96966

Роль игры в процессе воспитания младшего школьника

Курсовая

Педагогика и дидактика

Рассмотреть исторические предпосылки возникновения игры; изучить сущность и основные функции игры в процессе воспитания; рассмотреть воспитательный потенциал игры; ознакомится с видами игр, их роли в учебно-воспитательной практике; проанализировать взаимосвязь развития личности и игрового поведения.

Русский

2015-10-12

177 KB

8 чел.

СОДЕРЖАНИЕ

    Введение………………………………………………………………………………..

  1.  Игра как средство воспитания личности младшего школьника……………………….
    1.  Исторические предпосылки возникновения игры………………………………….
    2.  Роль игры в жизни младшего школьника……………………………………………
    3.  Игра как средство воспитания
    4.  Характеристика основных видов игр и их классификация

1.4.1 Подвижные игры

1.4.2 Сюжетно-ролевые игры

1.4.3 Народные игры

  1.  Планирование игровой деятельности в воспитательной работе в начальной школе
  2.  Практическая часть

Заключение

Список использованных источников

Приложение


ВВЕДЕНИЕ

Известно, что в игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом. Таким образом, необходимо использовать игру как важный инструмент воспитания и обучения детей.

Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, учитель воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом, поэтому тема курсовой работы «Роль игры в процессе воспитания младшего школьника» актуальна.

Исходя из всего вышесказанного, целью данной работы является изучение роли игры в процессе воспитания.

Для достижения цели необходимо решение ряда задач:

  •  рассмотреть исторические предпосылки возникновения игры;  
  •  изучить сущность и основные функции игры в процессе воспитания;
  •  рассмотреть воспитательный потенциал игры;  
  •  ознакомится с видами игр, их  роли в учебно-воспитательной практике;
  •  проанализировать взаимосвязь развития личности и игрового поведения.

Объект исследования - процесс воспитания.

Предмет - игра в воспитательном процессе.

Наибольшие возможности для игровой деятельности заложены во внеклассной работе, в работе групп продленного дня, где дети могут выбирать игры и занятия по интересам. Главная задача, которая решается при этом в совместной деятельности,— предоставить возможность детям для коллективных переживаний, создать у них радостное настроение.

За последние годы накоплен большой экспериментальный и теоретический материал по вопросам организации жизни и деятельности детей в условиях, где ведущее место отводится использованию игровых приемов на уроках и собственно игре как форме организации детской жизни. Научный вклад в разработку технологии игры внесли: немецкий ученый К. Гросс, Ж.Ж. Руссо, И.Г.Песталоцци, Януш Корчак, К. Д. Ушинский, В. А. Сухомлинский.

В работе были  использованы методы научно-педагогического исследования, такие как цитирование, тезирование, конспектирование, анкетирование и наблюдение, анкетирование.

 Практическая значимость работы определяется наличием представленных игр, которые можно использовать в начальной школе.

  1.  ИГРА КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

1.1 Исторические предпосылки возникновения игры

«Игра, игровая деятельность, один из видов деятельности, характерных для животных и человека» – отмечается в Педагогической энциклопедии. [1]

Попытку систематического изучения игры первым предпринял в конце ХIХ века немецкий ученый К. Гросс, считавший, что в игре происходит предупреждение инстинктов к будущим условиям борьбы за существование (“теория предупреждения”). К. Гросс называет игры изначальной школой поведения. Для него, какими бы внешними или внутренними факторами игры не мотивировались, смысл их именно в том, чтобы стать для детей школой жизни.

Позицию К. Гросса продолжил польский педагог, терапевт и писатель Януш Корчак, который считал, что игра – это возможность отыскать себя в обществе, себя в человечестве, себя во Вселенной. В играх заложена генетика прошлого, как и в народном досуге – песнях, танцах, фольклоре. [3]

Игра в любую историческую эпоху привлекала к себе внимание педагогов. В ней заключена реальная возможность, воспитывать и обучать ребенка в радости Ж.Ж. Руссо, И.Г.Песталоцци пытались развить способности детей в соответствии с законами природы и на основе деятельности, стремление которой присуще всем детям. Центром педагогической системы Ф. Фребеля является теория игры.

По Фребелю, детская игра – «зеркало жизни» и «свободное проявление внутреннего мира. Игра – мостик от внутреннего мира к природе». Природа представлялась Фребелю в виде единой и многообразной сферы.

К. Д. Ушинский склонялся к пониманию необъятных творческих возможностей человека. Он отделял учение от игры и считал его непременной обязанностью школьника. «Учение, основанное только на интересе, не дает окрепнуть самообладанию и воле ученика, так как не все в учении интересно и придет многое, что надобно будет взять силой воли». Однако, соглашаясь с необходимостью волевых усилий при обучении, не будем снижать и значение игры и интереса.

Игра всегда выступает как бы в двух временных измерениях: в настоящем и будущем. С одной стороны, она предоставляет личности сиюминутную радость, служит удовлетворению актуальных потребностей. С другой стороны, игра направлена в будущее, так как в ней либо прогнозируются или моделируются жизненные ситуации, либо закрепляются свойства, качества, умения, способности, необходимые личности для выполнения социальных, профессиональных, творческих функций. В.Л.Сухомлинский писал: «Присмотримся внимательно, какое место занимает игра в жизни ребенка… Для него игра – это самое серьезное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без них нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». В. А. Сухомлинский так же отмечал, что «…духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества».

Между тем, игра с годами занимает все менее значимое место в жизни коллективов, где преобладают дети школьного возраста. Одна из причин тому – недостаточное внимание к разработке теории игры школьников. Ярчайший образец игровой позиции педагога представляет нам деятельность А. С. Макаренко. Он писал: «Одним из важнейших путей воспитания я считаю игру. В жизни детского коллектива серьезная ответственная и деловая игра должна занимать большое место. И вы, педагоги, обязаны уметь играть». [1]

Сущность игры заключается в том, что в ней важен не результат, а сам процесс, процесс переживаний, связанных с игровыми действиями. Хотя ситуации проигрываемые ребенком, воображаемые, но чувства, переживаемые им, реальны. «В игре нет людей серьезнее, чем маленькие дети. Играя, они не только смеются, но и глубоко переживают, иногда страдают».

Эта специфическая особенность игры несет в себе большие воспитательные возможности, так как, управляя содержанием игры, педагог может программировать определенные положительные чувства играющих детей. «В игре совершенствуются лишь действия, цели которых значимы для индивида по их собственному внутреннему содержанию. В этом основная особенность игровой деятельности и в этом ее основное очарование и лишь с очарованием высших форм творчества сравнимая прелесть».

Таким образом, если игровые действия по своему содержанию незначимы для ребенка, то он может и не войти в игру, в игровое состояние, а будет лишь механически исполнять роль, не переживая связанных с ней чувств. Нельзя человека «насильно» включить в игру, помимо его воли, как и в процессе творчества.

