96852

Отношение современной молодёжи к религии и религиозным обрядам

Курсовая

Социология, социальная работа и статистика

Религия как одна из форм общественного сознания в исследованиях зарубежных и отечественных авторов. Религии и конфессии современной России. Эмпирическое исследование отношений современной молодёжи к религии. Характеристика методов исследования. Анализ результатов эмпирического исследования.

Русский

2015-10-11

104.5 KB

4 чел.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского

Институт педагогики и психологии

Факультет технологии и дизайна

Кузнецова Елена Николаевна

Отношение современной молодёжи к религии и религиозным обрядам

Курсовая работа

по психологии

по направлению 050100.62 «Педагогическое образование»

профиль «Изобразительное искусство»

Руководитель, к. психол. н., доцент                  ____________ И.И. Бражникова

Студент                                                                 ____________ Е. Н. Кузнецова

Брянск 2015

Содержание

   Введение………………………………………………………………………

Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы отношения современной молодёжи к религии и религиозным обрядам……………………………

1.1. Религия как одна из форм общественного сознания в исследованиях зарубежных и отечественных авторов……………………………………….

1.2. Религии и конфессии современной России……………………………

Выводы по первой главе……………………………………………

Глава 2. Эмпирическое исследование отношений современной молодёжи к религии………………………………………………………………………

2.1. Характеристика методов исследования…………………………

2.2. Анализ результатов эмпирического исследования…………………

Выводы по второй главе………………………………………………….

   Заключение…………………………………………………………………

    Список использованной литературы…………………………………

Введение

Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы отношения современной молодёжи к религии и религиозным обрядам

1.1. Религия как одна из форм общественного сознания в исследованиях зарубежных и отечественных авторов

  Что такое религия? Единого определения нет, и потому в ходу у исследователей буквально сотни дефиниций. Большая часть из них относится к социологическим, психологические же определения практически просто отсутствуют. И для этого есть определенные основания: по мнению П. Бергера, например, принятие какого-то определения религии  является делом вкуса. В социологии религии Бергер считается видным специалистом, повлиявшим на развитие этой дисциплины. Ему удалось уловить важные тенденции развития религии, показать влияние социокультурных факторов (в первую очередь религии) на экономическое поведение, политическую жизнь и т.д. Социологическая теория религии была сформулирована им в книге "Священная завеса" (1967).

По мнению Бергера, на протяжении большей части человеческой истории религия играла важную роль в конструировании людьми социальной реальности и выступала эффективным средством "легитимации" (объяснения и оправдания социального порядка). Религия, которую Бергер определяет как "священный космос" или "космизацию в священном модусе", выступает в качестве "священной завесы", защищающей человека от аномии, хаоса, потери собственной личности и легитимирующей на трансцендентальном уровне существующий социальный порядок. "Священное" понимается им в духе феноменологической традиции как "качество таинственной и вызывающей благоговение и страх силы, отличной от человека, и все же обращенной к нему, которая, как полагают, пребывает в некоторых объектах". Этим качеством могут наделяться люди, животные, камни, пространство и время. Оно может воплощаться как в простых духах, так и в великих Богах. "Священное" понимается им как особый мир, весьма отличный от реалий повседневной жизни, и нечто экстраординарное, таящее опасность и угрозу. С одной стороны, "священное" противостоит "профанному" или "светскому" (как он называет все то, что в сконструированном человеком мире не имеет священного характера), а с другой – хаосу. Религия, согласно Бергеру, служит для поддержания реальности того социально сконструированного мира, в рамках которого люди существуют в повседневной жизни. Легитимирующая функция религии проявляется также и в интеграции в единый исчерпывающий "номос" данного общества всех "маргинальных ситуаций" (мир снов, фантазий, столкновение со смертью и т.д.), в которых "реальность повседневной жизни" ставится под сомнение, и поэтому необходима их легитимация в терминах священной реальности.

