9687

Информатизация. Правовая защита

Лекция

Информатика, кибернетика и программирование

Информатизация - это сложный социальный процесс, связанный со значительными изменениями в образе жизни населения. Он требует серьезных усилий на многих направлениях, включая ликвидацию компьютерной неграмотности, формирование культуры использования...

Русский

2013-03-15

84 KB

1 чел.

Информатизация - это сложный социальный процесс, связанный со значительными изменениями в образе жизни населения. Он требует серьезных усилий на многих направлениях, включая ликвидацию компьютерной неграмотности, формирование культуры использования новых информационных технологий и др.

Движущей силой развития общества должно стать производство информационного, а не материального продукта. В информационном обществе изменяется не только производство, но и весь уклад жизни, система ценностей, возрастает значимость культурного досуга по отношению к материальным ценностям. В информационном обществе производятся и потребляются интеллект, знания, что приводит к увеличению доли умственного труда. От человека потребуется способность к творчеству, возрастает спрос на знания. Материальной и технологической базой информации общества, станут различного рода системы, на базе компьютерной техники и компьютерных сетей, информационной технологии, телекоммуникационной связи.

Информатизация общества — организованный социально - экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов

Информационное общество – общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы – знаний.
Цель информатизации - улучшение качества жизни людей за счет повышения производительности и облегчения условий их труда.

Основными критериями развитости информационного общества  являются следующие:

  1.  Наличие компьютеров;
  2.  Уровень развития компьютерных сетей 
  3.  Владение информационной культурой, т.е. знаниями и умениями в области информационных технологий

Появление и развитие компьютеров – это необходимая составляющая процесса информатизации общества. Информатизация общества является одной из закономерностей современного социального прогресса. При информатизации общества основное внимание уделяется комплексу мер, направленных на обеспечение полного использования достоверного, исчерпывающего и своевременного знания во всех видах человеческой деятельности. Для обеспечения доступности общения с компьютером на естественном языке он будет оснащен средствами мультимедиа, в первую очередь аудио – и видео- средствами. В перспективе портативные компьютеры должны стать более миниатюрными, при том быстродействие их микропроцессоров должно быть таким, как на современных супер ЭВМ. Они должны иметь плоский дисплей с хорошей разрешающей способностью. Их внешние запоминающие устройства – магнитные диски – будут портативными, иметь емкость более 100 Гбайт.

Для обеспечения качественного и повсеместного обмена информацией между компьютерами будут использоваться новые каналы связи:

  •  Инфракрасные каналы в пределах прямой видимости.
  •  Телевизионные каналы.
  •  Беспроводная технология высокоскоростной цифровой связи на частоте 10 Мгц.

Важнейшей составной частью информационной культуры современного человека является коммуникативная культура с использованием современных информационных технологий. Развитие сетевых информационных технологий сделало информационные ресурсы глобальной компьютерной сети Интернет потенциально доступными большинству человечества. Умение получать необходимую информацию из сети становится неотъемлемой частью информационной культуры человека.


ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Законодательство Российской Федерации, регулирующее отношения в сфере авторских прав

  •  Указ Президента РФ № 1607 от 07 октября 1993 г. "О государственной политике в области охраны Авторского права и смежных прав"
  •  Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 4 (выдержки)
  •  Постановление Правительства РФ N 218 от 21 марта 1994 г. "О минимальных ставках авторского вознаграждения за некоторые виды использования произведений литературы и искусства"
  •  Постановление Правительства РФ N 992 от 29 декабря 2007 г. "Об утверждении положения о государственной аккредитации организаций, осуществляющих коллективное управление авторскими и смежными правами"
  •  Постановление Правительства РФ N 285 от 19 апреля 2008 г. "Об утверждении правил выплаты автору вознаграждения при публичной перепродаже оригиналов произведений изобразительного искусства, авторских рукописей (автографов) литературных и музыкальных произведений"

Международно-правовые акты, регулирующие отношения в сфере авторских прав

  •  Бернская конвенция "Об охране литературных и художественных произведений"
  •  Всемирная конвенция об авторском праве
  •  Договор ВОИС по авторскому праву

История авторского права:

