97000

Участие граждан в осуществлении местного самоуправления: формы, способы активизации

Курсовая

Политология и государственное регулирование

Целью работы является рассмотрение форм участия и способов активизации граждан в местном самоуправлении. Рассмотреть понятие и истории местного самоуправления. Рассмотреть формы участия граждан в осуществлении местного самоуправления, а также способы активизации на примере Новосибирской области.

Русский

2015-10-12

236 KB

13 чел.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ

НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

При ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Сибирский институт-филиал

Факультет государственного и муниципального управления

КАФЕДРА ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине «Основы государственного и муниципального управления»

По теме: “Участие граждан в осуществлении местного самоуправления: формы, способы активизации.

                                                                                 

                                                                                     Выполнил: студент 2 курса гр.13114

                                                                                     Мороз Анатолий Александрович

                                                                          Проверил: Зам. Декана по науке и          

 учебной методической работе, к. полит.,

                                                                                      доцент

                                                                                      Барсуков Александр Михайлович                                                                                         

2015

Содержание

Введение 3

Глава 1. Понятие и история местного самоуправления 5

 §1. Понятие местного самоуправления 5

 §2. История местного самоуправления 6

Глава 2. Формы участия граждан в осуществлении местного самоуправления и способы активизации 9

  §1. Формы участия граждан в осуществлении местного самоуправления 9

  §2. Местный референдум 9

  §3. Муниципальные выборы 20

  §4. Голосование по отзыву депутата, члена выборного органа, выборного     должностного лица местного самоуправления 30

  §5. Сход граждан 34

  §6. Территориальное общественное объединение 40

  §7. Способы активизации 42

Заключение 46

Список использованных источников и литературы

Введение

        Самоуправление, являясь средством вовлечения каждого индивида в социально-экономическое регулирование посредствам целеполагания и самоорганизации субъектов хозяйствования и населения, позволяет учитывать, координировать и реализовывать многообразие их интересов, удовлетворять социально-культурные и социально-бытовые потребности за счет средств и ресурсов хозяйствующих субъектов, территориальных образований, а также государства. Местное самоуправление, повышая активность населения в решении важных проблем жизнедеятельности, способно придать развитию общества дополнительные внутренние стимулы самодвижения, ускорения социально-экономического и научно-технического прогресса.

Местное самоуправление представляет собой многостороннюю деятельность местного сообщества по решению собственных и других стоящих перед ним задач на основе принципов самоорганизации, самофинансирования, ответственности самих жителей по улучшению качества жизни на территории своего проживания и внесение своего вклада в улучшение жизни всего общества.

         Актуальность данной проблемы заключается в том, что в современных условиях одной из важнейших проблем взаимодействия органов публичной власти и населения становится недостаточная социальная активность населения в решении вопросов местного значения.

      Проблемы местного самоуправления и непосредственного участия населения долгое время являются предметом научного осмысления и общественных дискуссий.

     Изучением вопросов и проблем организации, а также функционирование местного самоуправления занимаются многие отечественные и зарубежные исследователи.  Накопленный опыт мирового сообщества в развитии местного самоуправления в настоящее время имеет солидный теоретический фундамент. Данной проблемой занимались такие ученные, как: А.И. Васильчиков, Н.И. Лазаревский, Г.И. Шрейдер и др.

     Объектом данной работы является местное самоуправление, а предметом выступает участие граждан в осуществлении местного самоуправления: формы, способы активизации.

     Целью работы является рассмотрение форм участия и способов активизации  граждан в местном самоуправлении.

     В связи с этой целью, ставятся следующие задачи:

     1) Рассмотреть понятие и  истории местного самоуправления;

     2) Рассмотреть формы участия граждан в осуществлении местного самоуправления, а также способы активизации на примере Новосибирской области.

    Данная работа состоит из двух глав, введения, содержания, девяти параграфов, заключения и списка литературы. Состоит из 48 страниц.

ГЛАВА 1. ПОНИЯТИЕ И ИСТОРИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

1. ПОНЯТИЕ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, основные положения которой которого изложены в главе 8 (статья 130-133) Конституции Российской Федерации.1 Указанные положения регламентируются, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом России2.

Местное самоуправление в Российской Федерации – форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решения населения непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных традиций3.

То есть местное самоуправление – некая система организации и деятельности граждан, обеспечивающая самостоятельное решение населением вопросов местного значения исходя из интересов всех жителей данной территории.

Теоретические основы учения о местном самоуправлении разработаны в первой половине XIX века французским государственным деятелем и историком Алексисом Токвилем, немецкими учёными-юристами Рудольфом Гнейстом (1816—1895), Лоренцом Штейном (1815—1890), Паулем Лабандом и другими.  Общественная теория самоуправления исходит из принципов признания свободы осуществления своих полномочий местными сообществами и союзами.4  На основе их теоретических изучений в мире получили признание следующие модели самоуправления: англосаксонская (Англия, США, Канада, Австралия), германская, французская и комбинированные модели.

2. ИСТОРИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Идея самоуправления возникла во второй половине XIX в. Не по прихоти власти и не под нажимом каких-то внешних сил, а из насущной необходимости трансформации власти, как следствие естественного процесса социального развития. Изменились общественные отношения, ушло в прошлое крепостное право, сословно-авторитарное общество постепенно выходило на путь собственных преобразований и перерождения в гражданское.5

Развитию местного самоуправления в дореволюционной России положили начало земская (1864) и городская (1870) реформы Александра II. Положением о земских учреждениях 1864 года создавались выборные губернские и уездные земские собрания и их исполнительные органы.  Губернские и уездные земские управы заведовали местными хозяйственными делами.

Организация городского самоуправления определялась Городовым положением 1870 года, органами городского самоуправления были городские думы и управы. Выборы в городские думы и земские собрания были цензовыми, большинство голосов при выборах предоставлялось землевладельцам и богатым горожанам.

Наряду с губернскими, уездными, городскими органами самоуправления действовали государственные органы. При Александре III органы местного самоуправления были поставлены под контроль правительственных чиновников.

В 1917 году были приняты новые положения, согласно которым выборы становились демократическими, а большинство голосов переходило рабочим и крестьянам, были также созданы волостные собрания и волостные управы. После принятия Конституции 1918 года городские думы и земские собрания были упразднены, их функции перешли к съездам советов рабочих и крестьянских депутатов, которые не являлись постоянными органами. По Конституции России 1937 года были созданы советы депутатов трудящихся, переименованные Конституцией России 1978 года в советы народных депутатов. Советы народных депутатов являлись одновременно и местными органами государственной власти, и органами местного самоуправления. В 1990 году были созданы президиумы (малые советы) советов народных депутатов.

К идее местного самоуправления вернулись в конце 1980-х годов в связи с реформой государственной власти в стране. В развитие местного самоуправления были приняты: Закон СССР «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства» (1990), Закон РСФСР «О местном самоуправлении» (1991), которыми  были разграничены полномочия между местными советами и администрациями, введены судебные и некоторые иные гарантии местного самоуправления. В 1993 году в период поэтапной конституционной реформы Президент РФ провёл реформу местного самоуправления.

