96914

Организация торгово-технологического процесса в магазине №86 ОАО «Веста» и направления его совершенствования

Курсовая

Менеджмент, консалтинг и предпринимательство

Определить содержание и цели торгово-технологического процесса в розничной торговле; провести анализ организации торгово-технологического процесса магазина №86 ОАО «Веста»; разработать рекомендации по совершенствованию торгово-технологического процесса магазина №86 ОАО «Веста».

Русский

2015-10-12

573.5 KB

16 чел.

Министерство образования Республики Беларусь

Учреждение образования «Витебский государственный технологический университет»

Кафедра

коммерческая деятельность

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: «Организация и технология торговли»

на тему: «Организация торгово-технологического процесса в магазине №86 ОАО «Веста» и направления его совершенствования»

Выполнила студентка                                                                                               

4 курса, группы ЗКд-26

заочного факультета  

О. И. Коршун

Проверила  

старший преподаватель  

О. Р. Левшицкая

Витебск

2015

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение

1 Содержание торгово-технологического процесса в магазине

2 Краткая характеристика торгово-финансовой деятельности магазина №86 ОАО «Веста»

3 Исследование торгово-технологического процесса в магазине №86 ОАО «Веста»

3.1 Организация доставки и приемки товаров по количеству и качеству

3.2 Хранение и подготовка товаров в магазине №86

3.3 Размещение и выкладка товаров в торговом зале магазина №86

3.4 Организация продажи товаров и дополнительного обслуживания покупателей

4 Рекомендации по совершенствованию торгово-технологического процесса в магазине №86 ОАО «Веста»

Заключение

Список использованных источников

Приложение А «Ассортиментный перечень товаров в магазине …»

Приложение Б ……

ВВЕДЕНИЕ

Торгово-технологический процесс в розничных торговых предприятиях представляет собой комплекс взаимосвязанных торговых (коммерческих) и технологических операций и являющихся завершающей стадией всего торгово-технологического процесса товародвижения.

Интеграция экономики Республики Беларусь в мировую систему хозяйства усиливает взаимозависимость и требует тесного взаимодействия субъектов коммерческих операций на основе унификации документации, инструментов и методов, используемых при оформлении торговых операций, а также сближения правовой базы, регламентирующей их. При этом возрастает значимость и актуальность вопросов повышения совершенствования и повышения эффективности торгово-технологических процессов. Особенно, данные вопросы актуальны касательно бурно развивающейся розничной торговли в Республике Беларусь.

Целью данной работы является исследование организации торгово-технологического процесса в магазине №86 ОАО «Веста» и разработка рекомендаций по его совершенствованию.

Для достижения поставленной цели в работе требуется решить следующие задачи:

  1.  определить содержание и цели торгово-технологического процесса в розничной торговле;
  2.  провести анализ организации торгово-технологического процесса магазина №86 ОАО «Веста»;
  3.  разработать рекомендации по совершенствованию торгово-технологического процесса магазина №86 ОАО «Веста».

  1.  Содержание торгово-технологического процесса в магазине

Торгово-технологический процесс в магазине представляет собой совокупность взаимосвязанных и последовательных операций, целью которых является доведение товаров до потребителей с наименьшими затратами труда при сохранении потребительских свойств товаров и высокой культуре обслуживания.

Под операцией понимается часть торгово-технологического процесса, выполняемая отдельными работниками соответствующими приемами и методами [КВАСНИКОВА 2012Г, ст.86]

Специфика технологического процесса в магазине состоит в том, что здесь завершается движение товара, и осуществляются операции коммерческого характера, связанные со сменой форм стоимости. Операцией называется часть технологического процесса, выполняемая работниками путем применения определенных способов и приемов.

Технологические операции магазина включают транспортировку товаров, приемку их по количеству и качеству, хранение, подготовку к продаже, преобразование производственного ассортимента в торговый, продажу товаров и услуг.

Технологический процесс состоит из основных и вспомогательных операций.

К основным относятся операции, связанные с продажей товаров и обслуживанием покупателей: выявление спроса, формирование конкурентоспособного ассортимента товаров, его размещение и выкладка в торговом зале, операции по отпуску (отбор, взвешивание, отмеривание и т. д.), расчет за товары, упаковка покупки, оказание дополнительных услуг.

Вспомогательные операции включают приемку товаров по количеству и качеству, распаковку, доставку в кладовые, хранение, подготовку к продаже, доставку в торговый зал, организацию хранения и сдачи тары.

Технологический процесс осуществляется персоналом магазина без участия покупателей. Товарные потоки оказывают существенное влияние на организацию технологического процесса на розничных торговых предприятиях. Характер и содержание отдельных операций технологического процесса зависят от методов продажи, типа и размера магазина, размеров поступающих партий, ассортимента товаров и их физико-химических свойств, состояния тары и упаковки, степени подготовленности товаров к реализации и других факторов.

Рационализация технологического процесса и постоянное его совершенствование являются главной задачей. Оптимизация технологии предполагает интеграцию в единый процесс знаний, технических средств, оборудования и способов реализации товаров и услуг из имеющихся ресурсов.

Грамотно организованный технологический процесс преследует следующие важные цели:

а) обеспечение взаимосвязанного и четкого функционирования всех элементов и частей технологического процесса;

б) сохранение потребительских свойств товаров и их доведение до покупателей с наименьшими совокупными затратами;

в) высокая культура обслуживания.

Решение этих взаимосвязанных вопросов может быть обеспечено при использовании системного подхода к изучению технологии торговых процессов, который предполагает использование методов экономико-математического моделирования, составление алгоритмов конкретных процессов, выбор оптимальных решений и использование передового зарубежного и отечественного опыта.

Основными задачами совершенствования технологического процесса магазина в современных условиях являются:

1  внедрение современных форм организации торговли и методов продажи товаров;

2 механизация и автоматизация технологического процесса и процессов управления ими;

3 использование оптимального решения технологического процесса;

4 внедрение передового опыта работы предприятий розничной торговли.

Повышению эффективности деятельности предприятия розничной торговли способствует ускорение технологических процессов в магазинах, достигаемое путем внедрения АСУ на базе современных программных продуктов, использования высокопроизводительного оборудования, увеличения поступления от поставщиков полностью подготовленных к продаже товаров, повышения профессионального уровня персонала и менеджеров предприятий, использования технологических карт.

