96996

История изучения семьи

Курсовая

Логика и философия

Семья в древнегреческой философии. Становление социологии брака и семьи как отдельной самостоятельной отрасли знания было закономерным после возникновения социологии как науки. Главную угрозу существования идеального государства Платон видел в функционировании традиционного института семьи.

Русский

2015-10-12

116.5 KB

0 чел.

Глава 1 история изучения семьи

1.1 Семья в древнегреческой философии

Становление социологии брака и семьи как отдельной, самостоятельной отрасли знания было закономерным после возникновения социологии как науки. Ее появлению предшествовало накопление человечеством огромного фактического материала и разнообразных знаний и мыслей о семейной жизни людей. Издавна размышления философов о воспроизводстве человеческого рода, о человеческих отношениях, о социальных ролях мужчин и женщин, о фундаментальных потребностях людей были
связаны с осмыслением жизни людей в браке и семье - древнейших человеческих образованиях.

Самыми известными из первых философов древности считаются античные мыслители, в творчестве которых прослеживаются социальные мотивы брачно-семейной жизни людей. Рассмотрим двух, наиболее ярких представителей античности, внесших в копилку человеческих интеллектуальных трудов и раздумий интересные и глубокие мысли и идеи о браке и семье – Платона. В своем труде «Законы» Платон говорит об истоках правильного и справедливого государственного устройства, которые находятся именно в семье и воспитании детей. Но при этом он считал, что только государство должно осуществлять воспитание детей. А исходя из того,  "каждый брак должен быть полезен для государства", и для того чтобы организовывать половое общение граждан, браком должны управлять философы (правители). В платоновском проекте идеального государства все население делится на четыре сословия:

1)Философы

2)Правители,

3)Воины, стражи

4)Работники.

Ценность человека определяется его служением государству. В целом интересы общества (государства) доминируют над интересами отдельного человека, поэтому индивид должен ему подчиняться. В основе платоновской утопии лежит мысль о разделении труда. Главную угрозу существования идеального государства Платон видел в функционировании традиционного института семьи. Поэтому в его государстве упразднена отдельная семья и частная собственность.

Платон подчеркивал необходимость вступления в брак. Но брак должен быть радикально преобразован. Все женщины должны быть общими для всех мужчин, ни одна не должна жить частно ни с одним из них.
Несмотря на то, что Платон говорит об общности женщин, они для него, прежде всего, люди с теми же правами и обязанностями, что и мужчины. и согласно с этим он хочет, чтобы женщины получили такое же самое воспитание и образование. Все законно рожденные дети тоже общие. В своей работе «Государство» Платон писал: «Все жены этих мужей  должны быть общими, и пусть отец не знает, какой ребенок его, а ребенок - кто его отец лучшие мужчины должны большей частью соединяться с лучшими женщинами, а худшие, напротив, с самыми худшими... потомство лучших мужчин и женщин следует воспитывать, а потомство худших – нет. Определять количеством браков мы предоставим правителям, чтобы они по возможности сохраняли постоянное число мужчин, принимая в расчет войны, болезни и т.д., и чтобы государство по возможности не увеличивалось и не уменьшалось. Все рождающееся потомство сразу же поступает в распоряжение поставленных должностных лиц, все равно мужчин или женщин, или тех и других. - ведь занятие должностей одинаково и для женщин, и для мужчин. Потомство должны производить родители цветущего возраста. Женщина пусть рожает государству начиная с двадцати лет и до сорока, а мужчина - после того, как у него пройдет наилучшее время для бега: начиная с этих пор пусть производит он государству потомство вплоть до пятидесяти пяти лет.»

Согласно Платону, как только ребенок рождается и оставляется в живых, его немедленно отнимают у матери и отсылают в дальние воспитательные дома. Матери приходят туда поочередно и кормят всех находящихся там детей, безотносительно к тому, чей это ребенок. Таким образом, ни ребенок не знает своей матери, ни мать своего ребенка. Все дети, родившиеся на 10-м месяце после известных праздников, называют отцами и матерями всех тех, которые в то время сошлись в брачном союзе В результате частная семья исчезает, а вместо нее вырастает «семья общественная», совпадающая в своих пределах и интересах с самим государством.

Как уже говорилось, по мнению Платона, девушки должны получать такое же воспитание, как и юноши, изучая музыку, гимнастику, военное искусство, математику и прочее и занимать те же государственные посты, что и мужчины. Одинаковое воспитание может сделать одинаково хорошими стражами и мужчин, и женщин. Платон был убежден, что между способностями и силами мужчины и женщины не существует никакой качественной разницы, которая оправдывала бы их резкое разграничение в правах и сферах деятельности. При этом существуют некоторые занятия ,где женщины от природы проявляют себя лучше, нежели мужчины. Однако из этого не следует, что необходимо всех их без исключения женщин засадить за одну из этих работ. Среди женщин, как и среди
мужчин, есть такие, которые более способны быть философами, нежели кухарками, или отличаются в телесных упражнениях больше, нежели в прядении. Поэтому было бы нелепо обратить всех женщин в прях или кухарок, как нелепо обратить всех мужчин в воинов или философов. Платон подчеркивает, что все зависит исключительно от рода способностей человека, а не от его пола. И в силу этого он требует, чтобы женщина имела доступ ко всем занятиям и общественным постам наравне с мужчиной. Единственным критерием в распределении этих занятий должно быть обладание теми или другими способностями, а не принадлежность к тому или другому полу. Можно утверждать, говоря современным научным языком, что Платон был нацелен на гендерное равенство. Ведь за женщиной им признается полная государственная правоспособность. равенство с мужчиной в обязанностях и трудах, которые связаны и с семейной организацией общества: женщина может быть и правителем, и воином, равно как и мужчина.

