97067

Организация работы кардиологического отделения 5ГКБ

Курсовая

Медицина и ветеринария

Данная группа больных госпитализируется после предварительного осмотра заведующим отделения тогда же определяется срок их госпитализации. Организация приема больных учет и регистрация их. При поступлении все больные первоначально осматриваются врачом приёмного отделения который определяет тяжесть состояния больных и необходимость их госпитализации.

Русский

2015-10-13

1.5 MB

12 чел.

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Учреждение образования

«Белорусский государственный медицинский университет»

Кафедра общественного здоровья и здравоохранения

Заведующий кафедрой

К.м.н., доцент Т.П.Павлович

Тема: Организация работы кардиологического отделения 5ГКБ

г. Минска

База:  5ГКБ г. Минска

Кардиологическое  отделение

Руководитель практики: Щербахин Валерий Михайлович

Исполнитель: Мигай Людмила Ивановна

лечебный факультет,  515 группа

Минск , 2011         

                  

Организация работы кардиологического отделения 5ГКБ г. Минска

в 2009-2010 годах.

 Кардиологическое отделение 5 ГКБ развернуто на 60 коек.

В состав отделения входят 22 палаты (2 палаты для оказания платных услуг, 2 для ветеранов ВОВ, 18 палат на 3 человека), 3 процедурных кабинета, душевая, клизменная, 2 мужских и 2 женских туалета, столовая, раздаточная, комната медперсонала, кабинет сестры хозяйки, кабинет старшей сестры, комната чистого белья, комната грязного белья, ординаторская, кабинет заведующего отделением.

 

                                                                                                                                         Таблица №1.

Штат сотрудников кардиологического отделения 5 ГКБ г. Минска в 2009 и 2010 гг.

Должность

2009 год

2010 год

Штатные единицы

Занятые должности

Физические  лица

Штатные единицы

Занятые должности

Физические  лица

Врач-кардиолог (в т.ч. заведующий отделением)

4,5

4,5

3

5

5

5

Медицинская сестра (в т.ч. старшая медицинская сестра)

14,75

14

14

16,75

15

12

       

 

Показатель укомплектованности рассчитывается следующим образом:

Показатель укомплектованности врачами в 2009 году = 4,5 / 4,5 *100 % = 100 %

Показатель укомплектованности врачами в 2010 году = 5 / 5 *100 % = 100 %

Показатель укомплектованности средним медицинским персоналом в 2009 году = 14 / 14,75 *100 % = 95%

Показатель укомплектованности средним медицинским персоналом в 2010 году = 15 / 16,75 *100 % = 89,5%

Коэффициент совместительства рассчитывается следующим образом:

             

Коэффициент совместительства врачей в 2009 г.: 4,5 / 3 = 1,5

Коэффициент совместительства врачей в 2010 г.: 5 / 5 = 1

Коэффициент совместительства среднего медперсонала в 2009г.: 14 / 14 = 1

Коэффициент совместительства среднего медперсонала в 2009г.: 15 / 12 = 1,25

 Порядок направления в кардиологическое отделение

Больные направляются в кардиологическое отделение несколькими путями:

  •  1. планово по направлению врача поликлиники, при этом в поликлинике больному проводится максимально полный комплекс диагностических мероприятий, целью которых является снижение длительности пребывания больного в стационаре за счет времени, необходимого для обследования пациента. В этом случае больному на руки выдается направление на госпитализацию. В направлении должны быть указаны наименование лечебного учреждения, Ф.И.О. и дата рождения пациента, краткий анамнез, основной и сопутствующий диагноз, результаты лабораторно-инструментальных исследований, штамп учреждения здравоохранения, подпись врача разборчиво, дата. Данная группа больных госпитализируется после предварительного осмотра заведующим отделения, тогда же определяется срок их госпитализации;
  •  2. по направлению службы скорой медицинской помощи при тяжелом общем состоянии пациента, в этом случае больной доставляется с сопроводительным листом скорой помощи ф.114/у;
  •  3. по самостоятельному обращению в приемное отделение;
  •  4. по  направлению других клиник по показаниям, в этом случае с больным передается переводной эпикриз
  •  5. путем перевода из отделения интенсивной терапии, анестезиологии и реанимации, в случае, когда ввиду тяжести состояния при поступлении больной был первоначально госпитализирован в это отделение.

                  Организация приема больных, учет и регистрация их.

При поступлении все больные первоначально осматриваются врачом приёмного отделения, который определяет тяжесть состояния больных и необходимость их госпитализации. Прием больных осуществляется круглосуточно. Данные о количестве свободных мест передаются в приемное отделение старшей медсестрой кардиологического отделения ежедневно.

Согласно порядку обследования больных всем пациентам, кроме плановых, в приемном отделении выполняются общий анализ крови, общий анализ мочи, биохимический анализ крови, снимается ЭКГ, при необходимости проводится рентгенологическое исследование. Больной осматривается на педикулез, чесотку и микроспорию (выполняется медицинской сестрой). Всем больным, имеющим в анамнезе сахарный диабет, независимо от диагноза, определяется уровень глюкозы в крови. По показаниям пациентам могут быть назначены и выполнены и другие методы обследования.

Всех обратившихся больных регистрируют в ''журнале учета приема больных и отказов от госпитализации'' (форма 001/у).Если больной нуждается в стационарном лечении на  него заводится “медицинская карта стационарного больного” (форма 003/у). В приемном отделении пациенту проводится санобработка и больной поступает в отделение кардиологии. Если пациент не госпитализируется, в журнале указывается причина (отсутствие мест, перевод в другое отделение, отказ от госпитализации). В случае отказа от госпитализации это должно быть подтверждено подписью пациента. Направляя пациента в кардиологическое отделение, персонал приемного отделения предупреждает палатную сестру о его поступлении и информирует о состоянии и поведении во время приема.

Диагностические методы исследований у больных кардиологического профиля

Диагностические методы исследований, проводимые в отделении:

  •  измерение АД (тонометрия)
  •  аускультация сердца и легких
  •  перкуссия границ сердечной тупости
  •  ОАК
  •  ОАМ
  •  биохимический анализ крови
  •  ЭКГ
  •  рентгенологическое исследование органов грудной клетки
  •  ЭХО-КГ
  •  УЗИ сердца, сосудов, почек
  •  холтеровское мониторирование  ЭКГ и АД
  •  ультразвуковая допплерография
  •  коагулограмма (в т.ч. МНО)
  •  тредмил-тест
  •  коронарография
  •  фонокардиография
  •  реовазография

              

Организация лечения больных в кардиологическом отделении

В первые сутки после поступления пациент осматривается лечащим врачом совместно с заведующим отделением. Выставляется клинический диагноз, составляется план обследования и лечения. В дальнейшем ежедневно осуществляются врачебные обходы. Неясных и тяжелых больных консультируют сотрудники БелМАПО, врачи других отделений 5-й ГКБ, а также в РНПЦ «Кардиология».