Деятельность местных советов была прекращена, распорядительные полномочия переданы местным администрациям, а выборы новых представительных органов местного самоуправления были отложены на 1994 год. Конституция РФ, принятая 12 декабря 1993 года, закрепила местное самоуправление и его самостоятельность, в том числе и при определении структуры органов местного самоуправления.

Местными органами государственной власти становились территориальные управления государственных органов исполнительной власти. Органами местного самоуправления становились выборные представительные органы и выборные главы местных администраций, представительные органы областей и краёв и областные и краевые администрации окончательно получали статус органов государственной власти (начало этому положил Федеративный договор между Российской Федерацией и краями и областями). Однако в большинстве городов представительные органы и главы городских администраций (до этого назначались) местного самоуправления были избраны только в 1997 году, а в районах только в 2006 году.

Во исполнение конституционных положений о местном самоуправлении в 1995 году был принят Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

В 1997 и 2000 годах к нему принимались существенные поправки о местном самоуправлении в городах федерального значения и об ответственности органов местного самоуправления и их должностных лиц. Новый Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», принятый в 2003 году, положил начало муниципальной реформе, которая должна закончиться к 2009 году, когда Федеральный закон полностью вступил в силу.6

ГЛАВА 2. ФОРМЫ УЧАСТИЯ ГРАЖДАН В ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И СПОСОБЫ АКТИВИЗАЦИИ

1. ФОРМЫ УЧАСТИЯ ГРАЖДАН В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

В данной работе будут рассмотрены следующие формы участия граждан в осуществлении местного самоуправления:

        -Местный референдум

        - Муниципальные выборы

        - Голосование по отзыву депутата, члена выборногооргана, выборного должностного лица местного самоуправления

       - Сход граждан

       - Территориальное общественное самоуправление.

2. МЕСТНЫЙ РЕФЕРЕНДУМ

Референдум – форма непосредственного волеизъявления граждан, выражающаяся в голосовании по наиболее значимым вопросам общегосударственного, регионального или местного значения.7

Местный референдум проводится в целях решения непосредственно населением вопросов местного значения. 8

С его помощью граждане приобретают возможность непосредственного, а значит, наиболее эффективного воздействия на формирование политики местных властей. Органы местного самоуправления, в свою очередь, получают возможность с помощью референдума сверять свои решения с мнением народа. Социальная ценность референдума заключается в его способности разрешать возникающие и предотвращать потенциально возможные конфликты между властью и обществом и тем самым снимать напряжение в обществе, повышать доверие населения к власти. Сложившаяся практика применения института референдума подтверждает, что именно эта форма непосредственного участия населения в местном самоуправлении является наиболее эффективным институтом с точки зрения достижения практических результатов общественных инициатив. Несколько лет назад многие эксперты не верили в то, что у местных референдумов есть будущее, пророчили им судьбу политических конструкций, предназначенных только для разрешения конфликтов между уровнями власти или политическими группировками, рассматривали этот институт как очаг разжигания конфликтов. Даже предлагали отказаться от этого института, ограничившись только всероссийским референдумом по принятию и внесению изменений в Конституцию РФ. Но практическая ценность референдума и готовность населения ответственно и осознанно принимать решения была доказана на практике.9

Так например, в 2003 году общественность города Троицка Московской области была обеспокоена планами местных властей вырубить парк с вековыми деревьями и построить на его территории высотные здания, в связи с чем была сформирована инициативная группа по проведению референдума. Дважды, даже после сбора 2600 подписей жителей, на основании протеста прокурора в проведении референдума инициативной группе было отказано. Однако второй отказ в проведении референдума инициативная группа обжаловала в областной суд и выиграла дело.

На местный референдум могут быть вынесены только вопросы местного значения.

Во исполнение Конституционных положений о местном референдуме Федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования могут быть определены вопросы, подлежащие обязательному вынесению на местный референдум.

Вопросы референдума не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина, конституционные гарантии реализации таких прав и свобод. Вопросы местного референдума не должны противоречить законодательству Российской Федерации, законодательству соответствующего субъекта Российской Федерации.

Вопрос референдума должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования, то есть на него можно было бы дать только однозначный ответ, а также, чтобы исключалась неопределенность правовых последствий принятого на референдуме решения. На местный референдум не могут быть вынесены вопросы:

1) о досрочном прекращении или продлении срока полномочий органов местного самоуправления, о приостановлении осуществления ими своих полномочий, а также о проведении досрочных выборов в органы местного самоуправления либо об отсрочке указанных выборов;

2) о персональном составе органов местного самоуправления;

3) об избрании депутатов и должностных лиц, об утверждении, о назначении на должность и об освобождении от должности должностных лиц, а также о даче согласия на их назначение на должность и освобождение от должности;

4) о принятии или об изменении бюджета, исполнении и изменении финансовых обязательств муниципального образования;

5) о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения.

Установление иных ограничений по вопросам, выносимых на референдум, кроме вышеуказанных, не допускается.

Территория, на которой проводится местный референдум, – вся территория муниципального образования. Инициаторы назначения местного референдума:

1) граждане Российской Федерации, имеющие право на участие в местном референдуме;

2) избирательные объединения, иные общественные объединения, уставы которых предусматривают участие в выборах и (или) референдумах и которые зарегистрированы в порядке и сроки, установленные федеральным законом;

3) представительный орган муниципального образования и глава местной администрации совместно.

Условия назначения местного референдума:

1) по инициативе граждан, избирательных объединений, иных общественных объединений. Для проведения референдума по их  инициативе производится сбор подписей в поддержку проведения референдума путем сбора подписей. Количество подписей устанавливается законом субъекта Российской Федерации должен превышать 5 % от числа участников референдума, зарегистрированных на территории муниципального образования.

2) по инициативе представительного органа муниципального образования совместно с главой местной администрации – оформление правовыми актами представительного органа муниципального образования и главы местной администрации. Принятие решения о назначении местного референдума – принимается обязательно при соблюдении вышеназванных условий представительным органом муниципального образования.

Срок назначения местного референдума – в течение 30 дней со дня поступления в представительный орган муниципального образования документов, на основании которых назначается местный референдум.

При отсутствии решения представительного органа муниципального образования о назначении референдума в установленные сроки референдум назначается судом на основании обращения:

1) граждан;

2) избирательных объединений;

3) главы муниципального образования;

4) органов государственной власти субъекта Российской Федерации;

5) избирательной комиссии субъекта Российской Федерации;

6) прокурора.

Порядок подготовки и проведения местного референдума устанавливаются федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации.

Организация и обеспечение проведения местного референдума:

1) назначенный представительным органом муниципального образования местный референдум организуется и его проведение обеспечивается органами местного самоуправления и муниципальными органами, на которые в соответствии с уставом муниципального образования возлагаются полномочия по организации и обеспечению проведения местного референдума;

2) назначенный судом местный референдум организуется избирательной комиссией муниципального образования, а обеспечение его проведения осуществляется исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или иным органом, на который судом возложено обеспечение проведения местного референдума. Участие в местном референдуме – имеют право участвовать граждане Российской Федерации, место жительства которых расположено в границах муниципального образования.

