96907

Реализация ведущих идей К.Д.Ушинского в современной школе

Курсовая

Педагогика и дидактика

Первые этапы жизни К.Д.Ушинского. Складывание педагогических взглядов в ходе преподавания в Ярославском Демидовском лицее и Гатчинском сиротском институте. Преобразования К.Д.Ушинским образовательной системы Смольного института. Изучение системы образования за границей. Последние этапы жизни великого педагога.

Русский

2015-10-12

155.5 KB

1 чел.

PAGE   \* MERGEFORMAT3

 

Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное Государственное Бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Калужский государственный университет  имени К.Э. Циолковского»

Кафедра педагогики

Курсовая работа

Тема: реализация ведущих идей К.Д. Ушинского в современной школе

 

                                                           Курсовая работа
                                                              Студентки 3 курса
                                                                                  Института истории и права
                                                     Кузиной Д.В.

                                                                                   Научный руководитель:
                                                                                   Левченко Н.В.

Калуга, 2015

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

Глава 1: Особенности педагогического пути К.Д. Ушинского
1.1.
Первые этапы жизни К.Д. Ушинского. Складывание педагогических взглядов в ходе преподавания в Ярославском Демидовском лицее и Гатчинском сиротском институте……………………………………………….7

1.2. Преобразования К.Д. Ушинским образовательной системы Смольного института. Изучение системы образования за границей. Последние этапы жизни великого педагога………………………………………………...……...11

Глава 2: Педагогическое наследие К.Д. Ушинского

2.1 Педагогические принципы К.Д. Ушинского, его взгляды и идеи на образование и воспитание личности…………………………………………...15

2.2. Реализация идей Ушинского в современной школе……………………...20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...29

Библиография………………………………………………………………..…30

Введение

       После великих Петровских реформ серьезным изменением в устройстве государственной системы, в культуре и жизни общества стала эпоха Александра II. Реформы императора затронули  переустройство городского и земского управления, судебной системы, военной сферы, состояния крепостных, а также сферы образования. В 1863 г. была проведена реформа высшего образования, был введен самый либеральный университетский Устав. В 1871 г. министр народного просвещения граф Д.А. Толстой реформировал среднее звено образования, путем введения в учебные программы больших объемов математики с усилением преподавания латинского и греческого языков. В связи с ослабление цензуры и либералистическим настроением императора Александра II, в 50-60 гг. XIX в. развивается общественная мысль передового населения Российской Империи, которое высказывало свое мнение о проводимых реформах. В это же самое время начинается расцвет творчества и аналитической мысли в педагогике Константина Дмитриевича Ушинского.

       Известно, что основоположником педагогики, как самостоятельной отрасли знания  является чешский педагог XVII в. – Я.А. Коменский, он же стал зачинателем комплексного ее освоения.  Просветители Д. Локк и Ж.-Ж. Руссо выделили в педагогике две крупные сферы – вопросы обучения и воспитания и положили начало специальной разработке проблем воспитания. На рубеже XVIII–XIX веков И.Г. Песталоцци привнес в педагогику одну из великих идей эпохи Просвещения –  идею всеобщего образования – и явился первым теоретиком и первым практиком народной школы. Но глубокий вклад в развитие российской школы сделал именно К.Д. Ушинский. Он является первым национальным педагогом, создателем национальной школы и основоположник научной педагогики в России. Друг и единомышленник Константина Дмитриевича Л.Н. Модзалевский имел все основания сказать о нем: «Ушинский – это наш действительно народный педагог, точно так же, как Ломоносов – наш народный ученый, Суворов – наш народный полководец, Пушкин – наш народный поэт, Глинка – наш народный композитор».1 Константин Дмитриевич разработал на русской почве все, что было сделано его предшественникам, не ломая при этом самобытность русской культуры и просвещения. «Ушинскому, – отмечал в1896 г. его современник и биограф М.Л. Песковский, – принадлежит честь открытия у нас того, что называется педагогической областью».2

       Наследие педагогической мысли Ушинского, по глубине и широте демократических, социальных преобразований, по их характеру и направленности, их сложности и противоречивости во многом сходны с новыми образовательными программами современной эпохи. Поиск образовательных принципов, воспитательных задач роднит время педагогических поисков Ушинского с постоянно меняющейся, ищущей себя образовательной системой XXI в. в России, соответственно,  поиск новых  образовательных и воспитательных принципов, стоящих перед образовательной системой, делают сегодня творчество Ушинского особенно значимым и актуальным. На данный момент духовная ситуация в Российской Федерации характеризуется  напряженным поиском национально-культурной идентичности различных народов. Возрастает интерес к отечественной  истории, народной культуре, национальным традициям, фольклору. Поэтому, надо развивать собственную систему образования, основываясь на ценностях и принципах российского государства и гражданина Российской Федерации, основываясь на опыте и наследии педагогической мысли известных педагогов прошлого, а не копировать европейские системы образования. Как сказал К.Д. Ушинский: « Как нельзя жить по образцу другого народа, как бы заманчив ни был этот образец, точно так же нельзя воспитываться по чужой педагогической системе, как бы ни была она стройна и хорошо обдумана».3

       Исходя из вышесказанного, следует отметить, объектом данной работы является педагогическое наследие К.Д. Ушинского, предмет работы – выявление реализации ведущих идей великого педагога в современной школе. Цель данной работы состоит в изучении творческого пути и педагогических принципов Ушинского. Достижение поставленной цели реализуется на основе следующих задач:

  •  Изучить педагогические принципы К.Д. Ушинского, проследив связь его исканий с биографическими моментами его жизни;
  •  Изучить источники и литературу, освещающие творческий путь и ведущие идеи в области образования и воспитания К.Д. Ушинского;
  •  Проанализировать использование образовательных и воспитательных методов и принципов Ушинского в современной школе.

       Ценными источниками для данной исследовательской работы являются такие сочинения  К. Д. Ушинского, как «О народности в  общественном воспитании», «Письма о воспитании наследника русского престола», «Труд в его психическом и воспитательном значении», «О нравственном элементе в русском воспитании». В этих сочинениях ярко выражены педагогические принципы Ушинского, его взгляды на современное ему образование и воспитание, в том числе наследника Российской Империи – Николая Александровича, который, к сожалению, умер, так и не вступив на престол. Кроме того, в «Письмах о воспитании наследника русского престола» четко видна гражданская позиция Ушинского – противника крепостного права.

