96868

Социальный педагог как субъект профессиональной деятельности

Курсовая

Социология, социальная работа и статистика

Дать определение понятия «личность» и раскрыть её основные компоненты; раскрыть специфику профессиональной деятельности социального педагога; выявить значение и роль личности социального педагога в его работе с клиентами; разработать основные этические принципы деятельности социального педагога.

Русский

2015-10-11

226.5 KB

1 чел.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 c.

РАЗДЕЛ I Личность социального педагога 6 с.

1.1 Понятие личности, её структурные компоненты 6 с.

1.2 Личностная характеристика социального педагога 10 с.

РАЗДЕЛ II Профессиональная деятельность социального педагога 15 с.

2.1 Специфика и структура профессиональной деятельности социального педагога                                                                                                            15 с.

2.2 Сферы профессиональной деятельности социального педагога 18 с.

2.3 Роль личности в профессиональной деятельности социального педагога

21 с.

РАЗДЕЛ III Социальный педагог как субъект профессиональной деятельности                                                                                                       25 с.

3.1 Требования образовательной практики и подготовка социальных педагогов                                                                                                                25 с.

3.2 Профессиональные компетенции социального педагога 26с .

3.3 Основные этические принципы деятельности социального педагога 32с .

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36 с.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 40с .


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность данной работы заключается в том, что в свете последних тенденций в обществе, возникает огромная необходимость изучения личности социального педагога и особенностей её формирования и становления с целью модернизации и оптимизации его профессиональной деятельности, своевременной диагностики и профилактики профессиональных и личностных деструкций специалиста. Специалист занимается социально-педагогической работой с детьми и их родителями, а так же с подростками, группами и объединениями молодёжи, с взрослым населением в условиях образовательных и специализированных учреждений по месту жительства. Социальный педагог является неким звеном в цепи, связывающей процесс развития человека в единое целое. Однако этот процесс зачастую проходит отнюдь не гладко, на пути становления личности человека  порой возникают огромные провалы и возвышенности связанные с особенностями общественных процессов, кризисами в обществе. Социальный педагог работает с весьма неблагополучным контингентом и сам зачастую попадает во множество критических, кризисных ситуаций. Именно от характерных особенностей личности специалиста зависит степень его подверженности профессиональным рискам.

В Украине наблюдается резкое ухудшение социально-политической обстановки, экономического положения граждан, снижение уровня и качества жизни населения, морально-нравственные и духовные ценности буквально сведены на «нет». Все эти процессы обуславливают потребность в квалифицированной помощи социальных педагогов на базе образовательных и специализированных учреждений на местах. Личность социального педагога является определяющим фактором его профессиональной деятельности, ведь работа предполагает общение с людьми. Следовательно, коммуникабельность и открытость миру, готовность принимать людей такими, какие они есть, погружаться в целый спектр проблем с которым сталкивается человек в процессе развития, эмпатия, общительность, твердость в отстаивании своей точки зрения, оптимизм, умение найти выход из спорных ситуаций, старательность, нервно-психическая устойчивость, доброта, любознательность являются первоочередными особенностями личности социального педагога, без которых его профессионал не сможет существовать и функционировать в рамках данной профессии. Так же успешность работы социального педагога зависит в равной степени и от таких факторов внешней среды как: особенности региона, государства, политической и социальной обстановки в Украине, где подопечный сталкивается с самыми разнообразными условиями жизни, которые влияют на его формирование часто скорее с отрицательной стороны. Успех социального педагога зависит и от культурного окружения, культурной и духовной обстановки, ментальности народа. С точки зрения морально-этического аспекта социально-педагогической деятельности так же существует ряд требований к специалисту, часть из которых он должен беспрекословно исполнять. Любая сфера человеческой деятельности может функционировать эффективно лишь при соответствующей этической регламентации. В современном украинском обществе наблюдается появление необходимости этической регламентации профессионального поведения социальных педагогов. Основой личности социального педагога должна быть нравственность как внутреннее, духовное качество человека, его потребность поступать в соответствии с требованиями этики, этикета, потребность творить добро, приносить людям благо. Нравственное сознание социального педагога содержит три необходимых компонента: нравственные знания, нравственные убеждения и нравственную потребность. Следует отметить, что знание норм морали не всегда порождает нравственность поведения, и поэтому необходимо признать, что относительно практики профессиональной деятельности знания сохраняют значительную самостоятельность – они могут не использоваться частично в профессиональной деятельности. В этом случае мы можем даже иметь дело с личностью так называемой двойной морали, которая теоретически может прекрасно ориентироваться в вопросах нравственности, в том числе и профессиональной морали, но не считает для себя обязательным следовать ее требованиям. Формирование и развитие высокой нравственности, попытки сделать ее органичным, неотъемлемым свойством своей личности требуют от специалиста не только знаний, но и постоянной, в течение всей трудовой деятельности и жизни, работы над собой.

Объектом исследования данной работы является личность социального педагога, а под предметом понимаются профессионально значимые качества социального педагога.

Цель работы  изучить Профессионально значимые личностные качества социального педагога.

В ходе работы был поставлен ряд задач:

- дать определение понятия «личность» и раскрыть её основные компоненты;

- раскрыть специфику профессиональной деятельности социального педагога;

- выявить значение и роль личности социального педагога в его работе с клиентами;

- разработать основные этические принципы деятельности социального педагога.

Методы исследования: анализ научной литературы, метод синтеза, метод аналогии, метод обобщения.


РАЗДЕЛ I Личность социального педагога

1.1 Понятие личности, её структурные компоненты

Личность - система социально значимых качеств индивида, мера овладения им социальными ценностями и его способность к реализации этих ценностей.

Если понятие индивида включает в себя общие качества homo sapiens - представителя человеческого рода как биологического вида, то понятие личности связано с понятием индивидуальности - с творческим преломлением в индивиде общесоциальных качеств с неповторимой системой отношений конкретного человека к миру, с его индивидуальными способностями социального взаимодействия.

Существенной стороной личности является ее отношение к обществу, к отдельным людям, к себе и своим общественным и трудовым обязанностям.

Личность характеризуется уровнем осознанности своих отношений и их устойчивостью.

В личности существенна не только ее позиция, но и способность к реализации своих отношений. Это зависит от уровня развития творческих возможностей человека, его способностей, знаний и умений, его эмоционально-волевых и интеллектуальных качеств.

Человек не рождается с готовыми способностями, интересами, характером и т.п. Эти свойства формируются при жизни человека, но на определенной природной основе.[1]

Наследственная основа человеческого организма (генотип) определяет его анатомо-физиологические особенности, основные качества нервной системы, динамику нервных процессов.

В биологической организации человека, в его природе заложены возможности будущего его психического развития. Но человеческое существо становится человеком только благодаря социальной наследственности - благодаря освоению опыта предшествующих поколений, закрепленного в знаниях, традициях, предметах материальной и духовной культуры, в системе общественных отношений.

Природа человека является продуктом не только биологической эволюции, но и продуктом истории. Биологическое в человеке нельзя понимать как наличие в нем какой-то "животной" стороны. Все природные биологические задатки человека являются человеческими, а не животными задатками.

Становление человека как личности происходит только в конкретных общественных условиях. Требования общества определяют и модели поведения людей, и критерии оценки их поведения. Движущей силой развития личности являются внутренние противоречия между постоянно растущими общественно обусловленными потребностями и возможностями их удовлетворения.

Уровень развития личности определяется характерными для нее отношениями. Низкие уровни развития личности характеризуются тем, что ее отношения обусловлены в основном утилитарными, меркантильными интересами. Наиболее высокий уровень развития личности характеризуется преобладанием общественно значимых отношений. Регулируя свою жизнедеятельность в обществе, каждый индивид решает сложные жизненные задачи. Личность проявляется в том, как она решает эти задачи. Одни и те же трудности, коллизии преодолеваются различными людьми разными путями.

