96861

ПЛАНИРОВАНИЕ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ

Курсовая

Менеджмент, консалтинг и предпринимательство

Теоретические основы планирования прибыли и рентабельности. Понятие и сущность показателей, характеризующих финансовый результат. Методика анализа и планирования финансовых результатов. Анализ показателей прибыли и рентабельности на предприятии ОАО «Зеленодольский фанерный завод». Общая характеристика предприятия. Анализ финансовых результатов предприятия.

Русский

2015-10-11

287 KB

2 чел.

PAGE   \* MERGEFORMAT 1

Министерство образования и науки Российской Федерации

 ФГБОУ ВПО «Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н.Туполева - КАИ»

Зеленодольский институт машиностроения и информационных технологий (филиал) КНИТУ-КАИ им. А.Н.Туполева

Кафедра экономики и менеджмента

 

ПЛАНИРОВАНИЕ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ

Курсовая  работа по дисциплине: «Планирование»

Направление 080100.62 «Экономика»

Автор:

К. А. Жаворонкина

студент группы 31305

Научный руководитель:

Р.Г. Синетова

к. э. н., доцент

кафедры экономики и менеджмента

Зеленодольск 2014

Содержание

Введение……………………………………………………………………….

3

1.Теоретические основы планирования прибыли и рентабельности ……..          

5

  1.  Понятие и сущность показателей, характеризующих финансовый результат.......................................................................................................

5

  1.   Методика анализа и планирования финансовых результатов…………

10

2 . Анализ показателей прибыли и рентабельности на предприятии  ОАО «Зеленодольский фанерный завод»…………………………………...

16

2.1 Общая характеристика предприятия…………………………………….

16

2.2   Анализ финансовых результатов предприятия………………………..

17

3. Планирование  прибыли и рентабельности на предприятии  ОАО «Зеленодольский фанерный завод» …………………………………………

24

3.1 Планирование мероприятий по снижению расходов…………………..

24

3.2 Оценка экономической эффективности предлагаемых мероприятий...

27

Заключение……………………………………………………………………

Список литературы…………………………………………………………...

30

33

 

Введение

Актуальность курсовой работы обусловлена тем, что главной задачей функционирования любого предприятия является получение положительных финансовых результатов.

Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности. Чем больше величина прибыли и выше уровень рентабельности, тем эффективнее функционирует предприятие, тем устойчивее его финансовое состояние.

Рост прибыли создает финансовую базу для самофинансирования, расширенного воспроизводства, решения проблем социального и материального поощрения персонала. Прибыль является также важнейшим источником формирования доходов бюджета и погашения долговых обязательств организации перед банками, другими кредиторами и инвесторами.

Целью курсовой работы является планирование финансовых результатов деятельности организации.

Цель курсовой работы определила необходимость постановки и решения следующих задач:

-  раскрыть понятие и сущность показателей, характеризующих финансовый результат;

-  исследовать методику анализа и планирования финансовых результатов;

- провести анализ показателей прибыли и рентабельности на предприятии  ОАО «Зеленодольский фанерный завод»;

-  планирование  прибыли и рентабельности на предприятии  ОАО «Зеленодольский фанерный завод».

Объектом исследования является ОАО «Зеленодольский фанерный завод».

Предметом исследования являются прибыль и рентабельность предприятия.

Структурировано курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.

В первой главе раскрыты понятие и сущность показателей, характеризующих финансовый результат, исследованы методы расчета финансовых результатов.

Во второй главе изложена краткая характеристика предприятия  ОАО «Зеленодольский фанерный завод»  и проведен анализ   показателей прибыли и рентабельности на данном предприятии.

В третьей главе  предлагаются возможные мероприятия по повышению прибыли и рентабельности организации, актуальные для ОАО «Зеленодольский фанерный завод».

При написании курсовой работы были использованы такие нормативно-правовые акты как  ПБУ 9/99 «Доходы организации» и  ПБУ 10/99  «Расходы организации» , учебно-методическая информация и учебные материалы  Л.Т. Гиляровской, А.В. Горемыкина, А.И. Либермана, В.И. Мелентьевой, Л.А. Одинцовой, Г.В. Савицкой, Р.В. Савкиной, А.Д. Шеремета, В.В. Янковской и др.

 

1.Теоретические основы планирования прибыли и рентабельности

1.1 Понятие и сущность показателей, характеризующих финансовый результат

Показатели финансовых результатов характеризуют абсолютную эффективность хозяйствования предприятия. Важнейшими из них являются показатели прибыли, которая в условиях рыночной экономики составляет основу экономического развития предприятия.

Как важнейшая категория рыночных отношений, прибыль выполняет определенные функции.

Во-первых, прибыль характеризует конечный финансовый результат предпринимательской деятельности предприятия. Она является показателем, наиболее полно отражающим эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости. Показатели прибыли являются важнейшими для оценки производственной и финансовой деятельности предприятия. Они характеризуют степень его деловой активности и финансового благополучия.  

Во-вторых, прибыль обладает стимулирующей функцией. Ее содержание состоит в том, что прибыль одновременно является финансовым результатом и основным элементом финансовых ресурсов предприятия.   Доля чистой прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей, должна быть достаточной для финансирования расширения производственной деятельности, научно-технического и социального развития предприятия, материального поощрения работников [3, с. 113].

В-третьих, прибыль является одним из источников формирования бюджетов разных уровней. Она поступает в бюджеты в виде налогов и наряду с другими доходными поступлениями используется для финансирования и удовлетворения совместных общественных потребностей, обеспечения выполнения государством своих функций, государственных инвестиционных, социальных и других программ, принимает участие в формировании бюджетных и благотворительных фондов.   [8, с. 44].

Прибыль как конечный финансовый результат деятельности организаций представляет собой разницу между общей суммой доходов и затратами на производство и реализацию продукции с учётом убытков от различных хозяйственных операций.  

На предприятии различают несколько видов прибыли:

1. Реализационная (валовая) прибыль – это прибыль, получаемая в результате производства и реализации продукции, работ промышленного характера, она представляет собой разницу между реализованной продукцией (РП) и ее себестоимости.

Преал = РП – S = ∑ (Ц – С) × Q,                                                (1)

где  Преал – реализационная (валовая) прибыль, руб.;

      РП – реализованная продукция, руб.;

      Ц – цена единицы продукции (услуги, работы), руб.;

      С – себестоимость единицы продукции, руб.;

      Q – количество продукции (услуг, работ), шт.;

      S – себестоимость всей реализуемой продукции, работ и услуг, руб.

