96922

ПРАВОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ ПО РОССИЙСКОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ

Курсовая

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Социальная политика в отношении детей-инвалидов. Социальная адаптация как цель социальной политики в отношении детей-инвалидов. Нормативно-правовое регулирование социальной защиты детей-инвалидов. Общеправовая характеристика социальной защиты детей-инвалидов. Основные виды социальной защиты. Реабилитационные программы для детей-инвалидов.

Русский

2015-10-12

172 KB

8 чел.

PAGE   \* MERGEFORMAT1

ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

КОМИТЕТ ПО НАУКЕ И ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

Санкт-Петербургское государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«ПЕТРОВСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

(СПб ГБОУ СПО «Петровский колледж»)

 

Отделение финансов, экономики и права

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

ПРАВОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ ПО РОССИЙСКОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ

Выполнила:

Ануфриева Екатерина Сергеевна

студент (ка)    

1230

группы

специальность

030912  Право и организация социального обеспечения

Руководитель:

Луговская Наталья  Георгиевна

                                             Санкт-Петербург, 2015


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….

3

Глава 1. Социальная политика в отношении детей-инвалидов

1.1. Социальная адаптация как цель социальной политики в отношении детей-инвалидов…………………………………………….………

5

1.2.Нормативно-правовое регулирование социальной защиты детей-инвалидов…………………………………………………………………………

9

Глава 2. Общеправовая характеристика социальной защиты детей-инвалидов

2.1. Основные виды социальной защиты………………………………...

12

2.2. Реабилитационные программы для детей-инвалидов……………...

19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..

23

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..

25

                                                

                                          

                                           ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования.

За последние годы зафиксировано катастрофическое увеличение количества детей-инвалидов. За последние двадцать лет численность детей-инвалидов в России увеличилась в 12 раз. За последние 10 лет уровень заболеваемости детей в целом вырос более чем в 1,4 раза. Сейчас в Российской Федерации проживает 29 млн. детей. Из них детей-инвалидов 587 тыс.   и, согласно прогнозам, уже в ближайшие десять лет число их достигнет 1,2 – 1,5 млн. Стремительные темпы увеличения численности этой категории населения ведут к самым неблагоприятным социально-экономическим последствиям. Необходимость ухода за детьми-инвалидами осложняет процессы социально-экономической адаптации семей, прежде всего в силу того, что родители вынуждены оставлять работу. В то же время возрастание числа неработающих родителей, имеющих детей-инвалидов, приводит к сокращению трудового потенциала страны.

Основные причины роста численности детей-инвалидов в России вызваны неблагоприятными социально-экономическими условиями, с которыми связано: снижение уровня жизни населения и его качественного состояния; ухудшение экологической обстановки; ухудшение условий труда и т.д.

Освоение детьми-инвалидами социального опыта, включение их в существующую систему общественных отношений требует от общества определенных дополнительных мер, средств и усилий (это могут быть специальные программы, центры по реабилитации, специальные учебные заведения и т.д.). Но разработка этих мер должна основываться на знании закономерностей, задач, сущности процесса социальной реабилитации.

Таким образом, актуальность исследования проблем социальной защиты детей-инвалидов, предопределяется в значительной степени не только научными задачами, но и потребностями практического совершенствования механизма социальной защиты в нашей стране в условиях продолжающейся общественной трансформации.

К сожалению, на сегодняшний день в России не разработана целостная, эффективная система включения детей с ограниченными возможностями в социальную жизнь и гарантирующая им полноценную социальную защиту, возможности удовлетворения основных потребностей, реализацию интересов. Слабо разработана в научном смысле и система совершенствования социальной защиты детей-инвалидов с точки зрения государственной политики.

Актуальность и недостаточная исследованность вышеуказанных проблем обусловили объект, предмет, цели и задачи исследования.

Объектом исследования является правоотношение в сфере социального обеспечения.

Предметом является предоставление видов социального обеспечения.

 Цель и задачи исследования. Целью курсовой работы является изучение содержания социальной защиты детей-инвалидов. В соответствие с указанной целью в курсовой работе выдвинуты следующие исследовательские задачи:

– рассмотреть основные меры социальной защиты детей-инвалидов в РФ

- рассмотреть сущность понятий инвалид и реабилитация, виды реабилитации;

- рассмотреть современные направления и основные методы социальной реабилитации детей-инвалидов;

– изучить сущность, структуру и основные направления системы социальной защиты детей-инвалидов;

- изучить нормативно-правовые основы обеспечения социальной защиты детей-инвалидов;



Глава 1.Социальна политика в отношении детей-инвалидов

  1.  Социальная адаптация как цель социальной политики в отношении детей-инвалидов

Мировая тенденция - утверждать и охранять институт детства. На протяжении 20- го и 21-го веков несколько раз принимались важнейшие документы о правах ребенка, послужившие социально-политическими ориентирами для всего человечества. Так, например, в Конвенции о правах ребенка, принятой резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года отмечено: «Государства-участники признают, что неполноценный в умственном или физическом отношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества» Конвенция о правах ребенка[16].