История авторского права как в России, так и в мире, неразрывно связана с развитием книгопечатания. С появлением полиграфии книга стала объектом купли-продажи, и на этом этапе авторское право защищало прежде всего интересы издателей. И только в середине XVII-го века авторское право стало связываться с личностью автора. В те времена авторское вознаграждение выплачивалось либо в виде жалованья, либо в виде единовременного вознаграждения, либо таким интересным образом, как это упомянуто в приказе Главного директора Императорских театров А.А. Нарышкина от 15 апреля 1803 г.: "Господину генерал-майору Титову за сочинение им музыки для мелодрам "Андромеда и Персей", "Цирцея и Улисс" и для драмы "Суд царя Соломона" предлагаю конторе дать ложу в каменном театре в третьем этаже, на пятьдесят русских и французских спектаклей бесплатно".

В 1803 г. в Санкт-Петербурге была создана Комиссия, возглавлявшаяся Управляющим Кабинета Государя Гурьевым, которая после 6 лет работы утвердила Положение, где впервые в российском законодательстве были установлены принципы и нормы оплаты авторского вознаграждения, "дабы выгоды автора и переводчика были для них не подвержены никакому сомнению и служили бы одобрением к большим трудам".

Первым российским законодательным актом, регламентирующим вопросы авторского права, стал "Цензурный устав" от 22 апреля 1828 г., который содержал специальную главу "О сочинителях и издателях книг". В соответствии с этим Законом сочинитель или переводчик книги имели "исключительное право пользоваться всю жизнь своим изданием и продажей оного по своему усмотрению как имуществом благоприобретенным".

В 70-е годы Х1Х-го века в России началось формирование системы авторских обществ. Первыми для защиты своих прав объединились драматурги, которые по инициативе великого драматурга А.Н. Островского учредили 29 ноября 1870 г. "Собрание русских драматических писателей".

21 октября 1874 года на основе этого Собрания было учреждено "Общество русских драматических писателей", ставшее первым в истории России авторско-правовым обществом со своим уставом. Председателем Общества был избран А.Н. Островский. В момент основания в Общество входил 81 член, в т.ч. такие известные писатели, как А.К. Толстой. И.С. Тургенев, Г.П. Данилевский, Н.С. Лесков.

Об авторитете и влиянии этого Общества говорит тот факт, что уже в мае 1875 г. его председатель А.Н. Островский получил от старейшего в Европе и в мире французского Общества драматических писателей и композиторов (САКД) письмо с предложением заключить Конвенцию о переводах, что положило начало международным контактам России в области авторского права.

И, наконец, 21 октября 1875 г. к Обществу присоединились композиторы во главе с Н.А. Римским-Корсаковым, образовав "Общество русских драматических писателей и композиторов", т.е. первое российское универсальное авторско-правовое общество, управляющее авторскими правами своих членов на коллективной основе. Именно эту дату Российское авторское общество (РАО), действующее на тех же принципах, может считать датой своего рождения.

Значительный вклад в создание правовой основы этой системы внес известный русский юрист Ф.Н.Плевако, который с 1887 г. возглавлял юридическую службу Общества. За свою 125-летнюю историю Общество русских драматических писателей и композиторов неоднократно трансформировалось, однако система охраны авторских прав на коллективной основе осталась неизменной до настоящего времени.

В 1904 г. из-за возникших противоречий Общество разделилось на Московское общество драматических писателей и композиторов (МОДПИК) и ДРАМСОЮЗ с центром в г. Санкт-Петербурге. И только в 1930 г. эти общества вновь объединились во Всероссийское общество драматургов и композиторов.

В 30-е годы ХХ-го века в СССР были образованы творческие союзы, которые учредили свои управления по охране авторских прав, каждое из которых занималось только своей сферой авторского права.

После вступления СССР во Всемирную (Женевскую) конвенцию об авторском праве в 1973 году было создано Всесоюзное агентство по авторским правам (ВААП), учредителями которого стали все творческие союзы и ряд организаций-пользователей произведений авторов. ВААП в своей деятельности вновь объединило все сферы авторского права, став авторитетной авторско-правовой организацией - членом Международной конфедерации обществ авторов и композиторов (СИЗАК).