       Немаловажны воззрения Ушинского о роли родного языка в умственном и нравственном воспитании и обучении детей, о народной школе, которые нашли отражения в таком его труде как «Родное слово» 1864 г. издания. Для того чтобы понять воспитательные принципы Ушинского, надо обратиться к его капитальному труду «Человек  как  предмет  воспитания.  Опыт  педагогической  антропологии», который начал выпускаться с 1867 г.

       Для понимания личности Ушинского как человека и педагога ценными являются воспоминания его современников, особенно его ученицы, воспитанницы Смольного Университета – Елизаветы Николаевны Водовозовы («На заре жизни»), которая также потом занималась педагогической деятельностью.

       Таким образом, данная курсовая работа выполняется на основе  интересной базы источников и педагогической литературы. Однако, несмотря на привлечение  фактического материала, настоящая работа никоим образом не претендует на полное и исчерпывающее освещение всех нюансов рассматриваемых проблем, связанных с педагогическим наследием К. Д. Ушинского. Однако цель педагогических исканий великого русского педагога можно проследить в его следующей фразе, записанной в дневнике в студенческие годы: «Сделать  как можно более пользы моему отечеству – вот единственная цель моей жизни».4 

Глава 1. Особенности педагогического пути К.Д. Ушинского.

1.1.Первые этапы жизни К.Д. Ушинского. Складывание педагогических взглядов в ходе преподавания в Ярославском Демидовском лицее и Гатчинском сиротском институте.

«Ни железные дороги сами по себе, ни земские учреждения,       ни судебные реформы  не  могут  оказать  на  народ  всего  своего  благодетельного влияния, если уровень его образования не будет хоть сколько-нибудь поднят школой».5 

       Особый взгляд на систему образования и воспитания личности сложился у Константина Дмитриевича Ушинского под воздействием подъема освободительного движения в России в середине 50-х гг. XIX в. Но немаловажную роль в формировании  педагогического мировоззрения и гражданской позиции сыграли жизненные этапы и обстоятельства педагога.

       К.Д. Ушинский родился в Туле 19 февраля (2 марта по новому стилю) 1824 г., примечательно, что именно в этот день 1860 г. в стране будет объявлен манифест об отмене крепостного права, противником которого в будущем станет Константин Дмитриевич. Детство свое будущий педагог провел в небольшом  живописном  городке  Новгород-Северске  Черниговской  губернии,  навсегда  сохранив  теплые  воспоминания  об  окружавшей  его природе. Благоприятная обстановка растила в педагоге добрую и чувствительную натуру.

        До 9 лет Ушинский воспитывался в семье, а затем поступил в Новгород-Северскую гимназию, которую окончил в 1940 году. Вспоминая о гимназических года Ушинский уже волей-неволей формулировал первые свои педагогические принципы, он писал: «…Зовите меня варваром в педагогике, но я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога…».6 После окончания гимназии Ушинский поступил на юридический факультет Московского университета, который в то время, подавал тон всей умственной жизни русского общества. Однако годы университетского учения Ушинского проходили в условиях бюрократического-крепостнического режима правительства Николая I, которое устанавливало строгий контроль над деятельностью университетов и не давало возможности распространения своевольного студенческого духа. Любимыми профессорами Ушинского были Т.Н. Грановский – преподаватель истории средних веков и П.Г. Редкин – профессор правоведения.

       Легкость и быстрота усвоения знаний, огромное трудолюбие, усидчивость и принципиальность позволили Ушинскому окончить университет с отличием. Два года, которые он после университета пробыл в Москве, готовясь к магистерскому экзамену, были периодом напряженных социальных и научных исканий.7  Может быть, в результате этих исканий, в 1845 г. Ушинского и увлекла идея написать историю России. Однако проявить себя в роли историка ему не удалось, так как в августе 1846 г. Константин Дмитриевич  был назначен в Ярославский Демидовский лицей, где и началась официально его педагогическая деятельность. В качестве профессора камеральных наук Ушинский преподавал в Ярославском лицее всего три года (до сентября 1849), так как с первых шагов деятельность молодого профессора, пытавшегося реформировать  устаревший  курс  лицейского  преподавания,  вызвала резкое  недовольство  реакционной  профессуры.  Ушинского обвиняли  в «самовольном» изменение учебных программ, за «дух своеволия и непокорности начальству», «за свободу мыслей и передачу оных воспитанникам лицея».8 Уже в 1948 г. Ушинский опубликовал свой первый научный труд «О камеральном образовании», в котором были поставлены крупные методологические проблемы. В нем Ушинский резко критиковал систему преподавания наук в высших системных учреждениях, выдвигал идею создания государства без произвола и насилия, приводил принцип поступательного развития общества.9

       Вследствие своего реформаторского духа, способности мыслить по-новому и желании совершенствовать систему образования, Ушинского уволили из лицея, и он  долгое время не мог найти места учители ни в одном учебном заведении. Поэтому Константин Дмитриевич вынужден был поступить на службу мелким чиновником в один из департаментов Министерства внутренних дел. Через четыре года он был уволен и с этой должности.

       Лишь в ноябре 1854 г. Ушинский по предложению директора Гатчинского сиротского института П.В. Голохвастова получил назначение в этот институт  старшим  учителем  русской  словесности  и  юридических предметов. Через полгода он стал в институте инспектором классов.

       Гатчинский институт представлял собой большое закрытое среднее профессионально-юридическое учебное заведение, готовившее своих воспитанников (свыше 600 человек) к занятию различных должностей в многочисленных департаментах и министерствах. Ушинский столкнулся в этом огромном и своеобразном заведении со многими сложнейшими педагогическими проблемами, решение которых увлекло его. Не зря в период работы в институте Ушинский написал свои первые педагогические статьи – «О пользе педагогической литературы», «Три элемента школы», «О народности в общественном воспитании», которые были опубликованы на страницах «Журнала для воспитания» за 1857 и 1859 гг.  

