96914

Организация торгово-технологического процесса в магазине №86 ОАО «Веста» и направления его совершенствования

Курсовая

Менеджмент, консалтинг и предпринимательство

Определить содержание и цели торгово-технологического процесса в розничной торговле; провести анализ организации торгово-технологического процесса магазина №86 ОАО «Веста»; разработать рекомендации по совершенствованию торгово-технологического процесса магазина №86 ОАО «Веста».

Русский

2015-10-12

573.5 KB

14 чел.

Министерство образования Республики Беларусь

Учреждение образования «Витебский государственный технологический университет»

Кафедра

коммерческая деятельность

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: «Организация и технология торговли»

на тему: «Организация торгово-технологического процесса в магазине №86 ОАО «Веста» и направления его совершенствования»

Выполнила студентка                                                                                               

4 курса, группы ЗКд-26

заочного факультета  

О. И. Коршун

Проверила  

старший преподаватель  

О. Р. Левшицкая

Витебск

2015

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение

1 Содержание торгово-технологического процесса в магазине

2 Краткая характеристика торгово-финансовой деятельности магазина №86 ОАО «Веста»

3 Исследование торгово-технологического процесса в магазине №86 ОАО «Веста»

3.1 Организация доставки и приемки товаров по количеству и качеству

3.2 Хранение и подготовка товаров в магазине №86

3.3 Размещение и выкладка товаров в торговом зале магазина №86

3.4 Организация продажи товаров и дополнительного обслуживания покупателей

4 Рекомендации по совершенствованию торгово-технологического процесса в магазине №86 ОАО «Веста»

Заключение

Список использованных источников

Приложение А «Ассортиментный перечень товаров в магазине …»

Приложение Б ……

ВВЕДЕНИЕ

Торгово-технологический процесс в розничных торговых предприятиях представляет собой комплекс взаимосвязанных торговых (коммерческих) и технологических операций и являющихся завершающей стадией всего торгово-технологического процесса товародвижения.

Интеграция экономики Республики Беларусь в мировую систему хозяйства усиливает взаимозависимость и требует тесного взаимодействия субъектов коммерческих операций на основе унификации документации, инструментов и методов, используемых при оформлении торговых операций, а также сближения правовой базы, регламентирующей их. При этом возрастает значимость и актуальность вопросов повышения совершенствования и повышения эффективности торгово-технологических процессов. Особенно, данные вопросы актуальны касательно бурно развивающейся розничной торговли в Республике Беларусь.

Целью данной работы является исследование организации торгово-технологического процесса в магазине №86 ОАО «Веста» и разработка рекомендаций по его совершенствованию.

Для достижения поставленной цели в работе требуется решить следующие задачи:

  1.  определить содержание и цели торгово-технологического процесса в розничной торговле;
  2.  провести анализ организации торгово-технологического процесса магазина №86 ОАО «Веста»;
  3.  разработать рекомендации по совершенствованию торгово-технологического процесса магазина №86 ОАО «Веста».

  1.  Содержание торгово-технологического процесса в магазине

Торгово-технологический процесс в магазине представляет собой совокупность взаимосвязанных и последовательных операций, целью которых является доведение товаров до потребителей с наименьшими затратами труда при сохранении потребительских свойств товаров и высокой культуре обслуживания.

Под операцией понимается часть торгово-технологического процесса, выполняемая отдельными работниками соответствующими приемами и методами [КВАСНИКОВА 2012Г, ст.86]

Специфика технологического процесса в магазине состоит в том, что здесь завершается движение товара, и осуществляются операции коммерческого характера, связанные со сменой форм стоимости. Операцией называется часть технологического процесса, выполняемая работниками путем применения определенных способов и приемов.

Технологические операции магазина включают транспортировку товаров, приемку их по количеству и качеству, хранение, подготовку к продаже, преобразование производственного ассортимента в торговый, продажу товаров и услуг.

Технологический процесс состоит из основных и вспомогательных операций.

К основным относятся операции, связанные с продажей товаров и обслуживанием покупателей: выявление спроса, формирование конкурентоспособного ассортимента товаров, его размещение и выкладка в торговом зале, операции по отпуску (отбор, взвешивание, отмеривание и т. д.), расчет за товары, упаковка покупки, оказание дополнительных услуг.

Вспомогательные операции включают приемку товаров по количеству и качеству, распаковку, доставку в кладовые, хранение, подготовку к продаже, доставку в торговый зал, организацию хранения и сдачи тары.

Технологический процесс осуществляется персоналом магазина без участия покупателей. Товарные потоки оказывают существенное влияние на организацию технологического процесса на розничных торговых предприятиях. Характер и содержание отдельных операций технологического процесса зависят от методов продажи, типа и размера магазина, размеров поступающих партий, ассортимента товаров и их физико-химических свойств, состояния тары и упаковки, степени подготовленности товаров к реализации и других факторов.

Рационализация технологического процесса и постоянное его совершенствование являются главной задачей. Оптимизация технологии предполагает интеграцию в единый процесс знаний, технических средств, оборудования и способов реализации товаров и услуг из имеющихся ресурсов.

Грамотно организованный технологический процесс преследует следующие важные цели:

а) обеспечение взаимосвязанного и четкого функционирования всех элементов и частей технологического процесса;

б) сохранение потребительских свойств товаров и их доведение до покупателей с наименьшими совокупными затратами;

в) высокая культура обслуживания.

Решение этих взаимосвязанных вопросов может быть обеспечено при использовании системного подхода к изучению технологии торговых процессов, который предполагает использование методов экономико-математического моделирования, составление алгоритмов конкретных процессов, выбор оптимальных решений и использование передового зарубежного и отечественного опыта.

Основными задачами совершенствования технологического процесса магазина в современных условиях являются:

1  внедрение современных форм организации торговли и методов продажи товаров;

2 механизация и автоматизация технологического процесса и процессов управления ими;

3 использование оптимального решения технологического процесса;

4 внедрение передового опыта работы предприятий розничной торговли.