Обнародование итогов и принятого решения – итоги голосования и принятое на местном референдуме решение подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

Исполнение принятого решения – принятое на местном референдуме решение подлежит обязательному исполнению на территории муниципального образования и не нуждается в утверждении какими-либо органами государственной власти, их должностными лицами или органами местного самоуправления.

Обеспечение исполнения принятого решения – органы местного самоуправления обеспечивают исполнение принятого на местном референдуме решения в соответствии с разграничением полномочий между ними, определенным уставом муниципального образования.

Обжалование принятых решений – решение о проведении местного референдума, а также принятое на местном референдуме решение может быть обжаловано в судебном порядке:

1) гражданами;

2) органами местного самоуправления;

3) прокурором;

4) уполномоченными федеральным законом органами государственной власти.

Гарантии прав граждан на участие в местном референдуме  устанавливаются федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации.

Правовое регулирование местного референдума определяется:

1) Конституцией Российской Федерации;

2) Федеральным законом от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

3) Федеральным законом от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»;

4) законами субъектов Российской Федерации

5) уставом муниципального образования;

6) муниципальным правовым актом о проведении  местного референдума.

Для подготовки проведения  референдума, необходимо провести следующие мероприятия:

1) Сформулировать проблему, которая должна быть решена на местном референдуме.

2) Сформулировать вопрос, на который должен быть получен ответ на местном референдуме, чтобы получить основание для решения проблемы.

Формулировка вопроса должна отвечать следующим требованиям:

- вопрос может быть только из перечня вопросов местного значения;

- вопрос не должен ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина, конституционные гарантии реализации таких прав и свобод;

- вопрос не должен противоречить законодательству Российской Федерации, законодательству соответствующего субъекта Российской Федерации.

- вопрос должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключать возможность его множественного толкования, то есть на него можно было бы дать только однозначный ответ, а также чтобы исключать неопределенность правовых последствий принятого на референдуме решения.

- вопрос должен быть значимым для всего населения муниципального образования или большей его части.

3) Инициировать назначение и проведение местного референдума.

Вариант 1.

Предложить выдвижение инициативы назначения и проведения местного референдума одному или нескольким депутатам представительного органа муниципального образования и/или главе местной администрации.

Вариант 2.

Выступить лично или от имени избирательных либо иных общественных объединений с инициативой назначения и проведения местного референдума, для чего нужно:

– собрать подписи в поддержку данной инициативы;

– обеспечить их количество в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и должен превышать 5 % от числа участников референдума, зарегистрированных на территории муниципального образования в соответствии с федеральным законом;

– оформить инициативу, в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации;

– в случае не назначения местного референдума представительным органом муниципального образования в установленный срок обратиться в суд.

Впервые понятие всенародного опроса появилось в Конституции СССР 1936 года — в ст. 49 указывалось, что «Президиум Верховного Совета СССР  производит всенародный опрос (референдум) по своей инициативе или по требованию одной из союзных республик».10

         Единственный в СССР  всесоюзный референдум состоялся 17 марта 1991 года. На него был вынесен вопрос: «Считаете ли вы необходимым сохранение Союза Советских Социалистических Республик как обновлённой федерации равноправных суверенных республик, в которой будут в полной мере гарантироваться права и свободы человека любой национальности?». В референдуме приняло участие 75,44 % граждан СССР, имеющих право голоса. За сохранение СССР высказалось 76,4 % участников опроса. Это, однако, не помешало распаду СССР уже в декабре того же года.

В тот же день — 17 марта 1991 года прошёл первый всероссийский референдум о введении поста президента Российской Федерации. В нём приняло участие 75,09 % граждан РСФСР, из них 69,85 % поддержало это предложение. Через три месяца, 12 июня 1991 года, первым президентом Российской Федерации был избран Борис Ельцин.

25 апреля 1993 года, во время противостояния президента и Верховного Совета Российской Федерации, прошёл референдум, на который были вынесены четыре вопроса. В референдуме приняли участие 64,51 % избирателей. На вопрос «Доверяете ли вы президенту РФ Борису Ельцину?» ответило «да» 58,66 % голосовавших, на вопрос «Одобряете ли Вы социально-экономическую политику, осуществляемую президентом и правительством РФ с 1992 года?» — 53,04 %. За досрочные выборы президента высказалось 49,49 %, за досрочные выборы народных депутатов — 67,16 % от числа проголосовавших.

В итоге внеочередных выборов не проводилось, а Верховный Совет РФ был распущен в соответствии с указом президента Бориса Ельцина № 1400 от 21 сентября 1993 года. Это привело к развитию кровопролитных столкновений между сторонниками Верховного совета и сотрудниками правоохранительных органов и последующему штурму Дома Советов России 4 октября 1993 года с применением бронетехники, что привело к кровопролитию и  гибели людей на улицах Москвы, как военных, так и случайных граждан страны.

В результате таких действий 12 декабря 1993 года, одновременно с выборами в Госдуму первого созыва, прошло всенародное голосование по проекту новой Конституции Российской Федерации. В голосовании участвовало 54,79 % избирателей, из них 58,42 % поддержало новый Основной закон страны, который действует по настоящее время.11

Стоит отметить, референдумы в Новосибирской области ни разу не проводились с момента вступления в силу новой редакции закона о выборах и референдумах и закона о местном самоуправлении.

Не популярны референдумы в целом по России.12 

Участие в референдуме имеют право:

1. Каждый гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, место жительства которого расположено в границах муниципального образования.

2. Гражданин Российской Федерации, проживающий на территории муниципального образования, имеет право участвовать в местном референдуме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

3. Не имеют права участвовать в местном референдуме граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

4. В соответствии с международными договорами Российской Федерации и в порядке, установленном федеральным законом, иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право участвовать в референдуме на тех же условиях, что и граждане Российской Федерации.13 

Обстоятельства исключающие участия в референдуме:

1. Референдум не назначается и не проводится в условиях военного или чрезвычайного положения, введенного на территории Российской Федерации либо на территории, на которой предполагается проводить референдум, а также в течение трех месяцев после отмены военного или чрезвычайного положения.

2. Представительный орган муниципального образования вправе отказать в назначении референдума только в случае нарушения при выдвижении инициативы проведения референдума нормативных правовых актов, регулирующих подготовку и проведение референдума. 

3. Уставом муниципального образования может быть установлен срок, в течение которого референдум с такой же по смыслу формулировкой вопроса не проводится. Указанный срок не может превышать два года со дня официального опубликования в средствах массовой информации результатов референдума.

4. Установление иных обстоятельств, исключающих назначение и проведение референдума, кроме, указанных в настоящей статье, не допускается.

3. МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ВЫБОРЫ

Муниципальные выборы - это выборы, проводимые в целях избрания депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Цель проведения муниципальных выборов – избрание депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления.

Назначение муниципальных выборов – представительным органом муниципального образования в сроки, предусмотренные уставом муниципального образования.