          Признавая особенные нужды ребенка-инвалида, государства-участники Конвенции разделяют мнение, что помощь ему представляет собой обеспечение эффективного доступа к услугам в области образования, профессиональной подготовки, медицинского обслуживания, восстановления здоровья, подготовки к трудовой деятельности и доступа к средствам отдыха. Таким образом, эта помощь приводит к наиболее полному, по возможности, вовлечению ребенка в социальную жизнь и достижению развития его личности, включая культурное и духовное развитие ребенка[16].

Российское государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности. Это касается всех детей, независимо от их национальности, социального положения, состояния здоровья и т.п.

Основным документом, регулирующими социальную политику в отношении ребенка-инвалида, является Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»[7]. Именно в этом законе дети-инвалиды определяются как «дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации», а «социальная адаптация ребенка» как «процесс активного приспособления ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации, к принятым в обществе правилам и нормам поведения, а также процесс преодоления последствий психологической или моральной травмы». Также этот закон утверждает, что политика государства в отношении детей является приоритетной. Осуществление государственной политики в отношении детей-инвалидов этот закон относит к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Таким образом, основная ответственность за общее отношение к детям, в том числе и инвалидам, за их образование, воспитание, социальную защиту, соцобеспечение, поддержку, реабилитацию и адаптацию и т.д. лежит на государстве. Общественные, коммерческие и религиозные силы должны лишь способствовать полноценной адаптации ребенка-инвалида.[30]

Реабилитация и адаптация ребенка с органическими или психическими нарушениями состояния здоровья, мешающими возможности полноценно участвовать в социальной и повседневной бытовой жизни, невозможна без утверждения значимости личностно-адаптационного потенциала. В жизни ребенка-инвалида действуют факторы социального порядка находящиеся в прямой связи со способностью личности жить в обществе и чувствовать себя полноценным человеком. Имеются в виду такие факторы, как учеба, жизнь в семье, общение с людьми, жилищные условия, стереотипы отношения к детям-инвалидам со стороны здоровых детей, состояние здоровья, система здравоохранения и социальной защиты в стране, возможности в ней реализовать свои права и т.д. «В анализе процесса социально-психологической адаптации необходимо учитывать два фактора: личностный и социальный. Какой бы ни был личностный адаптационный потенциал, но если общество негативно воспринимает эту категорию людей, относясь к ним, как к социальным иждивенцам, а государство «откупается» пенсиями и льготами, не видя в них граждан страны, социальных субъектов участвующих в ее жизни, то успешная адаптация вряд ли состоится» [30].

Большинство детей-инвалидов в будущем станут взрослыми людьми. В условиях современной рыночной экономики этот закон обеспечивает социальные гарантии детям-инвалидам. Статьи этого закона касаются социального и материального обеспечения, трудовой занятости, обеспечения рабочими местами, продолжительности рабочего дня инвалидов, создания общественных объединений инвалидами, ответственности и льгот работодателям для инвалидов. Этот закон, с одной стороны стимулирует инвалидов к производительному труду и общественной активности, а с другой - дает социальные гарантии удовлетворения основных жизненных потребностей и тем, кто не может работать, защищает от произвола, предусматривает улучшение общественной обстановки в отношении инвалида[23].

В Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» отмечено, семья является важнейшим институтом социализации ребенка-инвалида. Именно в семье создается та необходимая любому ребенку среда, в которой он может овладеть человеческими формами поведения, развить душевные качества, интеллектуальные способности[8]. Основное направление государственной политики в отношении детей-инвалидов - это адаптация ребенка к социуму через семью. Никто лучше родителей не сможет удовлетворить потребности ребенка.

Выводы по первой главе:

В первой главе было рассмотрено: Социальная защит инвалидов как одно из направлений современной социальной политики РФ. Российское государство признает детство важным этапом в жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни. Поэтому создание эффективной системы социальной защиты в отношении инвалидов, является приоритетной задачей современной социальной политики.

Так же  изучено нормативно-правовое регулирование социальной защиты детей-инвалидов в РФ.

