96998

Социологическая теория Дж. Морено

Курсовая

Социология, социальная работа и статистика

Изучить историю возникновения психо–социологических методов Дж.Морено. Рассмотреть развитие и применение методов в России и за рубежом. Рассмотреть характерные черты психодрамы Дж.Морено. Исследовать сферы применения социодрамы и «театра спонтанности». Выявить особенности и основные характеристики социометрии.

Русский

2015-10-12

976.5 KB

14 чел.

Минобрнауки России

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования 

«Вятский государственный университет»

Гуманитарный факультет

Кафедра философии, социологии и психологии

Курсовой проект по дисциплине

«Современные социологические теории»

на тему:

Социологическая теория Дж. Морено

Студент

2  курса направления подготовки «Социология»

подпись

В.В.Пономарева

Научный руководитель

кандидат социологических наук, доцент

подпись

Э. В. Бушкова –Шаклина

Киров

2015

СОДЕРЖАНИЕ

[0.1] Курсовой проект по дисциплине

[0.2] «Современные социологические теории»

[0.3] Киров

[0.4] 2015

[1] СОДЕРЖАНИЕ

[2] ВВЕДЕНИЕ

[3] Глава 1. ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ ДЖ.МОРЕНО

[3.1] Возникновение социометрического подхода и его развитие на Западе

[3.2] Применение социометрического подхода в России

[4] Глава 2. СОЦИОМЕТРИЯ И ПСИХОДРАМА КАК МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

[4.1] «Театр спонтанности», психодрама и социодрама в системе методов Дж.Морено

[4.2] Сущность социометрического подхода

[4.3] Процедура проведения социометрического исследования.

[4.4] Способы обработки социометрических данных

[5] Глава 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ СТУДЕНТОВ ВятГУ МЕТОДОМ СОЦИОМЕТРИИ

[6] ЗАКЛЮЧЕНИЕ

[7] БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

ВВЕДЕНИЕ

Индивид, группа, общество - понятия, неразрывно связанные между собой. Каждый индивид является частью общества и вступает в различные взаимодействия с другими индивидами.  Люди объединяются в группы на основе общих интересов, ценностей и целей. Внутри таких групп происходит непосредственное взаимодействие между индивидами, характер которого влияет на общество в целом и формирует его взаимосвязи. Часто в таких объединениях случаются недопонимания, конфликты и т.д., что негативно сказывается как на отдельных индивидах, так и на всем обществе. Конфликты внутри малых групп порождают нестабильность общества и угрожают его целостности и здоровому существованию. Поэтому актуальность темы курсовой работы не вызывает сомнений, ведь очень важно и даже необходимо изучать взаимосвязи, существующие в группе, эмоциональный контакт, социально-психологическое поведение ее членов, искать методы, способные разрешить внутригрупповые конфликты.

«Театр спонтанности», социодрама и социометрия, впервые разработанные румынским психологом Дж.Леви Морено, являются наиболее эффективными методами изучения отношений внутри малой группы, разрешения конфликтов и выхода из групповой напряженности. Социодрама и психодрама существуют в системе учения Морено как  методы групповой психотерапии, способные привести к достижению внутреннего катарсиса каждым из членов группы. Более подробно в данной курсовой работе будет рассмотрена социометрическая концепция Дж.Морено, ее основные характеристики, этапы проведения исследования и обработки результатов.

Также, в данной работе будет представлено собственное исследование, проведенное в одной из учебных групп Вятского Государственного университета с помощью метода социометрии.

Методы, разработанные Дж.Морено очень важны в системе социологического знания, т.к. используются не только как диагностические, но и для коррекционной работы, изменения положения человека в системе межличностных отношений и разрешения конфликтов. Искоренение конфликтов в малых группах ведет к психологическому здоровью общества в целом и порождает его стабильность.

Объект: методы изучения межличностных отношений Дж.Морено.

Предмет: анализ исследовательских возможностей метода социометрии на практике.

Цель: анализ основных положений социологической теории Дж.Морено, в частности концепции социометрии.

Задачи:

Содержательные

  1.  Изучить историю возникновения психо–социологических методов Дж.Морено.
  2.  Рассмотреть развитие и применение методов в России и за рубежом.
  3.  Рассмотреть характерные черты психодрамы Дж.Морено.
  4.  Исследовать сферы применения социодрамы и «театра спонтанности».
  5.  Выявить особенности и основные характеристики социометрии.
  6.  Проанализировать процедуру проведения социометрического исследования.
  7.  Описать способы обработки социометрических данных.

Операциональные

  1.  Провести собственное исследование, используя метод социометрии.
  2.  Сделать отчет о проведенном исследовании.

Структура данной работы представляет собой введение, три основные главы, собственное исследование и интерпретация результатов, список использованной литературы. Работа содержит 3 таблицы,5 рисунков и 6 формул. Основное содержание работы изложено на 41 странице.

Глава 1. ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ ДЖ.МОРЕНО

  1.  Возникновение социометрического подхода и его развитие на Западе

Основателем концепции социометрии является Дж. Леви Морено, известный в наше время как социолог, психолог и психиатр. Дж. Морено – представитель Колумбийской школы социологии, находящейся в Нью-Йорке. Это одно из самых престижных учебных заведений США, получившее огромную известность за счет достижений его профессоров и ученых в самых различных областях научного знания. Однако серьезным и крупным исследовательским центром международного значения Колумбийский университет  становится с 30-х годов XX века, с появлением в нем таких фигур, как Роберт Мак–Айвер, Джекоб Морено, Пауль Лазарсфельд и Роберт Мертон. Крупной фигурой не только американской, но и мировой социальной науки является Джекоб Морено. По мнению Морено, социометрия представляет собой последнее слово современной социальной мысли и является подлинно американским движением. Морено, хотя он причисляется к представителям неофрейдизма в Америке и в действительности остается верен основным принципам и идеалистической линии 3.Фрейда, постепенно отходит oт психоанализа и гештальтпсихологии. Под влиянием Г. Зиммеля, Ч. Кули, Л. фон Визе он обращается к исследованию психологических взаимоотношений между людьми в малых группах. Основы социометрической системы и микросоциологии были заложены им в период 1908–1925 гг.1

Идея социометрии впервые появляется в голове Дж. Морено во время первой мировой войны, когда он был врачом и комендантом лагеря беженцев в Миттендорфе (Австрия). Тогда он сделал первые наблюдения о важности межличностных связей для здорового общества. Он наблюдал, что более благополучные из беженцев делили, как правило, свои бараки с родными, старыми знакомыми или новыми друзьями, тогда как в хибарах его постоянных пациентов в порядке вещей были раздражение, натянутые отношения и склоки. Обладая живым воображением, Морено «увидел», как туда и сюда растекаются потоки симпатии и антипатии между лагерниками, и уже тогда у него сложилось убеждение, что контроль над этими силами позволил бы облегчить участь находящихся в лагере людей. Он понимал, что необходимо создать метод, который приведет к миру и новому порядку в обществе. Так появляется концепция социометрии2. Также, Дж. Морено является основателем театра спонтанности, первого в мире терапевтического театра, и метода  групповой психотерапии психодрамы и социодрамы.

Дж. Л. Морено основатель и главный врач клиники в БиконХилле (теперь санаторий им. Морено), организатор первой социометрической конференции, профессор университета в НьюЙорке. Созданный им институт социометрии, который позднее будет носить его имя, является первым научно-исследовательским институтом такого рода. Он привлек к себе сотни сотрудников, и ему удалось создать широко разветвленную социометрическую школу.

Основным произведением Дж. Л. Морено и одновременно первым систематическим изложением социометрии стала его книга «Кто выживет? Основы социометрии, групповой психотерапии и социодрамы», благодаря которой он утвердился как один из выдающихся представителей западной психологии и социологии. Также, среди более чем 300 научных трудов Дж. Морено основными работами были «Социометрия и культурный порядок» (Нью-Йорк,1943), «Социодрама» (Нью-Йорк,1944), «Психодрама»(Нью-Йорк, 1969).

В 1957 году он создал Международный комитет по психотерапии, который впоследствии был расширен и преобразован в Международный совет по групповой психотерапии, который регулярно проводит международные конгрессы по этой тематике. Сейчас эта организация называется Международная ассоциация по групповой психотерапии.

После его лекционных выступлений в Сорбонне там был открыт под руководством Жоржа Гурвича Социологический институт. В 1954 году по приглашению госдепартамента США он совершил лекционное турне по университетам Западной Германии. Аналогичные турне по европейским вузам он осуществлял по просьбам ЮНЕСКО. Среди стран, где он успешно читал курсы своих лекций, –  Норвегия, Швейцария, Австрия, Италия, Испания, Чехословакия, Венгрия, СССР, Греция, Югославия, Турция, Израиль.