Выборы организуют и проводят избирательные комиссии. Вмешательство в деятельность комиссий со стороны законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, иных граждан не допускается.

Участие гражданина Российской Федерации в выборах является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах и референдуме либо воспрепятствовать его свободному волеизъявлению.

Гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, имеет право избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Гражданин Российской Федерации, который достигнет на день голосования возраста 18 лет, вправе участвовать в предусмотренных законом и проводимых законными методами других избирательных действиях, других действиях по подготовке и проведению референдума.

Согласно ст. 32 Конституции Российской Федерации не имеют права быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Гражданин Российской Федерации имеет право избирать, быть избранным независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Активным избирательным правом обладает гражданин, место жительства которого расположено в пределах избирательного округа. Пребывание гражданина Российской Федерации вне его места жительства во время проведения в округе, в котором расположено данное место жительства, выборов не может служить основанием для лишения его права на участие в выборах в органы местного самоуправления.

Ограничения пассивного избирательного права, связанные с нахождением места жительства гражданина Российской Федерации на определенной территории Российской Федерации, включая требования к продолжительности и сроку проживания гражданина Российской Федерации на данной территории, устанавливаются только Конституцией Российской Федерации.

При наличии в отношении гражданина Российской Федерации решения суда, вступившего в законную силу, о лишении его права занимать государственные и (или) муниципальные должности в течение определенного срока.  

Конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные условия реализации гражданином Российской Федерации пассивного избирательного права, связанные с достижением гражданином определенного возраста. Устанавливаемый минимальный возраст кандидата должен быть не менее  21 года на день голосования на выборах в органы местного самоуправления. Установление максимального возраста кандидата не допускается.

На основании международных договоров Российской Федерации и в порядке, установленном законом, иностранные граждане, постоянно проживающие на территории муниципального образования, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, участвовать в иных избирательных действиях на указанных выборах на тех же условиях, что и граждане Российской Федерации.

Граждане Российской Федерации участвуют в муниципальных выборах на равных основаниях. Если на выборах в представительный орган местного самоуправления образуются избирательные округа с разным числом мандатов, каждый избиратель имеет равное число голосов.

Гражданин Российской Федерации голосует на муниципальных выборах соответственно за кандидата (список кандидатов) или против всех кандидатов (против всех списков кандидатов).

Голосование на муниципальных выборах является тайным, исключающим возможность какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина.

Выборы органов местного самоуправления и депутатов являются обязательными, периодическими и проводятся в сроки, установленные Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.

Гарантии избирательных прав граждан при проведении муниципальных выборов, порядок назначения, подготовки, проведения, установления итогов и определения результатов муниципальных выборов – устанавливаются федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации.

Виды избирательных систем и порядок их применения при проведении муниципальных выборов – устанавливаются законом субъекта Российской Федерации. В соответствии с установленными законом субъекта Российской Федерации видами избирательных систем уставом муниципального образования определяется та избирательная система, которая применяется при проведении муниципальных выборов в данном муниципальном образовании.

Законом субъекта Российской Федерации могут быть определены условия применения видов избирательных систем в муниципальных образованиях в зависимости от численности избирателей в муниципальном образовании, вида муниципального образования и других обстоятельств.

Законом субъекта Российской Федерации устанавливаются виды избирательных систем, которые могут применяться при проведении муниципальных выборов и порядок их применения. В соответствии с установленными законом субъекта Российской Федерации видами избирательных систем уставом муниципального образования определяется та избирательная система, которая применяется при проведении муниципальных выборов в данном муниципальном образовании. Законом субъекта Российской Федерации могут быть определены условия применения видов избирательных систем в муниципальных образованиях в зависимости от численности избирателей в муниципальном образовании, вида муниципального образования и других обстоятельств. Под избирательной системой в Федеральном законе "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" понимаются условия признания кандидата, кандидатов избранными, списков кандидатов - допущенными к распределению депутатских мандатов, а также порядок распределения депутатских мандатов между списками кандидатов и внутри списков кандидатов.14

Муниципальные выборы, как и любые другие, могут проводиться по:

1) одномандатным избирательным округам (в округе избирается один депутат);

2) многомандатным избирательным округам (в округе избираются несколько депутатов, за каждого из которых избиратели голосуют персонально);

3) по единому избирательному округу (в округе избиратели голосуют за список кандидатов, выдвинутых политической партией или общественным объединением).

Первые два варианта выборов принято называть мажоритарной избирательной системой, третий вариант - пропорциональной избирательной системой или системой конкурирующих списков. Депутатские мандаты между партиями и общественными объединениями, участвующими в выборах, при пропорциональной системе распределяются пропорционально набранным голосам. Если в одном муниципальном образовании часть депутатов избирается по пропорциональной системе, а часть - по мажоритарной, то такая избирательная система называется смешанной.

Схема 1. Избирательные системы

Мажоритарная избирательная система - это избирательная система, в основе которой лежит принцип большинства голосов избирателей. Большинство голосов может быть абсолютным, когда превышена половина от общего числа избирателей; относительным, когда количество голосов избирателей, полученных одним кандидатом, превышает количество голосов, поданных за других кандидатов в отдельности; квалифицированным, когда избранным считается кандидат, получивший квалифицированное большинство голосов, которое превышает абсолютное большинство. Мажоритарная избирательная система была применена первой при выборах в представительные учреждения. Мажоритарная избирательная система является наиболее простой при определении результатов голосования. Один из основных недостатков мажоритарной избирательной системы состоит в том, что в ней не учитываются голоса избирателей, по тем или иным причинам оказавшихся в меньшинстве по результатам голосования.

Пропорциональная избирательная система - это избирательная система, в соответствии с которой мандаты в выборном органе распределяются пропорционально полученному партией или списком кандидатов числу голосов избирателей по всей стране или в одном из нескольких многомандатных избирательных округов. Пропорциональная избирательная система в настоящее время в мире более распространена, чем мажоритарная избирательная система. Применение пропорциональной избирательной системы позволяет решить основной недостаток мажоритарной избирательной системы и учесть при выборах голоса избирателей, по тем или иным причинам оказавшихся в меньшинстве по результатам голосования в конкретном избирательном округе. Партии, не набравшие большинство голосов избирателей в таких избирательных округах, но получившие необходимое число голосов в других избирательных округах, получают представительство в выборном органе. Первый в Российской Федерации представительный орган муниципального образования, полностью сформированный по пропорциональной системе, был избран в г. Волжском Волгоградской области.

Таблица 1. Достоинства и недостатки избирательных систем

Системы

Достоинства

Недостатки

Мажоритарная

Непосредственное знакомство депутатов со своими избирательными округами и интересами их жителей

Орган самоуправления, сформированный на основе мажоритарной системы, отличается крайним разнообразием позиций и мнений, что существенно затрудняет принятие решений.

Информированность избирателей о личности депутата и его политических качествах

Приоритетом каждого депутата является решение проблем собственного округа

Пропорциональная

Партийные фракции выражают общие интересы больших групп населения, и депутаты каждой из них выступают с единым мнением по обсуждаемым вопросам.