       Таким образом, сочетание теории и практики в педагогической отрасли выдвинули в это время яркого педагога в лице К.Д. Ушинского. Именно в Гатчине Константин Дмитриевич стал педагогом. Именно в этот период выделяются такая его гражданская позиция, как защита  принципов  личной  человеческой свободы, человеческого достоинства, свободы слова, равенства людей перед законом, уважения к правам всякого человека, кто бы он ни был.

1.2. Преобразования К.Д. Ушинским образовательной системы Смольного института. Изучение системы образования за границей. Последние этапы жизни великого педагога.

       В феврале 1859 г. Ушинский был назначен инспектором классов в Смольный институт (Воспитательное общество благородных девиц и Александровское училище), что избавило его от открытого конфликта в Гатчине из-за яркого реформаторского курса молодого педагога. Однако «ярославская история» повторилась и в Смольном институте, который Ушинский за три года успел сделать лучшим женским учебным заведением в России. За короткий срок при огромном сопротивлении Ушинский произвел решительную реорганизацию этого старейшего учебного заведения. Е.Н. Водовозова, бывшая  воспитанница института, писала в своих мемуарах:« Ушинский явился первым светлым лучом в царстве институтского мрака, пошлости, невежества и застоя».10 Во время своей работы в Смольном институте, Ушинский ввел многочисленные преобразования в систему воспитания и образования этого заведения. Он уменьшил срок пребывания воспитанниц в институте с 9 до 7 лет, уравнял объем знаний в «благородном» и «неблагородном» отделении, ввел отпуска для воспитанниц на каникулы и праздники к родителям. Кроме того, Ушинский вместе с преподавателями-единомышленниками решительно изменил содержание образования и методы обучения, введя, в частности, преподавание естествознания и физики, усиливая преподавание родного языка за счет иностранных. Сверх основных семи классов Ушинским был введен двухлетний педагогический класс. Данная программа была рассчитана на то, чтобы на первом году обучения воспитанницы наряду с общеобразовательными предметами изучали педагогику и методику, посвящая второй год педагогической практике.

       В Смольном институте, Ушинский постепенно раскрывал  свой реформаторский характер и педагогический талант. Помимо работы в Смольном, он активно сотрудничал в различных журналах, а с 1960 г. редактировал «Журнал Министерства народного просвещения». Константин Дмитриевич хотел превратить журнал в действительно педагогический и популярно-философский журнал, предназначенный преимущественно для учителей гимназий и уездных училищ. На страницах журнала Ушинский не боялся публиковать статьи, критикующие реакционной деятельности Министерства просвещения и вносящие предложения о демократизации народного образования. Только за 1860-1861 гг. в журнале были опубликованы такие  статьи Ушинского, как «Труд в его психическом и воспитательном значении», «О нравственном элементе в русском воспитании», «Проект учительской семинарии», «Воскресные школы» и «Родное слово».

       Прогрессивная деятельность Ушинского вызвала недовольства министра просвещения графа Е.В. Путятина, который был назначен на  эту должность в 1861 г.  Возвратиться к прежнему устройству журнала Ушинский не желал и 1 декабря 1861 г. подал заявление об освобождении его от обязанности редактора. Всю свою педагогическую энергию Константин Дмитриевич отдал изданию книги для классного чтения «Детский мир».

       В это же время  в Смольном институте Ушинского начали обвинять в «свободомыслии, неуважительном отношении к начальству, безбожии и безнравственности».11Это послужило предлогом для отстранения Ушинского от должности инспектора классов по состоянию здоровья.

       В июле 1862 г. руководство Ведомства императрицы Марии (куда входил, в частности, и Смольный институт) командировало Ушинского за границу для изучения состояния и организации женского образования в Европе, а также для подготовки учебника по педагогике.  Вынужденная командировка, ставшая по существу почетной ссылкой, продолжалась пять лет. За границей великий русский педагог изучал систему образования в таких развитых европейских странах как Швейцария, Германия, Франция и Бельгия. В это время продолжалась и его литературно-научная деятельность, насыщенная новыми впечатлениями. За границей Ушинский создал учебную книгу «Родное слово» – классический учебник русской начальной школы и окончил первые два тома фундаментальной работы «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии». Несмотря на тоску по Родине и разочарование в западноевропейской буржуазной демократии, Ушинский раскрыл свой талант педагога, не занимая с 1862 г. никакой официальной должности.

       В 1867 г. Ушинский возвратился в Российскую Империю, но в Империю не либерально настроенного императора Александра II, а  консервативно - бюрократическую, охранительную, реакционную страну. 3 января 1871 г. (22 декабря 1870) в Одессе на 47-м году жизни Ушинский скончался. Его похоронил, согласно его завещанию, в Киеве. В медицинском заключении о причинах его смерти записано, что она наступила от напряженной умственной деятельности, от усиленного учения, которое истощило его физические силы и привело к преждевременной кончине.12

       3 января 1871 г. (22 декабря 1870) в Одессе на 47-м году жизни Ушинский скончался. Его похоронил, согласно его завещанию, в Киеве. В медицинском заключении о причинах его смерти записано, что она наступила от напряженной умственной деятельности, от усиленного учения, которое истощило его физические силы и привело к преждевременной кончине.
       Подводя итог творческой жизни К.Л. Ушинского на благо улучшения педагогической ситуации в Российской империи, можно сделать вывод, что
 совершенно очевидно: при другой, более свободной обстановке К.Д. Ушинский смог бы привнести в педагогику еще больше новых свежих идей, нежели в условиях гнета самодержавной России. Но благодаря реформаторской деятельности, привнесению в сложных обстоятельствах нового духа в систему образования и воспитания личности, Ушинского по праву называют учителем всех русских учителей.

 

Глава 2. Педагогическое наследие К.Д. Ушинского.

2.1.Педагогические принципы К.Д. Ушинского, его взгляды и идеи на образование и воспитание личности.