Игра, как объект изучения, всегда привлекала к себе внимание ученых. Большой вклад в теорию игры внесли Е.А.Покровский, П.В.Иванова, В.Ф.Кудрявцева, В.Н. Харузина, А.Н.Соболева, О.И.Капица, Г.С.Виноградова. Все эти исследования относятся к ХIХ – первой трети ХХ вв., ценны, прежде всего, первозданностью своих материалов, извлеченных из самих глубин народной жизни, включали в себя описания только тех игр, которые попали в поле зрения наблюдателей.

В 30-е годы ХХ столетия предпринимаются попытки создания антологий, которые ставили перед собой задачу ознакомления читателей со всей массой игр. Лучшей антологией до сих пор остается книга « Игры народов СССР » В.Н. Всеволодского-Гернгросса, В.С.Ковалевой и Е.И.Степановой вышедшей в 1933 году.

Можно сказать, что игра – это метод познания действительности. Он направляется внутренними силами и позволяет ребенку в короткие сроки овладеть первоначальными, но весьма обширными основами человеческой культуры. Возможно, игра прельщает ребенка своим непостижимым многообразием ситуаций, требующих от него активного проявления индивидуальности, сообразительности, находчивости, творчества. Советский писатель Василий Белов в своей книге “Лад” высказал мысль: “Каждый ребенок хочет играть, то есть жить творчески”.

При изучении развития детей, А.Н.Леонтьев отмечал, что в игре развиваются новые, прогрессивные образования и возникает мощный познавательный мотив, являющийся основой возникновения стимула к учебе.

Л.С. Выготский, рассматривая роль игры в психическом развитии ребенка, отмечал, что в связи с переходом в школу игра не только не исчезает, но наоборот, она пропитывает собою всю деятельность ученика. « В школьном возрасте, - отмечал он- игра не умирает, а проникает в отношении действительности. Она имеет свое внутреннее продолжение в школьном обучении и труде…». [4]

Ш.А. Амонашвили пишет: “самое интенсивное развитие многих функций происходит до 7-9 лет ребенка, и поэтому потребность в игре в этом возрасте особенно сильна, а игра превращается в вид деятельности, управляющий развитием. В ней формируются личностные качества ребенка, его отношение к действительности, к людям”.

Л.С. Выготский заметил у детей дошкольного возраста появление замысла, что означает переход к творческой деятельности.

Творческий характер игры подтверждается тем, что ребенок не копирует жизнь, а, подражая тому, что видит, комбинирует свои представления. При этом он передает свое отношение к изображаемому, свои мысли и чувства. Это роднит игру с искусством, но ребенок – не актер. Он играет для себя, а не для зрителей, он не разучивает роль, а создает ее по ходу игры. Когда ребенок входит в образ, у него живо работает мысль, углубляются чувства, он искренне переживает изображаемые события.

Но творчество не появляется само собой, оно воспитывается, оно развивается в результате длительной систематической работы педагогов. Развитие игрового творчества проявляется, прежде всего, в постепенном обогащении содержания игры. От богатства и характера содержания игры зависит развитие замысла и средств изображения задуманного. В игре постепенно развивается целенаправленность действий.  У детей 5-7 лет возникает интерес к различным событиям жизни, к разным видам труда взрослых; появляются любимые герои книг, которым они стремятся подражать. И замыслы игр становятся более стойкими, иногда на длительное время завладевают воображением.

Появление длительной перспективы игры говорит о новом, более высоком этапе развития игрового творчества. Развитие игрового творчества сказывается и в том, как в содержании игры комбинируются различные впечатления жизни.

Таким образом, изучив исторический аспект игры, мы можем сделать вывод, что игра прошла длинный путь: от периода традиционного образа до психического развития личности ребенка.

1.2 Роль игры в жизни младшего школьника

А.С.Макаренко писал: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка… Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре…». Значит, игра, ее организация – ключ в руках родителей, ключ в организации воспитания ребенка. В игре формируются многие особенности личности ребенка. Игра – это своеобразная школа подготовки к труду. В игре вырабатывается ловкость, находчивость, выдержка, активность. Игра – это и школа общения для ребенка. Игра только внешне кажется беззаботной и легкой. А на самом деле она властно требует, чтобы играющий отдал ей максимум своей энергии, ума, выдержки, самостоятельности. Она подчас становится подлинно напряженным трудом и через усилие ведет к удовольствию. Преодоление самого себя в условиях игры приносит ребенку истинное удовлетворение и развивает его личность. [5]

Игре отводится особая роль в жизни ребенка и это неоспоримая истина. Швейцарский педагог Эдуард Клапаред утверждал, что для ребенка игра - сама жизнь и она является самым лучшим способом научить его искусству трудиться.

В процесс игры, как и в другие виды деятельности, вовлекается вся личность ребенка: его психические познавательные процессы, воля, чувства, и эмоции, потребности и интересы: в игре ребенок активно действует, говорит, использует свои знания.

Игра – это свободная и самостоятельная деятельность, возникающая по личной инициативе ребенка, отличающаяся активным творческим характером, высокой эмоциональной насыщенностью.

Игра в воспитательном процесс не подлежит жесткой регламентации – это самостоятельная деятельность детей. Однако, учитывая ее огромное воспитательное воздействие на ребенка, взрослые руководят играми детей, создают условия для их возникновения и развития .

Свобода и самостоятельность ребенка проявляется: а) в выборе игры или ее содержания; б) в добровольности объединения с другими детьми; в) в свободе вхождения и выхода из игры и т. д. В играх свобода и самостоятельность детей проявляется по разному.

Для игры характерна саморегуляция действий, поступков и поведения играющих. Проявления играющих детей регулируются определенными требованиями и правилами.

Несмотря на разнообразие правил, во всех случаях играющие принимают их и добиваются выполнения добровольно, в интересах самого существования данной игры, так как нарушение правил ведет к ее распаду, разрушению. Дети проявляют значительно большую выдержку, устойчивость внимания, терпение при выполнении правил игры, чем при выполнении требований в обычной повседневной жизни. Правила выступают своего рода механизмом саморегуляции поведения детей. Наличие правил помогает детям самостоятельно организоваться в игре (распределить роли, подготовить игровую обстановку и т. д.).

Многие исследователи детских игр отличают силу и подлинность чувств, переживаемых ребенком в игре. Эти чувства богаты и разнообразны. Ребенок получает удовольствие, достигает в игре результатов, преодолевая трудности.

В игре ребенок переживает не только положительные эмоции. Он переживает и горечь неудач, поражения, неудовлетворенность достигнутыми результатами, обиду и т. д.

Таким образом, несмотря на наличие в отдельных случаях отрицательных эмоций и переживаний, игра всегда приносит ребенку радость, удовольствие, наслаждение. Игра без радости перестает быть игрой.