Ослаблены личные связи избирателей и депутатов, а также персональная ответственность депутатов перед избирателями

Партийные списки способствуют тому, чтобы в органах местного самоуправления были представлены разные слои населения

Требуют развитой политической структуры общества на муниципальном уровне, так как при отсутсвии явно выраженного партийного большинства трудно принимать решения.

Разновидностью мажоритарной системы являются выборы по многомандатным округам, когда от одного избирательного округа избирается не один, а несколько (не более 5) депутатов.

Избранными по округу считаются кандидаты, набравшие наибольшее количество голосов, в количестве, соответствующем числу мандатов. Такая система лучше всего решает задачу выражения депутатами общих интересов населения.

В крупных городах может применяться схема, при которой многомандатным избирательным округом является район города, но в городе несколько таких округов.

В малых муниципальных образованиях выборы могут проводиться по единому многомандатному округу.

Возможна также смешанная избирательная система, при которой одна часть депутатов избирается по мажоритарной системе, а другая - по пропорциональной.

Сочетая положительные качества исходных систем, смешанная избирательная система позволяет обеспечить выражение как территориальных, так и групповых интересов населения. Согласно уставам большинства муниципальных образований, для победы на выборах достаточно простого большинства голосов. В некоторых уставах предусматривается, что при выборе главы муниципального образования для победы необходимо абсолютное большинство голосов, т.е. 50% + 1 голос от числа действительных бюллетеней.

Если ни один из кандидатов такого большинства не набирает, проводится второй тур, в котором участвуют два кандидата, набравшие в первом туре наибольшее количество голосов. Для победы во втором туре достаточно простого большинства голосов. 

Обнародование итогов муниципальных выборов – итоги муниципальных выборов подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

Правовое регулирование муниципальных выборов:

1) Конституция Российской Федерации;

2) Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

3) Федеральный закон от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»;

4) закон субъекта Российской Федерации о муниципальных выборах в субъекте Российской Федерации;

5) устав муниципального образования;

6) муниципальный правовой акт о муниципальных выборах.15

В настоящее время государственная политика сводится к максимальному отсечению от участия в выборах всех общественных объединений, кроме политических партий.

Само понятие "избирательное объединение" сводится к политической партии, имеющей, в соответствии с федеральным законом, право участвовать в выборах, а также к региональному отделению или иному структурному подразделению политической партии, имеющим в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах соответствующего уровня.

4. ГОЛОСОВАНИЕ ПО ОТЗЫВУ ДЕПУТАТА, ЧЛЕНА ВЫБОРНОГО ОРГАНА, ВЫБОРНОГО ДОЛЖНОСТНОГО ЛИЦА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ.

Отзыв депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления - это досрочное лишение мандата такого лица по воле избирателей.
Отзыв депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, являясь одной из форм прямого волеизъявления граждан, основывается на Конституции Российской Федерации (ч. 2 ст. 130) и Федеральном законе "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ч. ч. 1 и 2 ст. 24).

Голосование по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления проводится по инициативе населения в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Федерации для проведения местного референдума, с учетом особенностей, предусмотренных Федеральным законом "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации".
Основания для отзыва депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления и процедура отзыва указанных лиц устанавливаются уставом муниципального образования.

Целью такого голосования является отзыв лица, утратившего доверие.

Основания для отзыва – устанавливаются уставом муниципального образования.

Основаниями для отзыва могут служить только конкретные противоправные решения или действия (бездействие) лица в случае их подтверждение в судебном порядке.

Основаниями для отзыва депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления могут служить только его конкретные противоправные решения или действия (бездействие) в случае их подтверждения в судебном порядке.
         Как правило, глава муниципального образования может быть отозван в следующих случаях:

1) если им не был отменен изданный им правовой акт или отдельные его положения, которые были признаны судом противоречащими Конституции Российской Федерации, федеральному конституционному закону, федеральному закону, конституции (уставу), закону субъекта Федерации, уставу муниципального образования и при этом повлекли нарушение (умаление) прав и свобод человека и гражданина или наступление иного вреда;

2) если в результате его противоправных действий либо неисполнения им своих полномочий, установленных в федеральных законах, законах субъекта Федерации и уставе муниципального образования, соответствующему муниципальному образованию и (или) его населению нанесен существенный материальный ущерб, подтвержденный в судебном порядке;

3) если подтвержденное в судебном порядке систематическое неисполнение им своих полномочий, установленных в федеральных законах, законах субъекта Федерации и уставе муниципального образования, создает неустранимые препятствия для осуществления полномочий органами местного самоуправления, а равно для участия населения муниципального образования в осуществлении местного самоуправления;

4) если им был нарушен срок издания муниципального правового акта, необходимого для реализации решения, принятого путем прямого волеизъявления населения муниципального образования, выраженного на местном референдуме, и данное нарушение подтверждено в судебном порядке.

Депутат представительного органа, как правило, может быть отозван в случае, если подтвержденное судом его систематическое неучастие в заседаниях данного органа депутатов без уважительных причин (болезнь депутата или его близких родственников, служебная командировка) создает неустранимые препятствия для осуществления полномочий представительного органа.16

Инициатором выступает население (инициативная группа граждан)

Правовым регулированием голосования по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления служат:

1) Конституция Российской Федерации;

2) Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

3) Федеральный закон от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Феде- рации»;

4) закон субъекта Российской Федерации о референдуме в субъекте Российской Федерации и/или местном референдуме;

5) устав муниципального образования.

Решение о назначении голосования по отзыву депутата, члена выборного органа, выборного должностного лица местного самоуправления принимается, как правило, представительным органом муниципального образования. Лицо, в отношении которого выдвинута инициатива по его отзыву, вправе присутствовать на соответствующем заседании представительного органа, представить его депутатам письменные возражения против проведения голосования по отзыву, а также в устном выступлении дать объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве оснований для отзыва.

О заседании представительного органа муниципального образования указанное лицо извещается не позднее чем за три дня до его проведения.
Решение о назначении голосования по отзыву депутата, члена выборного органа, выборного должностного лица местного самоуправления публикуется в официальных средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия.

Одновременно с публикацией решения о назначении голосования по отзыву депутата, члена выборного органа, выборного должностного лица местного самоуправления в официальном печатном средстве массовой информации должны быть опубликованы объяснения перед избирателями отзываемого лица по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве оснований для отзыва.

Федеральным законом "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что процедура отзыва депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления должна обеспечивать ему возможность дать избирателям объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве оснований для отзыва.

Депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления считаются отозванными, если за отзыв проголосовало не менее половины избирателей, зарегистрированных в муниципальном образовании (избирательном округе).17

Конституционный Суд указал, что на всех этапах процедуры отзыва выборное должностное лицо местного самоуправления должно иметь право давать пояснения по обстоятельствам, служащим основанием отзыва, защищать свои интересы.

Лица, инициирующие процедуру отзыва, должностные лица, ответственные за организацию заседания представительного органа местного самоуправления, учитывая общие принципы демократических правовых процедур, должны обеспечить уведомление выборного должностного лица о времени и месте рассмотрения вопросов, касающихся его отзыва.