В 1991 году ВААП было трансформировано в Государственное агентство по авторским и смежным правам (ГААСП), а в 1992 г. - в Российское агентство интеллектуальной собственности (РАИС). З августа 1993 г. вступил в силу Закон РФ "Об авторском праве и смежным правах", предусматривающий создание негосударственной и некоммерческой организации, осуществляющей управление авторскими правами на коллективной основе. Принятие этого Закона, значительно укрепившего и расширившего юридическую базу для защиты авторского права, позволило России вступить 13 марта 1995 г. в Бернскую конвенцию "Об охране литературных и художественных произведений", которая предусматривает более высокую по сравнению с Женевской конвенцией степень защиты авторских прав.

В соответствии с Законом российские авторы и их наследники учредили 12 августа 1993 г. Российское Авторское общество в статусе общественной организации, как это принято в большинстве зарубежных стран. Устав РАО был зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ 30 сентября 1993 года. Президент РФ своим указом от 7 октября 1993 г. ликвидировал РАИС и определил, что РАО находится под его покровительством.

В настоящее время деятельность Общества осуществляется в соответствии с частью IV Гражданского Кодекса РФ, введенной в действие с 1 января 2008 г.

Автор – это физическое лицо, творческим трудом которого создано то или иное произведение либо программный продукт.

Автор должен обладать определенными правами на свое произведение; совокупность этих прав принято называть авторским правом.

Авторское право, или (копирайт) copyright, означает «право создания копий» и распростроняется на такие результаты интелектуальной деятельности, как произведения науки,литературы, искусства, в том числе на компьютерные программы, хореографические постановки, картины,аудиовизуальные изображения, звуковые записи и архитектурные сооружения.Таким образом авторское право – одна  из форм защиты интеллектуальной собственности.

Лицензионные, условно бесплатные и бесплатные программы.

Все программы по их юридическому статусу можно разделить на три большие группы: лицензионные, условно бесплатные (shareware) и свободно распространяемые программы (freeware). Лицензионные программы распространяются разработчиками на основании договоров с пользователями на платной основе. Довольно часто разработчики предоставляют существенные скидки при покупке лицензий на использование программы на большом количестве компьютеров или на использование программы в учебных заведениях. В соответствии с лицензионным соглашением разработчики программы гарантируют ее нормальное функционирование в определенной операционной системе и несут за это ответственность. Некоторые фирмы – разработчики программного обеспечения предлагают пользователям условно-бесплатные программы (trialware) в целях их рекламы и продвижения на рынок. Пользователю предоставляется версия программы с ограниченным сроком действия (после истечения указанного срока программа перестает работать, если за нее не произведена оплата) или версия программы с ограниченными функциональными возможностями (в случае оплаты пользователю сообщается код, включающий все функции), либо программа полностью функциональна, но постоянно появляются рекламные баннеры. Немалую долю на рынке программного обеспечения занимают программы с открытым исходным кодом (Open source). Это операционные системы семейства Linux, FreeBSD и программное обеспечение для них. Все они также относятся к свободно распространяемым программам. Многие производители программного обеспечения и компьютерного оборудования заинтересованы в широком бесплатном распространении программного обеспечения. К таким программным средствам можно отнести следующие:

  •  новые недоработанные (бета) версии программных продуктов (это позволяет провести их широкое тестирование);
  •  программные продукты, являющиеся частью принципиально новых технологий (маркетинговая политика);
  •  апдейты к ранее выпущенным программам, исправляющие найденные ошибки или расширяющие возможности приложения;
  •  устаревшие версии программ;
  •  драйверы к новым устройствам или улучшенные драйверы к уже существующим.

