96994

Методы и формы педагогического контроля

Курсовая

Педагогика и дидактика

Термин «педагогический контроль» в методической литературе употребляется не только в связи с проверкой результатов обучения, но и как методический прием, способствующий достижению задач обучения в самом ходе познавательного процесса. Он является важным элементом общей системы формирования знаний.

Русский

2015-10-12

162.5 KB

30 чел.

Введение

Контроль является одним из основных компонентов управления образованием и управления качеством образования. Для того, чтобы управлять образовательным процессом реально, а не формально, преподавателю необходимо иметь разнообразные фактические данные о различных сторонах процесса образования. Процесс управления качеством образования становится невозможным без постоянной обратной связи, без информации о промежуточных результатах учебной деятельности, которая получается посредством  контроля.  Если цель учебного процесса заключается в передаче знаний и умений от преподавателя к студенту, то средствами достижения этой цели являются, во-первых, регулярная работа студента в течение всего семестра и, во-вторых, систематический контроль, дающий возможность оценить полученные им знания. Исходя из этой предпосылки, становится очевидна важность и актуальность исследования методов учета и контроля знаний студентов в процессе обучения в высшей школе.

    Проблема проверки существует столько же, сколько и сам процесс обучения. Зависимость продуктивности обучения от количества, качества, полноты, своевременности (оперативности), глубины, объективности контролирования - общая закономерность дидактического процесса.

Известно, что контроль стимулирует обучение и влияет на поведение студентов. Как показала практика, попытки исключить контроль частично или полностью из учебного процесса приводят к снижению качества обучения. Усиление качества методов учета и контроля способствует  повышению профессиональных знаний.

Объект исследования: эффективность   методов педагогического контроля.

Предмет исследования: повышение  эффективности  применения различных методов педагогического контроля.

Цель  исследования:  изучить, выявить особенности, дать оценку  различным  методам  и формам педагогического контроля.

Термин «педагогический контроль» в методической литературе употребляется не только в связи с проверкой результатов обучения, но и как методический прием, способствующий достижению задач обучения в самом ходе познавательного процесса. Он является важным элементом общей системы формирования знаний. Поэтому необходимо усилить обучающую функцию проверки знаний и учебных умений, как важного элемента учебной деятельности.

Для того чтобы получить объективную оценку качества учебного процесса, необходимо иметь возможность объективно измерять главный «продукт» образования - знания и учебные умения школьников. В связи с этим возникает противоречие между необходимостью получения объективных результатов усвоения и отсутствием знаний о методических условиях, способствующих получению этих результатов.

Проблема контроля знаний и умений обучаемых получила теоретическую разработку в работах педагогов и психологов С.И. Архангельского, Ю.К. Бабанского, В.П. Беспалько, П.Я. Гальперина, Т.А. Ильиной,  Е.И. Перовского, Н.Ф. Талызиной, В.И. Хальзова. Различные аспекты организации и осуществления контроля освещены в трудах В.И. Гинецинско-го, М.С. Дмитриевой, В.Н. Ефимова, В.Н. Константинова, М.Н. Скаткица, И.И. Тихонова, В.А. Якунина.

Глава 1. Теоретические аспекты педагогического контроля

1.1 Сущность и функции педагогического контроля

Представление о проверке знаний как об отдельной составляющей образовательного процесса имеет принципиальное значение. Контроль эффективности усвоения материала является обязательным компонентом, востребованным на всех стадиях обучения. 

Контроль - это одновременно и объект теоретических исследований, и сфера практической деятельности педагога. С помощью контроля можно выявить достоинства и недостатки новых методов обучения, установить взаимную связь между планируемыми, реализуемыми и достигнутыми уровнями образования, сравнить работу разных преподавателей, дать оценку достижениям учащегося и обнаружить недостатки в его знаниях, дать руководителю учебного заведения объективную информацию для принятия управленческих решений.

Само понятие «педагогический контроль» применительно к учебному процессу имеет несколько трактовок. С одной стороны, педагогический контроль являться цельной дидактической и методической системой проверочной деятельности. Эта взаимосвязанная совместная деятельность преподавателей и учащихся при руководящей и организующей роли педагогов направлена на выявление результатов учебного процесса и на повышение его эффективности. С другой стороны, применительно к обыденному учебному процессу под контролем понимают выявление и оценку итогов учебной деятельности школьников или студентов.

Контроль=Проверка (сравнение объекта с эталоном)+Оценка (сопоставление результата с критериями и показателями).

Контроль — наиболее широкое по объему понятие. Он охватывает и включает в себя все другие понятия как составные структурные компоненты. Начальным моментом контроля являются наблюдение и проверка. В процессе наблюдения и проверки выявляется (выявление) и измеряется (измерение) тот материал, который предстоит проконтролировать. В результате наблюдения и проверки накапливается первичная информация, она учитывается (учет). В последующем эта информация подвергается анализу-синтезу, сравнению. При этом выявляется ее смысл и значение, проводится оценивание (процесс оценки) этой информации с точки зрения задач контроля. Результаты оценки получают внешнее или внутреннее выражение, словесный комментарий. В дальнейшем, исходя из смысла, значения и значимости, эта информация становится своеобразным сигналом для продолжения педагогического процесса в том же направлении или для внесения в него коррекций. Все зависит от того, соответствуют ли результаты оценки ранее намеченным учебно-воспитательным задачам или отличаются от них.    

     Предмет педагогического контроля - это оценка результатов организованного в нем педагогического процесса. Основным предметом оценки результатов образования являются знания, результатов обучения - умения, навыки и результатов воспитания - мировоззренческие установки, интересы, мотивы и потребности личности. Субъектом оценки является преподаватель, нередко и комиссия, назначаемая в ответственных случаях.      

Объектом (или содержанием) контроля может стать все, что относится к учебно-воспитательному процессу. Конкретное же его содержание будет зависеть от целевой установки и задач контроля. В частности, контролируется деятельность преподавателя и студента в процессе обучения. Преподаватель, проверяя студента, выясняет особенности понимания и осмысления им изучаемого материала, точность, глубину и прочность его знаний, широту кругозора, развитие познавательных процессов. В процессе обучения у обучающихся формируются общеучебные, специальные и другие практические умения и навыки. Преподаватель также контролирует степень их точности и устойчивости, способности студента  применять знания на практике, творческий подход к выполнению учебного дела, владение рациональными приемами работы, умение “совмещать”, “сливать” одни навыки с другими.

     В деятельности преподавателя контролируются его умение организовать занятия в аудитории, его методы и приемы обучения обучающихся, стиль и приемы общения.

     Таким образом, контроль в учебно-воспитательном процессе позволяет установить качество теоретических знаний и практических умений и навыков учащихся, способы их учебной деятельности, степень умственного развития, а также уровень педагогического мастерства преподавателя.

