97044

Теория политической системы общества

Курсовая

Политология и государственное регулирование

Понятие политической системы. Виды политической системы. Функции политической системы. Теоретические модели политической системы. Системная модель. Структурно-функциональная модель. Информационно-кибернетическую модель. Политическая система Российской Федерации. Характеристика политической системы Российской Федерации.

Русский

2015-10-13

138 KB

2 чел.

PAGE   \* MERGEFORMAT1

Министерство образования и науки Российской Федерации

АНОО ВО «Уральский Финансово-Юридический институт»

Юридический факультет

Кафедра теории и истории государства и права

Курсовая работа

по дисциплине «Теория государства и права»

на тему: Теория политической системы общества

Выполнила студентка 1 курса гр. Ю-0214

Гурьева А.А.

Научный руководитель, к.ю.н., доцент

Андрусенко О.В.

Екатеринбург

2015 

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

1.Политическая система

  1.  Понятие политической системы……………………………………………..4
    1.  Виды политической системы……………………………………………….10
    2.  Функции политической системы………………………………………..…12

2.Теоретические модели политической системы

  1.   Системная модель………………………………………………………..…15
    1.  Структурно-функциональная модель…………………………………...…16
    2.   Информационно-кибернетическую модель…………………………...…17

3.Политическая система Российской Федерации

3.1 Характеристика политической системы Российской Федерации……….18

3.2 Основные направления развития политической системы Российской Федерации………………………………………………………………...…….20

3.3 Место и роль государства в политической системе общества…………22

3.4 Взаимоотношения с государством: политических партий и общественных организаций………………………………………………………………….…26

Заключение……………………………………………………………………..30

Библиографический список…………………………………………………...32

Введение

  Актуальность исследования рассматриваемой темы заключается интересом к политической системы общества, её функциям и структурам. Термин политическая система был введен в политологию в ХХ века.

  Постановка проблемы: многие исследователи посвятили свои научные труды данной проблеме. Основные пути исследования и способы анализа теории политической системы общества, её функций и структуры были заложены в западной теории государства и права. Современные российские исследователи с еще большим энтузиазмом обращаются к проблемам анализа теории политической системы общества, её функций и структуры.

  Цель исследования: рассмотрение вопроса о понятии политической системы общества и ее структуре, месте государства в политической системе общества и его роли в ней.

Задачами работы являются:

  •  раскрытие понятия  теории политической системы общества;
  •  рассмотрение структуры и функций политических систем общества;
  •  рассмотрение видов политических систем общества;
  •  определение места и роли государства в политической системе общества.

  Результатом исследования является анализ теории политической системы общества и государства, её функций и структуры. Таким образом, важным результатом анализа теории политической системы общества может стать вывод об основополагающем принципе саморазвития системы, в результате которого она становится гибче, мобильней и функциональней.

1.Политическая система

1.1 Понятие политической системы

  Политическая система общества – это целостная совокупность политических институтов, социально-политических общностей, форм, норм и принципов взаимодействий и взаимоотношений между ними, в которых реализуется политическая власть. Политическая система включает организацию политической власти, отношения между обществом и государством, характеризует протекание политических процессов, включающих институционализацию власти, состояние политической деятельности, уровень политического творчества в обществе, характер политического участия, не институциональных политических отношений. Свое обоснование и распространение понятие «политическая система» получило в середине ХХ века, что порождено логикой развития политической науки, приведшей к необходимости описания политической жизни с системных позиций.

  Политическая система общества представлена в едином целостном комплексе государство и негосударственные структуры, участвующие в политической жизни страны и осуществлении государственной власти.1

  Основы теории политических систем были заложены американским политологом Д. Истоном. Им был разработан взгляд на политическую систему как на саморегулирующийся и развивающийся организм. Согласно его точке зрения, у системы есть вход, на который извне поступают импульсы в форме требований. Требования могут возникать как в окружающей среде, так и внутри самой системы. Они отражают ожидания, мотивы поведения и интересы людей. Д. Истон разделял требования на распределительные (о зарплате и рабочем времени, об условиях получения образования, об услугах) регулировочные (об обеспечении общественной безопасности, контроле над рынком и т.п.); коммуникативные (о предоставлении политической информации, о демонстрации политической силы и др.).

  Требования могут возникать и внутри политической системы. Их поддержка со стороны общества может выражаться в различных действиях: в выплате налогов, военной службе, соблюдении законов, участии в голосовании. Требования и поддержка становятся частью политической системы и должны учитываться ею в соответствующих структурах при соблюдении определенных процедур. Например, требование индексировать заработную плату учителей учитывается в

ходе коллективных переговоров. Выход информации – результат функционирования политической системы – осуществляется в виде решений и политических действий. Они влияют на окружающую среду. Поддержка, оказываемая системе, усиливается, если данные решения и действия соответствуют ожиданиям и требованиям многочисленных слоев и групп населения (в этом случае в системе усилятся стабилизирующие процессы). В случае несоответствия ожиданиям политические решения могут иметь негативные последствия, породить новые требования, что может привести к кризису политической системы (в этом случае в обществе множатся дестабилизирующие процессы).