Существует ряд особенностей социализированной личности, находящейся в пределах психической нормы. Наряду с социальной приспособленностью развитая личность обладает личностной автономией, утверждением своей индивидуальности. В критических ситуациях такая личность сохраняет свою жизненную стратегию, остается приверженной своим позициям и ценностным ориентациям (целостность личности). Возможные психические срывы в экстремальных ситуациях она предупреждает системой средств психологической защиты (рационализацией, вытеснением, переоценкой ценностей и др.).

Личность в норме находится в состоянии своего непрерывного развития, самоусовершенствования и самореализации, постоянно открывая для себя новые горизонты на своем человеческом пути, испытывает "радость завтрашнего дня", изыскивает возможности актуализации своих способностей. В трудных условиях – толерантна и способна к адекватным действиям.

Психически уравновешенный индивид устанавливает доброжелательные отношения с другими людьми, проявляет чуткость к их потребностям и интересам.[1]

В построении своих жизненных планов стабильная личность исходит из реальных возможностей, избегает завышенных притязаний. Развитая личность обладает высокоразвитым чувством справедливости, совести и чести. Она решительна и настойчива в достижении объективно значимых целей, но не ригидна - способна к коррекции своего поведения. На сложные требования жизни реагирует тактической лабильностью без психических надломов. Источником своих удач и неудач она считает себя, а не внешние обстоятельства. В сложных условиях жизни она способна взять ответственность на себя и пойти на оправданный риск. Наряду с эмоциональной устойчивостью, она постоянно сохраняет эмоциональную реактивность, высокую чувствительность к прекрасному и возвышенному. Обладая развитым чувством самоуважения, она способна посмотреть на себя со стороны, не лишена чувства юмора и философского скепсиса.

Ядро личности связано с ее высшим психическим качеством - духовностью. Духовность - высшее проявление сущности человека, его внутренняя приверженность человеческому, нравственному долгу, подчиненность человека высшему смыслу его бытия. Духовность личности - ее сверхсознание, неугасимая потребность стойкого отвержения всего низменного, беззаветная преданность возвышенным идеалам.[1]

Автономность личности - это ее обособленность от недостойных побуждений, сиюминутной престижности и псевдосоциальной активности.

Важнейшие компоненты структуры личности — память, культура и деятельность. Память — это система знаний, которые интегрировала личность в процессе жизненного пути. Содержание данного понятия представляет собой отражение действительности в виде как определенной системы научного знания, так и обыденных знании. Культура личности представляет собой совокупность социальных норм и ценностей, которыми индивид руководствуется в процессе практической деятельности. Последняя есть реализация потребностей и интересов личности. В широком смысле деятельность — это целенаправленное воздействие субъекта на объект. Вне отношений субъекта и объекта деятельность не существует. Она всегда связана с активностью субъекта. Субъектом деятельности во всех случаях является человек или персонифицируемая им социальная общность, а ее объектом могут быть и человек, и материальные либо духовные условия жизни. Личность может выступать как социально-историческая ценность, структурные элементы которой, находясь в постоянном взаимодействии и развитии, образуют систему. Результатом взаимодействия этих элементов являются убеждения. Убеждения личности — это тот стандарт, при помощи которого человек проявляет свои социальные качества. Иначе эти стандарты именуются стереотипами, т. е. устойчивыми, повторяющимися при различных ситуациях отношениями личности или социальной группы, социального института или социальной организации к социальным ценностям общества. Основой для стереотипа могут выступать потребности, интересы, стереотип установки и т. д. В социализации индивида можно выделить две фазы — социальной адаптации и интериоризации. Первая означает приспособление индивида к социально-экономическим условиям, к ролевым функциям, социальным нормам, складывающимся на различных уровнях жизнедеятельности общества, к социальным группам и социальным организациям, социальным институтам, выступающим в качестве среды его жизнедеятельности. Вторая ее фаза, интериоризация — процесс включения социальных норм и ценностей во внутренний мир человека. Личность не растворяется в социальной среде, а относится к ней как самостоятельная единица. Социализация личности сводится к социальному обучению, включает только субъективную форму врастания индивида в общество, а нормативно-ценностная система выступает как автономная по отношению к личности. [3]

Таким образом, личность — это мера цельности человека, без внутренней цельности нет личности. В личности важно видеть не только единое и общее, но и уникальное, своеобразное. Углубленное постижение сущности личности предполагает рассмотрение ее не только как социального, но и индивидуально-самобытного существа. Но вместе с тем личность есть нечто уникальное, что связано, во-первых, с ее наследственными особенностями и, во-вторых, с неповторимыми условиями микросреды, в которых она взращивается. Таким образом, понятие человеческой уникальности имеет существенное значение в социальном познании, в постижении социальных явлений, событий, в уяснении механизма функционирования и развития общества, эффективного управления им. Однако личность не растворяется в обществе: сохраняя значение неповторимой и самостоятельной индивидуальности, она вносит свою лепту в жизнь общественного целого.

1.2 Личностная характеристика социального педагога

При рассмотрении профессиональной деятельности социального педагога, необходимо выделить субъекта этой деятельности — специалиста-профессионала, глубоко разбирающегося в социальных и ситуативных трудностях жизнедеятельности ребенка, способного прийти ему на помощь, в совершенстве владеющего комплексом общетеоретических и специальных знаний, совокупностью необходимых умений и навыков, обладающего определенными способностями.

Профессиональная принадлежность накладывает своеобразный отпечаток на мышление человека, его поведение, отношение к миру. Этот феномен в психологии характеризуется понятием «профессиональная ментальность».

Ментальность как характеристика личности представляет собой совокупность определенных социально-психологических установок, ценностных ориентации, особенностей восприятия и осмысления действительности, отражающих отношение человека к миру и определяющих его выбор способа поведения в повседневных жизненных ситуациях. Ментальность интегрирует в себе весь предшествующий социокультурный опыт индивида и определяется принадлежностью человека к той или иной социальной группе по признаку пола, возраста, национальности, профессии и др. С этой точки зрения ментальность — характеристика групповая, и поэтому может быть выделен ряд ментальностей: национальная, возрастная, половая и др.[4]

Профессиональная ментальность в психологических исследованиях характеризуется как комплекс глубинных, часто неосознанных и нерефлексированных личностных особенностей человека, которые присущи представителям определенной профессии и обусловлены ею.

Несмотря на то, что каждый человек — неповторимая, яркая индивидуальность, у всех представителей профессии «социальный педагог» также должны быть общие, специфические черты.

Трудность в определении профессионально значимых личностных характеристик этого специалиста состоит в том, что социальная педагогика — новая область педагогических знаний и только что получившая официальное признание сфера профессиональной деятельности. [15]

В качестве специальных способностей выделяют следующие: наблюдательность, способность быстро ориентироваться в ситуации, интуицию, эмпатию (способность представить себя на месте другого человека и понять его чувства, желания, идеи и поступки), рефлексию и самоконтроль.

Кроме того, социальный педагог должен обладать такими профессионально важными для всех работников социальной сферы качествами, как общительность, ориентация на взаимодействие с людьми, доброта, любознательность, интерес к работе с людьми, твердость в отстаивании своей точки зрения, оптимизм, умение найти выход из спорных ситуаций, старательность, нервно-психическая устойчивость. Безусловно, к числу важнейших профессиональных качеств специалиста относятся коммуникативные качества, иначе говоря — умение общаться. В качестве личностных характеристик социального типа человека выбравшего профессию социального педагога, выделяю следующие: гуманистичность, идеалистичность, этичность, ответственность, моральность; кооперативность, настроенность на других, понимание других; тактичность, оптимистичностъ, эмоциональную теплоту, жизнерадостность, дружественность.