 


1.2. Нормативно-правовые акты

К основополагающим документам мирового сообщества по проблеме инвалидности относятся: Всеобщая Декларация прав человека (1948 г.)[20], Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.)[21], Декларация социального прогресса и развития (1969 г.)[21], Декларация о правах инвалидов (1975 г.)[18],Конвенция о правах ребёнка (1989 г., особенно ст. 23 - 27)[16], Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (2000 г.)[15],Конвенция и Рекомендации о профессиональной реабилитации и занятости инвалидов (1983 г.) [17]и др.

В российском законодательстве права инвалидов зафиксированы в таких важнейших документах, как Декларация прав и свобод человека и гражданина, принята Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г.[12],Конституция Российской Федерации, принятая 12 декабря 1993 г.[1], Закон Р.Ф. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г.[8] «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан», Принят Государственной Думой 1 ноября 2011 года от 21 ноября 2011 г.[5],Указы Президента РФ «О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов» и «О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности» от 2 октября 1992 г.[10].

Перечислим основные льготы и преимущества, предоставляемые инвалидам и их семьям, зафиксированные в указанных выше законодательных актах:

  •  бесплатное обеспечение лекарственными препаратами, отпускаемыми по рецептам врача;
  •  бесплатное санаторно-курортное лечение;
  •  дети-инвалиды, их родители, опекуны, попечители и социальные работники, осуществляющие уход за ними, пользуются правом бесплатного проезда;
  •  50% скидка на стоимость проезда на междугородних линиях воздушного, железнодорожного, речного и автомобильного транспорта детям-инвалидам и лицам их сопровождающим;
  •  50% скидка на стоимость проезда в течение года, а также бесплатный проезд раз в год к месту лечения и обратно;
  •  инвалиды и их семьи, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учёт и обеспечиваются жилыми помещениями;
  •  семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка на квартплату и оплату коммунальных услуг в размере не ниже 30% в домах государственного и общественного фонда.

Закон «Об основах социального обслуживания граждан в РФ»[4] закрепляет и регулирует деятельность учреждений, осуществляющих социальную помощь детям, оказавшимся в особо сложных условиях. Определены виды социальных учреждений для детей:

  •  социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних;
  •  центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей;
  •  социальные приюты для детей и подростков;
  •  детские дома-интернаты для умственно отсталых детей и дома-интернаты для детей с физическими недостатками;
  •  реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями.

Выводы по первой главе: В первой главе я рассмотрела: Социальную защиту инвалидов как одно из направлений современной социальной политики РФ. Российское государство признает детство важным этапом в жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни. Поэтому создание эффективной системы социальной защиты в отношении инвалидов, является приоритетной задачей современной социальной политики.

Так же я изучила нормативно-правовое регулирование  в РФ.  Основным нормативно-правовым является Федеральный Закон о детях «О гарантиях прав ребенка»[7] и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»[8]. Где эти Федеральные законы определяют государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации. а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации. Однако положения закона не несут норм прямого действия, в них отсутствует механизм реализации декларированных обязательств государства перед инвалидами, в том числе, нет ясности в вопросах их финансового обеспечения. Эти обстоятельства существенно затрудняли исполнение Закона и потребовали ряда  Указов и Президента РФ, новых подзаконных актов и нормативных материалов[27].


Глава 2. Общеправовая характеристика социальной защиты детей-инвалидов

            2.1.Основные виды социальной защиты

Федеральный закон  "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" определяет государственную [8] политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Предусмотренные настоящим Федеральным законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

         В соответствии с этим законом: «Инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.[8]

          Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.

           В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория "ребенок-инвалид". Ребенок-инвалид - это ребенок со стойким расстройством функций организма, обусловленным заболеванием, травмой или врожденными недостатками умственного или физического развития, обусловливающие ограничение ее нормальной жизнедеятельности и необходимость дополнительной социальной помощи и защиты[32].

          Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.»

           Конституция Российской Федерации провозглашает один из основополагающих принципов деятельности современного демократического государства, согласно которому создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, не является сугубо личным делом самого человека и его родителей, а возводится в ранг общегосударственной политики.[1] В случае, если человек по тем или иным не зависящим от него причинам не может обеспечить себя материально, становится социально незащищенным, государство безвозмездно оказывает ему необходимую социальную защиту, помощь и поддержку.

Социальная защита – обязанность государства.

Социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Социальная поддержка инвалидов - система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения. Говорится в Федеральном Законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»[8].

           Государство предоставляет льготы и социальные выплаты на детей-инвалидов.

На 2015 год за счет средств федерального и регионального бюджетов в полном объеме будет продолжать оказываться государственная социальная помощь детям-инвалидам, инвалидам детства, их родителям, ближайшим родственникам и законным опекунам путем предоставления пособий, пенсий, доплат и надбавок, а также социальных льгот [31].