Следует заметить, что, хотя и в интересах самого отзываемого лица явиться на соответствующие заседания и дать свои объяснения, оно вправе и не делать этого. Но, в свою очередь, это не должно приводить к затягиванию процедурных вопросов отзыва.

5. СХОД ГРАЖДАН

Сход граждан — это форма непосредственного участия граждан в осуществлении местного самоуправления в поселениях Российской Федерации с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек; сход граждан осуществляет полномочия представительного органа муниципального образования, в том числе отнесенные к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.

Цели проведения схода граждан:

1) обсуждение вопросов местного значения;

2) информирование населения о деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления;

3) осуществление территориального общественного самоуправления.

Полномочия схода граждан:

1) принятие обращений к органам местного самоуправления;

2) принятие обращений к должностным лицам местного самоуправления;

3) избрание лиц, уполномоченных представлять собрание граждан во взаимоотношениях с органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления.

Полномочия схода граждан, проводимого по вопросам, связанным с осуществлением территориального общественного самоуправления – принятие решений по вопросам, отнесенным к его компетенции уставом территориального общественного самоуправления. Рассмотрение обращений, принятых собранием граждан, – подлежат обязательному рассмотрению органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых отнесено решение содержащихся в обращениях вопросов, с направлением письменного ответа.

Сход граждан – это форма коллегиального решения вопросов местного значения в поселении с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек.

Статья 25 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" регламентирует вопросы организации и проведения схода граждан.

Сход граждан осуществляет полномочия представительного органа муниципального образования (ПО МО), в том числе отнесенные к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования, и правомочен при участии в нем более половины жителей поселения, обладающихизбирательным правом.

Сход граждан может созываться главой муниципального образования самостоятельно либо по инициативе группы жителей поселения численностью не менее 10 человек. Его проведение обеспечивается главой местной администрации. Участие в сходе граждан выборных лиц местного самоуправления является обязательным. Председательствует на нем глава муниципального образования или иное лицо, избираемое сходом граждан.

Решения схода граждан являются прямым выражением воли населения муниципального образования и наравне с решениями местного референдума имеют юридический приоритет перед решениями органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления. Согласно ч. 2 ст. 43 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" иные муниципальные правовые акты не должны противоречить уставу муниципального образования и правовым актам, принятым на местном референдуме или сходе граждан.

Решение схода граждан считается принятым, если за него проголосовало более половины его участников. Решения подлежат обязательному исполнению на территории поселения. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обеспечивают исполнение таких решений в соответствии с разграничением полномочий между ними, определенным уставом поселения. Решения, принятые на сходе граждан, подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

Федеральный законодатель попытался придать институту сходов граждан терминологическую четкость и рассматривает сход в первую очередь как форму прямого осуществления муниципальной власти жителями небольших поселений. Тем не менее сход граждан может иметь и несколько иное правовое содержание. Возможно проведение сходов граждан в населенных пунктах, не имеющих статуса самостоятельного муниципального образования. Такие сходы проводятся только в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Круг вопросов, рассматриваемых на них, и юридическая сила принимаемых решений определяются соответствующими нормами федерального закона.

Предусматриваются следующие случаи проведения сходов граждан:

1. Изменение границ поселений и муниципальных районов, влекущее отнесение территорий отдельных входящих в их состав населенных пунктов, не являющихся самостоятельными муниципальными образованиями, к территориям других поселений и муниципальных районов.  Сход осуществляется с согласия населения данных населенных пунктов, которое может быть выражено на сходах жителей соответствующих населенных пунктов (ч. 2, 3 ст. 12 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ).

2. Разделение поселения, влекущее образование двух и более поселений, осуществляется с согласия населения каждого из образуемых поселений, которое может быть выражено на сходах граждан (ч. 5 ст. 13 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ). В этом случае сходы должны проводиться раздельно на каждой из территорий, которым предполагается придать статус самостоятельного муниципального образования – поселения, т.е. на частях территории поселения, которое предлагается разделить. Порядок проведения таких сходов граждан может быть конкретизирован муниципальными правовыми актами соответствующего поселения.

3. На территориях с низкой плотностью сельского населения и в труднодоступных местностях допускается упразднение поселений, если численность населения сельского поселения составляет менее 100 человек и решение об упразднении поселения будет принято на сходе граждан, проживающих в указанном поселении (ч. 1 ст. 13.1 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ). Такой сход жителей поселения проводится в общем порядке, установленном для сходов граждан, поскольку на момент проведения схода соответствующее поселение еще не считается утратившим статус самостоятельного муниципального образования, имеет свой устав и иные муниципальные правовые акты, поэтому сход жителей поселения правомочен принимать властные решения в рамках компетенции этого поселения.

4. На межселенных территориях могут создаваться вновь образованные поселения, в том числе по инициативе населения, выдвинутой на сходе жителей населенного пункта, расположенного на межселенной территории (ст. 13.2 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ). В случае выдвижения на сходе граждан, проживающих в населенном пункте, расположенном на межселенной территории, инициативы о создании вновь образованного поселения такая инициатива оформляется решением схода граждан, проживающих в соответствующем населенном пункте.

Федеральный закон № 131-ФЗ указывает и иные случаи проведения схода граждан. Эти случаи подпадают под общие правила проведения сходов всех жителей муниципального образования. Население муниципального образования принимает на таких сходах правовые решения в рамках компетенции муниципального образования.

Изменение границ муниципальных районов, влекущее отнесение территорий отдельных входящих в их состав поселений к территориям других муниципальных районов, осуществляется с согласия населения данных поселений, которое может быть выражено на сходах граждан (ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ). Объединение двух и более поселений, не влекущее изменения границ иных муниципальных образований, осуществляется с согласия населения каждого из поселений, которое может быть выражено на сходах граждан (ч. 3 ст. 13 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ). В этих случаях сходы организуются и проводятся на основании устава и иных нормативных правовых актов соответствующего поселения.

Вопросы введения самообложения граждан и использования соответствующих средств решаются жителями муниципального образования на местном референдуме или сходе граждан (ч. 2 ст. 56 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ).18

Правовое регулирование схода граждан регламентируется:

1) Конституцией Российской Федерации;

2) Федеральным законом от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

3) уставом  муниципального образования.

Принятие решения на сходе граждан решений подлежат обязательному исполнению на территории поселения.

Обнародование приятых на сходе граждан решений подлежат официальному опубликованию.

В случае если глава муниципального образования не созывает сход граждан, собрать группу жителей поселения не менее 10 человек и потребовать созыва схода граждан (лучше в письменном виде, с копией и официальной регистрацией).

Если глава муниципального образования после этого не созовет сход граждан, обратиться в суд и инициировать голосование по его отзыву.

6. ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

Территориальное общественное самоуправление (ТОС) — одна из форм реализации гражданами Российской Федерации своей власти через непосредственное осуществление самоуправления на части территории муниципального образования и участия в местном самоуправлении, предположительно, путем создания эффективного социального партнерства власти и населения.19

Территориальное общественное самоуправление – самоорганизация граждан по месту их жительства.  