Повышению эффективности деятельности предприятия розничной торговли способствует ускорение технологических процессов в магазинах, достигаемое путем внедрения АСУ на базе современных программных продуктов, использования высокопроизводительного оборудования, увеличения поступления от поставщиков полностью подготовленных к продаже товаров, повышения профессионального уровня персонала и менеджеров предприятий, использования технологических карт.

Технологическая карта — это форма технологической документации, которая включает операции выполнения технологических процессов в магазине с указанием используемых технических средств, затрат времени и труда. Такие карты целесообразно составлять для крупных магазинов (супермаркет, универмаг, универсам и др.) с широким ассортиментом товаров.

Технологические карты позволяют более рационально построить режим работы магазина, комплексно использовать механизмы и оборудование, внедрять наиболее эффективные приемы и методы труда, повышать культуру обслуживания.

Таким образом, основываясь на вышесказанном, можно выделить следующие основные принципы организации технологического процесса магазина:

1 обеспечение комплексного подхода к его построению;

2 создание максимальных удобств для покупателей;

3 достижение наиболее рационального использования помещений и торгово-технологического оборудования магазина;

4 создание для работников магазина благоприятных условий труда и отдыха, обеспечивающих высокую культуру и производительность труда;

5 обеспечение необходимой экономической эффективности работы магазина.

Структура и последовательность операций представлена на рисунке 1.1

Рисунок 1.1 − Структура и последовательность технологического процесса магазина*

*Источник: составлено автором

Организация торгово-технологического процесса определяется рядом факторов. Важнейшими из них являются: уровень развития торговли, объем и структура товарного предложения, степень подготовленности товаров к продаже, методы продажи, состояние товарных запасов, система товароснабжения, тип, размер и специализация торгового предприятия, степень его хозяйственной самостоятельности.

В торговой практике сложились три основные схемы технологического процесса (рисунок 1.2).

Рисунок 1.2 − Варианты технологического процесса в магазинах в зависимости от степени подготовленности товаров к продаже*

*Источник: составлено автором

Первый вариант (I) включает приемку товаров по количеству и качеству и подачу их сразу же в торговый зал для продажи. Это наиболее прогрессивная схема. Она возможна при доставке товаров, полностью подготовленных к продаже в таре-оборудовании.

По второму варианту (II) технологический процесс предполагает направление товара после приемки на хранение, а затем в торговый зал для продажи. В данном случае возникает необходимость в специальных помещениях для хранения. Необходимость применения этого варианта возникает в том случае, если требуется накопление товаров в залах.

Наиболее сложной и менее экономичной является третья схема (III), при которой товары, поступившие в магазин, требуют предварительной подготовки к продаже (фасовки, утюжки, чистки и т. д.)

При любой из них весь технологический процесс можно разделить на несколько этапов. Первый этап включает операции с товарами до предложения их покупателям в торговом зале. К ним относятся: разгрузка товаров, приемка и подготовка их к продаже, создание требуемого режима хранения.

Второй этап охватывает операции, связанные с непосредственным обслуживанием покупателей. Это наиболее ответственный участок технологического процесса. Здесь на высоком уровне должна быть осуществлена демонстрация товаров в действии, помощь в выборе, квалифицированный подбор товаров, их размещение, расчетные операции. Особенность этого этапа заключается в том, что при выполнении операций работники магазинов не только должны иметь профессиональные навыки выполнения всех операций с товаром, но и хорошо изучить психологию покупателя.

Третий этап включает операции по оказанию дополнительных услуг: раскрой тканей, прием предварительных заказов, подгонка швейных изделий, купленных в магазине, по фигуре и т. д.

Все операции технологического процесса взаимосвязаны, выполняются в четкой последовательности и оказывают непосредственное влияние на конечный результат работы магазина.

Важнейшими принципами организации торгово-технологического процесса в магазине являются:

- комплексный подход к определению рациональной схемы технологического процесса для конкретного магазина;

- соответствие технологии работы магазина современному научно-техническому уровню развития торговли, достижениям отечественного и зарубежного опыта;

- эффективность принятой технологической схемы работы магазина, обеспечивающей рациональное использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов;

- создание условий для полной сохранности товаров и их потребительной стоимости;

- сокращение применения ручного труда и улучшение использования торгово-технологического оборудования.

Метод продажи является главным фактором, определяющим содержание и последовательность операций технологического процесса. От этого зависят количество и характер операций, схема размещения функциональных помещений и потребность в площадях и торгово-технологическом оборудовании.

Внедрение прогрессивных методов доставки и продажи товаров обуславливает особые требования как к организации технологического процесса в магазине, так и к его устройству: планировке и компановке технологических зон, разгрузочных площадок, прочности покрытий пола и другим конструктивным элементам.

Внедрение современных технологических решений в розничные торговые предприятия обеспечивает интенсификацию всего торгового процесса.

Основными направлениями рационализации технологического процесса в магазине являются широкое внедрение прогрессивных методов продажи товаров и обслуживания покупателей, разработка рациональных схем планировки магазинов и их торговых залов, повышение уровня технического оснащения, обеспечение бесперебойного снабжения магазинов максимально подготовленными к продаже товарами, рациональное их размещение и выкладка, совершенствование работы узлов расчета.

Повышению эффективности технологического процесса магазина будет способствовать применение тары-оборудования. Непременным условием при этом является поставка товаров, полностью подготовленных к продаже. В таком случае значительно сократится число технологических операций с товаром в магазине: из технологического процесса магазина будут исключены самые трудоемкие операции, связанные с вскрытием тары, фасовкой, подготовкой товаров к продаже и т. п., что обеспечит снижение затрат на его осуществление.

Технологический процесс с товарами до предложения их покупателям включает операции по обработке товарных потоков, начиная с разгрузки товаров в магазинах и кончая полной подготовкой их к продаже. Эти операции оказывают существенное влияние на уровень обслуживания покупателей.

Контакт между покупателями и персоналом магазина возникает на втором этапе технологического процесса. Поэтому очень важно иметь высокопрофессиональных работников в торговом зале, которые бы способствовали увеличению оборота товаров, созданию наиболее благоприятных условий для выбора товаров и осуществления покупок.

Дополнительные операции по обслуживанию покупателей направлены на создание им удобств - при покупке и потреблении товаров, экономию затрат времени покупателей и повышение культуры потребления (использования) товаров.

