97153

Место и роль Джордано Бруно в развитии экспериментального знания

Доклад

Логика и философия

Сложно поверить что в такое время мог появиться такой человек как Джордано Бруно. И именно Джордано Бруно явился связующим звеном между ними. Прежде чем описывать непосредственно философию Джордано Бруно нам необходимо разобраться что же всё-таки послужило основой для его умозаключений.

Русский

2015-10-14

65.86 KB

0 чел.

Место и роль Джордано Бруно в развитии экспериментального знания

«Сжечь – не значит опровергнуть»

Джордано Бруно.

Введение.

Эпоха Средневековья – это эпоха господства религии, схоластических догм и костров инквизиции. Сложно поверить, что в такое время мог появиться такой человек, как Джордано Бруно. Вольномыслие, свобода, стремление к познанию – именно эти слова более всего подходили для описания молодого философа. Сумев отречься от существующих догм, он перешел на качественно иной уровень, создав модель мира, опередившую эпоху. Его учение повлияло не только на философию, но и на экспериментальную физику: если у Коперника гелиоцентрическая теория была выведена не столько опытным путём, сколько математическими вычислениями, то у Галилея гелиоцентризм есть уже теория, построенная на опыте, на эксперименте. И именно Джордано Бруно явился связующим звеном между ними.

Предыстория.

Прежде чем описывать непосредственно философию Джордано Бруно, нам необходимо разобраться, что же всё-таки послужило основой для его умозаключений. Как ни странно, его философия вытекает непосредственно из науки.

Первым, кто пришёл к Гелиоцентрической системе был Коперник. Изучая причину того, что день пасхи каждый год приходится на разный день, своими математическими расчетами он пришёл именно к такому заключению: в центре нашей системы находится не Земля, а Солнце. Создание гелиоцентрической теории было связано и с необходимостью реформы юлианского календаря, в котором две основные точки - равноденствие и полнолуние - потеряли связь с реальными астрономическими событиями; также необходимость совершенствования мореплавательных таблиц движения луны и солнца заставили Коперника заняться этим вопросом. Отказавшись от геоцентризма, Коперник занялся непосредственно математическими расчетами движения нашей солнечной системы. Да, он сумел создать более логичную и простую систему движения, но у него отсутствовали возможности для её доказательства, он не мог доказать её экспериментально, ведь даже первый телескоп появился практически через 100 лет. В 1543 году он издаёт труд «О вращении небесных сфер», который явился результатом всей его деятельности. Однако мало кто замечает в ней революционные идеи. И лишь спустя несколько десятков лет астрономы по-настоящему заинтересовались этим трудом, и одним из них был молодой Джордано Бруно. 

Джордано Бруно.

Джордано Бруно родился около 1548 г. в маленьком городке Нола близ Неаполя. Еще мальчиком он попал в доминиканский монастырь и получил возможность использовать монастырское книгохранилище для обогащения своего ума знаниями. Но, как сам он писал впоследствии, «цензоры стремились отвлечь его от более достойных и высших занятий, наложить оковы на его дух и превратить его из свободного человека, служащего добродетели, в раба жалкого и глупого ханжества». Он проникся ненавистью к схоластике и к монашеству, начал борьбу со старым мировоззрением. Особенное, даже решающее значение для духовного развития и жизненной судьбы Бруно имело знакомство с сочинением Коперника, что случилось, по-видимому, относительно рано.

Глубоко было его удивление перед величием старого астронома, который, не обращая внимания на насмешки невежд и вопреки всеобщим убеждениям, стойко защищал свою позицию. «Убедительное слово Коперника стучало во врата юношеской души», — впоследствии писал он.