Технологическая карта — это форма технологической документации, которая включает операции выполнения технологических процессов в магазине с указанием используемых технических средств, затрат времени и труда. Такие карты целесообразно составлять для крупных магазинов (супермаркет, универмаг, универсам и др.) с широким ассортиментом товаров.

Технологические карты позволяют более рационально построить режим работы магазина, комплексно использовать механизмы и оборудование, внедрять наиболее эффективные приемы и методы труда, повышать культуру обслуживания.

Таким образом, основываясь на вышесказанном, можно выделить следующие основные принципы организации технологического процесса магазина:

1 обеспечение комплексного подхода к его построению;

2 создание максимальных удобств для покупателей;

3 достижение наиболее рационального использования помещений и торгово-технологического оборудования магазина;

4 создание для работников магазина благоприятных условий труда и отдыха, обеспечивающих высокую культуру и производительность труда;

5 обеспечение необходимой экономической эффективности работы магазина.

Структура и последовательность операций представлена на рисунке 1.1

Рисунок 1.1 − Структура и последовательность технологического процесса магазина*

*Источник: составлено автором

Организация торгово-технологического процесса определяется рядом факторов. Важнейшими из них являются: уровень развития торговли, объем и структура товарного предложения, степень подготовленности товаров к продаже, методы продажи, состояние товарных запасов, система товароснабжения, тип, размер и специализация торгового предприятия, степень его хозяйственной самостоятельности.

В торговой практике сложились три основные схемы технологического процесса (рисунок 1.2).

Рисунок 1.2 − Варианты технологического процесса в магазинах в зависимости от степени подготовленности товаров к продаже*

*Источник: составлено автором

Первый вариант (I) включает приемку товаров по количеству и качеству и подачу их сразу же в торговый зал для продажи. Это наиболее прогрессивная схема. Она возможна при доставке товаров, полностью подготовленных к продаже в таре-оборудовании.

По второму варианту (II) технологический процесс предполагает направление товара после приемки на хранение, а затем в торговый зал для продажи. В данном случае возникает необходимость в специальных помещениях для хранения. Необходимость применения этого варианта возникает в том случае, если требуется накопление товаров в залах.

Наиболее сложной и менее экономичной является третья схема (III), при которой товары, поступившие в магазин, требуют предварительной подготовки к продаже (фасовки, утюжки, чистки и т. д.)

При любой из них весь технологический процесс можно разделить на несколько этапов. Первый этап включает операции с товарами до предложения их покупателям в торговом зале. К ним относятся: разгрузка товаров, приемка и подготовка их к продаже, создание требуемого режима хранения.

Второй этап охватывает операции, связанные с непосредственным обслуживанием покупателей. Это наиболее ответственный участок технологического процесса. Здесь на высоком уровне должна быть осуществлена демонстрация товаров в действии, помощь в выборе, квалифицированный подбор товаров, их размещение, расчетные операции. Особенность этого этапа заключается в том, что при выполнении операций работники магазинов не только должны иметь профессиональные навыки выполнения всех операций с товаром, но и хорошо изучить психологию покупателя.

Третий этап включает операции по оказанию дополнительных услуг: раскрой тканей, прием предварительных заказов, подгонка швейных изделий, купленных в магазине, по фигуре и т. д.

Все операции технологического процесса взаимосвязаны, выполняются в четкой последовательности и оказывают непосредственное влияние на конечный результат работы магазина.

Важнейшими принципами организации торгово-технологического процесса в магазине являются:

- комплексный подход к определению рациональной схемы технологического процесса для конкретного магазина;

- соответствие технологии работы магазина современному научно-техническому уровню развития торговли, достижениям отечественного и зарубежного опыта;

- эффективность принятой технологической схемы работы магазина, обеспечивающей рациональное использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов;

- создание условий для полной сохранности товаров и их потребительной стоимости;

- сокращение применения ручного труда и улучшение использования торгово-технологического оборудования.

Метод продажи является главным фактором, определяющим содержание и последовательность операций технологического процесса. От этого зависят количество и характер операций, схема размещения функциональных помещений и потребность в площадях и торгово-технологическом оборудовании.

Внедрение прогрессивных методов доставки и продажи товаров обуславливает особые требования как к организации технологического процесса в магазине, так и к его устройству: планировке и компановке технологических зон, разгрузочных площадок, прочности покрытий пола и другим конструктивным элементам.

Внедрение современных технологических решений в розничные торговые предприятия обеспечивает интенсификацию всего торгового процесса.

Основными направлениями рационализации технологического процесса в магазине являются широкое внедрение прогрессивных методов продажи товаров и обслуживания покупателей, разработка рациональных схем планировки магазинов и их торговых залов, повышение уровня технического оснащения, обеспечение бесперебойного снабжения магазинов максимально подготовленными к продаже товарами, рациональное их размещение и выкладка, совершенствование работы узлов расчета.

Повышению эффективности технологического процесса магазина будет способствовать применение тары-оборудования. Непременным условием при этом является поставка товаров, полностью подготовленных к продаже. В таком случае значительно сократится число технологических операций с товаром в магазине: из технологического процесса магазина будут исключены самые трудоемкие операции, связанные с вскрытием тары, фасовкой, подготовкой товаров к продаже и т. п., что обеспечит снижение затрат на его осуществление.

Технологический процесс с товарами до предложения их покупателям включает операции по обработке товарных потоков, начиная с разгрузки товаров в магазинах и кончая полной подготовкой их к продаже. Эти операции оказывают существенное влияние на уровень обслуживания покупателей.

Контакт между покупателями и персоналом магазина возникает на втором этапе технологического процесса. Поэтому очень важно иметь высокопрофессиональных работников в торговом зале, которые бы способствовали увеличению оборота товаров, созданию наиболее благоприятных условий для выбора товаров и осуществления покупок.

Дополнительные операции по обслуживанию покупателей направлены на создание им удобств - при покупке и потреблении товаров, экономию затрат времени покупателей и повышение культуры потребления (использования) товаров.

Все операции технологического процесса взаимосвязаны, имеют четкую логику их выполнения и прямое влияние на результативность коммерческой работы предприятия розничной торговли.

