96941

Конституционно-правовой статус Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации

Курсовая

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Становление и развитие института Уполномоченного по правам человека в РФ. Институт уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. Компетенция Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. Аппарат Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.

Русский

2015-10-12

166.5 KB

3 чел.

Федеральное государственное казенное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«АКАДЕМИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

________________________________________________________________

Институт подготовки оперативного состава

Следственный факультет

Кафедра общеправовых дисциплин

Курсовая работа

по конституционному праву России на тему:

Конституционно-правовой статус Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации

Выполнил: слушатель

уч. группы Д-11

ряд. Желтова К.Д.

Проверил: доцент

кафедры общеправовых дисциплин

следственного факультета ИПОС

Академии ФСБ России

подполковник Абрамов А.В.

Москва 2015

Оглавление

[1] Оглавление

[2] Введение

[3] Становление и развитие института Уполномоченного по правам человека в РФ

[4] Институт уполномоченного по правам человека в Российской Федерации

[4.1] Порядок назначения и освобождения от должности Уполномоченного по правам человека

[4.2] Компетенция Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации

[4.3] Аппарат Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации

[5] Роль Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в обеспечении безопасности государства

[6] Список использованных источников


Введение

Права человека принадлежат всем людям независимо от социального положения и являются неотъемлемой составной частью их отношений с государством. Сегодня интерес к человеку, проблеме достоинства личности становится одним из основных проявлений подлинного демократизма в жизни современного общества. Институт Уполномоченного по правам человека призван способствовать установлению в обществе системы ценностей, при которой права личности оказываются приоритетными при решении социальных проблем. Этот ценностный приоритет сегодня еще весьма слаб и по большей части декларативен по сравнению с традиционными для России коллективными ценностями и представлениями о государственной целесообразности, которыми по-прежнему руководствуются представители власти.

Актуальность работы обусловлена тем, что  положение прав и свобод человека в Российской Федерации в настоящий момент вызывает глубокую озабоченность. Права и свободы человека и гражданина все еще не стали в Российской Федерации реальной ценностью в стране и продолжается нарушение экономических, социальных, культурных, гражданских, политических и экологических прав. Безнаказанность такого рода нарушений не способствует формированию правовой культуры общества, подрывает веру в устойчивость демократических институтов государства.

Целью исследования является анализ особенностей становления, развития, правового положения и деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.

Задачи работы:

  1.  Рассмотреть историю становления, правовой статус и компетенцию Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации;
  2.  Рассмотреть роль института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в обеспечении безопасности государства.
  3.  Становление и развитие института Уполномоченного по правам человека в РФ

Учреждение института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, как государственного органа - одно из важнейших достижений демократических преобразований в России в конце XX столетия. Для нашей страны создание такого института было явлением новым, хотя в мировой истории он уже известен давно. Родиной института омбудсмена (так называют уполномоченных по правам человека в Европе и в мире), считается Швеция. Со шведского языка «омбудсмен» переводится как «поверенный».

Институт получил мощное развитие после Второй мировой войны. Именно в это время были приняты важные международные правовые документы в области прав человека. В частности, 10 декабря 1948 года - Всеобщая декларация прав человека1.

Сегодня более чем в ста странах мира существуют национальные омбудсмены, в том числе и в Российской Федерации.  Данный институт  является самым молодым в системе государственных органов современной России. Поэтому он не связан с какими-либо российскими традициями, а является инновацией в среде государственно-правовых институтов.

В Российской Федерации идея учреждения института Уполномоченного по правам человека впервые получила юридическое выражение в Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой 22 ноября 1991 года Верховным Советом РСФСР. Статья 40 Декларации предусматривала создание должности Парламентского уполномоченного по правам человека, который "назначается Верховным Советом на срок 5 лет, ему подотчетен и обладает той же неприкосновенностью, что и народный депутат РСФСР".

Постановление о введении Декларации в действие возлагало на соответствующие комитеты Верховного Совета подготовку проекта закона, который должен был определить компетенцию Парламентского уполномоченного. Однако в то время закон принят не был.

В Конституции РФ 1993 года эта идея не получила развития, чему причиной являлась политическая ситуация в стране, конфликт между исполнительной и законодательной властью. В принятом варианте Конституции определение "парламентский" исчезло, и единственная норма, касающаяся Уполномоченного по правам человека (ст. 103), относит к ведению Госдумы назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом.

До принятия закона  институт Уполномоченного действовал на основании указа Президента РФ "О мерах по обеспечению конституционных функций Уполномоченного по правам человека" от 04.08.94 N 1587. Согласно этому указу 17 января 1994 года Государственная Дума назначила Уполномоченным по правам человека С.А. Ковалева. 10 марта 1995 года он был освобожден от занимаемой должности.

20 марта 1996 года законопроект был принят Государственной Думой во втором чтении с поправкой, предусматривающей включение кандидатур в список для тайного голосования на должность Уполномоченного двумя третями голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. 17 апреля 1996 года закон был принят в целом и направлен в Совет Федерации, который его отклонил.