2. Прибыль от прочей реализации (операционная) (Ппр) образуется в результате продажи предприятием ненужных основных фондов, сверхнормативных материальных ценностей, а также прочих операций. Она также определяется по разности выручки и затрат, связанных с этими операциями.

3. Внереализационная прибыль (Пв) – это прибыль, образуемая в результате операций с ценными бумагами, валютой и другими видами деятельности, не связанными непосредственно с производством и реализацией продукции и услуг

4. Балансовая прибыль – это общая сумма дохода, образуемого на предприятии за вычетом управленческих и коммерческих расходов. Из него производятся обязательные выплаты в виде налогов и отчислений.

Пб = Преал + Ппр + Пв ,                                                (2)       

где  Пб – балансовая прибыль, руб.;

      Преал – реализованная прибыль, руб.;

      Ппр – прибыль от прочей реализации, руб.;

      Пв – внереализационная прибыль, руб.

5. Оставшаяся в распоряжении предприятия прибыль составляет чистую прибыль

Пч = Пб – Н,                                                                   (3)

где  Пч – чистая прибыль, руб.;

      Пб – балансовая прибыль, руб.;

      Н – налог на прибыль.

Кроме абсолютного размера прибыли, показателем эффективности организации выступает также рентабельность.

Для определения эффективности произведенных затрат необходимо использовать относительный показатель - уровень рентабельности. Прибыль и рентабельность - тесно взаимосвязанные понятия, но не тождественные по своим аналитическим возможностям. Рентабельность целесообразно рассматривать с двух позиций - как объективную экономическую категорию и как количественный и качественный показатель.

В экономической теории применяется несколько определений категорий рентабельности:

1) прибыльность,

2) отношение полезного результата торговой деятельности в виде прибыли к стоимости совокупных затрат на ее получение,

3) сопоставление результатов хозяйственной деятельности с затратами или ресурсами,

4) интегральный показатель, обобщающий другие показатели эффективности.

В любом определении рентабельность будет означать процентное отношение суммы полученной (ожидаемой) прибыли к одному из показателей: объему товарооборота, расходам на реализацию, средней стоимости основных и оборотных средств, фонду оплаты труда.

Значимость коэффициента рентабельности в условиях ориентации на рыночные отношения определяется интересом к нему не только работников одной организации, но и интересом государства, контрагентов, собственников, кредиторов и заемщиков.

Повышение уровня рентабельности для коллектива организации означает укрепление финансового положения, а, следовательно, увеличение средств, направляемых на материальное стимулирование их труда, для управленцев - это информация о результатах применяемой тактики и стратегии о целесообразности ее корректировки.

Собственников (акционеров и учредителей) показатель рентабельности интересует с точки зрения прибыльности их паевых и учредительских взносов в составе общих вложений.  

Кредиторов и заемщиков денежных средств уровень рентабельности и его изменение интересует с точки зрения реальности получения процентов по обязательствам, снижения риска невозврата заемных средств, платежеспособности клиента и возможностей для дальнейшего его развития.

При принятии решений, связанных с управлением процессами формирования прибыли, используются следующие коэффициенты рентабельности:

1. Рентабельность продукции/ издержек (коэффициент окупаемости затрат)

  Рпр =    Пр ÷ ПС × 100 %,                        (4)

где  Рпр – рентабельность продукции, %;

      Пр – прибыль от реализации до выплаты процентов и налогов, руб.;

      ПС – полная себестоимость реализованной продукции, руб.

Показывает, сколько организация имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции.  

Применение показателя рентабельности продукции наиболее рационально при внутрихозяйственных аналитических расчетах, контроль над прибыльностью (убыточностью) отдельных видов изделий, внедрении в производство новых видов продукции и при снятии с производства неэффективных изделий.

2. Рентабельность продаж/ оборота  

Роб = Пр ÷ В × 100%,                                                                    (5)

где   Роб – рентабельность продаж/ оборота, %;

       Пр – прибыль от реализации до выплаты процентов и налогов, руб.;

       В – выручка от реализации, руб.

Характеризует эффективность производственной и коммерческой деятельности: сколько прибыли имеет организация с рубля продаж.  [14, с. 230]

Показатели рентабельности продукции и продаж взаимосвязаны и характеризуют изменение текущих затрат на производство и реализацию как всей продукции, так и отдельных её видов.

3. Рентабельность активов

Ра = Пб (или Пч) ÷ Аср×100%,                                                                (6)

где  Ра – рентабельность активов, %;

      Пб (или Пч) – балансовая (или чистая) прибыль, руб.;

      Аср – средняя величина активов за определенный период, руб.

Служит для определения эффективности использования капиталов в разных организациях и в отраслях, поскольку дает общую оценку доходности вложенного в производства капитала как собственного, так и заемного, привлекаемого на долгосрочной основе.

Рентабельность всех активов показывает эффективность их использования организацией в отчетном периоде. Снижение показателя свидетельствует либо о снижении эффективности использования активов организации, либо о накоплении в организации излишних (неиспользуемых) активов. Рост показателя, отражающий повышение эффективности использования активов, оценивается положительно как наиболее точное свидетельство успешного развития организации, поскольку рентабельность активов — это один из основных критериальных показателей финансового благополучия. [8, с. 83]

4. Рентабельность текущих активов (Рта)

Рта = Пч ÷ Ат.ср ×100%,                                                      (7)

где  Рта – рентабельность текущих активов, %;

      Пч – чистая прибыль, руб.;

      Ат. ср–   средняя величина текущих активов (оборотных средств) организации, руб.

Характеризует прибыль, полученную с каждого рубля, вложенного в текущие активы. Динамика этого показателя, изменение доли оборотных активов во всех активах может говорить об изменении масштабов деятельности или образовании излишних запасов, ускорении оборота оборотных средств или их дефиците в связи с нехваткой источников финансирования. [8, с. 88]

5. Рентабельность собственного капитала  

Рск = Пч ÷ Кс.ср ×100%,                                                  (8)

где  Рск – рентабельность собственного капитала, %;

      Пч – чистая прибыль, руб.;

      Кс.ср – средняя величина собственного капитала организации.

Характеризует эффективность использования собственных средств, т.е. прибыль, остающуюся в распоряжении организации, полученную на каждый рубль вложений в данную организацию. [12, с. 68]

Таким образом, доходность хозяйствующего субъекта характеризуется абсолютными и относительными показателями. Абсолютный показатель – сумма прибыли, относительный показатель – уровень рентабельности.  

1.2 Методика  анализа и планирования финансовых результатов

   Расчет плановых финансовых результатов должен быть экономически обоснованным, что позволяет осуществлять своевременное и полное финансирование инвестиций, прирост собственных оборотных средств, соответствующие выплаты рабочим и служащим, а также своевременные расчеты с бюджетом, банками, поставщиками. [11, с. 149]

На практике возможно применение различных методик прогнозирования (планирования) прибыли и рентабельности, которые можно классифицировать по трем группам:

1. Традиционные методы.