  «Воспитатель есть художник; воспитанник – художественное                                                                                         произведение; школа – мастерская, где из грубого куска мрамора возникает подобие божества».13

       К.Д. Ушинский создал оригинальную педагогическую систему, рассматривающую основные проблемы воспитания и обучения. Для раскрытия его дидактических принципов и идей, применяющихся в современной школе, надо рассмотреть ключевые моменты в понимании Константином Дмитриевичем педагогики, целей и задач воспитания и образования, а также его собственные суждения по содержанию и формам педагогического процесса.

       Прежде всего, следует понимать, что педагогику как науку Ушинский не воспринимал, так как она «не может иметь притязаний на такую самостоятельность, какой обладают науки, открывающие законы природы, истории и духа человеческого.  Она только пользуется всеми этими открытиями к достижению своей особенной воспитательной цели».14Под педагогикой Ушинский понимал искусство воспитания человека. Основными науками, составляющими «главные основы педагогики» Ушинский считал физиологию, психологию, логику и историю. Делом воспитанием великий педагог считал воспитание такого «человека, который вошел бы самостоятельной единицей в цифру общества»15, и был бы готов к самостоятельной жизни в обществе. При этом целью воспитания являлся гармонически развитый человек, а  основой воспитания – свободный труд.

       Обучение К.Д. Ушинский рассматривал как средство воспитания и выделял два вида учения: учение пассивное посредством преподавания и учение активное посредством собственного опыта. В процессе обучения Ушинский выделял следующие этапы:

  •  1.Живое восприятие материала;
  •  2.Переработка в сознании полученных образов;
  •  3.Систематизация знаний;
  •  Закрепление знаний и навыков.16

Центральная задача обучения Ушинский считал, не количественное усвоение фактов, расширение знаний и опыта,  а их систематизация, выявление в них главного. По мнению великого педагога, обучение может выполнить свои образовательные и воспитательные задачи лишь при соблюдении трех условий:

  •  если оно будет связано с жизнью,
  •  если будет построено в соответствии с природой ребенка,
  •  если преподавание ведется на родном языке.

       Основную ведущую роль в школе Ушинский отводил народному учителю-воспитателю. Никакие уставы и программы, согласно Ушинскому, не могут заменить личности в деле воспитания. Высокое общественное призвание подлинно народного учителя – нести знания в массы, формировать взгляды своих воспитанников. Убеждения воспитателя – самое главное в деле воспитания. С необыкновенным проникновением  о роли и назначении воспитателя Ушинский говорил в статье «О пользе педагогической литературы», написанной в 1857 г. Учитель, по мнению Ушинского, должен быть высоконравственным и знать особенности учащихся во всех обстоятельствах.

       Ушинский, будучи знакомым с европейской системой образования, а также обладая педагогической теорией и опытом, сформировал в своей педагогической системе некоторые основные проблемы современной ему образовательной системы в Российской Империи.

       Первой может быть названа проблема народности воспитания и народной школы. Систему образования в России с ее классической, античной направленностью Ушинский не воспринимал и считал, что он нее пора отказаться и начать создавать школу на новой основе – народной. «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа».17 Константин Дмитриевич считал, что благоденствие заключается не в подражании западным преобразованиям, а в самостоятельном развитии государственного народного организма, вытекающем из сознания действительных народных потребностей. Отсюда и требования к «народной» системе обучения и воспитания:

- воспитание должно быть самобытным, национальным;
- дело народного образования должно находиться в руках самого народа, который бы занимался его организацией, руководил и управлял школой;
- народ определяет содержание и характер воспитания;
- все население должно быть охвачено просвещением, общественным воспитанием;
- воспитание женщин должно осуществляться наравне с мужчинами;

Ушинский решительно отстаивал равноправие женщины во всех областях жизни, уделяя особое внимание праву женщины на равное с мужчиной образование. «Женщина, как кумир, вечно отдыхающая от лени на ложе из роз, самое нелепое создание развращённого воображения французских романистов».18

- обучение должно вестись на родном языке;

Главным предметом в общем гуманном образовании современного человека Ушинский считал вовсе не классические языки, а родной язык и родную литература.
- принцип народности должен быть реализован через преподавание в школе отечествоведения: истории своей страны, географии, изучение русских  писателей и поэтов (литература), природы России и т.д.
 

Ушинский считал, что «изучение  латинской  грамматики  признается  патентом  на дальнейшее образование»19, но в нем нет места ни основательному знанию своей родины, ни уважению к своему отечеству.

       Примечательно, что принцип народности в системе взглядов Ушинского был взят на вооружение советской школьной системой образования, которая строила собственную образовательную систему. Обращаясь к своей концепции народности, Ушинский даже задавался вопросом: «По какому праву будущего русского царя воспитывает человек, который не знает ни слова по-русски?».20

       Другой проблемой исследований великого педагога была разработка педагогической антропологии. Получила свое широкое раскрытие в капитальном труде «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. Константин Дмитриевич выступал за всестороннее изучение особенностей человека: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех его отношениях, то она должна, прежде всего, узнать его тоже во всех отношениях».21При этом главное внимание Ушинский обратил на «индивидуальную антропологию», то есть на изучение возрастных психологический особенностей детей и на необходимость систематической индивидуальной работы с детьми в процессе воспитания и обучения.

       В педагогическом плане главным для Ушинского было не «образование ума» – обучение, а «образование души» – воспитание. Поэтому третьей важной проблемой в педагогике Ушинского является воспитание нравственных чувствований. Ее раскрытие дано Ушинским во втором томе «Опыта педагогической антропологии» и некоторых статьях. По глубокому убеждению Ушинского, в основе нравственности лежит борьба за счастье человека, а счастье это только в свободном труде. Поэтому, согласно воззрениям Ушинского нравственное и свободное трудовое воспитание неразрывно связаны. Важнейшими средствами нравственного воспитания   Ушинский считал: обучение, свободную трудовую деятельность учащихся, личный пример учителя, убеждение, воспитание привычек поведения .22

       Четвертой основной проблемой в педагогике Ушинского является система общедидактических требований успешного обучения. Ушинский подверг обоснованной критике как сторонников формального образования (цель обучения - развитие умственных способностей учащихся), так и материального (цель - приобретение знаний) за их односторонность. Ушинский считает необходимым и развитие умственных сил учащихся, и овладение знаниями, связанными с жизнью.