     Как элемент ориентировочной деятельности контроль имеет разные функции, из которых главная — функция обратной связи. Только лишь постоянно имея информацию о том, как “ведет” себя, как реагирует “обучающаяся система” ( группа, студент) на воздействие “обучающей” (преподаватель, консультант, технические и электронные средства информации), можно надежно идти вперед по пути овладения знаниями, умениями и навыками. Только тогда преподаватель может быть уверенным в том, что он учит так, как задумано и как надо. Если результат обучения слабый, то информацию можно воспринять для коррекции методики обучения.

Педагогический контроль выполняет следующие функции:

    - учебную (образовательную), которая заключается в том, чтобы контрольные мероприятия способствовали углублению, расширению, усовершенствованию и систематизации знаний, умений и навыков студентов, обеспечивали обратную связь в обучении;

     - корректирующую направленную на определение уровня знаний, умений и навыков, а также типичных ошибок, пробелов и затруднений в учебе, причин неуспеваемости и обеспечение мер по их устранению;

    - оценочную которая заключается в выяснении состояния знаний, умений и навыков как отдельных студентов, так и академической группы в целом, а также обеспечивает учет и открытость результатов контроля, способствует объективному оцениванию и лучшему обучению

- стимулирующее, что предусматривает одобрение достигнутых студентами успехов и формирование положительной мотивации к обучению, систематической учебно-познавательной деятельности, развития чувства ответственности за ее результативность

 - развивающую которая заключается в том, что в условиях систематического, педагогически целесообразного контроля развиваются память, внимание, мышление, устная и письменная речь, способности, познавательные интересы, активность и самостоятельность студентов

 - воспитательную направленную на формирование дисциплинированности, организованности, умений самодисциплины, положительного отношения к учению, формирование потребности в постоянном самообразовании и самосовершенствовании;

 - прогностически-методическую, которая касается как преподавателя (который получает достаточно точную информацию об эффективности своей деятельности), так и студентов, поскольку выбор оптимальной методики преподавания, усовершенствование методов обучения, может существенно повлиять на конечный результат - качество профессиональной подготовки выпускника ВН.

      Контроль - неотъемлемая часть обучения. В зависимости от функций, которые выполняет контроль в учебном процессе, можно выделить три основных его вида:

  •  предварительный,
  •  текущий,
  •  тематический
  •  итоговый

Назначение предварительного контроля состоит в установлении исходного уровня знаний учащихся.

Успех изучения любой темы (раздела или курса) зависит от степени усвоения тех понятий, терминов, положений и т.д., которые изучались на предшествующих этапах обучения. Если информации об этом у педагога нет, то он лишен возможности проектирования и управления в учебном процессе, выбора оптимального его варианта.

Важнейшей функцией текущего контроля является функция обратной связи. Обратная связь позволяет преподавателю получать сведения о ходе процесса усвоения у каждого учащегося. Она составляет одно из важнейших условий успешного протекания процесса усвоения. Обратная связь должна нести сведения не только о правильности или неправильности конечного результата, но и давать возможность осуществлять контроль над ходом процесса, следить за действиями обучаемого.

Текущий контроль необходим для диагностирования хода дидактического процесса, выявления динамики последнего, сопоставления реально достигнутых на отдельных этапах результатов с запланированными. Кроме собственно прогностической функции текущий контроль и учет знаний, умений стимулирует учебный труд учащихся, способствует своевременному определению пробелов в ходе усвоения материла, повышению общей продуктивности учебного труда.

Тематическая проверка знаний направлена  на определение уровня усвоения студентами определенной темы или нескольких взаимосвязанных тем (модулей). Одной из основных задач тематической проверки является создание предпосылок  для осмысления и обобщения достаточно большой по объему учебной информации. Для проведения тематического контроля, который может осуществляться на итоговом семинаре, коллоквиуме или в процессе модульной или тематической контрольной работы, задачи должны конструироваться таким образом, чтобы устранить элементы случайности и объективно оценить учебные достижения студентов по всем разделам темы.

Учащиеся всегда должны знать, что процесс усвоения имеет свои временные границы и должен закончиться определенным результатом, который будет оцениваться. Это означает, что кроме контроля, который выполняет функцию обратной связи, необходим другой вид контроля, который призван дать представление о достигнутых результатах. Этот вид контроля обычно называют итоговым.

Итоговый контроль имеет целью проверку уровня усвоения знаний, практических умений и навыков студентов за длительный промежуток времени обучения семестр, год, за весь период обучения в вузе .Цель итогового в контроля знаний заключается в выявлении структуры и системы знаний студентов Составляющие такого контроля - семестровый контроль и государственные экзамены.

Универсальной процедуру контроля делает целый спектр его функций и методов, которые мы сейчас рассмотрим.

1.2Традиционные формы и методы педагогического контроля

Систему контроля образуют экзамены и зачеты, устный опрос, контрольные работы, коллоквиумы, рефераты, семинары, лабораторные работы, отчеты по производственной практике. Такие методы и формы  контролирования успеваемости студентов в настоящее время используют большинство учебных заведений. Выбор форм контроля зависит от цели, содержания, методов, времени и места его проведения.

В вузах применяют следующие формы педагогического контроля:

экзамены, зачеты, устные опросы, собеседования, контрольные работы, курсовые работы, лабораторные работы, проектные работы, рефераты, коллоквиумы, журналы наблюдений, выпускные квалификационные работы.

Важное место в педагогическом контроле занимает коллоквиум (лат colloquium-разговор, беседа)

Коллоквиум - \"микро-зачет\" - это вид аудиторного или  внеаудиторного занятия, где осуществляется обязательный опрос по одной или нескольким наиболее важным темам, разделам учебного предмета.  Студентов заранее предупреждают о необходимости тщательной подготовки к коллоквиуму. Ответы на коллоквиумах не могут принимать форму дискуссии. Функции коллоквиума-обобщающее повторение темы или раздела и контроль качества усвоения знаний. Результаты опроса позволяют внести коррективы в лекционный курс и лабораторно-практические занятия.

 Семестровый контроль проводится в форме зачета или семестрового экзамена по конкретной учебной дисциплине.  Студента допускают к семестровому контролю  при условии выполнения им всех видов работ, предусмотренных учебным планом на семестр по этой дисциплине.

Семестровый зачет - форма итогового контроля, которая заключается в оценке усвоения студентами лекционного материала, а также выполненных ими определенных работ на семинарских, практических, лабораторных занятиях.  Семестровый зачёт не предусматривает обязательного присутствия студентов при условии выполнения ими всех видов работ, предусмотренных учебным планом на семестр.

 Экзамены - специальные средства осуществления итоговой проверки и оценки академических достижений студентов. Первые сведения об экзаменах в России датируются 1703 годом и связаны с деятельностью М.В.Ломоносова В то время экзамены практиковались двух видов-закрытые, проводившихся учителем в присутствии директора, и открытые, на которых присутствовали представители власти, духовенства, дворяне, родители.

Семестровый экзамен - форма итогового контроля по отдельной учебной дисциплине за семестр, направленная на проверку усвоения теоретического и практического материала.

