97153

Место и роль Джордано Бруно в развитии экспериментального знания

Доклад

Логика и философия

Сложно поверить что в такое время мог появиться такой человек как Джордано Бруно. И именно Джордано Бруно явился связующим звеном между ними. Прежде чем описывать непосредственно философию Джордано Бруно нам необходимо разобраться что же всё-таки послужило основой для его умозаключений.

Русский

2015-10-14

65.86 KB

0 чел.

Место и роль Джордано Бруно в развитии экспериментального знания

«Сжечь – не значит опровергнуть»

Джордано Бруно.

Введение.

Эпоха Средневековья – это эпоха господства религии, схоластических догм и костров инквизиции. Сложно поверить, что в такое время мог появиться такой человек, как Джордано Бруно. Вольномыслие, свобода, стремление к познанию – именно эти слова более всего подходили для описания молодого философа. Сумев отречься от существующих догм, он перешел на качественно иной уровень, создав модель мира, опередившую эпоху. Его учение повлияло не только на философию, но и на экспериментальную физику: если у Коперника гелиоцентрическая теория была выведена не столько опытным путём, сколько математическими вычислениями, то у Галилея гелиоцентризм есть уже теория, построенная на опыте, на эксперименте. И именно Джордано Бруно явился связующим звеном между ними.

Предыстория.

Прежде чем описывать непосредственно философию Джордано Бруно, нам необходимо разобраться, что же всё-таки послужило основой для его умозаключений. Как ни странно, его философия вытекает непосредственно из науки.

Первым, кто пришёл к Гелиоцентрической системе был Коперник. Изучая причину того, что день пасхи каждый год приходится на разный день, своими математическими расчетами он пришёл именно к такому заключению: в центре нашей системы находится не Земля, а Солнце. Создание гелиоцентрической теории было связано и с необходимостью реформы юлианского календаря, в котором две основные точки - равноденствие и полнолуние - потеряли связь с реальными астрономическими событиями; также необходимость совершенствования мореплавательных таблиц движения луны и солнца заставили Коперника заняться этим вопросом. Отказавшись от геоцентризма, Коперник занялся непосредственно математическими расчетами движения нашей солнечной системы. Да, он сумел создать более логичную и простую систему движения, но у него отсутствовали возможности для её доказательства, он не мог доказать её экспериментально, ведь даже первый телескоп появился практически через 100 лет. В 1543 году он издаёт труд «О вращении небесных сфер», который явился результатом всей его деятельности. Однако мало кто замечает в ней революционные идеи. И лишь спустя несколько десятков лет астрономы по-настоящему заинтересовались этим трудом, и одним из них был молодой Джордано Бруно. 

Джордано Бруно.

Джордано Бруно родился около 1548 г. в маленьком городке Нола близ Неаполя. Еще мальчиком он попал в доминиканский монастырь и получил возможность использовать монастырское книгохранилище для обогащения своего ума знаниями. Но, как сам он писал впоследствии, «цензоры стремились отвлечь его от более достойных и высших занятий, наложить оковы на его дух и превратить его из свободного человека, служащего добродетели, в раба жалкого и глупого ханжества». Он проникся ненавистью к схоластике и к монашеству, начал борьбу со старым мировоззрением. Особенное, даже решающее значение для духовного развития и жизненной судьбы Бруно имело знакомство с сочинением Коперника, что случилось, по-видимому, относительно рано.

Глубоко было его удивление перед величием старого астронома, который, не обращая внимания на насмешки невежд и вопреки всеобщим убеждениям, стойко защищал свою позицию. «Убедительное слово Коперника стучало во врата юношеской души», — впоследствии писал он.

Бруно не только безоговорочно принял учение Коперника, но и явился первым гениальным философским истолкователем этого учения. Пытаясь возвыситься до созерцания вселенной в целом, он с отважной последовательностью устранил последнюю ее «границу», оставшуюся у самого Коперника, — сферу неподвижных звезд, «скорлупу и выпуклую поверхность» звездного неба. На этом какие-либо научно-обоснованные умозаключения Бруно заканчиваются. Здесь начинается философия Но какая философия! Средневековое церковное мировоззрение благодаря учению Коперника о вселенной рассеялось у Бруно подобно призраку. Он не скрывал своих «мятежных мыслей», и против него церковники возбудили обвинение в ереси, сформулированное в 130 статьях. Поэтому в 1576 г. Бруно снял с себя одежду монашеского ордена и бежал из монастыря, чтобы превратиться в пропагандиста нового, передового мировоззрения. В течение 15 лет он вел беспокойную жизнь скитальца, изъездив половину Европы, где написал целый ряд книг, преимущественно в форме диалогов. В Италии, Швейцарии, Франции, Англии, Германии, затем снова в Италии — всюду он страстно и красноречиво полемизировал с схоластами, аристотелианцами и прочими. Всюду он старался насаждать свое учение — новое воззрение на вселенную, не желая считаться с общепринятыми взглядами, считая себя «профессором более высокой мудрости», чем та, которую обычно преподают. Бруно не признавал никакого внешнего, постороннего двигателя, который приводил бы в движение небесные тела. Он считал, что движение Земли и других мировых тел имеет «ненасильственный», естественный характер, происходит вследствие своего внутреннего принципа, т. е. в результате присущих им закономерностей. «Если бы посторонний двигатель существовал, — писал он,тогда все движения во вселенной были бы насильственными, а это противоречит всей природе движения». Пантеистическая философия Бруно явилась высшим результатом развития философской мысли эпохи Возрождения, так как в ней наиболее глубоко определились основные тенденции и особенности Ренессанса: гуманизм, стихийная диалектика, признание величия природы. Пантеизм Бруно - самая радикальная и последовательная из всех натурфилософских систем итальянского Возрождения, т.к. в постановке и решении важнейших проблем он пошел дальше своих предшественников.