Определяя личностную характеристику социального педагога, важно помнить, что он работает в сфере «человек-человек», которая предполагает способность успешно функционировать в системе межличностных отношений.

Профессиональная компетентность специалиста будет определяться не только интеллектом, но и особенностями нервной системы: эмоциональной устойчивостью и повышенной работоспособностью в процессе общения, что позволит противостоять эмоциональной усталости при работе с детьми и развитию синдрома «эмоционального сгорания», выдерживать большие нагрузки в социально-педагогических, психолого-терапевтических и других специфических процессах.[16]

Особенности эмоциональной сферы предполагают: эмоциональную стабильность, преобладание положительных эмоций, отсутствие тревожности как черты личности, способность переносить психологические стрессы.

Важной характеристикой социального педагога является характеристика «Я-образа», предполагающая положительное отношение к самому себе, высокую положительную самооценку, принятие себя, ожидание позитивного отношения со стороны партнера. Особенностью «Я-образа» является высокая адаптивность социального педагога, предполагающая открытость в общении, способность принять другого человека, малая степень внушаемости.

Особенности деятельности социального педагога требуют сформированности таких интегративных качеств личности, как гуманистические, альтруистические, толерантные (терпимости к иного рода взглядам, нравам, привычкам), креативные (способности осуществлять нечто новое), организаторские, коммуникативные, эмоционально-волевые.

Таким образом, можно выделить следующие личностные качества социального педагога:

— гуманистические качества (доброта, альтруизм, чувство собственного достоинства и др.);

— психологические характеристики (высокий уровень протекания психических процессов, устойчивые психические состояния, высокий уровень эмоциональных и волевых характеристик);

— психоаналитические качества (самоконтроль, самокритичность, самооценка);

— психолого-педагогические качества (коммуникабельность, эмпатия, визуальность, красноречивость и др.).

В личностном ядре социального педагога, важно чувство собственного достоинства. Если нет такого чувства у профессионала, то он не заслуживает уважения и сам сможет воспитать чувство собственного достоинства у ребенка, нуждающегося в помощи. Чувство собственного достоинства есть условие и предпосылка личностной и социальной ответственности.

Следующая группа качеств, представляет психологические характеристики личности, определяющие способность к данному виду деятельности. Для социального педагога значимы определенные требования к психическим процессам: восприятию, памяти, воображению, мышлению; психическим состояниям: усталости, апатии, стрессу, тревожности, депрессии, вниманию как части сознания; эмоциональным (сдержанность) и волевым (настойчивость, последовательность) характеристикам.

Психологическое несоответствие требованиям профессии особенно сильно проявляется в трудных, кризисных ситуациях, когда требуется собранность и мобилизация всех внутренних ресурсов для решения возникшей проблемы.

Третья группа связана с психоаналитическими качествами, такими как самоконтроль, самокритичность, самооценка своих поступков, самоанализ своей деятельности.

К четвертой группе качеств относятся: коммуникабельность (способность быстро устанавливать контакт); эмпатичность; визуальность (внешняя привлекательность); красноречивость (умение внушать и убеждать); перцептивность (восприятие человека человеком).[5]

Таким образом, перечисляя личностные особенности социального педагога, нужно сказать, что они не являются общими для разных уровней и сфер социально-педагогической деятельности. Они зависят и от социально-политических, экономических особенностей государства и его культуры. Однако, в целом, пни задают профиль личности социального педагога.

Ранняя диагностика этих качеств у будущего специалиста — важная составная часть его допрофессиональной подготовки. В профессиональном же образовании необходима разработка соответствующих методик развития этих качеств у студентов.


РАЗДЕЛ II Профессиональная деятельность социального педагога

2.1 Специфика и структура

профессиональной деятельности социального педагога

Название специалиста «социальный педагог» является производным от слова "педагог", которое ассоциируется, прежде всего, с учителем. Поэтому не удивительно, что после введения такой должности первыми социальными педагогами стали учителя, они же составляют большую часть слушателей всех форм курсовой переподготовки кадров для получения сертификата по этой специальности. Не удивительно и то, что профессиональная подготовка социальных педагогов ведется, в основном, в педагогических учебных заведениях. Действительно, в профессиональной деятельности учителя и социального педагога есть много общего. Прежде всего, эти две профессии роднит то, что объектом их внимания является ребенок (согласно Конвенции ООН о правах ребенка - «человеческое существо до достижения 18-летнего возраста»), его развитие и социальное становление.

Вместе с тем профессиональная деятельность этих специалистов имеет и ряд существенных отличий, позволяющих выявить специфику двух родственных профессий. Учитель, выполняя свою главную образовательную функцию, передает молодому поколению знания и социокультурный опыт, накопленный обществом, в процессе чего осуществляется развитие и воспитание ребенка. В центре же внимания социального педагога находится социализация ребенка, его успешная интеграция в общество как альтернатива обособлению, «выпадению» из нормальных социальных отношений.

Отличаются эти профессии и с точки зрения сферы деятельности. Если учитель ориентирован уже в процессе профессиональной подготовки на работу в учреждении определенного типа, а именно в общеобразовательном учебном заведении, то социальный педагог может осуществлять свою деятельность в самых разных учреждениях.

В нормативных документах, касающихся профессиональной деятельности социального педагога, описаны только ее общие черты: задачи, функции, сферы деятельности, общие требования к знаниям и умениям специалиста. При этом не учитывается конкретная разновидность деятельности, которой занимается социальный педагог (адаптация, реабилитация, коррекция и др.). Специфика учреждения, в котором работает специалист (школа, приют, детская больница, центр реабилитации и др.), особенности социума, в котором проживает ребенок (городская или сельская среда, крупный промышленный город, криминогенный район и др.).

Любая деятельность имеет свою структуру, которая определяет взаимосвязь и взаимообусловленность элементов деятельности. Структура деятельности социального педагога, как и любой другой профессиональной деятельности, предполагает наличие следующих компонентов: субъекта (того, кто ее осуществляет), объекта (того, для кого она специально организована, на кого направлена), цели (к чему она стремится), функций (какие при этом функции выполняются), средств (при помощи каких методов и технологий достигается ее цель).

Схематично это можно представить следующим образом: Любая деятельность осуществляется в направлении от субъекта к объекту, хотя объект является главным, определяющим содержание деятельности.

Объектом, деятельности социального педагога являются дети и молодежь, нуждающиеся в помощи в процессе их социализации. К этой категории относятся дети с интеллектуальными, педагогическими, психологическими, социальными отклонениями от нормы, возникшими как следствие дефицита полноценного социального воспитания, а также довольно большое количество детей, имеющих физические, психические или интеллектуальные нарушения развития (слепые, глухонемые, больные детским церебральным параличом — ДЦП, умственно отсталые и др.). Все эти дети требуют особой заботы общества.

Профессиональная задача деятельности социального педагога в обществе легче всего выявляется от противного. Если процесс социализации ребенка проходит успешно, то он не нуждается в профессиональной помощи социального педагога. Необходимость в ней возникает там и тогда, где и когда семья и школа не обеспечивают необходимое развитие, воспитание и образование ребенка, в результате чего появляются «социально выпавшие» дети.

Содержательно задачу деятельности социального педагога соответственно можно определить как помощь в интеграции ребенка в общество, помощь в его развитии, воспитании, образовании, профессиональном становлении, иными словами — помощь в социализации ребенка. По сути дела, эта деятельность направлена на изменение тех обстоятельств в жизни ребенка, которые характеризуются отсутствием чего-либо, зависимостью от чего-либо или потребностью в чем-либо.

Следовательно, целью деятельности социального педагога является создание условий для психологического комфорта и безопасности ребенка, удовлетворение его потребностей с помощью социальных, правовых, психологических, медицинских, педагогических механизмов предупреждения и преодоления негативных явлений в семье, школе, ближайшем окружении и других социумах.