Все операции технологического процесса взаимосвязаны, имеют четкую логику их выполнения и прямое влияние на результативность коммерческой работы предприятия розничной торговли.

  

2 Краткая характеристика торгово-финансовой деятельности магазина №86 ОАО «Веста»

ОАО «Веста» одно из крупных торговых обществ города Витебска в сфере розничной торговли продовольственными товарами, в 2009 году доля на розничном рынке продуктов питания города Витебска ориентировочно составляет 15 – 20%.

Открытое акционерное общество «Витебские продукты» образовано путем акционирования коммунального унитарного торгового общества «Витебские продукты» решением Витебского областного исполнительного комитета от 11 ноября 2004 года№724 зарегистрировано в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за №300566090.

ОАО "Витебские продукты" имеет специальное разрешение (лицензию) №24010/0557543 на право осуществления розничной торговли (включая алкогольные напитки и табачные изделия) и общественного питания, выданное на основании решения Витебского горисполкома от 01.12.2009 г. № 1549, действительное до 10.12.2014 года (приложение А).

Основным видом деятельности предприятия является розничная торговля продуктами питания, товарами народного потребления, оказание услуг общественного питания. Для осуществления торговли предприятие располагает 55 магазинами в г. Витебске, 2 – в г. Гомеле и 1 – в г. Гродно, 1 рестораном, 3 кафе, 2 пиццериями, 2 кулинариями в Витебске, Гомеле, Гродно. Общая торговая площадь торговых объектов составляет 7322 м2, общая численность – 1225 человек.

Общество является юридическим лицом, согласно действующему законодательству, имеет в собственности обособленное имущество, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, имеет самостоятельный баланс, печати и штампы со своим наименованием и товарным знаком.

Располагается ОАО «Веста» по адресу: г.Витебск, ул.Комсомольская, д.15.

Основными целями деятельности предприятия является:

- удовлетворение потребностей потребителей в необходимых товарах повседневного спроса, продуктах питания;

- увеличение ассортимента продовольственных товаров, а также тех товаров, которые вызывают интерес у потребителей;

- активное внедрение прогрессивных форм и методов продажи товаров для успешного ведения торговой деятельности;

- создание наиболее лучших условий хранения продукции, и предоставление потребителям товаров надлежащего качества;

- повышение культуры обслуживания покупателей;

- извлечение прибыли и дальнейшее ее применение.

Основной задачей ОАО «Веста» является укрепление позиций на рынке розничной торговли продовольственными товарами в г.Витебске.

В таблице 2.1 представлены основные показатели торгово-финансовой деятельности ОАО «Веста» за 2012 -2013 гг.

Таблица 2.1 – Анализ показателей торгово-финансовой деятельности (наименование торговой организации) за 2012 – 2013 годы

Наименование

Показателя

Годы

Отклонение

2012

2013

абсолют.

относительное

темп

роста, %

темп

прироста, %

1 Розничный товарооборот (в действующих ценах), млн. руб.

2 Розничный товарооборот (сопоставимых ценах), млн.руб.

3 Валовой доход, млн.руб.

4 Покупная стоимость товара, млн.руб.

5 Среднесписочная численность торгового персонала, всего, чел.

в том числе:

руководители, специалисты, чел.

продавцы, чел.

6 Издержки обращения, млн.руб.

7 Прибыль от реализации товаров, млн.руб.

8 Чистая прибыль, млн. руб.

9 Среднегодовая стоимость основных средств, млн. руб.

10 Рентабельность затрат, %

11 Рентабельность продаж, %

12 Фондоотдача, руб.

13 Производительность труда тыс.руб./ чел.

14 Среднемесячная заработная плата 1 работающего

15 Розничный товарооборот на 1 м2 торговой площади, млн. руб./ м2

16 Коэффициент текущей ликвидности, доля ед.

Из таблицы 2.1 мы видим, что розничный товарооборот (в действующих ценах) и розничный товарооборот (в сопоставимых ценах) увеличились по сравнению с 2008 годом на 15,4%, валовой доход увеличился на 17%. Среднесписочная численность увеличилась на 71 человек в связи с реконструкцией и увеличением торговых площадей в магазинах. Издержки обращения увеличились на 33,1% по сравнению с предыдущим годом. Прибыль от реализации товаров уменьшилась на 53,1% и чистая прибыль уменьшилась на 31,5% за анализируемый период. Среднегодовая стоимость основных средств увеличилась на 5976 млн. руб.

По результатам таблицы можно сделать вывод:

Экономически предприятие неустойчиво, испытывает острый недостаток собственных оборотных средств, необходимых для эффективного ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения срочных обязательств.

В тоже время в анализируемый период деятельность общества была рентабельной. Обеспеченности собственными оборотными средствами находятся на низком уровне, что вызвано значительными капитальными вложениями в реконструкцию и модернизацию торговых объектов, что в свою очередь должно положительно отразиться на эффективности функционирования предприятия в перспективном периоде.

Общество располагает торговыми помещениями и торговым оборудованием, которые в настоящее время в основном морально и физически устарели и не могут обеспечить необходимого объема товарооборота для роста рентабельности деятельности общества.

Для поддержания в рабочем состоянии физически устаревшего оборудования обществу приходится расходовать значительные средства, однако это не дает должного эффекта.

Руководством предприятия был выбран курс развития предприятия, основанный на техническом перевооружении ряда магазинов с целью увеличения торговых площадей, объемов товарооборота, снижения издержек и повышения рентабельности деятельности.

В состав торговой организации, в числе прочих, входит магазин №86, на котором я остановлюсь более подробно. Магазин располагается в отдельно стоящем одноэтажном здании по адресу ул. Лазо, 88б.

Магазин расположен возле проезжей части, имеет небольшую автостоянку, что является преимуществом для заезжих покупателей на собственном автотранспорте.

Для магазина №86 ОАО «Веста» установлен следующий режим работы: в период с 1.04 по 31.10 с 8.00 до 22.00 без обеда и выходных, а в период с 1.11 по 31.03 с 8.00 до 21.00 без обеда и выходных. По специализации относится к универсальному, так как в нем реализуется широкий ассортимент всех групп продовольственных товаров и небольшая часть непродовольственных товаров.