Бруно не только безоговорочно принял учение Коперника, но и явился первым гениальным философским истолкователем этого учения. Пытаясь возвыситься до созерцания вселенной в целом, он с отважной последовательностью устранил последнюю ее «границу», оставшуюся у самого Коперника, — сферу неподвижных звезд, «скорлупу и выпуклую поверхность» звездного неба. На этом какие-либо научно-обоснованные умозаключения Бруно заканчиваются. Здесь начинается философия Но какая философия! Средневековое церковное мировоззрение благодаря учению Коперника о вселенной рассеялось у Бруно подобно призраку. Он не скрывал своих «мятежных мыслей», и против него церковники возбудили обвинение в ереси, сформулированное в 130 статьях. Поэтому в 1576 г. Бруно снял с себя одежду монашеского ордена и бежал из монастыря, чтобы превратиться в пропагандиста нового, передового мировоззрения. В течение 15 лет он вел беспокойную жизнь скитальца, изъездив половину Европы, где написал целый ряд книг, преимущественно в форме диалогов. В Италии, Швейцарии, Франции, Англии, Германии, затем снова в Италии — всюду он страстно и красноречиво полемизировал с схоластами, аристотелианцами и прочими. Всюду он старался насаждать свое учение — новое воззрение на вселенную, не желая считаться с общепринятыми взглядами, считая себя «профессором более высокой мудрости», чем та, которую обычно преподают. Бруно не признавал никакого внешнего, постороннего двигателя, который приводил бы в движение небесные тела. Он считал, что движение Земли и других мировых тел имеет «ненасильственный», естественный характер, происходит вследствие своего внутреннего принципа, т. е. в результате присущих им закономерностей. «Если бы посторонний двигатель существовал, — писал он,тогда все движения во вселенной были бы насильственными, а это противоречит всей природе движения». Пантеистическая философия Бруно явилась высшим результатом развития философской мысли эпохи Возрождения, так как в ней наиболее глубоко определились основные тенденции и особенности Ренессанса: гуманизм, стихийная диалектика, признание величия природы. Пантеизм Бруно - самая радикальная и последовательная из всех натурфилософских систем итальянского Возрождения, т.к. в постановке и решении важнейших проблем он пошел дальше своих предшественников.

Один из главных выводов, вытекающих из пантеизма Бруно, - утверждение о бесконечности природы. Он разработал, по существу, материалистическую концепцию Вселенной. Вселенная едина, материальна, бесконечна и вечна. Бесчисленное множество миров находится за пределами нашей солнечной системы. То, что мы видим перед собой, лишь ничтожная частица Вселенной. Земля - малая пылинка в беспредельных просторах мироздания. Бруно, следовательно, в своей космологической теории пошел дальше Коперника, который считал мир конечным, а Солнце представлял как абсолютный центр Вселенной. Бруно отрицает наличие такого центра. Большое значение для развития философии имела теория познания Бруно. Он выдвинул против схоластических догм церковного авторитета принцип сомнения, утверждая критическое отношение к старым теориям и общепринятым положениям, свободу мысли. Право подвергать сомнению догмы есть первейшее право и обязанность мыслителя. Отбросив «истину веры» и признав лишь истину научного знания, Бруно развивал в основе своей материалистическую теорию познания. Предметом познания, по мнению Бруно, является природа, а задача познания - установить за внешней изменчивостью вещей постоянство природных законов. Процесс познания бесконечен.

Таким образом, Джордано Бруно явился не только создателем нового пантеистического учения, но и популяризатора учения Коперника. Путешествуя по Европе, он всюду распространял своё учение.

О эксперементальном знании.