Платон понимал, что его проект существовать не может что это идеал, утопия. Проект идеального государства, упразднения традиционной семьи, конечно, был нереалистичным, так как основывался на принципе насилия над человеческой природой. Но нельзя не признать, что некоторые идеи (например, идеи гендерного равенства в воспитании детей и в государственной деятельности) сегодня, как никогда ранее, актуализированы во многих государствах.

В отличии от своего учителя Платона Аристотель считал  что семья лежит в основе  общественного устройства, и что семья важнее государства . Основными  элементами семьи выступают муж и жена, отцы, дети, хозяин ,раб. Для Аристотеля семья выступает не только как биологическая ячейка, связанная с продолжением рода, но и как социальная группа, где проявляется хозяйственная ,и отчасти даже политическая деятельность.

Аристотель выделяет в каждой семье властные отношения трех типов:

1) Власть господина по отношению к рабам

2)Отношение отца к детям

3) Отношение мужа к жене

Основу подобных властных отношений Аристотель видит в естественном неравенстве субъектов. По его мнению, мужчина по своей природе более способен руководить, чем женщина, а старший и зрелый человек может руководить лучше, чем человек молодой и незрелый. В отличие от Платона Аристотель изначально ставит женщину в подчиненное положение, в силу того, что она по природе своей находится ниже мужчины. Таким образом, мы видим, что Аристотель является сторонником патриархального уклада семьи.

В труде Аристотеля мы находим интересные рассуждения о взаимоотношениях в семье. «...Родители любят детей как часть самих себя, ... а дети любят родителей, будучи частью от них... Родители любят свои порождения сразу же, а дети родителей -по прошествии известного времени, когда они начнут соображать или чувствовать. Отсюда  ясно, почему матери сильнее питают дружбу к детям, нежели отцы». «Мужу и жене дружба, по-видимому, дана от природы, ибо от природы человек склонен образовывать, скорее, пары, а не государства - настолько же, насколько семья первичнее и необходимее государства. Но если у ... животных взаимоотношения существуют лишь постольку, поскольку они вместе рождают детей, то люди живут вместе не только ради рождения детей, но и ради других надобностей жизни. Действительно, деля с самого начала распределены между супругами так, что у мужа одни дела, а у жены другие; таким образом, муж и жена поддерживают друг друга, внося свою долю участия в общее дело».

Аристотель подвергал критике учением Платона о совершенном, идеальном государстве. Он предпочитал такое политическое устройство, которое может иметь у себя большинство государств. Предлагаемая же Платоном общность имущества, жён и детей приведёт к уничтожению государства. Аристотель был убеждённым защитником прав индивида, частной собственности и моногамной семьи, а также был сторонником рабства. Он тесно связывал рабство с вопросом собственности: в самой сути вещей коренится порядок, в ситу которого уже с момента рождения некоторые существа предназначены к подчинению, другие же рождены. чтобы властвовать. Таков общий закон природы и ему подчинены и одушевлённые существа. Согласно Аристотелю государство возникает только тогда, когда создаётся общение ради благой жизни между семьями и родами, ради совершенной и достаточной для жизни самой себя. Природа государства стоит «впереди» семьи и индивида. Так совершенство гражданина обуславливается качествами общества, которому он принадлежит. Кто желает создать совершенных людей, должен создать совершенных граждан, а кто хочет создать совершенных граждан, должен создать совершенное государство.

Аристотель отождествлял общество с государством, поэтому ему необходимо было найти связь между целями, интересами и характером деятельности людей и их имущественным положением. Он использовал этот критерий при характеристике трех главных слоев граждан в обществе:

1)очень зажиточные,

2)средние,

3)крайне неимущие.

По мысли Аристотеля. бедные и богатые диаметрально противоположны друг другу, и в зависимости от перевеса того или иного слоя устанавливается и соответствующая форма государственного строя.

На протяжении своей жизни и Платон, и Аристотель пересматривали свои идеи. Они любили свою родину , желая ей счастья и процветания для своего народа. В их трудах отразилась историческая эпоха и сложившиеся социальные обстоятельства. Патриархальная теория семьи, созданная в эпоху древности, была господствующей и в средние века и в эпоху Просвещения.

1.2 семья в эпоху немецкой классической  философии

Большое значение в становлении и развитии социологии имеет осмысление изменения институтов брака и семьи в контексте трансформации общества, появления новых социальных и философских выкладок. Много ценных идей и размышлений о браке и семье мы находим у немецких философов XVIII - начала XIX веков: Канта, Фихте.
Гегеля.

И Кант, и Фихте рассматривали проблемы брака и семьи исходя
из теории естественного права. Естественное право - совокупность принципов, прав и ценностей, которые, с одной стороны, предопределены естественной природой человека, а с другой стороны, независимы от государства и конкретных социальных условий.

Брак рассматривался теоретиками как нравственно правовой институт. Влечение между полами должно регулироваться правовыми законами. Неравноправное положение мужчины и женщины сторонниками естественного права оправдывалось естественным превосходством мужчины, при этом полностью игнорировалась социально-экономическая природа полового неравенства. Естественно правовая концепция брака и семьи выражала идею буржуазной моногамии. Она полностью сохраняла собственнической индивидуализм, двойную мораль и двойные половые стандарты.