Дж. Морено активно пропагандировал свои концепции и практическую психотерапевтическую деятельность. Широкое распространение своих идей в мире, происходившее наиболее активно в 1954 – 1960 гг., сам он называл «третьей психиатрической революцией» и главной ее особенностью считал то, что группа стала одновременно и доктором, и пациентом3.

В развитии социометрического подхода наблюдается три основных этапа: возникновение и утверждение (к 1934 г.), кульминация или «направление старой социометрии» (преимущественно период 1936–1956 гг.) и «новая социометрия»(1956-1966 гг. и позднее).

Невозможно не согласиться с тем, что социометрия стала главным идейным течением XX века. Она оказала огромное влияние на такие отрасли социальных наук как антропология, социология, психология, психиатрия и другие. Но необходимо отметить, что если сам метод социометрии охотно использовался многими учеными, и его важность  была оценена очень высоко, то его теоретические основы часто получали критику. Например, социальный психолог  М. Форверг пишет так: «Морено к хорошему методу создал плохую теорию». А болгарский социолог Л. Десев отмечает, что предлагаемое Морено методологическое обоснование социометрических методов и обобщение результатов (прежде всего –  перенос результатов исследования малой группы и микроструктур на общество в целом) оказываются неубедительными и несостоятельными. В. А. Ядов также критикует созданный Дж. Морено метод за его утопизм4. Но несмотря на дискуссии относительно убедительности теоретико-методологической базы социометрии, социометрические методы дают хорошие исследовательские результаты, именно поэтому они охотно используются социологами и социальными психологами.

Последователи Морено в западной социологии развивают социометрию, освещая ее с позиций ряда новых проблем: Л. Д. Зелени «Социометрия морали», Э. Ф. Боргатта и Р. Ф. Бейле «Взаимодействие индивидов в реконструированных группах», X. Р. Бекли «Социометрия Морено и ее психогигиеническое значение», А. Бнейрштедт «Интерпретации социометрического выборного статуса», С. Энгельмейер «Развитие социального сознания в свете социометрического анализа мотивации». Обосабливается политическая социометрия, военная социометрия и т.д. Применяя социометрические процедуры к проблемам национальной обороны, Э. X. Дженнингс издает специальную работу «Военное использование социометрических и ситуационных тестов в Великобритании, Франции, Германии и Соединенных Штатах».

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что метод социометрии, созданный Дж. Морено, получал как положительные, так и отрицательные отзывы современников, но так или иначе, ученый оказал огромное влияние на развитие современной западной социологии и социальной психологии. Его идеи, в особенности методы социометрии, получили широкое распространение и используются во многих странах мира.

  1.  Применение социометрического подхода в России

История применения этого метода в нашей стране насчитывает более сорока лет и связана она, прежде всего, с такими именами как Е. С. Кузьмин, Я. Л. Коломинский, В. А. Ядов и т.д. Можно выделить три этапа, которые определили проникновение в нашу науку метода Дж. Морено5.

Первый этап начинается в 1958 году и связан с публикацией на русском языке книги Д. Л. Морено «Социометрия». Книга получила острую критику со стороны «буржуазных социометристов», делавших акцент на антинаучности и утопичности теории, что с одной стороны соответствовало духу того времени, а с другой, было вызвано некоторой футуристичностью теории Морено. Но в то же время, многие ученые видели рациональное зерно в мореновском методе.

Второй этап обозначен границами двух съездов психологического общества нашей страны. В 1963 г. В Ленинграде прошел  II съезд общества психологов СССР, где прозвучали первые доклады об использовании  метода. За пять межсъездовских лет психологи предприняли значительное количество попыток с целью опробовать метод Морено на практике, и уже на III съезде общества психологов, проходившем в 1968 г. в Киеве, стал виден колоссальный вклад Дж. Морено, т.к. он создал первый метод изучения внутригрупповых отношений, отсутствовавший ранее, который заполнил значительный пробел в науке.. На съезде было представлено огромное число экспериментальных исследований, посвященным малым группам и коллективам.

Третий этап стал этапом теоретического осмысления результатов социометрических измерений. Большой вклад в этот процесс, кроме вышеперечисленных авторов, внесли Л. И. Уманский,  В.В. Шпалинский, Т. А.  Репина и многие другие. В 1976 году Л. И. Уманский писал: «можно сейчас уже сказать, что социометрия стала рабочим методом социальной психологии в нашей стране». Вместе с тем он оставил замечание, что «в отдельных случаях имеются некоторое  преувеличение возможностей этого метода»6.

Среди исследований малых групп преобладают два направления – изучение отношений в производственных группах (бригадах, отрядах, отделах)  и изучение отношений в педагогических системах (школьных классах, студенческих группах и т.п.).

Например, Н.В. Макаренко применял социометрию для изучения и формирования малых рабочих групп по принципу «кто с кем хочет». Е. С.  Кузьмин рассматривал социометрическую методику как способ изучения внутригрупповых отношений в рабочих группах, а также оценил влияние характеристик малых групп на эффективность совместной деятельности членов группы. Исследователь предложил в процессе применения социометрии измерять отношения в группе по нескольким критериям одновременно (товарищеские отношения, производственные и т.д.). Р. С. Немов  рассматривал уровень  развития группы и его влияние на поведение личности и межличностные отношения в группе. Для А. Н. Елсукова социометрия является одним  из способов получения информации о взаимоотношениях в малых группах7.

Другие ученые использовали социометрию для получения информации о взаимоотношениях в малых группах, для диагностики межличностных и межгрупповых отношений. Такие ученые, как О. В. Киричук, М. В. Гамезо и И. А. Домашенко, Л. М. Фридман, использовали социометрию для изучения взаимоотношений внутри школьных классов8. Полученные результаты они применяли в практической воспитательной работе.  

Таким образом, новый метод вызвал огромный интерес отечественных ученых, однако больше внимания исследователи уделяли практической стороне социометрии, нежели такой ее составляющей как социальная теория.

В данной главе рассмотрена историческая сторона социологической теории Дж. Морено. Итак, его концепции, такие как социометрия, а также психодрама и социодрама зародились в мысли ученого во время Первой мировой войны. Теории получили достаточно быстрое распространение за рубежом, благодаря в первую очередь активной пропаганде своих идей самим ученым. Не обошло стороной внедрение новых концепций и в отечественную науку. Теоретическую часть концепции социометрии Дж. Морено как отечественные, так и зарубежные ученые оценили крайне негативно, отметив ее утопичность. Сама методика, напротив, была оценена высоко. Таким образом, Дж. Морено успешно внедрил в психологическую и социологическую науку созданные им принципиально новые методы, которые активно используются учеными разных стран мира.

Глава 2. СОЦИОМЕТРИЯ И ПСИХОДРАМА КАК МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

  1.  «Театр спонтанности», психодрама и социодрама в системе методов Дж.Морено

Дж. Морено занимался психиатрической практикой и создал целую систему психологических методов для разрешения внутригрупповых конфликтов и достижения индивидуального и социального катарсиса, о которых нельзя не упомянуть. Речь идет о «театре спонтанности», психодраме и социодраме. Психодраматический подход  Дж. Морено начал формироваться в  1911 году, когда он студентом-медиком и наблюдал за играми детей в детских садах Вены. Морено поразился тому, насколько полно дети отдаются процессу воплощения своих фантазий; с другой стороны, его внимание привлекло то, что в ходе развития игр сюжеты и роли начинают повторяться, «консервироваться» (будущая идея «культурных консервов»). Интерес к детским играм был не пассивен, Дж. Морено стал воспитателем, начал сочинять и разыгрывать с детьми в жанре спонтанной драмы сказки на темы их жизни. Собравшиеся вокруг него дети спонтанно реагировали на сюжеты сказок. По мере развития такого взаимодействия у них снижалась враждебность и расцветали творческие проявления. Так была заложена идея импровизационного театра как средства психотерапии и  в 1921 году он основал «Театр спонтанности», частично отражавший тогдашний интерес венцев к экспериментальному театру. Театр спонтанности – это особый вид театра, где нет зрителей как таковых. Действие основано по принципу «здесь и сейчас». Человек в любой момент может присоединиться к действию, происходящему на сцене, и инсценировать важные для него события. Это “театр общения” и внутреннего катарсиса, когда человек высвобождает свои чувства и эмоции, отпускает свои проблемы. Здесь конфликт не скрывается, а «конструируется и живет». Такой театр помогает раскрыть творческие способности человека и ведет к осознанию своей природы и к самореализации. Дж.Морено обнаружил, что в отличие от обычного театра, где актеры не достигают собственного, личностного катарсиса посредством действия, его актеры, действуя в ситуациях реальной жизни, ощущали облегчение, освобождение от личностных давлений или болей во время как самого действия, так и после его обсуждения.  Психолог отмечает важность данного вида творчества, ведь «необузданная» спонтанность может натворить немало бед своему обладателю и окружающим. Спонтанность –  это энергия, подавление которой приводит к неврозу, а бесконтрольное проявление – к психозу. Это часто свойственно подросткам, которые сложно приходят к пониманию с внешней средой. Есть разные типы личности: кому-то в этом случае помогает откровенный разговор с родителями или друзьями, а кому-то необходимо действие, в котором можно попробовать себя в той или иной роли и сделать вывод на основании опыта о том, насколько эта роль тебе подходит. «Формирующую субстанцию» для конструктивного проявления спонтанности Морено назвал креативностью: в основе так называемых «мореновских» игр лежит триада спонтанность –  креативность –  «культурный консерв»9. Проигрывая какую-то ситуацию, которая, возможно, до сих пор «загонялась внутрь», человек освобождается от нее, а затем творчески перерабатывает и закрепляет.