Многие считают родоначальником экспериментальной физики Галилео Галилея. Именно он в полной мере осознал всю важность и необходимость постановки эксперимента. Также трудно переоценить важность создания им телескопа и множества других уникальных приборов. Именно с их помощью он смог научно подтвердить правильность гелиоцентрической системы, зародить экспериментальную физику. Но стало бы всё это возможным, не существуй Коперника и Джордано Бруно? Джордано Бруно, явившийся символом жертвы той эпохи, его философия, пропагандирующая свободу мысли, выбора, необходимость ставить всё под сомнение не могла не повлиять на Галилея. Джордано Бруно сумел взбудоражить сердца многих европейских учёных, его жертва была не напрасна. В руках у Галилея оказалась интереснейшая теория, которую оставалось лишь доказать. Млечный путь, представляющий собой огромное скопление звёзд, доказывал множественность существующих миров, а спутники Юпитера подтвердили то, что объекты могут вращаться не только вокруг Земли. Но, если Джордано Бруно героически погибает за свою идею, то Галилей – совсем другой человек. Это уже учёный, главное для которого – истина, но за неё гибнуть он не намерен. Перед нами появляется наглядный пример того, как философия может быть тесно связана с наукой, влиять на неё, подталкивать. Учение Бруно, которое развилось в рамках философии, оказалось очень близко к научному и, несомненно, повлияло на саму науку и астрономов того времени.  В итоге пред нами предстают 3 уникальных личности, которые изменили не только эпоху, но и вывели науку на новый уровень. Коперник, используя математические знания, вносит новую идею. Бруно, популяризируя теорию, переосмысляет и выводит её на новый уровень. И, наконец, Галилей, который доказывает гелиоцентрическую, увековечивая имена всех троих в истории. Таким образом, Джордано Бруно явился связующим звеном, гений которого внёс огромный вклад в развитие экспериментального знания.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

16000. Виктимология социальные и криминологические проблемы 1.47 MB
  Туляков Вячеслав Алексеевич ВИКТИМОЛОГИЯ В монографии приведены результаты теоретического анализа основных науковедческих проблем современной виктимологии как перспективного направления социальноправовых исследований обеспечивающего повышение эффективнос...
16001. ВИКТИМОЛОГИЯ 924.5 KB
  Туляков В.А. ВИКТИМОЛОГИЯ ВИКТИМОЛОГИЯ от лат victime жертва и греч logos понятие учение область знания на стыке педагогики психологии социологии криминологии и этнографии изучающая различные категории людей жертв неблагопри...
16002. Історія вчень про державу та право 1.45 MB
  Посібник створений з урахуванням досвіду щодо подібних вітчизняних видань, а також власного напрацювання автора при викладанні навчальної дисципліни у вищих навчальних закладах. У посібнику вміщено теоретичний матеріал, перелік літератури, питання для заліку та самоконтролю знань студентів, глосарій контрольні тести-тренінги
16003. Наркоситуация в мире и транснациональный наркобизнес 316 KB
  Владивостокский центр изучения организованной преступности 2002 июль Наркоситуация в мире и транснациональный наркобизнес Реферат Тропиной Татьяны Наркобизнес величайший массовый убийца. Исключая редкие случаи окровавленные руки п
16004. Валютное регулирование в международном инвестиционном праве 935 KB
  Валютное регулирование в международном инвестиционном праве Предисловие Разумное привлечение иностранного капитала в экономику России выгодно: иностранные инвестиции могут помочь стране быстро модернизировать промышленную базу и увеличить ее производстве...
16005. Современные международные отношения 2.56 MB
  На главную страницу ББК 6.4 С 56 Рекомендовано Учебнометодическим объединением вузов Российской Федерации по образованию в области международных отношений в качестве учебника для студентов обучающихся по специальностям Международные отношения и Реги
16006. Словесный портрет 3.34 MB
  Топорков А.А. Т58 Словесный портрет: Практическое пособие. М.: Юристъ 1999. 112 с.: ил. ISBN 579750149Х Практическое пособие подготовлено на основе обобщения теоретических разработок опыта работы правоохранительных органов и личного опыта автора по составлению и испо...
16007. Очерки теории эффективного уголовного процесса 956.5 KB
  В монографии представлены некоторые кажущиеся авторам перспективными идеи теории эффективного уголовного процесса. Авторы пытаются творчески пересмотреть научную парадигму современного российского уголовного судопроизводства, подвергая сомнению ряд ее традиционных
16008. Использование средств массовой информации в борьбе с преступностью 374.5 KB
  Настоящее учебное пособие посвящено проблемам взаимодействия органов внутренних дел с телевидением, печатью, радио. Основываясь н.а материалах передового опыта и теоретической интерпретации данных науки, автор дает практические рекомендации по организации и повышению эффективности взаимодействия правоохранительных