Прежде чем реализовать цель своей деятельности, социальный педагог должен хорошо представлять особенности развития ребенка и среду, в которой он развивается. Особо следует подчеркнуть то, что ребенок, как правило, не может сам осознать свои проблемы и объяснить их социальному педагогу. Поэтому социальный педагог часто оказывается перед необходимостью самостоятельно выявлять факторы, негативно влияющие на ребенка, чтобы помочь ему.

Следует помнить, что объектом деятельности социального педагога является ребенок, однако в процессе деятельности социальный педагог и ребенок вступают в субъектно-субъектные отношения, при которых ребенок является активным участником процесса решения своих проблем, когда это возможно, с помощью социального педагога или других специалистов.

Поскольку деятельность социального педагога, в первую очередь, связана с диагностикой проблем ребенка и среды, он должен знать и уметь применять различные диагностические методики (психологические, педагогические, социологические) или же уметь обращаться за помощью к специалистам, которые могут квалифицированно поставить тот или иной диагноз (психологам, юристам, медицинским работникам и др.).

В зависимости от диагноза и общих целей воспитания и развития ребенка социальный педагог должен уметь прогнозировать условия, обеспечивающие его оптимальное развитие; уметь выбирать методы и средства, позволяющие достичь намеченных результатов. Вполне вероятно, что многие проблемы (улучшение здоровья, материального положения) социальный педагог не сможет решить сам. В этом случае он должен уметь выступать посредником в координации усилий разных специалистов (психолога, медицинского работника, специалиста по социальной работе, юриста и др.), а также ведомств и административных органов (образования, здравоохранения, социальной защиты и др.) для комплексного разрешения проблем ребенка.

Таким образом, можно сказать, что деятельность социального педагога требует огромных усилий специалиста, не только в физическом плане, но и в духовном и эмоциональном. Как правило, социальный педагог работает с клиентами с какими-либо отклонениями, которые могут проявляться не только в самом ребёнке, а и в его социальном окружении.

2.2 Сферы профессиональной деятельности социального педагога

Главной сферой деятельности социального педагога является социум (сфера ближайшего окружения личности, сфера человеческих отношений). При этом приоритетной (особенно в современных условиях) является сфера отношений в семье и ее ближайшем окружении, по месту жительства. Социальный педагог работает с детьми, их семьями, семейно-соседским окружением и цель его деятельности – организация профилактической, социально-значимой деятельности детей и взрослых в социуме. В задачи практической деятельности социального педагога входит очень широкая сфера деятельности от непосредственной работы с ребенком, имеющим проблемы с социализацией в окружающем обществе до всех социальных организаций и социальных институтов, участвующих в социальном воспитании подрастающего поколения.

В зависимости от профиля местом работы социального педагога могут быть:

- социально-педагогические службы образовательных учреждений (дошкольных общеобразовательных учреждений, учреждений дополнительного образования, общеобразовательных школ, специальных коррекционных образовательных учреждений, лицеев, гимназий, школ-интернатов, детских домов, средних специальных учебных заведений, вузов);

- социальные службы специализированных учреждений (центров реабилитации, социальных приютов);

- службы муниципальных органов (органы опеки и попечения, центров социальной психолого-педагогической помощи, отделов по социальной защите населения, отделений социальной помощи семье и детям).

Таким образом, социальный педагог:

- организует воспитательную работу в классе, группе, общежитии, на курсе, потоке, во взводе образовательных учреждений, направленную на формирование общей культуры личности, адаптацию личности к жизни в обществе, уважение к окружающей природе;

- изучает психолого-педагогические особенности личности и её микросреды, условия жизни, выявляет интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении и своевременно оказывает социальную помощь и поддержку обучающимся и воспитанникам;

- выступает посредником между личностью и образовательным учреждением, семьёй, средой, органами власти;

- способствует реализации прав и свобод обучающихся, созданию комфортной и безопасной обстановки, обеспечению охраны их жизни и здоровья;

- создаёт условия для развития талантов, умственных и физических способностей обучающихся во внеурочное время;

- взаимодействует с учителями, родителями (лицами, их заменяющими), специалистами социальных служб, семейных и молодёжных служб занятости и других служб в оказании помощи обучающимся, детям, нуждающимся в опеке и попечительстве, детям с ограниченными физическими возможностями, а также попавшим в экстремальные ситуации;

- участвует в разработке, утверждении и реализации образовательных программ учреждения, несёт ответственность за качество их выполнения в пределах своей компетенции.

В зависимости от условий региона (села, города, района города и др.) учреждения, оказывающие помощь детям, могут носить комплексный межведомственный характер (центры по делам семьи, детей и молодёжи, центры досуга, центры здоровья и др.). Социальные педагоги, работающие в этих учреждениях, проводят первичную диагностику социума и выявляют детей с проблемами, дифференцируют проблемы детей, определяют их причины, пути и способы решения. Они также должны быть хорошо информированы о возможностях всех социальных учреждений города, села, поселка и т. д. Если личностные проблемы ребенка не могут быть сняты в условиях естественной среды его развития, ребенок направляется в учреждения, имеющие ту или иную специализацию (учреждения социальной реабилитации детей с физическими и психическими недостатками, учреждения социальной реабилитации детей, не получивших общего и профессионального образования, и др.). Учреждения, в которых должны работать социальные педагоги, могут носить государственный, общественный или общественно-государственный характер.

2.3 Роль личности в профессиональной деятельности социального педагога

Роль личностных качеств социального педагога, несомненно, велика в его профессиональной деятельности. Среди них можно выделить такие, как гуманистическая направленность личности, личная и социальная ответственность, обостренное чувство добра и справедливости, чувство собственного достоинства и уважение достоинства другого человека, терпимость, вежливость, порядочность, эмпатичность, готовность понять других и прийти к ним на помощь, эмоциональная устойчивость, личностная адекватность по самооценке, уровню притязаний и социальной адаптированности.

Личностные качества социального педагога можно разделить на три группы. К первой группе относятся психофизиологические характеристики, от которых зависят способности к данному виду деятельности. Ко второй — психологические качества, характеризующие социального педагога как личность. К третьей группе — психолого-педагогические качества, от которых зависит эффект личного обаяния.

Качества первой группы, которые отражают психические процессы (восприятие, память, воображение, мышление), психические состояния (усталость, апатия, стресс, тревожность, депрессия), внимание как состояние сознания, эмоциональные и волевые проявления (сдержанность, индифферентность, настойчивость, последовательность, импульсивность) должны отвечать требованиям, предъявляемыми профессиональной деятельности социального работника. Некоторые из этих психологических требований являются основными, без них вообще невозможна качественная деятельность. Другие играют, на первый взгляд, второстепенную роль. Если кто-то из социальных педагогов не отвечает психологическим требованиям, предъявляемым профессией, то отрицательные последствия такого несоответствия могут проявиться не так быстро, но при неблагоприятных условиях они практически неизбежны.

Психологическое несоответствие требованиям профессии особенно сильно проявляется в сложных ситуациях, когда требуется мобилизация всех личных ресурсов для решения сложной, чаще всего нестандартной задачи. В работе с людьми необходимы собранность и внимательность, умение понять клиента, такие волевые качества, как терпение, самообладание и т.д. Без этих ведущих для данной профессии характеристик психики невозможна эффективная работа.

Чем труднее для освоения профессия, чем более значима она в социальном отношении, тем крупнее должны быть блоки личностных свойств, принимаемых в качестве основы профессиональной пригодности. Когда же дело касается специалиста социальной сферы, то при подборе кадров следует оценивать целостный образ личности, в формировании которой существенную роль играет, с одной стороны, опыт работы с детьми, а с другой — установки и ценностные ориентации кандидата.