Теория естественного права к брачно-семейным
отношениям сыграла важную роль в изменении общественного мнения
в отношении брака и семьи. Благодаря распространению данной теории, брак стал постепенно осознаваться как личностный союз. Не божественное предназначение ,а человеческая избирательность лежит в основе брака. Брак постепенно был выведен из ведения Церкви, превращен из священного таинства в договор людей.

Несмотря на общность взглядов Канта и Фихте в их концепциях брака и семьи есть существенные различия.

Характерной особенностью понимания брака по Канту является то, что брак состоит их двух элементов равной значимости.

1)фактическое сожительство не является браком, поскольку оно не закреплено законом.

2) фиктивный брак не является браком. Без согласия сторон и доброй воли мужчины и женщины брак существовать не может. Это согласие должно быть полным и добровольным. Вступление в брак должно быть осознанным поступком, как со стороны мужчины, так и со стороны женщины. Половое общение составляет особый аспект брачного общения, оно завершает и утверждает союз. Согласно Канту правомерным и моральным может быть только моногамный брак. Кант пишет и о вещном характере в семейных отношениях, что может проявляться, например, в том, что если один из супругов ушёл от другого, то второй вправе его вернуть, словно
вещь.
 Кант оправдывал необходимость полового неравноправия тем, что мужчина опирается на свое право более сильного. Благодаря своей природной физической силе.
Относительно женщин Кант придерживался мнения об их гражданской
несостоятельности. Согласно Канту, человек должен определять свои отношения с представителем другого пола по правилам практического разума. Он не должен подобно животному следовать своим инстинктам. Кант вводит такие понятия как
 обязательства, долга, целомудрия, распутства. По его мнению Создание брака на половом влечении недопустимо, так как это унизительно для личности. Деторождение, как цель природы, не может служить основанием законности союза между женщиной и мужчиной. Кант определяет брак как  юридический договор. Такое революционное определение Кантом брака как правового договора способствовало формированию нового отношения к нему со стороны  общества, которое стало переосмысливать феодально-религиозные догмы, существовавшие в сфере брачно-семейных отношений.
Взгляды Фихте не отличались последовательностью, в них много
противоречий.

Фихте делит людей на два типа:

1)активные мужчины

2)пассивные женщины.

Основание этого различия Фихте видел в разном поведении полов при удовлетворении природного влечения друг к другу. Мужчина может ставить перед собой цель удовлетворить половую потребность. женщина этого делать не может, так как это противоречит её естественной природе. Для мужчины наличие полового влечения и стремление его удовлетворять является естественным. Именно поэтому он должен быть активным при выборе женщины. Женщина лишена такого права. Избрание ее мужчиной происходит по принципу: он первый и единственный.

По мнению Фихте, женщина не является юридически самостоятельным лицом, поэтому государство гарантирует мужчине право собственности на все имущество жены. При этом Фихте говорит о том, что женщина
должна иметь в государстве одинаковые права с мужчиной. Однако вопрос заключается в том, захочет ли она ими пользоваться. И то, что женщина отказывается от своих прав - её собственное, обусловленное
нравственностью желание.

Для Фихте, как и для Канта, характерна двойная половая мораль. То, что позволено мужчине, не может быть разрешено женщине. К мужчинам одни требования, к женщине - другие. Фихте признавал право мужчины на супружескую измену и ее прощение. Женщина же, изменившая мужу, должна им наказываться и изгоняться. Осуждая проституцию. Фихте винил в этом явлении только женщин.

В отличие от Канта Фихте не рассматривал брак только как юридический договор. Он считал, что такое определение ограничено и недостаточно. В его понимании брак - не просто юридический союз, а естественный и нравственный союз. Ведь если совместная жизнь супругов будет основана только на принудительной силе, какой выступает закон, это будет весьма дурно, ведь в таких отношениях не будет ничего высокого. Будучи идеалистом. Фихте утверждал, что нет брака без любви и нет любви вне брака. В качестве нравственного основания брака он признавал любовь, считая, что брачные отношения должны сочетать в себе природные и нравственные характеристики мужчины и женщины.

Фихте отмечал различия чувств мужчины и женщины к своим детям. утверждая, что между матерью и ребенком существует органическая физическая связь, которая сохраняется и после рождения. Между мужчиной и ребенком такой связи нет, поэтому любовь отца к ребенку опосредована его чувством к женщине - матери этого ребенка. При
этом он полагал, что воспитанием детей должны заниматься оба
родителя, смысл которого сводился в освоении и развитии морали.
Родители определяют способы воспитания детей, а государство должно
контролировать родительское воспитание, проявляя при этом заботу о
соблюдении прав ребенка.

Высшим этапом в развитии взглядов на брачно-семейные отношения в немецкой классической философии явилась концепция системной теории диалектики на основе объективного идеализма.  Гегеля. На основе объективного идеализма.

За четверть века с небольшим Гегель смог создать гигантскую философскую систему. Относительно брака и семьи в творчестве Гегеля можно выделить следующие постулаты.

1)Он старался преодолеть теорию естественного
права, на которых основывались разработки его предшественников
Канта и Фихте. Он подверг критике ряд теоретических и методологических принципов этой теории, согласно положениям которой индивид предшествует государству. В «Феноменологии духа» Гегель определяет семью как, естественную нравственную общественность. Гегель считал, что семья ниже народа и семейные связи не поднимаются до такой высоты как народ. Семья представляет собой только непосредственное нравственное бытие, а народ есть сама нравственность.

