96960

Построение системы видов наказаний по отечественному уголовному праву

Курсовая

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Социальная необходимость довольно широкого использования наказания в сфере борьбы с преступностью определяется тем обстоятельством что за последнее десятилетие криминогенная обстановка в стране настолько осложнилась что в настоящее время преступность представляет собой реальную угрозу социально-экономическому развитию государства и его национальной безопасности.

Русский

2015-10-12

133 KB

0 чел.

PAGE   \* MERGEFORMAT 3

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что на современном этапе развития нашего общества уголовное наказание, являясь одной из мер государственного принуждения, призвано играть немалую роль в борьбе с преступностью. Социальная необходимость довольно широкого использования наказания в сфере борьбы с преступностью определяется тем обстоятельством, что за последнее десятилетие криминогенная обстановка в стране настолько осложнилась, что в настоящее время преступность представляет собой реальную угрозу социально-экономическому развитию государства и его национальной безопасности. Поэтому правильное определение сущности, содержания и целей наказания, совершенствование системы наказаний и деятельности органов и учреждений, их исполняющих, является одной из актуальнейших задач правовой науки и практики борьбы с преступностью.

Система наказаний не является абстрактной категорией, а является продуктом человеческой деятельности, которая призвана собой регулировать общественные отношения. Проблема "преступление-наказание" существовала всегда, со времен появления человека и сохранялась до наших времен. До сих пор ученые всего мира стараются ее усовершенствовать, тем самым решить проблему преступности.

Рассматривая систему уголовных наказаний как категорию, входящую в более обширную систему наказаний, являясь ее составной частью, можно сказать, что она взаимодополняет ее и воздействует друг с другом.

Эта связь в системе правовых санкций проявляется даже в одинаковых наказаниях различных правовых мер ответственности. Например, и административное, и уголовное законодательство знают такие меры ответственности, как штраф и исправительные работы без лишения свободы.

Вместе с тем, будучи подсистемой системы мер юридической ответственности, система наказаний обладает своими специфическими чертами и качественного и количественного порядка. Ни в одной подсистеме, кроме уголовно-правовой, нет столь суровых мер, таких как: смертная казнь, лишение свободы на длительные сроки. Только применение наказания к виновному лицу влечет судимость в виде установленных законом неблагоприятных последствий.

Применяемые в Российской Федерации уголовные наказания разнообразны и многоплановы. Устанавливая меры государственного принуждения, законодатель в целях предоставления суду возможности при вынесении приговора избрать меру наказания, адекватную характеру совершенного преступления, степени общественной опасности лица, совершившего преступление, максимально способствующую как его исправлению, так и восстановлению социальной справедливости и предупреждению новых преступлений, дает перечень видов наказаний, располагает их в определенном порядке. В отечественной литературе это принято называть системой уголовных наказаний.

Объектом исследования является система наказания по действующему российскому уголовному законодательству.

Предметом выступает норма уголовного права, предусматривающая ответственность и наказание за уголовное преступление.

Целью курсовой работы является исследование научных основ построения системы видов наказаний по отечественному уголовному праву. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1.  Ознакомиться с историей наказаний за преступление.
  2.  Дать определение понятию наказаний, системе наказаний.
  3.  Рассмотреть основные виды наказания.
  4.  Дать характеристику дополнительным видам наказания.

Методологической основой курсовой работы является введение, основная часть, заключение, список литературы.

 

Глава 1. ОСНОВНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ НАКАЗАНИЙ

  1.  История наказаний за преступление

Салический закон, как большинство иных варварских правд, был прежде всего сводом уголовных наказаний. Наказание по варварскому праву преследовало двоякую цель, что соответствовало двойному характеру предписаний и запрещений уголовного характера в законах: оно должно было искупить вину преступника в удовлетворение сородичей потерпевшего (чтобы предотвратить нескончаемую кровную месть или саморасправу), также оно должно охранить соблюдение «королевского мира», т. е. установленного и признанного властью общественного порядка. Поэтому главенствующим видом наказания становился выкуп (определенный как судебный штраф). Этот выкуп был больше или меньше по размеру в зависимости от общественной оценки значимости преступления: его характера, его последствий. Особый смысл заключался в назначении выкупа за убийство – он носил специфическое название вергельд. Вергельд выплачивался уже не самому потерпевшему, а его детям и боковым родственникам, а в случае отсутствия последних часть отходила в королевскую казну. К выплате штрафов (вергельда) мог быть осужден только полноправный свободный франк. В отношении несвободного населения (рабов, литов) применялись другие наказания: смертная казнь, кастрирование, битье плетьми и пытка. Но если и свободный общинник оказывался настолько беден, что не мог заплатить присужденного ему (а родственники не ручались за него и не помогали ему в выплате вергельда), то и франков предписывалось казнить смертью (видимо, через повешение). В чисто королевском праве в ходу были и другие, более жестокие наказания: «снять голову за неповиновение», выколоть глаза и т.п.

Уголовные предписания и описания отдельных преступлений в варварских правдах в особенности отмечены казуистическими подробностями, вероятно, важными для оценки совершенного судом. Например, при повреждении черепа описывалось, что тот «распадется на три части» или какая-то черепная кость упадет на щит так, что будет слышно через дорогу. Так же подробно и со спецификацией фиксировались разного рода побои и кражи. Это характеризует не только недостаточное развитие правового языка или абстрактных оценок в законах, но и особый подход к уяснению того, в чем же состояло преступление и, затем уже, степень его злостности, опасности. Так, нанесение одновременно трех смертельных ударов считалось за три отдельных убийства и, соответственно, иначе каралось (правило, характерное для ранних шведских законов в наибольшей мере). В общественной оценке преступлений был и еще один важный мотив: нарушение свободным некоего условного уровня поведения, признаваемого за достойное и честное, пусть и повлекшего преступление. Поэтому, например, за преступления в отношении детей или женщин назначались более высокие штрафы, чем за мужчин. Поэтому строже каралась всякая чрезмерность в преступлении, неестественность, разного рода сговор, особенно с рабами: «Позорно и ни с чем не сообразно, чтобы свободный человек вмешивался в чью-либо кражу или давал на нее свое согласие» (из Эдикта Ротари – 643 г.).