Изучением вопросов религии занимались и другие учёные, например, Э. Дюркгейм, который стремился охватить определениями религии едва ли не все системы, признаваемые «религиозными», включая теистические и нетеистические системы верований. В своей книге "Элементарные формы религиозной жизни" (1912) Дюркгейм определил религию как унифицированную систему верований и практик, связанных со священными предметами, то есть предметами обособленными и запрещёнными, — верований и практик, которые объединяют в одном единственном нравственном сообществе, называемом церковью, всех тех, кто придерживается их.

Дюркгейм считал религию наиболее фундаментальным социальными институтом человечества, породившим все остальные социальные формы; «религия дала жизнь всему существенному в обществе». Именно религия дала человечеству сильнейшее чувство массового сознания. Социолог рассматривал религию как силу, возникшую в обществах охотников и собирателей, как средство, заставившее людей действовать по-новому и ощущать некую скрытую, приводящую их в движение силу. Со временем, когда эмоции получали символизированную форму, а взаимодействия приобретали ритуальный характер, религия стала более организованной, что привело к дихотомии «священное — мирское». При этом Дюркгейм считал, что религия постепенно утрачивала значение, поскольку её вытесняли наука и культ индивид. Для Дюркгейма религия и общество по существу тождественны: религия – это само общество в символической форме, в некоей проекции; реальность, символически выраженная религией, это сама социальная реальность. В религиозном культе общество поклоняется самому себе как явлению высшего порядка, возвышающемуся над отдельным человеком или суммой отдельных индивидов, к которой оно несводимо. В религиозной форме выражается единство, солидарность социальной общности.

Однако такой социологический подход, несомненно, носит слишком общий и не вполне точный характер. Другую позицию занимал М. Вебер, считавший, что религия как социальное явление проявляется в религиозном поведении людей, руководствующихся соответствующим типом мотивации, анализ которой особенно необходим как для понимания религии, так и для классификации ее разновидностей. В его творчестве социологическая наука впервые столкнулась с выявлением тесной связи между религией и общественной, прежде всего экономической организацией жизни людей. В работе "Протестантская этика и дух капитализма" (1904) Вебер впервые устанавливает связь между религией и экономикой. Он показывает, как воздействуют религиозно-этические установки на характер и способ осуществления экономической деятельности, на ее мотивацию и как те или иные типы ведения хозяйства изменяют религиозно-этические принципы. Он стремится доказать, что именно религиозные убеждения, религиозная этика оказались основными стимулами развития капиталистической экономики и обеспечили формирование таких черт личности как трудолюбие, бережливость, расчетливость, честность, активность. Вебер считал религию одной из центральных движущих сил общества. Он  предложил социально-эволюционную модель развития религии, показав, что в общем случае общества движутся от мистических верований, к политеизму, затем к пантеизму, монотеизму и, наконец, этическому монотеизму. Он писал, что такого рода эволюция следовала за стабилизацией экономической системы общества, которая сделала возможной профессионализацию, и за развитием духовенства как сословия. Иерархия божеств сформировалась под влиянием разделения общества на группы, в то время как процесс централизации власти предопределил успех концепции единого всемогущего бога.

Изучением вопросов религии занимались и отечественные авторы, большинство которых считало себя марксистами, например, такие как Л. Я. Штернберга и В. Г. Богораз. Религия, по Штернбергу, согласно его книге «Первобытная религия в свете этнографии» (1936) – одна из форм борьбы за существование в тех ситуациях, где собственные усилия человека, его способности и силы интеллекта оказываются бесполезными. Становление религии начинается, по мысли Штернберга и Богораза, с вполне естественного одушевления и антропоморфизации природы. Возникает представление о всеобщей ее одушевленности, разумной и волевой. Постепенно формируется идея множественности душ, дуализм духа и тела, духа и материи.

С оригинальной "авторитарной" теорией возникновения религии выступил А. А. Богданов. Согласно этой теории вера в раздельное существование души и тела образовалась по аналогии с отношениями вождя-организатора и рядовых общинников в условиях патриархально-родового быта. Религия произошла из почитания предков-организаторов и руководителей, которых общественное сознание превратило в божества.