Один из главных выводов, вытекающих из пантеизма Бруно, - утверждение о бесконечности природы. Он разработал, по существу, материалистическую концепцию Вселенной. Вселенная едина, материальна, бесконечна и вечна. Бесчисленное множество миров находится за пределами нашей солнечной системы. То, что мы видим перед собой, лишь ничтожная частица Вселенной. Земля - малая пылинка в беспредельных просторах мироздания. Бруно, следовательно, в своей космологической теории пошел дальше Коперника, который считал мир конечным, а Солнце представлял как абсолютный центр Вселенной. Бруно отрицает наличие такого центра. Большое значение для развития философии имела теория познания Бруно. Он выдвинул против схоластических догм церковного авторитета принцип сомнения, утверждая критическое отношение к старым теориям и общепринятым положениям, свободу мысли. Право подвергать сомнению догмы есть первейшее право и обязанность мыслителя. Отбросив «истину веры» и признав лишь истину научного знания, Бруно развивал в основе своей материалистическую теорию познания. Предметом познания, по мнению Бруно, является природа, а задача познания - установить за внешней изменчивостью вещей постоянство природных законов. Процесс познания бесконечен.

Таким образом, Джордано Бруно явился не только создателем нового пантеистического учения, но и популяризатора учения Коперника. Путешествуя по Европе, он всюду распространял своё учение.

О эксперементальном знании.

Многие считают родоначальником экспериментальной физики Галилео Галилея. Именно он в полной мере осознал всю важность и необходимость постановки эксперимента. Также трудно переоценить важность создания им телескопа и множества других уникальных приборов. Именно с их помощью он смог научно подтвердить правильность гелиоцентрической системы, зародить экспериментальную физику. Но стало бы всё это возможным, не существуй Коперника и Джордано Бруно? Джордано Бруно, явившийся символом жертвы той эпохи, его философия, пропагандирующая свободу мысли, выбора, необходимость ставить всё под сомнение не могла не повлиять на Галилея. Джордано Бруно сумел взбудоражить сердца многих европейских учёных, его жертва была не напрасна. В руках у Галилея оказалась интереснейшая теория, которую оставалось лишь доказать. Млечный путь, представляющий собой огромное скопление звёзд, доказывал множественность существующих миров, а спутники Юпитера подтвердили то, что объекты могут вращаться не только вокруг Земли. Но, если Джордано Бруно героически погибает за свою идею, то Галилей – совсем другой человек. Это уже учёный, главное для которого – истина, но за неё гибнуть он не намерен. Перед нами появляется наглядный пример того, как философия может быть тесно связана с наукой, влиять на неё, подталкивать. Учение Бруно, которое развилось в рамках философии, оказалось очень близко к научному и, несомненно, повлияло на саму науку и астрономов того времени.  В итоге пред нами предстают 3 уникальных личности, которые изменили не только эпоху, но и вывели науку на новый уровень. Коперник, используя математические знания, вносит новую идею. Бруно, популяризируя теорию, переосмысляет и выводит её на новый уровень. И, наконец, Галилей, который доказывает гелиоцентрическую, увековечивая имена всех троих в истории. Таким образом, Джордано Бруно явился связующим звеном, гений которого внёс огромный вклад в развитие экспериментального знания.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