Ко второй группе качеств относятся такие психологические качества, как самоконтроль, самокритичность, самооценка своих поступков, а также стрессоустойчивые качества — физическая тренированность, самовнушаемость, умение переключаться и управлять своими эмоциями.

К третьей группе качеств относятся: коммуникабельность (умение быстро устанавливать контакт с людьми); эмпатичность (улавливание настроения людей, выявление их установок и ожиданий, сопереживание их нуждам); аттрактивность (внешняя привлекательность личности); красноречие (умение внушать и убеждать словом) и другие.

Социальный педагог профессионально помогает детям, поэтому он должен иметь навыки педагогической деятельности. Знания, умения и навыки составляют фундамент педагогической культуры специалиста. К числу ее структурных элементов относят психолого-педагогическую направленность личности, педагогические способности и мастерство, искусство делового общения и культуру служебного поведения. Предпосылкой для формирования педагогической культуры социального педагога являются его педагогические способности. Их задатки считаются врожденными. Они проявляются в склонности человека работать с людьми, проявлять к ним интерес, терпение, выдержку и т.д. Но задатки еще не сами способности, а лишь анатомо-физиологические особенности, лежащие в основе их развития. Как и всякие другие способности личности, они могут стать ее сформировавшимся качеством, если личность постоянно работает над ними. Педагогическая способность предполагает такую черту, как педагогическая наблюдательность. Она проявляется в умении дать характеристику ребёнку, выявить его сильные и слабые стороны, предположить реакцию на оказываемое на него воздействие и т.д. Хорошо развитая педагогическая наблюдательность сильна в сочетании с даром педагогического предвидения. Точная диагностика состояния ребёнка — лишь изначальная сторона дела. Социальный педагог должен видеть конечный результат, итоги предпринимаемых действий. Работая с детьми, он обязан предвидеть последствия своей деятельности и заранее прогнозировать их. Педагогическое предвидение помогает смоделировать этапы работы, учесть основные проблемы и возможные противоречия. Педагогической наблюдательностью и предвидением обычно обладают люди с развитым творческим воображением и гибким умом. Возникающие в работе ситуации, как правило, неповторимы и требуют каждый раз нового, своеобразного подхода к их разрешению. Педагогические способности раскрываются при условии, если социальный педагог досконально знаком с технологией осуществляемого воздействия и обладает необходимыми для этого знаниями. Без психолого-педагогической грамотности нет педагогического мастерства, включающего в себя педагогическую технику и педагогический такт. Эти понятия обозначают комплекс навыков и умений, необходимых для применения знаний педагогики и психологии в работе с детьми и подростками. Основной навык любого социального педагога— это интервьюирование. Этот навык предполагает знание того, как разговаривать с детьми, имеющими ту или иную проблему, таким образом, чтобы они чувствовали себя в безопасности, чтобы могли раскрыться. Социальный педагог должен уметь помочь ребёнку, создав обстановку, способствующую доверию, получению необходимой информации. Для социального педагога важен и навык самообладания. В психологии этот навык рассматривается как показатель социальной и эмоциональной зрелости личности. Самообладание не столько качество личности, сколько процесс управления своим поведением в экстремальной ситуации. С учетом того, что социальному педагогу часто приходится бывать именно в таких ситуациях, ему необходимо развивать в себе способность к самообладанию.

Таким образом, эти и другие навыки объединяются понятием «педагогическая техника». Эффективность ее применения будет гораздо выше, если она органически сливается с педагогическим тактом. Это понятие рассматривается в педагогической литературе как соблюдение принципа меры в общении с людьми, чтобы педагогические средства воздействия при неумелом пользовании ими не перерастали в свою противоположность. Педагогический такт проявляется в способности чутко улавливать малейшие изменения в настроении и психологическом состоянии ребёнка. Важнейший путь овладения педагогическим тактом — постоянный самоконтроль и самоанализ поведения в любых ситуациях. Социальный педагог старается не выставлять на первый план свою воспитательную функцию, а действовать советом, добрыми пожеланиями, личным участием в решении проблем клиента.


РАЗДЕЛ III
Социальный педагог

как субъект профессиональной деятельности

3.1 Требования образовательной практики

и подготовка социальных педагогов

Так как социально-педагогическая работа, по сути, вмешивается в условия жизни других людей, социальные педагоги должны иметь прочный фундамент образования и подготовку для того, чтобы выполнять эту задачу профессионально. Следовательно, социальные педагоги, как и другие специалисты, которые работают с людьми, должны иметь среднее образование 3-4 года.

Образование должно быть признано и одобрено органами власти, и отвечать требованиям социально-педагогической работы. Далее образование должно быть признано национальной профессиональной ассоциацией как подходящее для социально-педагогической работы.

Образование должно даваться в университетах и колледжах, в едином ключе, признаны национальными властями базами подготовки социальных педагогов. Образование должно гарантировать, что научная база отражает профессиональные компетенции социальных педагогов. Кроме того, образование должно гарантировать, что новейшие научные разработки на национальном и международном уровне включены в подготовку.

Учебное заведение должно входить в соответствующие проекты развития и эксперимента, связанные с полем деятельности будущих специалистов, быть активным партнёром в работе, чтобы включиться в практическую сферу в такой деятельности. Часть студенческой подготовки должна происходить в рамках такого проекта.[17]

Обучение и практика на рабочем месте должны быть составной частью программы. Учебное заведение и практическая деятельность должны вместе работать на обучение и подготовку специалиста.

Признанная обществом система непрерывного образования социальных педагогов должна непосредственно относиться к профессии. Эта система должна быть связана с базовым образованием для того, чтобы приобретённые знания и опыт были естественным его продолжением.

Ответственные органы власти и работодатели отвечают за свободное получение социальными педагогами непрерывного образования для того, чтобы совершенствовать практику социально-педагогической работы.

Эти обучение и/или практика должны быть построены так, чтобы студент одновременно получал реальное представление об организации работы и своих задачах, а так же был готов к вызовам практики.

Таким образом, существует необходимость в организации непрерывного обучения социальных педагогов без отрыва от практики.

3.2. Профессиональные компетенции социального педагога

Говоря в целом, существуют два направления в профиле компетенции социальных педагогов. Одна величина распознаёт различные ступени действий социальных педагогов, оценивает, как социальный педагог способен вмешиваться и рефлексировать в различных контекстах практики.

Вторая величина рассматривают центральные компетенции, вытекающие из перспектив и условий социально-педагогической работы.

Сложность социальной практики включает в себя разные уровни действий, которые требуют от социальных педагогов владения следующими компетенциями:

Компетенции вмешательства - социальный педагог должен быть способным непременно действовать в актуальной ситуации по отношению к нуждающимся и без длительных размышлений подсказать ребёнку/подростку/взрослому подходящий метод. Действие может быть мотивировано интуитивно или не вербально, но также быть основанным на теории и опыте, иначе говоря, социальный педагог должен уметь действовать, когда от него это требуется.

Компетенция оценивания - социальный педагог должен уметь спланировать, организовать и проанализировать свои дальнейшие действия и вмешательства. Социальный педагог должен уметь оценить свой план и рефлексировать методом подключения теории и знания, а также основываясь на собственном опыте и опыте других специалистов.

Социальный педагог должен быть способным оценивать связь между целью, действием и результатом.[17]

Рефлексивная компетенция - умение социального педагога с коллегами и другими профессионалами задумываться о сфере профессиональных проблем, чтобы гарантировать общее профессиональное понимание и развитие своей профессии. Результатами рефлексии следует делиться как с профессионалами, так и с общественностью.