  Экзамены составляют по экзаменационным билетам, утвержденным кафедрой.  Преподаватель в обязательном порядке должен ознакомить студентов с содержанием экзаменационных вопросов. Такой метод контроля как семестровый экзамен имеет сторонников и противников. С одной стороны, экзамены повышают ответственность студентов за результаты своего труда, а с другой - создают чрезмерное психологическое напряжение. Поэтому нередко опытные преподаватели модифицируют процедуру проведения экзаменов с целью создания атмосферы доверия и взаимопонимания.  Разновидностью подобных модификаций могут быть \"экзамены без билетов\", которые проводятся в форме беседы или \"экзамены с открытым учебником\", когда преподаватель имеет целью не только проверку фактических знаний, но и умение быстро найти необходимую информацию, пользоваться дополнительной литературой, учебными пособиями и т.д. Такой экзамен целесообразно проводить для сложных и больших по объему учебных дисциплин.

Практический экзамен зачастую сводится к изготовлению студентами натуральных объектов, макетов, схем, защиты предварительно разработанного научно-методического проекта и их публичной защиты.

    Теперь рассмотрим методы, которыми наполняются перечисленные формы контроля.

  Устный опрос

Устный опрос один из наиболее распространенных методов при проверке и оценке знаний.

Он позволяет контролировать процесс формирования знаний и умений, вместе с тем во время опроса осуществляется повторение и закрепление знаний и умений, совершенствуются диалогическая и монологическая формы речи.

Виды:   фронтальный,   индивидуальный   и   комбинированный    опрос.

Фронтальный опрос проводится в форме  беседы  преподавателя  с  группой.  Он органически сочетается с  повторением  пройденного материала,  являясь  средством  для закрепления  знаний  и  умений. Его  достоинство  в  том,  что  в  активную умственную работу можно вовлечь всех  учащихся  группы.  Для  этого  вопросы должны  допускать  краткую  форму  ответа,   быть   лаконичными,   логически увязанными друг с другом, даны  в  такой  последовательности,  чтобы  ответы учащихся в совокупности могли раскрыть содержание  раздела, темы.  Вопросы должны иметь преимущественно поисковый характер, чтобы  побуждать

учащихся  к  самостоятельной  мыслительной  деятельности.  Этому  требованию отвечают, например, вопросы таких видов: на установление  последовательности действия, процесса, способа  (  “Что  произойдет…”,  “Как  изменится…”);  на сравнение  (“  В  чем  сходство  и  различие…”  ,  “Чем  отличается…”);   на объяснение  причины  (“Почему…”,  “Для  чего…”);   на   выявление   основных характерных черт, признаков или качеств предметов явлений  (“Укажите  важные свойства…”,  “В  каких   случаях…”,   “Какие   условия   необходимы…”);   на установление знания  того  или  иного  явления,  процесса  (“Какое  значение имеет…”, “Какое влияние оказывает…”); на объяснение (“Чем объяснить…”,  “Как

обосновать…”).

  С  помощью фронтального опроса преподаватель  имеет  возможность  проверить  выполнение учащимися домашнего задания, выяснить готовность группы  к  изучению  нового материала, определить сформированность  основных  понятий,  усвоение  нового учебного  материала,  который  только   что   был   разобран   на   занятии.

Индивидуальный опрос предполагает объяснение, связные ответы учащихся  на вопрос, относящийся к  изучаемому  учебному  материалу,  поэтому  он  служит важным средством развития речи, памяти, мышления учащихся.

Вопросы  для  индивидуального  опроса  должны   быть   четкими,   ясными, конкретными, емкими, иметь прикладной характер, охватывать  основной,  ранее пройденный материал программы. Их содержание должно  стимулировать  учащихся логически мыслить, сравнивать, анализировать сущность  явлений,  доказывать, подбирать  убедительные  примеры,   устанавливать   причинно-следственные связи,  делать  обоснованные  выводы  и  этим  способствовать   объективному выявлению знаний учащихся.

Во время индивидуального опроса отвечает один ученик, остальные дети слушают его. Для  того  чтобы  группа   слушала   ответ   своего   товарища,   опытные преподаватели используют  разные  приемы.  Например,  учащимся  предлагается  составить план ответа, оценить (проанализировать) ответ (полноту и  глубину, последовательность,  самостоятельность,  форму).  Можно  проводить  подобную работу в виде  рецензирования  ответа  товарища.  Эта  работа  первоначально сложна для  учащихся,  поэтому  их  следует  обучить  элементарным  правилам рецензирования, например, предложить  следующий  план  рецензии:  определить полноту    ответа,    его    правильность,    выявит    ошибки,    недочеты, последовательность (логику) изложения. Учащиеся могут предложить  свой  план ответа. Для подготовки рецензии следует  рекомендовать  учащимся  записывать свои замечания по ходу ответа. В  таких  случаях  оценить  можно  не  только отвечающего у доски, но и тех, кто участвовал в обсуждении. Можно использовать и такой прием,  вызывающий  интерес  к  проверке,  как постановка вопросов учащемуся, отвечающему у доски.  В  тех  случаях,  когда учащийся испытывает затруднение, преподаватель  предлагает  группе  задавать

вопросы в такой последовательности, чтобы ответы на них позволили  полностью и логично раскрыть содержание полученного задания.

 Для организации  коллективной  работы  группы  во  время  индивидуального  опроса преподаватель может дать и такое задание, как приведение примеров  по тому или иному положению ответа.

 Таким образом,  чтобы  вызвать  при  проверке  познавательную  активность

учащихся всей группы, целесообразно сочетать индивидуальный   и фронтальный опрос.

Важное  значение  имеет  умение  преподавателя  управлять  опросом.   Оно заключается  в  умении  слушать  учащегося,  наблюдать  за   процессом   его деятельности,  корректировать  эту  деятельность.  Преподаватель  не  должен торопить или без особой  надобности  прерывать  учащегося.  Это  допускается только в тех случаях, когда учащийся делает грубые ошибки, либо отвечает  не по существу. Если отвечающий не  в  состоянии  понять  и  исправить  ошибку, преподаватель вызывает другого учащегося для ее исправления.  В  необходимых случаях  целесообразно   наводящими   вопросами   помогать   учащемуся,   не подсказывая ему правильного ответа.

Для углубления и расширения знаний учащихся,  можно  дать  индивидуальные задания исследовательского характера,  например,  подготовить  сообщение  по проблемным вопросам учебного материала, по истории вопроса.

 Заключительная часть устного опроса – подробный анализ ответов  учащихся. Преподаватель  отмечает  положительные  стороны,  указывает  на   недостатки ответов, делает вывод о том, как изучен учебный материал. При оценке  ответа учитывает его правильность и полноту, сознательность,  логичность  изложения  материала,  культуру  речи,  умение  увязывать  теоретические  положения   с практикой, в том числе и с будущей профессиональной деятельностью.

Устный опрос может проводиться в начале урока, в таком случае он служит не только целям контроля, но и готовит школьников к усвоению нового материала, позволяет увязать изученный материал с тем, с которым они будут знакомиться на этом же или последующих уроках.