Лечение больных осуществляется в полном объеме, с учетом индивидуальных особенностей каждого пациента,  комплексно. Непосредственное лечение больных в стационаре ведут врачи-кардиологи. Ежедневно ординатор отделения получает информацию от ночного дежурного медицинского персонала о состоянии больных и произошедших в их здоровье изменениях, о вновь поступивших больных, знакомится с результатами лабораторных, рентгенологических и других исследований, проводит обход больных.

В отделении пациентам проводится полный комплекс лабораторно-инструментальных исследований, необходимый для постановки диагноза и определения тактики лечения. Исследуется перикардиальный выпот, проводятся вирусологические исследования. Всем пациентам проводится ЭКГ, по показаниям – УЗИ сердца, ФКГ, ЭХО-КГ, РВГ, холтеровское мониторирование ЭКГ и АД, тредмил-тест, рентгенологическое исследование, а так же ФЭГДС, УЗИ органов брюшной полости, УЗИ почек, УЗИ щитовидной железы, УЗИ органов малого таза, УЗИ мочевого пузыря, УЗИ сосудов, КТ, МРТ по показаниям сопутствующих заболеваний. Врачебные назначения, включая указания о диете, записываются в историю болезни.

При выписке больных врач-кардиолог пишет эпикриз — краткое заключение о течении заболевания и состоянии к моменту выписки. С историей болезни выписанных, а также умерших врач-кардиолог знакомит заведующего отделением. При выписке больного, направленного поликлиникой, в нее посылается выписка из истории болезни стационара с указанием рекомендаций по дальнейшему лечению и наблюдению за больным в поликлинических условиях. При хорошо организованной преемственности в наблюдении за больными между стационаром и поликлиникой возможно сокращение срока лечения в стационаре, что способствует рациональному использованию коечного фонда и в связи с этим расширению госпитализации. Возможно в целом сокращение срока нетрудоспособности и наиболее быстрое возвращение к труду.

В отделении существует лечебно-охранительный режим. К лечебно-охранительному режиму относятся меры, способствующие повышению общего нервно-психического тонуса больных, устранению факторов, которые могут отрицательно влиять на их самочувствие (неудобная постель, плохое освещение, низкая или излишне высокая температура в палатах, дурные запахи, стоны или крики других больных, невкусно приготовленная и несвоевременно поданная пища и др.).

Важными элементами лечебно-охранительного режима в больнице является борьба с болью и страхом перед болью, отвлечение больного от ухода в болезнь и преувеличения возможных ее последствий.

Успех лечения во многом зависит от качества ухода за больными – гигиенического режима, оптимальных условий окружающей среды. Режим больного является лечебным и профилактическим фактором, способствующим предупреждению возможных осложнений. Для находящихся в стационаре больных устанавливается распорядок дня, который обеспечивает своевременное питание, отдых, выполнение медицинских процедур:

Система лечебно-охранительного режима, включающая вопросы поведения персонала с больными и их близкими, осуществляется на всех этапах лечения, в отделениях стационара, включая приемное отделение, в поликлиниках и на дому, в лечебно-вспомогательных кабинетах.

Обязанности лечащего врача. Должностная инструкция врачу-кардиологу кардиологического отделения (от 20.09.2010г. № 05-3-Д4-26/2).

  1.  Общие положения.

1.1. Врач-кардиолог относится к категории специалистов.

1.2. На должность врача-кардиолога назначается лицо, имеющее высшее медицинское образование и квалификацию врача-специалиста без предъявлений требований к стажу работы.

На должность врача-кардиолога 2-й квалификационной категории назначается лицо, имеющее высшее медицинское образование, квалификацию врача-кардиолога и  стаж работы по специальности не менее 3 лет.

На должность врача-кардиолога 1-й квалификационной категории назначается лицо, имеющее высшее медицинское образование, квалификацию врача-кардиолога и  стаж работы по специальности во 2-й квалификационной категории не менее 3 лет.

На должность врача-кардиолога высшей квалификационной категории назначается лицо, имеющее высшее медицинское образование, квалификацию врача-кардиолога и  стаж работы по специальности в 1-й квалификационной категории не менее 3 лет.

1.3. Врач-кардиолог назначается на должность, перемещается и освобождается от нее приказом главного врача по согласованию с врачом-кардиологом (заведующим отделением) и начальником отдела кадров.

1.4. В своей деятельности врач-кардиолог руководствуется:

1.4.1. Директивами Президента Республики Беларусь от 11.03.2004г. «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины», от 27.12.2006г. «О мерах по дальнейшей дебюрократизации государственного аппарата», от 14.06.2007г. №3 «Экономия и бережливость – главные факторы экономической безопасности государства»;

1.4.2. нормативными правовыми актами, другими руководящими материалами вышестоящих органов по вопросам здравоохранения;

1.4.3. приказами и распоряжениями главного врача больницы;

1.4.4. уставом больницы;

1.4.5. правилами и нормами гигиены труда;

1.4.6. правилами внутреннего трудового распорядка;

1.4.7. настоящей должностной инструкцией.

1.5. врач-кардиолог должен знать:

1.5.1. нормативные правовые акты и другие руководящие материалы вышестоящих органов по вопросам здравоохранения;

1.5.2. принципы оказания лекарственной и неотложной медицинской помощи населению, а также профессиональной деятельности;

1.5.3. новые методы в лечении, диагностике и лекарственном обеспечении больных;

1.5.4. основы врачебно-трудовой экспертизы;

1.5.5. структуру и основные принципы сотрудничества с другими специалистами и службами;

1.5.6. основы обеспечения санитарно-профилактической и помощи населению;

1.5.7. основы трудового законодательства;

1.5.8. правила и нормы охраны труда, техники безопасности и пожарной безопасности.

1.6. В случае временного отсутствия врача-кардиолога его обязанности исполняет назначенный в установленном порядке заместитель, который приобретает соответствующие права и несет полную ответственность за надлежащее исполнение возложенных на него обязанностей.

  1.  Должностные обязанности.

