97054

Понятие правовой системы (правовой семьи)

Курсовая

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Предметом исследования являются тенденции развития категории правовой системы. Цель работы состоит в исследовании понятия, структуры и функций правовой системы. Оопределить понятие правовой системы; охарактеризовать структуру правовой системы; изучить функции правовой системы; дать основную классификацию правовых систем.

Русский

2015-10-13

154.5 KB

1 чел.

PAGE   \* MERGEFORMAT 3

                                                     

                                  МИНОБРНАУКИ  РОССИИ

    Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

                    высшего профессионального образования

       «Российский государственный гуманитарный университет»

                                                     (РГГУ)

                                                  Филиал в г. Домодедово

                            Кафедра государственно-правовых дисциплин

                                             Шувалов Сергей Сергеевич

                   Понятие правовой системы (правовой семьи)

Курсовая работа студента по гражданскому процессуальному праву,

студента 4 курса, группы Ю-41, очной формы обучения

по специальности 030501 Юриспруденция

Научный руководитель

канд. юрид. наук, доцент П.М. Морхат

                                                        Домодедово 2015


                                           СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3

РАЗДЕЛ    I.    ПОНЯТИЕ ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПОНЯТИЯ «ПРАВОВАЯ СИСТЕМА»

  1.  Понятие правовой системы……………………………………….……….5
    1.  Структура правовой системы……………………..……………….………7
    2.  Основные функции правовой системы………………….…..…………..13

РАЗДЕЛ   II.    КЛАССИФИКАЦИЯ ПРАВОВЫХ СИСТЕМ. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПРАВОВЫХ СИСТЕМ И ИХ КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

2.1.  Классификация правовых систем: основные походы и критерии……....20

2.2.  Основные виды правовых систем и их характеристика............................22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ….……………………………………………………………..25

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………..………………….....26

 

ВВЕДЕНИЕ

        Актуальность темы исследования заключается в том, что правовая система играет важнейшую роль в жизни каждого человека. Познание сущности и роли правовых систем в жизни общества требует широкого подхода к социальным и правовым явлениям во всем их многообразии и взаимодействии, с учетом их функциональных свойств по отношению к человеку, государству, обществу.

Объектом исследования курсовой работы является правовая система как целостная правовая категория.

Предметом исследования являются тенденции развития категории правовой системы.

Цель работы состоит в исследовании понятия, структуры и функций правовой системы.

Для решения поставленной цели были определены следующие задачи:

- определить понятие правовой системы;

- охарактеризовать структуру правовой системы;

- изучить функции правовой системы;

- дать основную классификацию правовых систем;

Охарактеризовать каждую из существующих правовых систем.

        Степень научной разработанности темы. В настоящее время необходимость исследования проблемы признается большинством правоведов. Исследуются различные аспекты данного понятия. Исследованием аспектов данной проблемы занимаются такие ученые, как  С.С. Алексеев, З.Н. Аюпова, А.А. Беседин, В.И. Матузов, А.Ю. Мельвин, К. Осакве, А.В. Поляков, В.С. Нерсесянц, А.Х. Саидов, О.Ф. Скакун и др.

Источниками при написании курсовой  работы явились научные работы, а также  нормативно-правовые акты. 

Методологической основой курсовой работы является совокупность научных приемов и методов исследования правовых явлений и процессов, включающий исторический, сравнительно-правовой, формально-юридический, логический, системный подходы.

Структура курсовой работы обусловлена целями и задачами курсовой работы и включает в себя введение, два раздела, состоящие из пунктов, заключение, список источников и литературы.

РАЗДЕЛ   I.    ПОНЯТИЕ ПРАВОВОЙ СИСЕМЫ. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПОНЯТИЯ «ПРАВОВАЯ СИСТЕМА»

  1.  Понятие правовой системы

В современном мире под правовой системой принято понимать совокупную связь системы права (в том числе системы законодательства), правовой культуры и правореализации.

Однако в современном мире существует множество подходов к пониманию и определению понятия правовой системы. В современной науке выделяют как минимум три основных подхода - понимание правовой системы как «совокупности норм, изложенных в иерархической системе нормативных правовых актов, принятых политической властью»1,как «позитивное право, рассматриваемое в единстве с активными элементами правовой действительности»2, и, наконец, как «категории, которая охватывает весь юридический аппарат,  всю юридическую деятельность, осуществляемую в разных формах»3. Также можно рассматривать данное понятие в широком и узком смыслах. А теперь поподробнее о каждом из подходов.