Устный опрос как метод контроля знаний, умений и навыков требует больших затрат времени, кроме того, по одному и тому же вопросу нельзя проверить всех учащихся.

Письменный контроль

Письменный контроль наряду с устным,  является важнейшим методом контроля знаний, умений и навыков учащегося.

Однородность работ, выполняемых учащимися, позволяет предъявлять ко всем одинаковые требования, повышает объективность оценки результатов обучения. Применение этого метода дает возможность в наиболее короткий срок одновременно проверить усвоение учебного материала всеми учащимися группы, определить направление для индивидуальной работы с каждым.  Письменный контроль обеспечивает более высокую объективность, кроме того, способствует развитию логического мышления, целенаправленности. Обучаемый при письменном контроле более сосредоточен, он глубже вникает в сущность вопроса, обдумывает варианты решения и построения ответа. Кроме того, письменный контроль приучает к точности, лаконичности, связанности изложения мыслей.

Письменные работы по содержанию и форме в зависимости от предмета могут быть самыми разнообразными: диктанты, сочинения, ответы на вопросы, решения задач и примеров, составление тезисов, выполнение различных чертежей и схем, подготовка различных ответов, рефератов.

В целях сокращения времени на выполнение некоторых видов письменных работ  практикуется применение программированных средств –  пособий с печатной основой. Применение таких пособий значительно облегчает работу ученикам  и проверку выполненных заданий учителю. Отметим особенности таких форм письменной проверки, как самостоятельная работа, диктанты, сочинения и рефераты.

 Контрольная работа

Контрольной работой считается запланированная преподавателем проверка знаний преимущественно в письменной форме. Это промежуточный метод определения существующих знаний, который представляет собой ряд ответов в письменном виде, предоставленных на определенные вопросы из теоретической части содержания той или иной дисциплины.

Все задачи, вопросы и задания контрольной работы регулярно меняются в зависимости от пройденного материала и предметной области науки.

Контрольные работы позволяют  в сжатые сроки определить уровень подготовки того или иного студента, а также багаж полученных знаний по конкретному предмету.

При проведении письменных контрольных работ в аудитории самостоятельность их выполнения учащимися обеспечивается вариативностью заданий, наблюдением преподавателя за работой учащихся и пр.

После проверки и оценки контрольных письменных  работ  проводится  анализ результатов их выполнения, выявляются типичные ошибки и  причины,  вызвавшие неудовлетворительные  оценки.  При  большом  количестве  однотипных  ошибок, свидетельствующих о недостаточном усвоении многими учащимися того или  иного раздела  (темы),  на  занятии  следует  провести  разбор  плохо   усвоенного материала. Однако  анализ  не  должен  ограничиваться  только  рассмотрением ошибок. Важное значение для обучения  и  воспитания  учащихся  имеет  анализ контрольных работ, выполненных на «9» и  «10»,  с  точки  зрения  полноты  и оригинальности предложенного решения или ответа.

При проведении контрольных работ необходимо соблюдать ряд дидактических требований.

Первое: контрольные работы целесообразно проводить тогда, когда учитель убедился, что пройденный материал хорошо осмыслен и усвоен учащимися. Если же последние не совсем хорошо усвоили изучаемую тему или раздел программы, то контрольную работу проводить не следует, а нужно продолжать дальнейшую учебную работу по их более основательному усвоению.

Второе: необходимо за одну-две недели предупредить учащихся о предстоящей контрольной работе и провести в связи с этим соответствующую подготовку. Одновременно с этим нужно давать учащимся задания, требующие проявления творческого мышления и сообразительности с тем, чтобы они учились искать правильные решения нестандартных задач и упражнений. Нередко полезно также проводить так называемые предупредительные проверочные работы, позволяющие определять степень подготовленности учащихся к предстоящей контрольной работе.

Третье: очень важно, чтобы содержание контрольной работы охватывало основные положения изученного материала и включало в себя такие вопросы, решение которых требовало бы от учащихся проявления сообразительности и творчества.

Четвертое: при проведении контрольных работ необходимо обеспечивать самостоятельное выполнение учащимися даваемых заданий, не допускать подсказок и списывания. В этом смысле хорошими приемами являются подбор для учащихся различных вариантов одного и того же задания, размещение учащихся за отдельными столами и т.д.

Контрольные письменные работы полезны тем, что дают возможность проверять и оценивать одновременно знания всех учащихся класса или группы, но они требуют много времени и поэтому не могут проводиться часто.

  Домашняя работа

 Для проверки и оценки успеваемости учащихся большое значение имеет проверка выполнения ими домашних заданий. Она позволяет учителю изучать отношение учащихся к учебной работе, качество усвоения изучаемого материала, наличие пробелов в знаниях, а также степень самостоятельности при выполнении домашних заданий.

 Проверка домашних заданий в той или иной форме осуществляется на каждом занятии.

 Домашние письменные работы учащихся, позволяя экономить время урока, не всегда дают преподавателю объективные результаты подготовленности учащегося, что снижает ценность этих работ для контроля и обусловливает применение их в основном с обучающей целью.

В последние годы на основе опыта передовых преподавателей в проверку домашних работ студентов внесены существенные методические усовершенствования. Вместо того чтобы зачитывать в группе ход решения задачи или примера, а также выполненных письменных работ по языкам, опытные преподаватели поступают иначе. Методом фронтального опроса они выясняют, какие результаты получены студентами при  выполнении заданий, а затем организуют самостоятельную работу  студентов по выполнению заданий, аналогичных тем, которые задавались на дом. Такая работа дает двойной выигрыш: во-первых, преподаватель имеет возможность проверить, насколько самостоятельно студенты выполняли домашнее задание, а, во-вторых, студенты дополнительно упражняются в применении знаний на практике и тем самым прочнее и глубже усваивают изучаемый материал, совершенствуют практические умения и навыки.

Самостоятельная работа

Самостоятельную работу можно проводить с целью текущего и  периодического контроля. При текущей  проверке  самостоятельные  работы,  как  правило,  не велики по объёму, содержат задания в  основном  по  теме  учебного  занятия. Проверка в  этом  случае  тесно  связана  с  процессом  обучения  на  данном занятии, подчинена ему. При периодическом  контроле  самостоятельная  работа обычно  больше  по  объему  и  времени  её  выполнения.  Широкое  применение получили самостоятельные работы с дидактическим материалом.  Своеобразие  их в  том,  что  они  позволяют  учесть  индивидуальные   особенности   каждого учащегося.

Учащимся  задается некоторое количество вопросов, на которые предлагается дать свои обоснованные ответы. В качестве заданий могут выступать теоретические вопросы на проверку знаний, усвоенных учащимися; задачи, на проверку умения выполнить расчеты по заданию; конкретные действия, смоделированные или показанные с целью проверить умение учащихся, задания по моделированию (воспроизведению) конкретных ситуаций, соответствующих технологическим понятиям. В самостоятельной работе могут быть охвачены все виды деятельности кроме создания понятий, т.к. это требует большего количества времени. При этой форме контроля учащиеся обдумывают план своих действий, формулируют и записывают свои мысли и решения. Кратковременная самостоятельная работа требует времени, и количество вопросов может быть не более 2-3, а иногда самостоятельная работа состоит и из одного задания.