В. К. Никольский, в популярной книге о происхождении религии, указывает, что зачатки религии проявляются у неандертальцев и связаны они с первыми ритуалами погребения. На представлениях Никольского о первобытной религии лежит, как это вообще свойственно советскому религиоведению 1930-х годов, печать анимистической теории.

В послевоенный период наиболее крупный вклад в изучение ранних форм религии внес С. А. Токарев. Он отказался от анимистической теории своих предшественников и показал, что такие явления как анимизм, фетишизм, магия не следует рассматривать в качестве самостоятельных форм религии. Помимо него, изучением происхождения религии занимались и такие авторы, как  Д. М. Угринович, который считал наиболее древней формой религии первобытную магию – совокупность верований и действий, с помощью которых люди пытаются воздействовать на окружающий мир, и Ю. И. Семенов, по словам которого религия возникла не в процессе размышления над причинами природных или социальных явлений, а в ходе практической деятельности и попыток "во что бы то ни стало" обеспечить достижение желаемых результатов.

Предложенные исследователями определения можно разделить на два типа - содержательные и функциональные.

 Содержательные определения отмечают в религии, прежде всего веру в духовные существа или сверхъестественную реальность либо проводят разграничение между священным и профанным аспектами в восприятии реальности. Определения такого рода имеют в виду традиционные формы религиозности. Изучение религиозности, исходя из такого определения, заключается в выяснении специфики религиозных проявлений и их отличия от всего того, что не относится к религии, в изучении различных типов таких проявлений и их объединении по религиозному признаку.

 Функциональные определения представляют религию как совокупность представлений о конечных проблемах, как символическую систему, составляющую сердцевину основополагающих ценностей жизни. Изучение религии с этих позиций включает все, что играет роль такого рода смыслоположений, будь то традиционные религии, национализм, астрология или новые культы.

 Различия в подходах не исключают возможности дать все же самое общее и с социологической точки зрения приемлемое определение.

 Религия - это форма общественного сознания, выражающая определенные идеи и регулирующая общественные отношения, существующая в виде системы норм и предписаний поведения человека в обществе.

Для более полного представления о том, что такое религия, необходимо обратиться к вопросу о её структуре. Выявить структуру какого-либо предмета или явления — значит определить, из каких элементов состоит этот предмет и как эти элементы между собой взаимосвязаны. Структура любой религиозной системы включает следующие компоненты:

-сознание;

-деятельность;

-организационные структуры;

-опыт.

 Религиозное сознание можно определить как отражение действительности в фантастических образах. Оно включает в себя представления, учения, верования, доктрины и другие компоненты. Центральным, объединяющим элементом религиозного сознания является религиозная вера. Вера — это особое психическое состояние, которое возникает в условиях дефицита точной информации и способствует эффективной деятельности индивида. Когда ситуация изменяется и появляется дополнительная информация о ложности или истинности предмета веры, вера может исчезнуть или укрепиться. Вера выступает важным фактором интеграции личности, группы, стимулом решимости и активности людей.

 Религиозная вера отличается рядом существенных особенностей. Она предполагает существование гипостазированных обьектов (Бог, ангелы, черти), возможность общения с этими объектами, возможность наступления мифологических событий, реальность событий, символом которых являются религиозные действия, сверхъестественную силу авторитетов (служителей культа, учителей, святых, пророков и т.д.).

 В религиозном сознании можно выделить два уровня: обыденный и концептуальный. Обыденное религиозное сознание представляет собой совокупность образов, представлений, стереотипов, установок, иллюзий, настроений и чувств, привычек и традиций, которые являются отражением условий жизни людей в обычной обстановке.

На концептуальном уровне религиозное сознание выступает как специально разрабатываемая, систематизированная совокупность понятий, идей, принципов, концепций. Она включает в себя учение о Боге, мире и человеке, интерпретацию основных сфер общественной жизни в соответствии с принципами религиозного мировоззрения, религиозную философию. Религиозное сознание является основным элементом религии. Все остальные элементы по форме и по содержанию зависят от него.