Основное требование Совета Федерации состояло в том, чтобы право Уполномоченного создавать представительства в субъектах Российской Федерации было заменено на право субъектов самим учреждать аналогичную должность, финансируемую из средств бюджета субъекта Российской Федерации.

После процедур согласования Федеральный конституционный закон "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" 25 декабря 1996 года был принят Государственной Думой, 12 февраля 1997 года одобрен Советом Федерации, 26 февраля 1997 года подписан Президентом Российской Федерации и 4 марта 1997 года официально опубликован и вступил в силу. Он определил статус Уполномоченного, его компетенцию, порядок назначения и освобождения от должности, реализовав тем самым требования пункта "е" части 1 статьи 103 Конституции Российской Федерации.

В срок не позднее 30 дней со дня вступления закона в силу Государственная Дума должна была назначить Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.

Первый раз этот вопрос рассматривался 4 апреля 1997 года. Государственная Дума провела тайное голосование раздельно по каждой из пяти предложенных кандидатур. Набрать необходимое большинство голосов не удалось ни одному кандидату. 17 сентября 1997 года при повторном рассмотрении вопроса ситуация повторилась. В мае 1998 года депутаты Государственной Думы в третий раз заслушали соискателей на должность Уполномоченного. Большинство в две трети голосов получил только один кандидат - депутат Государственной Думы О.О. Миронов, который 22 мая 1998 года тайным голосованием (299 депутатов - "за", 29 - "против" и 3 -"воздержались") был назначен на должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.

Должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации учреждена в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления, должностными лицами и государственными служащими. Деятельность Уполномоченного дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод2.

Функции Уполномоченного по правам человека перечислены в ч. 3 ст. 1 Закона об Уполномоченном по правам человека:

восстановление нарушенных прав человека и гражданина;

совершенствование законодательства РФ о правах человека и гражданина и приведение его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права;

развитие международного сотрудничества в области прав человека;

правовое просвещение по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты.

13 февраля 2004 года, в связи с истечением срока деятельности на должности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации О.О. Миронова, Государственная Дума Федерального Собрания Российской федерации назначила на эту должность Владимира Петровича Лукина, кандидатура которого была предложена Президентом РФ В.В. Путиным и поддержана 335 депутатами.

18 февраля 2009 года, после того как Президент РФ Д.А. Медведев внес предложение о назначении В. П. Лукина, Постановлением Государственной Думы Федерального Собрания РФ за № 1729-5 ГД Лукин Владимир Петрович назначен на должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации на второй пятилетний срок.

На сегодняшний день должность Уполномоченного по правам человека занимает Памфилова Элла Александровна. Она вступила на эту должность 18 марта 2014 года.

В соответствии с Федеральным конституционным законом от 26.02.1997 N 1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" с конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации может учреждаться должность Уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации.

Впервые должность Уполномоченного в субъекте РФ возникла в 1996 г., за два года до избрания в 1998 г. федерального Уполномоченного, после учреждения региональными законами данных должностей в Республике Башкортостан и Свердловской области, так как это соответствовало их конституционным полномочиям3.

В настоящее время Уполномоченные по правам человека имеются в 66 субъектах, и институт омбудсмена продолжает развиваться. В целом данный институт служит своеобразным связующим мостом между властью и обществом, поскольку он разрешает конфликты государственных и индивидуальных интересов граждан в области защиты прав и свобод человека.


  1.  Институт уполномоченного по правам человека в Российской Федерации
    1.  Порядок назначения и освобождения от должности Уполномоченного по правам человека

Порядок назначения на должность и освобождения от должности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации (далее по тексту Уполномоченный) определяется главой 2 ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в РФ" (далее по тексту Закон).

Для назначения на должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации существуют критерии, указанные в Законе: наличие гражданства Российской Федерации, возрастной ценз - не моложе 35 лет, наличие у кандидата познаний в области прав и свобод человека и гражданина, наличие у него опыта защиты прав и свобод человека и гражданина. При этом следует отметить, что в Законе не установлено обязательное наличие юридического образования.

Закон четко определяет круг субъектов, которые имеют право внесения предложений о кандидатах на должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации: Президент РФ, Совет Федерации, депутаты Государственной Думы, депутатские объединения в Государственной Думе. Процедура внесения кандидатур должна быть произведена в течение месяца до окончания срока полномочий предыдущего Уполномоченного.

Каждый кандидат, предложенный на должность Уполномоченного по правам человека, выступает на заседании Государственной Думы с краткой программой предстоящей деятельности. Депутаты, присутствующие на заседании, вправе задавать вопросы кандидату, высказывать свое мнение по предложенной кандидатуре, выступать за или против нее. В список для тайного голосования включаются кандидатуры, получившие не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Если кандидатура на должность Уполномоченного отклонена палатой, фракции и депутатские группы вправе предложить для нового рассмотрения ту же или новую кандидатуру. Повторное рассмотрение кандидатуры проводится на следующий день после получения палатой соответствующего представления.4

Назначение на должность Уполномоченного и освобождение от нее осуществляется Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы тайным голосованием. Далее Государственная Дума не позднее 30 дней со дня истечения срока полномочий предыдущего Уполномоченного должна принять постановление о назначении на должность нового Уполномоченного.