Возможные отношения с государственной властью еще не были объектом уголовно-правовой охраны. Салический закон вообще не знает таких преступлений, в Рипуарском измена королю влекла уплату высшего вергельда или смертную казнь. В Салическом законе наивысшая расплата ждала только за злоупотребление государственной должностью (лихоимцу графу грозила смерть) – это был единственный пример государственных преступлений. Все остальные карались штрафами.

Наиболее тяжким из прочих преступлений считалось разбойное нападение банды на дом (усадьбу), повлекшее убийство, – оно наказывалось самым большим известным Салическому закону штрафом в 1800 золотых солидов*. Штраф уменьшался в зависимости от социально-правового статуса потерпевшего. Вторым на лестнице штрафов преступлением стояло убийство. Штрафы за него различались в зависимости от статуса убитого (наивысший полагался за королевского дружинника – в 600 солидов, за простого франка – 200 солидов) или от других обстоятельств: «Каждый человек должен оплачиваться большим или меньшим вергельдом». Этими другими обстоятельствами были такие факты, которые показывали в глазах общества как бы особую злостность сделанного, желание скрыть преступление (бросить труп в колодец и т. п.), либо нечестность намерения (убийство женщины, ребенка); в таких случаях вергельд утраивался опять-таки в зависимости от статуса потерпевшего. Отягчающим обстоятельством считалось и убийство коллективное – «скопищем». Наказывалось и несвершившееся покушение на убийство.

* Золотой солид равнялся 40 динариям. В эпоху Меровингов такова была установленная стоимость вооружения свободного франка, что примерно соответствовало цене небольшого стада коров.

 

К числу преступлений, в которых объектом преступного посягательства была личность свободного франка, относились членовредительство, избиение, оскорбление – все они штрафовались в зависимости от последствий. Предполагалось, что особо обидны такие действия, в которых ставилось под сомнение честное имя свободного среди соплеменников (обычное «обзываиие» наказывалось штрафом в 3 солида, но обвинение франка в дезертирстве или женщины в непристойном поведении – не доказанные – стоило десятикратно дороже).

Среди имущественных преступлений основное место занимала кража. Штрафы здесь зависели от значимости украденного, но также и от того, из закрытого или открытого помещения было украдено, со взломом или без, в сообществе или нет. Все это как бы определяло потенциальный злой умысел или его отсутствие. Специальные штрафы назначались за грабеж – неожиданное нападение и отнятие имущества. Грабеж дома приравнивался по штрафу к убийству. Наравне с грабежами преследовался и поджог, на том же уровне стояло и конокрадство (как особо опасное для военного ополчения преступление). Преступлением считалось и незаконное вторжение в чужое «огороженное место» или дом, заход на чужой луг или поле, покушение на кражу там. Законченное преступление (унес или увез украденное к себе домой) также утраивало штрафы. Помимо этого, во всех случаях предписывалось возмещать стоимость украденного или поврежденного имущества: винограда, скошенной травы и т. п. Таким образом Салический закон предусматривал одновременно и гражданско-имущественную, и уголовную ответственность. Особой квалификации подверглась кража чужих рабов и даже простое их сманивание.

Своеобразной чертой Салического закона было присутствие наказаний за преступления против нравов (хотя влияние церкви было еще слабо). Не только изнасилование, но и обычное прелюбодеяние «по обоюдному согласию» наказывалось существенными штрафами, сопоставимыми со штрафами за убийство римлянина или конокрадство. Даже сожительство с рабыней каралось уплатой штрафа ее господину. Кроме того, вступление в явный брак с рабом или рабыней влекло потерю свободы. Несвободных за такие преступления, кроме малых штрафов, кастрировали.

Отдельное место занимали преступления против правосудия, которые рассматривались как посягательства на основы общинного общежития и взаимной честности. Незаслуженное обвинение перед королевским судом, особенно в важных преступлениях, наказывалось наравне с покушением на жизнь. В этом же ряду стояло и подстрекательство к преступлениям, подкуп других для совершения теми злодейств. Наказывалось также пренебрежение правосудием: неявка по вызову истца, лжесвидетельство. В преследовании подобных преступлений, и особенно в мере наказуемости, с очевидностью проявилось стремление закона оградить не только реальные интересы людей, но и особые ценности общинной этики, которые варварским обществом ставились на высшее правовое место.

 

К концу правления Каролингов варварские правды постепенно вышли из правового обихода. Их заменило разветвленное королевское законодательство, ориентированное уже в большей степени на государственный суд. Однако правовые основы правд сохранились и легли в основание позднейшего права Франции и других стран под условным наименованием салического закона, требования которого (например, отстранение женщин от наследования) стали отправными началами даже будущего публичного права.

  1.  Понятие наказаний, система наказаний

 

Под системой наказаний понимается исчерпывающий и обязательный для судов перечень видов наказаний, установленный действующим законодательством, расположенных в определенном порядке с учетом их сравнительной тяжести.