  Д. Истон подчеркивал, что политическая система является открытой, она подвержена многочисленным воздействиям, идущим из окружающей среды. Если такое воздействие слабое, то политическая система не имеет достаточной информации для принятия стабилизирующих общество решений. В случае если воздействие является сильным, но односторонним, система может принимать решение в интересах какого-либо одного слоя населения, а это способствует дестабилизации ситуации. Однако воздействие может быть настолько сильным, что происходит перенасыщение информацией, а это, в свою очередь, может привести к ошибочным решениям.

  Другой основатель теории политической системы – американский политолог Г. Алмонд – рассматривал политическую систему как множество взаимодействий, поведений (как государственных, так и негосударственных). Модель Г. Алмонда больше учитывает психологические, личностные аспекты политических взаимодействий, импульсы, поступающие как от населения, так и от правящей элиты. В этой модели основное внимание уделено множественности различных интересов внутри системы, их столкновению и объединению, учету этих интересов системой.

  Существуют и другие варианты теории политической системы. Выделяется, например, теория политической системы Д. Трумэна, исходящая из постулатов теории «групп давления», теория Г. Пауэлла и М. Каплана, представляющая собой попытку перенесения основных положений концепции Д. Истона из сферы внутриполитической жизни конкретной страны в сферу внешних отношений. Существует теория функциональной политической системы, построенная на основных постулатах социальной системы Т. Парсонса, теория политической системы как специфической, активной структуры и др.

  Политическая система существует в политическом пространстве общества, которое имеет территориальное измерение (очерченное границами страны) и функциональное, определяемое сферой действия политической системы и ее составных частей на разных уровнях политической организации общества. В связи с этим различаются пространства влияния тех или иных ассоциаций, действия политических институтов, границы политического и экономического управления, сферы политической жизни общества и личной жизни человека и т.д. Определение границ различного рода функциональных пространств политической системы – ответственный и сложный политико-правовой и культурный процесс. Он формализуется, юридически фиксируется (в конституции, законе). Эта фиксация составляет одну из задач демократического процесса, определяющего прерогативы власти, партий, органов управления и других элементов политической системы, а также отношения между ними, включая такие существенные взаимодействия, как согласование управления и самоуправления, пространства централизованной концентрированной власти и децентрализованной и т.д.

  При всем разнообразии вариантов теории политической системы все они, в общем и целом, играют одну и ту же фундаментальную (методологическую) и прикладную роль.

  В чем заключается методологическая важность концепции политической системы (и соответственно ее социальная значимость)? Следует иметь в виду, что пока политологи и социологи не выработали какого-либо однозначного ответа. Все зависит от развиваемых взглядов. Одни из них усматривают методологическую значимость теории политической системы в том, что она является идеальной моделью для широкого применения и раскрытия всех потенциальных возможностей функционализма. Другие видят ее методологическую ценность в том, что она выступает в качестве своеобразной опоры и средства дальнейшего укрепления концепции «групп давления» и доктрины политического плюрализма. Третьи указывают на то, что, будучи универсальной концепцией, она в ряде случаев служит основой для выработки и развития других концепций и теоретических моделей. Авторы обращают внимание на то, что методологический аспект теории политической системы проявляется, помимо всего прочего, в том, что данная теория помогает глубже изучить различные стороны политической жизни того или иного общества и предвидеть перспективы развития той или иной страны.

  Помимо методологического аспекта теории политической системы особое место в ее содержании и социальном назначении занимает сугубо практический аспект. Суть его сводится к тому, что при создании и развитии реальной, конкретной политической системы теория дает возможность применения научных знаний при выборе средств решения назревших в области политики практических проблем. Стремясь подчеркнуть не только академический, но и сугубо практический характер теории политической системы, политологи именуют ее иногда «проблема-разрешающей концепцией» и рассматривают как составную часть процесса взаимодействия политической теории и практики.

  Термин политическая система был введен в 50 - 60-х годах ХХ века. До этого для описания властных отношений применялись понятия "тип правления", "система правления". Однако, процессы развития общества привели к тому, что гражданин стал не только подчиняться, но и влиять на государство, создавая партии, движения, ассоциации и т.д. Власть перестала быть монополией государства и приняла сложный вид.

  В.В. Лазарев определяет, политическую систему как устойчивую форму человеческих отношений, с помощью которой принимаются и проводятся в жизнь авторитарно-властные для всех членов общества или для их части решения.1

  Какие практические задачи призвана решать теория политической системы?

1. Она призвана способствовать выработке рекомендаций по совершенствованию структуры политической системы, а также по принятию мер, направленных на повышение ее способности адаптироваться к окружающей среде и усиление социальной эффективности. Если профессиональные политики не сумеют заранее предусмотреть все те изменения в структуре политической системы, которые могут произойти под влиянием социально-политических факторов, и своевременно выработать соответствующие меры для ее защиты, то такую политическую систему будут ждать серьезные социальные потрясения.

2. Теория политической системы призвана способствовать дальнейшему расширению и укреплению экономических, политических и социальных основ реально существующей, но постепенно теряющей свою опору в массах политической системы. Кроме того, с теорией политической системы связываются надежды многих политологов и социологов на сохранение в будущем социального равновесия между определенной политической системой и непосредственно окружающей ее социальной средой.