Уполномоченный назначается на должность сроком 5 лет. Началом срока является момент принесения Уполномоченным присяги, окончанием срока - момент принесения присяги вновь назначенным Уполномоченным5. При этом одно и то же лицо не может занимать данную должность более 2 раз. Текст присяги имеет следующее содержание: "Клянусь защищать права и свободы человека и гражданина, добросовестно исполнять свои обязанности, руководствуясь Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, справедливостью и голосом совести". Присяга приносится на заседании Государственной Думы.  Следует отметить, что истечение срока полномочий Государственной Думы, а также ее роспуск не влекут прекращения полномочий Уполномоченного6.

Уполномоченному предъявляется ряд требований. Он не может являться депутатом Думы или регионального законодательного органа, членом Совета Федерации, находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой или неоплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной либо иной творческой деятельностью и не вправе заниматься политической деятельностью, быть членом партии или иного объединения, преследующего политические цели.7

Также Закон содержит гарантии неприкосновенности Уполномоченного, которые также призваны обеспечить его независимость при осуществлении им предусмотренных законом полномочий. Он обладает неприкосновенностью в течение всего срока его полномочий. Он не может быть без согласия Государственной Думы привлечен к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, задержан, арестован, подвергнут обыску, за исключением случаев задержания на месте преступления, а также подвергнут личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц. Неприкосновенность Уполномоченного распространяется на его жилое и служебное помещения, багаж, личное и служебное транспортные средства, переписку, используемые им средства связи, а также на принадлежащие ему документы8.

В случае задержания Уполномоченного на месте преступления должностное лицо, произведшее задержание, немедленно уведомляет об этом Государственную Думу, которая должна принять решение о даче согласия на дальнейшее применение этой процессуальной меры. При неполучении в течение 24 часов согласия Государственной Думы на задержание Уполномоченный должен быть немедленно освобожден9.

Уполномоченный досрочно освобождается от должности Государственной Думой:

  •  в случае нарушения им статьи закона о деятельности несовместимой с его статусом;
  •  в случае вступления в законную силу обвинительного приговора суда в его отношении;
  •  ввиду его длительной (не менее четырех месяцев подряд) неспособности исполнять обязанности по состоянию здоровья или иным причинам;
  •  в случае подачи им заявления о сложении полномочий.

В ситуации досрочного прекращения полномочий Уполномоченным Закон предписывает Государственной Думе назначить нового Уполномоченного в течение двух месяцев со дня досрочного освобождения от должности предыдущего в соответствие со статьями 6-10 ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации».10


  1.  Компетенция Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации

К компетенции Уполномоченного относится: рассмотрение жалоб граждан РФ и находящихся на территории России иностранных граждан и лиц без гражданства на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих, если ранее заявитель обжаловал их в судебном или административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе. Данное ограничение необходимо и направлено на то, чтобы предотвратить огромное количество обращений, что могло бы парализовать работу Уполномоченного.

В компетенцию Уполномоченного не входит рассмотрение жалоб на решения палат Федерального Собрания и законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

В части 3 статьи 16 устанавливается положение, в соответствии с которым жалобы можно подавать одновременно Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации и Уполномоченному по правам человека в соответствующем субъекте. Принятие жалобы или даже вынесенное решение по жалобе в соответствующем субъекте не является препятствием для рассмотрения аналогичной жалобы в центральном аппарате.

Жалоба подается Уполномоченному не позднее истечения года со дня нарушения прав и свобод заявителя или с того дня, когда заявителю стало известно об их нарушении. Она должна содержать фамилию, имя, отчество и адрес заявителя, изложение существа решений или действий (бездействия), нарушивших или нарушающих, по мнению заявителя, его права и свободы, а также сопровождаться копиями решений, принятых по его жалобе, рассмотренной в судебном или административном порядке.

Компетенция Уполномоченного распространяется и на лиц, находящихся в местах принудительного содержания. Администрация мест принудительного содержания обязана отправлять Уполномоченному обращения к нему лиц, содержащихся в этих местах в течение 24 часов, при этом, она не имеет право просматривать их. Данный механизм является крайне важным для обеспечения возможности самостоятельной защиты прав лиц, содержащихся в местах принудительного содержания11.

Получив жалобу, Уполномоченный вправе:

  •  принять жалобу к рассмотрению;
  •  разъяснить заявителю средства, которые тот может использовать для защиты своих прав и свобод;
  •  передать жалобу государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, к компетенции которых относится разрешение жалобы по существу;
  •  отказать в принятии жалобы к рассмотрению.