Из театра спонтанности берут свое начало психодрама и социодрама, ролевые и импровизационные игры. Это методы, основанные на импровизации: люди спонтанно разыгрывают события из своей личной или общественной жизни, взаимодействуя друг с другом. Это могут быть, например, сцены из прошлого, которые после проигрывания переосмысливаются: по словам Морено, «хороший второй раз освобождает от плохого первого»10.  Это может быть разговор с умершим, перед которым чувствуешь вину. Это могут быть сцены из будущего: так называемый «тест на реальность», когда человек проверяет –  и проверяет действием! –  стоит ли совершать тот или иной шаг и к каким последствиям этот шаг приведет. Получить полное представление о том, что такое психодрама и социодрама, не участвуя в них, очень трудно: это методы действия, и не случайно ведущие обучаются психодраме «на себе», будучи участниками игры. Дж. Морено рассматривал психо– и социо– драму не только как психотерапевтический метод, но и как теологию, определенную форму искусства, науку, философию жизни. В этих методах не существует ясно сформулированной теории. Дж. Морено не выстраивает жесткой системы постулатов и правил работы. Это исключительно творческий процесс и каждый случай рассматрвается психологами индивидуально. Морено писал, что психо– и социо– драматические сеансы должны стать совместным опытом как зрителя, так и актера.  Свою первую «психодраму» Морено провел в пятилетнем возрасте с соседскими детьми, играя в «Бога и ангелов». Эту игру описывает Грете Лейтц в классическом учебнике по психодраме11: «...дети сооружали небеса. Они все больше входили во вкус игры, приволокли ящики и стулья, взгромоздили их чуть ли не до потолка на огромный дубовый стол, в самом верху соорудили «резиденцию Бога». Вскоре там воссел на троне маленький Морено, «величавый и всемогущий», тогда как остальные дети кружились вокруг него в роли ангелов. Вдруг один из детей воскликнул: «Почему Ты не летаешь с нами? Ты ж наш любимый Бог!» Сказано – сделано! Морено раскинул руки и через несколько секунд со сломанным запястьем лежал на полу». Впечатления после этой игры остались в сознании будущего ученого надолго. Благодаря ей, он понял, что «внутренняя готовность к исполнению ролей нуждается в особом процессе «разогрева», что все актеры, даже «высшие существа», зависят друг от друга и что иллюзорные идентификации устраняются быстрее всего и с наиболее стойким эффектом через испытание реальностью»12. Драма является транслитерацией греческого слова «драма», которое означает действие или нечто совершенное. Поэтому психодраму можно определить как науку, которая исследует «истину» драматическими средствами»13. «Истиной» является в данном случае внутренний мир протагониста – главного действующего лица.  

Психологический словарь14 определяет  психодраму как метод групповой психотерапии, в котором используется инструмент драматической импровизации для изучения внутреннего мира человека. Это делается для развития творческого потенциала человека и расширения возможностей адекватного поведения и взаимодействия с людьми. Социодрама представлена как техника групповой психотерапии, разработанная для решения социальных проблем индивида или сообщества. Целями социодрамы как психотерапевтической техники являются постижение глубинного смысла обстоятельств, в которых действует группа, осознание возможных внутригрупповых конфликтов. По методам и основным процедурам, как мы видим из определений, по социодрама и психодрама аналогичны друг другу. Однако отличием является то, что психодрама исследует проблемы отдельной личности, а  социодрама – определенной социальной группы.  В психодраме весь акцент делается на конкретного индивидуума, чьи проблемы разбирает группа, пытается установить причину их возникновения. Для полного разбора той или иной ситуации этого мало, необходимо понять, кто ещё был вовлечён в неё, как группа повлияла на произошедшее. Это решается с помощью социодрамы и в этом их главное отличие. С помощью социодрамы группа может найти самое главное для неё событие, актуальные чувства и отношения между членами группы, помочь раскрыть заложенный в ней потенциал. Данная техника позволяет выражать сразу несколько реальностей в отличие от психодрамы. В основе подхода социодрамы лежит понимание того, что люди – это исполнители ролей и что каждая культура характеризуется определенным набором ролей, навязанных, с различной степенью успеха, членам этой культуры.  

Оптимальное количество участников и состав психодраматической группы определяются прежде всего ее предназначением и адресатом. Для собственно терапевтических групп обычно рекомендуется состав из 6–9 человек. Учебные группы и группы личностного роста могут включать большее количество участников – 8–15, однако практика показывает, что возможна эффективная работа и с большими группами (до 20 человек) даже в классическом варианте; в неклассических же вариантах допускается работа и с большими залами. Команда, участвующая в психодраме, состоит из четырех компонентов. Ведущий – главный терапевт, который выступает в качестве катализатора и режиссера психодрамы.  Протагонист – главное действующее лицо, главный герой психодрамы, находящийся в центре событий. Во время одного занятия может быть несколько протагонистов, сменяющих друг друга, которые представляют свою краткую психодраму. Протагонистом может выступать и вся группа целиком. Помощники – члены группы, исполняющие различные роли, служащие нуждам протагониста. Члены группы – все клиенты, из которых выбираются помощники. Также существует специальное пространство действия, где происходит разыгрывание ролей. Здесь нет реальности как таковой. Пространство и время полностью находятся под властью протагониста. Это место, где любой может погрузиться в свою собственную реальность, переместиться на другой континент или создать то, о чем он мечтает.

Структура психодрамы и социодрамы состоит из трех этапов: разогрев, действие, завершение(консервация). Стадия разогрева заключается в активации жизненной ситуации и вовлечении в нее участников. На данной стадии необходимо выявить протагониста для следующей стадии. Действие является основной стадией психодрамы, где происходит инсценировка событий, жизненных ситуаций и протагонист проявляет свои трудности. Сама стадия подразделяется на три части. В первой части действия выявляется трудность, далее следует часть, где происходит анализ и прояснение ситуации, поиск  причин, порождающих проблему. Последняя часть представляет собой подведение итогов и выявление альтернатив в решении конфликтов. На заключительном этапе психодрамы участники делятся своими чувствами, которые они прожили во время игры и рассказывают, что чувствуют, снимая с себя эти роли. Во время этих описаний у зрителей может открыться новое видение ситуации.

Таким образом,  как уже отмечалось ранее, четко сформулированной целостной психологической теории, на которой базируется психодрама как метод, не существует. Но учеными выделяются три взаимосвязанных концепции Морено, которые составляют теоретическую базу психодрамы: теория ролей, теория спонтанности и социометрия. Психодрама имеет такую разновидность как социодрама и направлена прежде всего на разрешение как внутреннего, индивидуального, так и межгруппового конфликта. Методы, разработанные Морено, ведут к гармонизации отношений и  достижению внутреннего катарсиса. Психодрама и социодрама  выражают отношения между различными реальностями, помогая найти способы их взаимодействия. В результате достигается компромисс и происходит высвобождение внутреннего напряжения.

  1.  Сущность социометрического подхода

Социометрия –  это часть триединой системы философа, психолога и социолога Дж.Морено: «психодрама-социометрия-групповая психотерапия».

Социометрия  –  созданные Дж. Морено наука об обществе, психологическая теория общества и одновременно –  экспериментальный метод,  социально-психологический тест, обеспечивающие изучение и регуляцию отношений между людьми, применяемые для оценки связей межличностных эмоциональных в группе15. Данная отрасль социологии и психологии направлена на изучение и гармонизацию межличностных отношений в малых группах с использованием различных количественных методов.   