1.3  Игра как средство воспитания

Игра – это вид деятельности ребенка. В силу этого ей присущи черты, характерные для всякой деятельности: наличие цели, мотивов, средств реализации, планомерных действий, результата. Игра протекает как деятельность осмысленная и целенаправленная. В каждой игре есть значимая для ребенка цель. Цели не являются постоянными. Н.К.Крупская указывала, что по мере развития ребенка меняется характер целей, которые он ставит себе в игре: от подражательных дети постепенно переходят к обдуманным, мотивированным целям.

Применительно к воспитательному процессу говорят о коллективных играх (организационно - деятельностных, соревновательных, имитационных, сюжетно-ролевых, социально-ориентирующих и др.), которые в большей мере ориентированы на формирование личности ребенка, поскольку, во-первых, представляют собой формы моделирования им общественных отношений, во-вторых, воссоздают наиболее типичные ситуации жизнедеятельности в материальной, доступной ребенку форме, и в-третьих, позволяют активно осваивать формы социально одобряемого поведения.

Главный педагогический смысл коллективных игр – создание ситуаций выбора, в которых ребенок может найти способ решения той или иной социальной проблемы на основе сформированных у него ценностей, нравственных установок и имеющегося социального опыта. Это происходит в силу того, что в процессе игры имеют место:

- активизация участников, которая достигается путем их постановки перед необходимостью решения проблемы в ситуации, когда готовых решений нет или их поиск затруднен объективными обстоятельствами;

- преодоление интеллектуально-познавательных затруднений, которые переживаются ребенком как личностная проблема;

- актуализация потребности ребенка в самосовершенствовании, пересмотре и переоценке имеющегося опыта, самомобилизация;

- появление возможности эффективного решения многоаспектных проблем за счет погружения участников в особую игровую атмосферу и одновременного включения их в решение совершенно реальной (особо значимой) для них проблемы во всей ее сложности;

- замещение, при котором игра очень быстро перестает быть для участников просто игрой, поскольку реальные жизненные столкновения, возникающие в ее ходе благодаря специальной работе педагога, становятся столь интенсивными, что дети ведут себя так, будто игра становится для них реальностью;

- совершенствование процессов взаимодействия участников, расширение их коммуникативной компетентности.

Игра как средство воспитания имеет свои особенности. Так, в ней помимо взаимоотношений, которые разыгрываются детьми в соответствии с принятым сюжетом и взятой на себя ролью, возникают другого рода отношения – не изображаемые, а действительные, реальные. Эти виды отношений (игровые и реальные) тесно взаимосвязаны, но не тождественны и могут находиться в конфликте друг с другом.

Методика организации коллективной игры, как правило, включает несколько этапов.

1. Работа педагога по разработке стратегии игры, определению целей и способов их достижения, планирование ожидаемого результата. Итогом этой работы является создание модели игры и ее плана, подбор инициативных групп по разработке правил и условий игры.

2. Организация работы инициативных групп, состоящих из педагогов и детей и определяющих правила и условия игры. Результат этой деятельности – разработка правил и условий игры, механизма ее запуска, распределение обязанностей между членами оргкомитета игры.

3. Запуск игровой модели на основе альтернативного включения в игру детей. Итог этого этапа – определение каждым участником своей роли в игре, формирование группы детей, участвующих в ней, или нескольких групп, соревнующихся между собой.

4. Координация действий участников игры в соответствии с правилами и условиями развития игры. Итог этого этапа – принятие всеми участниками игры своей роли, осознание правил и условий игры, их выполнение, реализация потребностей и интересов детей.

5. Подведение итогов игры, организация рефлексии, т. е. оценки детьми характера своего участия в игре и достигнутых результатов. Итог данного этапа – определение перспектив дальнейших совместных действий, новых способов взаимодействия детей.

6. Последействие – закрепление и развитие позитивных тенденций и достижений, полученных в других формах работы с детьми, внесение изменений в организацию жизнедеятельности коллектива. [6]

Таким образом, в процессе игры создаются благоприятные условия для формирования, развития и совершенствования психических процессов ребёнка, формирования его личности. Игры разнообразят процесс воспитания, наполняют жизнь учащихся радостными переживаниями, эмоционально обогащают их, создают радость успеха, создают хорошее настроение.

1.4 Характеристика основных видов игр и их классификация

Каждый вид игры выполняет свою функцию в развитии ребенка. Наблюдаемое сегодня в теории и практике стирание граней между самодеятельными и обучающими играми недопустимо. В дошкольном и младшем школьном возрасте выделяются три класса игр автор Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова  (см. Таблицу 1.4.1)

Таблица 1.4.1. Классификация игр.

Игры, возникающие по инициативе ребенка – самодеятельные игры

Самостоятельные сюжетные игры:

-сюжетно-изобразительные,

- сюжетно – ролевые,

- режиссёрские,

- театрализованные.

Примеры названий игр: «Дочки – матери», «Коршун и наседки», «Гуси - лебеди», «Разбойники и судьи», «Волк»

Примеры названий игр: «Магазин», «Больница», «Кафе».

Сюжетно – ролевая игра имеет следующие структурные компоненты:

- сюжет,

- содержание,

- роль.

Игры, возникающие по инициативе взрослого, внедряющего их с образовательной и воспитательной целью.

Игры обучающие:

- дидактические,

- сюжетно – дидактические,

- подвижные;

Досуговые игры:

- игры – забавы,

- игры – развлечения,

- интеллектуальные,

-празднично–карнавальные,

-театрально-постановочные.

Примеры названий игр: Запомни животных», «В лесу и в поле», «Город будущего»

Игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса – народные игры, которые могут возникать как по инициативе взрослого, так и более старших детей. 

Примеры названия игр: «Волчонок», «Ловля рыб», «Охотники и утки», «Печки», «Колдун».

Каждый из перечисленных классов игр, в свою очередь, представлен видами и подвидами. Так, в состав первого класса входят: игра – экспериментирование и сюжетные самодеятельные игры – сюжетно-образовательная, сюжетно-ролевая, режиссерская и театрализованная. Этот класс игр представляется наиболее продуктивным для развития интеллектуальной инициативы, творчества ребенка, которые проявляются в постановке себе и другим играющим новых игровых задач; для возникновения новых мотивов и видов деятельности.

Именно игры, возникающие по инициативе самих детей, наиболее ярко представляют игру как форму практического размышления на материале знаний об окружающей действительности значимых переживаний и впечатлений, связанных с жизненным опытом ребенка. Именно самодеятельная игра является ведущей деятельностью в дошкольном детстве.

Содержание самодеятельных игр «питается» опытом других видов деятельности ребенка и содержательным общением с взрослыми. Второй класс игр включает игры обучающие (дидактические, сюжетно-дидактические и другие) и досуговые, к которым следует отнести игры-забавы, игры-развлечения, интеллектуальные. Все игры могут быть и самостоятельными, но они никогда не являются самодеятельными, так как за самостоятельностью в них стоит выученность правил, а не исходная инициатива ребенка в постановке игровой задачи.