Врач-кардиолог осуществляет следующие обязанности:

2.1. профессиональную деятельность, связанную с лечебно-диагностической, консультативной и лечебно-профилактической деятельностью;

2.2. получает информацию о заболевании, применяет объективные методы обследования больного, выявляет общие и специфические признаки хирургического заболевания, особенно в случаях, требующих неотложной помощи или интенсивной терапии; оценивает тяжесть состояния больного и применяет необходимые меры для выведения его из этого состояния, определяет объем и последовательность лечебных мероприятий;

2.3. оказывает необходимую срочную медицинскую помощь;

2.4. определяет и обосновывает необходимость специальных методов исследования;

2.5. определяет показания к госпитализации;

2.6. проводит дифдиагностику заболеваний, обосновывает клинический диагноз;

2.7. обосновывает схему, план и тактику лечения больных;

2.8. обосновывает методику обезболивания и, при необходимости, выполняет ее;

2.9. проводит санитарно-просветительную работу;

2.10. проводит необходимые реабилитационные мероприятия;

2.11. определяет трудоспособность больного;

2.12. соблюдает принципы врачебной этики и деонтологии;

2.13. руководит работой среднего медицинского персонала;

2.14. соблюдает правила и нормы гигиены труда, трудового распорядка;

2.15. постоянно совершенствует свои медицинские знания путем чтения специальной литературы, посещения и участия в производственной учебе в отделении и в больнице, обучаясь на курсах повышения квалификации не реже 1 раза в 5 лет;

2.16. проходит аттестацию на соответствие занимаемой должности 1 раз в 3 года;

2.17. соблюдает установленные требования по охране труда, технике безопасности и производственной санитарии, пожарной безопасности, пользуется выданными средствами индивидуальной защиты;

2.18. немедленно информирует врача-кардиолога (заведующего отделением) о возникших ситуациях, препятствующих нормальному выполнению работ, создающих угрозу жизни или здоровью;

2.19. содержит оборудование, инструменты, аппараты, приспособления в исправном состоянии, поддерживает чистоту и порядок на своем рабочем месте и на территории учреждения;

2.20. строго выполняет требования Директив Президента Республики Беларусь №1, №2, №3;

2.21. оказывает содействие и сотрудничает с нанимателем в деле обеспечения здоровых и безопасных условий труда, немедленно сообщает непосредственному руководителю о несчастном случае, произошедшем на производстве, а также о ситуациях, которые создают угрозу жизни и здоровью работающих или окружающих людей.

  1.  Права.

Врач-кардиолог имеет право:

3.1. вносить на рассмотрение руководства больницы предложения по улучшению деятельности, связанной с оказанием медицинских услуг населению по своей специальности; устранению выявленных проблем в пределах своей компетенции;

3.2. принимать участие в обсуждении вопросов, связанных с его деятельностью, на совещаниях, конференциях, семинарах;

3.3. осуществлять контроль за работой среднего медицинского персонала, подчиненного ему;

3.4. повышать свою квалификацию в установленном порядке;

3.5. требовать от руководства учреждения оказания содействия в осуществлении возложенных на него обязанностей и прав;

3.6. проходить аттестацию на присвоение квалификационных категорий.

  1.  Взаимоотношения (связи по должности).

Выполняя возложенные на него обязанности, врач-кардиолог кардиологического отделения:

4.1. находится в непосредственном подчинении у врача-кардиолога (заведующего отделением);

4.2. руководит работой среднего медперсонала отделения.

  1.  Оценка работы и ответственность.

5.1. Работа врача-кардиолога оценивается по следующим критериям:

5.1.1. отсутствие обоснованных жалоб пациентов и сотрудников;

5.1.2. соблюдение протоколов диагностики и лечения кардиологических заболеваний;

5.1.3. соблюдение санэпидрежима;

5.1.4. результаты проверок;

5.1.5. экспертная оценка качества работы;

5.2. врач-кардиолог несет ответственность:

5.2.1. за ненадлежащее исполнение (неисполнение) своих должностных обязанностей, за неправильность и неполноту использования предоставленных прав, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, в пределах, определенных действующим трудовым законодательством;

5.2.2. за правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, приведшие к смерти или нанесению ущерба здоровью больного, в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством;

5.2.3. за причинение морального ущерба больному, связанного с тяжкими последствиями для здоровья больного, вследствие допущенных ошибок в лечебной деятельности в пределах, определенных действующим гражданским, административным и уголовным законодательством;

5.2.4. за причинение материального ущерба в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством.

Вспомогательные методы лечения при кардиологических заболеваниях.

К вспомогательным методам лечения, применяемым в кардиологическом отделении, можно отнести следующие: физиотерапевтическое лечение (электросонтерапия, магнитотерапия, иглорефлексотерапия, фитотерапия, ароматерапия, климатолечение, углекислые ванны, гидротерапия и др.), лечебная физкультура, коррекция иммунных нарушений, метаболическая и антиоксидантная терапия.

      

Лечебно-охранительный режим.

Лечебно-охранительный режим является составной частью комплекса лечебной работы в стационаре. Это система мероприятий, направленных на создание наиболее благоприятных условий для больного, на поднятие нервно-психического тонуса и стимуляцию защитных и компенсаторных сил организма. В основе лечебно-охранительного режима лежит внимание к больному, забота о нем, соблюдение этики и деонтологии медперсоналом, соблюдение дисциплины и правил внутреннего распорядка. Все это способствует скорейшему выздоровлению.

Лечебно-охранительный режим включает в себя:

  1.  строгое соблюдение внутрибольничного режима, с которым больного знакомят при поступлении в стационар (после ознакомления больной расписывается в истории болезни); при необходимости возможно внесение индивидуальных изменений в режим дня;
  2.  диетическое питание
  3.  по возможности одновременное заполнение палат;
  4.  выбор лекарственных средств: по возможности (но не в ущерб лечебному воздействию) для каждого пациента подбирается тот режим,  назначение и формы лекарственных средств и лечебных манипуляций, которые наиболее эффективны, и вместе с тем удобны для пациента;
  5.  психопрофилактическая подготовка пациента  к манипуляциям и операции - заключается в беседе врача с больным, разъяснении пациенту сути его заболевания, принципов и методов лечения, а также предупреждении больного о возможных осложнениях и побочных действиях лекарственных средств;
  6.  благоприятные санитарно-гигиенические условия пребывания в больнице (качество питания, климатические условия в палате);
  7.  соблюдение этики и деонтологии медперсоналом;
  8.  работа с родственниками – предполагает личные беседы родных пациента с лечащим врачом и/или заведующим отделения в установленные часы.