Система уголовных наказаний может быть сформирована обоснованно и справедливо, если она будет строиться с учетом определенных принципов. Под принципами построения системы наказаний понимаются отправные (руководящие) нормативные положения и научные идеи, которыми следует руководствоваться при построении и совершенствовании системы видов наказаний по отечественному уголовному праву. Принципы построения системы наказаний следует отличать от принципов уголовного права (уголовной ответственности);

При построении системы наказаний необходимо руководствоваться следующими отправными положениями (принципами) как то[1] :

1) Принцип гуманизма, существо которого заключается, прежде всего, в том, что при построении системы наказаний необходимо учитывать фактор силы и периода времени воздействия наказания.

2) Принцип определенности каждого вида наказаний, - существо которого заключается в четком установлении в уголовном законе для них точных размеров и сроков, а также объема лишений и ограничений прав и свобод осужденного;

3) Принцип восстановимости включаемых в систему видов наказаний, - согласно которому осужденный мог бы рассчитывать на возмещение понесенного материального и морального ущерба (возвращение утраченного, возмещение материального ущерба) в случаях судебной ошибки и реабилитации. Этому принципу в настоящее время не соответствует включение в систему наказаний смертной казни. Вероятно, поэтому смертная казнь названа в ч.2 ст.20 Конституции РФ и в ст.59 УК исключительной мерой наказания;

4) Принцип целесообразной и достаточной репрессивности включаемых в систему видов наказаний, - которые должны быть направлены на личность виновного, а не на членов его семьи или близких ему людей. Содержание данного принципа заключается, прежде всего, в том, что наказания, вводимые в систему наказаний, должны обеспечивать целесообразное и достаточно эффективное воздействие именно на личность осужденного, с учетом содеянного, при этом по возможности исключать либо сдерживать моральное и физическое унижение близких виновного;

5) Принцип недопустимости включения в систему видов наказаний, не имеющих ни размера, ни срока, что исключает индивидуализацию наказания судом (ст.48 УК);

6) Принцип экономии при построении системы видов наказаний, - существо которого заключается в подборе и закреплении в УК таких видов наказаний, которые не требуют больших материальных затрат при их исполнении специальными органами государства;

7) Принцип учета исторических традиций законодательства, нравственных и религиозных воззрений народа, - существо которого сводится к требованию сохранять исторически оправдавшие себя на практике виды наказания, соответствующие ожиданиям народа;

8) Принцип справедливости при расположении в данной системе отдельных видов наказаний по признаку их тяжести, - согласно которому необходимо тщательно взвешивать и учитывать представления населения о соотносительной их тяжести при определении места каждому виду наказания в системе видов наказаний;

9) Принцип недопустимости включения в систему наказаний, так называемого декларативного характера (т.е. таких, которые ни судьями, ни населением не воспринимаются в качестве вида наказания и поэтому не применяются на практике);

10) Принцип использования опыта зарубежных государств;

11) Принцип построения системы наказаний в соответствии (согласии) с общепризнанными принципами и нормами международного права.

Принципы построения системы видов уголовных наказаний есть ни что иное, как отражение в теории уголовного права основополагающих идей и положений, которыми руководствуются законодатели при построении системы уголовных наказаний в тот или иной исторический период законотворчества. Принципы построения системы наказаний не являются и не могут быть раз и навсегда данными основополагающими идеями (или положениями), они динамичны или изменяемы в зависимости от уголовной политики государства в борьбе с преступностью в тот или иной период его функционирования, целей наказания, религиозных, нравственных воззрений и культуры народа.

Однако они совпадают в одном - всегда более или менее адекватно отражают гуманистичные общечеловеческие ценности (или мировой опыт) в использовании уголовного наказания как средства борьбы с преступностью.

Характерной чертой системы наказаний по уголовному праву России является наличие в ней значительного числа разнообразных видов наказаний и весьма существенных различий между ними.

Система наказаний характеризуется следующими признаками[2] :

Система наказаний состоит только из тех наказаний, которые предусмотрены уголовным законом. Никакая другая мера государственного принуждения, сколь бы строгой она ни была, не может отнесена к уголовному наказанию, если она не предусмотрена уголовным законом.

Перечень наказаний, образующих систему, обязателен для суда. Осуществляя правосудие по конкретным уголовным делам, суд связан системой наказаний и не может выйти за ее пределы, произвольно изменив основания, условия или порядок назначения тех или иных наказаний.

Наказания, входящие в систему, расположены в определенном порядке, образуя собой "лестницу наказаний". Традиционно все наказания в уголовном праве России располагались по принципу от более строгого к менее строгому. В Уголовном кодексе РФ (УК РФ) 1996 г. наказания расположены по принципу от менее строгого к более строгому.

Перечень входящих в систему наказаний является исчерпывающим. Это означает, что на каждый данный момент система наказаний представляет собой завершенное единство. Суд может применить к осужденному только ту меру, которая предусмотрена уголовным законом.

В действующем российском законодательстве этот исчерпывающий перечень наказаний установлен в статье 44 УК РФ:

штраф;

лишение права заниматься определенной деятельностью или занимать определенную должность;

лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград;

обязательные работы;

исправительные работы;

ограничение по военной службы;

ограничение свободы;

арест;

содержание в дисциплинарной воинской части;

лишение свободы на определенный срок;

пожизненное лишение свободы;

смертная казнь.

Все виды наказаний обладают рядом как общих, так и специфических черт, позволяющих классифицировать их по различным основаниям.

Система наказаний, как и любая другая система имеет свою структуру и соответственно свои составные части. В теории уголовного права классификация происходит по определенным признакам: по порядку (способу) их назначения; по субъекту, к которому они применяются; по возможности определения срока; по характеру воздействия, оказываемого на осужденного при их применении.