Личностные компетенции и компетенции взаимодействия - отношение к лицу, нуждающемуся в поддержке, является основополагающим во всей социально-педагогической работе. Социально-педагогическая работа – это отношение между социальным педагогом и тем, кто нуждается в помощи. Личностные компетенции и компетенции отношений являются ключевыми в социально-педагогической работе. [14]

В последнее время личностный аспект приобрёл намного больше
значения в работе в целом. Такие личностные компетенции, как преданность,
мотивация, отношения и чувства, имеют спрос и востребованы руководителями и пользователями намного больше, чем раньше. Однако для социальных педагогов, работающих с людьми, вопрос личного вовлечения в работу имеет и другой аспект: личностное отношение к ребёнку/подростку/взрослому, должно включать взгляд на человека с позиции образования: опыт, мораль и этику.

Чтобы заниматься профессией профессионально, с опорой на собственную индивидуальность, требуется большая открытость, высокий уровень профессионального внимания к ребёнку/клиенту, профессиональная этика и мораль, и наконец, но не в последнюю очередь, способность различать личные отношения и профессиональные. Это требует большого сочувствия, добросовестности, этических размышлений, экстраверсии, приспособляемости и чувства ответственности, а также хорошего профессионального чутья.

Социальные и коммуникативные компетенции. Социально педагогическая работа не является деятельностью одного человека. В значительной степени она зависима и осуществляется в сотрудничестве огромного количества заинтересованных сторон: ребёнка, подростка, взрослого, коллег, потребителей, родственников, родителей, других профессиональных групп, руководства и т.д. [14]

Большинство социально-педагогической работы на любом уровне, происходит в группах или коллективах. Это предпосылка к тому, что социальные педагоги должны быть способны сотрудничать друг с другом. В педагогические, социальные и коммуникативные компетенции входит умение социальных педагогов действовать в обстановке, не имеющей изначального взаимопонимания, согласия в целях, возможностях и методах.

Сотрудничество – это основа социально-педагогической работы. Плодотворная совместная работа, где конфликты разрешаются конструктивно, являются ключевой для благополучия и процветания как ребёнка и клиента, так и для развития профессионализма и позитивно психологической работы педагога. Социальный педагог должен быть достаточно компетентен, чтобы справляться со сложностями, разрешать и использовать конфликты в конструктивном ключе. Это достигается на основе знания о методах работы с конфликтами, формах сотрудничества, групповой динамике работы.

В отношении родителей, родственников и, конечно, не в последнюю очередь, детей, социальный педагог должен владеть особыми коммуникативными компетенциями на теоретическом, на практическом и методологическом уровнях, чтобы транслировать идеи и взгляды, ориентируясь на партнера по общению, на его социальные принципы, коммуникативные особенности и опыт, что особенно важно, когда речь идёт о трудных переговорах.

Социальные педагоги должны быть способными работать в междисциплинарных группах.

Кроме того, специалист должен уметь сотрудничать с руководством, администрацией, а также с родственниками. Это требует социальных и коммуникативных компетенций и адаптации к социально-педагогической терминологии собеседника.

Так же не менее важно, что социальный педагог должен консультировать и направлять родителей и родственников, должен быть способен взять на себя роль консультанта и осознавать всю ответственность этой роли. Это требует коммуникативной компетенции и хорошего владения техникой консультирования и руководства.

Организационные компетенции. Отношения не существуют только ради отношений. Они имеют цель и мотивированы задачами обучения, развития, воспитания и совершенствования собственной жизни, на которую направлена социальная педагогика, вся ее деятельность (плановая и внеплановая). Это требует как профессиональной, так и организационной, рефлексивных и деятельностной компетенций. Это дает социальному педагогу возможность целенаправленно, как в данный момент, так и на перспективу планировать и осуществлять социально-педагогическую деятельность и управлять процессами, основанными на социально-педагогических отношениях, чтобы достичь профессионально-мотивированную цель.[14]

Организационные компетенции социального педагога имеют отношение к организации, менеджменту и развитию социально-педагогического учреждения, чтобы социально-педагогическая работа выполнялась по плану и системно.

Социальный педагог должен уметь планировать и осуществлять социально-педагогическую деятельность, документировать и оценивать как эту деятельность, так и педагогические взгляды, цели и методы.

Центром социально-педагогической работы и, соответственно, компетенций социальных педагогов является ребёнок, подросток, взрослый и их проблемы. Однако социально-педагогическая работа также подразумевает, сейчас намного больше, чем раньше, административные задачи и участие во встречах.

Системные компетенции. Общество, государственная система, политическая действительность, родители, родственники, другие профессиональные группы и, естественно собственная мораль, этика и профессионализм социального педагога в значительной степени образуют фундаментальные условия работы. По этим основаниям социальный педагог должен действовать, вести переговоры и выполнять свои социальные задачи. Системные компетенции охватывают весь комплекс компетенций, что позволяет социальному педагогу быть способным действовать в заданных условиях. Социально-педагогическая работа – это общественная задача. Социальные потребности и изменения в политической действительности наряду с общественной и частными системами, частью которых является социально-педагогическое учреждение, устанавливают рамки, определяющие содержание и статус работы социального педагога. С одной стороны, социальный педагог должен помогать и направлять клиента/ребёнка в отношении «системы». С другой стороны, он должен оправдывать общественные ожидания и требования по отношению к этим группам, улучшать и развивать условия существования и структуру этих групп.[14]

Как было упомянуто выше, социально-педагогическая работа – это часть большей структурной организации, создающей общие рамки социально-педагогической деятельности, общую компетенцию социально-педагогической деятельности.

Существует необходимость постоянного совершенствования методов работы и принятия решений и, не в последнюю очередь, нынешнего и перспективного развития компетенций, которыми могли бы располагать социальные педагоги для решения текущих задач в любое время.

Социальный педагог должен быть готов к изменениям и владеть инструментами развития.

Компетенции, основанные на профессиональном опыте. К сказанному следует добавить различные мнения других профессиональных групп о том, как педагоги должны действовать и выполнять свои профессиональные обязанности так, чтобы это помогало их работе с детьми, подростками и взрослыми наилучшим образом. Однако, кроме этого, и столь же важны самосознание, этика, мораль и нормы профессии, которые составляют основу для педагогической работы и отношения с детьми/подростками/взрослыми и другими сотрудниками. Компетенции, вытекающие из этого, могут быть резюмированы, как компетенции, порождаемые профессиональной практикой. [17]

Поведенческие компетенции в профессии. Помимо теоретического и практического знания о методах, самосознание, нормы, этика и мораль профессии являются ключевыми для профессионализма в социально-педагогической деятельности. Это влечёт за собой набор профессиональных компетенций, необходимых для осуществления социально-педагогической деятельности. Эти компетенции, включают в том числе:

- владение терминологией и понятиями профессии, принятие участия в их создании.

- усвоение этики и морали профессии и влияние на их выработку.

- участие в дискуссии и подготовке документов и соглашений с основой на социально-педагогическую профессию.

- знание терминологии, концепций и этической основы схожих профессий.

Культуроведческие компетенции. Профессионализм социального педагога также включает культуроведческие компетенции. Это знание, понимание и открытость в отношении разных культур и культурных ценностей. Социальный педагог должен уметь использовать свои компетенции в области культуры, совместно с детьми, подростками и взрослыми с целью понимания и быть готовым содействовать развитию их культуроведческих компетенций передачи социальных и культурных ценностей личности.

Творческие компетенции. Социальный педагог должен владеть формами самовыражения, творческими навыками, которые могут быть: двигательными, музыкальными, развивающими, активизирующими, побуждающими или креативными, и которые используются как составная часть социально-педагогической работы с эмоциональным, социальным, языковым и интеллектуальным развитием детей/подростков и взрослых.[13]

Социальный педагог должен являться частью совместной работы с ребёнком, подростком и взрослым по овладению и развитию его или её собственными формами самовыражения (экспрессии) и расширения творческого кругозора в социальной и культурной среде.

Таким образом, социальный педагог для оптимальной и конструктивной работы с клиентами должен иметь огромное множество умений и навыков, заключённых в профессиональной компетенции специалиста.

