96881

Вклад перинатальных причин в формирование детской инвалидности

Курсовая

Медицина и ветеринария

Проведен анализ данных официальной статистики, касающейся перинатальной патологии. Выявлены значимые корреляционные связи между заболеваемостью матерей, патологией родов, болезнями новорожденных и детской инвалидностью. Полученные результаты свидетельствуют о взаимосвязи неблагополучия материнского организма и организма плода.

Русский

2015-10-11

375.5 KB

2 чел.

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования города Москвы

                      МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ

    ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

                           

                Факультет специальной и клинической психологии

                   Кафедра дефектологии

           КУРСОВАЯ РАБОТА

«Вклад перинатальных причин в формирование детской инвалидности»

Выполнила Макарцева Мария, студентка 1 курса группы КСПД 1.2

                                                          Москва,2015 г

Проведен анализ данных официальной статистики, касающейся перинатальной патологии. Выявлены значимые корреляционные связи между заболеваемостью матерей, патологией родов, болезнями новорожденных и детской инвалидностью. Полученные результаты свидетельствуют о взаимосвязи неблагополучия материнского организма и организма плода. Снижение показателей детской инвалидности, обусловленной перинатальными причинами, на фоне роста этой патологии у новорожденных, может свидетельствовать о недостатках статистического учета и несвоевременности постановки соответствующего диагноза инвалидности.

Особенностью перинатальной патологии является многофакторное влияние на состояние плода и новорожденного длительности гестационного периода, экстрагенитальной и акушерской патологии. Поэтому профилактика патологических состояний, ведущих в дальнейшем к хронизации процессов и инвалидизации, по-прежнему остается одной из актуальнейших тем современной медицины.

Здоровье детей тесным образом связано с состоянием здоровья их родителей и, прежде всего, матерей, особенно в период вынашивания ребенка. Как свидетельствуют данные официальной статистики, ухудшение показателей воспроизводства населения России происходит на фоне снижения качества здоровья беременных женщин (рис.1).

Рис. 1 Динамика заболеваний беременных в России, в %

Первое место среди экстрагенитальных заболеваний у беременных занимают болезни сердечно-сосудистой системы (врожденные и приобретенные пороки сердца, гипертоническая болезнь и гипотонические состояния), при которых возникает нарушение кровообращения, сопровождаемое кислородной недостаточностью (гипоксия) и приводящее, в свою очередь, к нарушению всех видов обмена и функций различных органов и систем. Дистрофические и дисциркуляторные расстройства в плаценте при сердечно-сосудистой патологии приводят к хронической гипоксии плода и асфиксии в родах, способствуя задержке внутриутробного развития и предопределяя сочетанную патологию как в периоде новорожденности, так и в последующие периоды жизни.

Второй по частоте патологией среди беременных являются заболевания почек (главным образом пиелонефрит), приводящие к нарушению неврологического статуса (35%); бронхолегочной патологии (24%); возникновению сочетанных форм инфекции (13%) у новорожденных. Синдром внутриутробной задержки плода при данной патологии встречается в 6 раз чаще, чем у потомства здоровых беременных. К хронической внутриутробной гипоксии, но с иным механизмом развития, приводит и анемия – одно из наиболее частых осложнений беременных, регистрируемая у 21-80% беременных . Кроме этого, дефицит железа и недостаточность его депонирования в антенатальном периоде способствуют нарушению иммунного статуса новорожденных, а также задержке умственного и моторного развития ребенка в дальнейшем.

Кроме того, в связи с едиными патогенетическими механизмами развития анемия беременных является предрасполагающим фактором возникновения отеков, протеинурии и гипертензивных расстройств, которые не являются самостоятельным заболеванием. Их частота колеблется от 2 до 20% без тенденции к снижению .