  

2 Краткая характеристика торгово-финансовой деятельности магазина №86 ОАО «Веста»

ОАО «Веста» одно из крупных торговых обществ города Витебска в сфере розничной торговли продовольственными товарами, в 2009 году доля на розничном рынке продуктов питания города Витебска ориентировочно составляет 15 – 20%.

Открытое акционерное общество «Витебские продукты» образовано путем акционирования коммунального унитарного торгового общества «Витебские продукты» решением Витебского областного исполнительного комитета от 11 ноября 2004 года№724 зарегистрировано в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за №300566090.

ОАО "Витебские продукты" имеет специальное разрешение (лицензию) №24010/0557543 на право осуществления розничной торговли (включая алкогольные напитки и табачные изделия) и общественного питания, выданное на основании решения Витебского горисполкома от 01.12.2009 г. № 1549, действительное до 10.12.2014 года (приложение А).

Основным видом деятельности предприятия является розничная торговля продуктами питания, товарами народного потребления, оказание услуг общественного питания. Для осуществления торговли предприятие располагает 55 магазинами в г. Витебске, 2 – в г. Гомеле и 1 – в г. Гродно, 1 рестораном, 3 кафе, 2 пиццериями, 2 кулинариями в Витебске, Гомеле, Гродно. Общая торговая площадь торговых объектов составляет 7322 м2, общая численность – 1225 человек.

Общество является юридическим лицом, согласно действующему законодательству, имеет в собственности обособленное имущество, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, имеет самостоятельный баланс, печати и штампы со своим наименованием и товарным знаком.

Располагается ОАО «Веста» по адресу: г.Витебск, ул.Комсомольская, д.15.

Основными целями деятельности предприятия является:

- удовлетворение потребностей потребителей в необходимых товарах повседневного спроса, продуктах питания;

- увеличение ассортимента продовольственных товаров, а также тех товаров, которые вызывают интерес у потребителей;

- активное внедрение прогрессивных форм и методов продажи товаров для успешного ведения торговой деятельности;

- создание наиболее лучших условий хранения продукции, и предоставление потребителям товаров надлежащего качества;

- повышение культуры обслуживания покупателей;

- извлечение прибыли и дальнейшее ее применение.

Основной задачей ОАО «Веста» является укрепление позиций на рынке розничной торговли продовольственными товарами в г.Витебске.

В таблице 2.1 представлены основные показатели торгово-финансовой деятельности ОАО «Веста» за 2012 -2013 гг.

Таблица 2.1 – Анализ показателей торгово-финансовой деятельности (наименование торговой организации) за 2012 – 2013 годы

Наименование

Показателя

Годы

Отклонение

2012

2013

абсолют.

относительное

темп

роста, %

темп

прироста, %

1 Розничный товарооборот (в действующих ценах), млн. руб.

2 Розничный товарооборот (сопоставимых ценах), млн.руб.

3 Валовой доход, млн.руб.

4 Покупная стоимость товара, млн.руб.

5 Среднесписочная численность торгового персонала, всего, чел.

в том числе:

руководители, специалисты, чел.

продавцы, чел.

6 Издержки обращения, млн.руб.

7 Прибыль от реализации товаров, млн.руб.

8 Чистая прибыль, млн. руб.

9 Среднегодовая стоимость основных средств, млн. руб.

10 Рентабельность затрат, %

11 Рентабельность продаж, %

12 Фондоотдача, руб.

13 Производительность труда тыс.руб./ чел.

14 Среднемесячная заработная плата 1 работающего

15 Розничный товарооборот на 1 м2 торговой площади, млн. руб./ м2

16 Коэффициент текущей ликвидности, доля ед.

Из таблицы 2.1 мы видим, что розничный товарооборот (в действующих ценах) и розничный товарооборот (в сопоставимых ценах) увеличились по сравнению с 2008 годом на 15,4%, валовой доход увеличился на 17%. Среднесписочная численность увеличилась на 71 человек в связи с реконструкцией и увеличением торговых площадей в магазинах. Издержки обращения увеличились на 33,1% по сравнению с предыдущим годом. Прибыль от реализации товаров уменьшилась на 53,1% и чистая прибыль уменьшилась на 31,5% за анализируемый период. Среднегодовая стоимость основных средств увеличилась на 5976 млн. руб.

По результатам таблицы можно сделать вывод:

Экономически предприятие неустойчиво, испытывает острый недостаток собственных оборотных средств, необходимых для эффективного ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения срочных обязательств.

В тоже время в анализируемый период деятельность общества была рентабельной. Обеспеченности собственными оборотными средствами находятся на низком уровне, что вызвано значительными капитальными вложениями в реконструкцию и модернизацию торговых объектов, что в свою очередь должно положительно отразиться на эффективности функционирования предприятия в перспективном периоде.

Общество располагает торговыми помещениями и торговым оборудованием, которые в настоящее время в основном морально и физически устарели и не могут обеспечить необходимого объема товарооборота для роста рентабельности деятельности общества.

Для поддержания в рабочем состоянии физически устаревшего оборудования обществу приходится расходовать значительные средства, однако это не дает должного эффекта.

Руководством предприятия был выбран курс развития предприятия, основанный на техническом перевооружении ряда магазинов с целью увеличения торговых площадей, объемов товарооборота, снижения издержек и повышения рентабельности деятельности.

В состав торговой организации, в числе прочих, входит магазин №86, на котором я остановлюсь более подробно. Магазин располагается в отдельно стоящем одноэтажном здании по адресу ул. Лазо, 88б.

Магазин расположен возле проезжей части, имеет небольшую автостоянку, что является преимуществом для заезжих покупателей на собственном автотранспорте.

Для магазина №86 ОАО «Веста» установлен следующий режим работы: в период с 1.04 по 31.10 с 8.00 до 22.00 без обеда и выходных, а в период с 1.11 по 31.03 с 8.00 до 21.00 без обеда и выходных. По специализации относится к универсальному, так как в нем реализуется широкий ассортимент всех групп продовольственных товаров и небольшая часть непродовольственных товаров.

Товарный профиль магазина – продтовары. Район деятельности – жилая застройка: многоквартирные дома и общежития, а также учебные учреждения – колледж, школы, детский сад. В основном обслуживается население в шаговой доступности от магазина.