Диктант

Диктанты (предметные и  технические)  широко  используются  для  текущего контроля. С их помощью можно подготовить учащихся к  усвоению  и  применению  нового материала,  к  формированию  умений  и  навыков,  провести  обобщение изученного, проверить самостоятельность выполнения  домашнего  задания.  Для диктантов  подбирают  вопросы,  не  требующие  длительного  обдумывания,  на которые можно  очень  кратко  записать  ответ.  Часто  содержание  диктантов заранее  записывается  на  магнитофон  иногда   по   вариантам.   При   этом преподаватель  имеет  возможность  наблюдать   за   работой   всей   группы, предупреждает списывание.

Рефераты

Рефераты целесообразны для повторения и обобщения учебного материала. Они не только позволяют  систематизировать  знания  учащихся,  проверить  умение раскрыть тему,  но  играют  особую  роль  в  формировании  мировоззрения.  В процессе  подготовки  реферата   учащийся   систематизирует   и   актуализирует имеющиеся  знания,  приобретает  самостоятельно   новые,   необходимые   для раскрытия темы, сопоставляет их со своим жизненным  опытом,  четко  выясняет свою жизненную  позицию.  При  проверке  этих  работ преподаватель обращает  внимание  на соответствие  работы  теме,  полноту  раскрытия   темы,   последовательность изложения, самостоятельность суждений.

Лабораторно-практический контроль

Лабораторно-практический контроль используется для проверки умений и навыков учащихся в применении лабораторного оборудования и сочетается с письменными и графическими работами, решением экспериментальных и практических задач.

Практическая или лабораторная работа – достаточно необычная форма контроля, она требует от учащихся не только наличия знаний, но еще и умений применять эти знания в новых ситуациях, сообразительности. Лабораторная работа активизирует познавательную деятельность учащихся, т.к. от работы с ручкой и тетрадью ребята переходят к работе с реальными предметами. Тогда и задания выполняются легче и охотнее. Практическую лабораторную работу целесообразно комбинировать с такими формами контроля, как письменная проверка или тест. Такая комбинация может достаточно полно охватить знания и умения учащихся при минимальных затратах времени, а также снять при этом трудность длинных письменных высказываний.

Практическая работа  (опыты, практические задания)

Для закрепления теоретических знаний и отработки навыков и умений, способности применять знания при решении конкретных задач используется практическая работа, которая связана не только с заданием на компьютере, но и, например, может включать задания построения схемы, таблицы, написания программы и т.д.

Взаимоконтроль 

Осуществляется студентами одинакового или разного уровня развития, объединенными в статические, динамические или вариационные пары.

Статическая пара объединяет по желанию двух студентов, которые меняются ролями “учитель-ученик”. Она обеспечивает постоянное общение друг с другом. В парном общении активизируется речевая и мыслительная деятельность учащихся, каждый имеет возможность отвечать на вопросы и задавать их, объяснять, доказывать, подсказывать, проверять, оценивать, исправлять ошибки в момент их возникновения. В статической паре могут заниматься два слабых и два сильных студента, слабый и сильный.

Динамические пары образуются в рамках микрогруппы, которую составляют более чем два студента. Микрогруппе дается одно общее задание, имеющее несколько частей для каждого её члена. После выполнения своей части задания и его контроля со стороны преподавателя или самоконтроля студент обсуждает задание с каждым партнером по микрогруппе. Причем каждый раз ему необходимо менять логику изложения, акценты, темп и т.д., т.е. адаптироваться к индивидуальным особенностям согруппников.

При работе в вариационных парах каждый член группы получает свое задание, выполняет его, анализирует результаты вместе с преподавателем. После этого обучающийся может проводить по данному вопросу взаимообучение и взаимоконтроль. По окончании работы каждый учащийся усваивает все части содержания учебного задания.

          Самоконтроль предполагает самостоятельный поиск допущенных ошибок, неточностей и устранение обнаруженных пробелов.

     Проанализировав традиционные методы контроля можно прийти к следующим выводам:

   Они позволяют выявить уровень усвоения требуемых знаний, умений, навыков. Достоинство опроса как средства диагностики связано с относительной простотой, доступностью применения в работе если не всех, то многих преподавателей. Во время устного опроса контролируются не только знания, но и вербальные способности, исправляются ошибки речи учащихся. Воспроизведение материала способствует лучшему запоминанию, активному использованию научных понятий, что невозможно без достаточного их употребления в речи. В то же время слабые ответы порождают пассивность, скуку на занятиях, приводят к потерям учебного времени. Недовольство учащихся может вызвать субъективность оценки знаний. Письменные работы позволяют документально установить уровень усвоения материала, но требуют больших затрат времени. Отрицательно влияет на качество контроля "взаимопомощь" на экзамене, что искажает достоверность оценки знаний студентов. Принятая, преимущественно, методика приема экзаменов по 3-4 вопросам в билете не позволяет оценить полноту освоения материала и провоцирует списывание.

2.1.Современные формы и методы организации и проведения педагогического контроля.

Метод тестирования

    Метод тестирования — исследование личности путем диагностики его знаний на основе выполнения какого-либо стандартизованного задания. Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что существуют различные определения понятия «тест».

    Так, например, в психологическом словаре тест определяется как «краткое, стандартизированное, обычно ограниченное во времени психологическое испытание, предназначенное для установления в сравниваемых величинах межиндивидуальных различий» [15, с.19].

      В словаре под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского даётся следующее определение: «тест (от англ. test – проверка) – система знаний, позволяющая измерить уровень определённого психического качества (свойства) личности» [31, с.208].

   В.Д. Шадриков определяет тест как стандартизированную психологическую методику, направленную на диагностику качеств, состояний и функциональных характеристик личности и их количественную оценку [26, с.115].

Понятие «тест» употребляется в узком и широком смысле слова.

  В узком смысле под тестом подразумевается «краткое, строго стандартизированное испытание, которое позволяет количественно выразить результат и, следовательно, даёт возможность осуществить математическую обработку» [22, с.28].

     В широком же смысле понятие «тест» интерпретируется как «средство, так как с дидактических позиций понятие «средство» охватывает весь инструментарий, который является связующим звеном между целью и результатом психолого-педагогической деятельности и включает в себя также различные методы, формы, приёмы».

   Слово «тест» в переводе с английского означает «задача, испытание». Тестирование — целенаправленное, одинаковое для всех обследование, которое проводится в строго контролируемых условиях. Оно позволяет объективно измерять характеристики и результаты обучения, воспитания, развития учащихся, определять параметры педагогического процесса. От других способов обследования тестирование отличается точностью, простотой, доступностью, возможностью автоматизации [8, с.15].