 Религиозная деятельность проявляется в культовых и внекультовых видах. Важнейшим видом религиозной деятельности является культ, который является средством сплочения религиозной группы. Целью культа является коммуникация с сакральным миром, воспроизведение религиозных образов, идей и символов, продуцирующих соответствующие переживания. В ходе совершения культовых действий происходит определенная динамика психологических состояний. К видам культовой практики относятся ритуальные действия, богослужение, обряды, проповедь, молитва, религиозные праздники, паломничества. В процессе культового действа звучат тексты Священного Писания, молитвы, песнопения. К культовым средствам относятся храмовая архитектура, живопись, скульптура, музыка, различные предметы (крест, свечи, жезл, церковная утварь, священническое облачение). Средства и способы культовой деятельности имеют символическое значение. Важное значение имеет почитание священных мест и объектов. Выделяются специальные сакральные области и структуры, отделенные от обычного пространства физическими, ритуальными и психологическими барьерами.

 К внекультовой деятельности относится теологическая разработка и систематизация религиозного учения, преподавание богословских дисциплин, участие в работе религиозных структур, административная деятельность, миссионерство й пропаганда религиозных взглядов.

 Религиозные организационные структуры. Последователи определенного вероисповедания составляют религиозную общность, включающую разнообразные структуры. Строение  организации определяется традицией, нормами церковного права и уставом, апостольскими правилами и др.  К основным видам религиозных организаций относится церковь, секта, деноминация.

1. Церковь представляет собой широкое объединение, принадлежность к которому, как правило, определяется традицией. Церковь построена по иерархическому принципу и характеризуется открытым членством.

2. Секта возникает как оппозиционное по отношению к другим религиозным направлениям течение. Для членов секты характерны претензии на исключительность своей веры, психология избранности и тенденция изоляционизма. Лидерство в секте устанавливается по харизматическому принципу.

3. Деноминации свойственен акцент на «избранности» членов, признается возможность духовного возрождения каждого верующего. Действует принцип строго контролируемого членства, предписывается особая активность в религиозной сфере.

 Религиозный опыт - это ощущение и осознание контакта с иной, божественной реальностью. Переживание религиозного опыта, как правило, захватывает ум, эмоции, ценности и отношения человека, включает ощущение чуда, святости и глубины, может быть связано с усвоением нового миропонимания.

Религия как сложное общественное образование выполняет разнообразные функции в обществе.

1. Мировоззренческая — наполняет жизни верующих неким особым значением и смыслом.

2. Коммуникативная — обеспечивает общение верующих между собой, общение с богами, ангелами (духами), душами умерших, святыми, которые выступают как идеальные посредники в обыденной бытовой жизни и в общении между людьми. Общение осуществляется, в том числе, и в обрядовой деятельности.

3. Компенсаторная, или утешительная, психотерапевтическая, также связана с её мировоззренческой функцией и обрядовой частью: суть её состоит в возможности религии возмещать, компенсировать человеку его зависимость от природных и социальных катаклизмов, удалять ощущения собственного бессилия, тяжёлые переживания личных неудач, обид и тяжести бытия, страх перед смертью.

4. Регулятивная — обеспечивает осознание индивидом содержания определённых ценностных установок и нравственных норм, которые вырабатываются в каждой религиозной традиции и выступают своеобразной программой поведения людей.

5. Интегративная — позволяет людям осознавать себя как единую религиозную общность, скреплённую общими ценностями и целями, даёт человеку возможность самоопределиться в общественной системе, в которой имеются такие же взгляды, ценности и верования.

6. Политическая — позволяет лидерам различных общностей и государств использовать религию для объяснения своих действий, сплочения либо разделения людей по религиозной принадлежности в политических целях.

7. Культурная —  позволяет религии воздействовать на распространение культуры группы-носителя (письменность, иконопись, музыка, этикет, мораль, философия и т. п.)

8. Дезинтегрирующая —  позволяет религии разъединенять людей, для разжигания вражды и даже войн между разными религиями и вероисповеданиями, а также внутри самой религиозной группы.

 Рассмотрим типологию религий.