В магазине №86 товары реализуются методом самообслуживания, за исключением большинства колбасных и мясных изделий, нефасованной готовой рыбы, овощей, которые реализуются традиционным методом (через прилавок). Ассортимент, реализуемый магазином №86 ОАО «Веста» представлен в приложении Б.

Численность магазина на сегодняшний день составляет 45 человек. Штат магазина укомплектованы полностью. Для организации торгово-технологического процесса в магазине №86 введены следующие должности: зав. магазином, зав. товарной секцией, товаровед, бухгалтер, операторы ЭВМ, продавцы 6,5,4 разрядов,  контролер, фасовщик, уборщик, грузчик. Таким образом, можно выделить два уровня управления: на первом - руководитель магазина, на втором – зав. секцией.

Магазин №86 ОАО «Веста» имеет общую площадь 1218,6 м2 и торговую площадь 423 м2.

Рассмотрим плановые показатели торгово-финансовой деятельности магазина №86 ОАО «Веста» за 2012-2013 гг. (таблица 2.2).

Таблица 2.2 – Анализ показателей торгово-финансовой деятельности (наименование магазина) за 2012 – 2013 годы

Наименование

показателя

Годы

Отклонение

2012

2013

абсолют.

относительное

темп

роста, %

темп

прироста, %

1 Розничный товарооборот (в действующих ценах), млн. руб.

2 Розничный товарооборот (сопоставимых ценах), млн.руб.

3 Среднесписочная численность торгового персонала, всего, чел.

в том числе:

руководители, специалисты, чел.

продавцы, чел.

4 Общая площадь магазина, м2

5 Торговая площадь магазина, м2

6 Розничный товарооборот на 1 м2 торговой площади, млн. руб./ м2

7 Производительность труда тыс.руб./ чел.

Из таблицы 2.2 мы видим что темп прироста розничного товарооборота в действующих ценах за анализируемый период составил 1,6%, в сопоставимых ценах- 5,3%. Такой незначительный рост розничного товарооборота можно объяснить тем, что рядом открываются реконструированные магазины, которые работают с гибкой системой скидок, что несомненно привлекает к себе покупателей.

3 Исследование торгово-технологического процесса в магазине №86 ОАО «Веста»

3.1 Организация доставки и приемки товаров по количеству и качеству 

При доставке товаров в РТС используются два метода: децентрализованный и централизованный.

В магазин №39 все товары поступают централизованным методом.

При централизованном методе доставка товаров объектам розничной торговли производится транспортом поставщика по предварительно разработанным маршрутам и графикам завоза.

В таблице 3.1 представлены методы доставки молочных товаров в магазин №39.

Таблица 3.1 – Методы доставки молочных товаров в магазин №39

Наименование

товара

Поставщик

Частота завоза

товаров в магазин

Метод доставки товара

1 Молоко «Вкусное»3,5% 1л

ОАО «Молоко»

1 раз в день

Централизованный

2 Сметана 25% 0,5

ОАО «Молоко»

1 раз в день

Централизованный

3 Молоко 3,4% 1л

ОАО «Полоцкий молочный комбинат»

3 раза в неделю

Централизованный

4 Сметана 18% 200г

ОАО «Савушкин продукт»

3 раза в неделю

Централизованный

5 Творог 9% 500г

ОАО «Лепельский молочный комбинат»

3 раза в неделю

Централизованный

6 Пр. кисл.-мол.

Ряженка 4% 0,5

ООО «ВитебскБеллактТорг»

2 раза в неделю

Централизованный

7 Сливки 20% 450г

ОАО «Поставский молочный завод»

2 раза в неделю

Централизованный

Для определенных групп товаров, например, таких как молочные и хлебобулочные изделия разработаны графики завозов (приложение Г).

Разработка графиков завоза товаров в магазин осуществляются розничными торговыми организациями совместно с поставщиками.

Приемка товаров в магазине №39 ОАО «Витебские продукты» является важной составной частью технологического процесса. Она осуществляется зав. товарной секцией в соответствии с Положением о порядке приемки товаров по количеству и качеству. Разгрузка товаров осуществляется грузчиками магазина. Разгрузочные работы осуществляется грузчиками вручную, что приводит к замедлению приемки товара.

Товары в магазине принимаются по количеству и качеству.

В основном, товар по количеству принимается сразу, тут же. При доставке товара без тары, в открытой и в поврежденной таре приемка производится сразу же в момент доставки товаров в магазин. Если товар доставлен в исправной таре, кроме проверки массы брутто, количества тарных мест, наличия маркировки, зав. товарной секцией контролирует тару и проверяет массу нетто и количества единиц в каждом месте.

Приемка товаров по количеству производится путем сопоставления данных сопроводительных и транспортных документов (товарно-транспортных накладных, счетов-фактур, спецификаций, упаковочных ярлыков) с фактическим наличием товаров (приложение Д )

В таблице 3.2 представлен анализ организации приемки товаров по количеству и качеству в магазине №39.

Таблица 3.2 – Анализ организации приемки товаров по количеству и качеству в магазине №39

Наименование товара

Место приемки товара

Документы,

подтверждающие

Фактические сроки

приемки

Способы проверки качества

Оборудование

Сроки хранения (реализации) товара

Количество

товара

Качество товара

Всего

По которым он принимается

1 Крем творожный 5% 200г

Приемочная

ТТН

Кач.уд.

10 мин

Органолептические, сопоставление данных с сопроводительными документами

Погрузочная тележка

5 суток

3 суток

2 Колбаса вареная Молочная в/с

Приемочная

ТТН

Кач.уд.

10 мин

Органолептические, сопоставление данных с сопроводительными документами

Весы, тара, погрузочная тележка

15 суток

12 суток

3 Килька св/мор

Приемочная

ТТН

Кач.уд.

10 мин

Органолептические, сопоставление данных с сопроводительными документами

Весы, погрузочная тележка

18 месяцев

16 месяцев

4 Печенье «Амра»

Приемочная

ТТН

Кач.уд.

10 мин

Органолептические, сопоставление данных с сопроводительными документами

Погрузочная тележка

3 месяца

2,5 месяца

5 Водка «За удачу» 0,5

Приемочная

ТТН

Кач.уд.