Гегель не соглашался с кантовским определением брака, потому что, по его мнению, брак не может быть сведен лишь к понятию договора. Ведь брак понятие более широкое, чем просто правовое отношение. Заключение договора возможно личностями. Но вступающие в брак мужчина и женщина личностями быть не могут, так как они становятся частью целого брака растворяются в этом целом и перестают быть самостоятельными. В семье, по мнению Гегеля, личность отказывается от своих особенностей и входит внутрь некоего целого.

Гегель считал, что брак выступает как нравственный акт только тогда, когда он совершается публично с торжественным объявлением о его совершении всем присутствующим. Гегель придерживался мнения, что знакомство, близость, привычка к общим действиям не должны существовать до брака. Все это мужчина и женщина должны приобретать в браке. Гегель разглядел связь между формой семьи и социальным устройством. Показал, что существующая форма семьи отличается от тех, которые были ранее. Он доказал, что переход от рабовладельческой семьи к феодальной, а затем к буржуазной - это нормальный процесс. Буржуазную же форму семьи Гегель воспринимал как такую, которая будет существовать вечно. Нравственными ценностями в брачно-семейной сфере он считал:

1) безраздельное господство воли отца, которому все должны беспрекословно подчиняться, и который имеет неограниченное право распоряжаться семейным имуществом;

2) ограниченность мира женщины только семьей:

3) зависимость детей при выборе брачного партнера от воли родителей.

У Гегеля. также как и у Канта и Фихте, мужчина представляет собой сильное, деятельное начало. Он пишет о природной предопределенности полов, отождествляя это различие с интеллектуальными и нравственными различиями.

Таким образом, гегелевское представление о семье - это типичный патриархальный взгляд на устройство семьи. Можно подчеркнуть, что Гегель не сводил весь спектр брачно-семейных отношений только к правовым, юридическим. Он считал, что эта сторона брака и семьи подчинена моральной. Гегель сделал очень смелый для своего времени вывод о том, что правовые отношения вообще чужды семейному союзу, его сущности.

По Гегелю брак и семья представляют собой, прежде всего, общественную необходимость, а затем уже индивидуальную.

Брак и семья в концепции Гегеля диалектичны, обладают исторической изменчивостью, однако, как считают современные критики, ему не удалось дать реалистичного, не оторванного от действительности представления о социальной природе институтов семьи и брака.

1.3.1 Эволюционный подход к изучению семьи

Эволюционный подход не просто описывал переход от материнского рода к отцовскому, от группового брака и парной семьи к индивидуальной моногамии и патриархальной семье.  Эволюционисты искали законы " прогрессивного" развития общества от нисших стадий к высшим, от дикости и варварства к цивилизации, в  западной культуре,. эволюционизм стремится найти то общее, что присуще различным типам семьи в разных культурах, т.е как бы ищет особую суть семьи в социокультурном  устройстве жизни. этот поиск ведёт к анализу специфических функций, выполняемых семьёй в разные эпохи, в различных культурах и социальных системах.  Этот универсализм позволяет трактовать функцию семьи как важнейший социальный институт по рождению и социализации становления новых покалений. вместе с тем эволюционно- прогрестический подход реанимирует идею обстрактной семьи в  качестве неизменной сущности, имеющее своё начало но застрахованной от какого бы то ни было исторического конца по внутренним либо внешним причинам. В эволюционной школе  когда устаревшие типы семьи отменяются новыми формами, ставшими удовлетворительными для большинства людей, можно различать на два лагеря.

1) семья как прямое следствие общественных изменений, семья - всего лишь пассивная единица социальных изменений которая только приспосабливается к изменяющимся условиям.)  

2) в другом лагере эволюционизма в семье активизируются индивидуальный рост, свобода выбора и улучшение стандартов жизни, что способствует совершенствованию общества.  самым ярким представителем школы активной семьи является Г.Спенсер  который связывал движение  вперёд от первоначального "хищнического" типа общества к индустриальному с движением от полигинии к моногамии, тогда как подъём в положении женщин- со снижением " воинственности общества "

Эволюционный гипотезы  в основном характерны для этих двух школ , они привносят много необъяснимых данных и часто сближаются между собой. Эволюционистский подход неизбежно сталкивается с проблемой не просто определения порядка или очередности следования форм семьи, тоесть смены исторических форм брака и семьи, но и с вопросом о том, что вообще образует саму семью что обусловливает ее уникальность во всех известных обществах и при всех изменениях ее социально-исторических форм. Эволюционизм неизменно стремится определить то общее, что присуще различным формам семьи в разных типах обществ, т.е., если говорить по другому то можно сказать то что , эволюционный подход сосредоточивает внимание на функциях семьи. На Рассмотрение универсальности семьи и смены ее форм в истории составляет суть изучения семьи как социального института в рамках эволюционного подхода. Причем эволюционизм, связанный с идеями Дарвина и Спенсера об эволюционном натурализме, пробивал себе дорогу в науке, борясь с идеей изначальной данности патриархальной семьи.

В рамках эволюционизма часто возникает тенденция трактовать развитие от прошлого к будущему как положительное изменение в одном направлении " прогрессивного развития ".