 Типологизацию и классификацию религий можно делать по разным основаниям.

 По основанию историко-культурному (хронологическому) все известные религии делятся на два типа:

- архаические религии (тотемизм, анимизм, фетишизм);

- религии цивилизованных обществ (индуизм, буддизм, христианство и др.).

 По основанию теистичности (наличия или отсутствия в них идеи Бога):

- дотеистические (буддизм);

- теистические (иудаизм, христианство, ислам и др.).

 Существует разделение религий по составу пантеона на:

- политеистические, т.е. религии, в которых налицо почитание нескольких богов, например древнегреческая и древнеримская религии;

- монотеистические, т.е. религии единобожия, к которым относятся иудаизм, христианство и ислам.

 По этническому основанию на:

- национальные (иудаизм, индуизм, конфуцианство, даосизм, синтоизм и др.), как видно из их названия, в значительной степени связаны с определенным народом, этносом, нацией. Причинами такого рода национальной замкнутости могут быть историческая обусловленность, геополитические условия, доктринальные причины, ярко выраженное этническое своеобразие культуры и т.д.

- мировые (буддизм, включающий два основных направления, - хинаяна и махаяна; христианство, включающее три основных направления, - католицизм, православие и протестантизм; ислам, имеющий два главных направления - суннизм и шиизм). Возникновение мировых религий - результат длительного развития политических, экономических и культурных контактов между различными странами и народами. Этнические, национальные перегородки, свойственные религиям древности, были заменены перегородками религиозными. Космополитический характер буддизма, христианства и ислама позволил им перешагнуть национальные границы, широко распространиться по земному шару и превратиться в мировые религии. Мировым религиям в большей или меньшей степени свойственна вера в единого, всемогущего, вездесущего, всеведущего Бога. Единый Бог монотеизма как бы соединяет в одном образе все те качества и свойства, которые были присущи многочисленным богам политеизма. Каждая из трех мировых религий складывалась в конкретной исторической среде, в условиях определенной культурно-исторической общности народов. Этим обстоятельством объясняются многие их характерные особенности.

 Те, кто убеждён, в том, что богов не существует, и кто отрицает существование сверхъестественного вообще, принадлежат к атеизму-мировоззрению, противоположному теизму.

 Вывод: в изучение становления и развития религии внесли большой вклад как зарубежные социологи, так и отечественные авторы; однако, в результате расхождения мнений по поводу основополагающих факторов и первопричин зарождения религии, до сих пор не представляется возможным дать термину «религия» научное исчерпывающее определение. Но, не смотря на это, религия как форма общественного сознания имеет под собой достаточно устойчивую основу, а именно: чёткую структуру, многофункциональное назначение и классификацию по разнообразным основаниям.

1.2. Религии и конфессии современной России

 В России сегодня не существует официальной статистики членства в религиозных организациях: закон запрещает требовать от граждан заявлений об их религиозной принадлежности. Таким образом, о религиозности россиян и об их конфессиональной самоидентификации можно судить лишь по социологическим опросам населения, согласно данных которых наибольший процент населения исповедует христианство. Христианство –это мировая религия, основанная на жизни и учении Иисуса Христа, описанных в Новом Завете.  Христиане верят, что Иисус из Назарета это Мессия, Сын Божий и Спаситель человечества.

В России представлены все три основные направления (конфессии) христианства — православие (41%), католицизм (0,5%) и протестантизм (0,5%).  Православие - Христианское вероучение, сложившееся в Византии как восточно-христианская церковь, в отличие от возникшего на Западе католицизма. Основу вероучения православия составляют Священное Писание (Библия) и Священное Предание. Центральный догмат православия — признание искупительного подвига Христа.  Основной принцип православного богословия не допускает выдвижения новых вероучительных идей, которые не были бы подтверждены экзегезой (толкованием) Библии и высказываниями раннехристианских авторов (Отцов церкви). Характерными чертами православия являются также представления о церкви как продолжающейся жизни Христа в людях и о церковных таинствах как реальном восприятии благодати Божьей.  В эсхатологии ожидается второе пришествие Христа, которое будет не сокрытым, а очевидным для всех и которое ознаменует собою конец человеческой истории, конец времени и воскресение мертвых. Православная аскетика направлена не столько на уничтожение желаний, сколько на их преображение переориентацию на более возвышенные, духовные объекты. Основной принцип православной сотериологии — синергия, т.е. сотрудничество человеческих усилий и Божьей благодати. Получив изначальный опыт встречи с Богом, человек должен хранить свое сердце от грехов, которые могут его лишить радости богообщения и, в конечном итоге, жизни вечной.