Тестирование — далеко не новый, но до последнего времени мало применяемый в отечественной педагогике метод исследования. Еще в 80—90-е гг. XIX в. исследователи начали изучать индивидуальные различия людей. Это привело к возникновению так называемого испытательного эксперимента — исследования с помощью тестов (А. Дальтон, А. Кеттел и др.). Применение тестов послужило толчком для развития психометрического метода, основы которого были заложены Б. Анри и А. Бине. Измерение школьных успехов, интеллектуального развития, степени сформированности учебных навыков многих других качеств с помощью тестов стало неотъемлемой частью широкой учебно-воспитательной практики.

Тесты (проба, испытание) – это достаточно краткие, стандартизированные или не стандартизированные пробы, испытания, позволяющие за сравнительно короткие промежутки времени оценить преподавателями и студентами результативность познавательной деятельности учащихся, т.е. оценить степень и качество достижения каждым учащимся целей обучения (целей изучения). Данное определение выделяет И.А. Плотникова.

В словаре – справочнике по педагогике под редакцией П.И. Пидкасистого дается следующее определение слову «тест»:

 Согласно М.Б. Челышковой, тесты представляют собой особую совокупность заданий, которые позволяют дать объективную, сопоставимую и даже количественную оценку качества подготовки обучаемого в заданной образовательной области. В свою очередь, объективность и измеримость качества образования открывают широчайшие возможности для управления учебным процессом — от корректировки содержания образовательных стандартов и программ до совершенствования методов преподавания и повышения эффективности стимулирования самостоятельных занятий учащихся.

Особенно важно, что использование методов тестирования позволяет еще в раннем возрасте выявить одаренных детей и подростков и организовать с ними индивидуальную учебную работу. Нельзя не упомянуть и о большом социальном значении тестирования как инструмента, гарантирующего повышение объективности конкурсного отбора поступающих в высшие и другие учебные заведения.

   Несмотря на все очевидные достоинства, тестовые задания имеют ряд недостатков. Главный из них – это трудность формулирования вариантов ответов на вопросы при их составлении. Если ответы подобраны преподавателем без достаточного логического обоснования, большинство учащихся очень легко выбирают требуемый ответ, исходя не из имеющихся у них знаний, а только лишь из простейших логических умозаключений и жизненного опыта. Поэтому преподавателю бывает трудно или даже невозможно составить удачный тест без теоретической подготовки. Следует также отметить, что тестовые задания дают возможность проверить ограниченную область знаний учащихся, оставляя в стороне деятельность по созданию объектов труда, воспроизведению конкретных действий, соответствующих практическим навыкам и т.п.

Задания с выбором ответа целесообразно применять в тех случаях, когда эта форма контроля знаний имеет преимущества перед другими, например, они особенно удобны с применением различного типа контролирующих машин и компьютеров. Авторы тестовых разработок сходятся во мнении, что тесты не могут заменить других форм контроля, однако они открывают много новых возможностей перед преподавателем, проводящим контроль знаний, т.к. снимают трудности, характерные для устных и письменных ответов учащихся на поставленный вопрос.

Процесс создания вариантов тестов всегда должен включать опытную стадию, поэтому, прежде чем использовать задания для контроля и оценки знаний учащихся всей группы, их необходимо предложить для решения небольшой части студентов. Этот метод в сочетании с разбором решения наиболее эффективно выявляет все ошибки, допущенные при составлении тестов. Подобная мера необходима еще и потому, что преподаватель может не увидеть двоякого толкования заданного вопроса или неоднозначность в предложенных ответах, так как то, что для специалиста является очевидным, у учеников может вызывать вполне обоснованные вопросы.

В словаре – справочнике по педагогике под редакцией П.И. Пидкасистого дается следующее определение слову «тест»:

Тест - стандартизованная измерительная методика, направленная на выявление скрытого свойства интересующего объекта путём одного или нескольких кратких испытаний (заданий), обладающих максимальной информативностью. Тесты существуют и активно используются не только в психологии, но и в медицине, педагогике, технике.

Разумеется, тестирование не заменяет и не отменяет традиционных форм педагогического контроля, основанных на непосредственном общении преподавателя со студентом. Такой контроль выполняет важные обучающие функции, он вооружает педагогов информацией об уровне знаний их питомцев, о пробелах в их подготовке и даже об эмоционально-психологическом состоянии группы. Другое дело, что традиционные формы педагогического контроля носят во многом субъективный характер и не позволяют получить сопоставимые данные, столь необходимые для управления процессом образования в масштабах учебного заведения, района, области, края, страны.

Тесты можно классифицировать по целому ряду оснований.

 1. По процедуре создания: могут быть выделены стандартизированные и не стандартизированные тесты.

   Стандартизируются процедура и условия проведения тестирования, способы обработки и интерпретации результатов, которые приводят к созданию равных условий для испытуемых и минимизировать случайные ошибки и погрешности как на этапе проведения, так и на этапе обработки результатов и интерпретации данных.

  Не стандартизированные тесты для целей итоговой аттестации обучающихся использовать не рекомендуется.

 2. По средствам предъявления:

- бланковые с использованием тестовых тетрадей с использованием бланков

- предметные– результативность их выполнения зависит от скорости и правильности выполнения задания.

- аппаратурные– тесты с использованием устройств для изучения особенностей внимания, восприятия, памяти и мышления.

- практические,

- компьютерные.

3. По направленности тесты бывают

- тесты интеллекта, выявляющие особенности последнего;

- личностные тесты предназначены для диагностики мотивационно-потребностной сферы личности;

- тесты достижений.

4. По характеру действий:

- вербальные;

- невербальные.

5. По ведущей ориентации:

- тесты скорости;

- тесты мощности;

- смешанные тесты.

6. По степени однородности задач:

- гомогенные включают задачи, сходные по характеру, но различающиеся конкретным содержанием;

- гетерогенные позволяют оценить разнообразные характеристики личности и включают задания, отличающиеся и по характеру, и по содержанию;

- интегративный направлен на оценку “общей подготовленности выпускника образовательного учреждения”.

7. Широкоориентированные тесты позволяют оценить эффективность процесса обучения по степени реализации одной из его основных целей.

8. Узкоориентированные тесты направлены на выявление достижений обучающихся в процессе освоения отдельных предметов, отдельных тем.

9. По целям использования:

- предварительный определяющий тест предназначен для оценки начальных способностей, охватывает очень небольшой диапазон знаний;

- формирующий тест затрагивает ограниченный сегмент обучения (главу, раздел);

- диагностический тест больше фокусируется на распространенных ошибках;

- суммирующий тест обычно содержит вопросы, которые представляют более высокий уровень сложности.

10. По широте использования:

- для использования учителем;

- для использования группой учителей или администрацией ОУ;

- для аттестации учащихся.