Целью территориального общественного самоуправления – самостоятельное   и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.

Территориями, на которых может осуществляться территориальное общественное самоуправление являются:

1) Подъезд многоквартирного жилого дома;

2) Многоквартирный жилой дом;

3) Группа жилых домов;

4) Сельский населенный пункт;

5) Иные территории проживания граждан.

Формы осуществления территориального общественного самоуправления:

1) непосредственно населением:

– посредством проведения собраний граждан;

– посредством проведения конференций граждан;

2) посредством создания органов территориального общественного самоуправления.

Органы территориального общественного самоуправления – избираются на собраниях или конференциях граждан, проживающих на соответствующей территории. Учреждение территориального общественного самоуправления – считается учрежденным с момента регистрации устава территориального общественного самоуправления уполномоченным органом местного самоуправления соответствующего поселения.

В уставе территориального общественного самоуправления устанавливаются:

1) территория, на которой оно осуществляется;

2) цели, задачи, формы и основные направления деятельности территориального общественного самоуправления;

3) порядок формирования, прекращения полномочий, права и обязанности, срок полномочий органов территориального общественного самоуправления;

4) порядок принятия решений;

5) порядок приобретения имущества, а также порядок пользования и распоряжения указанным имуществом и финансовыми средствами;

6) порядок прекращения осуществления территориального общественного самоуправления. Дополнительные требования к уставу территориального общественного самоуправления органами местного самоуправления устанавливаться не могут.

Органы территориального общественного самоуправления входят в систему органов местного самоуправления и, следовательно, являются органами, через которые осуществляется власть народа.

Конституция и законодательство Российской Федерации  предоставляют наличие у территориального общественного самоуправления собственной налоговой базы и бюджетных прав.

Вместе с тем территориальное общественное самоуправление в силу его направленности на участие в реализации публичных интересов местного уровня может быть отнесено к формам общественной самостоятельности. Являясь самостоятельным уровнем публичной власти, признается одним из институтов местного самоуправления. По замыслу законодателя, на этом уровне не требуются инструменты публично властного воздействия и правотворческие полномочия, а достаточно механизмов самоорганизации населения. Определение оптимальных путей решения локальных проблем населения и добровольное исполнение жителями принимаемых на себя обязательств должны составлять основное содержание территориального общественного самоуправления.

7. СПОСОБЫ АКТИВИЗАЦИИ

Повышение социальной активности граждан в решении местных проблем, принятие жителями ответственности за уровень жизни в своем городе или поселке является важнейшей задачей, напрямую связанной с темпами и качеством развития страны.

Активная гражданская позиция жителей, их энтузиазм способствуют улучшению ситуации в муниципальных образованиях. Но существует ряд моментов, которые препятствуют активному участию населения в решении вопросов местного значения. Это недостаток знаний, некомпетентность, неверие в возможность оказывать влияние на принимаемые решения, недоверие к органам местного самоуправления, а порой просто безразличие к общим делам.

Сегодня население не имеет опыта реализации данных ему федеральным законодательством возможностей по самоуправлению, удовлетворения своего в первую очередь личного интереса. Для этого должен быть накоплен положительный опыт по самоуправлению в каждом муниципальном образовании. Без культивирования такого положительного опыта интерес к самоуправлению не возникнет. Органы местного самоуправления должны проводить постоянную работу, направленную на повышение интереса населения к жизнедеятельности территории, включения его в процессы развития муниципального образования. Для этого необходимо создавать условия для участия общественности в выработке, принятии и реализации решений; организовывать в муниципальных образованиях специальные семинары и тренинги, стимулирующие появление групп муниципальных активистов; работать с молодежью, разрабатывать специальные молодежные программы; развивать детские общественные организации и объединения и т.д.20

В Новосибирской области на сегодня активность участия населения в местном самоуправлении находится на недостаточном уровне.

По некоторым исследованиям такой недостаточный уровень связан с тем, что общество не знает, как правильно поступить в той или иной ситуации, а так же недоверие к институтам государственной власти, неуверенность в завтрашнем дне, отсутствие интереса к политике. То есть граждане не обладают теми компетенциями, которые позволили бы ей активно принимать участие в местном самоуправлении.

Повышение уровня местного самоуправления для территорий, поселений, районов и городов Новосибирской области является одной из актуальнейших задач самого населения и всех ветвей государственной власти в вопросах повышения жизненного уровня населения  и правопорядка на территории проживания, который может быть повышен путем решения следующих задач:

1) Совершенствование законодательства, в первую очередь – совершенствование системы местного самоуправления в Новосибирской области, обеспечение местных органов власти необходимыми ресурсами и возможностями для поддержки общественной активности.

2) Подготовить целевые программы, направленные на воспитание патриотизма, чувства сопричастности и ответственности в жизни области или города, а так же повышения уровня самоуправления.

3) Укрепление в Новосибирской области правового просвещения граждан, информирование их о возможностях участия в вопросах местного значения, обеспечение граждан необходимыми методическими рекомендациями, а так же проведения соответствующих консультаций.

4) Через средства массовой информации (газеты, журналы, радио, телевидение, интернет), разъяснять, пропагандировать ценности самоуправления и информировать  граждан об достигнутых эффективных примерах самоуправления на территориях Новосибирской области.

5)  В учебных заведениях Новосибирской области организовать и проводить факультативные занятия по значимости и значению повышения уровня самоуправления на всех территориях Новосибирской области.

6) Разработка рекомендаций по созданию системы поддержки общественных инициатив в Новосибирской области, введение системы поощрения.

Таким образом, нужно сместить ценности, как всех ветвей власти, так и всех  граждан Новосибирской области с личных интересов к общественным, путём перевоспитания, а также и финансового стимулирования граждан и территорий.

Заключение

Мною были рассмотрены формы участия граждан в осуществлении местного самоуправления и способы активизации.

Подводя итоги, можно сказать, что местным самоуправлением является система организации и деятельности граждан, обеспечивающее самостоятельное решение населением вопросов местного значения, управление муниципальной собственностью, исходя из интересов всех жителей данной территории. То есть местное самоуправление – одна из форм реализации народом принадлежащих ему правовых полномочий, влияющих на решения исполнительных органов власти.

Таким образом, органы местного самоуправления являются общественным звеном для государственной власти, в принятии ими правильных решений, отвечающих жизненным интересам граждан, проживающих на данной территории.  

Местное самоуправление долго развивалось как в России, так и во всём мире целом. За всё время местное управление в России претерпело множество изменений.

      Поэтому, повышение социальной активности граждан в решении местных проблем, принятие жителями ответственности за жизнь в Новосибирской области является одной из важнейших задач.

     Чтобы повысить активность участия граждан Новосибирской области и в России в целом, нужно сместить ценности граждан с личных интересов к общественным.  При этом необходимо понимать, что не только финансовое стимулирование является важнейшим фактором в повышении участия граждан Новосибирской области в местном самоуправлении, но и психологический и моральный  факторы имеют существенное значение.