Среди эволюционистов всегда наблюдалась и другая тенденция: трактовать социальные изменения в духе не только «прогрессивного развития*, но и «упадка» культуры, общества.

Семья, как и остальные социальные институты, не застрахована и от такого хода истории, когда может возникнуть угроза существованию и семьи, и самого общества. Социальное изменение таит в себе и прогресс, и угрозу гибели. Подобное понимание развития общества сосредоточивает внимание на функциях социальных институтов, на том, что делается в их рамках, а не только на том. что объединяет различные исторические формы этих институтов совместной жизнедеятельности людей.

Согласно эволюционизму семейные отношения развиваются в прогрессивном направлении: от низших форм к высшим, при этом подчеркивается их социальная обусловленность, историческая предопределенность в семейной жизнедеятельности и системе родства. Российский социолог А. И. Антонов именует данный подход концепцией инвариантности семьи, т. к. суть его сводится к тому, что люди всегда будут вступать в брак, обзаводиться детьми и тем самым участвовать в родственно-семейных отношениях.

   1.3.2 Функциональный подход к изучению семьи

Функциональный подход направлен на поиск того общего, что присуще разным типам семей в ходе истории, однако концентрирует внимание не только на универсальности семьи, на исторических формах реализации «идеи» семьи, но и сосредоточен более на самой семейно-домашней жизни, на социокультурных функциях семьи как социального феномена и на взаимосвязях социокультурных ролей, связанных с браком, родством и родительством. Э. Дюркгейм как «отец функционализма», концентрировал внимание на роли каждого члена семьи в семейной жизни, на роли мужчин и женщин в семейной аномии — специфическом виде нарушении семейного равновесия в связи с разводом, свойственного прежде всего мужчинам и проявляющегося в самоубийствах мужчин (женщины, по Дюркгейму, меньше подвержены суициду из-за развода). Дюркгейм рассматривал параллелизм разводов и самоубийств, поскольку одно и другое имеет одну и ту же причину — разрушение социальных норм.

Э. Дюркгейм подчеркивал, что непосредственно «в функциональном подходе большое внимание уделяется анализу исторического перехода семейных функций к другим социальным институтам, при котором происходит редукция экономико-производственной, религиозной, образовательной, рекреационной, воспитательной и других функций»

Он обратил внимание на то, что семья теряет ряд важных своих функций под влиянием урбанизации и т.п., становится менее прочной из-за брака по договору родителей, и, главное, уменьшение количества членов современной семьи уменьшает семейную солидарность.

Суждения  Дюркгейма — о социальной дифференциации, в процессе которой утрата каким-либо структурным элементом прежних функций не означает ослабления этого элемента. Напротив, это может быть связано с новой специализацией его в системе, с появлением как бы нового специализированного института.

Однако передачу каким-либо институтом своих специфических функций, ради которых он создавался, другим социальным институтам нельзя не считать в социологии разрушением подобного института

Важным достижением функционалистов является разработка проблем материнства и отцовства, их соотношения как социокультурных феноменов. Б. Малиновский считал, что в историческом факте социальной роли отца, обеспечивающей детям законность принадлежности к социуму независимо от неопределенности установления биологического отцовства, увидел основу упрочения социального отцовства и распространения родства по отцу. Физиология не предопределяет семейно-родственные отношения, а лишь является предусловием возникновения связей. Явления культуры следует понимать как способы удовлетворения каких-либо потребностей.

В функциональном подходе большое внимание уделяется анализу исторического перехода семейных функций к другим социальным институтам, при котором происходит редукция экономико-производственной, религиозной, образовательной, рекреационной, воспитательной и других функций, сужение круга функций, осуществляемых самой семьей. У. Огборн сформулировал подобные идеи одним из первых. Позднее они были выражены Э. Берджессом в иной терминологии как переход от «семьи-института» к «семье-товариществу» При этом предполагается смена семьи, основанной на следовании социокультурным предписаниям, скорее, чем межличностным предпочтениям.

Берджесс, определявший семью как «единство взаимодействующих личностей» и увидевший в крахе «традиционной» семьи не институциональный кризис семьи вообще, а лишь «усиление» эмоциональных опор брака, и тем самым института супружества как автономного от семьи социального образования, стал лидером социально-психологической перспективы в изучении семьи как микрогруппы.

В функциональном подходе ключевым моментом выступает проблема ответственности, понимаемая узко — во внутрисемейных отношениях, и широко — в контексте общественных отношений. Либо один берет на себя ответственность, либо ответственность распределена между всеми членами семьи. Доминирование может быть у одного, а ответственность – у другого. Важно знать, за кого отвечает человек: за себя, за детей, за семью, а также за что отвечает: за характер отношений, за деятельность, за прошлое, за настоящее, за будущее (по длительности времени). Одним из важнейших параметров, входящих в модель современной семьи, является ответственность. В. Энгельгарт указывает, что ответственность по своей направленности может иметь позитивную и негативную направленность. Внешняя ответственность, ориентированная на общество, в случае позитивной направленности означает причастность, участие, состязание. В случае же негативной направленности выступает в форме дискриминации, насилия. Наряду с внешней существует внутренняя ответственность, т.е. ориентированная на себя. Позитивная внутренняя ответственность означает самовыражение: готовность самостоятельно действовать, осуществлять свободный выбор и принимать обдуманные решения, направленные на активное преобразование окружающего мира и развитие нравственных качеств личности, отвечать за их последствия не только перед обществом, но и прежде всего выступает в форме саморазрушения и деструкции.

