97065

Проявление обряда инициации в романе «Два капитана»

Курсовая

Литература и библиотековедение

Проанализировать функции классической «волшебной» сказки В. Я. Проппа; на основе этого анализа провести анализ текста романа «Два капитана»; рассмотреть распределение функций по действующим лицам. Рассмотреть, как мифологические мотивы в контексте обряда инициации отразились на главном герое романа «Два капитана».

Русский

2015-10-13

80.5 KB

4 чел.

PAGE   \* MERGEFORMAT1

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Функции действующих лиц…………………………………………..

1.1 Понятие и функции волшебной сказки

1.2. Анализ романа «Два капитана» по методу  В.Я.Проппа

1.3  Действующие лица и их функции

Глава 2.  Проявление обряда инициации в романе «Два капитана»

Заключение ……………………………………………………………………….  

Список использованных источников …………………………………………...  

ВВЕДЕНИЕ

«Два капитана» — не просто приключенческий роман, а культовая книга нескольких поколений, сумевшая возвеличить своего создателя - советского писателя Вениамина Каверина.

Девиз романа — слова «Бороться и искать, найти и не сдаваться», как нельзя лучше передаёт овеянные романтикой путешествия духовные искания советской молодёжи военного времени прошлого столетия.  И, несмотря на это, книга осталась образцом общедоступного и увлекательного чтения и сейчас.

Актуальность же этой работы заключается в исследовании творчества В. А. Каверина с другой точки зрения:  не в простом  анализе проблематики романа «Два капитана», а в ведении нового метода  изучения.

Объект исследования – мифологические мотивы

Предмет исследования – исследование мифологических мотивов на материале текста «Два капитана»

Целью работы является изучение и нахождение мифологических мотивов в  романе «Два капитана» с позиций положений о волшебной сказке, высказанных В. Я. Проппом.

В соответствии с заявленной целью необходимо выполнить следующие задачи:

- проанализировать функции классической «волшебной» сказки                                                В. Я. Проппа;

- на основе этого анализа провести анализ текста романа «Два капитана»;

-   рассмотреть распределение функций по действующим лицам.

- рассмотреть, как мифологические мотивы в контексте обряда инициации отразились на главном герое романа «Два капитана»

Теоретической и методологической основой работы послужили монографии В. Я. Проппа «Морфология волшебной сказки» и «Исторические корни волшебной сказки».

Для решения поставленных задач в курсовой работе использовались следующие методы исследования: структурный анализ, описательный, сравнительно-описательный.

Нами обоснована актуальность данного исследования. Практическая значимость нашей курсовой работы заключается в возможности использования ее в качестве одной из структурных частей при дальнейшем исследовании данной темы.

Глава 1. Функции действующих лиц

1.1 Понятие и функции волшебной сказки

Прежде, чем  приступать к анализу романа «Два капитана», следует   определить функцию волшебной сказки, разобраться, что означает сам этот термин.

Английский писатель и филолог Дж. Р. Р. Толкиен определяет волшебную сказку следующим образом: «Волшебные истории – это истории о волшебном королевстве, которому принадлежат не только волшебные существа, но и вся земля, и все, что есть на земле: деревья и птицы, камни и воды, хлеб и вино – и мы, смертные, чувствующие на себе ее чары»1.  В данном случае критерием «волшебности» сказки явно выступает природа волшебного края, природа самого волшебства.

Выдающийся советский и российский ученый, филолог-фольклорист, получивший мировое признание, В. Я. Пропп, дает совершенную трактовку этого понятия: волшебная сказка – это «тот жанр сказок, который начинается с нанесения какого-либо ущерба или вреда (похищение, изгнание и др.) или с желания иметь что-либо и развивается через отправку героя из дома, встречу с дарителем, который дарит ему волшебное средство или помощника, при помощи которых предмет поисков находится. В дальнейшем сказка дает поединок с противником (важнейшая форма его – змееборство), возвращение и погоню. Герой подвергается испытанию через трудные задачи, воцаряется и женится».  Таково краткое и схематическое изложение композиционного стержня, лежащего в основе огромного множества разнообразных сюжетов.