Воспитательное и развивающее значение таких игр огромно. Они формируют культуру игры; способствуют усвоению социальных норм и правил; и, что особенно важно, являются, наряду с другими видами деятельности, основой самодеятельных игр, в которых дети могут творчески использовать полученные знания. Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания о новых связях, в новых обстоятельствах.

Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам; находят алогизмы в суждениях и др. Вторую группу составляют игры, используемые для развития умения сравнивать, сопоставлять, давать правильные умозаключения: “Похож – непохож”, “Кто больше заметит небылиц” и другие.

Игры, с помощью которых развивается умение обобщать и классифицировать предметы по различным признакам, объединены в третьей группе: “Кому что нужно?» “Назови три предмета”, “Назови одним словом”. В особую четвертую группу, выделены игры на развитие внимания, сообразительности, быстроты мышления: «Краски», «Летает, не летает» и другие. Третий класс игр – традиционные или народные.

Исторически они лежат в основе многих игр, относящихся к обучаемым и досуговым. Предметная среда народных игр также традиционна, они сами, и чаще представлена в музеях, а не в детских коллективах. Исследования, проведенные в последние годы, показали, что народные игры способствуют формированию у детей универсальных родовых и психических способностей человека (сенсомоторной координации, произвольности поведения, символической функции мышления и другие), а также важнейших черт психологии этноса, создавшего игру. Для обеспечения развивающего потенциала игр нужны не только разнообразные игрушки, особая творческая аура, создаваемая взрослыми, увлеченными работой с детьми, но и соответствующая предметно-пространственная среда. Для педагогов важно продумать поэтапное распределение игр. 

Таким образом, можно сделать вывод, что для обеспечения развивающего потенциала игр нужны не только разнообразные игрушки, особая творческая аура, создаваемая взрослыми, увлеченными работой с детьми, но и соответствующая предметно-пространственная среда.

1.4.1 Подвижные игры

Подвижная игра, ее сущность представляют собой для ребенка практически первый вид индивидуальной и коллективной деятельности, в которой берет начало формирование не только физической, но и общей культуры личности ребенка.

В подвижной игре, ее различных ситуациях ребенок имеет реальные возможности для познания своего внутреннего «Я», для создания собственных представлений о своем влиянии на среду, о месте и роли в коллективе играющих. Виды подвижных игр: игра «По алфавиту», «Успей подобрать», «Шишки, желуди, орехи». (ПРИЛОЖЕНИЕ А)

Образовательное значение подвижных игр заключается в широкой возможности комплексного воздействия на формирование интеллектуального потенциала ребенка, его способности к анализу и синтезу ситуационных игровых проявлений, сообразительности, наблюдательности. Игра предъявляет ребенку множество требований, а значит, и развивает способность к сопоставлению, обобщению воспринятого извне, в конечном счете, — в принятии решений, оценки результата действия, его корректировки, способности делать выводы о результате деятельности.

В играх развиваются способности в адекватной оценке пространственных, временных и пространственно-временных отношений, своевременной реакции ребенка на складывающуюся и состоявшуюся ситуацию, на постоянно меняющиеся условия игры, его оперативное мышление.

Системность применения подвижных игр позволяет эффективно осваивать так называемую школу движений, охватывающую специфику широчайшей сферы двигательной активности человека. Прежде всего — это различного рода перемещения человека в пространстве и во времени, виды ходьбы, бега, прыжков, лазаний, переползаний, переноски груза, равновесий и все это с предметами или без них.

Состязательность, соперничество в подвижных играх являются прекрасными естественными психофизическими стимуляторами развития двигательных качеств, достижения кондиций физической подготовленности ребенка.

Важное образовательное значение имеют подвижные игры, проводимые в различные времена года, в различных природных условиях, позволяющих ребенку по-новому представить себя, свои действия в разных проявлениях среды. Для играющих игры на местности являются прекрасным средством приобретения знаний о различных формах гражданской, профессиональной, военной и спортивной деятельности, умении применять эти знания.

Специальную образовательную функцию несут национальные народные подвижные игры, помогающие детям в познании их специфических особенностей и ценностей национальной культуры, входящих в нее обрядов, обычаев, традиций.

В процессе подготовки и участия в подвижных играх у детей формируются знания в соответствии с ролью, функцией каждого в игре, будь то игрок в поле, водящий, судья, организатор, помощник или руководитель. Это же следует отнести к постижению детьми правил игры, условий ее проведения, особенностей выявления победителей, к формированию способности разрешения игровых конфликтов.

Воспитательное значение подвижных игр, прежде всего, основывается на их коллективном характере, что предопределяет личностные проявления и особенности коллективных действий ребенка. Коллективные подвижные игры призваны развивать в детях чувство товарищества, ответственности за собственные действия, солидарности с действиями партнеров и разделения ответственности за их действия. Особо следует отметить возможность формирования в ходе подвижных игр способности в доброжелательной оценке удачных игровых действий соперников. Воспитание у ребенка жертвенности собственными интересами ради интересов команды является существенной возможностью подвижной игры.

В итоге, подвижные игры сопряжены с чередованием положительных и отрицательных эмоций. Это обстоятельство предопределяет возможность обучения детей управлению эмоциями, что предъявляет особые требования к готовности педагога осуществлять этот фрагмент воспитательной работы.

1.4.2 Сюжетно-ролевые игры

Воспитание детей – дело весьма серьезное, прежде всего это передача накопленного опыта младшему поколению, детям, это воздействие на воспитуемого ребенка со стороны взрослых, воспитателей, педагогов. И это воздействие происходит с целью научить чему-то ребенка, выработать в нем нужных качеств, умений и навыков, сформировать достойную личность. Но во все времена педагогов мучил вопрос, как сделать процесс воспитания более действенным, результативным, а главное, приятным для детей.

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно сначала разобраться в том, что является для детей более приятным, притягательным, что может их радовать, и чем они охотно занимаются. Не секрет, что дети сами по себе умеют раскованно, естественно веселиться, радоваться жизни. Поэтому и воспитатели должны работать с детьми весело, задорно: радостное настроение – одно из самых сильных средств воспитательного воздействия. К тому же в наше нелегкое время необходимо научить ребят веселиться. Виды воспитательных игр:  «У медведя на бору», «Конь» ( см. Приложение Б).

Конечно, многие взрослые не разучились по-детски радоваться жизни, не потеряли чувство юмора. К тому же у тех, кто любит детей, хорошее настроение может появляться просто после обычного общения с детьми. Поэтому в силах воспитателей, педагогов сделать познавательный и воспитательный процесс приятным как для детей, так и для самих себя. Взрослые ни в коем случае не должны упускать такую воспитательную возможность.

Веселые истории, сценки, игры позволяют не просто развлечь, позабавить детей, но и разбудить их фантазию, творческую активность; если использовать их в нужный момент, они смогут стать отличным средством воспитания.