Кроме того, в субъектах федерации продолжает разворачиваться федеральная целевая программа «Доступная среда», запланированная на 2011 — 2015 годы (в 2014 году в программу были включены Республика Крым и город Севастополь).

Виды льгот матерям и семьям с детьми-инвалидами

  •  Пенсионные льготы;
  •  Льготы по трудовому законодательству;
  •  Жилищные льготы;
  •  Транспортные льготы;
  •  Воспитание и обучение детей-инвалидов;
  •  Льготы по медицинскому, санаторно-курортному и протезно-ортопедическому обслуживанию;
  •  Льготы по налогообложению;
  •  Льготы, социальные пенсии по государственному пенсионному обеспечению и ежемесячные денежные выплаты (ЕДВ) для детей-инвалидов.

Пенсионное обеспечение

Ребенку-инвалиду, а впоследствии и инвалиду детства устанавливается социальная пенсия и надбавки к ней (ст. 18 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»)[6].

Кроме того, неработающим трудоспособным лицам полагаются также ежемесячные пособия (компенсационные выплаты) по уходу за ребенком-инвалидам в размере 60% от минимального размера оплаты труда (Указ Президента РФ от 17 марта 1994 года № 551)[9].

На 2015 год установлены следующие размеры социальных пенсий по инвалидности и детям-инвалидам:

Инвалиды с детства 1 группы, дети-инвалиды- 10 376,86

Инвалиды 1 группы, инвалиды с детства 2 группы- 8 647,51

Инвалиды 2 группы- 4 323, 74

Инвалиды 3 группы- 3 675,20

Ежемесячная денежная выплата детям-инвалидам

В целях усиления социальной защищенности граждан, воспитывающих детей-инвалидов, 26 февраля 2013 года Президентом России подписан Указ № 175 «О ежемесячных денежных выплатах неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы»[10], предусматривающий установление соответствующих выплат с 1 января 2013 года.

Назначение выплат осуществляется в без заявительном порядке на основании документов, имеющихся в пенсионных делах детей-инвалидов.

Размер выплат дифференцирован исходя из родственных отношений:

  •  родителю (усыновителю) или опекуну (попечителю) ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет или инвалида с детства I группы — в размере 5 500 рублей;
  •  другим лицам — в размере 1 200 рублей.

В случае отсутствия документов, подтверждающих родственные отношения либо статус опекуна, территориальными органами ПФР в удобной для граждан, согласованной с ними форме (например, с посещением на дому) принимаются меры по до оформлению пенсионных дел необходимыми документами.

Кроме того, в зависимости от установленной группы инвалидности в соответствии с ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ»[8] устанавливается ЕДВ, размер которыой в 2015 году составляет:

Дети-инвалиды- 2 123,92

Льготное налогообложение семей с детьми-инвалидами

Согласно второй части Налогового кодекса РФ (ст. 218)[2],родителям или заменяющим их лицам, на содержании которых находится ребенок-инвалид в возрасте до 18 лет (до 24 лет при обучении по очной форме с установленной инвалидностью I или II группы), полагается ежемесячно стандартный налоговый вычет в размере 3 000 руб.

Льгота предоставляется на основании пенсионного удостоверения, решений органов опеки и попечительства, медицинской справки органов здравоохранения, подтверждающей необходимость такого ухода, и справки жилищного органа о совместном проживании. Также необходимо предъявить справку о том, что другой родитель подобной льготой не пользуется. Если родители разведены – документ, подтверждающий этот факт.

Льготы по трудовому законодательству, например, женщина, имеющая ребенка-инвалида в возрасте до 16 лет, имеет право на неполную рабочую неделю или неполный рабочий день с оплатой пропорционально отработанному времени (ТК РФ, ст. 93)[3];запрещается привлекать женщин, имеющих детей-инвалидов, к сверхурочным работам или направлять в командировки без их согласия.

Жилищные льготы

Семьям, имеющим детей-инвалидов (Федеральный закон РФ от 24 ноября 1995 года «О социальной защите инвалидов в РФ», ст. 17)[8],предоставляется скидка не ниже 50% ,Например, оплата коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда);

Кроме того, семьи с детьми-инвалидами имеют право на первоочередное предоставление жилых помещений.

В первую очередь жилые помещения предоставляются нуждающимся в улучшении жилищных условий лицам, страдающим тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, перечисленных в списке заболеваний, утвержденном приказом Минздрава РФ № 330 от 5 августа 2003 года[13].
Например,
 Психические заболевания с хроническим течением, стойкой психопатической симптоматикой и выраженными изменениями личности (шизофрения, маниакально-депрессивный психоз, эпилепсия);

Транспортные льготы

Дети-инвалиды, их родители, опекуны, попечители и социальные работники, осуществляющие уход за детьми-инвалидами, а также инвалиды пользуются правом бесплатного проезда на всех видах транспорта общего пользования городского и пригородного сообщения, кроме такси.