О принятом решении Уполномоченный в десятидневный срок уведомляет заявителя. В случае начала рассмотрения жалобы Уполномоченный информирует также государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо, решения или действия (бездействие) которых обжалуются.12

Уполномоченный осуществляет защиту прав граждан не только на основании фактов изложенных в жалобе, то есть в связи с поступившим обращением гражданина, но и может начать производство и по своей инициативе в случаях получения информации о массовых или грубых нарушениях прав и свобод граждан, в случаях, имеющих особое общественное значение либо когда необходимо защищать интересы лиц, которые не в состоянии самостоятельно использовать правовые средства защиты (например, престарелые, больные, несовершеннолетние и т.д.). В этих ситуациях Уполномоченный обладает правом принимать в пределах своей компетенции  соответствующие меры, направленные на защиту прав и свобод человека и гражданина.13

При работе по жалобе Уполномоченный вправе беспрепятственно посещать все органы государственной власти, органы местного самоуправления, присутствовать на заседаниях их коллегиальных органов, а также беспрепятственно посещать предприятия, учреждения и организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности; воинские части; общественные объединения; запрашивать и получать от государственных и иных органов и должностных лиц сведения, документы и материалы, необходимые для рассмотрения жалобы (Но: информация, составляющая государственную, коммерческую либо иную охраняемую законом тайну должна предоставляться в соответствии с законодательством Российской Федерации); получать объяснения должностных лиц (исключая судей) по жалобе; поручать компетентным органам проведение экспертных исследований по вопросам, подлежащим выяснению в ходе проверки; знакомиться с уголовными, гражданскими и иными делами, решения по которым вступили в законную силу14.

Кроме того, по вопросам своей деятельности Уполномоченный пользуется правом безотлагательного приема руководителями и другими должностными лицами расположенных на территории Российской Федерации органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, руководителями общественных объединений, лицами начальствующего состава Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований, администрацией мест принудительного содержания15.

Вышеперечисленным правам соответствуют определенные обязанности органов, должностных лиц и государственных служащих, которые вытекают из смысла приведенных выше положений:

  •  обеспечивать доступ в соответствующие органы и на заседания;
  •  бесплатно и беспрепятственно предоставлять Уполномоченному запрошенные материалы и документы, иную информацию, необходимую для осуществления его полномочий (они должны быть направлены Уполномоченному не позднее 15 дней со дня получения запроса, если в самом запросе не установлен иной срок) – данная обязанность закреплена в статье 34 ФКЗ;
  •  давать объяснения по подлежащим выяснению вопросам;
  •  содействовать в проведении проверок;
  •  проводить по поручению Уполномоченного экспертные исследования и готовить заключения;
  •  обеспечивать доступ к материалам указанных в Законе уголовных, гражданских дел и дел об административных правонарушениях;
  •  обеспечивать реализацию права безотлагательного приема Уполномоченного руководителями и другими должностными лицами указанных в Законе структур.

Согласно части 2 статьи 24 Уполномоченный имеет право отказаться от дачи свидетельских показаний по гражданскому или уголовному делу об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с выполнением его обязанностей16.

О результатах рассмотрения жалобы Уполномоченный извещает заявителя. Ответ направляется на обратный адрес заявителя или адрес, особо указанный им в обращении. При этом Уполномоченный сообщает и о состоявшейся защите и восстановлении заявителя в правах, и о невозможности их осуществления ввиду отсутствия необходимых правовых оснований17.

Уполномоченный обязан направить государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, в решениях или действиях (бездействии) которых он усматривает нарушение прав и свобод граждан, свое заключение, содержащее рекомендации относительно возможных и необходимых мер восстановления указанных прав и свобод.18 Такое заключение должно быть рассмотрено в месячный срок, и о принятых мерах в письменной форме должно быть сообщено Уполномоченному.

Важным фактором соблюдения прав граждан является то, что Закон запрещает Уполномоченному разглашать сведения о частной жизни заявителя и других лиц без их письменного согласия, которые стали ему известны в процессе рассмотрения жалобы.

По результатам рассмотрения жалобы Уполномоченный вправе:

1) обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод, нарушенных решениями или действиями (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, а также лично либо через своего представителя участвовать в процессе в установленных законом формах;

2) обратиться в компетентные государственные органы с ходатайством о возбуждении дисциплинарного или административного производства либо уголовного дела в отношении должностного лица, в решениях или действиях (бездействии) которого усматриваются нарушения прав и свобод человека и гражданина;

3) обратиться в суд или прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в законную силу решения, приговора суда, определения или постановления суда либо постановления судьи;

4) изложить свои доводы должностному лицу, которое вправе вносить протесты, а также присутствовать при судебном рассмотрении дела в порядке надзора;

5) обращаться в Конституционный Суд Российской Федерации с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле19.

В п. 2 статьи 29 оговаривается, что заявление или жалоба, направляемые Уполномоченным в соответствии с подп. 3 п. 1 статьи 29, государственной пошлиной не облагаются. Это связано с тем, что все расходы по осуществлению Уполномоченным по правам человека правозащитной деятельности покрываются за счет средств федерального бюджета, который должен обеспечивать финансирование его независимой деятельности в полном объеме20.

Для придания гласности заключению, принятому Уполномоченным в ходе рассмотрения жалобы либо факта нарушения прав и свобод гражданина, Уполномоченный вправе опубликовать его в средствах массовой информации. Соответствующие печатные издания обязаны опубликовать заключения и другие документы, представленные Уполномоченным. Однако эта обязанность вменяется только тем периодическим печатным изданиям, которые финансируются либо полностью, либо частично за счет бюджетных средств, а также тем, в которых одним из учредителей являются государственные структуры: государственные или муниципальные органы, органы местного самоуправления, предприятия, учреждения, организации.