По порядку назначения наказания подразделяются на три группы:

1) основные;

2) дополнительные;

3) такие, которые могут назначаться как в качестве основных, так в качестве дополнительных (смешанные).

Основные наказания – это те наказания, которые назначаются только самостоятельно и не могут быть присоединены к другим наказаниям. Основные наказания являются наиболее строгими. В качестве такового всегда назначается только один вид соответствующего наказания.

Основными наказаниями являются: обязательные работы, исправительные работы, ограничения свободы, арест, содержание в дисциплинарной воинской части, лишение свободы на определенный срок, пожизненное лишение свободы, смертная казнь.

Дополнительные – это наказания, которые назначаются к основным и самостоятельно назначаться не могут. Дополнительные наказания присоединяются к основному для его усиления, позволяя максимально индивидуализировать наказание исходя из характера и степени общественной опасности совершенного преступления и лица, его совершившего. Следовательно, качество строгости данного наказания отлично от качества строгости основных наказаний. Согласно ч.3 ст.45 единственным дополнительным видом наказания является лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград.

Однако лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью не может быть применено в качестве дополнительного наказания, если это наказание предусмотрено санкцией статьи Особенной части УК РФ как один из основных видов наказания.

По своей тяжести дополнительное наказание не может превышать основное. Именно поэтому, следуя законодательно установленной "лестнице" наказаний, где лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград определено как наказание более строгое, чем Штраф и лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, его нельзя применять вместе с названными наказаниями, если последние назначены в качестве основных.

К смешанным относятся наказания, которые могут назначаться в качестве основных или дополнительных наказаний, - это штраф и лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

В качестве основных они могут назначаться в случаях, прямо указанных в санкциях статей Особенной части УК РФ. В качестве дополнительного наказания штраф может назначаться лишь в случаях, прямо предусмотренных Общей частью УК РФ (ч.4 ст.46), а лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью – во всех случаях, когда суд, учитывая характер и степень общественной опасности совершённого преступления и личность виновного, признает невозможность сохранение за ним права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Существование смешанных наказаний не влечёт за собой появление каких-либо особенностей в оценке их меры строгости, т.к в каждом конкретном случае такое наказание рассматривается либо как основное, либо как дополнительное.

В уголовном законе какие-либо другие классификации видов наказаний не предусмотрены, однако доктрине уголовного права они известны. Так, в зависимости от продолжительности оказываемого исправительного воздействия наказания подразделяются на два вида: срочные и одномоментные.

Срочными являются наказания, в которых указан минимальный максимальный срок, на который они могут быть определены по приговору суда. Специальной разновидностью срочных наказаний является пожизненное лишение свободы.

Одномоментные наказания по своему характеру таковы, что не связаны с каким-либо сроком их отбывания. Ими являются штраф, конфискация имущества, лишение специального звания, классного чина и государственных наград и смертная казнь.

Другая видовая классификация предусматривает деление всех наказаний на общие и специальные. Основания выделения таковых является субъект, к которому применяется наказание.

Общие – это те наказания, которые могут быть применены к любому лицу, признанному виновным в совершении преступления (например, лишение свободы на определенный срок).

Специальными называются наказания, применяемые к строго ограниченному законом кругу осужденных, например, к военнослужащим.

Наиболее значимой классификацией из тех, что разработаны доктриной уголовного права, является классификация наказаний в зависимости от объёма карательного воздействия (характера карательных элементов). В зависимости от этого все наказания могут быть подразделены на три группы:

1) наказания, не связанные с изоляцией осуждённого от общества;

2) наказание, связанные с изоляцией осуждённого от общества;

3) исключительное наказание - смертная казнь.


Глава 2. ВИДЫ НАКАЗАНИЙ ЗА УГОЛОВНЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ

  1.  Основные виды наказания

Обязательные работы. Наказание в виде обязательных работ в определенной степени появилось в УК и УИК РФ как аналогичное широко распространенному в мире правовому институту – общественные работы. Применение общественных работ рекомендуется во многих международных правовых актах, рассматривающих вопросы использования альтернативных лишению свободы наказаний.

Этот вид наказания заключается в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ (ст.49 УК). По своему карательному содержанию обязательные работы близки к исправительным работам, но несколько уступают им по объему правоограничений. Обязательные работы могут быть назначены только в качестве основного наказания.

УИК устанавливает, что обязательные работы применяются уголовно-исполнительными инспекциями по месту жительства осужденных на объектах, определяемых органом местного самоуправления по согласованию с на основной работе, службе или учебе; в рабочие дни - двух часов после окончания работы, службы или учебы, а с согласия осужденного - четырех часов. Время обязательных работ в течение недели, как правило, не может быть менее 12 часов.

Основным условием исполнения и отбывания наказания в виде обязательных работ является привлечение осужденного к общественно полезному труду.

Работы могут быть любого качества, в том числе и трудоемкие, они не связаны с основной работой и специальностью осужденного, от их выполнения осужденный не может отказаться без уважительных причин. Обязательные работы не должны унижать честь и достоинство осужденного или носить характер мучения.

Выходные дни и предоставление осужденному очередного отпуска по основному месту работы не приостанавливают исполнение наказания в виде обязательных работ. Выполнение обязательных работ во время очередного отпуска является одним из карательных элементов данного наказания.

В то же время осужденный не может привлекаться к отбыванию обязательных работ во время болезни либо возникновения какой-либо ситуации, препятствующей исполнению данного вида наказания. Приостанавливается исполнение наказания и при невыходе осужденного на обязательные работы по неуважительным причинам. В последнем случае для него могут наступить негативные последствия, предусмотренные ст.29 УИК.