Организация питания больных

Питание больных, особенно диетическое, является  важнейшим составным компонентом комплексного лечения. Учреждение здравоохранения «5 городская клиническая больница г. Минска» обеспечивается питанием централизованно. Необходимое количество пищи ежедневно оценивается на основании сводок о количестве больных в отделении, прописанных им столов. Сводки из отделения подаются в оперативный отдел. Заказ на продукты подается централизованно от всего лечебного учреждения.

Хозяйственная служба обеспечивает стационар продуктами по установленным нормам, организовывает их надлежащую обработку, приготовление пищи в соответствии с технологией и требованиями диетологии, доставку в отделения. В отделениях раздача пищи больным осуществляется через раздаточную. Прием пищи осуществляется в столовой. Больным, находящимся в тяжелом состоянии, еда доставляется непосредственно в палаты постовой медсестрой или санитаркой-раздатчицей. За качество пищи несет ответственность врач-диетолог, повар, старшая мед. сестра и палатная сестра отделения.

Проводится санитарный надзор за пищевыми продуктами, их хранением, приготовлением пищи, санитарным состоянием кухни и др.

Организация снабжения отделения медикаментами

Для получения необходимых медикаментов старшая медицинская сестра оформляет требование, предоставляет его для подписи заведующему отделением, далее требование передается в больничную аптеку. Аптека получает лекарственные препараты в соответствии с оформленным требованием, которые доставляются в отделение. Сильнодействующие и особо ценные средства отпускаются по требованию отделений, визируемых не только заведующим отделением, но и главным врачом больницы или его заместителем. Заведующий отделением не может иметь запаса вышеуказанных средств более чем на трехдневный период. Временное хранение, выдача материалов и лекарств в отделении осуществляется старшей сестрой отделения.

Экспертиза временной нетрудоспособности кардиологических больных.

Проведение экспертизы временной нетрудоспособности регламентируется инструктивно-методическими документами Министерства здравоохранения. Временная нетрудоспособность удостоверяется листком нетрудоспособности  и справкой о временной нетрудоспособности.

Листок нетрудоспособности выдается:

  •  работникам  из числа граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства, работающих в организациях, независимо от их форм собственности;
  •  лицам, занимающимся предпринимательской и иной деятельностью, при условии уплаты страховых взносов в Фонд социальной защиты населения;
  •  безработным, состоящим на учете в государственной службе занятости, в период выполнения ими общественных работ; работникам из числа граждан государств участников СНГ в случае возникновения у них временной нетрудоспособности в период пребывания на территории Республики Беларусь;
  •  работникам из числа граждан государств-участников СНГ в случае возникновения у них временной нетрудоспособности в период пребывания на территории Республики Беларусь.

Справка о временной нетрудоспособности выдается:

  •  безработным, состоящим на учете в государственной службе занятости;
  •  военнослужащим в случае обращения в территориальные организации здравоохранения за скорой и неотложной медицинской помощью и определении у них временной нетрудоспособности,
  •  лицам, у которых длительная (более месяца) утрата трудоспособности наступила в течение месячного срока после увольнения с работы,
  •  лицам, обучающимся в общих средних, профессионально-технических средних специальных и высших учреждениях образования, аспирантуре, клинической ординатуре;
  •  лицам, осуществляющим предпринимательскую и иную деятельность, не состоящим  на учете в органах Фонда и не уплачивающих страховые взносы.

ЛН выдаются лечащим врачом после личного осмотра больного, а в установленных случаях - врачебно-консультационной комиссией (ВКК) в день выписки за весь период стационарного лечения. Заведующие отделениями и заместители главного врача могут выдавать ЛН только в случаях, когда они исполняют обязанности лечащего врача. Выдача, продление и оформление ЛН фиксируются врачом или ВКК в медицинской документации.

Для экспертизы стойкой нетрудоспособности больной направляется лечащим врачом (совместно с заведующим отделением) на МРЭК после проведения всех необходимых обследований. МРЭК проводит экспертизу ограничения жизнедеятельности больных, устанавливает причину и время наступления инвалидности, определяет степень утраты профессиональной и общей трудоспособности, а также составляет индивидуальные программы реабилитации (ИПР) и осуществляет контроль за их выполнением.

                     Порядок выписки больных из отделения.

Критериями выписки из больных отделения (по состоянию здоровья) являются:

- выздоровление пациента, подтверждаемое состоянием пациента и результатами лабораторно-инструментальных исследований;

- стойкое улучшение состояния больного, когда он может быть выписан из больницы и продолжать лечение амбулаторно без ущерба для здоровья;

- необходимость перевода в другое отделение или лечебно-профилактическое учреждение.

Выписка больного осуществляется на основании решения лечащего врача (в сложных случаях по согласованию с заведующим отделения). При выписке больного заполняется соответствующая документация: статистическая карта выбывшего из стационара (форма 066/у), делаются соответствующие записи в медицинскую карту стационарного больного (пишется заключительный дневник, указывается заключительный диагноз, эпикриз в 2-х экземплярах), в листе назначений отменяются все лекарственные препараты и процедуры. Пациенту выдается лист нетрудоспособности или справка о временной нетрудоспособности и эпикриз с рекомендациями по лечению и проведению последующих профилактических мероприятий в 1 экземпляре. Все документы подписываются лечащим врачом и заведующим отделения.

При необходимости больной продолжает лечение амбулаторно, для чего ему необходимо обратиться к врачу поликлиники по месту жительства.

Взаимодействие в работе с поликлиниками, специализированными диспансерами и другими лечебно-профилактическими учреждениями.

Связь кардилогического отделения стационара в работе с поликлиниками и другими ЛПУ осуществляется следующими путями:

  1.  Направление больных для госпитализации в кардиологическое отделение стационара осуществляется поликлиниками, а также другими ЛПУ, при этом определенный комплекс обследований проводится в этих учреждениях, что позволяет добиться снижения длительности пребывания больных в стационаре.
  2.  Во время лечения больной может обследоваться в других ЛПУ (в частности в диагностических центрах) или приглашают для консультации соответствующих специалистов. Больные могут переводиться в другие (профильные) ЛПУ для прохождения специализированного лечения в соответствующих отделениях.
  3.  При обнаружении онкологического заболевания врач кардиологического отделения заполняет «Извещение о больном с впервые в жизни установленным диагнозом рака или другого злокачественного новообразования» (форма 090/у)  и отправляет его в Минский городской онкодиспансер (МГОД).
  4.  При обнаружении кожно-венерологического заболевания, туберкулеза, психического расстройства, инфекционного заболевания заполняется соответствующее извещение в кожно-венерологический диспансер, противотуберкулезный диспансер, психоневрологический  диспансер (форма 089/у), ЦГиЭ (форма 058/у), и больной после лечения кардиологической патологии переводится в специализированный стационар для дальнейшего лечения.
  5.  ЦГЭ проводит санитарно-эпидемиологический и гигиенический контроль за деятельностью стационара, в том числе, кардиологического отделения.
  6.  После выписки больные могут заканчивать лечение амбулаторно, наблюдаться у кардиолога и терапевта по месту жительства, проходить санаторно-курортное лечение. В выписном эпикризе подробно указываются все необходимые рекомендации по ведению больного, а также данные по проведенному лечению и проведенным лабораторно-инструментальным исследованиям.
  7.  Амбулаторные больные, нуждающиеся в консультации, могут быть направлены в стационар, либо к ним может быть приглашен консультант из стационара в лице заведующего кардиологическим отделением или сотрудников кафедры.
  8.  Обмен опытом между врачами-кардиологами различных учреждений здравоохранения

осуществляется путем  проведения совместных конференций, семинаров и др.

                  Новые организационные формы и методы работы.

Внедрение новых форм и методов работы позволяет улучшить качество оказываемой кардиологической помощи больным, а также снизить общие затраты на лечение.

Основные направления:

  1.  освоение современных методов диагностики и лечение кардиологических больных;
  2.  внедрение результатов научно-исследовательских работ и новых медицинских технологий;
  3.  введение автоматизированной системы управления (АСУ) и получение при помощи её статистических сведений по организации работы отделения;
  4.  введение системы премиальных  поощрений.

          Использование ЭВМ в работе отделения.

В отделении кардиологии имеется 1 персональный компьютер, который находится в кабинете заведующего отделения. Компьютер служит для оформления необходимой медицинской отчетно-учетной документации, а также для хранения некоторых данных по работе отделения. При необходимости доступ к нему имеют все врачи отделения. Также в кабинете заведующего отделением имеется принтер для вывода нужной информации на бумажные носители. В ординаторской есть ксерокопировальное устройство, которое служит для копирования необходимых в работе документов.

Организация повышения квалификации персонала отделения.

Врачи и средний медицинский персонал кардиологического отделения постоянно совершенствует свои медицинские знания путем чтения специальной литературы, посещения и участия в производственной учебе в отделении и в больнице, обучаясь на курсах повышения квалификации (врачи в БелМАПО, медицинские сестры в мед. колледжах) не реже 1 раза в 5 лет. В 2010 году курсы повышения квалификации прошли 2 врача-кардиолога и 4 медицинские сестры. Повышению уровня знаний также способствует посещение врачами ежедневных утренних конференций, патолого-анатомических конференций, конференций и семинаров по отдельным видам патологии.

Работа по деонтологической подготовке медицинского персонала.

Медицинская деонтология – учение о должном образе общения, поведения; комплекс этических правил, норм и принципов, которыми руководствуется врач; морально-нравственный компонент деятельности врача; совокупность соответствующих профессиональных, морально-этических и правовых принципов и правил, состовляющих понятие врачебного долга. Регламентируется директивами и должностными инструкциями.

В 5 ГКБ деонтологическая подготовка врачей осуществляется путем чтения еженедельных лекций по медицинской этике и деонтологии, а также путем обсуждения вопросов деонтологии на врачебных конференциях, совещаниях, собраниях.

Деонтологическая подготовка среднего и младшего медицинского персонала осуществляется заведующими отделений и врачами в форме лекций и бесед.

                       Основная учетно-отчетная документация кардиологического отделения.

  1.  Журнал учета приема больных и отказов в госпитализации (форма N 001/у)
  2.  Медицинская карта стационарного больного (форма N 003/у)
  3.  Температурный лист (форма N 004/у)
  4.  Лист врачебных назначений
  5.  Лист регистрации переливания трансфузионных сред (форма N 005/у)
  6.  Журнал регистрации переливания трансфузионных сред (форма N 009/у)
  7.  Протокол на случай выявления у больного запущенной формы злокачественного новообразования (форма N 027-2/у)
  8.  Статистическая карта выбывшего из стационара (форма N 066/у)
  9.  Листок учета движения больных и коечного фонда стационара (форма N 007/у)
  10.  Сводная ведомость учета движения больных и коечного фонда по стационару, отделению, профилю коек (форма N 016/у)
  11.  Направление на консультацию и во вспомогательные кабинеты (форма N 028/у)
  12.  Выписка из медицинской карты стационарного больного (форма N 027/у)
  13.  Экстренное извещение об инфекционном заболевании, пищевом, остром профессиональном отравлении, необычной реакции на прививку (форма N 058/у)
  14.  Извещение о больном с впервые в жизни установленным диагнозом активного туберкулеза, венерической болезни, трихофитии, микроспории, фавуса, чесотки, трахомы, психического заболевания (форма N 089/у)
  15.  Извещение о больном с впервые в жизни установленным диагнозом рака или другого злокачественного новообразования(форма N 090/у)
  16.  Журнал учета инфекционных заболеваний (форма N 060/у)
  17.  Статистическая карта выбывшего из стац-ра (форма N 066/у)
  18.  Справка о временной нетрудоспособности студентов, учащихся техникумов, профтехучилищ, о болезни, карантине ребенка, посещающего школу, детское дошкольное учреждение (форма N 095/у)
  19.  Журнал для записи заключений врачебно-консультационной комиссии (форма N 035/у)
  20.  Книга регистрации листков нетрудоспособности (форма N 036/у)
  21.  Журнал учета санитарно-просветительной работы (форма N 038/у)
  22.  Контрольный журнал регистрации группы крови и резус принадлежности (форма N 127/у)
  23.  Журналы  учёта списывания медикаментов
  24.  Журнал учёта ядовитых и наркотических средств, и этилового спирта
  25.  Журнал учёта процедур
  26.  Журнал регистрации экстренных извещений
  27.  Должностные инструкции врачей и среднего медицинского персонала
  28.  Отчет о заб-ти по данным обращаемости по первому обращению за год

Основные показатели, характеризующие работу кардиологического отделения.

                                                                                                                                                 Таблица №2.

Исходные данные для вычисления показателей деятельности

кардиологического отделения 5 ГКБ г. Минска в 2009 и 2010 гг.