Товарный профиль магазина – продтовары. Район деятельности – жилая застройка: многоквартирные дома и общежития, а также учебные учреждения – колледж, школы, детский сад. В основном обслуживается население в шаговой доступности от магазина.

В магазине №86 товары реализуются методом самообслуживания, за исключением большинства колбасных и мясных изделий, нефасованной готовой рыбы, овощей, которые реализуются традиционным методом (через прилавок). Ассортимент, реализуемый магазином №86 ОАО «Веста» представлен в приложении Б.

Численность магазина на сегодняшний день составляет 45 человек. Штат магазина укомплектованы полностью. Для организации торгово-технологического процесса в магазине №86 введены следующие должности: зав. магазином, зав. товарной секцией, товаровед, бухгалтер, операторы ЭВМ, продавцы 6,5,4 разрядов,  контролер, фасовщик, уборщик, грузчик. Таким образом, можно выделить два уровня управления: на первом - руководитель магазина, на втором – зав. секцией.

Магазин №86 ОАО «Веста» имеет общую площадь 1218,6 м2 и торговую площадь 423 м2.

Рассмотрим плановые показатели торгово-финансовой деятельности магазина №86 ОАО «Веста» за 2012-2013 гг. (таблица 2.2).

Таблица 2.2 – Анализ показателей торгово-финансовой деятельности (наименование магазина) за 2012 – 2013 годы

Наименование

показателя

Годы

Отклонение

2012

2013

абсолют.

относительное

темп

роста, %

темп

прироста, %

1 Розничный товарооборот (в действующих ценах), млн. руб.

2 Розничный товарооборот (сопоставимых ценах), млн.руб.

3 Среднесписочная численность торгового персонала, всего, чел.

в том числе:

руководители, специалисты, чел.

продавцы, чел.

4 Общая площадь магазина, м2

5 Торговая площадь магазина, м2

6 Розничный товарооборот на 1 м2 торговой площади, млн. руб./ м2

7 Производительность труда тыс.руб./ чел.

Из таблицы 2.2 мы видим что темп прироста розничного товарооборота в действующих ценах за анализируемый период составил 1,6%, в сопоставимых ценах- 5,3%. Такой незначительный рост розничного товарооборота можно объяснить тем, что рядом открываются реконструированные магазины, которые работают с гибкой системой скидок, что несомненно привлекает к себе покупателей.

3 Исследование торгово-технологического процесса в магазине №86 ОАО «Веста»

3.1 Организация доставки и приемки товаров по количеству и качеству 

При доставке товаров в РТС используются два метода: децентрализованный и централизованный.

В магазин №39 все товары поступают централизованным методом.

При централизованном методе доставка товаров объектам розничной торговли производится транспортом поставщика по предварительно разработанным маршрутам и графикам завоза.

В таблице 3.1 представлены методы доставки молочных товаров в магазин №39.

Таблица 3.1 – Методы доставки молочных товаров в магазин №39

Наименование

товара

Поставщик

Частота завоза

товаров в магазин

Метод доставки товара

1 Молоко «Вкусное»3,5% 1л

ОАО «Молоко»

1 раз в день

Централизованный

2 Сметана 25% 0,5

ОАО «Молоко»

1 раз в день

Централизованный

3 Молоко 3,4% 1л

ОАО «Полоцкий молочный комбинат»

3 раза в неделю

Централизованный

4 Сметана 18% 200г

ОАО «Савушкин продукт»

3 раза в неделю

Централизованный

5 Творог 9% 500г

ОАО «Лепельский молочный комбинат»

3 раза в неделю

Централизованный

6 Пр. кисл.-мол.

Ряженка 4% 0,5

ООО «ВитебскБеллактТорг»

2 раза в неделю

Централизованный

7 Сливки 20% 450г

ОАО «Поставский молочный завод»

2 раза в неделю

Централизованный

Для определенных групп товаров, например, таких как молочные и хлебобулочные изделия разработаны графики завозов (приложение Г).

Разработка графиков завоза товаров в магазин осуществляются розничными торговыми организациями совместно с поставщиками.

Приемка товаров в магазине №39 ОАО «Витебские продукты» является важной составной частью технологического процесса. Она осуществляется зав. товарной секцией в соответствии с Положением о порядке приемки товаров по количеству и качеству. Разгрузка товаров осуществляется грузчиками магазина. Разгрузочные работы осуществляется грузчиками вручную, что приводит к замедлению приемки товара.

Товары в магазине принимаются по количеству и качеству.

В основном, товар по количеству принимается сразу, тут же. При доставке товара без тары, в открытой и в поврежденной таре приемка производится сразу же в момент доставки товаров в магазин. Если товар доставлен в исправной таре, кроме проверки массы брутто, количества тарных мест, наличия маркировки, зав. товарной секцией контролирует тару и проверяет массу нетто и количества единиц в каждом месте.

Приемка товаров по количеству производится путем сопоставления данных сопроводительных и транспортных документов (товарно-транспортных накладных, счетов-фактур, спецификаций, упаковочных ярлыков) с фактическим наличием товаров (приложение Д )

В таблице 3.2 представлен анализ организации приемки товаров по количеству и качеству в магазине №39.

Таблица 3.2 – Анализ организации приемки товаров по количеству и качеству в магазине №39

Наименование товара

Место приемки товара

Документы,

подтверждающие

Фактические сроки

приемки

Способы проверки качества

Оборудование

Сроки хранения (реализации) товара

Количество

товара

Качество товара

Всего

По которым он принимается

1 Крем творожный 5% 200г

Приемочная

ТТН

Кач.уд.

10 мин

Органолептические, сопоставление данных с сопроводительными документами

Погрузочная тележка

5 суток

3 суток

2 Колбаса вареная Молочная в/с

Приемочная

ТТН

Кач.уд.

10 мин

Органолептические, сопоставление данных с сопроводительными документами

Весы, тара, погрузочная тележка

15 суток

12 суток

3 Килька св/мор

Приемочная

ТТН

Кач.уд.