В случае злостного уклонения от отбывания обязательных работ, они могут быть заменены ограничением свободы, арестом или лишением свободы. При замене обязательных работ другими видами наказания, отбытый срок обязательных работ засчитывается в срок отбывания этих видов, исходя из расчетов, установленных ч.3 статьи 49 УК.

Исполнение наказания в виде обязательных работ связано с применением физического труда и выполнением физических работ. В силу этого в ч.4 статьи 49 перечислены категории граждан, к которым не могут быть применены обязательные работы. Категории таких лиц значительно сужены по сравнению с прежней редакцией этой части статьи.

В эти категории перестали входить инвалиды II группы. Вместе с тем в ч.3 ст.26 УИК указывается, что если осужденный признается инвалидом I или II группы, уголовно-исполнительная инспекция направляет в суд представление об освобождении его от дальнейшего отбывания наказания. Представляется, что исходя из этого обстоятельства, суды не должны назначать обязательные работы лицам, у которых на момент постановления приговора установлена II группа инвалидности.

В случае наступления беременности женщины, которой будет назначено наказание в виде обязательных работ, инспекция направляет в суд представление об отсрочке ей отбывания наказания. Представляется, что в этих случаях возможно и освобождение женщины от наказания в связи с изменением обстановки (ст.80.1 УК).

Исправительные работы. Согласно Федеральному закону от 08.12.03 N 162-ФЗ исправительные работы могут быть назначены только осужденному, не имеющему постоянного места работы, и отбываются в местах, определяемых органом местного самоуправления в районе места жительства осужденного.

Исправительные работы применяются только в качестве основного наказания и могут быть назначены на срок от двух месяцев до двух лет. Порядок исполнения наказания в виде исправительных работ определен ст.39-46 УИК.

Согласно ст.50 УК исправительные работы отбываются по месту работы осужденного. УИК конкретизирует эту норму, указав на основное место работы. Такая конкретизация предопределена прежде всего тем, что карательное содержание рассматриваемого наказания заключается не столько в количестве взыскиваемых денег, сколько в самом факте наличия такого ограничения прав осужденного, как производство удержаний из его заработка.

Из заработной платы осужденного производятся удержания в доход государства от 5 до 20% каждый месяц.

Статья 40 УИК устанавливает ряд условий отбывания наказания, которые осужденный к исправительным работам обязан соблюдать. Названные условия носят как общий, так и специфический для данного вида наказания характер. Часть из них не содержит элементов кары и адресована непосредственно осужденному, другая выражает карательное содержание наказания.

К условиям общего характера относятся обязанности осужденного: соблюдать установленный порядок отбывания наказания; добросовестно относиться к труду.

К специфическим условиям отбывания наказания в виде исправительных работ отнесены: обязанности и запреты, устанавливаемые для осужденного уголовно-исполнительной инспекцией; производство удержаний из заработка осужденного; запрет увольнения осужденного с места работы по собственному желанию.

Объединяющими признаками перечисленных условий отбывания наказания являются их обязательность и наступление для осужденного негативных последствий в случае их нарушения.

Закон устанавливает, что в срок отбывания наказания засчитывается время, в течение которого осужденный не работал по уважительным причинам и за ним в соответствии с законом сохранялась заработная плата. Сюда входит время: болезни, за исключением случаев, когда это время не засчитывается в срок отбывания исправительных работ; предоставленное для ухода за больным; нахождения в очередном и дополнительном отпусках; проведенное в отпуске по беременности и родам; участия в судебном разбирательстве в качестве свидетеля; когда в силу объективных причин осужденным работникам сельского хозяйства не предоставлялась работа и общее количество отработанных дней при этом было не ниже установленного по ходатайству годового минимума по отдельным его периодам. Время, в течение которого осужденный официально был признан безработным, также включается в срок отбывания наказания.

Не засчитывается в срок отбывания наказания время, в течение которого осужденный не работал (за исключением специально оговоренных случаев) и ему не выплачивалась заработная плата, в том числе время нахождения в отпуске без сохранения заработной платы; время прогула; время болезни, вызванной алкогольным, наркотическим или токсическим опьянением; время отбывания административного взыскания в виде ареста или исправительных работ, а также содержания под стражей в порядке меры пресечения за совершение нового преступления.

За нарушение порядка и условий отбывания наказания в виде исправительных работ предусмотрено взыскание в виде письменного предупреждения о замене исправительных работ другим видом наказания. В соответствии с ч.4 ст.50 УК таким видом наказания могут быть ограничение свободы, арест либо лишение свободы.

Исправительные работы не применяются к инвалидам I группы, беременные женщины и женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет.

Арест. Арест как вид наказания отличается от лишения свободы не только своей продолжительностью, но и условиями его отбывания. Арест есть своего рода напоминание преступнику о том, что значит уголовное наказание, что за этим видом наказания может последовать и длительное лишение свободы.

Строгая изоляция от общества при аресте заключается в том, что осужденным не предоставляется свиданий, за исключением свиданий с адвокатом или иными лицами, имеющими право на оказание юридической помощи; не разрешается получение посылок, передач и бандеролей, не разрешается передвижение без конвоя. Арест устанавливается на срок от одного до шести месяцев. В случае замены обязательных работ или исправительных работ арестом он может быть назначен на срок менее одного месяца.