Наиболее активно игры проявляются в детстве и свойственны всем живым существам. На этом основан адаптационный механизм. В том числе и к будущим изменениям на основе информации, включающей также воздействие информационных полей.

Действительно, поскольку у детей познавательная активность намного выше, чем у взрослых, это отчасти объясняет любовь детей к всевозможным подвижным, познавательным и творческим играм.

Вероятно, это бессознательно привело к появлению деловых и ролевых игр, имитационных методов, которые обеспечивают существенное повышение эффективности деятельности за счет экономии времени, трудозатрат и средств, решение конфликтных ситуаций, проблем при дефиците информации.

Для многих школьников, особенно в младших классах, учение – непривычное, новое дело. Поэтому использование игр в воспитательно-учебном процессе помогает ученикам справиться с «барьером внешнего мира знания». Поскольку некоторые дети боятся неизвестности, то игры помогают справиться с этим чувством, превращая сложные темы в приятное развлечение. Кроме того, установка на выполнение учебной работы у детей сформирована плохо. Поэтому основным типом дидактических, творческих игр, используемых на начальных этапах, являются игры, формирующие устойчивый интерес к учению и снимающие напряжение, которое возникает в период адаптации ребенка к школьному режиму.

В итоге, нужно отметить, что игра направлена на решение одной задачи, то есть не только познавательной, но и творческой, воспитывающей. Но при всех плюсах использования игр не следует приучать детей к тому, чтобы на каждом уроке они ждали новых игр, так как игра – это не основной метод обучения и воспитания, хотя несет в себе обучающие элементы. В игре развиваются такие качества личности как: усидчивость, свобода поведения, креативность, самосознание, ответственность, самостоятельность и другие.

  1.  Народные игры

Народные игры – это яркое выражение народа в них играющего, отражение этноса в целом и истории его развития. Вместе с тем, на игры можно посмотреть, и с точки зрения педагогики и психологии, как средства образования и воспитания. В дополнении ко всему, это и отличный способ укрепить свой дух, свое тело, развить процессы мышления, фантазерства, эмоциональную составляющую нашей жизни. Русский народ многие процессы своей жизнедеятельности отражал именно таким образом, через игру.

Народные игры актуальны и интересны и в настоящее время, несмотря на то, что существует достаточно большое количество соблазнов в наш технократический век. Далее мы приводим ряд игр, которые с большим удовольствием и пользой можно использовать как в учебном процессе в школе, детском оздоровительном лагере, так и в свободное время в кругу семьи.

Испокон веков в народных играх ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе. Такие игры просты и правила им всем понятны.

Виды народных игр: Русская народная игра «Ручеек», Украинская народная игра «Колдун» (ПРИЛОЖЕНИЕ В).

Итак, народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности. Они образуют фундамент для развития его нравственных чувств, создания и дальнейшего проявления их в общественно полезной и творческой деятельности.

  1.  Планирование игровой деятельности в воспитательной работе в начальной школе

Игровая деятельность должна быть на протяжении всего учебного года, идти параллельно с учебной деятельностью. Она может проявляться: в физических минутках на уроках, в динамических паузах, разминкой перед, после и во время урока, и конечно же, на переменах в различных подвижных играх. Учитель должен планировать учебную деятельность и не забывать про игровую, поскольку она помогает заинтересовать учащихся на выполнении различных заданий. Младшие школьники быстро устают, а игра помогает им расслабиться, отдохнуть и вновь обрести силы для дальнейшей работы.

В. А. Сухомлинский ратовал за то, чтобы чудесный мир природы, игры, музыки, сказки, который окружает ребенка до школы, не закрыли передним дверью класса. Ребенок только тогда искренне полюбит школу, когда учитель сохранит для него те радости, которые он имел раньше. Таким образом, занимательный материал, игры и игровые упражнения не перестают влиять на развитие ребенка и в учебном процессе. Они помогают активизировать учебный процесс, развивают познавательную активность, наблюдательность детей, внимание, память, мышление, поддерживают интерес к изучаемому. Занимательный материал развивает творческое воображение, образное мышление, снимает утомление у детей.

Ребенку нужна активная деятельность, способствующая повышению его жизненного тонуса, удовлетворяющая его интересы, социальные потребности. Игры необходимы для здоровья ребенка, они делают его жизнь содержательной, полной, создают уверенность в своих силах.

Методика проведения игры

При планировании игровой деятельности необходимо учитывать следующие условия:

- обеспечить безопасность детей в период двигательной и игровой деятельности;

- соблюдать особый санитарно-гигиенический режим в помещениях;

- поддерживать эмоционально благоприятную обстановку;

-организовать сопровождение педагогического взаимодействия с детьми педагогом,  психологом и другими специалистами

- распределить по дням недели виды игр.

  1.  ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Цель практической части: изучить отношение детей к игре и выявить их активность, а также предложить набор игр для проведения на динамических паузах, больших переменах и в ГПД.

Анализ анкет учащихся

Для выявления отношения детей к игре было проведено анкетирование (см. ПРИЛОЖЕНИЕ Г).

Анализ выявления отношения к игре:

На первый вопрос «Нравится ли тебе играть?» весь класс, а именно 19 человек, выбрали ответ да.

На второй вопрос «С кем ты любишь играть?»

16 человек выбрали ответ «С другом»,

2 человека «С одноклассниками»  

1 выбрал ответ «С родителями».

На третий вопрос «Сколько времени ты тратишь на игру?»

10 выбрали ответ «Больше часа»,

4 человека выбрали ответ «Меньше часа»

5 ответили «Один час».

На четвертый вопрос «В  какие игры тебе нравиться играть?»

15 человек ответили «Подвижные»,

3 выбрали ответ «Познавательные»

1 ученик выбрал ответ «Сюжетно – ролевые».

И на пятый, последний вопрос «Зачастую кто является инициатором игр?»

8 человек выбрали ответ «Твои друзья»,

10 человек выбрали ответ «Ты»

1 ученик не мог выбрать ответ, который больше всего уме подходит и выбрал два ответа «Ты – Твои друзья».

В конце проведения анкетирования и изучим все ответы учащихся, можно сделать такой вывод, что всему красу нравиться играть в игры. Большая часть класса чувствуют себе уверенней в игре, когда играют с другом, игра у детей занимает больше часа, популярны больше подвижные игры и инициатором игр являются они сами. Эти дети являются активными и раскрепощенными. Меньшей части класса больше нравиться играть с одноклассниками или с родителями, это говорит о том, что они застенчивы, трудно привыкают к другим людям и уверенней себя чувствуют с родными и близкими людьми. Они не являются инициаторами игр, не так активны.

  1.  Сборник игр для проведения на динамических паузах, больших переменах и в ГПД.

Игр для проведения на динамических паузах на улице или в спортивном зале: «Самый ловкий», «Пингвины», «Канатоходец», «Замени предмет», «Пробеги с мячом».