Они представляют собой клиническое проявление неспособности адаптационно-компенсаторных механизмов материнского организма адекватно обеспечивать потребности развивающегося организма плода. При этом развивается выраженная перфузионно-диффузионная недостаточность в системе «мать-плацента-плод», что влечет за собой нарушение функции маточно-плацентарного комплекса и это способствует развитию хронической гипоксии и задержке внутриутробного развития плода и не вынашиванию беременности.

Кроме этого поздний токсикоз негативно влияет на компенсаторно-приспособительные возможности ребенка и приводит к функциональной неустойчивости сердечной деятельности, повышает вероятность возникновения церебральных нарушений у ребенка.

В последние время на фоне уменьшения показателя физиологических родов до 31,1%  растет частота аномалий родовой деятельности, достигающая 12,2-15,8% у женщин с соматической патологией. Данная патология играет значительную роль в возникновении интранатальной гипоксии плода .

Известно, что у 40% детей с перинатальным поражением ЦНС в процессе родов отмечаются нарушения сократительной деятельности матки (рис.2). Рис. 2 Динамика заболеваний рожениц в Росси в %

Даже нормальные физиологические роды являются травматическим процессом для плода. Тем более риск развития осложнений значительно выше, если имеются аномалии родовой деятельности или положения плода; уменьшение размеров и ригидность родовых путей; преждевременная отслойка или предлежание плаценты или выбрана неправильная тактика родовспоможения.

Доля экспертиз акушерско-гинекологического профиля равна 15-41%, что ставит их на одно из первых мест среди всех экспертиз по делам о профессиональных нарушениях медицинских работников [5]. Это связано с высоким риском осложнений при оказании акушерско-гинекологической помощи, а также с социальной и психологической важностью вопросов, касающихся нарушения репродуктивных функций матери и здоровья новорожденного. Поэтому, в первую очередь, следует отметить осложнения в родах, которые характеризуют уровень акушерской помощи: частоту акушерских кровотечений, родового сепсиса, разрыва промежности и матки, перитонита после операции кесарева сечения.

В задачи данной работы входило определение коррелятивных связей заболеваний и осложнений беременности и родов между собой, а также патологических состояний новорожденных с показателями заболеваемости и инвалидизации детей в раннем возрасте (0-4 лет). Исследование проводилось на данных показателей официальной медицинской статистики 2005 г. (статистические формы №32 «Сведения о медицинской помощи беременным, роженицам и родильницам» и №19 «Сведения о детях-инвалидах») с использованием программы STATISTICA-6. Результаты исследования представлены в ряде таблиц.

Аналогичным методом было изучено влияние течения беременности, болезней роженицы и патологии родов на состояние здоровья плода и ребенка, формирование инвалидности у детей младшего возраста.


Из представленных данных видно, что практически все заболевания беременных имеют значимые корреляционные связи с большим спектром патологических состояний у детей в различном возрасте.

Безусловно, осложненное течение беременности оказывает огромное влияние на дальнейшее развитие ребенка, приводя в ряде случаев к ограничению жизнедеятельности и инвалидизации в связи с моторной и/или психоречевой патологией – в виде сенсорных, двигательных, речевых, поведенческих и интеллектуальных нарушений [5].

Следует особо отметить тот факт, что существует корреляционная связь между детской инвалидностью и всеми видами кровотечений (в родах и послеродовом периоде), анемией и разлитыми послеродовыми инфекциями (сепсис, перитонит). Это подтверждает значимость проблемы качества акушерской помощи и социально обусловленных заболеваний в формировании патологии у детей и их инвалидизации. Патология новорожденного - в свою очередь способствует снижению жизнеспособности родившегося потомства (рис.3).

Рис. 3 Динамика заболеваний новорожденных в России

(на 1000 родившихся живыми)

Первое ранговое место среди заболеваний новорожденного занимает асфиксия при рождении, увеличившаяся в 2,6 раза за последние 14 лет (с 61,9% в 1991 г. до 163,3% в 2004 г.) . С асфиксией связано более половины всей перинатальной симптоматики. Перинатальная энцефалопатия является «индикатором» состояния здоровья ребенка не только на первом году жизни, но и в дальнейшем .