Согласно первому подходу, под правовой системой понимается определенный набор разнообразных форм выражение и закрепления норм права, а также взаимодействия друг с другом. Активным сторонником данного подхода является Ю. А. Тихомиров, который даёт следующее определение понятие « правовая система»- «структурно и функционально упорядоченный массив взаимосвязанных нормативно-правовых актов, создаваемых и действующих на основе единых принципов»4.Второй подход состоит в понимании правовой системы как совокупность тесно связанных между собой активных элементов правовой действительности. Одним из приверженцев данной точки зрения является С. С. Алексеев – один из основных авторов текста действующей Конституции Российской Федерации.

Суть третьего подхода заключается в рассмотрении правовой системы как категории, через которую проявляются все правовые явления и вся правовая действительность. Эту позицию можно уследить в работах Н. И. Матузова.

Также это понятие можно рассматривать в традиционной классификации – узком и широком смысле.

В  узком смысле данное понятие сводится к объективному праву и рассматривается в качестве «единства правовых актов и норм национального права, разделенных на основе согласования в соответствии с предметом и методом правового регулирования, связанные между собой иерархическими и координационными отношениями и имеющие своим центром правовые принципы, в концентрированной форме выражающие сущность, цель, основные задачи и функции права»5.

В широком смысле правовая система представляет собой правовую организацию общества, «совокупность внутренне согласованных и взаимосвязанных социально однородных юридических средств (явлений), с помощью которых официальная (публичная) власть оказывает регулятивно-организующее и стабилизирующее воздействие на общественные отношения, поведение людей». Указанное определение близко согласуется с мнением Ж. Карбонье, согласно которому правовая система является «вместилищем, средоточием разнообразных юридических явлений, существующих в обществе в одно и то же время на одном и том же пространстве»6. 

Не следует смешивать понятия «правовая система» и «система права», так как последнее является лишь составной частью первого.

  1.  Структура правовой системы

Структурой правовой системы называют тот список элементов, из которого она, собственно, и состоит. В частности, к этому списку можно отнести следующие понятия:

  1.  Правосознание;
  2.  Правовая идеология;
  3.  Правовая культура;
  4.  Право;
  5.  Законодательство;
  6.  Правоотношения;
  7.  Правопорядок;
  8.  Юридическая практика.

Все вышеперечисленные элементы являются основными в строении любой правовой системы.

А теперь рассмотрим каждое из приведенных понятий немного подробнее. Каждое из них своё понятие и собственный смысл и содержание.

Под правосознанием сегодня принято понимать определённую форму общественного сознания, которая представляет собой систему теорий, взглядов, позиций, оценок, идей и суждений об отношениях между индивидами, социальными группами, а также всего общества и существующим и желаемым правом, правовыми явлениями, а также видами поведения людей в сфере права. Иными словами, правосознание - это не что иное, как восприятие людьми всяческих правовых явлений.

Правосознание, как и другие вышеперечисленные понятия, имеет предмет своего отражения и объект воздействия. Под предметом правосознания принято понимать следующие понятия: общественные отношения, которые требуют правильного регулирования, право во всем его многообразии, принципы его функционирования, поведение людей в сфере права, а также правовые явления, возникающие в связи с действием правовых норм. Следует обратить особенное внимание на то, что сам процесс восприятия проходит на основании сложившихся  в обществе правовых реалий, на фоне определенных юридических понятий о правах и обязанностях членов общества. Таким образом, правосознание представляется типичным понятием, которое отлично подходит  для его научного изучения, то есть без определения его существенной природы  и присущих ему свойств, функций и иных возможностей. Если говорить более подробно, то у такого понятия возможны только набор теоретических конструкций и их признаков, которые обязательно присутствуют в сознании любого народа, общества, каждого человека, но абсолютно нет возможности понять основные принципы его функционирования  и улучшить эти возможности.

Итак, мы пришли к следующему выводу: правосознание не просто отражает правовую действительность, а также поступки людей в сфере права. Но и регулирует поведение и такие отношения, которые нуждаются в правовой регламентации.

Правосознание, как одна из составляющих правовой системы, выполняет следующие функции:

  1.  Познавательная функция – предоставляет нам знания, полученные в результате определённого рода интеллектуальной деятельности.
  2.  Оценочная функция отвечает за определённое эмоциональное отношение человека к определённым сторонам, а также явлениям правовой жизни, имея в качестве основы собственный опыт и правовую практику.
  3.  Регулятивная функция правосознания реализуется при поддержке необходимых для этого правовых установок и ценностно - правовых ориентаций, которые включают в себя все прочие источники правовой активности.
  4.  Прогностическая функция, или функция моделирования, заключается в синтезировании определённого рода моделей и правил поведения, которые оцениваются правовым сознанием как правильные, необходимые, единственно верные. Также в её задачи входит прогнозирование того, какие нормы будет более уместным применить в той или же иной ситуации, и как добиться от их непосредственного применения наиболее сильного эффекта.