Арест может быть назначен не только в случае, когда он предусмотрен в качестве основного (обычно альтернативно) наказания в санкции статьи Особенной части УК, предусматривающей ответственность за соответствующее преступление, но и в случае замены обязательных работ или исправительных работ (в случае злостного уклонения от их отбывания), а также (вместо лишения свободы) при назначении более мягкого наказания, чем предусмотрено за данное преступление (ст.64), и при замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания (ст.80).

Лица, осужденные к аресту, отбывают наказание по месту осуждения в арестных домах. Как правило, отбывание всего срока наказания осужденным осуществляется в одном арестном доме. Перевод из одного арестного дома в другой допускается лишь в случае болезни либо для обеспечения личной безопасности осужденного, а также при иных исключительных обстоятельствах, препятствующих дальнейшему нахождению осужденного в данном арестном доме.

Порядок и условия исполнения наказания в виде ареста установлены УИК (ст.68-72).

Поскольку арест не предполагает привлечения осужденных к активному труду, этот вид наказания может применяться к любой категории осужденных. Однако, исходя из того, что осужденные к аресту содержатся в условиях строгой изоляции, законодатель, руководствуясь принципом гуманизма, при назначении этого вида наказания предусмотрел возможность не применять арест к лицам, не достигшим к моменту вынесения судом приговора 16-летнего возраста, а также беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет.

Смертная казнь. Смертная казнь остается в УК исключительной мерой наказания.

Право на жизнь - конституционное право человека и гражданина (ст.20 Конституции), и лишен он этого права может быть только в исключительных случаях по решению суда при совершении особо тяжких преступлений против жизни.

Смертная казнь по УК предусмотрена по пяти составам преступлений: умышленное убийство при отягчающих обстоятельствах (ч.2 ст.105); посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля (ст.277); посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование (ст.295); посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа (ст.317) и геноцид (ст.357).

Порядок и условия исполнения наказания в виде смертной казни предусмотрены гл.23 УИК (ст.184-186).

Смертная казнь не назначается женщинам, а также лицам, совершившим преступления в возрасте до восемнадцати лет, и мужчинам, достигшим к моменту вынесения судом приговора шестидесятипятилетнего возраста.

С учетом того, что Россия в январе 1996 г. была принята в Совет Европы, возник вопрос о разработке и принятии законов о приостановлении исполнения приговоров, по которым назначена смертная казнь, а в дальнейшем - об отмене смертной казни, поскольку в соответствии с Конституцией смертная казнь является временной мерой наказания и применяется впредь до полной ее отмены (ч.2 ст.20 Конституции).

Президентом РФ 16 мая 1996 г. был издан Указ N 724 "О поэтапном сокращении применения смертной казни в связи с вхождением России в Совет Европы".27 февраля 1997 г. Президентом РФ издано распоряжение N 53-рп "О подписании Протокола N 6 (относительно отмены смертной казни) от 28 апреля 1983 г. к Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. ", и 5 мая 1997 г. этот протокол от имени Российской Федерации подписан постоянным представителем России в Совете Европы. Протокол N 6 к Европейской конвенции рекомендует отмену смертной казни в государстве в мирное время.

Согласно ст.176 УИК осужденный к смертной казни (как и осужденные к иным видам и мерам наказания) вправе обратиться к Президенту РФ с ходатайством о помиловании. При этом законом не установлены какие-либо сроки такого обращения.


2.2. Дополнительные виды нвказания

Штраф. Штраф является наиболее мягким видом наказания и в системе наказаний он стоит на первом месте. В качестве основного наказания штраф назначается, как правило, за преступления небольшой и средней тяжести, однако, в некоторых случаях в виде такового он может назначаться и за тяжкие преступления (ч.3 ст.158, ч.3 ст.159 УК и т.д.). В качестве дополнительного наказания штраф может назначаться как в качестве альтернативы (ч.3 ст.141, ч.2 ст.161 УК), так и как обязательное дополнительное наказание (ч.2 ст.162, ч.2 ст.175 УК).

С учетом изменений и дополнений, внесенных в УК Федеральным законом от 08.12.03 N 162-ФЗ, штраф назначается в твердой денежной сумме в размере от 2500 до 1 млн. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух недель до пяти лет. Вместе с тем наиболее крупный размер штрафа (от 500 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период свыше трех лет) согласно ч.2 ст.46 может назначаться только за тяжкие или особо тяжкие преступления.

Наказание в виде штрафа должно быть таким, чтобы была возможность его реально исполнить. В связи с этим законом расширены основания, которые должны быть выяснены судом и учтены при назначении штрафа. Размер штрафа, как указано в ч.3 ст.46, определяется с учетом тяжести совершенного преступления и имущественного положения осужденного и его семьи, а также с учетом возможности получения осужденным заработной платы или иного дохода. Суду предоставлено право назначить штраф с рассрочкой выплаты определенными частями в срок до трех лет. Исходя из смысла закона, такая рассрочка может быть предоставлена осужденному как при постановлении приговора, так и в порядке исполнения указанного наказания.

Порядок такого исполнения наказания в виде штрафа определен ст.31 Уголовно-исполнительного кодекса (УИК), в ч.3 которой указано, что при рассрочке выплаты штрафа осужденный обязан в течение тридцати дней со дня вступления приговора в законную силу уплатить первую часть штрафа. Последующие части штрафа осужденный обязан уплачивать ежемесячно не позднее последнего дня каждого последующего месяца.

Важно, чтобы уплата штрафа при его рассрочке не продолжалась более указанных в законе трех лет.