В качестве вывода можно сказать то что в функциональном подходе большое внимание уделяется историческому анализу перехода семейных функций к другим социальным институтам. и ещё можно добавить то что в  функциональном подходе ключевым моментом выступает проблема ответственности, понимаемая узко — во внутрисемейных отношениях, и широко — в контексте общественных отношений.

Глава 2

2.1 Семья в доиндустриальную эру

Для исторического возникновения семьи необходимо наличие экономики и собственности, отношений власти и подчинения Укорененных в сложно иерархизированной социальной структуре. В первобытных обществах существуют производственно-потребительские отношения, но нет экономики как таковой. Только при появлении четкой социальной стратификации, классово-групповой дифференциации в  рамках «командно-распределительной» экономики начинает заявлять о себе потенциал парного брака. Семья была полифункциональна, но ядром широкого круга выполняемых ею функций оставалось обеспечение воспроизводства населения. Патриархальная система - имела место строгое разделение труда.  взрослые мужчины  расчищали площади для посевов, пахали ,сеяли ,убирали уражай разводили скот . Женщины держали в порядке дом, готовили пищу дети постарше помогали мужчинам.

Вопрос о нормах, обеспечивающих высокую рождаемость в больших семьях, является важным и для объяснения причин высокой рождаемости в современных развивающихся странах. Многодетность и высокая рождаемость обусловлены экономическими причинами, а именно, полезностью большого числа детей для семьи, так как от этого зависит благосостояние семьи и обеспечение старости. Особенно характерна аргументация полезности многодетности в семьях австралийского ученого Дж. Колдуэлла, который считает, что многодетность семьи зависит от направления потока материальных благ и услуг. Если поток движется в направлении от детей к родителя то  последние стремятся иметь максимально возможное число детей.

Патриархальная семья коренным образом отличается от современной нуклеарной семьи тем, что она на протяжении сколь угодно длительного промежутка времени не изменяет своей демографической структуры. Патриархальная семья, даже если она состоит из трех поколений, не меняет своей структуры. В ней постоянно есть старшие, среднее поколение (дети старших) и дети среднего поколения (внуки старших). Каждый человек последовательно проходит все ступени демографической иерархии большой семьи. Неизменная структура обусловлена половозрастным разделением труда в этой основной производственной ячейке. Если рассуждать об экономической выгодности или полезности детей, то с таким же успехом можно говорить и о полезности и экономической выгодности взрослых. И дети, и взрослые были необходимым условием существования всей семьи, всего производственного коллектива в целом. Взрослые выполняли работы, связанные с большой физической нагрузкой и требующие определенных навыков, умелости; они производят большую часть продукта, но и потребляют большую его часть, что обусловлено не их особым социальным статусом, а их физиологией. Дети выполняют легкие, но необходимые работы, производят меньше продукта, но и меньше потребляют.

Видимо, именно в патриархальной семье появилась индивидуальная потребность в детях. Кроме того, в сознании семьи должно было отложиться, в детях что многодетность ассоциируются с процветанием. Это могло  стимулировать высокую рождаемость для достижения многочисленности семьи и, следовательно, процветания.

То, что большая, многопоколенная семья обладала развитой демографической структурой для неё был характерен ряд экономических преимуществ свидетельствует, например, о стремлении государства в России поддерживать большую семью, так как она. Будучи тягловой единицей, лучше справлялась со своими обязанностями. Как отмечает Ковалевский, «государство видело в нераздельной семенной собственности средство к вынуждению податной повинности>.В патриархальную эру была характерна  смертность которая была  дополнительным стимулом высокой рождаемости, основная же причина ее была в семейном производстве, его организации и структуре. Территориальное объединение дают почву для возникновения демографического дуализма между семьей и обществом. Непосредственной причиной этого является уход из семьи производства материальных благ, превращение общества из объединения семей в объединение отдельных индивидов, граждан Возникает возможность рассогласования и даже противоречия между воспроизводством социальной и демографической структур.

Средневековое семейное производство во многом сглаживало противоречие между воспроизводством социальной и демографической структур общества. Но как только закрепощение крестьян подрывало основы семейного производства — начиналось снижение рождаемости. Чем самостоятельнее был крестьянин, тем больше был размер его семьи; у крепостных, находившихся в полу рабском состоянии, размеры семьи были весьма малы..

Высокая рождаемость в докапиталистических формациях была обусловлена семейным производством и сильной экономической мотивацией рождения детей. И если в ходе общественного развития семейное производство начинает разрушаться — рождаемость понижается. Связь между семейным производством и высокой рождаемостью прослеживаемся в настоящее время в развивающихся странах, где ее снижение происходит лишь по мере развития вглубь и вширь индустриального производства.

2.2 Семья в индустриальную эру.

Развитие капитализма вело к глубоким переменам образа жизни населения, и не только постоянно растущего городского, но и сельского. Прежняя роль семьи как посредника во взаимосвязи общества и личности, как основной производственной и социальной ячейки общества, способной к поддержанию норм многодетности и развитию многообразных стимулов к рождению большого числа детей, стала приходить в упадок под влиянием индустриализации и промышленного производства, вытягивающего всех членов из лона семейного производства в сферу наемного труда. Переход ряда функций семьи к другим социальным институтам превращает семью в хозяйственно-потребительскую ячейку, где каждый из ее членов вовлекается в такую деятельность, в которой семейные связи утрачивают свое прежнее значение посредника.