Список использованных источников и литературы

Нормативные и иные правовые акты

1. Конституция Российской Федерации принята на всенародном голосовании от 12.12.1993г. с поправками от 21.07.2014

2. ФЗ № 131 от 6 октября 2003г. “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”. С изменениями 30 марта 2015г

Литература

3. А.В. Новокрещёнов. Система муниципального управления/СибАГС.- Новосибирск, 2009 – 224стр.

4. Гражданское участие в местном самоуправлении – М.: ИД «Авангард»,, 2008 – 224стр.

5. Н.А. Игнатюк, А.В. Павлушкин. Муниципальное право. Учебное пособие., 2008 – 200стр.

5. Электронный ресурс

Https://ru.wikipedia.org/wiki/Местное_самоуправление]

6. Электронный ресурс

[Https://ru.wikipedia.org/wiki/Местное_самоуправление]

7. Электронный ресурс

[Https://ru.wikipedia.org/wiki/Референдум]

8. Электронный ресурс

[Https://ru.wikipedia.org/wiki/Референдум] Дата обращения (05.06.2015)

9. Электронный ресурс

[http://www.kurer-sreda.ru/2015/04/09/177330/comment-page-1]

10. Электронный ресурс

[http://docs.cntd.ru/document/5415071]

11. Электронный ресурс

[http://www.glazychev.ru/habitations&cities/1997_razvitie_mestnogo_samoupravlenia.htm]

12. Электронный ресурс

[http://all-books.biz/munitsipalnoe-uchebnik/golosovanie-otzyivu-deputata-chlena-vyibornogo.html]

13. Электронный ресурс

[https://ru.wikipedia.org/wiki/Сход_Граждан]

14. Электронный ресурс

[https://ru.wikipedia.org/wiki/Территориальное_общественное_самоуправление]

1 Конституция Российской Федерации  от 12 декабря 1993 года

2 ФЗ № 131 от 6 октября 2003 года. С изменениями от 30 марта 2015г. “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”, Ст. 1

3 ФЗ № 131 от 6 октября 2003г. С изменениями 30 марта 2015г.“Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”, Ст. 1

4 Электронный ресурс


[Https://ru.wikipedia.org/wiki/Местное_самоуправление] Дата обращения (05.06.2015)

5 А.В. Новокрещёнов. Система муниципального управления/СибАГС.- Новосибирск, 2009 – 224с, 12 стр.

6 Электронный ресурс


[Https://ru.wikipedia.org/wiki/Местное_самоуправление] Дата обращения (05.06.2015)

7 Электронный ресурс


[Https://ru.wikipedia.org/wiki/Референдум] Дата обращения (05.06.2015)

8 131 – ФЗ от 6 октября 2003г. С изменениями 30 марта 2015г.“Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”, Ст.22 п.1

9 Гражданское участие в местном самоуправлении – М.: ИД «Авангард»,, 2008 – 224с. Стр.12

10 Гражданское участие в местном самоуправлении – М.: ИД «Авангард»,, 2008 – 224с. Стр.16-17

11 Электронный ресурс


[Https://ru.wikipedia.org/wiki/Референдум] Дата обращения (05.06.2015)

12 Электронный ресурс


[
http://www.kurer-sreda.ru/2015/04/09/177330/comment-page-1]. Дата обращения (05.06.2015)

13 Электронный ресурс


[http://docs.cntd.ru/document/5415071] Дата обращение (05.06.2015)

14 Гражданское участие в местном самоуправлении – М.: ИД «Авангард»,, 2008 – 224с. Стр.17 - 18

15 Гражданское участие в местном самоуправлении – М.: ИД «Авангард»,, 2008 – 224с. Стр.17 - 18

16 Электронный ресурс


[http://all-books.biz/munitsipalnoe-uchebnik/golosovanie-otzyivu-deputata-chlena-vyibornogo.html] Дата обращения (05.06.2015)

17 Электронный ресурс


[http://all-books.biz/munitsipalnoe-uchebnik/golosovanie-otzyivu-deputata-chlena-vyibornogo.html] Дата обращения (05.06.2015)

18 Электронный ресурс


[https://ru.wikipedia.org/wiki/Сход_Граждан] Дата обращения (05.06.2015)

19 Электронный ресурс


[https://ru.wikipedia.org/wiki/Территориальное_общественное_самоуправление] Дата обращения (05.06.2015)

20 Гражданское участие в местном самоуправлении – М.: ИД «Авангард»,, 2008 – 224с. Стр.85


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

6007. Базовые концепции логистики 685.5 KB
  Рассматриваются базовые концепции логистики: точно в срок, планирование потребности/ресурсов, стройного производства, реагирование на спрос, а также микрологистические системы, основанные на данных концепциях. Теоретические положения иллюстрируются ...
6008. Методика определения погрешностей приборов 63.5 KB
  Методика определения погрешностей приборов Погрешность срабатывания определяют путем математической обработки результатов проведенного эксперимента (рис. 1). На измерительный стержень 2 прибора 3, прикрепленный к кронштейну 5 стойки 6, воздействует ...
6009. Испытания и поверка приборов активного контроля в динамическом режиме 63 KB
  Испытания и поверка приборов активного контроля в динамическом режиме Эксплуатация приборов активного контроля и применение нормативно-технической документации, регламентирующей их точностные показатели, привели к необходимости создания специальных ...
6010. Активный контроль деталей с прерывистыми поверхностями 68 KB
  Активный контроль деталей с прерывистыми поверхностями К деталям с прерывистой поверхностью относятся такие, у которых на гладкой контролируемой поверхности имеются разрывы в виде отверстий, пазов, срезов и других углублений. При перемещении такой д...
6011. Электроконтактные преобразователи 72 KB
  Электроконтактные преобразователи По назначению преобразователи разделяются на предельные, предназначенные для контроля размера детали, и амплитудные, предназначенные для контроля отклонений от правильной геометрической формы. В предельных пре...
6012. Исследование статических характеристик биполярного транзистора 75.5 KB
  Исследование статических характеристик биполярного транзистора 1. Цель работы Ознакомиться с устройством и принципом действия биполярного транзистора (БТ). Изучить его вольтамперные характеристики в схемах включения с общей базой (ОБ) и общим эмитте...
6013. Определение удельного заряда электрона методом магнетрона. Движение заряженных частиц 185.5 KB
  Определение удельного заряда электрона методом магнетрона 1. Цель работы Познакомиться с законами движения заряженных частиц в электрическом и магнитном полях, определить удельный заряд электрона с помощью цилиндрического магнетрона. 2. Основные тео...
6014. Исследование детекторов частотно-модулированных сигналов 413 KB
  Радиоприемные устройства Исследование детекторов частотно-модулированных сигналов 1. Цель работы Изучение принципов работы и основных характеристик детекторов частотно-модулированных колебаний. Экспериментальное исследование схем частотных детекторо...
6015. Измерительные устройства для контроля диаметров валов 78.5 KB
  Измерительные устройства для контроля диаметров валов Рассмотрим некоторые сборные универсальные автоматизированные приспособления для контроля валов. Эти приспособления представляют собой набор нормализованных узлов, число которых и размещение зави...