Не менее важной частью является правовая идеология, которая представляет собой систему идей, теорий и взглядов, которые отражают в себе отношение  людей к существующей правовой системе. Основным компонентом правовой идеологии является, прежде всего, правовая информация. Под этим понятием принято подразумевать сведения общества о нормах права и его принципах, правовых идеях и представлениях, о правотворческой  и правоприменительной деятельности, а также об иных актах и событиях правового характера. Огромное значение могут оказывать и такое понятие, как правовая доктрина – концепции, конкретизирующие положения идеологии и раскрывающие взаимоотношения государства и права, ценность и роль государства в жизни общества, а также дающие более подробную информацию о содержании данного типа правовой системы.

Еще одно понятие, играющее определённую роль в составе правовой системы – это правовая культура.

Под правовой культурой следует понимать, прежде всего, уровень развития правовых отношений в обществе и отношение людей к этим правоотношениям. Существует также и другое понятие правовой культуры – понятие правовой культуры как  особенной системе правовых знаний, закрепленных в виде норм, убеждений и установок, которые появляются в процессе жизнедеятельности и регламентируют правила взаимодействия социальных групп, личности, государства , установленных в виде юридически оформленных законодательных актов.

Выделяют следующие виды правовой культуры:

  1.  Правовая культура личности
  2.  Правовая культура общества
  3.  Правовая культура

Далее мы рассмотрим такое обширное понятие, как право. Существует множество трактовок этого понятия, но та, которую я приведу в данной работе, показалась мне наиболее точной. Итак, под правом принято понимать

«систему установленных или санкционированных государством общеобязательных, формально-определённых норм общего характера, обеспеченных государственной защитой». К основным признакам права относятся:

  1.  Общеобязательность
  2.  Системность
  3.  Нормативность
  4.  Формальная определённость
  5.  Обеспеченность государством
  6.  Выражение воли и сознания людей

Законодательство – еще одна важнейшая составляющая структуры правовой системы. Под этим понятием принято понимать все нормативные - правовые акты, издаваемые государством.

Правоотношения – одна из составляющих любой правовой системы, которая уникальна, прежде всего, способом своего регулирования. Но, тем не менее, нам необходимо дать определение данного понятия. Правоотношение – это связь между участниками, возникающая из- за определённого объекта, и дающая своим субъектам четко установленные права и обязанности.

Правоотношения, как и любые другие взаимоотношения, подразумевают наличие структуры, состоящей из субъектов правоотношений и объектов правоотношений, а также включающей содержание правоотношений. Давайте рассмотрим эти понятия чуть более детально.

Под субъектами правоотношения понимаются определённые типы участников (юридические лица и государство), которые вступают в определённую взаимосвязь, влекущую за собой появление прав и обязанностей  у каждой из сторон. То, что вышеперечисленные субъекты могут принимать участие в правоотношениях говорит о том, что они обладают  таким важным качеством, как правоспособность. Правоспособность - не что иное, как способность лица обладать правами и обязанностями.

Но не стоит также забывать и об объектах правоотношений, которые также являются достаточно значимой частью правоотношений. Объекты правоотношений – это тот вопрос, который до сих пор вызывает множество споров современной науке. Существует, как минимум, две основные точки зрения на определение данного понятия: первая гласит, что объектом является «то, на что направлены субъективные права и юридические обязанности»7, вторая же утверждает, что это «то, по поводу чего складывается правоотношение»8. Также существует мнение, которое, на мой взгляд, является компромиссным. Звучит оно так: «объекты правоотношений – это те явления окружающего нас мира, на которые направлены субъективные юридические права и обязанности»9.

Следующим составным звеном в структуре правовой системы является такое важное понятие, как правопорядок. Под этим понятием принято подразумевать один из видов законопослушности, который представляет собой закон, или же его юридически оформленную форму ( в виде, например, кодексов), положения которого реализуются в настоящем времени. Проявляется правопорядок, прежде всего, во взаимоуважении и реализации субъектами права своих прав и обязанностей, а также законных интересов других граждан. Необходимо также отметить, что правопорядок является конечным результатом регуляции общественных отношений в социуме. Как и другие составляющие правовой системы, данное понятие держится на своих особенных принципах, к которым относятся:

  1.  Законность;
  2.  Конституционность;
  3.  Целостность;
  4.  Структурность;
  5.  Иерархичность;
  6.  Нормативность;
  7.  Справедливость;
  8.  Подконтрольность;
  9.  Простота;
  10.  Гарантированность;

Также нужно заметить, что правопорядок обладает такими признаками, как обеспеченность силой государственного принуждения, выражение в виде норм права и реализация этих норм в реальной жизни.

И, наконец, мы переходим к последней составляющей структуры понятия правовой системы - юридической практике. Под юридической практикой в современной науке принято понимать действия с различными предписаниями, направленные на их толкование, издание. Юридическая практика представляет собой один из видов социально- исторической практики, вследствие чего у нее можно наблюдать черты, присущие любому другому виду практики.     