10 мин

Органолептические, сопоставление данных с сопроводительными документами

Весы, погрузочная тележка

18 месяцев

16 месяцев

4 Печенье «Амра»

Приемочная

ТТН

Кач.уд.

10 мин

Органолептические, сопоставление данных с сопроводительными документами

Погрузочная тележка

3 месяца

2,5 месяца

5 Водка «За удачу» 0,5

Приемочная

ТТН

Кач.уд.

10 мин

Органолептические, сопоставление данных с сопроводительными документами

Погрузочная тележка

24 месяца

20 месяцев

6 Коньяк «Мечта» 0,5

Приемочная

ТТН

Кач.уд.

10 мин

Органолептические, сопоставление данных с сопроводительными документами

Погрузочная тележка

24 месяца

18 месяцев

7 Вино плодовое «Дачное» 0,5

Приемочная

ТТН

Кач.уд.

10 мин

Органолептические, сопоставление данных с сопроводительными документами

Погрузочная тележка

8 месяцев

6 месяцев

Хлеб Двинский в/у 0,4

Приемочная

ТТН

Кач.уд.

10 мин

Органолептические, сопоставление данных с сопроводительными документами

Контейнер, стол

96 часов

72 часа

8 Мясо мор.ц/бр

Приемочная

ТТН

Кач.уд., вет. свидетельство

10 мин

Органолептические, сопоставление с сопровод. документами

Весы, погрузочная тележка

240 суток

200суток

При обнаружении в процессе приемки недостачи в магазине №39 ОАО «Витебские продукты» зав. секцией останавливает дальнейшую приемку, а поступившую партию товара хранит отдельно от имеющихся в магазине материальных ценностей, обеспечивая их полную сохранность. О выявлении недостачи также составляется акт за подписью зав. товарной секцией магазина №39 ОАО «Витебские продукты»: по скоропортящимся товарам немедленно после обнаружения недостачи, по остальным - не позднее 24 ч, направляется поставщику по средству срочной связи (телефону) вызов-уведомление. В нем указываются наименование товара, номер товарно-транспортной накладной, характер недостачи, состояние пломб, а также количество недостающего товара.

На выявленную недостачу составляется акт по утвержденной форме. В акте заполняются все пункты. Если в процессе приемки выявлены излишки, то это также отражается в акте. Акт подписывает зав. секцией.

В таблице 3.3 представлен анализ несоответствия количества и качества товаров, выявленные при приемке в магазине №39.

Таблица 3.3 - Анализ несоответствия количества и качества товаров, выявленные при приемке в магазине №39

Акт (номер, дата составления)

Наименование товара

Участники приемки

Поставщик

Причина несоответствий товара

Способ разрешения конфликтной ситуации

По количеству

По качеству

1 №4 от 10.01.2010

Колбаса вар. «Молочная»

1.Зав.секц. 2.Продавец 3.Водитель-экспедитор

ОАО «ВМК»

На разрезе неоднородная консистенция, с добавлением шпика

Возврат поставщику по ТТН

2 №31 от 15.02.2010

Вино плодовое «Дачное» 0,5

1.Зав.магаз. 2.Зав.секц.

3.Водитель-экспедитор

ОАО «Витвин»

Недостача

1 ящика

Доставка недостающего товара

3 б/н от 16.03.2010

Крем творожный 5% с ванил.

1.Зав.секц. 2.Продавец 3.Водитель-экспедитор

ООО «ВитебскБеллактТорг»

Отсутствует дата изготовления

Возврат товара поставщику по ТТН

4 б/н от 20.03.2010

Мин.вода «Минская-4» 2л

1.Зав.секц. 2.Продавец 3.Водитель-экспедитор

ОАО «МЗБН»

Производственный брак 2-х бутылок

Возврат товара поставщику по ТТН

Акт приемки товаров утверждается зав. магазином №39 ОАО «Витебские продукты» обычно в день его составления.

Одновременно с приемкой товаров по количеству товар принимается также и по качеству.

Товары, поступившие в исправной таре, в магазине принимаются по качеству и комплектности сразу же, вместе с приемкой по количеству.

Приемка по качеству в магазине осуществляется также зав. товарной секцией в соответствии с требованиями стандартов, технических условий, договоров, а также по сопроводительным документам, удостоверяющим качество (сертификаты соответствия, удостоверения о качестве, ветеринарные свидетельства и т. д.) (приложение Е). Не принимаются товары с истекшим сроком годности, хранения (реализации); товары, подлежащие обязательной сертификации, государственной гигиенической регламентации и регистрации, но не прошедшие ее в установленном порядке.

При обнаружении несоответствия качества требованиям нормативных и сопроводительных документов зав. товарной секцией приостанавливает приемку и обеспечивает условия хранения, предотвращающие ухудшение качества. Некачественный товар изолируется от имеющихся в магазине однородных товаров. Зав. товарной секцией магазина №39 также уведомляет поставщика в те же сроки и в том же порядке, что и при выявлении количественного расхождения.

Скрытые производственные дефекты, обнаруженные продавцами магазина №39 позже, (например, некачественные продукты, производственный брак и т.д.) актируются (приложение Ж). Акт о скрытых недостатках составляется в течение гарантийного срока. Акт о скрытых недостатках товара, гарантийный срок на который исчисляется с момента его продажи через розничную торговлю, может быть составлен и в период хранения до его продажи.

В день окончания приемки составляется акт определенной формы. Он подписывается зав. товарной секцией и заведующей магазином №39 ОАО «Витебские продукты».

Таким образом, в целом приемка товаров в магазине №39 ОАО «Витебские продукты» соответствует требованиям нормативных документов по срокам и процедуре приемки.

3.2 Хранение и подготовка товаров в магазине №86

Принятый по количеству и качеству товар грузчиками магазина №39 перемещается в зоны хранения для создания необходимого размера товарных запасов.

Процесс хранения включает следующие операции:

размещение товаров на хранение;

укладка в местах хранения;

создание соответствующих режимов хранения;

наблюдение и поддержание условий хранения.

В магазине №39 отведено достаточное количество помещений для хранения товаров.

В таблице 3.4 представлен анализ организации хранения товаров в магазине №39.