Из этого определения видно, что для Проппа критерием принадлежности сказки к «волшебным» является наличие определенной сюжетной схемы, реализующейся через функции действующих лиц (вне зависимости от того, кем и когда они выполняются). Таким образом, функция признается основной составной частью сказки. Пропп также отмечает, что «число функций, известных волшебной сказке, ограничено».  Наконец, он приходит к выводу о том, что все волшебные сказки однотипны по своему строению.

Сказка обычно начинается с некой исходной ситуации, и хотя эта ситуация не является функцией по своей сути,  она представляет собой важный морфологический элемент.

Далее Пропп выделяет всего 31 функцию. Все они или некоторое их количество могут комбинироваться в сюжете, создавая различные вариации. В зависимости от этих вариаций изменяются и действующие компоненты определенной функции.  

Таким образом, рассмотрев данную схему в теоретическом плане, мы можем применить ее для анализа конкретного текста.

1.2 Анализ романа «Два капитана» по методу  В. Я. Проппа

Несомненно, что текст «Два капитана» не является сказкой, и тем более не волшебной сказкой. Однако наличие композиции, хоть и с нарушением последовательности функций, явно прослеживается в романе.

Как и любая сказка, роман «Два капитана» начинается с  исходной ситуации. Автор вводит, правда через первое лицо, читателей в сюжет  и  знакомит с главным героем и его окружением. Семья Григорьевых пример спокойной хоть и бедной жизни, пока не происходит событие, разражающееся катастрофой. По нелепой случайности отца главного героя обвиняют в убийстве и арестовывают, после чего тот смертельно заболевает. Не выдержав  жестокости нового мужа и свалившегося горя на всю семью, следом, оставляя детей сиротами, умирает и мать.

Главный герой - пока еще маленький десятилетний Саша Григорьев, не желая отправляться в приют, сбегает со своим другом из родного города Энска. Несчастье, произошедшее  с его семьёй, а также запрет, связанный с грядущим поселением в приют, мотивируют героя отправиться в путь за поисками лучшей жизни в Туркестан. Интересно, что тридесятым царством оказывается не город мечты -  Ташкент, так удачно описанный другом Александра : « Город, в котором груши, яблоки, апельсины росли прямо на улицах, так что можно срывать их сколько угодно, и никто за это не всадит тебе в спину хороший заряд соли, как сторожа в наших фруктовых садах. Спят там на коврах, под открытым небом, потому что зимы не бывает, а ходят в одних халатах — ни тебе сапог, ни пальто». Впоследствии становится ясно, что  это также ни Москва и  ни Ленинград, так как для достижения счастья и гармонии, а также руки возлюбленной герою предстоит пересечь полмира, чтобы добраться до неизведанного острова «Св. Марии».

В данном случае отлучка, а точнее побег из дома, и есть беда, которая влечёт за собой череду определенных событий.  С этих событий начинается завязка композиции.

И снова, можно наблюдать несомненное сходство с волшебной сказкой: перескакивание через момент движения, моментальное пространственное перемещение. Автор только упоминает излишества и трудности, встретившиеся по дороге, а о самом пути пишет так: «Все путешествия, когда путешественникам по одиннадцати — двенадцати лет, когда они ездят под вагонами и не моются месяцами, похожи одно на другое. В этом легко убедиться, перелистав несколько книг из жизни беспризорных».

Москву можно сравнить с лесом по нескольким причинам: во-первых, этот огромный город таит в себе опасность и испытания; во-вторых, именно в лесу, а в нашем случае в столице, герой попадает в мужской дом, а после, и к Бабе Яге. Прибывая в Москву, герой попадает в интерпретацию мужского дома – школу-коммуну, где сталкивается с некой вариацией клеймения – распределением на факультет. Именно в этот период,  Саша Григорьев проходит обряд инициации, превращаясь из мальчишки в юношу, достигшего брачного возраста.