Рождение большого количества детей постепенно теряет свое прежнее экономическое значение. Удлинение периода социализации детей и изменение социальной роли ребенка усиливают экономическую зависимость детей от родителей и ослабляют репродуктивную мотивацию, прежде всего экономические и социальные мотивы многодетности.

Спонтанному уменьшению норм многодетности, редуцированию их до нижней границы многодетности (5 детей) и ниже, содействует постепенное уменьшение детской смертности, сближающее число рожденных детей с числом доживающих до совершеннолетия. Последнее обстоятельство окончательно разрушает запрет на вмешательство в репродуктивный цикл. Улучшение санитарно-гигиенических условий жизни, успехи медицины и здравоохранения укрепляют здоровье личности, удлиняют срок жизни и непосредственно воздействует на  уменьшение смертности. А это означает самосохранение населения в условиях контроля над смертностью и из этого следует то что семья перестала нуждаться в подстраховке через высокую рождаемость.

это ознаменует  переход от эры стабильной системы норм многодетности семьи к эре непрерывного исчезновения многодетности семьи с исторической арены. Реальные изменения семейных структур в ХХ в. позволяют говорить о переходе к эпохе спонтанного уменьшения детности семьи (вплоть до массовой однодетности) разводимости и падения брачности.

Данные статистики и социологических исследований зафиксировали проблемы индустриальной семьи такие как

1) Уменьшение доли семей, состоящих из трех поколений, увеличение доли престарелых одиночек, получающих уход вне семей их взрослых детей;

2) Снижение брачности и увеличение доли нерегистрируемых сожительств и удельного веса незаконнорожденных детей в них, увеличение доли матерей-одиночек, рост доли «осколочных» семей с одним родителем и детьми, распространение повторных браков мужчин и в меньшей степени женщин и соответственно семей, где один из родителей не является кровным и воспитывает «чужого» ребенка, увеличение доли семей смешанного типа, где имеются дети от повторного брака и от первых браков каждого из супругов;

3) Массовую малодетность и однодетность семьи, вызванную массовой потребностью семьи в одном-двух детях, а не какими-либо помехами к реализации «большой» потребности в детях.

Одной из основополагающих причин изменения семьи является изменение самой сути брака. Не так давно брак представлял собой экономический союз двух зависимых друг от друга людей, спаянных социальными узами расширенной семьи и освященный религиозным обрядом. Сегодня брак утратил все эти скрепляющие элементы. Экономический союз стал не нужен вследствие широкого участия женщин в экономике и благодаря государственным субсидиям. Брак становится абсолютно частным делом, неофициальным и не слишком строго соблюдаемым контрактом между двумя людьми. Когда у кого-либо из супругов изменяются потребности в опоре и в близких отношениях или появляется предположительно лучший партнер, брак легко рушится. Более того, большинство потребностей, традиционно удовлетворяемых в браке, можно удовлетворить и другими способами, например, через рынок. Эволюция отношений между полами привела к сравнительно распространенному числу браков, свободных от сексуальных обязательств, росту добрачных и внебрачных связей.

Новые нравственно-этические установки получили название сексуальной революции. Этот термин получил первоначальное распространение на Западе в 60-е годы ХХ века для обозначения зародившегося интенсивного и широкого пересмотра норм половой морали в сторону ослабления запретов на многие стороны половой жизни.  Это:

1)  Стирание двойного стандарта в половой морали;

2) Отделение сексуальности от функции воспроизводства;

3) Растущая терпимость к добрачным половым связям;

4) Усиление открытости сексуальной сферы;

5) Признание права женщин на обладание собственной сексуальностью;

6) Повышение толерантности к гомосексуальным контактам;

7) Расширение разнообразия сексуальной практики в массовом масштабе.

Эти явления можно рассматривать как определенную деградацию общечеловеческих нравственных ценностей. Перед обществом с низкой сексуальной культурой встали проблемы нежелательных беременностей и абортов, распространения венерических болезней и СПИДА, увеличения количества разводов. Вероятно, это некая побочная линия, сопутствующая движению семейных отношений от патриархальной скованности к истинному равноправию. Распущенность и аморализм процветают в условиях определенного нравственного вакуума, когда патриархальные ценности не могут больше соответствовать потребностям современной семьи. Однако эти изменения, так как, по общему признанию представителей мировой социологической науки, институт брака сохранился и развивается, а супружеские отношения приобретают все более личностный характер, становятся самоценными. На этом настаивает целый ряд исследователей во многих странах, начиная с 70-х годов, настойчиво проводя идею концентрации семейной жизни скорее вокруг брака, чем вокруг детей. Это, безусловно, прогрессивная тенденция, за которой угадывается будущее семьи как союза, обеспечивающего свободное развитие личности.

2.2 Анализ традиционной семьи в до индустриальном обществе и нуклеарной семьи в современном обществе

Обобщив отличительные черты традиционных и современных моделей семьи в связи с переходом от доиндустриальных обществ к индустриальным, можно выделить следующие пункты.

1)  Для традиционализма характерен родственносемейный принцип организации жизни, перевес ценностей родства над максимизацией выгод индивида и над самой экономической эффективностью, тогда как в современной семье родство отделяется от социально-экономической деятельности, уступая первенство экономическим целям индивида.