2. Экономико-математические методы.

3. Методы маржинального анализа.

К традиционным методам обычно относят:

1. Метод прямого счета.

    Сущность его в том, что прибыль исчисляется как разница между выручкой от реализации продукции в соответствующих ценах за вычетом НДС и акцизов и полной ее себестоимостью.

Прибыль на реализуемую продукцию  в общем виде рассчитывается по формуле:

Прп = Врп – Срп ,                                                  (9)

где  Прп – прибыль на реализуемую продукцию, руб.;

       Врп — планируемая выручка от реализации продукции в действующих ценах (без НДС, акцизов, торговых и сбытовых скидок), руб.;

      Срп — полная себестоимость реализуемой в предстоящем периоде продукции, руб.

Более детально прибыль от объема реализуемой продукции в плановом периоде определяется по формуле:

Прп = Пон + Птп – Пок ,                                               (10)

где  Прп – прибыль на реализуемую продукцию, руб.;

     Пон— сумма прибыли остатков нереализованной продукции на начало планового периода, руб.;

     Птп — прибыль от объема выпуска товарной продукции в плановом периоде, руб.;

    Пок — прибыль от остатков нереализованной продукции в конце планового периода, руб.

Тогда

Прибыль (убыток) планируемого года = Прибыль от продажи + Прочие доходы – Прочие расходы

2. Аналитический метод.

Расчет аналитическим методом ведется раздельно по сравнимой и несравнимой товарной продукции. Сравнимая продукция выпускается в базисном году, который предшествует планируемому, поэтому известны ее фактическая полная себестоимость и объем выпуска. По этим данным можно определить базовую рентабельность :

Ро = По ÷ ПСтп  × 100%,                                                          (11)

где  Ро – базовая рентабельность, %;

      По – ожидаемая прибыль, руб.;  

       ПСтп – полная себестоимость товарной продукции базисного года, руб.

Аналитический метод показывает влияние различных факторов на прибыль, но это преимущество проявляется только при наличии стабильных условий хозяйствования. [12, с. 53]

3. Метод совмещенного расчета

В этом случае применяются элементы первого и второго способов. Так, стоимость товарной продукции в ценах планируемого года и по себестоимости отчетного года определяется методом прямого счета, а воздействие на плановую прибыль таких факторов, как изменение себестоимости, повышение качества, изменение ассортимента, цен и др., выявляется с помощью аналитического метода. [14, с. 157]

Применение математических методов оправдано лишь на основе достоверных экономических моделей, учитывающих реальные факторы в прогнозируемом периоде.

Методы маржинального анализа основываются на эффекте операционного рычага. Применение этих методов соответствует современной системе финансового контроля, учета издержек и формирования прибыли     и носит весьма продуктивный характер.  

Метод планирования прибыли, основанный на эффекте операционного рычага базируется на принципе разделения затрат на условно-постоянные и условно-переменные и расчете маржинальной прибыли. Для   предприятий очень важно определить порог окупаемости затрат, после которого они начнут получать прибыль. Для этого следует установить точку безубыточности. Она позволяет определять объем и стоимость продаж, при которых  организация способна покрыть все свои расходы, не получая прибыли, но и без убытка. Из выручки от реализации продукции (без НДС, акцизов, таможенных пошлин) вычитаются условно-переменные затраты и получается маржинальная прибыль. Далее из маржинальной прибыли вычитаются условно-постоянные расходы и определяется финансовый результат (прибыль или убыток). Точка безубыточности – это такой объем выручки, при котором организация не получает ни прибыли, ни убытка. [11, с.158]

Более наглядно это можно представить графически (см. рис. 1).

Рис. 2. Определение точки безубыточности

Прямые 1-3 показывают зависимость переменных затрат, постоянных затрат и выручки от объема производства. Точка критического объема производства показывает объем производства, при котором выручка от реализации равна её полной себестоимости.

После определения точки безубыточности планирование прибыли строится на основе эффекта операционного рычага (левериджа), т.е. того запаса финансовой прочности, при котором организация может позволить себе снизить объем реализации, не приходя к убыточности. Эффект операционного рычага состоит в том, что любое изменение выручки от реализации приводит к ещё более сильному изменению прибыли.  

Механизм применения операционного левериджа зависит от того, какие факторы воздействуют на изменение выручки от продаж в плановом периоде по сравнению с базисным: динамика цен, либо динамика натурального объема продаж, либо оба фактора вместе. Как правило, на практике выручка растет или снижается под влиянием одновременного действия обоих факторов.  

Назовем условно первый из указанных видов операционного левериджа ценовым, второй — натуральным.

Ценовой операционный леверидж определяется по формуле:

Лц = Вб ÷ Пб,                                                                              (12)

где  Лц — ценовой операционный леверидж, руб.;

      Вб — базисная выручка от продаж, руб.;

      Пб — базисная прибыль от продаж, руб.

Ценовой операционный леверидж равен отношению базисной выручки к базисной прибыли от продаж и показывает во сколько раз темпы изменения прибыли от продаж превышают темпы изменении выручки при изменении цен на 1 %.

Формула натурального операционного левериджа выглядит так:

Лн = ( Вб – Пр ) ÷ Пб,                                                                          (13)

где  Лн — натуральный операционный леверидж;

      Вб — базисная выручка от продаж, руб.;

      Пр — базисные переменные затраты, руб.;

      Пб — базисная прибыль от продаж, руб.

Натуральный операционный леверидж — это отношение выручки от продаж базисного периода, уменьшенной на переменные затраты того же периода, к базисной прибыли от продаж, или отношение маржинальной прибыли к прибыли от продаж в базисном периоде.

 

 

 

2 . Анализ показателей прибыли и рентабельности на предприятии  ОАО «Зеленодольский фанерный завод»

2.1 Общая характеристика предприятия

ОАО «Зеленодольский фанерный завод», предприятие с более чем вековой историей. На сегодняшний день ЗФЗ является одним из известнейших заводов России, специализирующихся на производстве березовой водостойкой фанеры марки ФК и ФСФ. Удачное географическое расположение ОАО «ЗФЗ» в центре европейской части России на левом берегу реки Волга в 40 км от столицы Республики Татарстан г. Казани и развитая транспортная сеть делают предприятие выгодным и привлекательным во всех отношениях партнером.