На основе изучения и анализа информации о нарушении прав и свобод граждан, обобщения итогов рассмотрения жалоб Уполномоченный вправе направлять государственным органам, органам местного самоуправления и должностным лицам свои замечания и предложения общего характера, относящиеся к обеспечению прав и свобод граждан, совершенствованию административных процедур. Также он вправе  обращаться к субъектам права законодательной инициативы с предложениями об изменении и о дополнении федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации либо о восполнении пробелов в федеральном законодательстве и законодательстве субъектов Российской Федерации, если полагает, что решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц, нарушающие права и свободы граждан, совершаются на основании и во исполнение федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации, либо в силу существующих пробелов в федеральном законодательстве и законодательстве субъектов Российской Федерации, либо в случае, если законодательство противоречит общепризнанным принципам и нормам международного права и международным договорам Российской Федерации.

Законом предусмотрены ежегодные доклады Уполномоченного о своей деятельности Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации и Государственную Думу, Правительство Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, Генеральному прокурору Российской Федерации и Председателю Следственного комитета Российской Федерации. Кроме того, по отдельным вопросам соблюдения прав и свобод граждан в Российской Федерации Уполномоченный может направлять в Государственную Думу специальные доклады.

Закон устанавливает, что все ежегодные доклады должны быть официально опубликованы в «Российской газете». Специальные доклады Уполномоченного по отдельным вопросам соблюдения прав человека могут публиковаться этим или другими периодическими изданиями только по его решению21.

Законодательство РФ предусматривает юридическую ответственность за вмешательство в деятельность Уполномоченного. В соответствии со ст.17.2 КоАП РФ22 вмешательство в деятельность Уполномоченного по правам человека с целью повлиять на его решения влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей, неисполнение должностными лицами законных требований Уполномоченного по правам человека, а равно неисполнение должностными лицами обязанностей, установленных Федеральным конституционным законом «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей

, воспрепятствование деятельности Уполномоченного по правам человека в иной форме влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей.


  1.  Аппарат Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации

Для обеспечения деятельности Уполномоченного создается рабочий аппарат, который осуществляет юридическое, организационное, научно-аналитическое, информационно-справочное и иное обеспечение деятельности Уполномоченного.

Законодательно закреплен статус Уполномоченного и его рабочего аппарата как государственного органа с правом юридического лица, имеющего расчетный и иные счета, печать и бланки со своим наименованием и с изображением Государственного герба Российской Федерации.

За Уполномоченным по правам человека закреплены обязанность по утверждению структуры рабочего аппарата, положения о нем и его структурных подразделениях и непосредственно руководство его работой. В руководство аппарата также входят 2 заместителя руководителя Аппарата и руководитель секретариата Уполномоченного. Организационную структуру аппарата Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации можно представить следующим образом:

- Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации;

- руководство рабочего аппарата;

- секретариат (приемная Уполномоченного, помощники и советники Уполномоченного, отдел оперативной информации, отдел делопроизводства и контроля, отдел прохождения документов, отдел государственной службы и кадров)23.

В пределах сметы расходов Уполномоченный устанавливает численность и штатное расписание своего рабочего аппарата. По вопросам, связанным с руководством рабочим аппаратом, Уполномоченный издает распоряжения.24

Финансирование деятельности Уполномоченного и его рабочего аппарата осуществляется из средств федерального бюджета, в котором ежегодно предусматриваются отдельной строкой средства, необходимые для обеспечения деятельности Уполномоченного и его рабочего аппарата. Законом предусмотрена самостоятельность Уполномоченного относительно разработки и исполнения своей сметы расходов. Законодательством РФ устанавливается порядок финансовой отчетности Уполномоченного25.

Закон закрепляет право, на котором Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации и его рабочий аппарат владеют предоставленным им для осуществления своей деятельности имуществом. Это право оперативного управления, поскольку такое имущество является государственной собственностью. Уполномоченный обеспечивается документами, принятыми и официально распространяемыми органами государственной власти и общественными объединениями, а также другими информационными и справочными материалами. В числе государственных органов, осуществляющих направление такой информации, особо названы палаты Федерального Собрания Российской Федерации, Администрация Президента Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, Генеральный прокурор Российской Федерации26.

Материальные гарантии независимости Уполномоченного предусмотрены законами и иными нормативными правовыми актами РФ идентичны тем, которые распространяются на должностных лиц, занимающих государственные должности в Российской Федерации. Эти гарантии связаны с оплатой труда, медицинским обслуживанием, социальным обеспечением и др.

Права, обязанности и ответственность работников рабочего аппарата Уполномоченного, а также условия прохождения ими государственной службы определяются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами о федеральной государственной службе, а также законодательством Российской Федерации о труде.

При Уполномоченном в целях оказания консультативной помощи может создаваться экспертный совет из лиц, обладающих необходимыми познаниями в области прав и свобод человека и гражданина27.