      Итак, педагогические принципы К.Д. Ушинского являются многогранными и разносторонними, но между ними существует логическая связь, основанная на чувстве патриотизма, на желании в лучшую сторону преобразовать систему образования и воспитания и сделать ее не хуже образовательных систем европейских стран.

 

2.2.Реализация идей Ушинского в современной школе.

       В «Родном слове» Ушинский произнес следующие слова: «В школе должна царствовать серьезность, допускающая шутку, но не превращающая всего дела в шутку, ласковость без приторности, справедливость без придирчивости, доброта без слабости, порядок без педантизма, и, главное, постоянная разумная деятельность. Тогда добрые чувства и стремления сами собой разовьются в детях, а начатки дурных наклонностей, приобретенные, быть может, прежде, понемногу изгладятся...»23. Эти слова должны стать гимном, уставом образовательной системы образования XXI в. и каждого учителя-педагога в частности. Несомненную пользу образованию и воспитанию личности учащихся приносит тот факт, что в современной школе существует много принципов обучения и воспитания младшего, среднего и старшего звена, за которые в XIX в. боролся великий педагог – К.Д. Ушинский. Они были восприняты еще советской школой, чьей наследнице является ныне существующая образовательная система Российской Федерации, несмотря на свое стремление видоизменить образовательные программы и внести в них части европейского образования.

       Прежде всего, в каждой российской школе, в каждом ее классе действуют 10 принципов Ушинского, разработанных им в области дидактики для успешного обучения:

  1.  Своевременность. К.Д. Ушинский выступал против преждевременности обучения. Для каждого возраста существует свой объем знаний, которые ребенок должен получить. Кстати, этот принцип очень актуален для современных родителей, которые уже с 4 лет пытаются занять голову своего ребенка, многочисленными знаниями из разных областей жизни, творческой и спортивной деятельностью, которая только возможна.
  2.  Постепенность. Великий педагог считал, что главным является не только количественная, но и качественная переработка информации.
  3.  Органичность. Согласно Ушинскому, «голова учащихся не должна набиваться фактами, плохо усвоенными и идеями, плохо переваренными, нужно, чтобы они вырастали органически из немногих зерен»24.
  4.  Постоянство. Константин Дмитриевич по этому принципу писал, что «способность к постоянству в умственной деятельности в одном направлении есть одно из важнейших условий всякого ученья; но способность эта развивается мало-помалу, постепенно. Приучайте детей к постоянству деятельности в одном направлении, но понемногу».25
  5.  Твердость усвоения. Ушинский считал, что для лучшего усвоения информации учащимися, нужно использовать помимо речевых воздействий учителя, такие средства дидактическое усвоения, как наглядность и повторение, что несомненно используется в современных школах, особенно в начальных классах.
  6.  Ясность. В современной школе, этот принцип Ушинского используется при создании новых учебников. Так, например, в учебниках по истории, биологии, географии и др., существует принцип систематизации материала, что необходимо для ясного понимания изложения информации учащимся.
  7.  Самодеятельность учащихся. На данный момент, согласно новым ФГОС учащиеся должны быть предельно активными на уроке, они должны сами стремиться добывать знания, а учитель должен выполнять лишь роль координатора. Также и К.Д. Ушинский резко критиковал «одиночную» методу преподавания, при которой активен учитель и пассивны ученики. Но он же полагал, что самодеятельность учащихся выражается не только в активности их на уроке, но и внутренней работе по обработке информации.
  8.   Отсутствие чрезмерной напряженности и чрезмерной легкости. Данный дидактический принцип был отлично воспринят советской школой, которая была ориентирована на ученика «средних образовательных и воспитательных возможностей». Однако, согласно Ушинскому, «Истинный педагог во всем соблюдает середину. Он потребует произвольного внимания и, следовательно, усилий воли даже от маленьких детей, но в этих требованиях не превысит их сил»26. Сегодня существуют школы разной направленности, для того, чтобы детям разных склонностей было легко реализовать свои таланты.
  9.  Нравственность. Один из ключевых принципов дидактической системы Ушинского. На данный момент, воспитание высокой нравственности, сопряженной с чувством патриотизма является основной задачей современной школы. В этом смысле современные принципы образования действительно вобрали в себя мысль Ушинского о том, что «влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями и разъяснение каждому его личных интересов».27
  10.   Полезность. К.Д. Ушинский считал, что полезные знания всегда связаны с применением их в настоящей жизни. Поэтому он считал, что в школе должна представлять собой место, где происходит соединению науки и жизни.

       Данные дидактические принципы, разработанные К.Д. Ушинским во второй половине XIX в., не потеряли актуальность и значимость в образовательной системе настоящего времени, несмотря на ее постоянные изменения.28 Эти принципы могли реформироваться, но из школьной системы образования и воспитания они не ушли. Точно также, актуальным сегодня является взгляд Ушинского на развитие личности человека.

       Развитие человека Константин Дмитриевич понимал как развитие всестороннее – физическое, умственное, нравственное и эстетическое, что никак не противоречит современному принципу всестороннего развития личности. Ушинский не понимал под образованием бесконечные занятия, чтение книг, оторванных от жизни,  хотя считал, что ум надо развивать. Он видел в развивающем и воспитывающем обучении  – активное обучение, формирующее мировоззрение и правильное понимание жизни. Ушинский с горечью писал, что «у нас все внимание обращено единственно на ученье, и лучшие дети проводят все свое время только в том, что читают да учатся, учатся да читают, не пробуя и не упражняя своих сил и своей воли ни в какой самостоятельной деятельности».29 Примечательны и слова великого педагога по поводу отдыха после занятий умственной деятельностью: «Отдых после умственного труда нисколько не состоит в том, чтобы ничего не делать, а в том, чтобы переменить дело: труд физический является не только приятным, но и полезным отдыхом после труда умственного»30. Наверное, этот принцип «оздоровления российских граждан» после умственной нагрузки крепко укрепился в современной системе образования, в которой занятия физической культурой проводятся три раза в школьную неделю.