Параллельно герой встречает старушку: «Я встретил худенькую старушку в зелёном бархатном пальто-салопе. Она несла полный кошель всякой всячины — картошки, щавеля, луку, а в другой руке — большой зонтик. Видно было, что кошель тяжёл для неё, но она шла с бодрым, озабоченным видом и всё считала шёпотом». Этот, на первый взгляд, странный персонаж сначала выспрашивает героя о доме, о цели поездки в Москву, а лишь потом впускает его в свой дом. Квартира Нины Капитоновны, становится для Саши "чем-то вроде пещеры Али-Бабы с её сокровищами, загадками и опасностями". «Сокровищем» выступает внучка Катя, будущая возлюбленная и невеста Александра; её мать, "ни вдова, ни замужняя жена", которая всегда ходит в черном платье и часто погружается в тоску, - "загадка"; а "опасность" - Николай Антонович, как выяснилось, двоюродный дядя Кати, который и есть антагонист произведения.

Интересно, что в общем композиционном стержне романа, довольно часто происходят парные функции. Так, к примеру, по пути в Москву, герой попадает в староверческую избу: «Одна старушка всё же приняла нас, накормила и даже вымыла в бане». Но эти моменты настолько незначительны (автор вводит их лишь для усиления эмоциональной или описательной окраски произведения), что нет смысла их использования  в структурированном анализе.

Приезд в Москву, попадание в коммуну и избу Бабы Яги, а также знакомство с помощником и вредителем является развитием действия.

С этого момента и до кульминации между Сашей, его помощником Иваном Кораблёвым и Николаем Татариновым начинается непосредственная борьба. Вначале, хоть герой и пытается изобличить антогониста  в  подлых поступках по отношению к двоюродному брату, проигрывает. Его отдаляют от общества Катей и Ниной Капитоновной, а позже, со своим помощником Ромашкой, Николай Антонович, благодаря публикации в журнале с клеветой на Александра, добиваются отмены его  доклада об открытии капитана Ивана Татаринова, который своими неудачами и гибели обязан двоюродному брату. Такая правда, неизвестная общественности, но раскрытая Марье Васильевне (матери Кати) о её муже, губит её: окончательно убеждает в решении покончить с собой.

В глазах любимой, Саша становится антиподом. Это чувство, а также чувство вины и долга, заставляют героя решать самую трудную задачу: найти доказательства существования «Св. Марии».  В этом ему помогает одна из самых спорных фигур во всем романе: доктор Иван Иванович, который является одновременно и дарителем и помощником. Именно благодаря дневникам штурмана "Св. Марии", которые предоставляет Иван Иванович удаётся выяснить местонахождение острова, а также получить разрешение на снаряжение экспедиции. Но на этом испытания не заканчиваются: Саша участвует в войне в Испании, а затем отбывает на фронт, после чего, получив ранения,  лечиться в госпитале. В это время выступает ложный герой – Ромашка, претендующий на руку  сердце Екатерины. Приписывая себе чужие подвиги и уверяя героиню в смерти Саши, ложный герой становится "самым близким человеком" и почти склоняет Катя к женитьбе.

В этот момент наступает кульминация. Герой возвращается и даёт показания по делу осужденного Ромашкова, бросившего тяжелораненного Сашу в окружении немцев, тем самым изобличая его. Наказывается и враг, антагонист:  в Географическом обществе с большим успехом проходит доклад Саши о всё же состоявшейся экспедиции, и об открытиях капитана Татаринова и его команды. Николай Антонович с позором изгоняется.

Как и положено, после развязки,  волшебная сказка завершается возвращением героя -  Александра, домой, в город Энный, но теперь уже с любимым человеком, с которым они соединились в счастливой семейной жизни.

В итоге, несмотря на значительные расхождения в последовательности функций, весьма важные для Проппа, нельзя не признать, что структура «Два капитана» вполне отвечает критериям «волшебной» сказки.