Развитая производственная база ОАО «ЗФЗ» позволяет изготавливать до 60000 кубометров фанеры в год. Качество ее безупречно и соответствует стандартам класса эмиссии Е1, что подтверждает сертификат соответствия по безопасности, выданный НП «Фантест» (г.Санкт-Петербург). Фанера выпускается различных сортов, максимальным прессовым размером 1525х1525, толщиной от 3 мм до 21 мм. По желанию заказчика выполняются любые типоразмеры и раскрой из фанеры, детали сложной конфигурации , а также мебельные и другие заготовки. Отличительной особенностью продукции ОАО «ЗФЗ» являются ее высокие физико-механические свойства, подтвержденные сертификатом и красивая текстура. Это позволяет использовать фанеру во многих отраслях промышленности, в том числе авиационной, для изготовления мебели, музыкальных инструментов, внутренней отделки помещений: облицовки стен, потолка, настила на полы под паркет. Продукция, выпускаемая Зеленодольским фанерным заводом, экологически чистая, пользуется стабильным спросом, как на внешнем, так и на внутреннем рынках, и заслужила особое признание в странах Ближнего и Дальнего зарубежья.

Более 90 % производимой фанеры экспортируется на мировой рынок. Постоянными покупателями являются страны СНГ, фирмы Англии, США, Германии, Польши, Словении, Италии, Египта, Венгрии. Успех ОАО «ЗФЗ» сложился благодаря оснащенности современным оборудованием известных европейских фирм Raute Wood, Rauma-Repola, Infor (Финляндия), Kuper Machinen GmbH KG (Германия), Steinmann (Швейцария), внедрению новшеств, строгому соблюдению технологий, использованию натурального сырья. На предприятии внедрена и успешно действует система качества в соответствии с МС ИСО-9001-2000, которая определяет политику руководства предприятия, направленную на изготовление качественной и конкурентоспособной продукции, ориентированной на экспорт.

2.2   Анализ финансовых результатов предприятия

Общие сведения об ОАО «Зеленодольский фанерный завод представлены в таблице 1.

Таблица 1 – Производственно-экономические показатели деятельности ОАО «ЗФЗ»

Показатель

Ед. изм.

Годы

Изменение 2013г. к 2011г.

Темп роста 2013г. к 2011г.,%

2011

2012

2013

1

2

3

4

5

6

7

Выпуск товарной продукции

тыс. руб.

594 058

575 016

628 465

34 407

105,79

Реализация продукции и услуг всего,

в том числе реализация товарной продукции

тыс. руб.

654 531

622 554

696 126

41 595

106,35

626 531

597 623

660 565

34 034

105,43

Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг (без НДС, акцизов и других аналогичных платежей)

тыс. руб.

654 531

622 554

696 126

41 595

106,35

Прибыль (убыток) от продаж

тыс. руб.

37 088

15 645

16 256

- 20 832

43,83

Прибыль до налогообложения

тыс. руб.

48 090

29 278

38 150

- 9 940

79,33

Чистая прибыль

тыс. руб.

38 675

23 079

31 383

- 7 292

81,15

Краткосрочные обязательства

тыс. руб.

66 894

68 441

85 828

18 934

128,30

Долгосрочные обязательства

тыс. руб.

3 314

4 453

5 136

1 822

154,99

Среднесписочная численность

чел.

970

831

781

- 189

80,52

Среднемесячная заработная плата

тыс. руб.

11,844

13,776

16,590

4,746

140,07

Из таблицы 1 можно сделать вывод о том, что  выпуск товарной продукции   в 2013 г. по отношению к 2011 г. увеличился на 34 307 тыс. руб. или на 5,79 %.

В реализации продукции, услуг  и соответственно в выручке от реализации продукции произошли увеличения на 41 595 тыс. руб. (6,35 %) в 2013 г. по сравнению с 2011 г.

Величина долгосрочных и краткосрочных обязательств возросла на 1 822 тыс. руб. и 18 934  тыс. руб. соответственно (темп роста составил соответственно 128,30 % и 154,99 % - то есть  краткосрочные обязательства увеличились на 28,30 % , а  долгосрочные - на 54,99 %).  

Среднемесячная оплата труда так же выросла за анализируемый период. В 2011 г. она составляла 11 844 руб., в 2012 г. увеличилась на 16,31%- 1 932руб., а в 2013 г. по сравнению с 2011 г. она увеличилась на 40,07% - 4 746 руб.

Численность персонала за анализируемый период изменилась в отрицательную сторону.  С 2011г. по 2013г. среднесписочная численность сократилась на 189 человек или на 19,48.

Показатели финансовых результатов характеризуют абсолютную и относительную эффективность хозяйствования предприятия. Важнейшими среди них являются показатели прибыли и рентабельности, которые в условиях перехода к рыночной экономики составляет основу экономического развития предприятия.

Показатели прибыли становятся важнейшими для оценки производственной и финансовой деятельности фанерного предприятия. Они характеризуют степень его деловой активности и финансового благополучия.

Рост прибыли создает финансовую базу для самофинансирования, расширенного производства, решения проблем социальных и материальных потребностей трудового коллектива.

Конечный финансовый результат деятельности предприятия - это балансовая прибыль.

Балансовая прибыль включает в себя прибыль от обычных видов деятельности, финансовые результаты от операционных и внереализационных операций и чрезвычайных обстоятельств.  

Для проведения анализа прибыли по составу и в динамике составляем аналитические таблицы 2 и 3, в которых используются данные бухгалтерской отчетности организации из формы №2 «Отчет о прибылях и убытках».  

Таблица 2 - Анализ формирования показателей прибыли ОАО «ЗФЗ»

Показатель

Годы

Изменение 2013 г. к 2011г., тыс. руб.

Темп роста

2013 г. к 2011 г., %

2011

2012

2013

1

2

3

4

5

6

Выручка

654 531

622 554

696 126

41 595

106,35

Себестоимость продаж

510 147

495 748

548 185

38 038

107,46

Валовая прибыль (убыток)

144 384

126 806

147 941

3 557

102,46

Коммерческие расходы

39 185

36 184

47 594

8 409

121,46

Управленческие расходы

68 111

74 977

84 091

15 980

123,46

Прибыль (убыток) от продаж

37 088

15 645

16 256

- 20 832

43,83

Проценты к получению

21 412

20 476

27 746

6 334

129,58

Проценты к уплате

2 667

573

3 210

543

120,36

Прочие операционные доходы

4 665

5 760

7 915

3 250

169,67

Прочие операционные расходы

12 408

12 030

10 557

- 1 851

85,08

Прибыль (убыток) до налогообложения

48 090

29 278

38 150

- 9 940

79,33

Текущий налог

9 737

5 060

6 084

- 3 653

62,48

Изменение отложенных налоговых обязательств

322

- 1 139

- 683

-1 005

- 212,11

Чистая прибыль

38 675

23 079

31 383

- 7 292

81,15

Как свидетельствует обобщающая информация данной таблицы о состоянии и динамике всех существенных показателей, характеризующих финансовые результаты деятельности организации, к ним относятся не только различные виды прибыли, но и такие важнейшие финансовые инструменты, как выручка от реализации, полная себестоимость произведенной и реализованной продукции, товаров (работ, услуг) и другие.