       Особо актуально на данный момент убеждение Ушинского о том, что обучение, должно не только вооружать учащихся системой знаний, но и учить их самостоятельно трудиться, приобретать знания. Иными словами, согласно сегодняшней системе ФГОС, учитель должен «научить детей учиться». В период информационной и технической революции и относительно быстрого устаревания знаний, задача Ушинского является как нельзя актуальной в современной системе образования. К.Д. Ушинский еще в XIX в. писал, что следует передавать ученикам  не только те иди другие познания, но и развивать у них желание и способность самостоятельно, без учителя, приобретать новые познания, ибо « обладая такой умственной силой, извлекающей отовсюду полезную пищу, человек будет учиться всю жизнь, что, конечно, и составляет одну из главнейших задач всякого школьного учения».31 Поэтому сегодня в школе часто применяется «система проектов»,  где ребенок  сам на определенную тему, должен подготовить материал, преобразуя его в презентации или другие формы представления информации.

      В качестве эффективного метода обучения и усвоения знаний, а также выработки своих собственных суждений, Ушинский рассматривал беседу. В своих работах он большое внимание уделял теоретическому обоснованию беседы, практическому использованию ее, раскрытию педагогической эффективности этого метода. «Лучшим способом перевода механических комбинаций в рассудочные, - писал К.Д. Ушинский, - мы считаем для всех возрастов, и в особенности для детского, метод, употреблявшийся Сократом и названный по его имени сократическим»32. Беседа, по его мнению, позволяет учителю на основе имевшихся у учеников представлений об изучаемых предметах, подводить их к самостоятельным выводам и таким путем активизировать их мышление, совершенствовать его, поднимать на одну ступень выше. Активизацию умственной деятельности учащихся в процессе беседы К.Д. Ушинский справедливо рассматривал необходимым условием сознательного и прочного усвоения знаний. Этот принцип Ушинского крепко внедрился в современные методические способы преподавания предметов. Так как, прежде всего у ученика должно вырабатываться собственной мнение, в современных уроках часто используются такие принципы проверки усвоения материала, как дебаты и дискуссии. Ведь, по мнению великого педагога, неумение хорошо выразить свои мысли – меньший недостаток, чем отсутствие собственных мыслей. Ушинский считал, что эффективность беседы в значительной степени зависит от характера вопросов, методики постановки их перед учащимися, от качества ответов. Он рекомендовал учителям ставить четкие, ясные и доступные для понимания вопросы. Эти рекомендации реализуются в такой системе проверки знаний, как фронтальный опрос.

       В своей двухтомной работе «Человек  как  предмет  воспитания.  Опыт  педагогической  антропологии» Ушинский особое внимание уделил психическим процессам, влияющим на мыслительные способности человека. Исходя из своих данных, одним из средств активизации и развития мышления учащихся К.Д. Ушинский считал логические методы и приемы обучения: аналитико-синтетический, метод систематизации и обобщения знаний, сравнения, которые сегодня используются широко в преподавании естественных наук и развитии младших школьников. Наибольшее значение среди всех мыслительных операций К.Д. Ушинский придавал сравнению как «основе всякого понимания и всякого мышления». Правильное обучение, по мнению Ушинского, успешно организует психическое развитие ребенка в нужном направлении, пробуждая и стимулируя его самостоятельность и активность. Исходя из особенностей мышления младших школьников, ученый ставил вопрос о необходимости при первоначальном обучении развивать у детей наблюдательность. Развитие наблюдательности над реальными явлениями и предметами способствует успешному развитию ребенка. Исходя и наблюдений за образовательными принципами европейских стран, Ушинский советовал учителям воспользоваться естественные стремлениями человека к наглядности для получения прекрасных результатов обучения. Так как ребенок мыслит формами, красками, звуками, то основными средствами для наглядного обучения, по мнению Ушинского, должны быть предметы в натуре, картины, модели, изображающие реальные предметы и явления. Для того чтобы учащиеся могли лучше понять и запомнить особенности одной картины, К.Д. Ушинский предлагает сравнить ее с другой, в которой было бы сгруппировано как можно больше противоположных признаков.33 Поэтому сегодня одним из самых современных методой обучения младших школьников являются уроки на природе, уроки с применением презентаций, опытов, карт и макетов.

       Примечательно и то, что К.Д. Ушинский был противником формальных, догматических методов обучения, преподносящих знания в готовом виде и подавляющих самостоятельную мысль учащихся.34 Не зря сегодня в школьной практике реализуется система проблемного обучения, где, например, учащиеся пытаются самостоятельно определить тему урока.

       Беспокоило Ушинского содержание образования, что собственно является актуальной проблемой и в современности. Великий педагог, считал, что школа не может стоять в стороне от развития науки. Но наука в прямом смысле слова не может быть изучаема в школе, здесь изучаются ее основы. Про содержание курса образовательных программ Ушинский писал: «…Невольно нападаешь на мысль, что давно пора серьезно подумать о том, чтобы оставить в наших школах и наших учебниках только то, что действительно необходимо и полезно для человека, и выбросить все, что держится только на рутине, и учится для того, чтобы быть впоследствии позабытым…»35. Прогрессивная мысль Ушинского может быть воспринята модераторами школьных программ и учебников сегодня.

       Нашел применение в образовательной системе Российской Федерации и принцип народности, выработанный К.Д. Ушинским. Сейчас он сильно видоизменен, но существует. Принцип народности в современной школе связан  с задачами формирования личности, и с воспитанием у детей любви к Родине, своему отечеству, гуманности, правдивости, трудолюбия, ответственности, чувства долга, воли, чувства самолюбия в его правильном понимании, эстетического отношения к жизни. Все эти качества исходящие исторически от российского народа, помогают формировать национальное самосознание позицию современных школьников, будущих граждан Российской Федерации. 

       И, наконец, несмотря на постоянное развитие новых современных технологий, Российская образовательная система не отходит от убеждения Ушинского, в том, что участие учителя, человеческой личности  в процессе воспитания и обучения ребенка является необходимым условием. Ведь ребенок «воспитывается, развертывается умственно и нравственно только под прямым влиянием человеческой личности». 36Поэтому, следует признать, что позиция сторонников глобальной автоматизации обучения представляется бесперспективной крайностью в науке. Дистанционное образование, образование через глобальную сеть Интернета, через программу Scype, не достигнет высоких воспитательных и образовательных целей, которые возникают при прямом воздействии личности учителя на учащихся и воздействия учащихся между собой. Между тем, Ушинский возвеличивая личность учителя в педагогическом процессе указывал, о недопустимости навязывания интересов учителя учащимся, но необходимо пробуждать в них жажду собственных убеждений.