  1.  Основные функции правовой системы

В современном мире все больше учёных начинают проводить исследования в вопросе принадлежности правовой системы к определенной категории, все более тщательно изучая ее отдельные элементы, уникальность строения, специфичность условий её отношений с политической системой, а также другими системами общества. Соответственно, перед нами встаёт достаточно важная задача, а именно  составление образа правовой системы через изучение её основных функций.

В наши дни главной задачей любой правовой системы является не просто создание информации и представлений о праве, или, иначе говоря, воссоздание права, которая оказывает существенное влияние на сознание участников правоотношений, которые осуществляют взаимодействие практически во всех структурах современного общества.

Существует множество точек зрения на то, как следует определять понятие функций правовых систем. Здесь мы приведём наиболее известные из них. Первая из них определяет функции правовой системы как «основные направления ее обратного воздействия на социальную действительность с целью гармоничного развития всех подсистем общества и общества в целом»10, при этом разделение этих направлений связано с целым спектром условий, среди которых можно найти такие как зависимость функций от роли, отведённой ей правовой системой в структуре общества, индивидуальный для каждой функции аспект регулирования, наличие механизма, отвечающего за работу данной функции, а также уникальным содержанием; вторая точка зрения делает упор на то, что под функциями следует понимать «главные направления, тенденции развития правовой системы, взаимодействие элементов в системе, способы их связи в условиях воздействия на ее структуру внешних и внутренних факторов»11.Данная точка зрения является наиболее полной по отношению к предыдущей. И, наконец, третья из наиболее известных точек зрения на данный вопрос: рассмотрение функций правовой системы « применительно к их взаимодействию с внешней средой по двум направлениям: первое включает правотворчество, применение права, правоотношения и т.д., что соответствует динамической функции; второе связано с доктриной, институтами и нормами права, структурированными по горизонтали (система права) и по вертикали (система источников права), что соответствует статической функции»12.

Давайте рассмотрим характеристики основных функций правовой системы, а точнее подходы к их классификации.

Одним из наиболее многообещающих считается подход, которого придерживается известная ученая Л. А. Луць, который состоит в том, чтобы разделить все функции на внешние и внутренние. К внешним, согласно данному подходу, можно отнести функцию адаптации, обеспечения оптимальной работоспособности и, конечно, функция интеграции. К внутренним относятся, в свою очередь, функции определения основных направлений деятельности, регулирующая функция, функция восстановления затраченных ресурсов и функция организации работы и выполнения намеченного плана.

З.К. Аюпова, напротив, определяет  правовую систему как целую группу ярусов правовой реальности , а именно нормативный ярус, организационный и идеологический, при этом связывая их основную деятельность с выполнением задач таких функций, как функция взаимодействия, функция регулирования и функция интеграции, при этом имея в качестве  своей настоящей цели создание мощного и крепкого конституционного строя.  

Наиболее простым и, в то же время, наиболее действенным методом решения вопросов, связанных  с функциями правовых систем является метод аналогии с функциями политической системы, основываясь на схожести их основных подсистем.

Вот какие функции политической системы, которые схожи с функциями правовой системы, предлагают нам рассмотреть известные российские ученые Ф.М. Бурлацкий и А.А. Галкин:

1. Установление плана основных направлений деятельности;

2. Полная подготовка и быстрое восполнение необходимых ресурсов;

3. Интеграция всех элементов общества;

4. Легитимация как конечная цель при соотношении существующей политической действительности и правовых норм.

В нынешнем толковании понятие функций связывают с достижением обозначенных целей, как то:

а) Политическое руководство обществом – функция определения целей развития ;

б) Грамотное соотношение интересов индивидов и групп, предупреждение конфликтов, угрожающих целостности общества - функция интеграции;

в) организация членов общества на поддержание образца - функция организации корректной деятельности;

г) Осуществление принятия и необходимой реакции на  потоки информации – функция обеспечения коммуникации и поступления информации.

В некоторых известных учебниках по теории государства и права можно встретить следующие функции:

  1.  Определение основных направлений деятельность, при этом устанавливая в качестве главного направления развитие государства и общества;
  2.  Направление всех сил общества и государства на поддержание и осуществление социальных программ;
  3.  Регулирование отдельных взаимоотношений элементов общества;
  4.  Осуществление деятельности, связанной с узакониванием постулатов политической системы;
  5.  Политическая социализация;
  6.  Артикуляция интересов как предъявление требований к лицам, вырабатывающим политику;
  7.  Осуществление стабильного развития и сохранения общества.

На Западе наиболее авторитетными являются подходы к классификации функций правовых систем, которые поддерживают такие известные ученые, как Г. Алмонд и Д. Пауелл. Согласно их подходу, все функции можно разделить на две группы: те, которые способствуют сохранению системы в целом, и на те, которые удовлетворяют потребности политической организации.