Проведенный анализ показал, что в 2013 году по сравнению с  2010 годом выручка увеличилась на 41 595 тыс. руб. и темп роста выручки от реализации составил 106,35%, что означает, что в отчетном году выручка увеличилась на 6,35 % по сравнению с базисным; себестоимость проданных товаров - на 38 038 тыс. руб. (возросла на 7,46 % по сравнению с базисным).

При этом валовая прибыль увеличилась только на  3 557  тыс. руб. (по сравнению с базисным годом прибыль увеличилась на 2,46 %).

В отчетном году по сравнению с предыдущим возросла величина управленческих и коммерческих расходов на 15 980 тыс. руб. и 8 409 тыс. руб. соответственно (темп роста составил соответственно 121,46 % и 123,46 % - то есть коммерческие расходы увеличились на 21,46 % , а управленческие - на 23,46 %).  

Налог на прибыль уменьшился в 2013 году по сравнению с 2010 годом на 3 653 тыс. руб. или на 37,52% - это обусловлено снижением абсолютного значения показателя налогооблагаемой прибыли.

Величина прибыли от продаж в отчетном году уменьшилась на 20 832 тыс. руб. (на 56,17 %) , также прибыль до налогообложения и чистая прибыль в отчетном году сократили показатели  прошлого года на 9 940  тыс. руб. и 7 292 тыс. руб. соответственно (темпы роста чистой прибыли и прибыли до налогообложения составили 81,15% и 79,33%).  

Для удобства анализа финансовых результатов вынесем показатели прибыли в отдельную таблицу (таблица 3).

Таблица 3 – Анализ динамики прибыли ОАО «ЗФЗ»

Показатель

Ед. изм.

Годы

Изменения за период

2011

2012

2013

1

2

3

4

5

6

Валовая прибыль (убыток)

тыс. руб.

144 384

126 806

147 941

3 557

Прибыль (убыток) от продаж

тыс. руб.

37 088

15 645

16 256

- 20 832

Прибыль (убыток) до налогообложения

тыс. руб.

48 090

29 278

38 150

- 9 940

Чистая прибыль

тыс.руб.

38 675

23 079

31 383

- 7 292

Как видно из таблицы 3, наблюдается тенденция  нестабильности всех показателей прибыли. Увеличился лишь показатель доходов и расходов по обычным видам деятельности на 3 557 тыс. руб. (2,46%) в 2013 году по сравнению с 2010 годом. Остальные виды прибыли претерпели снижение. Снизилась прибыль от продаж на 20 832 тыс. руб., соответственно темп роста составил 43,87% . Также уменьшился показатель прибыли до налогообложения на 9 940  тыс. руб. (20,67 %) . Соответственно  снизился и показатель чистой прибыли на  7 292 тыс. руб. (18,85%).   

Результативность и экономическая целесообразность функционирования предприятия, как отмечалось ранее, оценивается не только абсолютными, но и относительными показателями.

Поэтому деятельность ОАО «Зеленодольский  фанерный завод» оценим и с точки зрения  относительных показателей эффективности деятельности (рентабельности).

Рентабельность - это относительный показатель, определяющий уровень доходности бизнеса. Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, коммерческой, инвестиционной), они более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные финансовые результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение с наличными или потребленными ресурсами.

Расчет показателей рентабельности представим в таблице 4.

Таблица 4 – Анализ показателей  рентабельности ОАО «ЗФЗ

Показатель

Ед. изм.

Годы

Изменения за период

2011

2012

2013

1

2

3

4

5

6

Рентабельность продаж

%

5,7

2,5

2,3

- 3,4

Рентабельность производственной деятельности

%

9,4

5,9

7,0

- 2,4

Рентабельность активов

%

5,4

3,2

4,1

- 1,3

Рентабельность собственного капитала

%

6,0

3,5

4,6

- 1,4

Рентабельность персонала

%

39,9

27,8

40,2

0,3

 На основе таблицы 4   можно сделать вывод о том, что практически по всем показателям рентабельности за анализируемый период наблюдается спад. За исключением показателя рентабельности активов (капитала) в 2013 г., где наблюдается незначительный рост данного показателя с 3,2 % до 4,1%, (на 0,9%) и рентабельности производственной деятельности с 5,9% до 7,0 % (на 1,1%).  А также показателя рентабельности  собственности капитала, где в 2013 г. наблюдается увеличение данного показателя на 1,1%.

Снижение показателей рентабельности вызвано тем, что прибыль увеличивалась непропорционально росту себестоимости, т.е. выручка от реализации товаров (работ, услуг) в анализируемом периоде (с 2011 по 2013 гг.) увеличивалась главным образом за счет увеличения объема реализации продукции.

 

3. Планирование прибыли и рентабельности на предприятии ОАО «Зеленодольский фанерный завод»

3.1 Планирование мероприятий по снижению расходов

Уровень экономической эффективности в промышленности зависит от многообразия взаимосвязанных факторов. Для каждой отрасли промышленности вследствие ее технико-экономических особенностей характерны специфические факторы эффективности. 

Все многообразие факторов роста эффективности можно классифицировать по трем признакам: 

1) источникам повышения эффективности, основными из которых является: снижение трудо-, материало-, фондо- и капиталоемкости произ водства продукции, рациональное использование природных ресурсов, экономия времени и повышение качества продукции; 

2) основным направлениям развития и совершенствования производства, к которым относятся: ускорение научно-технического прогресса, повышение технико-экономического уровня производства; совершенствование структуры производства, внедрение организационных систем управления; совершенствование форм и методов организации производства, планирования, мотивации, трудовой деятельности и др.; 

3) уровню реализации в системе управления производством, в зависимости от которого факторы подразделяются на: 

а) внутренние (внутрипроизводственные), основными из которых являются: освоение новых видов продукции; механизация и автоматизация; внедрение прогрессивной технологии и новейшего оборудования; улучшение использования сырья, материалов, топлива, энергии; совершенствование стиля управления и др.; 

б) внешние - это совершенствование отраслевой структуры промышленности и производства, государственная экономическая и социальная политика, формирование рыночных отношений и рыночной инфраструктуры и другие факторы. 