Подытоживая приведенные выше фактические данные, следует сказать, что:

врожденные аномалии развития формируются при заболеваниях мочеполовой системы и болезнях щитовидной железы у беременной женщины и сочетаются с рядом признаков низких адаптационно-компенсаторных возможностей материнского организма, к каковым можно отнести дородовое кровотечение и анемию роженицы;

так называемые «перинатальные причины» – тесно связаны с признаками неблагополучия материнского организма: мать не справляется с «нагрузкой беременности», что проявляется в развитии токсикоза, венозных осложнениях, нарушениях родовой деятельности, кровотечениях в связи с предлежанием плаценты и проявлением декомпенсации у ребенка – развитием перинатальных гематологических нарушений;

частота умственной отсталости – напрямую коррелирует с частотой сахарного диабета беременной женщины. Развитие эклампсии, как во время беременности, так и в периоде родов, перитонита после операции кесарево сечения, приводит к усугублению патологических процессов, начавшихся внутриутробно, и способствует нарушению формирования детского организма, что подтверждается наличием положительных корреляционных связей между этими патологиями;

формирование главных нарушений в состоянии здоровья (и, в первую очередь, висцеральных и метаболических нарушений) также происходит под воздействием единого механизма развития патологических процессов, берущего начало в соматических заболеваниях матери, (в данном случае болезней мочеполовой системы и системы кровообращения), и приводящего к последующей декомпенсации организма не только матери, (дородовому кровотечению) но и ребенка.

Таким образом, формирование детской инвалидности тесно связано с частотой патологии беременных и осложнениями в родах, что требует улучшения показателей здоровья рожающих женщин и качества работы родовспомогательных учреждений. Диктует необходимость повышения уровня обслуживания беременных женщин на всех ступенях наблюдения с созданием максимально комфортных условий для вынашивания здорового потомства (в т.ч. восстановления санаторных пансионатов).

Необходимо обеспечить адекватный статистический учет заболеваний, вызывающих детскую инвалидность, и, в первую очередь, вследствие перинатальных нарушений, соответствующий реалиям современного общества.

Список литературы:

Абрамченко В.В. Беременность и роды высокого риска: руководство для врачей. – М., - Медицинское информационное агентство, – 2004. – 400 с.

Баев О.Р. Диагностика и лечение железодефицитной анемии беременных.//Вопросы гинекологии, акушерства и перинатологии. - 2005. - т.4. - №2. - С. 14-19.

Булакова С.А., Беликова Д.В. Лечение перинатального поражения нервной системы у детей раннего возраста: фармакотерапевтический эффект гопатеновой кислоты //Педиатрия. – 2007. - №1. – С. 11-13.

Качурина Д.Р., Саулембекова Л.О., Алмагамбетова А.Н. Особенности психоэмоционального развития и психосоматических дисфункций у детей с перинатальным поражением центральной нервной системы //Российский вестник перинатологии и педиатрии. – 2006. – том 51. - №2. – С. 41-43.

Козявкин В.И., Шестопалова Л.Ф., Подкорытов В.С. Детский церебральный паралич. Медико-психологические проблемы. - Львов, НВФ «Украинские технологии». - 1999. - С. 12-13.

Манухин И.Б., Рыжов В.В., Федосова Г.Н. Профилактика репродуктивных потерь. - Ставрополь, - 1999. - 240 с.

Сергеев Ю.Д., Лизанова И.М. О правовых аспектах оказания акушерской помощи //Медицинское право. – 2005. - №1 (9). – С. 40-41.

Сидорова И.С. Физиология и патология родовой деятельности. - М., МЕДпресс. - 2000. - с. 320.