Судя по всему, по такому же принципу возможно деление функций и  правовой системы. Иначе говоря, это те функции правовой системы, которые обеспечивают сохранение социальной системы в целом (их можно назвать внешними функциями правовой системы) и те функции правовой системы, которые обеспечивают потребности самой правовой реальности (их можно назвать внутренними функциями правовой системы).

Среди внутренних функций можно выделить следующие:

а) пространственная функция – та, которая обозначает границы действия права;

б) субъектная функция – такая функция, которая выделяет основные характеристики субъектов, действующих в данной правовой среде;

в) функция моделирования – функция, которая создает образцы правового поведения, а также основной перечень прав и обязанностей субъектов, факты юридической реальности;

г) ценностно-ориентационная функция – обеспечивает фиксированность, иерархизацию, сохранность, распределение ценностей права, информирование об их изменениях и о создании новых, а также синтез системы правовых ценностей, составляющих само право;

д) коммуникативная функция – та, что выражается в регуляции правовых отношений и правового общения.

К основным внешним функция можно отнести:

а) функция достижения социальной целостности , ставящая во главу угла достижение единства системы управления обществом;

б) функция правовой политики, которая направлена на обеспечение деятельности политической системы, функционирование разнообразных политических институтов;

в) функция сохранения национального своеобразия , состоящая в том, чтобы использовать в деятельности системы национальные особенности общества ;

г) функция духовной идентификации - обеспечивающая соответствие между провозглашенными нормами и ценностями и тем, что реально существует в социуме.

Основные цели деятельности правовой системы ярко отражаются в ее взаимодействии с другими системами. В литературе также подчеркивается значение правовой системы в деятельности других видов систем.

Также необходимо омтетить, что роль правовой системы в отношении государства четка выражена. При этом стоит заметить, что если раньше задачей было формирование конституционного государства, то сегодня стоит задача создания правового государства. Поэтому можно сказать, что Еще одной функцией правовой системы является формирование правового государства.

Многое из того, что необходимо для выхода к правовому государству определяется правовой системой: от гуманитарно-правовой составляющей в виде признания и соблюдения неотчуждаемых прав человека, нормативно-правового компонента, в виде верховенства права и правовых законов, до институционально-правового компонента, в виде надлежащей правовой организации государственной власти на основе принципа разделения властей. Все это связано с функциональной характеристикой правовой системы, нацеленной на соответствующие изменения в государстве и государственной власти.

Особенности правового стиля состоят в развитии и происхождении правовой системы, преобладающей в ней доктрине мысли и специфике, специфичности правовых институтов и идеологии.

В нынешних обстоятельствах характеристика функций правовой системы должна связываться с процессами универсализации и унификации права, которые определяются глобализацией и регионализацией, локализацией и специализацией общественных отношений. Так, правовая система должна реагировать на взаимодействие таких участников глобализации как государство и транснациональные корпорации, выполняя функцию обеспечения партнерства и сотрудничества; на региональном уровне, где формируются интегративные правовые системы (например, Европейский Союз), складывается такая функция национальной правовой системы как делегирование полномочий субъектам права интегративной правовой системы; для локального уровня характерно формирование локальных систем специального регулирования отношений и потому правовая система выполняет регламентационную функцию; на специализированном уровне происходит постоянная дифференциация социальных связей и отношений, что предопределяет выполнение правовой системой функции специализации правового регулирования.

РАЗДЕЛ   II.    КЛАССИФИКАЦИЯ ПРАВОВЫХ СИСТЕМ. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПРАВОВЫХ СИСТЕМ И ИХ КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

2.1. Классификация правовых систем: проблемы, критерии и подходы

Прежде, чем приступать к обсуждению проблем, основных критериев и походов к классификации правовых систем, я считаю необходимым дать понятие классификации правовых систем.

Итак, в современном понимании, под классификацией правовых систем принято понимать деятельность, связанную с анализом основных аспектов, а также деятельность по разделению правовых систем мира по определённым критериям. Ниже будут рассмотрены основные критерии правовых систем.

В разные эпохи, как известно, существовали различные критерии классификации. Так, например, в 1848 году Ж.-П. Эсмен в качестве основного критерия выделял исторические особенности их формирования и таким образом выделял латинскую, германскую, англосаксонскую, славянскую и мусульманскую правовую систему. Однако, в 1924 году А. Леви – Ульман положил в основу своей классификации юридическую силу различных источников права и, таким образом, выделял  правовую систему континентальных стран и право ислама. А в 1931 году ученый Г. Созер – Холл положил в расовый признак.