10 мин

Органолептические, сопоставление данных с сопроводительными документами

Погрузочная тележка

24 месяца

20 месяцев

6 Коньяк «Мечта» 0,5

Приемочная

ТТН

Кач.уд.

10 мин

Органолептические, сопоставление данных с сопроводительными документами

Погрузочная тележка

24 месяца

18 месяцев

7 Вино плодовое «Дачное» 0,5

Приемочная

ТТН

Кач.уд.

10 мин

Органолептические, сопоставление данных с сопроводительными документами

Погрузочная тележка

8 месяцев

6 месяцев

Хлеб Двинский в/у 0,4

Приемочная

ТТН

Кач.уд.

10 мин

Органолептические, сопоставление данных с сопроводительными документами

Контейнер, стол

96 часов

72 часа

8 Мясо мор.ц/бр

Приемочная

ТТН

Кач.уд., вет. свидетельство

10 мин

Органолептические, сопоставление с сопровод. документами

Весы, погрузочная тележка

240 суток

200суток

При обнаружении в процессе приемки недостачи в магазине №39 ОАО «Витебские продукты» зав. секцией останавливает дальнейшую приемку, а поступившую партию товара хранит отдельно от имеющихся в магазине материальных ценностей, обеспечивая их полную сохранность. О выявлении недостачи также составляется акт за подписью зав. товарной секцией магазина №39 ОАО «Витебские продукты»: по скоропортящимся товарам немедленно после обнаружения недостачи, по остальным - не позднее 24 ч, направляется поставщику по средству срочной связи (телефону) вызов-уведомление. В нем указываются наименование товара, номер товарно-транспортной накладной, характер недостачи, состояние пломб, а также количество недостающего товара.

На выявленную недостачу составляется акт по утвержденной форме. В акте заполняются все пункты. Если в процессе приемки выявлены излишки, то это также отражается в акте. Акт подписывает зав. секцией.

В таблице 3.3 представлен анализ несоответствия количества и качества товаров, выявленные при приемке в магазине №39.

Таблица 3.3 - Анализ несоответствия количества и качества товаров, выявленные при приемке в магазине №39

Акт (номер, дата составления)

Наименование товара

Участники приемки

Поставщик

Причина несоответствий товара

Способ разрешения конфликтной ситуации

По количеству

По качеству

1 №4 от 10.01.2010

Колбаса вар. «Молочная»

1.Зав.секц. 2.Продавец 3.Водитель-экспедитор

ОАО «ВМК»

На разрезе неоднородная консистенция, с добавлением шпика

Возврат поставщику по ТТН

2 №31 от 15.02.2010

Вино плодовое «Дачное» 0,5

1.Зав.магаз. 2.Зав.секц.

3.Водитель-экспедитор

ОАО «Витвин»

Недостача

1 ящика

Доставка недостающего товара

3 б/н от 16.03.2010

Крем творожный 5% с ванил.

1.Зав.секц. 2.Продавец 3.Водитель-экспедитор

ООО «ВитебскБеллактТорг»

Отсутствует дата изготовления

Возврат товара поставщику по ТТН

4 б/н от 20.03.2010

Мин.вода «Минская-4» 2л

1.Зав.секц. 2.Продавец 3.Водитель-экспедитор

ОАО «МЗБН»

Производственный брак 2-х бутылок

Возврат товара поставщику по ТТН

Акт приемки товаров утверждается зав. магазином №39 ОАО «Витебские продукты» обычно в день его составления.

Одновременно с приемкой товаров по количеству товар принимается также и по качеству.

Товары, поступившие в исправной таре, в магазине принимаются по качеству и комплектности сразу же, вместе с приемкой по количеству.

Приемка по качеству в магазине осуществляется также зав. товарной секцией в соответствии с требованиями стандартов, технических условий, договоров, а также по сопроводительным документам, удостоверяющим качество (сертификаты соответствия, удостоверения о качестве, ветеринарные свидетельства и т. д.) (приложение Е). Не принимаются товары с истекшим сроком годности, хранения (реализации); товары, подлежащие обязательной сертификации, государственной гигиенической регламентации и регистрации, но не прошедшие ее в установленном порядке.

При обнаружении несоответствия качества требованиям нормативных и сопроводительных документов зав. товарной секцией приостанавливает приемку и обеспечивает условия хранения, предотвращающие ухудшение качества. Некачественный товар изолируется от имеющихся в магазине однородных товаров. Зав. товарной секцией магазина №39 также уведомляет поставщика в те же сроки и в том же порядке, что и при выявлении количественного расхождения.

Скрытые производственные дефекты, обнаруженные продавцами магазина №39 позже, (например, некачественные продукты, производственный брак и т.д.) актируются (приложение Ж). Акт о скрытых недостатках составляется в течение гарантийного срока. Акт о скрытых недостатках товара, гарантийный срок на который исчисляется с момента его продажи через розничную торговлю, может быть составлен и в период хранения до его продажи.

В день окончания приемки составляется акт определенной формы. Он подписывается зав. товарной секцией и заведующей магазином №39 ОАО «Витебские продукты».

Таким образом, в целом приемка товаров в магазине №39 ОАО «Витебские продукты» соответствует требованиям нормативных документов по срокам и процедуре приемки.

3.2 Хранение и подготовка товаров в магазине №86

Принятый по количеству и качеству товар грузчиками магазина №39 перемещается в зоны хранения для создания необходимого размера товарных запасов.

Процесс хранения включает следующие операции:

размещение товаров на хранение;

укладка в местах хранения;

создание соответствующих режимов хранения;

наблюдение и поддержание условий хранения.

В магазине №39 отведено достаточное количество помещений для хранения товаров.

В таблице 3.4 представлен анализ организации хранения товаров в магазине №39.