  1.  Виды политической системы

  Политическая система конкретного общества определяется его социальным строем, типом государства, формой правления, характером политического режима и социально-политических отношений, культурными традициями.

  В современности выделяют три разновидности политических систем тоталитарную, либерально-демократическую и этакратическую :

  К тоталитарным относят системы с одной господствующей партией. Все другие составляющие такой политической системы являются проводниками государственной политики. В тоталитарных системах затруднен обмен идеями, связь с внешним миром. Для них характерен культ вождя или харизматического лидера. Стабильность поддерживается насилием, а иногда и геноцидом по отношению к своему народу.

  Либерально-демократические политические системы базируются на рыночной экономике, на практике и идеологии свободного предпринимательства. Государство в такой системе выполняет роль организатора условий для развития рыночной экономики, обеспечивает права и свободы граждан, защиту малоимущих слоев общества. Партии в либерально-демократических системах стремятся к завоеванию власти путем участия в выборах. Правовые формы становятся главным инструментом достижения политических целей.

  Этакратической была советская политическая система. В ее рамках повседневная жизнь людей, их жизненные стратегии обусловливались жестким государственным регулированием, которое определяло возможности действия, как в публичной, так и в приватной сфере (этакратия - власть государства). Этакратическая система поддерживалась нормализующими и контролирующими механизмами власти. Она воспроизводилась нормативными документами, идеологическими кампаниями, механизмами государственно организованного социального контроля, средствами массовой информации. Демократическая напротив противоположна этакратической системе.1

  Примечательно, что важным значением и в тоталитарных, и в либерально-демократических политических системах обладают институты прямой (непосредственной) демократии – референдум, народная законодательная инициатива. В первом случае они используются в качестве одного из средств легитимации власти (подчеркивается прямая связь между политическим режимом и «волей» народа), во втором случае они служат прямым каналом политического воздействия народа на власть.

  А.И.Демидов отмечает, что организационные отношения в сфере политики наделены некоторыми характерными чертами2:

  •  общая цель для всех участников организации;
  •  иерархичность структуры отношений внутри организации;
  •  дифференцированность норм для руководителей и руководимых, что содержит в себе весьма опасную и часто реализующуюся в политике возможность увеличения дистанции между руководителями и основной массой участников организации и ведет к олигархизации –

появлению у руководителей интересов, никак не соответствующих и даже противоположных интересам последователей.1

  1.  Функции политической системы

  Функция – это любое действие, направленное на поддержание системы в устойчивом состоянии. Она представляет собой способы реагирования на изменения её внутреннего состояния и внешней среды. 2В современной политической науке существуют, следующие основные классификации функций политической системы.

  Политическая система общества имеет свои функции, среди которых исследователями выделяются:

1) определение целей, задач и путей развития общества;

2) организация деятельности общества по выполнению принятых целей и программ;

3) политическая социализация (приобщение членов общества к политической деятельности);

4) формирование политического сознания, приобщение членов общества к политическому участию и деятельности;

5) обеспечение внутренней и внешней безопасности и стабильности политического строя;

6) контроль за выполнением законов и правил; пресечение действий, нарушающих политические нормы;

7) разработка правил и законов поведения людей и групп

в обществе;

8) согласование разнообразных интересов государства и социальных общностей;

9) распределение материальных и духовных ценностей.

  Эффективность функционирования политической системы зависит от полноты реализации ее функций, которые способны развиваться, воспроизводиться, расширяться или терять свое значение. Если такие изменения не происходят, то политическая деятельность формализуется, догматизируется, что в конечном итоге приводит к застойным явлениям в самой политической системе. В условиях кризиса или войны функции политической системы, как правило, реализуются не полностью. В современных демократических странах политические системы стремятся к сохранению равновесия в обществе. В этих целях осуществляются перемещения элементов в системе и их приспособление друг к другу. Устанавливаются также прямые и обратные связи политической системы с ее социальным окружением, что позволяет ей совершенствоваться и не допускать социальных взрывов.

  Применив системный подход к определению функций политической системы, Г. Алмонд и Г. Пауэлл разработали классификацию функций политической системы, основываясь на своем представлении об основных её качествах, обеспечивающих взаимодействие политической системы с внешней средой. Политическая система должна обладать, во-первых, регулятивной способностью, то есть обеспечивать координацию поведения индивидов и групп. Во-вторых, распределительной способностью, связанной с предоставлением индивидам и группам социальных благ. В-третьих, экстрактивной способностью, заключающейся в извлечении из внешней среды необходимых для функционирования ресурсов. В-четвертых, реактивной способностью, характеризующейся возможностью реагировать на поступающие извне воздействия. В соответствии с этим Г. Алмонд и Г. Пауэлл выделяют две группы функций1:

● преобразования,

● адаптации и сохранения системы.