Для повышения прибыли на ОАО «ЗФЗ» предлагаем  несколько снизить управленческие расходы.

Управленческие расходы включают в себя связь, затраты на оплату труда управленческому персоналу, канцелярские расходы, аренду, командировочные расходы, отчисления на социальные нужды, амортизацию, обслуживание Консультант +, а так же прочие административно- управленческие расходы, как например, услуги по перевозки сотрудников, информационные услуги.

Канцелярские расходы и расходы на связь составляют 5% от всех управленческих расходов, то есть 4 204,55 тыс. руб. ( 84 091 тыс.руб.*5%).

Если снизить затраты на канцелярские расходы и экономить расходы на связь (снижать разговоры по телефону не по работе, экономия листов, ручек, карандашей, договариваться с поставщиками по оптовой цене и т.д.), можно сэкономить 3% от канцелярских расходов и расходов на связь). То есть при снижении данных расходов, управленческие расходы будут составлять  83 964,86 тыс. руб. (84 091-4 204,55 *3%).

Наиболее адекватным снижением затрат является снижение затрат на электроэнергию и транспортные перевозки.

Предприятию необходимо сдавать в аренду транспорт, в данном случае пассажирскую газель, предназначенную для перевозки управленческого персонала. Арендаторами будет  ООО «ПФМК» , находящиеся по тому же адресу, что и главный офис ОАО «ЗФЗ». Предлагаемая цена за аренду вместе с водителем 500 руб./час. Время сдачи газели 4 часа в день, при 8 часовом рабочем дне. Необходимо произвести расчет: 500 руб./час*4 часа*250 раб.дней=500  тыс. руб. То есть управленческие расходы составят 83 591 тыс.руб. (84 091 тыс. руб.- 500 тыс. руб.).

В дальнейшем необходимо снизить затрат на электроэнергию: из приложения к бухгалтерскому балансу затраты на электроэнергию определены как 9% от всех материальных затрат. Снизить затраты на электроэнергию можно следующими способами: модернизация освещения (необходимо отказываться от обычных ламп в пользу энергосберегающих везде, где это возможно). А также нужно максимально автоматизировать системы освещения и оборудовать их датчиками, включающими свет только тогда, когда в помещении находятся люди. Эти простые решения позволяют снизить расходы электроэнергии на освещение в несколько раз.

Таблица 5-    Снижение  затрат по электроэнергии на ОАО «ЗФЗ»

Характеристики

Обычная лампа

Энергосберегающая лампа

Мощность, ватт

100 (0.1 кВт)

20 (0.02 кВт)

Срок службы, часы

1000

8000

Цена лампочки

20 руб.

180 руб.

Затраты на 1 лампу в месяц (по 2,09рубля за кВт)

0.1кВт * 240ч (по 8 часов в день) * 2,09 руб = 50,2 руб за кВт в час + цена лампы 20 руб = 70,2 руб

0.02кВт * 240ч (по 8 часов в день) * 2,09 руб = 10,1 руб за кВт в час + цена лампы 180 руб = 190,1 руб

Затраты на электроэнергию на 1 лампу в год (240 часов в месяц * 12 месяцев = 2880 часов, округляем до 3000 часов)

0.1 * 3000ч * 2,09 = 627 руб + 20 руб цена лампы =  697 рубля

0.02 * 3000ч * 2,09 = 125,4 руб + 180 руб цена лампы =305,4

Даже если считать, что лампа накаливания не выходит из строя целый год на одной лампе мы сэкономим 391,6 рубля, соответственно на 10 лампах 3916 рубля в год (эта экономия уже учитывает покупку лампочек, кроме того энергосберегающая лампа будет служить 3-4 года, то есть в последующих годах экономия будет еще больше).

Таким образом, данными способами можно снизить затраты как минимум на 3 %. Рассчитаем показатель со снижением на 3 % = 84 091*9% - (7 568,19*3%)= 7 341,14 тыс. руб.  

Следующим действием необходимо снизить прочие расходы. Для этого требуется в срок поставлять продукцию потребителям, следить за качеством продукции, чтобы избежать пеней, штрафов, неустоек, претензий. Таким образом получается, 10 557 тыс.руб.(прочие расходы)- 841 тыс.руб. (пени, штрафы, неустойки)= 9 716 тыс.руб.

Данные мероприятия по снижению расходов предприятия, можно свести в таблицу 5.

Таблица 5- Мероприятия по снижению расходов на ОАО «ЗФЗ»

Мероприятия по снижению расходов

2013 г

тыс.руб.

С учетом мероприятий, тыс. руб.

Изменение  

Абс.

Отн.

тыс.руб.

%

Управленческие расходы в том числе:

84 091,00

Канцелярские расходы, услуги связи на 3%

83 964,86

- 127

99,84

Сдача в аренду пассажирской газели ООО «ПФМК»

83 591,00

- 500

99,40

Затраты на электроэнергию

76 522,81

- 7 568,19

91,00

Итого управленческие расходы

84 091,00

75 895,81

- 8 195,19

90,25

Прочие расходы

10 557,00

9 716,00

- 841,00

92,03

По данным таблицы можно сделать вывод, что управленческие расходы удалось снизить в общем на 8 195,19 тыс.руб. за счет снижения канцелярских расходов и расходов на связь путем снижения разговоров по телефону не по работе, экономии листов, ручек, карандашей, договоров с поставщиками по оптовой цене. Что в итоге будет составлять 127 тыс.руб. или 1%. Так же управленческие расходы можно снизить за счет сдачи в аренду пассажирской газели компании ООО «ПФМК», что составит 500 тыс.руб. . Расходы на электроэнергию за счет модернизация освещения, максимального автоматизирования системы освещения и оборудования их датчиками снизились на 7 568,19 тыс. руб. и составили 9%. Следующим шагом было снижение прочих расходов, за счет избежания пеней, штрафов, неустоек, претензий. Это составило 841,00 тыс. руб. или 7,97 %.

В целом можно сказать, что расходы хоть и на небольшой процент, но удалось снизить. Путем снижения управленческих расходов на 9,75 % и прочих расходов на 7,97%.

3.2 Оценка экономической эффективности предлагаемых мероприятий

К источникам снижения расходов предприятия можно отнести:

- улучшение нормирования расхода материалов, использование более дешевых материалов (без ущерба качеству);

-сокращение запасов и затрат на хранение материалов;

-внедрение ресурсосберегающих технологий;

-сокращение управленческих и прочих расходов;

-соблюдение условий договоров, что позволит снизить неустойки за их нарушение, штрафы и пени;

- сдача в аренду или продажа части неиспользованного транспорта.