Наименование

2009 год

2010 год

Число среднегодовых коек

60

60

Число койко-дней, фактически проведенных больными в стационаре

23858

24680

Число пользованных больных

2256

2330

Общее число пользованных больных

322856

343130

Количество умерших больных в отделении

30

34

Количество умерших в стационаре больных от острого ИМ

6

8

Общее количество вскрытий

23

21

Число совпадений клинических и патологоанатомических диагнозов

23

21

1.Показатель укомплектованности. Коэффициент совместительства врачей.

Показатель укомплектованности рассчитывается следующим образом:

Показатель укомплектованности врачами в 2009 году = 4,5 / 4,5 *100 % = 100 %

Показатель укомплектованности врачами в 2010 году = 5 / 5 *100 % = 100 %

Показатель укомплектованности средним медицинским персоналом в 2009 году = 14 / 14,75 *100 % = 95%

Показатель укомплектованности средним медицинским персоналом в 2010 году = 15 / 16,75 *100 % = 89,5%

Коэффициент совместительства рассчитывается следующим образом:

            

Коэффициент совместительства врачей в 2009 г.: 4,5 / 3 = 1,5

Коэффициент совместительства врачей в 2010 г.: 5 / 5 = 1

Коэффициент совместительства среднего медперсонала в 2009г.: 14 / 14 = 1

Коэффициент совместительства среднего медперсонала в 2009г.: 15 / 12 = 1,25

 

Рисунок 1. Показатель укомплектованности врачами и средним медицинским персоналом в кардиологическом отделении 5 ГКБ в 2009 и 2010 годах.

2.Среднее число дней занятости койки в году.

Среднее число дней занятости койки в году рассчитывается следующим образом:

Среднее число дней занятости койки в году в 2009 году = 23858/60 = 397,6 (дней).

Среднее число дней занятости койки в году в 2010 году = 24680/60 = 411,3 (дней).

Рисунок 2. Среднее число дней занятости койки в году в кардиологическом отделении 5 ГКБ

в 2009 и 2010 годах.

3.Средняя длительность пребывания больного на койке.

Средняя длительность пребывания больного на койке рассчитывается следующим образом:

Средняя длительность          число койко-дней, фактически проведенных больным в стационаре

пребывания больного       =                                   число пользованных больных

           на койке

Средняя длительность пребывания больного на койке в 2009 году = 23858/2256 = 10,6 (дни).

Средняя длительность пребывания больного на койке в 2010 году = 24680/2330 = 10,6 (дни).

Рисунок 3. Средняя длительность пребывания больного на койке в кардиологическом отделении

5 ГКБ  в 2009 и 2010 годах.

4.Оборот койки.

рассчитывается следующим образом:

в 2009 году = 2256/60 = 37,6.

в 2010 году = 2330/60 = 38,8.

Рисунок 4. Оборот койки в кардиологическом отделении 5 ГКБ  в 2009 и 2010 годах.

5.Средняя длительность лечения по отдельным нозологическим формам.

Средняя длительность лечения по отдельной нозологической форме рассчитывается следующим образом:

Средняя длительность  лечения            число койко-дней, фактически проведенных в стационаре

по отдельной нозологической                 выписанными больными с определенным диагнозом

                     форме                         =            число выписанных больных с данным диагнозом

Все необходимые данные, а также результаты вычислений представлены в таблице №3

                                                                                                                                                   Таблица №3.

Количество выписанных больных, число проведенных в стационаре койко-дней и средняя длительность лечения по отдельным нозологическим формам в кардиологическом отделении 5 ГКБ г. Минска в 2009 и 2010 гг.

Нозологическая

форма

Количество больных, выписанных с данным диагнозом

Число койко-дней, проведенных в стационаре

больными с определенным диагнозом

Средняя длительность лечения, койко-дни

2009г.

2010г.

2009г.

2010г.

2009г.

2010г.

1.

Инфаркт миокарда

62

87

967

1274

15,6

15,1

2.

Стенокардия

403

631

4403

6691

11,1

10,6

3.

Хроническая ИБС

1034

1056

10891

10727

10,5

10,2

4.

Артериальная гипертензия

385

331

3123

2975

8,1

8,9

5.

Нейроциркуляторная дистония

15

12

114

100

7,6

8,3

6.

Пролапс митрального клапана

4

4

31

43

7,8

10,7

7.

Кардиомиопатия

34

34

410

420

12,06

12,3

8.

Острая недостаточность мозгового кровообращения (транзиторные ишемические атаки)

-

1

-

11

-

11,0

9.

Миокардит

2

-

26

-

13,0

-

10.

Эндокардит

-

4

-

100

-

25,0

11.

Хроническая ревматическая болезнь сердца

-

14

-

211

-

15,0

12.

Пневмония

168

52

2377

744

14,2

14,3

13.

Болезни органов дыхания

209

66

2913

920

13,9

13,9

Всего

2316

2292

25255

24216

10,9

10,6

Вычисления:

Средняя длительность лечения больных с инфарктом миокарда в 2009г. = 967/62 = 15,6 койко-дней

Средняя длительность лечения больных со стенокардией в 2009г. = 4403/403 = 11,1 койко-дней

Средняя длительность лечения больных с хронической ИБС в 2009г. = 10891/1034 = 10,5 койко-дней

Средняя длительность лечения больных с АГ в 2009г. = 3123/385 = 8,1 койко-дней

Средняя длительность лечения больных с НЦД в 2009г. = 114/15 = 7,6 койко-дней

Средняя длительность лечения больных с ПМК в 2009г. = 31/4 = 7,8 койко-дней

Средняя длительность лечения больных с кардиомиопатией в 2009г. = 410/34 = 12,06 койко-дней

Средняя длительность лечения больных с миокардитом в 2009г. = 26/2 = 13,0 койко-дней

Средняя длительность лечения больных с пневмонией в 2009г. = 2377/168 = 14,2 койко-дней

Средняя длительность лечения больных с болезнью органов дыхания в 2009г. = 2913/209 = 13,9 койко-дней

Средняя длительность лечения больных с инфарктом миокарда в 2010г. = 1274/87 = 15,1 койко-дней

Средняя длительность лечения больных со стенокардией в 2010г. = 6691/631 = 10,6 койко-дней

Средняя длительность лечения больных с хронической ИБС в 2010г. = 10727/1056 = 10,2 койко-дней

Средняя длительность лечения больных с АГ в 2010г. = 2975/331 = 8,9 койко-дней

Средняя длительность лечения больных с НЦД в 2010г. = 100/12 = 8,3 койко-дней

Средняя длительность лечения больных с ПМК в 2010г. = 43/4 = 10,7 койко-дней

Средняя длительность лечения больных с кардиомиопатией в 2010г. = 420/34 = 12,3 койко-дней

Средняя длительность лечения больных с ОНМК (ТИА) в 2010г. = 11/1 = 11,0 койко-дней

Средняя длительность лечения больных с эндокардитом в 2010г. = 100/4 = 25,0 койко-дней

Средняя длительность лечения больных с ХРБС в 2010г. = 211/14 = 15,0 койко-дней

Средняя длительность лечения больных с пневмонией в 2010г. = 744/52 = 14,3 койко-дней

Средняя длительность лечения больных с болезнью органов дыхания в 2010г. = 920/66 = 13,9 койко-дней

Рисунок 5. Средняя длительность лечения по отдельным нозологическим формам в

                   кардиологическом отделении 5 ГКБ г. Минска в 2009 и 2010 гг.