Самый ловкий

По обе стороны площадки выкладывают бруски на расстоянии 60—70 см один от другого. По одной стороне площадки дети бегут, перепрыгивая через бруски, по другой — прыгают попеременно на правой и левой ноге. Дети с небольшим интервалом выполняют задание в колонне по одному. При увеличении количества пособий упражнение проводят в две колонны.

Пингвины

Дети встают в 2—3 колонны. У тех, кто стоит первыми, мяч (мешочек с песком). Они кладут его между колен и по сигналу учителя прыгают на двух ногах к флажку, находящемуся на расстоянии 7—8 м. Затем берут мяч (мешочек) в руку, обегают флажок, возвращаются к своей колонне и передают мяч следующему игроку. Выигрывает та колонна, которая быстрее выполнит задание.

Канатоходец

Дети встают в две колонны перед чертой. У направляющих в руке мешочек с песком. По сигналу учителя они быстрым шагом, держа руки в стороны, доходят до финишной черты (расстояние 6 м). Перешагнув через нее, они бегут к своей колонне, передают мешочек следующему, сами встают в конец строя. Выигрывает колонна, быстрее выполнившая задания

Замени предмет

Играющие распределяются на 2—3 команды. Перед каждой на расстоянии 6—8 м в небольшом круге лежит какой-либо предмет (кубик, обруч). У первых в руке кегля. По сигналу учителя направляющие бегут к кружкам, ставят в него кегли, берут кубик и передают его следующему игроку. Побеждает команда, быстрее выполнившая задание.

Пробеги с мячом

У каждого играющего мяч. Дети выстраиваются в шеренгу, кладут мяч на землю перед собой. По команде учителя они, подбивая мяч ногами (не слишком сильно), передвигаются на другую сторону площадки.

Игры для проведения на больших переменах: «Смена номеров», «Волк и ягненок», «Перебежки», «Кто подходил?»,

Смена номеров

       Играющие становятся по кругу плечом к плечу и рассчитываются по порядку номеров. В центре находится водящий. Он громко называет любые номера. Вызванные номера должны быстро поменяться местами, а водящий старается занять одно из свободных мест. Оставшийся без места становится водящим.

«Волк» и «ягненок»

      Играющие становятся в колонну по одному, крепко держат друг друга за талию. Первый изображает пастуха, последний – ягненка, остальные – овец. Игрок, изображающий волка, становится в нескольких шагах впереди «пастуха» (лицом к нему). По сигналу преподавателя «волк» бросается, чтобы схватить «ягненка». «Пастух», вытянув руки в стороны, старается не пропустить его. «Овцы» бегут в наименее опасную сторону. Когда «ягненок» схвачен «волком», преподаватель назначает новых «волка», «пастуха» и «ягненка», и игра возобновляется.

Перебежки

       Играющие становятся по кругу, на расстоянии трех шагов друг от друга. Один из них становится в центре. Каждый участник отмечает свое место – небольшой кружок вокруг своих ступней на земле.

       По команде «Меняйтесь!», которую подает стоящий в центе, все участники меняют свои места, пересекая круг. Стоящий в центре должен воспользоваться этой перебежкой, чтобы занять чье-нибудь пустующее место.

Кто подходил?

Подготовка. Все играющие образуют круг, водящий с завязанными глазами стоит в центре.

Содержание игры. Руководитель указывает на кого-либо из играющих, и тот подходит к водящему, слегка дотрагивается до его плеча, подаёт голос какого-либо животного или называет его по имени, изменив свой голос.

Водящий открывает глаза по указанию руководителя, когда подходивший займёт свое место. Он должен отгадать, кто к нему подходил. В случае, если водящий отгадал того, кто к нему подходил, игроки меняются ролями.

Побеждает тот, кто ни разу не был водящим.

Правила игры: 1. Водящий не должен раньше времени открывать глаза. 2. Голос подаёт только тот, на кого укажет руководитель. 3. Первый водящий не считается проигравшим.

 Игры для проведения в ГПД: «Салочки», «День и ночь», «Золотые ворота», «Успей занять место», «Белые медведи».

Салочки

 Все гоняются друг за другом; сначала выбираю одного пастуха, затем двух волков – остальные овцы. Овцам надо спасаться от волков, волкам – гоняться за овцами, а пастуху – уберечь стадо и преследовать волков. Пастух выигрывает, если осалит всех волков, а волки – если поймают всех овец. Для того чтобы взять верх над соперником, дети проявляют не только проворство, но и хитрость.

День и ночь

Делю детей на две команды, предлагаю встать спиной друг к другу вдоль линию. Один из детей – водящий. Даю названия командам “день” и “ночь”. Водящий восклицает: “День!” и дети резко поворачиваются и бегут за детьми из команды “ночь”.

 «Золотые ворота»

Пара игроков встают лицом друг к другу и поднимают вверх руки - это ворота. Остальные игроки берутся друг за друга так, что получается цепочка. Игроки-ворота говорят стишок, а цепочка должна быстро пройти между ними.

Золотые ворота

Пропускают  не всегда.

Первый раз прощается,

Второй –запрещается.

А на третий раз

Не пропустим вас!

        С этими словами руки опускаются, ворота захлопываются. Те дети, которые оказались пойманными, становятся дополнительными воротами. «Ворота» побеждают, если им удалось поймать всех игроков.

 «Успей занять место»

Играющие образуют круг и рассчитываются по порядку номеров. Водящий занимает место в центре круга. Он громко называет два каких-либо номера. Вызванные номера должны немедленно поменяться местами. Воспользовавшись этим, водящий старается опередить одного из них и занять его место. Если ему это удастся, то тот, кто останется без места, идет водить.

Номера, присвоенные участникам в начале игры, не должны меняться, когда тот или иной из них временно становится водящим.

«Белые медведи»

Задача игроков забираться на горку в необычных позах, на четвереньках, боком, спиной вперед, на прямых ногах и т. п. Кто быстрее и смешнее выполнит все подъемы, тот и побеждает. Так же можно проводить и спуски, но задача игроков не скатиться и не сбежать, а именно спуститься с горы в нелепых и смешных позах.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, игра возникает из потребности ребенка узнать окружающий его мир, причем жить в этом мире так, как взрослые. Игра, как способ познания действительности, есть одно из главных условий развития детского воображения. Не воображение порождает игру, а деятельность ребенка, познающего мир, творит его фантазию, его воображение. Игра подчиняется законам реальности, а ее продуктом может быть мир детской фантазии, детского творчества. Игра формирует познавательную активность и саморегуляцию, позволяет развивать внимание и память, создает условия для становления абстрактного мышления. Игра для младших школьников – любимая форма деятельности. В игре, осваиваются игровые роли, дети обогащают свой социальный опыт, учатся адаптироваться в незнакомых ситуациях.

Игровой метод включения школьника в деятельность предполагает личностный подход, когда педагог ориентирован на личностный подход в целом, а не только на его функции как ученика. Игра – не развлечение, а особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, метод стимулирования их активности.