24354. Герменевтика как методология 349.5 KB
  Дильтей правда был не первым мыслителем обратившим внимание на особый статус понимания в гуманитарных науках. Таким образом заслуга Дильтея заключается не в том что он выдвинул тезис об особом статусе понимания в историкогуманитарных науках €œнауках о духе€ а в том что он предпринял попытку систематического развития этоготезиса. Это положение послужило позднее поводом к противопоставлению €œобъяснения€ и €œпонимания€ как двух несовместимых методов познания. Термин €œгерменевтика€ употребляется также и в теоретическом смысле:...
24355. Три аспекта бытия науки: как познавательная деятельность, как социальный институт, как особая сфера культуры 83 KB
  Такая переформулировка имеет логическое оправдание: вопервых значение науки как элемента культуры в современных условиях выросло настолько что требует специального рассмотрения см вопрос 7 вовторых научные знания являются наиважнейшей компонентой культуры и одновременно присутствуют в двух других составляющих науки поэтому без обсуждения вопроса о сущности и роли научных знаний в жизни общества не обойтись. Знакомство с деятельной стороной науки позволяет понять не только что происходило и почему происходило но и как происходило то...
24356. Позитивисткая традиция в философии науки. О.Конт как основоположник позитивизма 41.5 KB
  Это значит что: философское знание должно быть абсолютно точным и достоверным; для его достижения философия должна использовать научный метод при познании и опираться на достижения других наук; основной путь для получения научного знания в философии эмпирическое наблюдение; философия должна исследовать лишь факты а не их причины внутреннюю сущность окружающего мира и другие далекие от науки проблемы; философия должна освободиться от ценностного подхода и от оценочного характера при исследовании; философия не должна стремиться...
24357. Неопозитивизм (логический позитивизм – Карнап, Шлик, Рейхенбах и др.). Принципы верификации, физикализма и конвенционализма 56 KB
  22 Предмет философии науки в неопозитивизме Р.Рассел Наиболее последовательную системную роль философия науки впервые приобрела в работах неопозитивистов Р. Неопозитивисты стремились создать философию науки как строгую науку которая позволила бы найти в конгломерате человеческих убеждений мнений те безусловно истинные элементы которые могли бы служить надежным базисом познания и деятельности. Философия науки по их мнению должна базироваться на строгих методологических установках основу которых составляет методология современного...
24358. Постпозитивизм. Характеристика взглядов К.Поппера (принцип фальсификации); И.Лакатоса (роль научной программы); Т.Кун (парадигма и революции в науке); Г.Фейерабенд (принцип пролиферации); М.Полани (2 типа знаний, личное знание) 130 KB
  Понимание предмета философии науки в критическом рационализме К. С точки зрения критического рационализма предметом философии науки является изучение не высказываний а наука как целостная динамичная развивающая система. А это значит что философия не только оказывает стимулирующее негативное или позитивное воздействие на науку но философские положения органически входят в тело науки.Поппер исходил из предпосылки что законы науки не выражаются аналитическими суждениями и в то же время не сводимы к наблюдениям.
24359. Проблема интернализма и экстернализма в понимании механизмов научной деятельности 54.5 KB
  60 Движущие силы развития научного познания: интернализм и экстернализм а Интернализм Что является движущими силами развития научного знания При ответе на этот вопрос исследователь сталкивается с двойственным характером существования и движения научного знания. Они развиваются по внутренней логике: вытекают одна из другой обосновывают друг друга и образуют единую систему знания. С другой стороны исследователь не может не учитывать того обстоятельства что производит эти знания конкретный субъект ученый научное сообщество и что их...
24360. Предмет философии науки: общие закономерности научного познания в его историческом развитии и изменяющемся социокультурном контексте 54.5 KB
  Функции науки культурная технологическая наука как фактор соц регуляции проективно конструктивная экологическая Научное познание процесс получения объективного истинного знания направленного на отражение закономерности действительности. 9 Предмет и структура философии науки Специфика предмета науки определяется в ходе исследовательской деятельности. Поэтому представление о предмете философии науки в истории развития этой отрасли знания существенно меняется.
24361. Наука и культура. Традиционалистический и техногенный тип цивилизации. Ценность научной рациональности 53.5 KB
  Тема соотношения науки и культуры обширна здесь много деталей но общий механизм их взаимодействия таков: наука выявляя законы изменения природных и социальных процессов становится необходимым условием их управления воздействует на потребности общества помогает человечеству в выборе жизненных стратегий поиске путей культурного развития. Надежность влияния культуры на науку подчеркивает хотя бы тот факт что не всякая культура способна продуцировать науку: многие культуры в истории человечества в частности культура майя обходились без...
24362. Соотношение науки и философии 100.5 KB
  Первые пять вопросов получили впоследствии в философии название онтологических или метафизических первый смысл этого понятия проблем. Шестой вопрос гносеологические вопросы философии: философия вырабатывает положения являющиеся базисными для познающего мир о глобальности и абсолютности материи о постоянном развитии мира в целом и отдельных его частей о сотканности мира из противоречий о маятникообразности всех процессов относительно положения равновесия о несводимости закона целого к законам его частей и др. И если на какомто...