Охрана информации

Правовая охрана программ для компьютера и баз данных впервые в полном объеме введена в Российской Федерации Законом РФ “О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных”, который вступил в силу в 1992 году. Предоставляемая настоящим законом правовая охрана распространяется на все виды программ для компьютера (в том числе на операционные системы и программные комплексы), которые могут быть выражены на любом языке и в любой форме, включая исходный текст на языке программирования и машинный код. Однако правовая охрана не распространяется на идеи и принципы, лежащие в основе программы для компьютера, в том числе на идеи и принципы организации интерфейса и алгоритма. Для признания и осуществления авторского права на программы для компьютера не требуется ее регистрация в какой-либо организации. Авторское право на программы для компьютера возникает автоматически при их создании. Для оповещения о своих правах разработчик программы может, начиная с первого выпуска в свет программы, использовать знак охраны авторского права, состоящий из трех элементов:

  •  буквы С в окружности или круглых скобках ©;
  •  наименования правообладателя;
  •  года первого выпуска программы в свет.
  •  Автору программы принадлежит исключительное право осуществлять воспроизведение и распространение программы любыми способами, а также модификацию программы. Организация или пользователь, правомерно владеющий экземпляром программы (купивший лицензию на ее использование), вправе без получения дополнительного разрешения разработчика осуществлять любые действия, связанные с функционированием программы, в том числе ее запись и хранение в памяти компьютера. Лицензии могут быть рассчитаны на одного пользователя либо корпоративные. Как правило, производители программного обеспечения проявляют известную гибкость в своей маркетинговой политике. Пользователю продукта необходимо знать и выполнять существующие законы, запрещающие нелегальное копирование и использование лицензионного программного обеспечения. В отношении организаций или пользователей, которые нарушают авторские права, разработчик может потребовать возмещения причиненных убытков и выплаты нарушителем компенсации в определяемой по усмотрению суда сумме от 5000-кратного до 50000-кратного размера минимальной месячной оплаты труда.

1)Использовать небольшой отрывок любого произведения  (до 10 секунд или до 8 тактов или до 8 нот мелодии) в своих целях без разрешения правообладателя запрещено. 
Не имеет значения, как вы используете объект авторского права  - частично, в полном объеме - законом вообще запрещено использовать чужие объекты авторского права вне зависимости от объема.
Достаточно одной-двух секунд несанкционированного использования  чужого музыкального(и иного – видео, аудио и проч.) произведения, чтобы это являлось нарушением авторского права. 

Даже если в вашем видеоролике из «радиоточки» звучит песня – это также является нарушением, если использование этой песни не согласовано с правообладателем. Вы можете возразить, что вы всего лишь цитируете произведение.

Да,  закон допускает цитирование объектов авторского права и при этом устанавливает  условия цитирования, а также ограничивает цели цитирования. По закону цитирование производится для иллюстрации, подтверждения или опровержения высказываний автора, а в случае с роликом вы выдаете выдаете использование объекта авторского права за цитирование. 

Цитирование – это не копирование! Нельзя, например,  набрать множество отрывков из различных музыкальных (видео, аудио и проч.) произведений, объединить их, связать своими проигрышами, заставками и проч. и получить в результате свое оригинальное произведение! Даже при том условии, что вы  укажете всех авторов и исполнителей, вы все равно нарушите закон.потому что это не цитирование, а незаконное использование частей чужих объектов авторских прав

2) Использовать чужие произведения в не коммерческих, а чисто ознакомительных  целях запрещено.

Понятия «ознакомительных целей» в законе не существует. Не имеет значения, в каких целях вы осуществляли незаконное использование чужих объектов авторского права. Не имеет значения получали ли вы при этом деньги или иную выгоду.  Правообладатели  в любом случае могут вас привлечь  к ответственности за нарушение авторских прав с выплатой компенсации  за незаконное использование чужих объектов авторского права (до 5000000 рублей).

3)Использовать чужую мелодию или видео, перемонтировать и наложить свой звук, чтобы получить свое новое  произведение запрещено.

Наложение текста и/или графики на чужие произведения – отдельное нарушение авторских прав.  Такие действия нарушают право автора на целостность и неприкосновенность произведения).

4)При покупке лицензионного носителя (например, CD), использовать его по своему усмотрению – перерабатывать, воспроизводить публично и т.д. запрещена!

Покупка лицензионных  дисков дает вам право на использование их только в личных целях. Т.е. вы не вправе их публично показывать или исполнять, размещать в Интернете, распространять.

5)Можно написать ремикс на любое музыкальное произведение, чтобы уйти от претензий по незаконному использованию авторского произведения, ведь в этом случае, вы сами являетесь автором.