Закон предусматривает возможность такого поведения осужденного, которое рассматривается как злостное уклонение от уплаты штрафа. Под злостным уклонением от уплаты штрафа понимаются случаи, когда осужденный, имея возможность уплатить штраф, не делает этого, несмотря на предупреждение судебного пристава-исполнителя, например, увольняется с работы, скрывает свои доходы и имущество от описи либо уже описанное имущество, на которое может быть обращено взыскание штрафа. Законом определен порядок замены штрафа в отношении осужденного, злостно уклоняющегося от его уплаты. При уклонении от уплаты штрафа, назначенного в качестве основного наказания, он заменяется наказанием, установленным санкцией соответствующей статьи Особенной части УК, по которой штраф был назначен.

Ни УК, ни УИК не устанавливают жестких паритетов, которых должен придерживаться суд при замене наказаний. Сейчас этот вопрос оставлен на усмотрение суда. Какой из видов наказания бут назначен в качестве замены штрафа, определяет суд при вынесении определения (постановления) в порядке, установленном ст.396 и п. "а" ч.2 397 Уголовно-процессуального кодекса РФ (УПК).

Наказание в виде штрафа исполняется по месту жительства осужденного. (Исполнительный лист передается судебному приставу-исполнителю по месту жительства, или по месту работы, либо по месту нахождения имущества. При исполнении наказания не по месту жительства (штраф как дополнительное наказание при осуждении к ограничению свободы, аресту, лишению свободы) исполнительный лист направляется администрации исправительного центра, арестного дома или исправительного учреждения.

Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью может применяться в качестве как основного наказания, так и дополнительного.

Значимость этого вида наказания заключается в том, что по приговору суда исключается доступ осужденного к той должности или деятельности, которые были использованы им для совершения преступления.

Законом наложен запрет на занятие должностей на государственной службе, в органах местного самоуправления либо в сфере определенной профессиональной или иной деятельности (ст.47 УК).

Данный вид наказания не следует отождествлять с понятием должностного лица, которое несет уголовную ответственность за совершение должностного преступления. Лишение права заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью предполагает неограниченный круг профессий и иного приложения своих знаний осужденным. Это может быть и механик гаража (ч.1 ст.266 УК), и водитель трамвая (ч.1 ст.264 УК), и программист ЭВМ (ч.1 ст.274 УК), а также лицо, которое работает в коммерческой и иной организации и несет ответственность за совершение преступлений, предусмотренных ст. 201-204 УК.

Сроки назначения данного вида наказания зависят от того, каким оно является в конкретной ситуации - основным или дополнительным (ч.2 ст.47 УК).

Как правило, указанный вид наказания применяется в качестве основного и дополнительного в случаях, когда это прямо указано в санкции статьи Особенной части УК. В то же время этот вид наказания может назначаться как дополнительное наказание и в случаях, когда оно не предусмотрено соответствующей статьей Особенной части УК в качестве наказания за соответствующее преступление. Такое решение судом может быть принято, если с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления и личности виновного будет признано невозможным сохранение за осужденным права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Например, за вовлечение несовершеннолетнего в систематическое употребление спиртных напитков, совершенное педагогом или иным лицом, на которое законом возложены обязанности по воспитанию несовершеннолетнего, по признаку применения насилия или угрозы его применения предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до шести лет (ч.3 ст.151 УК). Дополнительное наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, в отличие от ч.2 ст.151 УК, здесь не предусмотрено. При указанных выше обстоятельствах (характер и степень общественной опасности совершенного преступления, личность виновного и т.п.) суд может признать невозможным сохранение за осужденным, например, права заниматься педагогической деятельностью и принять решение о лишении его права заниматься такой деятельностью на срок до трех лет.

Это положение нашло отражение в Постановлении Пленума Верховного суда РФ, который разъяснил, что суд вправе применить к лицу, совершившему преступление в связи с занимаемой должностью или при занятии определенной деятельностью, в качестве дополнительного вида наказания лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью независимо от того, что указанный вид наказания не предусмотрен санкцией закона, по которому осужден виновный, с приведением в описательной части приговора мотивов принятого решения. При этом не имеет значения, выполняло ли лицо соответствующие обязанности постоянно или временно, по приказу или распоряжению соответствующего должностного лица.

Также в Уголовном Кодексе указаны и сроки исчисления данного вида наказания, когда оно назначено как дополнительное наказание. В частности, если дополнительное наказание назначается к основному наказанию, отбываемому реально (ограничение свободы, арест, лишение свободы, содержание в дисциплинарной воинской части), то срок его исчисления начинается с момента окончания реально отбытого наказания.

Если же этот вид наказания как дополнительный назначается к обязательным работам, исправительным работам, при условном осуждении, его срок исчисляется с момента вступления приговора в законную силу.

Например, при назначении наказания по ч.1 ст.263 УК в виде двух лет лишения свободы с лишением права управлять транспортным средством в течение трех лет течение срока исполнения дополнительного наказания начнется после отбытия двух лет лишения свободы или после решения вопроса об условно-досрочном освобождении от основного наказания, если при этом не решен вопрос о полном освобождении от отбывания дополнительного наказания (ч.1 ст.79 УК).

Если же лишение свободы будет назначено условно (ст.73 УК), то исчисление срока дополнительного наказания пойдет параллельно с исчислением срока отбывания основного наказания. Если в таком случае условное осуждение отменяется в связи с совершением нового преступления или отменой условного осуждения по другим указанным в законе основаниям, то дополнительное наказание считается отбытым, если к моменту отмены условного осуждения истек срок этого наказания. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью при назначении его в качестве основного наказания или в качестве дополнительного наказания к штрафу, обязательным работам, исправительным работам или при условном осуждении исполняется уголовно-исполнительной инспекцией по месту жительства осужденного. Эта функция уголовно-исполнительной инспекции закреплена в п. "а" ст.4 Положения об уголовно-исполнительных инспекциях, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16 июня 1997 г. № 729.

Лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград. Данное наказание может назначаться только как дополнительное и только при осуждении лица за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления. В санкциях статей это наказание не указывается. При этом необходимо учитывать, что суд может принять такое решение только после тщательного изучения личности осужденного и обязательного изложения в приговоре мотивов принимаемого решения (ст.48 УК).

Основной карательный элемент данного наказания представляет собой, во-первых, морально-психологическое воздействие на осуждённого (отмена государственного признания прошлых заслуг лица), а во-вторых, лишение его соответствующих льгот и преимуществ, что позволяет относить его к разряду наказаний имущественного характера.

При назначении и исполнении лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград у осуждённого аннулируются специально предусмотренные законом определённые карьерные, экономические и социальные преимущества, установленные для лиц, имеющих специальное, воинское или почётное звание, классный чин или государственную награду.

Суд может самостоятельно по приговору лишить осужденного любого воинского, специального или почетного звания, классного чина и государственной награды, независимо от того, какой орган или какое должностное лицо присвоили это звание, чин или удостоили награды.

Вопрос о лишении званий может решаться как в отношении лиц, состоящих на службе, так и ушедших в запас или отставку. Суд не вправе лишать осужденного ученых степеней и ученых званий. О лишении осужденного звания, чина или награды суд сообщает органу, присвоившему это звание, чин или награду, направляя копию приговора по вступлении его в законную силу.

Одновременно направляются награды и документы к ним.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Цель курсового исследования достигнута путём реализации поставленных задач. В результате проведённого исследования по теме " Система и виды наказаний" можно сделать ряд выводов:

Понятие системы наказаний можно изложить как предусмотренный уголовным законом обязательный исчерпывающий перечень видов наказаний определённого содержания, имеющих чётко определённое соотношение между собой и расположенных в определённой последовательности от менее строгих наказаний к более строгим.

Система наказаний – это не просто набор мер государственного принуждения, а разумная система взаимосвязанных мер, подчиненных идее наиболее эффективного достижения целей уголовного наказания.

Комплексный подход при рассмотрении закрепленных в уголовном законодательстве Российской Федерации видов уголовных наказаний свидетельствует о наличии определенной системности данного объекта. Установленные в отечественном законодательстве наказания разнообразны и многоплановы. Часть из них имеет долговременной характер процесса исполнения, другие ограничиваются разовыми действиями. Ряд наказаний связан с лишением или ограничением свободы, большинство не имеет такого карательного воздействия. Между ними имеются связи различных видов и форм

Можно констатировать, что существуют наказания, которые однозначно не могут сочетаться между собой, другие допускают сочетание с определёнными наказаниями, а есть такие, которые без сочетания с другими наказаниями сочетаться не могут. Например, лишение свободы на определённый срок и исправительные работы – наказания не сочетаемые, лишение права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью и арест – сочетаемые, а такое наказание, как лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград, может назначаться только в сочетании с иным наказанием.

Основой уголовно-правовой борьбы с преступностью является наказание. Понятия преступления и наказания неразрывно связаны. Они составляют фундамент уголовного права. Большое значение имеет назначение справедливого наказания всем лицам, признанным виновными в совершении преступлений. Ошибки в назначении уголовного наказания наряду с другими факторами ослабляют борьбу с преступностью, ведут к повышению ее уровня. В то же время проведенные обобщения судебной практики показывают, что ошибки назначения наказания составляют около 64 % выявленных случаев неправильного применения уголовного закона. И одной из причин этого является неразработанность, сложность общей теории назначения уголовного наказания, а также вопросов, связанных с назначением судами мер уголовного наказания.

Несмотря на значительное число работ, посвященных отдельным аспектам проблемы назначения уголовного наказания, в современной теории уголовного права отсутствуют какие-либо специальные исследования о мере наказания. Понятие меры наказания неоднозначно трактуется учеными, существуют противоречия и в законодательстве. Большое значение имеет и проблема определения судом конкретной меры уголовного наказания каждому лицу, признанному виновным в совершении преступления. Но сформулированных законодателем в ст. 60 УК РФ общих начал или правил назначения наказания не достаточно для определения меры наказания в каждом конкретном случае. Так, в уголовном законе отсутствуют рекомендации о том, чем конкретно должен руководствоваться суд, назначая наказание в пределах санкций норм Особенной части Уголовного кодекса. Нет также указаний, какие именно данные о личности следует учитывать при определении меры наказания.

Вопрос о понятии и сущности уголовного наказания является одним из центральных в теории и судебной практике. Для понятия института наказания важно знать историю его развития. Деятельность государства по назначению наказания за совершенные преступления является важнейшей составной частью его уголовной политики, содержание которой во многом зависит от смягчения, либо усиления репрессий, судебного наказания либо внесудебного карательного произвола.

Проблемы уголовного наказания, установления критериев, определяющих пределы судейского усмотрения, достаточности мер наказания при оценке различных видов преступлений являлись предметом изучения представителей различных разделов знаний: теологических философских и особенно правовых.

Уголовное наказание – это форма государственного воздействия в отношении виновного, связанная с ограничением его прав и свобод, назначаемая судом за деяния, предусмотренные Уголовным кодексом Федерации, которое влечет судимость.

Проблема принципов назначения наказания также является одной из дискуссионных в теории уголовного права. До настоящего времени все еще не ясными остаются такие вопросы, как система данных принципов, формулировка отдельных принципов, соотношение принципов и общих начал назначения наказания.