Католицизм - Христианское вероисповедание с церковной организацией, возглавляемой римским папой. Основой вероучения признается Священное Писание и Священное Предание. Правом толкования текста Библии наделяется только духовенство. Священное Предание образуют постановления 21-го Вселенского собора (православие признает только первые семь), а также суждения римских пап по церковным и мирским проблемам. Духовенство дает обет безбрачия - целибат, тем самым оно становится как бы причастным божественной благодати, что отделяет его от мирян, которых церковь уподобляла стаду, а духовенству отводилась роль пастухов. Церковь помогает мирянам достичь спасения за счет сокровищницы добрых дел, т.е. излишка добрых дел, совершенных Иисусом Христом, Богоматерью и святыми. Как наместник Христа на земле папа распоряжается этой сокровищницей сверхдолжных дел, распределяя их среди тех, кто в них нуждается. Эта практика, называемая раздачей индульгенций, подверглась ожесточенной критике со стороны православия и привела к расколу католицизма, появлению нового направления в христианстве — протестантизма.

Протестантизм – христианское направление, представляющее собой совокупность независимых церквей, церковных союзов и деноминаций. Протестантизм возник в Европе в первой половине XVI века как отрицание и оппозиция средневековым институтам Римско-католической церкви в ходе Реформации. Протестантизм разделяет общехристианские представления о бытии Бога, Его триединстве, о бессмертии души, рае и аде (отвергая при этом католическое учение о чистилище). Протестанты считают, что человек может получить прощение грехов верой в Иисуса Христа (верой в Его смерть за грехи всех людей и в Его воскресение из мёртвых). Христиане-протестанты верят, что Библия является единственным источником христианского вероучения, её изучение и применение в собственной жизни считается важной задачей каждого верующего. Протестанты прилагают усилия, чтобы Библия была доступна людям на их национальных языках.

Священное Предание, согласно взглядам протестантов, авторитетно настолько, насколько оно основано на Библии и подтверждается Библией. Подобный критерий характерен для оценки любых других религиозных учений, мнений и практик, включая и своих собственных. Взгляды и практики, не подтверждающиеся учением Библии, не считаются авторитетными и обязательными к исполнению.

Таким образом протестантизм определил принципиальными три положения: спасение личной верой, священство всех верующих, исключительный авторитет Священного Писания (Библии).

Как показывают данные опроса, католицизм и протестантизм развиты на территории России достаточно слабо.

Около 25% жителей России верующие, не имеющие определённой религиозной принадлежности, а 13% - приверженцы атеизма - мировоззрения, отрицающего религию как веру в сверхъестественное.  Многие из тех, кто считает себя атеистом, скептически относятся ко всем сверхъестественным существам, явлениям и силам, указывая на отсутствие эмпирических свидетельств их существования.

Мусульман в России 4,7%. Ислам - это монотеистическое религиозное направление, которое занимает по численности верующих второе место в мире после христианства. Мусульманские общины имеются более чем в 120 странах мира. Его основателем является Пророк Мухаммед (570–632 год н.э.). Первые стихи Корана он произнес в 610 году. Коран, который представляет собой священную книгу мусульман, состоит из откровений, которые приходили Пророку Мухаммеду от ангела Джибрила. Религия мусульман состоит из трех основ:

1. Иман — вера во все, что ниспослано от Аллаха (в переводе означает Бог или достойный поклонения).

2. Ислам — подчинение всем повелениям и запретам Аллаха.