Исходя из выше перечисленного, в качестве мер, которые поспособствовали улучшению положения предприятия, роста его прибыли, было предложено следующее:

- уменьшение канцелярских расходов и расходов на связь;

- уменьшение прочих расходов, путём сдачи в аренду пассажирской газели;

- уменьшение расходов на электроэнергию;

- уменьшение прочих расходов за счёт избежания пеней, штрафов, неустоек, претензий.

Данные по повышению прибыли приведены в таблице 6.

Таблица 6 - Прибыль ОАО « ЗФЗ» с учетом мероприятий ее повышения

Показатель

2013г тыс.руб.

После мероприятий тыс.руб.

Изменение  

Абс.

тыс.руб

Отн.

%

Выручка от реализации продукции

696 126

696 126

-

-

Себестоимость реализованной продукции

548 185

545 185

-

-

Валовая прибыль

147 941

147 941

-

-

Коммерческие расходы

47 594

47 594

-

-

Управленческие расходы

84 091

75 896

8 195

90,25

Прибыль(убыток) от реализации продукции

16 256

24 451

8 195

150,41

Прочие доходы

7 915

7 915

-

-

Прочие расходы

10 557

9 716

841

92,03

Проценты к уплате

3 210

3 210

-

-

Проценты к получению

27 746

27 746

-

-

Прибыль (убыток) до налогообложения

38 150

47 186

9 036

123,69

Налог на прибыль

6 084

7 078

994

116,34

Чистая прибыль

31 383

39 425

8 042

125, 63

Данные мероприятия повлекли за собой  следующее: управленческие расходы уменьшились на  8 195 тыс. руб. и составили 75 896  тыс.руб. или на 8,75 %. Также уменьшились прочие расходы на 841,00 тыс.руб., что составило 7,97%. Вследствие увеличились прибыль от реализации продукции на 8 195 тыс.руб. (50,41%) и прибыль до налогообложения на   9 036 тыс.руб. ( 23,7%). Это привело к росту суммы чистой прибыли на 8 042  тыс. руб. и в процентах составило  25,63%.

Изменение прибыли приводит к изменению рентабельности. Предложенные мероприятия по увеличению прибыли повлекли за собой увеличение рентабельности, что является положительной тенденцией для предприятия. Показатели рентабельности базисного и планового года с учетом проведенных мероприятий, представлены в таблице 7.

Таблица 7- Повышение рентабельности за счёт увеличения прибыли  ОАО «ЗФЗ»

Показатель

2013г, %

После мероприятий, %

Изменение,  %

1

2

3

4

Рентабельность продаж

2,3

3,5

1,2

Рентабельность производственной деятельности

7,0

8,7

1,7

Рентабельность активов

4,1

5,3

1,2

Рентабельность собственного капитала

4,6

5,9

1,3

На основании таблицы, можно сделать выводы, что рентабельность продаж выросла за счет повышения величины прибыли от продаж. Рентабельность продаж возросла по сравнению с 2013г. на 1,2 % и составила 3,5 %, а рентабельность производственной деятельности на 1,7 % и стала 8,7% за  счет увеличения прибыли от налогообложения. Рентабельность активов так же увеличилась на 1,2% вследствие повышения чистой прибыли . Также возрастание чистой прибыли   привело к увеличению рентабельности собственного капитала на 1,3%.

Предложенные мероприятия являются положительными для организации, так как они влекут за собой немалый рост суммы всей прибыли, а значит и рентабельности.

Заключение

Показатели финансовых результатов характеризуют абсолютную эффективность хозяйствования предприятия. Важнейшими из них являются показатели прибыли, которая в условиях рыночной экономики составляет основу экономического развития предприятия.

Прибыль - это денежное выражение основной части денежных накоплений, создаваемых предприятиями любой формы собственности. Как экономическая категория, она характеризует финансовый результат предпринимательской деятельности и является показателем, который наиболее полно отражает эффективность производства, объём и качество производственной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости. Вместе с тем прибыль оказывает стимулирующее воздействие на укрепление коммерческого расчёта, интенсификацию производства при любой форме собственности.

Как свидетельствует обобщающая информация данной таблицы о состоянии и динамике всех существенных показателей, характеризующих финансовые результаты деятельности организации, к ним относятся не только различные виды прибыли, но и такие важнейшие финансовые инструменты, как выручка от реализации, полная себестоимость произведенной и реализованной продукции, товаров (работ, услуг) и другие.

Проведенный анализ показал, что в 2013 году по сравнению с  2010 годом выручка увеличилась на 41 595 тыс. руб. и темп роста выручки от реализации составил 106,35%; себестоимость проданных товаров - на 38 038 тыс. руб. (возросла на 7,46 % по сравнению с базисным).

При этом валовая прибыль увеличилась только на  3 557  тыс. руб. (по сравнению с базисным годом прибыль увеличилась на 2,46 %).

В отчетном году по сравнению с предыдущим возросла величина управленческих и коммерческих расходов на 15 980 тыс. руб. и 8 409 тыс. руб. соответственно (темп роста составил соответственно 121,46 % и 123,46 %).  

Налог на прибыль уменьшился в 2013 году по сравнению с 2010 годом на 3 653 тыс. руб. или на 37,52% - это обусловлено снижением абсолютного значения показателя налогооблагаемой прибыли.

Величина прибыли от продаж в отчетном году уменьшилась на 20 832 тыс. руб. (на 56,17 %) , также прибыль до налогообложения и чистая прибыль в отчетном году сократили показатели  прошлого года на 9 940  тыс. руб. и 7 292 тыс. руб. соответственно (темпы роста чистой прибыли и прибыли до налогообложения составили 81,15% и 79,33%).  

Практически по всем показателям рентабельности за анализируемый период наблюдается спад. За исключением показателя рентабельности активов (капитала) в 2013 г., где наблюдается незначительный рост данного показателя с 3,2 % до 4,1%, (на 0,9%) и рентабельности производственной деятельности с 5,9% до 7,0 % (на 1,1%).  А также показателя рентабельности  собственности капитала, где в 2013 г. наблюдается увеличение данного показателя на 1,1%.

В качестве мер, которые поспособствовали улучшению положения предприятия, роста его прибыли, было предложено следующее:

- уменьшение канцелярских расходов и расходов на связь;

- уменьшение прочих расходов, путём сдачи в аренду пассажирской газели;

- уменьшение расходов на электроэнергию;

- уменьшение прочих расходов за счёт избежания пеней, штрафов, неустоек, претензий.

