как в этом случае сильно снижается скорость чтения; в стихотворных текстах, где разрядка может нарушить ритм чтения.

Втяжки одно- и двусторонние (см. пример на с. 36). Прием используют для структурных выделений небольшого объема, когда выделяемый текст не уступает по значению остальному, а выделять шрифтом другой гарнитуры или начертания нежелательно. Ширина втяжки должна заметно (хотя бы в два раза) превышать ширину абзацных отступов. Втяжки левосторонние — удачный прием выделения примечаний, введенных в основной текст и набираемых шрифтом того же кегля, что и основной текст, примеров в учебниках, цитат в научной и научно—популярной литературе и т.д. Размер втяжки должен превышать установленный в данной публикации абзацный отступ по крайней мере на одну кегельную ширину.

Втяжки двусторонние крайне редко применяются в простых по изложению и по форме текстах, так как левосторонний отступ — это уже достаточный ориентир при чтении и просмотре любых текстов.

Восклицательный и вопросительный знаки в круглых скобках. Этими знаками, уже потерявшими значение пунктуационных, выделяют обычно в тексте цитаты предшествующее слово или словосочетание, помогая выразить к ним свое отношение в знаковой, а не словесной форме. Восклицательным знаком в круглых скобках подчеркивают свое согласие с такими словами цитируемого текста или их одобрение, а вопросительным — свое сомнение в словах цитируемого, несогласие с ними или их ошибочность.

Знак ударения над словом. Он необходим для логического усиления, без чего фраза может быть прочитана неверно, не в соответствии с тем значением, которое хотел передать ею автор.

Линейки подчеркивающие, отчеркивающие и обрамляющие. Подчеркивающие линейки могут быть использованы взамен шрифтовых выделений, когда последних не хватает для оформления различных видов выделений.

Вертикальные отчеркивающие линейки (см. пример на с. 36). применяют в сочетании с втяжкой для структурных выделений большого объема, когда выделяемый текст занимает целые страницы и одна втяжка может быть не замечена читателем. Выставлять отчеркивающие линейки на полях не рекомендуется из—за усложнения верстки полос. Поэтому вертикальные линейки обычно ставят в пробеле, образуемом втяжкой. Отчеркивающие линейки можно ставить с одной или с двух сторон выделяемого текста.

В обрамляющие линейки заключают обычно правила, законы, важнейшие положения для более сильного подчеркивания их значения. Выделяемый текст может быть отчеркнут линейкой с одной стороны — слева, с двух сторон — слева и справа, может быть заключен в рамку. Во всех случаях между линейками и текстом необходим заметный пробел — не меньше половины кегля применяемого шрифта. Без таких пробелов линейки недостаточно заметны, а примыкающий к ним текст хуже читается. также доходчивый и достаточно эффективный прием выделения, так как он в некоторой степени имитирует способ выделения, применяемый самим читателем, когда тот отчеркивает на полях ряд строк текста, имеющих для него особое значение. Наиболее приемлем этот способ выделения для усиления примеров, отдельных особо значимых цитат, различных формулировок или правил, подчеркнутых автором, и т.п.

Орнаментальные рамки (см. пример на с. 35) применяют так же, как и обрамляющие линейки, для более сильного выделения и в соответствии с общим стилем оформления. очень эффективный прием выделения. Но слишком частое повторение рамок снижает их эффективность. Рамки могут применяться в формульных текстах для выделения особо значимых формул, а также в некоторых учебниках (например, по математике, физике, химии) для основных законов и правил, в детских книгах и букварях для выделения ударных слов или отделения друг от друга рисунков и фрагментов текста и т.д.

Увеличение или уменьшение интерлиньяжа (междустрочного интервала). Может быть использовано для структурных выделений большого объема, чаще всего эти тексты набирают без увеличенного интерлиньяжа при наборе остального текста с увеличенным интерлиньяжем. При этом следует учитывать ограничения в кегле шрифта и объем выделенного текста, установленные стандартами

Отбивки-пробелы (обычно в сочетании с втяжкой или другими приемами). Это лишь дополнительное средство выделения, цель которого — сильнее отделить выделяемый текст от основного.