1.3 Действующие лица и их функции

Безусловно, для понимания и анализа текста, важно распределение функций по действующим лицам, которое мы здесь и рассмотрим.

Как пишет Пропп в предисловии к одной из своих глав: «Хотя нашему изучению подлежат лишь функции как таковые, но не выполнители их, и не объекты, подвергающиеся им, тем не менее, следует рассмотреть вопрос, как функции распределяются по действующим лицам».

Прежде, чем отвечать на этот вопрос, стоит указать, что многие функции логически объединяются по известным кругам, которые в целом и соответствуют исполнителям. Эти круги называются кругами действия. Сказке известны следующие круги действия:

1) Круг действий героя. Охватывает: отправку в поиски, реакцию на требования дарителя, свадьбу .

2) Круг действий антагониста (вредителя). Охватывает: вредительство, бой или иные формы борьбы с героем, преследование.

3) Круг действий дарителя (снабдителя). Охватывает: подготовку передачи волшебного средства, снабжение героя волшебным средством.

4) Круг действий помощника. Охватывает: пространственное перемещение героя, ликвидацию беды или недостачи, спасение от преследования, разрешение трудных задач, трансфигурацию героя.

5) Круг действий искомого персонажа. Охватывает: задавание трудных задач, клеймение, обличение, узнавание, наказание второго вредителя, свадьбу.

6) Круг действий отправителя. Охватывает только отсылку.

7) Круг действий ложного героя охватывает также отправку в поиски, реакцию на требования дарителя — всегда отрицательную и, в качестве специфической функции — обманные притязания.

Таким образом, сказка знает 7 действующих лиц. Вопрос о распределении функций может быть разрешен в плоскости вопроса о распределении по персонажам кругов действий. Здесь возможны три случая:

1) Круг действий в точности соответствует персонажу.

2) Один персонаж охватывает несколько кругов действий.

3) Один круг распределяется по нескольким персонажам.

На основе этих классификаций мы можем попытаться распределить функции по персонажам романа  «Два капитана».

В нашем случае четко можно проследить лишь некоторые типы функциональных ролей персонажей сказки. Выглядят они следующим образом:

Героем, как было уже неоднократно сказано, выступает Александр Григорьев. Это герой-искатель: он отправляется на поиски лучшей жизни и в итоге находит своё признание и любимую девушку.

Главным антагонистом является Николай Антонович Татаринов, который прибегая к нечестным способам борьбы, пытается расправиться с героем. К вредителям также  можно отнести, не упоминавшегося ранее, отчима Саши, который отличился жестокостью по отношению к приёмным детям и жене.

По Проппу дарителем является Яга. В нашем случае это частично, так как, Нина Капитоновна не предлагает никакого дара, однако именно с ихнего знакомства, начинается череда событий, изменивших Сашину жизнь в другую сторону. Именно в «избушке» Бабы Яги Саша встречает свою

любовь, что уже неординарно для сказки.                                                                                     Еще один снабдитель – доктор Иван Иванович, который помимо дневников штурмана "Св. Марии", дарит Саше при первой встрече возможность разговаривать, т.е. помогает избавиться от немоты. Интересно, что он является при этом еще и помощником . Во-первых, Иван Иванович, как по волшебству, появляется в самый подходящий момент и помогает главному герою: сначала лечит его, когда тот без сознания попадает в больницу после изгнания из дома Татаринов, затем встречается уже совсем в другом городе и передаёт дневники с шифрами. Во-вторых, он является одним из инициаторов в обряде.

Говоря об инициации, немалую роль в этом процессе сыграл и учитель географии, а позже друг Александра – Иван Павлович Кораблёв. Он также и помощник. Так, к примеру, благодаря его содействию, между Сашей и Катей снова возникает доверие.

Искомым персонажем, в нашем случае, возлюбленной является Катя Татаринова.

А ложным героем, который со временем изобличается – друг-предатель Саши Ромашка.