  1.  Роль Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в обеспечении безопасности государства

В ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» прямо не сказано, каким именно образом Уполномоченный участвует в обеспечении безопасности государства. Однако, проанализировав положения ФЗ «О противодействии коррупции» и ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», мы можем выявить, каким образом он обеспечивает безопасность государства. В данной работе предлагаю рассмотреть Уполномоченного как орган, противодействующий коррупции.

Коррупция признана одной из системных угроз безопасности Российской Федерации. ФЗ «О противодействии коррупции» определяет понятие коррупции как злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами28. Также в ФЗ "О противодействии коррупции" дается определение противодействие коррупции. Противодействие коррупции - это деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции), по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией) и по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений29.

Как одну из мер по профилактике коррупции ФЗ «О противодействии коррупции» устанавливает развитие институтов общественного и парламентского контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции.

Возникает вопрос, как же институт уполномоченного по правам человека в РФ включается в механизм по противодействию коррупции? Попытаемся ответить на этот вопрос.

Во-первых, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации - результат развития гражданского общества. Сегодня происходит трансформация связей между государством и гражданским обществом. Являясь посредником между государством и обществом, уполномоченный, с одной стороны, как государственный орган - это носитель публичных интересов, а с другой стороны, защитник прав и интересов граждан, особенно для наименее защищенных членов общества. Поэтому объективно важнейшей функцией омбудсмена выступает борьба с коррупцией30.

Во-вторых, Уполномоченный обладает реальной информацией о состоянии деятельности государственного аппарата, так как к нему идут пострадавшие граждане с жалобами на государственные и муниципальные органы, государственных и муниципальных служащих, лиц, замещающих государственные должности. И если жалобы различных субъектов на одни и те же коррупциогенные факторы повторяются, то уполномоченному нетрудно убедится в их реальности.

В-третьих, противодействию коррупции помогает независимость Уполномоченного, который может оценить деятельность органа исполнительной власти, местного самоуправления вне интересов системы органов власти. Самому органу государственной власти или местного самоуправления трудно объективно оценить свои коррупционные действия, в связи с тем, что каждая система, как известно, стремится к устойчивости и стабильности. Поэтому при получении информации о фактах коррупции система пытается ее скрыть или разрешить противоречие своими силами, что далеко не всегда получается эффективно31.

В-четвертых, очень важно, что полномочия Уполномоченного имеют не императивный, а рекомендательный характер. Он не опасен для коррупционера с точки зрения наказания, но может в процессе обсуждения помочь скорректировать действия, разрешить скандальную ситуацию либо сделать ее достоянием общественности и тем самым гарантировать улучшение качества публичной власти.

Уполномоченный при вынесении своих рекомендаций не ограничен узко юридическими рамками, он рассматривает каждое дело не только с точки зрения законности, но и обоснованности, целесообразности, человечности, разумности. Его решения могут содержать не только рекомендации по разрешению конкретного дела, но и рекомендации, направленные на недопущение возникновения подобных ситуаций в будущем. В ежегодных и специальных докладах Уполномоченного всегда содержится информация о необходимости изменения того или иного законодательства, являющегося источником нарушения прав человека, формирования судебной практики в определенной сфере.

В соответствии со ст. 31 Федерального конституционного закона Уполномоченный по результатам изучения и анализа информации о нарушении прав и свобод граждан, обобщения итогов рассмотрения жалоб вправе "направлять государственным органам, органам местного самоуправления и должностным лицам свои замечания и предложения общего характера, относящиеся к обеспечению прав и свобод граждан, совершенствованию административных процедур".

Омбудсмен анализирует тенденции в практике деятельности государственных органов и рекомендует проведение специальных или системных корректирующих мер, чтобы устранить причины повторных правонарушений, в том числе и коррупционных32.

Федеральным конституционным законом на Уполномоченного возложена задача по правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты. Это одна из основных задач, возложенных на омбудсменов в связи с современными потребностями общества.

И.Ф. Вершинина обращает внимание на то, что правовое просвещение является одним из основных направлений деятельности и уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации, которое в том числе способствует и профилактике коррупции. Ученый делает акцент, что анализ практики деятельности региональных уполномоченных демонстрирует, что во всех субъектах РФ, где учрежден данный институт, население стало более активно отстаивать свои права, что стало дополнительным способом борьбы с правовым нигилизмом, коррупцией в государственном управлении33.

Все вышеизложенное показывает, что концепция, заложенная в основу противодействия коррупции, и концепция омбудсмена как органа парламентского контроля над деятельностью исполнительной власти имеют точки соприкосновения. Следовательно, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации включается в систему мер по профилактике и противодействию коррупции и в пределах своих полномочий обеспечивает противодействие коррупции, а значит обеспечивает безопасность Российской Федерации.


Заключение

Конституционное введение института Уполномоченного по правам человека в России явилось важным шагом в развитии демократических процессов, направленных на дальнейшее укрепление статуса личности, гарантий реализации прав и свобод человека и гражданина.