Автором ремикса является его создатель. Это верно. Но  использовать получившееся произведение даже на собственном сайте для бесплатного скачивания автор ремикса не может,  не получив согласия  на создание этого самого  ремикса у правообладателей оригинала (авторов, исполнителей и производителей фонограмм), разумеется, в письменном виде. Если права на создание ремикса у вас есть,  то вы вправе использовать его самостоятельно, по своему усмотрению и получать весь доход от его использования.

6)Использовать классические произведения в любом объеме без согласования с правообладателем разрешено.

Да, авторские права на классические произведения перешли в общественное достояние. На практике это означает, что вы можете взять ноты интересующего вас произведения, сыграть его на скрипке или рояле, а может быть и нанять свой оркестр и получившуюся запись использовать в рекламном ролике. Но вы не можете использовать уже готовую запись произведения без согласования с владельцем смежных прав, т.е. владельцем фонограммы. Как правило, владельцами многих фонограмм классических произведений являются крупные лейблы-издательства, которые с готовностью предъявят вам претензии.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

12648. Символьні обчислення в документі Mathcad 1.29 MB
  Лабораторна робота №3 Символьні обчислення в документі Mathcad. Мета роботи: навчитися працювати з символьним процесором системи Mathcad. Завдання : опрацювати наведені приклади скласти звіт. Символьні обчислення в документі Mathcad. Команди що відносяться до робо
12649. Вирішення систем рівнянь за допомогою блоку Given-Find 67 KB
  Лабораторна робота №4 Вирішення систем рівнянь за допомогою блоку GivenFind. Мета роботи: навчитись вирішувати системи рівнянь в аналітичному вигляді. Завдання: вирішити за допомогою наведені MATHCAD приклади. Вирішення систем рівнянь MATHCAD здійснює чисельними методам
12650. Вирішення оптимізаційних завдань в пакеті MATHCAD 127 KB
  Лабораторна робота №5 Вирішення оптимізаційних завдань в пакеті MATHCAD Мета роботи: навчитись вирішувати оптимізаційні завдання в пакеті MATHCAD Завдання: опрацювати наведені приклади скласти звіт. Оптимізаційні завдання можна розділити на два класи: завдання без...
12651. Чисельне вирішення одного диференціального рівняння 37.5 KB
  Лабораторна робота №6 Чисельне вирішення одного диференціального рівняння. Мета роботи: Навчитися вирішувати диференційні рівняння в пакеті MATHCAD. Завдання: відтворити наведені приклади скласти звіт. MATHCAD 2000 дозволяє без додаткових перетворень чисельно вирішити д
12652. Чисельне рішення систем диференціальних рівнянь 79 KB
  Лабораторна робота №7 Чисельне рішення систем диференціальних рівнянь. Мета роботи: навчитися вирішувати системи диференціальних рівнянь за допомогою пакету С. Завдання: відтворити в пакеті MATHCAD вирішення наведених прикладів. Диференціальні рівняння що входять...
12653. Странный аттрактор 105.5 KB
  Лабораторна робота № Странный аттрактор Одна из самых знаменитых динамических систем предложена в 1963 г. Лоренцом в качестве упрощенной модели конвективных турбулентных движений жидкости в нагреваемом сосуде тороидальной формы. Система состоит из трех ОДУ и имеет тр...
12654. Модели динамики биологических популяций 73.5 KB
  Лабораторная работа №9 Модели динамики биологических популяций Модель взаимодействия хищник жертва независимо предложили в 1925-1927 гг. Лотка и Вольтерра. Два дифференциальных уравнения листинг 9 моделируют временную динамику численности двух биологических популяц
12655. ОРГАНИЗАЦИЯ МЕДИЦИНСКОГО СНАБЖЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЙ И УЧРЕЖДЕНИЙ МС ГО 64 KB
  В то же время выход из строя производственных мощностей и гибель части имущества в очагах поражения будут в значительной степени ограничивать возможности формирований и учреждений МС ГО в оказании медицинской помощи.
12656. ИЗУЧЕНИЕ МЕТОДИКИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ СХЕМ 71.5 KB
  ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 1 ИЗУЧЕНИЕ МЕТОДИКИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ СХЕМ Цель работы: Изучение измерительных приборов лаборатории полупроводниковых устройств. Освоение основных приемов измерения электрических парамет