       По форме проведения тесты могут быть индивидуальными и групповыми, устными и письменными, бланковыми, предметными, аппаратурными и компьютерными, вербальными и невербальными. При этом каждый тест имеет несколько составных частей: руководство по работе с тестом, тестовую тетрадь с заданиями и, если необходимо, стимульный материал или аппаратуру, лист ответов (для бланковых методик), шаблоны для обработки данных.

В руководстве приводятся данные о целях тестирования, выборке, для которой тест предназначен, результатах проверки на надежность, способах обработки и оценки результатов. Задания теста, сгруппированные в субтесты (группы заданий, объединенные одной инструкцией), помещены в специальной тестовой тетради (тестовые тетради могут быть использованы многократно, поскольку правильные ответы отмечаются на отдельных бланках). Если тестирование проводится с одним испытуемым, то такие тесты носят название индивидуальных, если с несколькими - групповых. Каждый тип тестов имеет свои достоинства и недостатки. Преимуществом групповых тестов является возможность охвата больших групп испытуемых одновременно (до нескольких сот человек), упрощение функций экспериментатора (чтение инструкций, точное соблюдение времени), более единообразные условия проведения, возможность обработки данных на ЭВМ и др. [10, с.222].

Основным недостатком групповых тестов является снижение возможностей у экспериментатора добиться взаимопонимания с испытуемыми, заинтересовать их.

Кроме того, при групповом тестировании затруднен контроль за функциональным состоянием испытуемых, таким, как тревожность, утомление и др. Иногда для того, чтобы понять причины низких результатов по тесту какого-либо школьника, следует провести дополнительное индивидуальное собеседование.

Индивидуальные тесты лишены этих недостатков.

Хорошо составленный тест имеет ряд достоинств, а именно:

1. Оперативно выявляет знания, умения и навыки учащихся, а также понимание им закономерностей, лежащих в основе изучаемых фактов. Это обеспечивается тем, что задачи и вопросы подбираются в результате анализа материала, и, следовательно, учитывают трудности усвоения и характер возможных ошибок.

2. Позволяет в течение короткого времени получить представление о пробелах в знаниях и помогает организовать работу по предупреждению отставания учащихся.

3. Предоставляет педагогу возможность проверять знания, умения и навыки на разных уровнях и осуществлять дифференцированное обучение.

4. Способствует рациональному использованию времени на занятии.

5. Активизирует мышление обучающихся.

6. Дает возможность преподавателю критически оценить свои методы преподавания. Тесты – более емкий инструмент. Показатели тестов ориентированы на измерение степени, определение уровня усвоения ключевых понятий, тем, разделов учебной программы, умений и навыков обучающихся, а не на констатацию наличия определенной совокупности усвоенных знаний.

Тесты –объемный инструмент. Каждый испытуемый выполняет задания, используя знания по всем темам, изучение которых предусматривает учебная программа.

Тесты – широкий инструмент. Он дает возможность обучающемуся показать свои достижения на широком поле материала.

Следует отметить и гуманизм тестирования, который заключается в том, что всем предоставляются равные возможности (единая процедура проведения, единые критерии оценки).

Недостаток тестового контроля – в отсутствии информации о ходе размышлений ученика и в возможности прямой подстановки вариантов ответов без решения поставленной задачи.

При применении тестов не учитывается скорость мышления обучающихся, легко можно подобрать правильный ответ или даже его просто угадать.

 Однако, большое разнообразие тестовых заданий дает возможность учителю выявить результаты усвоения обучающимися разных компонентов содержания математического образования, контролировать уровень овладения различными видами учебной деятельности, способность воспроизводить и творчески применять знания.

Рейтинг

Рейтинг (англ. rating) в широком смысле – это некоторая численная характеристика какого-либо качественного явления. Часто рейтинг используется как индивидуальный числовой показатель оценки достижений (например, при проведении диагностики или научного исследования). Обычно под рейтингом понимается «накопленная оценка» или «оценка, учитывающая предысторию». Принята и такая трактовка: рейтинг – это индивидуальный, кумулятивный индекс (т.е. индекс по сумме отметок).

В контексте средств и методов оценивания обученности под рейтингом может пониматься:

  •  средство оценивания, «накопленная отметка» как по отдельным дисциплинам, так и по циклу дисциплин за определенный период обучения (некоторая числовая величина, выраженная, как правило, по многобалльной шкале (например, 20-балльной или 100-балльной);
  •  метод оценивания, основанный на суждениях компетентных судей (Б.Г. Ананьев);
  •  метод упорядочивания обучающихся по занятым местам в зависимости от измеряемых учебных достижений;
  •  форма организации не только контроля знаний, но и учебного процесса в целом (В.С. Аванесов).

В обучении рейтинг — это некоторая числовая величина, выраженная, как правило, по многобалльной шкале (например, 20-балльной или 100-балльной) и интегрально характеризующая успеваемость и знания учащихся по одному или нескольким предметам в течение определенного периода обучения (семестр, год).

Рейтинговая система оценки знаний может рассматриваться как один из возможных способов, отвечающих поставленным задачам.

Данная система позволяет:

Определить уровень подготовки каждого обучающегося на каждом этапе учебного процесса

Получить объективную динамику усвоения знаний не только в течение учебного года, но и за все время обучения.

Дифференцировать значимости оценок, полученных обучающимися за выполнение различных видов работы (самостоятельная работа, текущий, итоговый контроль, тренинг, домашняя, творческая и другие работы).

Отразить текущей и итоговой оценкой количество вложенного учеником труда.

Повысить объективность оценки знаний.

Говоря о рейтинге как форме организации контроля и оценивания, обычно имеют  в виду рейтинговую систему оценивания. Рейтинговая система оценивания представляет собой «совокупность правил, методических указаний и соответствующего математического аппарата, реализованного в программном комплексе, обеспечивающем обработку информации как по количественным, так и по качественным показателям индивидуальной учебной деятельности», позволяющем присвоить персональный рейтинг (интегральную оценку, число) каждому обучающемуся индивиду по любой учебной дисциплине, любому виду занятий, а также обобщенно по ряду дисциплин (М.П. Батура, Л.В. Ломако).  

Портфолио

Идея портфеля или папки индивидуальных учебных достижений учащихся становится в нашей стране в последнее время всё более популярной. Всё больше школ применяют его в своей практике.

Существуют различные подходы к определению понятия «портфолио».

Портфолио — это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определённый период его обучения. Портфолио относится к разряду «аутентичных» (то есть истинных, наиболее приближенных к реальному оцениванию) индивидуализированных оценок, ориентированному не только на процесс оценивания, но и самооценивания.

Портфолио — рабочая файловая папка, содержащая многообразную информацию, которая документирует приобретённый опыт и достижения учащихся.

Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности — учебной, творческой, социальной, коммуникативной и др., и становится важнейшим элементом практико-ориентированного подхода к образованию. Для гимназистов, которые имеют пытливый ум и занимают активную позицию отразить свои достижения в дополнение к общеобразовательным, это крайне важно.