2.Теоретические модели политической системы

        2.1Системная модель

  Системная модель впервые была разработана Д. Истоном. Сущность политической системы, в трактовке ученого, раскрывается в ее функции - авторитарном распределении ценностей в обществе. Процесс функционирования системы описывается через отношения обмена с внешней средой. Она сохраняет устойчивость, если найден определенный баланс между «входящими» импульсами, идущими из среды, и «выходящими» импульсами, которые представляют собой реакцию системы на полученную информацию.

    «Вход» представлен двумя видами импульсов: требования общественности (повышение заработной платы, расширение социальных программ, права и свободы граждан) и поддержка. Поддержка может проявляться как в материальной форме (выплата налогов, воинская служба), так и в виде соблюдения законов, почтения к органам власти, к государственной символике, активного участия в политической жизни. Переработав информацию, политическая система принимает конкретные решения (законы, указы) и производит действия по их реализации. «Вход» и «выход» составляют непрерывный цикл, который называют «петлей обратной связи».

    Если «исходящие» импульсы соответствуют ожиданиям населения, то общественная поддержка политической системы усиливается. Поддержка со стороны народа решений и действий системы является условием ее легитимности.

Истон выделяет два вида легитимности:

  •  диффузная (эмоциональная) легитимность является более устойчивой и может проявляться в поддержке системы даже в условиях кризисов;
  •  инструментальная (специфическая) легитимность более кратковременна и ориентирована на результат и поощрение.

  И наоборот, отсутствие поддержки может привести к кризису политической системы. Дестабилизирующим фактором могут стать ошибочные решения власти, принятые либо в силу слишком слабых импульсов (система не имеет достаточной информации для принятия оптимальных решений), либо в силу слишком сильных требований, что вызывает перенасыщенность системы информацией.1

2.2 Структурно-функциональная модель

  Структурно-функциональную модель политической системы разработал Г. Алмонд. Политическая система, по его мнению, представляет собой типы действий, имеющих отношение к принятию политических решений. Главная функция системы - обеспечение легитимного принуждения, что позволяет сохранить общественную стабильность.

  На основе сравнительного анализа политических систем разных стран Алмонд пришел к следующим выводам:

  •  все политические системы имеют собственную структуру;
  •  политическая система многофункциональна;
  •  все политические системы выполняют аналогичные универсальные функции, необходимые для социальной жизни. Функции выполняются разными институтами (структурами) системы (суды, законодательный орган, партии) и с разной частотой;
  •  все политические системы являются смешанными в культурном смысле;
  •  отличие между простыми (традиционными) и развитыми системами заключается в дифференциации функций и специализации структур.

   Эти системы похожи по функциям, но различаются по структурным характеристикам.

    2.3Информационно-кибернетическая модель

  Информационно-кибернетическую модель. К. Дойч предложил информационно-кибернетическую модель политической системы. Используя положения и терминологию, разработанные в кибернетике, автор рассматривает политическую систему через потоки информации. Функция системы заключается в координации усилий людей для достижения поставленных целей.

  Процесс функционирования системы складывается из нескольких этапов:

этап 1: получение информации и формирование блока данных;

этап 2: селекция информации: отбор и оценка полученной информации;

этап 3: принятие решений;

этап 4: реализация поставленных целей.

  Принятие решений и их коррекция осуществляются с учетом результатов предыдущих действий и на основе информации о положении в обществе и о расстоянии, которое осталось до цели.

3. Политическая система Российской Федерации

3.1 Характеристика политической системы Российской Федерации

  Политические основы конституционного строя РФ касаются принципов формирования власти, наделения ею отдельных субъектов, и порядка осуществления государственной власти. К ним можно отнести следующие:

  •  многопартийность;
  •  распределение власти на несколько уровней и ветвей;

принцип выборности власти; право принятия решений большинством и охрана прав меньшинства;

  •  принцип юридического равенства;
  •  признание и реализация идей социального, правового, светского государства и законности;
  •  идеологический плюрализм.

  Политическое многообразие и многопартийность. Исходя из этого конституционного принципа, государством гарантируется равенство политических партий перед законом независимо от изложенных в их учредительных и программных документах идеологии, целей и задач, и обеспечивается соблюдение прав и законных интересов политических партий.

  Для реализации этого принципа Федеральным законом закреплен ряд политических прав, а именно1:

  •  право граждан создавать на добровольной основе политические партии в соответствии со своими убеждениями;
  •  право вступать в политические партии либо воздерживаться от вступления в политические партии;
  •  право участвовать в деятельности политических партий в соответствии с их уставами;
  •  право беспрепятственно выходить из политических партий.

  Главной общественной единицей, реализующей эти нрава, является политическая партия. общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления. Она должна отвечать требованиям, установленным законом. Они касаются наименования, символики партии, численности ее членов и иерархии органов управления, обязательном наличии региональных отделений не менее чем в половине субъектов РФ, при этом в субъекте РФ может быть создано только одно региональное отделение данной политической партии. Политическая партия может иметь свои эмблему и иные символы, но они не должны совпадать с государственной символикой Российской Федерации, субъектов РФ, символикой муниципальных образований, а также с государственной символикой иностранных государств. Деятельность политических партий основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления, законности и гласности, они свободны в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов деятельности.

3.2 Основные направления развития политической системы Российской Федерации

  В процессе радикальных реформ произошел распад авторитарно-бюрократического строя, советской политической системы, осуществляется переход к плюралистической демократии.