Указанные транспортные льготы распространяются в том числе на лицо, сопровождающее инвалида I группы или ребенка-инвалида.

Право бесплатного проезда на всех видах городского общественного транспорта, кроме такси, предоставляется: ребенку-инвалиду и сопровождающему его лицу (не более одного сопровождающего) — на основании пенсионного удостоверения и документа, удостоверяющего личность; родителям (опекунам, попечителям) ребенка-инвалида – на основании справки единого образца, выдаваемой органами социальной защиты, и документа, удостоверяющего личность.

Кроме того, инвалидам также предоставляется, например,50-процентная скидка со стоимости проезда на междугородных линиях воздушного, железнодорожного, речного и автомобильного транспорта с 1 октября по 15 мая и один раз (проезд туда и обратно) в другое время года; Право бесплатного проезда один раз в год к месту лечения и обратно, если законодательством РФ не установлены более льготные условия (инвалидам I и II групп и детям-инвалидам);Первоочередное устройство детей-инвалидов в дошкольные образовательные учреждения (Указ Президента РФ от 02 октября 1992 года)[10].

Кроме того, для детей-инвалидов, состояние здоровья которых исключает возможность их пребывания в детских дошкольных учреждениях общего типа, создаются специальные дошкольные учреждения (Федеральный закон РФ «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24 ноября 1995 года, ст. 18.)[8].

Помимо этого предусматривается возможность воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях.

Финансирование указанных образовательных учреждений осуществляется по повышенным нормативам. Категории учащихся, воспитанников, направляемых в указанные образовательные учреждения, а также содержащихся на полном государственном обеспечении, определяются Правительством РФ. Дети и подростки с отклонениями в развитии направляются в указанные общеобразовательные учреждения только с согласия родителей (законных представителей) по заключению психолого-педагогической и медико-педагогической комиссий.

Льготы по медицинскому, санаторно-курортному и протезно-ортопедическому обслуживанию, например, Бесплатный отпуск лекарств по рецептам врачей (Постановление Правительства РФ от 30 июля 1994 года № 890.);бесплатная санаторная путевка для ребенка-инвалида и сопровождающего его лица (Приказ Минздрава РСФСР от 04 июля 1991 года №117)[14].


2.2.Реабилитационные программы для детей-инвалидов


         В структуре детской инвалидности преобладают психоневрологические заболевания (более 60 %), заболевания внутренних органов (до 20 %), заболевания опорно-двигательного аппарата (9-10 %), нарушения зрения (13 %) и слуха (4 %).[31]

Среди причин, способствующих возникновению инвалидности у детей, основными являются ухудшение экологической обстановки, неблагоприятные условия труда женщин, высокий уровень заболеваемости родителей, особенно матерей, рост травматизма, отсутствие условий и культуры здорового образа жизни.[30]

Освоение детьми-инвалидами социального опыта, включение их в существующую систему общественных отношений требует от общества определенных дополнительных мер, средств и усилий (это могут быть специальные программы, специальные центры по реабилитации, специальные учебные заведения и т.д.). Но разработка этих мер должна основываться на знании закономерностей, задач, сущности процесса социальной реабилитации»

           Как известно, под реабилитацией в широком смысле слова понимают итог всех затрат и действий, которые способствуют обеспечению людям, неполноценным вследствие врожденных пороков, болезней, или несчастных случаев, возможности вести нормальный образ жизни, обретать свое место в обществе, в полной мере проявлять свои способности.

Реабилитационная деятельность включает в себя:

· Развитие духовных и физических способностей ребенка

· Содействие в получении соответствующей школы образования, включая подготовку к нему.

· Обеспечение условий для участия в жизни общества детей, чьи возможности окончательно признаны, как допускающие обучение лишь практическим навыкам.

· Содействие в выполнении соответствующей деятельности, при невозможности получения прогрессивного образования (при выполнении неквалифицированной работы).

· Установление реального и более комфортного контакта с внешним миром.

· Поддержка, повышение и постоянное восстановление физических и моральных сил, а также душевного равновесия.

· Облегчение бытовых и жилищных условий, организация и проведение свободного времени, полноценное участие в общественной и культурной жизни.

· Необходимость включения в процесс реабилитации и адаптации не только детей, как пациентов, но и членов его ближайшего окружения.