В книге Морено «Кто выживет?» можно найти три смысла понятия «социометрия». Во-первых, социометрия понимается как  часть социономии, занимающаяся математическими исследованиями психологических свойств по-пуляций, во-вторых, это экспериментальная методика применения количественных методов, т.е. социометрический тест, в-третьих, это сами результаты, получаемые с помощью социометрии.  Социономия теоретически интерпретирует результаты, полученные в социометрических исследованиях, и изучает законы, которые лежат в основе социального развития и социальных форм. Также, в систему социометрических понятий ученого входит понятие социатрия – наука, занимающаяся лечением социальных систем и устранением конфликтов внутри малых групп.  Дж. Морено выделил два типа взаимосвязи между членами группы – «выбор» или «отвержение». Выявление симпатий и антипатий в группе является важно целью социометрического теста, но не основной. Важнейшей задачей выступает субъективизация испытуемых, то есть их заинтересованность в проводимом исследовании. Если субъективизация произошла, то член группы осознает важность испытания, он понимает, что является частью важной для него системы и стремится дать достоверные результаты.  Однако на сегодняшний день процедура социометрического исследования отличается от выше описанного способа применения данной техники. Понимание социометрического похода современными учеными заключается в строгой конфиденциальности полученных данных. То есть одним из важнейших условий процедуры является скрытость результатов от участников. Только закрытость данных может гарантировать высокую достоверность собираемой информации. А в терапевтических целях, когда социометрия выступает как метод групповой психотерапии, напротив, нужно применять открытую процедуру, чтобы участники могли  оценить взаимоотношения в группе и увидеть возможные причины недопониманий или конфликтов. Таким образом, социометрия является не только количественным методом, измеряющим групповые взаимосвязи, но также является и терапевтическим средством, способным изменить взаимоотношения в группе. Может выступать как техника социальных преобразований.

  1.  Процедура проведения социометрического исследования.

Применение социометрического метода требует разъяснения некоторых общих вопросов, связанных с пониманием определенного положения социометрии среди других методов. Многие современные авторы помещают социометрический опрос в отдельную категорию методов, наряду с такими, как анкетирование, интервьюирование, анализ документов, наблюдение, эксперимент. Такая точка зрения особенно распространена среди социологов16.  Однако есть и такие, кто относит социометрию к методу опроса, так как они очень близки по технике проведения. Но с этим нельзя согласиться, ведь метод социометрии имеет сложную процедуру обработки данных, отличающуюся от процедуры других методов. Кроме того, практические психологи используют так называемые игровые варианты социометрии, которые далеки от опроса, поэтому нужно отдать социометрии статус самостоятельного метода.  Напомним, что метод есть основной способ сбора, обработки и анализа данных, а техника – совокупность специальных приемов для эффективного использования того или иного метода. Несмотря на общность процедуры различных вариантов социометрического метода, возможно проведение ее разными средствами в зависимости от целей исследователя, личностных особенностей членов группы, возрастного состава участников, то есть возможно применение различных методик социометрического исследования. Существует множество вариантов использования социометрии, для всех них общим остается одно – сущность метода, которая заключается в выявлении структуры межличностных отношений путем установления взаимных чувств симпатии и антипатии среди членов группы, причем эти чувства могут быть от более явных до скрытых.

С первого взгляда можно сказать, что метод социометрии очень простой. Однако, эту простоту можно отнести лишь к технике опроса, а не к процедуре в целом. Сложность социометрического метода заключается в том, что нет какой-либо стандартной процедуры и техники социометрического исследования. То есть исследователь, решивший использовать данный метод, должен самостоятельно определить критерии, их количество, установить ограничение выборов и разработать технику проведения опроса, наиболее подходящие для целей его исследования.  Следовательно, социометрический метод требует от психолога особых знаний, подготовки, навыков и понимания используемых процедур.

Социометрическое исследование состоит из нескольких этапов17:

  1.  Подготовительная фаза. В первую очередь необходимо определить объект, предмет и проблему исследования, поставить перед собой цели и задачи. Далее на подготовительной фазе исследователю нужно ознакомиться с характеристиками изучаемой группы, определить ее размер. Очень важно прояснить для чего проводится исследование, какие данные хочет получить заказчик.  
  2.  Первая фаза. Она представляет собой внедрение исследователя в группу. Психолог должен внушить членам коллектива доверие и провести психологическую беседу, которая подготовит их к предстоящему опросу. Также, на данном этапе необходимо установить содержание и количество социометрических критериев, определить количество возможных выборов.
  3.  Вторая фаза. Исследователь должен заинтересовать членов группы в участии и побудить их к внимательному и правдивому заполнению карточки. Важно проинформировать участников исследования о целях опроса, способе заполнения карточки, о гарантиях конфиденциальности и т. п.  Проведение собственно опроса включает: инструктирование респондентов, раздачу социометрических карточек, заполнение их опрашиваемыми, сбор карточек. Опрос может проводиться также в устной форме, тогда данные заносятся в специально подготовленную таблицу.
  4.  Фаза обработки. Обработка информации, представление ее в свернутом виде; проверка надежности полученных данных. Интерпретация результатов на основе различных способов анализа данных.
  5.  Завершающая фаза. Получение выводов и по необходимости рекомендаций. Сопоставление с результатами других методов, если они были использованы в данной группе.

Социометрический критерий является основой процедуры опроса. Это основание выбора, в качестве которого выступает конкретная содержательная ситуация контактирования с другими людьми18. Критерий представляет собой вопрос, задаваемый группе, на основании которого участники исследования отдают предпочтение тому или иному члену коллектива.  Вопрос необходимо сформулировать таким образом, чтобы он побуждал участников к тому или иному выбору, положительному или отрицательному. Например, «C кем из группы Вы бы хотели делать совместный проект?» , «К кому бы Вы точно не обратились за помощью в учебе?», «Кого бы Вы пригласили на свой день рождения?» и т.д.

Подобные вопросы обычно заносятся в специальные социометрические карточки и даются участникам коллектива для заполнения. Под вопросом в карточке указывается количество пунктов, в которые нужно записать фамилии выбранных членов группы. Также, в карточке пишется обращение к респондентам, которое можно произнести и в устной форме перед началом проведения опроса. Карточки могут быть оформлены разными способами. В виде таблицы обычно оформляют карточки для небольших групп исследования. В строках первого столбца, т.е. по вертикали, пишутся фамилии участников группы, по горизонтали указываются критерии выбора. Участники должны поставить «+» у тех фамилий, которым они симпатизируют по данному критерию, и отметить знаком «»  свой отрицательный выбор. Социометрическую карточку для более больших коллективов оформляют в виде обычной анкеты. Задается вопрос и оставляется место для ответов респондентов.

Социометрический критерий имеет свою типологию19.

  1.  По степени значимости они делятся на «сильные» и «слабые». Первые затрагивают более важные стороны взаимоотношений в группе и личные чувства респондентов. Вторые носят более нейтральный характер. Например, «Кого бы Вы пригласили на свой день рождения?» является «слабым» критерием, а вопрос «Кому бы Вы рассказали о своих личных проблемах?» заставляет более ответственно подходить к выбору и является «сильным» критерием.
  2.  По форме социологические критерии подразделяются на «положительные» и «отрицательные». Примерами могут послужить такие вопросы как «C кем бы Вы поехали в поездку?», «С кем бы вы поехали в поездку в последнюю очередь?» соответственно.
  3.  Основным видом классификации критерия выступает подразделение на деловые – «С кем Вы поехали бы в продолжительную служебную командировку», и эмоциональные  – « Если бы все члены Вашей группы жили в общежитии, с кем из них Вам хотелось бы поселиться в одной комнате?». Деятельностные критерии позволяют изучать взаимоотношения на уровне деловых неформальных отношений в группе. Эмоциональные критерии являются показателями личных, эмоциональных отношений в коллективе, они в меньшей степени направлены на изучение деятельности группы. Однако данный вид критерия не бывает явным, потому что очень сложно понять, к эмоциональной или деловой мотивации относится критерий. Например,  «С кем из одноклассников ты хотел бы сидеть за одной партой?». Данный критерий содержит как деловую, так и эмоциональную сторону отношений.

Существуют определенные требования к социометрическому критерию.

  1.  В его содержании должны отражаться взаимоотношения между членами коллектива.
  2.  Он должен воспроизводить ситуацию выбора партнера для совместной деятельности, т.е. опрашиваемый может выбрать или отклонить другого члена коллектива.
  3.  Не должен ограничивать возможности выбора. Вопрос должен быть построен таким образом, чтобы количество членов коллектива, которых можно выбрать, не уменьшалось. Должна быть возможность выбрать абсолютно любого участника группы. Например, вопрос «С кем из своего класса вы хотели бы спеть песню под гитару?» явно уменьшает вероятность быть выбранными тех людей, которые не умеют ни петь, ни играть на гитаре.
  4.  Критерий должен быть интересным и значимым для всего коллектива. Чтобы решить этот вопрос, перед проведением опроса нужно понаблюдать за жизнедеятельностью группы и побеседовать с ее участниками.
  5.  Критерий должен быть основан на реальных событиях из жизни, а не на фантастических и воображаемых, чтобы члены группы легко могли представить ситуацию.
  6.  И конечно, вопрос должен быть грамотно сформулирован. Нужно использовать четкие и однозначные формулировки.