Печать другим цветом или на цветной плашке (см. пример на с. 36). Этот сильный прием целесообразен только в том случае, если не ухудшает условий чтения, не снижает удобочитаемости текста. ГОСТ 29.127—96 требует в книжных изданиях для детей при печати выделений цветными красками набирать их шрифтом кегля на 2 п. больше кегля шрифта основного текста и не разрешает печатать их на цветном, сером фоне, на многокрасочных иллюстрациях. При печатании в две или несколько красок целесообразно использовать цвет и для выделений в тексте, причем допустимы различные варианты: можно, например, печатать выделяемые отрывки текста другой краской, заключать их в цветную рамку, помещать на цветном фоне. Для различных вариантов необходимо и неодинаковое цветовое решение. Так, для печатания выделяемого текста подходит только цвет, заметно отличающийся от черного цвета основного текста и вместе с тем отчетливо видимый на белой бумаге, например, красный, некоторые оттенки коричневого. Для рамок хороши яркие, интенсивные тона. Для фоновых плашек— бледные, не забивающие черный цвет шрифта, но все же достаточно заметные на белой бумаге. Вместе с тем сочетание цветов должно быть гармоничным, чтобы не создавать неприятной для глаз резкости и пестроты.

Выворотка. Сильный способ: текст образуется пробельными элементами (белый шрифт на черном или цветном фоне). Выворотка снижает удобочитаемость текста, и прибегать к ней нужно очень осторожно, используя главным образом для текстов небольшого объема, например, для немногострочных правил, законов и т. п., когда оправдан набор шрифтом, кегль которого больше кегля шрифта основного текста.


2.3. Комбинированные приемы выделения

Они представляют собой комбинацию шрифтовых приемов с нешрифтовыми. Например, курсив вразрядку, набор шрифтом меньшего кегля, или другой гарнитуры, или другого начертания в сочетании со втяжкой и т. д. Сочетания могут быть самыми разнообразными. Комбинированными являются и сочетания между собой разных шрифтовых приемов или разных нешрифтовых приемов. Эта группа не может быть подвергнута точному классификационному анализу. Сюда относятся те виды внутритекстовых выделений, которые до последнего времени иногда определялись терминами «акцентировка», а чаще—«конструктивные выделения».

Следует, однако, отметить, что правильно построенное комбинированное выделение не является механическим соединением шрифтовых и нешрифтовых выделений. Комбинированные выделения представляют собой новую форму выделения и приобретают особое значение в книжной практике в силу свойственных им особенностей. В конструктивных выделениях часть смысловой нагрузки переносится на графику, на конструкцию. Каждое комбинированное выделение может быть разложено на отдельные приемы (шрифтовые и нешрифтовые), составляющие это выделение; при этом может быть дан конкретный анализ значения каждого приема, использованного в данном выделении.


3. Общие требования к использованию приемов выделения

Первое такое требование —объект каждого вида выделять по-своему. Цель — помочь читателю легко, сразу отличать один вид выделенного объекта от других. Например, если термины набраны вразрядку, то имена лучше выделить курсивом светлым.

Различать выделительными приемами целесообразно такие объекты, как скрытые в тексте заголовки, логические усиления, термины, имена, названия. Когда же они встречаются в тексте вместе и средств для выделения объекта каждого вида по-своему не хватает, то одинаково выделять предпочтительно такими парами: скрытые в тексте заголовки и термины, имена и названия.

Второе требование —применять выделения последовательно. Это значит, что, решив выделить, например, имена и названия, нельзя одни из них выделять, а другие того же типа и значения оставлять не выделенными или, выбрав для выделения, напр., имен светлый курсив, нельзя какие-то из них набирать вразрядку.

Соблюдать последовательность в использовании приемов выделения, особенно в сложных изданиях, помогает спецификация, определяющая их систему. Благодаря спецификации не нужно рыскать по оригиналу для того, чтобы узнать, каким приемом раньше выделялся такой же элемент текста. Кроме того, по спецификации, представляющей систему выделений в сжатой, наглядной форме, эту систему проще совершенствовать, разнообразя различные приемы для различных видов выделений и используя всю гамму возможностей типографики.

В каждом конкретном издании число способов выделения в разумных пределах ограничивается — слишком сложная система выделений в тексте вызывает излишнее напряжение читателя.


Заключение

Рассмотрев тему редакционно-издательского оформления выделений, можно сделать следующие выводы: во-первых, основным моментом, определяющим систему и оформление выделений, является тип книги, так как в конечном счете им определяется все оформление. Во-вторых, всегда надо помнить, что любое выделение в тексте тревожит равномерность набора и тем самым уменьшает комфорт прочтения и как следствие, восприятие информации. Поэтому во всех неоправданных случаях от выделения следует отказаться. Любое выделение, также как и его степень, должно быть логически обоснованным. В-третьих, очень желательно использовать спецификации выделений и одинаковые по значимости элементы выделять определенным видом выделения. Все выделяемые элементы необходимо привести к единообразной форме.  Несомненно, что наиболее важные с объекты выделений должны быть и оформлены путем применения наиболее ярких, броских приемов выделения, второстепенные же — могут быть оформлены при помощи менее заметных приемов. В-четвертых, нередко наряду со смысловой значимостью выделений формально-графические особенности объектов выделений оказывают известное влияние на выбор системы выделений.