· Заинтересованное осмысление не только своих собственных задач, но и мотивационно окрашенное моделирование себя в предстоящем, прогнозируемом восстановлении личности ребенка, способствующего восстановлению общего с ним смыслового поля» .[22]

«Социальная реабилитация - это комплекс мер, направленных на восстановление разрушенных или утраченных индивидом общественных связей и отношений вследствие нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма (инвалидность), изменения социального статуса (пожилые граждане, беженцы и вынужденные переселенцы, безработные), девиантного поведения личности (несовершеннолетние, лица, страдающие алкаголизмом, наркоманией и токсикоманией, освободившиеся из мест заключения и т.п.)» [25].

Так, например, Прокуратура г. Белокуриха Алтайского края провела проверку по обращению местной жительницы о нарушении прав её малолетнего сына, страдающего редким заболеванием, на получение мер государственной поддержки. Установлено, что 5-летний ребенок с рождения страдает заболеванием «муковисцидоз», которое является неизлечимым и лишает его возможности самообслуживания. В связи с имеющимися проблемами со здоровьем малыш не может без посторонней помощи осуществлять основные физиологические потребности, соблюдать личную гигиену, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.

Несмотря на ограничение в способности к самообслуживанию, главным бюро медико-социальной экспертизы было отказано в признании ребенком инвалидом, что привело к лишению его права на меры социальной защиты, в том числе на проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых за счет бюджетных средств. По закону полная и частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, обучаться и заниматься трудовой деятельностью, являются основаниями для признания лица инвалидом.
В связи с выявленными нарушениями, прокуратура г. Белокуриха подала в суд иск к главному бюро медико-социальной экспертизы по Алтайскому краю с требованием установить ребенку категорию «ребенок-инвалид».
Исковые требования удовлетворены в добровольном порядке, Федеральным бюро медико-социальной экспертизы (г. Москва) ребенку установлена категория «ребенок-инвалид». В настоящий момент для ребенка разработана индивидуальная программа реабилитации, он пользуется в полном объеме мерами государственной поддержки[34].

Целью социальной реабилитации является восстановление социального статуса личности, обеспечение социальной адаптации в обществе, достижение материальной независимости. Объекты процесса социальной реабилитации – группы людей, отдельные категории населения, нуждающиеся в социальной помощи, в том числе семьи, оказавшиеся в кризисной ситуации; несовершеннолетние граждане; дети-инвалиды и их родители; дети-сироты; взрослые инвалиды; люди пожилого возраста; подростки с девиантным поведением; лица, страдающие хроническим алкоголизмом, употребляющие наркотические и одурманивающие вещества; несовершеннолетние мамы; женщины и дети, подвергающиеся насилию; безработные; бездомные; безработные; беженцы; мигранты и т.д.[28].

Субъекты социальной реабилитации – государство, общественные и общественно-политические объединения, фонды, конфессии, органы местного самоуправления, профессионалы социальной работы, т.е. социальные субъекты, участвующие в реализации программ социальной реабилитации, в оказании помощи и поддержки человеку, оказавшемуся в сложной жизненной ситуации.

Основными видами социальной реабилитацией являются:

Социально-медицинская. Включает в себя восстановительную реконструктивную терапию, протезирование,стационарное и санаторно-курортное лечение, обеспечение медико-социального патронажа различных групп населения и т.д.

Социально-психологическая. Включает в себя повышение уровня психического здоровья, оптимизацию внутрисемейных отношений, информирование о потенциальных возможностях личности, ориентирование на самореабилитацию личности и семьи, обучение родителей приемам организации психокоррекционной работы с детьми, содействие пожилым гражданам в адаптации к новым условиям и обретении уверенности в себе.

Профессиональная. Включает в себя профессиональную ориентацию, образование, профессионально-производственную адаптацию и трудоустройство. В случае социальной недостаточности (в виде ограничения способности к профессиональной деятельности) меры социальной реабилитации требуют наряду с профориентацией приспособления производства и режима труда к нуждам клиента (если это необходимо).

Социальная. Включает в себя социально-средовую ориентацию, социально бытовую адаптацию и социально-бытовое устройство. Важной частью социального блока реабилитационной программы являются меры материальной помощи, в том числе социальные пенсии и компенсационные выплаты, адресная натуральная поддержка в виде помощи продуктами, одеждой, другими предметами обихода, техническими средствами и т.д.

Меры указанных видов реабилитации имеют цель уменьшить проявления социальной недостаточности. Мероприятия данного вида проводятся путем социального обслуживания на дому и в условиях учреждений социального обслуживания (в том числе в реабилитационных центрах) под патронажем органов социальной защиты населения.