Как можно увидеть, нельзя точно распределить персонажей по кругам действий. Так, круг главного героя, полностью соответствует персонажу, в то время как круг помощника распределяется по нескольким.

Глава 2.  Проявление обряда инициации в романе «Два капитана»

Следую Проппу: «Обряд посвящения юношества при наступлении половой зрелости – это один из институтов, свойственных родовому строю. Этим обрядом юноша вводился в родовое объединение, становился полноправным членом его и приобретал право вступления в брак. Такова социальная функция этого обряда. Формы же его различны…»

Предполагалось, что мальчик во время обряда умирал и затем вновь воскресал уже новым человеком. Это - так называемая временная смерть. Смерть и воскресение вызывались действиями, изображавшими поглощение, пожирание чудовищным животным или символическим сжиганием, варением и т.д. Воскресший получал новое имя, на кожу наносились клейма и другие знаки пройденного обряда. Также обряд инициации мог включать отверзание глаз и уст, после чего юноша обретал прозрение - символ приобретения нового зрения. Так у древних народов,  мальчики подвергались пыткам и истязаниям, которые сопровождались голодом, жаждой, темнотой, ужасом. Они должны были вызвать то состояние, которое посвящаемый считал смертью. На самом деле, достигалось временное сумасшествие, так что юноша забывал все на свете. После чего посвящаемым перерождался, умер и возвращался новым, другим человеком.

Обряд посвящения был ученьем, просвещением. Иногда, мальчик проходил более или менее длительную и строгую школу, где его обучали всему, что казалось необходимым в жизни:  приемам охоты, тайнам религиозного характера, правилам и требованиям быта. При этом, юноша как бы получал новую душу, становился новым человеком.

После совершения акта посвящения наблюдались у различных народов и в различных местах три разные формы продолжения или прекращения стадии посвящения:

1) посвящаемый после исцеления от ран непосредственно возвращался домой, или уходил туда, где он женится;

2) он оставался жить в лесу, в избушке, хатке или шалаше, на более продолжительный срок, исчисляющийся месяцами или даже годами;

3) он из лесной избушки переходил на несколько лет в "мужской дом".

Главный герой романа «Два капитана» - мальчик Саша Григорьев, по возрасту идеальный кандидат на обряд инициации. Проблема состоит лишь в отсутствии родственника мужского пола, способного выступить инициатором.

Но Каверином, в самом начале книги, вводится новый персонаж-беглец, доктор Иван Иванович, случайно оказавшийся в деревне, где зимовали Саша с сестрой. Он становится человеком, который возвращает герою дар речи и тем самым кардинально меняет жизнь последнего. Саша становиться в кратчайшие сроки уверенным, общительным, он как будто смотрит на мир новыми глазами, но это лишь начало. С момента отверзания уст его жизнь подвергается ряду испытаний, которые в итоге делают из него настоящего сильного человека. Но всё же, вступление в силу обряда посвящения можно считать лишь по прибытию Александра в Москву. Именно там, в коммуне, и происходит взросление, переход в отрочество. Школа-коммуна для мальчиков, до объединения с другими учебными заведениями, представляет собой «мужской дом».

В сказках, герой выходя из дома и попадая в лес, часто видел перед собой особого рода постройку, называемую «домом». Мужская коммуна, проживающая там, разделяет между собой обязанности и  представляет собой примитивную организацию. Пропп пишет, что: «Мужские дома - это особого рода институт, свойственный родовому строю.  Юноши, начиная с момента половой зрелости и до вступления в брак, уже не живут в семьях своих родителей, а переходят жить в большие, специально построенные дома, каковые принято называть "домами мужчин", "мужскими домами" или "домами холостых". Здесь они живут особого рода коммунами».

Аналогична ситуация и с главным героем: после приезда в Москву, он попадает  в детский дом, где проживает до и после обряда инициации, вплоть до момента совершеннолетия. Там действуют свои порядки и законы, к примеру, уважаются только «свои», петровские-гимназисты, а реалисты презираются и т.д.