Следует отметить, что он находится между обществом и властью, поскольку, с одной стороны, это - орган государства, а с другой - это агент гражданского общества, призванный реагировать на нарушения прав человека со стороны государственных структур и чиновников и применять предоставленные ему тем же государством меры воздействия.

На сегодняшний день можно констатировать, что институт Уполномоченного по правам человека пока находится в начальной стадии своего становления. Наряду с положительными результатами появились и первые проблемы, и недостатки в организации и деятельности этого института. В числе первых в позитив институту можно отнести все возрастающее число обращений граждан, более активное участие Уполномоченного в проведении проверок по жалобам, увеличение числа ходатайств в государственные органы за возбуждением административных и дисциплинарных производств в отношении чиновников. В то же время, пока явно незначительна роль докладов Уполномоченного о своей деятельности, в которых отсутствуют конкретные виновные должностные лица. Слабо используется такое право Уполномоченного, как обращение в органы прокуратуры с требованием о проверке вступивших в законную силу приговоров и решений суда.

Что же касается включения Уполномоченного в механизм противодействия коррупции, то к данному вопросу следует подходить с осторожностью, так как наделение дополнительными полномочиями Уполномоченного специальными полномочиями в области противодействия коррупции, может повлечь отступление от его основных функций.

Список использованных источников

  1.  Источники права:
    1.  Конституция Российской Федерации // Российская газета. 1993. 25 дек.
    2.  Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. N 1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" (в ред. от 06.04.2015) // СЗ РФ 1997. № 9. Ст. 1011
    3.  Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (в ред. от 22.12.2014) // СЗ РФ 2008. № 52. Ст. 6228
    4.  "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (в ред. от 02.05.2015) // СЗ РФ 2002. №1. Ст. 1
    5.  Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации  от 22.01.1998 г. (в ред. от 25.02.2015) №2134-II ГД «О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // СЗ РФ 1998. №7. Ст. 801
  2.  Литература:
    1.  Червонюк В.И. Конституционное право России. М.: Термика, Инфра-М, 2004. 432 с.
    2.  Комментарий к ФКЗ от 26.02.1997 № 1-ФКЗ "Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" // Отв. ред. И.Ф. Вершинина, А.В. Деменева, А.Е. Новикова, И.А. Дурнова. СПС «КонсультантПлюс»
    3.  Комментарий к ФКЗ от 26.02.1997 № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» // Отв. ред. Н.Ю. Хаманева. М. Юрист, 1999.
    4.  Г.В. Синцов. Статья «Институт уполномоченного по правам человека в механизме противодействия коррупции»
    5.  Т.Д. Зражевская. Статья «Институт уполномоченного по правам человека как фактор противодействия коррупции»

1 http://ombudsmanrf.org/stanovlenie-instituta

2http://ombudsmanrf.org/stanovlenie-instituta

3 http://ombudsmanrf.org/stanovlenie-instituta

4Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации  от 22.01.1998 г.  №2134-II ГД «О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (в ред. от 25.02.2015)  // СЗ РФ 1998. №7. Ст. 801

5Комментарий к ФКЗ от 26.02.1997 № 1-ФКЗ "Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" // Отв. ред. И.Ф. Вершинина, А.В. Деменева, А.Е. Новикова, И.А. Дурнова. СПС «КонсультантПлюс»

6Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. N 1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" (в ред. от 06.04.2015) // СЗ РФ 1997. № 9. Ст. 1011

7Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. N 1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" (в ред. от 06.04.2015) // СЗ РФ 1997. № 9. Ст. 1011

8Там же

9 Там же

10Комментарий к ФКЗ от 26.02.1997 № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» // Отв. ред. Н.Ю. Хаманева. М. Юрист, 1999.

11Комментарий к ФКЗ от 26.02.1997 № 1-ФКЗ "Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" // Отв. ред. И.Ф. Вершинина, А.В. Деменева, А.Е. Новикова, И.А. Дурнова. СПС «КонсультантПлюс»

12Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. N 1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" (в ред. от 06.04.2015) // СЗ РФ 1997. № 9. Ст. 1011

13Червонюк В.И. Конституционное право России. М.: Термика, Инфра-М, 2004.

14 Там же

15Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. N 1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" (в ред. от 06.04.2015) // СЗ РФ 1997. № 9. Ст. 1011

16Комментарий к ФКЗ от 26.02.1997 № 1-ФКЗ "Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" // Отв. ред. И.Ф. Вершинина, А.В. Деменева, А.Е. Новикова, И.А. Дурнова. СПС «КонсультантПлюс»

17Там же

18Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. N 1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" (в ред. от 06.04.2015) // СЗ РФ 1997. № 9. Ст. 1011

19Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. N 1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" (в ред. от 06.04.2015) // СЗ РФ 1997. № 9. Ст. 1011

20Комментарий к ФКЗ от 26.02.1997 № 1-ФКЗ "Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" // Отв. ред. И.Ф. Вершинина, А.В. Деменева, А.Е. Новикова, И.А. Дурнова. СПС «КонсультантПлюс»