Координация различных направлений социальной реабилитации осуществляется специалистами по социальной работе, которые поддерживают связь с органами здравоохранения, образования, занятости, правовыми службами; организуют необходимые консультации; активизируют социальный потенциал семьи; содействуют финансовой и материальной помощи в семье[27].

Выводы по второй главе: Таким образом, социальная защита детей-инвалидов в нашей стране осуществляется как непосредственно в условиях специализированных учреждений, так и опосредованно через предоставление таким детям и их семьям пособий, льгот и различных социальных услуг. В решении проблем инвалидов важная роль принадлежит районным управлениям социальной защиты населения, они – посредники между ребёнком-инвалидом, нуждающимся в помощи, его семьей и профильными специалистами.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Теоретическое исследование позволяет сделать некоторые важные выводы.

В Российской Федерации, как и во всем цивилизованном мире, детство признается важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них социально ценных качеств. Это касается всех детей, независимо от состояния их здоровья. Это касается и умственно отсталых детей и детей, которые не могут самостоятельно передвигаться и большую часть жизни проводят дома.

Основной закон о детях - «О гарантиях прав ребенка»[7]. Этот закон утверждает, что политика государства в отношении детей является приоритетной. Утверждается равно внимательное отношение государства ко всем его детям. Но на практике использование детьми-инвалидами равных прав со сверстниками представляет серьезную проблему.

          Ребенок-инвалид как субъект социальной адаптации, может и должен предпринимать посильные шаги для собственной адаптации, овладевать специфическими навыками, стремиться, как можно полнее влиться в социальную жизнь. Работа в этом направлении осуществляется в рамках психолого-ориентированных моделей социальной работы и помощи. При этом милосердие понимается как первая ступенька гуманизма, которое должно опираться не на жалость и сочувствие, а на желание помочь детям в интеграции их в общество, основываться на позиции: общество открыто для детей, и дети открыты для общества. Активная позиция в деле адаптации в обществе необходима, так как доказано, что возможность адаптации находится в сильной зависимости от тяжести и стажа инвалидности. В частности, чем легче группа инвалидности, меньше ее стаж и достаток семьи, тем выше уровень мотивации на проведение реабилитационных мероприятий. Это ярко свидетельствует о том, что установки общества по отношению к инвалидам, понимание его как объекта соцзащиты, как не способного навсегда что-либо изменить в своей судьбе приводит к тому, что в социальной психологии принято называть «выученной беспомощностью»[22].

Основным социализирующим и адаптирующим звеном признается семья ребенка-инвалида. В законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» отмечено, семья является важнейшим институтом социализации ребенка-инвалида. Основное бремя заботы о детях-инвалидах ложится на семьи, поэтому для успешной адаптации им необходима поддержка общества и государства. Члены семей полностью вовлечены в уход за ребенком-инвалидом в связи с не сформированностью социальной инфраструктуры обслуживания людей с ограниченными возможностями здоровья[8].

           Чем раньше ребенок-инвалид получает помощь, тем больше шансов, что он будет ходить в обычный детский сад, обучаться в обычной школе. В идеале коррекционная помощь должна начинаться практически сразу после рождения, как только могут быть выявлены соответствующие проблемы.

Детям-инвалидам необходима помощь и понимание не только родителей, но и общества в целом, только так они смогут понять, что они действительно нужны, что их действительно любят и понимают.


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  Нормативно-правовые акты

1.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (с поправками от 30 декабря 2008 г., 5 февраля, 21 июля 2014 г.)

2.Часть вторая Налогового кодекса Российской Федерации от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ

3.Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ

4.Федеральный закон Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ"Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации"

5.Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"

6.ст.18 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»).

7.Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями)

8.Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями)

9.Указ Президента РФ от 17 марта 1994 года № 551.

10.Указ Президента РФ от 2 октября 1992 г. N 1157 "О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов" (с изменениями и дополнениями)

11.Постановление Правительства РФ от 30 июля 1994 г. N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" (с изменениями и дополнениями)

12.Постановление ВС РСФСР от 22 ноября 1991 г. «О Декларации прав и свобод человека и гражданина»

13.Приказ Минздрава РФ от 5 августа 2003 г. N 330 "О мерах по совершенствованию лечебного питания в лечебно-профилактических учреждениях Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями)

14.Приказ Минздрава РФ от 12 мая 2000 г. N 161 "Об отмене приказа Минздрава РСФСР от 4 июля 1991 г. N 117"

15.Всемирная декларация «об обеспечении выживания, защиты и развития детей» Принята Всемирной встречей на высшем уровне в интересах детей, Нью-Йорк, 30 сентября 2000 года

16.Конвенция о правах ребенка.Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года

17.Конвенция Международной организации труда N 159 «о профессиональной реабилитации и занятости инвалидов» (Женева, 20 июня 1983 г.)