Сам обряд происходит в виде временной смерти - продолжительной болезни, длящейся около полугода: герой находится в полубредовом состоянии, подвергаемый жару сначала от испанки, а потом от менингита. Всё это время с ним находится Иван Иванович, который выступает в роли проводника через мир мертвых, который в итоге возвращает Сашу к жизни: «Часами сидел он у моей постели, изучая странные движения, которые я делал глазами и руками. В конце концов я снова пришёл в себя, и хотя долго ещё лежал с закаченными к небу глазами, однако был уже вне опасности». После возрождения сам герой чувствует в себе изменения: «Я стал умнее, чем прежде. Так оно и было. И болезнь тут ни при чём». После обряда, перед нами предстаёт новый Саша Григорьев, не тот Саша, который был до. Мы можем видеть это по тексту: он испытывает свою силу воли, ведёт кружки и становится председателем комсомольской ячейки.

Таким образом, мы видим, что существует аналогия между духовным и возрастным взрослением главного героя романа «Два капитана» и обрядом инициации, когда-то существовавшем в исторической действительности, как временного умирания и возвращения посредством помощника-дарителя.

        

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В своих монографиях «Морфология волшебной сказки» и «Исторические корни волшебной сказки» В. Я. Пропп выявил композиционный стержень лежащий в основе волшебных сказок, инвариантность набора функций (поступков действующих лиц), линейную последовательность этих функций, а также набор ролей, известным образом распределённых между конкретными персонажами и соотнесённых с функциями.

В романе В. А. Каверина «Два капитана» нельзя найти всё тридцать одну функцию, которые выделяет В. Я. Пропп, однако проделанная работа подтверждает, что это произведение можно рассматривать с позиций положений о волшебной сказке.

На основе анализа, мы выявили композицию романа соответствующую композиции волшебной сказки, где в основе сюжета находится повествование о преодолении потери (недостачи), при помощи чудесных средств, а в нашем случае –помощника-дарителя; рассмотрели распределение функций по действующим лицам и выявили почти все типы функциональных ролей персонажей сказки; а также нашли отображение исторической действительности в обряде инициации, через который прошёл главный герой произведения Александр Григорьев.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1.  Каверин В. А. Два капитана  [Текст]: в 2-х т. / В. А. Каверин. – Киев : Радянська школа, 1982 . – 529 с.
  2.  Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки [текст] / В. Я. Пропп; науч. ред. И. В. Пешкова. – М: Лабиринт, 2000. – 336 с.
  3.  Пропп В. Я. Морфология волшебной сказки [текст] / В. Я. Пропп; науч. ред. И. В. Пешкова. – М: Лабиринт, 2001. – 192 с.
  4.  Наговицын А. Е. Типология сказок [текст] / А. Е .Наговицын, В.И. Пономарева; науч ред И.В. Вачков [и др.]. — М.: Генезис, 2011. — 336 с.
  5.  Толкин Дж. Р. Р. О волшебных сказках [текст] / Р. Р. Дж. Толкин // Приключения Тома Бомбадила и другие истории; пер. с англ. - СПб.: Академический проект, 1994. С. 365-460.

Сборник статей под ред. Ю. К. Некрасова. Вологда: Русь, 1997. С. 11—30.