3.3 Основные этические принципы деятельности социального педагога

Основные этические принципы деятельности социального педагога

Этические принципы призваны обеспечить:

1. Решение профессиональных задач в соответствии с этическими нормами;

2. Защиту законных прав людей, с которыми социальные педагоги вступают в профессиональное взаимодействие;

3. Сохранение доверия между социальным педагогом и клиентом;

4. Укрепление авторитета социально-педагогической службы образования среди обучающихся, воспитанников, родителей и педагогической общественности.

Стандарты этического поведения социального педагога определяют нормы его профессиональной деятельности в соответствии с этическими ценностями, принципами и правилами социальной работы. Эти стандарты не носят исчерпывающего характера.[2]

1. Этическое поведение по отношению к профессии социального педагога

Социальный педагог:

а) соблюдает Кодекс этики, утверждают ценности и правила, принципы и стандарты этического поведения, отстаивают, совершенствуют и популяризируют их;

б) повышает качество и эффективность социальных услуг, предоставляемых людям, развивает профессионализм социальной работы, привлекая непрофессиональных помощников социальных педагогов и социальных работников к решению посильных для них задач;

в) повышает статус социальной и социально-педагогической работы, защищает её от необоснованной критики и укрепляет у людей различных социальных групп веру в её необходимость;

г) принимает участие и поощряет других к творческому поиску новых подходов, технологий, методов и методик социальной работы и социально-педагогической деятельности;

д) критически оценивает достигнутые в личной практической работе результаты, не преувеличивает свои профессиональные и личные возможности;

е) в доходчивой форме разъясняет окружающим назначение, цели и задачи профессиональной социально-педагогической работы в качестве представителя этих профессии.[8]

По отношению к людям, которые пользуются социальными услугами социальный педагог:

а) соблюдает принципы социальной работы в части касающейся клиентов: принимают человека таким, как он есть; привлекает его к активной совместной работе; обеспечивает конфиденциальность сотрудничества, информации и доступ к ней; несут ответственность за результаты своей работы с клиентом; проявляют личную порядочность по отношению к нему.

б) ценит и уважает личные устремления, индивидуальные особенности, инициативу и творческий подход клиента к совместному с ними решению его проблем; оказывает помощь клиентам с целью восстановления и развития их собственных потенциальных возможностей с соблюдением в равной степени прав других людей и социальных групп;[9]

в) отдает приоритет поддержке основных интересов клиентов, но при этом уважает и учитывает интересы и других людей; в тех случаях, когда возникает конфликт интересов различных клиентов или конфликт интересов клиента и законодательства, предупреждает клиента о том, что его интересы и просьбы могут быть отвергнуты;

г) минимизирует использование юридических, психологических, экономических или других видов принуждения; в случаях, когда такое принуждение неизбежно, оно должно быть этически, профессионально и юридически оправдано;

д) отвергает любые формы дискриминации, основанной на национальности, сексуальных отношениях, возрасте, вероисповедании, семейном статусе, политической ориентации, на умственных или физических недостатках, привилегиях, персональных характеристиках.

По отношению к коллегам социальный педагог:[2]

а) с уважением относится к коллегам вне зависимости от их специальности и специализации, уровня профессиональной подготовки и стажа практической работы, оказывая им всемерное содействие для достижения высокой эффективности их работы в области социальной и социально-педагогической деятельности;

б) уважает различные мнения и подходы коллег и других специалистов, принимая на себя ответственность за справедливость своей критики в их адрес в различных инстанциях и межличностных отношениях;

в) защищает своих коллег от любых форм и видов давления со стороны клиентов, руководства, государственных организаций или общественных объединений в тех случаях, когда такое воздействие необоснованно;

г) следует советам и консультациям коллег и наставников, если они служат интересам дела.[2]

По отношению к взаимодействующим организациям социальный педагог:

а) строит свои взаимоотношения с другими организациями на основе доброжелательности, ориентированности на интересы людей, обратившихся к ним за помощью, с учётом возможностей и назначения этих организаций и непротиворечивости деятельности этих организаций Кодексу этики социального педагога;

б) придерживается своих обещаний, данных взаимодействующим организациям, и добивается от этих организаций выполнения их собственных обязательств, при использовании их ресурсов на нужды, на которые эти ресурсы предназначены;

в) развивает командные, межинституциональные и межведомственные формы социальной и социально-педагогической работы, оберегает рабочую атмосферу в коллективах и командах, поддерживая приемлемые условия для деятельности каждого сотрудника.[2]

Украине ещё предстоит фундаментально разработать стандарты и нормы профессионально-этического поведения специалистов по социальной работе. Общепринятое понимание деятельности социального педагога, которое определяет направления подготовки специалистов для различных учреждений социальных служб, сегодня переосмысливается с учётом специфических особенностей Украины.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, с точки зрения социальной педагогики личность изучается в рамках социума как его элемент. В связи с тем, что между личностью и социумом существуют значительные корреляционные связи, представляется целесообразным осуществлять изучение структуры личности и ее педагогического потенциала на уровне элементов структуры социума.

Характерная особенность социума заключается в том, что он имеет личностно-ориентированную структуру.

Следовательно, социум как совокупность индивидов структурно может быть рассмотрен в контексте структуры индивида, личности. Таким образом, структура социума может быть выражена через структуру личности. Уяснению этого вопроса может помочь опыт рассмотрения трех основных подсистем личности в психологии, значимый для выявления составляющих ее структуры во взаимосвязи со структурой социума.

В качестве базового элемента в структуру личности входит системная организация ее индивидуальности, представленная в виде темперамента, характера, потребностей, способностей и ценностей человека, необходимая, но недостаточная для понимания психологии личности. Таким образом, выделяется первая составляющая структуры личности – ее внутри индивидная подсистема. Эта составляющая может быть взята за основу построения структуры социума на внутри индивидном уровне.

Личность, являясь субъектом системы действительных отношений с обществом, с группами, в которых она интегрирована, не может быть заключена лишь в некое замкнутое пространство внутри органического тела индивида, а обнаруживает себя в пространстве межиндивидных отношений. Не сам по себе индивид, а процессы межличностного взаимодействия, в которые включены по меньшей мере два индивида (а фактически общность, группа, коллектив), могут рассматриваться как проявления личности каждого из участников этого взаимодействия.

Из этого следует, что личность в системе своих "действительных отношений" обретает свое особое бытие, отличающееся от телесного бытия индивида. С точки зрения материалистической философии, реальное существование личности обнаруживается в совокупности предметных взаимоотношений индивидов, опосредствованных их деятельностью, и поэтому одну из характеристик структуры личности следует искать в "пространстве" вне органического тела индивида, которое составляети нтериндивидную подсистему личности. Эта составляющая может быть взята за основу выделения в структуре социума интериндивидного уровня.

Социальный педагог — это должность, предназначенная для профессионала, компетентного специалиста, конкретного субъекта воспитательной системы. Он не похож на школьного учителя или другого работника образовательной системы. Ему приходится действовать непосредственно, в среде, окружающей личность — общаться с семьей, «трудиться» на улице, где нет привычной ситуации с привычным и определенным школьным режимом, наличием авторитетов и т.д.

в современных условиях социальный педагог востребован в различных социальных структурах: в школе и семье, в приюте и в детском доме, в различных реабилитационных центрах и т.д. В каждом из этих учреждений свои особенности работы социального педагога, но везде к его личности предъявляют единые требования. Ум и образованность, эрудиция, знание среды, гражданственность и гуманизм, профессиональная честность и неприятие дискриминации личности, чувство собственного достоинства являются условиями успеха в работе социального педагога.

Социальный педагог – сотрудник определенной социальной службы, учебного заведения, отсюда его ответственность как государственного служащего и обязательное знание своих обязанностей.