18.Декларация «о правах инвалидов» Принята резолюцией 3447 (XXX) Генеральной Ассамблеи от 9 декабря 1975 года

19.Декларация «социального прогресса и развития» Принята резолюцией 2542 (XXIV) Генеральной Ассамблеи от 11 декабря 1969 года

20.Всеобщая декларация прав человека. Принята резолюцией 217 А (III)

Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 года

21.Международный пакт «об экономических, социальных и культурных правах» Принят резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1966 год.

           Научная литература

 22.Лазарев В.Ф., Долгушин А.К. Модель центра медико-социальной реабилитации детей-инвалидов. – М., 2012.

 23.Антипьева Н.В. Социальная защита инвалидов в РФ: правовое регулирование. – М., 2002

24.Жуковская Е.Н. Социальная защита,-М, 2005

25.Возжаева Ф.С. Реализация комплексных реабилитационных программ для детей-инвалидов//Социальное обеспечение, 2005, №18;

26.Шашкова О.В. Права, льготы, поддержка-2-ое изд.-М.:Эксмо, 2012.-128с.

27.Актуализации социально-экономических проблем инвалидов в России (В.В. Бодрова, С.А.Васин, Т.А. Добровольская, И.П. Каткова, Д.И. Лаврова, А.И. Осадчих, С.Н. Пузин, Е.Л. Сороко, Ш.Б. Шабалина и др.).

28. Смирнова.Р.А. Факторы формирования адаптационных стратегий социально уязвимых слоев населения

                                            Электронные ресурсы

    29.http://posobie-expert.ru/chastnye-sluchai/na-detej-invalidov/                            30.http://www.fmx.ru/sociologiya_i_obshhestvoznanie/sushhnost_socialnoj_raboty_eyo_obekt_i.html

    31.http://www.fmx.ru/sociologiya_i_obshhestvoznanie/problemy_adaptacii_detej-invalidov.htm

    33.http://kodeksy.com.ua/ka/dictionary/r/rebenok-invalid.htm

Материалы судебной практики

   34.Решение по иску  обращения местной жительницы о нарушении прав её                малолетнего сына, страдающего редким заболеванием, на получение мер             государственной поддержки. От 11.03.2014//rospravosudie.com



 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

84791. Покорители космоса 156.5 KB
  В конспекте представленного занятия сформулированы педагогические задачи по ознакомлению детей с социальным миром, в соответствии с требованиями и рекомендациями программы «Школа 2100». Старший дошкольный возраст – это стартовая площадка для развития у детей нравственных чувств, в том числе ценностного...
84792. Путешествие на лесную поляну 49.5 KB
  Ой смотрите что-то случилось с цветочками все лепесточки перепутались Кто это так обидел цветочки как вы думаете плохие дети животные ветер пошалил сильно дул и лепесточки разлетелись у цветков и перепутались Поможем собрать одинаковые лепесточки и соединим в цветочки...
84793. Конспект тематического занятия, посвящённого Дню Победы 36.5 KB
  Задачи: Способствовать формированию у детей чувства гордости за свой народ, его боевые заслуги; Закрепить представления о празднике День Победы; Воспитывать уважение к защитникам Отечества, памяти павших бойцов, ветеранам ВОВ. Ход: Под музыку «День Победы» в зал входят дети, рассаживаются.
84795. Миссия в управлении организацией 88.94 KB
  В современном быстроменяющемся благодаря инновационным и информационным технологиям мире любая сфера деятельности человека требует от современных компаний прорабатывать долгосрочную стратегию нацеленную на успех и развитие организации.
84796. Содержание и цели стадий кругооборота инвестиций 170 KB
  Инвестиция – это всегда изменение, осознанное отклонение от рутинного течения, попытка заглянуть в будущее. Инвестиционная деятельность является в некотором смысле вынужденным мероприятием, поскольку любой мало-мальски грамотный бизнесмен, руководитель, менеджер отчетливо понимает...
84797. Современные десерты 114.95 KB
  Заведения общественного питания представляет собой отрасль, основу которой составляют предприятия (структурные торгово-производственные единицы), выпускающие кулинарную продукцию, характеризующиеся единством форм организации производства и обслуживания потребителей и различающиеся по типам...
84798. Разработка программы аутентификации пользователя и сообщений на основе алгоритма IDEA (режим сцепления блоков шифра) 279.83 KB
  Симметричные криптосистемы также симметричное шифрование симметричные шифры способ шифрования в котором для шифрования и расшифровывания применяется один и тот же криптографический ключ. До изобретения схемы асимметричного шифрования единственным существовавшим способом являлось симметричное шифрование.