3. Ихсан — соответствие друг другу языка, сердца и деяний во всех требованиях религии Ислам, то есть поклонение Творцу искренне и в совершенстве.

Считается, что сущность Аллаха непостижима для человеческого разума, что все создано Им из ничего, что все находится под Его контролем и управляется Им. Он все видит и слышит и от Его взора ничто не может укрыться. Аллах является единственным объектом поклонения, а служение Ему возвышает человека, освобождая от рабства.

Причём, около 1,7% людей исповедуют суннизм – самое мнгочисленное направление в исламе. Один из ключевых постулатов, которого должен придерживаться каждый правоверный последователь суннизма, — это признание первых четырех халифов Абу Бакра, Омара, Османа и Али. Также к числу обязательных требований к сунниту относится принятие шести канонических общепризнанных сборников хадисов, которые представляют из себя предания о Мухаммеде и его сподвижниках. Изначально хадисы существовали только в устном варианте, но с 8 века появились первые письменные записи. Как сказано выше, регулирование всех вопросов жизни суннитов происходит на основе системы правоведения (фикх), которая базируется на Коране и Сунне. Также существует Иджма, т.е. согласованное мнение авторитетных богословов по вопросам, толкование которых отсутствует в Коране и Сунне. Еще один вариант решения правоведческих споров, признанный суннизмом — кыяс (суждение о положениях не отражённых в Коране или Сунне по аналогии с установленными положениями). Необходимо отметить, что суннизм достаточно терпимо относится к местным обычаям и традициям народов, принимающих ислам. По возможности существующие устои согласовывались с положениями шариата (кодекс мусульманского права) и приравнивались к нему.

По 1% людей принадлежит к таким религиям, как иудаизм (религия еврейского народа), буддизм (религиозно-философское учение (дхарма) о духовном пробуждении, возникшее около VI века до н. э. в Древней Индии, основателем учения которого считается Сиддхартха Гаутама, впоследствии получивший имя Будда Шакьямуни), а так же к язычникам (нетеистическая религия, заключающаяся во «многобожии»).

По 0,5 % получили старообрядцы, баптисты, мусульмане-шииты, индуисты, пятидесятники, а так же представители других различных сект.

Вывод: на территории России наиболее распространённой религией является христианство, православному направлению которого отдана лидирующая позиция, нежели католицизму и протестантизму. Являясь многонациональным государством, Россия обладает широким спектром религиозных предпочтений, однако, довольно немалый процент жителей Российской Федерации отрицает веру в Бога, а четверть опрошенных  относят себя к верующим, но не могут отнести себя к  какой-то определённой религии или конфессии.


Выводы по первой главе

Религия - это форма общественного сознания, выражающая определенные идеи и регулирующая общественные отношения, существующая в виде системы норм и предписаний поведения человека в обществе. Это понятие объединяет в себе все определения религии, данные отечественными и зарубежными авторами. Однако, более полного и единственно правильного ответа на вопрос «что такое религия?» в настоящее время дать невозможно в силу субъективного отношения каждого человека к данному понятию. Но, не смотря на относительно размытое представление о понятии «религия», она обладает определённой структурой, функциями и типологией, позволяющими нам изучить её как можно глубже.

С этой целью проводиться большое колличество различных социологических опросов и тестов, позволяющих выяснить отношение людей к религии, а так же выбранный ими путь верования. Например, в России, судя по данным опроса 2012 года, верующих оказалось 83%, из общего числа которых 25% опрашиваемых не определились с тем, к какой религии они принадлежат. Большинство остальных россиян (41%) считают себя представителями православного христианства, остальные же религии и конфессии являются менее популярными, но, не смотря на это, они всё же находят своих представителей в такой многонациональной стране как Россия, где каждый человек в праве выбирать ту религию, которая, по его мнению, подходит ему больше всех.