  Необходимо отметить, что демократический политический процесс в России развивается неравномерно. Общество учится демократии. Но обучение демократии - достаточно длительный исторический процесс. Демократия - не каприз, не общественное излишество, а неизбежная историческая необходимость. Важно понять, что демократический режим не сводится к различному рода правам и свободам. Пост тоталитарный политический режим имеет свои особенности и формируется в весьма сложных условиях, сложившихся в России.

  Политическая система российского общества на современном этапе характеризуется переходным состоянием от тоталитаризма к демократии. Механизм эволюционной трансформации российской политической системы включает в себя смену концентрации власти ^принципом разделения властей, однопартийной системы ~ многопартийной, политического и идеологического монополизма - политическим плюрализмом, превращение подданного государства в самостоятельного независимого гражданина.

  Демократизация российской общественной жизни ведет к устранению монополии центрального аппарата на власть, преодолению отчуждения социальных общностей, личностей от политической власти, всех элементов политической системы Российской Федерации. Политическая власть становится не внешним - формальным атрибутом, а внутренней потребностью человека. Изменяется соотношение государства и личности. Государство призвано гарантировать свободу, демократическую жизнь человека, существовать для него. Главным элементом демократической политической системы является человек как политический субъект. Интерес человека - это основной политический капитал» и политический рынок обязан его учитывать.

  Поскольку демократической политической системы у нас в прошлом не было, то и прямой представительной демократии также не существовало. Возможности и способности масс к непосредственному участию в управлении, регулированию общественно-политического процесса, выражению воли и формированию общегражданского, общегосударственного интереса подавлялись, делались формальными, показными. Представитель народа в депутатском корпусе оказывался несвободным от аппарата исполнительных органов, несамостоятельным, лишенным права проводить волю из­бравших его людей. Отдельные попытки внедрения в политическую систему механизмов демократии - гласности, открытости - были потом локализованы в руках узкой группы лиц. Одним из важнейших путей реформирования политической системы является разрешение данного противоречия демократическими способами, позволяющими поставить личность в центр политической системы.

  Формирование новой демократической стабильности, и эффективной политической системы - длительный и весьма сложный процесс. Требуется время для того, чтобы вызрели активно действующие политические институты, утвердились новые политические нормы, политический режим свободного общества, практика политического плюрализма.

3.3 Место и роль государства в политической системе общества.

  Центральное место в политической системе общества занимает государство как единая политическая организация, власть которой распространяется на всё население страны в пределах ее государственных границ. В то же время государство обладает суверенитетом, т.е. верховенством по отношению к другим властям внутри страны и независимостью от любой иностранной власти. Государство в политической системе общества координирует основные стороны жизни общества. Поэтому степень «демократичности» политической системы в первую очередь зависит от сущности государства.

  Государство взаимосвязано и взаимодействует с другими элементами политической системы — партиями, профсоюзами, молодежными, религиозными и иными объединениями на основе принципов сотрудничества, помощи и содействия друг другу, компромисса, а также контроля. Выделяя государство, как важнейший элемент политической системы, необходимо обратить внимание и на то, что на любом этапе развития общества государство выступает как самая массовая организация. Оно стремится объединить вокруг себя самые различные слои населения. В конституциях и других основополагающих актах оно стремится закрепить себя и представить, непременно как организацию для народа. Это особенно ярко проявляется в конституциях таких государств, как: Германия, Франция, Япония, США, Швеция.

  В Конституции США, например, записано: «Мы, народ Соединенных Штатов, в целях образования более совершенного Союза, утверждения правосудия, охраны внутреннего спокойствия, учреждаем и вводим эту       Конституцию для Соединенных Штатов Америки». Подобные отсылки к народу содержатся и в Конституции России 1993г. «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие,  сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем Конституцию Российской Федерации». 2Особое место и роль государства в политической системе общества определяется тем, что оно сосредотачивает в своих руках огромные материальные и финансовые средства. В ряде стран оно является исключительным собственником основных орудий и средств производства. Это можно было наблюдать на примерах социалистических стран, в том числе и в бывшем СССР. Согласно конституции 1977 г. в исключительной собственности государства находились земли, ее недра, а также воды и леса, основные средства производства, основной городской и жилищный фонд.

  Исключительное место и роль государства в политической системе определяется еще и наличием у него специального аппарата управления и принуждения. Разумеется, у политических партий и массовых общественных организаций тоже есть свои хорошо слаженные и постоянно действующие аппараты. Однако в отличие от государственного аппарата они не имеют в своей структуре правоохранительных и силовых органов (суд, милиция, прокуратура, вооруженные силы, органы государственной безопасности). Кроме того, они не обладают государственно-властными полномочиями.

  Государство выделяется среди различных элементов политической системы общества также и тем, что располагает разветвленной системой юридических средств. Они дают ему возможность оперативно управлять многими отраслями экономики и оказывать воздействие на все общественные отношения. Обладая государственными полномочиями, различные государственные органы не только издают в рамках своей компетенции нормативные правовые и индивидуальные акты, но и обеспечивают их реализацию.