2) Аграрное общество имеет своей основной экономической единицей семейное домохозяйство, где все взрослые работают дома и не за плату, а на себя. Современная модель семьи связана с разделением дома и работы, появляется наемный труд на крупных предприятиях с индивидуальной оплатой труда независимо от статуса в семейно-родственных связях.

3) Незначительная психологическая разделенность между семейным домохозяйством и сельской общиной, этническими и другими социальными общностями при «традиционализме» контрастирует с резким размежеванием дома и вне семейного мира, семейной первичности и обезличенностью отношений во внешнем окружении в условиях «модернизации».

4) Социальная и географическая мобильность при «традиционализме», связанная с тем, что сыновья наследуют социальный статус и профессиональную специализацию отца, отличается от внесемейной мобильности сыновей и дочерей на стадии индустриализации.

5) Система ценностей фамилизма, в иерархии которой на первых местах такие блага, как долг, семейная ответственность, ценность детей как вкладов в благополучную старость родителей, доминирование авторитета родителей и родственников, по мере «модернизации» становится менее устойчивой и престижной, уступая место ценностям индивидуализма, независимости, личных достижений, т. е. система «семьецентризма» уступает место системе «эгоцентризма».

6) Происходит переход от централизованной расширенной семейно-родственной системы, состоящей из трех поколений, с доминированием старших, к децентрализованным нуклеарным семьям, в которых брачные узы, супружество становятся выше родовых, родительских, причем в самом супружестве интересы пары подчинены интересам индивида (депривация личности от семьи, изоляционизм).

7) Переход от развода по инициативе мужа (прежде всего в связи с бездетностью брака) к разводу, вызванному межличностной несовместимостью супругов.

8) Переход от «закрытой» к «открытой» системе выбора супруга на основе межличностной избирательности молодыми людьми друг друга, независимо от предписаний родства и традиций обмена приданым и выкупа невесты (хотя и при сохранении имущественных интересов и системы наследования, закрепляемых брачным контрактом).

9) Переход от культуры многодетности с жестким табу на применение контрацепции к индивидуальному вмешательству в репродуктивный цикл (прерывание беременности).

Таким образом мы проанализировали и рассмотрели переход от традиционной семьи в до индустриальном обществе и семьи в современном обществе.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

16590. Изучение приспособленности организмов к среде обитания 394.5 KB
  Лабораторная работа № 7 Тема: Изучение приспособленности организмов к среде обитания Цель: выяснить механизм образования приспособлений к среде обитания и их относительный характер сделать вывод о том что приспособленность – результат действия естественного о
16591. Каталитическая активность ферментов в живых клетках 38 KB
  Лабораторная работа № 9 Тема: Каталитическая активность ферментов в живых клетках Цель: выявить каталитическую функцию белков в живых клетках сформировать знания о роли ферментов в клетках закрепить умение работать с микроскопом проводить опыты и объяснять резу...
16592. Изучение фенотипов местных сортов растений 55.5 KB
  Лабораторная работа № 12 Тема: Изучение фенотипов местных сортов растений Цель: расширить знания о задачах современной селекции. Оборудование: пакетики семян различных сортов томатов два экземпляра натуральных или гербарных образцов злаковых растений одного ...
16593. Сравнение строения тканей многоклеточных организмов (на примере: растений, грибов, животных и человека).Типы тканей и их функции 1.21 MB
  Лабораторная работа № 3 Тема: Сравнение строения тканей многоклеточных организмов на примере: растений грибов животных и человека.Типы тканей и их функции. Ткань – это группа клеток и межклеточное вещество объединенные общим строением функцией и происхождение...
16594. Строение половых клеток. Изучение мейоза в пыльниках цветковых растений 697.5 KB
  Лабораторная работа № 5 Тема: Строение половых клеток. Изучение мейоза в пыльниках цветковых растений. Цель работы: выявить отличительные особенности строения половых клеток. Увидеть на препаратах процесс деления наследственного материала хромосом во время фор
16595. СОВРЕМЕННЫЕ МОЛОДЕЖНЫЕ ПРОГРАММЫ НА ТЕЛЕВИДЕНИИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ: ПОИСК ОПТИМАЛЬНОЙ МОДЕЛИ 1.79 MB
  Термином «молодежные программы» часто определяются передачи, предназначенные для молодежной аудитории. Но для того, чтобы понять реальные телеинтересы и телепотребности нынешних молодых телезрителей, попробуем разобраться в особенностях молодежной аудитории
16596. Определение ароморфозов и идиоадаптаций в эволюции растений и животных 101.5 KB
  Лабораторная работа № 8 Тема: Определение ароморфозов и идиоадаптаций в эволюции растений и животных Цель: выявить ароморфозы и идиоадаптации у растений Оборудование: гербарные растения чучела хордовых рыб земноводных птиц пресмыкающихся млекопитающих...
16597. Многооконный интерфейс. Управление объектами с помощью клавиш 136 KB
  Лабораторная работа 1 Многооконный интерфейс. Управление объектами с помощью клавиш. Цель работы: Создать программу которая позволяет пользователю управлять объектом с помощью стрелок на клавиатуре а также позволяет менять цвет этого объекта посредством выбора цве
16598. Формирование навыков работы с таблицами базы данных в среде МS Ассеss 318 KB
  Лабораторная работа №1 Цель работы: Формирование навыков работы с таблицами базы данных в среде МS Ассеss. Лабораторная работа состоит из четырех частей: Подготовка к работе с базой данных. Создание структур и заполнение учебных таблиц базы данных. Работа с...