Однако наиболее современной и востребованной принято считать классификацию, выдвинутую К. Цваргейтом и Х. Кетцом, которые взяли за основу своей классификации так называемый « правовой стиль». Вот каковы факторы этой классификация:

  1.  Основы происхождения и эволюции правовой системы;
  2.  Методы и принципы юридического мышления;
  3.  Характерные этой системе правовые институты;
  4.  Основные черты источников права, а также способы их разъяснения;
  5.  Идеология

Опираясь на вышеперечисленные факторы, были выделены следующие правовые системы:

  1.  Романо – германская правовая система;
  2.  Англо – американская правовая система;
  3.  Социалистическая правовая система;
  4.  Правовая система ислама.

Далее я постараюсь дать характеристику основным правовым системам современности, а значит тем, которые соответствуют классификации, выдвинутой К. Цваргейтом и Х. Кетцом.

2.2. Основные виды правовых систем и их характеристика  

 

Давайте познакомимся с основными правовыми системами, которых придерживаются современные страны .

В современной науке под романно – германской правовой системой принято понимать общность национальных правовых систем различных государств, которых объединяют принципы единства развития, основанного на канонах древнеримского права и на том, как они реализуются и адаптируются в современном мире..

Основными чертами романо – германской правовой системы можно назвать, прежде всего, достаточно жесткое деление норм права по отраслям, наличие писаных конституций, наделённых высшей юридической силой, кодификация законодательства и , наконец, разделение всех отраслей права на частные и публичные отрасли.

Также необходимо отметить, что романо – германская правовая система представляет собой рецепцию римского и в самой ранней стадии своего развития имела лишь культурный характер. Далее она стала подчиняться общим связям права с экономикой и политикой, становясь уже не просто продуктом культуры. Выдвигаются на первую очередь нормы и принципы права , которые воспринимаются уже как определенные правила поведения, отвечающие требованиям справедливости.

К странам, которые основаны на данной правовой системе, обычно причисляют страны континентальной Европы, а именно Германию, Испанию, Италию, Австрию, Португалию, Швейцарию и другие всем нам хорошо известные страны.

Далее мы рассмотрим социалистическую правовую семью, которая является третьей по величине правовой системой, выделенной на основе идеологического признака. Эта правовая система во многом похожа на романо – германскую, но тем не менее она имеет свои особенности , которые нельзя игнорировать. К таким особенностям можно отнести, прежде всего, тот факт, что единственный источник данной системы представлял собой вначале революционное творчество, а позже – правовые акты, которые выражали волю трудящихся; узконормативное понимание права, что выражалось в превосходстве публичного права над частным; судебная практика носила строго разъяснительный характер, а норма рассматривалась лишь как правил поведения.

К странам, которые в прошлом придерживались постулатов данной правовой системы, относятся бывший СССР, Китай и КНДР.

Следующей правовой системой, характеристику которой я постараюсь здесь привести, станет англо – американская правовая система, или « система общего права».

В государствах англо – американской правовой системы главным источником права представлен судебный прецедент, который представляет собой нормы, которые создавались на основе судебных решений. В эту группу входят, прежде всего, система английского права, которая основана на образе мышления, присущим буржуазии, которая, в свою очередь, обеспечивала свою актуальность благодаря развитию капитализма. Данная правовая семья развивалась на основе принципа « Право там, где есть его защита».

К странам, которые входят в эту правовую семью, относятся, прежде всего, Великобритания, США, Северная Ирландия, Канада, Новая Зеландия.

Еще одной правовой системой в моём списке является система мусульманского права, или право ислама.

Под мусульманским правом современная наука понимает такую систему норма, которая выражена в религиозной форме и основана на основной мусульманкой религии – исламе. Поэтому, чтобы получить наиболее полные представления об этой системе, нужно сначала узнать больше о самом исламе.

Согласно исламу, который имеет в себе 4 основных источника – Коран ( священное писание), Сунну ( традиции, связанные с посланником Божьим), Иджму  ( единое соглашение мусульманского общества), и Кийас ( суждение по аналогии) – существующая система права пошла от самого Аллаха, который открыл их народу через Мухаммеда. Это право охватывает абсолютно все сферы жизни общества, не исключая те, которые не регулируются правом.

Основными чертами этой правовой системы принято считать:

  1.  Архаичность некоторых правовых и социальных институтов;
  2.  Отсутствие четко определённой системы.
  3.  Широкое использование соглашения;
  4.  Огромное влияние религии на развитие правовой системы.

К странам этой правовой системы относятся страны Азии и Африки.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основе проделанной работы можно смело заявить, что правовая система имеет огромное значение в работе многих других компонентов  правовой сферы общества. Рассмотрение данного понятия можно получить представления о развитии страны на определённых исторических этапах.

Под правовой системой, в итоге, можно понимать единство многочисленных систем права и законодательства, в котором они выступают как форма и содержание одного понятия. Хотя при этом система права и система законодательства преследуют разные цели.