  Таким образом, государство является главным звеном политической системы. Государство интегрирует общество в единое целое, независимо от различия интересов и потребностей отдельных групп и слоев населения и действует, прежде всего, в сфере интересов всего общества.

К числу общественных объединений, участвующих в политической жизни, прежде всего относятся политические партии, коалиции, движения, блоки и т.п. Их создание предусмотрено основными законами государств как необходимое условие реализации провозглашаемых прав и свобод. Порядок создания и правовые рамки их функционирования определяются соответствующим законодательством. Ст. 13 Конституции Российской Федерации установила «политическое многообразие» и многопартийность. Это является важнейшим показателем демократизма политической системы общества.

  Массовыми общественными объединениями являются различные профессиональные союзы, а также объединения по отдельным сферам жизни общества — культурные, научные, спортивные и другие. С согласия или по поручению государства они могут участвовать в выполнении некоторых его функций. Всех их можно назвать общественно-государственными структурами. Существуют также многочисленные объединения «по интересам», например, общества книголюбов, филателистов, любителей музыки и т.п. Их влияние на власть и политику является преимущественно интеллектуальным.

Еще одним звеном политической системы общества и религиозные организации. Ее моральное и идеологическое влияние пытаются использовать политические партии и официальные власти. Это противоречит самой природе религии, выполняющей объединительную миссию на земле. В противном случае привнесение вероисповедного компонента в политическую борьбу может превратить его в религиозно окрашенное противостояние, имеющее весьма серьезные негативные последствия для общества в целом.

  Наконец, вопрос о взаимоотношениях государства и органов самоуправления, самоорганизации общества. Такие органы возникают для решения так называемых местных дел: бытового и коммунального устройства, обрядовой духовной жизни. Это различные советы, муниципалитеты, сходы, собрания, клубы, родительские комитеты и т.п. К таким органам самоуправления, самоорганизации относятся и трудовые коллективы, их различные руководящие органы. Удельный вес органов самоуправления, самоорганизации в политической системе общества весьма велик. Например, трудовые коллективы и некоторых обществах наделялись специальными политическими функциями выдвижения кандидата в депутаты представительных органов власти, их участием в избирательных кампаниях. Органы самоуправления играют большую роль в самых массовых, «низовых» политических структурах общества. Представляют ли органы самоуправления самый глубинный слой органов государственной власти или это отдельные от государства, но взаимодействующие с ним специфические организации управления делами общества – этот вопрос постоянно возникает практически в каждом обществе и решается по-разному.

  Негосударственные предпринимательские структуры — непременные и важные элементы политической системы, особенно в странах с развитой рыночной экономикой. Все более заметны они и в политической жизни России, в том числе в формах непосредственного участия предпринимателей и их объединений в органах представительной (законодательной) власти.

  Ключевая роль государства в политической системе обусловлена названными выше универсальными свойствами государственной организации, которыми не обладают никакие другие организации и элементы политической системы. Только государство вправе регламентировать правовое положение политических партий, общественных объединений, религиозных организаций, средств массовой информации. Участие различных организаций в избирательной кампании, в политической жизни общества регламентируется государством. Другие организации могут регулировать только деятельность собственных формирований и членов или участников конкретного объединения. Иначе говоря, полномочия иных организаций ограничены определенными пространственными пределами - регионом действия данной организации или субъектным составом - распространяют свою власть только на членов данного объединения, а не на все общество.

  Любая политическая деятельность, в конечном счете, так или иначе, связана с государственной властью. Можно спорить о том, какие факторы лежали в основе возникновения государства, чьи интересы выражают те или иные современные государственные образования. Но аксиомой является то, что результатом политической деятельности людей и их объединений, является государственная власть. И что бы ни было зафиксировано в программных документах различных политических партий разных времен, ясно одно: им нужна государственная власть для осуществления своих явных или тайных целей. Самое существенное в государстве – не возможность объединения людей, не территория, а обладание властью. Поэтому бесперебойного «правильного» правового механизма образования и осуществления государственной власти нет.

3.4 Взаимоотношение государства

С политическими партиями:

  Запрет на вмешательство политических партий в деятельность органов государственной власти и их должностных лиц вытекает из ст. 3 Конституции РФ, согласно которой единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ и никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Эта норма направлена на то, чтобы оградить органы исполнительной, законодательной и судебной власти, призванные выражать общенародные интересы, от давления со стороны партий, выражающих политические интересы отдельных социальных слоев. Вмешательство политических партий в деятельность государственных органов и должностных лиц следует расценивать как смешение государственных и общественных функций, которое чревато присвоением партиями властных полномочий. С другой стороны, запрет на вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность политических партий должен служить гарантией реализации конституционных положений о многопартийности, свободе деятельности политических партий, их равенстве перед законом.

  Если рассматривать данную норму в контексте исторической ретроспективы, то на первый план выйдет ее направленность на создание правовых гарантий против характерных для советского периода подмены государства партией (КПСС), слияния партии и государства, присвоения партией государственных функций. Из содержания нормы, в частности, следует, что осуществление партийных функций не может расцениваться как выполнение функций государственных органов. Очевидно также и то, что имевшее место в советский период совмещение государственных и партийных функций не может, согласно действующему законодательству, рассматриваться как основание для получения каких-либо льгот и преимуществ лицами, осуществлявшими такое совмещение.