Таблица3.4 – Анализ организации хранения товаров в магазине №39

Помещение для хранения товара, S

Наименование товара

Режимы хранения

Способ

Соблюдение условий

Оборудование

Документ, их определяющие

Норматив

Фактически

Упаковки товара

Хранения товара

Для хранения товара

Для создания режимов

1 Склад №1,

30м2

Водка

СТБ 978-2003

От+15 до+300С

+200С

п/эт. ящики

штабельный

соблюдаются

поддон

термометр

2 Склад №2,

27м2

Мука

СТБ 1666-2006

Не более 250С

+200С

п/эт. упаковка

штабельный

соблюдаются

поддон

Термометр, гигрометр

3 Склад №3,

21м2

Печенье

ГОСТ 24901-89

От+5 до+180С

+180С

Картонные коробки

стеллажный

соблюдаются

стеллаж

Термометр, гигрометр

4 Склад №4,

18м2

Спички

ГОСТ 1820-2001

От+15 до+300С

+200С

Картонные коробки

стеллажный

соблюдаются

стеллаж

Термометр, гигрометр

5 Склад №5,

27м2

Сок

СТБ 962

От+15 до+300С

+200С

Деревянные ящики

штабельный

соблюдаются

поддон

термометр

6Холодильная камера №1, 15м2

Молоко

СТБ 1746-2007

От-2 до+40С

+20С

п/эт ящики

штабельный

соблюдаются

поддон

термометр

7Холодильная камера №2, 15м2

Огурцы свежие

ГОСТ 1726-85

От+10 +140С

+100С

Картонные коробки

стеллажный

соблюдаются

стеллаж

термометр

8Низкотемпературная камера №1.

6м2

Мороженое

СТБ 1467-2004

Не выше -180С

-160С

Картонные коробки

стеллажный

соблюдаются

стеллаж

термометр

9Холодильная камера №2, 15м2

Мясо цып.-бр. мор

ГОСТ 25391-82

Не выше -120С

-80С

п/эт. ящики

штабельный

соблюдаются

поддон

термометр

Перед тем, как отправить товары на хранение, продавцам магазина необходимо принять решение, отправить ли товар на склад или сразу в торговый зал магазина. Сразу в торговый зал магазина отправляются скоропортящиеся товары, алкогольные напитки и другие наименования товаров, на которые высокий спрос и которые в данный момент отсутствуют в продаже (т. е. ранее были раскуплены). Таким образом, товары хранятся как в специальных помещениях, так и непосредственно в торговом зале.

В организации хранения принимают участие грузчики, продавцы, зав. товарными секциями. Контролирует данный процесс зав. магазином.

Как уже было отмечено, принятые товары помещают в специально приспособленные для хранения помещения. Товары, внутри данных помещений (холодильников и складов), группируются по признаку однородности режима хранения, определяемому физико-химическими и биологическими свойствами товаров. Внутри таких групп товары размещаются по ассортиментному признаку (мука - крупа, сахар - кондитерские изделия, и т. д.).

За каждой товарной группой в холодильниках и складах магазина закрепляются постоянные места хранения (площадки, стеллажи, полки). Адресность хранения обеспечивает оперативное управление товарными запасами магазина и соблюдение очередности продажи с учетом времени хранения товаров в магазине и установленных сроков реализации.

Технология хранения в магазине предполагает использование оптимальных способов укладки товаров с позиции эффективного использования отведенных площадей и торгово-технологического оборудования. При определении способа укладки работники магазина учитывают следующие основные факторы:

упаковка и вид тары;

количество товаров, подлежащих хранению.

Заведующий магазином №39 ОАО «Витебские продукты» контролирует соблюдение своими подчиненными режима хранения товаров, который характеризуется определенными требованиями к температуре, влажности воздуха и санитарно-гигиеническим условиям.

Таким образом, торгово-технологический процесс в области хранения товаров организован удовлетворительно: соблюдаются требования нормативных документов по хранению товаров, не допускается их порча, организован процесс управления запасами.

В торговый зал магазина товары поступают полностью подготовленными к продаже. Подготовка товаров к продаже в магазине №39 включает ряд операций по доведению товаров до полной готовности для продажи покупателям.

К основным подготовительным операциям в магазине для всех товаров относят:

распаковку;

сортировку;

проверку правильности маркировки;

придание товарного вида, перемещение в торговый зал, к местам размещения товаров.

Распаковка — это освобождение товаров от внешней транспортной тары, оберточных и увязочных материалов. В магазине происходит силами продавцов и грузчиков на этапе выгрузки товаров и отправки их на хранение.

Сортировка - предусматривает группировку товаров по ассортиментным признакам; также происходит на этапе отправки на хранение.

Маркировка включает прикрепление к товарам ярлыков с указанием наименования товара, его артикула, сорта, цены. Данная операция в магазине происходит посредством специальных маркировочных пистолетов, как правило, в помещение складов или в самом торговом зале.

Пополнение торгового зала магазина товарами со складских помещений производится ежедневно в начале рабочего дня и тогда, когда в этом есть необходимость (заканчивается товар). Эти функции выполняют: зав. секцией, продавцы, грузчики. Запас не скоропортящихся товаров, размещенный в торговом зале обычно соответствует дневной норме реализации. Скоропортящиеся товары доставляют в торговый зал продавцами из расчета на 4-5 часов торговли ими.

Анализ организации подготовки товаров к продаже в магазине №39 представлен в таблице 3.5.

Таблица 3.5 - Анализ организации подготовки товаров к продаже в магазине №39

Наименование товара

Персонал, осуществляющий подготовку товаров к продаже

Помещения, в которых производится подготовка товаров к продаже

Оборудование, инструменты и приспособления, используемые при подготовке товаров

Подготовительные операции, осуществляемые с товаром

общие

специальные

1 Крупа гречневая весовая

Укладчик-упаковщик

Фасовочная

Весы, совок, маркировочный ярлык, упаковочный материал

Распаковка, маркировка, упаковка, перемещение в торговый зал

Взвешивание

2 Сыр

Продавец

Рабочее место

Доска для нарезки сыра, весы, нож, маркировочный ярлык, упак. материал

Распаковка, маркировка, упаковка

Нарезка, взвешивание

3 Капуста свежая

Продавец

Подсобное помещение

Нож

Распаковка, придание товарного вида, перемещение в торговый зал

4 Сахар фасованный

Продавец

Рабочее место

Распаковка, придание товарного вида, маркировка

5 Свекла маринованная 0,5 ст/банка

Продавец

Рабочее место

Ветошь

Распаковка, придание товарного вида, маркировка

3.3 Размещение и выкладка товаров в торговом зале магазина №86

Размещение каждой товарной группы в магазине №39 происходит в соответствии с местом расположения того или иного отдела, реализующего товар данной товарной группы, а отдельные виды товаров – внутри группы.