Игра как психологическая проблема дает еще очень много фактов для научной мысли, еще много предстоит открыть ученым в этой области. Игра как проблема воспитания требует неустанных, каждодневных раздумий родителей, требует творчества и фантазии от нас, педагогов. Воспитание ребенка – это большая ответственность, большой труд и огромная творческая радость, дающая сознание полезности нашего существования на земле.

Ориентация современной школы на гуманизацию процесса образования и разностороннее развитие личности ребенка предполагает необходимость гармоничного сочетания собственно учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности, способности самостоятельно решать нестандартные задачи и т. п.. Активное введение в традиционный учебный процесс разнообразных развивающих занятий, специфически направленных на развитие личностно-мотивационной и аналитико-синтаксической сфер ребенка, памяти, внимания, воображения и ряда других важных психических функций, является в этой связи одной из важнейших задач педагогического коллектива. Рекомендации молодым специалистам.

Приложение  А

Подвижные игры проведенные в группе продленного дня

Игра «По алфавиту»

Чтобы имена лучше запомнились, чтобы потренировать внимание и умение быстро переключаться с одного задания на другое, можно провести в компании до 15 человек и такую игру.

Ведущий предлагает ребятам за определенное количество времени (за 10, 15 или 20 секунд) поменяться местами так:

— чтобы все имена расположились по алфавиту;

— чтобы все встали по цвету волос (слева — брюнеты, справа — блондины);

— чтобы все встали по росту (слева — маленькие, справа — большие).

Примечание. Эти упражнения могут быть еще веселее, если есть широкие скамьи, диваны, или очень устойчивые крепкие стулья. Тогда ребята должны выполнить задания, стоя на скамьях, и переходить, не ступая на пол.

Возраст: от шести лет

Игра развивает: внимательность, координацию движений.

Количество игроков: 5 и более

Место игры: помещение

Игра «Успей подобрать»

С этой игрой можно весело провести время в коллективе.

В круг, диаметром 1 метр, становится участник с волейбольным мячом в руках. Сзади игрока лежат 8 теннисных (резиновых) мячей.

По сигналу участник подбрасывает мяч вверх, и пока он находится в воздухе, старается подобрать как можно больше мячей и, не выходя из круга, поймать мяч.

Побеждает участник, которому удалось подобрать больше мячей.

Возраст: от шести лет

Игра развивает: внимательность, координация, ловкость, реакция

Количество игроков: 2

Место игры: улица

Необходимы вещи: мячи

Игра «Шишки, желуди, орехи»

Подвижная игра, которая очень сильно нравится детям.

Дети встают тройками и, взявшись за руки, образуют круг. Каждый из тройки имеет название: «шишки», «желуди», «орехи». Ведущий находится за пределами круга.

Ведущий произносит слово «орехи» (или «шишки», «желуди»), и все игроки, которые имеют это название, меняются местами, а ведущий старается занять чье-то место.

Если это ему удается, то он стает орехом («желудем», «шишкой»), а тот, кто остался без места, стает на место ведущего.

Возраст: от шести лет

Игра развивает: внимательность, координация, ловкость, мышление, реакция Количество игроков: 7 и более

Место игры: улица.

Приложение Б

Сюжетно – ролевые игры

«У медведя на бору»

Дидактическая задача. Развивать двигательную и речевую активность детей; умение соотносить свои действия со словом; быстро реагировать на словесный сигнал; развивать выдержку.

Игровые правила. Медведь громко кричит. Только после долгого звука р-р-р дети могут убегать.

Игровые действия. Имитация прогулки детей в лес, бег по сигналу.

Ход игры. Дети сидят на стульях. Учитель говорит:

- Дети, сегодня мы поиграем в игру, которая называется «У медведя на бору». Посмотрите на эту картину. (Показывает картину, на которой изображен медведь в лесу.) Вот какой медведь живет в лесу. «Р-р-р», - рычит медведь. Давайте все так порычим. (Дети произносят р-р-р.) Как тихо! Наверное, медведь еще далеко. Давайте порычим громче. Как громко кричал Максим, он наверно и будет сейчас медведем. Садись сюда. (Уводит медведя в сторону). Здесь ты будешь жить. А мы с вами, дети, пойдем в лес и будем собирать грибы, ягоды. Как только медведь зарычит, мы сразу же побежим домой, но убегать раньше, чем медведь зарычит нельзя. Такое правило в этой игре.

Слова:

У медведя на боку

Грибы, ягоды беру,

А медведь сидит

И на нас рычит:

«Р-р-р!»

Движения: Все имитируют сбор грибов и ягод, медленно приближаясь к лесу, где живет медведь. Когда медведь рычит, дети убегают а медведь их догоняет.

Учитель следит за тем, чтобы все дети подходили близко к медведю. Называет тех, кто старается все время держаться подальше от медведя, помогает им преодолеть страх. «Будь смелым, Вася! Не отставай от детей. А когда медведь зарычит, скорее беги, не отставай от всех ребят», - так подбадривает учитель тех, кто еще не может преодолеть свой страх перед медведем, боится быть пойманным.

«Конь»

Дидактическая задача. Развивать речь у детей; упражнять их с правилом звукопроизношения; воспитывать внимание, согласовывать действия.

Игровое правило. Соотносить движение со словами стихотворения.

Игровые действия. Выбор командира; имитация бега лошадок; остановка по сигналу.

Ход игры. Учитель ставит в колону всех детей, впереди боец. На него надевают шапочку-буденовку.

- Дети, сейчас, мы будем играть так: Максим будет бойцом, а мы – все его лошадки. Куда  буденовец, туда поскачут и все лошадки. Вспомните стихотворение, которое мы с вами учили о коне. (Стихотворение разучивать заранее). Сначала лошадки бегут медленно, потом все быстрее и быстрее, а после слова тпру останавливаются, - заканчивает объяснения и хода игры.

Слова:

Топ-топ-топ!

Ты скачи в галоп.

Ты лети, конь, скоро-скоро.

Через реки, через горы.

Все в галоп, в галоп.

Гоп-гоп-гоп!

«Тпру», - говорит учитель вместе с ведущим бойцом.

Движения: дети скачут по комнате, имитируют бег лошади. Бег все время убыстряется. Дети останавливаются и тоже произносят : «Тпру».

При повторении игры считалочкой выбираются другого бойца.

Приложение В

Народные игры

Русская народная игра «Ручеек»

Задачи: 
- развитие слухового и зрительного внимания; 

- формирование навыков ориентировки в пространстве; 

- развитие чувства ритма. 

Дети стоят в двух шеренгах, образуя пары лицом друг к другу. Первая пара является ведущей, она назначает фигуры танца: "Ручеек».

Дети выстраиваются парами в колонну, взявшись за руку с партнером, лицом к ведущей паре. Ведущая пара поворачивается, встает напротив всей колонны и начинает движение вглубь ручейка. Первая пара пропускает идущих через воротца поднятых рук, а следующая за ней, наоборот, сама проходит через воротца идущей вглубь ручейка пары и т. д. 