Данные мероприятия повлекли за собой  следующее: управленческие расходы уменьшились на  8 195 тыс. руб. и составили 75 896  тыс.руб. или на 8,75 %. Также уменьшились прочие расходы на 841,00 тыс.руб., что составило 7,97%. Вследствие увеличились прибыль от реализации продукции на 8 195 тыс.руб. (50,41%) и прибыль до налогообложения на   9 036 тыс.руб. ( 23,7%). Это привело к росту суммы чистой прибыли на 8 042  тыс. руб. и в процентах составило  25,63%.

Изменение прибыли приводит к изменению рентабельности.  Рентабельность продаж возросла по сравнению с 2013г. на 1,2 % и составила 3,5 %, а рентабельность производственной деятельности на 1,7 % и стала 8,7% за  счет увеличения прибыли от налогообложения. Рентабельность активов так же увеличилась на 1,2% вследствие повышения чистой прибыли. Также возрастание чистой прибыли   привело к увеличению рентабельности собственного капитала на 1,3%.

Таким образом, предложенные мероприятия являются положительными для организации, так как они влекут за собой немалый рост суммы всей прибыли, а значит и рентабельности.

Список литературы

  1.  Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99 (утв. приказом Минфина РФ от 6 мая 1999 г. N 32н, ред. 27.04.2012 г.)
  2.   Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99 (утв. приказом Минфина РФ от 6 мая 1999 г. N 33н, ред. 27.04.2012 г.)
  3.  Гиляровская Л.Т. Экономический анализ [Текст]: учебник для вузов / Л.Т. Гиляровская. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.- 318 с.
  4.  Горемыкин В.А. Планирование на предприятии 2-е издание [Текст]: учебник для вузов / В.А. Горемыкин, Э.Р. Бугулов, А.Ю. Богомолов – М.: Филинъ: Рилант, 2012. – 328 с.
  5.  Ковалев А.И. Анализ финансового состояния предприятия [Текст]: учеб. пособие/  А.И. Ковалев, В.П. Привалов - М.: Центр экономики и маркетинга, 2011. - 368 с.
  6.  Крылов Э.И. Анализ финансового состояния предприятия [Текст]:  / Э.И. Крылов, В.М. Власова, М.Г Егорова - М.: Финансы и статистика, 2009. - 192 с.
  7.  Либерман, И.А. Планирование на предприятии [Текст]: Учебное пособие / И.А. Либерман. - М.: ИЦ РИОР, ИНФРА-М, 2010. - 205 c.
  8.  Мелентьева В.И. Анализ рентабельности промышленных предприятий [Текст]: учебник для вузов / В.И. Мелентьева - М.: ИНФРА-М, 2012. - 336 с.
  9.  Одинцова Л.А. Планирование на предприятии 2-е издание [Текст]: учебник для студентов вузов / Л.А. Одинцова – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 272 с.
  10.  Протасов В.Ф., Протасова А.В. Анализ деятельности предприятия, фирмы. / В.Ф. Протасов,  А.В. Протасова.– М.: Финансы и статистика, 2009. – 317 с.
  11.  Российская государственная библиотека [Электронный ресурс] / Центр информ. технологий РГБ ; ред. Власенко Т.В. — Электрон. дан. — М.: Рос. гос. б-ка, 2008. — Режим доступа: http://www.rsl.ru, свободный.
  12.  Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия [Текст]: учебное пособие./ Г.В. Савицкая - М.: Инфра-М, 2010.- 536 с.
  13.   Савкина, Р.В. Планирование на предприятии [Текст]: Учебник / Р.В. Савкина. - М.: Дашков и К, 2013. - 324 c.
  14.  Шеремет А.Д. Методика финансового анализа [Текст]:  учебник/ А.Д. Шеремет, Р.С. Сайфулин, Е.В. Негашев - М., Инфра-М, 2009. -346 с.
  15.  Шеремет А.Д. Финансовые результаты хозяйственной деятельности экономического субъекта [Текст]: / А.Д. Шеремет - Аудит и финансовый анализ, №2 2010. – 128 с.
  16.  Янковская, В.В. Планирование на предприятии [Текст]: Учебник / В.В. Янковская. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 425 c.
  17.  Официальный сайт ОАО «Зеленодольский фанерный завод» - http://www.zfz.ru
  18.  http://www.consultant.ru/-  справочная правовая система «Консультант Плюс»


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

65072. Золотоордынские ханы 60—70-х годов XIV в. Хронология правлений 419.5 KB
  Одним из важнейших источников сведений по теме являются сохранившиеся до наших дней серебряные и медные золотоордынские монеты того времени на которых выбивалось имя правившего хана отмечались место и время год по хиджре их чекана.
65074. Клятва на золоте: тюркский вклад в монгольскую дипломатию 105.5 KB
  Ритуал клятвы относится к культурным универсалиям. История клятвы такова. Петахия описывает два обычая клятвы скреплявших отношения между половцем и чужестранцем проводником и путешественником: В этой земле не ходят иначе как с провожатым.
65076. Укек по письменным источникам XIII – XVIII веков 133 KB
  Самым первым по времени упоминанием об Укеке принято считать сообщение францисканского монаха Гильома де Рубрука. Летом 1253 г. он проезжал через «новый поселок» на берегу Волги, «который татары устроили вперемежку из русских и сарацин, перевозящих послов...
65077. ПРОБЛЕМА ПРАВЛЕНИЯ СУЛТАНА ХАЛИЛА И КАЗАН-ХАНА В РЕКОНСТРУКЦИИ ЧАГАТАЙСКОЙ ИСТОРИИ 30-40-х гг. XIV века 76.5 KB
  Поэтому для исторической реконструкции представляется возможным использовать здесь более доступные данные относимые к более позднему времени правления амиров Казагана Хусейна и Темура а также более раннему периоду правления Чагатаидов дома Дувыхана с последующей...
65078. Повесть о разгроме монголов дербен ойратами 45 KB
  Здесь ничего необычного нет потому что автор произведения писал так как было принято в его время: название сочинения указывать в заключительных строках где в большинстве случаев подчеркивалось что такое-то сочинение закончилось завершено.
65079. К вопросу об интерпретации эпитета ал-Джедид (по материалам городов Улуса Джучи) 32 KB
  Большинство исследователей полагает, что прибавление эпитета означает новый город. Однако существует и другая точка зрения. В.Д.Смирнов считал, что отдельных городов Сарая ал-Джедид, Булгара ал-Джедид и других вовсе не было...
65080. О местоположении Сарая (первой столицы Золотой Орды) 30.5 KB
  Город Сарай был основан Батыем в низовьях Волги в 1250-е гг., окончательное запустение города относится к концу XV в. По всей видимости столица в XIV в. была перенесена (ни одно из средневековых городищ Нижнего Поволжья не существовало столь длительное время - с середины XIII в. до конца XV в.).