  Однако правовая практика не согласуется с этим вполне очевидным выводом. Например, в настоящее время при исчислении стажа государственной службы, дающего право на доплату к пенсии, учитывается период работы выходящих на пенсию лиц в аппаратах ЦК КПСС, в ЦК КП союзных республик, крайкомов, обкомов, райкомов, горкомов, на освобожденных выборных должностях в парткомах органов государственной власти и управления до 14 марта 1990 года (то есть до введения в действие новой редакции ст. 6 Конституции СССР). И делается это на основании разъяснений Министерства труда РФ и Министерства юстиции РФ от 9 апреля 1996 года "О некоторых периодах, учитываемых при исчислении стажа государственной службы федерального государственного служащего, дающего право на ежемесячную доплату к пенсии". Показательно, что норма, искажающая правовой смысл положений Конституции и федеральных законов, вводится на уровне подзаконного нормативного акта. Аналогичное законодательство действует и в субъектах Федерации. Подобные нормы - это весьма выразительный образчик номенклатурного взаимопонимания между новой и старой властными элитами.

С общественными организациями:

   Взаимоотношения между государственными органами и общественными организациями в зависимости от правового положения субъектов и характера решаемых задач могут выражаться в различных формах, в числе которых следует отметить государственную регистрацию и государственный контроль, надзор за осуществлением уставной деятельности общественных организаций, государственную поддержку деятельности общественных организаций, взаимодействие государственных органов и общественных организаций.

   Существует два типа механизмов правового регулирования взаимоотношений государственных органов и общественных организаций:

  •  государство через нормативные правовые акты императивно регламентирует взаимоотношения органов государственной власти с общественными организациями;
  •  государственные органы и общественные организации самостоятельно определяют формы взаимоотношений, которые со временем приобретают характер правовых обыкновений и традиций либо институализируемые законодателем в виде правовых норм.

  В комплексе реализуемых общественным организаций субъективных прав во взаимоотношениях с органами государственной власти следует различать права общественного организация как добровольного самоуправляемого объединения граждан и права общественного объединения как юридического лица. Нетождественная социально-правовая природа указанных прав выражается в правоприменительной практике, часть прав, хотя и принадлежат общественным организациям как добровольному самоуправляемому объединению граждан, реализация их возможна только при наличии государственной регистрации в качестве юридического лица.

  В целях упорядочения практики функционирования общественных организаций, осуществляющих свою уставную деятельность без образования юридического лица, обеспечения гарантий деятельности целесообразно внести дополнение в ст. 18 Федерального закона «Об общественных организациях».

Заключение

  В каждом конкретном обществе политическая система и соответствующие ей политические идеи, представления,  политическое  сознание  не  существуют изолированно. Выступая как совокупность важнейших    политических    институтов,    возникающая    и функционирующая  на  основе  определенных  политических  идей,  политическая система того  или  иного  общества  и  соответствующие  ей  идеи  непрерывно взаимодействуют друг с другом, оказывают  постоянное  влияние. Значимость знания и изучения политической системы состоит  в  том,  что именно в ней проходит стержень социальной, экономической  и  духовной  жизни общества, что именно здесь через столкновение и согласование воли  различных общественных сил принимаются решения, способные оказать  влияние  на  разные стороны жизни общества.

  Таким образом, в различных сферах жизни общества государство неизменно выступает как собственно политическая организация, как институт сугубо политический. Перечисленные мероприятия хотя и ассоциируются с политической деятельностью государства, но сами таковыми не являются.

  То же самое можно сказать и об отдельных государственных органах -парламенте, правительстве, конституционном суде,  различных министерствах и ведомствах и другие. Будучи неотъемлемыми составными частями политического по своей сути и характеру государственного механизма, они в то же время выполняют и неполитические функции - экономические, финансовые и т.п. Любая политическая деятельность, в конечном счете, так или иначе, связана с государственной властью. Можно спорить о том, какие факторы лежали в основе возникновения государства, чьи интересы выражают те или иные современные государственные образования. Но аксиомой является то, что результатом политической деятельности людей и их объединений, является государственная власть. И что бы ни было зафиксировано в программных документах различных политических партий разных времен, ясно одно: им нужна государственная власть для осуществления своих явных или тайных целей. Самое существенное в государстве – не возможность объединения людей, не территория, а обладание властью. Поэтому бесперебойного “правильного” правового механизма образования и осуществления государственной власти нет.