Социометрическая процедура бывает параметрической и непараметрической. При использовании непараметрической процедуры проведения испытуемым предлагается ответить на вопросы без ограничения количества выборов, т.е. всех, кроме самого себя. Таким образом, по любому из предложенных критериев может быть выбрано (N–1) человек основная константа социометрии, где N количество человек в группе. Достоинством такого типа измерения является возможность выявления эмоциональной экспансивности каждого члена группы и многообразия связей в групповой структуре. Однако большим недостатком является сложность обсчета данных, поэтому такой вид социометрии подходит только для небольших групп(до 12 человек), а также высока вероятность случайного и неосознанного выбора, что существенно снижает уровень достоверности полученной информации. Поэтому, для снижения вероятности случайного выбора, была разработана параметрическая процедура. Ее суть состоит в ограничении количества выборов каждого их участников.

Необходимо отметить важность ограничения выборов при социометрическом опросе. «Лимит выборов» обеспечивает надежность результатов.  Социологами применяется такая формула(1) при установлении ограничения, разработанная Дженингсом, учеником Морено.

Р (А) =                                            (1)

где  d  – количество  выборов (социометрическое ограничение);

       Р – вероятность случайного события (выбора);

       N – число человек в группе  

Обычно величину вероятности Р (А) выбирают в пределах 0,20 – 0,30, таким образом, для группы в 25 человек ограничение составит 4 – 5 выборов. Определение числа выборов для разных по численности групп, но с заранее заданной величиной Р (А) в пределах 0,14 – 0,25, можно произвести, пользуясь специальной таблицей (см. табл. 1).

Часто в социометрическом исследовании возникает необходимость ранжирования выборов. В таком случае в анкете опрашиваемых просят указать, кого бы они выбрали в первую очередь, во вторую, в третью и т.д. При обработке данных порядок выборов учитывается. Ранжирование выборов позволяет провести более углубленное изучение внутригрупповых отношений.

 

Таблица 1–  Величины ограничения социометрических выборов.

Число членов

группы

Социометрическое

ограничение

Вероятность случайного выбора Р(А)

5  – 7

  1.  Один

0,20  – 0,14

8  – 11

  1.  Два

0,25  – 0,18

12  – 16

  1.  Три

0,25  – 0,19

17  – 21

  1.  Четыре

0,23  – 0,19

22  – 26

  1.  Пять

0,22  – 0,19

27  – 31

  1.  Шесть

0,22  – 0,19

32  – 36

  1.  Семь

0,21  – 0,19

Таким образом, процедура социометрического исследования достаточно непростая и интересная. Она состоит из нескольких этапов, имеет определенную типологию социометрического критерия с определенными требованиями к ним. А также, процедура бывает параметрической и непараметрической, тип которой зависит от установления лимита выборов. И тот, и другой тип имеют свои достоинства и недостатки.

  1.  Способы обработки социометрических данных

После завершения процесса социометрического исследования необходимо обработать данные. Это можно сделать тремя основными способами: табличным, графическим и математическим(или индексологическим).

Основой табличного способа обработки является построение социоматрицы - специальной таблицы, в которую заносятся все положительные и отрицательные выборы участников группы. Для каждого критерия строится отдельная матрица, т.к. суммарные матрицы очень сложны и требуют определенных навыков. При помощи социоматрицы легко произвести количественный подсчет выборов и увидеть степень ранжированности группы. Построение социоматрицы проводится таким образом. По вертикали пишутся фамилии всех членов группы под номерами, а по горизонтали указываются только номера каждого члена группы. При положительном выборе одного участника коллектива другим в ячейке на пересечении их номеров ставится +1,+2,+3 и т.д., что означает, кого бы они выбрали в первую, во вторую, в третью очередь. При отрицательном выборе в ячейке пишется –1, –2, –3 по порядку очереди выбора участников, как и в положительном. Независимо от очередности, взаимные выборы в таблице обводятся в кружок. После занесения всех выборов в таблицу подсчитывается по вертикали сумма всех полученных выборов каждым членом группы результатов, затем подсчитывается сумма баллов: первая очередь – +3 (–3) балла, вторая – +2 (–2) и так далее. Пример социоматрицы изображен на рис.1.  

По анализу социоматрицы можно составить представление о взаимоотношениях внутри группы и определить статус каждого человека в группе. Выявляются звезды – те, кто получает наибольшее количество выборов в группе и, следовательно, имеют наивысший социометрический статус в группе; предпочитаемые – те, кто имеет чуть меньше выборов, чем лидеры; принятые – участники, получившие по 1 выбору; изолированные – члены группы, которых не выбрали ни разу. Однако не стоить «навешивать ярлыки», потому что результаты исследования по другому критерию могут иметь совсем иную картину.

«Рис.1» Социоматрица.

Следующий способ обработки данных – графический. Он заключается в построении социограммы.  Социограмма – схематическое изображение реакций членов группы друг на друга, устанавливаемых на основании выбора, то есть при ответах на социометрический критерий. Она позволяет произвести сравнительный анализ структуры взаимоотношений с помощью условных обозначений, знаков.

Обычно используются три вида социограмм: произвольные, локограммные, и концентрические20.

Социограмма произвольного вида показывает комбинацию связей с наиболее удобным расположением членов группы по результатам выборов.  В данной социограмме используются такие уловные обозначения: положительный выбор обозначается стелкой, взаимный положительный выбор – стрелками, направленными друг на друга, отрицательный выбор – пунктирной стрелкой.  Также, участники женского и мужского пола обозначаются, например, кружком и треугольником соответственно. Пример такой социоргаммы представлен на «рис.2»

«Рис.2» Произвольная социограмма.

В зависимости от количества связей в социограмме могут быть выделены определенные элементы структуры: изолированные, диады, триады, тетрады и другие. Изолированный элемент – это индивид, не связанный с другими. Связь между двумя элементами обозначается как диада, эта структура встречается во всех группах и характеризует наиболее устойчивые доверительные связи между двумя людьми. Триады, тетрады и другие виды связей, состоящие из большего числа элементов, часто составляют «ядра» коллективов или являются отдельными группировками внутри группы. Обычно почти все элементы внутри этих структур симметрично связаны между собой. Социограмма должна как можно более близко показывать имеющиеся в коллективе группировки, наличие зон напряженности. Сначала на чертеже помещают тех, кто получил наибольшее число выборов, далее стрелками изображают те предпочтения, которые они сделали, и постепенно переходят ко всем оставшимся элементам групповой структуры.

Социограмма локограммного вида располагает на плоскости членов группы так, чтобы это моделировало деятельность, расположение в помещении. Локограмная социограмма изображена ниже на «рис.3», где прямоугольники обозначают место расположения столов в аудитории.

«Рис.3» Социограмма локограмного вида.

На локограммной социограмме также видно расположение подгрупп. Очень часто люди в помещении, являющимся местом их работы или учебы, занимают пространство близкое к тем, кто им наиболее симпатичен. В научно-популярной психологической литературе можно встретить мнение, что место человека в пространстве помещения связано с его личностными качествами, например, слева сидят, те, кто наиболее критичен, или с положением в группе, например, в центре сидят лидеры группы, а аутсайдеры занимают «камчатку». Эта упрощенная трактовка сложных процессов, которые происходят в группе, может сбить неопытного социометриста с толку. Большое количество переменных влияет на процесс местонахождения: отношение к процессу деятельности; люди сидят не там, где им хотелось бы, а там, где досталось место; вовлеченность  в жизнь группы на этом отрезке времени; школьная привычка сидеть у окна, взаимные симпатии и антипатии и так далее.

Концентрические или мишеневые социограммы располагают всех членов группы на концентрических окружностях, каждая из которых соответствует описанным выше групповым позициям: звезды, предпочитаемые, принятые, изолированные, отвергаемые. Такая социограмма может быть удобна для анализа отношений в многочисленных группах, например школьных классах по 35-40 человек, однако, минусом данного типа социограммы является то, что она не всегда  позволяет достаточно полно раскрыть взаимосвязи и образование подгрупп. На «рис.4» изображена социограмма концентрического типа.

«Рис.4» Социограмма концентрического типа.