21Комментарий к ФКЗ от 26.02.1997 № 1-ФКЗ "Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" // Отв. ред. И.Ф. Вершинина, А.В. Деменева, А.Е. Новикова, И.А. Дурнова. СПС «КонсультантПлюс»

22"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (в ред. от 02.05.2015) // СЗ РФ 2002. №1. Ст. 1

23Комментарий к ФКЗ от 26.02.1997 № 1-ФКЗ "Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" // Отв. ред. И.Ф. Вершинина, А.В. Деменева, А.Е. Новикова, И.А. Дурнова. СПС «КонсультантПлюс»

24Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. N 1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" (в ред. от 06.04.2015) // СЗ РФ 1997. № 9. Ст. 1011

25Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. N 1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" (в ред. от 06.04.2015) // СЗ РФ 1997. № 9. Ст. 1011

26Комментарий к ФКЗ от 26.02.1997 № 1-ФКЗ "Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" // Отв. ред. И.Ф. Вершинина, А.В. Деменева, А.Е. Новикова, И.А. Дурнова. СПС «КонсультантПлюс»

27Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. N 1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" (в ред. от 06.04.2015) // СЗ РФ 1997. № 9. Ст. 1011

28Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (в ред. от 22.12.2014) // СЗ РФ 2008. № 52. Ст. 6228

29Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (в ред. от 22.12.2014) // СЗ РФ 2008. № 52. Ст. 6228

30Т.Д. Зражевская.Статья «Институт уполномоченного по правам человека как фактор противодействия коррупции»

31Т.Д. Зражевская. Статья «Институт уполномоченного по правам человека как фактор противодействия коррупции»

32Г.В. Синцов. Статья «Институт уполномоченного по правам человека в механизме противодействия коррупции»

33Там же


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

38829. ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ КУРСОВЫХ И ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ 271.5 KB
  Выпускная квалификационная работа (ВКР) и курсовая работа являются самостоятельной творческой работой студента, и выполняются на основе знаний, умений и навыков, полученных при освоении целого ряда фундаментальных, профессиональных и специальных дисциплин.
38830. Методическое пособие по написанию и оформлению выпускной квалификационной работы 501 KB
  62 – Земельный кадастр Квалификация степень выпускника бакалавринженер Краснодар 2013 Рецензент: Декан инженерноземлеустроительного факультета и факультета земельного кадастра профессор к. Гаврюхов Рекомендованы к изданию учебно – методической комиссией инженерно – землеустроительного факультета и факультета земельного кадастра протокол № 7 от 23 апреля 2013 г. Методическое пособие рекомендовано студентам бакалаврам очной и заочной форм обучения инженерноземлеустроительного факультета и факультета земельного кадастра...
38831. Методические рекомендации по выполнению выпускной квалификационной (дипломной) работы 151.5 KB
  Для оказания помощи студенту в подготовке выпускной квалификационной дипломной работы назначается научный руководитель. Права и обязанности сторон в процессе подготовки выпускной квалификационной дипломной работы регламентируются нормативными актами высшей школы образовательными стандартами учебными планами и требованиями ИЭ и ВЭС ЮФУ. Выпускник обязан: в соответствии с учебным планом и требованиями ИЭ и ВЭС ЮФУ выбрать научного руководителя и тему выпускной квалификационной дипломной работы; в полном объеме и своевременно...
38833. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ 159 KB
  Подготовка и защита дипломного проекта являются завершающим этапом обучения студентов. Выпускная квалификационная работа должна отражать реальный профессиональный уровень документоведа по специальности «Документоведение и документационное обеспечение управления»
38834. Розроблення, оформлення та захист дипломних проектів 3.81 MB
  Мета та завдання дипломного проектування. Тематика дипломного проектування. Порядок проведення та контролю дипломного проектування. Обов’язки керівника дипломного проекту.
38835. Методические рекомендации по подготовке, написанию, оформлению и защите дипломного проекта 193.5 KB
  Менеджмент организации Цель и задачи дипломного проекта Выбор темы дипломного проекта и ее утверждение Задание на дипломный проект Структура и примерный план дипломного проекта Краткое содержание составных частей дипломного проекта Основные этапы и сроки выполнения дипломного проекта Изложение текстового материала дипломного проекта Порядок оформления материалов дипломного проекта к защите Руководитель дипломного проекта Внешнее рецензирование дипломного проекта Доклад при защите дипломного...
38836. МЕТОДИЧНІ РЕКОМЕНДАЦІЇ ЩОДО ВИКОНАННЯ ДИПЛОМНИХ МАГІСТЕРСЬКИХ РОБІТ 243.5 KB
  заступник декана юридичного факультету з наукової роботи завідувач кафедри кримінальноправових дисциплін Харківського національного університету ім. ПОНЯТТЯ МЕТА І ЗАВДАННЯ ДИПЛОМНОЇ МАГІСТЕРСЬКОЇ РОБОТИ Дипломна магістерська робота є самостійним закінченим науковим дослідженням в галузі кримінального права кримінології або кримінальновиконавчого права що виконане у вигляді спеціально підготовленого рукопису яке характеризується єдністю змісту і свідчить про внесок автора в науку. Вона виконується на базі теоретичних знань і...