1 Толкин Дж. Р. Р. О волшебных историях. М., 1991. С. 19


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

81227. Вероучение и культ индуизма 25.24 KB
  В индуизме есть образ Тримурти космического духовного начала имеющего три ипостаси Вишну Шива Брахма. Два других бога Вишну богохранитель и Шива бог разрушитель. Поскольку боги Вишну и Шива стали наиболее популярными божествами это привело к формированию двух основных направлений: вишнуизм вайшнавизм и шиваизм шайвизм. Для вишнуизма характерна вера в аватары буквально: нисхождения то есть периодические воплощения Бога на земле для спасения праведных и наказания грешников.
81228. Специфика джайнизма 23.39 KB
  Стержнем вероучения джайнизма принявшего общую для индийских религий концепцию кармы и конечного освобождения нирваны является самосовершенствование души. Путь освобождения души Джина определил как следование трем драгоценностям: совершенное воззрение совершенное знание совершенное поведение. Главный признак души – развитие сознания только знания могут освободить душу поэтому учителя и могут учить других так как победили свои страсти. Из индуизма заимствована идея реинкарнации души воздаяния человеку за его поступки.
81229. Особенности возникновения и основные характеристики сикхизма. 21.74 KB
  Сикхизм – наиболее молодая религия Индии. Сикхизм это монотеистическая религия хотя и складывалась в рамках индуизма отвергающая многобожие индуизма.
81230. Разработка учебно-методических комплексов и внедрение их в учебный процесс 38.74 KB
  Модель электронного учебного курса ЭУК. ЭУК применяются в различных целях: для обеспечения самостоятельной работы обучаемых по овладению новым материалом реализации дифференцированного подхода к организации учебной деятельности контроля качества обучения и т. В первую очередь при проектировании ЭУК необходимо заложить в него технологические характеристики позволяющие впоследствии сделать учебновоспитательный процесс максимально эффективным. Выступая в качестве автоматизированной обучающей системы ЭУК должен выполнять следующие функции:...
81231. Предпрофильные и профильные курсы как средство дифференциации обучения информатике в общеобразовательной школе 35.83 KB
  В нормативном плане возможность реализации дифференциации в изучении информатики обеспечена рядом документов министерства образования РФ. Рекомендован переход к непрерывному изучению информатики в средней общеобразовательной школе предусматривающий три отмеченных выше этапа: пропедевтический базовый и дифференцированный. Общие цели и задачи профильнодифференцированных курсов информатики таковы: Способствовать учету интересов каждого из учащихся; Учитывать направленность допрофессиональной подготовки; Формировать основы научного...
81232. Методика изучения темы «Представление информации и информационные процессы»; подходы к измерению информации; формирование представлений о сущности информационных процессов в системах различной природы 41.47 KB
  Выработать ориентиры в существующих научных взглядах на феномен информации; сформировать умения: определять вид и свойства информации измерять информацию. Различные подходы к определению и измерению информации Подход к определению Подход к измерению в быту сведения сообщения их новизна новизна не измеряется в вычислит.
81233. Методика изучения основ алгоритмизации и начал программирования 36.51 KB
  Изучение учебного материала данного раздела обеспечивает учащимся возможность уяснить смысл понятия алгоритма узнать свойства алгоритма понять возможность автоматизации информационной деятельности человека при исполнении алгоритмов. Изучение понятия алгоритма призвано сформировать у учащихся способность не просто исполнять известные алгоритмы как это делает робот или какойлибо иной автоматисполнитель а осознанно строить алгоритмы. Основные определения Информатика наука об алгоритмах. Исполнителем алгоритма может быть человек животное...
81234. Методические рекомендации по теме «Первое знакомство с компьютером» 44.26 KB
  Функция Человек Компьютер Хранение информации Память Устройства памяти Обработка информации Мышление Процессор Прием информации Органы чувств Устройства ввода Передача информации Речь двигательная система Устройства вывода Устройства компьютера связаны между собой каналами передачи информации. Суть принципа программного управления компьютером сводится к следующим трем положениям: Любая работа выполняется компьютером по программе; Исполняемая программа находится в оперативной памяти; Программа выполняется автоматически. Затем следует...
81235. Методика изучения темы «дисковая ос». Методические рекомендации по изучению темы «Программы-оболочки ОС» 38.31 KB
  Любые операционные системы независимо от типа выполняют три основные функции: управление устройствами компьютера; взаимодействие с пользователем; работа с файлами. Третья функция операционной системы работа с файлами. Первоначальные понятия которые должны быть даны ученикам по данной теме это имя файла тип файла файловая структура логический диск каталог путь к файлу дерево каталогов. Для Windows сообщаете что имя файла может быть длинным до 255 символов и допускает использование русских букв.