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

30638. Интерьер как средство характеристики героя 18.61 KB
  Интерьер его домика состоящего из шести крошечных комнат говорит о том что перед нами маленький человек очевидно небогатый который не претендует на значимость любит уют. И действительно толстоногий стол заваленный почерневшими от старинной пыли бумагами говорит о том что Василий Иванович занимается работой но делает это время от времени. О том что Василий Иванович интересуется естественными науками и физическими опытами говорит сломанная электрическая машина но это увлечение осталось в прошлом так как она до сих...
30639. «Испытание любовью» как средство характеристики героя в произведениях отечественной классики 19 века 14.36 KB
  Но можем сказать что испытание любовью открыло насколько изменился Онегин.Ещё одним героем прошедшим через испытание любовью является Печорин Лермонтова Герой нашего времени. В таких случаях жизнь мстит за себя: в крепости Печорин пытается заглушить тоску сердца любовью к дикарке Бэле но очень скоро убеждается в бесплодности своих усилий.
30640. Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Родина». (Восприятие, истолкование, оценка.) 15.68 KB
  Лермонтова Родина. Ни в одном произведении Лермонтов не достигал такой поэтической ясности как в стихотворении Родина написанном в 1841 году. Родина отразила целый комплекс народных понятий и представлений сложившихся на протяжении столетий и выявившихся как разум народа в отличие от предрассудков предубеждений мгновенного настроения толпы или тех чувств которые несли на себе печать векового рабства и порабощения. И как богат этот опыт как он многосторонен как утонченно и благородно народное чувство и как велик его разум...
30641. Любовная лирика А.С. Пушкина. Чтение наизусть и анализ одного из стихотворений по выбору учащегося 13.5 KB
  Пушкина. Любовь в поэзии Пушкина – это глубокое нравственно чистое и самоотверженное чувство облагораживающее и очищающее человека.Я помню чудное мгновенье одно из самых проникновенных трепетных гармонических стихотворений Пушкина относящихся к любовной тематике. Вновь возрождение чувств в душе поэта вновь прилив жизненных сил вновь – приход творческого вдохновения: Душе настало пробужденье: И вот опять явилась тыВ этом стихотворении Пушкина любовная тема сочетается с философскими раздумьями поэта о своей жизни о радости...
30642. Своеобразие художественного мира одного из поэтов Серебряного века 15.41 KB
  Лирический герой раннего Гумилёва – романтический герой. Его романтический герой противопоставляет себя скучной обыденной жизни мещан:Не по залам и по салонамТёмным платьям и пиджакам – Я читаю стихи драконамВодопадам и облакамИ умру я не на постелиПри нотариусе и врачеА в какойнибудь дикой щелиУтонувшей в густом плюще. Лирический герой повидавший так много чужих земель пытается развеять грусть своей безмолвной собеседницы. Лирический герой же весь во власти стремления постичь неизведанное увидеть невиданное.
30643. Мотив дороги и его философское звучание в произведениях отечественной классики 19 века 15.53 KB
  Образ дороги в этом произведении не выходит на первый план.Образ дороги здесь – традиционный символ жизненного пути. Тема дороги путешествия главного героя имеет в поэме несколько функций.
30644. Мотивы преступления и возмездия в произведениях отечественной литературы 13.83 KB
  В ней повествуется о том как некий граф Р слишком равнодушно отнёсся к возможной гибели от его пули главного героя Сильвио. Фуражка Сильвио была прострелена на вершок ото лба право своего выстрела он оставил за собой. Граф больше ценит свою жизнь больше боится возмездия Сильвио. Сильвио прекрасно понимает это поэтому приходит в дом к своему сопернику объясняется с ним при его жене.
30645. Стихотворение Маяковского Нате 14.44 KB
  Ранний лирический герой В. Достоевского Преступление и наказание в котором главный герой Родион Раскольников делит людей на тварей дрожащих и право имеющих.В данном случае лирический герой В. В то же время лирический герой легкораним.
30646. Образ маленького человека 13.58 KB
  Медный всадник это одно из первых произведений где автор пытается описать маленького человека . Пушкин очень ярко описал маленького человека этот человек не только имел свое собственное мнение но и попытался доказать его. Такой стиль речи сам по себе делал человека униженным перед всеми остальными даже равными ему по сословному признаку.