Таким образом, мы пришли к выводу, что перед применением какого-либо выделения необходимо провести анализ: подходит ли он для данного книжного издания, необходим ли он по смыслу в тексте или можно обойтись без него, действительно ли эту рубрику нужно выделить как первой значимости, или как второстепенной. Учитывая все эти аспекты, можно создать текст, который будет помогать читателю более легко и правильно воспринимать информацию, а не наоборот.


Список используемой литературы

Мильчин А. Э., Чельцова Л. К. Справочник издателя и автора: Редакционно-изд. оформление издания. —  М.: Олимп: ООО «Фирма «Изд-во АСТ», 1999. – 688 с.

Добкин С. Ф. Оформление книги. Редактору и автору. 2-е издание, переработанное и дополненное. — М.: Книга, 1985. – 208с.

http://www31.ru/book/intratext-allocation/


Приложения

Внутритекстовые выделения.  Полужирный шрифт. История России. Орлов А.С.

Логическое выделение. Разрядка. Сочинения. Том 2. Лермонтов М.Ю.

Термины. Курсивный шрифт. Экономический сказочный словарь. Смирнова Т.В.

 Опорные смысловые пункты содержания текстовой части. Курсивный шрифт. Экономический и валютный союз ЕС: Международный аспект. Буторина О. В.

Важнейшие положения. Полужирный шрифт. Инструкция машиниста

Структурно-рубрикационное выделение таблиц. Полужирный шрифт.Электронные библиотеки:

перспективные методы и технологии, электронные коллекции

Структурно-технические выделения. Полужирный шрифт.  Разработка функциональных схем автоматизации при проектировании автоматизированных систем управ-ления процессами пищевых производств. Лаврищев И.Б., Кириков А.Ю.

Структурные выделения. Курсивный, полужирный шрифты, прописные, разрядка.  Выделение частей слова. Толковый словарь русского языка. Под ред. Д. Н. Ушакова.

Прописной в массиве строчного. Невидимки. Ч.Паланик.

Обрамляющая рамка. Курсивный шрифт. Методы решения интегральных уравнений: Справочник.  Манжиров А.В., Полянин А.Д.

Втяжки с двух сторон. Полужирный курсивный шрифт.  Фармаэкономическая оценка влияния терапии нолипрелом на бремя артериальной гипертонии.

Печать на цветной плашке. Вертикальная отчеркивающая линейка.  При распечатке на ч/б принтере получилась выворотка. BrandBook Ростелекома


Рецензия преподавателя с оценкой


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

72146. Понятие и принципы уголовно-процессуального права 36 KB
  В наибольшей степени регламентирована правовыми нормами уголовно-процессуальная деятельность. Это обусловлено, с одной стороны, тем, что из всех правонарушений именно преступления представляют наибольшую опасность для общества и особенно важно их раскрытие и наказание виновных...
72147. Стадии уголовного процесса 26.5 KB
  Процессуальные стадии это сменяющие друг друга части ступени развития юридического процесса. Так в уголовном процессе обычно выделяют следующие стадии: возбуждения уголовного дела; предварительного расследования; подготовки к судебному разбирательству; судебного разбирательства; кассационного рассмотрения...
72148. Володимир Володимирович Маяковський 79 KB
  Маяковському, щоб описати краще сучасників, необхідно було вчитися майстерності. І він вирішує покинути ряди партії, щоб знаходитися на легальному становищі. Першим ділом береться за живопис, навчається у Жуковського. Через рік починає освоювати рукоділля у Келіна.
72149. Основные виды специальных ПР-мероприятий 42 KB
  Товар на выставке можно показать в действии рассказать о нем подробно и именно так как хотите вы. Показ нового только что созданного вами изделия на коммерческой выставке простой и дешевый способ запустить его в производство найти покупателей идеи или инвесторов.
72151. Архивное хранение документов и дел 29.39 KB
  Система хранения информации стала формироваться одновременно с системой делового письма. Первая опись датирована 1288 годом. (Ипатьевская летопись) В период приказов места хранения документов не были стабильными.
72152. Движение документов в организации 19.21 KB
  Порядок движения документов в организации выделяются несколько этапов: Экспедиционная обработка документов поступающих в организацию. Предварительное рассмотрение документов службой ДОУ. Организация рационального движения документов внутри организации.
72154. Документоведение. Развитие делопроизводства на Руси 17.42 KB
  В древнем Вавилоне появились первые международные договоры написанные на глиняных табличках использовались эти договоры в дипломатии и торговли. Первые Русские договоры на Руси относятся к 913 году Князь Олег и 945года Князь Игорь Договор касался Подорожной грамоты для купеческий кораблей.