Во внутренний круг социограммы попадают «звезды», в следующий за ним – «предпочитаемые», далее – «принятые», «изолированные». Если в исследовании использовался отрицательный критерий, то можно нарисовать еще один внешний круг для «отвергаемых». Однако при построении кругов часто возникают сложности, особенно если члены группы имеют и отрицательные, и положительные выборы. В такой ситуации явно проявляется ограниченность мишеневой социограммы, из всех видов социограмм эта является наименее предпочтительной. Кроме того, сам вид социограммы задает для психолога «ярлыковое» мышление, побуждающее его делать поспешные, часто неверные выводы о структуре взаимоотношений в группе и статусе того или иного члена группы.

Все рассмотренные выше социограммы называются групповыми, однако, при необходимости может быть построена и индивидуальная социограмма, на которой схематически изображаются предпочтения и отклонения, сделанные каким–то членом группы.

Математические способы обработки данных21 заключаются в подсчете математических показателей, которые можно разделить на групповые и индивидуальные индексы. Наиболее используемые показатели  – индекс социометрического статуса и индекс групповой сплоченности. Необходимость их применения чаще диктуется какими-то исследовательскими целями, чем практическими задачами. Математическая обработка позволяет сравнивать различные по составу группы, проводить корреляционные процедуры, статистический анализ данных.

Индивидуальные индексы. Индекс социометрического статуса является показателем предпочтения какого-либо члена группы со стороны остальных ее участников. В различных группах один и тот же индивид может иметь разный статус, то есть различное влияние на собратьев по группе. Социометрический статус отражает положение субъекта в сфере неформальных межличностных отношений в группе, его показатель (количество предпочтений) может в значительной мере расходиться с официальным статусом человека в группе. Количество предпочтений указывает на величину положительного социометрического статуса (Si +). Количество  отвержений обычно связывают с понятием отрицательного статуса (Si–), однако, более корректно было бы говорить об индексе отвержения. Чтобы высчитать социометрический статус, необходимо воспользоваться данными социоматрицы.

Индекс социометрического статуса i – члена группы определяется по формуле 2:     

Si =  ,                                                                                (2)

где   – полученные i-членом положительные выборы,   – знак алгебраического суммирования числа полученных выборов i-члена, N  – число членов группы.

Индекс отвержения i – члена группы определяется по формуле 3:

   ,                                                                        (3)

где Ri –  – все полученные i-членом отрицательные выборы.

Существует также и такой вариант подсчета индекса социометрического статуса, в котором учитываются и положительные и отрицательные выборы (см.формулу 4).

,                                                                       (4)

Если в процедуре социометрии не учитывается ранжирование выборов, их точный подсчет, то величина социометрического статуса колеблется от нуля (отсутствие выборов) до единицы (все члены группы оказывают предпочтение).

 

Второй вид персональных индексов – эмоциональная экспансивность, которая выражается в количестве всех совершаемых выборов, как положительных, так и отрицательных, неким субъектом в группе. С психологической точки зрения показатель экспансивности характеризует потребность личности в общении, однако, этот индекс теряет свое диагностическое значение в случае параметрической процедуры социометрического исследования. Социометрическое ограничение уравнивает субъектов в проявлении их эмоциональной экспансивности. Если лимит выборов отсутствует, то индекс экспансивности можно трактовать как величину активности субъекта в сфере внутригрупповых отношений. Положительная эмоциональная экспансивность характеризует позитивное отношение к группе, силу притяжения индивида к группе. Отрицательная эмоциональная экспансивность может выявлять силу отталкивания индивида от группы. Расчет этого индекса производится по сумме всех сделанных выборов i-членом группы. Возможен одновременный учет и положительных, и отрицательных выборов, или отдельный подсчет позитивной и негативной экспансивности.

Индекс позитивной эмоциональной экспансивности высчитывается по формуле 5:

         i+)

Еi+ = __________    ,

          N – 1

                                                            (5)

где – число сделанных положительных выборов.

Индекс отрицательной эмоциональной экспансивности высчитывается по формуле 6:

        i)

Еi =_________       , 

         N – 1

                                                                    

                                                                       (6)


где  – число сделанных отрицательных выборов.

Групповые индексы. На основании данных социоматрицы можно подсчитать групповые индексы, характеризующие степень развития социально-психологической структуры группы.

Индекс групповой сплоченности выражает степень взаимосвязанности членов группы, тесноту их эмоциональных связей. Психологический смысл этого индекса заключается в наличии или отсутствии взаимности в момент совершения выборов в группе. Чем больше взаимных выборов в группе, чем большее количество членов группы нравятся друг другу, тем выше ее сплоченность. Конечно, проявления сплоченности в группе шире, как и само понятие сплоченности, под которым понимают один из элементов групповой динамики, характеризующий степень приверженности к группе ее членов. Социометрическая сплоченность является на самом деле лишь одним из показателей групповой сплоченности.

Обычно выделяют две основы тяготения к группе: мотивационную и эмоциональную. Мотивационная основа тяготения субъекта к группе включает в себя совокупность его потребностей и ценностей, учитывает насколько характеристики группы соответствуют и отвечают  этим потребностям. Эмоциональная составляющая проявляется в межличностных симпатиях, в характере взаимодействия индивидов. Именно такой компонент измеряет индекс групповой сплоченности в социометрии. Возможно, поэтому некоторые авторы избегают употреблять термин «индекс сплоченности», заменяя его «коэффициентом взаимности».(18)

Индекс групповой сплоченности (психологической взаимности) рассчитывается по следующей формуле 7:

Сгр= ,                                                            (7)

где Сгр – групповая сплоченность,– сумма всех взаимных положительных выборов в группе,– количество всех сделанных выборов в группе. Если все выборы в группе взаимные, то индекс достигнет своего максимального значения, то есть единицы. Если в группе не будет сделано ни одного взаимного выбора, то величина групповой сплоченности будет равна нулю.  

При необходимости можно также подсчитать индекс групповой экспансивности, на его величину влияет количество всех сделанных в группе выборов.  Однако, он мало информативен, если мы используем социометрическое ограничение, то есть прибегаем к параметрической процедуре опроса.

В литературе можно найти описание и других индексов, конструировать их можно практически в любом количестве согласно задачам конкретного исследования. Социометрические индексы представляют собой сильное средство анализа собранной информации, так как позволяют использовать для ее обработки количественные методы математической статистики, однако, надо с большой тщательностью относиться к интерпретации этих индексов, при расчете которых создается иллюзия получения точного объективного знания. Необходимо внимательно относиться к обобщению полученных результатов и дополнять их данными других исследований межличностных отношений и способов общения в группе.

Итак, в данном пункте параграфа были описаны типологии способов обработки социометрических данных, для наглядного представления каждой типологии использованы рисунки. Было выделено три основных типа обработки данных (табличный, графический и математический). В каждом из них были подробно рассмотрены различные способы с применением таблиц, графиков, социограмм и математических индексов.

Глава 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ СТУДЕНТОВ ВятГУ МЕТОДОМ СОЦИОМЕТРИИ

 

Цель: выявить сплоченность группы, а также «лидеров» и «отверженных».

Методика: Социометрический метод – это метод опроса, направляемый на выявление межличностных отношений путем фиксации взаимных чувств симпатии и неприязни среди членов группы (в учебном коллективе). В основе лежат критерии, формулируемые в виде вопросов, ответы на них и служат основанием для установления структуры взаимоотношений. Социометрия проводится только в коллективах, имеющих опыт совместной работы (учебы).

Испытуемые: было опрошено 14 человек из учебной группы 2 курса направления социология ВятГУ.

Процедура: каждому давался заранее приготовленный лист, инструкция была озвучена в устной форме. После сбора ответы обрабатывались и были сделаны выводы (см. ниже).

Социометрическая карточка состояла из 4-х вопросов(критериев): 2 вопроса были направлены на выявление деловых(учебных) связей группы, и 2 вопроса – на выявление личных связей. Социометрическая карточка для данного исследования выглядела так:

  1.  С кем бы Вы стали делать совместный учебный проект?

1)____________________________

2)____________________________

3)____________________________

  1.  С кем бы Вы точно не стали делать совместный учебный проект?

1)____________________________

2)____________________________

3)____________________________

2.1 Кому бы Вы доверили свои личные переживания?

1)_____________________________

2)_____________________________

3)_____________________________

2.2 Кому бы точно не доверили свои личные переживания?

1)____________________________

2)____________________________

3)____________________________

В исследовании группы использовалась параметрическая процедура для большей достоверности результатов. В соответствии с размером группы,  лимит выборов был задан в пределах 3 человек. При положительном выборе был обязателен выбор 3-х человек, при отрицательном участники коллектива могли выбрать 3-х и менее человек или вообще не делать выбор.

После сбора социометрических карточек для их обработки были составлены  социоматрицы. При заполнении данных в социоматрицу фамилии участников группы были скрыты для сохранения конфиденциальности информации. В таблицах представлены только имена в закодированном виде. Повторяющиеся имена обозначены разными цифрами.  