Также мы пришли к выводу, что основой для появления правовой системы являются многочисленные социальные, политические и иные факторы, которые существуют в системе современных отношений как идеи справедливости, равенства, и которые нужно обязательно учитывать, рассматриваю ту или иную правовую систему.

И, наконец, стоит сказать, что правовая система представляет собой не просто какую- либо мыслительную модель правовой реальности, а реальную на данный момент подсистему общества.

                   

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1.  Алексеев С.С. Государство и право. М.: Норма, 2010

2. Аюпова З.Н. Структура и функции правовой системы // Современное право. 2005. №10

3. Беседин А.А. Правовая система общества: понятие и базовые структуры // Юридический мир. 2011. №3

4. Бурлацкий Ф.М., Галкин А.А. Современный Левиафан: очерки политической социологии капитализма. М.: Мысль, 2011

5. Гаврилов В.В. Международные и национальные правовые системы: понятие и основные направления взаимодействия: Автореф. д.ю.н. Казань, 2006.

6. Леушин В.И. Система права и правовая система: сходство и различие // Бизнес, менеджмент и право. 2011. №1 (23).

7. Луць Л.А. Общая теория государства и права. М.: Волтерс Колувер, 2011.

8. Марочкин С.Ю. Действие норм международного права в правовой системе Российской Федерации. Тюмень, 2012.

9. Матузов В.И. Теория государства и права. М.: Норма, 2011.

10. Мельвин А.Ю. Политология. М.: Проспект, 2011.

11. Онищенко Н.М. Правовая система: проблемы теории. М.: Академия, 2012.

12. Осакве К. Сравнительное правоведение в схемах: Общая и Особенная части. М.: Юрист, 2011.

13. Политология / Под ред. О.В. Бабкиной, В.П. Горбатенко. М.: Академия, 2010.

14. Поляков А.В. Общая теория права: феноменолого-коммуникативный подход. СПб.: Питер, 2009

15. Попков В.Д. Правовые системы современности // Теория государства и права / Под ред. М.Н. Марченко. М.: Зеркало, 2011

16. Правовая система социализма. Понятие, структура, социальные связи. Кн. 1. / Под ред. А.М. Васильева. М.: Юрид.лит-ра, 1986.

17. Правовая система социализма. Понятие, структура, социальные связи. Кн. 1. / Под ред. А.М. Васильева. М., 1986.

18. Проблемы общей теории права и государства / Под ред. В.С. Нерсесянца. М.: Норма, 2009.

19. Российское государство и правовая система. Современное развитие, проблемы, перспективы / Под ред. Ю.Н. Старилова. Воронеж, 2009.

20. Саидов А.Х. Сравнительное право (правовые системы современности). М.: Юрист, 2009.

21. Сандуца Г.И. Применение общепризнанных принципов и норм международного права в правовой системе России // Международное публичное и частное право. 2001. №3.

22. Скакун О.Ф. Общее сравнительное правоведение: Основные типы (семьи) правовых систем мира. М.: Юрист, 2008.

23. Современный философский словарь. М.: Наука, 2008.

24. Сорокин В.В. К понятию правовой системы // Правоведение. 2003. №2.

25. Тюленина С.В. Система права // Теория государства и права / Под ред. В.К. Бабаева. М.: Проспект, 2011. С. 409.

26. Федорченко А.А. Правовая система общества: коммуникативный подход к исследованию // Ученые труды Российской Академии адвокатуры и нотариата. 2011. №1.

27 . Цвайгерт К., Кетс Х. Введение в сравнительное правоведение в сфере частного права: В 2-х т. Том 1. Основы. М.: Международные отношения, 2008.

29. Чепунов О.И. Правовая система и системная парадигма // Академический юридический журнал. 2008. №32.

1 Егоров С. Н. Аксиоматические основы теории права. СПб.: Лексикон, 2001. — С. 180

2 Алексеев С. С. Право и правовая система // Правоведение. — 1980. — № 1. С. 31.

3 Матузов Н. И. Правовая система развитого социалистического общества // Советское государство и право. — 1983. — № 1. — С.18-19.

4 Тихомиров Ю. А. Правовая сфера общества и правовая система // Журнал российского права. — 1998. — № 4-5. С 8.

5 Юридическая энциклопедия. / Изд. 6-е, доп. и перераб. / Под. ред. М. Ю. Тихомирова. — М.: Изд. Тихомирова М. Ю., 2008. — С. 733

6 Карбонье Ж. Юридическая социология / пер. и вступ. статья В. А. Туманова. — М.: Прогресс, 1986. — С. 177. Тихомиров Ю. А. Правовая сфера общества и правовая система // Журнал российского права. — 1998. — № 4-5. С 8

7Советское гражданское право. Под ред. Д. М. Генкина, т.1, — М.: Юриздат, 1950. — С. 109; Советское гражданское право. Под ред. С. Н. Братуся, — М.,1950. — С. 55

8 А. Голунский и М. Строгович. Теория государства и права. — М.,1940. — С. 227; Гражданское право. Часть первая.: Учебник / Под ред. А. Г. Калпина, А. И. Маслаева — М.: Юристъ, 2002. — С. 67.