В основу размещения товаров положен традиционный подход. Данный подход предполагает, что площадь, отводимая под товар, должна быть пропорциональна объемам его продаж. Так же учитываются: прибыль, получаемая от реализации товара; запас товаров в торговом зале; необходимость поддержания желаемого направления движения покупательских потоков; места расположения входов и выходов.

Размещение товаров представлено на схеме торгового зала (приложение И).

Важное значение в организации обслуживания покупателей имеет и выкладка товаров, которая в современных условиях является не только частью технологического процесса, но также выступает действенным средством стимулирования продаж, может являться элементом образа предприятия и постоянной составляющей культуры обслуживания. Под выкладкой товаров, следует понимать определенные способы укладки и показа товаров на демонстрационной площади торгового зала.

В магазине №39 товары реализуются в основном традиционным методом обслуживания, за исключением хлебобулочных изделий и бакалейных товаров, которые реализуются методом самообслуживания.

В отделах с традиционным методом обслуживания используется как товарная, так и декоративная выкладка, она применяется для оформления витрин и позволяет привлечь покупателя.

В отделе, где товар реализуется методом самообслуживания, используется товарная выкладка вертикальным и горизонтальным способом. Вертикальная выкладка обеспечивает хорошую обозримость товаров, что позволяет покупателям быстро ориентироваться в ассортименте и совершать покупку. При горизонтальном способе определенный товар занимает одну или две полки, которые находятся в поле зрения покупателей.

Анализ выкладки товаров на торговом оборудовании приведен в таблице 3.6.

Таблица 3.6 - Анализ выкладки товаров на торговом оборудовании в магазине №39

Наименование товара

Вид выкладки

Оборудование на котором выкладывается товар

Способ выкладки

Критерий, положенный в основу выкладки

Преимущества выкладки

Недостатки выкладки

1 Сок, плодоовощная консервация

Товарный

Горки пристенные

Вертикальный

1 производитель

2 размер упаковки

3 вкус

Хорошая обозримость товара

Нелегко сравнить цену, может привести к исчерпанию товара

2 ликеро-водочные изделия, пиво, напитки

Товарный

Горки пристенные

Вертикальный

1 производитель

2 размер упаковки

3 вкус

Хорошая обозримость товара

Нелегко сравнить цену, может привести к исчерпанию товара

3 бакалейные товары

Товарный

Горки пристенные

Вертикальный

1 производитель

2 размер упаковки

3 вкус

Хорошая обозримость товара

Нелегко сравнить цену, может привести к исчерпанию товара

4 Колбасные изделия

Декоративный

Холодильная витрина

1 Производитель

2Ассортимент

5 Хлебо-булочные изделия

Товарный

Горки пристенные

горизонтальный

1 Производитель

2 Ассортимент

3 наличие упаковки

1 Удобство при отборе

2 эффективное использование торгового оборудования

Для успешной работы размещение и выкладку целесообразно планировать заранее, это позволяет сэкономить время покупателей при выборе товаров. Для этого в магазине №39 за определенными товарами «закреплено» место выкладки. На рисунке 3 представлена планограмма молочных товаров.

Планограмма – это схема (рисунок, фотография), определяющая место, расположение и способ представления каждой товарной единицы на торговом оборудовании.

Рисунок 3 – Планограмма молочных товаров

Также немало важно правильно и грамотно расставить ценники. Ценник должен хорошо читаться, его расположение не должно вызывать сомнения относительно того, к какому товару он относится. При этом необходимо, чтобы размер ценника соответствовал габаритам товара и не закрывал его. Эти простые принципы позволяют существенно повысить объем продаж. Администрация магазина и продавцы контролируют правильно ли установлены ценники, однако из-за широкого ассортимента некоторых товаров не получается расставить ценники под каждым видом, что затрудняет процесс выбора и вызывает недовольство покупателей.

Однако из-за отсутствия, на мой взгляд, специалистов в данной области, недостаточного количества работников, выкладка товаров не всегда удовлетворительна.

Но все-таки главным в магазине является товар: его ассортимент, а потом уже размещение и грамотно расставленные акценты. Если товар неинтересный, некачественный, не имеет своего «лица», то все Ваши усилия по оформлению торгового зала, увы, будут напрасны.

3.4 Организация продажи товаров и дополнительного обслуживания покупателей

В магазине №39, как уже отмечалось ранее, товары реализуются в основном традиционным методом обслуживания, за исключением хлебо-булочных изделий и бакалейных товаров, которые реализуются методом самообслуживания.

Традиционный метод розничной продажи (продажа через прилавок) – это метод, при котором продавец обеспечивает покупателю осмотр и выбор товара, упаковывает и отпускает товар.

Через прилавок в магазине №39 осуществляют продажу следующие отделы: «Мясо», «Рыба», «Молоко», «Колбаса», «Овощи», «Кондитерский», «Вино-водочный», «Кафетерий».

Недостатки данного метода:

включает много операций (более затратный);

замедляется обслуживание (низкая пропускная способность);

есть вероятность образования очереди;

существенные затраты на персонал.

Кроме того, так как продавец осуществляет весь процесс обслуживания, он должен обладать высоким профессиональным уровнем.

Преимущества данного метода:

обеспечивает сохранность товаров;

более квалифицированные консультации.

Самообслуживание — метод розничной продажи, основанный на самостоятельном осмотре, выборе и доставке покупателем отобранных товаров в узел расчета.