6. Структура пролеченных больных по нозологическим формам.

Структура пролеченных больных по нозологическим формам  рассчитывается следующим образом:

Все необходимые для расчета данные возьмем из таблицы №3.

Вычисления:

Удельный вес инфаркта миокарда в 2009г. = 62/2316  = 2,7%

Удельный вес стенокардии в 2009г. = 403/2316  = 17,4%

Удельный вес хронической ИБС в 2009г. = 1034/2316  = 44,6%

Удельный вес артериальной гипертензии в 2009г. = 385/2316  = 16,6%

Удельный вес нейроциркуляторной дистонии в 2009г. = 15/2316  = 0,6%

Удельный вес пролапса митрального клапана в 2009г. = 4/2316  = 0,2%

Удельный вес кардиомиопатии в 2009г. = 34/2316  = 1,5%

Удельный вес миокардита в 2009г. = 2/2316  = 0,1%

Удельный вес пневмонии в 2009г. = 168/2316  = 7,3%

Удельный вес болезней органов дыхания в 2009г. = 209/2316  = 9%

Удельный вес инфаркта миокарда в 2010г. = 87/2292  = 3,8%

Удельный вес стенокардии в 2010г. = 631/2292  = 27,5%

Удельный вес хронической ИБС в 2010г. = 1056/2292  = 46%

Удельный вес артериальной гипертензии в 2010г. = 331/2292  = 14,5%

Удельный вес нейроциркуляторной дистонии в 2010г. = 12/2292  = 0,5%

Удельный вес пролапса митрального клапана в 2010г. = 4/2292  = 0,2%

Удельный вес кардиомиопатии в 2010г. = 34/2292  = 1,5%

Удельный вес ОНМК (ТИА) в 2010г. = 1/2292  = 0,02%

Удельный вес хронич.ревматической болезни сердца в 2010г. = 14/2292  = 0,6%

Удельный вес эндокардита в 2010г. = 4/2292  = 0,2%

Удельный вес пневмонии в 2010г. = 52/2292  = 2,3%

Удельный вес болезней органов дыхания в 2010г. = 66/2292  = 2,9%

                                      

Рисунок 6. Структура пролеченных больных по нозологическим формам в

                   кардиологическом отделении 5 ГКБ г. Минска в 2009г.

Рисунок 7. Структура пролеченных больных по нозологическим формам в

                   кардиологическом отделении 5 ГКБ г. Минска в 2010г.

7. Структура выписанных больных по результатам лечения

Структура выписанных больных по результатам лечения рассчитывается следующим образом:

Удельный вес выписанных            число выписанных больных с данным результатом лечения

с определенным результатом   =                             общее число выписанных больных

           лечения

Все необходимые для расчета данные возьмем из таблицы №4.

                                                                                                                                                   Таблица №4.

Количество выписанных больных по результатам лечения в кардиологическом отделении 5 ГКБ г. Минска в 2009 и 2010 гг.

Результат лечения

Количество выписанных больных с данным результатом лечения

2009 год

2010 год

Улучшение

2273

2246

Значительное улучшение

12

12

Без изменений

1

0

Ухудшение

30

34

Всего

2316

2292

Вычисления:

Удельный вес больных, выписанных с улучшением,  в 2009г. = 2273/2316  = 98,1%

Удельный вес больных, выписанных со значительным улучшением, в 2009г.= 12/2316  = 0,5%

Удельный вес больных, выписанных без изменений,  в 2009г. = 1/2316  = 0,1%

Удельный вес больных, выписанных с ухудшением,  в 2009г. = 30/2316  = 1,3%

Удельный вес больных, выписанных с улучшением,  в 2010г. = 2246/2292  = 98%

Удельный вес больных, выписанных со значительным улучшением, в 2010г.= 11/2292  = 0,5%

Удельный вес больных, выписанных с ухудшением,  в 2010г. = 34/2292  = 1,5%


Рисунок 8. Структура выписанных больных по результатам лечения в

                   кардиологическом отделении 5 ГКБ г. Минска в 2009г.

Рисунок 9. Структура выписанных больных по результатам лечения в

                   кардиологическом отделении 5 ГКБ г. Минска в 2010г.

8.Летальность (по отделению).

Летальность в отделении  рассчитывается следующим образом:

В 2009г. в кардиологическом отделении 5 ГКБ г. Минска умерло 30 человек, в 2010г. – 34человека.

Вычисления:                                                                                 

Летальность  в кардиологическом отделении в 2009 г. =  30/2256  = 1,3%

Летальность  в кардиологическом отделении в 2010 г. =  34/2330  = 1,46%

Рисунок 10. Летальность в кардиологическом отделении 5 ГКБ г. Минска в 2009-2010гг.

9.Больничная летальность от острого инфаркта миокарда.

Больничная летальность от острого инфаркта миокарда  рассчитывается следующим образом:

Больничная летальность               от острого ИМ за год

от острого инфаркта миокарда   =                            общее число пользованных больных

В 2009г. В 5 ГКБ г. Минска от острого инфаркта миокарда  умерло 6 человек, в 2010г. – 8человек.

Вычисления:                                                                                 

Летальность от острого инфаркта миокарда  в 2009 г. =  6/322856  = 0,0018%

Летальность от острого инфаркта миокарда  в 2010 г. =  8/343130  = 0,0023%

Рисунок 11. Больничная летальность от острого инфаркта миокарда в кардиологическом отделении 5       

           ГКБ г. Минска в 2009-2010гг.

  1.  Показатель совпадений (расхождений) клинических и патанатомических диагнозов

Показатель совпадений (расхождений) клинических и патанатомических диагнозов рассчитывается следующим образом:

показатель совпадений                  число совпадений клинических и патанатомических диагнозов 100%

клинических и                         =          общее число вскрытий умерших 

патанатомических диагнозов    

В 2009г. Было произведено 23 вскрытия больных, умерших в кардиологическом отделении 5ГКБ г. Минска, в 2010г. – 21 вскрытие.