Ведущая пара, дошедшая до конца ручейка, поворачивается по ходу шеренги, становясь ее завершением. Каждая следующая пара, оказавшись на месте ведущей, в свою очередь, поворачивается лицом к шеренге и начинает движение вглубь ручейка. 
Движение повторяется до тех пор, пока ведущая пара не оказывается на своем месте, дожидаясь, когда все остальные придут на свои места. Затем начинается следующая фигура. 

Украинская народная игра «Колдун»

Правило игры. Заколдованный игрок остается на месте. Заколдованный трижды сам становится колдуном, а его предшественник присоединяется к убегающим.

Ход игры. Перед началом игры выбирают колдуна. Для этого один из игроков вытягивает перед собой правую руку ладонью вниз, остальные подставляют под нее по одному указательному пальцу. По команде «Раз, два, три!» или по окончанию считалки все отдергивают пальцы, а игроку с вытянутой рукой необходимо захватить чей-нибудь палец. Тот, чей палец будет таким образом захвачен трижды, становится колдуном.

Все разбегаются, а колдун пытается догнать кого-нибудь и дотронуться рукой. Пойманный замирает, разделяя руки в стороны. Расколдовать его могут другие игроки, дотронувшись до него рукой. Однако колдун следит за своей жертвой, и как только кто-либо снимает чары, то он старается повторным ударом снова напустить их.

Приложение  Г

Анкета для учащихся

  1.  Нравится ли тебе играть?

А) Да;

Б) Нет;

В) Не очень.

  1.  С кем ты любишь играть?

А) С другом;

Б) С родителями;

В) С одноклассниками.

  1.  Сколько времени ты тратишь на игру?

А) Меньше 1 часа;

Б) Одни час;

В) Больше 1 часа.

  1.  В  какие игры тебе нравиться играть?

А) Подвижные;

Б) Сюжетно – ролевые;

В)Познавательные.

  1.  Зачастую кто является инициатором игр:

А)Ты;

Б) Твои друзья.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1.  Богуславская З. М. , Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей младшего школьного возраста. - М.: Просвещение, 2009.
  2.  Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М. :Просвещение, 1985. – 160 с.
  3.  Влияние игры на психическое развитие дошкольника [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://psychologymsk.ru/p/psiho-4830.html
  4.  Ермолаева М. Теория игры, или что есть игра? [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.ukrdeti.com/2007/2_16_a2_2007.html
  5.  Жуков М. Н. Подвижные игры. – М.: Издательский центр Академия, 2005. — 160 с.
  6.  Игра как средство воспитания [Электронный ресурс] – Режим доступа:  http://www.e-reading.link/chapter.php/99153/51/Sedova,_Tolstoluckih__Teoriya_i_metodika_vospitaniya__kkkonspe_lekciii.html
  7.  Игра как средство обучения самостоятельности [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.edumask.ru/magiws-372-2.html
  8.  Кемеман А.В. Детские подвижные игры народов СССР. – М. : Просвещение, 1988. – 239с.
  9.  Макаренко А. С.  О воспитании детей. – М.: Политиздат, 1988. – 256 с.
  10.  Подласый И.П. Педагогика начальной школы – М. : Политиздат, 2001 –199 с.
  11.  Пидкасистый П.И., Хайдаров Технологии игры в обучении и развитии – М.: Педагогика, 2007. - 8-10 с.
  12.  Усова А.П. Роль игры в организации жизни и деятельности детей. – М., 2006. 
  13.  Характеристика основных видов игр и их классификация [Электронный ресурс] – Режим доступа:  http://allrefs.net/c13/1lmje/p2/
  14.  Шмалов С.А Игры учащихся – феномен культуры - М. : Новая школа, 2009. – 117 с.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

20834. Автоматизация процесса абонентского учета и биллинга с помощью единой информационной системы на примере ОАО «Челябэнергосбыт» 4.04 MB
  В дипломном проекте был проведён анализ внешней и внутренней среды ОАО «Челябэнергосбыт», проанализирована бизнес - архитектура и ИТ-архитектура предприятия, были выявлены и проранжированы существующие проблемы компании. Был проанализирован рынок информационных продуктов для решения выявленных проблем.
20835. Методи проектування (метод комбінування). Планування роботи з проектування та виготовлення виробу 158.5 KB
  Разработка сайтов для компаний является актуальной и востребованной сферой деятельности, т.к. сайт фирмы в сети Интернет представляет собой достаточно дешевый и массовый способ рекламы, дает возможность потенциальным и существующим клиентам легко получать информацию о товарах и услугах компании, ее деловых интересах.
20836. Учет и анализ стипендиального фонда и расчетов со стипендиатами 438 KB
  Изучение, систематизация и обобщение практического материала и теоретических знаний по вопросов учёта расчётов со стипендиатами и анализа стипендиального фонда.
20837. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ УЧЕТА ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ ООО «ЭДЕМ» 348.5 KB
  Для решения поставленных задач выпускная квалификационная работа разделена на три главы. Первая глава содержит теоретические основы бухгалтерского учета расчетов по оплате труда, формы, виды системы оплаты труда, Вторая глава рассматривает применяемые на практике способы учета оплаты труда порядок начисления и удержания из заработной платы в анализируемой организации.
20838. Мотивация персонала 96.5 KB
  Работник перестает понимать, что ему нужно делать и почему работа у него не ладится, связано ли это с ним самим, с начальником, с работой. Усилия работника пока не сказываются на производительности. Он легко контактирует с сослуживцами
20839. Ррезонансні частоти та форми власних коливань 1.09 MB
  В конструкціях машинобудівної, авіаційної, приладобудівної та суднобудівної промисловості широко використовуються конструктивні елементи, що представляють собою циліндричні оболонки. Ці елементи складають по вазі порівняно невелику частину конструкції, але суттєво впливають на її міцність і жорсткість.
20840. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ АГРОЭКОТУРИЗМА В РОССОНСКОМ РАЙОНЕ 1.03 MB
  Провести мониторинг посещаемости агроэкоусадеб района за 2006-2011 гг. Провести анализ экономической среды агроусадеб. Обосновать рекомендации по развитию туризма в районе.
20841. Учет расчетов по социальному страхованию и обеспечению 410.62 KB
  Предметом исследования был бухгалтерский финансовый учет. Объектом исследования послужил учет расчетов по социальному страхованию и обеспечению в организациях на основе данных экономической литературы, нормативно-правовых актов, интернет ресурсов и данных журналов и экономических газет.
20842. Точечный массаж 389.5 KB
  Многочисленные клинико-физиологические исследования, проведенные в нашей стране, показали, что описанные точки обладают специфическими особенностями, отличающими их от окружающих участков кожи: относительно низким кожным сопротивлением, высоким электрическим потенциалом, высокой кожной температурой и болевой чувствительностью