Таблица3.4 – Анализ организации хранения товаров в магазине №39

Помещение для хранения товара, S

Наименование товара

Режимы хранения

Способ

Соблюдение условий

Оборудование

Документ, их определяющие

Норматив

Фактически

Упаковки товара

Хранения товара

Для хранения товара

Для создания режимов

1 Склад №1,

30м2

Водка

СТБ 978-2003

От+15 до+300С

+200С

п/эт. ящики

штабельный

соблюдаются

поддон

термометр

2 Склад №2,

27м2

Мука

СТБ 1666-2006

Не более 250С

+200С

п/эт. упаковка

штабельный

соблюдаются

поддон

Термометр, гигрометр

3 Склад №3,

21м2

Печенье

ГОСТ 24901-89

От+5 до+180С

+180С

Картонные коробки

стеллажный

соблюдаются

стеллаж

Термометр, гигрометр

4 Склад №4,

18м2

Спички

ГОСТ 1820-2001

От+15 до+300С

+200С

Картонные коробки

стеллажный

соблюдаются

стеллаж

Термометр, гигрометр

5 Склад №5,

27м2

Сок

СТБ 962

От+15 до+300С

+200С

Деревянные ящики

штабельный

соблюдаются

поддон

термометр

6Холодильная камера №1, 15м2

Молоко

СТБ 1746-2007

От-2 до+40С

+20С

п/эт ящики

штабельный

соблюдаются

поддон

термометр

7Холодильная камера №2, 15м2

Огурцы свежие

ГОСТ 1726-85

От+10 +140С

+100С

Картонные коробки

стеллажный

соблюдаются

стеллаж

термометр

8Низкотемпературная камера №1.

6м2

Мороженое

СТБ 1467-2004

Не выше -180С

-160С

Картонные коробки

стеллажный

соблюдаются

стеллаж

термометр

9Холодильная камера №2, 15м2

Мясо цып.-бр. мор

ГОСТ 25391-82

Не выше -120С

-80С

п/эт. ящики

штабельный

соблюдаются

поддон

термометр

Перед тем, как отправить товары на хранение, продавцам магазина необходимо принять решение, отправить ли товар на склад или сразу в торговый зал магазина. Сразу в торговый зал магазина отправляются скоропортящиеся товары, алкогольные напитки и другие наименования товаров, на которые высокий спрос и которые в данный момент отсутствуют в продаже (т. е. ранее были раскуплены). Таким образом, товары хранятся как в специальных помещениях, так и непосредственно в торговом зале.

В организации хранения принимают участие грузчики, продавцы, зав. товарными секциями. Контролирует данный процесс зав. магазином.

Как уже было отмечено, принятые товары помещают в специально приспособленные для хранения помещения. Товары, внутри данных помещений (холодильников и складов), группируются по признаку однородности режима хранения, определяемому физико-химическими и биологическими свойствами товаров. Внутри таких групп товары размещаются по ассортиментному признаку (мука - крупа, сахар - кондитерские изделия, и т. д.).

За каждой товарной группой в холодильниках и складах магазина закрепляются постоянные места хранения (площадки, стеллажи, полки). Адресность хранения обеспечивает оперативное управление товарными запасами магазина и соблюдение очередности продажи с учетом времени хранения товаров в магазине и установленных сроков реализации.

Технология хранения в магазине предполагает использование оптимальных способов укладки товаров с позиции эффективного использования отведенных площадей и торгово-технологического оборудования. При определении способа укладки работники магазина учитывают следующие основные факторы:

упаковка и вид тары;

количество товаров, подлежащих хранению.

Заведующий магазином №39 ОАО «Витебские продукты» контролирует соблюдение своими подчиненными режима хранения товаров, который характеризуется определенными требованиями к температуре, влажности воздуха и санитарно-гигиеническим условиям.

Таким образом, торгово-технологический процесс в области хранения товаров организован удовлетворительно: соблюдаются требования нормативных документов по хранению товаров, не допускается их порча, организован процесс управления запасами.

В торговый зал магазина товары поступают полностью подготовленными к продаже. Подготовка товаров к продаже в магазине №39 включает ряд операций по доведению товаров до полной готовности для продажи покупателям.

К основным подготовительным операциям в магазине для всех товаров относят:

распаковку;

сортировку;

проверку правильности маркировки;

придание товарного вида, перемещение в торговый зал, к местам размещения товаров.

Распаковка — это освобождение товаров от внешней транспортной тары, оберточных и увязочных материалов. В магазине происходит силами продавцов и грузчиков на этапе выгрузки товаров и отправки их на хранение.

Сортировка - предусматривает группировку товаров по ассортиментным признакам; также происходит на этапе отправки на хранение.

Маркировка включает прикрепление к товарам ярлыков с указанием наименования товара, его артикула, сорта, цены. Данная операция в магазине происходит посредством специальных маркировочных пистолетов, как правило, в помещение складов или в самом торговом зале.

Пополнение торгового зала магазина товарами со складских помещений производится ежедневно в начале рабочего дня и тогда, когда в этом есть необходимость (заканчивается товар). Эти функции выполняют: зав. секцией, продавцы, грузчики. Запас не скоропортящихся товаров, размещенный в торговом зале обычно соответствует дневной норме реализации. Скоропортящиеся товары доставляют в торговый зал продавцами из расчета на 4-5 часов торговли ими.

Анализ организации подготовки товаров к продаже в магазине №39 представлен в таблице 3.5.

Таблица 3.5 - Анализ организации подготовки товаров к продаже в магазине №39

Наименование товара

Персонал, осуществляющий подготовку товаров к продаже

Помещения, в которых производится подготовка товаров к продаже

Оборудование, инструменты и приспособления, используемые при подготовке товаров

Подготовительные операции, осуществляемые с товаром

общие

специальные

1 Крупа гречневая весовая

Укладчик-упаковщик

Фасовочная

Весы, совок, маркировочный ярлык, упаковочный материал

Распаковка, маркировка, упаковка, перемещение в торговый зал

Взвешивание

2 Сыр

Продавец

Рабочее место

Доска для нарезки сыра, весы, нож, маркировочный ярлык, упак. материал

Распаковка, маркировка, упаковка

Нарезка, взвешивание

3 Капуста свежая

Продавец

Подсобное помещение

Нож

Распаковка, придание товарного вида, перемещение в торговый зал

4 Сахар фасованный

Продавец

Рабочее место

Распаковка, придание товарного вида, маркировка

5 Свекла маринованная 0,5 ст/банка

Продавец

Рабочее место

Ветошь

Распаковка, придание товарного вида, маркировка

3.3 Размещение и выкладка товаров в торговом зале магазина №86

Размещение каждой товарной группы в магазине №39 происходит в соответствии с местом расположения того или иного отдела, реализующего товар данной товарной группы, а отдельные виды товаров – внутри группы.