       Таким образом, можно сделать вывод, что многочисленные дидактические принципы К.Д. Ушинского являются передовыми в современной школе. Однако, исходя из учета современных требований, основные педагогические идеи Ушинского видоизменились, превратились в другие формы, однако содержание его идей  по поводу воспитания и образования человека крепко укрепилось  в современной образовательной системе.

Заключение

       В данной курсовой работе, опираясь на источники, а также на педагогическую литературу, был рассмотрен вопрос о реализации ведущих идей К. Д. Ушинского на основе рассмотрения его педагогического наследия. Раскрыть полностью данную тему, во всем ее объеме, конечно же, не удалось, но осветить важнейшие принципы обучения и воспитания, изложенные великим педагогом, получилось.

       Примечательно, что оригинальная теория воспитания, созданная Ушинским, воплотила в себе лучшие черты классической русской педагогики – пламенную любовь к Родине, высокий гуманизм и демократизм, уважение к человеческому достоинству. Педагогические идеи Ушинского, учебники для начальной школы, методические руководства для учителей сыграли огромную роль в развитии народного образования в России. Ушинский сознавал, что многие из его педагогических идей могут быть осуществлены только в будущем и свято верил, что в будущем обществе воспитанию будет отведено достойное место. «Ничто, - писал Ушинский, - не искоренит в нас твердой веры в  то, что придет время, хотя может быть и не скоро, когда потомки наши будут с удивлением вспоминать, как мы долго пренебрегали делом воспитания и как много страдали от этой небрежности».37 

       Однако, рассмотрев в первой главе жизненный  путь педагога, и изучив во второй главе данной работы его огромное педагогической наследие, взгляды на образование  и воспитание личность, стало понятно, что прогрессивное наследие  великого педагога продолжает жить в наши дни, сохраняя свою актуальность и значимость. Для современной педагогики ценно, что К.Д. Ушинский  еще во второй половине XIX в. понимал ребенка как целостную личность и ратовал за одновременное развитие в нем ума, органов чувств, воли и эмоций. Ценно то, что Константин Дмитриевич боролся за  неразрывную связь познавательной деятельности ученика с его нравственным формированием.

       Я, как будущий учитель истории взяла на заметку следующие слова Ушинского, которые пригодятся мне для построения моей собственной системы образования и воспитания на уроке истории: «Если в древней истории нет приложения к практической жизни, то это не значит, что ее рассказ не действует на чувства и позиции учащихся. Преподаватель истории должен видеть в своем ученике  не будущего историка, а только человека, пользующегося плодами  исторической разработки для своего нравственного и умственного усовершенствования».38 Что касается оценки педагогической деятельности К.Д. Ушинского, то нужно отметить, что он «не только стоял на уровне европейской науки, он шел в первых рядах ее... он стоял на самых крайних высотах ее, лицом, обращенный на правильный путь грядущей педагогики».39  Следовательно, чтобы идти в первых рядах европейской науки, надо не копировать западную систему образования, а создавать новые методические и дидактические принципы на основе опыта отечественных педагогов и психологов, а также на основе народных потребностей и ценностей современного российского гражданского общества.

Библиография

Источники:

  •  Водовозова Е.Н. На заре жизни. Т.1. М., 1964.
  •  Ушинский К.Д. Собрание сочинений в 11 тт. Под ред. А. М. Егорина. М-Л., 1948-1952 гг.
  •  Ушинский. Под ред. Лебедева П.А. М., 1998.

Статьи:

  •  Ананьев Б.Г. Педагогическая антропология. К. Д. Ушинский и ее современное значение//Вопросы психологии, 1969, №2.
  •  Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании
  •  Ушинский К.Д. О пользе педагогической литературы.
  •  Ушинский К.Д. Педагогическая  поездка по Швейцарии.
  •  Ушинский К.Д. Письма о воспитании наследника русского престола.
  •  Ушинский К.Д. Труд в его психическом и воспитательном значении.
  •  Ушинский К.Д. Человек  как  предмет  воспитания.  Опыт  педагогической  антропологии

Откуда статьи?

Литература:

  •  Блонский П.П. Избранные педагогические произведения. М., 1961.
  •  Гончаров Н.К. К.Д. Ушинский – великий педагог-гуманист. М., 1974.
  •  Днепров Э.Д. Ушинский и современность. М. 2008.
  •  История педагогики  и образования под ред. З.И. Васильевой. 5-е издание. М., 2009.
  •  Константинов Н.А. История педагогики. М., 1982.
  •  Памяти Константина Дмитриевича Ушинского. СПб., 1896.
  •  Педагогические идеи К.Д. Ушинского и современность. Ярославль. 1975.
  •  Педагогическое наследие К.Д. Ушинского в современной практике воспитания и обучения. Сборник статей под редакцией В.Б. Петровича. Киев-Одесса, 1980.
  •  Песковский М.Л. Значение чествования К.Д. Ушинского, его заслуги и труды. СПб., 1896.

1 Памяти Константина Дмитриевича Ушинского. СПб., 1896. С. 162.

2 Песковский М.Л. Значение чествования К.Д. Ушинского, его заслуги и труды// Памяти К.Д. Ушинского. По случаю25-летия со дня кончины К.Д. Ушинского. СПб., 1896. С. 18.

3 Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании//http://dugward.ru/library/pedagog/ushinskiy_narodn_vospit.html

4 Ушинский К. Д. Собрание сочинений. Т. 11. С. 11.

5 Ушинские К.Д. Собрание сочинений. Т.11., М.-Л., 1948-1952. Т.2, С. 124.

6 Там же. Т. 4, С. 52.

7 Ушинский. М., 1998, С.10.

8 Днепров Э.Д. Ушинский и современность. М. 2008., С. 15.