Технологию покупки товара при этом методе продажи можно уместить в следующую логическую, упрощенную схему:

1. Покупатель заходит в торговый зал (получает инвентарную корзину или тележку, оставляет свои вещи в камере хранения);

2. В торговом зале покупатель выбирает нужный ему товар, складывает его в корзину;

3. При необходимости покупатель получает консультацию у продавца, необходимую для выбора товара;

4. Далее покупатель проходит к кассе и расплачивается за товар.

Оплата товаров производится в форме наличного и безналичного расчета (пластиковые, дебетовые и кредитные карты) в установленном порядке. В магазине №39 установлен следующий порядок расчета с покупателем:

кассир или продавец, получающий деньги, четко называет сумму полученных денег и кладет их отдельно на виду у покупателя;

печатает чек на контрольно-кассовом аппарате;

объявляет сумму причитающейся покупателю сдачи и выдает ее вместе с чеком;

после окончательного расчета кладет полученные деньги в кассовый ящик.

На выдаваемом покупателю чеке магазина №39 ОАО «Витебские продукты» отражаются следующие реквизиты:

наименование организации;

идентификационный номер организации-налогоплательщика;

заводской номер контрольно-кассовой машины;

порядковый номер чека;

дата и время покупки;

стоимость покупки.

В конце смены зав. секцией, при возврате денег, составляется «Акт о возврате денежных сумм покупателем по неиспользованным кассовым чекам», где перечисляются номера и суммы каждого чека. После этого чеки погашаются, наклеиваются на лист бумаги и вместе с актом сдаются в бухгалтерию.

Сумма по акту на возвращенные покупателями чеки заносится в журнал кассира-операциониста. По прибытии инкассатора (по графику прибывает до закрытия магазина), зав.секцией магазина подготавливает денежную выручку, которую сдает по приходному ордеру непосредственно инкассатору банка.

Контрольные ленты, журнал кассира-операциониста и другие документы, подтверждающие проведение денежных расчетов с покупателями, хранятся в сейфе зав. магазина в течение сроков, установленных для первичных учетных документов. Ответственность за обеспечение хранения названных выше документов несет зав. магазином №39.

Дополнительные услуги

Одним из направлений повышения культуры торговли является оказание дополнительных услуг, оказываемых покупателям.

Услуги, оказываемые магазином №39:

дополнительная и полная информация о товарах;

прием предварительных заказов на изготовление тортов;

продажа продукции собственного производства и напитков в розлив;

проведение акций на некоторые товары.

К основным недостаткам организации торгово-технологического процесса в магазине №39 можно отнести:

используемый традиционный метод обслуживания покупателей;

разгрузка товаров производится в ручную, что тормозит скорость торгово-технологического процесса;

выкладка товаров в магазине №39 ОАО «Веста», как торгово-технологический процесс, нуждается в совершенствовании;

отсутствие кондиционеров;

отсутствие автостоянки.

4 Рекомендации по совершенствованию торгово-технологического процесса в магазине №86 ОАО «Веста»

Заключение

Список использованных источников:

  1.  Квасникова, В.В. Организация и технология торговли: курс лекций/ В.В. Квасникова. – УО «ВГТУ», 2012. – 157с.
  2.  


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

72221. Органы чувств. Первично-чувствующие. Органы зрения. Общий план строения глазного яблока. Строение задней стенки глаза. Нейронный состав и глиоциты. Орган обоняния. Локализация. Разновидности клеток 59.5 KB
  Первично-чествующие – относится орган зрения и обоняния, рецепцию в органах осуществляют нервные клетки (нейросенсорные); дендриты которых имеют приспособления для улавливания молекул пахучих веществ и кванта света. Развиваются органы из элементов нервной пластинки.
72222. Основные этапы истории СССР (1945 – 1985 гг.) 53.5 KB
  После войны состояние экономики было очень тяжелым. Страна утратила 1/3 своего национального богатства. Было разрушено 1710 городов и более 70 тыс. сел и деревень, 31850 промышленных предприятий, 1135 шахт, 4100 ж/д станций, 25 млн. человек лишились жилья. Главная задача – восстановление народного хозяйства.
72223. Остеомиелит, даму себептері, патогенезі, клиникасы мен емі. Остеомиелиттің біріншілік-созылмалы түрлері 120.5 KB
  Бұл остеомиелиттің даму және қалыптасу себептері (этиология) қазіргі уақытта анықталған, - деп саналады. Остеомиелиттің қоздырғышы стафилококк, стрептококк, диплококк, пневмококк, іш сүзегінің таяқшасы болуы мүмкін. Соңғы кезде стафилококктың жедел остеомиелиттің...
72224. ТИПОЛОГИЯ ПОЭЗИИ КОНСТАНТИНОСА КАВАФИСА 82 KB
  Греческое государство провозгласило 2013 год годом Кавафиса. Стоит отметить что за последние 30 лет были отмечены три юбилея Кавафиса: в 1983 году пятьдесят лет со дня его смерти 2003 году семьдесят лет со дня его смерти 2013 году двойной юбилей.
72225. ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ 269.5 KB
  Идейные истоки политической науки. Истон в течение многих столетий от классической древности до конца XIX столетия изучение политической жизни оставалось не дисциплиной в строгом смысле слова но совокупностью интересов. процесс накопления знаний о политике с политической наукой в собственном смысле...
72226. Проектно-сметное дело. Контрольные материалы 1.62 MB
  В пособии кратко изложены теоретические основы ценообразования и его особенности в строительстве в соответствии с методической и нормативной база определения стоимости строительной продукции. Дан состав сметной стоимости строительства и строительно-монтажных работ.
72227. Основные принципы и нормативно-правовая база защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Система гражданской обороны и основные направления ее деятельности 164 KB
  Катастрофы и стихийные бедствия являются постоянно действующими факторами при развитии экономики и политической ситуации. Крупнейшие аварии и катастрофы причиняют больший и часто невосполнимый ущерб окружающий среде.
72228. Особенности правления Бориса Годунова 25.5 KB
  Абсолютизм в России характеристика российского абсолютизма становление абсолютизма в России просвещенный абсолютизм признаки кризиса империи Абсолютная монархия – это разновидность монархической формы правления при которой вся полнота власти юридически и фактически находится в руках монарха.