«Портфолио» - это модель аутентичного оценивания, которое в большей степени, чем традиционное нацелено на выявление:

  •  объективно существующего уровня владения умениями и навыками;
  •  пробелов в подготовке;
  •  трудностей усвоения;
  •  уровня сформированности умений и их совершенствования путем внесения коррекции в учебный процесс;
  •  положительных мотивов учения;
  •  интереса к предмету;
  •  уровня развития мыслительной деятельности;

Исходя из вышесказанного, портфолио не только является современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные задачи:

  •  поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;
  •  поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
  •  развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся;
  •  формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;
  •  содействовать индивидуализации (персонализации) образования школьников;
  •  закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной самореализации;
  •  воспитывать такие качества личности, как честность, целеустремлённость, уверенность в успехе.
  •  формировать общеучебные умения и навыки - как средства повышения культуры умственного труда.
  •  повышать авторитет ребёнка в семье.

Применение портфолио в рамках существующей системы обучения позволяет более полно реализовать все функции оценки: диагностическую, обучающую, организующую, воспитывающую, на основе системного подхода, который обеспечивает их оптимальное сочетание.

Программированный контроль.

В системе проверки знаний учащихся применяется программированный контроль, который еще называют альтернативным методом (от фр. alternative - одна из двух возможностей), или методом выбора. Сущность этого метода состоит в том, что учащемуся предлагаются вопросы, на каждый из которых дается три-четыре ответа, но только один из них является правильным. Задача ученика - выбрать правильный ответ. Несколько подобных вопросов и ответов может быть дано в классе одновременно всем учащимся на отдельных листах бумаги или с помощью компьютера, что позволяет в течение нескольких минут проверить их знания. В этом состоит положительная сторона метода программированного контроля.

Однако этот метод имеет и свои недочеты. Главным из них является то,

что с его помощью можно проверить лишь отдельные стороны усвоения

изучаемого материала. Всей же полноты и объема знаний этот метод выявить не позволяет. Впрочем, свои плюсы и минусы имеет каждый из рассмотренных выше методов проверки и оценки знаний. Контрольные письменные работы полезны тем, что дают возможность проверять и оценивать одновременно знания всех учащихся класса или группы, но они требуют много времени и поэтому не могут проводиться часто. Отсюда следует вывод: в системе учебной работы должны находить свое применение все рассмотренные выше методы проверки и оценки знаний с тем, чтобы обеспечить необходимую систематичность и глубину контроля качества успеваемости обучающихся.

Идея компьютерного тестирования напрямую проистекает от идеи

программированного контроля знаний.

     

Таким образом, педагогический контроль является важным компонентом всего образовательного процесса, который оказывает значительное влияние не только на результат, но и на ход обучения и воспитания.

 

Использование тестов в обучении является одним из эффективных и рациональных дополнений к методам проверки знаний, умений и навыков обучающихся. Тестирование вполне соответствует принципу самостоятельности в работе ученика и является одним из средств индивидуализации в учебном процессе.

Анализ работы учителей  по использованию тестов в учебном процессе показывают, что систематический учет знаний по тестовой методике в сочетании с традиционными формами контроля значительно активизирует умственную деятельность обучающихся, повышает культуру логических преобразований.

Таким образом, тестовый контроль при грамотном использовании является одним из инструментов управления учебным процессом, позволяя определить достижение каждым учащимся обязательного уровня овладения учебным материалом, а также его готовности к дальнейшему изучению последующих разделов программы .

Система тестовых заданий может быть рекомендована как для проверки знаний по основным темам курса математики 9,11 классов, так и для подготовки к аттестации образовательного учреждения.

Тесты предназначены для того, чтобы оценить успешность овладения конкретными знаниями и даже отдельными разделами учебных дисциплин, и являются более объективным показателем обученности, чем оценка.

Тесты применяются для оценки успешности овладения конкретными знаниями с целью определения эффективности программ, учебников и методов обучения, особенностей работы отдельных учителей, педагогических коллективов и т.д., т.е. с помощью этих тестов диагностируют прошлый опыт, результат усвоения тех или иных дисциплин или их разделов [11, с.219].

Вместе с тем нельзя отрицать, что тесты также могут в определенной степени предсказывать темпы продвижения учащегося в той или иной дисциплине, поскольку имеющийся на момент тестирования высокий или невысокий уровень овладения знаниями не может не отразиться на дальнейшем процессе обучения.

Для того, чтобы правильно ответить на вопросы, входящие в тест, необходимы знания конкретных фактов, дат и др. Старательный школьник, обладающий хорошей памятью, без труда может найти правильные ответы в заданиях теста.

Тестирование широко используется в учебных заведениях для тренировочного, промежуточного и итогового контроля знаний, а также для обучения и самоподготовки учащихся.

Как уже указывалось, результаты тестирования могут выступать и как оценка качества преподавания, а также как оценка самих испытательных материалов.

Литература

1. Берг А.И. Кибернетика и обучение // Природа. – 1966. – №11.

2. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. – М., 1995.

3. Беспалько В.П. Программированное обучение. Дидактические основы. – М., 1971.

4. Беспалько В.П. Элементы теории управления процессом обучения. – М., 1971.

5. Гальперин П.К. К теории программированного обучения. – М., 1961.

6. Ланда Л.Н. Алгоритмизация в обучении. – М.: Просвещение, 1966.

7. Молибог А.Г. Программированное обучение. – М., 1967.

8. Педагогика / Под ред. П.И.Пидкасистого. – М,: РПА, 1996.

9. Пеннер Д.И. и др. О методике составления программированных заданий // Физика в школе. 1973. – № 2.

10. Розенберг Н.М. Информационная культура в содержании общего образования // Советская педагогика. – 1991. – № 3.

11. Селевко Г.К. Задания для машинного программированного контроля знаний. – Ярославль, 1982.

12. Селевко Г.К. Сборник задач и упражнений для повторения курса физики. – Ярославль, 1972.

13. Талызина Н.Ф. Контроль и его функции в учебном процессе // Советская педагогика. - 1989. – № 3.

14. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. – МГУ, 1975.

15. Талызииа Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. – М., 1988.

16. Третьяков П.И., Сенновский И.Б. Технология модульного обучения в школе. – М.: Новая школа, 1997.

Литература

1. Алексеева Л. Тестовый контроль усвоения знаний, умений  и навыков //Математика: Приложение к «Перв.сент.». - 1998. - №46.

2. Боброва Л.Н. Рейтинговая система оценки качества обучения //Наука и школа. – 2005. - №6. – С. 2-4.

3. Загвоздкин В.К. Портфолио в учебном процессе //Вопросы образования. - 2004. - № 2. – С. 251.

4. Полозов А.А. Рейтинг ученика в школе //Педагогическая диагностика. – 2006. - №3. – С.56-75.

5. Стариченко Б.Е., Шуняева Н.В. Накапливаемая отметка как метод педагогической статистики. //Педагогическая информатика. – 2001. - № 1. – С. 10.

6. Челышкова М.Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов: Учеб. пособие.- М.: Логос, 2002.