В основу размещения товаров положен традиционный подход. Данный подход предполагает, что площадь, отводимая под товар, должна быть пропорциональна объемам его продаж. Так же учитываются: прибыль, получаемая от реализации товара; запас товаров в торговом зале; необходимость поддержания желаемого направления движения покупательских потоков; места расположения входов и выходов.

Размещение товаров представлено на схеме торгового зала (приложение И).

Важное значение в организации обслуживания покупателей имеет и выкладка товаров, которая в современных условиях является не только частью технологического процесса, но также выступает действенным средством стимулирования продаж, может являться элементом образа предприятия и постоянной составляющей культуры обслуживания. Под выкладкой товаров, следует понимать определенные способы укладки и показа товаров на демонстрационной площади торгового зала.

В магазине №39 товары реализуются в основном традиционным методом обслуживания, за исключением хлебобулочных изделий и бакалейных товаров, которые реализуются методом самообслуживания.

В отделах с традиционным методом обслуживания используется как товарная, так и декоративная выкладка, она применяется для оформления витрин и позволяет привлечь покупателя.

В отделе, где товар реализуется методом самообслуживания, используется товарная выкладка вертикальным и горизонтальным способом. Вертикальная выкладка обеспечивает хорошую обозримость товаров, что позволяет покупателям быстро ориентироваться в ассортименте и совершать покупку. При горизонтальном способе определенный товар занимает одну или две полки, которые находятся в поле зрения покупателей.

Анализ выкладки товаров на торговом оборудовании приведен в таблице 3.6.

Таблица 3.6 - Анализ выкладки товаров на торговом оборудовании в магазине №39

Наименование товара

Вид выкладки

Оборудование на котором выкладывается товар

Способ выкладки

Критерий, положенный в основу выкладки

Преимущества выкладки

Недостатки выкладки

1 Сок, плодоовощная консервация

Товарный

Горки пристенные

Вертикальный

1 производитель

2 размер упаковки

3 вкус

Хорошая обозримость товара

Нелегко сравнить цену, может привести к исчерпанию товара

2 ликеро-водочные изделия, пиво, напитки

Товарный

Горки пристенные

Вертикальный

1 производитель

2 размер упаковки

3 вкус

Хорошая обозримость товара

Нелегко сравнить цену, может привести к исчерпанию товара

3 бакалейные товары

Товарный

Горки пристенные

Вертикальный

1 производитель

2 размер упаковки

3 вкус

Хорошая обозримость товара

Нелегко сравнить цену, может привести к исчерпанию товара

4 Колбасные изделия

Декоративный

Холодильная витрина

1 Производитель

2Ассортимент

5 Хлебо-булочные изделия

Товарный

Горки пристенные

горизонтальный

1 Производитель

2 Ассортимент

3 наличие упаковки

1 Удобство при отборе

2 эффективное использование торгового оборудования

Для успешной работы размещение и выкладку целесообразно планировать заранее, это позволяет сэкономить время покупателей при выборе товаров. Для этого в магазине №39 за определенными товарами «закреплено» место выкладки. На рисунке 3 представлена планограмма молочных товаров.

Планограмма – это схема (рисунок, фотография), определяющая место, расположение и способ представления каждой товарной единицы на торговом оборудовании.

Рисунок 3 – Планограмма молочных товаров

Также немало важно правильно и грамотно расставить ценники. Ценник должен хорошо читаться, его расположение не должно вызывать сомнения относительно того, к какому товару он относится. При этом необходимо, чтобы размер ценника соответствовал габаритам товара и не закрывал его. Эти простые принципы позволяют существенно повысить объем продаж. Администрация магазина и продавцы контролируют правильно ли установлены ценники, однако из-за широкого ассортимента некоторых товаров не получается расставить ценники под каждым видом, что затрудняет процесс выбора и вызывает недовольство покупателей.

Однако из-за отсутствия, на мой взгляд, специалистов в данной области, недостаточного количества работников, выкладка товаров не всегда удовлетворительна.

Но все-таки главным в магазине является товар: его ассортимент, а потом уже размещение и грамотно расставленные акценты. Если товар неинтересный, некачественный, не имеет своего «лица», то все Ваши усилия по оформлению торгового зала, увы, будут напрасны.

3.4 Организация продажи товаров и дополнительного обслуживания покупателей

В магазине №39, как уже отмечалось ранее, товары реализуются в основном традиционным методом обслуживания, за исключением хлебо-булочных изделий и бакалейных товаров, которые реализуются методом самообслуживания.

Традиционный метод розничной продажи (продажа через прилавок) – это метод, при котором продавец обеспечивает покупателю осмотр и выбор товара, упаковывает и отпускает товар.

Через прилавок в магазине №39 осуществляют продажу следующие отделы: «Мясо», «Рыба», «Молоко», «Колбаса», «Овощи», «Кондитерский», «Вино-водочный», «Кафетерий».

Недостатки данного метода:

включает много операций (более затратный);

замедляется обслуживание (низкая пропускная способность);

есть вероятность образования очереди;

существенные затраты на персонал.

Кроме того, так как продавец осуществляет весь процесс обслуживания, он должен обладать высоким профессиональным уровнем.

Преимущества данного метода:

обеспечивает сохранность товаров;

более квалифицированные консультации.

Самообслуживание — метод розничной продажи, основанный на самостоятельном осмотре, выборе и доставке покупателем отобранных товаров в узел расчета.

Технологию покупки товара при этом методе продажи можно уместить в следующую логическую, упрощенную схему:

1. Покупатель заходит в торговый зал (получает инвентарную корзину или тележку, оставляет свои вещи в камере хранения);

2. В торговом зале покупатель выбирает нужный ему товар, складывает его в корзину;

3. При необходимости покупатель получает консультацию у продавца, необходимую для выбора товара;

4. Далее покупатель проходит к кассе и расплачивается за товар.

Оплата товаров производится в форме наличного и безналичного расчета (пластиковые, дебетовые и кредитные карты) в установленном порядке. В магазине №39 установлен следующий порядок расчета с покупателем:

кассир или продавец, получающий деньги, четко называет сумму полученных денег и кладет их отдельно на виду у покупателя;

печатает чек на контрольно-кассовом аппарате;

объявляет сумму причитающейся покупателю сдачи и выдает ее вместе с чеком;

после окончательного расчета кладет полученные деньги в кассовый ящик.