В отдельную социоматрицу были занесены данные по деловому критерию , то есть члены группы отвечали на вопросы: «С кем бы Вы стали делать совместный учебный проект?» и  «С кем бы Вы точно не стали делать совместный учебный проект?». Данные представлены в табл.2.

По данным таблицы можно сделать определенные выводы. В группе существуют явные «звезды» и «изолированные» в учебной деятельности. Больше всего положительных выборов получила Вика1, не сильно отстали от нее  Лиза1, Настя1 и Вика2. Их можно выделить как лидеров группы по деловому критерию. «Отвергнутыми» участниками коллектива в деловых отношениях являются Маша и Яна. К «предпочитаемым» можно отнести Марину, Лизу2 ,Вику3 и Сашу. Остальные члены группы относятся к «принятым».

Таблица 2. Данные социометрии по деловому критерию.

№ члена группы

Кто выбирает

Номер выбираемого

Число отданных выборов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

+

-

Всего

  1.  

Лена

-

-

3

2

-

1

3

3

6

  1.  

Лиза1

1

2

3

-

-

3

2

5

  1.  

Марина

1

2

3

-

3

1

4

  1.  

Вика

1

2

3

-

-

3

2

5

  1.  

Настя1

1

2

-

-

3

3

2

5

  1.  

Лиза2

2

3

1

-

-

3

2

5

  1.  

Лиза

1

3

2

-

3

1

4

  1.  

Вика2

2

1

-

-

3

3

2

5

  1.  

Вика3

2

1

-

-

3

3

2

5

  1.  

Маша

-

3

1

2

-

3

2

5

  1.  

Настя2

2

1

3

-

3

1

4

  1.  

Алена

1

-

3

2

-

-

3

3

6

  1.  

Яна

-

2

3

1

-

-

3

3

6

  1.  

Саша

2

3

1

-

3

1

4

Число полученных выборов

+

1

6

3

7

6

2

1

6

3

1

1

2

0

3

-

2

1

1

1

0

0

1

0

0

12

1

0

6

2

Всего

3

7

4

8

6

2

2

6

3

13

2

2

6

5

Рассматривая критерий личных взаимоотношений в группе, мы можем увидеть несколько иные результаты(см.табл.3).

По личному критерию «лидером» является Лера. К «предпочитаемым» относятся Настя1 и Настя2. К «принятым» – Лена, Лиза1, Марина, Саша, Лиза2. «Отвергнутыми» в коллективе можно считать Яну, Вику3, Алену, Лизу1, Машу.

Можно наблюдать интересные результаты: члены группы в совместной учебной деятельности предпочитают одних индивидов, а в личном общении – совершенно других. Так, лидер по деловому критерию Лиза1, оказалась в числе «отвергнутых» в личных взаимоотношениях с группой. А Лера, напротив, являясь «принятой» в учебной деятельности стала лидером в личном общении с другими членами группы.

Таблица 3. Данные социометрии по личному критерию.

№ члена группы

Кто выбирает

Номер выбираемого

Число отданных выборов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

+

-

Всего

  1.  

Лена

3

2

-

-

1

-

3

3

6

  1.  

Лиза1

-

1

2

3

-

-

3

3

6

  1.  

Марина

-

1

2

-

3

2

5

  1.  

Вика

2

-

1

-

3

3

2

5

  1.  

Настя1

1

3

2

-

3

1

4

  1.  

Лиза2

-

2

3

1

-

3

2

5

  1.  

Лиза

3

2

-

1

-

3

2

5

  1.  

Вика2

3

-

2

1

3

1

4

  1.  

Вика3

-

-

-

2

1

3

3

3

6

  1.  

Маша

-

2

3

-

1

-

3

3

6

  1.  

Настя2

3

-

1

2

3

1

4

  1.  

Алена

1

-

3

2

-

-

3

3

6

  1.  

Яна

3

2

-

-

1

-

3

3

6

  1.  

Саша

-

2

1

3

3

1

4

Число полученных выборов

+

2

1

1

3

5

2

9

4

2

2

5

1

2

2

-

2

3

2

2

0

1

0

2

5

3

0

4

6

0

Всего

4

4

3

5

5

3

9

6

7

5

5

5

8

2

Также, по специальной формуле был вычислен  индекс групповой сплоченности по личному критерию:

Сгр= = = 0,13

Отсюда видно, что группа имеет очень низкий уровень сплоченности, т.к. полученный индекс в 8 раз меньше единицы. Причиной таких результатов может быть то, что исследование проведено лишь на части группы, которая присутствовала на занятии, а некоторые члены коллектива отсутствовали.  При проведении социометрии на целой группе, возможно, результаты были бы несколько иными.

Также, для выявления отдельных группировок в коллективе по критерию личных взаимоотношений была составлена социограмма произвольного вида (см.«рис.5»). Итак, в ходе анализа социограммы были выделены такие группировки:

  1.  Лена, Алена
  2.  Настя1,Вика3, Лиза2
  3.  Марина, Лиза1
  4.  Вика2,Саша
  5.  Настя2, Маша
  6.  Настя2, Яна
  7.  Вика1, Яна
  8.  Вика1, Лера
  9.  Лера, Маша
  10.  Лера, Настя1

«Рис.5» Социограмма.

Более прочные личные связи присутствуют в первых четырех группах, у остальных участников группы связи достаточно многократны, они общаются с большим количеством людей, поэтому их можно объединить в одну группировку.

Таким образом, анализ результатов исследования методом социометрии Дж.Морено показал, что группа достаточно разобщенная. На переферии межличностных отношений в коллективве находятся 3 человека. Группа состоит из 5 основных группировок. Возможно, существуют конфликты, или же члены группы относятся друг к другу равнодушно. Необходимы специальные мероприятия, которые направят групповые взаимоотношения в положительную сторону. Выходом из данной ситуации может послужить, например, созданный Дж.Морено метод групповой психотерапии – социодрама.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной курсовой работе были изучены исторические аспекты социологической теории Дж. Морено, в частности метода социометрии, рассмотрены развитие и применение метода в России и за рубежом. Итак, Дж. Морено является важнейшей фигурой истории социологии. Он  внес огромный вклад в развитие науки и исследование внутригрупповых и межличностных отношений. Ученый разработал уникальные техники групповой психотерапии, такие как театр спонтанности, психодрама и социодрама. Данные методы используются во всех странах мира для разрешения внутригрупповых конфликтов и помогают достичь индивидуального и социального катарсиса.

В работе были исследованы сферы применения методов психодрамы и социодрамы, «театра спонтанности», рассмотрены характерные черты данных методик. Было выяснено, что они играют огромную роль в изучении сознания личности и влияют на успешное существование и функционирование всего общества. Важным фактором формирования личности, ее воспитания является процесс непосредственного социального взаимодействия, происходящий в малой группе. Одним из наиболее эффективных способов изучения взаимоотношений внутри группы людей является социометрия, которая представляет собой количественную оценку межличностных взаимоотношений. При анализе различной литературы, социометрия была изучена в полном объеме – выявлены ее основные характеристики, проведен анализ  процедуры проведения социометрического исследования, описаны способы обработки социометрических данных.

Для диагностики эмоциональных связей существует социометрический тест, анализирующий взаимные симпатии и антипатии внутри группы. Социометрический опрос позволяет определить популярность членов группы, выделить лидера и изгоев, выявить степень социально-психологической совместимости членов группы. Для чистоты социометрического исследования необходимым является выполнение четких правил. Социометрия – одна из немногих техник на сегодняшний день, позволяющих определить скрытую систему межличностных отношений. Но методы имеют границы применения, которые необходимо учитывать при исследовании малой группы. Социометрия постоянно развивается и совершенствуется. Развитие социометрии связано прежде всего с совершенствованием способов обработки материала и процедурой сбора данных.

Также, в данной курсовой работе представлено исследование, проведенное с использованием социометрических методов Дж.Морено. Сделан анализ результатов и представлены выводы.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Блатнер Г. А. Психодрама, ролевая игра, методы действия: в 2-х ч. – Пермь, 1993. – Ч. 1. – 88 с; Ч. 2. – 107 с.

2. Волков И.П. Социометрические методы в социально-психологических исследованиях. – Л.: ЛГУ, 1970.

3.  Горбатов Д.С. Практикум по психологическому исследованию: Учебное пособие. Самара: БАХРАХ-М. 2003.

4.  Гриншпун И. Б., Морозова Е. А.  Психодрама. 31 с

5. Зборовский Г.Е. История социологии: учебник. – Москва: Гардарики, 2007. – 608 с.

6. Краткий психологический словарь. – Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС». Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998.