Показатель совпадений клинико-анатомических диагнозов  в 2009 г. = 23/23 = 100%, расхождений диагнозов нет.

Показатель совпадений клинико-анатомических диагнозов  в 2010 г. = 21/21 = 100%, расхождений диагнозов нет.

Сравнительный анализ показателей за 2009 и 2010 гг.

Сравнивая соответствующие показатели деятельности кардиологического отделения 5 ГКБ г. Минска за 2009 и 2010 гг. (по материалам годовых отчетов), можно отметить, что:

•     Показатели укомплектованности врачами за 2 анализируемых года составляют 100% и не требуют коррекции в отличие от  показателей укомплектованности средним медицинским персоналом, которые снизились по сравнению с предыдущим годом на 5,5%. Коэффициент совместительства врачей в 2010 г. снизился по сравнению с 2009 г. с 1,5 до 1, что соответствует нормативному уровню и свидетельствует о достаточной укомплектованности врачами.

•     В 2010 году по сравнению с 2009 годом средняя длительность пребывания больного на койке не изменилась, что свидетельствует о необходимости внедрения новых методов работы лечебно-диагностической службы в отделении для снижения этого показателя, увеличились среднее число дней занятости койки, что может быть связано с ростом числа поражений системы кровообращения, также увеличился оборот койки, что свидетельствует о хорошем качестве оказания медицинской помощи кардиологическим больным

•     Уменьшилась средняя длительность лечения больных с ИМ, стенокардией и хронической ИБС, что также свидетельствует о хорошем качестве оказания медицинской помощи больным.

•     Изменилась структура пролеченных больных по нозологическим формам, однако ведущие позиции  как в 2009г., так и в 2010 г. занимают хроническая ИБС, стенокардия и артериальная гипертензия, что говорит о том, что основное внимание надо уделять совершенствованию диагностики и лечения именно этих форм.

•     Летальность в отделении увеличилась незначительно (с 1,3% до 1,46%).

•     Показатель совпадения патологоанатомических и клинических диагнозов составил 100% в 2009 и 2010 годах, что свидетельствует о высоком уровне диагностики и хорошей подготовке медицинских кадров в отделении кардиологии.

Выводы.

Анализируя вышеуказанные показатели, можно сделать вывод, что работа кардиологического отделения 5 ГКБ носит удовлетворительный характер. Высокий уровень диагностики и хорошая подготовка медицинских кадров в отделении кардиологии способствуют поддержанию оказания медицинской помощи кардиологическим больным на высоком уровне.

Предложения.

1.  Постоянное повышение и совершенствование профессиональных навыков работающего медицинского персонала за счет организации поездок на курсы повышения квалификации, ознакомительных и учебных командировок в учреждения здравоохранения зарубежных стран.

2.  Привлечение новых сотрудников в штат отделения, создание и поддержание дружеской обстановки в коллективе; стимулирование опытных врачей (среднего медперсонала) на передачу своего опыта молодым специалистам.

3.  Увеличение количества семинаров, конференций посвященных разбору сложных случаев.

4.  Закупка нового оборудования и высокоэффективных лекарственных средств  для дальнейшего улучшения качества оказания лечебно-диагностической помощи.

5.  Более широкое использование современных компьютерных технологий, применение их не только для обработки, хранения статистической информации, но и для каждодневного использования в практической работе (ведение учетной документации, составление банка данных о пролеченных пациентах); обучение персонала навыкам владения работы на ПК; подключение к Интернету и использование его ресурсов в совершенствовании теоретической подготовки врачей.

6. Дальнейшее развитие принципа преемственности в работе с другими учреждениями здравоохранения.

9.   Постоянная работа с поступившими больными по формированию у них понятия о здоровом образе жизни, пополнении уже имеющихся знаний и умений, проведение соответствующих семинаров.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

9083. Предмет и функции философии, Мировоззрение и его структура 30.75 KB
  Предмет и функции философии. Возникновение философии означало появление особой духовной установки - поиска гармонии знаний о мире с жизненным опытом людей, с их верованиями, идеалами надеждами. Универсализм и субстанционализм характеризу...
9084. Особенности мифологического мировоззрения 19.16 KB
  Особенности мифологического мировоззрения Мифология (от греч. mythos - предание, сказание и logos - слово, понятие, учение) - тип сознания, способ понимания мира, характерный для ранних стадий развития общества. Мифы существовали у всех народов мира...
9085. Структура философского знания. Философия и наука - сходство и различие 19.88 KB
  Структура философского знания. Философия и наука - сходство и различие. Сущность и специфика философского знания Основная специфика философского знания заключается в его двойственности, так как оно: имеет очень много общего с научным знанием...
9086. Религиозное мировоззрение и его особенности 18.07 KB
  Религиозное мировоззрение и его особенности. Религия - мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия людей, которые основываются на вере в сверхъестественное (богов, высший разум, некий абсолют и т.д..
9087. Мировые религии - причины возникновения и сущность 36.67 KB
  Мировые религии – причины возникновения и сущность. Формирование монотеизма: Монотеизм (от греч. - один) - религиозное представление и учение о едином Боге  Монотеизм противоположен политеизму (многобожию). Характерен прежде всего...
9088. Философское мировоззрение, его особенности. Исторические типы философского мировоззрения 65.95 KB
  Философское мировоззрение, его особенности. Исторические типы философского мировоззрения. философское мировоззрение - это теоретический уровень мировоззрения, это наиболее систематизированное, максимально рационализированное мировоззрение...
9089. Средневековая философия: теоцентризм 121 KB
  Средневековая философия: теоцентризм Если греческая философия выросла на почве античного рабовладельческого общества, то философская мысль средних веков принадлежит к эпохе феодализма (V-XV века). Однако неверно было бы представлять себе дело так, ч...
9090. Философия эпохи Возрождения: антропоцентризм 73 KB
  Философия эпохи Возрождения: антропоцентризм Начиная с XIV-XV веков в странах Западной Европы происходит целый ряд изменений, знаменующих начало новой эпохи, которая вошла в историю под именем Возрождения. Эти перемены были связаны прежде всего с пр...
9091. Античная философия: космоцентризм 143 KB
  Античная философия: космоцентризм. Космологизм ранней греческой философии Спецификой древнегреческой философии, особенно в начальный период ее развития, является стремление понять сущность природы, космоса, мира в целом. Не случайно первых греческ...