На выдаваемом покупателю чеке магазина №39 ОАО «Витебские продукты» отражаются следующие реквизиты:

наименование организации;

идентификационный номер организации-налогоплательщика;

заводской номер контрольно-кассовой машины;

порядковый номер чека;

дата и время покупки;

стоимость покупки.

В конце смены зав. секцией, при возврате денег, составляется «Акт о возврате денежных сумм покупателем по неиспользованным кассовым чекам», где перечисляются номера и суммы каждого чека. После этого чеки погашаются, наклеиваются на лист бумаги и вместе с актом сдаются в бухгалтерию.

Сумма по акту на возвращенные покупателями чеки заносится в журнал кассира-операциониста. По прибытии инкассатора (по графику прибывает до закрытия магазина), зав.секцией магазина подготавливает денежную выручку, которую сдает по приходному ордеру непосредственно инкассатору банка.

Контрольные ленты, журнал кассира-операциониста и другие документы, подтверждающие проведение денежных расчетов с покупателями, хранятся в сейфе зав. магазина в течение сроков, установленных для первичных учетных документов. Ответственность за обеспечение хранения названных выше документов несет зав. магазином №39.

Дополнительные услуги

Одним из направлений повышения культуры торговли является оказание дополнительных услуг, оказываемых покупателям.

Услуги, оказываемые магазином №39:

дополнительная и полная информация о товарах;

прием предварительных заказов на изготовление тортов;

продажа продукции собственного производства и напитков в розлив;

проведение акций на некоторые товары.

К основным недостаткам организации торгово-технологического процесса в магазине №39 можно отнести:

используемый традиционный метод обслуживания покупателей;

разгрузка товаров производится в ручную, что тормозит скорость торгово-технологического процесса;

выкладка товаров в магазине №39 ОАО «Веста», как торгово-технологический процесс, нуждается в совершенствовании;

отсутствие кондиционеров;

отсутствие автостоянки.

4 Рекомендации по совершенствованию торгово-технологического процесса в магазине №86 ОАО «Веста»

Заключение

Список использованных источников:

  1.  Квасникова, В.В. Организация и технология торговли: курс лекций/ В.В. Квасникова. – УО «ВГТУ», 2012. – 157с.
  2.  


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

35535. Интеллектуальные информационные системы (ИИС) 2.29 MB
  Автоматизация процесса информационного поиска основывается на формализации представления смыслового содержания информационного запроса и документов в виде соответственно поискового предписания ПП и поисковых образов документов ПОД. В процессе проведения информационного поиска в ДИПС определяется степень соответствия содержания документов и запроса пользователя путем сопоставления ПОД и ПП. Поэтому подсистема ввода и регистрации документов решает следующие основные задачи: создание электронных копий бумажных документов; подключение...
35536. ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УСТРОЙСТВ ЗАЩИТЫ ОТ ОШИБОК В ДИСКРЕТНОМ КАНАЛЕ ПЕРЕДАЧИ ИНФОРМАЦИИ 953 KB
  1 Исследовать распределение кратностей ошибок на длине кодового слова n для различных видов дискретной модуляции АМ ЧМ ФМ при когерентном приеме в канале связи с постоянными параметрами для следующих условий: символы 1 и 0 передаются с равной вероятностью блок Сигнал; регулярная составляющая отношения сигнал помеха равна 3 блок Непрерывный канал; решение принимается по правилу МП блок Решающее устройство; длина кодового слова 23 символа количество слов 10000 блок Стат 1. 2 Исследовать влияние правила решения для...
35537. Биоэтика в России: ценности и законы 963 KB
  Новые возможности медицины связанные не столько с лечением сколько с управлением человеческой жизнью например генетическая коррекция особенностей человека допущение донорства без согласия уничтожение жизни на эмбриональных стадиях отказ и прекращение медицинской помощи безнадежному больному вступают в противоречие с установившимися моральными ценностями и принципами. В силу этого противоречия и формируется биоэтика как система знания о границах допустимого манипулирования жизнью и смертью человека. В 1993 году в Общеправовой...
35538. Світове господарство: сутність та структура 479 KB
  Метою моєї курсової роботи було прослідкувати темпи розвитку світового господарства, міжнародної торгівлі, зробити аналіз географії світового експорту, показати співвідношення товарів та послуг у світовому товарообміні, також – вказати головну проблему, що зачіпає економіку кожної країни та світову економіку в цілому – проблему безпеки світової економіки.
35539. Разработка моделей детали типа «вал» в инструментальных средах КОМПАС 8.0 и Unigraphics 1.45 MB
  Unigraphics - это интерактивная система автоматизации проектирования и изготовления. Для обозначения систем этого класса используется аббревиатура CAD/CAM (Computer-Aided Design и Computer-Aided Manufacturing), что дословно переводится как Проектирование с Помощью Компьютера и Изготовление с Помощью Компьютера.
35540. ВЗАИМОЗАМЕНЯЕМОСТЬ, МЕТРОЛОГИЯ И СТАНДАРТИЗАЦИЯ 776 KB
  С учетом служебного назначения составлены и обоснованы технические требования предъявляемые к точности изготовления основных деталей и соединений цилиндрического редуктора. Принята система отверстия назначения посадок расчетным методом выбрана посадка с натягом соединения зубчатого колеса с валом с учетом класса точности выбраны посадки подшипников качения шпоночных шлицевых и резьбовых соединений. Обоснована методика достижения точности сборки узла. ДОПУСК ПОСАДКА ПРЕДЕЛЬНЫЕ КАЛИБРЫ ПОДШИПНИК РАЗМЕРНЫЕ ЦЕПИ МЕТОД ДОСТИЖЕНИЯ...
35541. Проектирование привода главного движения металлорежущего станка 1.82 MB
  Данные заносится в таблицу 1 которая представлена после расчетов режимов резания. Параметры фрезы: D=100 мм; B=16 мм; z=20 Глубина фрезерования: Подача: табл.283 [1] Принимаем: Стойкость фрезы: табл.5 постоянная зависящая от обрабатываемого материала табл.