9 Гончаров Н.К. К.Д. Ушинский – великий педагог-гуманист. М., 1974. С. 10.

10 Водовозова Е.Н. На заре жизни. Т.1. М., 1964. С. 505

11 Гончаров Н.К. К.Д. Ушинский – великий педагог-гуманист. М., 1974. С. 13

12 Днепров Э.Д. Ушинский и современность. М. 2008., С. 19-20.

13 Ушинский К.Д. Собрание сочинений в 11 тт. Под ред. А. М. Егорина.  М.-Л., 1948-1952 гг., Т.2, С. 12.

14 Ушинский К.Д. О пользе педагогической литературы. С. 25.

15 Ушинский К. Д. Собрание сочинений. Т.4, С. 226.

16 История педагогики  и образования под ред. З.И. Васильевой. 5-е издание. М., 2009.

17 Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании. С. 39.

18 Ушинский К.Д. Труд в его психическом и воспитательном значении. С. 23.

19 Ушинский К. Д. Собрание сочинений. Т.2, С. 103.

20 Ушинский К.Д. Письма о воспитании наследника русского престола. С. 47.

21 Ушинский К. Д. Собрание сочинений. Т.8.,С. 23.

22 Константинов Н.А. История педагогики. М., 1982, С. 226.

23 Ушинский. М., 1998, С. 113.

24 Ушинский К.Д. Собрание сочинений в 11 тт. Под ред. А. М. Егорина. М-Л., 1948-1952 гг., Т.3., С. 157.

25 Там же. Т.6. С. 248-249.

26 Ушинский К.Д. Собрание сочинений в 11 тт. Под ред. А. М. Егорина. М.-Л., 1948-1952 гг., Т. 10, с. 407.

27 Там же. Т.2. С. 243.

28 Педагогические идеи К.Д. Ушинского и современность. Ярославль. 1975.

29 Ушинский К.Д. Собрание сочинений в 11 тт. Под ред. А. М. Егорина.  М.-Л., 1948-1952 гг., Т.10, С. 382.

30 Там же. Т. 2., С. 359.

31 Ушинский К.Д. Собрание сочинений в 11 тт. Под ред. А. М. Егорина.  М.-Л., 1948-1952 гг., Т.5, С. 340.

32 Ушинский. М., 1998, С. 173.

33 Ушинский К.Д. Педагогическая  поездка по Швейцарии. М., 1998, С. 148

34 Педагогическое наследие К.Д. Ушинского в современной практике воспитания и обучения. Сборник статей под редакцией В.Б. Петровича. Киев-Одесса, 1980.

35 Ушинский К.Д. Собрание сочинений в 11 тт. Под ред. А. М. Егорина. М-Л., 1948-1952 гг., Т.10,С.436.

36 Ушинский К.Д. Собрание сочинений в 11 тт. Под ред. А. М. Егорина. М-Л., 1948-1952 гг., Т.2., С. 532.

37 Ушинский К. Д. Собрание сочинений. Т. 7, С. 297.

38 Ушинский К. Д. Собрание сочинений. Т. 10, С. 441.

39 Блонский П.П. Избранные педагогические произведения. М., 1961. С. 73–74.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

2432. Сучасні класифікаці психічних розладів. Невротичні розлади 34.5 KB
  МКХ-10 vs DSM-IV. Невротичні розлади: зміст поняття та історія вчення. Теорії етіології та патогенезу. Невротична симпоматика. Класифікація невротичних розладів.
2433. История средних веков. Возникновение мира: мифы и реальность 30.5 KB
  Вспомним статью о возникновении мира и миф о его творении. При всем их различии, у них есть нечто общее. Что? Они оба основаны на предпосылке: Мир имеет начало. Сама идея поиска начала вселенной во времени – далеко не очевидна. Идея творения мира из ничего – христианская идея, и зарождается она где-то в I в. н.э.
2434. Приготування розчинів із заданим кількісним складом 28.2 KB
  Розчини з молекулярним та іонним характером дисперсності розчиненої речовини – справжні розчини – найважливіша складова частина біологічних рідин. Водні розчини електролітів та низькомолекулярних речовин забезпечують постійний осмотичний тиск, активну реакцію середовища.
2435. Фактори психологічного розвитку людини 30 KB
  Нормативні вікові фактори, які знижуються у юнацькому віці. Нормативні історичні фактори, які є майже симетрично протилежними до вікових. Ненормативні фактори. Чим старшою стає людина, тим більше ці фактори на неї впливають.
2436. Соціальні установки 41 KB
  Установки, як ефективний спосіб оцінювання світу. Рольова поведінка та установки. Причина впливу поведінки на установки. Когнітивний дисонанс. Ефект недостатнього виправдання. Причини впливу поведінки на установки в руслі різних теорій.
2437. Расчет горно-транспортного комплекса в соответствии с эксплуатационной производительностью экскаватора ЭКГ-8,3 715.56 KB
  Развитие открытых горных разработок в ближайшие 10-15 лет определяется не только все возрастающими потребностями общества в минеральном сырье и конкурентоспособностью с подземным способом разработки, но также все увеличивающимися экологическими ограничениями.
2438. Експлуатація і обслуговування машин 902 KB
  Мета і завдання курсу Експлуатація і обслуговування машин. Планування технічного обслуговування та ремонту будівельних машин. Види і періодичність ТО тракторів і машин. Вплив степеня очищення повітря. Вплив стану експлуатаційних матеріалів на надійність роботи двигуна. Зберігання і консервація машин.
2439. Исследование характеристик тиристора и управляемого выпрямителя 1.67 MB
  Целью работы является: исследование вольтамперной характеристики и определение параметров тиристора, получение семейства статических характеристик тиристора, исследование работы регулируемого однополупериодного выпрямителя.
2440. Строение и характеристики подъемных кранов 105.05 KB
  Назначение, общее устройство неходовой рамы, способы крепления ее к раме автомобиля. Назначение и общее устройство выносных опор. Проверка уровня масла в редукторе механизма подъема груза. Назначение, устройство и работа опорно-поворотного устройства. Виды грузозахватных приспособлений и требования к ним. Грузы, запрещенные для подъема краном. Проверить уровень масла в картере редуктора механизма вращения.