9 Алексеев С. С. Проблемы теории права. Т.1. — Свердловск: СвЮрИнститут, 1972. — С. 329.

10 Понятие и структура правовой системы / З. К. Аюпова // История государства и права. - 2005. - N 8. - С. . 23-26.

11 Скакун О.Ф. Теория государства и права: Учебник / Пер. с рус. - Харьков: Консум, 2001. - 656 с.

12 Нерсесянц В.С. (ред.) Проблемы общей теории права и государства, М.: Норма, 2004. — 832 с


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

34830. Номинальная, периодическая и эффективная (эквивалентная) процентная ставка 28.5 KB
  Периодическая процентная ставка iпер = iном m где m – количество периодов в году внутри которых доход начисляется по процентной ставке iпер. iном = iперm Эффективная эквивалентная процентная ставка iэф – доходы начисленные по этой процентной ставке в конце года равны доходам начисленным m раз в течение года по процентной ставке iпер т.: 1 iэф=1 iперm 1 iэф=1 iном mm Если количество лет n то 1 iэфn=1 iном mnm Чем чаще в течение года начисляются проценты по фиксированной периодической процентной ставке тем доходы...
34831. Реальная и номинальная ставка процента. Учет инфляции при расчете ЧДД 36 KB
  Учет инфляции при расчете ЧДД β – годовая прогнозируемая инфляция доли единицы i – реальная годовая процентная ставка. Без учета инфляции. С учетом инфляции. NPV = NCF0∑Tt=1 NCFt⃰ 1 iномt ≥0 2 NCFt – прогноз чистых денежных потоков в постоянных ценах без учета инфляции; NCFt⃰ – прогноз чистых денежных потоков в постоянных ценах с учетом инфляции.
34832. Приведение инвестиционных проектов в сопоставимый вид по продолжительности жизненного цикла 55 KB
  Только после этого сравнивают показатели NPV. А: Т= 10 лет NPV Б:Т=20 лет NPVБ 10 лет NPV 2NPV 20 лет NPVБ NPVБ В данном случае нужно сравнить удвоенный ЧДД проекта А с ЧДД проекта Б. Если А: Т= 2 года NPV Б:Т=3 года NPVБ Т о эти 2 проекта можно сравнивать только на продолжительности 6 лет. А: 2 года 2года 2 года Б: 3 года 3 года 3 NPV 2 NPVБ 6 лет В проект А следует реинвестировать денежные средства дважды в проект Б – один раз.
34833. Приведение инвестиционных проектов в сопоставимый вид по величине полезного результата 27.5 KB
  Полезный результат можно определить только для простых объектов например грузовик – грузоподъёмность; лампочка накаливания –мощность в Вт соковыжималка – мощность и т. Объект с меньшей величиной полезного результата дополняют капитальными вложениями рабочей силой прочими ресурсами так чтобы полезные результаты двух объектов сравнялись.
34835. Понятие риска инвестиционного проекта 28.5 KB
  Инвестиционные риски классифицируются поособому. риск Автономный Портфельныйкорпоративный Деловой Финансовый Диверсифи Недиверсифицируемый цируемый систематический рыночный...
34836. Оценка автономного риска методами, не связанными с математической статистикой 32.5 KB
  Автономный риск обычно оценивают по степени размытости неопределенности чистых денежных потоков. Различают несколько методов оценки автономного риска. нестатистические методы оценки риска.
34837. Статистические методы оценки автономного риска 28.5 KB
  Наиболее распространенный способ оценки статистического риска – это расчет коэффициента вариации NCF. vNCF = σNCF NCF100 σNCF = √∑nx=1 NCFx NCF2px NCF = ∑nx=1 px NCFx x = 1n – количество исходов вариантов состояний экономики рынка; px – вероятность наступления того или иного исхода. Чем больше значение vNCF тем риск проекта больше.
34838. Операционный и финансовый рычаги и риск инвестиционного проекта 43 KB
  Величина делового риска оценивается по величине операционного рычага или левериджа. Величина финансового риска зависит от финансового рычага левериджа. Сила воздействия операционного рычага вычисляется как отношение валовой маржи к прибыли после уплаты процентов но до уплаты налога на прибыль: ЭОР=ВМ П где ЭОР – эффект операционного рычага; ВМ – валовая маржа; П – прибыль после уплаты процентов но до...