Социальный педагог – это новый тип педагога. У него новое отношение к ребенку, новые отношения и ребенка к педагогу. Педагог признает ребенка как самостоятельную личность, способную иметь собственное мнение, анализирует процесс его формирования как социальный процесс, процесс развития его задатков и способностей. Социальный педагог решает все проблемы воспитанника, не совершая действия, которые во вред подопечному.

Главное требование к социальному педагогу – это любовь к детям, к педагогической работе, знания и эрудиция, педагогическая интуиция и интеллект, общая культура и нравственность, профессиональное владение методами воспитания детей, а также умение общаться, артистичность, веселый нрав и хороший вкус.

Можно выделить следующие направления деятельности по совершенствованию профессионализма социальных педагогов:

1.Подготовка в высших учебных заведениях высококвалифицированных специалистов, обладающих как теоретической и технологической готовностью к социально-педагогической деятельности, так и высоким уровнем личностной культуры, которую характеризуют следующие показатели:

- осознанный выбор профессии;

внутренняя предрасположенность к социально-педагогической деятельности; - высокий уровень коммуникативной культуры и профессиональной компетентности.

2.Постоянное повышение уровня профессионализма и квалификации, совершенствование социально-педагогической деятельности.

Характеристикой высокого уровня профессионализма социального педагога могут быть: профессиональный статус (должностное положение субъекта в системе межличностных отношений) и следующие умения:

— аналитические (анализ совместной деятельности по устранению проблемы);

— прогностические (выделение цели деятельности, ее задач, отбор способов осуществления, предвидение результата);

— проективные (определение программы деятельности, исходя из системного понимания ситуации);

— рефлексивные (самоанализ собственной деятельности);

—коммуникативные (владение культурой межличностного общения)

Высокий уровень развития личностных и профессиональных качеств качеств делает социального педагога психологически привлекательным, близким и понятным воспитанникам, укрепляет его позиции в системе межличностных отношений и создает условия для того, чтобы педагог воспринимался учащимися не как администратор, а как лидер – наиболее уважаемый и влиятельный человек в коллективе, власть которого основана прежде всего на моральном авторитете, умении сотрудничать. Профессионализм специалиста проявляется в умении выявлять как достоинства личности, так и «проблемное поле» подопечного, прогнозировать возможные варианты его развития, позитивно влиять на мотивацию, активизируя процессы самовоспитания, саморазвития. Социальному педагогу необходимо уметь выяснять социальные роли, выполняемые ребенком, во многом определяющие его потребности и поведение. Ведь в широком смысле профессиональная социально-педагогическая деятельность направлена на формирование и развитие нравственной сферы личности, социально значимых установок в жизненном самоопределении.

Социальный педагог должен уметь разбираться в людях, т.е. быть способным быстро и правильно оценивать психологические особенности, сильные и слабые стороны, проникать в их мысли, улавливать чувства, настроения, распределять обязанности и задания с учетом интересов, возможностей и психических состояний. Профессионалу также присущи такие нравственно-коммуникативные качества как чуткость, доброжелательность, справедливость, умение замечать в людях положительное и не фиксировать внимание на недостатках ребенка, простота и доступность, такт, общительность и т.д. Специалист способен первым вступить в контакт с ребенком, поставить адекватные цели и предложить способы их достижения, энергично добиваться поддержки со стороны других, умеет убеждать, заражать, внушать, увлекать за собой.


Список использованных источников

  1.  Василькова Ю.В.: Социальный педагог. - М.: Академия, 2010
  2.  Виенанд М. Основные принципы и функции социальной работы и социальной педагогики: / Пер. с нем. Г. Вильнера. // Социальная работа. 1992, № 6, с. 52-55.
  3.  Зверева И.Д. Стратегия развития социальной педагогики в Украине // Вісник Запорізького національного університету. - 2011. - № 3 (16). С. 18-21.
  4.  Левко, А.И. Социальная педагогика: Учеб.пособие. – Мн.: УП «ИВЦ
    Минфина», 2003.
  5.  Лодкина Т.В.: Социальная педагогика. Защита семьи и детства. - М.: Академия, 2007
  6.  Мардахаев Л. В. Введение в социальную педагогику. - М.,1996.
  7.  Мудрик, А. В. Социализация человека : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений, обуч. по спец. - Социальная педагогика / А. В. Мудрик. - М. : Академия, 2004. - 300 с.
  8.  Мустаева Ф. А. Основы социальной педагогики. - М., 2001.
  9.  Организация социально-педагогической работы в учреждениях
  10.  образования: учебно-методическое пособие /авт.-сост. Т.С. Капелевич. –
  11.  Минск: Новое знание, 2007.
  12.  Социальная педагогика: Курс лекций / Под общ. ред. М.А. Галагузовой. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.
  13.  Соціальна педагогіка. Підручник .,За ред. Капскої А.Й. – Київ, 2006.
  14.  Степичев П.А. Профессиональные компетенции социальных педагогов. Концептуальная основа / Петр Анатольевич Степичев. МАСП, 2005. —26с.
  15.  Титов. В.А. Социальная педагогика (конспект лекций). — М.: "Приор-издат", 2003. — 160 с.
  16.  Фатыхова А.Л.. Теоретические и методические основы формирования социально-перцептивной компетентности педагогов / Москва: Высшая школа, 2005. — 132с.
  17.  Профессиональная компетентность социального педагога./ Конспект лекций [Электронный ресурс]: http://studopedia.net/11_32943_professionalnaya-kompetentnost-sotsialnogo-pedagoga.html
  18.  Роль личностных качеств в профессионально-коммуникативной деятельности социального работника [Электронный ресурс]: материалы статьи по социологии: http://www.sociologysoul.ru/tpts-741-1.html

PAGE  2


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

25880. Анализ кредитных рисков 24.5 KB
  Кредитный риск банка можно определить как максимально ожидаемый убыток который может произойти с заданной вероятностью в течение определенного периода времени в результате уменьшения стоимости кредитного портфеля в связи с частичной или полной неплатежеспособностью заемщиков к моменту погашению кредита. Оценка кредитного риска портфеля проводится на основании концепции рисковой стоимости как итоговой меры риска необходимой для расчета размера капитала банка. В случае кредитного риска реальные распределения факторов риска и изменений...
25881. Анализ лизинговых и факторинговых операций банка 28 KB
  Лизинг означает форму долгосрочной аренды связанную с передачей в пользование имущества т. При заключении лизингового договора требуется банковская гарантия либо залог или страхование лизингового платежа и имущества которое является объектом лизинговой сделки. По степени окупаемости имущества лизинги могут быть: с полной окупаемостью при котором в течение срока действия одного договора происходит полная выплата лизингодателю стоимости арендуемого имущества; с неполной окупаемостью когда в течение срока действия одного договора окупается...
25882. Анализ наращенных процентов 27.5 KB
  Размер наращенных процентов определяется следующим образом: Разница между процентной маржой при российской и зарубежной системе учета составит: проценты начисленные и полученные банком относящиеся к предыдущему периоду минус проценты фактически уплаченные банком относящиеся к предыдущему периоду проценты наращенные и причитающиеся банку за отчетный период минус проценты наращенные и подлежащие уплате банком проценты начисленные но не уплаченные клиентами в отчетном периоде изза отсутствия средств. Наращенные проценты не...
25883. Анализ начисления и уплаты дивидендом владельцам акций КБ и паевых взносов 22 KB
  Период и величина начисления и уплаты дивидендов владельцам акций КБ обычно определяется на собрании акционеров в момент подведения итогов отч. счетам в разрезе акционеров банка. Затем производится перечисление средств на расчетные счета акционеров КБ. В отдельных случаях при принятии решения собранием акционеров дивиденды причитающиеся акционерам могут быть присоединены к размеру их доли в УК банка однако для проведения в учете таких операций необходимо вопервых письменное распоряжение акционера; вовторых ден.