Библиографический список

  1.  Венгеров А.Б., Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. – М., 2009.
  2.  Косарев А.И. Теория государства и права. 2008.
  3.  Марченко М.Н. Теория государства и права. 2009.
  4.  Матузова. Н.И., А.В. Малько Теория государства и права: Курс лекций/ Под.ред. 2011 г.
  5.  Мелехин А.В. Теория государства и права,/Учебное пособие, - 2010
  6.  Муштук О.З., Политология, М. 2011.
  7.  Лазарев В.В.(под редакцией), Общая теория права и государства: Учебник М. 2011.
  8.  Клименко С.В., Чичерин А.Л. Основы государства и права: Пособие для поступающих в юридические вузы. 2011 г.
  9.   Курьянов М.А., Наумова М.Д  Политология в вопросах и ответах: Учебное пособие., -Тамбов, 2010.
  10.  Конституция Российской Федерации, 1993г.
  11.  Протасов. В.Н.  Теория права и государства. Проблемы теории права и государства. Вопросы и ответы. 2011г.
  12.  Сухарева  А.Я., В.Д.Зорькина, В.Е. Крутских. Большой юридический словарь – М.: ИНФРА-М, 1999.
  13.  Федеральным законом от 11.07.2001 № 95-ФЗ "О политических партиях"

1 ,Мелехин А.В. Теория государства и права. М. Юрайт, 2010. С.17

1.В.В. Лазарева Общая теория права и государства. М.Юристъ,2011.С.27.

1 В.Н. Протасов. Теория права и государства. Проблемы теории права и государства. Вопросы и ответы, М.Юрайт, - 2011.С.30.

2 Венгеров А.Б., Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. – М.Юристъ, 2009.С.48.

1 Н.И. Матузова Теория государства и права: Курс лекций- М.Юрист, 2011.С.58.

2 Курьянов М.А., Наумова М.Д Политология в вопросах и ответах:М.:Юристъ, 2010.С.87.

1  Н.И. Матузова., А.В. Малько Теория государства и права: Курс лекций/ Под.ред . Н.И. Матузова., А.В. Малько. - М.Юрист, 2011.С.89.

1 В.В. Лазарева Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. —М.Юрист, 2011.С.95.

1 Федеральным законом от 11.07.2001 № 95-ФЗ "О политических партиях"

1 Мелехин А.В Теория государства и права,/Учебное пособие,., М.Юрайт, - 2010.С.119.

2 Конституция Российской Федерации, 1993


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

32577. Пять уровней управления современным предприятием 26.67 KB
  На уровне MES – Mnufcturing Execution Systems системы исполнения производством – задачи управления качеством продукции планирования и контроля последовательности операций технологического процесса управления производственными и людскими ресурсами в рамках технологического процесса технического обслуживания производственного оборудования. Эти два уровня относятся к задачам АСУП автоматизированным системам управления предприятием и технические средства с помощью которых эти задачи реализуются – это офисные персональные компьютеры ПК...
32578. Конструктивно-технологическая структура ГСП 33.99 KB
  Структура ГСП УКТС унифицированный комплекс технических средств – это совокупность разных типов технических изделий предназначенных для выполнения различных функций но построенных на основе одного принципа действия и имеющие одинаковые конструктивные элементы. АКТС агрегатный комплекс технических средств – это совокупность различных типов технических изделий и приборов взаимосвязанных между собой по функциональному назначению конструктивному исполнению виду питания уровню входных выходных сигналов...
32579. Система стандартов ГСП 38.12 KB
  Для примера рассмотрим более подробно информационную совместимость ТСА по уровням входных/выходных унифицированных сигналов, т.е. сигналов дистанционной передачи информации с унифицированными параметрами, обеспечивающими информационное сопряжение (интерфейс) между различными приборами, блоками и системами АСУ ТП
32580. Энергетическая совместимость ТСА 14.41 KB
  В пневмоавтоматике это следующие значения давления сжатого воздуха: Pпит 400 кПа – высокий уровень; Pпит=150 кПа – средний уровень; Pпит 10 кПа – низкий уровень.
32581. Входные устройства 319.1 KB
  в центральную часть САУ либо со стороны оператора коммутационные аппараты ручного ввода либо со стороны объекта управления датчики. Коммутационные аппараты ручного ввода информации Аппаратуру ручного управления по своему назначению и использованию подразделяют на аппараты для непосредственной коммутации силовых цепей и аппараты для коммутации цепей управления. Аппараты для коммутации цепей управления Используются для пуска и аварийного останова технологических машин переключения режимов их работы ввода программ и уставок для...
32582. Устройства контроля скорости (УКС) 84.62 KB
  Под ее воздействием в обмотке появляется ток и возникает сила взаимодействия стремящаяся повернуть статор в сторону вращения магнита. При определенной частоте вращения упор 2 преодолевает сопротивление плоской пружины и переключает контакты реле 1 и 7 в зависимости от направления вращения входного вала. Основанием реле служит пластмассовая планшайба 4 установленная на валу скорость вращения которого необходимо контролировать.
32584. Основные схемы включения входных устройств в САУ 128.25 KB
  Схемы включения входных устройств в САУ 1. Включение контактных входных устройств в релейноконтактные схемы РКС производится путем непосредственного последовательного и параллельного соединения их замыкающих рис. Включение контактных входных устройств в бесконтактные логические схемы БЛС производится через резисторные схемы согласования рис.
32585. Выходные устройства 13.4 KB
  Помимо этой основной своей функции выходные устройства могут выполнять и ряд других дополнительных функций: – усиление сигналов функция усилителя; – преобразование информационных сигналов по виду энергии по роду тока по частоте по виду и т.