Сидорова И.С., Габибов А.Г., Никитина Н.А., Бардачова А.В. Новые данные о генезе гестоза и оценке степени его тяжести //Акушерство и гинекология. – 2006. - №6. – С. 10-14.

Суханова Л.П. Здоровье новорожденных детей России. М., КАНОН+ - 2007. – с. 79, 126.

Румянцев А.Г., Месхи Н.Т. Фармаколазерная профилактика перинатальных осложнений фетоплацентарной недостаточности.//Педиатрия. - 2007. – том 86. - №1. - С. 119-126.

Шабалов Н.П., Цвелев Ю.В. Основы перинатологии. – М., МЕДпресс-информ, - 2004. – С. 425-462.Шарапова О.В. Охрана здоровья детей и женщин – приоритетная задача социальной политики государства //Детский доктор. – 2001. – № 5–6. – С. 14–17.Шниткова Е.В., Бурцева Е.М., Новиков А.Е. и соавт. Нервно-психическое здоровье детей, перенесших перинатальное поражение нервной системы //Журнал неврологии и психиатрии. – 2000. - №3.- С. 57-59

PAGE   \* MERGEFORMAT1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54216. Ділення багатоцифрових чисел на трицифрові, коли частка містить нулі 176 KB
  Мета: вчити учнів письмовому діленню багатоцифрових чисел на трицифрові, коли в частці є нулі; удосконалювати знання і навички учнів у розв’язані задач; розвивати обчислювальні навички, логічні мислення, кругозір учнів, уяву, спостережливість, раціональність думки; виховувати інтерес до математики, охайність в записах, бережливе ставлення до природи.
54217. Культура Древнего Египта и ее основные особенности 16.48 KB
  На северо-востоке Африки находится родина древнейшей в мире цивилизации – Египет. 4 – 3-м тысячелетии до н.э., когда обитавшие в Средней Европе варварские племена еще носили звериные шкуры и жили в пещерах...
54218. Узагальнення з теми «Числові та буквені вирази. Формули. Рівняння» 50.5 KB
  Питання для першої команди: Що значить розв’язати рівняння Сформулюйте властивість віднімання суми від числа. Сформулюйте властивість нуля при додаванні. Як знайти невідомий від’ємник Як перевірити чи вірно розв’язано рівняння Питання для другої команди: Який вираз називають буквеним Сформулюйте властивість нуля при відніманні. Як знайти невідомий доданок Сформулюйте сполучну властивість додавання.
54219. Десятичные дроби. Урок-соревнование в 5-м классе 35.5 KB
  Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор, карточки для деления класса на команды, жетоны для оценивания ответов, колокольчики, призы победителям.
54221. Числові та буквені вирази. Формули. Рівняння 48.5 KB
  Рівняння. Розвивати навички застосовувати теоретичні знання на практицірозв’язувати складні рівняння та складати рівняння за умовою задач. Якір №507 Два учня записують розв’язання рівняння на дошці: 1 х23:9=13 2 1728:56х=36 х23=139 56х=1728:36 х23=117 56х=48 х=11723...
54222. Розвязування вправ на всі дії з натуральними числами 70 KB
  Мета: закріпити в учнів уміння виконувати дії над натуральними числами в процесі розв’язування різноманітних вправ; сприяти розвитку логічного мислення обчислювальних навичок учнів культуру математичної мови і записів; формувати інтерес до математики; виховувати самостійність наполегливістьвзаємодовіру. Після уроку учні зможуть: узагальнити і систематизувати свої знання про натуральні числа; додавати віднімати множити й ділити натуральні числа; розв’язувати рівняння на основі...
54223. Розвязування задач і вправ на ділення десяткових дробів на натуральне число 73.5 KB
  Мета: формувати навички ділення десяткового дробу на натуральне число; навчити застосовувати правила ділення десяткового дробу на натуральне число та розв’язувати завдання які передбачають застосування цього правила; навчити розв’язувати рівняння на знаходження...