7.  Курбатов В.И. Современная западная социология. Аналитический обзор концепций. Учебное пособие. Серия «Учебники и учебные пособия». – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001. – 416 с.

8. Лейтц Г. Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама Я.Л. Морено. – М.: Прогресс, 1994.

9. Марковская И.М. Социометрические методы в психологии . учеб. пособие. - Челябинск: Изд-во Юж.-Урал. гос. ун-та, 1999. – 45 с.

10. Масандилова И., кандидат педагогических наук института художественного образования РАО Статья Театр спонтанности, психодрама и социодрама Дж. Л. Морено: Педагогические аспекты .

11. Методы психологической диагностики. – М., 1993, Методики социально-психологической диагностики личности и группы. – М., 1990.

12. Морено, Я.Л. Социометрия: Экспериментальный метод и наука об обществе / Пер. с англ. А. Боковикова. – М. : Академический Проект, 2001.

13.  Осипов Г.В. Рабочая книга социолога. М.: Либроком, 2009. – 3-е изд.

14. Осипов Г.В., Москвичев Л.Н., Социология, Основы общей теории, 2003. – 880 с.

15.  Ритцер Дж. Современные социологические теории. 5-е изд. – СПб.: Питер, 2002. – 688 с: ил. – (Серия «Мастера психологии»).

16. Социальная психология: история, теория, эмпирические исследования / Под ред. Е.С.Кузьмина, В.Е.Семенова. Изд–во Ленинградского  университета, – Ленинград, 1979.  

17. Уманский Л.И. Методы экспериментальных исследований социально-психологических феноменов /Методология и методы социальной психологии. – М.: Наука, 1976.

18. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. М.: Академкнига, Добросвет, 2003. – 596 с.

1 См.,также: Ритцер Дж. Современные социологические теории. 5-е изд. – СПб.: Питер, 2002. – 688 с: ил. – (Серия «Мастера психологии»). – с 416.

2 Марковская И.М. Социометрические методы в психологии . учеб. пособие. - Челябинск: Изд-во Юж.-Урал. гос. ун-та, 1999. - 45 с. – с. 4.

3 См.подробнее: Морено, Я.Л. Социометрия: Экспериментальный метод и наука об обществе / Пер. с англ. А. Боковикова. – М. : Академический Проект, 2001

4 См: Ядов В.А. Стратегия социологического исследования.  М.: Академкнига, Добросвет, 2003. – 596с-с.63.

5  Ритцер Дж. Современные социологические теории. 2002. — 688 с. — 511с.

6 Марковская И.М. Социометрические методы в психологии 1999. - 45 с.- с.9

7 Левада Ю.А. Статьи по социологии М. 1993г. – Моск- ва : Издатель Карпов Е.В., 2011. – 415 с. – с.306.

8 Там же. – с.307.

9 Морено, Я.Л. Социометрия: Экспериментальный метод и наука об обществе / Пер. с англ. А. Боковикова. -- М. : Академический Проект, 2001 – с.47.

10 Там же.- с.49.

11 Лейтц Г. Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама Я.Л. Морено. – М.: Прогресс, 1994. – с.135.

12 Там же: с.138.

13 Лейтц Г. Психодрама: теория и практика. 1994. – с.138.

14 См: Краткий психологический словарь. – Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС». Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998.

15  См: Краткий психологический словарь. – Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС». Л.А.Карпенко,

16  См., также: Осипов Г.В. Рабочая книга социолога. М.: Либроком, 2009. –3-е изд. – с. 93

17 См.: Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. М.: Академкнига, Добросвет, 2003. – 596 с. – с.356.

18  См.: Краткий психологический словарь. – Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС». Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998.

19  См.: Марковская И.М. Социометрические методы в психологии . учеб. пособие. – Челябинск: Изд-во Юж.-Урал. гос. ун-та, 1999. – 45 с.. – с. 28.

20 См.: Методы психологической диагностики. - М., 1993  – с.112.

21 См.подробнее: Волков И.П. Социометрические методы в социально-психологических исследованиях. – Л.: ЛГУ, 1970.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

24703. Общие принципы работы реле. Работа реле на переменном токе 91.5 KB
  Общие принципы работы реле. Работа реле на переменном токе. В устройствах РЗ и электрической автоматики применяются реле на базе электромеханических конструкций полупроводниковых приборах из отдельных диодов транзисторов и др. Электромеханические реле обладают большими габаритами значительным потреблением мощности требуют тщательного ухода имеют ограниченное быстродействие и чувствительность.
24704. ИНДУКЦИОННЫЕ РЕЛЕ 220 KB
  ИНДУКЦИОННЫЕ РЕЛЕ Работа индукционных реле основана на взаимодействии переменных магнитных потоков с токами индуктированными ими в подвижной системе реле. Основными элементами реле являются два электромагнита 1 и 2 и подвижная система 3 расположенная в магнитном поле электромагнитов рис. С осью 4 жестко связан подвижный контакт реле 5 замыкающий при повороте неподвижные контакты 6. Момент Мэ приводит в движение подвижную систему 3 которая в зависимости от знака направления Мэ действует в сторону замыкания или размыкания контактов...
24705. МТЗ. Структурная и принципиальная схема 154.5 KB
  МТЗ. Селективность действия МТЗ достигается с помощью выдержки времени. МТЗ являются основным видом РЗ для сетей с односторонним питанием. Соответственно при КЗ в точке К2 быстрее всех сработает МТЗ 3.
24706. Погрешности ТН. Повреждения в цепях ТН 124.5 KB
  Повреждения в цепях ТН. Во вторичных цепях ТН могут возникать повреждения КЗ и обрывы. Для предупреждения ложных действий РЗ предусматриваются блокирующие устройства которые реагируют на появление U0 и I0 при повреждениях в цепях напряжения во вторичных цепях ТН и подают сигнал. Недостатком таких устройств блокировки является то что при КЗ в цепях фазных напряжений они не действуют.
24707. ТН. Схемы соединений 187 KB
  Начала и концы первичных и вторичных обмоток ТН Н н и К к обозначаются так же как и у силовых трансформаторов: у первичной обмотки А и X у вторичной соответственно а и х. Начала каждой обмотки А В С присоединяются к соответствующим фазам ЛЭП а концы X Y Z объединяются в общую точку нейтраль N и заземляются подводится напряжение фазы ЛЭП относительно земли. Заземление нейтрали первичной обмотки ТН и наличие нулевого провода во вторичной цепи являются обязательным условием для получения фазных напряжений относительно земли....
24708. ТТ и их погрешности. Параметры влияющие на уменьшение намагничивающего тока 112.5 KB
  Параметры влияющие на уменьшение намагничивающего тока. ТТ являются вспомогательными элементами с помощью которых ИО РЗ получают информацию о значении фазе и частоте тока защищаемого объекта. Основным требованием к ТТ является точность трансформации контролируемого тока с погрешностями не превышающими допустимых значений. Трансформатор тока рис.
24709. ТИПОВЫЕ СХЕМЫ СОЕДИНЕНИЯ ОБМОТОК ТТ 192.5 KB
  Вторичные обмотки ТТ и обмотки реле соединяются в звезду и связываются их нулевые точки рис. При нормальном режиме и трехфазном КЗ в реле I II и III проходят токи фаз Ia = IA KI Ib = IB KI Ic = IC KI а в нулевом проводе их геометрическая сумма: которая при симметричных режимах равна нулю рис. Соответствующий ему вторичный ток протекает также только через одно реле и замыкается по нулевому проводу.12г ток проходит в двух реле включенных на поврежденные фазы рис.
24710. Требования к точности ТТ. Выбор ТТ 162.5 KB
  Точность работы ТТ питающих измерительные приборы характеризуется классом точности а РЗ предельной кратностью первичного тока I10=I1max I1HOM и допустимой нагрузкой. Трансформаторы тока класса Р предназначены для РЗ. Пользуясь кривой для расчёта погрешности ТТ можно задаваясь определенным значением ZH определять допустимую кратность первичного тока I10 при которой полная погрешность не превосходит 10 или задаваясь значением предельной кратности К10 определять допустимое значение ZH. Тип ТТ выбирают с учетом тока...
24711. Выбор тока срабатывания МТЗ. Выдержка времени срабатывания защиты 148 KB
  Выбор тока срабатывания МТЗ. Исходным требованием для выбора тока срабатывания МТЗ является чтобы она надежно работала при повреждениях на защищаемом участке но в то же время не действовала при максимальном рабочем токе нагрузки и кратковременных перегрузках вызванных пуском и самозапуском электродвигателей которыйможет существенно превосходить суммарный максимальный рабочий ток нагрузки установившегося режима. Для отстройки МТЗ от 1нмах необходимо выполнить два условия: 1 МТЗ пришедшая в действие при КЗ в сети вне защищаемой ЛЭП...